THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В русской истории Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Пётр морское дело.
В начале XVIII века при Петре был создан первый русский флот, ставший одним из сильнейших в Европе, открыт первый музей и начато серьёзное изучение старины, напечатана первая русская газета, введён новый календарь (20 декабря 1699 года - Указ о введении нового летоисчисления и празднования новолетия 1 января).
Он вошёл в историю как царь-реформатор, как Пётр Великий. Пётр I был суров, требователен, порой жесток и непримирим.
1721 год - важная дата в истории России. Пётр I принял титул императора, и Россия стала называться уже Российской империей. Пётр, всю свою жизнь стремившийся сделать Россию великой страной, этим актом ещё раз подчеркнул её могущество, значение и наследование традициям Византии, к которой возводили свою родословную российские цари.

Выберите правильные ответы и отметьте их знаком «+»

Пётр Первый был провозглашен царем:
+ в 10 лет;
- в 14 лет;
- в 5 лет.

Пётр Первый открыл первый музей. Он назывался:
- Грановитая палата;
+ Кунсткамера;
- Чудов монастырь.

Город, основанный Петром Великим, - Санкт-Петербург стал:
- летним местом отдыха императора;
- пограничной крепостью;
+ новой столицей России.

Полки, набранные по указу юного Петра, называли:
- "чудовыми";
+ "потешными";
- "богатырскими".

Найди в тексте 2 ошибки и подчеркни (выдели) их.
Уже 13 лет шла война со шведами. Решил в ту пору житель Твери Матвей Колымагин наведаться по своим торговым делам в Петербург. Вести о жизни в новой столице печатались в газете, которая доходила и до его родной Твери. Теперь он собственными глазами увидел Петропавловскую крепость и Грановитую палату (не мог её видеть, так как она находится в Москве). Неподалёку от Летнего дворца царя Петра встретил купец своего земляка Агафона Никифорова. Обрадовавшись, приятель пригласил его в свой дом на празднование Нового года, который по указу царя отмечали 1 сентября . (новый год по приказу Петра I стали отмечать 1 января)

Прочитай отрывок из письма английского посла в Берлине, написанного в 1712 году. О ком пишет автор письма? Что в поведении этого человека кажется тебе необычным? Как ты думаешь, почему он так поступил?

Царь должен был ужинать сегодня вечером у королевы, и делались большие приготовления к балу в честь его, но её величество и всё общество были разочарованы извинением, присланным царём около шести часов. Царь встретил голландского мельника, с которым познакомился ещё при первом своём путешествии, - владельца ветряной пильной мельницы и небольшого домика с садом... у него государь и кушал, и пробыл довольно долго.

Прочитай отрывок из произведения А. С. Пушкина. Напиши, о чём в нём идёт речь.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

«В Европу прорубить окно» - крылатая фраза из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», характеризующая основание Петром I города Санкт-Петербурга - первого морского порта Русского государства.

На контурной карте:
1) раскрась различными цветами:
а) территорию России к концу XVII века;
б) территории, вошедшие в состав Российской империи в XVIII веке;
2) обведи цветным карандашом города, появившиеся при Петре Первом; подчеркни новую столицу России.

1. Выбери и подпиши портрет Петра Первого.

2. Папа Серёжи и Нади предлагает вам задание. Выберите правильные ответы и отметьте их знаком «+».

Пётр Первый был провозглашен царём:

Пётр Первый открыл первый музей. Он назывался:

Город, основанный Петром Великим, - Санкт-Петербург стал:

Полки, набранные по указу юного Петра, называли:

3. Найди в тексте 2 ошибки и подчеркни их.

Уже 13 лет шла война со шведами. Решил в ту пору житель Твери Матвей Колымагин наведаться по своим торговым делам в Петербург. Вести о жизни в новой столице печатались в газете, которая доходила и до его родной Твери. Теперь он собственными глазами увидел Петропавловскую крепость и Грановитую палату . Неподалёку от Летнего дворца царя Петра встретил купец своего земляка Агафона Никифорова. Обрадовавшись, приятель пригласил его в свой дом на празднование Нового года, который по указу царя отмечали 1 сентября .

4. Прочитай отрывок из письма английского посла в Берлине, написанного в 1712 году. О ком пишет автор письма? Что в поведении этого человека кажется тебе необычным? Как ты думаешь, почему он так поступил?

Царь должен был ужинать сегодня вечером у королевы, и делались большие приготовления к балу в честь его, но её величество и всё общество были разочарованы извинением, присланным царём около шести часов. Царь встретил голландского мельника, с которым познакомился ещё при первом своём путешествии, - владельца ветряной пильной мельницы и небольшого домика с садом… у него государь и кушал, и пробыл довольно долго.

Кратко напиши свои ответы на вопросы.

5. Прочитай отрывок из произведения А. С. Пушкина. Напиши, о чём в нём идёт речь.

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Отрывок о строительстве Санкт-Петербурга, о том, что Россия получила выход в Балтийское море.

6. На контурной карте с помощью карты учебника (с. 92-93):

1) раскрась различными цветами:

а) территорию России к концу XVII века (закрашена зелёным цветом) ;
б) территории, вошедшие в состав Российской империи в XVIII веке (закрашены жёлтым цветом) ;

2) обведи цветным карандашом города, появившиеся при Петре Первом; подчеркни новую столицу России (подчеркнута красной линией - Санкт-Петербург) .

7. Обведи на «ленте времени» год, когда Россия стала империей.

(продолжение)

Городское сословие, состоявшее в XVII в. из торговых людей (купечества) и посадских (городских податных обывателей), было замкнуто лишь в половине XVII в. и было ничтожно своей численностью и промышленной деятельностью. Петр же в городском торгово-промышленном классе видел, по примеру западных меркантилистов, главный фактор народного богатства. Понятно, какие старания должен был он приложить к тому, чтобы поднять городской класс до желаемой степени развития. Его меры для поднятия русской промышленности и торговли мы увидим в своем месте; в глазах Петра I к такому поднятию должна была вести и правильная организация городского сословия, которая позволила бы городам преуспевать в торговле и промышленности. Еще в 1699 г. он дал городам самоуправление, но Бурмистерские палаты не создали никакой организации сословию, их избиравшему. Этой организации города достигли лишь в конце царствования Петра.

Руководясь западноевропейскими формами городского устройства, Петр I в начале 1720 г. учредил в Петербурге Главный Магистрат, которому поручил ведать городское сословие повсеместно, и дал Магистрату в следующем году регламент, в котором изложены были основания городского устройства. Города разделялись по числу жителей на 5 классов; граждане каждого города – на два основных класса: граждан регулярных и нерегулярных.

Регулярные граждане делились на две гильдии: к первой гильдии принадлежали банкиры, купцы, доктора и аптекари, шкиперы, живописцы и ювелиры, художники и ученые. Вторую гильдию составляли мелочные торговцы и ремесленники, объединенные в цехи.

Нерегулярными гражданами были "подлые", т. е. низкого происхождения люди (чернорабочие, наймиты, поденщики).

Лица иных сословий (духовные, дворяне, крестьяне), живущие постоянно в городе, в число граждан не входили, только "числились в гражданстве" и не участвовали в городском самоуправлении.

Городом управляла выборная коллегия – магистрат. Ее избирали из своей среды только регулярные граждане. Подлые же люди избирали своих старост, представлявших их интересы в магистрате. Магистрат, подчиненный Главному Магистрату, ведал хозяйство города, смотрел за порядком. Главной его целью было развитие торговли и промыслов; в его руках находилась большая власть. Под ведением магистрата было цеховое управление: во главе каждого ремесленного цеха стоял старшина (альдерман), выбранный из мастеров; на его руках было управление цеховыми делами. На звание мастера-ремесленника нужно было сдавать экзамен; без экзамена нельзя было открыть никакого производства.

Уличное движение на Воскресенском мосту (Москва) в XVIII веке. Художник А. Васнецов

Дав городскому сословию стройную организацию, Петр I не только оставил ему все старые льготы, какими пользовались горожане до него, но дал и новые. Регулярные граждане хотя и сохранили характер тяглого сословия, но были избавлены от обязательной рекрутской повинности; в 1722 г. Петр снял с горожан и личную службу по казенным надобностям, которой горожане тяготились до Петра; наконец, горожане получили право владеть крепостными людьми и землей наравне с дворянством, если были фабрикантами или заводчиками. Таким образом, Петр I создал городскому сословию довольно привилегированное положение. Он внес в городской быт совершенно новую организацию. Но новы были и здесь только формы; благосклонное же отношение правительства к горожанам заметно и в XVII в., особенно во второй его половине.

Итак, обзор сословных реформ показывает нам, что Петр I многое изменил в сословной жизни и отношениях. Шляхетство стало правильнее служить и получило лучшее обеспечение за свою службу; крестьянство слилось с холопством в одну податную категорию и, не теряя гражданской личности, стало под личную власть помещика; горожане получили организацию, право самоуправления и некоторые привилегии. Внешние формы общественных отношений очень изменились; но в существе общественный строй остался старым; государство сохранило свой земледельческий и военный характер, дворянство – свое высокое административное и экономическое положение, крестьяне по-прежнему относились к государству через землевладельца, а городскому сословию по-прежнему принадлежала далеко не главная роль в развитии народного хозяйства.

Разделы: Начальная школа

Задачи:

  1. Сформировать представление о Петре I- первом императоре, его преобразованиях: создание российского флота, выход в Балтийское море; строительство Санкт-Петербурга; реформы в быте
  2. Развивать умение обобщать, делать выводы и обосновывать их, проводить сравнительный анализ.
  3. Развивать умение сотрудничать, работать в группе.

Оборудование:

  1. карточки с заданиями для групповой работы,
  2. портреты (мозаика)

Ход урока

I . Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в прошлое России.

Из мозаики соберите портрет исторического деятеля. Кто это? Какова роль этого человека в истории России?

Работа в группах.

  1. Владимир Святой (Красное Солнышко).
  2. Иван Калита.
  3. Иван IV (Грозный).
  4. Михаил Романов.

Ответы детей.

  1. Ввел Христианство на Руси. Русь превратилась в огромную державу, о которой с уважением говорили в Европе.
  2. Собирал дань и отправлял в Орду. Излишки использовал для укрепления и расширения государства. Москва стала центром возрождения государства.
  3. Всю жизнь вел войны за присоединение к Московскому государству новых земель. Большой бедой для народа была подозрительность и жестокость Ивана Грозного.
  4. Основатель династии Романовых.

В конце XVII века русским царем становится внук Михаила Романова. (Слайд №2)

Кто это? (Петр I)

Где вы встречались с именем этого человека?

Что вам запомнилось?

Ответы детей.

  1. Петр I был необычным царем, потому что не боялся тяжелой работы.
  2. Создал «потешное» войско. Эти войска так затем увеличились, что впоследствии составили два полка (Преображенский и Семеновский, названные по двум подмосковным селам) и стали настоящей опорой царю.
  3. Ввел новое летосчисление.
  4. При Петре I была выпущена первая печатная газета « Ведомости» и т. д.

II . Введение нового знания.

Во время царствования Петра I много нового появилось в нашем государстве. Петр I вошел в историю как реформатор.

Как вы понимаете, кто такой реформатор? (Высказывания детей).

О некоторых преобразованиях, изменениях или реформах мы с вами сегодня и поговорим.

Но сначала еще раз посмотрим как объясняет значение слов «реформа» и «реформатор» Ожегов в своем словаре. (Слайд № 3)

Итак, попробуйте сами догадаться о том, что же еще нового появилось в России при Петре I. Какие реформы были проведены.

(Работа в группах. Учащиеся получают карточки с заданиями)

Проанализируйте эти снимки. Что нового появилось при Петре I? Для чего? (Ответы детей, Слайд №4)

Это гордость Петра – российский флот. Россия становится сильной морской державой. Благодаря флоту расширились границы нашего государства. Россия получила выход в Балтийское море. Появился морской путь, а это значит, наладилось более тесное общение с другими странами Европы.

В устье Невы Петр начал строительство нового большого города, названного в честь основателя. (Слайд №5)

Какой город был заложен? (Санкт-Петербург)

2. В чем отличие плана Москвы от плана Санкт-Петербурга? (Слайд № 6)

Москва построена как и другие древнерусские города. В центре городская крепость, вокруг крепости посад, где жили ремесленники, рыбаки. Застроен город без определенного плана. Похоже на кольцо, круг.

Санкт-Петербург создавался по передовым образцам того времени. Петр I не желал ничего Московского. К строительству Санкт-Петербурга были приглашены архитекторы из Европы, строился по четко разработанному плану. Проспекты города широкие, прямые. Улицы – прямые, пересекают проспекты под прямым углом.

Как вы думаете, кто строил Санкт-Петербург, кто создавал флот?

Как жилось простым людям в годы реформ Петра? Почему? (Слайд №7 .Строительство Санкт-Петербурга).

Петр I заложил город в устье Невы. Берега болотистые, часты наводнения. Люди осушали болота, делали насыпи, мостили топкие улицы. Рабочие страдали от голода, болезней. От тяжелых условий тысячи умирали. На их место привозили новых. Но шло время. Город рос, становился красивее. В 1712 году Санкт-Петербург становится новой столицей государства. (Слайд № 8)

3. За годы царствования Петра I произошли реформы и в быте.

Слева эпоха Петра I, справа – допетровские времена. (Слайд №9)

Какие изменения во внешнем облике людей произошли во время царствования Петр I? (Изменилась одежда, появились парики, нет бороды у мужчин и т. д.)

Борода на Руси считалась признаком добропорядочности и солидности. Царь же велел сбривать бороды. Бороды бояр отрезал собственноручно. К традиционной русской одежде – долгополому и широкорукавному платью питал неприязнь, считал, что она стесняла движения и мешала в работе.

А еще Петр I ввел ассамблеи.

Ассамблея - это бал. Знатные люди собирались для увеселения и дружеских разговоров. На ассамблеи приглашались и женщины, чего раньше не было. Гости должны были показать знание светских манер.

4. Какие продукты употребляли на Руси издавна, а какие появились при Петре?

помидоры

картофель

(При Петре I появились: помидоры, чай, картофель, кофе).

Утренняя трапеза превращалась в своеобразную пытку, потому что предписывалось на европейский манер по утрам пить ненавистный кофе.

Картофель поначалу крестьян заставляли выращивать силой. Русские крестьяне не сразу сообразили, что у заморского растения едят не «вершки», а «корешки». «Вершки» – то оказались горькими, да еще и ядовитыми, и назвали картофель «чертовым яблоком».

Женщины цветками картофеля украшали шляпки.

За заслуги перед государством Петр I получил почетное прозвище Великий и титул император. Россия стала называться империей. (Слайд №11)

Обобщение.

Перед вами список реформ Петра Великого. Вычеркните то, что не относится к Петровским реформам.

  1. Введение нового летосчисления.
  2. Создание российского флота. Выход в Балтийское море.
  3. Введение европейской одежды.
  4. Первая на Руси типография.
  5. Ассамблеи.
  6. Выпуск первой печатной газеты «Ведомости».
  7. Указ об обрезании бород и длиннополых платьев.
  8. Появление телевидения.
  9. Основание Санкт-Петербурга.
  10. Запуск космического корабля.
  11. Появление новых продуктов питания.

III . Итог урока.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама