THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК-СКР «Свирепый» ДКБ ВМФ 1970-1974 гг.».

25. Севастопольская Морская школа ДОСААФ. Флажная азбука. 24.05.1971.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет. Русская семафорная азбука.

Источники: Архипов С.Н. Наблюдение и связь на военном корабле. М изд. МО 1953г. 112с рис мягкий переплёт, уменьшенный формат.

24 мая 1971 года после обеда на второй паре занятий в севастопольской Морской школе ДОСААФ наш «Капитан» с ходу заявил нам, что «теоретическая часть темы «наблюдение и связь» нами с успехом пройдена и сейчас, на практике, мы будем учить русскую флажную или семафорную азбуку, язык кодов сигнальных флагов и одновременно азбуку Морзе.

Одновременно учить все сигнальные, семафорные или телеграфные азбуки очень удобно, - сказал нам «Капитан», - потому что они пересекаются, перекликаются и дополняют друг друга.

«Капитан» встал у классной доски, взял в руки два небольших красных флага и показал нам первую букву русской семафорной азбуки – «А».

Он встал прямо, гордо, вскинул голову, расправил плечи, вмиг помолодел, и вдруг резко, как крыльями, расставил опущенные вниз руки с флагами в стороны.

Посмотрите, - сказал нам «Капитан». – Я расставил руки в стороны не широко, а под углом в 45°, то есть так, чтобы флаги расправили свои полотнища и были хорошо видны издали. Со стороны видно, что моя фигура, с разведёнными вширь руками-крыльями-флагами, напоминает форму буквы «А» русского алфавита.

Запомните раз и навсегда! – сказал нам торжественно «Капитан». – Вид моряка, форма моряка, поза моряка, речь моряка и поведение моряка должно быть всегда чётким, по-военному слаженным, мужским, гордым, мужественным, красивым.

Морская служба, - сказал «Капитан», - это вам не «хухры-мухры» на берегу, где моряк может немного пошалить, покуражиться, снять напряжение от морской службы, а чёткая, ответственная и очень серьёзная боевая работа, от которой зависит не только жизнь самого моряка, но, прежде всего, жизнь его товарищей, братьев, жизнь корабля, жизнь и благополучие Родины и Отчизны, советского народа.

Это не бравада, не агитация и не пропаганда, - сказал «Капитан», - это истинная правда, потому что по международному праву корабль в море – это территория государства, само государство в масштабах корабля, а экипаж корабля – это советский народ, носитель государственного, многонационального и народного суверенитета, то есть независимости, самостоятельности и верховенства народовластия.

Вот что такое советский моряк, - сказал «Капитан». - Вот почему советский моряк всегда должен быть стройным, сильным, мужественным, достойным, бравым и внешне красивым. Люди традиционно видят в моряках себя, народ, государство, страну, Родину.

Вот почему, - сказал «Капитан», - известную всем поговорку: «Моряк всё пропьёт, но флот не опозорит» следует понимать так: «Моряк всё снесёт (то есть преодолеет), но народ не опозорит». Ясно?!

«Точно так!» - хором ответили мы, слушатели севастопольской Морской школы ДОСААФ по специальности «рулевой-сигнальщик»…

После этого «Капитан» не по-военному, но очень точно, чётко и красиво повернулся к классной доске и написал мелом первую букву телеграфной азбуки Морзе – «точка и тире» - буква «А».

Справа от того места, где находился «Капитан», стоял большой корабельный сигнальный прожектор. «Капитан» заранее подал на него электропитание и показал нам, как «моргает» жалюзи, передавая сигнал – «А», то есть краткое нажатие на гашетку (краткое открытие жалюзи), пауза и длинное нажатие на гашетку (более длительное открытие жалюзи).

Нажимать на гашетку сигнального прожектора нужно не быстро и не длительно, - сказал нам «Капитан». – Ровно так и ровно столько по времени, чтобы вы сами себя понимали и читали ваши сигналы, если бы вы сами были сейчас вдалеке.

Позаботьтесь о своём собрате, - сказал нам «Капитан», - который сейчас в бурном море, в дождь или в туман пытается прочитать ваши гордые, залихватские быстрые сигналы и вы выполните свою задачу достойно. Иначе вы получите от собрата сигнал «не понял», «повторить» и будете вынуждены из-за своей гордыни опять и опять передавать важное сообщение, теряя время, а значит, способствуя врагу.

Мы зашевелились и «Капитан» воспринял наше шевеление как несогласие…

Да, способствовать врагу, - сказал убеждённо «Капитан». – На флоте нет понятия: «это я так, просто так». На флоте либо ты своими действиями и поступками помогаешь и способствуешь победе над противником-врагом, либо ты мешаешь этой победе, устраняешься от неё, не исполняешь должным образом свои обязанности, а значит, способствуешь противнику-врагу. Другого не дано.

А знаете, почему так? – спросил нас «Капитан». Мы молчали…

Да потому, что моряки одни на корабле! – сказал просто и проникновенно «Капитан». – Кроме моряков экипажа на корабле больше никого нет. Никто в данный момент не придёт на помощь, не исполнит то, что нужно исполнять. На корабле нет лишних людей. Каждый на своём боевом посту исполняет не только свои личные обязанности, но участвует в едином коллективном деле. Поэтому побеждает не комендор, не торпедист и не ракетчик, и даже не командир, а все, весь экипаж, даже кок и поварёнком.

А вот погибнуть или потерпеть поражение можно из-за одного нерадивого, бесчестного, трусливого человека, - сказал горестно «Капитан». – Неправильно или не вовремя передаст важное сообщение, команду или координаты и всё – маленькая оплошность, порождённая себялюбием, леностью, гордыней, самохвальством или глупостью может привести к роковой ошибке.

Вы можете на гражданке, на берегу немного расслабиться и позволить себе поведение свободного расхлябанного молодого человека, - сказал миролюбиво «Капитан». - Юности и молодости многое дозволяется…, но взяв на себя обязанности профессионала или военного, будьте собранными, достойными своего уровня и статуса. Тогда даже самый невзрачный и неприметный из вас будет привлекательным и красивым, вызывать уважение и доверие.

Вы знаете «Боцмана» с Аполлоновки? – спросил неожиданно «Капитан».

Мы дружно закивали головами и сказали, что знаем.

Ну, вот, - удовлетворился «Капитан». – Вот вам и пример истинного моряка и красивого мужчины, с соответствующим настоящему моряку поведением. Берите пример с него. Правда, кроме одного его недостатка – уж больно сквернословит…

Мы дружно загоготали. В аудитории пронёсся шквал шуток, знаменитых «боцманских» выражений, мнений…

Итак, - «Капитан» напомнил всем тему занятия, - Как выглядит бука «А» русского семафорного алфавита. Суворов! К доске!

Я вышел на негнущихся от волнения ногах. Попытался чётко, по-военному, встать и повернуться на месте «Капитана», но у меня это получилось так, что ребята коротко хохотнули.

Затем я взял флажки в руки, встал в стойку, выпрямил гордо голову и резко, взмахом, чтобы флаги красиво разлетелись крыльями в стороны, - развёл руки и замер в позе фигуры-буквы «А».

Отлично! – сказал «Капитан». – Теперь буква «А» на сигнальном прожекторе.

До этого, мы все, конечно, баловались и нажимали на все кнопки и рычаги всех устройств, стоящих в аудитории, в том числе и сигнального прожектора. Единственно, мы не знали, где включается лампа прожектора, но жалюзи от наших игр «моргали» часто…

Я уже привычным жестом и движением пальцев «проморгал» жалюзи «точку» и через короткую паузу «тире».

Опять молодец! – сказал «Капитан». – Вы уже практиковались в сигнальном деле?

Я не стал испытывать судьбу и отвечать по-военному «Никак нет!», а просто ответил «Нет».

Хорошо, - сказал «Капитан». – Из вас может получиться хороший сигнальщик. Сядьте на место.

Теперь все хотели быть «хорошими сигнальщиками» и всем до единого «Капитан» дал возможность красиво и достойно взмахнуть флажками, показать сигнал-знак-фигуру-букву «А» и «поморгать» этот сигнал-букву сигнальным прожектором.

Точно так же мы стали изучать все буквы и знаки семафорной и телеграфной азбуки…

Последний час занятий 24 мая 1971 года промелькнули практически незаметно. К концу занятий мы уже знали множество фигур и знаков.

Выходя из здания севастопольской Морской школы ДОСААФ, мы всё ещё продолжали махать друг перед другом руками с воображаемыми флажками.

Я заметил, что мы выходим из здания и спускаемся по ступеням на улицу уже не так, как в прошлый раз, - шумной хулиганской толпой, а ровно, стройно, размеренно, не торопясь…

С этого дня я стал смотреться в витрины магазинов, а дома, в рабочем общежитии на Дзержинского, 53, я долго и тщательно смотрел на себя в зеркало шифоньера.

Теперь я стал вырабатывать свою собственную походку и манеру держаться, манеру двигаться, говорить, смотреть, поворачиваться, оборачиваться, сидеть и даже лежать на постели.

Теперь я стал сам «конструировать» свой мужской внешний вид и мужское поведение

Я начал создавать своё собственное поведение «настоящего моряка»…

Программа курса c емафорная азбука для летней практики в кадетской школе 1-4 класс.

Кол-во

часов

Введение: « Что такое семафорная азбука и где ее применяют»

Учащиеся познают основы семафорной азбуки, для чего и где она применяется. А так же изготовляют сами себе флажки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение первой и второй группы букв»

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение третьей группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

«Изучение четвертой группы букв»

Учащиеся знакомятся с буквами, которые показывают двумя руками и одной рукой.А так же развивают память и внимательность.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Повторение и закрепление пройденного.

Учащиеся закрепляют приобретенные знания в парах.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Итоговое показательное выступление

Отчетное занятие по приобретенным навыкам семафорной азбуки.

Познавательный, творческий

Диалоговое

Общение, познание

Курс семафорная азбука для начальной школы

Тема занятия

Кол-во часов

Значение «Семафорная азбука»

Изучение первой и второй группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение третьей группы букв

Изучение четвертой группы букв

Показательное выступление

Итого

РУССКАЯ ФЛАЖНАЯ СЕМАФОРНАЯ АЗБУКА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

Научить детей приёмам передачи и приёма текстов посредством флажного семафора;

Закрепить знание алфавита и правильного произношения букв;

Повышение самооценки детей вследствие обладания новыми, необычными в повседневной жизни, знаниями.

Изучение проводится в три занятия, продолжительностью 30 – 40 мин.

На отработку материала каждого занятия должно ежедневно выделяться 2 занятия по ~ 30 мин в течение 2-3 дней.

1 ЗАНЯТИЕ.

ВВДЕНИЕ.

Флажный семафор – наиболее простое средство зрительной связи в светлое время суток на небольшое расстояние (невооруженным глазом - около 2-х км, с помощью оптических приборов - около 4-х км). Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров. За передачу сведений семафорной азбукой на корабле отвечает сигнальщик; эта специальность на флоте была введена в 1869 году.

Русская семафорная азбука составлена в соответствии с русским алфавитом и включает 29 буквенных знаков. Она не содержит цифр и знаков препинания. Их передача производится по буквам, словами. Например, цифра «7» будет передана словом «семь», а знак «,» - словом «запятая».

Каждой букве соответствует определенное положение рук с флажками. Условные знаки, установленные буквам алфавита, сведены в таблицу, получившую название семафорной азбуки.

Передача информации семафором производится сигнальщиками с помощью флажков. Цвет ткани зависит от времени суток: в сумерках или на фоне тёмного неба используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток - с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков - семафорят бескозырками. Средняя скорость передачи флажным семафором обученным сигнальщиком составляет 60-80 знаков в минуту.

Для удобства изучения семафорная азбука разделена на несколько групп.

Первая группа букв – показывается симметричным положением обеих рук, стоя лицом к детям. Дети повторяют одновременно с педагогом, повторяя звучания букв.

Изображение букв А Т У похоже на их написание в русском языке.

Для изображения Ь Ъ установлен один и тот же знак.

Вторая группа букв – показывается одной рукой сначала спиной к детям, потом – лицом.

Н В Е Э И Й - изображаются правой рукой,

причём парам букв Е – Э, И – Й установлен один и тот же семафорный знак.

О Г С - изображаются левой рукой.

Симметричные по изображению знаки В и Г, Н и О, стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой и второй групп. Показывает педагог.

НОГА

ВАТА

СЕТТИ

ВЕСНА

ВИЙ

ТЕНЬ

НЕГА

ГОТИС

СУЕТА

ВЕС

ЕСТЬ

НИВА

ВАЙГА

АГОНА

ГИГ

ГИГА

СНОС

НЕТТО

ВАНГА

ВЕС

НАСТ

ВАГА

ВЕСТИ

СОСУН

ВИВ

ГОУТ

ВИНТ

ГАВАНЬ

НАВЕСЬ

ОГОН

НИВА

ЕСТЬ

ОГОНЬ

НАГОН

ОВНА

СВАИ

НАСОС

НАСОС

ОГНИВО

НИТЬ

ОГНИ

АГЕНТ

ВАТАГА

ОСТОВ

СНОУ

СНАГ

СНАСТЬ

СОСНА

НАЙТОВ

ОСЕНЬ

СЕНО

ГОСТЬ

СЕЛЬ

ТАЙГА

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой и второй групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов. Педагогу следует запастись большим количеством карточек со словами (по 5 - 10 слов в карточке). Можно предложить игру на составление предложений из слов, состоящих из букв первой и второй групп. Например: «У нас осень», «У Насти гость», «В тайге весна» и пр.

2 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Третья группа букв – показываются двумя руками, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Этой группе свойственна попарная симметричность в изображении семафорных знаков.

Ж -З Л-М П-Р Ф-Ы

Ц - Ч Ш - Щ

К тому же почти все эти знаки стоят рядом в семафорной азбуке.

Показ повторяется несколько раз.

Для закрепления дети разбиваются на пары и поворачиваются лицом друг к другу. Педагог называет буквы, дети их показывают, глядя друг на друга. При этом происходит запоминание не только показа букв, но их восприятия. Педагог, при необходимости, подсказывает правильность изображения.

В конце занятия педагог предлагает чтение слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп. Показывает педагог.

ЛЕТО

ГОРА

ТЕАТР

ШТОПОР

РОГ

ЗИМА

ЗОНТ

ЗВЕРЬ

РЕМЕНЬ

НОС

ПЛОТ

СТОЛ

СТВОР

СРЕЗ

ГУЛ

МОРЕ

МАМА

ОТЕЦ

СПОНСОР

ШПОР

СЛИП

ПРОА

ТРАЛ

ВЕРФЬ

ГУАРИ

ЛАТ

ПИРС

ВОРСТ

ИОЛ

РЕЙ

ШТАГ

ПЛОТ

ТРАП

ТОП

МАРС

ГАЛС

НИРАЛ

ПОНТО

ЛАГ

ЛИНЬ

ПЕРТЫ

СТРОП

ФАЛ

ШПУНТ

РЕПРИЗ

РЕМУ

РЕЛЕ

РЕМЕНЬ

РЕЛИНШ

СТОПОР

ВЕРП

СПЛАВ

МОРОЗ

МОЛОТ

Отработка приёмов передачи и приёма слов, состоящих из букв первой, второй и третьей групп, производится по парам. Сначала - повторение показа букв, затем – чтение слов по карточкам.

Можно предложить игру на составление небольших текстов из 2-3 предложений на заданную или свободную тему, состоящих из букв первой, второй и третьей групп.

Можно увеличивать расстояние в паре до 10 метров. Состав пар менять до тех пор, пока не подберутся «идеальные» пары.

3 ЗАНЯТИЕ.

Дети становятся в 2 – 3 шеренги в шахматном порядке, на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог стоит так, чтобы его было видно всем (желательно на возвышении).

Знаки четвёртой группы букв также являются попарно симметричными, показываются двумя руками, обе руки находятся с одной стороны корпуса, сначала повернувшись спиной к детям, чтобы было понятнее, как показывается буква, затем – лицом, чтобы было понятно, как она выглядит. Положение рук проговаривается.

Б - Д, Х - К, Ю – Я

Повторение показа.

Закрепление показа и запоминание изображения букв в парах.

Чтение слов.

БОЛЬ

ШЛЮП

ДРОБЬ

БУХТА

ДОМ

ХРЕН

КЛОТ

КАЮТА

СКАФО

ДАУ

ШКОТ

КРОТ

КРЮК

ЯКОРЬ

КОФ

РУКА

РУМБ

ДОБРО

БЛИНД

КУБ

БУЛЬБ

ШНЯК

ГУКЕР

ДИКАРЬ

ЮЛА

ЯХТА

КЛЮЗ

ЯГОДА

КРУЖКА

КЕЧ

ТРЮМ

ДРЕК

КОРМА

ЛЮБОВЬ

ЯМБ

ШТЫК

КАДЕТ

ЛЮГЕР

КУБРИК

ГИК

БРЮК

БОНЕТ

КАТЕР

РЯБИНА

ХЕК

ЧИКС

ХОЛОД

ДРАКА

ДЯГЕЛЬ

Отработка производится в парах на расстоянии до 50 метров.

Итогом обучения является проведение состязаний внутри отряда. Пары формируются по желанию. Участники, не подобравшие себе пары, могут показать свои достижения в паре с педагогом.

Цель обучения достигнута, если каждый ребёнок может, в разной степени мастерства, с разной скоростью, передать и принять простой текст.

  • 1-й дополнительный - красный прямоугольник с белой каймой на синем фоне;
  • 2-й дополнительный - красные косые полосы на жёлтом фоне;
  • 3-й дополнительный - по рисунку повторяет гюйс российского флота, имеет белую кайму;
  • 4-й дополнительный - четырёхчастный бело-чёрно-красно-жёлтый треугольный флаг;
  • - повторял гюйс ВМФ СССР (в Российской империи использовался, конечно же, императорский гюйс. В таблице 1901 года ему приписано значение "Иду по особому приказанию. Прорезываю строй. Суд особой комиссии");
  • - чёрный флаг с красным треугольником, имеющим белую кайму;
  • - белый треугольный флаг с чёрной горизонтальной полосой;
  • - флаг из жёлтых и синих вертикальных полос. Собственно «телеграфный флаг» имеется уже в таблицах 1901 года и 1911 года, но там он представляет собой синее полотнище с 4 горизонтальными белыми полосками; Этот флаг обозначал, что идущий за ним ряд сигнальных флагов передает фразу "телеграфом", т.е. один флаг соответствует одной букве. Если "телеграфный" флаг поднимался с некоторым сигналом одновременно, но на отдельном фале, это означало, что весь сигнал необходимо читать побуквенно. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "телеграфный" флаг также является первым заменяющим флагом.
  • - синий флаг с белым прямоугольником в центре (имеется уже в таблице 1901 года); Флаг используется для того, чтобы показать, что кораблем используются сигналы по Шлюпочной сигнальной книге. Он же вместе с другим флагом является позывным шлюпки. В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "шлюпочный" флаг также является вторым заменяющим флагом.
  • - белый флаг с синим прямоугольником в центре; В "Справочнике сигнальщика" Н.С. Серебряного и Б.Б. Жданова (1983 г) сказано, что "воздушный" флаг также является третьм заменяющим флагом.
  • - белый флаг с красным треугольником сверху;
  • - белый флаг с чёрным треугольником снизу;
  • - белый флаг с чёрным ромбом;
  • - флаг, поделённый косым крестом на красные и белые треугольники;
  • - флаг из жёлтой, синей и жёлтой горизонтальных полос; В Российской империи (данные 1911г.) вопросительный флаг был другим - длинный синий вымпел с белым кругом у шкаторины. Вопросительный флаг поднимается одновременно с сигналом, но на отдельном фале, используется для придания сигналу вопросительной формы
  • - красный трапецевидный вымпел с белым кругом;
    ответный флаг судно поднимает до половины, если замечен предназначенный для него сигнал. Когда сигнал расшифрован ответный флаг поднимают "до места". Если корабль-адресат принимает несколько сигналов от различных кораблей, то он поднимает ответные вымпел совместно с позывными кораблей, пославших сигналы. Ответный флаг, поднятый кораблем, передающим сигнал, также обозначает, что сигнал закончен. Отдельно поднятый отдельный флаг обозначает конец связи.
  • - флаг, поделённый по-вертикали на белую и красную половины;

    Во флоте Российской империи к сигнальным флагам относился еще и т.н. "лоцманский флаг" - национальный трехцветный флаг с белой каймой. Использовался для призыва лоцмана.
    Флаг - "Да" - жёлто-синий вымпел (имеется в таблице 1911 года);
    Флаг - "Нет" - прямоугольное белое полотнище с чёрное вертикальной полосой (имеется в таблице 1911 года);
    "Компасный флаг" - длинный жёлтый вымпел с двумя синими треугольниками (имеется в таблице 1911 года);
    "Дежурный флаг" - зеленый треугольный флаг (имеется в таблице 1911 года);
    "Отменительный флаг" - длинный вымпел из белой и черной половин (имеется в таблице 1911 года);
    "Молитвенный флаг" - белый флаг с двумя косицами и жёлтым православным крестом (имеется в таблице 1911 года).

    Сигналы шлюпок

    Для переговоров военных кораблей со своими шлюпками, военных шлюпок между собой, шлюпок допризывной подготовки, кораблей Осоавиахима (когда таковые существовали), а позднее кораблей ДОСААФ использовались сигналы «Шлюпочной сигнальной книги» (сначала книга 1939 года, потом - новое издание ШСК-70). Сигналы по Шлюпочной сигнальной книге производились согласно Правилам сигналопроизводства ПНС №2-39 г., позже - в соответствии с Правилами зрительной связи и сигнализации ВМФ (ПЗС-69). Чтобы показать, что переговоры ведутся по Шлюпочной сигнальной книге на одном из ноков корабля поднимается шлюпочный флаг. На шлюпках такого флага не поднимается, так как они могут подавать сигналы только по "Шлюпочной сигнальной книге". Шлюпочный флаг, поднятый на корабле, также может обозначать:
    - вместе с одним буквенным флагом поднятым над шлюпочным на одном фале - позывной шлюпки. Позывной шлюпки, поднятый на корабле обозначает требование шлюпке подойти к борту, на котором поднят позывной. Если шлюпка принадлежит другому кораблю, то вместе с ее позывным поднимается и позывной этого корабля.
    - перед сигналом флагами, без позывных - "сигнал предназначен для всех шлюпок".

    Ниже приведены значения одиночных флагов согласно "Шлюпочной сигнальной книге":
    А - «Не согласен, не разрушаю»
    Б - «Больше ход. сильнее гресть. Прибавить парусов. Сняться с дрейфа».
    В - «Курс ведет к опасности»
    Г - Брандвахтенный
    Д - «Да. Согласен. Разрешаю»
    Е - «Что случилось?»
    Ж -
    З - «Имею задний ход. Меня дрейфует. Дать задний ход. Табанить»
    И -
    К - «Не могу управляться»
    Л - «Держать левее»
    М - «Меньше ход. Легче гресть. Убавить парусов»
    Н - «Грузу или имею боевой запас»
    О -
    П - «Держать правее»
    Р -
    С - «Застопорить машину. Суши весла. Лечь в дрейф».
    Т - «Так держать»
    У -
    Ф - Отменительный
    Х - «Конец учения или занятия»
    Ч - «Человек за бортом»
    Ш -
    Щ -
    Ъ - «Флагман (командир) показывает курс»
    Ы -
    Ь -
    Э -
    Ю -
    Я -
    Цифры - 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
    0 - «Начало шлюпочных гонок»
    «Норд» - Румб норд
    «Зюйд» - Румб зюйд
    «Ост» - Румб ост
    «Вест» - Румб вест
    «Телеграфный» - «Имею важное поручение»
    «Ответный вымпел» - «Ясно вижу. Понял»
    «Шлюпочный» - «Веду разговор по шлюпочной книге. Позывные гонок»

    В "Шлюпочной сигнальной книге" приведено и расшифровано также множество сигналов из двух флагов (буквенных или цифровых).

    Источник - "ШЛЮПОЧНАЯ СИГНАЛЬНАЯ КНИГА ВМФ СОЮЗА ССР", Под ред. интенданта 1 ранга А. Клафтона. Гос. военно-морское издательство НКВМФ, Москва, Ленинград, 1940 г.

До недавнего времени в курс обучения специалистов связи входила семафорная азбука, что это такое сегодня уже мало кто вспомнит. Вроде, как-то связано с передачей информации на большие расстояния, но каким именно способом эти самые данные доставляли, получали и обрабатывали - непонятно.

Самый ценный ресурс

С развитием цивилизации стало понятно, что самое важное, это информация:

  • Надеяться на успех может только тот, кто обладает исчерпывающей информацией по своему вопросу;
  • Вовремя доставленные новости могут изменить ход истории;
  • Различные спекуляции возможны только при высоком уровне понимания ситуации;
  • Элементарная связь между двумя людьми, разделенными расстоянием, невозможна без новейших изобретений;
  • За некоторые сведения люди готовы отдать все, что у них есть.

Владение информацией помогает «возвыситься» над толпой. Большинству людей приходится что-то производить, созидать и продавать. Некоторым же удается распределять информацию и направлять потоки ресурсов.

Но даже без амбиций обойти стороной тему связи не получится. Если раньше письмо от одного города в другой шло неделями, сегодня адресат может получить сообщение уже через секунду после отправки .

Стал возможным диалог в режиме реального времени между людьми, удаленными друг от друга на тысячи километров. Еще несколько столетий назад этот сюжет был чуть ли не основной темой фантастических произведений, сегодня он - банальная реальность.

Семафорный телеграф

Идея передавать данные при помощи оптических знаков впервые появилась еще в древности - население Северной и Южной Америки использовало костры и узелковое письмо для информирования соседей.

Схожие практики применялись и в Азии, самым известным примером является Великая Китайская стена. Учитывая протяженность - сообщать о набегах и других происшествиях при помощи гонцов не представлялось возможным.

Но настоящий расцвет семафорного дела начался в Европе XVIII века:

  1. Первые механизмы использовали видимые фигуры;
  2. К концу столетия уже был запатентован семафор с подвижными планками;
  3. В том же веке появился и его оптический собрат;
  4. Даже сегодня на каждой дороге мы можем увидеть их потомков - светофоры .

Ничего сложного в самом принципе работы нет:

  • Вдоль наиболее оживленных трактов, на возвышенностях, возводятся семафорные башни;
  • Все строения находятся в зоне прямой видимости, чтобы при любой погоде рабочие могли получать и отправлять сигналы;
  • Информация передается по цепочке, от одной башни к другой;
  • Оператор должен получить сообщение, записать его и передать дальше, следующему оператору который выполнит такой же объем работы;
  • Существовала специальная кодировка (азбука) для расшифровки получаемых сигналов.

Шифр для передачи данных

Наибольшую популярность семафорная азбука приобрела благодаря морскому флоту:

  1. Кораблям необходимо регулярно обмениваться информацией;
  2. О любом изменении маршрута необходимо сообщать всем союзным судам;
  3. Во время ведения боевых действий главнокомандующий должен координировать действия всей эскадры с одного корабля;
  4. На протяжении столетий этот вид связи оставался единственным возможным.

Сегодня все суда оборудованы современнейшей техникой, позволяющей связаться с кем угодно - как на море, так и на суше. Но наши предки не могли позволить себе такой роскоши и решали проблемы иным способом.

Была разработана специальная азбука, которая состояла из 29 букв :

  • Мягкому и твердому знаку соответствовал один и тот же сигнал;
  • «Э», «Е» и «Е» передавались одинаково;
  • Между «И» и «Й» никто не делал отличий;
  • Все слова передавались по буквам, в том числе знаки препинания и цифры;
  • Для сигналов использовались два флажка или бескозырки.

Скорость получения информации

Внезапно для всего мира и себя самого, человек «ворвался» в волновой диапазон. С этого момента необходимость в прямой видимости отпала:

  1. Можно было отправлять сообщения на сколь угодно большие расстояния;
  2. Стал возможен «живой» диалог между людьми, находящимися в разных странах;
  3. В каждом доме появилось свое «окно в новый мир»;
  4. На сегодняшний день возможность свободно общаться и передавать данные на огромные расстояния воспринимается как нечто само собой разумеющееся.

Если уже завтра мы останемся без интернета, радио и телефонии - послезавтра имеющийся уклад жизни рухнет. Существовать в столь медленном темпе, в котором столетиями жили наши предки, современный человек попросту не привык . И речь даже не идет о каких-то эмоциональных страданиях.

Элементарная координация производства, закупок и поставок товаров первой необходимости станет невозможной. Слишком большие объемы и слишком мало возможностей для передачи данных. Голодные бунты из-за «сломанного телефона», кто бы мог подумать.

Семафорное сообщение

Принцип передачи данных «в зоне прямой видимости» был известен с древности, но реальная потребность в этом варианте возникла лишь в XVIII веке. Примерно с тех пор существуют известные в наше время семафорные телеграфы и азбука:

  • На возвышенностях строилась цепочка башен;
  • При помощи световых сигналов или изменения положения планок информация передавалась от одного строения к другому;
  • Пройдя весь путь, данные находили конечного адресата, гораздо быстрее письма или гонца.

Семафорная азбука активно использовалась на флоте:

  1. Помогала передать сведения от одного корабля к другому;
  2. До повсеместного распространения радио являлась единственным вариантом общения;
  3. Сигналы подавались при помощи флажков;
  4. Опытные сигнальщики передавали за минуту не менее 10 слов;
  5. Длительный поход флотилии без подобной координации был невозможен.

Сегодня все это может казаться слегка комично или даже нелепо. Подумаешь, технический прогресс - флажками махать или башни в ряд строить. До этого мог бы и пещерный человек додуматься. Но на тот момент это было серьезным шагом вперед . И учитывая, куда это привело - к современным технологиям, шаг был весьма неплохим.

Для большинства остается чем-то непонятным словосочетание семафорная азбука, что это могут рассказать лишь люди с действительно широким кругозором.

Видео: как работала семафорная азбука?

В данном ролике Василий Тимофеев расскажет, как появилась семафорная азбука, как применялась она на флоте в России и других странах:

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама