THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Биология является наукой, изучающей жизнь во всех направлениях и общие свойства живого.

По Энгельсу, жизнь – способ существования белковых тел, существенным моментом которого явл. постоянный обмен веществ с окружающей средой, с прекращением которого прекращается и жизнь, что приводит к распаду белков.

Современное определение: живые тела, существующие на Земле – открытые саморегулирующиеся и самовос­про­изводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот.

Для живых организмов характерны свойства, отличающие их от объектов неживой природы:

1. Определенный химический состав.

В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в неживые объекты, но в различных пропорциях. Из 100 элементов необходимы 20. Выделяют обязательные (органо­генные) элементы – водород, углерод, кислород, азот.

Так же важны натрий, калий, кальций, магний, сера, фосфор. Все организмы построены из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот.

2. Наличие клеточного строения (кроме бактерий).

Клетка – структурно-функциональная единица живого.

3. Обмен веществ и энергозависимость.

Живой организм – открытая устойчивая система, которая при поступлении энергии извне, находится в динамическом равновесии.

4. Способность к саморегуляции.

Гомеостаз – способность поддерживать постоянство химическо-физических свойств.

Показатели гомеостаза: температура, давление, количество воды, энергия, скорость обмен­ных процессов.

В тканях показатель гомеостаза – количество клеток.

В органах – интенсивность работы.

В популяциях – соотношение возрастных групп и половой состав.

5. Способность к самовоспроизведению.

a. Воспроизведение себе подобных.

b. Передача наследственной информации.

c. Главным переносчиком информации явл. хромосомы.

6. Наследственность.

Наследственность – способность живых организмов передавать признаки и свойства из поко­ления в поколение при помощи ДНК и РНК. Закономерности изучает генетика. Мен­дель предположил, что признаки определяются генами. Ген – участок молекулы ДНК, ко­дирую­щий первичную структуру белка.

Ген - белок - признак.

7. Изменчивость.

Изменчивость – способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития. Изменчивость создает материал для естественного от­бора.

8. Индивидуальное развитие.

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма от момента оплодотворения до момента смерти. Развитие сопровождается ростом, продолжительность роста ограничена процессами старения.

Ι. Проэнтогенез-гаметогенез, оплодотворение.

ΙΙ. Эмбриональный период – рождение.

ΙΙΙ. Постэмбриональный – ювенильный, этап зрелости, этап старости.

9. Историческое развитие.

Филогенез – историческое развитие мира; необратимое и направленное развитие живой при­роды, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни. Все разнообразие видов растений и животных есть результат эволюции.

10. Раздражимость.

Раздражимость – способность живых организмов отвечать на внешние и внутренние раз­дра­жители специфическими реакциями.

фототропизм (поворот листьев в сторону солнца);

геотропизм (рост кончика корня по отношению к центру Земли);

таксис (однонаправленное движение К или ОТ источника раздражения);

рефлекс (свойство организма отвечать на действие раздражителей при обязательном уча­стии нервной системы).

11. Движение.

Организмы способны двигаться различными способами:

a. Амебоидная – с помощью ложноножек (амеба обыкновенная, лейкоциты);

b. Реактивная – с помощью выстреливания струи воды (медузы, головоногие мол­люски);

c. Ресничные – с помощью ресничек - выростов клетки, окруженных цитолеммой, (ин­фузо­рия-туфелька).

d. Жгутиковые – с помощью жгутика – выроста клетки, окруженного цитолеммой, но длин­нее реснички (эвглена зеленая, Вольвокс, сперматозоид).

e. С помощью сократительных мышц.

12. Ритмичность.

Ритмичность – повторение состояний организма через промежуток времени в ответ на из­ме­нения внешней среды. Биоритмы (эктогенные – внешние; эндогенные – внутренние).

13. Целостность и дискретность.

С одной стороны, живая природа целостна, организованна, подчиняется определенным за­ко­нам. С другой стороны, природа дискретна, т.е. любая биологическая система состоит из обособленных, но тесно связанных элементов.

Принцип дискретности лег в основу представлений об уровне организации живой материи.

Уровни организации живой природы.

Уровеньорганизации живой природы – функциональное место данной биологической системы опре­деленной степени сложности в общей системе живого.

Развитие уровней в процессе происхождения из низшего в высшее, с появлением более высшего уровня предыдущий не исчезал, а лишь утрачивал ведущую роль, входил в состав как подчинен­ная структура или функциональная единица.

Таблица№1. Уровни организации живого.

Название уровня Биосистема Понятие Элементы, обр. си­стему. Науки
Молекулярно-генетический. (обмен в-в и передача насл. информации) Биополимеры (белки, нукле­иновые кис­лоты, полиса­хариды). Биополимеры – сложные орга­нические вещества с огромной молекулярной массой, состоя­щие из мономеров. АК, нуклеотиды, моно­сахариды Генетика Мол. Био­логия Биохимия Биофизика
Клеточный. (кроме виру­сов) Клетка Клетка – структурно-функцио­нальная единица живого. Оболочка Цитоплазма Ядро Цитология
Организмен­ный. Подчиняет подуровни: Тканевый Органный. Ткань => Ор­ганы=> Си­стемы орга­нов=> Организм Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, проис­хождению и выполняющие общие функции. Орган – часть тела, выполня­ющая определенные функции. Система органов – ряд органов, имеющих общий план строе­ния, единство происхождения и выполняющих одну большую функцию. Организм – любое существо, обладающее свойствами жи­вого. Клетки. Межклеточное в-во. Ткань. Системы органов Гистоло­гия Анатомия Физиоло­гия
Надорганизменные уровни
Популяционно-видовой. Подчиняет: Популяцион­ный Видовой Популяция Вид Популяция – совокупность особей одного вида, населяю­щих пространство с однород­ными условиями. Вид – совокупность популя­ций, особи которых занимают определенный ареал, способ­ные скрещиваться и давать плодовитое потомство. Особи Популяции Популя­цион­ная экология
Биогеоценоти­ческий Биогеоценоз (сообщество живых орга­низмов)+ Биотоп (уча­сток абиотиче­ской среды) Биогеоценоз – совокупность организмов разных видов, оби­тающих на определенной тер­ритории и взаимосвязанных между собой пространствен­ными и пищеварительными связями. Осн. функция – круговорот веществ и энергии, который заключается в превращении энергии Солнца во все виды энергии. Виды Экология со­обществ
Биосферный Биосфера Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организ­мами, включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы. Биогеоценозы Экология

Раздел 1.

Основы цитологии. Понятие цитологии. Предмет и задача цитологии.

Цитология – наука, изучающая строение, химический состав, развитие и функции, процессы воспро­изведения, восстановления и адаптации клетки к меняющимся условиям среды.

Цитология, как самостоятельная наука возникла в середине XΙX века с выхода в свет клеточной тео­рии Шлейдена и Шванна (1838-1839). За последние 20-30 лет из описательной науки превратилась в экспериментальную.

Задача современной цитологии: изучение детального строения клеток и их функционирования; ис­следование функций отдельных компонентов, воспроизведение клеток и приспособление к окружа­ющей среде.

Цитология – фундамент для ряда наук (анатомия, гистология, генетика, физиология, биохимия, эко­логия). Огромное значение цитология имеет для медицины т.к. любые заболевания имеют патологию конкретных клеток, что важно для понимания развития заболевания, диагностики, лечения и профи­лактики.

История развития цитологии.

Развитие цитологии связано с созданием и совершенствованием оптических устройств, позволяющих рассматривать и изучать клетки.

1610- голландский ученый Галилео Галилей сконструировал первый микроскоп, а после его усовер­шенствования в 1924 году его можно было использовать для первых исследований.

1665 – английский ученый Р. Гук с помощью увеличительных линз наблюдал в тонком срезе пробко­вой пластинки и назвал их клетками.

Во второй половине XVΙΙ века описания Гука легли в основу исследований анатомии растений Маль­пиге, который подтверждал теорию Гука.

1680 – голландский ученый Антони ван Левенгук открыл мир одноклеточных и увидел клетки жи­вотных. Открыл и описал эритроциты, сперматозоиды, клетки сердечной мышцы.

Дальнейший прогресс в изучении клетки связан с развитием микроскопии XΙX века. Изменились представления о строении клеток: главным в организации клетки стала считаться не клеточная стенка, а цитоплазма (Пуркине, 1830г).

В 30х годах XΙX века английский ученый английский ученый Броун обнаружил в клетках растений ядро и предложил термин «ядро». Обнаружил ядро в клетках грибов и животных. Эти и другие мно­гочисленные наблюдения позволили Шванну сделать ряд обобщений. Так Шванн показал, что клетки растений и животных принципиально схожи между собой. Шванном была сформулирована клеточная теория, т.к. при создании теории он пользовался трудами Шлейдена, то его так же считают создателем теории.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Общие свойства живых организмов

Уникальные формы жизни

Общие свойства живого 1. Химический состав (C, O, N, H – 98%) ! Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого

2. Клеточное строение Клетка - основная структурная и функциональная единица строения почти всех живых организмов

Структурные единицы растения Клетка Ткани Органы Организм

Упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни

3. Обмен веществ - это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступающих при питании и дыхании из внешней среды

Обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержании его жизни

4. Самовоспроизведение Все живое происходит из живого

Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни

5. Раздражимость - свойство живого, позволяющее организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях

Раздражимость

6. Приспособленность проявляется в особенностях: внешнего и внутреннего строения, функциях, поведении организмов, ритмах их активной жизни, географическом распространении

7. Развитие и рост Развитие – необратимые качественные изменения свойств живых организмов Рост – увеличение размеров и массы организма, связанных с появлением новых клеток

Способность к росту и развитию – общее свойство живого

8. Эволюция Эволюция (лат. evolutio - развертывание) – длительный исторический процесс развития природы! Эволюция – общее свойство живого мира

Эволюция

Домашнее задание § 2, ? (1-3) Рабочая тетрадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа предназначена для учащихся 6 - х классов, изучающих биологию по учебнику Н.И.Сонина "Живой организм" .Проводится после изучения темы "Органы цветковых растений" В работе использован...

Конспект урока биологии

Класс: 9

Тема: Общие свойства живых организмов.

Цель: сформировать знания об общих свойствах живых организмов, научить выделять общие свойства живых организмов.

Задачи:

    Развивающая – развивать умение работать с учебником.

    Образовательная– сформировать знания о об общих свойствах живых организмоы, научить выделять общие свойства живых организмов.

    Воспитательная – воспитывать добросовестное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: презентация, наглядность.

Ход урока

    Оргмомент

    Актуализация ранее изученного.

Проверка домашнего задания.

1.)Индивидуальная работа учащихся по карточкам:

Карточка 1.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: наблюдение, сравнительный, исторический.

Карточка 2.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки: эксперимент, описательный, моделирование.

2.) Фронтальный опрос учащихся по вопросам:

    Что изучает общая биология? Докажите, что биология – это наука.

    Перечислите известные вам методы общей биологии.

    Почему при изучении эволюционных процессов недостаточно использовать какой-либо один метод?

    Охарактеризуйте место общей биологии в системе биологических наук. Каково значение общей биологии?

Проверяем письменную работу в тетрадях.

    Мотивация учебной деятельности.

Живой мир Земли представлен великим разнообразием живых организмов.

Приведите собственные примеры. Верно, все это – уникальные формы жизни.

    Изучение новой темы

Давайте попробуем своими словами сказать, что такое жизнь?

Жизнь – это способ существования открытых систем, обладающих свойствами саморегуляции, воспроизведения и развития на основе биохимического взаимодействия белков, нуклеиновых кислот и других соединений вследствие преобразования веществ и энергии внешней среды.

Прочитаем в учебнике, что хотят сообщить нам авторы.

Определяя отличия живой природы от неживой, часто перечисляют признаки живого. Вспомним, что это за признаки (рост, развитие, дыхание, питание, обмен веществ, размножение, приспособленность, раздражимость, выделение, подвижность.)

Охарактеризуйте каждый из них.

Читаем предпоследний абзац на стр.5 в учебнике.

Запишем заголовок в середине строки в тетради «Общие свойства живых организмов».

1. Единство химического состава. Все живые организмы состоят из тех же химических элементов, что и объекты неживой природы, но соотношение их в неживом и живом неодинаково. В живых организмах 98 % химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород.

Физкультминутка.

Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого. (запись в тетрадь).

2. Клеточное строение . Все живые организмы имеют определенную организацию, структурной и функциональной единицей которой для всех организмов (кроме вирусов) является клетка.

Читаем под №2. Что запишем в тетрадь? (клетка – основная структурная и функциональная единица почти всех организмов).

3. Обмен веществ и энергозависимость . Все организмы представляют собой открытые системы, являющиеся устойчивыми лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне.

Как вы понимаете данное утверждение?

Читаем под №3. Что главное для нас запишем оттуда? (обмен веществ - это совокупность протекающих в организме многочисленных химических превращений веществ, поступивших при питании и дыхании из внешней среды).

4. Самовоспроизведение . При размножении живые организмы воспроизводят себе подобных, увеличивается их численность.

Самовоспроизведение – важнейшее свойство живого, поддерживающее непрерывность существования жизни. (запись в тетрадь)

5. Раздражимость. Для живых организмов характерна способность отвечать на определенные внешние воздействия специфическими реакциями. Любое изменение в окружающей среде является раздражителем, а реакция организма – проявлением раздражимости.

Приведите свои примеры. Насморк, высокая температура, окраска хамелеона – что здесь будет раздражителем, а что – проявлением раздражимости? (запишите свои примеры в тетрадь).

Читаем под №5. Запишем определение к себе в тетрадь.

6. Адаптация . Живые организмы приспособлены к среде обитания. Как животные и растения приспосабливаются к разлиным условиям? А человек?

В чем проявляется приспособленность?

Запишем в тетрадь определение:

Приспособленность (адаптация) – это особенности строения, функций и поведения данного организма, соответствующие его образу жизни.

7. Рост и развитие. Скажите, мы меняемся в течение своей жизни? Каким образом?

В течение жизни организмы претерпевают ряд количественных (возрастает число клеток) и качественных изменений (идет дифференциация клеток, образование тканей и органов, старение и т.д)

Что же такое рост (это увеличение размеров и массы организма, связанным с появлением у него новых клеток)? Давайте запишем.

8. Эволюционное развитие. Как вы думаете, что такое эволюция? Где в современном мире вы слышите это слово?

Прочитайте и запишите, что означает термин «эволюция».

Эволюция – есть необратимое и направленное развитие живой природы, сопровождающееся появлением новых видов и прогрессивным усложнением жизни.

В какую сторону идет этот процесс? (от простого к сложному)

Какой вывод мы можем сделать? (все то многообразие живых существ, которое мы наблюдаем на Земле, есть результат эволюции)

    Закрепление полученных знаний

Проанализируйте высказывание Карла Гробстейна и укажите свойства живого, используемые в данном определении жизни:

«Жизнь – макромолекулярная система, для которой характерна определенная иерархическая организация, а также способность к воспроизведению, обмен веществ, тщательно регулируемый поток энергии, - являет собой распространяемый центр упорядоченности в менее упорядоченной Вселенной».

    Подведение итогов урока.

Что вы можете сказать о разнообразии и свойствах живых организмов?

    Рефлексия.

    Домашнее задание.

    Оценивание.

Карточка 1.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: наблюдение.

Карточка 2.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: сравнительный

Карточка 3.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: исторический.

Карточка 4.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: эксперимент

Карточка 5.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: описательный

Карточка 6.

Охарактеризуйте следующие методы общей биологии как науки и приведите примеры: эксперимент, описательный, моделирование.

С помощью данного видеоурока вы сможете самостоятельно изучить тему «Общие свойства живых организмов». Живой мир нашей планеты представляет огромное разнообразие видов, о чем мы и поговорим на этом уроке. Мы рассмотрим общие свойства живых организмов, которые помогают отличить представителей живой природы от неживой.

БИОЛОГИЯ 9 КЛАСС

Тема: Введение

Урок 2. Общие свойства живых организмов

Анисимов Алексей

учитель биологии и химии

Живой мир Земли представляет собой огромное разнообразие видов: растений, грибов, животных и бактерий. Одних лишь животных сегодня в науке описано около 2 млн видов, из них более 1.5 млн это насекомые, примерно 500 тыс. видов растений, свыше 100 тыс. видов грибов и 40 тыс. видов простейших. Бактерии вообще не поддаются никакому счету. И все же у этих организмов есть общие свойства, которые помогают нам отличить представителей живой природы от неживой. О них мы сегодня и поговорим.

Когда мы говорим об отличиях живой и неживой природы, полезно представить камень и кошку или собаку. Отличия есть, и они очевидны. Как же их определяет наука? К особенностям живого существа она относит следующие присущие практически всем живым организмам процессы: питание, дыхание, выделение, размножение, подвижность, раздражимость, приспособленность, рост и развитие. Безусловно, камень может быть подвижным, если его бросить, может размножиться, если его разбить. Может даже вырасти, если он имеет кристаллическую природу и находится в насыщенном солевом растворе. Для этого нужно внешнее воздействие, но все же. При этом камень вряд ли начнет питаться, раздражаться и вздыхать от такой несправедливости. Мы говорим об особенностях живого и неживого. В них, в этих особенностях, находят отражение свойства живого, которые уже ни с чем не перепутаешь. Что же это за свойства?

Первое: в организмах и их клетках содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы. Но в клетках живых существ есть еще и органические вещества, которые получили свое название, потому что впервые были выделены из живых существ, из организмов. Это белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты. Эти вещества образуют упорядоченные структуры. Но, только находясь в клетке, органические вещества обеспечивают проявления жизни. Причем важнейшая роль в жизнедеятельности организмов отводится в первую очередь нуклеиновым кислотам и белкам. Они обеспечивают саморегуляцию всех процессов в организме, его самовоспроизведение, а значит, и саму жизнь. Запомним: белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты - основные компоненты живого.

Далее, основной структурной и функциональной единицей почти все живых организмов является клетка. Почти, потому что на Земле прекрасно чувствуют себя вирусы, например, которые представляют собой неклеточную форму жизни, но мы поговорим о них позже. В организмах, в которых много клеток, - многоклеточных, из клеток формируются ткани. Ткани образуют органы, которые в свою очередь объединяются в системы органов. Такая упорядоченность строения и функций организмов обеспечивает устойчивость и нормальное протекание жизни.

Третье, очень важное свойство живого: обмен веществ. Обмен веществ - это совокупность всех химических реакций, всех превращений веществ, поступающих в организм из внешней среды в процессе питания и дыхания. Благодаря обмену веществ сохраняется упорядоченность процессов жизнедеятельности и целостность самого организма, поддерживается постоянство внутренней среды в клетке и в организме в целом. Другими словами, обмен веществ и энергии обеспечивает постоянную связь организма со средой и поддержание его жизни.

Четвертое: это размножение. Живое всегда появляется от живого. Поэтому вопрос «Что было раньше: курица или яйцо?» для общей биологии неважен. В конечном итоге курица все равно воспроизводит курицу, а человек воспроизводит человека. Поэтому жизнь можно рассматривать как воспроизведение себе подобных существ или самовоспроизведение. И это очень важное свойство живого, которое обеспечивает непрерывность существования жизни.

Пятое: если пнуть камень, он не ответит и никак не отреагирует. С собакой этот фокус не пройдет: на агрессию хищник ответит агрессией. Потому что живые существа активно реагируют на действия факторов внешней среды, проявляя таким образом раздражимость. Именно раздражимость позволяет организмам ориентироваться в окружающей среде и, следовательно, выживать в изменяющихся условиях. Даже растения, которые, казалось бы, лишены подвижности, могут реагировать на изменения. Многие способны разворачивать листья в сторону солнца, чтобы получить больше света, а некоторые, например, мимоза Стыдливая сворачивают листья, если к ним прикоснуться. Это тоже проявления раздражимости.

Шестое свойство - это приспособленность. Если обратить внимание на внешний вид жирафа, можно увидеть, что он идеально приспособлен к существованию в условиях африканской саванны. Длинная шея помогает добывать ему еду там, где ее никто не может достать, длинные ноги – быстро бегать и отбиваться от хищников. Но в Арктике жираф не выживет, зато там себя прекрасно чувствуют белые медведи. Приспосабливаться организмы могут миллионы лет, и это называется эволюция. Эволюция – это еще одно важнейшее свойство живого. Живые организмы с течением времени изменяются, чаще всего необратимо. Эти изменения называют развитием.

Развитие, как правило, сопровождается ростом, увеличением массы тела или его размера, связанного с появлением новых клеток. Эволюция – это тоже развитие, но не одного отдельного организма, а всего живого мира в целом. Развитие обычно идет от простого к сложному и к большей приспособленности организма к среде обитания. Так обеспечивается то многообразие живых существ, которое мы можем наблюдать сегодня.

Мы определили отличия живого от неживого и познакомились с общими свойствами для всех живых организмов. В следующий раз мы поговорим о многообразии живых существ на нашей планете и об уровнях организации живого. До встречи.

Пояснительная записка

Конспект данного учебного занятия разработан для 9 классов основного уровня изучения биологии. Урок разработан по программе среднего (полного) общего образования по биологии, автор В.Б. Захаров, (Программы для общеобразовательных учреждений, новый образовательный стандарт, Биология 5 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2011). Тема этого учебного занятия входит в раздел №1 тематического плана «Основные свойства живых организмов».

Проект конспекта учебного занятия

Город Магнитогорск

МОУ СОШ №5 УИМ

Учитель: Субботина Лариса Петровна

Класс 9

Предмет биология

Тема учебного занятия: «Основные свойства живых организмов»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия : комбинированный урок.

Методы обучения : проблемно – диалоговые.

Цели : Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.

Задачи :

    Дать понятие жизни и живым системам;

    Развить представления об особенностях живых систем;

    Научить находить и анализировать необходимую информацию;

    Воспитывать культуру учебного труда.

Межпредметные связи:

. Неорганическая химия (таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева);

. Органическая химия (углеводы, жиры, белки);

Метапредметными результатами являются:

1) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы.

2) умение находить информацию о биологических объектах в разных источниках и работать с текстом учебника, выделять главное; составлять план; анализировать информацию, определять понятия;

3) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.

Предметными результатами являются:

Выделение существенных признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);

Сравнение биологических объектов и систем неживой природы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

Овладение методами биологической науки: описание биологических объектов и процессов и объяснение их результатов, умение делать выводы и заключения.

Личностными результатами являются:

1) Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание единства живой природы на основании общности свойств живых организмов.

Оборудование: учебный класс с 1 компьютером и мультимедийной установкой, живые растения: декоративные цветущие растения, комнатные растения (бегония, бальзамин, фуксия, пеларгония зональная), таблица: «Системы человека», модели животных, Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 - 11 класс, таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева, ЦОР: «Основные свойства живых организмов».

Ход учебного занятия .

1. Этап учебного занятия: Организационный момент .

Время: 1 минута

Цель: Настроить на восприятие нового материала

Компетенции: Знать правила поведения на уроке. Уметь готовиться к уроку.

Методы: словесный

Форма: фронтальная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Форма контроля: педагогическое наблюдение

2. Этап учебного занятия: Актуализация знаний по теме. Определение темы урока.

Время: 10 минут

Цель: Раскрыть понятие жизнь.

Компетенции: умение слушать, воспринимать цели, делать выводы.

Метод: Объяснительно-иллюстративный

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Сообщает тему урока (Приложение №1), план урока.

Сегодня мы с вами в полной мере раскроем понятие - жизнь, а так же свойства живых систем на планете Земля.

(Приложение №2)

Предлагает открыть учебник на стр. 11, самостоятельно прочитать определение жизни по Ф.Энгельсу и М.В. Волькенштейну.

(Приложение №3)

Записывают тему урока в тетрадь.

Активно слушают. Приводят примеры жизни с разных позиций, используют знания химии, физики и анатомии.

Записывают в рабочей тетради.

3. Этап учебного занятия: Изучение нового материала

Время: 30 минут

Цель: Систематизация знаний учащихся о свойствах живых систем.

Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, воспринимать цели, делать выводы.

Метод: Объяснительно-иллюстративный, самостоятельной работы с учебником.

Используемые цифровые ресурсы: Система программ 1С: Образование 3.0, Биология 6 -9 класс. Растения. Грибы. Лишайники. Зоология 7 класс. Анатомия 8 класс.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предлагает учащимся вспомнить из ранее изученных курсов, что им известно о признаках живых и неживых систем, затем демонстрирует фрагмент ЦОР.

Указывает на общее сходство всех живых организмов - химический состав.

Ставит задачи:

Из каких химических элементов состоят вещества?

Есть ли химические элементы, свойственные только живым организмам?

При этом на экране - таблица элементов периодической системы Д.И. Менделеева.(Приложение№4)

Рассказывает, какими свойствами отличаются молекулы органических веществ, после чего проводит самостоятельную работу.

Предлагает открыть учебник на стр. 9 - 10 , самостоятельно прочитать и выписать свойства живых организмов в рабочую тетрадь:

1.Что такое обмен веществ?

Учитель подводит учащихся к обобщению процессов, утверждая, что ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы; в первом случае вещества образуются, во втором – разрушаются. (Приложение №5)

Предлагает заполнить схему.

2. Что такое самовоспроизведение (репродукция)? Что лежит в его основе? (Приложение №6)

Предлагает проверить предположения, посмотрев материалы ЦОР.

3.Что такое рост и развитие?

Демонстрирует фотографии людей, начиная с младенцев и заканчивая пожилыми людьми. Дает задание сформулировать определение понятия «индивидуальное развитие» и «историческое развитие»

(Приложение №7)

4.Что такое наследственность?

(Приложение №8)

5 .Что такое изменчивость? Почему потомки не идентичны своим родителям? (Приложение №9)

Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Судьба трех горошин» (разные судьбы в зависимости от условий среды).

6.Что такое раздражимость?

Какое значение она имеет для приспособления к условиям среды?

(Приложение №10)

Предлагает оформить в тетрадях рисунок на тему: «Питание амебы» и «Амеба в соленой капле», где учащиеся должны поставить векторами движение амебы.

Активно слушают.

Учувствуют в диалоге.

Выполняют задания. Заполняют таблицу.

Сравнительная характеристика, содержания химических элементов в живой и неживой природе.

Живая система

Неживая система

Форма контроля: самоконтроль путем работы в парах. Обсуждают ошибки.

Приводят к выводу о стабильности больших молекул и усложнении организации вещества живого.

Выполняют задание учителя.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие обмена веществ.

Приводят примеры обмена веществ в растительном и животном организме, используя знания ботаники, зоологии и анатомии.

Самостоятельная работа.

Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: диссимиляция и ассимиляция тесно взаимосвязаны и друг без друга невозможны. Ведь если в клетке не будут синтезироваться сложные вещества, то нечему будет распадаться, когда потребуется энергия

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал и с помощью коррекции учителя обобщают понятие самовоспроизведение, как основного признака продлевающего вид.

Один учащийся делает обобщение и говорит, что многоклеточные организмы, в разных условиях среды, могут размножаться как бесполым, так и половым путём.

Обсуждают и записывают выводы в тетрадь: у животных эволюция идёт от гермафродитов до раздельнополых, от наружного оплодотворения до внутреннего, от икры, затем личиночные оболочки, до внутриутробного вынашивания организма (с заботой о потомстве).

Предлагают версии ответа.

Самостоятельная работа с учебником.

Записывают определение « онтогенез» и «филогенез» в тетрадь.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по анатомии.

Самостоятельная работа.

Приводят свои доводы:

Это способность организмов передавать свои признаки и свойства из поколения в поколение.

Способствует появлению новых признаков, а значит, и лучшей приспособленности организмов среде обитания.

Самостоятельная работа в парах. Придумывают, рисуют, делают выводы:

Это способность организмов приобретать собственные признаки в процессе онтогенеза.

Отбираются и выживают особи, наиболее приспособленные к конкретным условиям среды.

Приводит к появлению новых форм жизни, возникновению новых видов.

Учащиеся вспоминают ранее изученный материал по зоологии и с помощью коррекции учителя обобщают понятие раздражимость.

Самостоятельная работа.

Обсуждают результаты работы.

3. Этап учебного занятия Закрепление знаний.

Время: 3 минуты

Цель: проверить степень усвоения знаний по теме: «Основные свойства живых организмов»

Компетенции: Знать основные биологические понятия, выбирать главное, делать выводы.

Метод: словесный.

Используемые цифровые ресурсы: нет

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Подводит итоги работы. Организует обсуждение результатов работы на уроке.

Делают выводы, исходя из темы урока:

Живые организмы отличаются от неживых систем – объектов, изучаемых химией и физикой, - своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью.

4. Этап учебного занятия Заключительная часть. Обсуждение домашнего задания.

Время: 1 минута

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Биология – наука о жизни, изучает все проявления жизни: строение, функции, развитие и происхождение живых организмов, их взаимоотношения в природных сообществах со средой обитания и с другими живыми организмами.

Особая форма движения материи;

Обмен веществ и энергии в организме;

Жизнедеятельность в организме;

Самовоспроизведение организмов, которое обеспечивается передачей генетической информации от поколения к поколению.

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

ПРИЛОЖЕНИЕ№3

Определение жизни.

Современное диалектико - материалистическое:

    Жизнь - это качественно особая и высшая форма существования, развития и движения материи.

    Жизнь - способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянное самообновление химических составных частей этих тел. (Ф. Энгельс «Анти – Дюринг»)

    Живые тела , существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров - белков и нуклеиновых кислот . (М. В. Волькенштейн)

    Жизнь - это макромолекулярная система с определённой иерархической организацией, способная к воспроизведению, обмену веществ и регулируемому потоку энергии. (К. Гробстейн)

ПРИЛОЖЕНИЕ№4

ПРИЛОЖЕНИЕ№5

Пластический обмен Энергетический обмен

Ассимиляция Диссимиляция

Анаболизм Катаболизм

простые вещества сложные вещества

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама