THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

План
Введение
1 Время
2 Основы просвещённого абсолютизма
3 Как встретили просвещённый абсолютизм
4 Страны
5 Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Введение

Просвещённый абсолютизм - политика, проводимая во второй половине XVIII века рядом монархических стран Европы и направленная на устранение остатков средневекового строя в пользу капиталистических отношений.

Хронологические границы просвещённого абсолютизма заключают в себе период с 1740 г. по 1789 г., то есть от вступления на престол самого яркого представителя века, прусского короля Фридриха II, до французской революции. Воспитанные на идеях философии XVIII века, абсолютные монархи стремились к «общему благу», которое достигается в государстве.

2. Основы просвещённого абсолютизма

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII века, ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

3. Как встретили просвещённый абсолютизм

В литературе «просвещённый абсолютизм» был встречен восторженно. Всё политическое миросозерцание вождя века, Вольтера, есть просвещённый абсолютизм. Этой же точки зрения держалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Ривьером и Тюрго во главе. Руководствуясь принципами и интересами государственной пользы, просвещённые деспоты относились очень недоверчиво к общественным силам, ничего не уступая из своей власти народу. Преобразования идут исключительно сверху. Вот почему просвещённый абсолютизм не мог сочувствовать стремлениям к политической свободе, ограничивавшей верховную власть. Отсюда происходит та двойственность, которая, вообще, характеризует просвещённый абсолютизм, и то антиисторическое направление его, которым отличался XVIII век, провозгласивший естественное право вместо исторического.

Процесс просвещённого абсолютизма охватил все страны Европы, кроме Англии, Польши и Франции: Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм, в Польше не было королевского абсолютизма и господствовала шляхта, а царствовавшие во Франции Людовик XV и Людовик XVI не в состоянии были взять на себя роли инициаторов реформы, вследствие чего прежний строй был разрушен революцией.

5. Монархи, задействованные в просвещенном абсолютизме

Центральными фигурами в этой эпохе были Фридрих II Великий (с 1740 по 1786) и Иосиф II Австрийский (с 1780 по 1790). Другие представители просвещённого абсолютизма:

· в Испании - министр Аранда при Карле III (1759-1788)

· в Португалии - Помбал (1760-1777) при Иосифе Эмануиле

· в Неаполе - министр Тануччи при Карле III и Фердинанде IV

· в Тоскане - Леопольд I (1765-1790)

· в Дании - Кристиан VII (1766-1807) с министром Струэнзе (1769-1772)

· в Швеции - Густав III (1771-1792)

· в Бадене - Карл Фридрих

· в Польше - Станислав Понятовский (1764-1795)

· в России - Екатерина II

Сюда же относятся Карл-Август Веймарский, Иосиф-Эммерих, курфюрст Майнцский, Клемент Саксонский, Кармер, составитель прусского свода законов, Бернсдорф, продолжатель дела Струэнзе, Зедлиц и Герцберг в Пруссии, Дом - посредник Фридриха в Германии, Гольц - его представитель в Париже, Монжела, мечтавший возродить Баварию, князь-архиепископ Иероним фон Коллоредо в Зальцбурге, Фюрстенберг в Мюнстере, Стадион в Майнце, Абель в Штутгардте, Филанджьери в Неаполе, Шлеттвейн - министр в Бадене, Виллармина, Самбукка, Караччиоло - в Сицилии, Нери, Таванти, Манфредини - в Тоскане, Аранда, Гримальди, Флорида-Бланка, Кампоманес - в Испании, барон Крейц и барон Сталь - в Швеции.

Деятельность всех этих реформаторов была в значительной степени подражанием преобразованиям Фридриха II и Иосифа II, которые воплотили в себе два направления, дополняющие друг друга и вполне характеризующие просвещённый абсолютизм. Фридрих был консерватором и во многом лишь продолжал старую гогенцоллернскую политику, которую хотел осветить философскими идеями века. Иосиф II, больше теоретик, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века. В его деятельности, так же как и в деятельности Фридриха II - много противоречий, которые внесла новая государственная идея в традиционную политику абсолютизма. Характер преобразований П. абсолютизма был во всех странах один и тот же, видоизменяясь лишь в зависимости от местных условий; но он существенно отличался в протестантских странах (Пруссия) и католических (Австрия).

Не во всех странах инициатива реформы принадлежала королям. В Португалии, Испании и Неаполе в роли просвещённых деспотов выступали министры, то же произошло и в Дании во время Струэнзе. Общая черта, отличающая представителей П. абсолютизма - деспотизм в проведении своих реформ, самонадеянность и часто необдуманность, непоследовательность.

Все реформы просвещённого абсолютизма, стремившиеся разрушить католико-феодальные отношения, совершались не только ввиду государственных соображений, но и содействовали эмансипации личности. Однако просвещённые деспоты обошли один из крупных недостатков государственной жизни XVIII в. - несовершенство законодательной деятельности государства и не выработали правильного порядка законодательства. Всё зависело от абсолютного монарха или его министра. Реформы П. абсолютизма захватывали область администрации, финансов, суда, умственной жизни, церкви, наконец - область сословных отношений и крестьянского быта.

В области администрации П. абсолютизм стремился к бюрократической централизации, к вытеснению чиновничеством общественных сил и к подавлению интересов дворянства. П. абсолютизм был враждебен народному представительству и старался уничтожить местный партикуляризм. Иосиф II нарушил конституции Австрийских Нидерландов и Венгрии, Фридрих II лишил в 1741 г. земские чины Силезии их права вотировать налоги.

Экономическая деятельность П. абсолютизма вытекала из сочувствия просвещённых деспотов меркантилизму, ставившему выше всего торговлю и промышленность, которые находились под опекой государства. Стремясь к пополнению государственных доходов, к удержанию в стране золота и серебра, П. абсолютизм покровительствовал развитию промышленности, охранял и улучшал в то же время и сельское хозяйство. Вместе с тем П. абсолютизм обратил особенное внимание на распределение налогов и упорядочение государственных расходов.

Громадную заслугу оказал П. абсолютизм судебному устройству и законодательству. «Один закон для всех» - таков принцип, которым руководился П. абсолютизм. В уголовном судопроизводстве были уничтожены пытки, ограничена смертная казнь и улучшено правосудие. Образцом судебной реформы была Пруссия при Фридрихе II, который преобразовал судоустройство и судопроизводство, установил правильный порядок вместо произвола. Задачей просвещённого абсолютизма было не только отделить суд от администрации и создать независимость судей, но и составить свод законов, отличавшийся простотой, ясностью и краткостью. Самуил фон Кокцеи, фон Кармер и Суарец в Пруссии предприняли составление общего кодекса (Allgemeines Landrecht), в котором ярко отразилось влияние философии XVIII в. В Австрии уже при Марии-Терезии судебная часть была отделена от администрации. Иосиф II весьма энергично работал для составления свода законов, издал несколько частных уставов. Свод законов, изданный в Португалии Помбалем, привлёк внимание тогдашнего учёного мира. Эти реформы были проникнуты гуманностью, уважением к человеческой личности и чувством справедливости.

Для распространения образования также принимались серьёзные меры. Уже одно преклонение королей перед философами давало печати больше свободы. С другой стороны, монархи относились безразлично к прессе, так как общественное мнение было забыто. Поэтому эпоха просвещённого абсолютизма характеризуется большей свободой печати, особенно где не затрагивались политические вопросы. Цензурные стеснения были ограничены (в Австрии - цензурный устав Иосифа II в 1781 г.), но по отношению к католическому духовенству сохраняли особенную строгость.

Просвещённый абсолютизм представляет собой эпоху сильного антагонизма между духовной и светской властью. Вместе с «просвещением» абсолютизм относился отрицательно к традициям католицизма, защищая права светского государства от клерикальной опеки и видя опасного врага в римской курии и клире. Борьба против католицизма (в католических странах) велась упорно и часто жестоко. Особенно сильна была власть церкви в Португалии, Испании, Неаполе, которые и открыли поход против притязаний средневекового католицизма. Отнято было у папских булл юридическое значение, если они не утверждены королём, клир подчинён светским судам, закрыты инквизиционные судилища, уничтожено множество монастырей, а имения их перешли в казну, духовенство обложено податями и т. д. В Португалии Помбаль подал пример изгнания иезуитов, ордену которых отовсюду наносятся удары. В 1759 г. иезуитов изгоняют из Португалии, в 1764 - из Франции, далее, в 1767-68, из Испании, Неаполя, Пармы, пока в 1773 г. орден совсем не был уничтожен. До крайности были доведены церковные реформы Иосифом II, который не только хотел ограничить папское влияние в Австрии, ослабить силу духовенства, подчинив его светской власти, но вмешался даже в обрядовую сторону веры, чем возбудил против себя народную массу.

Введение

Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив, ибо ее время отмечено сильнейшим ужесточением крепостного права, обнищанием народа, чудовищным, разорительным для страны мотовством правящей верхушки, тон которому задавала императрица, тратившая фантастические суммы на своих любовников. Это время падения нравов, обесценивания моральных ценностей, время вздорных политических зигзагов, похоронивших многие перспективные начинания и обусловленных влиянием на Екатерину сменявших друг друга фаворитов.

Но с другой стороны, это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства, значительных внутриполитических преобразований и небывалого расцвета культурной жизни.

Существует множество противоречивых суждений и о самой императрице. Одни считают ее притворной, распутной, легко поддающейся чужому влиянию, другие же видят в ней цельную натуру, человека высокообразованного, делового, энергичного, необычайно работоспособного, самокритичного, знающего свои слабые и сильные стороны.

И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого.

Просвещенный абсолютизм - что это такое?

Екатерина II проводила политику, получившую название «просвещенный абсолютизм». Во второй половине XVIII столетия во многих государствах Европы становится популярной идея французских просветителей о «союзе государей и философов». В этот период абстрактные категории переносятся в сферу конкретной политики, которая предполагала правление «мудреца на троне», покровителя искусств, благодетеля всей нации. Это был целый этап в истории общества, причем не только русского, но и всего европейского. В роли просвещенных монархов выступали шведский король Густав III, прусский -- Фридрих II, австрийский император Иосиф II, русская императрица Екатерина II. Политика просвещенного абсолютизма выражалась в проведении реформ в духе идей Просвещения, возглавляемых просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах. Это было время робких реформ, не затрагивающих основ феодально-абсолютистского строя, время либерального заигрывания правительств с философами и литераторами. Но вот грянула французская буржуазная революция, и европейские монархи сразу же отказались от идей просвещенного абсолютизма.

В понимании сути и целей политики просвещенного абсолютизма существует известная неопределенность. Можно спорить о точном значении термина «просвещенный абсолютизм», но общий характер той эпохи легко узнаваем. Именно веку Просвещения (XVIII столетие в истории европейской культуры) свойственно особое видение мира, оказавшее сильное влияние на все последующее общественное развитие. Россия совместно с Европой пережила Просвещение: на смену средневековому сознанию пришло сознание Нового времени. Мировосприятие русского дворянина (а именно образованное дворянство стало главным носителем идей европейского Просвещения) типологически было сходно с сознанием его современника -- европейца. Можно говорить о всеобщей увлеченности идеями Просвещения: их разделяли представители почти всех слоев русского общества. Наибольшей популярностью пользовались Вольтер, Дидро, Гольбах, Гельвеций. Так, почти все произведения Вольтера были переведены на русский язык; те сочинения, которые не могли пройти цензуру, распространялись в рукописях.

Эпохе «просвещенного абсолютизма» была присуща определенная идеология. Выделим ее характерные черты:

идея равенства всех людей,

государство создается в результате общественного договора, следствием которого являются взаимные обязательства монарха и подданных;

именно государство есть главное средство создания общества всеобщего благоденствия;

все реформы, основывающиеся на справедливых законах, должны идти сверху, от государства, в основе деятельности которого лежит принцип: «Все для народа, и ничего -- посредством народа»;

просвещение -- одна из важнейших функций государства и одновременно способ воспитания из подданных сознательных граждан;

признание свободы слова, мысли, самовыражения.

Пример увлеченности европейским Просвещением подавала сама Екатерина. Она не только читала произведения французских просветителей, но и состояла с ними, особенно с Вольтером и Дидро, в оживленной переписке. Вольтер называл ее не иначе как «великая Семирамида Севера», а в письме к одному русскому адресату писал: «Я боготворю только три предмета: свободу, терпимость и вашу императрицу». В письмах к Вольтеру Екатерина II не скупилась на либеральную фразеологию и даже прибегала к прямой лжи в изображении русской действительности.

Просвещенный абсолютизм -- политика, порожденная временем разложения феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений, нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков. Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями французского просвещения Монтескье, Вольтером, д"Аламбером, Дидро и др. Эти просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как полагали короли, предотвратить угрозу их тронам.

Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде; уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г она приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования -- созыву комиссии для составления нового Уложения.

Основоположником идеи «просвещенного абсолютизма» считают философа Томаса Гоббса. В центре этой теории стояло светское государство, покровителем которого был абсолютный монарх. «Просвещенный абсолютизм» вышел за рамки прежнего понимания государства, для которого был характерен узкий практицизм целей и методов управления страной. Этот подход предполагал ответственность правителя не только за государственные дела, но и за «общественное благо».

Литература просветительской направленности, получившая широкое хождение в обществе в середине XVIII века, не ограничивалась лишь критикой существовавших порядков. Стремления мыслителей были направлены на то, чтобы в обществе разворачивались реформы, инициатором которых должно было стать государство и «просвещенные» правители. Отличительный признак «просвещенного абсолютизма» – союз рационалистической философии и абсолютной монархии. Ярким воплощением описанных идей были философские и политические взгляды Вольтера.

Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для многих стран Европы, за исключением разве что Франции, Англии и Польши. Англия не нуждалась в подобных идеях, поскольку нашла другие пути для осуществления реформ. В польском государстве отсутствовал абсолютизм, там господствовала шляхта. А правители Франции не смогли взять на себя ответственность за проведение социальных преобразований, в результате чего монархия в этой стране к концу XVIII века перестала существовать.

«Просвещенный абсолютизм» в России

Идеи «просвещенного абсолютизма» нашли отражение в политике российской императрицы Екатерины II. Она находилась под определенным влиянием французских просветителей XVIII века – Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье. В трудах этих мыслителей Екатерина нашла взгляды, которые позволили ей использовать свое положение в государстве для укрепления позиций абсолютизма. В те времена в Европе было модно и выгодно слыть «просвещенным» правителем.

Настольной книгой императрицы было «О духе законов», написанное Монтескье. В нем говорилось о необходимости разделения власти в абсолютистском государстве на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Но Екатерина стремилась построить так, чтобы необходимость в демократической конституции отпала. Императрица ограничилась лишь расширением прав и привилегий отдельных сословий.

К «просветительским» реформам Екатерины II можно отнести проведенные в годы ее правления изменения в культуре и образовании. В 1783 году она даровала частным лицам право заводить собственные типографии, что положило начало «вольному книгопечатанию». Чуть позже была проведена реформа народных училищ, а затем открылись женские учебные заведения. Подобные мероприятия позволяли Екатерине II сохранять престижный имидж «просвещенной» императрицы.

Понятие «просвещённый абсолютизм»

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти.

Французские просветители М.Ф. Вольтер, ШЛ. Монтескье, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Один из путей достижения свободы, равенства и братства философы видели в деятельности просвещенных монархов - мудрецов на троне, которые, пользуясь своей властью, помогут делу просвещения общества и установлению справедливости. Медушевский А. Н. Утверждение абсолютизма в России// А. Н. Медушевский. - Москва, 1994

Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.

«Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма -- союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Так же многие из монархов под влиянием идей европейского Просвещения осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы своих государств. К просвещённым монархам принято относить Фридриха II Прусского, Иосифа II Австрийского, Карла III Испанского, Густава III Шведского и Екатерину II. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов// под ред. В. Н. Глазьева. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005.

Время правления Екатерины II называют эпохой "просвещенного абсолютизма”. В России суть "просвещенного абсолютизма” состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты.

Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ. В роли "просветителей” того времени выступали и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II.

Идеалом Ш. Л. Монтескье, чье сочинение “О духе законов” было настольной книгой Екатерины II, являлась конституционная монархия с четким разделением законодательной, исполнительной и судебной властей. Такая политика не могла проводиться долгое время. После Великой французской революции наметился курс на усиление внутренней и международной реакции, что означало конец периода просвещенного абсолютизма.

Развитие «просвещённого абсолютизма» в России

Развитие и воплощение начал "просвещенного абсолютизма” в России приобрело характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой образовался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное разделение: дворянство, мещанство и крестьянство.

Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина 2 активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности.

С 1763 г. Екатерина II начала постоянную переписку с М.Ф. Воль­тером и его единомышленниками, обсуждая с ними государственные дела. Она подчеркивала, что книга ШЛ. Монтескье стала ее путеводи­телем в политике. В странах Западной Европы заговорили о “великой Семирамиде Севера”.

Желание лучше узнать Россию привело Екатерину к мысли о поезд­ке по стране, как до этого делал Петр Великий. В начале своего царст­вования Екатерина II посетила Ярославль и Ростов Великий, побывала в Прибалтике, проехала по Волге от Твери до Симбирска.

Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской. Задачи "просвещенного монарха” Екатерина 2 представляла себе так: "1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. Брикнер А. Г. История Екатерины Второй// А. Г. Брикнер. - Москва, 2002

Стратигические цели Екатерины II состояли в осуществлении идей просветителей и, с поправкой на российскую действительность, сводились к всемерному укреплению абсолютистского государства путём создания соответствующей социальной опоры, с законами, регулирующими отношения общества и государства. Так же это стремление сохранить существующий строй путём укрепления позиции дворянства, усиления его прав и привилегий. Отечественная история: учебное пособие для студентов вузов// под ред. В. Н. Глазьева. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005.

Происходившая из захудалого немецкого рода, Екатерина II (Софья-Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) отличалась умом и образованностью. В начале своего царствования она попыталась править в духе просвещенного абсолютизма , под которым понимается такая форма монархии, при которой монарх проводит косметические либеральные преобразования, не затрагивающие основ абсолютизма. Кроме Екатерины, к числу просвещенных монархов относились Людовик XVI, Фридрих II Великий.

В чем же проявлялся просвещенный абсолютизм Екатерины II?

С целью изменения российского законодательства в сторону его либерализации императрица созывает в 1767 г. Уложенную комиссию , в которую входили выборные депутаты от дворянства, городов, духовенства и государственных крестьян. Эта комиссия должна была выработать новый свод законов вместо действующего до сих пор и безнадежно устаревшего Соборного уложения 1649 г. Екатерина обратилась к депутатам с Наказом, призывавшим к созданию в России гражданского общества (равенство всех перед законом, верховенство закона). Однако деятельность комиссии не дала ожидаемых результатов. В 1769 г. комиссия была распущена.

В этот период проводятся не только просветительские мероприятия, но и реформы, направленные на укрепление государства. В 1764 г. отменено гетманство на Украине. Отныне, ею управляют президент Малороссийской коллегии и генерал-губернатор Малой России. На обе должности был назначен П.А. Румянцев.

Практически упразднена система коллегий. Их заменили Казенные палаты. В упадок приходит Сенат.

После роспуска Уложенной комиссии Екатерина сосредоточила свою деятельность на распространении идей просвещения. Идет активная переписка императрицы с Вольтером (завещал Екатерине свою библиотеку), Дидро и многими другими просветителями. Для воспитания старших внуков Екатерины (Александра и Константина) из Швейцарии приглашен философ и либерал Лагарп.

С молчаливого согласия императрицы в стране действуют масонские ложи, через которые либеральные идеи проникают в Россию. Среди их членов можно было встретить самых выдающихся людей того времени: Баженов, Фонвизин, Сумароков, Ломоносов, Кутузов, Херасков, Радищев, Новиков, Щербатов и многие другие. Впрочем, русское масонство, будучи глубоко патриотичным и приверженным православным ценностям, значительно отличалось от западного.

Немало делается Екатериной для развития науки и системы образования. В 1768 г. императрица с сыном Павлом Петровичем первыми в России сделали прививку от оспы. В 1765 г. в Петербурге создано первое научное общество – Вольное экономическое общество. Создана система городских училищ.

Поворотным моментом в политике просвещенного абсолютизма стала крестьянская война под предводительством Е. Пугачева. После ее окончания начинается второй этап правления Екатерины II. Пугачевщина напугала русское общество и заставила Екатерину отказаться от либеральных преобразований. Проводится ряд мероприятий, направленных на усиление государственного аппарата.

Важнейшим преобразованием, предпринятым ею, была областная (губернская) реформа (1775 г.), необходимость которой была обусловлена слишком большими размерами губерний, делавшими их плохо управляемыми. Выделение губерний теперь происходило не по территориальному, а по демографическому признаку. Россия была разделена на 50 губерний (по 200-300 тыс. душ на каждую) и уезды (20-30 тыс. душ). В основу новой системы органов местного управления был положен принцип разделения властей. Губернатор и подчиненное ему губернское правление занимались административно-управленческой деятельностью; Казенная палата – торговлей и финансами.

В 1785 г. Екатерина дала Жалованную грамоту на права и вольности российского дворянства . Грамота подтвердила прежние привилегии (владение землей, крепостными, право не служить) и дала новые. Дворяне получали свободу голоса, перемещения, право создавать свои дворянские собрания по уездам и губерниям, выбирать предводителей и сообща, корпоративно отстаивать свои интересы. Они освобождались от телесных наказаний. Другими словами, дворяне стали первым в России сословием получившим гражданские права. Видимо именно поэтому эпоха Екатерины вошла в историю как «Золотой век русского дворянства» .

В 1785 г. была подписана Жалованная грамота городам , по которой зажиточное купечество освобождалось от подушной подати и телесных наказаний, а также допускалось к управлению городами.

Окончательный отход от политики просвещенного абсолютизма происходит после казни в 1793 г. Людовика XVI. Великая французская революция, первоначально встреченная Екатериной с восторгом, как триумф идей демократии, теперь наглядно показала императрице к чему могут привести либеральные заигрывания с народом. В Россия полностью свернуты любые просветительские преобразования. Жестоко преследуется свободомыслие.

Внешняя политика России в середине - второй половине XVIII века

В эту эпоху внешняя политика России определялась двумя основными направлениями. Правительство стремилось, во-первых, закрепиться на берегах Черного моря, во-вторых, присоединить к России западные земли. Кроме того, с петровских времен, Россия являлась непременным участником различных союзов европейских государств, принимая активное участие в решении разнообразных международных проблем.

Первым примером вмешательства России в международные дела стало участие в борьбе за Польское наследство . В 1733 г. русская армия сажает на польский престол своего ставленника Августа III.

Другим примером подобной деятельности является участие России в Семилетней войне (1756-1763 ), которую ряд европейских государств вели против прусского короля Фридриха II Великого. В войну Россия вступила в 1757 г. В ряде сражений – при Гросс-Егерсдорфе (1757 , под командованием С.Ф. Апраксина) и в генеральном сражении при Кунерсдорфе (1759 , под командованием П.С. Салтыкова) – русская армия одержала блестящие победы. В 1760 г. она заняла Берлин – столицу Пруссии. Однако кратковременное царствование Петра III (1761-1762), преклонявшегося перед Фридрихом, свело на нет эти успехи: Россия в 1762 г. вышла из войны, вернув Пруссии все захваченные территории. Во время Семилетней войны началась полководческая карьера Суворова.

С 1776 г. Россия оказывает активную поддержку Североамериканским колониям в их борьбе за независимость. Такая политика, во-первых, соответствовала либеральным наклонностям Екатерины, а, во-вторых, ослабляла Англию – серьезного конкурента России.

Позднее, в 1795 г., Екатерина II заключила союз с Пруссией и Австрией, готовясь вместе с ними выступить против революционной Франции. Только смерть царицы прервала поход во Францию 60-тысячного экспедиционного корпуса во главе с А.В. Суворовым.

На протяжении всего XVIII века Россия вела русско-турецкие войны, главной целью которых было укрепление ее позиций в Северном Причерноморье. Именно в середине XVIII века возникает т.н. Восточный вопрос – Россия начинает вести борьбу за контроль над проливами Черноморскими проливами (Босфор и Дарданеллы). Решение этой задачи позволило бы русскому флоту беспрепятственно выходить из Черного моря в Средиземное. Это превратило бы в гегемона Европы.

Русско-турецкая война 1735-1739 гг., в ходе которой русская армия под командованием Б.К. Миниха заняла почти весь Крым, дала очень скромные результаты: по Белградскому миру к России был присоединен только Азов, да и то нейтрализованный.

Серьезное наступление на юг развернулось при Екатерине II. Русско-турецкая война 1768-1774 гг., во время которой блестящие победы одерживали как русская армия (в 1770 г. на реках Ларге, Кагуле и при Рябой Могиле под командованием Румянцева), так и флот (в 1770 г. Чесменское сражение под командованием Спиридова и Грейга), закончилась заключением мира в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи (1774 г.). Россия получила территорию в Северном Причерноморье между Днепром и Южным Бугом с сильной крепостью Кинбурном, а также небольшую часть Крыма – Керченский полуостров с крепостью Керчь. Крым был признан независимым, однако в 1783 г. Екатерина II опубликовала указ о включении Крыма в состав России.

В результате следующей войны 1787-1791 гг., в ходе которой русская армия под командованием А. В. Суворова разгромила турок при Фокшанах и на реке Рымник (1789 ), а затем штурмом взяла крепость Измаил в устье Дуная (1790 г.). Во время этой войны мир узнал о еще одном талантливом русском полководце: в 1791 г. М.И. Кутузов разбил турок при Бабадаге и Мачине. На море так же были одержаны славные победы: турецкий флот был уничтожен эскадрой Ф.Ф. Ушакова у мыса Фидониси. Общее руководство русской армией осуществлял фаворит и, очевидно, тайный супруг Екатерины Г.А. Потемкин, который в 1788 г. лично руководил взятием Очакова. В 1791 г. был заключен Ясский мир. К России присоединялась территория между Бугом и Днестром.

Грандиозные военные успехи России убедительно свидетельствовали о высоком уровне развития русского военного искусства. Одним из основных военных теоретиков этой эпохи являлся выдающийся полководец А.В. Суворов, который изложил свои основные идеи в книге «Наука побеждать» .

В 1783 г. заключен Георгиевский трактат с грузинским царем Ираклием II – присоединение Восточной Грузии.

Присоединение западных земель к России было связано с разделами Речи Посполитой – обширного, но очень слабого государства. Этой слабостью воспользовались сильные соседи. В 1772 г. по инициативе Пруссии произошел первый раздел. Россия получила восточную часть Белоруссии. Второй раздел Польши произошел в 1793 г. К России отошла центральная часть Белоруссии и Правобережная Украина. Восстание 1794 г. под руководством Костюшко, стремившегося отстоять независимость Речи Посполитой, было подавлено Суворовым, но послужило поводом к третьему ее разделу в 1795 г. Россия присоединила Литву (Курляндию) и Западную Белоруссию.

Благодаря успешной вешней политике Екатерины II Россия становится одним из самых сильных и влиятельных государств в Европе.

Социальные движения XVIII века

Причины социальных выступлений XVIII в.:

  1. Ужесточение контроля государства над обществом.
  2. Наступление государства на права и привилегии отдельных слоев населения – казаков, стрельцов и т.д.
  3. Усиление крепостного гнета.
  4. Разрушение традиционного уклада русской жизни, вызвавшее острое неприятие российского общества.

Первым крупным выступлением против произвола государства стало Астраханское восстание 1705-1706 гг. Основную роль в нем играли стрельцы, сосланные из Москвы после восстания 1698 г. В целом восстание носило городской характер. Его главной причиной стало увеличение торговых пошлин, больно ударившее по занимающимся коммерцией горожанам и стрельцам. Поводом к социальному взрыву послужило брадобритие. Восстание было подавлено Шереметевым.

В 1707-1708 гг. на Дону происходит восстание К. Булавина, носящее в основном казачий характер. Причина восстания – начало интенсивного розыска в казачьих районах беглых крестьян и возвращение их хозяевам. Тем самым нарушается основополагающий принцип казачьей вольницы – «С Дона выдачи нет». Однако долгое время эти розыски не вызывали сопротивления зажиточных (домовитых) казаков, сотрудничающих с государством. Борьбу против царских отрядов ведет только голутва (беднейшее казачество). Ситуация в корне меняется с прибытием на Дон отряда князя Ю. Долгорукого. Его зверства стали поводом к началу крупного восстания с участием домовитого казачества. Основные события разворачивались в районе Пристанского городка и Черкасска, присоединившегося к восстанию. После неудачного штурма Азова в рядах восставших произошел раскол. Булавин был убит зажиточными казаками. Летом 1708 г. восстание подавлено, но отдельные очаги сопротивления сохранялись до 1710 г.

В 1705-1711 гг. происходит восстание в Башкирии. Имея в целом те же причины, что и остальные выступления, это восстание приобрело так же ярко выраженную национально-освободительную окраску.

В середине XVIII в. возникают массовые восстания работных людей на мануфактурах. Крупнейшим из них было Кижское восстание (1769-1771 гг.) в Карелии.

Но самым ярким событием социального движения России XVIII в. явилась крестьянская война Е. Пугачева. Она началась в 1773 г. в прикаспийских степях на реке Яике (на южном Урале). Казак Емельян Пугачев, выдававший себя за Петра III, сумел поднять местное казачество на борьбу против государства. К его войску присоединились отряды крестьян, поэтому война приобрела крестьянский, антикрепостнический характер. Восставших поддержали и башкиры во главе с Салаватом Юлаевым. Захватив ряд крепостей, Пугачев осадил губернский город Оренбург. Потерпев здесь неудачу, он ушел на Урал, где в его войско влились рабочие с металлургических заводов. В 1774 г. Пугачев перенес военные действия на Волгу. Потерпев поражение под Казанью, он стал отступать на юг, захватывая на своем пути Саранск, Пензу, Саратов. Однако размах восстания напугал зажиточных казаков. В сентябре 1774 г. под Царицыном Пугачев был окончательно разгромлен и выдан своими сторонниками правительству. В 1775 г. он был казнен в Москве. В подавлении последних очагов сопротивления приняли участие возвращавшиеся после Русско-турецкой войны полки А.В. Суворова.

Социально-экономическое развитие России в XVIII века

В XVIII в. в экономике России получили свое дальнейшее развитие процессы, начавшиеся еще в допетровские времена. В хозяйственный оборот все более интенсивно включались новые земли, прежде всего в южных районах страны. Богатые урожаи давали излишек зерна, который шел и на внутренний рынок и, благодаря черноморским портам, на экспорт. Центральные и северные регионы страны начинают специализироваться на производстве льна, конопли, кож, востребованных мануфактурным производством.

Во второй половине XVIII в. в экономике России преобладают уже частные мануфактуры, которые ориентировались не на казенные поставки, а на рынок. На таких предприятиях использовался в основном труд наемных рабочих. Однако определяющую роль в промышленности продолжают играть мануфактуры, обслуживающие государственные потребности: металлургические, суконные, парусинные и пр. В тяжелой промышленности преобладает труд крепостных (посессионных) крестьян. Успехи мануфактурного производства позволили уже в середине XVIII в. удовлетворять основные потребности страны отечественной продукцией, часть которой – железо, парусина – шла на экспорт.

Все это способствовало становлению рыночных отношений: к концу XVIII в. окончательно складывается всероссийский внутренний рынок. Правительство поддерживало этот процесс: так, в 1754 г. указом Елизаветы были отменены внутренние пошлины, сохранившиеся от периода раздробленности и очень мешавшие торговле. При Екатерине II в 1765 г. была объявлена свобода предпринимательства, т.е. упразднены монополии в промышленности и торговле.

В 1764 г. проведена секуляризация (выведение из-под контроля церкви) монастырских земель. Бывшие монастырские крестьяне стали называться экономическими .

В сфере социальных отношений продолжалось закрепощение крестьянства. Все большее количество государственных земель, прежде всего во вновь осваиваемых южных районах, передавалось помещикам, которые заселяли их крепостными.

Крепостное право становится все более интенсивным: власть помещика над крестьянами увеличивается. Уже в первой половине XVIII в. помещики стали собирать подушную подать с крестьян, приносить за них присягу государству, контролировать не только их хозяйственную, но и личную жизнь. Во второй половине XVIII в. правительство издает ряд указов, усиливавших помещичий произвол. Указом 1760 г. помещику позволялось ссылать непокорных крестьян в Сибирь, с 1765 г. – отправлять их туда же на каторжные работы. Наконец, в 1767 г. Екатериной II был издан указ, запрещающий крестьянам жаловаться на помещика.

Все больше привилегий получает дворянство. В 1730 г. дворяне добились отмены той части указа о единонаследии, которая предписывала передавать земли только одному наследнику. В 1736 г. срок дворянской службы ограничивался 25 годами. В то же время дворяне перестают начинать свою службу рядовыми, как было заведено при Петре I: с 1730-х гг. дворянские отпрыски либо оканчивали корпус кадетов (создан в 1732), сразу после этого становясь офицерами, либо родители записывали их в полк еще малолетними, и они, ни дня не прослужив, по выслуге получали офицерский чин. Наконец, в 1762 г. Петром III был издан Манифест о вольности дворянской.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама