THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Цивилизация – это общественная культура, достигшая экономического пика, политической стабильности и социального порядка.

Античная цивилизация – это греко-римское общество с множеством этапов становления, развития и упадка всех сфер жизни.

Цивилизованное общество противопоставляется варварскому укладу жизни. Древние римляне цивилизованны, кельты – нет. Пик развития, сложный уклад с иерархией, деньги, законы – признаки развитого социума.

Уровень цивилизованности определяем мы – современная общественность и судим со своей колокольни, достигло ли историческое общество цивилизации. Древняя Греция – уже цивилизация, первобытное общество – еще варварское племя.

Признаки цивилизации:

  • разделение физического труда и умственного;
  • письменность;
  • появление городов как центров культурной и экономической жизни.

Типы цивилизаций. Их много, некоторые:

  • античная;
  • древнеегипетская;
  • китайская;
  • исламская.

Черты цивилизации:

  • наличие центра с концентрацией всех сфер жизни и ослаблением их на периферии (когда городские называют «деревней» жителей небольших городов);
  • этническое ядро (народ) – в Древнем Риме – римляне, в Древней Греции – эллины (греки);
  • сформировавшаяся идеологическая система (вероисповедание);
  • тенденция к расширению (географически, культурно);
  • города;
  • единое информационное поле с языком и письменностью;
  • формирование внешних торговых связей и зон влияния;
  • стадии развития (рост – пик расцвета – упадок, гибель или трансформация).

Возникновение античных цивилизаций

В чем причины возникновения античной цивилизации?

Она не появилась из пустоты. Ее считают дочерней цивилизацией из переднеазиатской и вторичной в отношении Микенской цивилизации.

Все началось с превращения гражданских общин в эллинские полисы. Сначала сельские и родовые общины, потом гражданские коллективы по единому образцу – заслуга родовой аристократии. Процесс длился долго и осторожно – с VIII до VI вв. до н.э. Аристократия справлялась с простолюдинами, сохраняя традиции и порядок. Ее рычагом управления оставалась власть, благодаря родовой собственности, переходящей от отца к сыну. Используя труд простолюдинов и освободившись от тяжелой физической работы, аристократия имела роскошь заниматься образованием и военным делом. Цивилизация строилась на полисах – городах.

Когда формировались греческие полисы, а первобытное общество превращалось к классовое, цивилизации античного мира устанавливали свой особый общественный строй.

Античная цивилизация кратко

VI в. до н.э. – время, когда родовые объединения окончательно превратились в автономные государства. Осознание своей особости позволило грекам по-иному посмотреть на персов – ближневосточную цивилизацию. Считая персов варварами и не желая мириться с их господством, греки решились на войну, отстаивая право на состоятельность и сохранение уникальности.

Противостояние греков и персов вылилось в греко-персидские войны между Европой и Азией. Здесь история отмечает поход . Чтобы остановить персидскую экспансию, греческие полисы объединились, формируя знаменитую античную цивилизацию.


В традиционных цивилизациях центр был концентрированным кругом всех сфер и отношений. Древняя Греция же была исключением – здесь все сферы развивались равномерно. В этом и особенности античной цивилизации.

Полисный строй был похож на пчелиные соты, но в каждой соте связи закупоривались и развивались обособленно. Этим можно объяснить Спарту и Афины – такие разные, но такие похожие. Чем активнее полис в общегреческой жизни, тем быстрее он трансформировался. Отсталые области сохраняли архаичный устрой.

То, что полисы были автономными, мешало сформировать политический инструмент. Войны между полисами были, а внешние угрозы никуда не девались. Все чаще обращаясь за помощью к варварской Италии, Рим приручали медленно и поэтапно. Сначала Рим развивался не по сценарию полисов, но греческое влияние навязало гражданскую общину. И это прижилось. Античная цивилизация поглотила Рим.

Древние цивилизации античного мира – это Греция и Древний Рим.

У него (Рима) еще не было торгового и культурного влияния, но было военное. Политическое лидерство отстаивалось кровью в военных действиях. Решающей была Ганнибаловская война. Теперь Древний Рим мог диктовать условия всему Средиземноморью.

Гражданство (civilis – гражданский) с легкой руки древних римлян и дало нам понимание цивилизации, которое теперь мы противопоставляем варварству. Раздавая права гражданства со временем все шире, Рим уже не был только военно-политическим центром, он отнимал социокультурное лидерство у Греции.

Конец античной цивилизации расценивают по-разному:

  • упадок римского духа;
  • кризис античной культуры;
  • военное ослабление;
  • экономический упадок;
  • кризис рабовладельческого строя и пр.

Упадок проявил себя в IV – V вв. Ни императоры, ни усилия государства – ничто не могло помешать упадку, но он появлялся на всех фронтах – в экономической, общественной, культурной и политической сферах. Цепная реакция, однажды сработав, повалила все доминошки.


Внешние пределы легко ломались под весом варварских племен. Желая быть завоеванными, варвары ассимилировались с культурой древних римлян за пару столетий, подводя цивилизацию к развитию феодального строя.

Культура античных цивилизаций продолжает сказываться на нас, спустя 20 веков. В этом сила любой цивилизации – в распространении своего могущества даже после исчезновения.

Поздняя империя (доминат) (IV–V вв.н.э.).

Царский период

В VIII VI вв. до н.э. отдельные поселки, расположенные на месте будущего Рима, постепенно разрастаются и объединяются в крупный союз, в котором массе рядовых общинников плебсу, противостоит родовая (гентильная) знать патриции. Вожди этого союза, называвшиеся царями, правили с помощью совета старейшин (сената) и народного собрания.

Начиная с VI в. до н.э., в Риме постепенно формируется государство. Царь Сервий Туллий (578 534 гг. до н.э.) разделил всех римлян на несколько имущественных разрядов и именно по ним, а не по родовым подразделениям (куриям), как это было раньше, начал комплектовать войско и созывать народное собрание.

Недовольные этим патриции свергли в конце VI в. до н.э. царскую власть. Обязанности царя и его служителей отныне исполняют ежегодно избираемые из числа патрициев высшие должностные лица магистраты.

Основное содержание Царского периода заключается в переходе римского общества к цивилизации и государственности.

Ранняя республика

После изгнания царей плебеи, страдавшие от малоземелья и злоупотреблений патрицианских магистратов, начинают упорную борьбу за землю и равноправие. Поскольку римское войско в основном состояло из плебеев, а Рим постоянно вел тяжелые войны, патрициям приходилось идти на уступки, и к началу III в. до н.э. плебеи добились выполнения основных своих требований: наделения их землей, отвоеванной у соседних народов, отмены долгового рабства и свободного доступа к высшим магистратурам.

Постепенно из потомков самых богатых и влиятельных плебеев и патрициев, занимавших высшие магистратуры, образуется новая римская знать нобилитет. В результате победы плебеев они становятся полноправными гражданами, а Рим зрелой гражданской общиной (полисом).

Укрепление единства и сплоченности граждан усилило военную мощь Рима. Он подчиняет себе города государства и племена Италии, а затем начинает вести заморские завоевания. Сплоченность римского гражданского коллектива и прочность связей соединявших Рим с подчиненными ему городами и племенами Италии прошли суровую проверку в конце III в. до н.э. во время самой тяжелой в истории Рима Ганнибаловой войны , которая считается вехой, отделяющей Раннюю республику от Поздней.

Основное содержание периода Ранней республики заключается в переходе Рима на особый античный путь исторического развития, формировании там общества и государства античного типа.


| следующая лекция ==>

ПЛАН

Павлин Поланский

Кризис античного мира и зарождение средневековой литературы. Средневековье как культурно-историческая эпоха. Периодизация литературного процесса Средневековья.

Тема 1.

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

Сердца, Христу навеки посвященные,

Для Феба затворяются.

1. Кризис античного мира и его выражение в культуре, искусстве и литературе.

2. Зарождение средневековой литературы:

а) литература на латинском языке;

б) народная письменная литература;

в) устное народно творчество.

3. Периодизация литературного процесса средневековья. Три литературных потока в литературе Зрелого средневековья.

1. В конце II в.н.э. Римскую империю постигает общий социальный, политический и духовный кризис. Этот кризис открывает пути для становления Средневековых основ религии, политики, философии и литературного творчества. К исходу античности историко-культурная ситуация определяется все возрастающей гегемонией христианских идеологии и церкви. В поздней римской словесности наступление кризиса ощущается уже со второй половины II в.н.э.: поэты стремятся не к оригинальности, а к изысканности формы, воскрешают старые жанры. Тогда же поэтический энциклопедизм и литературная эрудиция заменяют творческий независимый поиск. Так, Авл Геллий (ок.130-180 гг.) в труде под названием «Аттические ночи», включающем 20 книг (до нас дошла только восьмая) собирает цитаты приблизительно из 250 греческих и римских авторов, снабжая их сопоставительным анализом и критическим комментарием. Характеризуя позднюю латинскую поэзию этого периода, М.Л. Гаспаров определяет ее как «поэзию риторического века», подчеркивая тем самым, что восходит она к практике обучения красноречию в риторических школах и не столько создает новое, сколько умело выражает старое. Симптомом кризиса античной риторики и поэзии можно считать расцвет формы стихотворного центона, т.е. стихотворения, в котором чередуются строки из классических авторов, но нет ни одной оригинальнойстроки, сочиненной новым поэтом. Виртуозно владел формой центона Децим Магн Авсоний, например его «Свадебный центон», написанный в честь свадебных торжеств при императорском дворе, составлен из цитат из Вергилия (после 369 г.). Расцвет формы центона выступает указанием на два принципиально значимых обстоятельства: с одной стороны, направленности литературы на литературу же, связанной с необходимостью обобщения, подведения итогов, осознания завершенности некоторого этапа развития словесности; с другой, осознанием возросшей роли читателя, воспринимаемого как участника творческого процесса, как сотворца текста.



М.Л. Гаспаров, описывая жанровую типологию поздней латинской поэзии, соотносит ее с практическими заданиями, предлагаемыми в риторических школах периода Поздней Римской империи: увидеть в знакомом предмете нечто неожиданное и выразить это в кратких словах; пересказать нечто общеизвестное; представить стихотворный пересказ мифа, «из задач первого типа вырастают лирические жанры поздней латинской поэзии, из задач второго типа – дидактические, из задач третьего типа – эпические». Тенденция к освоению достижений культуры и литературы, к их максимально полному и точному сохранению при этом остается ведущей. Таким образом, критерий оригинальности, как характеризующий для независимого творческого поиска, перестает быть для поздней латинской поэзии определяющим.

2. На фоне затухания античной культурной традиции все смелее осуществляет свои завоевания христианская литература. Вплоть до окончательного падения Рима и распада империи (455 г. – разгром вечного города вандалами, 476 г. – низложение Одоакром последнего западноримского императора Ромула Августула – обе эти даты можно считать точкой отсчета для начала новой исторической эпохи - Средневековья) латинскими писателями осуществляются попытки синтеза христианской и античной системы этических и эстетических ценностей. Первый опыт в этом направлении был предпринят в «Апологетике» Тертуллиана (ок. 160 – после 220 г. н.э.) и носил скорее полемический, нежели компромиссный характер. Критикуя современное устройство государства, Тертуллиан приходит скорее к кинике, чем к христианским идеалам. Следующая попытка синтеза осуществлена «христианским Цицероном» – Лактанцием (III–IV вв. н.э.) в труде «Божественные установления» и была направлена на поиски компромисса между религией и наукой: Лактанций – христианский мыслитель - был воспитателем Криспа, сына первого христианского императора Константина I (306-337) (правда, Константин принял крещение уже перед кончиной, но легализовал христианство значительно раньше, кроме того, перед решающей битвой за трон Диоклетиана в 312 г. Константин увидел в небе в закатных лучах солнца буквы «ХР» (Христос) и надпись «С ним победишь», знак креста Константин приказал своим воинам начертать на щитах, и одержал победу). Лактанций стремился доказать, что между наукой и религией нет непреодолимой пропасти, что наука опытным путем приводит к тому же обретению бога, что и вера путем откровения. Педагогическая деятельность и развитие философской мысли Лактанция приходятся на эпоху легализации христианства (313 г). Поздняя Римская империя, начиная с Константина, становится христианской. В 325 г. по приказу Константина проходит Первый Вселенский собор руководителей христианских общин – епископов, утверждающих основные догмы христианства: единство Бога в трех лицах, богочеловеческую сущность Иисуса и другие. На последующих Вселенских соборах был утвержден Новый Завет, были упорядочены христианские таинства и обряды. В 330 г. Константин построил новую столицу империи – Константинополь на берегах пролива Босфор, между Европой и Азией. Деятельность Константина стимулировала дальнейшее развитие христианской литературы, поиски ее синтеза с античной художественной традицией. К синтезу культур стремился и в жизни и в сочинениях Иероним (ок. 340–120), осуществивший перевод Библии на латинский язык (с 389 по 405 гг.). Значимость перевода Иеронима неоспорима, поскольку последний осуществлен как с греческих, так и с еврейских текстов (в распоряжении Иеронима была священная древнееврейская рукопись IYв., кроме того, ему содействовали просвещенные еврейские раввины). Тридентский собор (1545 г.) признал перевод Иеронима каноническим. Библия Иеронима получила название «Vulgate» («Вульгата»), т.е. народная, общедоступная. Манускрипт «Вульгаты» с 541 г. хранится в библиотеке Флоренции под названием Codex Amiantinus. Помимо перевода Библии наследие Иеронима включает письма и трактат «О знаменитых мужах». Любопытно, что в письмах Иероним подчеркивает несовершенство слога Библии и укоряет себя как нечестивца, стремящегося открыть Плавта и вспоминающего об изысканном столе во время аскетической жизни отшельника. Но фигурой, по праву знаменующей в творчестве и в судьбе переход от одной эпохи к другой, в истории литературы признан Августин Аврелий (Блаженный) (354–430). Августин стал христианином не сразу, а после достижении тридцатилетия, он осмысленно и с моральных позиций осуществлял выбор жизненного пути, что и привело его в христианскую церковь. Августин отдал себя служению Богу и в 395 г. стал епископом Гиппона, города в Северной Африке, в восточной части Римской империи. «Почему Августин принял христианство?» - задает вопрос философ и историк философии Г.Г. Майоров и отвечает так: «Потому что был убежден, что жить надо «по Богу», иначе можно уподобиться дьяволу, не обрести себя как личность, прежде всего как моральную личность. Августин мог бы сказать так: «Верую, потому что хочу стать и быть божественной, просветленной личностью». При убеждениях Августина ему не оставалось ничего другого, как возвысить веру над разумом и посвятить свою жизнь достижению града Божьего».

Истории человеческой судьбы посвящена «Исповедь» Августина (ок.400), а истории человеческого рода, как вешней, так и внутренней, нравственной – трактат «О граде Божием» (после 410). Августин проходит сложный путь исканий и сомнений, долгое время находится под влиянием идей манихейства, прежде чем приходит к обретению христианства. Диалектика сложных душевных поисков, возможность преодолеть собственный эгоизм и вкусить благодати находит отражение в «Исповеди» Августина, как опыте духовной автобиографии – первой в истории человечества. Августин выстраивает собственную концепцию времени и вечности, которую развивает и в теории двух градов в следующем своем труде. Философский трактат «О граде Божием» создается Августином в трагический для Западной Римской империи год – в 410 году готы под предводительством Алариха заняли Рим, в Северную Африку, в том числе, в Гиппон, где Августин был епископом, хлынул поток беженцев из Европы. Город, считавшийся непреступным и вечным, который не решился штурмовать даже великий Ганнибал, пал. Пала не только столица могучей империи, разрушился миф о несокрушимости власти кесаря, о вечности римского владычества. Узнав о падении Рима, города, который «повеливал миром», Иероним испытал величайшее потрясение и воскликнул: «Сердце горит во мне, рыдания прерывают слова…в одном сраженном городе погибает весь мир человеческий!» Под впечатлением от этой катастрофы, наблюдая крушение града земного, претендующего на статус вечного, Августин задумывается о закономерностях и направлении развития мировой истории. Дни античной цивилизации были сочтены, а на смену ей шла совершенно другая, во многом противоположная ей эпоха. Контуры и черты этой эпохи и распознает Августин в двух своих главных трудах. В труде «О граде Божием» Августин разрабатывает, тоже впервые в истории философии и словесности, философскую концепцию истории, которая, в соответствии с божественным планом развивается линейно, чтобы в переломный момент Страшного суда перейти из времени в вечность, из Града Земного, основанного на эгоизме и братоубийстве (Августин напоминает, что вечный город Рим основан братоубийцей Ромулом) в Град Божий, основанный на альтруизме и любви к ближнему. Августин подчеркивает, что время земных царств ограничено, в то время как Создателю принадлежит вечность.

Творчество поздних латинских поэтов и первых христианских мыслителей отмечено стремлением сохранить для христианской культуры традиции античной эстетики и науки, попытками синтезировать две культуры, установить между ними преемственные связи. Однако нередко попытка синтеза обнажала глубинную противоположность двух культурных эпох в истории человечества (как у Тертуллиана).

Поздние латинские поэты и ранние христианские писатели сыграли роль звена, смыкающего античную древность с новым миром, возникшим на ее обломках. Западная Европа открывает новые возможности для художественного развития, реализовавшиеся в первую очередь в памятниках героического эпоса и записях архаических эпосов, осуществленных на протяжении Раннего средневековья.

В 455 г. флот вандалов подошел к Риму и германцы две недели разоряли город, а у правительства даже не осталось войск, чтобы обороняться, и оно вынуждено было нанимать за плату отряды варваров. В 476 г. вождь одного из таких отрядов Одоакр сам решил стать правителем Италии и сверг последнего римского императора шестнадцатилетнего Ромула Августула. Корону империи Одоакр отправил в Константинополь, который как столица Восточной Римской империи просуществовал еще почти тысячу лет (до 1453 года). Наступившая после падения Римской империи эпоха Великого переселения народов привела к почти полному оскудению культурной традиции (V–VI вв.), поэтому период с VII по VIII вв. назван «темными веками». Относительно частной попыткой сберечь наследие античности для последующих поколений можно считать инициативу остготского короля Теодориха (493–526), поручившего систематизировать наследие античности двум сановникам – Боэтию и Кассиодору. Боэтий накануне казни по обвинению в византийских симпатиях пишет поэму «Утешение Философией». Как указывает С.С. Аверинцев «Утешение Философией» оказалось для Запада даже более нужным, чем проект Боэтия по переводам Аристотеля и открытию для христианского мира доступа к греческой науке, «…самые высокие размышления о благе, боге и судьбе окрашены здесь личным чувством человека, ожидающего смерти, и поэтому приобретают редкую выразительность. «Утешение» представляет собой диалог автора с явившейся к нему в темницу олицетворенной Философией, которая убеждает его забыть о мнимых благах, им утраченных, и предаться душой высшему благу и мировому закону. Боэтий - христианин, но общее настроение «Утешения» не христианское, а античное: главное для него - не благодать, а разум, не ощущение греховности, а уверенность в добродетели, не упование на небеса, а твердость духа на земле; об искуплении нет речи, Христос не назван ни разу. Как в сочинениях по логике Боэтий передал Средневековью традицию античной мысли, так в «Утешении» - традицию античного чувства мира: в этом - его величайшее значение в истории европейской культуры.» Кассиодор же создает в своем имении монастырь Виравий и монастырскую школу – прообраз будущих европейских университетов. Кассиодор написал пространный комментарий к псалмам и «Руководства к изучению божественной и светской литературы» («Institutiones divinarum et saecularum litterarum»). Вторая часть этого трактата посвящена семи свободным искусствам (грамматике, диалектике, риторике, астрономии, музыке, геометрии, арифметике), ставшими позднее основой университетского образования в средневековой Европе на так называемом «артистическом» (начальном) факультете. Именно Кассиодор утверждает, что переписыванием книг монах лучше всего служит Богу, что способствовало сохранению культурного наследия античности и формированию источников самосознания Раннего Средневековья. «На первых порах германское завоевание уничтожило из античного наследия все, что можно было уничтожить. Но почти немедленно началось собирание остатков разрушенного как образцов и материала для создания новой культуры», - указывают авторы учебника «История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение» (М., 1987).

Таким образом, «зарождение и развитие литературы Средневековья определяется взаимодействием трех основных факторов: традиций народного творчества, культурных воздействий античного мира и христианства».

4. Кратковременный культурный всплеск приходится на правление Карла Великого и получает название Каролингского Возрождения (768–814; в 800 г. коронован в Риме). М.Л. Гаспаров подчеркивает, что идентификация Каролингского Возрождения – один из самых сложных и спорных вопросов в истории литературы. А.Я. Гуревич подчеркивает, что целью деятельности Карла Великого было возрождение античности, в первую очередь, классической латыни, и величия Римской империи, поэтому этот период в истории культуры, принимая во внимание всплеск развития не только литературы, но и музыки, архитектуры, миниатюры и скульптуры, а также философии, развитие образования, в том числе светского, поэтому в силу всех перечисленных причин термин Каролингское Возрождение адекватен тому культурно-историческому явлению, к которому он применяется. Карл создает Малую (Дворцовую) академию и собирает образованных людей со всей Европы, мечтая возродить сеть римских риторических школ. Дворцовая академия развивается под руководством англосакса Алкуина (734-804), не только государственного деятеля, но и выдающегося поэта, автора посланий, аллегорических поэм, элегий на классической латыни. В Аахен прибывают Павел Диакон (ок.725-ок.789) из Ломбардии, Теодульф (ум.821), вестгот из Испании, особую роль играют выходцы из Ирландии поэт и ученый, знаток латыни - Седулий Скотт (дата рождения неизвестна - 814), ученый и философ-пантеист Иоанн Скот Эриугена (810-877). Ко второму поколению деятелей дворцовой академии принадлежат франк Эйнхард (ок.775-840), автор «Жизнеописания Карла Великого», Ангильберт (740/750 – 814) - ученик Алкуина, поэт, автор нескольких латинских стихотворений, в том числе стихов на встречу императора Карла Великого и папы Льва III. В академии Карла и созданных им школах в Туре, Реймсе, Корби возрождается изучение классической латыни и «семи свободных искусств». Сам Карл брал у Алкуина уроки грамматики и начал составлять грамматику германского языка. Он работал также над исправлением текстов Евангелий и уже в преклонные годы пытался выучиться трудному искусству каллиграфии, осваивая новый шрифт, получивший название «каролингский минускул» (упоминание об этом факте в принадлежащей Эйнхарду биографии Карла явилось основанием для возникновения ложного представления, что он якобы не умел писать). Повсюду при монастырях и церквах открывались новые школы, было предусмотрено, чтобы образование получали и дети бедняков. Под руководством Алкуина в монастырях возрождались или учреждались скриптории (помещения для переписки и хранения рукописей), где для переписки использовался великолепный шрифт - «каролингский минускул», причем, копирование производилось столь быстрыми темпами, что львиная доля всего наследия античности дошла до нас усилиями именно той эпохи. Импульс, данный учености Карлом Великим, продолжал действовать на протяжении целого столетия после его смерти, но Людовик Благочестивый хотя не был ни обскурантом, ни ретроградом поддержать деятельность академии на том же уровне уже не сумел: после смерти Карла академия распалась.

Инициатива Карла Великого нашла продолжение в Германии: при дворе императора Оттона I (962-973) вновь сложилась Академия, но размах ее деятельности был заметно меньше и носила она, согласно утверждению М.Л. Гаспарова, «заметно выраженный официальный характер, который сравнительно редко проявлялся в творчестве поэтов Карла».

На период Оттоновского Возрождения приходится весьма оригинальное литературное явление – творчество поэтессы-монахини Хротсвиты (ок.935 – 1002 гг.), которая прославилась своими назидательными комедиями («Авраам», «Дульциций»). Комедии Хротсвиты опираются на традицию Теренция, но написаны прозой. Сестра Хротсвита из монастыря в Гандерсгейме знала Теренция достаточно хорошо, подчеркивая, что слог Теренция настолько хорош, что добрые католики читают его вместо Священного Писания. Чтобы воспрепятствовать этому прегрешению Хротсвита решила сама создать христианский театр и в том же стиле, в котором Теренций описал плотскую любовь бесстыдных женщин, возвеличить невинность дев-христианок. Благочестивая монахиня оправдывалась, что сцены грязного соблазнения невинных дев она представляла в воображении, а не переживала в действительности. М.Л. Гаспаров, оценивая вклад монахини-драматурга в литературу, указывает, что «Хротсвита создала вполне оригинальные литературные произведения, впитавшие опыт и византийской и западноевропейской агиографии. Ее пьесы, посвященные обычно наиболее острому, конфликтному эпизоду того или иного жития, черпают драматический материал в столкновении героического мученического характера и беспощадной, «темной» варварской языческой среды, жаждущей христианской крови…. Создавая в своих пьесах нечто вроде сцен из жизни позднего античного общества, Хротсвита, конечно, придавала им колорит современной действительности, вводила в свои произведения обильный бытовой материал, раскрывавшийся в своеобразных комических эпизодах».

Все же общая тенденция культурного развития выражалась в оскудении художественной традиции, несмотря на частные попытки сберечь наследие античности. Очагом латинской учености, образованности и книжности постепенно становится церковь.

Языком религии, науки, права становится воспринятая из античного мира латынь. «Латинский язык был принят как государственных актов и высшей администрации; на латинском языке было записано обычное право германских племен и народов (так называемые варварские «правды»), в латинских хрониках Y-YI вв. запечатлены деяния варварских королей». Постепенно ассимилируясь с наречиями варварских народов Европы, латынь упрощается, получая название вульгарной или мужицкой, первоначально эта «латынь» бытовала только в устной речи, поэтому получила еще одно название – «разговорная». Поскольку на протяжении «темных веков» культурная традиция скудеет, и не только простые крестьяне и горожане, но и знатные, а порой и венценосные сеньоры и даже монахи не владеют грамотой, появляется определение «профаны», применяемое к монахам, не владеющим классической латынью. Но и в записанные на протяжении этого периода тексты под влиянием живого разговорного языка проникают ошибки, по которым можно судить о том, как формируются языки романо-германской группы. На протяжении «темных веков» записываются истории варварских народов («История франков» Григория Турского, пятитомная «Церковная история народа англов» ирландского монаха Бэды Достопочтенного, история готов и вандалов Исидора Севильского, а член Малой Академии Карла Эйнхард пишет «Жизнеописание Карла Великого»), кроме того создаются истории древних народов - лангобард Павел Диакон, живший при дворе Карла Великого, создает «Римскую историю», а также описываются истории обращения в христианство языческих народов: так, в XI веке епископ Адам Бременский пишет сочинение об истории Бременского епископата и крещении скандинавских народов, помимо этого записываются эпические произведения устного народного творчества (кельтские саги, англосаксонский героический эпос «Беовульф», германо-скандинавская «Песнь о Хильдебранте»).

6. Наряду с письменной латинской литературой в период Раннего Средневековья развиваются и записываются фольклорные памятники европейских народов. Народно-эпическая литература обобщила мифологические представления и концепцию исторического прошлого, этические идеалы и коллективистский пафос родового строя. В записях памятников архаического эпоса мы находим переплетение христианских и дохристианских этических ценностей и форм образности.

Период Раннего Средневековья характеризуется крайней разобщенностью культурных центров. Латинская литература бытует ближе к Риму, а фольклор народов Европы развивается на периферийных областях. Между культурными центрами Европы нет тесных литературных связей. Роль связующего звена принадлежит классической латыни, христианским религии и церкви. Христианский гуманизм, впрочем, был шире догматов церкви: человек выступал в сложном противоборстве своих душевных качеств, низменных и возвышенных начал, был червем и прахом и одновременно заключал в себе частицу божества. Такую концепцию благодати и спасения предлагали труды Августина Блаженного.

3. Периодизация исторической эпохи средневековья связана с изменениями в государственной структуре и постепенной коррекцией роли церкви:

Раннее Средневековье – III – X вв.

Зрелое Средневековье – XII – XIII вв.

Позднее Средневековье – XIY– ХY вв..

На протяжении Раннего Cредневековья литературный процесс не был однородным, включая два потока: клерикальной литературы на классической латыни, представленной переводами текстов Священного писания, сочинений античных авторов, в первую очередь, Аристотеля, а также записями литературных памятников иного характера – историй (хроник) европейских народов (готов, англов, франков) и архаических эпосов, несущих на себе отчетливую печать двоеверия (кельтских саг в «Книге бурой коровы» в Ирландии, «Старшей Эдды» в «Королевском кодексе» в Исландии, рукописи «Беовульфа» в Англии).

Итогом рассуждений о литературном процессе Раннего Средневековья и генезисе средневековой словесности должен стать вывод о тех источниках, на основании которых формировалась новая литературная традиция: это, в первую очередь, остатки античной культуры и литературы, которые стремились сохранить и передать потомкам поздние латинские и ранние христианские писатели и мыслители, затем, собственно христианская литературная традиция, связанная как с переводами текстов Священного Писания, так и их толкованием, а также народная эпическая традиция, причем, первые записи архаических эпосов (кельтские саги, «Беовульф», «Песнь о Хильдебранте») приходятся именно на период Раннего Средневековья.

В целом, литература Раннего Средневековья включает два основных литературных потока:

Церковную латинскую литературу;

Светскую литературу на латинском языке (позднелатинскую поэзию, творчество поэтов Каролингского и Оттоновского Возрождений);

Архаический фольклор европейских народов, включая и первые записи архаических памятников.

9. В период Зрелого Средневековья складываются три взаимосвязанных литературных потока:

Городской литературы на национальных языках;

Клерикальной литературы (на классической латыни);

Рыцарской литературы, функционировавшей внутри замкнутого сословия, возникшей позднее, около XII века (на национальных языках).

Эти три литературных потока антагонистичны, но при этом взаимопроницаемы, на их границах возникают промежуточные жанры, а с появлением в XII – XIII веках городской литературы к ней адаптируется наиболее светски ориентированная часть литературы клерикальной. Рыцарская же литература вплоть до конца средневековья сохраняет самостоятельный характер.

Тема 4: Средневековая история стран Запада, Востока и России.

(2 акад. час.)

План:

1.Происхождение и понятие термина «Средние века».

2. Кризис античной цивилизации.

3. Становление христианской цивилизации.

4. Социально-политическое развитие Европейских государств (1-11 вв.).

5. Ислам и халифат.

6. Преодоление политической раздробленности и формирование национальных государств.

7. Культура и искусство в Средние века.

8. Индия и Дальний Восток в Средние века.

9. Русь в эпоху Средневековья.

1. Период Средневековья - исключительно важное время для западноевропейской цивилизации. Именно в эту эпоху формируется культурно-религиозная общность Европы и возникает протестантизм, новое направление в христианстве, способствуещее, в том числе и становлению новых, буржуазных отношений; складывается городская культура и городской образ жизни; возникают первые парламенты; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустри­альному обществу.

Школа, объясняющая рождение Средневековья трансформацией римских институтов, называлась «ро­манистической». И была противоположная школа - гер­манистов, которые говорили, что Рим оскудел в конце своей жизни и талантами, и победами, стал терпеть по­ражения варваров, сменил религию, отказался от свое­го язычества, пришел к христианству. Он за свои грехи был наказан, он вообще ни на что не повлиял. Пришла молодая раса германцев, молодые дикари. Они оказа­лись на территории Рима, слились с ним. Все же в ито­ге историки пришли к выводу о том, что нельзя одно­боко объяснить Средневековье - или эти его породи­ли, или эти. На самом деле, это была картина соеди­нения миров, картина колоссального цивилизационного сдвига, синтеза, слияния.

Средние века, Medium aevum - так гуманист Флавио Бьондо окрестил этот безрадостный отрезок европейской истории, не найдя иного, более выразительного названия.

Средние века - это глубокий упадок античной традиции философии и науки, массовая безграмотность населения, от­ношение к знанию, в том числе и к медицине, как к «бого­противному», греховному делу, с которым надо бороться как с ведовством и ересью. Слабый огонек учености, ревностно оберегаемый от «толпы», теплился лишь в нескольких круп­ных монастырях.

И все же многие явления в жизни современных народов и государств уходят своими корнями именно в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, фор­мирование наций и национальных культур и т.д. В эту эпоху возродились к жизни многие античные города и возникли новые. Культура стала более доступной широким массам бла­годаря изобретению печатного станка, открытию университе­тов и множества школ. Со времен Средневековья люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами и мно­гими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня немыслима.

Для развития военного дела решающее значение имел пе­реход к огнестрельному оружию. Значительные изменения про­изошли в представлении людей о мироздании. Замечательные произведения искусства Средних веков до сих пор остаются непревзойденными шедеврами и побуждают человеческий дух к новым творческим исканиям.

В историографии обычно нижней границей Средних ве­ков считается V в. н. э. - падение Западной Римской импе­рии, а верхней - XVII в., когда в Англии произошла буржу­азная революция. Однако в последнее время все больше исто­риков относят верхнюю границу Средневековья к рубежу XV- XVI вв., так как открытие «Нового света» (Америки), падение Константинополя и начало Реформации означали, что Евро­па вступила в иную эпоху, когда начался переход к Новому времени.

Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «Средними веками» понимают эпоху с Вели­кого переселения народов, давшего жизнь многим цивилиза­циям Запада и Востока, до Великих географических откры­тий, способствовавших формированию глобальной океаниче­ской цивилизации, взаимопроникновению восточных и за­падных культур.

Известный востоковед Л.C. Васильев отмечает, что поня­тие «Средних веков» более подходит для Европы. На Восто­ке развитие обществ и государств до XIX века сохраняло зна­чительные традиционные черты. Только колониальная по­литика западных государств привела в движение стабильную и во многом статичную систему цивилизаций Востока.

2. Переход от Древности к Средневековью занимает немалый промежуток времени. Период поздней Римской империи стал во многом предысторией Средних веков, поскольку мир Сред­невековья формировался в процессе сложного и противоре­чивого взаимодействия двух миров - позднеримского и вар­варского.

Войны между Римом и варварами, известными под общим названием германцев, начались еще во II в. до н. э. Во II-III вв. н. э. все больше усилива­ется натиск варваров на границы Римской империи. В это время античная цивилизация переживала кризис. Государство подчинило и поглотило общество. Свободные люди превра­тились в подданных императора и зависимых от государства налогоплательщиков. Произошло разделение единой Рим­ской империи на Западную и Восточную.

В эпоху Великого переселения народов множество племен покинули края, где они жили из поколения в поколение, и отправилась на завоевание новых земель. Карта Европы из­менилась до неузнаваемости. Волны нашествий стерли с нее Западную Римскую империю, на месте которой возникли вар­варские королевства. Рухнул великий Рим и под его обломка­ми - весь античный мир.

В 476 г. варварами-наемниками был низложен последний римский император юный Ромул Августул и Западная Рим­ская империя прекратила свое существование. Восточная Рим­ская империя, которую позже стали называть Византией, про­существовала еще тысячу лет - до середины XV в.

3. С падением Западной Римской империи завершается исто­рия Древнего мира и начинается история Средних веков. На политическую арену Западной Европы выходят новые на­роды. Они уступали римлянам в политико-правовой культу­ре, но сумели создать новые формы экономического, обще­ственного и политического мироустройства.

Главное содержание начального этапа Средневековья - становление христианской цивилизации. Идеология в ее ре­лигиозной форме впервые стала доминирующим фактором в обществе. Пожалуй, за всю историю человечества не было времени, когда бы роль религии и церкви была столь значи­тельна. Теологическому мировоззрению были подчинены мо­раль, философия, наука, искусство. Средневековье христи­анизировало Европу, что во многом определило характер ев­ропейской цивилизации.

Западная Европа . Вначале Западная Европа состояла из ряда разобщенных и неустойчивых варварских королевств, образо­вавшихся на территории бывшей Римской империи. На Бри­танских островах - это англо-саксонские королевства, в кон­тинентальной Европе - Вестготское, Бургундское, Вандаль­ское, Лангобардское, Франкское и другие королевства. Ста­новление нового общества осуществлялась через синтез римского и варварского миров.

Западноевропейское Средневековье - это:

А) период гос­подства натурального хозяйства и слабого развития товар­но-денежных отношений;

Б) промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры;

В) исключительная роль церкви и высокая идеологизация общества.

Г) время образования национальных го­сударств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий;

Д) особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственно­стью на землю.

Е) основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, реме­сленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Ж) важной чертой средневекового западноевропейского обще­ства была его иерархическая структура - система вассалите­та.

З) наиболее важным процессом в социально-экономической сфере было становление фео­дальных отношений, стержнем которых явилось формиро­вание феодальной собственности на землю. Формируются два основных класса феодального общества: феодалы, ду­ховные и светские, - собственники земли, и крестьяне - держатели земли.

И) одной из характерных черт европейского средневекового общества была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения и связанный с ним повседнев­ный уклад жизни. Наиболее существенными чертами средне­вековой культуры были резкие контрасты между богатством и бедностью, знатным происхождением и безродностью - все выставлялось напоказ.

Византия. Основателем Византийской державы, ставшей составной частью христианской цивилизации, считается рим­ский император Константин Великий (306-337). Этот импе­ратор сочувствовал христианам и помогал распространению новой религии в Римской державе. Он и сам принял христи­анство, став первым христианским правителем Римской им­перии. Позже церковь причислила императора Константина к лику святых.

В 395 г., когда после смерти римского императора Феодо­сия единая Римская империя разделилась на Восточную и За­падную части, начинается история Византии как самостоя­тельного государства. Впрочем, Восточно-Римскую империю только в XVII в., уже после ее гибели, историки стали назы­вать Византией. Сами подданные империи продолжали счи­тать себя римлянами (по-гречески: «ромеи»), а свое государ­ство - Римской (Ромейской) империей. Первоначально Ви­зантийская империя включала в себя Балканский полуостров, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет и другие земли. Языком общения народов, населявших империю, был гре­ческий.

Восточная империя меньше пострадала от опустошительных набегов варваров. В ее пределы входили страны древнейшего земледелия, снабжавшие империю зерном, оливковым маслом, вином; во многих областях было развито скотоводство. В отличие от Западной Европы, где города обезлю­дели, в Византии продолжали существовать возникшие еще в древности оживленные города - центры ремесла и торговли. Византийская империя была христианским государством. Церковью управляли епископы крупнейших городов, которые назывались патриархами. С конца V в. главным из них стано­вится патриарх Константинополя. Богослужение, в отличие от Западной Европы, велось на греческом, но допускались и другие языки.

Власть императора (василевса) Византии была огромной. Он являлся одновременно главой правительства, высшим су­дьей и главнокомандующим большого, хорошо обученного на­емного войска. Наибольшего могущества империя достигла при Юстиниане I (527-565). Он происходил из бедной крестьянской семьи. Его дядя Юстин выслужился из простых солдат до звания полко­водца и, силой, овладев престолом, стал императором. Юс­тин приблизил своего племянника ко двору, дал ему хорошее образование. После смерти дяди Юстиниан I унаследовал престол. Император Юстиниан I обладал немалой политиче­ской мудростью и смелостью. Он значительно обновил жизнь империи реформами, оживил международную торговлю, став­шую не только средством пополнения государственной каз­ны, но и источником благоденствия всего народа. Важным достижением Юстиниана было создание свода римского пра­ва. Он приказал свести и упорядочить разнообразные учения и мнения знаменитых римских юристов, живших ранее. Рим­ское право до сих пор лежит в основе гражданского права боль­шинства стран.

Своеобразие византийской цивилизации заключалось в синтезе античных институтов и идей с восточно-христиан­ской картиной мира. Византия сумела сохранить все основ­ные элементы наследства предшествующей римской циви­лизации - крупные города с преобладанием ремесла и тор­говли, рабовладение в сочетании с общинным земледелием, развитую культуру, в которой преобладали греческие элемен­ты, сильное государство с развитым римским правом. Пере­ход Византии к феодальным отношениям был менее болез­ненным, чем на Западе. Здесь сохранялись ранее созданные культурные ценностей и города - центры цивилизационного развития. В основном, это был долгий процесс изживания рабовладения внутри самого византийского общества и столь же сложный процесс рождения новых социально-экономиче­ских отношений.

Своеобразие византийской истории заключалось в наличии трех важнейших факторов развития.

Первым из них была по­стоянная военная опасность. Византии приходилось отражать натиск сначала иранцев, арабов, тюркских кочевых племен; затем - славян, тюрок-сельджуков; наконец - европейцев-крестоносцев и турок-османов.

Вторым фактором самобыт­ности византийской цивилизации явился синтез позднеантичных и восточных традиций.

Духовным стержнем , определяв­шим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие (восточная ветвь христианства). Право­славие провозгласило верность традиции и неизменность иде­алов. В основе православного вероучения положены Священ­ное писание (Библия) и Священное предание (постановле­ния Вселенских и Поместных Соборов, творения «отцов цер­кви», жития святых и т.д.) Православие учило, что земная жизнь коротка, а загробная - вечна. Чтобы обрести спасение в загробной жизни, человек в земной жизни должен строго следовать христианским догматам и предписаниям церкви. Православные традиции отразились в ментальности и культу­ре византийской цивилизации, оказали влияние на форми­рование и развитие государственности.

4. Политическая история Европы началась с Франкского коро­левства. Первым известным нам правителем франков был Хлодвиг, потомок легендарного короля Меровея, по имени которого эту династию называли Меровингами. Им было со­здано в конце V в. крупнейшим в Европе государство фран­ков. Потомков Хлодвига, правивших Франкским государ­ством до середины VIII в., называют Меровингами. Объеди­нив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил вой­ско римлян в битве при Суассоне (486) и подчинил себе Северную Галлию.

Постепенно произошло сближение двух народов - франков и местных жителей (потомков галлов и римлян). Все населе­ние Франкского государства стало говорить на одном наре­чии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это наречие позже легло в основу французского языка. Однако в письме применялся только латинский язык, на нем при Хлодвиге была произведена первая запись судебных обычаев фран­ков (Салический закон). Появление писаных законов, обяза­тельных к исполнению на всей территории Франкского госу­дарства, способствовало его укреплению. Однако внутренние раздоры подорвали мощь королевства. Наследники Хлодвига вели длительную борьбу за власть, в результате которой власть королей из рода Меровингов стала ничтожной.

Большое влияние на дела государства стал оказывать майордом - высшее должностное лицо в государстве, власть ко­торого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл правил страной, не считаясь с королем. В это время войско арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было разгромлено франками в битве при Пуатье (732). Угроза араб­ского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем фран­ки получали от майордома земли с живущими на них крестья­нами. На доход от этих земель их владелец приобретал доро­гостоящее вооружение и коней. Земли отдавались воинам не в полную собственность, но лишь пожизненно и на том усло­вии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну. Преемники Карла Мартелла при поддержке римских пап отстранили от власти Меровингов и положили начало новой династии Каролингов.

Своего расцвета это государство достигло при Карле Вели­ком (768-814). В 800 г. папа Лев III короновал Карла и про­возгласил его римским императором. Но его империя была крайне непрочной и в 843 г. ее поделили между собой потом­ки Карла Великого на три большие части, положив начало истории трех государств - Франции, Германии и Италии.

Имперская идея оста­валась привлекательной в Европе. Король Германии Отгон I захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя императо­ром. На политической карте Европы появляется Священная Римская Империя, центром которой стала Германия, вопло­щавшая европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи Средневековья.

Военная реформа Карла Мартелла положила начало скла­дыванию в Европе нового общественного строя - феода­лизма.

Феодализмом именуют общественный строй, название ко­торого происходит от слова «феод». Феод - это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господи­ном - сеньором (по-латински - «старшим»), своему васса­лу - подчиненному человеку, обязующемуся за владение фе­одом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности. В некоторых странах отношения между владельца­ми феодов - феодалами - можно представить себе в виде лестницы (так называемая феодальная лестница). На самом верху ее стоял король - верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им вла­дений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те, в свою очередь, выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновремен­но. Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высо­копоставленный господин, он не имел права вмешиваться в его отношения с вассалами.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное го­сударство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другим феодалам и заклю­чать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы заклю­чался договор. Вассал обязывался верно служить господину, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Одна­ко договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на дру­га, на владения своего сеньора. Шли непрерывные междо­усобные войны.

Важную роль в становлении феодализма сыграла волна на­шествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IX- XI вв.

Норманны - так в Западной Европе называли участников грабительских походов, выходцев из Северной Европы (нор­вежцев, датчан и шведов), которые приплывали к берегам Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных в рабство, иногда захватывали целые области.

Выходцы с Южного Урала, кочевники-скотоводы мадья­ры, или венгры, вторглись в Европу и доходили в набегах до Парижа и Атлантического океана. Население Европы чувство­вало себя беззащитным перед нападениями норманнов и вен­гров. Жители Европы стали строить каменные замки, быв­шие крепостями и жилищами феодалов: во время нападения врага в таком замке пряталось окрестное население. В странах Европы повсеместно сложилось конное войско - рыцарство, пришедшее на смену ополчениям германцев.

В цивилизационном развитии Европы в X-XI вв. про­изошел важный качественный скачок. По всей Европе появ­ляются города как центры ремесла и торговли. Уже в раннем Средневековье города выполняли политические и админист­ративные функции, являясь резиденциями государей и круп­ных феодалов. Но впоследствии они стати средоточием, прежде всего ремесла и торговли.

Политическая консолидация феодалов (дворянства и ду­ховенства) и горожан (бюргерства) привела к образова­нию сословно-представительных учреждений. Возникает сословная монархия. Впервые орган сословного предста­вительства - парламент - возник в Англии. В 1265 г. было созвано собрание крупнейших баронов и священнослужите­лей, а также по два рыцаря от каждого графства и по два го­рожанина от самых крупных городов. Вскоре произошло раз­деление парламента на палату лордов, где заседали представители светской и духовной аристократии, и палату общин, где заседали представители рыцарства и горожан. Главной функцией парламента стало утверждение налогов и предо­ставление субсидий королю. Таким образом, в Англии уже в XIII в. установилась монархия, ограниченная парламентом.

В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваны Генеральные штаты - представитель­ный орган трех сословий: духовенства, дворянства и наиболее влиятельных и богатых представителей городов.

Церковь и власть. В 313 г. христианство было признано государственной религией. После этого начинается превра­щение церкви в политическую силу. Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиоз­ная идеология и социальная практика. Пользуясь слабостью раннефеодальных «варварских» государств и их взаимной борь­бой, папы присвоили себе административные и политические функции и стали выступать с претензиями на высший авторитет в делах христианской церкви в целом. Реальной основой политической власти пап являлись богатейшие земельные владения, сосредоточенные в их собственных руках и в подчи­ненных им монастырях.

В 1054 г. окончательно оформились две самостоятельные христианские церкви - западная и восточная. Одним из ос­новных отличий западной церкви от восточной являлось (кроме различия в некоторых обрядах, «таинствах» и богослуже­нием) признание римского папы главой церкви. Как восточная, так и западная христианские церкви претендовали на значение единой вселенской церкви - «католической» по западному произношению, «кафолической» - по восточно­му. Западную церковь стали называть римско-католической, а восточную - греко-кафолической; восточная церковь, кро­ме того, присвоила себе наименование «православной», т.е. правоверной.

Во времена феодальной раздробленности в Европе церковь была единственной сплоченной организацией. Подавляющее большинство крестьян, горожан и рыцарей верили в то, что вне церкви нет спасения (т.е. без помощи священников, без их молитв, без соблюдения церковных обрядов нельзя попасть в рай). Это позволило римским папам повести борьбу за верховную власть в Европе. Важным оружием в борьбе с ослуш­никами было отлучение от церкви (отлученному запрещалось входить в храм, участвовать в церковных обрядах, никто из верующих не мог оказывать ему помощь и предоставлять при­ют); наложение интердикта (по-латински «интердикт» - за­прет) - отлучение от церкви населения города, области или целой страны, в которых прекращались богослужения и со­вершение всех обрядов: не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не отпевали умерших.

В XI в. папа Григорий VI провел важные церковные ре­формы, способствовавшие централизации и укреплению мо­гущества церкви: был введен обет безбрачия (целибата) для всех священников, выбирать нового папу теперь должны были кардиналы - высшие после папы священнослужители, что должно было исключить вмешательство светских правителей в дела церкви. Григорий VI вел борьбу за то, чтобы назначение епископов и аббатов не принадлежало никому, кроме самой церкви. Он заявлял, что папа выше всех прочих владык, вклю­чая королей и императоров. Реформы Григория VII вызвали противодействие со стороны императора Священной Римской империи Генриха IV, который объявил папу низложенным. В ответ Григорий VII отлучил императора от церкви, а всех его подданных освободил от данной ими клятвы на верность. Борьба римских пап с императорами шла с переменным успе­хом более 200 лет.

Вместе с могуществом церкви росли и ее богатства. Церк­ви принадлежала примерно треть всех возделывавшихся в Ев­ропе земель, населенных многими тысячами зависимых кре­стьян. Церковь взимала со всего населения десятую часть де­нежных и натуральных доходов (десятина), торговала долж­ностями епископов и аббатов, брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (продажа индульгенции - гра­мот, освобождавших преступников от наказаний, от угрызе­ний совести за совершенные дурные поступки, обещавших прощение грехов и спасение души). Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учени­ем Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учени­ков - апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество верующих - горожан, крестьян, даже рыцарей - открыто заявляли, что церковь «испорчена», она исказила учение Иисуса, стала «дьявольской силой», а па­па - «наместником дьявола». Эти люди выступали за равен­ство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли церковными должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а их учение ересью.

Церковь вела с еретиками ожесточенную борьбу. В начале XIII в. была учреждена инквизиция («расследование») - цер­ковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, стараясь вырвать у них признание вины. Распространенным наказанием было сожжение на костре.

Одним из способов борьбы с ересью было запрещение ве­рующим (кроме священников) иметь, читать и тем более тол­ковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения.

5. Ислам зародился в VII в. в Аравии среди арабов. Назва­ние этой религии - «ислам» - означает «покорность Богу», а принятое в Европе наименование «мусульманство» происхо­дит от арабского «муслим» - «покорный Богу». Арабы при­надлежали к группе семитских народов, как и ассирийцы, финикийцы, евреи. Большинство арабов к началу VII в. ос­тавались кочевниками, разводившими верблюдов, коз, овец. Именно арабы одомашнили верблюда, молоко и мясо которо­го шли в пищу, шерсть - на одежды и войлок, шкура - на обувь, навоз - на топливо.

Среди немногочисленных городов выделялась Мекка - центр торговли на караванном пути из Йемена в Сирию и куль­товый центр многих арабских племен. В этом городе был храм кубической формы Кааба (куб), в стене которого находился священный черный камень - предмет поклонения. Арабы были язычниками. В различных районах Аравии верили в разных богов. И в то же время у многих языческих племен существовало представление о верховном божестве, которого называли Аллах (Бог). Так, племя курейшитов, к которому принадлежал и пророк Мухаммад, верило, что их верховное божество, Аллах, воплощен в том священном черном камне, который вделан в стену храма Каабы.

Торговые отношения арабов с соседними странами спо­собствовали проникновению в Аравию христианства и иуда­изма - двух первых в истории цивилизации монотеистиче­ских религий. Иудаизм принесли в Аравию евреи-торговцы, переселенцы из Палестины, бежавшие от притеснений рим­лян. Христианство стало известно арабам от торговцев, мо­нахов, священников из Византии и Эфиопии. Так складыва­лись духовные предпосылки для появления ислама.

Краткое описание

Цель контрольной работы: рассмотреть кризис античности и возникновение христианства.

Задачи контрольной работы:

1. Раскрыть причины кризиса античной цивилизации.

2. Рассмотреть зарождение и распространение христианства.

3.Рассмотреть изменения, происходившие в идеологии и общественной организации, их влияние на падение Римской империи.

ВВЕДЕНИЕ
1. Кризис античной цивилизации
2. Зарождение и распространение христианства
3. Изменения в идеологии и общественной организации
4. Падение Западной Римской империи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Содержимое работы - 1 файл

С появлением христианства внутри Римской империи возникло как бы государство в государстве. Христианское сообщество (церковь) выработало свои собственные моральные и правовые нормы, одной из особенностей которых было противостояние Римскому государству. И государство не могло этого не почувствовать - начались преследования христиан.

Христиане действительно подпадали под действие целого ряда запретительных законов империи. Они представляли собой объединение - коллегию, хотя допускались по закону только похоронные коллегии (бедняки в складчину хоронят друг друга), христиане устраивали молитвенные собрания, они устраивали собрания ночью, что строжайше воспрещалось. Но прежде всего этого с точки зрения римского государства, христиане являлись "плохими" язычниками, причем не только по отношению к Юпитеру или Венере, но и (что было просто недопустимо) по отношению к Роме-Августе, то есть действующему императору-богу . В самом деле, христиане действительно были самыми опасными врагами империи, так как выступали против рабства, бюрократии и вообще ограничений духовной жизни.

Репрессии против христиан прошли два периода: народных и государственных гонений. Первоначально христиан было мало, и можно было легко натравить на них невежественный народ, списывая, таким образом, все преступления и ошибки. Однако число христиан уменьшалось незначительно, репрессии только сплотили истинно верующих вокруг епископов, христианство продолжало распространяться. И вскоре уже у многих оказался сосед-христианин, о котором нелегко было припомнить что-либо плохое. Тогда народное отношение к христианам стало более сочувственным, и государству пришлось действовать самостоятельно, вызывая молчаливое неодобрение гонений уже язычниками. Наиболее жестокие преследования христиан относятся к III в. н. э. - массовые казни в цирках.

3. Изменения в идеологии и общественной организации

В результате реформ Диоклетиана римское государство сильно укрепилось и централизовалось. На смену республиканского строя пришла прочная сильно структурированная монархия. Милитаризация власти, приближение ее к провинциям временно повысили эффективность управления, но не смогли решить тяжелых проблем общества. Наиболее трудной был кризис идеологии. Константин попытался вновь провести синкретическую реформу и, только потерпев поражение, обратился к возможностям христианской организации.

Между тем, проходившая один за другим этапы своего формирования церковь должна была избегать серьёзнейших опасностей: принять неконтролируемый экстатический характер или стать частью античной языческой науки (гностицизм). К 314 г., когда религия была признана «разрешенной» христиане сами нуждались в организации, с точки зрения государства, так как в каждой части империи существовали свои собственные священные книги, и было много различий в системе богослужения. Поэтому по приказу Константина был созван Первый Вселенский собор в Никее в 325 г., который установил общие правила поведения христиан и обязательную молитву - Символ Веры. Эти решения собора позволили сделать христианство государственной религией Римской империи .

Как только это произошло, начался постепенный процесс ликвидации античной культуры и цивилизации. Этот процесс был связан, с одной стороны, - с развитием монашеского движения, с другой стороны, - по приказу императора уничтожались языческие храмы, статуи и библиотеки. Но и внутри самого христианства происходила борьба за централизацию идеологии и организации.

Развернулась борьба по вопросу о сущности Христа. Наибольшую остроту она приобрела в Александрии. В центре этих споров оказался местный пресвитер Арий, который учил, что Христос есть Творение, а не истинный Бог и что Его божественное достоинство основывается на нравственных заслугах. Против подобного мнения в защиту православия выступал местный епископ Александр. Но проповеди Ария были популярнее, т. к. в них он использовал мелодии известных песен своего времени. Спор по вопросу об арианстве был вынесен на специально созванный Первый Вселенский собор. Заседания собора завершились изгнанием Ария. Но у Ария были друзья в Священной опочивальне, поэтому вскоре он вернулся и изгнал Александра.

Спор внутри христианства попыталось использовать римское жречество. В 363 г. к власти пришел воспитанный жрецами император Юлиан. Понимая, что насильственные действия ни к чему не приведут, он написал против христианства книгу, пытаясь расколоть новую веру. Но в первом военном походе он был убит и больше попыток восстановления античной религии не предпринималось .

Римское государство после официального признания христианства, за короткое время сильно изменилось. Особенно важное значение имело развитие монашества в соответстии в учением Св. Антония и Пахомия Великого. Города пустели и разорялись, налогов собирали все меньше, армия становилась наемной, "варварской" по составу. В обществе постепенно проявлялась тенденция к корпоративной организации, основанной на прикреплении человека к роду жизни и образу действий. Население теперь делилось на три основные категории: “чистейшие” - знать, высокопоставленные люди; “люди чести” - зажиточное население; “малые люди” . Эти категории были установлены законодательно. Переход из одной категории в другую был запрещен. Жителям не разрешалось переезжать с места на место, менять род занятий. Теперь каждый человек должен быть приписан к той или иной корпорации: молящихся; крестьян; ремесленников; чиновников.Это новое строение общества резко отличалось от прежнего и характерно в целом для начинающегося периода, для истории средних веков.

4. Падение Западной Римской империи

В конце III в. в Центральной Азии, в связи с изменениями климата, началась сильная засуха, которая привела в движение местный народ - гуннов. Вынужденные искать места для пастбищ, они двинулись на запад, начав Великое переселение народов. В IV в. они прошли к северу от Каспийского моря и, двигаясь дальше на запад, вынудили германские народы отойти к границам Римской империи. Римское государство оказалось вынуждено отражать почти непрерывный натиск германцев. Христиане порой отказывались от участия в войнах и ношения оружия, и римлянам часто приходилось нанимать тех же германцев же для отражения внешних ударов.

В 378 г. под ударами гуннов границу империи перешли племена готов (германский народ, первоначально живший на территории современной Швеции). Римляне не могли остановить их натиска. Им пришлось согласиться с тем, что готы будут жить на их территории в качестве союзников - федератов. Римляне обещали им помочь продовольствием. Но, не получив ничего, готы восстали. Против них двинул легионы сам император. Решающая битва произошла недалеко от города Адрианополь. В этой битве римские легионы были разгромлены, император Валент погиб. Десятки тысяч германцев немедленно пересекли границу во многих местах. С большим трудом полководцу Феодосию удалось восстановить порядок. Всех переселившихся германцев он признал федератами.

Феодосий ненадолго восстановил контроль над государством. В 395 г., умирая, он окончательно разделил империю на две части - Западную (Гесперию) и Восточную (Романию). Этот раздел привел к тому, что у каждой части Римского государства сложилась своя судьба. Романия уцелела, так как на ее территории были богатые сельскохозяйственные регионы (особенно Египет). Поэтому здесь сохранились торговые города, налоги и ополчение. Гесперия не имела крупных экономических центров, поэтому экономика была в большой степени разрушена, и Гесперия просуществовала после разделения менее ста лет. Обе эти империи уже не имели своей столицей Рим. С 321 г. столицей Романии был Константинополь, а столицей Гесперии - город Равенна, расположенный в болотах, среди непроходимых лесов.

В 410 г. отряды готов под командованием Алариха осадили Рим. Десятитысячное войско готов захватило город. Падение Рима потрясло современников. После 410 г. Рим уже не смог оправиться, тем более, что в Гесперии продолжались междоусобицы .

В 451 г. огромное войско гуннов и их союзников пересекло границы империи и в окрестностях города Шалона, на Каталаунских полях, встретилось с войсками, которая смогла собрать погибающая Западная Римская империя. Гуннов вел знаменитый Аттила, в войске которого было около 60 тыс. человек. Но, хотя Римская империя переживала кризис, полководец Аэций вооружил германские племена федератов и выставил против гуннов готские отряды. Произошло решающее сражение за будущее Европы. Натиск гуннов был страшен. Готский правитель погиб. В результате контратаки готы оттеснили гуннов к лагерю Аттилы. Аттилу спас от верной смерти Аэций, опасавшийся победы союзников не меньше, чем поражения от гуннов. Он убедил готов отступить, поссорив их между собой. Гунны избежали разгрома.

Несколько лет спустя Рим осадили вандалы под командованием Гейзериха. Император обещал выдать замуж за Гейзериха свою дочь, но передумал, что привело к войне. В 455 г. из Африки, где располагалось государство вандалов, прибыл огромный флот в 200 кораблей. Рим был взят штурмом и разрушен до основания. Город был разграблен. Произведения искусства уничтожены. Рим превратился в пастбище и на много лет запустел.

Но государство Гесперия со столицей в Равенне все еще существовало. В начале 470-х гг. на престол был возведен больной Ромул Августул. В 476 г. глава преторианской гвардии Одоакр отобрал у него знаки императорской власти (инсигнии) и, так как сам не хотел становиться императором, приказал отправить их в Константинополь. События 476 г. принято считать концом Римской империи.

Римское государство было высшим достижением первого этапа истории человечества. Оно было основано на идее "всемирного города", опиралось на сохранившие значение до настоящего времени законы, однако языческая религия и античная культура постепенно исчерпали возможности своего развития. На смену римской державе шла христианская церковь, которая несла иную культуру и государственность. Смена парадигм общественного развития, как всегда, оказалась весьма болезненной. На смену империи пришли "варварские" королевства, неспособные сохранить достижения древности и слишком слабо организованные для того, чтобы распространить христианскую веру среди населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Христианство возникло в I в. н.э. в восточных провинциях Римской империи. В ту эпоху наблюдался кризис духовных ценностей римского мира, упадок общественной морали, альтернативой чему могли быть религиозно-нравственные поиски, проявившиеся в появлении различных религиозных групп и этических учений. Были и идеологические предпосылки христианства и его эволюции.

Ранович считал, что возникновение христианства связано с глубоким кризисом рабовладельческого хозяйства. Для характеристики этого кризиса он привел в своей книге отрывки из источников, относящихся не только к первым векам нашей эры, но и ко II-I вв. до н.э., когда в Риме происходили гражданские войны, закончившиеся падением республики и установлением империи.

В настоящее время ученые рассматривают упомянутые гражданские войны как проявление кризиса античной гражданской общины, а не всего рабовладельческого общества. Римские завоевания III-II вв. до н.э., превратившие обширные области Средиземноморья в бесправные провинции Рима, привели к сложным социально-экономическим и политическим последствиям, которые были вызваны несоответствием организационных форм гражданской общины потребностям "мировой" державы. Разумеется, в кризисе Римской республики II-I вв. до н.э. большую роль сыграло обострение классовой и социальной борьбы, в том числе мощные восстания рабов. Однако экономика Римского государства была многоукладной, а формы классовой борьбы – весьма многообразны.

За пять веков, последовавших за распятием Иисуса Христа, подавляющее большинство населения Римской империи, включая императоров, становится христианским. В 312 император Константин Великий принял эту веру, его примеру последовали трое его сыновей, которые также стали императорами. Попытка племянника Константина, императора Юлиана (прозванного «Отступником»), возродить язычество (в 361–363) провалилась. К концу 5 в. христианство стало государственной религией Армении, христианские общины появились в Персидской империи, в Индии и у германских народов на северных рубежах Римской империи.

Среди причин, побудивших большинство населения Римской империи принять христианство, можно назвать следующие: 1) постепенное разложение и упадок греко-римской культуры; 2) принятие христианской веры Константином и его преемниками; 3) тот факт, что в христианстве люди всех классов и национальностей принимались в единое, общее братство и что эта религия могла быть адаптирована к местным народным обычаям; 4) бескомпромиссная приверженность церкви своим убеждениям и высокие моральные качества ее членов; 5) героизм христианских мучеников.

Возникновение и распространение христианства не было связано напрямую с какими-то хозяйственными явлениями в Римской империи. Оно было обусловлено изменениями в идеологии и социальной психологии: поисками единого универсального божества, которое было бы носителем высшей справедливости, защитником обиженных, падением авторитета древних местных богов, покровителей города или племени, разрушением традиционных связей между людьми - общинных, гражданских, семейных.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама