1. Какой из приведенных признаков не относится к старославянизмам?
1) Начальный звук [а], соответствующий русскому [йа];
2) основы благо-, добро-, зло-;
3) стечение гласных звуков;
4) приставки воз-, низ-, из-.
2. Какое из приведенных слов является старославянизмом?
1) Браслет;
3. Выпишите из предложения диалектное слово.
Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.
4. Выпишите из текста жаргонное слово.
Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.
5. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.
Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
6. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.
Анисим взял косу, прошелся по ней бруском.… Посмотрел на кошенины – неплохо с утра помахал.
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
7. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.
«А что случилось?» – «Острый лейкоз. Вчера делали повторный анализ».
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
8. Какие слова не имеют синонимов в современном языке?
1) Историзмы;
2) архаизмы.
9. Определите тип устаревшего слова.
Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал.
1) Архаизм;
2) историзм.
10. Определите тип устаревшего слова.
У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота.
1) Архаизм;
2) историзм.
11. Определите тип устаревшего слова.
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Боком одним с образцом схож и его перевод. (А.С. Пушкин)
1) Архаизм;
2) историзм.
12. Определите тип устаревшего слова.
Я с жадностью следил, как ставила она Передо мною сыр с фиаскою вина. (А.Майков)
1) Архаизм;
2) историзм.
13. Выпишите историзм (в той же форме, в какой слово употреблено в предложении).
Тредьяковский отпирает сундук, вынимает из кошки монету и вручает ее с поклоном. (И.Лажечников)
14. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.
Ну, уж комиссия мне с вами…... ведь вы как ребенок: дай, да подай огонь в руки. (Ф.Достоевский)
2) устарело значение слова;
3) устарело все слово.
15. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.
Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы...… (А.Пушкин)
1) Устарела одна из морфем слова;
2) устарело значение слова;
3) устарело все слово.
16. Определите, к какому типу лексических единиц относится выделенное слово.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Поглядел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
(С.Бондаренко)
17. Что свидетельствует о старославянском происхождении слова ниспослать?
1) Суффикс инфинитива -ть;
2) приставка нис-;
3) лексическое значение слова.
18. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?
1) Старославянское слово было вытеснено русским;
2) исконно русское слово было вытеснено старославянским.
19. Выпишите неологизм:
Социализм отмирает, но его ментальность продолжает существовать, и пока никакой другой способ осмысления реальности не приходит ему на смену.
20. Выпишите неологизм:
Поневоле возвращаешься к феномену академика Сахарова, несшего в себе тихую харизму миротворческой убедительности, рожденную из сплава безусловной внутренней честности, политического кругозора и опыта гражданской терпимости.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 3 | 2 | балке | качался | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 |
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | 1 | 1 | кошки | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | ментальность | харизма |
Тест по теме
«Основные лексические единицы
(синонимы, антонимы, омонимы)»
1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
1) затруднение;
2) тяжесть;
3) осложнение;
4) заминка;
5) загвоздка.
2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
1) надоедливый,
2) назойливый,
3) навязчивый,
4) дотошный,
5) неотвязный,
6) докучный.
3. Найдите синонимы к выделенному слову: крутой берег .
1) Низкий;
2) обрывистый;
3) пологий;
4) отвесный;
5) размытый;
6) песчаный.
4. Найдите синонимы к выделенному слову: косой взгляд.
1) Холодный,
2) суровый;
3) недоверчивый;
4) теплый;
6) подозрительный.
5. Выберите доминанту синонимического ряда:
1) мозговать;
2) соображать;
3) раздумывать;
4) кумекать;
5) думать;
6) обмозговывать.
6. Определите тип синонимов: осьминог – спрут.
1) Абсолютные синонимы;
7. Определите тип синонимов: лгать – трепаться – брехать.
1) Абсолютные синонимы;
2) различаются оттенками значения;
3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.
8. Определите тип синонимов: опыт – практика – навык.
1) Абсолютные синонимы;
2) различаются оттенками значения;
3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.
9. Выберите антоним к выделенному слову: легкая задача .
1) Тяжеловесная;
2) массивная;
3) трудная;
4) грузная;
5) математическая;
6) решенная.
10. Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб .
1) Ароматный;
2) ржаной;
3) вчерашний;
4) черствый;
5) вкусный;
6) свежий.
11. Определите тип антонимов.
Стрелял в журавля , а попал в воробья.
1) Языковые антонимы;
2) контекстуальные антонимы.
12. Выберите слова, имеющие омонимы.
1) Шелковая лента;
2) платить по таксе;
3) важное событие;
4) перебить оратора;
4) заплыть за буйки;
13. Определите тип омонимов.
«Фунт сахара и фунт стерлингов» (заголовок статьи).
1) Лексические омонимы;
2) омофоны;
3) омоформы;
4) омографы.
14. Определите тип омонимов.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос….
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
1) Лексические омонимы;
2) омофоны;
3) омоформы;
4) омографы.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ | 2 | 4 | 2, 4 | 3, 6 | 5 | 1 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2, 4, 5 | 1 | 3 |
Тест по теме
«Паронимы и парономазы»
1. Выберите окончание предложения.
Паронимия отличается от парономазии тем, что…
1) …паронимы имеют сходное, а парономазы – одинаковое звучание;
2) …парономазы – это однокоренные слова, а паронимы имеют разные корни;
3) …паронимы – это однокоренные слова, а парономазы имеют разные корни;
4) …паронимы имеют одинаковое, а парономазы – сходное звучание.
2. Определите, какое лексическое явление использовано в предложении.
Я люблю книги Воронина.… Может, поэтому и прихватил в дальнюю дорогу его книгу, в далеких краях напоминающую о Родине. (С.Борзенко)
1) Паронимия;
2) парономазия.
3. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.
Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. (В.Песков)
4. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.
В маленьком городе этом абонентов вызывали не по номерам, а просили телефонистку. (Г.Бакланов)
5. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Во всех пушкинских программах Яхонтова возникал образ Пушкина, самый ____ и самый достоверный из всех сыгранных Пушкиных. (И.Андроников)
1) Поэтический;
2) поэтичный.
6. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Преподаватели дают студентам список ____ литературы и свою концепцию на лекциях.
7. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Студент Марсов, верзила из семинаристов, не давал ему [Пирогову] проходу, глупо и глухо острил на его счет, а другие смеялись и радовались этому ____ представлению. (Ю.Герман)
1) Дареному;
2) дарственному;
3) даровому.
8. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Несмотря на рассветный час, людей было много… Какая-то ____ часть двигалась шагом к заставе . (Ю.Трифонов)
1) Конская;
2) конная.
9. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Став старше, мы узнали, что сказки – это ____ творчество народа, в котором в иллюзорной форме отражались его жизнь, чаяния и надежды. (В.Мезенцев)
1) Духовное;
2) душевное.
10. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Лето оказалось на редкость холодным, и ____ курортники не поправили финансовые дела большинства сочинских санаториев.
1) Одинокие;
2) одиночные.
11. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Пророки не могли бы доказывать и само существование Аллаха, например, тем ____ , что птицы держатся в воздухе или, как говорится в Коране, «летают под твердью неба». (Л.Климович)
1) Знаменем;
2) знамением.
12. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в произведениях Чехова, однако для _____ характера, внутреннего мира человека автор мастерски описывает поступки героев и окружающую их обстановку.
1) Показа;
2) показания;
3) показывания.
13. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Так в условиях оккупации в городе началась ____ война.
1) Скрытая;
2) скрытная.
14. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Дата приезда комиссии не была известна работникам проверяемого отделения. Этот ___ всегда держал чиновников в напряжении.
1) Фактор;
15. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Фотограф совершал разные ___ операции с фотоматериалами.
1) Жуликоватые;
2) жульнические.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ | 3 | 1 | нестерпимый | абонентов | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Тест по теме «Фразеологизмы»
1. Выпишите фразеологизм.
У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу: наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в нее свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А.Чехов)
2. Выпишите фразеологизм.
Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде заглядывать только председатель, гласные да высшие члены управы; а затем, ничтоже сумняшеся, взялся за ее скобку и, затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой дверью. (И.Бунин)
3. Выпишите фразеологизм.
Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро: мог где-нибудь сторожить ее [Грушеньку] Дмитрий Федорович, а как она постучится в окно…, то надо отпереть двери как можно скорее. (Ф.Достоевский)
4. Выпишите фразеологизм.
Около полудня с северной стороны надвинулась черная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции. К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали ее к соседним деревьям. (В.Арсеньев)
5. Выпишите фразеологизм.
Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но… брал навозные вилы и порол ему брюхо. (А.Н. Толстой)
6. Подберите фразеологизмы со значением «хвалить».
1) Отдавать сердце;
2) возносить до небес;
3) вспоминать добрым словом;
4) наклеивать ярлыки.
7. Подберите фразеологизмы со значением «обманывать».
1) Бросать слова на ветер;
2) водить за нос;
3) валить с больной головы на здоровую;
4) обводить вокруг пальца;
5) смотреть сквозь пальцы.
8. Подберите фразеологизмы со значением «бездельничать».
1) Плясать под дудку;
2) бить баклуши;
3) ходить на задних лапках;
4) праздновать лентяя;
5) лежать на печи.
9. Подберите фразеологизм со значением «свободный».
1) Сам себе голова;
2) ноль без палочки;
3) без году неделя;
4) сбоку припеку;
5) музейная редкость.
10. Определите значение фразеологизма набить руку.
1) Отомстить кому-либо за нанесенную обиду;
2) делать что-либо в состоянии гнева, будучи сердитым;
3) приобрести опыт, умение, сноровку;
4) начать конфликт, ссору с кем-либо.
11. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.
1) Гнаться за длинным рублем – стремиться найти работу с высокой оплатой независимо от того, нравится ли она.
2) Притча во языцех – то, что известно всем, является частым предметом обсуждения.
3) Быть под мухой – быть в глупом положении.
4) Пустить петуха – сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать писклявый звук.
12. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено правильно .
1) Втирать очки – льстить, преувеличенно хвалить кого-либо.
2) Дары данайцев – чрезвычайно щедрое вознаграждение.
3) Краеугольный камень – помеха, затруднение в каком-либо деле.
4) Поднимать на щит – создать благоприятные условия для осуществления чего-либо.
13. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно .
1) Прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся насильственно подогнать что-либо, для нее не подходящее.
2) Лыка не вяжет – о не умеющем выражать свои мысли, косноязычном человеке.
3) Курить фимиам – преувеличенно хвалить кого-либо, льстить.
4) Родиться в рубашке – о том, кому всегда сопутствуют удача, везение.
14. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.
«Сын у меня не темная лошадка, – с расстановкой сообщает Михайлов. – Учится отлично». (В.Маканин)
1) Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
15. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.
Катерина Львовна глянула и закричала благим матом. (Н.Лесков)
1) Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
16. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.
Этот даже одет небрежно – рубашка не первой свежести и мятые брюки, щеки и подбородок в темной юношеской заросли, не тронутой бритвой. (В.Тендряков)
1) Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
17. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька – тот с поросятами убивается. (М.Зощенко)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
18. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Там, между полей, змеей вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург. (И.Гончаров)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
19. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
«У тебя же золотые руки! – скажут ему. – Ты бы мог знаешь как жить!..» (В.Шукшин)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
20. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Кто держится на своих собственных ногах, живет своим умом, характер свой на дешевку не разменивает, в вине себя не топит, пути своей жизни не кривит – у того человека свое отдельное место в жизни и на земле. (В.Астафьев)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
А.Г. НАРУШЕВИЧ,
г. Таганрог
Контрольная работа по теме «Фразеология» , 6 класс
Замените выделенные словосочетания фразеологизмами.
а) Встали очень рано и отправились в путь.
б) Ученик дважды прочитал книгу от начала до конца .
в) «Запомни крепко-накрепко : каждый должен отвечать за свои поступки», – сказал отец сыну.
г) Сын очень часто баловался, а мама на это не обращала внимания .
д) Давно уже нужно было заняться этим делом, но всё как-то некогда было .
е) Станция железной дороги находится совсем близко отсюда.
ж) Он тяжело дышал, потому что бежал очень быстро , чтобы сообщить сестре новость.
з) Серёжа и Толя всегда вместе всё делают, их невозможно разлучить
Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов и исправьте их. Объясните их значение.
а) обвести вокруг носа
б) хоть глаз вырви
в) не в своей кастрюле
Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
а) кот наплакал – вредно, глупо
б) с горем пополам – еле-еле, кое-как
в) поставить крест – креститься, унижать
г) водить за нос – заглушить, мешать
Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
а) стреляный воробей – опытный
б) обводить вокруг пальца – обманывать
в) с гулькин нос – много
г) яблоку негде упасть – тесно
Объясните значение фразеологизмов :
а) Готов сквозь землю провалиться
б) Язык без костей
в) Волосы встали дыбом
В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
а) рукой подать – быстро, хорошо
б) язык проглотить – вредно, тихо
в) под шумок – громко, открыто
г) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
а) между двух огней
б) ни два ни полтора
в) как звёзд на небе
г) лежать мёртвым грузом
В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
а) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
б) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
в) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле.
г) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует.
Продолжите определение, выбрав правильный ответ.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий ……………………………………………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Укажите вариант, в котором толкование фразеологизма неверно:
а) человек с головой – умный
б) ломать голову – мучительно думать о чем-либо
в) горячая голова – человек вспыльчивый
г) разбить наголову – нанести полное поражение
д) голова садовая – много возомнить о себе
Значение фразеологизма «брать в свои руки»:
а) настойчиво добиваться чего-либо
б) принимать на себя руководство, управление чем-либо
в) добиваться чего-либо криком, руганью
г) действовать обманным путем
д) делать запись, заметку о чем-либо
Укажите фразеологизм:
а) держать в руках палку
б) работать без году неделю
в) работать с начала зимы
г) сорвалось с балкона
д) проглотил кусочек хлеба
Ключ к тесту по разделу «Фразеология»
(для учащихся 6 класса)
1. (8 баллов)
а) ни свет ни заря; б) от корки до корки; в)Заруби себе на носу; г) закрывала глаза; д) руки не доходят; е) подать рукой; ж) со всех ног; з) водой не разлить.
2. (6 баллов)
а) обвести вокруг пальца – обмануть; б) хоть глаз выколи –темно; в) не в своей тарелке – неловко
3. 1-д; 2-а; 3-е; 4-ж; 5-з. (5 баллов)
4. б (1 балл)
5. в (1 балл)
6. а) стыдно; б) болтливый; в) испугался. (3 балла)
7. в (1 балл)
8. в (1 балл)
9. г (1 балл)
10. неделимые слова (фразеологизмы) (2 балл)
11. д (1 балл)
12. б (1 балл)
13. б (1 балл)
Критерии оценки
Максимальное количество баллов: 32 балла
ТЕСТ «Фразеология» ТЕСТ «Фразеология»
6-8 классы 6-8 классы
1.Укажите неверные утверждения 1.Укажите неверные утверждения
а) фразеологизмы – свободные сочетания слов; а) фразеологизмы – свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы – синонимы; б) существуют фразеологизмы – синонимы;
в) фразеологизмы придают речи живость и образность; в) фразеологизмы придают речи живость и образность;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения; г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения;
д) фразеологизмы могут быть разными членами предложения. д) фразеологизмы могут быть разными членами предложения.
очень любить: 2.Укажите фразеологизмы – синонимы к словосочетанию очень любить:
а) как свои пять пальцев; а) как свои пять пальцев;
б) яблоку негде упасть; б) яблоку негде упасть;
в) души не чаять; в) души не чаять;
г) проще пареной репы; г) проще пареной репы;
д) носить на руках; д) носить на руках;
е) положа руку на сердце. е) положа руку на сердце.
3.Подберите слова ― синонимы к фразеологизмам: 3.Подберите слова ― синонимы к фразеологизмам:
а) бить баклуши - … а) бить баклуши - …
б) сломя голову - … б) сломя голову - …
в) водить за нос - … в) водить за нос - …
г) себе на уме - … г) себе на уме - …
д) яблоку негде упасть - … д) яблоку негде упасть - …
4.Добавьте недостающие слова – названия животных 4.Добавьте недостающие слова – названия животных
а) Пишет как … лапой. а) Пишет как … лапой.
б) Делить шкуру неубитого ….. б) Делить шкуру неубитого ….
в) На сердце … скребут. в) На сердце … скребут.
г) … носа не подточит. г) … носа не подточит.
д) Брать … за рога. д) Брать … за рога.
е) Дуется как … на крупу. е) Дуется как … на крупу.
1- - 1-
5.Что это? 5.Что это?
а)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; а)Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь;
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело - … его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело - …
б)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего–то не понимают; б)Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего–то не понимают;
Не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные - … не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные - …
в)Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; в)Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить;
Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко;
За него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться; за него тянут, им дёргают, настойчиво заставляя высказаться;
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего - … его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего - …
г)Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; г)Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека;
Его советуют искать в поле, куда бросают слова, деньги - … его советуют искать в поле, куда бросают слова, деньги - …
6.Найдите синонимические фразеологизмы: 6.Найдите синонимические фразеологизмы:
а) во что бы то ни стало; а) во что бы то ни стало;
б) игра не стоит свеч; б) игра не стоит свеч;
в) ни слуху ни духу; в) ни слуху ни духу;
г) хоть караул кричи; г) хоть караул кричи;
д) себе дороже; д) себе дороже;
е) хоть волком вой; е) хоть волком вой;
ж) кровь из носу; ж) кровь из носу;
з) как в воду канул. з) как в воду канул.
7.Найдите антонимические фразеологизмы: 7.Найдите антонимические фразеологизмы:
а) душа в душу; а) душа в душу;
б) засучив рукава; б) засучив рукава;
в) играть на руку; в) играть на руку;
г) положа руку на сердце; г) положа руку на сердце;
д) вставлять палки в колёса; д) вставлять палки в колёса;
е) кривить душой; е) кривить душой;
ж) как кошка с собакой; ж) как кошка с собакой;
з) через пень колоду. з) через пень колоду.
1. Какой из приведенных признаков не относится к старославянизмам?
1) Начальный звук [а], соответствующий русскому [йа];
2) основы благо-, добро-, зло-;
3) стечение гласных звуков;
4) приставки воз-, низ-, из-.
2. Какое из приведенных слов является старославянизмом?
1) Браслет;
3. Выпишите из предложения диалектное слово.
Мы прятались от деда в небольшой балке, поросшей полынью и лопухами.
4. Выпишите из текста жаргонное слово.
Я с каждым днем становлюсь все здоровее. Занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь… Так интенсивно я не качался никогда.
5. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.
Перед летучкой Кучеренко просматривал альбом с вырезками статей и заметок.
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
6. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.
Анисим взял косу, прошелся по ней бруском.… Посмотрел на кошенины – неплохо с утра помахал.
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
7. Определите тип выделенного слова с точки зрения сферы употребления.
«А что случилось?» – «Острый лейкоз. Вчера делали повторный анализ».
1) Термин;
2) профессионализм;
3) диалектизм;
4) жаргонизм.
8. Какие слова не имеют синонимов в современном языке?
1) Историзмы;
2) архаизмы.
9. Определите тип устаревшего слова.
Волга под боком, но заволжанин в бурлаки не хаживал.
1) Архаизм;
2) историзм.
10. Определите тип устаревшего слова.
У людей-то в дому – чистота, лепота, А у нас-то в дому – теснота, духота.
1) Архаизм;
2) историзм.
11. Определите тип устаревшего слова.
Крив был Гнедич поэт, преложитель слепого Гомера, Боком одним с образцом схож и его перевод. (А.С. Пушкин)
1) Архаизм;
2) историзм.
12. Определите тип устаревшего слова.
Я с жадностью следил, как ставила она Передо мною сыр с фиаскою вина. (А.Майков)
1) Архаизм;
2) историзм.
13. Выпишите историзм (в той же форме, в какой слово употреблено в предложении).
Тредьяковский отпирает сундук, вынимает из кошки монету и вручает ее с поклоном. (И.Лажечников)
14. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.
Ну, уж комиссия мне с вами…... ведь вы как ребенок: дай, да подай огонь в руки. (Ф.Достоевский)
2) устарело значение слова;
3) устарело все слово.
15. Определите, что позволяет отнести выделенное слово к устаревшим.
Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы...… (А.Пушкин)
1) Устарела одна из морфем слова;
2) устарело значение слова;
3) устарело все слово.
16. Определите, к какому типу лексических единиц относится выделенное слово.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не.
Поглядел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
(С.Бондаренко)
17. Что свидетельствует о старославянском происхождении слова ниспослать?
1) Суффикс инфинитива -ть;
2) приставка нис-;
3) лексическое значение слова.
18. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?
1) Старославянское слово было вытеснено русским;
2) исконно русское слово было вытеснено старославянским.
19. Выпишите неологизм:
Социализм отмирает, но его ментальность продолжает существовать, и пока никакой другой способ осмысления реальности не приходит ему на смену.
20. Выпишите неологизм:
Поневоле возвращаешься к феномену академика Сахарова, несшего в себе тихую харизму миротворческой убедительности, рожденную из сплава безусловной внутренней честности, политического кругозора и опыта гражданской терпимости.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | 3 | 2 | балке | качался | 2 | 3 | 1 | 1 | 2 | 1 |
№ | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Ответ | 1 | 1 | кошки | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | ментальность | харизма |
Тест по теме
«Основные лексические единицы
(синонимы, антонимы, омонимы)»
1. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
1) затруднение;
2) тяжесть;
3) осложнение;
4) заминка;
5) загвоздка.
2. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:
1) надоедливый,
2) назойливый,
3) навязчивый,
4) дотошный,
5) неотвязный,
6) докучный.
3. Найдите синонимы к выделенному слову: крутой берег .
1) Низкий;
2) обрывистый;
3) пологий;
4) отвесный;
5) размытый;
6) песчаный.
4. Найдите синонимы к выделенному слову: косой взгляд.
1) Холодный,
2) суровый;
3) недоверчивый;
4) теплый;
6) подозрительный.
5. Выберите доминанту синонимического ряда:
1) мозговать;
2) соображать;
3) раздумывать;
4) кумекать;
5) думать;
6) обмозговывать.
6. Определите тип синонимов: осьминог – спрут.
1) Абсолютные синонимы;
7. Определите тип синонимов: лгать – трепаться – брехать.
1) Абсолютные синонимы;
2) различаются оттенками значения;
3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.
8. Определите тип синонимов: опыт – практика – навык.
1) Абсолютные синонимы;
2) различаются оттенками значения;
3) различаются эмоционально-экспрессивной окраской.
9. Выберите антоним к выделенному слову: легкая задача .
1) Тяжеловесная;
2) массивная;
3) трудная;
4) грузная;
5) математическая;
6) решенная.
10. Выберите антоним к выделенному слову: мягкий хлеб .
1) Ароматный;
2) ржаной;
3) вчерашний;
4) черствый;
5) вкусный;
6) свежий.
11. Определите тип антонимов.
Стрелял в журавля , а попал в воробья.
1) Языковые антонимы;
2) контекстуальные антонимы.
12. Выберите слова, имеющие омонимы.
1) Шелковая лента;
2) платить по таксе;
3) важное событие;
4) перебить оратора;
4) заплыть за буйки;
13. Определите тип омонимов.
«Фунт сахара и фунт стерлингов» (заголовок статьи).
1) Лексические омонимы;
2) омофоны;
3) омоформы;
4) омографы.
14. Определите тип омонимов.
Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос….
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.
1) Лексические омонимы;
2) омофоны;
3) омоформы;
4) омографы.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Ответ | 2 | 4 | 2, 4 | 3, 6 | 5 | 1 | 3 | 2 | 3 | 4 | 2 | 2, 4, 5 | 1 | 3 |
Тест по теме
«Паронимы и парономазы»
1. Выберите окончание предложения.
Паронимия отличается от парономазии тем, что…
1) …паронимы имеют сходное, а парономазы – одинаковое звучание;
2) …парономазы – это однокоренные слова, а паронимы имеют разные корни;
3) …паронимы – это однокоренные слова, а парономазы имеют разные корни;
4) …паронимы имеют одинаковое, а парономазы – сходное звучание.
2. Определите, какое лексическое явление использовано в предложении.
Я люблю книги Воронина.… Может, поэтому и прихватил в дальнюю дорогу его книгу, в далеких краях напоминающую о Родине. (С.Борзенко)
1) Паронимия;
2) парономазия.
3. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.
Стрекочут кузнечики, нестерпимый зной стоит над лугом. (В.Песков)
4. Выпишите из предложения слово, имеющее пароним.
В маленьком городе этом абонентов вызывали не по номерам, а просили телефонистку. (Г.Бакланов)
5. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Во всех пушкинских программах Яхонтова возникал образ Пушкина, самый ____ и самый достоверный из всех сыгранных Пушкиных. (И.Андроников)
1) Поэтический;
2) поэтичный.
6. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Преподаватели дают студентам список ____ литературы и свою концепцию на лекциях.
7. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Студент Марсов, верзила из семинаристов, не давал ему [Пирогову] проходу, глупо и глухо острил на его счет, а другие смеялись и радовались этому ____ представлению. (Ю.Герман)
1) Дареному;
2) дарственному;
3) даровому.
8. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Несмотря на рассветный час, людей было много… Какая-то ____ часть двигалась шагом к заставе . (Ю.Трифонов)
1) Конская;
2) конная.
9. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Став старше, мы узнали, что сказки – это ____ творчество народа, в котором в иллюзорной форме отражались его жизнь, чаяния и надежды. (В.Мезенцев)
1) Духовное;
2) душевное.
10. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Лето оказалось на редкость холодным, и ____ курортники не поправили финансовые дела большинства сочинских санаториев.
1) Одинокие;
2) одиночные.
11. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Пророки не могли бы доказывать и само существование Аллаха, например, тем ____ , что птицы держатся в воздухе или, как говорится в Коране, «летают под твердью неба». (Л.Климович)
1) Знаменем;
2) знамением.
12. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
И природа, и вечные темы – все это присутствует незримо в произведениях Чехова, однако для _____ характера, внутреннего мира человека автор мастерски описывает поступки героев и окружающую их обстановку.
1) Показа;
2) показания;
3) показывания.
13. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Так в условиях оккупации в городе началась ____ война.
1) Скрытая;
2) скрытная.
14. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Дата приезда комиссии не была известна работникам проверяемого отделения. Этот ___ всегда держал чиновников в напряжении.
1) Фактор;
15. Определите, какое слово необходимо вставить на место пропуска в предложение.
Фотограф совершал разные ___ операции с фотоматериалами.
1) Жуликоватые;
2) жульнические.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ | 3 | 1 | нестерпимый | абонентов | 2 | 1 | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Тест по теме «Фразеологизмы»
1. Выпишите фразеологизм.
У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще живет она на широкую ногу: наняла другую дачу – особняк с большим садом и перевезла в нее свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (А.Чехов)
2. Выпишите фразеологизм.
Постоял в раздумье, сонно глядя на дверь, за которую смели прежде заглядывать только председатель, гласные да высшие члены управы; а затем, ничтоже сумняшеся, взялся за ее скобку и, затворивши на крючок, долго-долго пробыл за этой дверью. (И.Бунин)
3. Выпишите фразеологизм.
Сердце неугомонного старика билось тревожно, он ходил по пустым своим комнатам и прислушивался. Надо было держать ухо востро: мог где-нибудь сторожить ее [Грушеньку] Дмитрий Федорович, а как она постучится в окно…, то надо отпереть двери как можно скорее. (Ф.Достоевский)
4. Выпишите фразеологизм.
Около полудня с северной стороны надвинулась черная туча с разлохмаченными краями, и ветер сделался чрезвычайно сильным. Он сломал мачту нашей метеорологической станции. К сумеркам стали опасаться за крышу дома и на всякий случай привязали ее к соседним деревьям. (В.Арсеньев)
5. Выпишите фразеологизм.
Надо знать, что русский народ даже в самые трудные и тяжелые времена своей истории никогда перед врагом-захватчиком шапки не ломал, но… брал навозные вилы и порол ему брюхо. (А.Н. Толстой)
6. Подберите фразеологизмы со значением «хвалить».
1) Отдавать сердце;
2) возносить до небес;
3) вспоминать добрым словом;
4) наклеивать ярлыки.
7. Подберите фразеологизмы со значением «обманывать».
1) Бросать слова на ветер;
2) водить за нос;
3) валить с больной головы на здоровую;
4) обводить вокруг пальца;
5) смотреть сквозь пальцы.
8. Подберите фразеологизмы со значением «бездельничать».
1) Плясать под дудку;
2) бить баклуши;
3) ходить на задних лапках;
4) праздновать лентяя;
5) лежать на печи.
9. Подберите фразеологизм со значением «свободный».
1) Сам себе голова;
2) ноль без палочки;
3) без году неделя;
4) сбоку припеку;
5) музейная редкость.
10. Определите значение фразеологизма набить руку.
1) Отомстить кому-либо за нанесенную обиду;
2) делать что-либо в состоянии гнева, будучи сердитым;
3) приобрести опыт, умение, сноровку;
4) начать конфликт, ссору с кем-либо.
11. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно.
1) Гнаться за длинным рублем – стремиться найти работу с высокой оплатой независимо от того, нравится ли она.
2) Притча во языцех – то, что известно всем, является частым предметом обсуждения.
3) Быть под мухой – быть в глупом положении.
4) Пустить петуха – сорвавшись на высокой ноте во время пения, издать писклявый звук.
12. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено правильно .
1) Втирать очки – льстить, преувеличенно хвалить кого-либо.
2) Дары данайцев – чрезвычайно щедрое вознаграждение.
3) Краеугольный камень – помеха, затруднение в каком-либо деле.
4) Поднимать на щит – создать благоприятные условия для осуществления чего-либо.
13. Укажите номер фразеологизма, значение которого определено неправильно .
1) Прокрустово ложе – мерка, под которую стремятся насильственно подогнать что-либо, для нее не подходящее.
2) Лыка не вяжет – о не умеющем выражать свои мысли, косноязычном человеке.
3) Курить фимиам – преувеличенно хвалить кого-либо, льстить.
4) Родиться в рубашке – о том, кому всегда сопутствуют удача, везение.
14. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.
«Сын у меня не темная лошадка, – с расстановкой сообщает Михайлов. – Учится отлично». (В.Маканин)
1) Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
15. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.
Катерина Львовна глянула и закричала благим матом. (Н.Лесков)
1) Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
16. Определите, каким членом предложения является выделенный фразеологизм.
Этот даже одет небрежно – рубашка не первой свежести и мятые брюки, щеки и подбородок в темной юношеской заросли, не тронутой бритвой. (В.Тендряков)
1) Подлежащее;
2) сказуемое;
3) определение;
4) дополнение;
5) обстоятельство.
17. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька – тот с поросятами убивается. (М.Зощенко)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
18. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Там, между полей, змеей вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург. (И.Гончаров)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
19. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
«У тебя же золотые руки! – скажут ему. – Ты бы мог знаешь как жить!..» (В.Шукшин)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
20. Определите стилистическую окраску выделенного фразеологизма.
Кто держится на своих собственных ногах, живет своим умом, характер свой на дешевку не разменивает, в вине себя не топит, пути своей жизни не кривит – у того человека свое отдельное место в жизни и на земле. (В.Астафьев)
1) Нейтральная;
2) книжная;
3) разговорная;
4) просторечная.
А.Г. НАРУШЕВИЧ,
г. Таганрог