THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Образование причастий мы будем рассматривать в следующем порядке:

v причастия действит. залога

Ø наст. времени

Ø прош. времени

v причастия страдат. залога

Ø наст. времени

Ø прош. времени

Образование причастий действительного залога настоящего времени

Образуются от основы настоящего времени глаголов несов. вида.

Выбор суффикса зависит от спряжения: -ущ- - 1 спр., -ащ- - 2 спр.:

играjущ ий ← играj ут (1 спр.)

несущ ий ← нес ут (1 спр.)

кричащ ий ← крич ат (2 спр.)

носящ ий ← нос’ ат (2 спр.) (обратить вним. на глаголы движения)

Действит. причастия наст. времени не образуются от глаголов сов. вида, т.к. совершенный вид несовместим с понятием о настоящем времени.

Образование причастий действительного залога прошедшего времени

Образуются от глаголов и совершенного и несовершенного вида.

В качестве мотивир. основы выступает в большинстве случает основа инфинитива, в некот. случаях используется дополнит. основа - основа прош. времени.

Выбор суффикса зависит от типа основы: суффикс –вш- присоединяется к вокалической основе (основа на гласный), суффикс –ш- - к консонантной основе (основе на согласный):

игра ть → игравш ий

чита ть → читавш ий

побеле ть → побелевш ий (вокалич. основы)

несш ий ← нес (от консон. основы)

росш ий ← рос

Особенности:

1. Некот. причастия прош. времени дей2ствит. залога образуются от основы прост. буд. времени:

привести - инф.

привед ут (прост. буд.) → приведш ий

заплести, заплет ут → заплетш ий

расцвести, расцвет ут → расцветш ий

2. У глаголов на –чь используется основа прош. времени:

зажечь

зажёг (прош. врем.) → зажегш ий

пренебречь, пренебрёг → пренебрегш ий

3. Некоторые глаголы вообще своеобразны в образовании этого типа причастий:

крас ть

кра л (основа прош. вр. без суф. -л) → кравш ий

класть, кла л → клавш ий

пасть (инф.)

па л (основа прош. вр.) → павш ий

пад ут (прост. буд. вр.) → падш ий (обратить вним. на различие лексич. Z)

идти → шедш ий (от старой основы прош. врем. шед , с соврем. т.з. – супплетивно)

4. У некот. глаголов с –ну в инфинитиве (чаще всего это суффикс), -ну утрачивается в формах прошедшего времени (это глаг. непрод. кл.); от них образуются вариантные формы причастий:

Ср.: привыкну ть (инф.) → привыкнувш ий

привык (основа прош. вр.) → привыкш ий

липну ть → липнувш ий

лип → липш ий

замерзну ть → замерзнувш ий

замерз → замерзш ий (без –ну - лит. норма, с

суффиксом - развивающееся явление под влияние глаголов 4 продукт. класса)

Образование причастий страдательного залога настоящего времени

Образуются от основы наст. времени при соблюдении 2 обязательных признаков:

a. глагол несов. вида

b. переходный

Выбор суффикса обусловлен спряжением: 1 спр. - суф. –эм-, -ом-; 2 спр. - -им-:

играть - играj ут → играjэм ый

вести - вед ут → ведом ый

нести - нес ут → несом ый

просить - прос’ ат → просим ый

любить - люб’ ат → любим ый

водить - вод’ ат → водим ый

носить - нос’ ат → носим ый (обратить вним. на последние 2 глагола - вести - водить, нести - носить - это глаголы движения)

Наличие двух обаятельных признаков позволяет легко отграничить страд. прич. наст. времени от прил.:

проницаемый ← проницать (неперех., отглаг. прил.)

неутомимый ← утомить (сов. вид, отглаг. прил.)

Особенности:

Не все переходные глаголы несов. вида могут образовать страд. прич. наст. времени:

а) глаголы с односложной основой:

бить

лить

шить

вить

мыть

б) некоторые глаголы на –чь :

беречь

стеречь

Но ср.: влечь - влек ут → влеком ый

в) отдельные глаголы:

класть

ковать

доить

колоть

пахать

резать

тереть

тесать и некот. др.

Образование причастий страдательного залога прошедшего времени

Из всех причастий это самое непоследовательное явление, имеющее больше всего особенностей, что вызывает большие трудности.

Образуются только от переходных глаголов преимущественно совершенного вида. При этом страдательные причастия прош. времени от глаголов совершенного вида в целом считаются продуктивным явлением, а от глаголов несовершенного вида - непродуктивным.

При образовании страд. прич. прош. вр. используются суффиксы –нн-, -енн- (-онн), -т-.

Сначала рассмотримобразование страд. прич. прош. времени от глаголов совершенного вида.

Суффикс –нн- присоединяется к основе инфинитива

1) на –а (-я):

разыгра ть → разыгранн ый

разрисова ть → разрисованн ый

засjа ть → засеянн ый

настоjа ть → настоянн ый

2) к перфективным производным глагола видеть , а также к глаголам одолеть, преодолеть :

увиде ть → увиденн ый

предвиде ть → предвиденн ый

одоле ть (инф.) → одоленн ый

преодоле ть → преодоленн ый

Суффикс –енн (-онн) присоединяется к основе простого будущего времени (перечень приводит А.А. Зализняк):

1) глаголов на –ить:

заострить - заостр’ ат → заостр’онн ый

При этом у некот. глаголов на –ить используется вспомогательная основа 1 лица простого будущего времени:

накормить - накормл’ у → накормленн ый

выкупить - выкупл’ у → выкупленн ый

2) у некоторых глаголов на –еть:

обидеть - обиж у (осн. 1 лица) → обиженн ый

В целом образование страдат. причастий прош. вр. от глаголов на –еть крайне ограничено, и у большинства глаголов с такой финалией страд. прич. прош. вр. отсутствует. Ср.: пожалеть (страд. прич. прош. вр. не образуется).

3) от основы простого будущего времени глаголов на –чь:

сжечь - сожг ут → сожженн ый

приберечь - приберег ут →прибереженн ый

испечь → испеченн ый (используется основа инф.)

4) к глаголам на –зть (-зти), -сть (-сти):

обрести - отбрет ут → обретенн ый

сплести - сплет ут → сплетенн ый

вывезти - вывез ут → вывезенн ый

Суффикс –т присоединяется к основе инфинитива:

1) глаголов с конечным –ну (суффикс или часть корня):

отвергну ть → отвергнут ый

выкину ть → выкинут ый

2) от глаголов с мнимым полногласием:

распоро ть → распорот ый

наколо ть →наколот ый

При этом глаголы с мнимым полногласием –ере - используют основу прош. времени:

стереть - стер → стерт ый

вытереть - вытер → вытерт ый

3) от производных глаголов, образованных от односложных глаголов:

избить (бить) → избитый

сжать (жать) → сжатый

умыть (мыть) → умытый

надеть → надетый (мотивации нет, т.к. корень связанный)

Мы говорили, что образование страд. прич. прош. времени от глаголв несов. вида в целом непродуктивно. И сейчас рассмотрим некоторые случаи.

1) суффикс -нн –ать и изолированный глагол видеть (используется основа инфинитива):

виде ть - виденн ый

слыша ть - слышанн ый

писа ть - писанн ый

2) суффикс –енн присоединяют некоторые глаголы несов. вида на –ить (при этом используется основа 1 лица наст. времени):

красить - краш у - крашенн ый

носить - нош у - ношенн ый

купить - купл ю - купленн ый

3) суффикс –т- присоединяетсяк основе инфинитива глаголов несов. вида, если они отвечают следующим требованиям:

а) от глаголов с мнимым полногласием:

поро ть → порот ый

коло ть →колот ый

моло ть - молот ый

тереть -тер → терт ый (При этом глаголы с мнимым полногласием –ере - используют основу прош. времени)

Б) от односложных глаголов:

бить (бить) → битый

жать (жать) → жатый

мыть (мыть) → мытый

В целом образование страд. причастий прош. времени от глаголов несов. вида связано с тем, что большинство из них не образуют страдат. причастий наст. времени, тем самым восполняется ущербность этих глаголов.

Страдат. причастия прошедшего времени имеют не только полную, но и краткую формы:

купленный в магазине - куплен в магазине

разрисованный вручную - разрисован вручную

Краткие страд. причастия, равно как и краткие прил., не изменяются по падежам, но изменяются по родам и числам:

отвергнут

отвергнута

отвергнуты

отвергнуты

В предложении выполняют функцию именной части сказуемого.

Отличие же кратких прил. и крат. причастий состоит:

а) в семантических особенностях:

краткие прил. имеют Z непостоянного признака, признака, проявляющегося в течение некоторого отрезка времени:

девушка привлекательна

девушка была привлекательна

краткие страд. прич. прош. времени имеют перфектное Z: т.е. действие совершилось в прошлом, а результат его сохраняется в данное время:

ребенок накормлен

ребенок был накормлен

б) орфографические отличия:

краткие прил. - нн; в крат. страд. прич. - -н:

поездка организован а кем-то (прич.) = кто-то организовал поездку

группа организованн а = дружная (прил.)

От кратких страдат. причастий необходимо отличать функциональные омонимы с финалиями –но и -то , которые называются причастными предикативами:

На лестнице накурено.

Закрыто на обед.

В доме прибрано.

У дверей натоптано.

Причастные предикативы будут рассматриваться среди слов КС, поскольку они лишь внешне совпадают с глагольными формами, но не являются таковыми.

В чем их отличие?

Крат. страд. прич. прош. вр. согласуются с сущ. в роде и числе и выступают в функции именной части сказуемого в двусоставном предложении:

Походорганизован

Собраниеорганизовано

Акцияорганизована

Делаорганизованы

Причастные предикативы не изменяются по родам и числам, и выполняют функцию главного члена односоставного безличного предложения (подлежащего нет и не может быть):

В доме не убрано .

Закрыто на обед.

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: «Страдательные причастия прошедшего времени»

Цели урока:

Познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени, с правописанием суффиксов –енн-, -нн-, -т-.

Задачи:

Предметные:

    Обучение способам образования страдательных причастий прошедшего времени.

    Актуализация полученных знаний, умений, навыков.

Метапредметные :

    Развитие монологической речи обучающихся (устной и письменной);

    Развитие умения и навыки критического мышления в условиях дифференцированной работы;

    Развитие интереса к использованию ИКТ при работе с учебным материалом.

Личностные:

    Воспитание ответственности за результат своего труда и труда своего товарища;

    Воспитание умения работать в коллективе.

Тип урока: изучение нового материала

Форма организации учебной деятельности на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:

    мультимедийная презентация;

    карточки с заданием (для каждого ученика);

    учебник «Русский язык: Учебник для 7 класса» авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др,;

Ход урока

    Организационный момент.

- Доброе утро, ребята и гости нашего сегодняшнего урока! Я очень рада вас всех видеть. Закройте, пожалуйста, глаза, вспомните приятные моменты или какие-то ситуации из вашей жизни. Улыбнитесь, откройте глаза, теперь улыбнитесь друг другу, подарите тепло и хорошее настроение друг другу. И мы приступаем к плодотворной работе.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на коробочку, а вернее, на ее содержимое. (учитель достает из коробки потерянные детьми вещи: перчатку, ручку, шапку, ботинок и т.д.) Что это такое? (слайд 1)

Дети предполагают, что это потерянные вещи (слайд 2)

Слайд 1: потерянные вещи

Перед вами словосочетание. Назовите, чем выражено главное и зависимое слово.

Дети отвечают, что главное слово – имя существительное, а зависимое причастие.

Какое это причастие?

Попробуем сами сформулировать тему урока.

Дети формулируют тему урока:

«Страдательное причастие прошедшего времени». (слайд 3)

- Какую цель поставим перед собой? (слайд 4)

Наша цель : познакомиться с образованием и написанием страдательных причастий прошедшего времени, научиться правильно писать суффиксы страдательных причастий прошедшего времени.(слайд 5)

Записываем в тетради тему урока.

    Актуализация знаний учащихся.

Прежде чем изучить новую тему, давайте вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках. Мы много внимания уделяли причастию как самостоятельной части речи, учились образовывать причастия, правильно их писать

    Ребята, давайте вспомним, что такое причастие? (Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию на отвечает на вопросы: Какой? и др.).

    Как изменяются причастия? (Причастия бывают совершенного несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, падежам, а в единственном числе по родам ).

    Какова синтаксическая роль причастий? (определение и сказуемое )

    На какие 2 группы делятся причастия? Приведите примеры (действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета. Страдательные причастия -признак, который возник у предмета под действием другого предмета ).

    А теперь давайте вспомним, как образуются действительные причастия? (Действительные причастия - с помощью суффиксов:–ущ-(-ющ-),-ащ-(-ящ-) – в настоящем времени; -вш-, -ш- в прошедшем времени, страдательные в наст. времени с помощью суф. ом, ем, им

Взаимопроверка знаний.(слайд 5)

1. Стро…щийся дом,

2. колебл..мая ветром,

3. затих…ий сад,

4. рас…т…ла..щийся туман,

5. едва вид..мое во мгле,

6. рассказа…ий историю.

(Слайд 6)

1. Строящийся дом (действ. прич., наст. вр.),

2. колеблемая ветром (страд. прич., наст. вр.),

3. затихший сад (действ. прич., прош. вр.),

4. расстилающийся туман (действ. прич., наст. вр.),

5. едва видимое во мгле (страд. прич., наст. вр.),

6. Рассказавший историю (действ. прич., прош. вр.).

    Объяснение нового материала.

НАБЛЮДАЕМ! (Слайд 7)

«Страдательное причастие прошедшего времени»

Нос и ть (инф., несов. вид) – нош енн ый

Снос и ть(инф., сов. вид) – снош енн ый

Сдел а ть (инф., сов. вид) – сдела нн ый
дел
а ть (инф., несов. вид) – дела нн ый


вид
е ть (инф., несов. вид)– виде нн ый

Увид е ть (инф., сов. вид) – увиде нн ый


мыть (инф., несов. вид) – мы
т ый

Вымыть(инф., сов. вид) – вымы т ый

Задание : 1.Используя опорный материал, расскажите, как и с помощью чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? (Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива переходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов нн- (от глаголов на –ать-, -ять-); -енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь) ,-т-. (таблица учебника)

На слайде 8

От переходных глаголов совершенного и несовершенного вида

Нн- (от глаголов на –ать-, -ять-)

основа глагола неопр. Ф. +

Енн- (он глаголов на –еть, -ить, -ти, чь)

Т-

Физкультминутка

Давайте отдохнем и заодно проверим, как вы умеете отличать действительные причастия от страдательных. Итак, действительные – приседаем, страдательные – руки:

Плескавшийся, сидящий, рассказывающий, рассказанный, думающий, решавший, изучаемый, поющий, приглашаемый ,

    Закрепление изученного материала

задание : Образуйте причастия от данных глаголов.

Комментированное письмо.

(слайд 4)

указать

Нн- ->

указанный

затеять

Нн- ->

затеянный

увидеть

Енн- ->

увиденный

изранить

Енн- ->

израненный

вывезти

Енн- ->

вывезенный

колоть

Т- ->

колотый

Работа по карточкам

Дети оценивают себя сами.

ОВЕЯТЬ, -ею. -еешь; -еянный; совершенный вид, кого-что чем. 1. Обдать (струей воздуха, ветра). Овеяло (безличное) холодом. 2. перен. Окружить, создать вокруг чего-нибудь ореол почёта, славы (высок.). Боевые знамена овеяны славой. Имя героя овеяно легендой. || несовершенный вид овевать, -аю, -аешь (к 1 значение) и овеивать, -аю, -аешь (к 1 значение).

Спрессовать- сжать, Соединить в плотную массу под действием тяжести

Словарная работа:

Приведённый, переведённый.

    Оценивание.

IX . Рефлексия.

1. Мне стало известно, что...

2. Меня особенно привлекло и заинтересовало...

3. Я полностью понимаю, что...

4. Вызвало затруднение...

5. Нужно выучить...

XI . Домашнее задание: & 19 упр. 109

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени.

Обещать, засеять, овеять, замешать, расколоть, бросить, исправить, привести, спрессовать, увидеть, перевести, разбить, привлечь, рассеять, сказать, обмануть, наполнить, сложить, получить, зажечь.

Русский язык - это множество правил, которые нужно не просто знать, а понимать, чтобы грамотно писать и красиво говорить. "Причастия" - одна из важных тем, усвоив которую, можно научиться немногословной, но выразительной речи. Особенную трудность составляет причастие прошедшего времени. Хотя, если подходить к изучению вдумчиво, то разобраться можно.

Разница между и без них

Сравните предложения: одно с а второе - сложное с придаточным. Первый вариант более лаконичный, красивый и поэтичный, чем второй.

Особенно важно уметь заменять придаточные предложения для копирайтеров при выполнении заказов, где указывается точность "водности" текстов, ведь вводные слова, предлоги, союзы и союзные слова как раз и входят в список "водных" выражений.

Причастие как часть речи

Многим с трудом даётся понимание особенностей этой части речи. Дети даже сочиняют по этому поводу веселые стишки:

Беспредельное несчастие -
Изучать, склонять причастие!
Помучусь основательно я,
Пока начну страдательное
Отличать от действительного.
Что есть еще мучительнее?

Из курса школы известно, что причастие - это совсем не простая потому что она имеет свойства и глагола, и прилагательного. От глагола эта часть речи имеет вид и время, а от прилагательного - род, число, падеж, полную либо краткую форму. Также существует действительное причастие прошедшего времени и страдательное. Эту функцию - залог - оно тоже получило от глагола.

Время причастий

Обычно различают в причастиях прошедшее и настоящее время. Понятно, что для определения этой категории следует понять смысловую особенность слова, задуматься над тем, происходит действие в данный момент или уже свершилось. На вопрос о том, что такое причастие прошедшего времени, есть однозначный ответ: смысл слова указывает на то, что здесь демонстрируется результат, а не процесс. Можно сравнить два варианта: «бегущий мальчик» и «прибежавший паренёк». В первом случае использовано настоящее время, ведь ребёнок совершает действие в данный момент. Во втором случае дитя уже закончило бег и стоит перед нами. Следовательно, время причастия - прошедшее.

Действительный залог причастий

Как отличить действительное причастие прошедшего времени от страдательного? Да просто! Во-первых, нужно вдуматься в смысл высказывания. Рассмотрим это на примерах.


Страдательное причастие в прошедшем времени

Глагольная форма, рассматриваемая нами, может обозначать действие, которое производит с объектом кто-то другой. Тогда причастие прошедшего времени носит страдательный залог. Для более полного понимания этого следует рассмотреть примеры.

  1. «Платье, надетое девочкой, настолько было ей к лицу, что все вокруг смотрели на малышку с улыбкой умиления». Из контекста понятно, что наряд сам по себе ничего делать не может. Значит, «надетое» - это страдательное причастие, потому что производит действие девочка, ведь это же она надела платье.
  2. «Вымытая Таней посуда сверкала чистотой». И здесь ясно, что кто-то до описываемого момента произвёл определённую работу - сами тарелки очистить себя от остатков еды не могли. Следовательно, слово «вымытая» является страдательным причастием прошедшего времени.

Каковы главные условия правописания суффиксов у причастий в настоящем времени, понять, вроде, несложно, надо только запомнить, какой суффикс относится к определенному спряжению.

Образование причастий прошедшего времени

Они формируются с помощью основы глагола любого времени и суффиксов, которые помогают: любил - любивший, хотел - хотевший, мечтал - мечтавший, кормить - кормивший, нести - нёсший, лезть - вылезший. Это примеры образования причастий прошедшего времени действительного залога. На залог указывает то, что все действия совершены самими объектами. Для страдательных причастий прошедшего времени подойдут другие примеры: желать - желаемый, вести - ведомый, обсмеять - обсмеянный, обещать - обещанный.

Суффиксы причастий прошедшего времени действительного залога

Образуется эта форма от основы глагола с помощью суффиксов: -вш-, -ш- . Вид и переходность в данном случае значения не имеют. Использованный при образовании причастия суффикс зависит лишь от окончания основы глагола.

  1. Если она оканчивается на гласный, то пишется -вш- . (Примеры: рисовать - рисовавший, строить - строивший, смотреть - смотревший.)
  2. Если в конце основы стоит согласный звук, то следует ставить суффикс -ш- . (Примеры: везти - везший, нести - нёсший.)
  3. Если причастиеобразуется от глагола на -ть , то суффикс -вш- будет писаться после той гласной, которая была в первоначальной глагольной форме перед -ть . (Например: мыть - мывший, хохотать - хохотавший, висеть - висевший.)

Таблица образования причастий прошедшего времени действительного залога

Действительное причастие

Начальная форма глагола

Переходность

глядевший

печатавший

печатать

блестящий

блестеть

промывший

выпивший

прервавший

прервать

прогуливавший

прогуливать

бежавший

Переходность и определения вида причастий

Чтобы легко проверять переходность причастия, нужно от глагола, образующего его, поставить вопрос к зависимому существительному. Если в данной конструкции уместен вопрос винительного падежа без предлога, то Например: смотреть (что?) фильм, печатать (что?) реферат. В конструкции «бежать (где?) по дороге» вопрос «что?» не подойдёт, значит, это непереходный глагол, и причастие будет иметь ту же категорию соответственно.

С видом проблем не должно возникнуть: если действие в процессе - это несовершенный вид, если уже произошло - совершенный.

Образование страдательных причастий в прошедшем времени

Они образуются от переходного глагола соответствующего времени. От причастий существует совсем немного.

Суффикс

Чем оканчивается глагол

Переходность

От глагола сов./несов. вида

Примеры

образованный,

стреляный

заваленный, дареный

Оть, -нуть + односложные глаголы

расколотый, битый

По таблице теперь возникает только один важный вопрос: когда суффиксы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним «н», а когда с двумя? Тут важно запомнить несколько немудреных правил. Одна «н» будет у причастий несовершенного вида, если они:

  • не имеют зависимого слова, приставки, суффикса -ова-/ -ёва- : жареный, вареный, копченый;
  • краткие причастия: товарищество образовано, жена накрашена.

Две «н» имеют полные страдательные причастия прошедшего времени, образованные глаголами совершенного вида с наличием:

  • зависимых слов: пожаренный в масле осетр; сваренный в бульоне горох;
  • суффиксов -ова-/-ёва- (можно привести следующие примеры: 1. Избалованный мамой ребенок кричал в магазине. 2. Заколдованный ее чарующим взглядом, мужчина сразу же влюбился в красавицу).

Причастия «избалованный» и «заколдованный»имеют ту же синтаксическую функцию, что и прилагательные, то есть в предложении являются чаще всего определениями.

Причастия прошедшего времени действительного залога также могут иметь возвратный суффикс -ся . Например: спрятавшийся таракан, вывалившийся песок, рассмеявшаяся красавица, испугавшаяся муха.

Исключения из общих правил

Но всегда в русском языке есть свои исключения. Такие слова, как «искать», «любить» и «брать», неспособны образовывать страдательные причастия. Есть еще такая особенность у глаголов оканчивающихся на -сти : они могут перевоплотиться в страдательные причастия прошедшего времени. Например:

  • Сплести. (В сплетенные дедом корзины так удобно собирать грибы.)
  • Украсть. (Украденные котом тапки мы долго не могли найти.)
  • Обрести. (Вновь обретенная Шариком кость очень его обрадовала, из-за чего он радостно завилял хвостом.)
  • Найти. (Когда найденные шпаргалки учитель обнаружил, Вася понял, что надо придумать способ хитрить лучше, но чем больше он хитрил, тем больше ему приходилось знать.)

Знание правил русского языка - это ещё не гарантия того, что человек сможет писать и говорить правильно. Их нужно понимать. И чрезвычайно важно развивать умение использовать свои знания на практике.

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама