THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение

1. Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

2. Условия профессионального роста педагогов

Выводы

Заключение

Введение.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров различных образовательных сфер: дошкольное, школьное, высшее профессиональное и послевузовское образование.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».

В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».

В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.

Создание условий для профессиональной самореализации личности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения, работающего в режиме развития.

Самореализация может быть определена как стремление к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций.

Особого внимания следует уделить мотивации педагога к профессиональному росту, самореализации. Мотивация рассматривается как система факторов, вызывающих активность и определяющих направленность поведения человека.

У педагога может быть сформирована устойчивая мотивация в постоянном профессиональном саморазвитии, приобретении новых знаний и профессиональных умений.

Мотивация саморазвития обусловлена профессиональными образовательными потребностями – желанием усовершенствовать педагогическую деятельность или устранить возникшие в ней проблемы, то есть стать профессионально более успешным. Для возникновения мотивации важно применять стимулирование.

В научном управлении есть понятие «мотивационная среда» - совокупность мотивационных условий, которые являются производными определенной культуры коллектива.

Перед педагогами должны быть поставлены привлекательные цели, достижение которых требует наличия новых знаний.

Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения.

В ДОУ должна быть «конкурентная» социальная профессиональная среда, стимулирующая педагога к постоянному совершенствованию.

Результаты профессионального развития должны являться в ДОУ организационной ценностью.

Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии.

ДОУ должно оказывать педагогу необходимую и востребованную им самим помощь в решении проблем профессионального развития.

Педагог в процессе контроля и оценки своей работы должен регулярно получать адекватную обратную информацию об уровне своего профессионализма.

Педагог должен быть уверен в получении внутреннего (удовлетворенность, достижение желаемых целей и др.) и внешнего (статус, признание коллег, получение значимой работы, высокого разряда, повышения заработной платы и др.) вознаграждения. Это вознаграждение должно являться для него ценным, удовлетворять его потребности.

Педагог должен быть уверен, что данное вознаграждение нельзя получить без профессионального развития.

Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

Условия необходимые для профессиональной самореализации личности педагога:

Дифференцированный и индивидуальный подход в методической работе с педагогами.

Специальное обучение педагогов внутри ДОУ (Школа молодого специалиста, Школа повышения профессионального мастерства, тренинги).

Условия для внедрения инноваций в практику работы детского сада, перехода к инновационному режиму.

Мотивационная среда для вовлечения педагога в самостоятельную и творческую исследовательскую работу.

Психологическая поддержка педагога. Организация комнаты психологической разгрузки, тренинги на развитие рефлексии, самосознания, самооценки. Возможность неформального общения в ДОУ, традиции коллектива.

Включение педагогов в управленческую деятельность. Развитие аналитических способностей, инициативности.

Делегирование полномочий с целью повышения ответственности.

Этапы профессиональной самореализации:

Адаптация в профессии (20-24 года). Первичное ознакомление с профессией.

Выбор собственной стратегии, стиля педагогической деятельности (до 30 лет).

Экспериментирование с педагогическими технологиями (до 40 лет).

Внесение творческих элементов в выбранную технологию.

Подведение итогов профессиональной карьеры и подготовка её завершения (50 лет).

Готовность перехода к неслужебной деятельности (60-65 лет).

Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов могут быть :

Постоянно действующий обучающий семинар по вопросам введения ФГОС ДО;

Семинары-практикумы (мы старались привлечь педагогов к методической работе, используя активные методы обучения);

Организация индивидуальных и групповых консультаций педагогов с целью оказания адресной эффективной методической помощи педагогам по вопросам организации образовательного процесса в ДОУ;

Организация деятельности Творческой группы по планированию педагогами образовательной работы с детьми;

Мастер-классы с целью повышения профессиональной компетентности педагогов, имеющих небольшой стаж работы, обменом передовым педагогическим опытом;

Открытый показ образовательной деятельности педагогами ДОУ, имеющими небольшой стаж работы;

Самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);

Прохождения различных курсов повышения квалификации для всех категорий педагогических работников;

Проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами ДОУ на районных и краевых методических объединений.

Желание педагога познавать и самореализовываться.

Вывод. Заключение

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Работа профессионала не сводится к тому, что видно стороннему наблюдателю; профессионала надо рассматривать как сложную систему, имеющую не только внешние функции, но и сложные, многообразные внутренние, в частности, . Профессионализм понимается не как просто высший уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека, включающую, как минимум, следующие части, компоненты:

  • Свойства человека как целого (личности, субъекта деятельности): образ мира;
  • направленность, социально ориентированные мотивы; отношение к внешнему миру, к людям, к деятельности; отношение к себе, особенности саморегуляции; креативность, ее особенности; интеллектуальные черты индивидуальности; операторные черты индивидуальности; эмоциональность, ее особенности и проявления;
  • особенности осознания близкого и более отдаленного родства своей профессии с другими;
  • представление о сложных способностях, сочетаниях личных качеств, ожидаемых в данной общности у профессионала;
  • осознание того, какие качества данная профессия развивает у человека; представление о своем месте в профессиональной общности.

Праксис профессионала : моторика; умения, навыки, действия, ориентированные на предметную область труда; умения, навыки, действия коммуникативные, социально-воздейственные; умения, навыки, действия саморегуляционные.

Гнозис профессионала : прием информации, внимание, профессиональная специфика внимания, ощущения и восприятия; переработка информации и принятие решений, память, мышление, воображение, их профессиональная специфика. Информированность, опыт и культура профессионала.

Психодинамика, интенсивность переживаний, быстрота их смены.

Таким образом, профессионализм - это интегральная характеристика деятельности, общения и личности человека труда. Профессионализм может быть описан через соотношение состояния человека труда (профессиональные ценности, профессиональные притязания и мотивы, профессиональное целеполагание и т.д.) и операциональной сферы (профессиональное , профессиональные способности, приемы и технологии как составляющие профессионального мастерства и творчества и др.).

Профессионализм соотносится с различными аспектами зрелости работника, в связи с чем у человека различают несколько видов профессиональной компетентности:

  • специальную или деятельностную, которая предполагает владение на высоком уровне профессиональной деятельностью;
  • социальную, предполагающую владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества;
  • личностную (владение способами самовыражения и саморазвития);
  • индивидуальную (владение приемами самореализации и саморазвития
  • индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности.

Наличие всех аспектов компетентности означает достижение человеком зрелости в своей профессиональной деятельности, общении и сотрудничестве, характеризуют становление личности и индивидуальности профессионала.

Компетентность - это некоторый психологический фактор, в который входят:

  • исчерпывающие знания предмета и объекта деятельности;
  • умение разобраться в любом нестандартном вопросе, относящемся к этой деятельности;
  • умение и способность объяснить любые явления, связанные с деятельностью; способность точно оценивать качество работы и ее последствия.

Компетентность - мастерство не столько в смысле исполнения, сколько в смысле организации и системного понимания всех проблем, связанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен.

В целом профессионала можно охарактеризовать как человека, который: овладевает нормами профессии в мотивационной и операциональной сферах; результативно и успешно, с высокой производительностью осуществляет свою ; следуя высоким стандартам, достигая мастерства, обладает развитым профессиональным целеполаганием, самостоятельно строит сценарий своей профессиональной жизни; помехоустойчив к внешним препятствиям, стремится к развитию своей личности и индивидуальности средствами профессии, обогащает опыт профессии оригинальным творческим вкладом, способствует повышению социального престижа данной профессии в обществе, интересу к ней.

В разных профессиях у одного и того же человека на разных этапах его развития компетентность может быть представлена разным комплексом вышеназванных качеств.

Несомненно, что компетентность - многоуровневое образование с компонентами когнитивного, экспрессивного и интерактивного характера. Это сложная единая система внутренних психологических составляющих и свойств личности специалиста, включающих в себя знания и умения. Есть связь и с глубинными свойствами личности - с потребностью в общении, уверенностью в себе и . Компетентность включает в себя такие характеристики, как интегральное соответствие личности решаемым задачам, количество и качество решенных задач, результативность и успех в проблемных ситуациях. Сюда добавляется и знание последствий применения конкретных способов воздействия и их эффективности. Компетентность имеет и свои функции: познавательную, регулятивную, функцию контроля и оценки, самооценки.

Профессионально-компетентным является такой труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, реализуется личность педагога и в котором достигаются хорошие результаты , воспитания и развития личности ребенка.

Основой педагогической деятельности является действие. Она состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. А.К.Маркова и Л.М.Митина выделяют три основные компонента в структуре педагогической деятельности: 1 - мотивационно-ориентировочное звено (ориентация в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотивов); 2 - исполнительское звено (реализация) и 3 - контрольно-оценочное звено (результат).

На первом этапе педагог формулирует педагогические цели и задачи (в любом виде деятельности), не втором подбирает необходимые педагогические средства для их осуществления, не третьем - анализирует и оценивает собственные действия.

Эффективность профессиональной деятельности заключается в реализации всех ее компонентов.

На каждом этапе профессиональной деятельности педагогом реализуются определенные функции:

  • диагностическая, планирования, организаторская (1 этап);
  • коммуникативная, побудительная, формирующая (2 этап);
  • аналитическая, оценочная, координации, коррекции и совершенствования (3 этап).

Можно выделить три уровня осуществления профессиональной деятельности педагога: исполнения (копирование чужих образцов выполнения деятельности); планирования (осуществление деятельности по собственному представлению без учета обстоятельств); проектирования (осуществление деятельности, исходя из ее системного понимания).

Профессиональная компетентность педагога - это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, и способностью к развитию своего творческого потенциала. А.К.Маркова (1993) считает целесообразным выделить узко профессиональную и личностную человеческую компетентность педагога. Кроме того, она указывает на возрастную компетентность, включающую следующие элементы:

  • вхождение в специальность;
  • овладение нормами профессиональной деятельности и ;
  • творчество как индивидуальный вклад в общественный опыт своей профессии;
  • описание личного опыта для передачи его следующим поколениям.

Профессионализм - самый высокий уровень педагогической компетентности. Это овладение смыслами профессии, профессиональными позициями, ее гуманистической направленностью, плюс владение высокими образцами труда (мастерство), плюс поиск нового (новаторство).

Все определения профессиональной компетентности включают творчество. Профессиональная компетентность, превышающая уровень требований момента, является необходимой предпосылкой творческого отношения к труду и выхода за рамки стандарта (В.Г.Оннушкин). Творчество педагога базируется на знании своего предмета и соответствующих ему отраслей науки, владении методикой обучения и воспитания, умении разбираться в психологии. Важнейшим для творчества является понимание многообразие педагогических задач и вариативности их решения, понимание уровня и характера своего мастерства и возможности его развития, желание его совершенствовать, понимание необходимости новых решений, психологическая готовность к ним и вера в возможность их осуществления (Т.Г.Браже). У педагогов, как и всех взрослых людей, продолжается в связи с их активной профессиональной и общественной деятельностью (Б.Г.).

Следовательно, развитие личности педагога и его профессионализма взаимосвязаны и взаимообусловлены. С.Б.Елканов предлагает трехкомпонентную структуру личности педагога:

  • общепедагогические качества (педагогическая направленность и мотивация);
  • профессионально важные качества;
  • индивидуальные психологические свойства (способности, темперамент, характер, психические процессы и состояния).

Ю.Н.Кулюткин рассматривает три другие группы качеств личности, имеющих для педагога профессиональную значимость:

  • способность понимать внутренний мир другого человека;
  • способность к активному воздействию на ученика;
  • способность владеть собой.

Однако следует отметить, что при анализе проблемы профессиональной пригодности личность чаще всего рассматривается со стороны профессионально важных качеств, а деятельность характеризуется отдельно. Дается лишь указание на наличие взаимосвязи между ними: качества личности формируются в деятельности, а наличие необходимых качеств обусловливает успешность деятельности. В действительности же нередки случаи непродуктивности личности при наличии всех профессионально важных качеств, так как между личностью и деятельностью существуют опосредующие факторы.

Так, А.К.Маркова выделяет в структуре личности педагога так называемые интегральные характеристики:

  • профессиональное педагогическое самосознание педагога, то есть комплекс его представлений о себе как профессионале;
  • индивидуальный стиль деятельности и общения - характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов и общения;
  • творческий потенциал, то есть комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать педагогические задачи на нестандартном уровне.

Ядро профессионализма составляют профессиональные знания и умения.

Профессиональные знания - это сведения из педагогики, теории и методики педагогической деятельности, психологии и других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования. Можно представить профессиональные знания педагога в определенной иерархии.

Теоретико-методологические . Комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе. Знание закономерностей взаимодействия личности и общества, социального поведения и формирования личности. Знание закономерностей воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процесс социализации личности. Знание целей, принципов, содержания, методов, форм профессиональной деятельности в различных условиях.

Методические
Знание основ методики обучения и воспитания, форм, методов и технологий педагогической работы с разными категориями детей и подростков; знание практических основ прогнозирования, проектирования, моделирования педагогической деятельности.

Прикладные
Знание способов, приемов, видов педагогической помощи детям, семьям, имеющим особые проблемы; знание образовательно-воспитательных, оздоровительных, культурно-досуговых форм педагогической деятельности.

Профессиональные умения - есть способность специалиста применять полученные профессиональные знания в практике своей деятельности. Можно сгруппировать общие профессионально-педагогические умения:

  • гностические (поиск, восприятие и отбор информации);
  • проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);
  • конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);
  • организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);
  • коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения)
  • оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
  • рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).

Профессиональные умения педагога отражают общепедагогические умения и специфику его профессиональной деятельности.

Рассмотрим их более подробно.

Коммуникативные умения :

  • вступать в контакты с разными людьми;
  • устанавливать профессиональные отношения;
  • осуществлять индивидуальный подход к детям;
  • сотрудничать, вступать в деловые контакты;
  • создавать атмосферу комфортности, доброжелательности;
  • вызывать доверие у детей, соучаствовать в решении их проблем;
  • быть тактичным;
  • побуждать ребенка к действию, творчеству;
  • влиять на общение, отношения между детьми в микросоциуме;
  • правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.

Прикладные умения:

  • исследовательские (анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов);
  • социально-педагогические (анализ социальной ситуации, проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы педагогической помощи, психотерапии);
  • социально-творческие (художественное творчество, техническое творчество, спортивные умения и т.п.);
  • социально-психологические (психолого-педагогическая диагностика, консультирование, поддержка);

Организаторские умения:

  • ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;
  • организовывать подопечных на их выполнение;
  • рационально организовывать свое рабочее время;
  • планировать этапы и средства деятельности по достижению результатов;
  • планировать индивидуальную работу с детьми и родителями;
  • организовывать отдельные виды педагогической деятельности, выполнение программ и проектов;
  • объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости. Аналитические умения:
  • изучать личность, семью, ставить педагогический диагноз;
  • анализировать конкретные жизненные ситуации детей, предвидеть и предотвратить жизненные кризисы;
  • проектировать конечный результат педагогической деятельности;
  • анализировать результаты работы в сопоставлении с целями, выдвигать новые задачи;
  • анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;
  • анализировать опыт и практику работы коллег; Педагогические умения:
  • обучать других прикладным умениям и навыкам;
  • выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс самопомощи ему;
  • обучать социальным навыкам;
  • стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;
  • педагогически осмыслить поведение личности, ставить педагогические задачи, добиваться их решения;
  • осуществить выбор средств, методов, приемов компетентного педагогического вмешательства в кризисные ситуации у детей;
  • организовать педагогически целесообразную деятельность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию;
  • воздействовать на личность и группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);
  • помочь ребенку наиболее эффективно наладить связь с определенной социальной средой;
  • передать знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;
  • излагать материал доступно, логично, образно, выразительно. Умения саморегуляции:
  • управлять и контролировать свои эмоции в любой ситуации;
  • управлять своим настроением;
  • предъявлять к себе повышенную требовательность;
  • переносить большие нервно-психические нагрузки;
  • поступиться своими интересами ради интересов подопечного;
  • уметь снимать психологическое напряжение.

В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессионально-педагогической деятельности . Так, Н.В. Кузьмина выделяет:

  1. Репродуктивный уровень деятельности, характеризующийся тем, что человек может сообщить другим знания, которыми владеет сам. Однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации.
  2. Адаптивный уровень - новый уровень знаний и умений, включающий в себя не только знание предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания.
  3. Уровень локально моделирующий знания , характеризующийся тем, что педагог умеет не только передавать знания, транслировать их применительно к аудитории, но и конструировать их.
  4. Уровень системно моделирующий знания , отличающийся тем, что педагог владеет стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом.
  5. Уровень системно моделирующий творчество означает, что педагог владеет стратегией превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к развитию.

Итак, профессиональная компетентность педагога - это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, учащихся (А.К.Маркова). Такая постановка проблемы профессиональной компетентности учителя указывает на психологические эффекты его профессиональной деятельности, которые может исследовать и оценивать лишь профессиональный психолог.

Вопрос об экспертной позиции психолога в учреждении образования является дискуссионным. Было бы желательно привлекать к психологической стороне экспертизы независимого психолога. Однако массовость аттестации педагогов, с одной стороны, и наличие внутренней экспертизы, которая является прерогативой администрации - с другой, и. Наконец, отсутствие психологов-экспертов со всей необходимостью ставят вопрос об участии школьного (детского) психолога в педагогической экспертизе.

Современное понимание сущности процедуры экспертизы профессиональной компетентности педагогов предполагает включенность психолога в изучении личности педагога в аспекте ее влияния на личность ребенка; его профессиональной деятельности по результативно-личностному аспекту; некоторых сторон и т.д. Перед ним открываются возможности исследования особенностей развития личности ребенка в различных условиях взаимодействия с разными педагогами.

Транскрипт

1 Компетентность и компетенции педагога

2 Компетентностный подход Компетентностный подход это подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование компетенций.

3 Что такое компетенции и компетентность педагога? В чем различие? Как они взаимосвязаны?

4 Компетентность педагога Компетентность это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

5 Компетенции педагога это: способность действовать с учетом ограничений и предписаний, знания, умения, навыки, способы и приемы, эффективное применение знаний и умений, ценностные ориентации, мотивы, отношения, знания и опыт в той или иной области,

6 Основные составляющие компетентности педагогических работников Профессиональная компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

7 Основные составляющие компетентности педагогических работников Информационная компетентность это: качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям формулировку учебной проблемы различными информационнокоммуникативными способами квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на

8 Основные составляющие компетентности педагогических работников Коммуникативная компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей умение убеждать, аргументировать свою позицию владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

9 Основные составляющие компетентности педагогических работников Правовая компетентность это качество действий работника, обеспечивающих: эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

10 Компетенции и компетентность Знания (теория Компетентност и практика) ь Стандарты Компетенции Продукты и результат деятельност и

11 Компетенции педагога Компетенции конкретные стратегии успешной деятельности, обеспечивающие решение задач, преодоление препятствий и достижение цели. Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность.

12 Компетенции педагога Компетентность это способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено). Компетенция это способность педагога следовать определенным стандартам поведения (критерий того, как должна быть выполнена работа, деятельность). Компетенции отражают комплексный результат деятельности и включают в себя не только знания и навыки (компетентности), но и личностные характеристики человека.

13 Какие бывают компетенции? Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя. Ключевые компетенции учителя универсальны, они обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом. Предметные компетенции учителя специфичны, они обеспечивают успешное преподавание конкретной учебной дисциплины. Специальные компетенции учителя узко направлены,они обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач.

14 Ключевые компетенции Ключевые компетенции шире рамок одного предмета,они обеспечивают успех обучающей деятельности в целом. Ключевые компетенции включают: успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание). успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет), успешную коммуникативную деятельность (контакт, информация, отношения).

15 Ключевые компетенции Универсальны,они применимы в различных жизненных ситуациях Ими должен обладать каждый член общества; это ключ к успешной жизни человека в обществе Это универсальные способы социальной деятельности Элементарные ключевые компетенции: Информационная- готовность работать с информацией; Коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной Кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; Проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;

16 Ключевые компетенции учителя и ученика Формирующая формирование и обретение знаний. Исследовательская критическое мышление. Тестовая обеспечение качества и самоконтроль. Поисковая,информационная поиск необходимой информации. Систематизирующая структурирование знаний. Проектная создание новых знаний. Интерактивная деловое взаимодействие. Эмпатийная эмоциональный контакт. Лидирующая конкурс инициатив.

17 Ключевые компетенции учителя Применение дидактических методов требует следующих компетенций: формирующей, исследовательской, тестовой. Информационные технологии требуют следующих компетенций: поисковой, систематизирующей, проектной. Профессиональная коммуникация требует следующих компетенций: интерактивной, эмпатийной и лидирующей.

18 Владение современными информационными технологиями Для учителя и учащихся Поиск информации (текстов, изображений, источников). Систематизация информации (база данных, редактирование, электронные таблицы). Проект (вебстраницы, конференции, презентации). Для учителя Организация мультимедийной среды e-learning Для учащихся Интеграция в мультимедийном сообществе.

19 Интерактивная компетенция Для учителя Стратегии взаимодействия с учащимися. Стратегии возможностей автономного учения. Стратегии в «зоне ближайшего развития учащихся» Для учащихся Стратегии автономного обретения знаний. Стратегии автономного самоконтроля знаний. Стратегии учебного взаимодействия (с учителем, учащимися, проектной командой).

20 Предметные компетенции Предметные компетенции необходимы для преподавания конкретного предмета. Предметные компетенции обеспечивают реализацию метода обучения с помощью эффективных технологий. Предметные компетенции позволяют учителю создавать собственные методические материалы. Предметные компетенции включают выполнение роли с профессиональнопедагогическими функциями (обучение, воспитание, управление).

21 Содержание предметных компетенций Преподавание предмета требует следующих компетенций: коммуникативной, технологической, контролирующей. Применение учебно-методический материалов требует следующих компетенций: пользователя, разработчика, рецензента. Педагогическое общение требует следующих компетенций: ассистирующей (facilitating), межличностной, гуманистической.

22 Специальные компетенции Программная овладение программой об/учения. Профильная овладение содержанием об/учения. Межпредметная интеграция знаний предметов. Социальная осознание социальных особенностей. Диагностическая осознание индивидуальности. Развивающая поиск личностных резервов. Креативная выявление склонностей и талантов. Организационная групповая динамика. Стимулирующая вовлечение в деятельность.

23 Специальные компетенции Работа в профильных классах требует следующих компетенций: программной, профильной, межпредметной. Работа с «трудными учащимися» требует следующих компетенций: социальной, диагностической, развивающей. Создание собственных дидактических материалов требует следующих компетенций: авторской, редакторской, пилотирующей.

24 Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

25 Результатами работы учителя являются: ключевые компетенции воспитанность здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние учащихся Компетентность учителя проявляется только в единстве с компетентностью учащихся

26 Педагогические критерии компетентности учителя О работе учителя судят по конечному результату, поэтому Первый критерий это уровень обученности наших учеников, уровень сформированности компетенций учеников Второй критерий уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Это: Учебно-информационные умения Учебно-логические умения Учебно-управленческие умения Третий критерий это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее.

27 Литература Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика С Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя // Педагогика С Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина; Нижегородский государственный педагогический университет. Н. Новгород: НГПУ, с. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа С Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы //Народное образование С


ФГОС ООО Кадровые условия реализации основной образовательной программы Методический семинар 26.05.2015г. Нормативные документы, определяющие требования к кадрам Единый квалификационный справочник должностей

КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ОСНОВА УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ 1 ПРОЛОГ Незнайка: «Что такое «компетенция?» Всезнайка: «Компетенция это когда все знаешь!». Незнайка: «Все, это что?» Всезнайка: «Чем

Утверждено 20 г. Директор МБОУ СОШ 6: /Тоболева В. И./ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ учителя 1. Общие положения. Учитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ПОНЯТИЕ «КОМПЕТЕНЦИЯ» знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический

Н.А. Копылова, В.А.Ургапов 1 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ КАК ОСНОВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА Аннотация. Статья посвящена проблеме компетентного подхода в образовании.

Утверждаю Директор школы &.М. Полетайкин Приказ t / 5 b От 30.08. 2014г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУЙЩ Щ 7 УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящая должностная инструкция учителя английского

Приятиях, имея опыт производственных практик. Филиал Университета машиностроения в г. Серпухове тесно сотрудничает с такими общественными организациями, как Общественный совет по образованию г. Серпухова,

Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева Кафедра теории и практики иностранных языков МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОП «6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка» Выпускнику данной образовательной

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Председатель ПК МОУ Директор МОУ «Волосовская СОШ 1» «Волосовская СОШ 1» Т. Л. Нестерова Н. В. Симакова (Протокол ПК от 09.2011 г.) (Приказ от.09.2011г.) Должностная инструкция

«Методическая работа по совершенствованию профессиональных компетенций педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Профессиональная компетентность педагогов (материал методического кабинета) В Федеральном

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА XIII РАЙОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Районная образовательная система в условиях стандартизации

Диагностические блоки Области профессиональных затруднений педагогов Карта комплексной диагностики профессиональных затруднений педагогов Состав диагностических блоков Содержание профессиональных затруднений

Модуль 10. Компетентностно-ориентированное обучение ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ: 1. Из истории компетентностного подхода в образовании. 2. Ключевые базовые компетенции в образовании. 3. Обобщенные задачи как средство

ОК-1 обладает навыками сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления; ОК-1 обладает навыками сбора, анализа и интерпретации данных и их оформления плану 1 Общая психология Знает: -основные закономерности

Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога Компетентностный подход - подход в образовании, для которого приоритетной целью образовательного процесса является формирование

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа лицей 1420» 109444, город Москва, Ташкентская улица, дом 21, корпус 2, тел./факс: (495)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 2 с. ЕКАТЕРИНОСЛАВКА Принято на заседании педагогического совета МОУ СОШ 2 с. Екатеринославка Протокол от..20 года

Основы экологии, экономики, социологии; -нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; -теорию и методы управления образовательными системами; -методы формирования основных

Разработка алгоритма по созданию персонифицированной программы повышения квалификации педагога учитель высшей категории МБОУ СОШ 24 Юлия Равилевна Щербакова Учитель "новой школы" - это: специалист, - мотивированный

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ КОМЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Ответственный методист: Шевцова Н.В., 35-99-63; [email protected] «Мир без границ, где технологии служат образованию, помогая создавать

Л.В. Смолина Омский государственный педагогический университет Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Выпуск 2006 www.omsk.edu Подготовка магистра физико-математического

Модель выпускника по специальности 6М011900- Иностранный язык: два иностранных языка Выпускнику данной образовательной программы присваивается степень - магистр педагогических наук по специальности "6М011900

2-БЛОК: Педагогика, методика обучения Задания с выбором одного правильного ответа 1. Учета индивидуальных особенностей воспитанников требует принцип A) личностного подхода B) связи воспитания с жизнью

ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА И.И. Вощило, преподаватель специальных учебных дисциплин,

Модель методического сопровождения ФГОС МАДОУ-Детский сад 11 В связи в введением ФГОС ДО система дошкольного образования характеризуется расширением спектра применяемых вариативных программ и педагогических

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ И ИСКУССТВО Интеграция новых ИКТ - технологий в образовательный процесс необходимое условие модернизации системы образования. Стремительный рост

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

ПРОГРАММА СПЕЦИАЛЬНОСТИ Образовательная программа специальности 6М010100 «Дошкольное обучение и воспитание» Уровень Магистратура Цели образования по специальности 6М010100-Дошкольное обучение и воспитание

Система оценки качества образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа c углубленным изучением английского языка 1317»

Описание Основной образовательной программы среднего общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа 2101» Основная образовательная программа среднего

1.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования Система оценки должна: 1. Фиксировать цели оценочной деятельности: а)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения

Визитная карточка проекта «Удивительный алфавит» Фамилия, имя, отчество Город, область Номер, название школы Автор проекта Козлова Наталья Владимировна Нижегородская область ГО г.шахунья п.вахтан МАОУ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основные направления деятельности учителя химии в условиях перехода на ФГОС основного общего образования Марина Михайловна Шалашова, директор ИДО ГБОУ ВПО МГПУ, д.п.н.,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ Г.ЗЕРНОГРАДА Рассмотрен и рекомендован к утверждению педагогическим советом Протокол от 30.08.2018 09 УТВЕРЖДАЮ Директор Н. Н. Каракулькина

«Производственная практика, 2 курс» Составители аннотации: Полосина Т.П. преподаватель, Фомина Н.И., к.п.н., доцент Кафедра педагогики дошкольного и начального образования; Троицкая И.Ю., к.пс.н., доцент

Приложение к приказу департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 01 1 Оценочный лист профессиональной деятельности методиста образовательной организации ФИО: Должность:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 110» ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА «КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ВЕДЕНИЮ ФГОС ООО» Критерии 1. Когнитивный аспект 1.1.

Методическая тема школы: «Повышение качества образования на основе инновационных образовательных технологий, реализующих стандарты нового поколения» на 2014/2017 учебные года. Цель: развитие ключевых компетенций,

Совершенствование деятельности ШМО учителей в условиях перехода на ФГОС ООО Методическая работа в школе - это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система

МОДЕЛЬ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Лях Юлия Анатольевна Департамент образования и науки Кемеровской области г. Кемерово, Российская Федерация На современном этапе развития российского образования

СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ. Председатель ПК Директор МОУ «Волосовская СОШ 1» Н. В. Симакова (Протокол ПК от сентября 2011 г.) (Приказ от 01 сентября 2011 г.) Должностная инструкция заместителя директора школы

П/п Новые профессиональные компетенции педагога, включенные в Профстандарт Работа с одаренными учащимися Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования Преподавание русского языка

Аннотация к рабочей программе 11 класс обществознание Настоящая рабочая программа учебного предмета «Обществознание» для обучающихся 11 класса, изучающих предмет на базовом уровне, составлена на основе:

СОГЛАСОВАНО На педагогическом совете Протокол 4 от 06.06.2016г. УТВЕРЖДАЮ Приказ 62/1-у от 06.06.2016г. директор ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери» иерей Константин Глухарев

СДП- методологическая основа ФГОС 29 февраля 2012 Системно-деятельностный подход Это не совокупность образовательных технологий и методических приемов- это философия образования, методологический базис,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» (МАОУ «СОШ 5») 456910,Российская Федерация, Челябинская область, г. Сатка, ул. 50 лет ВЛКСМ, д. 24-а Телефон:

Сергеева Т.Ф., зав. кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин Академии социального управления, доктор педагогических наук, профессор Основные направления обновления содержания школьного

Программа стажировки.. Информационный блок программы... Разработчик программы Ведерникова Людмила Юрьевна..2. Название программы: «Конструирование учебных заданий эффективный инструмент деятельностно-ориентированной

Психология и педагогика 1. Цели и задачи дисциплины Цель изучения дисциплины получение психолого-педагогического образования, способствующего готовности и способности к личностному и профессиональному

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Требования к выпускным квалификационным работам

Уровневая модель формирования образовательной мобильности школьников МОУ СОШ 44 Уровень Общая характеристика нововведения Ключевой показатель нового качества образования Начальная школа Основная школа

III. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного

Л. В. Шварева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Пенза, Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского

Основы коммуникативной компетентности педагогов Бурбенцова О.В. учитель английского языка МБОУ Видновская СОШ 1 Ленинского района Московской области Введение В настоящее время профессиональнопедагогическая

СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 29» ГО Ревда Подготовку педагога к профессиональной

ПРОГРАММА работы педагогического коллектива МБОУ «СОШ 2» над единой методической проблемой «Повышение качества образования через внедрение современных педагогических технологий в учебно воспитательный

Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ Школы 1290 на 2015-2018 годы Данная программа разработана коллективом педагогов начального общего образования государственного бюджетного

П/п Базовые компетентности педагога Базовые компетентности педагога (требования профессионального стандарта) Характеристики компетентностей Показатели оценки компетентности 1 2 3 4 1. Социально-личностные

Инвариант спецификаций педагога в соответствии с требованиями ПСП. Компетентности Процедуры Критерии для диагностики компетентности у педагога Приложение 1. области постановки целей и задач педагогической

Одним из факторов, определяющих качество образования, является содержание предметно-методологической компетентности учителя. Под предметно-методологической компетентностью учителя понимается совокупность знаний в области преподаваемого предмета, уровень ориентации в современных исследованиях по нему; владение методиками преподавания и умение выбирать или разрабатывать необходимую для конкретного образовательного процесса, технологию, методику.

Типы взаимодействия учителя и ученика определяют четыре стратегии развития профессиональной компетентности учителей: конструктивную, нормативную, ситуативную и деструктивную, которые характеризуются определенными уровнем, динамикой профессиональной компетентности (количественная характеристика) и личностно-профессиональными особенностями учителей (качественная характеристика).

Особенности взаимодействия в системе «учитель-ученик» определяют оптимальность стратегий развития профессиональной компетентности. Оптимальной для развития профессиональной компетентности является конструктивная стратегия, неоптимальными - нормативная, ситуативная и деструктивная стратегии. В качестве ведущего компонента профессионального развития учителя выступает профессионально-педагогическая компетентность. В педагогической психологии существуют неоднозначные взгляды на предмет и структуру педагогической компетентности у разных исследователей этой проблемы. Можно выделить деятельностный и личностно-деятельностный подходы к определению понятия профессиональной компетентности учителя. Знания и умения - это объективные характеристики труда учителя, а позиции и личностные особенности - субъективные характеристики учителя, необходимые для его соответствия требованиям профессии.

Личностно-деятельностный подход к определению профессиональной компетентности дает возможность представить в ее структуре три подструктуры: деятельностную, или предметно-методическую; личностную, или аутопсихологическую; коммуникативную, или социально-психологическую. Предметно-методологическая компетентность включает предметно-педагогические и методологические знания, умения и навыки, касающиеся методов и средств обучения и воспитания, а также способов и приемов их реализации в педагогической деятельности. Аутопсихологическая компетентность предполагает способность учителя анализировать и адекватно оценивать свои действия и поступки, чувства и отношения, сильные и слабые стороны своей личности, степень их соответствия профессиональным задачам, т.е. свидетельствует о психологической зрелости педагога. Социально-психологическая компетентность обеспечивает конструктивное, деловое общение и взаимодействие педагога с учащимися, их родителями, коллегами по работе и администрацией школы. Высокий уровень профессиональной компетентности учителя обусловливается высоким уровнем всех ее структурных составляющих. Ощущая определенную ущербность предметности как основы процесса учения в целом, ученые и педагоги-практики создают интегрированные курсы, обогащают межпредметными связями содержание традиционных курсов, включают в процесс учения детей такие формы работы, которые требуют знаний других дисциплин, объявляют смену парадигм в образовании. И все же большинство учителей продолжает реализовывать «предметоцентрированный» подход к организации учебного процесса. компетентность педагогический образование учитель

Профилизация школьного образовательного процесса сделала проблемные зоны качества предметного обучения более выпуклыми и острыми:

  • - снижение мотивации у учащихся к изучению непрофильных предметов (учитель должен уметь мотивировать детей, вектор мотивации которых направлен совсем в другую сторону);
  • - дефицит учебного времени, возникающий у учителей, продолжающих обучать непрофильным предметам так же, как и до введения профильности - с помощью тех же методик, технологий и приемов (учитель должен изменить подход к преподаванию непрофильного предмета, научиться управлять целями и ресурсами образовательного процесса в рамках своего предметного курса);
  • - реально грядущая интеграция детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в массовые школы (эта проблема пока еще слабо ощущается, как проблема всей профильной школы не только непрофильных предметов: во всех классах учителям придется встретиться на своих уроках с учениками с ОВЗ, поэтому необходимо знать особенности индивидуального стиля учебной деятельности ребенка, уметь создать развивающую и одновременно здоровьесберегающую образовательную среду).

Это по-настоящему новая и непростая для освоения профессиональная компетенция учителя - переносить в зависимости от целей курса акцент с приоритета содержания на приоритет освоения учащимися способов действий. И относится эта компетенция к методологическим и управленческим умениям высокого уровня сложности. Такие навыки требуют повышенной степени владения содержанием, а не наоборот, как может показаться на первый взгляд. Чтобы использовать содержание курса как средство развития и социализации учащихся, учитель должен виртуозно этим содержанием владеть.

В процессе повышения предметно-методологической компетентности учителя освоение новых и модернизация уже наработанных годами идей, концепций и парадигм, несомненно, играет важную роль. Но не менее важное, а иногда и решающее значение имеет уровень владения навыками оптимизации ежедневной рутинной работы. Для этого учителю необходимо обладать информационной компетентностью.

Предметные компетенции учителя русского языка и литературы

По мнению современных ученых в педагогической области (Ларионова О. Г., Вербицкий А. А.) - компетенции учителя - это его права, обязанности и ответственность в сфере педагогической деятельности.

Одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию личности в современных условиях жизни. Коммуникативная компетенция означает готовность ставить и достигать цели в устном и письменном общении.

Формирование коммуникативной компетенции – процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком. Какова же роль предмета "Русский язык” в школе? Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников?

Предметные компетенции учителя русского языка состоят из следующих направлений:

  1. Помогать учащимся овладевать учебными навыками и умениями;
  2. Воспитывать эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждать интерес к слову, стремиться научить правильно говорить и писать на родном языке.
  3. Формировать умение работать в сотрудничестве, взаимодействовать с окружающими людьми, получать необходимую информацию.
  4. Развивать коммуникативную компетентность учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Успешное применение данного подхода в обучении означает, что обучаемые знают язык, демонстрируют коммуникативные умения и способны успешно действовать вне школы, т.е. в реальном мире.

Современное состояние преподавания русского языка и литературы показывает, что в лицее на протяжении нескольких лет формируются у учащихся навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе используются для формирования практической речевой деятельности.

В основу этой работы для учителей русского языка положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. Подход основан на положении П. Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических действий к действиям внутренним, теоретическим. То есть обучение предполагает на первом этапе совместную учебно-познавательную деятельность под руководством учителя, а затем – самостоятельную.

Чтобы формирование коммуникативной компетенции было результативным, более успешным, чтобы создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика, необходимо знать учебные возможности обучающихся каждого возраста.

Так,взяв учеников в 5 классе, учителя-предметники совместно с администрацией лицея проводят диагностику учебной деятельности учащихся, в которой учтены учебная работоспособность и уровень сформированности интеллектуальных умений. Определив учебную работоспособность каждого, определяются и направления работы с классом в определенной последовательности: составление алгоритмов, система упражнений, развивающих механизмы речи и т.д

Важную роль здесь играют уроки развития речи, так как на таких занятиях особое внимание уделяется комм уникативным компетенциям на основе работы с текстом.

Работать над "развитием речи вообще” нельзя, важно в каждом классе поставить задачу, что должны знать и уметь дети в определенных разновидностях устной и письменной речи. Так, в 5 классе: это текст, тема текста, идея. В 6 классе: стили, виды стиля и особенности, особенности прямой и косвенной речи и т.д.

К 11 классу в идеальном варианте мы должны подготовить социально активную личность, ориентирующуюся в современном мире, с высоким творческим потенциалом.

Следовательно, формы, методы и приемы работы учителя русского языка должны быть направлены на то, чтобы содержание учебного материала стало для учащихся источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Групповые формы и методы, коллективный способ обучения, работа в парах позволяет решить и воспитательные задачи: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Методы, которые используют учителя русского языка, разнообразны:

1. Виды пересказа (сжатый, подробный)

2. Формы учебного диалога.
3. Доклады и сообщения.
4.Выступления в качестве ведущих на мероприятиях.

5.Сочинения и изложения разных форм.
6.Участие в конкурсах сочинений.

Учителя русского языка стараются строить свою работу на уроках так, чтобы были задействованы различные умения и навыки учащихся, а именно:

1.Свободная работа с текстами разных стилей, понимание их специфики; владение навыками редактирования текста, создания собственного сочинения.
2.Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста;
3.Владение монологической и диалогической речью;

4.Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно);
5.Составление плана текста, тезисов, конспекта;
6.Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;
7.Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);
выбор и использование выразительных средств языка;
8.Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Совершенствование профессиональных компетенций учителя

русского языка и литературы.

Профессиональная компетентность учителя представляет собой совокупность профессионально-педагогических компетенций, в которую входят:

Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач;

Коммуникативная и профессионально-коммуникативная компетенции;

Общепедагогическая профессиональная компетенция (психолого-педагогическая и методическая);

Предметная компетенция в сфере учительской специальности;

Профессиональная самореализация.

Траектория развития профессиональной компетенции учителя включает в себя:

Профессиональное общение

Конструирование уроков в группах

Анализ посещённых открытых уроков

Участие в групповом анализе помещённых уроков

Активная позиция при проведении мероприятия

Обмен практическим опытом с коллегами

Консультирование коллег

Проведение мастер-классов

Организация и проведение курсовой подготовки для коллег

Самообразование

Изучение литературы

Подготовка сообщения, доклада, научной статьи

Знакомство с опытом коллег

Разработка дидактического, наглядного материала и раздаточного материала

Участие в олимпиадном движении

Профессиональный опыт педагога включает два вида знаний: теоретические и эмпирические, приобретённые на субъективном опыте. Они не существуют изолированно, но представляют собой систему, которая определяет готовность учителя к действиям. Образовательный процесс настолько динамичен, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда.

Сегодня в инновационной среде учитель проживает разные роли: консультанта, методиста, создателя сайтов, партнёра учащегося, эксперта. Компетентный учитель осознаёт, что основной деятельностью школьников не является знакомство с предлагаемыми знаниями и заучивание их. Задача учителя - окружить ребёнка специальной средой, которая будет эффективно способствовать его социализации и воспитанию. Перед современным, думающим, компетентным учителем стоит много вопросов. Один из важнейших: «Должно ли быть наше образование всё полностью ориентировано на формирование ключевых компетенций? А если должно, то могут ли в нём оставаться сегменты традиционного содержания, представляющего ту или иную область культуры и не имеющего явно выраженной прагматической окраски? Должно ли образование играть роль среды, в которой моделируется деятельность, сама имеющая надпредметный характер?»

Воспитать компетентного гражданина общества может только компетентный учитель. Сейчас много говорится о компетентностном подходе. Хочется надеяться, что этот подход будет применён на практике, что преподаватели и методисты не уйдут в область академических абстракций, что компетентностный подход не превратится в очередную говорильню, выражаясь словами Виктора Пелевина «лексическую шизофрению», избегая всех действительно важных проблем, с которыми сталкивается учитель.

В настоящее время перед учителями –словесниками поставлены 2 сложных задачи: научить выпускников писать сочинения в соответствии с регламентом и подготовить к сдаче ЕГЭ. И без коммуникативной компетенции их решить нельзя. Выполняя на ЕГЭ задание части С, выпускник применяет те виды компетенций,
которые востребованы не только на экзамене по русскому языку, но и будут необходимы в дальнейшей жизни. Создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста - это проверка языковой и коммуникативной компетенций, то есть проверка практического владения русским языком,его словарём и грамматическим строем, это соблюдение языковых норм и владение разными видами речевой деятельности, это умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания. Таким образом, сейчас повышаются этические и эстетические требования к современному учителю, так как языковая и коммуникативно ‐ речевая культура – важные составляющие профессиональных умений педагога.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама