THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В предыдущем посте про книги дискуссия неожиданно свернула на тему учителей. Один из затронутых аспектов - малочисленность мужчин-учителей в школе. Даже высказали мысль, что их отсутствие негативно сказывается на воспитании мальчиков.
Какие же причины малочисленности мужчин в школе?

Педагогические вузы традиционно считаются девчачьи. Так, насколько я знаю, было в советское время, так остается и сейчас. Я сам закончил педагогический вуз. По моим наблюдениям, парней, в зависимости от факультета и специальности, в среднем процентов 25%. Исключения составляет лишь факультет ДИФП (довоенная и физическая подготовка), где количество ребят стремится к 100%. Большинство из них получает специальность учителя физкультуры и занимаются спортом профессионально или полупрофессионально. Физкультура у них каждый день. Второй мужской факультет, где ребят процентов 75-80, это факультет, готовящий учителей черчения и труда.
Самый женский - ПИМНО, откуда выходят учителя начальных классов. Там мальчики просто редкость, дай бог, если повезет, то один на группу. Часто не везет и нет ни одного.
То есть уже на начальном этапе (получение специальности) мы получаем соотношение мужчин и женщин-учителей 1 к 4. Это притом, что парням грозит армия. Если бы не было призыва, количество поступающих в педагогические вузы юношей было бы еще меньше. Какие причины?

Маленькая зарплата педагога, на мой взгляд, не основная причина. В середине 90-ых зарплата инженера была ничуть не выше учительской, но политехнические вузы парнями обделены никогда не были. Сейчас зарплаты учителям повышают, есть возможность подрабатывать репетиторством. Думаю, выходит не меньше, чем у рядового офисного клерка или мелкого чиновника. Молодым учителям конечно, тяжелее, потому что у них не начислений за стаж и т.п. Помимо зарплаты есть приятные плюсы, вроде свободного графика, не надо сидеть с 8 до 5, провел уроки и свободен. Два месяца отпуска - тоже неслабый бонус.

Отсутствие карьерного роста - эта причина уже посерьезней. Многие учителя как пришли после института в школу, так и остались рядовыми учителями до пенсии. Какая карьера может быть у учителя? Завуч. Если инициативен и повезет, то можно стать директором школы. Но, по-моему, директора у школ меняются крайне редко. Единицы уходят в районо, гороно и министерство. Но в эти ведомства чаще попадают минуя ступень школьного учителя. То есть получается, что у учителя почти нет перспективы карьерного роста, только рост в личном и профессиональном плане. Такая вот особенность профессии.
Написав о карьерном росте учителей, подумал о преподавателях вуза. У них карьерный карьерная лестница тоже не очень длинна. Заведующий кафедрой, декан, ректор. Тоже далеко не все ими становятся. Но у преподавателей как-то больший простор для маневра и творчества. Одни преподают в 2-3 вузах, вторые помимо преподавания работают в других структурах, государственных и коммерческих. Даже в школе ведут уроки. Или посвящают себя науке.
У учителей как-то с маневром туго, большая их часть крепко привязана к родной школе, в лучшем случае берут репетиторство. И мало кто работает в двух школах сразу, не говоря уже о коммерческой организации. Почему так получается?

Быть учителем не престижно. Престиж профессии долго падал. Престиж профессии во многом завязан на деньгах ну и романтике, культивируемой СМИ и произведениями искусства. С культивируемой романтикой как-то совсем туго в последние годы, так что деньги выходят на первый план.
Но престижно ли быть военным или врачом? Или милиционером? А может инженером? По-моему сейчас тоже не слишком. Престижность профессии военных и милиции поддерживается телесериалами и кино, медицина и так не страдает от желающих стать медиками. Уровень зарплат врача-терапевта в поликлинике не сильно отличается от учителя школы. Медицина, правда, все же более коммерческая отрасль, чем педагогика. Частных клиник больше, чем частных школ.
Непристижность профессии - это причина, но она одинакова для парней и девушек и есть куча профессии таких же непрестижных. Поэтому, хотя это и влияет на выбор профессии юношей, но не в первую очередь.

Заниматься детьми - женское дело. Самая главная причина. Может, далеко не все это осознают, но где-то в подсознании сидит четкая ассоциация: женщина и ребенок, ребенок и женщина; воспитанием детей должны заниматься в первую очередь женщины. Возиться с детьми - это как не по-мужски. Учиться в педагогическом вузе - это одно, а быть училкой в школе совсем другое.
Заметьте, чем старше обучаемые, тем больший процент учителей мужчины. В детских садах мужчин-воспитателей нет вообще. В начальных классах их очень и очень мало. Далее их становится больше, учителя труда, физкультурники, ОБЖ. - обязательно мужчины, встречаются и в других науках. (Кстати, мне никогда не попадался в жизни мужчина-учитель литературы.) В педагогическом университете преподавателей-мужчин ничуть не меньше, чем женщин, в том числе и среди тех, кто ведет занятия исключительно по педагогике.

Хотя, так было не всегда. Учитель, Наставник в истории - это всегда мужчина. Еще в царской России большинство учителей было мужского пола. То есть традиция есть. Но в какое советское время женщины захватили большинство в школе? Может в послевоенные годы, когда мужчины-учителя и студенты педвузов ушли на войну и не вернулись?

Кто же он, мужчина в современной школе - неудачник, не сумевший освоить сугубо "мужскую" профессию или одинокий герой в женском коллективе, тянущий нелегкую лямку воспитания подрастающего поколения?

ПС. Хотелось бы услышать мнение лирушников, проживающих за пределами СНГ - как в других странах обстоят дела с учителями-мужчинами в школе?

Неожиданно попали к незнакомому учителю в первый класс. Мужчина, молодой парень только что после университета, мы у него первые. Что скажете? Что-то как-то неожиданно и странно.

Среда. После уроков у меня дополнительные занятия - дискуссионный клуб школьников. Как и всегда, тем для обсуждения много, ребята задают вопросы, я увлекаюсь и пытаюсь объяснять девятиклассникам что-то пока для них сложное, но интересное: прыгаю от квантовой физики до истории религии. Когда наконец наступает небольшая пауза, из аудитории звучит очень неожиданный и самый сложный из вопросов:

«Андрей Николаевич, а почему вы в школе работаете, вы же такой умный?»

Здесь пришлось остановиться и обстоятельно всё разъяснить, потому что за такими вопросами всегда скрывается больше, чем сказано. В этом наивном недоумении удивительным образом сформулирован образ школы, сложившийся у современных детей. Школа - это не место для умных.

Немногим раньше я столкнулся и с другим образом школы, с образом, который сложился в общественном сознании: школа - это не место для мужчин.

Я учился на первом курсе филологического факультета. На таких факультетах, как известно, мальчиков любят, поскольку их мало - нас в группе было всего двое. Мы с товарищем отправились на кафедру русского языка, где натолкнулись на одного из преподавателей, завязался разговор и прозвучал вопрос: «Ну вы-то журналистами хотите быть, на телевиденье пойдёте?», а потом комментарий к нему: «Не в школу же вам идти». Помню, меня это тогда очень обидело, поскольку я уже начинал работать педагогом дополнительного образования и собирался стать учителем. В моем случае, к счастью, обида только укрепила это намерение.

Но не все легко справляются с обидой и сложившимися предрассудками. Сейчас мужчина в школе - это скорее исключение, чем правило. Если вы попытаетесь представить себе День знаний в абстрактной школе, то, скорее всего, вообразите белые банты, гладиолусы и учителя, который ждёт в классе. Каждый представляет этого условного учителя по-разному, но всегда есть один общий элемент: этот учитель - женщина. И не удивительно, ведь по данным последнего международного исследования TALIS , в котором принимала участие Россия, 85 процентов учителей - женщины.

Однако если мы обратимся к истории образования, то легко выясним, что учителями на протяжении очень большого периода человеческой истории были только мужчины. Собственно говоря, само слово «учитель» - мужского рода. Почему же теперь так сложно встретить учителя-мужчину?

Мужчина в школе - не мужчина?

Так уж получается, что мужчины редко говорят о своих проблемах. Не принято. Мужчина должен быть сильным, терпеливым, стойким, не должен сдаваться, должен преодолевать все трудности и не жаловаться. Мужчина должен быть успешен. А успешность в обществе, особенно в последнее время, определяется количеством денег, которые ты зарабатываешь.

Здесь скрывается сразу две причины пренебрежительного отношения к мужчине-учителю. Во-первых, процесс зарабатывания подразумевает в обыденном сознании какой-то тяжёлый физический труд. Труд учителя - интеллектуальный, а потому чаще всего я слышу, что на работе вообще ничего не делаю.

«Сложно как будто прийти и языком потрепать» - говорят люди, плохо понимающие, в чём заключается труд учителя.

Во-вторых, одна из центральных причин плохого отношения к учителю-мужчине - деньги. Хороший, тяжёлый труд хорошо оплачивается; раз платят мало, значит, и трудишься плохо. Да и вообще, «разве нормальный мужик будет работать за такие деньги?» Проблема оплаты труда учителей является на данный момент одной из самых серьёзных и плохо решаемых.

По словам главы Минобрнауки, средняя зарплата учителя в России составляет 35 тыс. рублей. Для сравнения, средняя зарплата учителя из США – 180 тыс. рублей. Конечно, другие расходы, другая экономика, и вообще незачем сравнивать, но проблема от этого никуда не пропадает. Ведь даже до этой «средней» зарплаты мне ещё надо было дожить: попробуйте, первый год работая в школе, взять нагрузку больше 20 часов, классное руководство, дополнительные занятия (а только в этом случае есть вероятность получить «среднюю» зарплату).

Карьера для неудачников

Но с первыми изменениями в отношении к себе со стороны других людей молодой человек сталкивается уже при поступлении в университет. Печальный факт: в современном обществе преобладает мнение, что если парень после школы поступил на педагогический факультет, значит, больше его никуда не взяли. Значит, он - неудачник и говорить с ним не о чем.

Надо сказать, что эта идея появилась не на пустом месте. Конечно, на педагогические факультеты конкурс всегда был ниже. Конечно, мальчиков берут очень охотно и закрывают глаза на мелочи. Но разве подобные вещи не происходят на других факультетах? Всегда есть люди, живущие по инерции, и всегда будут люди, относящиеся к своей деятельности как к призванию, готовые честно трудиться и добиваться результатов.

Я никогда не считал себя неудачником из-за того, что поступил на филологический факультет. Я сознательно выбрал его и работу учителя, хотя без труда проходил и на более престижные факультеты, но, тем не менее, сочувствующие взгляды и фразы типа «ну ничего, работать ведь не обязательно по специальности, главное - диплом получить» сопровождали меня довольно долго. Такое отношение может легко отбить желание работать в школе ещё на первом году обучения.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других

Когда же всем вокруг становится понятно, что ты настроен серьёзно и ничего менять в своем образовании не намерен, наступает ещё одна перемена в отношении. Отныне к будущему учителю-мужчине будут относиться не только с сочувствием, но и со снисхождением. В разговорах о нем будут упоминать как о местном «дурачке», блаженном.

«Не всем ведь быть юристами» - скажет дядя. «Кто не умеет делать - учит» - добавит старый знакомый. «А мог бы пойти в бизнес» - подведёт итог премьер-министр.

Собрав все эти причины вместе, можно представить, какое давление испытывает на себе учитель-мужчина, особенно молодой специалист. Образ педагога в общественном сознании из человека, который является для детей проводником в мир знаний и примером для подражания, превращается в вечно пьяного трудовика/историка/географа или недалёкого физрука, который подглядывает за школьницами в раздевалке.

Отсюда сомнения и боязнь родителей отдавать детей в класс, классным руководителем которого является мужчина. Итог - общее неуважение к профессии.

Образование в гармонии

Чем больше общество подшучивает над учителями-мужчинами, чем снисходительнее к ним относится, тем хуже отношения между учителем и детьми. Образовательный процесс - всегда двусторонний, и если дети «благодаря» общественному влиянию не могут воспринимать учителя всерьёз, то обучение не состоится, каким бы талантливым ни был педагог.

Всем известная истина о том, что всё должно быть сбалансировано и гармонично, безусловно, применима и к образованию и воспитанию. Сложно воспитать полноценную личность без мужского влияния, невозможно воспитать её и без женского участия.

Профессия учителя не должна быть ограничена одним полом, поскольку такое ограничение отрицательно сказывается на детях.

А так хочется показать им, что школа - место для умных, место для интересных, место для талантливых.

В оформлении статьи использован кадр из фильма «Охота» (2012).

Френды, а как вы относитесь к учителям-мужчинам?

Ну то есть я понимаю, конечно, что профессия педагога изначально была мужской, даже в институтах благородных девиц преподавали мужчины.
В последнее время часто слышу о том, что все наши проблемы, дескать, из-за того, что мало мужчин идет в педагогику. Да и те,кто идет...лучше бы не шли, в общем. Ибо там такая некондиция, что даже и говорить не о чем. И детей воспитывают в основном женщины. Если же еще и учитывать статистику разводов, и то, сколько приходится в наше время работатьмужчине, чтоб прокормить семью, то получается, что современные подростки растут почти исключительно под женским присмотром и котролем.
Вот и пожинаем мы потом - маменькиных сынков и чрезмерно активных дам, воспитанных такими же мамами...

Поэтому чисто теоретически учитель-мужчина - это вроде как хорошо.
Тем более, скажем так, достойный мужчина. Не хлюпик-задрот, не пьяница-трудовик и не тупой физрук,а именно Учитель. Молодой, современный, компетентный и,главное, не бабообразный.
Казалось бы,о чем еще большем можно мечтать.

И в нашей школе такой учитель есть.
Правда, мы с ним пока не знакомы.Он преподает географию, а мы это еще не учим.
Внешне нормальный мужчина, молодой, лет 30-32, высокий,симпатичный. Не убогий,одним словом.

И сразу первая мысль- чего ж его сюда,беднягу, привело? Что заставляет его жить на зарплату учителя? В городе-то Москве, с высшим образовнием, способностью заработать в 2-3 раза больше? У него же наверно семья, ребенок? Или нет семьи? А ПОЧЕМУ?

Он так сильно любит детей, что готов за копейки работать в школе? - у меня десяток знакомых мужчин, которые любят детей, и дети всех возрастов ходят за ними хороводом, но работать в школе им и в голову не приходит.
Он так любит географию? Ну, не знаю.

Что ты,хороший учитель! - говорит моя подруга, мать восьмиклассника. - Он даже места какие-то занимает! Не Учительгода, но что-то типа того... А всё потому, что у него девчонки учебник наизусть учат! В рот ему глядят!.. Ну а пацаны подтягиваются, что делать...

Ну вот, так я и знала. Без сексуального подтекста никуда.
Конечно,его обсуждают в женских туалетах и раздевалках. Может быть, и не только ученицы.
И даже если он кристально честный человек и примерный семьянин, все сводится к "ах, какой он душка". Он постоянно должен быть настороже.

Сегодня, например, географ вышел из школы покурить. Стоит на крыльце с сигаретой. Из школы выходит стайка подростков, класс 7-8. Среди них - голоногая девица на умопомрачительных шпильках.
- Маша! - кричит географ на весь двор. - А ты знаешь, что работу-то последнюю ты написала не очень? Давай-ка подтянись!
- Я что-то не пойму, Андрей Петрович, вы о чем? - жеманно обернулась к нему именно голоногая девица.
- Я? Про географию!
- Ааааа. А я-то думала. про что-то ДРУГОЕ! - с нажимом говорит девица подобщее хихиканье друзей. - Ну а что вы смеетесь? Хоть вот... про математику, например!

Громко смеясь,подростки убежали.
Почему он именно Машу из всей оравы окликнул? Он не представлял возможную реакцию?
Или того и добивался?
Ситуация достаточно скользкая, но у него таких немало, я так думаю.Он привык. А может быть, ему того и надо. Получает свои эмоции от этих полунамеков и смешков. Ну а кто из нас здоров.
Но мы-то, нездоровые,дома сидим, а он в школу пошел,работать с детьми.

а я вот думаю, нужны ли они, эти супермены, в школах, или без них проще?
Вот например стояла бы на крыльце тридцатилетняя училка и распекала бы шестнадцатилетнего оболтуса - ведь и в голову не пришло бы, что что-то тут не так.
А когда учитель-мужчина, это сразу подозрительно.
А вы что думаете?

Недавно на одном сайте, посвященном профориентации, я встретила список «самых мужских профессий» по мнению его составителей. В него закономерно попали летчики и моряки, шахтеры и сварщики, спасатели и военные. Профессии «учитель» или «преподаватель» в этом списке не оказалось. Также ее не нашлось ни среди «самых интересных», ни среди «самых престижных»; не встретилась она ни в «перспективных», ни в «популярных». Я уже хотела было окончательно расстроиться, как открыла последний список - «самых женских» профессий. Искомое находилось там под номером 1. Лучше бы я окончательно расстроилась на страницу раньше, было бы не так обидно за свое дело.

Я, конечно, сама пополняю эту статистику, являясь учителем-женщиной, а попросту «учительницей», «училкой», но как же часто не хватает нашей школе учителей-мужчин, способных внести мужское начало в обучение и воспитание ребят и гармонию в большие женские коллективы, которые в народе не зря зовут «серпентариями»!

По статистике 2010 года в России из 1,36 млн. учителей к сильному полу принадлежали всего 7%. Не думаю, что за четыре года ситуация принципиально изменилась. Самые частые возражения и объяснения этому явлению слышал, пожалуй, каждый: «На учительскую зарплату семью не прокормишь!», «Не мужское это дело!». Редким выпускникам педагогических вузов, идущим работать в школу, удается избежать подобного прессинга.

Мне удалось побеседовать с шестнадцатью учителями-мужчинами, рассказавшими о своем отношении к профессии. Кто-то из них преподает в настоящее время, кто-то выбрал другой путь, в любом случае, бесследно работа учителем не проходит.

Путь в профессию учителя чаще всего связан с педагогическим вузом. Большинство моих ровесников (7 из 16 опрошенных - молодые люди с педагогическим стажем от 1 до 5 лет) объяснили выбор вуза низким конкурсом, наличием бюджетных мест или другими прозаическими причинами.

Николай Николаевич Боровков, 1 год педстажа, учитель математики и информатики: «Поступил после армии, т.к. не хотелось терять год, а здесь брали сразу на второй курс. Поработал в летних лагерях и школе на практике, понравилось».

Александр Андреевич Каретник, 3 года педстажа, преподаватель физкультуры и ОФП: «Во время обучения и после окончания КузГПА поработал на РЖД: проводником, начальником, инструктором направления. Многое применял из полученного мною в академии. Но в один прекрасный момент получил хорошее предложение возобновить тренерскую карьеру в Москве! Поэтому оставил железную дорогу и уехал работать тренером».

Однако призвание и мечты об учительской стезе - вещи непреходящие, существующие во все времена. Чаще, конечно, о них упоминали более опытные учителя, чей выбор жизненного пути пришелся на советское время.

Александр Николаевич Игрицкий, преподает около 40 лет математику и физику школьникам, а также спецдисциплины, связанные с физикой и математикой у студентов: «Первый червячок появился в родной школе, когда по предложению нашей учительницы по математике Вероники Евгеньевны Балакиной стал вести математический кружок для 5-6 классов. Потом вел занятия в институте в физматшколе при МИФИ… Потом… Потом всё! «Коготок увяз - всей птичке пропасть!» Последний и решающий аргумент: на первом курсе после успешной сдачи первого коллоквиума по математике мне разрешили принимать коллоквиум у своих однокурсников… А затем сказали: вам бы преподавать…»

Вадим Евгеньевич Жутовский, 15 лет педстажа, преподаваемые в разное время предметы - английский язык, история, технология, право: «По природе - гуманитарий, но свою взрослую жизнь начал технарем. Окончил техническое училище, два раза не поступил на истфак. Потом друзья посоветовали идти на системного программиста. Но в 90-е поменялась архитектура ЭВМ - появились персональные компьютеры, а потом и Союз развалился. Немного помаявшись, получил второе высшее - учитель английского языка и литературы. Так для меня открылись двери в школу, о чем всегда мечтал: мама, бабушка, двое дедов были учителями. В 2009 году осуществилась, наконец, еще одна моя мечта - получил третье, историческое образование и стал учителем истории. Вот так не быстро вышел на цель».

Сергей Смирнов, преподаватель физики и спецразделов математики с 30-летним стажем: «Сначала - по нужде. Потом понял - повезло!»

Но и от молодежи, на которую принято пенять во все времена, можно услышать искренние слова о своей профессии.

Денис Гиряев, 2 года работы учителем математики и 2 года руководства собственным образовательным проектом: «Как, наверное, многие дети, ещё с детства я хотел стать учителем. Учась же в старших классах, я понял, что это не детская глупая фантазия, а деятельность, к которой лежит душа. Да и мой учитель математики — Заслуженный работник образования Республики Беларусь Волков Михаил Николаевич — стал для меня примером, на который стоит равняться. Он не просто учил математике — он учил жизни. По сегодняшний день я благодарен ему за все, что он для меня сделал. Кстати, именно благодаря Михаилу Николаевичу, я осознал важную истину: что бы ты ни делал — делай это лучше, чем делали до тебя».

Посчитать, сколько респондентов ушли из профессии, а сколько в ней остались, оказалось неожиданно сложно. Если, бросив работу учителем, уходишь в инженеры - все просто и понятно: ушел. А если при этом по субботам подрабатываешь в школе? А если ушел на пенсию по выслуге лет? А если - в районо? Мотивы же полностью или «частично» ушедших поддаются обобщению намного лучше.

Александр Александрович Казанцев, 17 лет педстажа, преподаватель истории и социальных дисциплин, тренер по шахматам: «Ушёл. У тренера зарплата очень низкая, а в общеобразовательной школе морально противно работать. Последней каплей стало требование написать объяснительные за двойки, вместо неё написал заявление».

Михаил Олегович Никаноров, 3 года педстажа, учитель информатики: «Ушел по причине несоответствия объема труда и времени заработной плате». Точно ту же причину назвали еще два его коллеги и бывших одногруппника, успевших поработать в школе, - Николай Боровков и Сергей Дмуховский. К слову, все трое, как и многие учителя информатики, ушли работать в сферу информационных технологий. Денис Гиряев добавил к этой, основной, претензии, что «не готов работать в рамках устаревшей системы, пропитанной глупым бюрократизмом и отторгающей любые реальные инновации».

Претензии к бюрократизму не единичны, но есть и те, кто готов с ними мириться ради чего-то более важного.

Алексей Валентинович Судничников, 3 года педстажа, учитель информатики: «Уйти? Да, хотелось. И не раз. Причины - бюрократия и чрезмерная наглость детей и/или родителей. Но последнее время - всё меньше. К бумажной работе как-то привык, а с наглыми научился справляться».

Впрочем, тех, кому работа исключительно нравится, не меньше.

Константин Николаевич Шнянин, 3 года педстажа, учитель физкультуры: «Я работаю учителем, профессию менять не собираюсь (наверно, потому что у меня есть какие-то шансы занять управленческую должность). Я занимаюсь любимым делом, и за это платят деньги (как сказал мне один многоуважаемый человек: «заниматься любимым делом и получать за это деньги - мечта каждого человека»). Все вокруг кричат, что учителям мало платят, но можно получать и в школе нормальные деньги, если не сидеть на своем стуле. Проходит много конкурсов, мэрия всячески поддерживает учителей, а особенно молодых».

В целом щекотливого вопроса заработной платы в беседах я старалась не касаться. Работает человек - значит, либо хватает, либо призвание первично, а заработок может найтись и где-то еще. Однако эта тема не может не волновать тех, кто в нашем обществе традиционно является главой семьи, кормильцем.

Александр Геннадьевич Баданов, педагогический стаж около 17 лет, в школе преподавал информатику, экономику, был руководителем различных технических кружков, в настоящее время работает со студентами: «Чисто» учителем никогда не был. В образование пришел уже с некоторым багажом знаний и опытом работы в сфере ИТ. В настоящее время моя работа связана с различными отраслями НХ. Вынужден работать в нескольких местах (в том числе и удаленно). Несмотря на радужные картинки о средних зарплатах и финансовом благополучии работников сферы образования - это несколько не так. Я с удовольствием бы работал с полной отдачей в одном месте...».

Некоторые мои коллеги подошли к вопросу о профессии учителя философски.

А.Н. Игрицкий: «Это сложный вопрос - профессия. Сегодня, подводя итоги, невольно думаю, какая же у меня профессия? И прихожу к выводу - помогать людям получать любые знания. Ушёл ли сегодня из неё? Скорее да, чем нет. Почему? Могу несравненно больше, чем сегодня фактически делаю в обычном ОУ. Сменить профессии в моем её понимании не хочу. Это моё».

А Владимир Владимирович Милов, в прошлом учитель информатики с 19-летним стажем , сумел описать свой профессиональный путь буквально в одной фразе: «Школа - пединститут - учитель - директор - начальник отдела образования».

Завершить краткий экскурс в биографии наших учителей хотелось бы оптимистичным лаконизмом В.Е. Жутовского: «Уверен, что это - «моя колея».

О том, чем же отличается эта колея для учителей-мужчин и так ли страшен большой женский коллектив - .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама