THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

КАЗАНСКОЙ ик. Божией Матери - на КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

Настоятель - протоиерей Николай Евгеньевич ИНОЗЕМЦЕВ, 1953

Протоиерей Валентин Львович ЧАПЛИН, 1926 (заштатн.)

Протоиерей Алексей Евгеньевич СЕМКИН, 1956

Протоиерей Иван Брониславович СИРОТА, 1957

Священник Игорь Олегович ЛЕВТРИНСКИЙ, 1979

Иерей Симеон ЛЕОНОВ (врем.)

Протодиакон Константин Витальевич ЛАПТЕВ, 1966

Диакон Игорь Николаевич ДАНИЛОВ, 1982

БОГОЯВЛЕНИЯ ГОСПОДНЯ б. БОГОЯВЛЕНСКОГО монастыря

Протоиерей Антоний Александрович МАЛОВ, 1959

Протоиерей Андрей Вячеславович ПРИВАЛОВ, 1966

Священник Николай Геннадиевич НЕФЕДОВ, 1976

Священник Андрей Геннадьевич НЕФЕДОВ, 1974

Священник Георгий Кириллович КАМЕНЕВ, 1960

Священник Давид Владимирович ШУПЛЕЦОВ, 1990 (врем.)

Диакон Борис Григорьевич ПОРТНЕНКОВ, 1947 (заштатн.)

Часовня ИВЕРСКОЙ ик. Божией Матери у ВОСКРЕСЕНСКИХ ВОРОТ Патриаршее подворье Приписана к храму Богоявления Господня б.Богоявленского монастыря

Настоятель - протоиерей Геннадий Николаевич НЕФЕДОВ, 1942

Храмы Патриаршего подворья - в КИТАЙ-ГОРОДЕ Приписаны к храму Богоявления Господня - б. Богоявленского монастыря

Свт. НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО «КРАСНЫЙ ЗВОН»

Свв. бесср. КОСМЫ и ДАМИАНА - в СТАРЫХ ПАНЕХ

ПРОРОКА БОЖИЯ ИЛИИ - на б. НОВГОРОДСКОМ подворье

Настоятель - протоиерей Андрей Арнольдович РЕЧИЦКИЙ, 1955

Священник Игорь Николаевич ОСИПЕНКО, 1968

Священник Александр Вячеславович КУРНАСОВ, 1975 (врем.)

УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - на ЧИЖЕВСКОМ подворье Патриаршее подворье

и.о. Настоятеля - протоиерей Леонид Матвеевич КУЗЬМИНОВ, 1932

ап. и ев. ИОАННА БОГОСЛОВА - под ВЯЗОМ Патриаршее подворье - в Китай-городе

Настоятель - игумен ПЕТР (Еремеев Руслан Николаевич), 1973

ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ - в НИКИТНИКАХ

Настоятель - протоиерей Арсений Цанков ТОТЕВ, 1957

Храмы Патриаршего Подворья - в ЗАРЯДЬЕ

Вмч. ВАРВАРЫ, МАКСИМА БЛАЖЕННОГО, ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР с отдельно стоящей колокольней б. ЗНАМЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, Вмч. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА - на ПСКОВСКОЙ горке, РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (сщмч. Климента, папы Римского), ЗАЧАТИЯ прав. АННЫ - что в УГЛУ

Настоятель - протоиерей Вячеслав Николаевич ШЕСТАКОВ, 1955

Протоиерей Вадим Алексеевич ЛЕОНОВ, 1966

Игумен ВСЕВОЛОД (Варющенко Андрей Игоревич), 1953

Протоиерей Ярослав Алексеевич ШИПОВ, 1947

Священник Максим Сергеевич МИХАЙЛОВ, 1973

Диакон Александр Андреевич ШИШКИН, 1984

Часовня ЗНАМЕНИЯ ик. БОЖИЕЙ МАТЕРИ и блг.кн. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО - Памятник гренадерам, павшим под ПЛЕВНОЙ в 1877 г. Патриаршее подворье

и.о. Настоятеля - протоиерей Александр Александрович САЛТЫКОВ, 1941

УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - на УСПЕНСКОМ Вражке

и.о. Настоятеля - священник Владимир Николаевич ЛАПШИН, 1948

Протоиерей Олег Анатольевич БАТОВ, 1969

свв. бесср. КОСМЫ и ДАМИАНА (Благовещения Пресвятой Богородицы) - в ШУБИНЕ

Настоятель - протоиерей Александр Ильич БОРИСОВ, 1939

Протоиерей Александр Иосифович КУЗИН, 1946

Протоиерей Иван Викторович ВЛАСОВ, 1967

Священник Петр Леонидович КОЛОМЕЙЦЕВ, 1959

Чтец-диакон Сергей Михайлович БУЛЫЧЕВ, 1959

Диакон Александр Викторович КОНСТАНТИНОВ, 1977

СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО - в КРАПИВНИКАХ Патриаршее подворье

Настоятель - протоиерей Александр Александрович АБРАМОВ, 1973

Почетный настоятель - протоиерей Иван Викторович ВАВИЛОВ, 1952

Священник Павел Викторович СПЕСИВЦЕВ, 1966 (врем.)

«ЗНАМЕНИЯ» ик. Божией Матери - за ПЕТРОВСКИМИ воротами при ГУ МВД по г. Москве

Настоятель - протоиерей Александр Петрович ТРЕПЫХАЛИН, 1951

РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - в ПУТИНКАХ Патриаршее подворье

Настоятель - протоиерей Федор Николаевич БАТАРЧУКОВ, 1956

Священник Александр Владимирович КОЧУБЕЕВ, 1973

УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - в ПУТИНКАХ

Настоятель - протоиерей Алексей Алексеевич ГОМОНОВ, 1951

Священник Геннадий Викторович ЛАПШИН, 1970

Диакон Павел Николаевич СТОРОЖЕНКО, 1982

(не передан) свт. НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО (Смоленской ик. Божией Матери) - в НОВОЙ слободе

Настоятель - архиепископ Белгородский и Старооскольский ИОАНН, 1960

Священник Николай Андреевич СЕЛЕЗНЕВ, 1962

прп. ПИМЕНА ВЕЛИКОГО (Троицы Живоначальной) - в НОВЫХ ВОРОТНИКАХ, что в СУЩЕВЕ

Настоятель - епископ АРКАДИЙ (Афонин Александр Петрович), 1943

Протоиерей Александр Анатольевич ТОРОПОВ, 1950

Священник Константин Александрович ФЕДУЛОВ, 1985

Священник Илья Викторович ВЛАСОВ, 1982

Протодиакон Андрей Юрьевич МУРЫШКИН, 1962

Диакон Илья Викторович ШЕЛАЕВ, 1978

ТИХВИНСКОЙ ик. Божией Матери - в СУЩЕВЕ

Настоятель - протоиерей Владимир Васильевич ЕРЕМИН, 1929

Священник Сергей Борисович МАСЛЕННИКОВ, 1972

Чтец-диакон Дмитрий Владимирович ТИМОШЕНКОВ, 1964

(не передан) ВСЕМИЛОСТИВОГО СПАСА - б. СКОРБЯЩЕНСКОГО монастыря

Настоятель - протоиерей Александр Сергеевич ИЛЬЯШЕНКО, 1949

Священник Фома ДИЦ, 1963 (врем.)

свт. НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО при НИИ Нейрохирургии им. Н.Н. БУРДЕНКО

Ответственный - протоиерей Николай Иоасафович УЛОВИЧ, 1964

прпп. СЕРГИЯ и ГЕРМАНА ВАЛААМСКИХ чудд. Подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Начальник подворья - иеромонах ВАРСОНОФИЙ (Худояров Виктор Васильевич), 1938

Иеромонах МАКАРИЙ (Старчиков Михаил Николаевич), 1971

Зам. Нач. подворья - иеромонах ИОСИФ (Нугаев Марат Касимович), 1971

Благочинный- иеромонах АГАФАНГЕЛ (Суслов Андрей Владимирович), 1973

Протоиерей Игорь Викторович БЕЛОВ, 1969

Протоиерей Николай Иоасафович УЛОВИЧ, 1964

Протоиерей Александр Викентьевич ПАХОМОВ, 1954

Священник Александр Николаевич КОБЛОВ, 1953

Иеромонах СЕРАФИМ (Куликов Сергей Евгеньевич), 1978

Чтец-диакон Владимир Владимирович АВДЕЕВ, 1951

Чтец-диакон Андрей Игоревич ИЛЬИНСКИЙ, 1974

Село Чусовитино (первое название - деревня Барыши) образовалось в 1830-40 годах, точной даты не установлено. Первые 10-12 дворов расположились вдоль небольших речушек Чесноковки и Чернушки. Жителями были старожилы - сибиряки: Лучшевы, Бердюгины, Берёзовы, Сбегловы и Бормотовы. В период переселения приехали семьи из Белоруссии и Украины. В 1915 году прибыли крестьяне с Урала- реки Чусово, они прожили недолго, вскоре выехали на другое место жительства. Жители занимались земледелием, продукты возили по реке Томи в г. Томск, закупали там мануфактуру, керосин, соль, спички.
Первая церковь с. Барыши была упразднена в первые годы советской власти. Название и годы ее существования не сохранились.
В годы гражданской войны по деревне Барыши проходили карательные отряды Рогова и Голубина.
В 1929 году был организован колхоз имени Блюхера, председателем которого был избран Рыльцев Илья Дмитриевич. В 1930 году открыли начальную школу и магазин, через 5 лет медпункт.
В 1931 году д. Барыши переименовали в село Чусовитино.
В годы Великой отечественной войны из села погибли 90 человек. В память о них в 1967 году был воздвигнут обелиск, а в 1980 году - памятник погибшим воинам.
В 1964 году образован совхоз «Чусовитинский» на базе трех ферм, расположенных в д. Ясная поляна, с. Чусовитино, д. Семеново. Совхоз молочного направления. Крупного рогатого скота - 1938 голов, из них 569 коров, свиней - 313. Пахотные земли, сенокос и пастбища составляли 12779 га, тракторов 56, зерновых комбайнов 18. Работающих - 517 человек.
За годы пятилеток совхоз достиг высоких результатов, тем самым внес ощутимый вклад в выполнение соц. обязательств в честь 26 съезда КПСС.
Члены совхоза награждены правительственными наградами
Орден Ленина - Карпунькин Н.Е.
Трудового красного знамени - Гулькин С.И., Рассказова М. И, Будникова Е.А,
Октябрьской революции - Занкин В.С.
Трудовой славы 3-ей степени - Гулькин С.И
24 человека занесены в книгу Почета района.
В 1997 году началось строительство деревянного храма по благословению протоиерея Сергия Плаксина. Главным инициатором в строительстве церкви была молодая воспитательница детского сада и прихожанка Серафимо - Покровского монастыря Григорьева Мария Николаевна. Она собрала подписи селян о разрешении на строительство, был созван деревенский сход вместе с администрацией района, села и представителем Епархии - протоиреем Сергием Плаксиным. 4 октября 1996 года получено Распоряжение «О выделении земельного участка под строительство церкви в с. Чусовитино». Николаеву Николаю Степановичу было указано место и размеры храма. Он с двумя сыновьями - Евгением и Александром вырыли траншеи и залили фундамент для будущего храма. К осени 1997 года был завезен сруб, который бесплатно изготовил прихожанин монастыря. Одна бригада менялась за другой и, наконец, глубокой осенью 1997 года сруб был поднят и оставлен до весны. С весны 1998 по 2002 год по настоянию о. Тихона и игуменьи Марии, на которых была возложена обязанность построения храма, строительством занимался житель с. Чусовитино Николаев Николай Степанович, в последствии награжденный Архиерейской грамотой. Куратором строительства был иеромонах Серафимо - Покровского монастыря о. Тихон (Белякин). С великим трудом и терпением поднимался храм по молитвам сестер-монахинь монастыря во главе с их настоятельницей игуменьей Марией, которая выделяла кое-какие деньги на цемент, кирпич, песок. Помогали кто, чем мог: Занкин Николай Васильевич выделил 5 кубов плахи, Золотарев Владимир А. оплатил работу каменщика и завез железную ограду. Жертвовали и прихожане, кто сколько мог. Богослужения в храме (еще недостроенном начались с конца 1999 г.). Службы проводили по очереди священники монастыря: игумен Тихон (Белякин), игумен Серафим (Шнуровозов), протоиерей Илья (Власов), иерей Михаил (Зорин). С 2002 по 2012 год настоятелем церкви пророка Божия Ильи являлся иерей Георгий (Щурков Юрий Михайлович). При храме была открыта воскресная школа. Совместно с настоятелем храма, псаломщицей матушкой Ларисой, преподавателем основ православной культуры при Чусовитинской средней школе и заведующей музыкальной школы Шевцовой Мариной Викторовны была составлена учебная программа по духовно-нравственному воспитанию. Преподаватели ВШ стремились к тому, чтобы молодое поколение могло обрести исконные духовные ценности православной веры, в основе которой лежит любовь к Богу и ближнему, сформировать высокие нравственные качества, уважительное отношение к прошлому своего народа, его традициям, глубокую любовь к своему Отечеству.
С февраля 2012 г. и по настоящее время настоятелем храма является о. Сергий (Чуковитов) - Благочинный церквей 3-Ленинск-Кузнецкого округа. С его приходом жизнь церкви оживилась: Прихожан стало больше, улучшилось внутреннее убранство храма, появились новые иконы. Прихожане смогли соприкоснуться с такими святынями как икона Святой блаженной Матроны, иконой Божией Матери «Всецарица», ковчегом с частицами мощей святых угодников Божиих. Второй год подряд проходит Престольный праздник, на который собирается большое количество селян. Проповеди нашего настоятеля настолько глубоки, проникновенны, доступны и порой назидательны, что просто приходится удивляться профессионализму молодого священника. С приходом о. Сергия за небольшое время сплотился основной приход, около 20 человек. Прихожане посещают храм с любовью, благоговением и радостью, отзываются на любую работу при храме. Самое главное - взаимоотношения между прихожанами очень изменились, люди стали относиться друг к другу теплее, добрее, терпимее. Можно сказать, образовалась настоящая маленькая церковь. Слава Богу за все!

В мае этого года вышла книга о.Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории ХХ века». Некоторые положения книги вызвали споры. В частности – оправдание генерала Власова. Кем все-таки он был – этот отмеченный наградами правительства советский генерал, в 42-м году перешедший на сторону нацистов, — предателем или борцом за обманутый Сталиным народ? Помочь разобраться в его характере и судьбе мы попросили историка, кандидата исторических наук, священника Василия СЕКАЧЕВА.

Власов Андрей Андреевич. Родился 1 сентября 1901 г. в с.Ломакино Сергачского уезда (ныне Гагинского района) Нижегородской губернии в крестьянской семье. Окончил сельскую школу и духовное училище, куда его приняли по ходатайству отца – церковного старосты. Два года учился в Нижегородской семинарии, после закрытия которой в 1917 году поступил в Единую трудовую школу II ступени, которую окончил в 1919. Затем учился на агрономическом факультете Нижегородского университета, откуда в 1920 г. был призван в Красную Армию. Участвовал в боях на врангелевском фронте и против отрядов Махно, Каменюка, Попова и других руководителей «зеленых». Остался в армии, находился на должностях младшего и среднего комсостава. Член ВКП (б) с 1930 г. В 30-е гг. служил в Ленинградском и Киевском военных округах. В 1938-1939 гг. военный советник в армии Чан Кай-ши в Китае. Генерал-майор с 1940 г. За успехи в подготовке войск награжден орденами Красного Знамени (1940) и Ленина (1941). В начале Великой Отечественной войны командовал 4-м механизированным корпусом, затем 37-й армией, комендант обороны Киева. После разгрома 37-й армии и оставления Киева вышел из окружения, находился на излечении в госпитале. В ноябре 1941 года назначен командующим 20-й армией, которая под его руководством в декабре 1941 г. остановила 4-ую немецкую танковую армию, освободила от немцев Солнечногорск и Волоколамск, а затем прорвала немецкую оборону на р. Лама, за что Власов получил второй орден Красного Знамени и звание генерал-лейтенанта. В марте назначен заместителем командующего Волховским фронтом, в апреле 1942 принял командование 2-й ударной армией. После окружения и разгрома 2-й ударной армии 12 июля 1942 года попал в немецкий плен. Находился в лагерях для военнопленных в Летцене и Виннице, где дал согласие на руководство созданным немцами Русским комитетом, а затем Русской освободительной армией (РОА), существовавшей до конца 1944 года лишь на бумаге. Руководил деятельностью Дабендорфской школы пропагандистов. Осенью 1944 года после личной встречи с Гиммлером возглавил Комитет освобождения народов России (КОНР) и приступил к формированию вооруженных сил КОНР. 12 мая 1945 захвачен советскими войсками у города Пльзень в Чехословакии при попытке перейти в западную зону оккупации. Осужден Военной коллегией Верховного суда СССР на закрытом судебном процессе 30-31 июля 1946 г. в Москве. 1 августа 1946 года вместе с другими руководителями РОА и КОНР казнен.

Власов и Русское освободительное движение

– О.Георгий Митрофанов настаивает на том, что фигуру следует рассматривать в контексте Русского освободительного движения. Что это значит?

– Русское освободительное движение (РОД) – это принятое у историков обобщающее название для всех вооруженных русских антикоммунистических формирований во время Второй мировой войны. Никакого согласия и единства действий между этими формированиями, по большому счету, не было. Единственное, что их объединяло – все они находились под немецким контролем и хотели сражаться с Советами. Но кто-то верно служил немцам, искренне считая их своими союзниками, кто-то предположительно, покончив со Сталиным, собирался обратить оружие против Гитлера и добиться создания свободной России. Одновременно против Сталина и Гитлера (как сербские четники или бандеровцы на Украине до осени 1944-го) участники РОД никогда не выступали – если не принимать во внимание действия 1-й дивизии РОА под руководством генерала Буняченко 5-6 мая 1945 года в Праге.

Особняком друг от друга вну три РОД держались выходцы из Советской России, в основном, бывшие советские военнопленные, – и русские эмигранты первой волны. Последние, как правило, воздерживались от контактов с тем же Власовым, считая его «красным». Это генерал Краснов, который возглавил у немцев Главное управление казачьих войск вермахта, и генерал фон Лампе, председатель Объединения русских воинских союзов. Хотя рядом с Власовым и были некоторые выходцы из прежней России – но, в основном, это были прибалтийские немцы, которые порой также не очень высоко о нем отзывались.

Что касается мысли о. Георгия Митрофанова о Власове и РОД, то он, мне кажется, хотел сказать следующее: РОД, по его мнению, – явление более широкое, чем просто военные структуры и организации. О.Георгий считает, что это стихийное движение русского народа против коммунизма, вызывавшее массовую сдачу в плен и желание воевать с коммунистами. Это движение оформил, ввел в некое русло генерал Власов. Так возникла его РОА – Русская освободительная армия. Я не согласен с этой точкой зрения. РОА – детище немецкой пропаганды, его участники – обманутые немцами и самим Власовым люди. Массовая сдача в плен обуславливалась параличом советской военной машины, который был вызван сталинскими репрессиями против военных в конце 30-х годов.

Почему на стороне Гитлера сражались многие эмигранты?

В состав германских вооруженных сил входили многие русские части: Русский корпус генерал Бориса Штейфона на Балканах, Русская на­циональная армия генерала Бориса Хольмстона-Смысловского, части генерала Антона Туркула, казачьи войска под руководством генералов Петра Краснова и Андрея Шкуро и еще ряд других.

Для эмигрантов это была попытка продолжить Гражданскую войну в новых условиях. Всем им, в основном, была присуща любовь к Родине и русскому народу. Но они жили по преимуществу прошлым, не хотели принимать новой реальности, не понимали и не очень жалели тех людей, которые выросли в нашей стране после 17-го года. Может быть, из-за всего этого белые, поддержавшие Гитлера, и не смогли разобраться в той угрозе, которую представлял для России германский нацизм.

Между прочим, целый ряд известных эмигрантских деятелей, в том числе белых офицеров, отказался выступить на стороне Гитлера. Поддержка Германии, по их мнению, могла только дискредитировать Русскую идею, носительницей которой считала себя наша эмиграция. Прежде всего, это относилось к генералу А. И. Деникину, бывшему главнокомандующему Вооруженными силами Юга России. 15 ноября 1944 г. он выступил с обращением к солдатам и офицерам Белой армии: “Мы испытывали боль в дни поражений армии, хотя она и зовется “Красной”, а не российской, и радость – в дни ее побед. И теперь, когда мировая война еще не окончена, мы всей душой желаем ее победного завершения…». В частном письме 1944 г. Деникин писал: «Я лично приветствую народный подъем в деле защиты России, радуюсь победам ее над немцами, желаю окончательного их разгрома, но не перестану осуждать - дондеже есмь - большевистскую систему удушения русского народа».

Жесткий антибольшевик белый генерал П. С. Махров обозначал свою позицию во время войны как оборонческую (оборона России против немцев) и говорил: «Наше оборончество исходит из инстинкта самосохранения нации. Оборончество и национализм тесно связаны».

Еще в начале войны русский «Новый журнал», издававшийся в Штатах писал: “Кто бы ни руководил русской армией в ее героической борьбе, мы всей душой желаем России полной победы… Мы никак не призываем к насильственному свержению советской власти, зная, что такое во время войны перемена государственного строя”.

Многие представители эмиграции принимали участие в движении Сопротивления: княгиня Вики Оболенская, княгиня Зинаида Шаховская, Борис Вильде, Илья Голенищев-Кутузов, будущий митрополит Антоний Сурожский. В составе авиаполка «Нормандия-Неман» воевал с немцами на советском фронте сын белоэмигранта, гражданин Франции Лев Углов. Открыто заявлял о своей симпатии сражающейся России бывший офицер Белой армии отец Всеволод Шпиллер, находившийся в союзной немцам Болгарии.

Жизнь на две души

— Скажите, отец Василий, до войны Власов был сознательный коммунист?

– Он был дисциплинированный коммунист. У него не было никаких взысканий, на него составлялись положительные характеристики. Он был на хорошем счету. Вместе с тем, известно, что Власов не всегда разделял политику партии, в частности – критически относился к коллективизации. Однако никакого протеста он никогда не заявлял. Более того, именно в разгар коллективизации, в 1930 году Власов и вступил в ВКП (б).

Мне представляется, что это был человек, который, перефразируя Солженицына, привык «жить по лжи». Такой приспособленец, взращенный Советской властью. Будучи офицером, красным командиром, он привык служить тому, чего не любил, если не ненавидел, служить той власти, которая уничтожала крестьянство, из которого он сам происходил, власти, которая уничтожала лучшие офицерские кадры, к которым он хотел принадлежать. Он понимал, что это ужасно, – и служил, – не высовываясь, как и предлагала эта власть.

Надо сказать, Власов весьма преуспел в этой «жизни по лжи». Он приобрел виртуозную манеру мгновенно перестраиваться в ходе неудобного или потенциально опасного разговора. О. Александр Киселев в своей книге «Облик генерала Власова» передает рассказ самого Власова о том, как однажды, сидя с женой над какой-то советской газетой, он нещадно критиковал статью из этой газеты о политике партии по отношению к крестьянству. В это время вошел его начальник штаба, – и Власов с полуслова перешел на восторженный тон, что есть силы хваля мудрое правительство и прекрасную статью. Когда офицер ушел, жена в сердцах воскликнула: «Андрей! Разве так можно жить?». Но он как раз мог так жить. Более того, эта игра доставляла ему определенное удовольствие.

Приведенное свидетельство особенно ценно тем, что отец Александр совершенно не хотел обличить Власова, духовный облик которого он, на мой взгляд, незаслуженно высоко оценил.

— Отец Александр Киселев – это священник из русской эмиграции?

Отец Александр был вывезен из России девятилетним ребенком (он родился в 1909 году). Его родители поселились в Эстонии, откуда был родом его отец. Александр Киселев стал активным деятелем Русского студенческого христианского движения (РСХД), много содействовал воспитанию православной молодежи, а в 1933 году стал священником. В Таллине, где о.Александр был настоятелем храма свт. Николая, вместе с ним служил диаконом отец Михаил Ридигер, сын которого Алексей, будущий Патриарх, прислуживал о.Александру в качестве алтарника.

Во время Великой Отечественной войны, находясь уже в Германии, куда он переехал после 1940 года, о. Александр занимался пастырским окормлением советских военнопленных, организовывал для них помощь вещами и продуктами. Он ходил в лагеря для военнопленных и согревал людей молитвой, участием, подлинной любовью. Это был настоящий святой человек.

После войны, находясь в американской зоне оккупации, о. Александр устроил в Мюнхене Дом «Милосердный Самарянин» – для помощи русским беженцам, эмигрантам, обездоленным людям, русским детям. При «Милосердном Самарянине» была устроена гимназия, а также – школа сестер милосердия, отдел социальной помощи, издательство, Потом о.Александр переехал в Америку, основал там благотворительный Свято-Серафимовский фонд, а в 1991 г., сразу после падения коммунизма в СССР, мысля теперь свою жизнь только в России, вернулся на Родину, поселился в Москве, в Донском монастыре, где мирно почил в 2001 году.

Конечно, отец Александр ненавидел большевиков – гонителей Церкви и врагов прежней России, которую он так любил. Отец Александр считал, что долг эмиграции – содействовать свержению большевиков. Поэтому, когда появился Власов, о.Александр возложил на него большие надежды. Доверчивый, чистый человек, отец Александр поверил во Власова как в спасителя России, а тот просто обманывал его как хорошо подготовленный актер. Подготовленный жизнью в СССР. О.Александр просто еще не видел таких русских, не осознавал масштабов произошедшей в Советской России мутации.

— Но ведь Власов был верующий человек, он же учился в семинарии. Или семинария – это случайный эпизод?

— Да, в Германии Власов признавал себя верующим. Он даже иногда исповедовался о. Александру – но не в храме, а дома. При этом отец Александр признавал, что духовником Власова он никогда не был. Что же говорил генерал на этих исповедях, трудно сказать, потому что жизнь свою он не менял – а жизнь его всегда была совершенно не христианская как до, так и после плена.

Конечно, неприятно об этом говорить, но на фронте у него было несколько «фронтовых жен», одна из них – Мария Воронова – оказалась с ним и у немцев. В 1941 же году Власов объявил на фронте своей женой военврача Агнессу Подмазенко, в то время как настоящая жена Анна Власова ждала его на родине в Нижегородской области, постоянно получая письма от «милого Андрюши».

Побывав на приеме у Сталина 11 февраля 1942 года, Власов счел своим долгом написать об этом и Анне, и Агнессе, которую отправил к этому времени рожать в тыл. И той, и другой он написал о «великой радости» встречи с «Хозяином» и том, что «такой большой человек» интересовался именно ей – его женой. И то, и другое письмо заканчивалось выспренними сентенциями о том, что только с «НИМ», «самым большим и главным хозяином», «мы разобьем фашистскую гадину». Письма были написаны в один день – 14 февраля – и подписаны примерно одинаково: «твой всегда и всюду Андрюша» (законной жене) и просто «Андрюша» (фронтовой жене).

Эти документы – всего 33 письма Анне и Агнесссе (Ане и Але) – опубликованы в 1998 году Вестником архива президента РФ журналом «Источник».

Кого же из своих жен он любил больше? Видимо, никого – потому что в это время рядом с ним на фронте находилась его третья «милая и дорогая» возлюбленная, та самая повариха Мария Воронова, с которой он потом и оказался в окружении, а после в плену.

После еще целого ряда подобных приключений в Германии (о чем свидетельствуют, в общем-то благожелательно относившиеся к Власову немецкие офицеры прибалтийского происхождения) генерал женился на немке Хейди (Адельхейд) Биленберг, брат которой был адъютантом Гиммлера. Бракосочетание состоялось в Берлине 13 апреля 1945 года, на Крестопоклонной седьмице, посреди Великого поста.

А вот что сам Власов говорил одному из немецких офицеров-прибалтов С. Фрелиху: «Я, собственно, не должен жаловаться, так как моя жизнь была разнообразна и богата событиями. Судьба мне широко благоприятствовала: я сделал большую карьеру, у меня была власть и слава, много женщин, моя жизнь была красивой».

– Возвращаясь ко времени Гражданской войны, хочу Вас спросить: что делал в это время Власов, он ведь был старше отца Александра?

– Да, Власов родился в 1901 году. В с воем открытом письме «Почему я стал на путь борьбы с большевизмом», написанном в марте 1943 года, Власов представлял себя сознательным участником Гражданской войны на стороне красных. Вот дословный текст его письма: «Я сын крестьянина <…> Я принял народную революцию, вступил в ряды Красной Армии для борьбы за землю для крестьян, за лучшую жизнь для рабочего, за светлое будущее русского народа”.

Однако, на самом деле, всю войну Власов учился – сначала в трудовой школе, затем на агрономическом факультете, откуда его и призвали в армию только в мае 1920 года. На фронт он попал вообще лишь в октябре, после командирских курсов, когда до окончания боевых действий оставались считанные недели. На долю Власова выпало, в основном, участие в подавлении крестьянских восстаний – под руководством Махно, Каменюка, Попова и др. То есть, опять получается, что «за счастье народное», «за землю для крестьян» он боролся против самих же этих крестьян. Власть заставила, ничего не попишешь.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама