THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Градостроитель.

Биография

Родился в Тамбовской губернии.

В 1890 году, следуя семейной традиции, поступил учиться в Александровский кадетский корпус в Петербурге.

В 1903 году для продолжения обучения поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа). Начал работу в архитектурном ателье В. А. Косякова, затем работал самостоятельно. В 1907 году стал членом Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников.

С 1903 году начал писать и публиковать статьи в специализированных журналах по архитектуре.

В марте 1908 году создал проект перестройки Пантелеймоновского моста через р. Фонтанку. С этого времени работа Л. А. Ильина строится по принципу ансамблевого подхода к строительству в центре города.

В 1912-1913 гг. спроектировал и построил собственный дом, отталкиваясь от образца ампирной русской усадьбы, на Песочной набережной .

С декабря 1918 года до 1928 года - директор Музея Города , располагавшегося в Аничковом дворце. Председатель Совета общества «Старый Петербург» (создано в 1921 году), по инициативе которого в 1923 году в Петрограде был создан Музей отживающего культа , обеспечивший принятие на хранение ценностей из закрываемых в городе церквей .

В 1925 году стал главным архитектором города, до 1938 года руководил разработкой Генплана развития города. В конце 1930 года был осуждён на 2 года лишения свободы по делу о столкновении поезда и трамвая на Международном проспекте . В 1938 году отстранён от работы, ошельмован в печати и на партийных собраниях.

В 1929-1937 гг. жил и работал, в основном, в г.Баку .

После начала войны. в июле-ноябре 1941 года оставался в блокадном городе, работал над книгой «Прогулки по Ленинграду». Умер во время блокады Ленинграда . 11 декабря погиб на улице во время бомбардировки Ленинграда немецкой авиацией. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Жена - художник, архитектор, искусствовед Полина Владимировна Ковальская (1892 - 6 февраля 1940).

Ленинград

  • Больница Петра Великого (1907-1916 гг.; совместно с А. И. Клейном и А В.Розенбергом)
  • Пропилеи Смольного (1922-1923 гг.; конкурс);
  • Стрелка Елагина острова (осуществлено);
  • Дом Советов (1936 г.; конкурс);
  • Общегородской центр Ленинграда - площадь у Дома Советов (1939-1940 гг.; соавтор; конкурс).
  • Дом жилой на Московском просп., д. 79

Другие города. Проекты и постройки

  • Сталинабад - планировка (1931-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В. , Гайкович В. А.)
  • Ярославль - планировка (1935-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В. , Гайкович В. А. ; осуществлён частично)
  • Баку - планировка (1936-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В. , Гайкович В. А.)
  • Дом специалистов в Баку (1935 г.)
  • Нагорный парк в Баку (1936 г.; осуществлён)
  • Памятник В. И. Ленину в Петрозаводске (скульптор Манизер М. Г.)
  • Памятник С. М. Кирову в Баку
  • Памятник С. М. Кирову в Петрозаводске (скульптор Манизер М. Г.)
  • Здание Военной школы императора Александра II в Петергофе (1914). На 2014 год является одним из корпусов

Статьи Л. А. Ильина в печати

  • Архитектура СССР
  • Архитектура Ленинграда

Источники архивные

  • Государственный музей истории Ленинграда (ГМИЛ, ныне ГМИСПб). Рукопись Гайковича В. А.

Источники

  • Л. А. Ильин . Прогулки по Ленинграду. СПб: Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2012.
  • Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 1-2 (XV-XVI). - Ленинград, 1940. - С. 108-113, 191.
  • Бусырева Е. П., Чеканова О. А. Лев Ильин // Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. - СПб.: Лениздат, 2000. - С. 192-217.
  • Ленинградский дом Советов. Архитектурные конкурсы 1930-х годов. СПб.: ГМИСПб. 2006 г.
  • Бусырева Е. П. Лев Ильин. - СПб.: ГМИСПб. - 2008.

Напишите отзыв о статье "Ильин, Лев Александрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ильин, Лев Александрович

– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.
– Он прежде должен получить лопату, – сказал шопотом один из братьев.
– А! полноте пожалуйста, – сказал другой.
Пьер, растерянными, близорукими глазами, не повинуясь, оглянулся вокруг себя, и вдруг на него нашло сомнение. «Где я? Что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?» Но сомнение это продолжалось только одно мгновение. Пьер оглянулся на серьезные лица окружавших его людей, вспомнил всё, что он уже прошел, и понял, что нельзя остановиться на половине дороги. Он ужаснулся своему сомнению и, стараясь вызвать в себе прежнее чувство умиления, повергся к вратам храма. И действительно чувство умиления, еще сильнейшего, чем прежде, нашло на него. Когда он пролежал несколько времени, ему велели встать и надели на него такой же белый кожаный фартук, какие были на других, дали ему в руки лопату и три пары перчаток, и тогда великий мастер обратился к нему. Он сказал ему, чтобы он старался ничем не запятнать белизну этого фартука, представляющего крепость и непорочность; потом о невыясненной лопате сказал, чтобы он трудился ею очищать свое сердце от пороков и снисходительно заглаживать ею сердце ближнего. Потом про первые перчатки мужские сказал, что значения их он не может знать, но должен хранить их, про другие перчатки мужские сказал, что он должен надевать их в собраниях и наконец про третьи женские перчатки сказал: «Любезный брат, и сии женские перчатки вам определены суть. Отдайте их той женщине, которую вы будете почитать больше всех. Сим даром уверите в непорочности сердца вашего ту, которую изберете вы себе в достойную каменьщицу». И помолчав несколько времени, прибавил: – «Но соблюди, любезный брат, да не украшают перчатки сии рук нечистых». В то время как великий мастер произносил эти последние слова, Пьеру показалось, что председатель смутился. Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети, беспокойно стал оглядываться и произошло неловкое молчание.

Выдающийся советский архитектор-градостроитель Лев Александрович Ильин (1880-1942) родился в г. Тамбове 13(25) июня 1880 года. Отец, Александр Александрович Ильин, был художником-любителем и оказал большое влияние на первоначальное эстетическое, художественное развитие своего сына. В 1897 году Л. А. Ильин приехал в Петербург и поступил в Институт гражданских инженеров. Одновременно с занятиями в институте начал архитектурную практику - работал помощником городского архитектора в родном Тамбове. По окончании института в 1902 году некоторое время, для завершения художественного образования, учился в Академии художеств, в мастерской профессора Л. Н. Бенуа.

В первые же годы самостоятельной работы Л. А. Ильин показал себя активным и талантливым архитектором. Он становится членом Петербургского общества архитекторов и Общества гражданских инженеров. На протяжении долгих лет - с 1902 года и до самой революции - ведет большую общественную работу в этих обществах: участвует в работе конкурсных жюри, избирается в состав правления Общества гражданских инженеров. Все предреволюционные годы Л. А. Ильин принимает активное участие в многочисленных конкурсах, и постоянно его проекты отмечаются премиями *. В 1908 году Петербургское общество архитекторов включает Л. А. Ильина в состав своего комитета по подготовке выставки русской архитектуры на VIII Международном конгрессе зодчих, к работе которого Л. А. Ильин принимает участие. В этом же году Ильин становится от Общества гражданских инженеров членом оргкомитета Международной строительно-художественной выставки, которая организуется в Петербурге. В 1910 году Л. А. Ильин избирается в состав подготовительного комитета, который готовит созыв IV съезда русских зодчих (январь 1911 г., Петербург).

Среди предреволюционных работ Л. А. Ильина особого внимания заслуживают - громадный комплекс зданий больницы имени Петра Великого (ныне имени Мечникова) и архитектура ряда городских мостов - Михайловского (ныне Садового), Пантелеймоновского (ныне мост имени Пестеля), оба у Марсова поля, Народного моста на Мойке у Невского проспекта и Введенского моста у Витебского вокзала.

После Великой Октябрьской социалистической революции Ильин принимает участие в создании Музея города (ныне Музей истории Ленинграда), основанного в 1918 году по декрету, подписанному А. В. Луначарским. Л. А. Ильин был первым директором музея с 1918 по 1935 год. Одновременно он принимал участие в работе Ученого комитета градостроительства при Научном бюро градостроительства Отдела коммунального хозяйства Петроградского Совета (1921-1923). Задачей научного бюро было составление первых предложений по урегулированию плана Петрограда.

В 1925 году Ильин становится главным архитектором Ленинграда и остается на этом посту до 1938 года. Под его руководством разрабатывался первый советский генеральный план развития Ленинграда *, по которому и проводилось фактическое преобразование города на протяжении всех предвоенных лет. Перспективные предложения первого варианта генплана (1933) используются в современном генеральном плане развития города, утвержденном Советом Министров в июле 1966 года, и осуществляются в сегодняшней строительной практике Ленинграда.

* Над генеральным планом города работали: В. А. Витман, Л. М. Тверской, Е. И. Катонин, Б. В. Данилов, Е. К. Реймерс, А. И. Дмитриев и другие.

По проектам, разработанным Л. А. Ильиным, проводилась реконструкция и превращение в бульварную эспланаду Большого проспекта Васильевского острова и Московского проспекта, озеленение и благоустройство Литовского проспекта, был создан партерный сквер на стрелке Васильевского острова у здания бывш. Биржи, выполнено оформление стрелки Елагина острова. Л. А. Ильин серьезно занимался и проблемами жилищного строительства: разрабатывал новые принципы застройки социалистических жилых кварталов, спроектировал и построил жилой дом № 79 на Московском проспекте, который ныне взят под государственную охрану как памятник советской архитектуры.

Будучи крупнейшим градостроителем, Ильин вложил немало сил и творческого труда в преобразование ряда городов нашей страны: Петрозаводска, Иванова, Ярославля, Баку и др. Генеральный план развития Баку, утвержденный в 1937 году, стал основой для кардинального преобразования столицы Советского Азербайджана.

Много сил и времени отдавал Ильин и общественной работе. Он был в числе организаторов Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. В 1932 году был избран членом центрального правления союза и его ленинградского отделения.

Л. А. Ильин оставил большое теоретическое наследие - все годы Советской власти он много писал по различным проблемам архитектуры и градостроительства. Его перу принадлежит много важных статей по истории русской и советской архитектуры, по ведущим проблемам градостроения, планировки, роста и формирования городов. Л. А. Ильин был членом-корреспондентом Всесоюзной Академии архитектуры, профессором, доктором архитектуры. Свой труд ученого и пропагандиста Ильин продолжал и в тяжелые годы блокады в осажденном Ленинграде. Он создал уникальную рукопись «Прогулки по Ленинграду», посвященную анализу классической архитектуры Петербурга - Ленинграда.

Лев Александрович Ильин погиб 11 декабря 1942 года во время артиллерийского обстрела, совершая последнюю из своих замечательных прогулок по Ленинграду.

Леонид Ильин, почетный президент ФМБЦ имени А.И. Бурназяна, первый заместитель генерального директора ФМБЦ, академик РАМН, д.м.н., профессор

По окончании 1-го Ленинградского медицинского института с отличием в 1953 году Леонид Ильин служил на Военно-морском флоте. Был начальником медицинской службы боевого корабля, затем создал первую на Черноморском флоте радиологическую лабораторию. После демобилизации работал в Ленинграде старшим научным сотрудником медико-биологического отдела Научно-исследовательского института Военно-морского флота СССР. В 1961 году избран по конкурсу руководителем лаборатории радиационной защиты Ленинградского научно-исследовательского института радиационной гигиены Минздрава РФ, в 1962 году назначен заместителем директора по научной работе этого института.

С 1968 года и по настоящее время Леонид Андреевич — директор и научный руководитель Государственного научного центра — Института биофизики, который за успехи, достигнутые в развитии медицинской науки, здравоохранения и подготовки кадров, в 1977 году удостоен ордена Ленина.

Основные научные исследования Л.А. Ильина посвящены важнейшим направлениям радиационной медицины: изысканию и созданию лекарственных препаратов и средств защиты организма от воздействия гамма-нейтронного излучения, инкорпорации радионуклидов в организме и контактного радиоактивного загрязнения кожных покровов, ран и ожогов; разработке медико-гигиенических проблем защиты профессионалов и населения при создании и освоении новых атомных технологий и в случае радиационных аварий; регламентации допустимых уровней облучения человека; радиобиологии низкоинтенсивного излучения и прогнозированию стохастических последствий радиоактивного облучения людей.

Благодаря работам Леонида Андреевича, его учеников и сотрудников созданы, испытаны и внедрены в отечественную практику высокоэффективные препараты для профилактики и лечения острых радиационных поражений. Например, радиопротектор индралин в качестве средства профилактики гамма-нейтронного облучения принят в атомной промышленности и энергетике, на атомном флоте и в других профильных организациях. Препарат дезоксинат рекомендован в качестве одного из эффективных средств лечения острых радиационных поражений. В результате исследований Л.А. Ильина для борьбы с инкорпорацией различных радионуклидов в организме разработаны и выпускаются препараты альгисорб, ферроцин, препараты стабильного йода и группа комплексонов. Известный практикам препарат “Защита” является одним из наиболее эффективных средств для деконтаминации кожных покровов от продуктов деления урана и плутония и др. С именем Л.А. Ильина связаны разработка и внедрение в практику атомной промышленности и энергетики специальных портативных аптечек для профессионалов и аптечек для населения с соответствующими противорадиационными препаратами для применения в случае радиационных аварий. По идеям Леонида Андреевича и при его непосредственном участии разработаны медико-биологические средства и специальные системы защиты личного состава от одного из видов ядерного оружия, за это ему в 1985 году присуждена Ленинская премия. Неоднократно принимал участие, в том числе в качестве научного руководителя, в испытаниях разработанных препаратов в полигонных условиях. Ветеран подразделений особого риска. Под руководством и при непосредственном участии Л.А. Ильина разработаны отечественные регламенты аварийного облучения людей и впервые в мировой практике (1971) — методические рекомендации по защите населения в случае аварии на ядерных реакторах. Эти разработки и дальнейшая их модификация (1983) стали основополагающими в обосновании мероприятий по защите людей во время и после аварии на ЧАЭС.

С первых дней и в течение наиболее тяжелого периода этой катастрофы работал в очаге поражения, был одним из научных руководителей медико-биологических и гигиенических работ по ослаблению последствий аварии, принимал принципиальные решения по стратегии и тактике защиты людей.

Л.А. Ильин первый в мире ученый, который разработал и обосновал прогноз радиологических последствий этой катастрофы, в последующем подтвержденный ведущими зарубежными и отечественными специалистами.

Теоретические работы Леонида Андреевича посвящены одной из наиболее актуальных проблем радиационной медицины и гигиены — оценке реальных рисков облучения людей и на этой основе регламентации уровней низкоинтенсивного хронического облучения. Он разработал концепцию “практического порога” в радиационной эпидемиологии и гигиеническом нормировании.

Автор и соавтор 15 монографий, учебников, руководств и более 300 научных публикаций. Среди них такие фундаментальные монографии, как “Основы защиты организма от воздействия радиоактивных веществ” (1977), “Радиоактивный йод в проблеме радиационной безопасности” (1972; переведена на английский язык, 1975), “Крупные радиационные аварии: последствия и защитные меры” (2001; переведена на японский язык, 2003; английский язык, 2004). Монография Л.А. Ильина “Ядерная война: медико-биологические последствия” (1982, 1984), написанная в соавторстве с Е.И. Чазовым и А.К. Гуськовой, вышла двумя изданиями и переведена на пять языков. Эта книга сыграла важную роль в мировой политике предотвращения ядерной катастрофы в качестве одного из первых научных обоснований и расч№тных оценок последствий термоядерной войны, свидетельствующих о невозможности достижения победы в такой войне. Е.И. Чазов, Л.А. Ильин и А.М. Кузин вместе с тремя американскими учеными Б. Лауном, Г. Миллером и Э. Чевианом в декабре 1980 года в Женеве создали международное движение “Врачи за предотвращение ядерной войны”. В 1985 году это движение было удостоено Нобелевской премии мира.

Научно-публицистическая книга Л.А. Ильина “Реалии и мифы Чернобыля” вышла двумя изданиями в России (1994, 1996), издана на английском языке (1995) и опубликована в Японии (1998). В этой монографии автор впервые на основании собственных исследований и опыта работ в Чернобыле представил объективную картину медико-биологических и психосоциальных последствий катастрофы. Учебник Л.А. Ильина “Радиационная гигиена” (в соавторстве с В.Ф. Кирилловым и И.П. Коренковым) стал настольной книгой врачей и студентов, а по заключению известных физиков, работающих в атомной области, этот учебник может быть с успехом использован для преподавания в технических вузах при подготовке специалистов в области радиоэкологии, дозиметрии и защиты.

В 1974 году избран членом-корреспондентом, а в 1978 году — действительным членом Академии медицинских наук СССР.

С 1980 по 1984 год был членом Президиума АМН, с 1984 по 1990 год — вице-президентом Академии медицинских наук СССР. В течение двух сроков (1993—2000) избирался членом Главного комитета Международной комиссии по радиационной защите (МКРЗ). С 1972 года является представителем СССР, затем — Российской Федерации в Научном комитете по действию атомной радиации ООН (НКДАР ООН). В течение 20 лет был председателем НКРЗ СССР. Л.А. Ильин — главный редактор журнала “Медицинская радиология и радиационная безопасность” (2001).

Л.А. Ильин — лауреат Ленинской (1985) и Государственной премий СССР (1977), лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники (2000) и премии Правительства Российской Федерации (2001). За заслуги перед страной и выдающиеся достижения в развитии науки о действии излучения на человека Л.А. Ильин в 1988 году удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Живет и работает в Москве.

И.А. Ильин родился 16(28) марта 1883 года в Москве в доме Байдакова в дворянской семье присяжного поверенного округа Московской судебной палаты, губернского секретаря Александра Ивановича Ильина и Екатерины Юльевны Ильиной (урождённой Швейкерт).

Отец философа был коренной москвич: дед, полковник Иван Иванович Ильин служил начальником Кремлёвского дворца. У Александра Ивановича были также старший брат Николай и младший Сергей, а также сестра Любовь.

По матери Иван Александрович был немецкой крови, и его дед Юлиус Швейкерт - был коллежским советником (что соответствовало 6-му чину в общей табели о рангах, принятой в Российской империи, что соответствовало чину полковника).

И.А. Ильин был третьим ребёнком в семье. Кроме него в семье было ещё два старших брата: Алексей и Александр. Маленького Ивана крестили 22 апреля 1883 года в Богородицерождественской за Смоленскими воротами церкви.

Его способности и талант уже обнаружились во время учёбы в гимназии и на юридическом факультете Московского университета. В 1910 г. Ильин был направлен в научную командировку в Германию и Францию, для продолжения образования в университетах Гейдельберга, Гёттингена, Парижа и Берлина, при этом занимаясь в семинарах Э. Гуссерля, Г. Риккерта и Г. Зиммеля, оказавших не маловажное влияние на формирование его взглядов.

После возвращения Ивана Александровича из научной командировки, которая состоялась в 1912 году, он преподавал в Московском университете и других высших учебных заведениях Москвы. К этому же времени относятся и его первые научные труды, посвящённые наследию Платона и Аристотеля, а также Руссо, Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Кто только не причислял Ильина к каким либо организациям и партиям: начиная с кадетов, черносотенцев и кончая масонством. Сам Ильин в одной из статей для предполагаемого 10-то номера журнала "Русский колокол" высказался следующим образом: "Пользуясь этим случаем, чтобы заявить раз и навсегда: я никогда не был масоном ни в России, ни за границей; я никогда не был и членом какой бы то ни было политической партии. Лицам, утверждающим обо мне обратное (безразлично - русским или иностранцам), я публично предлагаю отнести себя (на выбор) - к безответственным болтунам или к бесчестным людям".

Постепенно же круг творческих интересов Ильина сосредотачиваются вокруг творчества Гегеля. В качестве подтверждения данного факта можно отметить, что, начиная с 1914-1917 гг., одна за другой выходят в свет шесть больших статей по философии Гегеля, составивших позднее ядро его двухтомного исследования - "Философия Гегеля как учения о конкретности Бога и человека" (1918), подготовленного им как магистерская диссертация, но при этом защитив её, он стал одновременно магистром и доктором в области государственных наук.

После Октябрьской революции, которую сам Иван Александрович называл "переворотом", оставаясь в Москве, включился в идейную борьбу против Советской власти. В это время он резко критикует большевизм в лекциях, прочитанных им в студенческих аудиториях, а также в публичных выступлениях в различных научных обществах, и в рядах брошюр, опубликованных в 1918 - 20-х г.г., что и послужило причиной его многочисленных и неоднократных арестов. В сентябре 1922 года Ильин был арестован ВЧК в шестой раз и приговорён к смертной казни, которая была заменена высылкой из России.

С 1923 по 1934 год русский философ был деканом и профессором Русского научного института в Берлине. В эти годы он активно участвовал в политической жизни русской эмиграции, примыкая к её правому (т.е. национально-патриотическому крылу - Прим. С.Л.). Он стал одним из идеологов белого движения, несколько лет издавал "Русский колокол. Журнал волевой идеи". В этот период времени им написан целый ряд книг по вопросам философии, политики, религии и культуры: "Религиозный смысл философии", "О сопротивлении злу силою" (1925), "Путь духовного обновления" (1935), "Основы художества. О совершенном в искусстве (1937) и др. Однако более активная деятельность Ильина прервалась из-за прихода к власти в Германии нацистов, ибо, уже в 1934 году он был уволен из Русского научного института, а через два года ему была запрещена и любая публичная деятельность. И в 1938 году он вынужден был эмигрировать из Германии в Швейцарию.

Во многом благодаря С.В. Рахманинову и многих других своих друзей он обосновался с женой близ Цюриха. Опасаясь реакции Германии, власти Швейцарии ограничивали деятельность русского философа. Но постепенно его положение укреплялось и он уже смог активно заняться творческой деятельностью. Помимо большого числа статей и очерков, выходивших в различных изданиях, в частности составивших впоследствии сборник "Наши задачи" (изданных в 2-х томах в 1956 году), Иван Александрович также опубликовал на немецком языке три книги философско-художественной прозы, объединённые общим замыслом"Поющее сердце. Книга тихих созерцаний" , а также фундаментальное исследование "Аксиомы религиозного опыта" (изданная в 2-х томах в 1953 году) и велась подготовка к печати книга "Путь к очевидности" (1957). Всё это говорит о том, что круг интересов Ильина был весьма широк: его интересовали как религиозные, так и правовые, социально- политические, философские, а также этические, эстетические, антропологические, литературоведческие и поэтические проблемы и направления знания.

До революции проблемы социальной философии были как бы на периферии философских интересов русского философа. Однако те драматические события, которые произошли в стране после октябрьского переворота, резко изменили его предпочтения и устремления. Первой же значительной работой в этом направлении, которая во многом повернула Ивана Александровича к социальным проблемам стала работа "О сопротивлении злу силою" (1925), которая поставила во многом нравственные проблемы и вызвала широкую полемику как в России, так и за рубежом. На многочисленные вопросы: "Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом? Может ли человек, верующий в Бога, приемлющий Его мироздание и своё место в мире, не сопротивляться злу мечом и силою?" Русский философ отвечает на данные вопросы следующим образом: "... физическое пресечение и понуждение могут быть прямою религиозною и патриотической обязанностью человека; и тогда он вправе от них уклониться".

В этой книге Ильин весьма аргументированно критикует учение Л.Н. Толстого о непротивлении. Рассматривая в данном случае физическое принуждение или предубеждение как зло, не становящийся добром от того, что за неимением других средств человек для противопоставления злу не только имеет право, но и может иметь обязанность применять силу. "Насилием"же согласно Ильину, оправданно называть только произвольное, безрассудное принуждение, исходящее из злой воли или само непротивление ко злу.

При этом, Ильин не освящает вынужденного обращения к силе, не возводит его в ранг добродетели - применение насилия всегда остаётся делом неправедным (хотя и не всегда законным). Как вести себя при встрече с социальным и моральном злом, какими средствами противодействовать ему - дело нравственного выбора, ибо правильный выбор может сделать только духовно и нравственно здоровая личность. Т.о., позитивное решение проблемы преодоления зла перерастает у Ильина в более широкую проблему формирования и воспитания высоконравственного человека, которая стала центральной уже для последующего творчества русского мыслителя.

Выдающийся вклад внёс русский мыслитель и в формирование и разработку национальной идеологии. Так, в своём докладе "Творческая идея нашего будущего", сделанном в Белграде и Праге в 1934 году, он формулирует назревающие проблемы русской национальной жизни, которая актуальна и по сей день. "Мы должны сказать всему остальному миру, - смело заявил он, - что Россия жива, что хоронить её - близоруко и неумно; что мы не человеческая пыль и грязь, а живые люди с русским сердцем, с русским разумом и русским талантом, что напрасно думают, будто мы с друг другом "перессорились" и пребываем в непримиримом разномыслии, будто мы узколобые реакционеры, которые только думают свои личные счёты с простолюдином или "инородцем".

С прозорливой точки зрения Ильина, в России грядёт всеобщая национальная судорога, которая, по мнению Ильина, будет стихийно мстительной и жестокой. "Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один крестьянин в России ничего не забыл. В этом мнении встанут десятки авантюристов, из коих три четверти будут "работать" на чьи-нибудь иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи". События в России последних десяти лет, к сожалению подтвердили предостережения русского мыслителя.

Более того, Ильин с гениальным пророчеством предвидел и распад исторической России, который и произошёл в 1991 году, во многом, как он сам говорил, благодаря "мировой закулисе". Однако, в результате от этого распада во многом страдает весь мир, ибо разрушается сила, которая бы противостояла Западу (и, в частности, США). В статье "Что сулит миру расчленение России?" он отмечает следующее: "Расчленение организма на составные части нигде не давало и никогда не даст ни оздоровления, ни творческого равновесия, ни мира. Напротив, оно всегда было и будет болезненным распадом, процессом разложения, брожения, гниения и всеобщего заражения. И в нашу эпоху в этот процесс будет втянута вся вселенная". Далее он следующим образом характеризует уже ситуацию в самой России: "Территория России закипит бесконечными распрями, столкновениями и гражданскими войнами, которые будут постепенно перерастать в мировые столкновения". Это перерастание во многом будет совершенно неотвратимым "в силу одного того, что державы всего мира (европейская, азиатская и американские) будут вкладывать свои деньги, свои торговые интересы и свои стратегические расчёты в нововозникшие малые государства". Последние события в Ираке, как бы полностью подтверждают этот во многом зловещий прогноз Ивана Александровича.

Чтобы преодолеть эту национальную судорогу, которую мы все переживаем сегодня, русские национально и патриотически мыслящие люди должны быть готовы генерировать эту идею применительно к новым условиям. Она, прежде всего, должна быть государственно-исторической, государственно-национальной, государственно-патриотической. Эта идея должна, прежде всего, говорить о главном в русских судьбах - и прошлого, и будущего и она прежде всего должна светить целым поколением русских людей.

Главное, согласно Ильину, это воспитание в самом русском народе национального духовного характера. Именно из-за его недостатка в интеллигенции и в массах Россия и рухнула во время революции. "Россия встанет во весь рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера. Это воспитание может быть только национальным самовоспитанием, которое может быть проведено самим русским народом, т.е. его верной и сильной национальной интеллигенцией. Для этого нужен отбор людей, отбор духовный, качественный и волевой".

В религиозной философии Ильин не принадлежал к плеяде последователей В.С. Соловьёва, с которыми многие связывают обычно русский религиозно-философский ренессанс. Предметом его основного внимания был не только тот или иной христианский догмат, внутренний нечувственный опыт, но и то, что называют духом. Все эти нюансы Ильин и выразил в своём классическом труде "Аксиомы религиозного опыта" (1953, т.1-2). Это, прежде всего, учение о равновесии и сочетании духа и инстинкта, а также законов природы и законов духа, являющейся центральным в его религиозной философии. И в этом отношении сама эстетическая установка Ивана Александровича шла как бы вразрез остальному серебряному веку и имела во многом другой источник. Во главу угла он ставил художество, процесс рождения и воплощения эстетического образа, а на вершину художественное совершенство, которое внешне может быть лишено "красоты". Все эти вопросы Ильин поднял в монографиях и лекциях о наших великих писателях, поэтах, певцов, композиторов, актёров, таких как Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Бунин, Шмелёв, Мережковский, Метнере, Рахманинове, Шаляпине.

Но самый главный предмет для философского исследования Ильина, ради которого он написал всё остальное - это сама Россия и её образующий русский народ. Этим основным темам всей его жизни посвящены следующие работы: "Сущность и своеобразие русской культуры" и "Грядущая Россия". Иван Александрович много писал об истории России, как бы прогнозируя её будущее, а также о сильных и слабых сторонах русского народа. Религиозные установки и прафеномены русской православной души, которые являются по Ильину, "сердечное созерцание, любовь к свободе, детская непосредственность, живая совесть, равно как воля к совершенству во всём, вера в божественное становление человеческой души. Эти прафеномены суть: молитва; старчество; праздник Пасхи; почитание Богородицы и святых; иконы".


Главные труды:

  1. Кризис идеи Субъекта в Наукоучении Фихте Старшего. 1911г.
  2. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. 2 тома. 1916-1918гг.
  3. Учение о Правосознании. Доселе не напечатано. 1919г.
  4. Основные задачи правоведения в России 1921г.
  5. Религиозный смысл философии, 1924г.
  6. О сопротивлении злу силою, 1925г.
  7. Путь духовного обновления. Вера. Любовь. Свобода. Совесть. Семья. Родина. Национализм, 1935г.
  8. Основы художества. О совершенном искусстве, 1937г.
  9. Основы христианской культуры, 1937г.
  10. О тьме и просветлении. Книга литературной критики. Творчество Бунина. Творчество Ремизова. Творчество Шмелева.1938г.
  11. Огни жизни. Книга утешения. 1938-1939.
  12. Сущность и своеобразие русской культуры. 1942. 1944.
  13. О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд. 1945.
  14. Аксиомы религиозного опыта. 1953 г.
  15. О грядущей России.

Используемая литература

  1. Новая философская энциклопедия. / Ст. Ю.Т. Лисицы. С.96-97. - М:2001.
  2. Русская философия. Словарь. / Ст. В. Кураева. С.183-184. - М:1995.
  3. Святая Русь. Русский патриотизм. Словарь. /Ст. О. Платонова. С.289-291.
  4. И.А. Ильин. Собрание сочинений (вышло 25 томов). - М:1993-2003.
  5. История русской философии. Под ред. М.А. Маслина. / Ст. В. Кураева. С.497-509.
  6. И.А. Ильин. Наши задачи. - М: 1992.

В 1923 г., к недовольству авангардистов, на конкурсе на проект Дворца Труда в Москве лучшим был признан проект петроградского архитектора Н.А. Троцкого в стилистике «революционного романтизма». Проект братьев Весниных, позднее названный манифестом конструктивизма, получил лишь третью премию. Однако усиление влияния сторонников «современной» архитектуры после 1923 г. фактически привело к разрыву между московскими и ленинградскими архитекторами. В 1928-1929 гг. во время конкурса на проект здания Библиотеки им. Ленина заказной проект ленинградского архитектора-академиста В.А. Щуко вызвал бурю критики со стороны московских архитектурных организаций. Вместе с тем этот проект во многом предвосхитил обращение к «историческому наследию», провозглашенное в 1932 г. Именно тогда для разработки окончательного проекта Дворца Советов и для работы над проектом реконструкции Москвы были привлечены ведущие мастера Ленинграда, выпускники Академии художеств, которые вопреки всем веяниям не отказались от своих убеждений.

Пока авангардисты в первой половине 1920-х гг. мечтали застроить Москву новыми зданиями из стекла и бетона, а в конце 1920-х гг. – перепланировать, отказавшись от исторической радиально-кольцевой структуры, ленинградские архитекторы в деле реконструкции города продолжали следовать традициям и принципам, оформившимся в первые десятилетия ХХ в. Одним из этих архитекторов был Лев Александрович Ильин.

Л.А. Ильин родился 18 июля 1880 г. в Тамбове. В 1897 г. он поступил в Петербургский институт гражданских инженеров, во время учебы начал работать помощником городского архитектора в Тамбове. После окончания института в 1902 г. Ильин некоторое время занимается в мастерской Л.Н. Бенуа в Петербургской Академии художеств. Как позднее писал сам Ильин: «Академию я так и не окончил, к великому моему сожалению. Некоторый тогдашний профессиональный жизненный успех, а может быть и возраст, не позволили мне достаточно серьезно отнестись к собственному намерению и к тому вниманию, какое оказал мне в Академии Л.Н. Бенуа». В 1906 г. в соавторстве с инженерами Клейном и Розенбергом он принимает участие конкурсе на проект больницы Петра Великого. «Параллельно с постройкой больницы, продолжавшейся вплоть до 1916 года, Л.А. Ильин участвует в многочисленных конкурсах и выставляет свои работы на русских и международных архитектурных выставках и конгрессах в Вене, Риме и Мальме (Швеция)». В 1910-х гг. Ильин участвует в сооружении нескольких новых мостов в Петербурге в том числе и на Невском проспекте.

В 1918 г. Л.А. Ильин становится директором Музея Города, созданного в Петрограде. В конце 1923 г. по его инициативе при Музее создается градостроительная проектная мастерская – Комиссия по перепланировке Петрограда. В эту Комиссию передаются материалы из Архитектурной мастерской Фомина, работавшей над проектом планировки города с 1918 г. В 1924 г. Комиссия преобразуется в Бюро по перепланировке Ленинграда, а в 1925 г. – в Отделение по планировке города (под руководством Л.А. Ильина) при подотделе благоустройства Отдела коммунального хозяйства Губисполкома. В 1925-1926 гг. по проекту Ильина оформляется сквер перед зданием Биржи, в 1926-1927 гг. –стрелка Елагина острова. Вплоть до 1938 г., несмотря на частые реорганизации проектного и планировочного дела, он возглавляет работы над проектом планировки города.

Даже после отклонения в августе 1935 г. фактически готового проекта бригада Архитектурно-планировочного отдела Исполкома Ленсовета (АПО) под руководством Л.А. Ильина выигрывает срочный конкурс на Схему проекта перепланировки Ленинграда. Схема дорабатывается и утверждается в декабре 1935 г. Как и в наработках конца 1920-х гг., она предусматривает развитие города в южном направлении с центральной осью вдоль Московского шоссе. На пересечении шоссе с вновь проектируемой главной дуговой магистралью намечается новый общегородской центр с Домом Советов.

В 1936 г. конкурсный проект Дома Советов Л.А. Ильина признается одним из лучших, но к осуществлению принимается проект Н.А. Троцкого. Через два года Ильин скажет: «Этот ответственный конкурсный проект, к сожалению, сделан мною в продолжение трех недель, тогда как другие работали над проектом значительно больше. Я работал три недели не потому, что без внимания отнесся к этой большой задаче, а потому, что заканчивал в это время работу по планировке центра Москвы».

Об этом факте молчат официальные биографии Л.А. Ильина. В них можно найти упоминания о его большой работе (в качестве главного архитектора и консультанта) над проектом генерального плана Баку в 1930-1936 гг., о его работе над аналогичными проектами для Петрозаводска, Иванова, Ярославля и др. Не встречается фамилия Ильина и в статьях 1930-х гг., посвященных реконструкции Москвы. Лишь в публикации 1936 г. в журнале «Архитектура СССР», посвященной завершению первого этапа детализации Генерального плана 1935 г. , в подписях к иллюстрациям Ильин упоминается как один из авторов некоторых проектов Архитектурно-планировочной мастерской № 2, в частности проекта реконструкции Красной площади. Позднее, в статье 1945 г., посвященной памяти зодчего, А. Бунин упоминает (без указания даты), что Ильин разрабатывал для Москвы проект проспекта Дворца Советов (Аллея Ильича от Дворца Советов к Воробьевым горам). Таким образом, исходя из двух упоминаний и слов самого архитектора, можно предположить, что Ильин в 1936 г. принимал самое деятельное участие в работе архитектурно-планировочной мастерской № 2, отвечавшей за разработку проекта реконструкции центра Москвы. (Немаловажным представляется тот факт, что руководителем мастерской был В.А. Щуко – ровесник Ильина, также родом из Тамбова, с которым они примерно в одно время учились в Академии художеств у Л.Н. Бенуа, а в последствии вместе работали над рядом проектов для Ленинграда).

Несмотря на всю странность ситуации, когда главный архитектор Ленинграда участвует в работе над столь ответственным фрагментом Генерального плана реконструкции Москвы, она была вполне закономерна. Именно к 1936 г. окончательно сформировалась концепция реконструкции Москвы, в основе которой лежала идея уподобления Москвы старому Петербургу, и опыт такого специалиста, как Ильин, был бесценен. В чертежах и эскизах, созданных с его участием, удалось преодолеть существовавшее в Москве стремление застроить центр грандиозными ведомственными зданиями и создать искомый образ цельного ансамбля, подчиненного единой доминанте – Дворцу Советов. И хотя предложение Ильина не получило дальнейшего развития, эскизы 1936 г. стали кульминацией всего длительного процесса разработки проекта реконструкции Москвы и ее центрального ядра в 1930-е гг.

Однако после 1936 г. Ильин уже не был востребован так, как раньше. В 1938 г. разрабатывавшийся под его руководством проект планировки Ленинграда был раскритикован, а коллектив Ильина отстранен от работы. Один из самых заметных архитекторов советского Ленинграда 1930-х гг. стал профессором Ленинградского института инженеров коммунального хозяйства.

11 декабря 1942 г. Лев Александрович Ильин погиб при артобстреле Ленинграда.
Ильин Л.А. Мой творческий путь // Архитектура Ленинграда. – 1938. – № 2. – С. 59.
Бунин А. Памяти Льва Александровича Ильина (Ко 2-ой годовщине со дня смерти) // Архитектура СССР. – 1945. – № 9. – С. 39.
Отклонение разработанного проекта было связано как с новыми установками, озвученными в связи с принятием Генерального плана Москвы, так и с ухудшением отношений с Финляндией, к границам которой подходил запроектированный «Большой Ленинград». Немаловажным фактором стало и появление во главе партийного руководства Ленинграда А.А. Жданова, стремившегося вычеркнуть С.М. Кирова – своего предшественника – из истории города.
Ильин Л.А. Мой творческий путь // Архитектура Ленинграда. – 1938. – № 2. – С. 65.
Булушев А. Планировка Москвы на новом этапе // Архитектура СССР. – 1936. – № 8. – С. 8-9.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама