С 1996 года Организация экономического сотрудничества и развития проводит международные исследования, чтобы определить, какая страна самая образованная в мире. За эти годы рейтинг множество раз менялся до неузнаваемости, но были и государства, прочно занявшие своё место на вершине образованности планеты.
В начале февраля 2018 года ОЭСР составила новый топ-10 самых образованных стран мира. В его легли результаты исследований по определению количества успешно окончивших ВУЗы студентов среди населения возрастом от 25 до 64 лет. Где живут самые образованные люди и что способствует росту данного показателя? Расскажем в этой статье.
Научно доказано! Уровень образованности населения часто определяет качество жизни граждан.
10. Люксембург
Десятое место в нашем рейтинге занял Люксембург – одна из самых маленьких стран мира с общим количеством населения 580 тысяч человек. Несмотря на то, что в государстве действует только один университет, 42,86% жителей 25-64 лет имеют оконченное высшее образование. Это объясняется тем, что многие люксембуржцы отправляются на обучение в соседние страны – Францию, Германию или Бельгию, поскольку занятия там проводятся на практически родных для них языках.
Статистический факт! Правительство Люксембурга уделяет большое внимание развитию системы образования. В 2012 году страна выделяла 21000€ на каждого учащегося при том, что средний показатель по государствам-участницам ОЭСР на тот момент был равен 9 тысячам евро.
9. Норвегия
Выделяя на образование в три раза больше средств, чем на оборону, Норвегия уверенно держится в рейтинге самых образованных стран мира последние несколько лет. По результатам исследования ОЭСР на 2017 год высшее образование имеют 43% опрошенных людей при общей численности 5,3 миллиона жителей.
Норвегия – одна из немногих стран мира с полностью бесплатным образованием (даже для иностранцев). Кроме того, именно здесь студенты уделяют много внимания самостоятельному обучению, на которое выделяется почти половина учебной программы. Посещение лекций студентами не контролируется, проверочные работы чаще раза в семестр не проводятся. Возможно, именно благодаря такой свободе система образования в Норвегии настолько эффективна, ведь всегда приятнее (хоть и сложнее) самому контролировать процесс обучения, чем ходить на пары и выполнять задания под давлением преподавателей.
8. Финляндия
Общее население страны – 5,5 миллионов жителей, из них 43,6% людей 25-64 лет имеют законченное высшее образование. Ещё в 1980-х годах система обучения Финляндии считалась одной из самых запутанных и неэффективных в мире, но всё изменилось после серии реформ, проведённых в начале двухтысячных.
Сегодня образование в Финляндии строится на системе расслабленного внимания и самоконтроля, поэтому местные студенты не знают, что такое зубрежка или списывание. Они могут самостоятельно составить себе график обучения с понравившимися предметами и желаемой интенсивностью, поступить в неограниченное количество ВУЗов (образование бесплатное), несколько десятков раз пересдать сложный зачёт. Как результат – учащиеся стремятся получать как можно больше знаний, а не баллов, и к окончанию программы становятся действительно квалифицированными специалистами.
7. Австралия
С показателем 43,74% Австралия занимает 7 место в рейтинге самых образованных стран 2017. Именно сюда съезжаются студенты со всего мира, чтобы поучиться в 7 из 100 лучших университетов мира, здесь ежегодно проводят исследования, результатами которых пользуются более миллиарда человек, тут закончили ВУЗы 15 нобелевских лауреатов современности.
Особенно популярным австралийское образование считается благодаря возможности получить две специальности одновременно. Каждый учащийся может выбрать себе смежную профессию и всего за 5 лет получить double-диплом (например, экономика и право, психология и маркетинг), открывающий большие перспективы.
Интересно знать! В Австралии образование имеет практический характер, поэтому уровень безработицы в стране не достигает даже 5%.
6. США
Хоть в Штатах и находятся 8 из 10 лучших университетов мира, в нашем рейтинге они занимают только 6 ступень с показателем 45,67%. Это связано с дороговизной образования и высокими требованиями, которые ставят студентам. Например, в Йельский университет ежегодно принимают только 1300 первокурсников из 20000 кандидатов, а на каждого преподавателя там приходится всего 3 ученика.
5. Великобритания
Почти 46% взрослого населения страны имеет высшее образование, причём большая часть из них – представители технических наук. Именно здесь проводят 10% мировых исследований, поэтому студенты английских ВУЗов имеют доступ к уникальным базам данных и оборудованию. Не меньшее внимание уделяется гуманитарным специальностям – их выбирает около трети учащихся, а творческие организации приносят Великобритании 140 млн фунтов в год.
Интересный факт! В Соединённом Королевстве программа бакалаврата длится всего три года, что является самым низким показателем по Европе.
4. Южная Корея
Сеульский национальный университет
Четвертое место в рейтинге самых образованных стран занимает Южная Корея с результатом 46,86%. Особенностью этого государства является наличие чёткой иерархии университетов, поэтому чем престижнее ваш ВУЗ, тем больше шансов на успешную карьеру. Наиболее респектабельным считаются Сеульский национальный университет и Корейский ведущий научно-технический институт.
3. Израиль
Почти половина взрослого населения Израиля имеет полное высшее образование. В стране всего 9 ВУЗов, обучение в них платное и стоит около 3000$ в год. Израильтяне заканчивают университет достаточно поздно, по сравнению с остальными странами – в 27 лет. Это связано с тем, что и парни, и девушки с достижением совершеннолетия призываются в армию, а только потом посвящают себя обучению.
2. Япония
Строжайшие требования к абитуриентам, платное обучение и только 24% студентов, которым удаётся поступить с первого раза – несмотря на все перечисленные трудности, высшее образование в Японии имеют 50,5% взрослых граждан.
Всего в стране работают около 700 ВУЗов, только 10% из которых государственные, а год обучения в среднем стоит от 7 до 9 тысяч долларов. У японского образования есть свои уникальные особенности:
- Посещаемость студентов строго контролируется и оценивается баллами.
- В большинстве образовательных учреждений учебный год начинается в апреле.
- Иностранцам для поступления в японский ВУЗ недостаточно аттестата об окончании 11 лет учёбы. Из-за того, что местные жители проводят в школе 12 лет своей жизни, ещё год придётся учиться в университете своей страны или на специальных подготовительных курсах в Японии.
- В японские ВУЗы принимают только с 18 лет.
- Абитуриент может выбрать только одно учебное заведение, в которое он хочет поступить.
1. Канада
Самой образованной страной мира в 2017 году стала Канада с показателем 56,27%. Здесь ВУЗы проводят обучение на английском и французском, а канадские сертификаты бакалавра и магистра высоко ценятся во всём мире. Высшее образование в стране платное, но благодаря большим инвестициям в грантовые системы, талантливые студенты на непопулярных специальностях (химия, физика, биотехнология, психология) имеют возможность учиться бесплатно.
Высшее образование здесь стоит очень дорого – от 9 тысяч долларов в семестр, но несмотря на это сюда приезжают студенты из разных уголков земли. Канада – самая образованная страна в мире на протяжении последних 3 лет, поэтому спрос на канадских студентов увеличивается с каждым годом.
Похожие записи:
Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), рассчитываемый как индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование.
Индекс уровня образования в странах мира (Education Index) - это комбинированный показатель Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Один из ключевых показателей социального развития. Используется для расчета Индекса развития человеческого потенциала (Human Development Index) в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека.
Индекс измеряет достижения страны с точки зрения достигнутого уровня образования ее населения по двум основным показателям:
- Индекс грамотности взрослого населения (2/3 веса).
- Индекс совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образования (1/3 веса).
Эти два измерения уровня образования сводятся в итоговом Индексе, который стандартизируется в виде числовых значений от 0 (минимальное) до 1 (максимальное). Принято считать, что развитые страны должны обладать минимальным показателем 0,8, хотя в подавляющем большинстве они имеют показатель 0,9 или выше. При определении места в мировом рейтинге все страны ранжируются на основе Индекса уровня образования (см. ниже таблицу по странам), и первое место в рейтинге соответствует наивысшему значению этого показателя, а последнее - низшему.
Данные о грамотности населения поступают из официальных результатов национальных переписей населения и сравниваются с показателями, вычисляемыми Институтом статистики ЮНЕСКО. Для развитых стран, которые уже не включают вопрос о грамотности в анкеты переписи населения, принимается уровень грамотности равным 99%. Данные о числе граждан, поступивших в учебные заведения, агрегируются Институтом статистики на основе информации, предоставленной соответствующими правительственными учреждениями стран мира.
Данный показатель, хотя и является достаточно универсальным, обладает рядом ограничений. В частности, он не отражает качества самого образования. Также он не показывает в полной мере разницу в доступности образования в силу различий в возрастных требованиях и в длительности обучения. Такие показатели, как средняя длительность обучения или ожидаемая продолжительность обучения, были бы более репрезентативными, однако соответствующие данные отсутствуют для большинства стран. Кроме того, показатель не учитывает студентов, обучающихся за рубежом, что может искажать данные по некоторым малым странам.
Индекс обновляется раз в два-три года, при этом отчеты с данными ООН, как правило, запаздывают на два года, так как требуют международного сопоставления после публикации данных национальными статистическими службами.
Выбирая страну для обучения, хочется иметь какие-то ориентиры, поэтому часто в поиске будущие студенты рассматривают результаты различных рейтингов. Если в рейтинге вузов еще как-то можно разобраться, то с рейтингом стран по уровню образования все намного сложнее.
Однако такие рейтинги тоже существуют. Один из самых известных - индекс уровня образования в странах мира (Education Index), который высчитывается в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Этот индекс грамотности взрослого населения и индекс совокупной доли учащихся, получающих образование, поэтому эти данные говорят больше о доступности образования, чем о его качестве. Так, высшее строчки в рейтинге занимают Новая Зеландия, Норвегия, Австралия, Ирландия и США.
Более полезным для будущих студентов будут рейтинги, отражающие эффективность образовательной системы. Например, существует рейтинг Universitas 21, составляемый ведущими академическими университетами мира. При составлении этого рейтинга учитываются образовательная среда, доступные образовательные ресурсы в стране, сотрудничество в образовании и результативность. Последний показатель является самым важным - его удельный вес в рейтинге составляет 40%. Верхушку рейтинга занимают США, Швеция, Швейцария, Канада и Дания. Интересно, что Новая Зеландия, победительница в индексе образования по версии ООН, в рейтинге, составленном университетами, занимает всего лишь 14-е место.
Интересные данные получила британская компания Pearson в результате исследования лучших систем образования. Лидерами оказались Южная Корея, Япония, Сингапур, Гонконг, Финляндия и Великобритания. В десятку также вошли Канада, Нидерланды, Ирландия, Польша и Дания. США заняли 14-е место и оказались на строчку ниже России. Такие данные получились, в том числе, на основании результатов выпускных баллов школьников, уровня грамотности и количества поступивших в университеты.
Однако этих данных при выбора страны для обучения все равно мало. Данные рейтинги ориентированы на жителей страны и описывают систему образования как один из показателей уровня развития государства. Для иностранца, планирующего обучение за границей, важна не только сама экономическая ситуация в стране и качество образования, но и такие факторы, как стоимость обучения, возможность работать и проходить стажировку, трудоустройство, наличие стипендий и т.д. Кроме того, нужно принимать во внимание и специальность, и вид образования.
Рейтинг стран по уровню образования (для иностранных студентов)
Среднее образование
- : престижность (особенно это касается школ-пансионов), возможность поступать после школы в любой университет мира, высокое качество образования и воспитание характера.
- : маленькие классы, внимание к каждому ученику, ориентация на практические занятия, учителя со степенью магистра.
- : качественное европейское образование, подготовка к поступлению в ведущие вузы мира, отличная экология, богатая культура, учебная программа, включающая занятия спортом, музыкой и искусством, международное окружение.
- : в отличие от США, где разброс школ по качеству образования очень велик, канадские средние учебные заведения более однородны и на порядок превосходят американские. Выпускники канадских школ могут поступать практически в любой вуз мира без дополнительной подготовки.
- : возможность учиться на английском языке по международной программе или учебному плану британских средних школ, но намного дешевле, чем в Великобритании, диплом о среднем образовании, с которым можно поступать в любой вуз мира.
Высшее образование (бакалавриат)
- : британские вузы славятся своими традициями, высоким качеством образования и престижным дипломом. Даже если речь идет не о знаменитых Оксфорде и Кэмбридже, диплом британского университета будет отлично смотреть в резюме. Кроме того, получение высшего образования в Великобритании дает хорошую возможность начать там карьеру.
- : бесплатное обучение в государственных вузах, огромный выбор программ, фундаментальное образование и европейский диплом - причины поехать получать высшее образование в Германию.
- : хотя не все американские вузы можно назвать сильными, в стране достаточно учебных заведений с безупречной репутацией (например, университеты, входящие в престижную Лигу плюща), большой выбор программ, в том числе дистанционных, гибкий подход к обучению и возмож
- : очень комфортная страна для проживания, развитая экономика, хорошие карьерные возможности и высокое качество высокое образования, но раза полтора-два раза дешевле, чем в США и многих странах Европы.
- : большой выбор программ на английском языке, прекрасно оснащенные университеты и научно-исследовательские центры, европейский диплом, высокий уровень жизни в стране, право на работу во время учебы для иностранных студентов.
Магистратура
- : большой выбор программ, как прикладных, так и научно-исследовательских, возможность обучаться бесплатно (в государственных вузах) или получать стипендию, много англоязычных программ, престижный диплом.
- : возможность учиться бесплатно или за символическую плату, право совмещать работу и учебу и проходить практику в местных компаниях, англоязычные программы, европейский диплом, который признается во всем мире.
- : огромный выбор программ по самым разным специализациям, гибкая система обучения, хорошая возможность установить полезные контакты, а также найти работу после выпуска.
- : престижный диплом, международная направленность программ, фундаментальные знания, стажировки в британских компаниях.
- : низкая стоимость при высоком качестве образования, стипендии для студентов, в том числе и для иностранцев, большой выбор направлений и специализаций, возможность обучаться на исследовательской или профессиональной (более прикладной) программе.
MBA
- : Америка - родина бизнес-образования. Здесь сосредоточено большинство известных и престижных бизнес-школ (Harvard Business School, Columbia, Stanford Graduate School of Business, Haas Business School - University of California Berkeley, Wharton - University of Pennsylvania, Kellogg School of Management), диплом которых котируется во всем мире.
- : Лондон остается одним из мировых экономических центров и очень привлекателен и для карьеристов, и для предпринимателей, а британские школы славятся своей международностью и отличное подготовкой, особенно в области финансов. Самые известные учебные заведения - London Business School, London School of Economics and Political Science, Said Business School (Оксфорд), Judge Business School (Кэмбридж) и Warwick Business School.
- : Высокий уровень жизни по западным стандартам и географическая близость к развивающимся рынкам Азии в сочетании с качественным и менее дорогим, чем в США, образованием в местных бизнес-школах (например, Australian Graduate School of Management и Melbourne Business School) делают Австралию привлекательным местом учебы и работы для дальновидных карьеристов.
- : Cтрана славится высоким качеством образования в соответствии с европейскими стандартами. Тут находятся одни из лучших в Европе и мире бизнес-школ - INSEAD, HEC Paris и EMLYON.
- . Страна с хорошей экономикой, большими возможностями, ненасыщенным рынком труда и высоким уровнем жизни, Канада привлекательна для бизнес-студентов, которые хотят делать карьеру в Северной Америке и при этом потратить на образование меньше, чем в США. Из бизнес-школ наиболее популярны Schulich’s Business School (York University), Rotman School (University of Toronto), Sauder Business School (University of British Columbia’s Sauder Business School, Desautels School (Mcgill University).
Аспирантура
- : большое число университетов, огромный выбор программ, прекрасно оснащенные лаборатории и научно-исследовательские центры, множество организаций, которые поддерживают науку стипендиями и грантами.
- : отличная научно-исследовательская база, хорошие возможности для тех, кто занимается исследованиями в области естественных наук.
- : фундаментальный подход, расположение в центре Европы и возможность общаться с другими учеными, хорошая финансовая поддержка проектов, особенно в области естественных и технических наук.
- Новая Зеландия: аспирантура в Новой Зеландии - хороший шаг на пути к международной карьере в науке.
- : богатые традиции, серьезная научная база, “зведные” преподаватели и хорошие перспективы после защиты.
Направления обучения
Найти программу по конкретной специальности можно практически в любой стране. Однако существует негласная специализация стран: например, изучать дизайн и искусство лучше ехать в Италию, а высокие технологии - в Швецию.
- Юридическое образование: США, Великобритания, Австралия, Германия
- Экономическое образование: Великобритания, США, Швейцария, Германия
- Техническое образование: Германия, Швеция, Гонконг, Сингапур, Китай
- Естественные науки: Швеция, Австрия, Германия, Новая Зеландия, Австралия
- Медицинское образование: Швейцария, Швеция, Израиль, Чехия, Германия, США
- Гуманитарное образование: Франция, Великобритания, Италия, Испания
Стоимость высшего образования
Высокая стоимость образования за границей - одно из основных препятствий. Однако, многие европейские страны позволяют иностранцам учиться в вузах бесплатно, и даже в США такие престижные университеты, как Принстон, Гарвард и Йель, предоставляют стипендии для студентов из семей с небольшим доходом и не обязывают брать образовательные кредиты.
Список европейских стран, где можно получить качественное образование бесплатно (в государственных вузах):
- Австрия
- Бельгия
- Германия
- Испания
- Италия
- Норвегия
- Польша
- Финляндия
- Швеция
- Чехия
Полезные ссылки:
- www.hdr.undp.org/en Программа развития Организации Объединенных Наций (ПРООН)
- www.universitas21.com Сообщество академических университетов мира
- www.sq.com Рейтинги вузов по версии британской компании QS
- www.colleges.usnews.rankingsandreviews.com/best-colleges Рейтинг американских университетов
- Мировой рейтинг вузов
Грамотность - ключевой навык и ключевая мера образования населения. В 1820 году всего 12% людей в мире умели читать и писать. Сегодня лишь 17% населения мира остается неграмотным. Уровень грамотности в мире растет.
Несмотря на значительное расширение и на постоянное сокращение , у человечества впереди серьезные задачи. В беднейших странах мира доступ к базовому образованию таков, что широкие слои населения остаются неграмотными. Это ограничивает развитие всего общества. Например, в Нигере уровень грамотности среди молодежи (15-24 года) - 36,5%.
В Западной Экваториальной провинции Южного Судана была развернута национальная кампания «назад к обучению», ориентированная на 400 тысяч детей. 2015 г., Ямбио, Южный Судан. Фото: ООН / JC McIlwaine
Уровень грамотности в мире стабильно растет
Самые ранние формы письменности возникли пять–пять с половиной тысяч лет назад, однако грамотность на протяжении веков оставалась уделом избранных - технологией осуществления власти. Лишь в средние века вместе с развитием книгопечатания уровень грамотности людей западного мира начал меняться. Фактически амбиции всеобщей грамотности эпохи Просвещения смогли приблизиться к реальности в 19–20 веках в раннеиндустриальных странах, отмечает OurWorldInData .
: к 2030 году обеспечить, чтобы все молодые люди и значительная доля взрослого населения, как мужчин, так и женщин, умели читать, писать и считать.
Оценка мировой грамотности 1800–2014 годов
(доля грамотных и неграмотных в мире)
Уровень грамотности постоянно рос до начала двадцатого века. Лишь в середине 20-го века, когда расширение базового образования стало всемирным приоритетом, темпы роста уровня грамотности поднялись.
Уровень грамотности молодежи и людей старшего поколения
Для оценки прогресса в будущем удобно распределять оценки грамотности по возрастным группам. Следующая карта, использующая данные ЮНЕСКО, показывает такие оценки для большинства стран мира. В них видна большая разница в уровнях грамотности разных поколений (увидеть уровень грамотности для разных возрастных групп можно нажав на соответствующую кнопку сверху). Большая разница уровней грамотности отдельных поколений указывает на глобальную тенденцию роста грамотности всего населения.
Что называется грамотностью?
Согласно резолюции ЮНЕСКО 1958 года, неграмотными считаются люди, которые не могут прочитать и написать короткое, простое сообщение о своей повседневной жизни (достижения в области образования отдельных стран см. в , 2016, стр. 230-233 ).