THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В тибетской культуре символика имеет большое значение и воздействует на двух разных уровнях. Первый из них - это обычный мирской уровень, который обусловлен историей, общественными отношениями, средствами производства. Другой же работает совершенно иначе.

Когда буддизм как следует прижился в Тибете, вместе с ним появились символы, представляющие то, что происходит в уме. Если мы представим ум как зеркало, способное отражать все, но не меняющееся само по себе, то это будут не картинки, появляющиеся в нем, а само зеркало, сама природа ума. С помощью них мы можем быстро развиваться и достигать высокой реализации и Просветления. С одной стороны, мы можем сказать, что для достижения Просветления не нужна никакая символика, никакие статуи и изображения, ведь у Будды их не было. Однако наши учителя, зная особенность нашего ума цепляться за привычные обыденные вещи, используют символику как искусный метод работы с умом. Благодаря этим методам мы можем развиваться гораздо быстрее. Главный путь в Кагью - это отождествление. Это оно дает нам силу, поднимает нас вверх, пробуждает нас. В Алмазном Пути мы ведём себя как Будда, пока не станем им, развиваем глубокое доверие к тому, что каждый из нас обладает природой Будды, и стараемся оставаться всегда в этом состоянии сознания.

В Тибете и д.Индии искусство называли опорой для тела, речи и ума – эти три опоры должны помогать медитирующему представлять те или иные Будда-аспекты во время медитаций. Основа тела Будды – все фигурные изображения Будд, Будда-аспектов и лам в живописи и скульптуре. Основа речи Будды – все буддийские поучения в письменном виде. Основа ума Будды – определенные символы, напрямую выражающие ум Будды. Главным из них является ступа. Также используется и зеркало.

Для начала кое-что о символике статуй и тханок – графических изображений Буд, учителей и Будда-аспектов. Будда-аспекты – это формы для медитаций, которые передавал Будда, они отрадают те или качества ума.

Тибетцы всегда представляют будд на цветках лотоса. Лотос - по всей вероятности, самое чистое растение в природе. Он растёт из грязи, пробивается к открытому пространству через мутную воду - и только тогда полностью развивается в сияющий великолепием, совершенный во всех отношениях цветок. Поэтому он является символом чистоты и считается местом, в котором всё начинается. "Рождённый в лотосе" - значит чистый по своей природе, не как безупречная девственница, которая никогда не занималась любовью и ничего не переживала, но чистый благодаря совершенному преобразованию подлинных, разнородных переживаний, уходящих корнями в настоящую жизнь. Он - середина явлений, настоящая энергия, его принцип - принимать все, что появляется, использовать это и трансформировать. Вам нужно это как следует понять, иначе вы спасуете перед концепцией непорочного зачатия и начнете отдаляться от жизни.

Если мы представляем себе мирную форму Будды, то под ним на цветке лотоса лежит диск луны, сияющий мягким светом сочувствия. Это удивительно, но только для немцев и тибетцев луна является мужским аспектом, а солнце - женским. В Тибете говорится, что луна - это сочувствие, мужская активность, в то время как солнце - активное, побуждающее, оно может даже сжечь вас, заставить действовать, это хищная мудрость, а мудрость – это женская активность.

Колокольчик и дордже

В тибетском буддизме чаще всего встречаются такие вещи, как дордже и колокольчик. Мы видим их на тханках в руках Кармапы и других учителей. Для тибетцев - и Лам, и обычных буддистов - они представляют тело, речь и ум Будды. В верхней части колокольчика видно лицо бодхисаттвы, символизирующее тело Будды. Лицо обрамляют традиционные украшения и знаки Состояния Радости. У этого существа длинные волосы - следовательно, это мирянин или йогин. Дордже в верхней части колокольчика символизирует ум Будды, а сам колокол внизу - его речь. в то же самое время он своим затухающим звучанием намекает на непостоянство всех вещей. В ритуалах звон колокольчика призывает мудрость всех Будд, взывая к ясности ума учеников.

Дордже и верхняя часть колокольчика обычно делаются из бронзы, а нижняя - из сплавов пяти, семи или восьми металлов. В сплаве из восьми компонентов присутствует немного золота, так что он является очень ценным и редко встречается, потому что в Азии золота мало. Значительно чаще используется серебро. Язык колокола, издающий звук, обычно прикрепляется жестко, чтобы не было случайных звуков. Колокольчик, символ тела и речи Будды, держат в левой руке.

Само название "дордже" несёт много значений. Наши школы буддизма по-тибетски называются "дордже текпа", а на санскрите - Ваджраяна, т.е. Алмазный Путь. Тибетское слово "дордже" состоит из двух слогов - "до", т.е. "камень", и "дже", т.е. "мастер". Дордже - король камней, самое острое лезвие, способное отсечь все, символ нашего пути. Реализация, которой вы достигнете, неразрушима. Алмаз всегда остается сияющим и прозрачным. Эти качества характерны для чистого состояния ума - состояния, в котором мы полностью осознаём, которое нельзя утратить. Ничто не может разрушить или изменить его, оно - вне времени и места. Символом этого состояния и является дордже.

Вместе колокольчик и дордже символизируют единство сочувствия и мудрости, а на высшем уровне понимания – единство пространства и радости.

Тханки и статуи не создаются по прихоти и фантазии художника или скульптуора, они обусловлены четкими нормами оконографии и оконометрии, то есть определенным соотношением размеров частей изображения друг к другу и определенным смыслом изображения каждой детали. Основы их изображения дал сам Будда Шакьямуни своему ученику Шарипутре, и тот составил какнон буддийской иконометрии «характерные признаки изображения Будд». Поэтому прежде чем создать произведение искусства, художник расчерчивает полотно сеткой и только затем начинает по сетке рисовать. Общий размер изображения должен быть равен 108ми тощинам пальцам или 9ти пядям – в этом выражается гармония микро- и макрокосмоса.

Ступы
Ступы - это монументы, способствующие сохранению мира в мире. Это архитектурные сооружения, в совершенной форме выражающие чистую природу ума, Просветление. Они были построены тысячелетия назад в Азии и оказывают позитивное влияние на силовое поле всей вселенной. Ступы излучают большое притяжение. Многие хотят получить больше информации о символике ступ, особенно если они знают о силе их благословения по собственному опыту. На сегодняшний день тексты Будды о точном значении ступы переведены только частично.

В ряду символов тела, речи и ума просветлённых существ ступа относится к уму. Кроме того, она символизирует сообщество практикующих - Сангху. Это также причина, по которой ступа как символ Сангхи должна стоять на алтаре или вблизи алтаря. Будда всегда представлен через статуэтку или изображение, Дхарма через тексты, а Сангха - через ступу. Это может быть также изображение ступы. Большинство форм связаны с событиями из жизни Будды. Есть четыре главных и четыре второстепенных места, из которых Будда распространял своё учение. Важнейшие восемь видов ступы непосредственно связаны с этими местами.

Своей внешней формой ступа символизирует пять первоэлементов: квадратная часть - первоэлемент земли, круглая часть (ваза) - первоэлемент воды, треугольная часть (кольца) - первоэлемент огня, полумесяц наверху - первоэлемент воздуха, а солнце - первоэлемент пространства. Весь внешний мир и наше собственное тело состоят из этих пяти первоэлементов: земли, воды, огня, воздуха и пространства. Познание чистой формы этих пяти первоэлементов означает познание пяти чистых аспектов тела и ума.

Главное назначение строительства ступы в том, чтобы помогать существам очищаться от негативных впечатлений и вместо этого увеличивать позитивные впечатления, вследствие чего возрастают заслуга и мудрость. Всё это - предпосылки для достижения высочайшего Просветления.

Лунг-та (тиб. "кони ветра") - молитвенные флажки пяти цветов, на которых напечатаны мантры и изображения благополучных символов и учителей. Эти флажки после благословения развешивают на удице - когда они трепещут на ветру, считается, что все хорошие пожелания и благословение распространяются в пространстве.

Молитвенные барабанчики заполнены плотно свернутым рулончиком бумаги, исписанной определенными мантрами. Барабанчик вращают по часовой стрелке, при этом за каждый круг в пространство уходит то количество мантр, которое написано внутри.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Каждый, кто знаком с восточной культурой и буддийским учением, наверняка сталкивался с изображением ваджры – ритуального символа. Сегодня мы хотим рассказать, что такое ваджра в буддизме.

Что она означает, что символизирует, как называется в разных странах, для чего и как пользуются ею люди – все это в статье ниже. Также вы узнаете легенду о том, как ваджра попала к Будде.

Что это такое

Ваджра – это один из главных символических предметов в буддийской, индуистской и джайнистской философии. Считается, что впервые она появилась как оружие бога Индры из индуистского пантеона, которое для него изготовил ремесленник богов Тваштар из кости мудрого Дадхичи.

Согласно ведической литературе, Индра с помощью ваджры разрезал облака, чтобы высвободить влагу для дождя.

Позже ваджра «перекочевала» в буддийскую мысль и стала главным ее символом наряду со звуком «ом». Ваджру в буддизме сравнивают с крестом в христианской вере и полумесяцем в мусульманской. Ее почитают многие жители Азии: индийцы, непальцы, тибетцы, бутанцы, тайцы, камбоджицы, индонезийцы, корейцы, китайцы, мьянманцы, японцы, монголы, а также бурятские, тувинские, калмыцкие народы России.

Слово «ваджра» имеет санскритские корни и одновременно означает алмаз и молнию, вобрав в себя сильные свойства того и другого.

В некоторых странах ваджра называется по-своему:

  • Япония – конгосе;
  • Монголия – очир;
  • Китай – дзиньганси;
  • тибетская часть Китая – дордже.

«Скипетр из бриллианта», «булава из алмаза», «камень благородства», «молниеносный», «пучки молний», «блестящий алмаз», «топор грома», «звук грома дхармы» – это другие, неофициальные названия ваджры.

Суть ваджры заключается в ее силе – она применяется в различных обрядовых, ритуальных действиях как скипетр. Про нее также говорится в некоторых священных сутрах.


Особенно ваджра почитается, как следует даже из самого ее названия, в школе – одном из направлений буддизма. В иконографии, которая присуща этой школе, Будда Шакьямуни, многие , будды и йидамы изображены с ваджрой в руке.

В ваджраяне Шакьямуни иногда именуют Ваджрасаттвой.

Существует предание, повествующее о том, как у Будды появилась ваджра. Бог Индра подарил ему свое оружие с грозными зубьями, торчавшими с обоих концов. Буддийский учитель погнул эти зубья, тем самым превратив оружие в скипетр для торжества мира и добра над злом. Он должен был бороться только с одним врагом буддистов – неведением.

Внешний вид и разновидности

Ваджра представляет собой металлический скипетр с рукоятью и двойным концом.


Каждый из них составлен из пяти стержней, или зубцов – один является центральным, а остальные четыре загибаются подобно лепесткам лотоса в бутоне. Иногда божества изображаются с девятистержневыми ваджрами.

Ваджра может быть разной:

  • из меди;
  • из золота;
  • из железа;
  • из камня;
  • с четырьмя углами;
  • с сотней углов;
  • с тысячей зубьев;
  • в форме диска;
  • в виде креста;
  • похожей на перекрещивающиеся молнии.


Символизм

Самый главный символ ваджры – молниеносное Пробуждение в совокупности с нерушимым, подобно алмазу, учением Будды. Другая интерпретация говорит, что ваджра, как молния, освещает путь в темноте неведения и, как алмаз, разрушает злые силы, оставаясь целостной.

Сложно придумать предмет, который в буддизме имел бы так же много символов, как ваджра:

  • прочность, вечность;
  • нерушимость, непоколебимость (в том числе даваемых обещаний, обетов);
  • духовная сила, твердость;
  • порядок, космос;
  • сознание, интеллект, разум;
  • истинность ;
  • состояние гармонии, равновесия;
  • правосудие, власть;
  • тела пяти Дхьяни-будд.

Ваджровый скипетр также ассоциируют с изображением мировой оси, на которой верхний мир действует на нижний. Нередко он используется в ансамбле с колокольчиком – гхантой.


При этом ваджра – мужское начало, символизирующее активность: силу, сострадательное отношение. Гханта же олицетворяет женское начало, его пассивность: мудрость, плоды.

Вместе ваджра и колокольчик означают:

  • деятельную мудрость;
  • высшее блаженство;
  • озаренный ум.

Тибетский дордже означает властвование, равноправие, а иногда отождествляется с бараньей головой. В Китае символизирует учение Будды и самого Учителя, сильные свойства веры. Раньше люди верили, что ваджра способствует выпадению осадков и покровительствует плодородным землям. Другая версия гласит, будто она посылает молнии на страстные желания людей.

Ваджра вместе с раковиной, рыбками, короной, амфорой, колесом, свастикой, зонтом относится к восьми благородным символам буддизма.

Где используется

Ваджра была оружием древних богов. Многие индийские памятники и буддийская иконография показывают божеств, сжимающих ее в руках. При этом они также используют мудры.

Удивительно, но исследователи отмечают, что на изображениях бог Зевс, метавший молнии в мифах Древней Греции, тоже держит ее. Этот факт говорит о том, что, вероятнее всего, ваджра существовала также и в других культурах.


В ваджраяне этот инструмент используется при обрядах, ритуалах вместе с мантрами, подношениями. В последнее время все чаще в специализированных лавках можно встретить личные амулеты в виде ваджры.

Древнейшую ваджру в мире нашли в России, близ города Уссурийск в Приморье.

Как работает

Культовый предмет оказывает мощное действие различного характера:

  • защищает от неприятностей;
  • направляет энергию в нужное русло;
  • указывает правильную духовную тропу;
  • отвергает страстные эмоции, желания.

Принцип работы состоит в том, что ваджра начинает взаимодействовать с психической и духовной энергетикой человека, входя с ней в резонанс. Некоторые ученые-физики связывают действие этого предмета с так называемыми торсионными полями, которые, впрочем, наукой современности изучены мало.


Заключение

Итак, вместе мы узнали, что ваджра – важный атрибут индуизма, джайнизма, но в первую очередь буддизма. Вместе с другими предметами она составляет восемь благородных символов буддийской мысли. Символизм огромен – это олицетворение дхармы, непоколебимости, стойкости, истины, мужского начала и осей мира.

Ваджра широко используется в буддийской иконописи, обрядовых действиях, а также ее носят в качестве амулетов. Она способна оградить людей от трудностей, соблазнов и одновременно направить человека и его энергию на правильный путь, к истине и Просветлению.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если вам понравилась статья, дайте нам знать: рекомендуйте посты в социальных сетях, подписывайтесь на рассылку, оставляйте комментарии. Мы будем вам рады!

До скорой встречи!

Тибетско-русско-английский словарь
с санскритскими параллелями

Рерих Ю.Н.
Главная ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1983.
Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями составлен по рукописным материалам выдающегося русского тибетолога Ю.Н. Рериха. В нем отражены лексика и грамматические формы различных этапов развития тибетского письменного языка с VII до середины XX века. Санскритские элементы дают возможность изучения как переводных памятников с санскрита, так и собственно тибетской философской и религиозной литературы.

Формат: PDF (zip)
Размер: 78.38 MB

Англо-тибетско-китайский словарь

2005
Формат: PDF + DjVu (RAR)
Объём: 28.5 MB

The Illustrated Handbook
of Chinese-English-Japanese Daily Vocabularies

Китайско-английско-японский тематический словарь

Формат: DjVu
Размер: 8.5 MB

Краткий тибетско-русский словарь

Составители: Б.В. Семичов, Ю.М. Парафионович, Б.Д. Дандарон;
Под ред. Ю.М. Парафионовича
Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1963
Предлагаемый "Краткий тибетско-русский словарь" содержит 21 тысячу слов и охватывает наиболее употребительнцю часть лексического состава современного тибетского письменного языка.

Формат: PDF
Размер: 18.67 MB

DOWNLOAD
Краткий тибетско-русский словарь
turbobit.net

Большой китайско-русский словарь

Авторы: Панасюк В.А. и Суханова В.Ф. - Под ред. Борисова Б.В.
Изд-во "Наука", 1983
в 4-х частях включает около 16 тыс. гнездовых иероглифов и свыше 250 тыс. производных слов и выражений . Словник создан на основе китайских словарей "Гоюй Цыдянь", "Сяньдай ханьюй цыдянь", "Цыхай", использованы и другие лексикографические работы, а также материалы неопубликованной рукописи "Китайско-русского словаря", составленной в 1938-50 гг. коллективом китайстов под руководством академика В.В. Алексеева.
Основу словаря составляет современная лексика, но также и лексика прежних эпох (включая древнекитайский язык), встречающаяся в современных текстах.

Формат: DjVu
Размер: 124.67 MB

DOWNLOAD | СКАЧАТЬ
Большой китайско-русский словарь
DEPOSITFILES

Китайско-русский словарь

Авторы: З.И. Баранова, В.Е. Гладцков, В.А. Жаворонков, Б.Г. Мудров
Москва, издательство "Русский язык", 1980
Китайско-русский словарь cловарь содержит около 60 000 слов современного китайского языка с переводом на русский язык. Словарь включает до 5700 иероглифов и построен по графической системе. Приложение: словарь географических названий.

Формат: DjVu
Размер: 23.48 MB

DOWNLOAD | СКАЧАТЬ
Китайско-русский словарь
turbobit.net | hitfile.net

A Tibetan-English Dictionary
with Sanskrit Synonyms

by Rai Sarat Chandra Das, author of "A Journey to Lasha and Central Tibet"
Bahadur, C.I.E.
Published at the Bengal Secretariat Book Depot, Writer’s Building, Calcutta, 1902

ТИБЕТСКИЙ

тибе тский

прил.

1) Относящийся к Тибету, тибетцам, связанный с ними.

2) Свойственный тибетцам, характерный для них и для Тибета.

3) Принадлежащий Тибету, тибетцам.

4) Созданный, выведенный и т.п. на Тибете или тибетцами.

Ефремова. Толковый словарь Ефремовой. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ТИБЕТСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТИБЕТСКИЙ
    терьер ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Это древнейшая порода, которая стала основой для создания и развития всех других тибетских пород, от шитцу и лхассы …
  • ТИБЕТСКИЙ
    ТИБ́ЕТСКИЙ ЯЗЫК, язык тибетцев. Относится к китайско-тибетской семье языков. Тибетское письмо восходит к …
  • ТИБЕТСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ТИБ́ЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН (Тибет, кит. - Сицзан-Цзычжицюй), в Китае. 1,2 млн. км 2 . Нас. 2,4 млн. ч. (1995). Адм. …
  • ТИБЕТСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    тибе"тский, тибе"тская, тибе"тское, тибе"тские, тибе"тского, тибе"тской, тибе"тского, тибе"тских, тибе"тскому, тибе"тской, тибе"тскому, тибе"тским, тибе"тский, тибе"тскую, тибе"тское, тибе"тские, тибе"тского, тибе"тскую, тибе"тское, тибе"тских, …
  • ТИБЕТСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Тибету, тибетцам, связанный с ними. 2) Свойственный тибетцам, характерный для них и для Тибета. 3) Принадлежащий …
  • ТИБЕТСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    тибетский (от …
  • ТИБЕТСКИЙ в Орфографическом словаре:
    тиб`етский (от тиб`ет; тиб`етская …
  • ТИБЕТСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ТИБЕТСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. Относящийся к Тибету, тибетцам, связанный с ними. 2. Свойственный тибетцам, характерный для них и для Тибета. 3. Принадлежащий …
  • ТИБЕТСКИЙ ТЕРЬЕР в Энциклопедии Собак:
    _Терьеры_ Происхождение Древняя порода, давшая начало таким породам, как ши-тцу, лхасский апсо и тибетский спаниель. Описание Тибетский терьер похож на …
  • ТИБЕТСКИЙ СПАНИЕЛЬ в Энциклопедии Собак:
    _Декоративные собаки_ Происхождение Порода была выведена на Тибете. Предполагается, что в венах этих собак течет кровь пекинеса, мопса и японского …
  • ТИБЕТСКИЙ МАСТИФ в Энциклопедии Собак:
    _Рабочие собаки_ Происхождение Тибетский мастиф - потомок знаменитых тибетских собак, от которых произошло большинство молосских догов и мастифов во всем …
  • ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Тибет кит. Сицзан-Цзычжицюй), в Китае. 1,2 млн. км2. Население 2,6 млн. человек (1992). Адм. ц. - Лхаса. Тибетское государство возникло …
  • ТИБЕТСКИЙ ЯЗЫК
    язык, язык тибетцев. Распространён в Тибетском автономном районе некоторых др. районах КНР, а также в Индии, Непале и Бутане. …
  • ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    автономный район, Тибет (кит. Сицзан), на Ю.-З. Китая, в пределах Тибетского нагорья. Площадь 1221 тысяч км 2 . Население …
  • ТИБЕТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Тибет, кит. Сицзан-Цзычжицюй), в Китае. 1,2 млн. км2. Население 2,6 млн. человек (1992). Адм. ц. - Лхаса. Тибетское государство …
  • ЯПОНСКИЙ
  • ШИ в Иллюстрированной энциклопедии собак.
  • СРЕДНЕАЗИАТСКАЯ в Иллюстрированной энциклопедии собак:
    овчарка ПРОИСХОЖДЕНИЕ. Эта порода, одна из пород, сложившихся на территории бывшего СССР. Наиболее распространена она в Средней Азии, и …
  • ЛХАССКИЙ АПСО в Энциклопедии Собак.
  • ТИБЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА в Литературной энциклопедии:
    возникла и развивалась в средневековых, феодальных условиях. Художественная лит-ра в Тибете не успела еще отделиться в качестве особой области идеологии …
  • ТИБЕТО-БИРМАНСКИЕ ЯЗЫКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    языки, выделяемая рядом исследователей группа китайско-тибетских языков, распространённая преимущественно в КНР (Тибет и Юго-Западный Китай), Бирме, Бангладеше, Непале, на …
  • ПАМИР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (возможно, от др.-иран. Па-и-михр - подножие Митры, бога Солнца), горная страна в Средней Азии (главным образом в Горно-Бадахшанской АО Таджикской …

Число говорящих на тибетском языке около 6 миллионов человек. Относится к сино-тибетской группе. Разговорный тибетский язык имеет множество диалектов. Первые письменные памятники датированы VIII веком.

Таши-деле - приветствие встречному (Здравствуйте)
Кале-пеб - Идите с миром!
Кале-жу - Счастливо оставаться (До свидания)
Сарва-мангалам - общее пожелание благополучия
Лха-жьяло - «Боги побеждают!» - приветственные крики на перевалах и вершинах гор
Лха (Йякпо) - хорошо
Минду - плохо
Ронанг - пожалуйста
Нге депо минду - Мне плохо (о здоровье)
Нга ла рокпа нанг ронанг! - Помогите мне, пожалуйста!
Нга - Я (имя собственное)
Нга Руссия не ин - Я из России

Нга минг Ваня ин - Меня зовут Иван
Ди Дарчен ги ламка ре-пе? - Эта дорога в Дарчен?
Кхала нанг ронанг! - Дайте еды, пожалуйста!
Чу нанг ронанг! - Дайте воды, пожалуйста!
Гонг гатсхё? - Сколько стоит?
Тху-дже-че - Спасибо
Гонгдак - Извините
Нге - «Мой» (принадлежность)
Кхонг - он, она
Ду - да (согласие)
Ме - нет
Бод - сомоназвание тибетцев

Раб - семья
Хепо - хозяин семьи
Хемо - хозяйка деревенская
Генла (Мола) - цивилизованная тибетка (Мадам)
Бу - мальчик
Бумо (Кесан) - девочка
Докпа - пастух
Муршид - учитель
Мурид - ученик
Лоцзава - переводчик
Мемба - тибетский врач
Банаг («Па») - большая чёрная палатка из шерсти яка
Сапуг - земляная пещера
Пхуг - горная пещера
Тапуг - пещера отшельника в скале
Рунхай - кухня
Чурама - большой глиняный котёл для воды
Чубин - глиняный кувшин для ношения воды за спиной
Дри - нож
Хог-ди - чайник
Таб - очаг
Симхан - спальня
Бойдан - низкие деревянные кровати с тюфяками (в гестхаусах)
Мэ-пор - глиняный горшок с углями аргала для обогрева (в гостиницах)
Сума - керосиновая лампа
Цинко (Беган) - тибетский ячмень
Кхала - еда, пища.
Тсампа - основная еда: густое тесто из муки прожаренного ячменя, замешанное на тибетском чае. Также и сама эта сухая мука
Йа - обычный чай
Часуйма - тибетский чай, взбитый с маслом яка и солью
Донмо (Домо) - устройство с поршнем для взбития тибетского чая
Тзамтук - тибетская похлёбка из редьки с тсампой
Тупа - густой тибетский суп
Сшо-го - картофель
Дре (Ми) - рис
Тсхе - овощи
Сшо - тибетский йогурт из молока яка
Ома - молоко
Чуру - сухой твёрдый сыр
Момо - пельмени
Го-нга - яйца
Сха - мясо
Нья - рыба
Тсха - соль
Чини - сахар
Ара - самогон
Чанг - тибетское хмельное пиво
Том - тибетский рынок
Чуба - национальная одежда
Лхамчо - тибетские унты (низ - сыромятная кожа, голенище - сукно, подвязываемое лентой
Сомба - тибетские войлочные сапоги
Банде - суконный полосатый женский фартук-передник
Чуба - тибетский халат
Амбаг - складка в виде кармана над поясом тибетского халата
Гау - ювелирные нагрудные киоты из серебра, для хранения амулетов
Дунко - женские браслеты из белой раковины (неснимаемые)
Ю - бирюза
Шюру - коралл
Нгюл - серебро
До - камень
Алун (Эго) - серьги с бирюзой
Цего - кольца на пальцы
Бачжу - нац. женский головной убор
Курга - приспособление из веток для переноса поклажи за спиной
Цзо - помесь яка с рогатым скотом (в деревнях)
Чжомо и Дри - самки дзо и яка
Та - лошадь
Лук - баран
Кхий - собака
Нгамба - дикие гуси
Фокс - мелкий волк с белым хвостом
Чагу - грифы
Аргал (Джуа, Мэ-шин) - сухая лепёшка навоза рогатого скота с соломой (местное топливо)
Салонг - большие незаселённые пространства
Чу (Тсангпо) - река
Тсо - озеро
Ла - горный перевал
Ло-сар - тибетский Новый Год
Шабдо - бытовые танцы
Миг-ман - нац. игра типа шахмат
Мангпо - много
Чемпо - большой
Чунг-чунг - мало
Сза-кханг - ресторан
Тсхонг-кханг - магазин
Дрён-кханг - отель
Гонг-ан - полиция
Нгюл - деньги
Сабтра - карта (тур.)
Кхапа - телефон
Пасс-си - билет
Сангчё - туалет

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама