THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В двух мировых войнах эта обширная глубоководная гавань была северной базой Британского военно-морского флота. Ее считали неприступной, но в холодную октябрьскую ночь 1939 года немецкая подводная лодка вошла в гавань и выпустила четыре торпеды по линейному кораблю «HMS Royal Oak». У экипажа не было шансов на спасение.

Скапа-Флоу естественная гавань площадью 360 кв. километров на Оркнейских островах. Полвека она была северной базой военно-морских сил Великобритании, неприступная крепость самого сильного флота в мире. Кроме того эта гавань была якорной стоянкой британского военного флота во время Первой мировой войны. Это была идеальная позиция для блокады Германии. Отсюда Британия могла контролировать воды между Шотландией и Норвегией, не давая германскому флоту использовать для прохода Северное море, подрывая экономику Германии. Гавань выбрали за огромные размеры. На рейде крупнейший военный флот мира мог проводить учения и держать свои корабли на позиции наиболее выгодной для экономической войны с Германией. Но моряки ненавидели это место, они называли ее краем света. Здесь было холодно, ветрено и не было чем заняться.

В сентябре 1939 года флот Скапа-Флоу в очередной раз готовился выйти на линию фронта. Германия атаковала Польшу, а на море стали происходить стычки Британии с врагом. Все взоры были обращены на флот.

Рейд Скапа-Флоу был хорошо известен командирам немецких подлодок. Семь входов в гавань охраняли противолодочные сети, патрульные корабли, прожекторы и орудия. Часть узких проливов была перекрыта блокшивами - затопленными старыми судами. В Первую Мировую войну две подлодки пытались проникнут в Скапа-Флоу и обе были потеряны.

8 октября 1939 года Гюнтер Прин на U-47 отплыл из порта Киль в северной Германии. В это время в 600 милях на запад могучий британских ВМС «HMS Royal Oak» патрулировал пролив острова Фейр между Оркнейскими и Шотландскими островами.

линкор «HMS Royal Oak»

Этот 200-метровый гигант водоизмещением 26 тысяч тонн был ветераном Ютландского сражения, крупнейший морской битвы Первой Мировой войны. Но к 1939 году линкор не был прежней могучей силой. Огневая мощь корабля впечатляла, на нем было восемь 15-дюймовых орудий, которые могли потопить любое судно Германии. Но линкор не мог догнать немецкие корабли, так как его скорость хода составляла 21 узел, а системы обороны предназначались для боя на короткой дистанции. Одним словом корабль устарел, особенно в скорости. Из 1149 членов экипажа линкора «HMS Royal Oak», 163 человека были 15-летние юнги. Это старая традиция военно-морского флота. Юнги всегда служили на британском флоте. Молодых офицеров и матросов брали на корабли, обучали морскому делу и к возрасту выпускников школы они становились серьезными профессионалами.

10 октября линкор «HMS Royal Oak» вернулся в Скапа-Флоу. Чувствуя себя в безопасности, все вернулись к обычным делам. Так было три дня спустя, пока когда к Оркнейским островам не подошла немецкая субмарина. Лодка залегла в Северном море к востоку от Оркнейских островов на глубине 90 метров. Командир отдал приказ принимать пищу и готовить субмарину к бою. С наступлением темноты U-47 всплыла и направилась в Скапа-Флоу. Гюнтеру Прину предстояло войти в историю и решить судьбу сотен британских моряков. Он собирался предпринять один из самых отважных подводных рейдов Второй Мировой войны, его целью была атака на британский флот. Ни одна подлодка еще не проникала в эти воды. Немцы обнаружили слабое место в обороне. В одном из проливов шириной 500 м и глубиной всего 10 м во время прилива, скорость течения достигала 10 узлов. Кроме того пролив был перекрыт тремя блокшивами. Но в нем оставались небольшие проходы, а другой обороны не было - ни прожекторов, ни дозорных.

Вскоре субмарина взяла курс на 40-метровый проход между северным блокшивом и берегом. Лодка должна была идти очень медленно над водой, выбирая путь по сложному фарватеру. Борясь с наступающим приливом, команда удерживала скорость направления подлодки. Внезапно раздался грохот. Лодка зацепилась за якорную цепь блокшива. Ей пришлось дать «полный назад» и субмарине удалось вырваться. Но к ужасу всей команды боевую рубку осветил луч с берега. Это были фары автомобиля, который скоро свернул - наверно водитель спешил поднять тревогу. Но поворачивать было поздно. Оставаясь на поверхности U-47 пробиралась через гавань. Дозорные осматривали горизонт, но они не видели кораблей. Британцам повезло, за несколько дней до этого большим кораблям флота приказано было рассредоточиться на случай воздушного налета.

На борту линкора «HMS Royal Oak» был типичный вечер. В Скапафлоу он был один. К несчастью, его обнаружила немецкая подлодка. Вскоре с субмарины было выпущено четыре торпеды с расстояния 3000 метров: одна не вышла, две прошли мимо и лишь одна задела нос линкора. В начале Второй мировой войны немецкий флот считал, что у них лучшие в мире торпеды, но они не прошли испытания. В результате они были недостаточно точны, плохо держали глубину и часто проходили мимо. Командир развернул U-47 и выстрелил из кормового торпедного аппарата - снова мимо. Теперь он спешил укрыться в Керсаунд, ожидая противостояния. Но на «HMS Royal Oak» никто даже не понял, что их атакуют, и лодка вскоре вернулась для новой попытки. На этот раз Гюнтер Прин подошел на 2700 метров, выпустил три торпеды. В 01:16 одна за другой они попали в цель. Третий взрыв оказался самым мощным, и корабль накренился на правый борт. Торпеды оставили огромные пробоины в правом борту линкора ниже ватерлинии. Пока матросы выбирались из гамаков, загорелись пороховые склады, пламя охватило корабль с ужасающими последствиями. Линкор накренился и свет погас. Сотни людей, оставшиеся внизу, оказались в темноте. Лишь треть экипажа линкора удалось выбраться на палубу. Корабль продолжал крениться. Люди пытались выбраться на борт. Вода была ледяная, у многих были сильные ожоги, море было покрыто топливом, душившим людей.

гибель линкора «HMS Royal Oak» фото

расположения затонувшего корабля в настоящее время

Линкор «HMS Royal Oak» затонул всего за 13 минут. Сотни людей погибли запертые в трюме, сотни других боролись за жизнь в темной ледяной воде. Но сигнал тревоги так и не прозвучал, за несколько минут до поражения корабль лишился электричества. Не было даже время выпустить сигнальные ракеты. Через полчаса линкор лежал на дне. Из 1219 членов экипажа погибло 833 человека. Из 163 юнг - 126.

На утро весь день британские эсминцы забрасывали глубинными бомбами призрачные подлодки, но U-47 давно скрылась, и преодолев сильное течение ушла в открытое море.

Вскоре Прин и его экипаж вернулись в Германию, где их встречали как героев. Это был впечатляющий успех - пробраться в логово британского флота, потопить крупный линкор и безнаказанно уйти. Гитлер был доволен, он даже прислал самолет, чтобы доставить команду подлодки в Берлин, где их встречали восторженные толпы.

По возвращению немецкой подлодки на базу, заработала пропагандистская машина нацистов. Выступал Гитлер, вручая медали. Был снят и показан кинофильм, написаны и опубликованы воспоминания. В 1939 году нацистская Германия нуждалась в героях, она развязала войну, в которой большинство не надеялось победить, и любой, кто совершил выдающийся поступок, становился знаменитостью.

В Британии события той ночи постепенно реконструировались по рассказам выживших и статям из немецкой прессы. Тысячи людей оплакивали потерю мужей, отцов и сыновей. И в Адмиралтействе начался поиск ответов на вопрос - почему оборона Скапа-Флоу оказалась не эффективной. Вскоре следственная комиссия нашла 11 маршрутов, по которым вражеская субмарина могла пройти в гавань мимо противолодочных сетей и по проливам лишь частично перекрытыми блокшивами. Комиссия установила, что местные офицеры предупреждали о недостатках Скапа-Флоу, но при подготовке к войне это не сочли приоритетом. Только после объявления войны Адмиралтейство приказало принять дополнительные меры. Парадоксально, но два судна направленные в качестве блокшивов были затоплены подлодками, а третье должны были затопить там, где прошла U-47, но судно прибыло через несколько часов после гибели линкора «HMS Royal Oak».

От выводов следственной комиссии пострадал лишь один человек - адмирал Уилфред Френч командующий Оркнейскими и Шотландскими островами. Он занял свой пост за неделю до объявления войны. Он просил 15 патрульных кораблей, чтобы обеспечить безопасность гавани, но во время гибели линкора их было лишь два. Он стал «козлом отпущения», его отправили в запас, а фактически уволили. Скапа-Флоу укрепили новыми орудиями, сетями, дозорными и патрульными судами и с огромными расходами восточные проливы навсегда были перекрыты бетонными дамбами, которые назвали барьерами Черчилля в честь первого лорда адмиралтейства.

Гибель линкора «HMS Royal Oak» стало самой большой потерей юнг в истории военно-морского флота. Но у флота не было времени на скорбь. Вторая Мировая война перешла в самую опасную фазу, и флот был строго намерен сыграть свою роль.

Гюнтер Прин потопивший 31 корабль не дожил до конца войны, шансы были против него, как и против всех немецких подводников. Через 15 месяцев после гибели «HMS Royal Oak» U-47 атаковало конвой в Северной Атлантике, где ее потопил глубоководной бомбой эсминец «HMS Wolverine». Прин оставил свои мемуары о своем знаменитом походе, которые после войны были опубликованы в Британии под названием «Мой путь в Скапа-Флоу». К удивлению всех кто там был, он писал, что он торпедировал два корабля. Расхождений с известными фактами было так много, что некоторые пришли к выводу, что Прин просто не был в гавани. За этим последовал всплеск теории о заговоре. Говорили, что линкор «HMS Royal Oak» взорвали вражеские агенты. Что же касается мемуаров, они были написаны литературным подельщиком, который приукрасил правду, чтобы вызвать у юных нацистов желание подрожать герою подводнику.

Из 833 погибших на линкоре были найдены тела лишь 26. Их доставили на остров Хой и похоронили на кладбище моряков, в 40 км от места гибели корабля. Сегодня останки линкора в Скапа-Флоу официальная братская могила, лежащая на глубине 30 метров. Каждый год водолазы ВМС Великобритании проводят уникальную церемонию, поднимая над останками линкора белый вымпел в память о 833 моряках, морских пехотинцев и мальчиков погибших в ту холодную октябрьскую ночь.

15 января 1914 года на Королевской верфи в Девенпорте был заложен военный линейный корабль типа «Ривендж», а в ноябре 1914 года новый линкор, но уже под названием «Ройял Оук» спустили на воду. В мае 1916 года он занял предназначенное ему место в строю кораблей британского военно-морского флота.
В ходе строительства проект переделывали несколько раз, но изменения коснулись главным образом системы нагрева паровых котлов силовой установки.
После доработки проекта котлы перевели с угольно-нефтяного разогрева на чисто нефтяной.
Значительный выигрыш в весе топлива находящегося на борту было решено использовать для усиления артиллерийского вооружения и в боезапас главного калибра линкора добавили по 20 снарядов на каждый ствол, вместо 80-ти снарядов каждая пушка теперь получала по 100 единиц.
Длина «Ройял Оук» составляла 189 метров при ширине 27 метров. Осадка корабля была около 9-ти метров. Полное водоизмещение – 33 500 тонн. Крейсерская скорость – 20 узлов.
Вооружение линкора состояло из четырех сдвоенных 16-тидюймовых орудий, по два на носу и корме. В центре корабля – на корме и в носовой части – было установлено 8 зенитных пушек для отражения воздушных атак. Хотя авиация противника еще не была достаточно развита и не представляла собой реальную угрозу, тем не менее, зенитная артиллерия уже была создана английскими вооруженными силами.
На «Ройял Оук» даже были установлены приборы для управления зенитным огнем, которые в разы повышали точность стрельбы по воздушным целям. Помимо этого, линкор получил дополнительную броневую защиту для артиллерийских погребов и машинных отделений. Листы нецементированной броневой стали были уложены поверх имевшихся. Таким образом, военный корабль был значительно усилен в плане защищенности от авиабомб.

К осени 1939 года английский броненосец королевских вооруженных сил, после окончания всех усовершенствований стал лучшим боевым кораблем флота ее величества, королевы Великобритании. Однако славному кораблю была уготована бесславная гибель на якорной стоянке.

14 октября 1939 года, подводная немецкая лодка U-47 незамеченной вошла в акваторию военного рейда Скапа-Флоу. Командир субмарины лейтенант Гюнтер Прин сразу узнал линкор «Ройял Оук». На борту U-47 было четыре торпеды. Подлодка встала под прямым углом к борту линкора и две торпеды пошли на цель. Одна из торпед взорвалась пробив нижнюю часть корпуса корабля в носовой части, у самого форштевня.

Последовал еще один залп и обе торпеды еще раз поразили «Ройял Оук». Спустя некоторое время взорвались орудийные боекомплекты линкора. Корабль был обречен. Спустя 20 минут он перевернулся и затонул. Из состава экипажа линкора погибли 883 человека.
-----
Если нужно отделить несколько сообщений от одной темы и сделать из этого другую, обращайтесь, это всё достижимо.
История - это политика, которую уже нельзя исправить. Политика - это история, которую еще можно исправить. / Karl Sigmund Graf von Hohenwart /

HMS Royal Oak (1862)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

Бронирование

Вооружение

  • 24 х 201-мм 68-pounder
  • 11 х 178-мм RML 7 inch 6,5 ton Mk I.

Проектирование

На момент закладки HMS Royal Oak был одним из двухдечных деревянных линейных кораблей типа Bulwark. Первоначальный проект предусматривал установку тридцати шести 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Для установки нового вооружения на единственной палубе корабль был разрезан по мидель-шпангоуту и в корпус была установлена вставка длиной 6,4 м с пятью шпангоутами . Переоборудованы были и оконечности корпуса: в носовой части был установлен прямой форштевень , а кормовая часть получила элиптическую форму с нависающем подзором . Для улучшения обтекаемости обводы оконечностей имели схожую форму, в результате чего HMS Royal Oak получил прозвище «double-enders» (рус. двухконечный ).

При проектировании было решено использовать схему бронирования, примененную на французских броненосцах типа La Gloire. Это позволяло защитить слабые деревянные борта и обеспечить полную защиту батареи. Защита бортов была наиболее важна для кораблей с деревянным корпусом, так как они не имели разделения на отсеки.

В связи с тем, что для усиления брони была использована дубовая подложка, последняя имела переменную толщину, что позволило сделать борта гладкими и улучшить мореходные качества .

Когда корабль проектировался как линейный, машинно-котельное отделение располагалось в середине корпуса. Из за необходимости удлинения корпуса паровая машина и котлы было решено оставить на прежнем месте, а гребной вал удлинить. Винт имел возможность подъема в коробчатую раму, которая закрывалась специальными люками.

Постройка и испытания

Спуск на воду HMS Royal Oak. Чатем, 1862 год.

Среди линейных кораблей типа Bulwark HMS Royal Oak был заложен одним из последних, поэтому его переделка в броненосец была произведена быстрее, чем шести других модернизируемых кораблей того же типа.

В ходе постройки первоначальный вариант вооружения пушками единого калибра был отклонен в связи с появлением нарезных орудий Армстронга . В результате вооружение стало смешанным и состояло из нарезных и гладкоствольных орудий. Стоимость постройки составила 245537£.

На испытаниях корабль продемонстрировал склонность к дифференту на нос. После надстройки высокого полубака корабль на волне стал глубоко зарываться форштевнем , из-за чего носовую пороховую яму пришлось перенести ближе к корме.

На мерной миле HMS Royal Oak смог показать скорость 12,5 узла при 56 об/мин. Винт был выполнен подъемным, но во время испытаний разница в скорости с поднятым винтом и просто разъединенным от паровой машины была небольшой. Поднимать винт было нежелательно еще и из за риска заливания водой подъемной рамы, люки которой не могли удержать потоки воды даже при слабой волне.

Под парусами HMS Royal Oak установил рекорд скорости среди броненосных кораблей 9 февраля 1864 года, пройдя от Гибралтара до Мальты со скоростью 13,5 узла. Крен при этом достигал 18-20°. Этот рекорд так и не был побит, кроме того, данный случай стал единственным в британской истории случаем, когда скорость броненосца под парусами оказалась выше скорости под паровой машиной.

Низко расположенный центр тяжести корабля стал причиной большой амплитуды бортовой качки, хотя она были меньше, чем у броненосцев типа Prince Consort , имевших схожую конструкцию. Качка стала проблемой использования артиллерии, хотя по другим мореходным качествам корабль получил хорошие отзывы. Он хорошо управлялся вне зависимости от погоды как под парусами, так и под машиной, обладал хорошим ходом и значительным резервом по парусному вооружению.

Описание конструкции

Корпус

Модель корпуса HMS Royal Oak

При модернизации верхняя палуба была полностью снята и вместо нее по железным бимсам и пиллерсам настелена новая, состоявшая из 100-мм дубовых досок и 12-мм железных листов.

Бронирование

Схема бронирования и вооружения HMS Royal Oak

HMS Royal Oak стал первым британским кораблем с полным бронированием батарей, борта нижней палубы и бронепоясом по ватерлинии . Верхняя палуба была защищена 12-мм железными листами, которые были усилены 100-мм дубовыми досками. Листами были обшиты борта от отметки 1,8 м над ватерлинией до верхней палубы, полностью закрывая артиллерийскую палубу и орудийные порты. На расстоянии 12 м от штевней толщина бронирования уменьшалась до 75 мм. В дополнение к железным листам борта были усилены дубовой подложкой толщиной 0,7 под листами и 0,8 м ниже них, поэтому кромка брони не выделялась на фоне обшивки корпуса, благодаря чему борта имели гладкую поверхность.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле была установлена одновальная паровая машина установка производства компании Maudslay, Sons and Field . Паровая машина с горизонтально-возвратным шатуном имела два цилиндра диаметром 2083 мм, ход поршня составлял 1219 мм. Питание паром давлением до 1,4 атм осуществлялось от шести прямоугольных котлов. При полной мощности 800 л. с. и 60 об/мин подъемный гребной винт диаметром 5791 мм позволял развивать скорость до 12,5 узла . При полном запасе угля в 550 тонн дальность плавания составляла 2200 миль экономичным ходом в 5 узлов.

Котлы были разделены на две группы, три перед паровой машины и три позади нее, для лучшей защищенности от попаданий вражеских снарядов топки котлов были обращены внутрь корпуса.

Вспомогательное оборудование

Командный пункт управления огнем HMS Royal Oak

Площадь парусов после переоборудования составляла 2322 м 2 . Управление рулем могло осуществляться с трех постов: на квартердеке был установлен тройной штурвал , а на главной и нижней палубе у офицерской кают-компании - сдвоенный.

Экипаж и обитаемость

На фальшборте квартердека был оборудован легкий мостик , боевая рубка не предусматривалась, но был пост управления артиллерийским огнем, выполненный в виде бронированной башенки.

Вооружение

Главный калибр

68-фунтовое дульнозарядное морское орудие

На момент постройки на HMS Royal Oak было установлено 11 нарезных орудий RML 7 inch 6,5 ton Mk I и 24 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Это делало его одним из самых вооруженных британских кораблей. 68-фунтовые 201-мм орудия имели дальность стрельбы 2900 м при угле возвышения ствола 12°. Три седьмидюймовых орудия были установлены на верхней палубе, все остальные семидюймовые и 68-фунтовые - на орудийной палубе. Два носовых орудия на верхней палубе выполняли роль погонных, одно кормовое являлось ретирадным. 178-мм орудия Армстронга использовали шрапнельные, фугасные или бронебойные снаряды весом 48,5-49,9 кг, дальность стрельбы которыми составляла 3700 м. В 1867 году вооружение было модернизировано.

Загадка Скапа-Флоу Корганов Александр

XI Гибель линкора «Ройал Оук»

Гибель линкора «Ройал Оук»

Воспоминания кэптена Р. Ф. Николса (Королевские ВМС).

Когда в августе 1939 года «Ройал Оук» пришел в Скапа-Флоу, я отметил, что система обороны с моря не выглядит столь же надежной, как в годы Первой мировой войны, однако был слишком занят, чтобы вникать в этот вопрос, к тому же это не входило в круг моих обязанностей. За местную оборону гавани перед главнокомандующим отвечал старший морской начальник.

Главной задачей было обучить команду, среди которой было много резервистов, как жить на корабле и сражаться на нем в современных условиях. Угроза атаки с воздуха, ночью или днем, в гавани или в море, многим была в диковинку и поэтому считалась одной из главных проблем. Радиолокация находилась в зачаточном состоянии, и радар на «Ройал Оук» установлен не был.

13-го октября 1939 года «Ройал Оук» стоял на якоре в полумиле от восточного берега Флоу, поскольку высокий берег обеспечивал защиту от воздушного нападения с этого направления. Старый авианосец «Пегасус» стоял на якоре приблизительно в 7 кабельтовых (1400 ярдов) по пеленгу 340° от нас. «Айрон Дьюк», несколько эсминцев, плавбаза и т. д., стояли на якоре в западной части залива Флоу, приблизительно в восьми милях от нас, с противоположной стороны островов Кава и Фара. «Рипалс» стоял на якоре совсем близко от нас день или два, но 13-го около 16.00 он ушел, и «Пегасус» занял его место.

Той ночью мы, как обычно, затемнили корабль и находились в готовности к атаке с воздуха. Я лег спать примерно в 22.30, но в четыре минуты первого был разбужен сильным ударом по корпусу корабля. Набросив шинель, я вышел на палубу, но никто не смог объяснить мне, что случилось. Я отдал приказание поднять пары и вызвать команды на дрифтер «Дэйзи II» и дежурный катер (оба плавсредства находились у борта под нижним выстрелом).

Наблюдалось слабое полярное сияние, позволявшее различать контур берега на фоне неба и людей, ходивших по палубе, правда, недостаточно отчетливо, чтобы распознать их. Пройдя вперед до полубака, я заметил, что стопор Блейка на якорь-цепи правого борта был отдан, и та, сорвавшись со стопоров, очевидно, ушла за борт. Возможно, проблема скрывалась в районе цепного ящика… внизу я встретил командира и старшего механика. У всех возникло впечатление, что взрыв произошел в хранилище огнеопасных материалов, и матрос в защитной маске готовился спуститься туда, чтобы разобраться на месте.

Затем, ровно через тринадцать минут после первого взрыва, прогремели еще три ужасающих взрыва позади нас по правому борту. Каждый взрыв сильно потряс корабль, освещение полностью вышло из строя, и сразу же образовался крен примерно двадцать пять градусов. Я абсолютно не сомневался ни в том, что произошло, ни в том, что последует за этим. Но как же лодка смогла преодолеть заграждения? В дополнение к тяжелым повреждениям, вызванным торпедами, было большое количество открытых иллюминаторов, прикрытых светомаскировочными (вентиляционными) щитками. (На них было получено разрешение от главнокомандующего). Было ясно, что по правому борту все они оказались под водой, и задраить их под нарастающим напором хлынувшей воды не представлялось возможным.

Из-за отсутствия электропитания было невозможно спустить на воду спасательные барказы, а нарастающий крен делал это все более трудным и в отношении шлюпок, особенно в темноте. Дрифтер «Дэйзи II», стоявший у борта слева по корме, служил неким утешением, поскольку имел достаточно большую вместимость.

Практически в кромешной темноте командир и я, с помощью многих других членов команды извлекли те спасательные средства, что смогли обнаружить, но спустя всего восемь минут после взрывов торпед второго залпа, «Ройал Оук» опрокинулся и затонул.

Примерно через полтора часа те, кто находился на спасательном плоту Керли, были подобраны одной из шлюпок с «Пегасуса» и погружены в роскошь горячей ванны, где смогли избавиться от мазута и переодеться в чистую одежду, не считая соответствующих напитков, которыми наши спасители нас столь великодушно обеспечили.

Я решительно заявляю, что ни один корабль в Скапа-Флоу, кроме «Ройал Оук», не пострадал от торпед Прина. И, кроме того, в ночь с 13 на 14 октября 1939 года там не было никаких линейных крейсеров.

«Ройал Оук» торпедирован! Снимок из английского фильма, в котором этот линкор заранее «сыграл» свою будущую судьбу.

Из книги В прицеле свастика автора Каберов Игорь Александрович

ТРУДНЫЙ ЧАС ЛИНКОРА «МАРАТ» Машина Широбокова отремонтирована. Ее передают нам. Техники собрались возле самолета. Все как бы чего-то ждут. Так и кажется, что сейчас придет сюда Володя. Придет, застенчиво улыбнется, сядет в кабину. Но подходит командир эскадрильи капитан

Из книги Александр Невский автора Пашуто Валерий Петрович

Гибель отца Когда во Владимире Александру сказали, что татарские гонцы привезли Ярославу проезжую грамоту в какой-то Сарай и что отец направил юного сына Константина с дарами ко двору монгольского царя, в доселе неведомый даже вездесущим новгородским купцам Каракорум,

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

Гибель Эссекса Звезда Эссекса, достигнув зенита в 1596 году, стала после этого постепенно закатываться. Началось с того, что Елизавета была недовольна размерами добычи, захваченной в Кадиксе. По подсчетам оказалось, что стоимость ее не превышала тринадцати тысяч фунтов

Из книги Бабочка автора Шаррьер Анри

Гибель Карбонери Моего друга Матье Карбонери убили вчера ударом ножа в сердце. Это подлое убийство совершилось в тот момент, когда Матье находился в душевой, и лицо его было покрыто мыльной пеной. Убил его армянин, сутенер.С разрешения коменданта я участвовал в церемонии

Из книги За нами Москва. Записки офицера. автора Момыш-улы Баурджан

Гибель генерала Мы отступали. Днем воевали, ночью уходили от рубежа к рубежу.Шли боевые дни, шли боевые ночи. Теперь ясно, что подчас враг преувеличивал наши способности к сопротивлению, а мы переоценивали его пробивную силу. В тактических звеньях иногда царила сплошная

Из книги Прошлое с нами (Книга вторая) автора Петров Василий Степанович

Гибель товарища Глубокой ночью мы повернули на северо-восток и спустя полтора часа вошли в подсолнухи.Рассеивая снопы света, прошла машина на Исковцы.Дождь льет снова. Я зря выбросил каску. Вода струится по лицу и течет за ворот. Не согревают ни одежда, ни грязные

Из книги «Гнуснейшие из гнусных». Записки адъютанта генерала Андерса автора Климковский Ежи

ГИБЕЛЬ СИКОРСКОГО После отдыха в Ливане Сикорский полетел в Каир, откуда должен был направиться уже в Лондон. В основном все было сделано и урегулировано. Только вопрос об Андерсе не был решен со всей ясностью и определенностью. Предстояла реорганизация командования

Из книги Амундсен автора Дьяконов Михаил Алексеевич

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

Гибель матери Шолохову порой удавалось побывать в Николаевской слободе. И однажды они с Марией Петровной приняли решение возвращаться в Вёшки.Тут проявился Сталин. «Собираемся в дорогу, - рассказывал мне Михаил Александрович, - смотрю, подъехала эмка, выходит

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Гибель Зои В последнее время письма от Зои были очень грустные, я чувствовала, что все мужество ее покинуло, что все настоящее и будущее ей кажется беспросветным. В одном из них она написала мне: «Только что я окончила читать Достоевского „Преступление и наказание“,

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

ГИБЕЛЬ «АТЕНИИ» В конце августа 1939 года погода в Северной Атлантике явно не баловала. Казалось, сама природа выразила протест против неумолимо надвигавшейся войны, терзая штормами морские просторы.Вот уже несколько суток U-30 крейсировала в неспокойных атлантических

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Успех и гибель линкора «Бисмарк» Вскоре в борьбу на коммуникациях противника включился и только что отстроенный немецкий линкор «Бисмарк». В сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» и 3 эсминцев линкор вышел из Готенхафена. Соединением командовал сам адмирал

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Еще гибель Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали еще в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя еще ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному

Из книги Павел Мочалов автора Соболев Юрий Васильевич

Из книги Леонид Быков. Аты-баты… автора Тендора Наталья Ярославовна

Гибель Ты ушел туда, откуда не приходят - Так близка была тебе чужая боль… В нашем равнодушном хороводе Ты избрал последнюю гастроль… Из передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили…» Чтобы понять, почему погиб Леонид Быков, надо знать, как он жил, – считала его дочь и

Из книги Виктор Цой автора Житинский Александр Николаевич

1990 Гибель Мы подошли к трагической развязке нашего сюжета, коим является жизнь и творчество Виктора Цоя.Мне довелось последний раз увидеть Витю и даже коротко поговорить с ним 22 июня 1990 года в Москве, на следующий день после его дня рождения.Мы с женою приехали в Москву по

Одновременно с решением основной задачи - нарушением морских перевозок и уничтожением торгового тоннажа, подводные лодки использовали каждый благоприятный момент для нанесения торпедных ударов и по боевым кораблям. Несмотря на то, что эти действия и не носили планомерного характера, а проводились лишь при встречах с боевыми кораблями вблизи побережья Британских островов и в период проведения операций против конвоев, подводные лодки добились значительных успехов и потери боевых кораблей от них занимают также довольно видное место.

За время Второй мировой войны подводными лодками было потоплено 149 военных кораблей, в том числе 2 линейных корабля, 3 авианосца, 3 эскортных авианосца и 5 легких крейсеров. Кроме того, немецкими подводными лодками за время войны были уничтожены 34 эскадренных миноносца, 18 эскортных миноносцев, 1 минный заградитель, 2 фрегата, 26 корветов, 13 шлюпов, 10 тральщиков, 9 подводных лодок, 3 корабля противолодочной обороны, 1 канонерская лодка, 3 торпедных катера, 13 десантных кораблей, 2 плавучих мастерских и 1 посыльное судно. Повреждения получили 3 линейных корабля, 2 эскортных авианосца, 6 легких крейсеров, 11 эскадренных миноносцев, 13 эскортных миноносцев, 1 минный заградитель, 4 фрегата, 3 корвета, 4 шлюпа и 1 торпедный катер.

АВИАНОСЕЦ "КОРЕЙДЖЕС"

Днем 17 сентября 1939 года подводная лодка U-29 под командованием капитан-лейтенанта Отто Шухарта двигалась на сближение с конвоем OB-4, обнаруженным 14 сентября и атакованным утром 16 сентября подводной лодкой U-31 . Лодка U-53 , также получившая приказ атаковать этот конвой и шедшая на сближение с ним, до обнаружения конвоя 17 сентября потопила одиночный британский транспорт "Кафиристан" водоизмещением 5193 тонны, направлявшийся в Британию. В небе появились самолеты, которые и были замечены командиром лодки U-29 , находившейся на перископной глубине. Отто Шухарт не сомневался - только авианосец мог находиться в патрульном плавании в двухстах милях от побережья Британских островов. В 18 часов на горизонте был замечен корабль - авианосец "Корейджес", шедший в сопровождении двух эсминцев. Командир подлодки принял решение атаковать его и U-29 начала сближаться с кораблем. Попытка догнать авианосец на лодке, двигавшейся в подводном положении, не удавалась, и только опыт, полученный во время учений, позволил Шухарту в течение почти двух часов безотрывно преследовать "Корейджес". Неожиданно авианосец сделал поворот для приема на борт возвращавшегося самолета, что сделало его уязвимым для торпедной атаки. Шухарт немедленно воспользовался этим и в 19 часов 50 минут произвел залп из трех торпедных аппаратов с дистанции 2700 метров. Пока торпеды шли к цели, к лодке на опасное расстояние приблизился британский эсминец, что вынудило U-29 погрузиться. Во время погружения немецкие подводники услышали два сильных взрыва.

Две из трех выпущенных торпед попали в авианосец, после чего "Корейджес" накренился на левый борт и через пятнадцать минут затонул. Из 1259 членов команды не досчитались 518 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22500 тонн погибло 24 самолета. После потопления авианосца "Корейджес" U-29 была обнаружена и подверглась преследованию эсминцами, сбросившими на нее несколько глубинных бомб, однако лодка благополучно уклонилась от атаки. Через некоторое время подлодка всплыла на поверхность и Шухарт послал радиограмму Деницу: "Потопил авианосец "Корейджес". Возвращаюсь на базу ".

ЛИНКОР "РОЙЯЛ ОУК"

После потоплления авианосца "Корейджес" командующий немецким подводным флотом Карл Дениц был полон решимости нанести новый удар по боевым кораблям Британского флота. Местом для атаки была выбрана военно-морская база в Скапа-Флоу. Главный рейд Скапа-Флоу соединялся с заливом несколькими узкими проливами, и все они были блокированы затопленными судами. Однако немецкому самолету-разведчику удалось обнаружить узкий проход в проливе Керк, и выполнение этой сложной задачи Дениц доверил капитан-лейтенанту Гюнтеру Прину, командиру подводной лодки U-47 . 8 октября 1939 года лодка прошла Кильским каналом и вышла в Северное море, взяв курс на Скапа-Флоу и двигаясь по ночам. 13 октября в 23 часа 7 минут, когда лодка подошла к мысу Роуз-Несс, вахта на мостике заметила транспортное судно. Прин приказал погрузиться на перископную глубину и подошел к командирскому перископу. Несмотря на северное сияние, судна не было видно, и Прин принял решение атаковать корабли противника из надводного положения. В 23 часа 31 минуту U-47 всплыла и Прин поначалу направил ее в пролив Керри, разделяющий острова Лэмб-Хоум и Баррей, но вовремя заметил ошибку и направил лодку в пролив Керк. При движении через пролив подводную лодку сильным течением прижало к одному из затопленных судов, но умело маневрируя лодкой, Прин успешно прошел узкий проход. В 0 часов 27 минут 14 октября подлодка в надводном положении вышла на главный рейд Скапа-Флоу. Из всего Флота Метрополии на рейде оказалось только два боевых корабля, стоявших на якоре на расстоянии мили друг от друга. Эти корабли Прин идентифицировал как линейные корабли "Ройял Оук" и "Рипалс", однако вторым кораблем оказался не "Рипалс", а устаревший авиатранспорт летающих лодок "Пегас" водоизмещением 6300 тонн. Подводная лодка заняла боевую позицию и в 0 часов 58 минут произвела залп четырьмя торпедами из носовых торпедных аппаратов, направив по две торпеды в каждый корабль. Одна из торпед, направленных в "Пегас", не вышла из торпедного аппарата, а вторая прошла мимо цели. В "Ройял Оук" из двух торпед попала одна, проделав в носовой части корабля пробоину, однако командир британского корабля не придал значения взрыву и тревога на нем не была объявлена. В это время на U-47 начали перезаряжать носовые торпедные аппараты и одновременно с этим в 1 час 2 минуты выпустили по "Ройял Оуку" торпеду из кормового торпедного аппарата, которая прошла мимо цели. В 1 час 23 минуты Прин дал повторный залп из носовых торпедных аппаратов, и на этот раз все три торпеды поразили цель. Линейный корабль "Ройял Оук" водоизмещением 29150 тонн взорвался и через тринадцать минут затонул; из 1208 членов команды погибли 24 офицера и 809 матросов.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "НАЯДА"

9 марта 1942 года соединение "B" под командованием контр-адмирала Вайена в составе легких крейсеров "Наяда", "Дидо", "Юриалес" и восьми эсминцев вышло из Александрии (Египет) для нападения на поврежденный итальянский крейсер. Однако сведения оказались неточными, и поиски не увенчались успехом. Корабли соединения "B" взяли курс на Александрию вместе с двумя британскими эсминцами, вышедшими с Мальты. Крейсеры и эсминцы соединения "B" несколько раз подвергались безуспешным атакам итальянской и немецкой авиации.

Вечером 11 марта к северу от Сиди Баррэни (Египет) крейсер "Наяда" водоизмещением 5450 тонн был обнаружен немецкой подводной лодкой U-565 и в 20.01 атакован торпедами. Одна торпеда попала в середину правого борта крейсера и он затонул в течение 35 минут; 82 члена экипажа погибло и 582 человека было спасено.

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ГЕРМИОНА"

11 июня 1942 года легкий крейсер "Гермиона" из состава соединения "A" был привлечен к участию в операции по проводке конвоя снабжения MW-11 из Александрии на Мальту. 14 и 15 июня легкий крейсер израсходовал большую часть своих боеприпасов, отражая тяжелые атаки авиации стран оси. В ночь на 16 июня операция по проводке конвоя была отменена, и "Гермиона" в сопровождении эсминцев "Альденхейм", "Бофор" и "Эксмур" взяла курс на Александрию.

15 июня в 23.20 к северу от Соллума (Египет) группа боевых кораблей была обнаружена немецкой подводной лодкой U-205 . Подлодка в 23.38 и 23.40 атаковала два эсминца двумя торпедами, однако торпеды прошли мимо целей. После этого командир подводной лодки идентифицировал одну из целей как крейсер, и в 00.16 16 июня выпустил веерным залпом три торпеды, поразив цель в правый борт. Отсеки легкого крейсера "Гермиона" водоизмещением 5450 тонн были затоплены, и он получил крен в 22 градуса. Вскоре легкий крейсер лег на правый борт и через 21 минуту затонул. Из команды корабля погибло 8 офицеров и 80 матросов; 498 членов экипажа были спасены эсминцами "Альденхейм", "Бофор" и "Эксмур", после чего они были доставлены в Александрию.

АВИАНОСЕЦ "ИГЛ"

Вышедшая из Ла-Специи 4 августа 1942 года подводная лодка U-73 под командованием капитан-лейтенанта Гельмута Розенбаума имела задание атаковать американские и британские суда у побережья Северной Африки. 11 августа в точке 38°05" с.ш. и 03°02" в.д. U-73 обнаружила конвой WS-21S ("Пъедестал"), в составе которого шли в качестве непосредственного охранения авианосцы "Игл", "Фьюриес" и "Индомитебл", линейный корабль "Нельсон", группа крейсеров и 13 эсминцев. У Розенбаума была возможность поразить транспортные суда противника, однако ему был дан приказ атаковать прежде всего британские боевые корабли. Лодка поднырнула под охранение, прошла между третьей и четвертой колонной транспортов и атаковала британский авианосец "Игл" в 13 часов 15 минут с дистанции 450 метров, выпустив веером четыре торпеды с интервалом в 10 секунд. Авианосец шел зигзагом со скоростью 13 узлов, однако ни лодка, ни следы торпед с кораблей охранения обнаружены не были. Все четыре торпеды попали в "Игл", который стремительно накренился на левый борт и через восемь минут затонул. Из 1087 членов команды погибло 160 человек; вместе с авианосцем водоизмещением 22600 тонн были потеряны все находившиеся на нем 16 самолетов.

Пока эсминцы "Лафорей", "Лукаут", "Мэлколм" и буксирное судно "Гроулер" спасали людей с авианосца, остальные эсминцы начали охоту на U-73 . Однако Розенбауму удалось уклониться от контратаки, погрузившись на глубину 150 метров и остановив лодку. Позже Розенбаум поднял подводную лодку на поверхность и послал командованию радиограмму: "Торпедировал "Игл" четырьмя торпедами с 450 метров. Ясно слышал звуки, характерные для тонущего судна. Атакован глубинными бомбами. Повреждений нет ".

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "ЭВЕНДЖЕР"

Конвой MKF-1Y вышел из Гибралтара в Клайд (Британия) 14 ноября 1942 года. Этот конвой сопровождал эскортный авианосец "Эвенджер", возвращавшийся в Британию после участия в операции высадки десанта в Северной Африке (операция "Торч").

В ночь на 15 ноября в 120 милях к северо-западу от Гибралтара конвой был обнаружен немецкой подводной лодкой U-155 . В 04.14 15 ноября лодка выпустила веерным залпом четыре торпеды и совершила срочное погружение. После погружения командой лодки были зафиксированы три взрыва торпед, которыми были потоплены эскортный авианосец "Эвенджер" водоизмещением 13785 тонн и британский войсковой транспорт "Эттрик", а также повреждено американское военное транспортное судно "Альмаак". Эскортный авианосец получил попадание торпедой в левый борт в районе миделя, от взрыва которой сдетонировали авиабомбы в погребе. Средняя часть "Эвенджера" была вырвана взрывом, а нос и корма взлетели в воздух и затонули в течении двух минут. Из команды эскортного авианосца погибло 526 членов экипажа; всего 12 человек было спасено эсминцем "Глэйздэйл".

ЛЕГКИЙ КРЕЙСЕР "ПЕНЕЛОПА"

В январе 1944 года союзные войска готовились к десантной операции на западное побережье Италии между портом Анцио и морским курортом Неттуно. Начало операции под названием "Шингл" было запланировано на 22 января 1944 года. Высадка десанта прошла успешно, однако уже через несколько дней высадившиеся части оказались окружены на прибрежном плацдарме плотным кольцом немецких войск. На помощь десанту пришли боевые корабли военно-морских сил союзников, оказывавшие поддержку артиллерийским огнем. Британский легкий крейсер "Пенелопа" был включен в состав артиллерийской группы поддержки TG 81.8, также включавшей в себя следующие американские боевые корабли: легкий крейсер "Бруклин", эсминцы "Вулзи", "Майо", "Триппл", "Людлоу" и "Эдисон".

Утром 18 февраля 1944 года легкий крейсер "Пенелопа" водоизмещением 5270 тонн возвращался без сопровождения после обстрела позиций немецких войскв районе порта Анцио, двигаясь со скоростью 26 узлов. В 35 милях к западу от Неаполя он был обнаружен немецкой подводной лодкой U-410 , и в 06.58 был поражен торпедой позади машинного отделения. В 07.16 крейсер получил второе попадание торпеды, и через 10 минут затонул. Из команды корабля погибло 25 офицеров, 368 матросов и 24 морских пехотинца; 206 человек были спасены британскими десантными судами LST-165 и LST-430. "Пенелопа" стала последним британским крейсером, погибшим во Второй мировой войне.

Однако, согласно немецким данным, легкий крейсер "Пенелопа" был потоплен единственной акустической торпедой TV(G7es) "Zaunkonig", выпущенной с немецкой подводной лодки U-410 . Так как акустическая система наводила торпеду на шум винтов корабля, попадание торпеды пришлось на кормовую часть корабля. В результате произошла детонация в кормовых погребах боеприпасов, что было принято экипажем за взрыв второй торпеды.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "БЛОК-АЙЛЕНД"

Оперативно-тактическая группа ВМС США 21.11, состоявшая из эскортного авианосца "Блок-Аленд", эсминцев "Барр", Юджин Э. Элмор", "Аренс" и "Роберт Ай. Пэйн", в конце мая 1944 года находилась на боевом противолодочном патрулировании к северо-западу от Канарских островов.

Вечером 29 мая эта группа была обнаружена немецкой подводной лодкой U-549 , которая незамеченной проникла сквозь кольцо охранения и приблизилась к эскортному авианосцу "Блок-Айленд" водоизмещением 9393 тонны. В 20.13 по нему были выпущены три торпеды, две из которых нанесли поражение эскортному авианосцу. Через восемь минут в "Блок-Айленд" попала еще одна торпеда, которая впоследствии и привела к гибели корабля.

Спустя некоторое время U-549 выпустила по эсминцам две торпеды с акустическим наведением, одна из которых в 20.40 попала в корму эсминца "Барр" и нанесла ему тяжелые повреждения, а другая прошла мимо эсминца "Юджин Э. Элмор". Эсминцы "Юджин Э. Элмор" и "Аренс" предприняли контратаку подводной лодки глубинными бомбами, в результате чего U-549 была потоплена вместе со всем экипажем.

После торпедирования "Блок-Айленда" командиру корабля стало ясно, что эскортный авианосец спасти не удастся, и в 21.00 экипаж покинул поврежденный корабль. В 21.55 "Блок-Аленд" затонул; при торпедировании корабля погибло 10 членов экипажа, а 953 человека были спасены эсминцами "Аренс" и "Роберт Ай. Пэйн" и 1 июня доставлены в Касабланку. В момент гибели эскортного авианосца в небе находилось шесть самолетов; все они направились к Канарским островам, но только двум летчикам из шести удалось спастись.

Информация о потопленных боевых кораблях была бы недостаточно полной, если не упомянуть крупные боевые корабли союзников, которые были повреждены немецкими подводными лодками и восстановление которых было признано нецелесообразным; эти корабли участие в сражениях Второй мировой войны больше не принимали.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "НАБОБ"

В августе 1944 года британский эскортный авианосец "Набоб" входил в состав второй группы авианосцев Флота Метрополии вместе с британским эскортным авианосцем "Трампетер" и британским тяжелым крейсером "Кент" для участия в операции "Гудвуд. Задачей группы авианосцев была атака немецких аэродромов перед нападением на линейный корабль "Тирпиц", находившийся на якорной стоянке в Альтенфьорде (Норвегия). Однако плохая погода отменила все планы, и группе авианосцев пришлось повернуть обратно.

В ночь на 22 августа к северо-западу от мыса Нордкап (Норвегия) эскортный авианосец "Набоб" водоизмещением 11420 тонн был обнаружен немецкой подводной лодкой U-354 . В 01.14 22 августа по нему был выпущен веерный залп торпед, одна из которых поразила эскортный авианосец в кормовую часть со стороны правого борта, сделав пробоину в машинном отделении размером три квадратных метра; при торпедировании корабля погиб 21 человек. В 01.22 U-354 попыталась окончательно потопить "Набоб" и выпустила в него торпеду с акустическим наведением, однако торпеда поразила британский фрегат "Бикертон", начавший принимать топливо с эскортного авианосца перед началом атаки. Корма "Набоба" быстро погрузилась на 4,5 метра и эскортный авианосец потерял ход. Двигатели были застопорены, так как температура в машинном отделении поднялась до 150 градусов. 205 человек покинули поврежденный корабль и перешли на канадский эсминец "Алгонкуин", а оставшиеся члены экипажа начали борьбу за живучесть эскортного авианосца. В результате принятых мер удалось несколько уменьшить дифферент на корму, и ближе к вечеру "Набоб" смог двигаться со скоростью 10 узлов. Рано утром 23 августа поблизости от эскортного авианосца была замечена немецкая подводная лодка, но поднявшиеся в воздух два "Эвенджера" загнали ее под воду и продержали три с половиной часа. Первый "Эвенджер" приземлился удачно, а второй при посадке разбился и повредил шесть находившихся на палубе самолетов; впоследствии они были сброшены за борт.

27 августа "Набоб", медленно двигаясь своим ходом, достиг базы в Скапа-Флоу, проделав 1100 миль от места его атаки подводной лодкой U-354 . Эскортный авианосец был признан не подлежащим восстановлению, был отбуксирован в Розайт и оставлен на мелководье. "Набоб" был выведен из состава флота 30 сентября 1944 года и зачислен в номинальный запас, при этом с него были сняты запасные части для ремонта однотипных авианосцев. 16 марта 1946 года эскортный авианосец "Набоб" был возвращен США в поврежденном состоянии. Продан в марте 1947 года на металлолом в Нидерланды, затем перепродан фирме "Норддейче Ллойд" и переделан в немецкое торговое судно "Набоб" в 1952 году. Использовался как тренировочное судно для обучения моряков немецкого гражданского флота. В 1968 году судно переименовано в "Глорию" и зарегистрировано в Панаме; в декабре 1977 года продано на металлолом в Тайвань.

ЭСКОРТНЫЙ АВИАНОСЕЦ "СЭН"

15 января 1945 года британский эскортный авианосец "Сэн" водоизмещением 11400 тонн, двигавшийся без охранения в Северном проливе, был обнаружен немецкой подводной лодкой U-1172 в шести кабельтовых от плавучего маяка Клайда. Эскортный авианосец, занимавшийся перегрузкой самолета, в 13.28 был поражен предположительно торпедой с акустическим наведением в корму со стороны правого борта; при торпедировании корабля погибло 10 человек. Гребной винт и двигатель "Сэна" уцелели, но взрывом торпеды было разрушено соединение турбины с винтом, и эскортный авианосец лишился хода. Находившиеся поблизости эскортные корабли взяли под охрану поврежденный "Сэн", и он был отбуксирован британским фрегатом "Лоринг" в Гринок (Великобритания), где эскортный авианосец был признан не подлежащим восстановлению. 15 декабря 1945 года "Сэн" был возвращен США в поврежденном состоянии и продан на металлолом. Разобран в Фаслейне (США) в 1946 году.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама