THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Правильность

Богатство

Качества хорошей речи

Логичность

Выразительность

Точность


Правильность речи – это прежде всего её соответствие нормам литературного языка: орфоэпическим и акцентологическим (правильное произношение и ударение), лексическим (правильное употребление слов), морфологическим (правильное употребление различных форм слова), синтаксическим (правильное построение предложения). Правильность речи – это фундамент для хорошей речи.

Богатство речи связано со

словарным запасом

человека, с использованием

всевозможных языковых средств.

Чем разнообразнее речь, тем она богаче. Богатая речь подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.


Богатство речи связано со словарным запасом человека, с использованием всевозможных языковых средств. Чем разнообразнее речь, тем она богаче. Богатая речь подразумевает и лексическое богатство, и синтаксическое, и интонационное.

Важнейшее условие точности – соблюдение лексических норм. Речь является точной, если говорящий отбирает слова и конструкции, которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именно для данного высказывания.





Правильность, чистота и богатство речи связаны

со знанием языка.

Точность, логичность связаны с мышлением.

«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

Для интеллигентного человека привычка говорить «дурно», невразумительно и неумение говорить хорошо считается неприличием.

А.П.Чехов

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять.

Заповеди речевого этикета

Cлайд 1

Cлайд 2

Что такое культура речи? КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: КАК ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО и КАК ГОВОРИТЬ ХОРОШО?

Cлайд 3

Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка. Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.

Cлайд 4

Качества речи - свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризующие уровень речевой культуры говорящего. правильность речи чистота богатство точность логичность уместность выразительность ясность

Cлайд 5

Виды речи: говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения; чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Cлайд 6

Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя. Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником. Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном общении нескольких лиц.

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

Cлайд 10

Остановимся подробнее на понятии “Этикет”.Понятие это философское, этическое. “Этикет(от франц.etiquette – ярлык,этикетка)-совокупность правил поведения,касающихся внешнего проявления отношения к людям(обхождение с окружающими,формы общения, манеры и одежда) ”

Cлайд 11

То,что понимают под речевым этикетом,используется в речи каждого из нас ежедневно и многократно.

Cлайд 12

Приветствия. Обращения Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п. Пожалуй,это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых, а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми,кого-то благодарим,перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент,кому-то соболезнуем,сочувствуем; мы советуем,просим, предлагаем и приглашаем...

Cлайд 13

Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

Cлайд 14

Cлайд 15

“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”. ”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того, что “прилично” и “неприлично” в таком назывании.

Cлайд 16

В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

Cлайд 17

ВЫ Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости: К незнакомому, малознакомому человеку В официальной обстановке общения При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к человеку К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку ТЫ Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости: 1. К хорошо знакомому человеку 2. В неофициальной обстановке общения 3. При дружеском, фамильярном,интимном отношении к человеку 4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку

Культура речи

Слайдов: 8 Слов: 204 Звуков: 0 Эффектов: 2

Что понимать под культурой речи? Основные направления курса. Овладение культурой письменной и устной речи. Повышение уровня культуры речи. Умение редактировать текст. Подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку. Языковая норма. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназмы. Этика. Речевой этикет. Основные понятия курса. Формы работы. Сочинения разных жанров. Тестирование. Проектная деятельность. Интервью. Репортажи. Желаю успеха на ЕГЭ!!! - Культура речи.ppt

Культура русской речи

Слайдов: 8 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 21

О русском языке как языке народа писалось много. Культура речи. Именно на произведениях классиков понимаешь всю красоту и силу слов. Речь постоянно обогащалась новыми словами, фразами, афоризмами. Вклад русских писателей в родную речь просто невозможно оценить! С течением времени культура речи изменялась, но, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Культура речи – сложнейшее искусство, которому нужно учиться на протяжении всей жизни. Надо постоянно самосовершенствоваться, пополнять словарный запас, узнавать все новые и новые слова. - Культура русской речи.ppt

Культура языка и речи

Слайдов: 12 Слов: 487 Звуков: 0 Эффектов: 92

Культура речи. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Что же такое культура речи. Культура речи – это раздел лингвистики. Орфоэпические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы. Грамматические нормы. Лексические нормы. Нормы построения текста. Продолжите текст. Прочитайте стихотворения и объясните, какой темой они объединены. - Культура языка и речи.ppt

Проблемы культуры речи

Слайдов: 16 Слов: 792 Звуков: 1 Эффектов: 13

Русская речь. Конференция. Великое русское слово. Гимн о русском языке. Словом можно убить. Толстой. Викторина. Анкета. Русские пословицы и поговорки. Эзоп. Русский язык. Заповеди речевого поведения. Мужество. Тургенев. Елена Потехина. Давайте говорить на русском языке. - Проблемы культуры речи.pptx

Речь и культура общения

Слайдов: 9 Слов: 209 Звуков: 0 Эффектов: 17

Предмет и задачи культуры речи. Что такое культура речи? Презентация темы учебного предмета «Русский язык и культура речи». Помни и стремись! Я знаю. Общение. Культура речи. Наука. Общество. Грамотность. Язык. Человек. Речь. Правила общения. Я умею. Хочу узнать. Хочу поразмышлять. Как я понимаю смысл эпиграфа: Саади. Сенквейн. - Речь и культура общения.ppt

Русский язык и культура речи

Слайдов: 12 Слов: 561 Звуков: 0 Эффектов: 36

Экология русской речи, или поговорим о культуре речи. К.Паустовский. Русский язык в опасности. Основополагающий вопрос. Вопросы учебной темы. Культура речи, мышления, чувств. Как повысить культуру речи. Сформулируйте причины снижения роли русского языка. Что такое жаргонизмы. Почему сегодня повсюду слышна неграмотная речь. Умение анализировать жизненные ситуации. - Русский язык и культура речи.ppt

Грамотная речь

Слайдов: 15 Слов: 1697 Звуков: 3 Эффектов: 206

Охранная грамота. Жаргонизмы. Образовательный уровень. Словесный мусор. Неправильное словоупотребление. Ошибки в ударении. Варваризмы. Языковые ошибки. Источники общения. Интернет. Остановите журналиста. Богатые возможности образовательной среды. Тайны родного языка. Приложение. Акция «Охранная грамота». - Грамотная речь.pptx

Правильная речь

Слайдов: 30 Слов: 1893 Звуков: 0 Эффектов: 0

Языковая норма и ее признаки. А.П.Чехов. Важнейшие качества хорошей речи. Правильная речь. Норма литературного языка. Языковые нормы речи. Морфология и культура речи. Морфологические нормы языка. Эпиграфы урока. Определите род имен существительных. Определение. Слова, обозначающие неодушевленные предметы. Слова. Названия животных. Денди. Слова, обозначающие людей. Гоби. Род несклоняемых имен. ГЭС. Луна-парк. Род сложносокращенных слов. Сильнейший борец. Образование степеней сравнения прилагательных. Вариантные формы. Нулевое окончание. Существительные среднего рода без ударения. - Правильная речь.pptx

Волшебные слова

Слайдов: 13 Слов: 443 Звуков: 0 Эффектов: 70

А.С. Макаренко. Волшебные слова. Хотелось бы узнать! Задачи урока. Почему волшебные? А в вашем классе нет такого ученика? Не может быть?!!! "Приходит утром Костя в школу. В чем ошибка Кости? Предлагаю вопрос - задачу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком. Автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: ______ _______ . Вставь волшебное слово. Ответьте, какие? Интересная задачка. В поезд входят три юнната: - Ух, народу сколько тут! Занимай места, ребята, А то бабушки займут! Все любят частушки. Ежели вы вежливы И к совести не глухи, Вы место без протеста Уступите старухе. - Волшебные слова.ppt

Секреты хорошей речи

Слайдов: 21 Слов: 875 Звуков: 0 Эффектов: 0

Секреты хорошей речи. Правильность речи есть понятие изменчивое. Знания по теории культуры речи. Соотнесённость тем курса и материалов ЕГЭ по русскому языку. Темы курса. Правильность речи. Современная языковая ситуация в России. Степень употребительности варианта. Речь хорошая. Звуковой уровень речи. Где звукоподражание, где аллитерация. Лимерики. Речь на уровне грамматики правильная. Какую ошибку допустил человек. Слово с точки зрения смысла. Допишите лимерик. Слово с точки зрения его формы. Придумай ошибку. Синтаксические нормы. Задайте риторические вопросы на заданную тему. - Секреты хорошей речи.ppt

Нормы русского языка

Слайдов: 25 Слов: 546 Звуков: 3 Эффектов: 111

Мастер-класс. Л.Гинзбург. Л.Н. Толстой «Война и мир». В окно увидела Татьяна поутру побелевший двор, куртины, кровли и забор. А. Пушкин «Зима». Таня ВЫЛУПИЛАСЬ в окно. Нам хорошо вот так, вдвоем. А. Барто «Про бабушку». Нам так КЛЕВО вместе. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром. С. Есенин «Береза». Как тихо, спокойно и торжественно. Л. Толстой «Война и мир». Ништяк! Т. Цветкова. Не гони! Я встретил вас и все былое в отжившем сердце ожило. Ф. Тютчев «Я встретил вас». Я СПАЛИЛ тебя. Унылая пора! А. Пушкин «Осень». Погода стрёмная. Со страхом очи отвратила и скрылась в темноте ночной. - Нормы русского языка.ppt

Нормы русского литературного языка

Слайдов: 19 Слов: 658 Звуков: 0 Эффектов: 34

Русский язык и культура речи. Дисциплина «Русский язык и культура речи». Негативные явления. Языковая норма. Корректировочный курс. Ударение. Орфоэпия. Лексика. Ошибки. Грамматика. Как склоняются имена и фамилии. Какие ошибки допущены в данных предложениях. Составлять деловые документы. Как вести себя на собеседовании при приёме на работу. Как правильно подготовиться к деловой встрече. Как научиться выступать публично. Разделы. Речевые ошибки в выступлениях политиков. Искусство комплимента. - Нормы русского литературного языка.pps

Экология слова

Слайдов: 24 Слов: 914 Звуков: 0 Эффектов: 8

Экология слова. ДНК реагирует на нашу речь. Каждая мелодия, мотив или симфония настраивают на свою волну. О ритме речи никто не думает, а ведь в этом ритме скрыта сила влияния. Люди, сознательно скупые на слова, знают ценность каждого звука. “Сквернословие есть яд, умерщвляющий душу”. От слов, символов и мифов зависит не только судьбы. Особый язык, обладающий преимуществом над другими языками планеты. Сквернословие не только российская проблема. Новая технология, созданная в Канаде, блокирует сквернословие. Икона Божьей Матери “Семистрельная”. Фрагменты из книги «Письма о добром и прекрасном». - Экология слова.ppt

Экология языка

Слайдов: 14 Слов: 192 Звуков: 0 Эффектов: 0

«Язык мой – друг мой?». Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей! А.М.Горький. Язык. Извне. Изнутри. Заимствование. Словообразование. В.Г.Белинский. Лексика. Нормативная. Ненормативная (жаргоны). Сленг. Арго. В.И.Даль. В.Ю.Драгунский. Социальная проблема. «Экология» «личность» «культура». Личность. Богатая, национальная, духовная Культура. Экология окружающей среды. Экология языка. «Язык мой – друг мой». И.С.Тургенев. А.И.Куприн. Н.С.Лесков. Д.С.Лихачев. К.Г.Паустовский. Н.В.Гоголь. - Экология языка.ppt

Экология русского языка

Слайдов: 10 Слов: 345 Звуков: 0 Эффектов: 0

Относитесь к родному языку бережно и любовно. Луговской. I. Наш язык нуждается в бережном использовании. Причины кризисного состояния языка. Влияние жаргонизмов и заимствований на русский язык. V. Цели лингвистической экологии. Чем засоряется наш язык? Элементы «оживления» текстов: Тусоваться. Согласительный консенсус. Другая альтернатива. Важнейшие приоритеты. Пудрить мозги. Вешать лапшу на уши. Качать права. В законе. Молодежный сленг Окей магаз велик видик чувак. Заимствования Саммит интенция массмедия эксклюзив инсталляция. Причины кризисного состояния языка: Меры избежания кризисного состояния языка: - Экология русского языка.ppt

Проблемы экологии русского языка

Слайдов: 17 Слов: 672 Звуков: 0 Эффектов: 0

Экология языка. Культурные условия. Культура общения в современном мире. Общение и речевой этикет. Этикет речевого общения. Причины кризисного состояния языка. Осознание причин кризисного состояния языка. Хорошая речь должна быть правильной. Необходимость экологии русского языка. Функции языка. Коммуникативная функция. Сознание человека. Номинативная функция языка. Аккумулятивная функция языка. Глубокое знание родного языка. - Проблемы экологии русского языка.ppt

Сквернословие

Слайдов: 24 Слов: 1976 Звуков: 2 Эффектов: 2

Экология слова. Свет. Дерево. Светила. Вселенная. Физики. Слово излечивает. Порох. Человек. Молчанием зла не пресечь. Сквернословие. Ругань. Тьма. М. Лермонтов. Русский народ. Сердце. Мать. Порок. Правило. Достойный ответ. Желание достойной среды. Приоритет. Голова. Молчуны. - Сквернословие.ppt

Вред сквернословия

Слайдов: 17 Слов: 658 Звуков: 0 Эффектов: 26

Гражданин Воронежского края. О скверном и святом. Причины засорения русского языка. Бранные слова. Как часто вам приходится слышать бранную речь. Знаете ли вы о вреде сквернословия вашему здоровью. Что такое сквернословие. История возникновения. Механизм влияния сквернословия на человека. Информационные свойства воды. Опыты с водой. Посмотрите, как слова и мысли влияют на воду. Эксперименты с растениями. Сквернословие – это вирус. В начале было Слово. - Вред сквернословия.ppt

Вирус сквернословия

Слайдов: 25 Слов: 1049 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вирус сквернословия. Показатель ума. Сквернословие. Речь, наполненная неприличными выражениями. Определения сквернословия. История возникновения сквернословия. Скверные слова. Механизм влияния. Исторические факты. Грубая брань. Мат. Сквернословие и здоровье. Японский ученый. Форма кристаллов. Вред. Группа ученых. Группа российских физиков. Семена пшеницы. Здоровье. Научные исследования. Новосибирские биологи. Анкета. В каких ситуациях это происходит. Бранные слова. Дети. - Вирус сквернословия.ppt

Сквернословие и здоровье

Слайдов: 39 Слов: 1175 Звуков: 0 Эффектов: 93

Сквернословие и здоровье. Факты. Количество девушек. Россия. Вредная привычка. Слово человека. Мудрость вымысла. Порох. Немного истории. Древняя Русь. Материться в доме нельзя. Леший. Злость. Значение слова «мат». Мат опасен для здоровья. Людские судьбы. Эксперимент. Бранные слова. Аппарат. Хромосомы. Мутагенный эффект. Эксперимент с общением. Определённые слова. Молитвы. Перепутавшиеся гены. Группа учёных. Матерщинники. Сквернословие. Православная церковь. Медики. Развитие болезненного процесса. Бездуховность. Духовность. Состояние здоровья. Путь, ведущий к здоровью. Путь духовного роста. - Сквернословие и здоровье.ppt

Язык молодёжи

Слайдов: 33 Слов: 1579 Звуков: 0 Эффектов: 34

Молодежный сленг - одно из составляющих процесса развития языка. Цели моей работы. Задачи моей работы. План информационно-исследовательской работы. Актуальность проблемы. Молодежный сленг – это особая форма языка, интереснейший феномен. Этапы развития молодежного сленга. По результатам мониторинга было выявлено 4 вида сленгов. Эмоциональные слова и выражения. Слова и выражения с эмоциональным значением. Слова с эмоциональным компонентом значения. Эмоциональные речения. С развитием СМИ понятие «сленг» утратило первоначальный смысл. Молодежный сленг подобен его носителям – он резкий, громкий, дерзкий. - Язык молодёжи.ppt

Молодёжная речь

Слайдов: 20 Слов: 553 Звуков: 0 Эффектов: 0

Современная молодежная речь. Язык современной молодёжи. Сленг. Жаргоны. Виды сленга. Классификация сленга по способу образования. Основные функции сленга. Сленг вырабатывается стихийно. Пароль. Количество слов и фразеологизмов. Вульгаризм воровской речи. Причины возникновения сленга. Люди хотят общаться друг с другом в присутствии чужих. Отход от обыденности. Желание переиначить мир. «прыгающее» развитие жизни. Языковые новшества. Увлечение молодежи компьютерными играми. Стремление к речевой выразительности. Роль в появлении новых слов. - Молодёжная речь.ppt

Молодежный сленг

Слайдов: 25 Слов: 1453 Звуков: 0 Эффектов: 27

Молодежный сленг. Цели и задачи проекта: Задача проекта: выяснение причин употребления молодежью сленговых выражений. Что такое сленг? Молодежь занимает 1\3 часть России. Возрастные группы носителей сленга в школе: 10-12 лет 13-14 лет 15-16 лет. Анализ опроса: Словарный запас подростков. Нами было замечено, что с возрастом словарь подростков ослабевает, скуднеет. Хорошо. Классно супер. Обалденно офигенно. Кульно. Почему подростки используют сленг? Сленг как средство укрепления групповой солидарности. Сленг как способ свободы выражения подростка. Сленг как своего рода протест против взрослого. - Молодежный сленг.ppt

Жаргонизмы

Слайдов: 33 Слов: 1084 Звуков: 0 Эффектов: 14

Сохраним язык – сохраним Россию. Вопросы сохранения. Друг мой. Русская речь. Народ. Знаете ли вы. Главные проблемы на сегодняшний день. Процесс. Стикер. Заимствованное слово. Иностранное слово. Сквернословие. Обратимся к истории. Словом можно убить. Нецензурные выражения. Результаты социального опроса. Как бороться с ненормативной лексикой. В мире. Жаргон. Часто используемые в школьной речи слова. Причины жаргонизации речи. Лохмы. Русский язык умирает. Слоган. Пословица. Современная подростковая речь. Будем говорить на человеческом языке. Что в будущем. Что делать. Как быть. Тебе решать судьбу родного языка. -

Понятие культуры речи Культура речи - это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей. Основные качества речи: содержательность, точность, понятность, богатство и разнообразие, чистота, выразительность, правильность.

В культуре речи выделяют две стороны 1. правильность речи, 2. речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного русского литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка). Речевое мастерство – это владение умением, соблюдая языковые нормы, выбирать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения мысли и отношения. Говорящие и пишущие с точки зрения речевого мастерства оценивают речь друг друга двумя оценками: хуже, лучше (так можно сказать, но есть лучший вариант).

Стилистические недочеты Неудачный выбор языковых средств приводит к появлению в устной речи и на письме стилистических недочетов. Говорящие и пишущие допускают следующие стилистические недочеты. 1) употребление в одном стиле речи слов, фразеологизмов, предложений, используемых преимущественно в другом стиле речи, 2) неоправданное повторение одних и тех же слов, слов с одним и тем же корнем и одних и тех же видов предложений, создающее звуковое однообразие речи, 3) тавтология (передача одного и того же по – разному), приводящая к неоправданному удлинению речи, 4) словесная напыщенность, приводящая к ложной красивости.

Причины расшатывания традиционных литературных норм 1) Социальные изменения в обществе, связанные с условиями переходного периода. 2)Изменениями в структуре общественно – политического строя. 3)Сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации (включая бизнесменов и коммерсантов из числа «новых русских»), приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм.

Виды ненормированной речи 1)Нелитературные просторечия. 2)Территориальные и социальные диалекты. 3)Обилие иностранных слов и терминов. 4)Стилистическое снижение современной устной и письменной речи. 5)Заметная вульгаризации бытовой сферы общения. 6)Настойчивые попытки «олитературивания» грязного матерного слова.

Педагогическая речь призвана обеспечить а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками, б) положительное воздействие учителя на сознание, чувства учеников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности, в) полноценное восприятие, осознание и закрепление знаний в процессе обучения, г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.

Требования к речи Содержательность, точность, логичность, лексическая, фонетическая, грамматическая орфоэпическая правильность, образность, смысловая выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость, хорошая дикция, соблюдение правил речевого этикета.

Типичные ошибки Много штампов, речь недостаточно образна и выразительна (в смысловом аспекте), преобладают простые предложения, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. Речевая активность педагога превалирует над детской. Важно обеспечить речевую активность всех детей, а не только активных, приходить на помощь затрудняющемуся ребенку, - педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику студентов. - у студентов не формируется умение слушать других. - педагоги повторяют ответы студентов, и они не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей. - очень часто педагоги требуют от студента только «полных» ответов. Ответы студента могут быть и краткими, и развернутыми.

Три типа языковых культур преподавателей 1. Носители элитарной речевой культуры 2. Представители «средне-литературной» культуры 3. Учителя с литературно-разговорным типом речевого поведения

Культура речевого поведения преподавателя а) культура речевого этикета, б) культура мышления - процесса формирования и решения мыслительных, коммуникативных задач, в) культура языка как упорядоченности в индивидуальном опыте системы фонетических, лексических и грамматических средств выражения мысли, г) культура речи как способа формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе говорения, д)культура соматической (телесной) коммуникации как совокупности всех невербальных средств.

Культура речевого этикета 1)сфера употребления речевого этикета, 2)обращение, 3) приветствие, 4) прощание, 5) извинение, 6) просьба.

Культура мышления 1) процесс постановки и решения мыслительных задач, 2) возможность правильно и точно отразить и оценить ситуацию общения с ними и принять адекватные этой ситуации решения.

Педагогическое общение 1) умение быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, 2) правильно спланировать свою речь, 3) выбрать содержание общения, 4) найти адекватные средства для передачи мысли, 5) обеспечить обратную связь.

Научная нормализация языка 1) Пуризм – это неприятие, решительный отказ от всего нового, от любых изменений в языке и даже консервативное их запрещение – по различным мотивам: логическим, эстетическим, идеологическим, национальным или сугубо вкусовым. 2) Что касается антинормализаторства, то оно представляет собой преклонение перед стихией языка, отрицание возможности сознательного вмешательства в речевую практику, воздействия общества на язык.

Культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

В определении подчёркнуто три аспекта культуры речи: нормативный, этический и коммуникативный.

Нормативный аспект культуры речи

Литературный язык

Нормативный аспект культуры речи связан с литературным языком.

Литературный язык – это высшая форма национального языка, которая отличается нормативностью от разговорного.

Становление современного русского литературного языка неразрывно связано с именем А.С. Пушкина. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднородным. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать в своих произведениях такой язык, который был принят обществом в качестве литературного языка.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК

Литературный язык – это то, посредством чего создаётся, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Литературный язык – это язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык.

КОДИФИКАЦИЯ

Кодификация – это закрепление норм и правил языка в словарях и грамматиках. Кодифицированные нормы языка – это те нормы, которым должны следовать все носители языка. Любая грамматика языка, любой его словарь есть не что иное, как его кодифицирование.

Культура речи начинается там, где язык как бы «предлагает» выбор для кодификации: (кило ´метр - киломе´тр). Язык не остаётся неизменным, он постоянно нуждается в норматировании (19 в.

– матерь, дочерь, 20 в. – мать, дочь).

НОРМА

Норма – это исторически принятый в данном языковом коллективе выбор одного из вариантов употребления как рекомендуемого и предпочтительного. Норма подразделяется на императивную (обязательную) и диспозитивную (вариантную). Императивная норма предусматривает жёсткий выбор одного варианта как единственно правильного (ложить – неправильно; класть

– правильно). Диспозитивная норма предусматривает выбор вариантов, два из которых признаются нормативными (маневр - манёвр).

КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Коммуникативный аспект культуры речи – это изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры задачам общения. Главное требование к хорошему тексту таково: из всех языковых средств должны быть выбраны такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют

поставленные коммуникативные

Главная функция этического аспекта культуры речи

контактоустанавливающая. Этическая основа культуры речи – это речевой этикет. Этические нормы касаются в первую очередь обращения на ты или вы, выбора полного или сокращённого имени, выбора обращений и способов приветствия и прощания.

ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль этических норм в общении можно прояснить на примере сквернословия. Это тоже «общение», в котором, однако, грубейшим образом нарушены именно этические нормы.

ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ

1. Что такое язык?

2. Расскажите об истории происхождения языка.

3. Назовите и охарактеризуйте функции языка.

4. Докажите, что язык является знаковой системой.

5. Что такое речь?

6. Что такое культура речи?

7. Что такое литературный язык?

8. Что такое кодификация?

9. Что такое норма?

10. Расскажите о коммуникативном аспекте культуры речи.

11. Расскажите об этическом аспекте культуры речи.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама