THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Введение…………………………………………………………………………...2

Понятие и виды образовательных сред………………………………………….4

Заключение………………………………………………………………………...7

Список литературы………………………………………………………………..8

Введение

Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В среде предполагается присутствие человека, взаимодействие окружения с субъектом. При этом люди сами изменяют среду или могут ее изменить. Развитие человека – это становление личности. Оно является самостоятельным движением субъекта, который взаимодействует с окружающей действительностью.

Современные психологи выделяют несколько уровней влияния естественного окружения на развитие личности:

1. Макросистема – это преобладающие институты культуры, экономическая, социальная, образовательная, правовая и политическая системы, проявлениями которых являются микро-, мезо- и экзосистемы.

2. Экзосистема – это специальные формальные и неформальные структуры, которые не включают в себя развивающегося человека, но воздействуют на условия, в которых человек оказывается. Это виды окружающих условий, которые влияют на человека, даже при отсутствии физического контакта (мир производственных отношений, СМИ, местные органы власти, промышленность и др.).

3. Мезосистема – система взаимосвязанных микросистем. Например, взаимосвязь между семьей, школой, группой сверстников (могут также включаться церковь, рабочее место и т.п.).

4. Микросистема – это взаимоотношения между человеком и средой, включающей этого развивающегося человека (семья, школа, вуз и т.д.).

Окружение человека на различных уровнях оказывает влияние на процесс развития личности.

Понятие и виды образовательных сред

Образование личности – это не только процесс освоения определенных образовательных программ под руководством педагогов, это результат действия многих факторов. Само понятие «образовательная среда» говорит о множестве воздействий на личность и охватывает широкий диапазон факторов, которые определяют воспитание, обучение и развитие личности. Под образовательной средой понимается совокупность условий и влияний (педагогических и психологических), которые создают возможность раскрытия уже имеющихся способностей и личных особенностей учащихся, так и еще не проявившихся способностей и интересов.

Я. Корчак выделяет четыре основных типа образовательных сред:

1. Догматическая

2. Карьерная

3. Безмятежная

4. Творческая

Основными являются догматическая, карьерная и творческая образовательные среды, а безмятежная – переходная между ними.

Первая образовательная среда – догматическая – характеризуется полным подчинением человека своим наставникам. Она необходима на первоначальном этапе образования, потому что в ней закладываются ценностные ориентиры, формируется ответственность и дисциплинированность. Однако серьезным ее недостатком является полная пассивность личности. Человек не ставит себе цели и не продумывает путей к их достижению, а делает так, как скажут, потому что так надо.

Вторая образовательная среда – карьерная – является более зрелой. На этом этапе ценностные ориентиры у человека уже сформированы, он знает, к чему стремиться, сам ставит себе цели, следовательно, становится более активным. Однако цели здесь имеют несколько корыстный характер: достичь успеха, признания, получить хорошую должность и т.д. Влияние педагогов здесь существенно меньше, чем на первом этапе.

Творческая образовательная среда является самой совершенной и наиболее эффективной. Здесь человек также сам задает себе цели, однако они существенно отличаются от целей, которые были на карьерном этапе. Они теперь уже не корыстные, а ориентированные на созидание. Карьерный рост и внешняя успешность отходят на второй план, главное – это реализовать себя в своей деятельности и саморазвиться при этом. На этом этапе человек обладает наибольшей свободой и активностью, сам формирует свою образовательную среду, сам выбирает пути и средства для развития. Педагоги здесь выступают в основном в качестве консультантов.

Безмятежная образовательная среда является переходной от карьерной к творческой. В процессе развития человека в карьерной образовательной среде наступает момент, когда человек разочаровывается в своих целях, имеющих внешне-корыстный характер. К этому моменту он уже достаточно много знает и умеет в своей сфере, увлечен своей деятельностью и испытывает удовлетворение непосредственно от нее, а не от каких-то внешних наград и достижений. Вдобавок он уже прошел догматическую стадию и долго трудился в карьерной, поэтому теперь нужен некоторый перерыв. Это и есть безмятежная образовательная стадия, на которой человек, будучи пассивным, переосмысливает свое отношение к деятельности и собирается с силами, чтобы полностью его изменить.

Переход от догматической образовательной среды к карьерной также осуществляется через безмятежную среду. Здесь также человеку требуется время для переосмысления своего отношения к образовательному процессу и изменения его на более эффективный.

Как правило, зрелая личность для своего становления должна пройти через все обозначенные среды. Поскольку образовательный процесс происходит всю жизнь, то и образовательные среды сменяются одна за другой в течение жизни.

Обычно догматическая среда – это детство и ранние школьные годы, когда мы слушаемся своих родителей и учителей и полностью зависим от них. Карьерная образовательная среда – это обычно старшие классы и университетские годы, когда человек движим желанием получить хорошее образование, диплом, для того чтобы найти себя в жизни, получить признание, построить карьеру.

Творческая среда часто наступает, когда человек уже достаточно хорошо ориентируется в своей профессиональной сфере. Это могут быть старшие курсы университета, но для кого-то она может наступить и раньше. Бывают гениальные люди, которые сразу же оказываются в творческой среде. В этом случае для них необходимо только в раннем возрасте пройти догматическую среду (возможно, сочетая ее с творческой), чтобы сформировалась ценностно-нравственная система, а далее они будут развиваться самым эффективным образом, являясь творцами собственной образовательной среды.

Случается также, что человек не достигает творческой среды, а останавливается на карьерной. В этом случае он может добиться больших успехов в обществе, однако его профессиональная деятельность не будет эффективной, т.к. мотивация к ней по большей части внешняя, а не внутренняя.

Надо отметить, что творческая среда, как самая энергозатратная и требующая вдохновения, не является устойчивой. Человек не может пребывать в ней все время. Он периодически впадает в пассивную безмятежную стадию, а из нее, если не находит сил опять вернуться в творческую, может вернуться в карьерную или даже в догматическую, когда, не имея внутреннего побуждения к деятельности и в то же время не желая оставаться пассивным, делает что-то только из-за того, что так надо. Однако если человек в своем развитии когда-либо все же достиг творческой стадии, он снова и снова будет возвращаться к ней, так как уже оценил ее как самую эффективную.

Заключение

Взаимодействие человека с образовательной средой двустороннее. Среда влияет на человека, помогает ему развиться и формирует некоторые качества. Но и человек влияет на свою среду, в меньшей степени на догматическом, более на карьерном и практически формируя ее самостоятельно на творческом этапе. Поэтому можно сказать, что человек – творец и продукт своей образовательной среды.

Процесс образования непрерывно продолжается всю жизнь. И чем раньше человек обретет свободу и активность, т.е. достигнет творческого этапа развития, тем раньше он начнет сознательно формировать свои образовательные среды и тем эффективнее будет этот процесс.

Список литературы

1. Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды//научно-методический журнал «Директор школы». – вып.6.-1998.

1. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды: В.А. Ясвин; отв. ред. к.п.н. С.А. Ушаков. – М.: «Сентябрь». -2000.


Похожая информация.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Образовательную среда – это психолого-педагогическая реальность, сочетание уже сложившихся исторических влияний и намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика .

Исследователи выделяют важную особенность образовательной среды как системы : субъект образовательного процесса (человек) сам по себе является системой . Таким образом, находясь в поле образовательной среды, он проявляет активный характер ее познания , что в итоге проявляется во взаимном влиянии субъекта и среды .

В широком смысле под образовательной средой можно понимать «любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности» .

История возникновения и употребления термина

Взгляд Селестена Френе

Особое внимание уделяет саморазвитию личности, приобретению ребёнком субъективного опыта . В связи с этим предлагает создание образовательной среды как опоры для самопознания ученика и построения им собственного образовательного пути .

Отечественная педагогика

В отечественной педагогике понятие «среды» начало входить в научный оборот в начале XX века. «Педагогику среды разрабатывал С.Т. Шацкий, общественная среда ребенка описывается в трудах П.П. Блонского, окружающая среда у А.С. Макаренко» .

В понимании отечественных педагогов объектом образовательного процесса является не личность ученика , а условия, которые его окружают. Под внешними условиями подразумеваются межличностные и межгрупповые отношения, под внутренними – эмоциональный портрет ученика , самооценка и рефлексия , ценностная картина мира.

Типы образовательной среды

Идейная среда

Трактуется автором как созидательная. Идейная среда подразумевает воспитание активной жизненной позиции, волевых качеств, стойкой позиции, высоких моральных принципов, открытости миру. В ходе образовательного процесса перед учениками ставятся задачи, а педагоги воодушевляют воспитанников на их решение, вселяют в них энтузиазм .

Среда безмятежного потребления

Среда с пассивной, непритязательной установкой. Ученик , выросший в такой среде – доволен тем, что имеет, не амбициозен .

Среда успеха и карьеры

Описывается Корчаком как среда с негативным воздействием. Преобладание формального, поверхностного содержания в образовательном процессе; отсутствие духовного, ценностного стержня. Ориентация на результат. В такой среде личность ученика – маска, он учиться только играть роли. Формируется конкурентоспособность, активный деятельностный подход к жизни, прагматические установки, равнодушие к окружающим .

Напишите отзыв о статье "Образовательная среда"

Примечания

Отрывок, характеризующий Образовательная среда

Прежде чем Пьер вышел, княжна сказала ему:
– Это в первый раз она так говорила о нем.

Пьера провели в освещенную большую столовую; через несколько минут послышались шаги, и княжна с Наташей вошли в комнату. Наташа была спокойна, хотя строгое, без улыбки, выражение теперь опять установилось на ее лице. Княжна Марья, Наташа и Пьер одинаково испытывали то чувство неловкости, которое следует обыкновенно за оконченным серьезным и задушевным разговором. Продолжать прежний разговор невозможно; говорить о пустяках – совестно, а молчать неприятно, потому что хочется говорить, а этим молчанием как будто притворяешься. Они молча подошли к столу. Официанты отодвинули и пододвинули стулья. Пьер развернул холодную салфетку и, решившись прервать молчание, взглянул на Наташу и княжну Марью. Обе, очевидно, в то же время решились на то же: у обеих в глазах светилось довольство жизнью и признание того, что, кроме горя, есть и радости.
– Вы пьете водку, граф? – сказала княжна Марья, и эти слова вдруг разогнали тени прошедшего.
– Расскажите же про себя, – сказала княжна Марья. – Про вас рассказывают такие невероятные чудеса.
– Да, – с своей, теперь привычной, улыбкой кроткой насмешки отвечал Пьер. – Мне самому даже рассказывают про такие чудеса, каких я и во сне не видел. Марья Абрамовна приглашала меня к себе и все рассказывала мне, что со мной случилось, или должно было случиться. Степан Степаныч тоже научил меня, как мне надо рассказывать. Вообще я заметил, что быть интересным человеком очень покойно (я теперь интересный человек); меня зовут и мне рассказывают.
Наташа улыбнулась и хотела что то сказать.
– Нам рассказывали, – перебила ее княжна Марья, – что вы в Москве потеряли два миллиона. Правда это?
– А я стал втрое богаче, – сказал Пьер. Пьер, несмотря на то, что долги жены и необходимость построек изменили его дела, продолжал рассказывать, что он стал втрое богаче.
– Что я выиграл несомненно, – сказал он, – так это свободу… – начал он было серьезно; но раздумал продолжать, заметив, что это был слишком эгоистический предмет разговора.
– А вы строитесь?
– Да, Савельич велит.
– Скажите, вы не знали еще о кончине графини, когда остались в Москве? – сказала княжна Марья и тотчас же покраснела, заметив, что, делая этот вопрос вслед за его словами о том, что он свободен, она приписывает его словам такое значение, которого они, может быть, не имели.
– Нет, – отвечал Пьер, не найдя, очевидно, неловким то толкование, которое дала княжна Марья его упоминанию о своей свободе. – Я узнал это в Орле, и вы не можете себе представить, как меня это поразило. Мы не были примерные супруги, – сказал он быстро, взглянув на Наташу и заметив в лице ее любопытство о том, как он отзовется о своей жене. – Но смерть эта меня страшно поразила. Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше. И потом такая смерть… без друзей, без утешения. Мне очень, очень жаль еe, – кончил он и с удовольствием заметил радостное одобрение на лице Наташи.
– Да, вот вы опять холостяк и жених, – сказала княжна Марья.
Пьер вдруг багрово покраснел и долго старался не смотреть на Наташу. Когда он решился взглянуть на нее, лицо ее было холодно, строго и даже презрительно, как ему показалось.
– Но вы точно видели и говорили с Наполеоном, как нам рассказывали? – сказала княжна Марья.
Пьер засмеялся.
– Ни разу, никогда. Всегда всем кажется, что быть в плену – значит быть в гостях у Наполеона. Я не только не видал его, но и не слыхал о нем. Я был гораздо в худшем обществе.
Ужин кончался, и Пьер, сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ.
– Но ведь правда, что вы остались, чтоб убить Наполеона? – спросила его Наташа, слегка улыбаясь. – Я тогда догадалась, когда мы вас встретили у Сухаревой башни; помните?
Пьер признался, что это была правда, и с этого вопроса, понемногу руководимый вопросами княжны Марьи и в особенности Наташи, вовлекся в подробный рассказ о своих похождениях.
Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.
Княжна Марья с кроткой улыбкой смотрела то на Пьера, то на Наташу. Она во всем этом рассказе видела только Пьера и его доброту. Наташа, облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами. Про эпизод свой с ребенком и женщиной, за защиту которых он был взят, Пьер рассказал таким образом:
– Это было ужасное зрелище, дети брошены, некоторые в огне… При мне вытащили ребенка… женщины, с которых стаскивали вещи, вырывали серьги…
Пьер покраснел и замялся.
– Тут приехал разъезд, и всех тех, которые не грабили, всех мужчин забрали. И меня.
– Вы, верно, не все рассказываете; вы, верно, сделали что нибудь… – сказала Наташа и помолчала, – хорошее.

Для предполагаемого нами анализа образовательной среды наиболее перспективным представляется подход, в котором выделяются «среда функционирования структуры» и «среда обитания» (Авдеев, 1997). С этой точки зрения к «среде функционирования структуры» могут быть отнесены семейная либо школьная среда (в зависимости от того, какая из них является объектом анализа), а к «среде обитания» — «окружающая среда в широком понимании» и «локальная среда».

Комплекс возможностей образовательной среды как иитегративный критерий ее качества

Итак, как уже было отмечено в начале работы, образовательная среда понимается нами как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Подчеркнем, что этот «образец» может быть как четко осознаваем, так и «размыт», то есть не до конца осознаваем теми, кто реально проектирует и организует образовательную среду (педагогами, родителями).

Образовательная среда представляет совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие в процессе функционирования, но и образовательная среда как целое и отдельными своими ментами БЛИЯет на каждого субъекта образовательного процесса.

Чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретная среда какого-либо учебного заведения или конкретная семейная среда. Такую среду можно обозначить как локальную образовательную среду, в отличие от образовательной среды в широком смысле, кото-пая теоретически может представлять собой всю вселенную. Локальная образовательная среда — это функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые взаимосвязи.

Образовательная среда составляет диалектическое единство своих пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных. В образовательной среде каждый субъект образовательного процесса осуществляет свою деятельность, используя пространственно-предметные элементы этой среды в контексте сложившихся социальных отношений. Таким образом, качество локальной образовательной среды определяется как (1) качеством пространственно-предметного содержания данной среды и (2) качеством социальных отношений в данной среде, так и (3) качеством связей между пространственно-предметным и социальным компонентами этой среды.

Для вхождения в проблему опять же придется начать с различных подходов к определению модного, часто используемого в настоящее время понятия «информационно- образовательная среда». Вообще говоря, информационно – образовательные среды (ИОС) были и до Я. А. Каменского, тогда как сейчас чрезмерно часто используют термин «среда», иногда замахиваясь даже на «пространство». Действительно, почему «среда», а не «система»? Думается, экспансия этого понятия идет не от ученых-педагогов, а, скорее всего, от чиновников в образовании, которым некогда задумываться над чистотой научных дефиниций.

Анализ множества определений ИОС (вопрос о содержании и сущности дефиниций ИОС рассматривался, в частности, диссертациях О.А Ильченко «Организационно-педагогические условия сетевого обучения» и Беляева Г.Ю. «Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений», представленных на соискание степепеней кандидатов педагогических наук) позволяет сделать вывод, что это совокупность (скорее система), различных подсистем, обеспечения: информационных, технических и учебно-методических направленно обеспечивающих учебный процесс, а также участников образовательного процесса.

Нам кажется, что применение термина среда не оправдано с научной точки зрения. Достаточно использовать хорошо зарекомендовавшее себя понятие система. Это созвучно исследованиям Песковского Е.А, который тоже пришел к заключению, что среда выступает антитезой понятию системах.

Более строгий анализ показывает, что образовательная среда есть, в широком смысле, подсистема социокультурной среды, совокупность


исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций, т.е. целостность специально организованных педагогических условий развития личности. Многие исследователи, например, под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека: люди, которые влияют на образовательные процессы; общественно – политический строй страны; природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды); средства массовой информации; случайные события.

Приведем различные точки зрения на содержание понятия информационно-образовательная среда.

Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком, как субъектом образовательного процесса.

О.А. Ильченко

Информационная среда как часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида.


Е.И.Ракитина

Информационная среда вуза – это одна из сторон его деятельности, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических и программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации.

О.И.Соколова

Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е.подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента.

А.А.Андреев

ИОС – антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося

Ж.Н. Зайцева


…Можно сказать, что технически ИОС ОО строится с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно – методические комплексы и расширенный аппарат дидактики . Под образовательной средой (или средой образования) мы будем понимать систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно – предметном окружении.

В.А.Ясвин

Образовательная среда представляет собой совокупность всех возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных и негативных

С.Д.Деряба

ИОС – системно организованная совокупность образовательных
учреждений и органов управления, банков данных,локальных и
глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек,
система их предметно-тематической, функциональной и
территориальной адресации и нормативных документов, а также
совокупность средств передачи данных, ин формационных ресурсов,
протоколов взаимодействия, аппаратно – программного и
организационно-методического обеспечения, реализующих

образовательную деятельность.

Е.К.Марченко

В общем и целом, терминологический вопрос, как водится, ученые заездили и запутали вконец, поэтому выскажем по этому поводу свои соображения.

Имеет смысл сформировать типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки, приведенные в диссертации Г.Ю. Беляева:

1. Образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы.

2. Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

3. Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурной-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.


4. Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

5. В оценочно- целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса

6. Образовательная среда выступает не только как условие, но как и средство обучения и воспитания.

7. Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальном, пространственно – предметном и психолого-дидактических компоненттт, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

8. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

Итак, как быть и что делать?

В некотором идеальном случае, чтобы разобраться в сложных явлениях и разработать научные рекомендации, целесообразно формализовать процесс, разработать математические или описательные модели явления. Исследования, проведенные в НИИ Образовательных Технологий МЭСИ, показали, что учебный процесс, протекающий по классической схеме очного образования и процесс, проходящий, например, при Интернет - обучении описываются одной теоретической моделью. Так и должно быть и, в этом и состоит сила науки, что разные процессы можно описать одной теоретической моделью. Большинство педагогов-практиков относится к теории, как к досадной необходимости. Это неправомерно, и мы можем это показать на примере того, как теоретическая модель описывает педагогический процесс инвариантно к тому, в какой образовательной среде происходит процесс. Так вот, будь то школа парапатетиков во времена Платона (378 д.н.э.), когда знания передавались от педагога ученику во время прогулок по саду, или в аудиториях современного университета, и, наконец, в виртуальном университете - педагогические процессы происходят в педагогической системе, элементами которой являются блоки, название которых логично вытекают из поставленных исследователем вопросов, а имено: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат. Схематически формируемая педагогическая система изображена на Рис.2.3.1 .


Дегтярева Г.Н.

ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет»,

г. Ставрополь

Образовательная среда как педагогический феномен

В настоящее время внимание ученых привлекла проблема изучения педагогического потенциала образовательной среды и возможностей его использования в процессе становления личности ребенка.

Значение понятия «образовательная среда» связано с пониманием сущности и цели развития личности по определенному, носящему социально-обусловленный характер, образцу.

Образовательная среда - это ситуация, когда ребенок самостоятельно создает себе образ в условиях взаимодействия с другими (взрослыми, детьми), которые составляют его окружение. «Среда - это когда ребенок создает средство, при котором он этот образ создает сам. Фактически общность есть важнейшая характеристика среды» .

В.Б. Калинин дает определение образовательной среды как среды, в центре внимания которой находится личность обучающегося, среды для построения собственного «Я», способностей самоактуализации, личностному росту, она обеспечивает создание условий, способствующих самореализации обучающегося, становлению их самосознания, развитию у обучающихся единой картины мира, стремлению к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей .

В работе А.Р.Селивановой образовательная среда определяется как среда, играющая роль некоего достаточно аморфного посредника между личностью обучающегося и окружающим миром, полностью отвечающая потребностям, интересам и стремлениям обучающегося, обеспечивая ему возможность наиболее полно раскрыть таящиеся в нем природные силы и задатки; среда, косвенно, опосредованно влияющая на развитие обучающегося, активизирующая его .

В.А. Козырев, И.К. Шалаева, А.А. Веряева под образовательной средой понимают функционирование конкретного учреждения образования, как системы социальных условий, организуемых руководством образовательного учреждения, всем педагогическим коллективом при обязательном участии самих учащихся с целью создания оптимальных условий для всестороннего развития личности учащихся и педагогов .

А.В. Хуторской раскрывает поня­тие «образовательная среда» в контексте личностно - ориентированного образо­вания как характеристику внешнего содержания образования, заключающую в себе условия развития личности. Внутренним же содержанием образования, ат­рибутом образовывающейся личности является преломление внешних условий через опыт ребенка как результат его деятельности .

Наиболее теоретически проработанным в отечественной педагогике представляется подход В.И. Слободчикова, который, с одной стороны, вписы­вает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем са­мым ее целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса - предметности культу­ры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образова­тельной среды и ее состав» .

Проанализировав представленные понятия, можно утверждать, что исследователи определяют образовательную среду как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных психолого-пе­дагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировоспри­ятия

Как показывает анализ литературы, понятие "образовательная среда" в педагогической лексике появилось недавно. В педагогических исследованиях наряду с термином "образовательная среда" параллельно используются такие понятия, как "среда образовательного учреждения", "обучающая среда", "школьная среда", "внутришкольная среда", "образовательное пространство" (Ю.С. Мануйлов, И.Я. Лернер, Л.Л.Редько, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и др.).

Как объект научного исследования образовательная среда является объективной реальностью исключительно высокого порядка сложности, мерности и уровней организации, которые, в свою очередь предполагают иерархизацию целей и задач образовательной политики государства и образовательной традиции общества. Как социальный конструкт образовательная среда представляет собой совокупность факторов, компонентов и параметров, планируемых на уровне системы институтов образования данного общества или страны.

В современных исследованиях образовательная среда рассматривается как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.

В широком смысле слова образовательную среду можно понимать как структуру, включающую несколько вза­имосвязанных уровней. К глобальному уровню можно отнести мировые тенденции развития культуры ("культурные универса­лии"), экономики, политики, образования, глобальные инфор­мационные сети и др.; к региональному уровню (страны, круп­ные регионы) - образовательную политику, культуру (в том числе, педагогическую), образ жизни в соответствии с этническими и социальными нормами, ценностями, обычаями и традициями, средства массовой информации и др.; к локальному уровню -образовательное учреждение (его микрокультуру и психологи­ческий микроклимат), ближайшее окружение человека, семью .

В узком смысле слова к среде можно отнести лишь непос­редственное ближайшее окружение индивида. Именно взаимо­действие с этим окружением может оказывать наиболее силь­ное влияние на становление личности ребенка. По сути дела, образовательная среда также и создается индивидом, поскольку каждый ребенок развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает свое собственное пространство вхождения в историю и культуру, свое видение ценностей и приоритетов в познании. И поскольку всякое знание личностно, то образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое - личностное -пространство познания и развития.

По мнению В.И. Слободчикова, среда, понимаемая как совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку - «для образова­ния вообще не есть, она не существует для него как нечто налично-существующее и натурально-данное заранее... Таким образом, образователь­ная среда не есть нечто однозначно и наперед заданное, среда начинается там, где происходитвстреча образующего и образующегося; где они совме­стно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс сво­ей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, про­граммами, субъектами образования, образовательными деятельностямн на­чинают выстраиваться определенные связи и отношения» .

Образовательная среда задается через:

    образовательное пространство и типологию образовательных ресурсов;

    совокупность образовательных деятельностей - основных и дополнительных;

    систему взаимосвязей и отношений между образовательными деятельностями. Она характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсный потенциал образования) и структурированностью ресурсов в границах заданного пространства образования.

Образовательная среда - это специально смоделированное место и условия, обеспечивающие разнообразные варианты выбора оптимальной траектории развития и взросления личности. При этом образовательная среда позволяет:

Учащимся - самоопределяться в разнообразных видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;

Педагогам - создавать условия для социализации детей в широком социальном и культурном контексте;

Родителям - участвовать в создании широкого диапазона образовательных услуг;

Организаторам и управленцам - принимать управленческие решения с ориентацией на разнообразие образовательных процессов и условий.

В свою очередь, взаимодей­ствие субъектов образования и образовательной среды предполагает со­ответствие интересов развития личности тому или иному типу образовательной среды. С.В. Тарасов выделяет следующие основания для типологазации об­разовательной среды:

По стилю взаимодействия внутри среды (конкурентная - кооперативная, гуманистическая - технократическая и т.д.);

По уровню системной организации (образовательная среда общества, учреждения, коллективов, групп и т.д.);

По способу организации (гуманитарная, развивающая, адаптивная);

По характеру отношения к социальному опыту и его пере­даче (традиционная-инновационная, национальная - универ­сальная и т.д.);

По степени творческой активности (творческая - регламен­тированная);

По характеру взаимодействия с внешней средой (открытая - замкнутая).

Исходя из этого образовательная среда есть многомерное социально-педагогическое явление, оказывающее непосредственное влияние на развитие и саморазвитие личности, ее ценностных ориентаций, отношений и способов поведения, актуализирующихся в процессах их освоения, потребления и распространения.

Литература:

    Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: диссертация к.пед.н.-Москва,2000.-157с.

    Иванов, Д.А. Образовательная или развивающая среда/ Д.И. Зеер // Биб-ка журнала «Директор школы». – 2007. - №6.-С.48-49.

    Савенко, А.И. У колыбели гения / А.И. Савенко.-М.:Пед. общество России,2000.-224с.

    Слободчиков, В.И. Образовательная среда.-М.,1997.-181с.

    Тарасов, С.В. Школьник в современной образовательной среде.-СПб.: «Образование-культура»,2000.-72с.

    Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика.-М.:Академия,2008.-256с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама