THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Анна Сахарова
Конспект занятия по развитию математических представлений для детей подготовительной группы «Вычитание»

Обучающие задачи :

1. Формировать представление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части .

2. Познакомить со знаком «-» .

3. Расширять представления о геометрических фигурах, их свойствах.

Развивающие задачи :

1. Развивать диалогическую речь .

2. Развивать внимание , логическое мышление, память.

3. Развивать познавательную активность, любознательность.

Воспитательные задачи :

1. Формировать навыки сотрудничества на занятии .

2. Формирование коммуникативных навыков.

3. Продолжать формировать навыки самооценки.

Ход занятия.

Ребята посмотрите кто это к нам пришел?Знак «-» он нас приглашает в гости, в страну Знаний в город Математику . Отправимся в путешествие? Кто там живет?

С одним жителем из этого города, знаком минус мы и будем путешествовать

Как он выглядит.? При появлении минуса что просходит? всё уменьшается, идет на убыль или совсем исчезает.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы пожмем друг другу руку

Побежит тепло по кругу.

Ребята нам в стране Знаний поможет цветик – семицветик.

1 лепесток

«Соедини по точкам»

Если мы правильно и быстро выполним задание, то узнаем, на чем можно отправимся. (на ракете)

2 лепесток

«Сделайте пульт управления» (на столах карандаши и лист бумаги)

В середине нарисуйте круг.

В верхнем левом углу - квадрат.

В правом верхний углу - треугольник.

В нижнем левом углу - прямоугольник.

В нижнем правом углу - овал.

Воспитатель :

Все у нас готово к полету : есть ракета, пульт управления.

Приготовьтесь к запуску ракеты. 1 команда девочек считает до 20, а 2 команда мальчики от 20 обратно. (счет прямой и обратный)

3 лепесток

Истории, в которых участвует минус тоже можно записывать числами.

На столе лежало семь яиц. Мышка бежала, хвостиком махнула, пять яиц упало и разбилось. Сколько яиц осталось на столе? (правильно два)

А записывается это так

А теперь ребята, я запишу примеры, а вы придумаете и придумайте к ним истории.

Дети рассказывают свои истории (по желанию)

Назови соседей числа 8, 10, 15

Назови предыдущее число : к числам 5, 9, 13

Назови последующее число : к числам 4, 19, 11

Назови однозначные числа

Назови двузначные числа

Молодцы, с этим заданием стравились. Ну, что отправляемся дальше?

4 лепесток

Назови плоские геометрические фигуры :

круг, квадрат, треугольник, ромб, трапеция, овал, прямоугольник, восьмиугольник,

Какие 2 фигуры можно убрать из этой группы (почему)

Круг и овал – эти фигуры не имеют углов.

Какие ещё фигуры являются лишними? (треугольник и восьмиугольник)

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – место сесть опять.

5 лепесток

Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке .

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке?

Три зайчонка, пять ежат

Сколько малышей в саду?

Пять пирожков лежало в миске.

Два пирожка взяла Лариска,

Еще один стащила киска.

А сколько же осталось в миске?

6 лепесток

Задание на смекалку

Сколько ушей у 3 мышей?

Сколько хвостов у 5 котов?

Сколько голов у 4 коров?

7 лепесток

Ну вот и последний лепесток остался. Послушайте загадку.

День и ночь они идут.

Никогда не устают.

Монотонно шепчут в такт :

Тик, так, тик и так.

Стрелки, будто как усы.

Называются… (часы)

Если правильно установить время, то мы с вами вернемся снова в нашу группу

А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?

Возьмите часы и установите на них 11 часов ровно.

Итог :

а теперь дружно делаем обратный отсчет. (Обратный счет от 5 до1)

Чтобы мягко приземлиться, давайте скажем волшебные слова :

Лети, лети ракета

На запад, на восток

Считая километры,

прибывая в срок.

Вот мы и дома.

Вам понравилось путешествие?

А что это за сундучок? Да это знак "-" прислал вам наклеечки за

выполненные задания.

Публикации по теме:

Конспект для занятия по развитию элементарных математических представлений (20–25 минут) (2 год обучения, 2 квартал) Конспект для занятия по развитию элементарных математических представлений (20-25минут) (2год обучения, 2 квартал) Тема: «Понятия «длинный.

Конспект интегрированного занятия по математике (формирование математических представлений) для старшей группы Цель: Учить считать до 8; закрепить дни недели, названия геометрических фигур (овал, круг, треугольник, прямоугольник, квадрат) Программные.

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений для детей I младшей группы. Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений для детей I младшей группы. Образовательные области: «Познание» «Коммуникация».

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений по программе «Развитие» в подготовительной группе МАДОУ МО г. Нягань "Д/с №8 "Росинка" Исполнитель Чупина Зульфира Габдулловна Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений.

Конспект ООД по развитию математических представлений логопедической подготовительной группе Программные задачи: Обобщить знания, полученные в течение года. Закрепить умение составлять арифметические задачи и записывать их решение.

Конспект по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Развитие логического мышления Цель: Продолжать измерять при помощи линейки. Развивать логическое мышление. Материал: Карточки с изображениями; линейки; цветные палочки.

Тема занятия: Задачи на сложение и вычитание.

Цели:
Учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия;
Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10, закрепить представление о последовательности чисел;
Учить детей решать задачи на смекалку (построение фигур, составленных из палочек) ;
Развивать умение планировать полный или частичный ход решения;
Представлять изменения, которые произойдут в результате перемещения палочек.

Задачи:
Закрепить представление о геометрических фигурах, знаках «больше», «меньше», учить детей пользоваться ими, закреплять представление о порядковом и обратном счете, использовании цифр, об отношении смежных чисел, о составе числа из двух меньших.
Воспитывать у детей навыки учебной деятельности, стремление помочь товарищу, участвовать в осуществлении общей цели.

Демонстративный материал: таблица с изображением цифр от 1 до 10 в разных размерах, таблица с изображением тарелки, на которой сделаны разрезы, 7 цветных изображений конфет; доска, мел.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Предварительная работа: игры «Назови и покажи», «Проделки Шапокляк».

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Ход занятия

«Назови и покажи»

Назовите и покажите числа от 1 до 10 и в обратном порядке от 10 до 1.

— Какое число идет до 5? (4? 3? 2?)
— Какое число идет после 7 (8? 9?)
— Почему 7 идет после 6? (3 после 2?)
— Почему 8 идет до 9? (6 до 7?)

Звучит песня Чебурашки из мультфильма «Чебурашка и Гена».

— Ребята, вы слышите, кто-то поет. Кто это?

Стук в дверь. Воспитатель открывает дверь, а там Чебурашка Гена.

— Ребята, смотрите, кто к нам в гости пришел? Узнаете их?

Чебурашка рассказывает детям, что с ними случилось.

«Проделки Шапокляк»

Гена и Чебурашка путешествовали поездом. На одной из станции Шапокляк решила сорвать путешествие и отцепила некоторые из вагончиков. Какие это вагончики? Назовите их номера.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.
Подтянись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.
Раз, два, три, четыре, пять.
Прибавляю, отнимаю,
Математику я знаю.
И поэтому с утра
Я кричу: «Ура! Ура!»

— Ребята, сегодня мы будем не только составлять задачи, но и учиться рассказывать, что нужно сделать, чтобы ее решить. А наши гости Гена и Чебурашка будут следить и тоже учиться решать задачи.
— Посмотрите, сколько конфет в тарелке. («В тарелке 6 конфет»)
— Я положу в тарелку еще 1 конфетку. Составьте задачу про то, что я сделала.

Вызванный ребенок рассказывает задачу.

— Что мы знаем? Сколько было конфет? Сколько конфет я положила?
— Да, это мы знаем, это условие задачи. Чего мы не знаем? Верно, мы не знаем, сколько конфет стало в тарелке — это вопрос задачи. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
— Мы знаем, сколько было конфет, а раз мы знаем, зачем же их пересчитывать.
Больше или меньше стало конфет после того, как я положила в тарелку еще 1 конфетку?
— Правильно, конфет стало больше. Чтобы решить задачу, надо к 6 прибавить 1, получится 7. Можно теперь ответить на вопрос задачи? Кто ответит на вопрос задачи? Так что же мы сделали, чтобы решить задачу? Воспитатель просит 2 детей повторить решение задачи. Ребята, мы теперь будем не только отвечать на вопрос задачи, но и рассказывать о том, что нужно сделать, чтобы ее решить. Решим еще 1 задачу. В тарелке было 7 конфет, 1 конфетку я дала Сереже. Придумайте задачу.
— Что мы знаем? Что мы не знаем? Больше или меньше стало конфет в тарелке после того, как я дала 1 яблоко Сереже?
— Верно, конфет стало меньше. Чтобы решить задачу, надо из 7 вычесть 1, получится 6. Сколько конфет осталось в тарелке? Что же мы сделали, чтобы решить задачу?

«Назови фигуры»

— Ребята, назовите эти геометрические фигуры.
— А теперь, скажите, сколько на картинке кружочков? (9)
— Сколько овалов? (7)
— Сколько треугольников? (8)
— Сколько квадратов? (8)
— Каких фигур больше? Больше, чем какие фигуры?
— Каких фигур меньше? Меньше, чем какие фигуры?
— А каких фигур поровну?

«Задание с палочками»

— Ребята, отсчитайте 4 палочки и сложите из них квадрат.
— А теперь, подумайте, какую палочку надо переложить на другое место, чтобы получить стульчик?
— Отсчитайте 6 палочек и сложите из них домик. Подумайте, какие 2 палочки надо переложить, чтобы получился флажок. Когда вы решите, как переложите палочки, и представите, что флажок получится, выполняйте задание.
— Ребята, скажите флажок, который получился у вас, похож с этими флажками.
— Из каких цветов состоит флаг России, Татарстана? Молодцы!
— А давайте, мы наши флажки подарим нашим друзьям – Чебурашке и Гене.
— Скажите, ребята, понравилось вам сегодняшнее занятие? Что понравилось?

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ С АРИФМЕТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТВИЯМИ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

План:

  1. Современные методические взгляды на суть процесса знакомства ребенка с арифметическими действиями и его взаимосвязь с обучением решению задач
  2. Этапы знакомства дошкольников с арифметическими действиями
  3. Сложение. Задания, знакомящие детей 5-6 лет со смыслом и обозначением действия сложения
  4. Вычитание. Задания, знакомящие детей 5-6 лет со смыслом и обозначением действия вычитания
  5. Упражнения на знакомство со знаками действий
  6. О математической лексике, характеризующей действия сложения и вычитания

Основные понятия:

Список литературы

  1. Бантикова, С. Геометрические игры /С. Бантикова //Дошкольное воспитание - 2006. - №1.
  2. Белошистая, А.В. Планирование и проведение занятий по математике /А.В. Белошистая //Современный детский сад. - 2007. - №11.
  3. Белошистая, А.В. Понятие «величина» в дошкольных программах математического содержания /А.В.Белошистая //Дошкольное воспитание. – 2006. - №9; №11.
  4. Габова, М.А. Графические умения и информационная компетентность ребенка /М.А. Габова //Современный детский сад. - 2008. - №2.
  5. Габова, М.А. Путешествие с Линиточкой, Квадругом и Шарубиком по стране Графика. Технология развития основ графической грамоты у детей 6-7 лет/ М.А.Габова. – Дошкольное образование. - 2007. - №5.
  6. Колесникова, Е.В. Программа «Математические ступеньки»/ Е.В.Колесникова// Управление ДОУ. - 2006. - №6. – С.103-106.
  7. Корепанова М.В., Козлова С.А., Пронина О.В. Моя математика. Пособие для дошкольников в 3-х ч. Ч.1,2,3.: Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»..– М.: Баласс, 2007. – 80 с.: ил.
  8. Образовательная система «Школа - 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов /Под научн. ред. Д.И. Фельдитейна. – М., 2006.
  9. Павлова, Н.Л. Как научить детей считать /Н.Л.Павлова. - М., 2000.
  10. Юдина, Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду / Е.Г.Юдина, Г.Б Степанова, Е.Н.Денисова. – М., 2003.

Знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания традиционно входило в программу дошкольной математической подготовки, и методические подходы к этому процессу достаточно подробно были раскрыты в пособии А.М. Леушиной. В этом пособии предполагалось познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания и теми табличными случаями, когда при сложении к большему числу прибавляется меньшее, а при вычитании - когда вычитаемое меньше остатка.

Данная тема входит также во все альтернативные программы дошкольной математической подготовки, причем содержательный объем ее изучения в них значительно разнится. Например, в программе «Радуга» предполагается знакомить детей со всеми арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением и делением - и обучать их табличным вычислениям со всеми четырьмя действиями. В программе «Школа 2000» предполагается знакомство только со сложением и вычитанием, но также предполагается обучение детей всем табличным случаям сложения и вычитания (в пределах 10), знакомство с переместительным законом сложения, с порядком действий и вычислениями вида 7 - 2 - 3 + 6 + 1. В программе «Детство» предполагается освоение приемов арифметических действий в пределах 20 без перехода через десяток вида 13-2, 13+2, 17-2 и с переходом через десяток вида 9+2.
Сегодня общепринятой является такая последовательность ознакомления детей с этим материалом:
1-й этап - знакомство детей со смыслом арифметических действий на основе теоретико-множественного подхода;

2-й этап - обучение детей описанию этих действий на языке математических знаков и символов (выбор действия и составление математических выражений в соответствии с предметными действиями);

3-й этап - обучение детей простейшим приемам арифметических вычислений (пересчет элементов количественной модели описываемого множества, присчитывание и отсчитывание по 1, сложение и вычитание по частям и др.);

4-й этап - знакомство с задачей и обучение решению задач (причем способ решения задачи - это выбор действия и вычисление результата).

Таким образом, вся методическая деятельность педагога, реализуемая на 1-3-м этапах, может считаться подготовительной работой к обучению решению задач. Непосредственно к вопросу обучения дошкольников решению задач мы обратимся в следующей лекции. В данной лекции рассмотрим специфику формирования представлений об арифметических действиях в соответствии с новыми методическими подходами, реализованными в современных технологиях развивающего обучения математике.

2.
С методической точки зрения знакомство дошкольников с арифметическими действиями сложения и вычитания целесообразно распределить на три этапа:

1-й этап - подготовка к правильному пониманию различных сюжетных ситуаций, соответствующих смыслу действий - организуется через систему заданий, требующих от ребенка адекватных предметных действий с различными совокупностями;

2-й этап - знакомство со знаком действия и обучение составлению соответствующего математического выражения;

3-й этап - формирование собственно вычислительной деятельности (обучение вычислительным приемам).

Анализ различных учебных пособий по математике для начальных классов, называемых учебниками нового поколения (учебники различных развивающих систем), показывает, что второй, и третий из обозначенных этапов реализуются их авторами не ранее третьего-четвертого месяца пребывания ребенка в школе. Это обусловлено необходимостью сформировать у ребенка целый ряд предметных знаний и учебных умений, составляющих базу для подготовки к правильному пониманию смысла и способов выполнения арифметических действий.

В связи с этим вызывает сомнение целесообразность введения в программу дошкольной математической подготовки не только знакомства с действиями сложения и вычитания на уровне составления соответствующих равенств, но и решения примеров в пределах 20, изучения таблиц сложения и вычитания, знакомства с умножением и делением (сегодня - это программа 2-го класса начальной школы). Эти сомнения поддерживает также и то, что профессиональная методическая подготовка воспитателя (блок «Методика формирования элементарных математических понятий») не содержит сведений о современной технологии (методике) работы над этими понятиями и тем более - сведений о вариантах работы над этими понятиями в различных системах развивающего обучения в школе. Не имея этих перспективных методических знаний, воспитатель часто действует вразрез с теми технологиями, которые уже стали общепринятыми в начальной школе.

С теоретико-множественной точки зрения сложению соответствуют такие предметные действия с совокупностями, как объединение и увеличение на несколько элементов либо данной совокупности, либо совокупности, сравниваемой с данной. В связи с этим ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со о слов воспитателя, уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Подготовительные задания для усвоения смысла действия сложения.

1. Примеры ситуаций, моделирующих объединение двух множеств:

А. Задание. Возьмите три морковки и два яблока (наглядность). Положите их в корзину. Как узнать, сколько их вместе? (Надо сосчитать.)
Цель. Подготовка ребенка к пониманию необходимости выполнения дополнительных действий (в данном случаев - пересчет) для определении общего количества предметов совокупности.

Б. Задание. На полке стоят 2 чашки и 4 стакана. Обозначьте чашки кружками, стаканы квадратиками. Покажите, сколько их вместе. Сосчитайте.

Цель. Подведение ребенка к пониманию смысла операции объединения, а также обучение переводу словесно заданной ситуации в условную предметную модель. Такая модель помогает ребенку абстрагироваться от конкретных признаков и свойств предметов и сосредоточиться только на количественной характеристике ситуации.

В. Задание . Из вазы взяли 4 конфеты и 1 вафлю. Обозначьте их фигурками и покажите, сколько всего сладостей взяли из вазы. Сосчитайте.

Цель. Подвести ребенка к пониманию того, что смысл ситуации определяется не « главным словом »: « взяли» (типичной ошибкой даже в школе в этой ситуации является действие 4 - 1), а соотношением между данными и тем, что требуется найти. Условная предметная модель в этой ситуации помогает абстрагироваться от «мешающего» слова «взяли», поскольку показ рукой «всего взятого» обычно выглядит как охватывающее движение всей совокупности.

2. Примеры ситуаций, моделирующих увеличение на несколько единиц данной совокупности или совокупности, сравниваемой с данной:

А. Задание. У Вани 3 значка. Обозначьте значки кружками. Ему дали еще, и у него стало на 2 больше. Что надо сделать чтобы узнать, сколько у него теперь значков? (Надо 2 добавить.) Сделайте это. Сосчитайте результат.

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на» с добавлением элементов.

Б. Задание. У Пети было 2 игрушечных грузовика. Обозначьте грузовики квадратиками. И столько же легковых машин. Обозначьте легковые машины кружками. Сколько вы поставили кружков? На день рождения Пете подарили еще три легковые машины. Обозначьте их кружками. Каких машин теперь больше? Покажите, на сколько больше.

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «столько же» с соответствующим предметным действием.

В. Задание. В одной коробке 6 карандашей, а в другой на 2 больше. Обозначьте карандаши из первой коробки зелеными палочками, карандаши из второй коробки - красными палочками. Покажите, сколько карандашей в первой коробке, сколько во второй. В какой коробке карандашей больше? Меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «больше на…» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

С теоретико-множественной точки зрения действию вычитания соответствуют три вида предметных действий:

а) уменьшение данной совокупности на несколько единиц;
б) уменьшение на несколько единиц совокупности, сравниваемой с данной;
в) разностное сравнение двух совокупностей (множеств).

На подготовительном этапе ребенок должен научиться моделировать на предметных совокупностях все эти ситуации, понимать (т. е. правильно представлять) их со слов воспитателя уметь показывать руками как процесс, так и результат предметного действия, а затем характеризовать их словесно.

Подготовительные задания для усвоения смысла действия вычитания.

А. Задание. Удав нюхал цветы на полянке. Всего цветов было 7. Обозначьте цветы кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на 2 цветка. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось?

Покажите, сколько цветов теперь сможет нюхать Слоненок.

Цель. Подвести ребенка к пониманию смысла ситуации удаления части множества. Учить моделировать эту ситуацию на условной предметной наглядности, помогающей абстрагироваться от несущественных частных признаков предметов и сосредоточиться только на изменении количественной характеристики ситуации.

Б. Задание. У Мартышки было 6 бананов. Обозначьте их кружками. Несколько бананов она съела, и у нее стало на 4 меньше. Что надо сделать, чтобы показать, что случилось? Почему вы убрали 4 банана? (Стало на 4 меньше.) Покажите оставшиеся бананы. Сколько их?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с удалением элементов.

В. Задание. У жука 6 ног. Обозначьте количество ног жука красными палочками. А у слона на 2 меньше. Обозначьте количество ног слона зелеными палочками. Покажите, у кого ног меньше. У кого ног больше? На сколько?
Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и соотносить словесную формулировку «меньше на...» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Г. Задание. На одной полке 5 чашек. Обозначьте чашки кружками. А на другой - 8 стаканов. Обозначьте стаканы квадратиками. Поставьте их так, чтобы сразу было видно, чего больше, стаканов или чашек? Чего меньше? На сколько?

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации и учить соотносить словесную формулировку «на сколько больше» и «на сколько меньше» с процессом сравнения множеств и количественной оценкой разницы числа элементов.

.
После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких - знак вычитания.
В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий, показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

Упражнение 1
Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.
Материалы. Фланелеграф, карточки с рисунками, карточки с цифрами и знаками действий, «Дидактический набор».

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей - на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Прилетели из леса и клюют рябину. Рассердился воробей: «Вы чего мою рябину едите?» А снегири говорят: «Не гони нас, воробей. Голодно в лесу, холодно, всю рябину уже съели, позволь здесь покормиться, а то мы погибнем». Не стал воробей жадничать. «Ладно, ешьте, - говорит, - а мне дети из садика крошек хлебных принесут, накормят». Так и остались они на рябине.

Сколько воробьев? (1) Сколько снегирей? (3) Откройте коробочки «дидактический набор» и положите на столе фигурки, обозначающие птиц, чтобы сразу было видно, что у вас 1 воробей и 3 снегиря.
Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Педагог у каждого спрашивает: «Где у тебя воробей? Где видно, что три снегиря?»
Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.
А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Упражнение 2

Цель. Знакомить со знаком сложения.

Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу:

Теперь обозначим количество птиц математически с помощью чисел. Какие числа надо взять? (1 и 3) А теперь я вам покажу, как обозначить, что они дружно сидят на дереве. Математики используют такой знак: «+» (плюс). Действие, которое обозначается этим знаком, называется «сложение». Такая запись «1+3» говорит, что мы собрали их вместе и сосчитали. Математики говорят «сложили». А всего сколько у нас птиц? (4)

Упражнение 3

Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа.
Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

Педагог помогает детям составить рассказ вида: «У Маши было 2 конфеты, ей дали еще одну».
- У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП
(Фигурки дети выбирают сами.)

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания. Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет. В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие - вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

Знакомство с действием вычитания в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

Упражнение 1

Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.
Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия. Задание.

Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

Упражнение 3

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и знаком вычитания. Задание.

Запомните, сколько яблок. (Запись убирается.) Закройте глаза. (Педагог убирает 2 яблока.) Что я сделала? (Убрала 2 яблока.) Изменилось ли количество? (Да. Стало меньше.) Давайте составим запись того, что я сделала. Сколько было яблок сначала? (6) Сколько я убрала? (2) Ставим числа 6 и 2. Можно ли поставить между ними знак «+»? (Нет. Этот знак ставят, когда добавляют, а вы убрали.) Верно. В этом случае используют другой знак: «-» (минус). Он означает, что первоначальное количество уменьшилось. Запись читают так: «От шести отнять два». Это значит, что мы убрали 2. Сколько же осталось? (4)

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.
Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

Задания, которые предлагается выполнить в процессе изучения материала:

I. Составить тезаурус по изучаемой проблеме (формирование элементарных математических способностей детей дошкольного возраста)

II. Представить технологию математического развития дошкольников в программе, по которой вы работаете («Детство», «Золотой ключик», «Радуга», «Развитие» и др.) в структуре, предложенной Г.К.Селевко:

1. Идентификация педагогической технологии в соответствии с принятой классификационной системой.
2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, основное направление модернизации образовательного процесса.
3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

  • целевые установки и ориентации;
  • основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, научная концепция усвоения);
  • позиция ребенка в образовательном процессе.

4. Особенности содержания образования:

  • ориентация на личностные структуры (знания умения, навыки - ЗУН; способы умственных действий - СУД;
  • самоуправляющие механизмы личности; сфера эстетических и нравственных качеств личности - СУМ;
  • действенно-практическая сфера личности - СДП);
  • объем и характер содержания образования;
  • дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы изложения.

5. Процессуальная характеристика:

  • особенности методики, применения методов и средств обучения;
  • мотивационная характеристика;
  • организационные формы образовательного процесса;
  • управление образовательным процессом (диагностика, планирование, регламент, коррекция);
  • категория учащихся, на которых рассчитана технология.

6. Программно-методическое обеспечение:

  • учебные планы и программы;
  • учебные и методические пособия;
  • дидактические материалы;
  • наглядные и технические средства обучения;
  • диагностический инструментарий.

Материал подготовлен к.п.н.,
ст. преподавтелем кафедры ТМНиДО
Р.Ф.Швецовой
ст. преподавателем кафедры педмастерства
Е.В. Михеевой

Тема: «Сложение и вычитание чисел по 2»

Задачи:

1. Совершенствовать умения:

Находить следующее и предыдущее числа;

Зрительно распознавать геометрические фигуры;

В технике диагональной штриховки округлых фигур в тетрадях.

2. Закрепить сложение и вычитание чисел по 2.

3. Развивать логическое мышление с помощью логических игр.

Демонстрационный материал : мяч; 3 карточки с геометрическими фигурами; по 2-3 логических карточки на каждый из трех столов;

Раздаточный материал : геометрические фигуры; тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Воспитатель с детьми стоят полукругом. В руках у воспитателя мяч.

— Давайте с вами поиграем в игру «Раз, два, три — числа назови!». Я буду называть число, а вы должны назвать числа, которые идут за этим числом. А сейчас я назову число, а вы должны назвать числа, которые стоят перед этим числом.

— Молодцы, возьмите по одной геометрической фигуре и пройдите к своему столу.

Дети делятся на 3 команды и проходят к столам: на одном — треугольник, на другом — квадрат, на третьем — прямоугольник. На каждом столе карточка-задание.

— Дети первой команды, посчитайте, сколько на вашей карточке треугольников. (8.) Дети второй команды, посчитайте, сколько на вашей карточке квадратов. (8.) Дети третьей команды, посчитайте, сколько на вашей карточке прямоугольников. (8.)

Воспитатель уточняет количество геометрических фигур со всеми детьми, закрепляя при этом счет предметов.

— А сейчас возьмите следующие карточки и наборы геометрических фигур.

На каждый стол воспитатель дает одну карточку.

— На пустое место справа от нижней стрелки вы должны положить нужные геометрические фигуры. Подсказкой вам послужат геометрические фигуры, расположенные в верхней части карточки.

— Молодцы! А сейчас идите все ко мне. Давайте с вами поиграем и задачки порешаем.

На удочку Андрей

Поймал шесть окуней.

А друг его Сергей —

Двух небольших ершей.

Сосчитай без лишних слов

Этих мальчиков улов.

Семь листьев Вася сам собрал,

Два листика Алеша дал.

Скажите, сколько у него

Осенних листиков всего?

Пять гусей летят над нами,

Два других за облаками,

Они спустились на ручей.

Сколько было всех гусей?

В кружку сорвала Марина

Девять ягодок малины.

Две дала своей подружке.

Сколько ягод осталось в кружке?

В шкафу стояло восемь чашек.

Две из них взяла Наташа.

Подумай и ответишь сам,

Сколько чашек осталось там?

Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Две конфеты вмиг съел внук.

Сколько же осталось штук?

В. Волина

Воспитатель благодарит детей за верное решение задач и предлагает пройти за столы.

Дети выполняют в тетрадях задания: рисуют цветы разного размера и формы и выполняют штриховку.

В ботаническом саду

Все растения на виду.

Ну а эти вот цветы

Небывалой красоты.

Цель:

Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.

Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.

Закрепить названия времен года, названия месяцев.

Упражнять в порядковом счете.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант.

Формировать умение группировать предметы по определенным признакам, определяя эти признаки и ориентируясь по схеме.

Формировать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность.

Ход занятия в старшей группе детского сада

Вводная часть

Воспитатель. - Дети, послушайте загадку:

«Семь братьев возрастом равные, а именами разные.» (Дни недели )

Сколько всего дней недели? Кто хочет их назвать?

Какой первый? Седьмой? Пятый?

Среда по порядку какой день недели? А суббота?

Какой сегодня день недели? Какой он по порядку? (Вторник)

Воспитатель. -Сегодня Королева Математики приглашает нас в свое королевство. Скажите, а зачем нам нужна математика?

Ответы детей.

Тогда давайте выполним несколько ее задач, чтобы проверить свои знания.

1 задание

Первое о чем она хотела бы узнать - знаете ли вы времена года .

Какое сейчас время года?

Сколько всего времен года? Назовите их.

А сколько месяцев в каждом времени года?

Назовите осенние, зимние, весенние и летние месяцы.

Сколько всего в году месяцев?

Королева Математика хотела бы проверить, всем ли хватит задач на столах.

Дети считаются парами.

Королева Математика предлагает новые задачи. (Дети садятся за столы)

Основная часть

Следующая задача от королевы:

2 задание

Составление примеров по рисункам.

Какие математические знаки нужны для решения примеров?

Когда мы используем знак «+»? (Когда выполняем прибавление или увеличиваем количество)

А когда используется знак «-»? (Когда вычитаем, или уменьшаем количество)

Какой еще знак нам нужен? (=)

Королева Математика хотела бы вам напомнить правила сложения и вычитания.

Чтобы выполнить сложение, надо к одной части добавить еще часть и найти целое.

Чтобы выполнить вычитание надо от целого отнять часть и получить оставшуюся часть.

Кто изображен на рисунке?

Сколько было котят?

Сколько прибежали? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их всего стало?

Почему Вы считаете, что следует добавлять?

Как можно это записать в виде примера? математика в детском саду

Составим пример по следующему рисунком.

Сколько птиц было в кормушке?

Сколько полетело? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их осталось? Улетели все птицы или только часть из них? Как найти вторую часть, если мы знаем сколько было всего птиц?

Почему Вы считаете, что следует отнимать?

Как можно это записать в виде примера?

А теперь выполните самостоятельно задачи, которые у вас на столах. (Составление примеров по рисункам) (Воспитатель проверяет правильность выполнения и предлагает проверить друг друга)

Королева Математика довольна вашей работой и она решила пригласить вас на прогулку в «Геометрический лес», но прежде чем мы туда пойдем, она хотела бы, чтобы вы узнали кто в нем живет.

3 задание

Графический диктант «Кто в лесу живет».(сложность подбирается)

Двигайтесь от точки по схеме.

Воспитатель предлагает помочь друг другу. (Детям, которые справились раньше других предлагается раскрасить рисунок)

Как вы думаете, кто в лесу живет?

Да, это волк. Он приглашает нас на лесную поляну.

Физкультминутка «Лесная полянка»

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем отдохнём,

А потом гулять пойдём.

(Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)

4 задание

Дидактическая игра «Поможем посадить деревья»

В геометрическом лесу растут деревья различной формы, размера и цвета. Нужно взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их на трех аллеях:

1 аллея- деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красного и желтого цвета.

2 аллея - деревья, которые имеют четыре и меньше углов, маленькие по размеру, синего и зеленого цвета.

3 аллея - деревья, которые имеют пять и более углов, большие по размеру, оранжевого и фиолетового цвета.

Посмотрите, впереди аллеи указана схема, посадите свое деревцо на нужную аллею.

Почему ты посадил свое дерево на этой аллее?

Воспитатель. - Королева Математика осталась довольна вашими знаниями и умением. Но она хотела бы спросить у вас...

Итог. Рефлексия

Какие задачи вам больше всего понравились?

А какие задачи выполнить было сложнее?

Кому помогали сегодня на занятии?

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама