THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Ребёнку в начальной школе учиться трудно. Это факт. Но переход в 5-й класс детям даётся намного труднее. Почему? Новые учителя, новые требования, новые предметы… Часто из-за непосильных нагрузок успеваемость детей падает, наблюдается повышенная утомляемость, частые болезни. Поэтому многих родителей интересует вопрос: какие предметы в 5 классе будут изучаться? Предметный список 2018-2019 года вы найдете в данной статье.

Трудности 5-го класса

Обучаясь в начальной школе, ребёнок уже привык к определённому учителю, определённому отношению к себе. И тут в один миг всё изменяется:

  1. Кто-то из одноклассников поступает в новую школу.
  2. Иногда происходит объединение учеников из параллельных классов.
  3. Добавляются новые предметы.
  4. Появляется много новых учителей со своими требованиями, к которым предстоит привыкнуть.

Для большинства детей в России такие перемены вызывают сильнейший стресс. Поэтому большую роль в адаптации ребёнка к новым условиям обучения играют родители.

5 класс: какие предметы изучаются?

Закончив 4 класс, многие дети – кто с радостным нетерпением, кто с опаской – ждут важного события в своей жизни – перехода из младшей школы в среднюю.

А ждать пятиклассникам есть чего:

  • встречи сразу с несколькими новыми преподавателями вместо одной хорошо знакомой учительницы начальных классов;
  • возможности взглянуть на недоступные прежде и давно привлекающие своими экспонатами кабинеты физики или биологии;
  • знакомства с новыми предметами, а предметы в 5 классе поражают своим разнообразием:
Предмет Кто ведёт предмет
1 Русский язык Ведет учитель русского языка и литературы
2 Литература
3 Математика Учитель математики (с 7 класса он будет вести алгебру и геометрию, то есть 2 отдельных предмета)
4 Информатика В некоторых школах со 2-3 класса как факультатив. В некоторых школах с 6 класса. Ведет учитель информатики
5 Иностранный язык Этот предмет начинается еще со 2 класса. Может изучаться только один язык.
6 Природоведение Учитель биологии
7 География Учитель географии
8 История Ведет учитель истории и обществознания
9 Обществознание
10 Музыка Учитель музыки и пения
11 ИЗО Учитель рисования
12 ОБЖ Учитель ОБЖ
13 Физкультура Учитель физической культуры
14 Технология Тут изменения после начальной школы. Класс разделяется на 2 группы (мальчики и девочки). Только до 8 класса

В некоторых школах России, а также в Москве изучаются и дополнительные предметы. Это могут быть такие уроки:

  • Краеведение.
  • Риторика.
  • ОДКНР (основы духовно-нравственной культуры народов России).

Помощь родителей

Ещё в 3-м и 4-м классах ребёнок усваивает базовые понятия по русскому языку, математике. Это обучение всегда проходит быстрыми темпами. Вроде бы ребёнок всё старательно учит. Но так ли хорошо он всё знает?

Часто на уроках русского языка в 5 классе учитель русского языка, например, спрашивает название той или иной части речи. Дети тянут руки, охотно отвечают. Но! Можно услышать массу вариантов ответа на вопрос. Это говорит о том, что базовые знания у многих ребят отсутствуют или забылись за время летних каникул.

Почему это происходит? Дело в том, что в начальной школе на уроках и дома эти понятия зазубрили, но не осознали до конца. И понять материал не получилось.

В головах ребят, перешедших в 5 класс, действительно много знаний. Но как ими пользоваться, дети не всегда умеют.

Важно: формировать у ребёнка умение слышать и анализировать, извлекать из памяти нужную информацию и логично строить ответ.

В 5-м классе добавится много новых предметов. И здесь на первый план выходит умение ребёнка работать с печатным материалом, с текстом, со словом.

В последнее время наблюдается снижение умения анализировать текстовую информацию:

  • выделять главное;
  • находить нужный ответ на заданный вопрос.

Гораздо проще поступают современные дети. Они «гуглят» информацию в Интернете. Списком выходят сайты, где можно почитать ответ на вопрос.

Конечно, современные технологии упростили жизнь, но в то же время надо добиваться того, чтобы ребёнок научился сам выделять главную информацию. Для этого ещё в 4 классе во время выполнения заданий по литературе или природоведению обсуждайте с ребёнком прочитанное, задавайте ему вопросы по теме.

Как помочь летом будущему пятикласснику?

Материал 5-го класса обычно начинается с повторения уже знакомых с начальной школы фактов о предмете. Если ребёнок хорошо учился в начальной школе, то для него не составит труда вспомнить пройденный материал.

Если же у ученика были сложности в обучении, то родителям стоит подумать о том, чтобы перед школой помочь ребёнку подтянуть знания. Хорошим выходом в данном случае будет:

  • «Летняя школа» в частном учебном центре;
  • занятия с репетитором.

Также рекомендуется во время каникул давать будущему пятикласснику хорошие книги, соответствующие возрасту. Причём это не обязательно должна быть литература, которую дети будут изучать на уроках. Даже наоборот! Лучше читать то, что в школе не проходят. Иначе теряется интерес к чтению.

Часто ребята, перешедшие в 5 класс, за лето забывают, как писать некоторые буквы. Давайте им небольшие по объёму тексты, которые надо без ошибок переписать в тетрадь. Так будет формироваться внимание и орфографическая зоркость ученика.

Во время отпуска путешествуйте с детьми, пополняйте их знания о странах и городах, реках и океанах. Это расширит кругозор ребёнка, позволит ему более быстро ориентироваться в школьной программе.

Здесь можно посмотреть оптимистичный отзыв пятиклассника о том, легко ли учиться в 5 классе:

Сразу оговорюсь - это мое личное мнение как экс-школьницы и мамы. Пусть субъективное, но обоснованное. Просто обидно смотреть, как дети и учителя кучу сил, времени и нервов тратят на никому не нужные уроки.

Школьная программа – это такая штука, об которую сломали не одну сотню копий. И вроде каждый год ее меняют, многострадальную: то одно добавят, то другое уберут. То астрономией жонглируют, то вокруг уроков православия танцы с бубном. Что мы вообще хотим от школы? Дать человеку знания, которые ему пригодятся в жизни? Основы всестороннего развития? Заинтересовать в дальнейшем изучении предмета?

Я помню свою собственную учебу. Я знаю, чему сейчас учат мою собственную дочь. И у меня есть мой собственный рейтинг самых бесполезных школьных предметов.

1. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности

Это безусловный хит. Чего стоит только расшифровка аббревиатуры! Она и сама-то неблагозвучная. А в длинном виде – это какой-то мертворожденный набор слов. Основам безопасности жизнедеятельности, если вдуматься, учат ребенка родители. Не лезть в кипяток, не хвататься за горячую плиту, правильно передавать нож и переходить дорогу. А в школе? У нас этот предмет вел бывший военный, который с упоением рассказывал, как себя вести во время ядерного взрыва. Да никак себя не вести, вы все равно умрете. И я тоже. Причем я, как настоящий хипстер в наушниках, умру, даже не поняв, что случилось. И знание, как правильно надевать противогаз, нисколько не поможет.

Нет, знания о том, как откачивать утопающего, как смывать с лица перцовый газ или бинтовать руки-ноги, безусловно, пригодятся. А вот вызубренные наизусть воинские звания (!) или практика написания сочинений на тему «Идеальный солдат» – вряд ли. Между тем первый пункт ограничивается обычно инструкцией типа «В любой непонятной ситуации прикладывай лед и вызывай скорую». (Какая практика? Вы чего?) А вот второй пункт представлен довольно развернуто. И, на мой взгляд, это крайне бездарная трата времени. Сочинение можно и на русском написать.

Чем заменить: занятиями по оказанию первой помощи, как распознать инсульт, о том, как действовать в экстренных ситуациях (потерялся, например). И неплохо бы разъяснять, на какую помощь имеет право человек, оказавшийся в такой ситуации, – от полиции, от врачей и чиновников.

2. Трудовое воспитание

В том виде, в котором оно существует сейчас, – это анахронизм. Меня, например, учили вышивать. Ребят, серьезно? Вышивание может стать хобби. Но уделять этому школьное время? Безусловно, азы кулинарии или шитья пригодятся. Правда, вряд ли стоит шить фартук или юбку в школе. Все равно в жизни это будут делать единицы. «Лучше бы научили носки штопать. Или заплатки на джинсы ставить», – бурчала я, выводя иглой машинную строчку вручную. Зачем??? Зачем мне эти навыки? Впрочем, я и носки не штопаю – отправляю в мусорку недрогнувшей рукой. А дочь мою учили шить на ручной машинке. Видимо, на случай, если она попадет в каменный век и электричество отменят.

А изучение дизайна кухни? Как только дело дойдет до моей собственной кухни, я буду сам себе дизайнер, и ни один школьный учебник мне тут не указ.

Мальчиков учат шлифовать, пилить и строгать. Нет, неплохо, конечно. Хотя я не видела ни одного взрослого мужчины, который с упоением сколачивает табуретки. Нет, вру. Одного видела. Он этим на жизнь зарабатывает. В общем, табуретку гораздо проще купить, чем ее делать. Умение держать молоток в руках я, конечно, приветствую. Но фрезерный станок вряд ли в моем семейном гнезде появится.

Чем заменить: почему бы не преподавать девочкам уроки стиля, раз уж мы решили растить леди? Уместность макияжа, совместимость цветов и элементов одежды – все лучше, чем вышивание. Маникюр, может, даже основы парикмахерского искусства. Для профориентации пригодилось бы опять же.

А мальчикам? Знаете, наверняка у каждой женщины есть мечта, чтоб ее мужчина умел починить кран или раковину. Вы много знаете мужчин, которые хоть что-то знали об устройстве раковины до того, как вы попросили что-то там починить? И еще одно, на мой взгляд, полезное умение – разбираться в машинах. Колесо поменять, клемму на аккумуляторе прикрутить. Знать, как капот открывается.

И уж точно ни тем, ни другим не помешали бы уроки водительского мастерства. Хотя бы на стенде, хотя бы начала, азы. Лично я любые пяльца променяла бы на практику вождения.

3. Физкультура

Не спешите кидать в меня тапками. Я не призываю отказаться от активности. Но есть нюансы. В большинстве школ физкультуру преподают ну просто убого. И вообще за урок не считают. С одной стороны, не в каждой школе есть возможность учить плавать, например, или кататься на коньках. И душ принять возможности тоже нет. И это отстой.

С другой… Даже не знаю. Может, традиция? Ведь последние лет 30 уроки физры выглядят одинаково: большую часть четверти валяем дурака, играем в волейбол, встав в кружок, или треплемся. А три-четыре урока из всей четверти сдаем нормативы, как полоумные. Притом, что большинство не может ни правильно отжаться, ни присесть, ни подтянуться. Может, выучили правила игры в тот же волейбол или баскетбол? Не-а. Чем занимались столько лет на физкультуре? Непонятно.

Зато мы писали рефераты. Про тот же баскетбол. Вот так и вырастают диванные болельщики.

И еще – мой, лично мой препод физкультуры был настолько бездарен, что доверял проведение эстафет наиболее активным ученикам из моего же класса. Они сами придумывали этапы, сами проводили. Чувствовали себя при этом невероятно крутыми. Для меня эстафеты закончились, когда я сломала руку прямо на уроке. После этого случая один вид спортзала пугал меня до икоты. А мой собственный вид до икоты пугал учителя.

Чем заменить: основы самообороны и хореография. Полезно будет и тем, и другим. А еще – хоть какая-то теория здорового образа жизни: питание, метаболизм, прочие основы фитнеса.

Переход из начальной школы в среднюю даётся не всем детям легко. Конечно, для них каждая вещь нова: новые предметы, новые учителя, возможно, новые одноклассники. Перемены всегда даются очень трудно, ведь даже взрослому человеку резкие перемены не всегда по душе. А детская психика намного слабее взрослой. Родители должны быть верными спутниками ребёнка, всегда интересуясь его делами. Поэтому очень многих волнует вопрос о том, какие предметы в 5 классе изучают. Ведь к обучению хочется подготовиться.

5 класс: какие предметы изучают?

  • Природоведение.
  • Математика.
  • Музыка.
  • ИЗО.
  • Русский язык.
  • Физическая культура.
  • ОДНКР.
  • Иностранный язык.
  • История.
  • Литература.
  • ОБЖ.
  • Технология (труд).
  • Обществознание.
  • География.
  • Информатика.

Стоит заметить, что такие предметы, как география, обществознание и ОДНКР были включены в этот перечень недавно. Также в некоторых школах изучают другие дополнительные предметы, ведь, согласно новым правилам, сейчас образовательные учреждения могут добавлять уроки, разрешённые Министерством, самостоятельно.

Например, в некоторых школах изучаются граждановедение и краеведение. Нельзя сказать, что эти предметы бесполезные. Каждый человек должен знать историю своего края, географию района, владеть информацией о полезных ископаемых, которые существуют там. А граждановедение полезно тем, что ребёнок с малых лет будет знать основу законодательства России, ведь каждый гражданин должен быть юридически грамотным. И прививать это свойство лучше с малых лет.

Какие предметы в 5 классе не изучались ранее? География и обществознание на протяжении долгого времени изучались с 6 класса средней школы, но Министерство Образования решило изменить систему и постепенно вводить эти предметы с 5 класса. Образовательные программы в данном случае не предполагают изучение чего-то нового и сложного, этот год служит для детей вводным периодом, является знакомством с дисциплиной.

Многие родители интересуются, какие предметы в 5 классе изучают их дети факультативом. Ответ прост: мировую художественную культуру, риторику и наглядную геометрию.

Музыка

Не так давно этот предмет вошёл в школьную программу, по крайней мере, в современном виде. Ранее этот предмет назвался «пение». На уроках ребята учили песни, пели их, и собственно, этим все заканчивалось.

Сейчас больше времени выделяется на изучение музыкальной культуры, истории. Учителя занимаются индивидуальным развитием творческих способностей каждого ребёнка.

На уроках музыки дети рассматривают биографии мировых и отечественных композиторов, певцов и певиц, изучают историю оперы и балета, учатся слышать и различать звучание различных музыкальных инструментов.

Для того чтобы развивать слух каждого ребёнка, учитель музыки занимается работой в группах, проводя урок в форме игры. Например, каждому ученику выдаётся любой предмет, который способен издавать звук (это могут быть и кастрюли, и тарелки, и ручки, и игрушки). Педагог даёт команду, и каждый ребёнок начинает делать так, чтобы его инструмент создавал музыку, а все звучания сливались воедино. Постепенно дети начинают слышать даже самые тонкие ноты.

Поэтому, если говорить о том, какие предметы в 5 классе считаются самыми необходимыми для ребёнка, можно смело сказать о музыке.

ИЗО

Этот предмет также относится к тем, которые развивают творческий потенциал ребёнка. Ведь не все родители имеют достаточно времени, чтобы заниматься этим со своими детьми дома. Поэтому школа берет данную функцию на себя.

Но не все педагоги правильно планируют предмет ИЗО (5 класс). Какие предметы и техники изучают детишки в этом возрасте? Практически никаких. Учитель не должен внушать ребёнку, что он, например, не умеет рисовать или что у него не получается что-либо. Ведь творчество - очень тонкая и субъективная материя. Поэтому учителя должны лишь прививать любовь ребёнку к самому процессу, а не превращать урок в очередную боязнь получения плохой оценки.

ОДНКР

Многие родители приходят в ужас, когда видят этот предмет в расписании своего ребёнка. Но бояться не стоит. В рамках этого урока дети занимаются изучением культуры народов России: читают сказки Севера, изучают пристрастия, которые сформировались у граждан нашей страны, прослеживают историю конкретных регионов и народов. Можно сказать, что это история и этнография, слитые воедино.

И если задаваться вопросом о том, какие предметы в 5 классе в России (2014-2015 гг.) были введены, то это однозначно ОДНКР.

Программа «Школа России»

На эту образовательную программу переключается все большее количество школ с каждым новым учебным годом. Программа предусматривает изучение обществознания в 5 классе, а также географии, биологии. Но биология и география изучаются одним учебником на протяжении 2 лет.

Основной плюс этой программы состоит в том, что в каждой дисциплине присутствует большое количество дидактических материалов, упражнений и рабочих тетрадей, а это повышает потенциал и желание ребёнка обучаться.

Какие предметы в 5 классе по программе «Школа России» являются обязательными? Этот вопрос волнует многих родителей. Безусловно, это:

  • Русский язык.
  • Литература.
  • Математика.
  • Биология.
  • География.
  • Обществознание.
  • ОБЖ.
  • Музыка.
  • ИЗО.
  • История.

Таким образом, у родителей, прочитавших данную статью, не должно возникнуть никаких вопросов по поводу того, какие предметы в 5 классе будут изучать их дети.

Переход детей из начальной школы в среднюю сам по себе является стрессом не только для учащихся. Родители порой испытывают немаленькое напряжение от нового образовательного звена. К тому же предметы в 5 классе в 2018-2019 году в разных школах могут отличаться, что не всегда соответствует требованиям родителей к обучению. Также есть и мамы, желающие минимизировать число дисциплин, поэтому их может неприятно поразить количество новых предметов у ребенка. Впрочем, и тем, и другим, стоит точно знать про то, что же все таки положено проходить детям в 5 классе, а для каких предметов еще не пришло время.

Базовый привычный набор дисциплин

Многие родители помнят, что набор предметов в 5 классе возрос, но далеко не все способны воспроизвести их перечень. Хотя большинству на ум приходит «Иностранный язык», этот предмет еще 15 лет назад точно входил в число новых дисциплин начала среднего звена. Сейчас с ним знакомят уже второклашек, но вскоре детей ожидают новшества в этом вопросе.

Внимание! Часть школ уже с 2018-2019 года будет практиковать внедрение второго иностранного языка с 5 класса. Те школьники, что уже перешли на 6 год обучения будут как и раньше изучать один иняз, а пятиклассников ожидает и второй язык.

Помимо этого многие не в силах вспомнить большую часть новых предметов, хотя дисциплин было не очень много. Причем раньше и «дружность» новый уроков была более выраженной, т. е. дисциплины вводились повсеместно. Сейчас же ситуация несколько иная — незыблемым остался базовый набор уроков. По ряду предметов появилась вариативность, характерная не для каждой школы. Просто где-то по прежнему продолжают сохранять план введения новых уроков, проверенный многолетней практикой.

В любой российской школе без исключений обязаны быть такие дисциплины в 5 классе:

  1. Литература.
  2. Технология.
  3. Математика.
  4. Русский язык.
  5. Иностранный язык.
  6. Музыкальная культура.
  7. Физическая культура.

В целом вопросы по этому набору уроков у родителей могут возникнуть только из-за 2 дисциплин. Речь идет об «Технологии» и «Иностранном языке». С последним предметом не все ясно, нужно лишь запомнить одну вещь — иняз будет продолжаться до конца школы вне зависимости со второго класса он изучается или с пятого. С «Технологией» все немного запутаннее, но это тот самый «Труд», известный родителям по их школьным годам. Хотя сейчас эта дисциплина вариативна не только в названии, но и в собственном содержании, как и ряд других школьных предметов для изучения в 5 классе.

Вариативные и факультативные дисциплины

Среди вариативных дисциплин наиболее часто выявляются предметы «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание» и даже «Биология». Многое зависит от конкретной учебной программы и последовательности изложения сходного материала, но в любом случае один из этих предметов будет в расписании. В большинстве случаев это либо «Природоведение», либо «Окружающий мир».

Также вариативным будет и относительно новый предмет «Этика и основы религиозных культур». Эта дисциплина сама по себе может быть вписана в 1 или 2 года преподавания. Т. е. этот предмет может быть только в 4 классе или лишь начаться в пятом, хотя иногда преподается оба года.

Не стоит забывать и про информатику — это один из наиболее вариативных предметов, он «гуляет» по школьной сетке в масштабах нескольких классов. Причем иногда эта дисциплина называется по иному — «ИКТ». К томе же иногда временной разрыв ее введения может достигать 2 лет — в ряде школ «Информатика» появляется только в 7 классе. Аналогичная ситуация и с «Граждановедением» и «Обществознанием». Эти дисциплины могут быть заменой части предмета «Краеведения», касаясь вопросов гражданских отношений в конкретном регионе. Также у части школьников может появится просто новый предмет, связанный с деятельностью общества.

Помимо этого есть и факультативные предметы:

  1. Риторика и ораторское искусство.
  2. ОФП и различные спортивные дисциплины.
  3. Дополнительные занятия на развитие логики.
  4. Ритмика, танцевальные и творческие занятия.

Это лишь малый перечень дополнительных дисциплин и факультативов. Многое зависит от расположения конкретного образовательного учреждения, наличия необходимых педагогов, возможностей школы и даже от ее руководства. При этом есть дисциплины, практически обязательные для всех учащихся в 5 классе, не преподаваемые в начальной школе.

Новые предметы в среднем звене и в системе образования в целом

У пятиклассников меняется статус — они не только переходят на более высокий год обучения, но и меняют начальную школу на среднюю. Это по умолчанию требует расширение требований в части увеличения изучаемых дисциплин. Для школьников уже в начале года могут ввести 2 новых предмета: географию и историю.

Иногда они являются частью дисциплины внутри блока уроков по изучению собственного региона или же «Географию» могут преподавать в масштабах «Окружающего мира». Это и есть «новые предметы», но они таковыми являются только для пятиклассников, уже на следующий год «История» и «География» станут привычными дисциплинами, хотя появятся и другие неизвестные ранее уроки.

Пока робототехника, 3D-моделирование и программирование входят в рамки других предметов. Первые 2 относятся к «Технологии», а последний включают в изучение на «Информатике» и «ИКТ». Пока их не планируют выделять в отдельные дисциплины, но нужно понимать, что сам факт их наличия серьезно меняет школьный предмет в более новаторскую сторону, о которой почти ничего не знают многие родители. По факту дисциплина старая, известная родителям, но её содержание изменится всерьез.

За началом обучения в среднем звене следит Минобрнауки. Чиновники формируют минимальные требования к изучению обязательных дисциплин и рекомендации по преподаванию факультативных, вариативных и вспомогательных предметов.

Несмотря на стойкие попытки стандартизации школьного обучения сама природа образования подвержена постоянным изменениям и новшествам. Разность реальных возможностей регионом не позволяет во всех школах единомоментно внедрять наиболее современные тенденции или переходить на новые методики преподавания. Если к этому добавить и определенные полномочия школьного руководства по изменению расписания за счет вариативных частей, то получается разная картина преподаваемых предметов. В итоге даже в одном регионе или городе возможна ситуация полного отсутствия среди предметов в 5 классе в 2018-2019 году дисциплины «Природоведение» или «ИЗО» в одних школах, а в других не будут преподаваться «Окружающий мир», «МХК» и т. п.

Понятно, что базовый набор предметов будет во всех школах, а про остальные дисциплины стоит узнавать в конкретном образовательном учреждении.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама