THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ.

Аннотация.

В данной статье изложено авторское понимание проблем географического образования в школе. Рассматривается роль и необходимость географии в системе школьных дисциплин. Причины падения престижа предмета, проблемы и пути решения данного вопроса.

Со времён Эратосфена и Птолемея география, верно служит человечеству, помогая ему узнать, понять мир в котором оно живет. География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей и была описательной. Постепенно человечество накапливало и систематизировало знания о Земле, благодаря чему мы начинаем понимать механизмы работы природной и природно-антропогенной системы. Сейчас география - это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованием, нахождением географических законов и прогнозированием. Она основана на современных спутниковых, геоинформационных системах , системах зондировании Земли, методах анализа в природной и социальной сферах.

Ценность школьной географии заключается в том, что она – является одним из школьных предметов мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Это также единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.


В соответствии с основной целью преподавание географии базируется на двух главных положениях. Во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления; во-вторых, - исходит из того, что школьная география представляет собой не только определённую совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.

К сожалению, школьная география, как и все образование в нашей стране, переживала не только периоды подъёма, но и спады, и сейчас география как школьный предмет оттеснён на обочину среднего образования . А ведь незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам. Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - это свидетельство незнания и несоблюдения законов природы. Примеров тому огромное множество, когда экономическая необходимость идёт вопреки законам природы и здравым смыслом.

Почему падает престиж школьной географии?

Современные ученики стали намного рациональнее и соответственно усиленно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география к таким предметам не относится. Наука, которая должна лечь в основу экономических, географических специальностей в ВУЗах, почему то полностью ими игнорируется. Хотя, на мой взгляд, география нужна менеджеру больше, чем обществознание. Даже при поступлении в педагогический университет на профильную специальность, мы не видим географию, а все то же обществознание.

В широком круге образовательных дисциплин географии уделяется небольшое место в базовом учебном плане. Например, в шестом классе это всего один час в неделю (без учёта регионального компонента). В седьмом, восьмом и девятом - два часа в неделю, в десятом и одиннадцатом - по одному часу в неделю, при условии, что класс общеобразовательный. А если класс имеет определённый профиль, география может вообще не изучаться . На все параллели осталось 9 - 10 часов вместо 17-20. Практически исчез региональный компонент, дети мало внимания уделяют изучению своей малой родины. Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии.

Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание», например, «Политическая карта», или вообще упразднены, например, страноведческий курс в 10 – 11 классах . Сокращение часов на школьную географию, угрозы ликвидировать сам предмет или заменить на другие предметы (экономическую географию на экономику, а физическую географию в очень урезанном виде «объединить» с химией, физикой, биологией, естествознанием) - все это создает нервозную обстановку среди родителей и приводит к тому, что география изучается по остаточному принципу.

В стандарте второго поколения меняется подход к изучению предметов. Главной целью образования названо развитие личности учащихся с учётом их интересов и возможностей. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности.


ФГОС не определяет количество учебных часов по предметам. Только в документах сопровождения стандарта имеются примерные учебные планы, носящие рекомендательный характер. Именно на них, как правило, ориентируются авторы УМК и создатели рабочих программ. Согласно примерным учебным планам количество выделяемых на изучение географии часов увеличено за счёт одного часа в неделю в пятом классе. То есть начальный курс географии, разделён два одночасовых курса в 5 и 6 классах . При этом такую сложную тему как «масштаб» дети будут изучать в 5 классе , а дроби по математике изучаются в 6 классе, на год позже. Нет соответствия в межпредметных связях.

Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно-методическом комплексе. В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.

В российских школьных УМК по географии очень скудная практическая часть. Система практических работ была всегда, однако темы практических работ не всегда соотносится с сезонами года. Например, изучение почв и реки своей местности приходится на февраль. Очевидно, что зимой изучать данные темы на практике невозможно. Таким образом, реальная практическая составляющая сведена к нулю и не соотносится с региональными особенностями территории.

Кроме того часть практических работ требует оборудования. Большая часть учебных кабинетов по географии недостаточно укомплектована современными средствами обучения. Недостаточно приборов для проведения практических работ, в том числе в полевых условиях. Полностью отсутствуют современные приборы, например ГЛОНАСС - приемники.

Заслуживает внимания вопрос повышение методического уровня учителей географии. За последние два десятилетия школу покинуло значительная часть учителей-ветеранов, но на их место, к сожалению, не пришли лучшие выпускники педагогических вузов. Наряду с этим происходило также активное сворачивание системы институтов повышения квалификации. Учителя обычно направляются на курсы один раз в пять лет, прослушивая курс в 105 часов . В связи с тем, что происходят активные изменения в экономической, физической географии, системе образования и в жизни в целом - этого мало. Необходима более качественная корректировка знаний, а не формальное повышение квалификации.

Проблемное положение школьной географии заставляет объединиться учителей и общественность, которые как ни кто другой видят прорехи в современном образовании. В 2011 году в МГУ им. прошёл Всероссийский съезд учителей географии, в котором участвовали более 600 специалистов из разных регионов России (первый после перерыва длительностью почти в 100 лет).

Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе не менее 2 часов в неделю во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования ; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); географию должна быть самостоятельным, предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире».

Так же государство должно взять образование под свою опеку, а не отдавать его на откуп рынку, позаботиться о социальном и материальном статусе российского учителя.

Перед школой не стоит задача готовить специалистов – математика, физика, биолога, географа. В 1918 году, выступая перед учителями, нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский заметил, что необходимо знать азы всех наук, и сравнил образованного человека с оркестрантом, который прекрасно играет на своем музыкальном инструменте в оркестре, но одновременно слышит звуки всего оркестра, которые сливаются для него в одну гармонию, которую мы и называем культурой .

Библиографический список.

1. «География. Планета Земля 5-6 класс» академический школьный учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам «География 6-9 классы» Москва «Просвещение» 2010.

3. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» Пол ред. , Москва «Просвещение» 2009.

4. http://www. rgo. ru Русское географическое общество.

5. http://www. edu. ru/db-mon/mo/Data/d_10/m1897.html Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

6. http:///dok/akt/8752 Разъяснения и применения порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского Географический факультет УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебно-методической работе_______________ Е. Г. Елина "_____" __________________ 2011 г. Рабочая программа дисциплины СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИИ Направление подготовки 021000 География Магистерская программа Ландшафтное планирование Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Саратов, 2011 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Современные проблемы географии» являются формирование у студентов комплексного представления об основных закономерностях и особенностях организации глобального природного и социально-экономического пространства, его дифференциации, с выделением основных проблем природного и социально-экономического развития в современный период, развитие творческих способностей и формирование научного мировоззрения. 2. Место дисциплины в структуре ООП магистра Дисциплина читается на 2 курсе и входит в профессиональный цикл дисциплин. Курс расценивается как один из базовых по своей методологической и предметно-содержательной значимости в подготовке магистров. Для изучения данного курса студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении таких дисциплин как: «Физическая география России», «Физическая география материков и океанов», «Экономическая, социальная и политическая география», «География населения с основами демографии», «Основы территориальной организации общества», «Политическая география и геополитика». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные проблемы географии» ОК - 1. Понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения; владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; ОК - 4. Обладать способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК - 5. Быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ОК - 6. Использовать методы оценки репрезентативности материала, объема выборок при проведении количественных исследований, статистические методы сравнения полученных данных и определения закономерностей. ПК - 1. Формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования; получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных; реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности; обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний; формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатах исследований. ПК - 4. Использовать современные методы обработки и интерпретации географической информации при проведении научных и прикладных исследований; ПК - 5. Знать историю географической науки, методологические основы и теоретические проблемы географии и подходы к их решению в исторической ретроспективе, понимать современные проблемы географической науки и использовать фундаментальные географические представления в сфере профессиональной деятельности; В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать:  теоретические основы и базовые представления физической, экономической и социальной географии о территориальных взаимодействиях в системе «природа - население - хозяйство», а также о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства, складывающихся под влиянием географического (территориального) разделения труда на глобальном уровне;  общие представления о предмете, структуре, основных понятиях и методах физической, экономической и социальной географии, об основных научных направлениях в географической науки. Уметь:  излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;  оценивать изменения в структуре хозяйства мира в целом и отдельных странах и регионах;  составлять аналитические описания, выявлять ключевые проблемы, делать на основе их соответствующие выводы  применять на практике научные знания и навыки. Владеть:  навыками работы со специализированной литературой;  методологией страноведческого исследования;  знаниями для решения исследовательских и прикладных задач;  навыками анализа территориальной дифференциации природноресурсных, социальных, природных и экономических явлений в разных странах и регионах мира. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). 1. 2. Методологические проблемы географии 4. Гносеологические проблемы географии 5. Проблемы методов географических исследований. 6. Теоретические проблемы в географии. 7. Прикладные проблемы в географии 8. Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. 9. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. 10 Концепция риска природных и. техногенных проявлений. Всего 3. Лекции 5 2 Самостоятельная работа 4 1 Практические 2 3 Объектно-предметная сущ3 ность географической науки. Проблемный подход. Положение географии в системе научного знания. Метатеоретические проблемы. 3 Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Семинары 1 Неделя семестра Раздел дисциплины Семестр № п/п 6 7 8 2 Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Формы промежуточной аттестации (по семестрам) 9 Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль Устный троль кон- кон- 2 2 6 3 3 2 6 3 4 2 4 3 5 4 4 3 6 4 6 3 7 2 4 3 8 2 4 6 3 9 2 2 2 Устный контроль 3 10 2 2 24 42 Устный контроль Зачет 6 конконконконконкон- Объектно-предметная сущность географической науки. Проблемный подход. Положение географии в системе научного знания. Объект и предмет современной географии. Внутренняя структура географической науки. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции развития и проблемы географии. Проблемный подход в науке. Понятие научной проблемы. Классификация проблем в географической науке. Методологические, метатеоретические, теоретические, научнометодические и прикладные проблемы в географии. География как открытая информационная система. Связи географии с другими науками: философией, социологией, историей, экономикой, статистикой, математикой, информатикой, кибернетикой, экологией, медициной, демографией, биологией, геологией и другими науками. Экологизация, гуманизация, социологизация, математематизация, информатизация географической науки. Метатеоретические проблемы. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы метагеографии. Основные метатеоретические проблемы: проблемы объекта, предмета, содержания, задач и функций, места географии в системе научного знания и механизм ее функционирования. Методологические проблемы географии. Общеметодологические основы географии. Пространство и время в географии. Проблемы методов общественно-географических исследований. Категории «особенность» и «закономерность» в географии. Гносеологические проблемы географии. Процессы общественно-географического познания и формирования знаний. Основной и частные общественно-географические законы. Теоретический и эмпириический уровни познания. Алгоритм формирования истинных знаний. Цикл научного исследования. Цели познания. Сенсуальный (чувственный) и рациональный (абстрактно-логический) подходы. Методический арсенал географии. Пути научного познания. Общественная практика как фундаментальный критерий географических истин. Семиотические проблемы экономической и социальной географии. Проблемы языка географии. Проблемы методов географических исследований. Связь научного метода с научными подходами и приемами. Превращение положений, выводов и принципов науки в методы исследования и преобразовательной деятельности. Теория как метод и метод как теория. Си- стема методов, применяемых в общественно-географических исследованиях. Принципы объективности, движения и развития, историзма, взаимообусловленности и взаимодействия явлений и процессов. Парные категории: причина-следствие, форма-содержание, количество-качество, сущность-явление, необходимость-случайность. Общенаучные методы: системный анализ и синтез, моделирование, формализация, идеализация. Перспективы использования аксиматико- и гипотетико-дедуктивного метода. Метод прогнозирования. Роль математических методов и компьютеризации. Специальные методы: картографический, балансовый, аналоговых ареалов, полевой. Общественно-географический эксперимент. Усиление роли дистанционных методов Теоретические проблемы в географии. Теоретические проблемы территориальной организации общества. Проблемы иерархии территориальной организации общества. Социальногеографические аспекты взаимодействия природы и общества. Неустойчивая биосфера и социобиосферный этап развития системы «общество-природа». Современные проблемы учения о ландшафте. Проблема ресурсосбережения. Проблемы формирования эколого-экономических районов. Проблемы экономической оценки природно-ресурсного потенциала. Проблемы социальной оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические проблемы и пути их разрешения. Проблемы общественно-географических связей и отношений. Прикладные проблемы в географии. Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении глобальных проблем. Политические и экологические проблемы. Экономические и демографические проблемы. Продовольственная и энергетическая проблема. Пути совершенствования географического образования (проблемы высшего образования, содержательный уровень и структура учебных дисциплин в вузах РФ, пути совершенствования высшего образования, проблемы школьного географического образования). Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. Экономическая и социальная география как сложная система научных дисциплин. Процессы интеграции и дифференциации Ю.Г.Саушкина, Б.Н.Семевского, А.М.Колотиевского, А.Т.Ващенко и др. «Точки роста» в структуре экономической и социальной географии. Проблемы теоретизации, теории и теоретической географии. Проблемы развития и организационного механизма функционирования. Проблема научных школ. Проблемы подготовки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. Географи- ческие дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. Вопросы методологии. Географический подход. Природный мир геоверсума и социум. Социобиосферная концепция и концепция культурного ландшафта. Модель поляризованного культурного ландшафта. Социобиосферный уровень. Региональный уровень ноосферных цивилизаций. Проблема оптимизации природной среды. Глобальные проблемы и география. Глобальная экологическая катастрофа и поиск стратегии выживания. Концепция риска природных и техногенных проявлений. Абиотические, биотические, биокосные, социально-техногенные, духовные компоненты природы и общества. Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных опасностей. География техногенных опасностей. Перечень семинарских занятий 1. Объектно-предметная сущность географической науки. Проблемный подход. 2. Положение географии в системе научного знания. 3. Метатеоретические проблемы. 4. Методологические проблемы географии. 5. Гносеологические проблемы географии. 6. Проблемы методов географических исследований. 7. Теоретические проблемы в географии. 8. Прикладные проблемы в географии. 9. Проблемы структуры экономической и социальной географии. Подходы к классификации. 10.Проблемы взаимодействия общества и природы в геопространстве геоверсума. 11.Концепция риска природных и техногенных проявлений. 5. Образовательные технологии При реализации учебной работы в форме лекций используются различные формы визуализации наглядного материала (мультимедийные презентации MS PowerPoint, таблицы, настенные карты и атласы) При проведении семинарских занятий применяется система устных докладов студентов, подготовленных ими в ходе самостоятельной работы. До- клады завершаются дискуссией по основным вопросам, затронутых в устных сообщениях. При реализации учебной работы в форме практических занятий студенты работают с атласами и контурными картами, выполняют задания, связанные с построением и анализом карт, графиков, таблиц, схем и диаграмм. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Самостоятельная работа студентов проводится в форме изучения публикаций в научных и научно-популярных изданиях. По результатам данной работы выполняются рефераты и устные доклады на семинарских занятиях с последующим их обсуждением. Темы рефератов: 1. Информационно-проблемная парадигма в географической науки 2. Проблемы глобального развития в географической науки 3. Концепция устойчивого развития 4. Проблемы общей структуры географической науки 5. Проблемное и конструктивное страноведение 6. Стратегии развития стран мира 7. Сквозные направления в географической науки 8. Дифференциация и интеграция в географии 9. Геополитика: современный взгляд географа 10. Геоэкономика: современный взгляд географа 11. Проблемы войны и мира: новые аспекты 12. Деградация глобальной экологической системы 13. Концепции природопользования 14. Демографический взрыв: вчера, сегодня, завтра 15. Экологические проблемы городов 16. Экономические проблемы городов 17. Глобальная продовольственная проблема и ее географические аспекты 18. Энергосырьевая проблема и пути ее решения 19. Глобальные прогнозы 20. Глобальные проекты 21.Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. 22.Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Рекомендуемая литература: 1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005. 2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980. 3. Трофимов А.М., Шарыгин М.Д. Общая география (вопросы теории и методологии): монография. Пермь.ПГУ. 2007 4. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988. 5. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982. 6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002. 7. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии. //Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977. 8. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004. 9. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ. Пробуждение к размышлению. Москва. 1997. 10.Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006. 11.Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974. Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины «Современные проблемы географии» 1. Объект и предмет современной географии. 2. Внутренняя структура географической науки. 3. Место географии в системе научного знания. Основные тенденции развития и проблемы географии. 4. Классификация проблем в географической науке. 5. География как открытая информационная система. 6. Метатеоретический подход в науке. Дискуссионность проблемы метагеографии. 7. Общеметодологические основы географии. 8. Проблемы методов общественно-географических исследований. 9. Процессы общественно-географического познания и формирования знаний. 10.Методический арсенал географии. Пути научного познания. 11.Связь научного метода с научными подходами и приемами. 12.Общенаучные и специальные методы в географии. 13.Теоретические проблемы территориальной организации общества. 14.Социально-географические аспекты взаимодействия природы и общества. 15.Современные проблемы учения о ландшафте. 16.Проблема ресурсосбережения. Проблемы формирования экологоэкономических районов. 17.Проблемы экономической оценки природно-ресурсного потенциала. 18.Проблемы социальной оценки эколого-экономической среды жизни людей. Экологические проблемы и пути их разрешения. 19.Проблемы общественно-географических связей и отношений. 20.Пространственно-временная организация общества и природы. 21.Культурный ландшафт. Модель поляризованного культурного ландшафта. 22.Сущность прикладных исследований. Роль географии в решении глобальных проблем. 23.Проблемы теоретизации, теории и теоретической географии. 24.Проблема научных школ. Проблемы подготовки кадров, взаимодействия академической и вузовской науки. 25.Географические дискуссии. Проблемы международного обмена информацией и международного сотрудничества географов. 26.Проблема взаимодействия человечества с окружающей средой. Эволюционно-пространственный подход. 27.Факторы, вызывающие рост природного или иного риска. География природных опасностей. География техногенных опасностей. 28.Социобиосферная концепция. Проблема оптимизации природной среды. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: 1. Голубчик М.М. Теория и методология географической науки. Москва. 2005. 2. Саушкин Ю.Г. Географическая наука в прошлом, настоящем и будущем. - М.: Просвещение. 1980. б) дополнительная литература: 1. Арманд Д.Л. Наука о ландшафте. Москва.1982. 2. Грегори К. География и географы. М.: Прогресс. 1988. 3. Гохман В.М. Современные проблемы теоретической географии. //Вопросы географии. Сб.88. Москва.1977. 4. Исаченко А.Г. География в современном мире. Москва.2004. 5. Преображенский В.С. География в меняющемся мире. Век ХХ. Пробуждение к размышлению. Москва. 1997. 6. Родоман Б.Б. Поляризованная биосфера. Смоленск. 2002. 7. Шальнев В.А. Проблемы взаимодействия общества и природы: взгляд географа. Ставрополь. СГУ. 2006. 8. Харвей Д. Научное объяснение в географии. Москва.1974. 9. Хузеев Р.Г. Теория принятия компромиссных решений. Казань.1987. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийные презентации, электронные банки данных по научнометодическому обеспечению деятельности в области регионального маркетинга. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 021000 - География и магистерской программе «Ландшафтное планирование». Автор: Макарцева Л.В., к.г.н., доцент кафедры экономической географии географического факультета СГУ Программа одобрена на заседании кафедры экономической географии от ___________года, протокол № _________________. Подписи: Зав. кафедрой экономической географии, к.г.н., доцент А. М. Демин Декан географического факультета, д.г.н., профессор В. З. Макаров

О ЯЕИЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: СУЩНОСТЬ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В. А. Шальнев, А. А. Талалакина

GEOGRAPHICAL SPACE: THE ESSENCE, PROBLEMS AND WAYS OF SOLUTION

Shalnev V. А., Talalakina А. А.

Complicated and topical theoretical theses concerning the essence of physical global space, its particular spaces on the Earth surface, their structure, dynamics, evolutions, entropies, densities are considered in the article.

Key words: geo-space, a particular geo-space, geosystems, place, region, territory, geo-field, geoversum, physiosphere, social-biosphere.

Рассматриваются сложные и дискуссионные теоретические положения сущности физического глобального пространства, его частных пространств поверхности Земли, их структуры, динамики, эволюции, энтропий-ности, плотности.

Ключевые слова: геопространство, частное геопространство, геосистема, место, регион, территория, геополе, геоверсум, фи-зиофера, социобиосфера.

Пространственный подход сквозным направлением проходит через всю историю географии и является основным научным подходом в её методологии. Однако понятие о геопространстве, его сущности, размерности, связи со временем менялись неоднократно («пустое» И. Канта, «заполненное»

A. Геттнера, «пространство-время» Аслани-кашвили и Ю. Г. Саушкина, многомерное

B. С. Преображенского и т. д.). У М. М. Голубчика и его соавторов «географическое пространство в экономической географии не является формой бытия, а выступает как особый метод исследования» (4, с. 20). Менялся и терминологический аппарат этой категории у разных географических школ. Зарубежные географы обычно использовали термины «пространство», «место» и «регион». У советских и российских географов традиционны «территория» и «район». При этом «территория» часто трактуется как синоним термина «пространство».

Пространство у философов «есть форма бытия материи, характеризующая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах... Общим свойством, обнаруживающимся на всех известных структурных уровнях, является трехмерность. Время - форма бытия материи, выражающая длительность её существования, последовательность смены в изменении и развитии всех материальных системах» (ФЭС, 1983). Теория относительности А. Энштейна раскрыла неразрывную связь пространства и

времени как единой формы существования материи (пространство-время), установила единство пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира.

Э. Б. Алаев географическое пространство понимает как философскую концептуальную категорию, как объективную, всеобщую и познаваемую форму «существования материальных географических образований и объектов в пределах геоверсума» (1, с. 98). На другой странице понятие геопространства уточняется и понимается как «совокупность отношений между геообъектами, расположенными на конкретной территории (геотории) и развивающимися во времени» (1, с. 100).

Близкое определение, но без философских подходов дается в географическом энциклопедическом словаре: «Географическое пространство - форма существования географических объектов и явлений в пределах географической оболочки; совокупность отношений между географическими объектами, расположенными на конкретной территории и развивающимися во времени» (1988, с. 56).

П. Джеймс и Д. Мартин понимают под геопространством такое земное пространство, которое не имеет границ. Оно сферично по форме и в силу этого замкнуто.

А. Г. Исаченко считает, что термин геопространство не «получил общепринятого токования, но чаще понимается как пространство, занятое географической оболочкой (эпигеосферой). Каждый географический объект имеет собственное (физическое) пространство, которое характеризуется размерами, формой, ориентацией, а также положением относительно других объектов (6, с. 85-86)

По мнению М. М. Голубчика и его соавторов, «географическое пространство и время - основные формы существования геоси-тем. Пространственные отношения выражают порядок размещения одновременно существующих географических явлений и протяженность геосистем. Временные отношения - порядок сменяющих друг друга событий, а также их длительность» (4, с. 209).

В. В. Быков и А. Г. Топчиёв под географическим пространством понимают либо само пространство географических объектов, либо порядок взаиморасположения целостных географических образований (геосистем) и их элементов.

Д. Флиндер рассматривает геопространство, во-первых, как своего рода «контейнер» трехмерной размерности с нахождением в нем различных объектов и людей; во-вторых, как порядок, упорядочение явлений, объектов и отношений между ними, т. е. понятие пространственной структуры.

А. М. Трофимов и М. Д. Шарыгин характеризуют геопространство как совокупность физических отношений между географическими объектами или их формальными аналогами - географическими системами. Наложение, взаимодействие и пересечение на различных пространственных уровнях географических систем и образует географическое пространство. Выделяются индивидуальные (однородных объектов и отдельных сфер) и групповые пространства.

Приведенный набор определений разных авторов показал, во-первых, существенные различия в понимании инвариантных черт геопространства, раскрывающих его особенности, принципиальные отличия от других пространств; во-вторых, отсутствие объяснения понятия «пространство-время» с учётом положений современной философии и теории относительности; в третьих, отсутствие согласованности в объяснении таких важных категориальных понятий теории как геопространство, место, территория, регион и др.

Определённую ясность в эту проблему попытался внести Г. Д. Костинский (8), построив генетическую матрицу в форме креста. Философско-методологическое содержание этих пространственных понятий, по его мнению, такое:

Пространство соответствует общему (род), место - единичному (вид) (вертикальная ось);

Территория соответствует целому, район - части (горизонтальная ось).

По нашему мнению, проблему геопространства следует рассматривать в контексте философских категорий внешнего и внутреннего, целого и частного, общего, единичного и особенного, форм движения материи (ФДМ), а также энтропийности, эволюционизма, геополей, геосфер, геокомпонентов, геосистем и др.

Физическое (с греч. - природное) глобальное геопространство Земли формировалось и существует до настоящего времени под воздействием внешних факторов на пересечении информационно-энергетических полей «империи Солнца» и эндогенных планеты Земля (рис 1.) Оно является также частью геологического пространства Земли и включает в себя часть субстрата его абиотических компонентов (горные породы, воздух, вода) и абиотические формы движения материи (ФДМ). Процессы лито- и гидроге-неза определяют границы этого геопространства с переходными (экотонными) слоями - озоновым и гранитно-базальтовым. Внешние факторы формируют в этом пространстве первичные поля экзогенного (радиационные) и эндогенного (потенциальной кинетической энергии денудации и аккумуляции) генезиса. Внутренними факторами выступают процессы тепловлагооборота, которые присущи только географическому пространству и которые В. С. Лямин пред-

Внешнее поле пространства Солнечной системы

Внутреннее поле пространства Земли

Рис. 1. Место физического геопространства с учетом внешних и внутренних факторов:

1 - озоновый слой, 2 - гранитно-базальтовый слой, 3 - физическое геопространство.

лагает называть физико-географическими формами движения материи. Именно эти процессы создали условия для жизни Земли и выработали геопространственные адаптационные механизмы у биоты.

Физическое геопространство имеет свои особенности. Оно сферично, а следовательно замкнуто. В поле его силы тяжести наблюдается выраженная анизотропность, т. е. неравнозначность не только вертикальных направлений движения, но и неравнозначность западного и восточного направлений в северном и южном полушариях (сила Ко-риолиса). Такое пространство зеркально симметрично по отношению к полюсам. В его пределах проявляются все известные ФДМ: механическая, физическая, химическая и геологическая, а также физико-географическая, биологическая и социальная, которые известны только в этом пространстве.

ФДМ в пределах геопространства Земли способствовали, во-первых, процессам структурирования материального субстрата и формированию материальных объектов этого геопространства - компонентов, геосфер и геосистем. Во-вторых, они определили временные свойства пространства, как писал В. И. Вернадский, его «текучесть».

С ФДМ связаны изменения материальных и идеальных объектов геопространства. Эти изменения могут иметь форму развития, т. е. необратимых, направленных, закономерных изменений. Такое направление в географии получило название исторического подхода, у других наук - эволюционного. Второй вид изменений связан с обратимостью этих изменений и характеризует процессы функционирования (цикличное воспроизведение постоянной системы функций). В географии изучение таких изменений получило название хронологический подход, который необходим при изучении всякой последовательности смены событий во времени, не приводящих к коренной перестройке структуры геопространства или его отдельных объектов (геосфер, геосистем). В физической географии идеями В. В. Сочавы было введено понятие динамика, которая не связана с изменением струк-

туры геопространства и его объектов, но участвует в подготовке возможных изменений. С позиций синергетики - это формирование точки бифуркации в истории развития объекта.

Таким образом, пространственно-временные особенности развития геопространства и его объектов сложились в триединую систему понятий: функционирование - динамика - эволюция.

Физическое пространство Земли предоставлена двумя составляющими - надземной и подземной, фокусом которых является поверхность Земли. В её пределах взаимодействуют все сферные объекты геопространства (абиотические, биотические и социальные) и, как следствие, формируется множество «мест», гед происходит структурирование субстрата материи в частные её объекты - геосистемы. Они бывают простыми (ледниковые, речные, морфострукту-ры, системы расселения и др.), сложными (природные ландшафты) и интегральными (культурный ландшафт, территориальная рекреационная система).

По мнению Э. Б. Алаева, ареал, в пределах которого проявляется воздействие определенного объекта (геосистемы), именуется географическим полем (геополем). В связи с этим обязательным условием считается присутствие территории. При этом для многих географических объектов постоянным ареал территории может оставаться лишь в определенный отрезок времени. Например, атмосферный циклон, являясь термомеханической геосистемой, постоянно перемещается в пространстве тропосферы. Вместе с ним перемещается и геополе тепловлагооборота, а следовательно изменяется ареал территории. Сложным пространством обладает и территориальная рекреационная система, когда потребность в отдыхе возникает в пределах одной территории, где живёт человек, а реализует он их в пределах ТРС, где свое поле (рекреационный процесс) и своя территория.

Таким образом, частное геопространство есть совокупность своих атрибутов: объектов (геосистем) + геополе + территория (ареал). Тем самым Э. Б. Алаев счи-

тает территорию существенным свойством геопространства, но не ее синонимом. Территория являеться частью твердой поверхности Земли с присущими ей природными и антропогенными свойствами и ресурсами, протяженностью (площадью), двухмерностью.

Частное геопространство структурировано как в компонентном (разложимо на геополя отдельных объектов-компонентов), так и в территориальном (разложимо на отдельные геополя-ареалы) аспектах. Оно также системно, так как в нем существуют устойчивые связи между образующими элементами (как компонентными, так и территориальными), и эти связи придают ему качество единства и целостности, или с позиций географического подхода - комплексности.

Важными методологическими свойствами геопространства является понятие об относительной устойчивости этого материального мира. Может ли столь сложное образование устойчиво существовать в условиях энтропийной нестабильности, ибо по словам Н. Винера, островки стабильности (антиэнтропийности) обречены «на поражение во всемирной битве между прогрессом и возрастанием энтропии». Этому мефистофелевскому суждению - «все, что возникает, заслуживает гибели» - удачно противостоит энергосфера геопространства, сформулированная в свое время И. В. Круть, и базирующаяся на четырех «китах»:

Космической энергии солнца, её трансформации и переноса в пределах геопространства Земли;

- «потенциальной» эндогеннй энергии, зафиксированной в геотектурах и морфост-руктурах поверхности Земли и дающей «работу» процессам денудации и аккумуляции, переноса вещества;

Биогенной энергии, когда жизнедеятельность биострома превращается в поступательный процесс постепенного накопления запаса свободной энергии, в которой энтропия не увеличивается. Живое вещество при единообразном потоке солнечной энергии не рассеивает свободную энергию, а накапливает ее в своей биомассе, в органических остатках;

Антропогенной энергии, вовлеченной в социальные процессы общества и являющейся, по словам В. И. Вернадского, новой великой силой. По словам Ф. Энгельса, «человеческий труд в состоянии удержать на поверхности Земли и заставить действовать солнечную энергию более продолжительное время, чем это было до него».

Энтропия в геопространстве находиться в прямой зависимости от количества компонентов и территориальных элементов и в обратной зависимости от степени упорядоченности элементов (1). Видимо, к этому следует добавить геополя, пересечение и взаимопроникновение которых формирует симплексы, т. е. простые объекты неразложимые на более мелкие самостоятельные части. Например, фация в ландшафте, район как предельный таксон районирования или административная единица.

Важным свойством частных геопространств является понятие плотность, т. е. масса единичного объема вещества. Она определяется количеством элементов и компонентов геопространства, что связано с принципом фрактальных объектов, т. е. принципа подобности субстрата (набора компонентов, элементов) глобальному геопространству или его отдельным сферным структурам. Примеры использования понятий «плотность» в географии есть. Например, определение плотности населения. Однако здесь присутствует лишь одна из составляющих геопространство - территория. В тоже время в структуре частного геопространства есть ещё и геосистемы и геополя, роль которых фактически не изучена.

Важную роль в понимании сущности геопространства играет эволюционный подход, объясняющий основные этапы формирования современной структуры, её диверсификации. С позиции концепции глобального эволюционизма модель такого пространства рассматривается как итог универсальной эволюции природного процесса, связавшего в единое целое космогинез, гео-генез и биогенез. Качественный скачок этой эволюции - появление человека и формирование общественных структур. Эволюцион-

ный подход обычно понимается как нециклическое развитие, движение в направлении «восхождения от низшего к высшему». XIX век дал две великие теории эволюции для косного (Ньютоново-Картезианская модель) и живого (эволюционная модель Дарвина) мира. В первом мире развитие идет однона-правлено, в сторону роста энтропии (хаоса), т. е. к затуханию развития, выравниванию разнообразия. В биотическом мире наоборот: развитие приводит к росту многообразия форм, т. е. к увеличению порядка и падению энтропии (непрерывному созиданию). Механизмом эволюционного развития является чередование фаз, которые А. И. Северцев называет фазами ароморфоза (кризиса) и идиоадаптации (устойчивой цикличности). В философии это называется переходом количества в качество. Современная географическая действительность есть результат чередования ароморфозов и идиоадаптационных периодов ее природной составляющей со специфическими особенностями этапов формирования общества.

Геопространство является специфическим географическим явлением и «одной из ключевых, но пока еще недооцененных, слабо разработанных категорий и принципов географии» (7, с. 200). По своей структуре геопространство является многообъектным и многомерным, постоянно меняющимся историческим единством, которое характеризуется размерностью, структурностью, свойствами, сосуществованием и взаимодействием во времени всех взаимосвязанных между собой объектов и их элементов как носителей определенных ФДМ или их сочетаний. С позиций системно-синергетического подхода структура предельного географического пространства представлена системой разнокачественных пространств (систем-объектов), возникших на разных этапах эволюционного развития Земли и имеющих разную размерность -глобальную сферную и дискретно локальную и региональную поверхности Земли (рис. 2).

Рис. 2. Моно- и диохронический подходы в парадигме эволюционного развития

геопространства

Левый ряд рисунка представлен первичными физическими (природными) пространствами, структура которых усложнялась от абиотических составляющих к биотическим и биокосным. Начальным, каркасным пространством для географической действительности можно считать физиосферу, возникшую на контакте трех абиотических сфер геологического пространства Земли. Процессы теплооборота, гидрогенеза и литогенеза определили в этом пространстве состояние бифуркации и, как следствие, выбора аттрактора развития сложной сферной интегральной структуры.

Географические законы физиосферы (зональность, азональность, провинциальность и др.) создали на поверхности Земли

разнообразие геополей тепловлагообмена, к которым могли адаптироваться определенные группы биоты. Формируются два типа геосистем: «объект-объектных» отношений, где взаимодействуют абиотические и биотические компоненты в ландшафтной структуре, и «объект-субъектных» отношений, где на субъекта-«хозяина» (элемента биоты) влияют компоненты природной среды биоэкосистем ландшафта. С ним связаны процессы биогенезации и новые круговороты субстрата, энергии и информации - биохимические и биогеохимические, которые контролируются биотой и определяют границы новой интегральной структуры в пространстве физиосферы - биосферы, с ее уникальными природными условиями и новыми

свойствами, т.е. биосферной средой жизни биоты. В. И. Вернадский писал, что «пределы биосферы обусловлены прежде всего полем существования жизни» (3, с. 102). Этап формирования сферы природных ландшафтов в биосфере был завершающим в формировании глобального физического пространства - географической оболочки.

Крупнейшим ароморфозом в развитии жизни стало образование существ, способных к социальным взаимодействиям, т.е. субъект-субъектным отношениям. По мнению В. Н. Беклемешева, «человечество входит в состав живого покрова Земли и постепенно становится его основным организующим началом» (2, с. 28). К сожалению, в научном сообществе возобладали тенденции рассматривать развитие общества независимо от живой природы, которая воспринималась как нечто статичное, всего лишь как объект приложения творческих усилий человека, направленных на ее преобразование и подчинение интересам общества (9). С этих позиций процессы социогенеза (трудовой отбор) и техногенеза (научно-технический отбор) способствовали формированию геопространственных структур, где ведущими были законы общества.

Виды геопространств: 1 - природное, 2 - социальное, 3 - социально-природное (интегральное). Антропная составляющая: 4 - человек (человечество), 5 - культура и культурно-цивилизационные структуры.

Диохронический подход современной географии:

Природные сферные и частные геопространства: ФС - физиосфера, БС - биосфера, СПЛ - сфера природных ландшафтов, ПЛ - природные ландшафты.

Социальные сферные и частные геопространства: СЛ - этносоциальных и культурных ландшафтов, СПКЛ - природных и культурных ландшафтов, СТС - социо-техносфера, ГС-ЭП - глобальное социально-экономическое.

Монохронический подход общей географии:

Сферные общественно-природные: ЛАС - ландшафтные антропоэкосистемы, СЛП - ландшафтного природопользования и

демоэкосистем; СБС - социобиосфера (система «социум - природа биосферы), АС -антропосфера.

Процессы самоорганизации и саморазвития: 6 - физико-географические (тепло-влагообмена); 7 - биотические; 8 - ландшафтные корреляционные (соотношение абиотических и биотических ФДМ); 9 -ландшафтного этногенеза (субъект-субъектных отношений); 10 - регионального социо-техногенеза (субъект-объектных отношений); 11 - корреляционного социо-техногенеза (соотношение абиотических, биотических и социальных ФДМ).

Процессы культурогенеза интегральных образований: 12 - геопространственно-деятельностных и адаптационных ландшафтных моделей; 13 - геопространственно-деятельностных и адаптационных региональных моделей; 14 - взаимодействия природы и общества социобисферной модели.

Геоверсум (глобальное интегральное геопространство): А - природа, Б - общество. Законы геоверсума: 15 - законы геовер-сума (общей географии) 16 - природные, 17 - социально-экономические.

Достижения философии, системологии и синергетики дали возможность изучать эволюционные процессы истории человека с использованием монохронического подхода, так как позволили гносеологическую пару «субъект-объект» понимать как единство, существующее в одном пространстве, т. е. по мнению А. И. Ласточкина, не рассматривать их в качестве антагонистов. «Отношение субъекта и объекта - это не отношение разных миров, а лишь двух полюсов в составе некоторого единства» (10, с. 19).

С момента появления человека завершается история «неочеловеченной» природы и начинается история человека в геопространстве Земли, история «очеловеченной» природы. С такой точки зрения процесс «становления» общества в природе выступает также и процессом «завершения» природного бытия в обществе. Отсюда граница между историей природы и историей общества, будучи диалектической, не только отделяет одно от другого, но и соединяет одно с другим. Концепция единства истории природы

и общества позволяет по новому рассмотреть проблему единства структурирования современного геопространства.

На поверхности Земли возникли первичные природно-общественные объекты -антропоэкосистемы, где для человека было характерно ещё биоэтическое поведение во вмещающих природных геосистемах (ландшафтах). У последних в системе «субъект-объектных» отношений образуются основные функциональные свойства: ресурсосо-держащая и ресурсовоспроизводящая (исток природопользования), средоформирующая жизни и деятельности человека (понятие природной среды), источник процесса познания и эстетического восприятия. Эмерд-жентным свойством этих отношений в ан-тропоэкосистемах стало формирование культуры, т. е. той «живой субстанции», внутри которой человек раскрывает и развивает себя посредством природы, а природа раскрывает и развивает себя посредством человека (5).

Расселение человека и освоение различных региональных пространств поверхности Земли внесли изменения в первичную сферу природных геосистем (ландшафтов). Возникла сложная сфера ландшафтного природопользования и демоэкосистем (СЛП), состоящая из набора природных, антропогенных (измененных человеком) и культурных ландшафтов. Процессы культурогенеза привели и к эволюционным изменениям биосферы, которая, по мнению Н. К. Мукитано-

ва, была «вещь в себе», а с появлением человека стала «вещью для других». Эти изменения проявились в виде социобиосфер-ного эффекта, который стал началом нового этапа её развития - социобиосферного. Возникла сложная интегральная пространственная структура - социобиосфера, включающая в себя подсистемы новой биосферы и социума. Взаимодействие этих подсистем вызывает цепные реакции и возникновение глобальных экологических проблем (11). Осваивает человек и пространство физио-сферы, что позволяет её называть анпропо-сферой, т. е. сферой, где живет и куда временно проникает человек с использование технических объектов.

Таким образом, реальная географическая действительность сложна и системна. Она имеет сложный материальный субстрат. Изучать такое множество явлений и процессов очень сложно, но возможно при наличии идеальной модели-образа, позволяющей рассматривать объект (проблему) исследования как целостное образование. Такой моделью в географии может стать геоверсум как уникальное системно организованное пространства Земли, возникшее в пределах географической оболочки истории человека. На основе этой концепции можно разработать теоретическую основу общей географии с её категориальными понятиями, интегральными частными объектами и законами их развития (11).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алаев Э. Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминологический словарь. - М.: Изд. Мысль, 1983.

2. Беклемешев В. Н. Об общих принципах организации жизни // Бюлл. МОИП. Отд. Биологии. Т. 69. - 1964 - Вып. 2.

3. Вернадский В. И. Биосфера. - Л.: Научн. хим.-техн. изд., 1926.

4. Голубчик М. М., Евдокимов С. П., Максимов Г. Н., Нососнов А. М. Теория и методология географической науки. - М.: Владос, 2005.

5. Давыдов Г. А. Единство человека и природы как философская проблема / Взаимодействие общества и природы. - М.: Наука, 1986.

6. Исаченко А. Г. Общая география в системе географических знаний // Изв. РГО. Т. 132. -2000. - Вып. 2.

7. Каледин Н. В. Проблема теоретизации общественной географии: смена парадигм //

Географич. и геоэкологич. аспекты развития природы и общества. - С.-Петербург, 2008. Костинский Г. Д. Географическая матрица пространственности // Изв. РАН. Сер. География. - 1997. - № 5.

Мирзоян Э. Н. Теория эволюции и концепция геомериды (к 100-летию со дня рождения В. Н. Беклемешева) // Бюл. Москов. об-ва ис-пытат. природы. Отд. биологии. - 1991. - Т. 95. - Вып. 5.

Обсуждение «Новой философской энциклопедии» //Вопр. философии. - 2003. - № 1. Шальнев В. А. История и методология общей географии. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.

Шальнев Виктор Александрович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», профессор, заведующий кафедрой физической географии. Сфера научных интересов связана с учением о ландшафте, теорией и методологией географии.

Талалакина Анна Александровна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры физической географии. Сфера научных интересов - географическое пространство в теории географии. @ inbox.ru

Актуальные проблемы преподавания географии в школе

В нынешнее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе.

Трудности возникают и в связи с тем, что в базисном учебном плане сокращается количество часов на изучение отдельных предметов. Все эти обстоятельства требуют новых педагогических исследований в области методики преподавания предметов, поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания, связанные с разработкой и внедрением в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий.

География возникла в глубокой древности в связи с практической деятельностью людей и была описательной. Постепенно человечество накапливало и систематизировало знания о Земле, благодаря чему мы начинаем понимать механизмы работы природной и природно-антропогенной системы.

Сейчас география - это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованием, нахождением географических законов и прогнозированием.

География основана на современных спутниковых, геоинформационных системах, системах зондировании Земли, методах анализа в природной и социальной сферах.

Ценность школьной географии заключается в том, что география – единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как о планете людей.

География единственный предмет, знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания. Данный предмет можно отнести к числу тех классических школьных предметов, на которые ложится особая ответственность за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

География занимает уникальное место среди наук, играя роль своего рода «мостика» между естественными и общественными науками. Ценность географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель географического образования, которая заключается в овладении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, целью преподавание географии базируется на двух главных положениях.

Во-первых, оно исходит из необходимости сохранения ориентации учащихся на приобретение фундаментальных знаний и умений, составляющих основу миропонимания, на всемерное развитие их географического мышления;

во-вторых, - исходит из того, что школьная география представляет собой не только определённую совокупность естественно-гуманитарных знаний, но и является одной из основ практической повседневной жизни.

К сожалению, по нашему мнению, школьная география, как и все образование в нашей стране, переживала не только периоды подъёма, но и спады, и сейчас география как школьный предмет оттеснён на обочину среднего образования.

А ведь незнание этого предмета приводит не только к экологическим катастрофам, но и к политическим и демографическим проблемам.

Кризисная экологическая ситуация, сложившаяся почти повсеместно - это свидетельство незнания и несоблюдения законов природы.

Современные географические проблемы освещаются в школьной географии очень слабо, поэтому нужно серьёзно и основательно обновить содержание географии. Некоторые темы из географии были перемещены в предмет «Обществознание», например, «Политическая карта», или вообще упразднены, например, страноведческий курс в 10 – 11 классах.

Сокращение часов на школьную географию, угрозы ликвидировать сам предмет или заменить на другие предметы (экономическую географию на экономику, а физическую географию в очень урезанном виде «объединить» с химией, физикой, биологией, естествознанием) - все это создает нервозную обстановку среди родителей и приводит к тому, что география изучается по остаточному принципу.

В стандарте второго поколения меняется подход к изучению предметов. Главной целью образования названо развитие личности учащихся с учётом их интересов и возможностей. Географические знания имеют прикладной характер и должны использоваться в различных сферах человеческой деятельности. ФГОС не определяет количество учебных часов по предметам. Только в документах сопровождения стандарта имеются примерные учебные планы, носящие рекомендательный характер. Именно на них, как правило, ориентируются авторы УМК и создатели рабочих программ. Согласно примерным учебным планам количество выделяемых на изучение географии часов увеличено за счёт одного часа в неделю в пятом классе. То есть начальный курс географии, разделён два одночасовых курса в 5 и 6 классах . При этом такую сложную тему как например «масштаб» дети будут изучать в 5 классе, а дроби по математике изучаются в 6 классе, на год позже. Нет соответствия в межпредметных связях.

Одна из основных проблем – это отсутствие единого стандарта в учебно-методическом комплексе.

В современных рыночных условиях переход на множественность линий учебников привел к дезориентации учителей и учеников, отсутствию преемственности при переходе из одного учебного заведения в другое, снижению качества излагаемого учебного материала в значительной части вышедших изданий и, как следствие, снижению уровня географического образования.

В российских школьных, по нашему мнению, УМК по географии очень скудная практическая часть. Система практических работ была всегда, однако темы практических работ не всегда соотносится с сезонами года.

Таким образом , реальная практическая составляющая сведена к нулю и не соотносится с региональными особенностями территории. Кроме того часть практических работ требует оборудования. Большая часть учебных кабинетов по географии недостаточно укомплектована современными средствами обучения. Недостаточно приборов для проведения практических работ, в том числе в полевых условиях.

Заслуживает внимания вопрос повышение методического уровня учителей географии. За последние два десятилетия школу покинуло значительная часть учителей-ветеранов, но на их место, к сожалению, не пришли лучшие выпускники педагогических вузов. Наряду с этим происходило также активное сворачивание системы институтов повышения квалификации. Учителя обычно направляются на курсы один раз в пять лет, прослушивая курс в 105 часов. В связи с тем, что происходят активные изменения в экономической, физической географии, системе образования и в жизни в целом - этого мало. Необходима более качественная корректировка знаний, а не формальное повышение квалификации.

Проблемное положение школьной географии заставляет объединиться учителей и общественность, которые как ни кто другой видят прорехи в современном образовании.

Для того, чтобы география заняла достойное место в образовании необходимо скорректировать вопросы значимости предмета для подрастающего поколения и в том числе взрослых; география должна быть обязательным предметом в школе не менее 2 часов в неделю во все программы основного общего, среднего общего (полного), начального и среднего профессионального образования; география должна быть включена в перечень обязательных экзаменов в вузы (особенно на те специальности, которые непосредственно с ней связаны); географию должна быть самостоятельным, предметом, а не находиться в очень сокращённом виде в составе в составе таких предметов как «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире». Так же государство должно взять образование под свою опеку, а не отдавать его на откуп рынку, позаботиться о социальном и материальном статусе российского учителя. Перед школой не стоит задача готовить специалистов – математика, физика, биолога, географа.

Литератора

1. Лобжанидзе А.А «География. Планета Земля 5-6 класс» академический школьный учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение 2011.

2. Примерные программы по учебным предметам «География 6-9 классы» Москва «Просвещение» 2010.

3. «Фундаментальное ядро содержания общего образования» Пол ред. Козлова В.В., Кондаковой А.М., Москва «Просвещение» 2009.

География - наиболее древняя отрасль знаний. Ее корни уходят в глубь веков намного дальше, чем, например, физики, химии, биологии и других наук.

География сегодня - это понимание взаимосвязей природных и общественных процессов и явлений, более того, умение их предсказывать. При современных географических исследованиях на давно известных территориях ученые делают множество новых, иногда поразительных открытий. Но это не обнаружение новых объектов, а открытие географических закономерностей в природе и в обществе.

Географические науки всегда имели практическое назначение. В прошлом они снабжали общество преимущественно справочной информацией. Теперь практическая роль географии определяется прежде всего ее участием в решении проблем взаимодействия природы и общества. Обострение этих проблем лишний раз доказывает, что географические исследования должны иметь предваряющий характер. Предшествование всесторонних географических исследований разработке и утверждению любых проектов особенно важно тогда, когда вмешательство человека в природу может иметь планетарные последствия.

Экологическую проблему нельзя решить без участия ученых всего комплекса географических наук. А поскольку эта проблема тесно связана с другими глобальными проблемами человечества, то география поднимается на качественно новый уровень. На первое место выходит конструктивная география, задача которой не только анализировать последствия вмешательства в природу, но и прогнозировать их.

Вся трудность географических исследований состоит в том, что в поле зрения географов попадают не только сложные природные явления и процессы, но и не менее сложные закономерности развития хозяйства. Односторонний подход к их решению, игнорирование тесных взаимосвязей и стали причиной появления главной проблемы современности, получившей название «взаимодействие природы и общества».

Осознание человеком сложности этой проблемы привело к появлению такого метода исследования, как мониторинг. Мониторинг (от латинского «тот, кто напоминает, предупреждает») - сложная информационная система, основная задача которой состоит в наблюдении и оценке состояния природной среды, испытывающей антропогенное влияние. В настоящее время наиболее развитая часть мониторинга - наблюдение за загрязнением воды и воздуха. Конечная цель мониторинга - разработка мероприятий рационального (от латинского «разумный») использования природных ресурсов, сохранение природного равновесия.

Эффективность мониторинга может быть обеспечена только во время проведения исследований на трех уровнях: локальном (местном), региональном (материки, океаны и их отдельные части) и глобальном (географическая оболочка).

В процессе мониторинга применяются различные научные и технические методы и средства исследований. Сохраняют свое значение и традиционные методы сбора информации - стационарные и дрейфующие научные станции. Особенно важны наблюдения в биосферных заповедниках, где отслеживается влияние человека на «эталоны» природных комплексов. Однако в последнее время все большее значение приобретают методы космического землеведения. (Вспомните, что это такое.) Они основываются на дистанционном всестороннем изучении географической оболочки с космических аппаратов.

Большой объем информации, который при этом получают, дает возможность не просто регистрировать, но и прогнозировать определенные изменения, которые возникают в природе при хозяйственной деятельности. Географические прогнозы бывают метеорологические (например, прогнозы погоды), гидрологические - предупреждение половодий, селей и т. д.

Но наиболее эффективны комплексные прогнозы, то есть такие, которые предусматривают будущие изменения в природном комплексе. Пренебрежение именно таким прогнозом, например, привело к известным экологическим катастрофам Аральского моря, Кара-Богаз-Гола в Центральной Азии, зоны Сахеля в Африке и многих других.

Мониторинг природной среды требует совместных усилий всех стран мира. Ни одна из них не может в этой ситуации вести себя по принципу «моя хата с краю, я ничего не знаю». Все, что происходит в географической оболочке, рано или поздно коснется каждого из нас.

Человечество, наконец, осознало это и начало создавать глобальную систему защиты географической оболочки на основе широкого международного сотрудничества.

Практическая роль географии определяется ее участием в решении проблем взаимодействия природы и общества.

Оценка состояния географической оболочки осуществляется с помощью мониторинга.

Конструктивная роль географии проявляется в географическом прогнозе.

Глобальность проблемы взаимодействия общества и природы обусловливает широкое международное сотрудничество.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама