THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Программа «Гармония» Диктант Осенняя пора. По опушкам растут грибы. Среди пожухлой травы краснеют подосиновики. По краю ельника можно найти скользкие грузди, душистые рыжики. Старые пни покрыты опёнками. Моховые болота усыпаны румяной клюквой. На поляне горят гроздья рябины. Небо высокое и прозрачное. На дне ручья видна каждая травинка. В лесу тишина и покой. Слова для справок: на поляне, усыпаны, покой. Грамматическое задание: В девятом предложении найти грамматическую основу, указать части речи. Разобрать по составу слова: наступила, подосиновики, травинка. Фонетический разбор слова гроздья. Программа «Гармония» Диктант Улетают журавли В осенние дни готовились к отлёту журавли. Они покружили над рекой и над родным болотом. Высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю озера остановились птицы на отдых. Тёмным и мрачным стоит в эту пору лес. Ещё темно, а чуткие журавли уже проснулись. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро взойдёт над рекой весёлое солнце. Всё засверкает и заблести яркими красками осени. До радостной встречи весной! Грамматические задания Во втором предложении подчеркнуть грамматическую основу, показать связь слов в предложении. Определить падеж у существительных. Высоко в небе летели журавли. На востоке показалась ранняя зорька. Выпишите из текста два словосочетания, существительное с прилагательным. Обозначьте число, род и падеж имени прилагательного. В первом предложении найти слово к отлёту и разобрать его как часть речи морфологический разбор. Программа «Гармония» Диктант Осенняя прогулка. Группа школьников ходила в осенний парк. Все деревья уже сбросили свою золотую листву. Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки. В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Анна и Наталья угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни. Радостные ребята вернулись домой. В третьем предложении подчеркни грамматическую основу, выпиши словосочетания. Выпиши из последнего предложения слово радостные и разбери как часть речи морфологический разбор. Разбери слова по составу: осенний, ходила, по тропинке. Программа «Гармония» Диктант Клесты В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось все живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья румяных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далеком Севере. Подчеркните волнистой линией имена прилагательные, выделите окончания, определите число, род и падеж. В первом и втором предложениях определи склонение и падеж имён существительных. Выполни фонетический разбор слова ели. Программа «Гармония» Диктант Зимний лес. Как чудесен зимний лес! После метели лес стоял как в сказке. Ель была в хвойной кольчуге. На макушке сосны снежная шапка. У березки вьюга посеребрила инеем гибкие ветки. Издалека видны красные гроздья рябинки. Сколько следов на полянке у тропинки! Вот заяц хитрил, петлял, прислушивался к звукам зимней ночи. В поисках добычи пробежала лисица. В вершине ели затаилась рысь. А под сугробом теплилась жизнь. Разгребёшь снег до земли, а там кустики брусники и черники. Определить падеж и склонение имен существительных: в кольчуге, у тропинки, в вершине. Разобрать предложение по членам предложения, выписать словосочетания. В вершине ели затаилась рысь. Разобрать слова по составу: березка, зимний, пробежала. Программа «Гармония» Диктант Весеннее утро Как хорошо весеннее утро! Из-за синей полоски леса показалось солнце. В его лучах краснеют вершины гигантских сосен. Над рекой золотистым дымком клубится туман. Вот туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает синюю гладь реки. В зеркальной поверхности реки видишь голубое небо и облака. На яркой зелени сверкает роса. Легкий ветерок покачивает ивовые сережки. Дрозд на еловой верхушке высвистывает песенку. А в ответ ему удивительная тишина. Разобрать по составу глагол высвистывает. Найти глаголы II спряжения и выделить в них окончания. Образовать от глагола покачивает глагол женского рода в прошедшем времени. Программа «Гармония» Диктант Медвежонок. Выгнали однажды охотники из берлоги
медведицу. А в берлоге кто-то кричит. Вытащил Геннадий Григорьевич из берлоги медвежонка. До деревни он нёс малыша в куртке. Медвежонок оказался очень любопытным. На окне стояли цветы. Малыш зацепился когтями, потянул горшок зубами. Тот покачался и упал. Цветок оказался кисленьким и сочным. Из кучи земли выполз толстый и аппетитный червяк. Червяк тоже был вкусный. Охотник погрозил малышу пальцем. Медвежонок спрятался за печку и ворчал. Подчеркни однородные члены предложения. Разбери слова по составу: выгнали, кисленьким, погрозил. Выпиши из последнего предложения слово спрятался и разбери его как часть речи морфологический разбор. Программа «Гармония» Диктант Погоня У лесной опушки на дереве с осени остались орехи. Теперь они свисают крупными гроздьями. Около них стали часто появляться две шустренькие белочки. Однажды их увидел наш кот. Он замяукал, зашипел и кинулся на зверьков. Белки прыгнули на забор и по нему помчались к деревьям. По забору друг за другом ловко скачут легкие белки, а за ними гонится кот. Но вот белочки взлетели на белоствольную березу и шустро побежали по стволу. Кот сердито фыркнул и поплелся. Савоненковой 80 слов Грамматические задания. В первом и последнем предложениях отметить главные члены. Из последнего предложения выписать словосочетания, показать главные и зависимые слова, написать вопросы. Над зависимыми указать часть речи. Над именами существительными первого предложения указать склонение, а над словом гонится-спряжение. Над глаголом прыгнули надписать его неопределенную форму. В последнем предложении найти сложное слово и показать его строение. Программа «Гармония» Диктант Лес Хорош русский лес ранней весной. Гибкие ветки берез густо покрыты смолистыми почками. Молоденькие осинки выстроились на опушке леса. Ветерок бежит от березки к осинке. В высоком небе купаются вершины сосен. К старой ели подлетели птицы. Из спелых шишек полетели легкие семена. В воздухе пахнет смолой. У ручья красуется ива. Над ее золотистым пушком жужжат пчелы. Мягким мхом порос старый пень. На поляне разместился дуб. Скоро все зазеленеет, зацветет. Лес — богатство нашей страны. Разбери по составу слова: гибкие, берёзки, зацветёт. Выполни морфологический разбор существительного весной из первого предложения. Выпиши 3-е предложение, подчеркни члены предложения. Обозначь склонение и падеж имен существительных. Ласковое солнце согревает землю своим теплом. Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крошечные колокольчики. В верхней части ещё закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелёк. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса! Догадались, о каком растении идёт речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи дивную красоту лесной полянки! Слова для справок: словно, жемчужины, внизу. Разобрать предложение по членам предложения, указать части речи. Разобрать по составу слова: Бежишь, тенистой, подарок, подарила. В первом предложении у существительных определить падеж. Указать время и спряжение глагола в 1-м, 2-м,3-м,4-м, предложениях.

При написании Контрольные диктанты 4 класс 1 четверть использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

1 четверть

Медвежонок

Капитан привёз из леса на заставу маленького медвежонка. На заставе малышу обрадовались.
Однажды медвежонок лежал на солнышке у завалинки. К нему подошла корова Майка. Мишка вскочил, ощетинился, поднял лапу. Вдруг он почувствовал тёплый молочный запах и подбежал к корове. С тех пор каждое утро медвежонок бегал за Майкой следом и хватал её за ноги. Медвежонок не отступал до тех пор, пока в его миске не было теплого парного молока.

(70 слов) (по В. Коржикову)

Грамматические задания

  1. Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.
  2. В первом предложении второго абзаца найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.

Враги змей

Даже у гигантской змеи есть враги. Живёт такой орёл – змееяд. Он питается только змеями. Триста змей съедает его птенец. Ловко истребляет змей мангуст. Он справляется даже с коброй. Его специально держат в том месте, где змеи заползают в дома. На гадюк нападают ежи. Ёжики защищают себя в борьбе колючками. На морских змей нападают хищные рыбы. Гибнут змеи в большом количестве и при пожаре. Среди змей много редких. Многие виды записаны в Красной книге.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта по одному существительному единственного числа в родительном, творительном и предложном падежах.
  2. Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.
  3. Выписать из диктанта одно слово с Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Клёсты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клёсты над тихой поляной. Птицы облепили вершину ёлки. На самой верхушке висели гроздья аппетитных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев ёлки спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клёсты зимуют в нашем крае? У нас им теплее, чем на далёком севере.

(76 слов) (по Г. Скребицкому)

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта три слова с Ь – показателем мягкости. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  2. Выписать из диктанта по одному прилагательному мужского и женского рода.

Книга

Отец принёс сыну новую книгу. Мальчик долго рассматривал красивые картинки. Художник нарисовал море, корабли.
Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Эту массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику.
Там есть наборный, печатный и переплётный цеха. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин.

(76 слов) (по А. Баркову)

Грамматические задания

  1. В первом абзаце найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
  2. Выписать из диктанта предложение без союзов с однородными сказуемыми.
  3. Выписать из диктанта одно слово с удвоенной согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Гага

Гага живёт на севере у моря. Она строит своё гнездо из пуха. Пух птица выщипывает у себя из груди. Потом гага скрепляет его палочками и мхом. Теперь пух не развеет ветер. Гнездо стоит на земле между стеблями низкого кустарника. Кустарник защищает гнездо от ветра. Появились птенцы из яиц. Мать сразу уводит их в море, а гнездо бросает. От дождей и снегов пух свивается в комок. На будущий год это гнездо уже не годится. Местные жители собирают такие гнёзда без всякого вреда для гаг.

Грамматические задания

  1. Выписать из диктанта одно слово с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.
  2. Подчеркнуть среди слов ПОЖАР, ПОХОДКА, ССОРА подходящее под схему: приставка, корень, суффикс, окончание.
  3. Выписать из диктанта два слова такого состава: корень, суффикс, окончание.

Детский сад для пингвинов

Прошло пять недель со дня рождения пингвинёнка. Малыш ступает лапками на снег и уходит в детский сад. Там уже стоят сверстники пингвинёнка. Они сбиваются тесной толпой и согревают друг другу бока. Такие сборища называют детскими садами. Взрослые пингвины оберегают их от буревестников. Родители приходят и в крике и гаме находят своих детей среди тысяч чужих. Они кормят только своих птенцов. Самые прожорливые за один раз глотают по шесть килограммов рыбы. Летом выпускники пингвиньих детских садов плывут на практику в море.

Грамматические задания

  1. Записать слово ПИНГВИНЁНОК в винительном и творительном падежах.
  2. Разобрать по составу слово ДЕТСКИЙ. Написать ещё два слова такого же состава.
  3. Выписать из диктанта три слова с непроизносимой согласной. Написать проверочные слова. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Кот в сапогах

В дозор пограничники ходят со служебными собаками. А у нас на заставе кот стал в дозор ходить. Однажды один из бойцов принёс на заставу котёнка. Котёнок оказался очень способным. Стоят солдаты на линейке. Кот с ними на левом фланге. Солдаты в дозор уходят. Кот за ними отправляется. На всякий шорох встаёт у котика шёрстка дыбом. Однажды зимой пошёл кот на пост и лапы отморозил. Решили пограничники обуть кота. Но башмачков кошке не купишь. Тогда сшили пушистому пограничнику меховые пимы. Так на заставе появился кот в сапогах.

Грамматические задания

  1. В первом предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
  2. Выписать из диктанта предложение с союзом с однородными сказуемыми.
  3. Выписать из диктанта три однокоренных слова к слову КОТ.

Акулы

Существует много видов акул. Они различаются размерами и внешним видом. Длина гигантской китовой акулы пятнадцать метров, а колючей – всего двадцать сантиметров.
Может ли акула напасть на человека? Такие виды есть. Среди них белая и тигровая акулы. Но они не нападают на человека как на средство питания. Акулы едят рыб, черепах, дельфинов и птиц. Китовая акула питается маленькими рыбёшками и крохотными рачками. Акулы ощущают постоянный голод и съедают даже несъедобные предметы. В желудках акул находили куски шин, консервные банки. Разъярённая акула может разрушить лодку и напасть на человека.

Грамматические задания

  1. В последнем предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
  2. Выписать из диктанта одно слово с непроизносимой согласной. Написать проверочное слово. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  3. Выписать из диктанта предложение с союзом с однородными второстепенными членами.

Контрольная работа

за I полугодие 2012-2013 учебного года

Русский язык

4 класс (1-4)

Диктант.

Цель работы - проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил. Проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, определения их склонений.

Клесты.

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину ёлки. На самой верхушке висели гроздья аппетитных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев ёлки спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в нашем крае? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

Слова для справок : спрята ны, заботли вые, семе на.

Грамматические задания:

1. Выпишите первое предложение. Подчеркните главные члены предложения. Укажите части речи. Обозначьте падежи имен существительных.

2. Определите склонение и падеж имён существительных. Выделите окончания.

1 вариант: с шумом- …, ель, вершину, по небу, под веткой.

2 вариант: с кормом- …, даль, маму, по ветру, под кустом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа

за I полугодие 2012-2013 учебного года

Русский язык

4 класс (1-4)

Диктант.

Цель работы - проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил. Проверить сформированность навыка правописания падежных окончаний имен существительных, определения их склонений.

Клесты.

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину ёлки. На самой верхушке висели гроздья аппетитных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев ёлки спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клесты зимуют в нашем крае? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

Слова для справок : спрят а ны, заботл и вые, сем е на.

Рассказы охотника: В зимнюю стужу (рассказ)

В зимнем тумане встает холодное, тусклое солнце. Спит заснеженный лес. Кажется, все живое замерзло в этой стуже — ни шороха, ни звука, только изредка трещат от мороза деревья.

Я выхожу на лесную поляну. За поляной — густой старый ельник. Все деревья обвешаны крупными шишками. Шишек так много, что под их тяжестью склонились концы ветвей.
Как тихо! Зимой не услышишь пения птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от лютого холода.
И вдруг словно весенний ветерок прошумел над застывшим лесом: целая стайка птиц, весело перекликаясь, пронеслась над поляной. Да ведь это клесты — природные северяне! Им не страшны наши морозы.
Стайка клестов облепила вершины елей. Птички ухватились за шишки цепкими коготками и повисли на них вниз головой. Качаясь на шишках, как на качелях, они вытаскивали своими кривыми носами из-под чешуек вкусные семена. Когда хорош урожай шишек, этим птицам не страшна бескормица зимы.
Я стоял на поляне и любовался, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой.

Утреннее солнце ярко освещало зеленые вершины елей, грозди румяных шишек и веселых, пирующих птиц. И мне почудилось, что уже пришла весна. Вот сейчас запахнет талой землей, оживет лес и, встречая солнце, защебечут птицы.
Любуясь клестами, я вдруг увидел, как один из них подлетел к старой ели и скрылся в заснеженных ветках, будто юркнул в снеговую пещерку, и тут мне вспомнилась одна замечательная особенность из жизни этих птиц, особенность, которой я никогда не мог поверить. А вот теперь представился случай самому убедиться.
Крадучись я подобрался к той ели и полез вверх по стволу. Острые иглы царапали лицо и руки, но я карабкался все выше и выше.
«Вот уже близка вершина, а на дереве ничего и нет, — с сожалением подумал я. — Всё это только выдумки».
Я начал спускаться и вдруг прямо перед собой увидел то самое, чего уже не надеялся найти: среди обледенелых, покрытых снегом веток едва виднелось небольшое гнездо, а в нем, будто весной, озабоченно распушившись, сидела зеленоватая птичка — самочка клеста.
Неловким движением я качнул ветку. Испуганная птица вспорхнула. Я наклонился и чуть не вскрикнул от изумления: в гнезде копошились только что вылупившиеся, совсем голые птенцы.
Над самым гнездом свешивались заснеженные ветви. В лесу от мороза трещали деревья, а здесь меж сучьев старой ели будто наступила весна: заботливая мать выводила птенцов.
Я поскорее слез с дерева, чтобы не тревожить эту удивительную семью. Легко спрыгнул в снег, огляделся, и зимний лес уже не казался мне, как прежде, угрюмым и безжизненным.
Стоя под деревом, я тер закоченевшие в шерстяных варежках руки, посмеивался над собой и с восторгом думал о голых малышах в гнезде, которым не страшна зимняя стужа.

2 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение применять пройденные правила: правописание звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных, разделительного мягкого знака, умение переносить слова.

Вариант 1

Корм для птиц

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердиты й ветер. Мальчики положили на старые пни семе на. На ветках деревьев они развеси ли сухую рябину.
Подлетела стайка сини ц. А вот и пища!

Грамматические задания

1. Из четвёртого предложения выписать слово, которое нельзя переносить.

2. Подчеркнуть в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Вариант 2

Зима

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо . В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Удари ли сильные морозы. Река замёрзла. Ребята с делали большой каток. На катке всегда весело .

Грамматическое задание

1. Выписать из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом записать проверочные слова.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы

Вариант 1

Славный мороз

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

Вариант 2

Снег

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли.

I. Обучающее изложение по вопросам

Случай на катке

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.
Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал.
На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

Прочитай текст. Найди в тексте слова, которыми можно ответить на вопросы.

Вопросы

1. Какой стоял денёк?
2. Что делали мальчики?
3. Что делали девочки?
4. Куда выбежал Витя на коньках?
5. Что произошло с тонким льдом?
6. Что случилось с Витей?
7. Кто прибежал на крик?
8. Что он бросил мальчику?
9. Как Витя вылез из воды?

План

1. Какая была погода?
2. Где играли дети?
3. Чем они были заняты?
4. Что случилось с Витей?
5. Кто спас Витю?

II. Закончить текст

Испугались

По двору важно ходил петух. Тёплое солнышко согрело двор. С листочков скатывались капельки росы. Цветы подняли головки. На крыльцо вышел кот Васька. Вдруг петух за-ку-ка-ре-кал.

III. Составить и записать небольшой рассказ на заданную тему

В лесу зимой

зима, снег, деревья, земля, дятел, следы

3 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил.

Вариант 1

Зимой

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки . В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

Грамматические задания

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Выделенные слова разобрать по составу.

Вариант 2

Зимний лес

Чудесе н русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смо листые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматические задания

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Найти и записать два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Вариант 1

Списать текст. Найти в тексте слова, где пишется буква, обозначающая непроизносимый согласный. Подчеркнуть эту букву.

Осень и зима

Поздней осенью в нашей местности погода часто бывает ненастной. Словно осень тяжело переживает свой проигрыш зиме. По небесному своду клочьями летят облака. Льёт дождь. Солнце похоже на пожелтевший от дождя футбольный мяч. Деревья качаются и скрипят от резких порывов яростного ветра.

Вариант 2

Снежная крупа

Стояли последние дни поздней осени. Всю ночь шёл дождь, гудел и свистел ветер. К утру резко похолодало. Я выглянул в окно. Облака летели низко над землёй. Вскоре из них посыпалась колючая крупа. Она была твёрдая, как песок. Резко била по стёклам. На крыше нашей бани быстро образовался толстый снежный бугор. Мы хотели выйти на балкон, но дверь открыть не смогли. Снег завалил её. По узкой тропке мы прошли к тёте Зое и взяли у неё лопату.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Работа над текстом

Изменить текст – записать рассказ не о маленьком котёнке, а о большом жирном коте. Определить, какие суффиксы в словах помогут в этом.

У крыльца сидит маленький котёнок. Мы назвали его Мурзик. Котёнок серенький, хвостик пушистый, на груди белый галстук. Котик глазки зажмурил, спинку выгнул, усиками шевелит. Он острые коготки в лапки спрятал и сладко мурлыкал, малышей забавляя. Мы любим с ним играть.

II. Изложение текста по коллективно составленному плану

Заботливая мать

Под старой елью устроила своё жильё лиса. В норе находились малыши. Лиса была осторожна. Вблизи норы она долго петляла, запутывала следы.
Лисята были очень смешные и очень податливые. Они всё время старались выбраться из норы. Малыши любили играть на зелёной полянке. Возвращалась мать. Лисята затихали. Лиса брала каждого лисёнка и тащила в нору.
Вскоре все лисята были снова в норе. Мать успокаивалась.

Примерный план

1. Нора под елью.
2. Беспокойные малыши.
3. Все дома.

Опорные слова: устроила, вблизи, запутывала, выбраться, притихали, за шиворот, вскоре, снова, успокаивалась.

III. Сочинение

Выбрать заголовок, к которому можно составить и записать текст.

Птицы зимой в лесу.
Сказочный лес.
Интересно зимой в лесу.

4 класс

ДИКТАНТ

Цель работы – проверить умение обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова в диапазоне изученных правил, ставить запятую при однородных членах предложения.

Вариант 1

Снежинки

Они родились коротким осенним днём. На земле было пасмурно и скучно. Медленно плыла туча. Закружились в воздухе снежинки. В вихре танца они вспыхивали удивительными огоньками. Снежинки пролетали над рощей, полем, деревней. Где остановиться на ночлег? На крыше одинокой избушки было пусто. Снежные красавицы решили здесь сделать остановку. Они украсили дорожку к речке, верхушку старой ели. Пушистым ковром легли на луг. Утром на снежной поверхности появились первые следы зверей и птиц.

Слова для справок : медленно, остановиться, здесь.

Грамматические задания

1. В последнем предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в десятом предложении. (Они украсили дорожку...)

Вариант 2

Клесты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое.
Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клесты над тихой поляной. Птицы облепили вершину мохнатой ели. На самой верхушке висели гроздья шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена.
Между сучьев старой ели спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей.
Почему клесты зимуют в наших краях? У нас им теплее, чем на далёком Севере.

Грамматические задания

1. В четвёртом предложении подчеркнуть главные члены предложения.

2. Указать падежи всех имен существительных в пятом предложении. (Птицы облепили...)

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Цель работы – проверить умение списывать текст, обнаруживать орфограммы.

Вариант 1

Мишкино детство

Мишка очень любил ходить в лес с дедушкой. Мишка чувствовал в лесу себя так, словно бы его обнимал кто-то большой и ласковый. Дубы добродушно улыбались. Осины радостно хлопали ладошками, приветствуя старых знакомых. Ближе к осени на узкую лесную дорогу высовывались тонкие и цепкие руки ежевики с пригоршнями спелых ягод: нате, добрые люди, угощайтесь! Мальчик давно заметил, что при дедушке лес делался светлее, радостнее. А дед шёл и мурлыкал песенку.

Вариант 2

Хороша ель зимой тяжёлые шапки чистого снега висят на её раскидистых ветках-лапах высокие вершины украшены гирляндами еловых шишек на опушке елового леса растёт зелёный молодняк у людей ель пользуется особенной любовью в новогодние зимние дни они устраивают для детей праздничные ёлки особенно хороша ель в лесу, на свободе в зимние звёздные и лунные ночи блестит на её ветвях снег сказочным кажется дерево при лунном свете.

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ

I. Обучающее изложение

Первые шаги

Ранним утром Марина проснулась, посмотрела в окно и ахнула. Утро было солнечное, морозное. Ветвистые деревья были покрыты мохнатым инеем. Такие узоры рисует мороз на окнах. Дворовый каток был похож на зеркальное блюдце.
После завтрака Марина накинула пуховый платок, надела свою белую шубку и выбежала во двор.
Братья принесли ей новенькие коньки. Через пять минут Марина скользила по блестящему гладкому льду. Ноги подвёртывались. Но братья взяли Марину под руки.
Колкий ветер бил в лицо. Захватывало дух, но было весело.

Дописать недостающие пункты плана.

План

1. ...
2. Марина бежит во двор.
3. ...
4. Марине весело.

Рассказать по плану. Подготовиться к записи изложения.

Слова для справок : мохнатым инеем, по блестящему (льду) , подвёртывались, захватывало дух.

Записать изложение по плану.

II. Сочинение

Будут ли разные сочинения

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама