THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Сюжет и проблематика рассказа «Лапти». Бунин писал этот рассказ в 1924 году, в эмиграции, на чужбине. Одна из главных задач писателя ~ изобразить русский национальный характер. Тема русского народа, осмысление его характера была продолжена русской литературой XX века. В рассказе Бунина трагическая ситуация передана сжато, как бы краткими вспышками памяти. Бунин выбрал такой способ повествования, наверное, для того, чтобы читатель ярче представил себе беспомощное состояние матери, ее измученность от горя и усталости. И болеющий ребенок в жару и бреду видит сполохи пламени от свечи на темной стене.

Так окружающая реальность рвется на эпизоды, но на эпизоды самые важные: «Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь?

Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…» Таким эпизодом стал приход барского слуги Нефеда. Он притворил за собой дверь, и в комнате появилась смутная, хрупкая надежда. Мать говорит Нефеду, что мальчик просит в бреду какие-то красные лапти. Мудрый слуга сразу понимает, что выздоровление мальчика зависит от этих красных лаптей.

Чтобы раздобыть их, он уходит в ночь в соседнее село, хотя на дворе вьюга, и добраться туда почти невероятно: «Еще подумал. - Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то… И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море». Нефед добрался и замерз на обратном пути. Он успел купить лапти и красную краску: «За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином».

Что же главное в этом рассказе: то, что мальчик спасен? Да. Но важно понять и почему он спасен. Вот что сказал Нефед, услышав про красные лапти: «Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать». Чтобы понять, что желает душа другого человека, надо самому иметь душу. Смысл названия рассказа.

Современный исследователь М. Б. Baггe отмечает, что в название рассказа вынесено слово, которое многозначно по смыслу. Лапти - не только вид обуви, лаптем называют человека бесхитростного, незамысловатого, простого, малообразованного. Вот такие они, русские «лапти», незамысловатые русские мужики, подобные Нефеду. Нравственный смысл произведения. Отправляясь в буран за красными лаптями для больного мальчика, Нефед жертвует собой.

Можно ли назвать эту жертву бессмысленной? Финал рассказа открыт: мы не знаем, выздоровел ли ребенок. Но мы знаем точно, что благодаря Нефеду спаслись Новосельские мужики: «Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело - оказывается, знакомый человек. - Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье». Как утверждает М. Б. Багге, «Нефед показал пример христианской жертвы, жертвы во имя любви, а по мысли Бунина, весь русский мир, его нравственные устои зиждутся на этой жертве. Слово «спаслись» в рассказе не случайно.

Не только физическое спасение ново - сельских мужиков оно означает. Слово «спастись» в русском языке имеет и значение спасти душу живую, то есть спасти душу для вечной жизни». Творчество И. А. Бунина в оценке критиков и литературоведов. «Из-под его пера выходят шедевры художественной прозы, в которых беспощадная правда изобразительности, внутренне напряженной, внешне бесстрастной, сочетается с недосягаемым совершенством формы» (Б. К. Зайцев). «Искусство Бунина первоначально и самостоятельно; оно не живет чужими перепевами и не нуждается в этом; у него свое видение, свои образы и свои слова.

Рассказ И.А.Бунина актуален для современных читателей благодаря проблематике, которую рассматривает автор. Бунин на примере простой истории показывает одно из важнейших нравственных качеств человека: умение сострадать.

По первым строкам рассказа читатель уже может понять настроение всего произведения: мрачное, печальное и угнетённое. Автор говорит про продолжительную непроглядную вьюгу, которая не прекращается пять дней. В одиноком доме на окраине хутора лежит в бреду больной барский мальчик, который просит свою маму принести ему некие красные лапти, просьбы его полны мольбы и непонимания: почему ему не приносят лапти? Но, из-за описанной в самом начале рассказа непогоды, предсмертное желание мальчика не может быть исполнено, что вселяет в его мать настоящее чувство безысходности и страха. Единственное, что она может – вопрошать к Господу о помощи её сыну.

Но автор посылает матери Господа в обличии обычного сельского мужика – Нефёда. Также примечательным является и тот факт, что только он из всех героев рассказа наделён именем. Этим Бунин подчёркивает то, что Нефёд является ключевым героем произведения.

Несмотря на то, что на Нефёда возложена особая миссия в этом рассказе, он описан как довольно простой и незамысловатый герой. Одет Нефёд, как описывает Бунин, в старый полушубок и старые валенки, речь его не отличается наличием сложных предложений, а наоборот, содержит много просторечий. Но этот образ не влияет на его самоотверженность и мужество. Ведь только сильный духом человек сможет пойти, утопая в сугробах, в непроглядную вьюгу за мечтой маленького мальчика, который болен.

В конце произведения показан мужественный поступок Нефёда: он пожертвовал собой ради исполнения желания больного маленького мальчика. Но, ценой своей жизни он спас не только мальчика, достав ему лекарство, он помог найти дорогу новосельским мужикам тем, что когда они заблудились, и уже отчаялись найти дорогу домой, из-под снега показались ноги бедного замёрзшего Нефёда. И мужики узнали в нём знакомого человека, и благодаря этому нашли путь домой.

Таким образом, Бунин показал читателю самоотверженный поступок обычного сельского человека. Герой рассказа пошёл не смотря ни на что, сквозь вьюгу и ненастье, за осуществлением мечты другого человека. Желание помочь оказалось больше любого страха.

Анализ произведения Лапти №2

В небольшом произведении Бунина рассказывается о маленьком мальчике, который сильно болел. Мальчик постоянно плакал и просил лапти красного цвета. Действие рассказа происходит зимой, поэтому писатель описывает бурю за окном избы, где живет мальчик. Мать не находит себе места. Врач в непогоду не приедет к ним, муж уехал, а ребенок никак не успокоится.

Несмотря на непогоду Нефед отправляется в Новосельск, чтобы исполнить просьбу больного мальчика, а именно купить фуксин для ребенка и лапти, чтобы покрасить их в красный цвет. Нефед хотел, чтобы его подарок помог мальчику почувствовать себя лучше.

Главный герой этого рассказа – очень добродушный человек. Отличительной чертой его характера является смелость. Кроме того, он наделен взаимопониманием и состраданием. Отважному Нефеде не безразлично, что мальчик тяжело болен.

Кроме ребенка, Нефед помог еще двум людям. Благодаря главному герою рассказа двое мужчин, потерявшихся в поле, нашли дорогу домой. Они сбились с пути и потеряли надежду выйти к жилью. В сугробе они увидели валенки. Расчистив снег, мужики откопали Нефеду и поняли, что находятся недалеко от деревни. Таким образом, Нефед дал им надежду на спасение.

Нефед знал, какую опасность представляет буря, когда отправлялся в непогоду в другой город. Он не побоялся рискнуть жизнью, чтобы купить лапти в лавке. Утром его замерзшего занесли в мужики. За пазухой у самоотверженного Нефеды нашли лапти и пузырек с фуксином, чтобы покрасить их в красный цвет.

Бунин не рассказывает, выздоровел ли ребенок или нет, но красные лапти, по всей видимости, придали ему сил. Но ясно одно, что поступок сельского Нефеды не был напрасным.

Рассказ заставляет задуматься о том, что даже в самых сложных ситуациях следует прислушиваться к своему сердцу. Необходимо всегда стараться помочь близкому, сделать приятное, особенно для больного, поступить так, чтобы принести ему радость.

Сам рассказ описывает тесные взаимоотношения между ребенком и взрослым. Он доносить понятие того, что любовь к детям не имеет границ.

Несколько интересных сочинений

    Стать звездой, покорить Эверест, переплыть океан-небольшой перечень того, что может сделать человек. У каждого есть мечты и все они могут сбыться. Но, к сожалению, на пути к успеху встречается множество преград.

  • Примеры сильного человека из жизни для сочинения

    Сильные люди очень выделяются из числа обыкновенных людей, которые привыкли реагировать на многие мелочи, обращать внимание на то, что его совсем не стоит. Сильные люди же выше всего этого. Они научились отделять негатив от позитива.

  • Марк Крысобой в романе Мастер и Маргарита образ и характеристика сочинение Булгаков

    В ершалаимских главах Булгаков представляет в том числе и второстепенных персонажей, которые дополняют повествование. На допросе у Понтия Пилата также присутствует Марк Крысобой

  • Анализ повести Короленко Слепой музыкант

    Для начала следует отметить, что при работе над «Слепым музыкантом» Короленко практически не использовал недостоверных данных. Ведь писатель довольно часто сталкивался с лишенными зрения людьми

  • Образ и характеристика Беликова в рассказе Человек в футляре Чехова

    Беликов, как передал нам модный по тем временам критик, один из большинства людей, что, как и Обломов или Чичиков, выражали всей своей сущностью огромную социальную среду, или направление того времени

Урок литературы 7 класс

Учитель Сасина Л.И.

Тип урока: анализ прозаического текста (рассказа)

Технология : РКМЧП

Тема урока: Рассказ И.А.Бунина «Лапти»

Цель урока: формирование критического мышления через чтение и анализ произведения

Задачи:

    Обучение элементам анализа рассказа, вовлечение учащихся в размышления о «выборе жизни»; формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации; подготовка к восприятию философской тематики произведения

    Развитие устной речи учащихся, обогащение лексикона детей

    Воспитание чувства сопереживания, уважения к добрым поступкам

Эпиграф

Подвиг есть и в сраженье, Не было бы добрых людей,

Жизнь давно бы остановилась… В.Шукшин

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпенье,

Любви и мольбе. А.Хомяков

Оборудование

    Портрет И.А.Бунина

    Листочки с заданиями

    Записи на доске

    Тексты рассказа и стихотворения

    Концепт (сострадание, милосердие, самопожертвование)

    Схемы изобразительно-выразительных средств языка

На доске

1. И.А.Бунин «Лапти» 1924

Тема:___________?

2. Словарная работа

В такую страсть – в такую плохую погоду

Фуксин – краситель красного цвета

Зипун – верхняя шерстяная одежда из грубого сукна

Обыдёнкой – в тот же день

ЛАПТИ – лапоть – плетёная обувь из лыка (коры) охватывающая только ступню ноги.

Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею

Антитеза – оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц.

Гуманизм – система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей

Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение

Структура урока.

осмысление

рефлексия

Составление кластера.

Мозговой штурм.

Чтение рассказа со«стопом». Древо предсказаний. Анализ.

Возвращение к кластеру.

Составление синквейнов.

Ход урока .

ВЫЗОВ

1. Актуализация. Рассказы И.А.Бунина 3мин

И.А.Бунин

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой. 1922

Так Иван Алексеевич Бунин обозначил две основные вехи своего жизненного пути.

Русский писатель Иван Алексеевич Бунин родился в обедневшей дворянской семье, детство и юность провёл в деревне. С ранних лет проникся уважением к труду крестьян и испытал «на редкость заманчивое желание быть мужиком». Он хорошо знал жизнь и заботы крестьян. Жизнь на хуторе, общение с крестьянами, с народом отразились в лучших произведениях писателя, в том числе в рассказах «Цифры», «Лапти», «В деревне». В них, кроме того, поднимается важная проблема отношений взрослых и детей в семье. Автор выражает идею о том, что взрослые должны считаться с миром ребёнка, а выбирая линию поведения, должны руководствоваться голосом своего сердца. В особо драматических ситуациях взрослые из любви к ребёнку могут быть готовы на самопожертвование, как это произошло в рассказе «Лапти». Расск аз «В деревне» тоже касается взаимоотношений в семье, но ещё содержит заветные мысли самого автора о том, что надо делать так,чтобы было поменьше бедности, и тогда хорошо можно жить в деревне

Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему видеть в жизни . А видел он очень много, с юных лет заболев скитальчеством, жаждой непременно увидеть всё, до той поры невиданное.

Каждый рассказ и каждое стихотворение Бунина подобно магниту, который притягивает из самых разных мест все драгоценные частицы, нужные для этого рассказа. Язык Бунина прост, почти скуп и живописен, но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношении. Сегодня мы обратимся к чтению одного из таких рассказов.

2.Постановка цели урока. Запись в тетрадях. 3мин

Тема урока

Прочитайте эпиграф. Какая строчка является ключевой?

Скажите, какая цель нашего сегодняшнего урока? На основе анализа рассказа поразмышлять о нравственных понятиях, категориях

Как можно определить тему? Высший подвиг человека - человечность

3. В центре листа обведите «самопожертвование» «самоотверженность» «со-страдание» в овал

Составление кластера

А)индивидуальный мозговой штурм

На листочке (заранее) запишите всё, что вы знаете об этом слове 5мин

Б) парная мозговая атака

Повернитесь друг к другу и спросите, что ваш сосед знает об этом слове, обменяйтесь информацией, допишите свой кластер.

В) групповой мозговой штурм

Повернитесь к соседям за следующей партой, обменяйтесь информацией

Г) Один ученик от каждой группы записывает информацию на доске

Мы обращаемся к чтению рассказа «Лапти»

ОСМЫСЛЕНИЕ

4. Чтение рассказа учителем со «стопом» 5мин

СТОП

Древо предсказаний. 3мин

Объясни свои предположения.

2. Чем закончится рассказ?

3.Как будут развиваться

события после финала?

5. Продолжение чтения. 5мин

6. Древо предсказаний.

Какие ваши предсказания подтвердились? Какие не нашли отражения?

- Понравился ли вам рассказ?

-Какое настроение сопровождало вас при чтении?

-Какие чувства вызвал Нефёд?

-Каким человеком предстаёт перед нами рассказчик? О чём это произведение?

7. Анализ понимания сюжета. Фронтальная беседа.

Кому помог Нефёд ценой своей жизни? (мальчику? Двум новосельским мужикам?) 2

1.Когда был написан рассказ? 1924

2.В какое время года происходят описываемые события? Зима

3.Что просил больной ребёнок? Лапти (толкование слова)

4.В чём проявлялась беспомощность матери? (прочитать)

5.Как Нефёд хотел облегчить состояние больного мальчика? (принести фуксин)

6.Кому ещё, кроме мальчика, невольно помог Нефёд, пожертвовав собой?

Фабула – мать мечется возле больного ребёнка, буран не позволяет прибегнуть к помощи доктора, замерзает в пути Нефёд, который хотел выполнить просьбу больного ребёнка.

8. Линия сопоставления. Маркерная доска. 10 м

Линия сравнения

Бледный сумрак

В белом от снега и холодном ….

Смерклось

АНТИТЕЗА

Огненный

Красные лапти

Весь огнём горит

Стена казалась огненной..

Красный в христианстве

Символ самопожертвования. В православной иконографии символизирует праздничность происходящего, но и предвещает грядущую жертву. Цвет жизни, войны, опасности, смерти в бреде..

Смерть Н – та искупительная жертва, ценой которой возвращается к жизни ребёнок, завершается власть вьюги

Непроглядная вьюга

Бездна снежного урагана

Бешено несущееся…

Вечный, адский холод

состояние

Тяжело болен…Плакала горькими слезами...

Жалобно плакал

Нефёд»потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море»…Мужики всю ночь плутали..

Изобразительно-выразительные средства языка

Эпитет зловещий стук

Метафора

Речь Нефёда

Страшный снег

Антитеза

Битва за ребёнка

Нефёд, мать, мужики

РЕФЛЕКСИЯ

9. Кластер. Что нового можно добавить? Вносим изменения. 3мин

милосердие переживание


самопожертвование

жертвенность

человеколюбие

помощь жалость

Д) Выступление ученика. Концепт слова «сострадание»

Гуманизм

10. Синквейн. Составьте синквейн. 3мин

Добрый, отзывчивый

Помогает, любит, жалеет

У него доброе сердце.

Это рассказ о доброте, о самоотверженности, о том, что роднит человека и природу: за смертью неостановимо идёт жизнь.

Судьба человека зависит только от него самого. Не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние и призывы о помощи. Стремись быть нужным, полезным.

Наполни смыслом каждое мгновенье,

Часов и дней неумолимый бег,-

Тогда весь мир ты примешь как владенье,

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

(Р.Киплинг «Заповедь»)

11.Домашнее задание. Отметки. 2 мин

    Иллюстрации к рассказу «Лапти».

    Отзыв на один из рассказов «В деревне», «Сверчок», «Лапти».

    Поступок, достойный уважения (миниатюра)

«Выбор жизни». Как я понимаю.

Эпитет

Ирония


Литота


Метафоры

Сравнение


_

Перифраза

Метонимия

Олицетворение

_____________________

___________________________________________________________________________

Анафора

Параллелизм

Градация



Инверсия

Антитеза


Парцелляция

Риторический вопрос

Многосоюзие

________________________________________________________________________

Ассонанс

Звукоподражание

Аллитерация

И.А.Бунин

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать «прости» - родному дому.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо

Как бьётся сердце горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой.

«Мать»

И дни и ночи до утра

В степи бураны бушевали,

И вешки снегом заметали,

И заносили хутора.

Они врывались в мёртвый дом-

И стёкла в рамах дребезжали,

И снег сухой в старинной зале

Кружился в сумраке ночном.

Но был огонь – не угасая,

Светил в пристройке по ночам,

И мать всю ночь ходила там,

Глаз до рассвета не смыкая.

Она мерцавшую свечу

Старинной книгой заслонила

И, положив дитя к плечу,

Всё напевала и ходила…

И ночь тянулась без конца…

Порой, дремотой обвевая,

Шумела тише вьюга злая,

Шуршала снегом у крыльца.

Когда ж буран в порыве диком

Внезапным шквалом налетал,

Казалось ей, что дом дрожал,

Что кто-то слабым, дальним криком

В степи на помощь призывал.

И до утра не раз слезами

Её усталый взор блестел,

И мальчик вздрагивал, глядел

СОСТРАДАНИЕ

Жалость, сочувствие, вызываемое чьим-либо несчастьем, горем

(С.И.Ожегов. Словарь русского языка»)

СОСТРАДАНИЕ

Греческое слово sym -pathia двояко проникло в русский язык

Со- страдание

И как заимствованное – симпатия, и теперь в современном русском языке существует два равноправных синонима – сострадание и симпатия.

Значение слова страдать смещалось, образовано от существительного страда – работа, поначалу глагол обозначал – работать. Неожиданный переход от работы к страданию

(Г.А.Крылов Этимологический словарь русского языка.)

МИЛОСЕРДИЕ

Готовность помочь к-н или простить к-л из сострадания, человеколюбия

(С.И.Ожегов)

МИЛОСЕРДИЕ

Заимствовано из ст\слав, miserccordie , достойный сожаления, милости (доброго, человеческого отношения)

(Этимологический словарь)

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Пожертвование своими личными интересами ради других

(С.И.Ожегов)

Сам – общеслав. Того же корня, что др\инд samas равный, одинаковый

Жертва – заимств. из ст\слав молитва, битва

Приносить в жертву, жертвовать, жалеть, беречь, охранять от боли, мучений

(этимологический)

Жалеть – вызывать сострадание

ПОСЛОВИЦЫ

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу

Человек живёт жалью

Сердце кровью обливается – чувство глубокого сострадания, жалости

Душа болит – сильно переживает, волнуется)

«Мать» И.А.Бунина

«Зимний вечер» А.С.Пушкина

Пристройки

Буря - мир

Вечер более

Вихри снежные домашний

Ветхая лачужка

старушка

Бураны теснят человека

Разрушают его дом

Помогают лирическому Я отгородиться от снежной бури

Буря зашуршит

Центральный образ- мать

Свеча и книга – Мадонна

Горящая свеча – символ духовного горения

Негасимый свет противостоит тьме

Соседство жизни и смерти

Непобедимость Властителя человеческих жизней в вечном борении с мировым злом

Специфика лирики и эпоса

В лирическом тексте противостояние человека и стихии не разрешено- это связано с воплощением образа-переживания

Глаголы несов. Вида-незавершённость

Чтобы исполнить желание больного внука, дед Нефёд отправляется в зимнее ненастье далеко от дома и замерзает по дороге.

Зимний ненастный день. Внук деда Нефёда тяжело заболевает. Мальчик бредит, часто плачет и просит дать ему красные лапти. Над его постелью рыдает мать, но она ничем не может помочь своему сыну.

Ни мать, ни Нефёд не знают, что за красные лапти просит больной мальчик. Подумав, Нефёд решает:

Он хочет покрасить лапти фуксином. Для этого надо отправиться далеко от дома, в Новосёлки. Несмотря на снежную бурю, Нефёд тепло одевается и отправляется в путь. Его ждут, но до наступления ночи он не является. Домашние решают, что он там заночевал. Как только рассвело, в дверь стучат новосельские мужики - они привезли окоченевшего Нефёда, найденного ночью в поле. За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырёк с фуксином.

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть... Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: — Ну что, барыня, как? Не полегчало? — Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит... — Лапти? Что за лапти такие? — А господь его знает. Бредит, весь огнем горит... Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо: — Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать. — Как добывать? — В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело. — Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал. — Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то... И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь: — Господи, помоги! Господи, защити! А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый, зловещий стук в окно. Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек... Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах жилье... За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. 22 июня 1924

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама