THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Для количественного анализа использовалась доступная нам часть базы данных опроса студентов выпускных курсов вузов. Данные были собраны в 39 вузах стран СНГ (России, Армении, Кыргызстана, Молдовы, Украины, Казахстана, и Таджикистана) в 2013 г. в рамках проекта «Оценка миграционного потенциала студентов выпускных курсов высших учебных заведений стран СНГ» Центра миграционной политики Института управления социальными процессами НИУ ВШЭ. Были получены данные о 8220 студентах выпускного курса трех уровней высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура). Для анализа нам были доступны респонденты из 5-ти городов (Калининград, Кемерово, Пермь, Ростов-на-Дону, Уфа). Объем выборки составляет 1658 респондентов. Данные были собраны по целевой доступной выборке, где критерием выступало обучение на последнем курсе вуза.

Рисунок 2. Распределение респондентов по городам

В целом, распределение респондентов близко к равному (по 18-20% на каждый город), за исключением Перми, где были опрошены 26% респондентов. Но такое небольшое превышение можно считать приемлемым.

Анкета включает 105 вопросов, сгруппированных в 10 блоков, по социально-демографическим и биографическим характеристикам респондентов, в том числе - в ретроспективе, характеристикам места (населенных пунктов), где они собираются жить и работать по окончании вузов, факторам, определяющим выбор места будущего жительства и жизненным планам в целом. Фрагмент анкеты находится в приложении 4.

Выборка является доступной, и это является важным ограничением наших данных. Процедура сбора данных предполагала анкету на самозаполнение. Мы не располагаем данными об уровне возврата анкет, а доступная выборка может привести к смещению в сторону отдельных вузов и специальностей. Так, в выборке большую часть выпускников составляют выпускники факультетов экономики и менеджмента (31%), относительно мало выпускников медицинских специальностей (1,5%). Насколько такое распределение соответствует реальному распределению выпускников вузов изучаемых городов оценить невозможно из-за отсутствия данных. В любом случае, данные могут быть обобщены только для изучаемой совокупности выпускников вузов этих городов.

Перекос в сторону отдельных специальностей может дать смещение при изучении миграционных установок, так как разные специальности и вузы могут иметь различную котируемость диплома.

Наконец, при анализе важно учитывать региональные особенности и особенности отдельных городов. Григорьев Л., Зубаревич Н., Урожаева Ю. Сцилла и Харибда региональной политики // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 85, 91. В нашей выборке представлены крупные города, с достаточно высокими показателями уровня жизни. По особому территориальному обособлению от остальной части России явно выделяется Калининград. По численности Калининград и Кемерово сопоставимы, но эти города приблизительно в 2 раза меньше остальных городов-миллиоников. Данные Росстата на 1января 2013 года

Проверено от 30 мая.

Нам представляется важным посмотреть на миграционные потоки этих городов. Отдельной статистики по городам, за исключением численности населения, нет. Если посмотреть на миграционные потоки по субъектам Российской Федерации, то сильно выделяется Калининградская область, где примерно 6% от выбывших мигрируют за пределы страны. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: стат. сб. / под ред. Дианов М.А. Федеральная служба государственной статистики. М.: 2013. С. 81-83. Для сравнения - данный показатель составляет от 0,4% (для республики Башкортостан) до 1,6% (Кемеровская область), Самыми популярными направлениями международной миграции для Калининградской области являются Латвия, Литва и Германия. Данные Росстата для Калининградской области. Проверено от 31 мая 2015г. URL: Скорее всего, на такую особенность миграционных потоков оказывает влияние особое территориальное положение Калининградской области. Этот факт важно учитывать при анализе.

Для изучения того, как происходит восприятие места потенциальной миграции в качественной стратегии, мы выбрали кейс Уфы. Этот выбор связан с тем, что по результатам анализа данных опроса, среди уфимских выпускников по сравнению с другими изучаемыми городами, значимо больше тех, кто намеревается переехать внутри страны. (Приложение 1, таблица 17). Такая связь кажется особенно актуальной для изучения, учитывая, что в регионе достаточно большое число вузовДанные с сайта «Статистика образования». Проверено от 31 мая 2015г. URL: , низкий уровень безработицы Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: , а валовый региональный продукт один из самых высоких среди рассматриваемых регионов Данные Росстата. Проверено от 31 мая 2015г. URL: .

На качественном этапе исследования было проведено 15 полуформализованных интервью. Полевой этап проводился в течение августа 2014 года в Уфе. Интервьюировались выпускники уфимских вузов 2014 года и студенты выпускных курсов 2015 года, которые обладают сформированным намерением уехать из Уфы после окончания учебы (исключая случаи возвратной миграции). Таким образом, выборка информантов характеризуется как целевая.

Отбор информантов производился методом снежного кома с 5 точками входа, где максимальное число найденных информантов с одной точки входа три. Такое небольшое количество информантов из одной точки входа позволяет меньшему смещению при поиске информантов. Из 5 точек входа 3 являются знакомыми интервьюера, другие две найдены в социальной сети «Вконтакте».

Характеристики информантов приведены в таблице 3.2. В выборку попали выпускники 5 вузов: Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), Башкирского государственного университета (БГУ), Уфимского государственного авиационного университета (УГАТУ), Башкирского государственного медицинского университета (БГМУ), Уфимской государственной академии искусств (УГАИ). Среди информантов 6 девушек и 9 юношей. Практически все - местные жители или проживали в других городах республики. Направления миграции: Москва, Казань, дальнее зарубежье и Санкт-Петербург.

Таблица 1. Краткое описание информантов

Направление миграции

Знакомство с местом переезда

Год выпуска

Место проживания до поступления

Каждые несколько месяцев приезжает к девушке

Не была, знает от друзей

Опыт посещения как туриста

В 14 лет провел там лето

Была в качестве туриста

республика Башкортостан

Санкт-Петербург

Живет сестра, был там несколько раз

республика Башкортостан

Финляндия

В январе планирует пробный визит

республика Башкортостан

Санкт-Петербург

Была в качестве туриста

Скандинавия

республика Башкортостан

Не была, знает со слов родных и знакомых

республика Башкортостан

Сан-Франциско

Проживала в течение нескольких месяцев, работала

Это лето провела в Москве, до этого приезжала максимум дней на 10

Гайд интервью включал следующие основные блоки вопросов: причины переезда, описание направления (места) предполагаемого переезда, текущего места проживания, представления об идеальном месте жительства и пр. (приложении 5). Во время интервью беседы часто уходили от составленного плана, так как информант начинал невольно сравнивать текущее место проживания и место предполагаемого переезда, приводил доводы, почему место переезда его привлекает. Такое отклонение от гайда можно считать продуктивным, так как это позволило получить новые категории для анализа, расширить основанные на теории представления о факторах, привлекающих потенциальных мигрантов.

Для изучения представлений о «месте» исследователями активно используются проективные методики, так как они позволяют получить качественно иную информацию, выраженную невербально. Широко известны техники метальных и когнитивных карт. В отличие от ментальных карт, применение когнитивных карт для отражения представлений о городе возможно и при исследовании города, отличного от места проживания информанта, как это предполагается в нашем случае. Жданова С. Ю., Кильченко О. И., Мишланова С. Л., Полякова С. В. Визуально-образное содержание психологической репрезентации городской среды у жителей городов-побратимов // Вектор науки ТГУ. 2011. №7. С. 185.

Когнитивные карты призваны отражать пространственные представления, содержащиеся в головах у людей, важные места, наполненные особым смыслом. Такой вид карт представляет собой наброски местности, сделанные от руки по памяти информанта. Веселкова Н. В. Ментальные карты города: Вопросы методологии и практика использования // Социология 4М. 2010. № 31. С. 12. Очень часто такая методика используется для получения представлений о местности от детей или, наоборот, пожилых информантов. Blaut J. M., Stea D., Spencer C., Blades M. Mapping as a Cultural and Cognitive Universal // Annals of the Association of American Geographers. 2003. Vol. 93. No. 1. P. 165-185. Методика предполагает, как открытое свободное задание нарисовать видение города (free-recall sketch maps), так и более четкие, например, на уже имеющейся карте (sketch maps). Hooper H., Lloyd R. Urban Cognitive Maps: Computation and Structure // The Professional Geographer. Vol. 43. No. 1. P. 18 - 20. Существует также техника когнитивных карт, когда в рамках заданных границ необходимо припомнить все имеющиеся здания. Такая техника применяется скорее для практических целей городского планирования. Evans G. W., Smith C., Pezdek K. Cognitive Maps and Urban Form // Journal of the American Planning Association. 2007. Vol. 48. No. 2. P. 233. В нашем случае нам интересны привлекающие черты предполагаемого места переезда. В связи с этим полезнее давать задание в свободной форме, для того чтобы информант сам отразил все важные характеристики предполагаемого места переезда. Информанта просили нарисовать, как он представляет город предполагаемого переезда. Таким образом, информант работал над пространственной картой (free-recall sketch maps) города. До момента начала интервью информанты не были предупреждены о необходимости создания когнитивной карты, что исключает намеренную подготовку. С другой стороны, он не мог дополнить свой рисунок каким-либо готовыми изображениями, как это делается при создании ряда ментальных карт (части настоящей карты, фотографии, изображения).

Когнитивные карты были нарисованы информантами по окончании интервью. Для изображения предоставлялся лист формата А4, набор гелевых ручек из 10 цветов, набор карандашей из 15 цветов, шариковая ручка синего цвета, несколько простых карандашей с ластиком. Положение листа (горизонтальное или вертикальное) информант выбирал на свое усмотрение, также как и количество используемых средств рисования.

Информационной основой диссертационного исследования являются гражданское законодательство, иные нормативные правовые акты, магериалы судебной практики по вопросам применения гражданского нрава.

Кроме того, автором рассматривались материалы докладов, конференций, отчеты государственных органов и негосударственных и международных организаций, публикации ведущих юридических и аудиторских фирм, инвестиционных банков, рекомендации международных рейтинговых агентств, а также многочисленная информация в сети Интернет, в частности, ня страницах участников сделок секыоритизации, котсрые были проведены в России.

Цель диссертационной работы - комплексное изучение правового положения специального юридического лица относительно других участников сделки секыоритизации активов, а также совокупности прав и обязанностей специального юридического лица в сделках секыоритизации активов.

Для достижения указанной цели решаются следующие основные задачи:

исследование зарубежной теории и практики проведения сделок секыоритизации и выявление основных характеристик специального юридического лица в сделках сскьюригизации активов за рубежом;

анализ теории секьюритизации активов, а также практики осуществления сделок секыоритизации и участия в них специальных юридических лиц в России;

анализ положений российского законодательства, регулирующего вопросы правого статуса ипотечного агента в сделках секыоритизации активов посредством выпуска облигаций с ипотечным покрытием;

обоснование и разработка предложений по совершенствованию Закона об ИЦБ в части правового статуса ипотечного агента;

комплексный анализ положений действующего законодательства для определения возможности эффективного использования российского

хозяйственного общества в качестве специального юридического лица в сделках секьюритизации активов; а также обоснование и разработка рекомендаций по построению российского законодательного регулирования статуса специальных юридических лиц в сделках Секьюритизации различного рода активов путем принятия закона о секьюритизации.

Методологическую основу исследования составили как общенаучные^ тяк и частнопаучныс методы исследования - системный, лингвистический, исторический, логический, методы моделирования и обобщения, сравнительно- правовой, метод анализа и толкования правовых актов.

Научная новизна исследования сосгоит в том, что данная диссертационная работа является первым комплексным научным исследованием правового статуса специального юридического лица в сделках секьюритизации акгивов по российскому праву. Наиболее существенные результаты, полученные автором и содержащие научную новизну, заключаются в следующем.

В диссертации уточнено содержание таких понятий и категорий, как «секьюритизация», «секьюритизация активов», «действительная продажа», «защита от банкротства» и сформулированы определения сделки секьюритизации и специального юридического лица.

В работе предложен перечень и раскрыто содержание основных характеристик специального юридического лица в сделках секьюритизации активов.

В диссертационном исследовании обоснован ряд новых теоретических положений, имеющих значение для развития юж теории, так и практики. В частности, речь идет о разработке положений о специальной правоспособности специального юридического лица, о создании специального юридического лица как лица, независимого от иных участников сделки, а также о специальном банкротном режиме специального юридическою лица.

Научная новизна диссертации определятся также тем, что в ней разработан ряд новых выводов, направленных на совершенствование теории и законодательства в части правового статуса специального юридического лица.

Еще по теме Эмпирическая основа исследования:

  1. 1.2. Юридические основания подхода к личности преступника как к объекту психологического исследования

1. Verba S., Nie N., Kim J. Participation and Political Equality: A Seven-Nation Comparison. N.Y. 1978.P.46.

2. Milbrath L. Political Participation. Chicago. 1965.

Пример 2 – Описание теоретической основы исследования

Междисциплинарный характер предмета исследования предполагает использование в качестве методологической основы двух теоретических подходов: системного анализа молодежной политики и основ ювенологического знания.

Системный подход к анализу политики предполагает изучение деятельности государственной власти как системы взаимосвязанных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии с внешней средой. Системный подход в данном исследовании позволил целостно проанализировать государственную молодежную политику как систему отношений между органами государственной власти различных ветвей и уровней и молодежью как одной из социальных групп.

Теоретической базой данного исследования, наряду с системным анализом, стала сравнительно новая научная парадигма – ювенология, междисциплинарное знание о механизмах становления подрастающего поколения в диалектической взаимосвязи социального, духовного и биологического начал. Использование ювенологии позволяет комплексно рассматривать молодежь как особую социально-демографическую группу, проходящую важный этап социализации.

9. Описание эмпирической базы исследования

Для аргументации выводов в работе необходимо прибегать к описанию эмпирических фактов. В зависимости от объекта вашего исследования эти факты могут быть отражены в документах, во мнениях и отношениях людей, представителей отдельных социальных групп, в экспертных оценках и т.д.

Для описания эмпирической базы определите, какие именно документы вам необходимы, какая информация будет вам полезна? Мнение каких людей важно было бы узнать для аргументации ваших выводов? Известно ли вам это мнение? Проведено ли такое исследование?

Опишите эмпирическую базу вашего исследования, используя таблицу.

Таблица – Описание эмпирической базы

Эмпирическую базу составят

Характеристика

Какие социальные факты в них зафиксированы

Документы

Нормативно-правовые акты

Официальные документы органов власти, организаций, учреждений

Статистические данные

Сообщения СМИ

Уникальные документы

Другие виды документов

Результаты исследований

Массовых опросов

Экспертных опросов

Другие исследования

Результаты собственного исследования

Пример – Описание эмпирической базы

Эмпирическая база исследования форм участия молодежи в общественной жизни российского общества включает несколько видов документов:

Законодательные акты, документы государственных органов и политических партий: Федеральные законы РФ, Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, Закон Краснодарского края №123-КЗ от 4 марта 1998 года «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае», Закон Краснодарского края N 1628-КЗ от 26.12.2008 "О внесении изменений в закон Краснодарского края «О краевой комплексной программе реализации государственной молодежной политики в Краснодарском крае «Молодежь Кубани» на 2008 – 2010 годы» и т.д.;

Статистические данные: электоральную и иную статистику (данные Центральной Избирательной комиссии);

Материалы социологических исследований, прежде всего, это данные исследований, проведенных в 2004 – 2009 годах Всероссийским Центром Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ), Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), Фондом «Либеральная Миссия», Всероссийской социологической службой «Левада – Центр», научно-исследовательского проекта EUYOUPART, проведенного в университетах 8 стран – членов Европейского Союза, различные информационные материалы: публикации зарубежной, российской и региональной печати.

Эмпирическая основа для изучения социальных явлений

Роль эмпирических данных в изучении социальных явлений огромна. Достаточно глубокое изучение интересующих социолога закономерностей невозможно без опоры на анализ конкретных фактов, в которых эти закономерности, собственно говоря, и проявляются. "Питательной" средой для теоретических построений чаще всœего является эмпирический материал 1 . Именно реальные эмпирические факты 2 , как правило, служат средством проверки теорий, наводят на мысль о крайне важно сти их корректировки, служат почвой для формирования новых теоретических гипотез.

Что же такое социологические эмпирические данные, ᴛ.ᴇ. данные, характеризующие конкретные социологические факты; данные, в виде которых, собственно говоря, эти факты перед нами и выступают? Данные могут представать перед исследователœем в виде:

Совокупности чисел 3, характеризующих те или иные объекты (в качестве таких совокупностей могут выступать, к примеру, производственные характеристики предприятий, возраст респондентов, оценки выпускниками школ престижности некоторых профессий и т.д.) 4,

Множества индикаторов определœенных отношений между рассматриваемыми объектами (к примеру, при изучении производственных бригад такими индикаторами могут служить указания каждого члена бригады на то, нравится ли ему работать вместе с любым другим членом той же бригады, такие данные часто используются при изучении малых групп [Математические методы анализа... 1989, гл. 4]),

Результатов попарных сравнений респондентами каких-либо объектов (такие данные используются в методе парных сравнений [Дэвид, 1978] - способе построения шкал, отражающих усредненное отношение изучаемой совокупности респондентов к каким-либо объектам).

Совокупности определœенных высказываний (к примеру, ответов респондентов на вопрос об их профессии, о том, что им нравится в политике правительства; письма читателœей газеты в редакцию; фрагменты из журнальных статей и т.д.),

Текстов документов;

Так или иначе зафиксированных результатов наблюдения за невербальным поведением каких-либо людей и т.п.

Наиболее часто в социологических исследованиях данные представляют из себясовокупность значений каких-либо признаков (характеристик, переменных, величин; будем считать эти термины синонимами), измеренных для каждого из изучаемых объектов.

Мы не будем глубоко анализировать смысл термина "признак", хотя здесь есть о чем поговорить (на наш взгляд, это понятие требует специального обсуждения; здесь мы такой цели перед собой не ставили). Будем считать данный смысл в основном интуитивно ясным. Отметим лишь некоторые моменты.

Признак - это неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ общее для всœех объектов качество, конкретные проявления которого (значения признака; их называют также альтернативами, градациями), вообще говоря, могут меняться от объекта к объекту. Примеры признаков - пол, возраст респондентов, их удовлетворенность своим трудом и т.д. В качестве значений признака "возраст" могут выступать 25 лет, 48 лет, 21 год. Стоит сказать, что для нас важно, что само введение практически любого признака является моделированием довольно высокого уровня. Признаки не существуют сами по себе, они - плод наших абстрактных рассмотрений, идеальные конструкции. В общественных науках соответствующий процесс абстрагирования является иногда очень непростым. Основными его этапами является выделœение понятий (процесс рождения которых уже не прост 5) и осуществление их т.н. операционализации. Процессу операционализации понятий посвящена обширная литература 6 . Мы не будем описывать то, что читатель может из нее почерпнуть. Отметим лишь, что, на наш взгляд, его нужно понимать несколько шире, чем это обычно делается. Так, в него имеет смысл включить, к примеру, различные способы шкалирования (скажем, получение на базе непосредственного опроса респондентов значений некоторых вспомогательных признаков и последующий переход к другим, латентным переменным с помощью построения индексов, как это делается, к примеру, при построении известной шкалы Лайкерта).

На практике проблему операционализации чаще всœего разделяют на две: выбор признаков, являющихся индикаторами понятий, и выбор набора значений каждого признака (скажем, выбрав в качестве одного из индикаторов признак "возраст", мы можем считать его "непрерывным" и просить каждого респондента указывать целое число прожитых лет; а можем – приписывать респонденту число от 1 до 5 исходя из того, в какой возрастной интервал респондент попадает: от15 до 25 лет, от 25 до 35 лет, …, старше 55 лет; вполне возможно, что мы разделим всœех людей лишь на две группы – до 30 лет и старше и т.д.). Ниже (п.1.3) покажем, что в процесс операционализации имеет смысл включить также процедуру определœения типа используемых при получении значений наблюдаемых признаков шкал. Покажем также, что данный процесс не может осуществляться в отрыве от анализа данных и интерпретации его результатов.

При концептуализации понятий должны решаться вопросы, отнюдь не лежащие на поверхности. Напротив, успешная операционализация предусматривает переход на достаточно глубокий концептуальный уровень рассмотрения предмета исследования, при котором признаки воспринимаются как отражение параметров анализа, релœевантных целям исследования, а значения признаков - как результат расчленения каждого параметра на определœенные категории, ключевые понятия исследования.

Подчеркнем также, что, как известно, при получении информации от респондента огромную роль играет не только сам перечень градаций-ответов на вопросы анкеты, но и порядок упоминания этих градаций, конкретный выбор слов при их формулировке, преамбула к вопросу, порядок вопросов в анкете и т.д. (см., к примеру, [Мосичев, 1996; Questions and answers …, 1996]). Обо всœем этом мы говорить не будем, неявно имея в виду крайне важно сть решения соответствующих проблем.

Вопрос о самом существовании признака, о трактовке его значений бывает иногда очень тонким (см., к примеру, работу [Ноэль Э., 1993], автор которой, несмотря на сугубо практическую направленность книги, считает нужным оговорить соответствующие теоретические вопросы, вводит понятие "мышление признаками" и анализирует плюсы и минусы перехода к такому мышлению).

Далее будем рассматривать ситуацию, когда каждый изучаемый объект предстает перед нами в виде последовательности чисел – значений для него неких признаков. Такие данные обычно задаются в виде таблицы (матрицы) "объект-признак", строки которых отвечают объектам (к примеру, респондентам), а столбцы – признакам (к примеру, каждый столбец - ϶ᴛᴏ ответы респондентов на один из вопросов анкеты). Пример такой таблицы представлен ниже.

Таблица 1

Пример таблицы "объект-признак"

При использовании методов многомерного анализа данных ту же информацию об исходных объектах зачастую представляют в виде фрагмента так называемого признакового пространства: осям такого пространства отвечают рассматриваемые признаки, а каждый объект представлен в виде точки, координатами которой служат значения для этого объекта признаков, отвечающих осям. Ниже приведен пример двумерного признакового пространства (рис.1),

Рис. 1. Пример двумерного признакового пространства.

Отмеченные точки отвечают респондентам, координаты которых заданы таблицей 1

оси которого отвечают признакам "возраст" и "удовлетворенность трудом", а координаты объектов отвечают данным таблицы 1.

Подчеркнем, что подобное представление изучаемых объектов, будучи исходным для алгоритмов анализа данных, в действительности скрывает (должно скрывать!) за собой глубокую предварительную работу исследователя по осмыслению того, что и почему он изучает (несколько более подробно мы рассмотрим это положение в п. 1.3). На данный принципиальный момент обращают внимание многие авторы. К примеру, Чесноков говорит о глубокой принципиальной значимости матрицы "объект-признак". Батыгин пишет о том. что "…трехкомпонентная логико-семантическая структура, включающая объект, переменную и ее значение, составляет своеобразный … формат организованного знания, образующий привычную для социолога матрицу данных" [Батыгин, 1986, с. 135].

Итак, перед нами стоит некоторая социологическая задача и мы полагаем, что для ее решения крайне важно изучить определœенное количество данных о некоторых объектах. К примеру, предположим, что перед нами лежит 1000 заполненных анкет, в каждой из которых фигурирует 50 обращенных к респонденту вопросов 7 . Допустим, что мы догадываемся о том, что в этих данных скрываются интересующие нас закономерности (полагаем, что вопросы, включенные в анкету, были тщательно продуманы, увязаны со сформулированными заранее гипотезами исследования и т.д.). Но как их "выудить" из того огромного количества цифр, которые имеются в нашем распоряжении? Как не "потеряться" в данном море информации? Как "продраться" сквозь всœе эти необозримые данные, суметь увидеть то, что нас интересует? Заметим, что проблема поиска способа "плавания" по описанному "морю" встает, отнюдь, не только перед таким исследователœем, который не знаком с методами анализа данных. Дело в том, что специфика, сложность социальных явлений приводит к многочисленным трудностям анализа, вызывает крайне важно сть весьма творческого подхода к его осуществлению. Об этом и пойдет речь ниже.

Эмпирическая основа для изучения социальных явлений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмпирическая основа для изучения социальных явлений" 2017, 2018.

Эмпирическое исследование подразумевает под собой изучение и обоснование какого-либо способа или методики с помощью достоверных данных. Иными словами, данные исследования имеют под собой фактическое основание, а в процессе их изучения применяется достоверный опыт и доказанные утверждения.

Эмпирические исследования проводятся с помощью различных социологических опросов, анкетирования, сведенных архивных данных. Из-за этого эмпирический метод иногда еще называют социально-психологическим.

Дословно эмпирический метод исследований называют "методом железных неопровержимых фактов". Зачастую имеется ввиду, что главными факторами в изучение того или иного явления должны быть только те аспекты, которые человек может испытать на себе физически.

Внутренняя структура эмпирического уровня. Его образуют два подуровня: а) непосредственные наблюдения и эксперименты, результатом которых являются данные наблюдения; б) познавательные процедуры, посредством которых осуществляется переход от данных наблюдения к эмпирическим зависимостям и фактам.

Базой для проведения эмпирического исследования могут быть непосредственно «практические площадки» (реальная организация, школа, группа людей по интересам и т.п.) и «искусственная площадка» (лаборатория, специальные помещения, где производится исследование и т.п.).

База эмпирического исследования – это та организация (учреждение), где проводилось эмпирическое исследование. В качестве таковой может выступать какое-либо учреждение или организация (образования, здравоохранения, социальной сферы, производственная, коммерческая, структуры МЧС, МВД, Минобороны и др.), профиль деятельности которых соответствует типу данных, искомых в проводимом исследовании, а условия деятельности позволяют организовать эмпирическое (в том числе экспериментальное) исследование и собрать необходимый эмпирический материал.

Важной составляющей эмпирического исследования является определение и обоснование выборки исследования.

Выборка – это испытуемые, отобранные из изучаемой популяции для участия в исследовании. Основное ее качество – репрезентативность, которая определяет валидность (достоверность) исследования и достигается адекватными методами отбора испытуемых.

Подбор и обоснование методов исследования

Выбирая методику исследования, нужно учитывать целый ряд факторов: цели и задачи исследования, уровень аппаратного оснащения методики, трудоемкость применения и обработки данных, условия проведения исследования.

Источники эмпирической информации и методы работы с ними.

В журналистике существует две основные группы методов исследования действительности: рационально-познавательные (эмпирические и теоретические) методы и художественный метод.


К эмпирическим методам , основанным на получении знания в результате прямого контакта с действительностью, относятся наблюдение, работа с документами, интервью и эксперимент .

Журналистское наблюдение целенаправленно, последовательно, систематично. Тем самым оно отличается от обыденного наблюдения, которое носит спонтанный характер. Журналистское наблюдение характеризуют

· по способу организации : открытое (журналист представляется) и скрытое (журналист не представляется);

· по степени участи журналиста : включенное (журналист непосредственный участник) и невключенное (журналист только наблюдатель);

· по условиям изучения предмета : прямое (непосредственное наблюдение) и косвенное (опосредованное наблюдение в силу ряда причин – удаленность, скрытость объекта);

· по временному признаку: кратковременное и длительное.

Работа с документами. Под документами в данном случае подразумеваются не только официальные бумаги, а любые свидетельства, которые могут различаться

·по типу фиксации (печатные, рукописные, магнитные пленки и т. д.)

· по степени предназначенности для печати (предназначенные и нет);

· по сфере деятельности, породившей документ (бытовые, производственные, научные, справочно-информационные и др.).

Существуют два основных метода работы с документами. Традиционный (качественный), предполагающий знакомство с документом и его интерпретацию. Формализованный метод , строящийся на контент-анализе, т. е. исследовании большого массива однотипных документов по определенным параметрам.

Метод интервью включает любую работу, построенную по принципу опроса: традиционное интервью, беседу, опрос, анкетирование.

Метод эксперимента имеет две формы. Первая из них давно известна под названием "журналист меняет профессию". Вторая, собственно, и являет собой эксперимент: журналист специально моделирует ситуацию и наблюдает за тем, как она протекает.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама