THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Начиная с прошлого года, 1 августа отмечается как День памяти русских воинов, погибших в Первой мировой войне. Более трёх миллионов наших соотечественников погибло в страшной войне. Сегодня память о трагических событиях прошлого столетия должна помочь извлечь необходимые уроки. Какие именно - «Парламентской газете» рассказали парламентарии.

Вопрос недели: каковы уроки Первой мировой войны?

Владимир Комоедов, председатель Комитета Госдумы по обороне, фракция КПРФ:

Самый главный урок: лучше плохой мир, чем хорошая война. Для России Первая мировая война, которую мы по большому счёту выиграли, обернулась страшной бедой. Эта война развалила нашу страну: ушли страны-сателлиты, мы отдали Прибалтику. Брестский мир и другие соглашения заложили мину замедленного действия, которая называется «ленинская национальная политика». В результате эта мина рванула в 1991 году. К сожалению, последствия всего этого мы наблюдаем до сих пор.

Первая мировая война вскрыла серьёзные пороки власти, которая правила страной на тот момент. И эти пороки соединились с беспринципной политикой так называемых «партнёров» Российской Империи, которые сотрудничали с Россией, но работали против неё. В итоге наша страна понесла самые большие потери: человеческие и материальные. Англия добилась тех целей, которые ставила перед собой в первой мировой войне. Им не нужна была сильная Россия.

Мы сейчас находимся на пороге Третьей мировой войны, когда многие страны объединились против нас, потому что видят: Россия поднимается. Нашу страну снова хотят ослабить, и провоцируют. Нас очень хотят втянуть в войну, делают всё для этого. Нашли страну, которая наиболее близка к нам по духу, менталитету и крови, задурили людей, отыскали предателей национальных интересов. Сегодня в гражданской войне уничтожают братский украинский народ, людей настраивают против России. В конечном итоге в разрухе на Украине обвинят Россию.

Михаил Заполев, член Комитета Госдумы по международным делам, фракция КПРФ:

Урок один: не допустить повторения той войны. 27 июля 1914 года люди жили в мире, а 28 июля началась война. Всё может произойти неожиданно. По телевидению идёт документальное кино о Первой мировой войне: показывают, что было: сражения, взрывы, военные марши и переговоры. Разве это главное? Главное - сказать людям, что мы сегодня находимся на пороге примерно такой же ситуации. Имена другие, а предвоенные события повторяется. Отовсюду должен звучать призыв к недопущению новой войны.

Ярослав Нилов, председатель Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, заместитель руководителя фракции ЛДПР:

После окончания войны и подписания Версальского договора на Германию был наложен ряд ограничений. В том числе им нельзя было иметь свою военную технику, готовить военных специалистов. В России, в Липецкой области была военная лётная школа, где готовили немецких асов, в том числе и Геринга. А потом эти асы бомбили Советский Союз в 1941 году. Мы помогали тем, кто потом на нас напал. И это должно было послужить для нас уроком. До недавнего времени мы оказывали помощь Украине, продавали льготный газ, это были наши братья, а теперь оказывается, что Россия для Украины стала врагом, и они обстреливают наши приграничные территории.

Участие России в Первой мировой войне подготовило почву для революции 1917 года. В армии зрело недовольство, было негативное отношение к власти, людям не хватало продовольствия.

Первая мировая война во многом породила фашизм в Европе. Адольф Гитлер участвовал в боевых действиях, затем в Мюнхене начали появляться различные левые коммунистические движения, и у Гитлера и его соратников было понимание того, что Версальский договор был губительным для Германии. На волне недовольства итогами войны началась развитие фашистской идеологии. Германия тогда находилась в серьёзном экономическом кризисе, и финансовая помощь из Америки позволяла нацистской партии быстро крепнуть и развиваться. При этом Америка была союзником Советского Союза. Развитие фашизма в Европе привело к началу Второй мировой войны.

Сейчас ситуация в мире нестабильна, и от любой спички может вспыхнуть большой пожар, так же как и в начале двадцатого века. Важно не допустить повторения тех событий.

Илья Дроздов , член комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР:

Судя по последним событиям, большинство стран никаких уроков из Первой мировой войны не извлекли. Ситуация вновь на грани очередной войны, которая вполне может перерасти в Третью мировую. Если вспоминать события вековой давности, то тогда единственной страной, нажившейся на кровавой бойне стала США. Сегодня ситуация повторяется. Американцы вновь «рулят» из-за океана, стравливают Европу и Россию. Это факт. Остается только добавить, что Россия войн не проигрывает и достаточно сильна, чтобы защитить себя и своих граждан. Поэтому попытки американцев так и останутся их попытками.

Олег Нилов, член Комитета Государственной Думы по транспорту, фракция «Справедливая Россия»:

Эти уроки есть, но они в течение XX века так и не были усвоены человечеством. В первую очередь, никакая война не приносит победы и удовлетворения. Результат всего один - миллионные жертвы, которые и являются главным укором всем военным стратегам. Но повторения этих преступных ошибок возможны, для этого есть все фундаментальные основы, они заложены в основы бюджетной политики финансирования военно-промышленного комплекса любого государства. Это и есть самый печальный вывод на сегодняшний день.

Валерий Рязанский, председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике:

- Основным уроком должно стать понимание того, что за прошлый век наша страна растеряла огромное количество друзей. Единственным верным России государством осталась Сербия. Многие страны, которые в Первую мировую войну были на стороне сербов, впоследствие, уже объединившись в НАТО, бомбили Белград. И только Россия не предавала.

Напомню, что советская история умалчивала об основных итогах и последствиях Первой мировой, поэтому на территории нашей страны не было создано достойных памятников той великой войне, что тоже является уроком, но сегодня мы сделали из него выводы и постепенно исправляемся.

Дмитрий Саблин,

Самый главный урок состоит в том, что стало очевидно: внешние враги России не страшны, ей страшны враги внутренние. Эти предатели могут развалить страну изнутри. О Первой мировой войне можно говорить много. Но самое главное, что нельзя пускать на самотёк - борьба с внутренними врагами и во власти, и в строю.

Валерий Шнякин, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности:

- Первый урок, самый основной, заключается в том, что нужно помнить свою историю и ту трагедию, которую пережила Россия. Далее, нельзя забывать о том, что Первая мировая война, фактически, привела к Революции. Если бы она не произошла, неизвестно, кто и кому сегодня диктовал бы в мире условия. Я полностью согласен со словами Аркадия Столыпина о том, что нам не нужны революции и потрясения, а нужна великая Россия. И нужно об этом помнить. Но, к сожалению, ни Первая, ни Вторая мировые войны не научили политиков и государственных деятелей учиться на своих ошибках.

Подготовили Мария Соколова, Ксения Редичкина

В настоящее время просматривается целый ряд важных исторических аналогий между современным периодом развития системы мировой политики и тем, что было 100 лет назад.

Как это ни парадоксально выглядит, историки значительно лучше разобрались в причинах Второй мировой войны, нежели Первой… Хотя последняя представляет по крайней мере соизмеримый интерес, особенно в контексте тех макроизменений в системе мировой политики, которые происходят сейчас и будут происходить в ближайшие 20−25 лет.

В настоящее время просматривается целый ряд важных исторических аналогий между современным периодом развития системы мировой политики и тем, что было 100 лет назад.

Наиболее трагичными последствия мировой войны были для России.

Соответственно, можно утверждать, что возникновение этой войны, участие в ней было крайне невыгодно нашей стране.

Но к июлю 1914 года Россия оказалась слишком глубоко вовлечена в балканскую политику, имея особо тесные связи с Сербией. Сербские же националисты вели собственную игру, движимые идеей создания Великой Сербии. Эта идея в определенной мере была реализована после Первой мировой войны путем создания королевства Югославия — но ценой крушения четырех (!) империй, в том числе Российской. Возможность остаться в стороне в случае острого конфликта между Австро-Венгрией и Сербией существовала бы у России, если бы задолго до лета 1914 г. наша страна дистанцировалась бы от сложнейших хитросплетений политики на Балканах.

У нас в последние годы любят вспоминать высказывания императора Александра III о том, что де «у России есть только два союзника — ее армия и флот». На деле именно Александр III положил основы русско-французского военного союза, который в конечном итоге деформировал в пользу Франции политику России в то, что мы в современных условиях называем «политикой национальной безопасности». Недаром в центре Парижа благодарными французами был построен великолепный мост Александра III.

Император Николай II , поддерживая дружеские отношения со своим родственником кайзером Вильгельмом II , пошел на весьма тесный союз России с республиканской Францией, который в определенной мере ставил нашу страну в зависимость от этого союзника. Но возможно, что Россия, не будучи так тесно привязанной к политико-военным интересам Франции, могла бы сыграть роль арбитра в германо-французском конфликте, особенно если бы она взаимодействовала в этом деле с другими заинтересованными державами. Можно предположить, что такие действия России могли бы предотвратить Первую мировую войну, предотвратив, в том числе, новый разгром Франции. При этом Россия должна была бы опираться на реальную мощь своих вооруженных сил и иметь достаточно искусных дипломатов…

Впрочем, планы Генштаба русской армии были фактически субординированы относительно планов французского генштаба.

И это оказалось важной причиной тяжелого поражения двух кадровых русских армий Самсонова и Ренненкампфа в Восточной Пруссии 2 (15) сентября 1914 года. И если бы Россия избрала в отношении Германии не наступательную, а оборонительную военную стратегию в духе идей Барклая-де-Толли, Кутузова, Клаузевица и Михневича, то у кайзеровской Германии в 1914 г., как и у Наполеона в 1812 г., никаких шансов на разгром России даже после поражения Франции (если бы не удалось предотвратить эту войну) не было бы. Но в Российской империи к 1914 г., как и в Германии, во Франции и в Австро-Венгрии, доминировал и на стратегическом, и на тактическом уровне «культ наступления», имевший во многом идеологические основания.

По личному решению императора Николая II было начато строительство новейших линейных кораблей («дредноутов») и линейных крейсеров для Балтийского моря, которое уже в то время, по выражению Свечина, был «оперативными задворками Европы». Это решение было принято без каких-либо консультаций с военным министром и Генштабом русской армии, не говоря уже о консультациях с деятелями Государственной Думы, ведавшими военными вопросами, только на основе докладов царю военно-морского министра и начальника Генерального морского штаба. Огромные ресурсы, затрачиваемые на линейные корабли Балтфлота, с гораздо большей пользой могли бы быть использованы на оснащение сухопутных войск Российской империи тяжелой полевой артиллерией, на развитие боеприпасной отрасли промышленности, на оборудование будущего театра военных действий, на развитие тех отраслей промышленности, которые могли бы обеспечить собственное массовое производство самолетов и автотранспорта, и т. п.

Что касается собственно военно-морского флота Российской империи, то значительно важнее было бы на первое место поставить усиление Черноморского флота за счет первоочередного строительства нескольких дредноутов, а не Балтфлота. Первый в результате мог бы иметь господство на море со всеми оперативными, стратегическими и политико-военными последствиями. В том числе реальной становилась бы задача захвата Босфора и Дарданелл и поражения Османской империи в войне в ее первые полтора-два года.

Кстати, и крупнейшей стратегической ошибкой кайзеровской Германии было создание линейного «флота открытого моря», развязывание ею гонки морских вооружений с Британской империей…

Это тоже отвлекло гигантские ресурсы от усиления сухопутных войск Германской империи и сделало Великобританию однозначным противником «второго рейха» в грядущей мировой войне.

В свое время заместитель генерального инспектора бундесвера ФРГ генерал Герд Шмюкле назвал морского министра Германии фон Тирпица, главного идеолога и лоббиста развития линейного «флота открытого моря», одним из основных виновников поражения Германии в Первой мировой войне.

При строительстве вооруженных сил Российской империи были допущены и другие немаловажные ошибки…

Если говорить о развитии сухопутных войск, то для царской армии была характерна чрезмерная численность конницы — более 300 тысяч сабель… В этой войне стратегическая конница не нашла своего применения, она оказалась крайне уязвимой перед лицом артиллерии и автоматического оружия. Но такая численность конницы тоже поглощала весьма значительные ресурсы. В большинстве случаев для нее была характерна и устаревшая тактика…

Поражение России в Первой мировой войне привело к жесточайшей братоубийственной гражданской войне, стоившей нам огромных жертв…

В интересах России был бы выход из войны до Февральской революции 1917 г. с заключением сепаратного мирного договора с Германией. И этого очень опасались и во Франции, и в Великобритании. И настроения в пользу этого, по ряду свидетельств, имелись. В последние годы появились довольно достоверные сведения о том, что убийство Распутина (17 (30) декабря 1916 г.), склонявшегося к такому миру с Германией, в Петрограде организовала английская разведка. Такой мирный договор был бы значительно менее тяжелым, чем Брестский мирный договор 1918 года, который сам Ленин называл «похабным миром».

Результатом перенапряжения сил России в Первой мировой войне стал приход к власти леворадикальных социал-демократов (большевиков) во главе с В. И. Лениным, сначала мечтавших о «мировой социалистической революции», а позднее поставивших цель построения социализма в одной отдельно взятой стране.

Попытка реализации этой цели привела к значительным жертвам — в силу известных сталинских репрессий. Но созданная в СССР промышленная база к 1941 году, мощные вооруженные силы сыграли решающую роль в победе антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Это навсегда останется выдающимся вкладом нашего народа в мировую историю. И это — тоже одно из следствий Первой мировой войны.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

Одна из задач, которые ставят перед собой организаторы памятных мероприятий , посвященных столетию со дня начала Первой мировой войны - это вернуть нашему обществу знание о забытых страницах истории. Есть надежда, что вместе с таким знанием придет и осмысление уроков истории . Об одном из таких мероприятий рассказывает «Российская газета» .

Профессиональные дискуссии историков, усвоенные политиками, способны повлиять на разрешение многих современных конфликтов и споров, убежден спикер Госдумы Сергей Нарышкин . "Ведь из похожих конфликтов не раз разгорались большие "пожары" мировой истории. И корни их лежали не только в экономике, но в самом недопонимании народов, в незнании культуры друг друга", - заявил Нарышкин, открывая в понедельник дискуссию на международном круглом столе "Первая мировая война: культура и память", организованном ЮНЕСКО и Российским историческим обществом в Париже .

Далеко не все в нынешней ситуации верили в успех этого мероприятия. Но за круглым столом оказались авторитетные историки, парламентарии, деятели культуры не только из России и Франции, но и Сербии, Финляндии, Германии, Литвы, Латвии, Великобритании, Польши.

Многие страны мира переосмысливают уроки Первой мировой, отметил Нарышкин, выразив большое уважение тем, кто, "несмотря на все давление и оголтелую пропаганду, продолжают развивать международные контакты". Председатель Госдумы считает, что "в сегодняшних условиях на фоне известных событий в международной политике вокруг глубочайшего политического кризиса, который в настоящее время раздирает Украину ", такие встречи исключительно важны. "Только диалог, совместный, без конфронтации, осмысление как прошлого, так и настоящего откроют нам дорогу к действительно общему будущему, к созданию Европы без раздельных линий".

Спикер Госдумы рассказал, что делает Россия в преддверии знаменательной для всего мира даты: 1 августа стало Днем памяти воинов, погибших в 1914-1918 годах, завершается подготовка к установке памятника Неизвестному солдату Первой мировой , началась оцифровка картотеки потерь на фронтах этой войны, реализуется проект, целью которого является сбор материалов из семейных архивов, проводятся образовательные и научные конференции.

Директор Госархива России Сергей Мироненко сообщил о подготовке мультимедийной выставки , которая "с фотографической точностью" покажет историю войны. Руководитель Федерального архивного агентства Андрей Артизов сообщил новость - на сайте военного исторического архива выложены секретные документы той войны - все инвентарные описи - "это полный набор старой русской армии", доступный и в Москве, и в Варшаве - везде.

Участники дискуссии, среди которых были и потомки тех, кто воевал на фронтах Первой мировой, утверждали, что война нанесла неисполнимый духовный ущерб всей Европе. В 1914 году каждый из враждебных лагерей шел на Первую мировую войну "под флагом "защиты национальной", напомнил Сергей Нарышкин. Деятели искусства и науки разных стран, дружески сотрудничавшие до войны, разрывали связи, обвиняли друг друга, чужие государства и народы. "Нельзя забывать и то, что именно межвоенная Европа стала местом появления нацистской идеологии", - подчеркнул Нарышкин, заметив, что популярность таких взглядов не ограничивалась пределами одной страны - "в тот период движения фашистского толка не были редкостью".

"Хочется надеяться, что современный мир усвоил главные уроки прошлого. И задачей тех, кто в ответе за культуру, всегда будет сближение народов, а не противопоставление их друг другу", - заявил спикер, заметив, что, по крайней мере, об этом свидетельствует деятельность таких организаций, как ЮНЕСКО. Нарышкин считает, что эта организация заслуживает самой серьезной поддержки. Наша страна ее оказывала на протяжении шести десятилетий и будет делать это в дальнейшем.

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛЕДИТ ЗА ДОХОДАМИ И РАСХОДАМИ Все новости про пенсии и деньги Пенсионные новости Военным пенсионерам Работающим пенсионерам

Тема урока: «Первая мировая война».

Цель урока: Познакомить учащихся с Первой мировой войной.

Задачи урока:

    Раскрыть причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств.

    Охарактеризовать ход военных действий на Западном и Восточном фронтах.

    Формировать умения и навыки работы учащихся со сравнительной исторической таблицей, сопоставлять и обобщать материал, прослеживать причинно-следственные связи.

    Совершенствовать навыки работы с исторической картой.

    На конкретных примерах показать учащимся трагизм и бессмысленность войны.

    Воспитывать учащихся в духе толерантности и гуманизма.

Тип урока : усвоение новых знаний и умений (с использованием ИКТ).

Оборудование: Политическая карта мира, (презентация к уроку ) , иллюстративный материал.

План урока :

    Организационный момент.

    Геополитическая ситуация накануне войны.

    Цели воюющих сторон.

    Основные военные события.

    Итоги войны.

    Домашнее задание.

    Рефлексия.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Первая мировая война стала прологом потрясений двадцатого века. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира. Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества. Начатая ради величия империй, она через четыре года разрушила сами империи.

(Слайд.1)

«Величайшие преступления империализма против человечества»

Убитых 10 000 000 млн. человек

Раненых 20 000 000 млн. человек

Огромные разрушения, страдания сотен миллионов человек.

Ради чего были принесены эти жертвы?

Считаете ли вы, что в 1914 г. мир был обречен на крупномасштабное противостояние? Была ли возможность предотвратить эту войну?

Учитель: В 1905-1914 гг. происходило дальнейшее обострение противоречий между ведущими мировыми державами. Немецкая угроза колониальным владениям Англии и Франции содействовала упрочению франко-русского союза, и заставляло Англию искать сближения с Россией. Николай II в конечном счете поддержал линию сближения с Англией, но не с Германией, чему способствовало влияние Франции – союзницы России, а также притязания Германии на прибалтийские земли. А в феврале 1907 г. в Санкт-Петербурге были подписаны три конвенции с Англией, разграничившие сферы влияния на Востоке. Эти договоренности завершили оформление военно политического блока стран Антанты – Франции, Англии, России. В тоже время сложился и второй противоборствующий союз – Тройственный: Австро-Венгрия, Германия, Италия.

(Слайд 2). Противоборствующие силы.

Причины Первой мировой войны и повод. Убийство эрцгерцога Франца Фердинанда было использовано в качестве повода для начала Первой мировой войны. Хотя мирные средства урегулирования конфликта далеко не были исчерпаны, 28 июня Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

(Слайд 3 .)- повод.

Все имеет свои причины и эта война также. У каждой страны-участницы были свои причины, почему она вступила в войну, но их можно объединить и тогда можно сделать вывод, что для всех участниц общими были следующие причины (слайд 4 ) и запись в тетрадь:

    Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (так Англию не могла не беспокоить стремительная промышленная экспансия и, главным образом, наращивание мощи военно-морского флота Германии)

    Противоречия из-за колоний, сфер влияния и рынков сбыта.

    Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы.

    Повсеместное усиление националистических настроений.

Давайте познакомимся с причинами каждой страны-участницы, и определим, к какой из общих причин относятся каждая из них (раздаточный материал).

    Германия стремилась разгромить Англию, лишить её морского могущества и переделить французские, бельгийские и португальские колонии и утвердиться в богатых аравийских провинциях Турции, ослабить Россию, отторгнуть у нее польские губернии. Украину и Прибалтику, лишив её естественных границ по Балтийскому морю.

    Австро-Венгрия рассчитывала захватить Сербию и Черногорию установить свою гегемонию на Балканах, отнять у России часть польских губерний.

    Турция при поддержке Германии претендовала на территорию русского Закавказья.

    Англия стремилась сохранить своё морское и колониальное могущество, разбить Германию как конкурента на мировом рынке и пресечь её притязания на передел колоний. Кроме того, Англия рассчитывала на захват у Турции богатых нефтью Месопотамии и Палестины, на захват которых питала надежду и Германия.

    Франция хотела вернуть Эльзас и Лотарингию, отнятые у неё Германией в 1871 г, и захватить Саарский бассейн.

    Россия вступила в войну с Германией и Австро-Венгрией, добиваясь свободного выхода черноморского флота через Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, а также присоединия Галиции и нижнего течения Немана.

    Поляки видели в войне возможность воссоздания государства, разрушенного разделами XVII .

    Италия даже находясь в союзе с Австро-Венгрией, мечтала вернуть свои земли Трентино,Триест и Фиуме.Долго колебавшаяся между Тройственного союза и Антантой Италия, в конечном счете связала свою судьбу с Антантой и воевала на её стороне из-за проникновения на Балканский полуостров.

    В течении трех лет войны Соединенные Штаты Америки занимали нейтральную позицию, наживаюсь на военных подставках обеим воюющим коалициям. США вступили в войну (апрель 1917 г), намеревался продиктовать ослабленным странам условия мира, обеспечивающие мировое господство американского империализма.

Зная причины участия европейских государств в Первой мировой войне определите характер войны?

Обратите внимание на таблицу «Хронология объявления войны» (Слайд 5-7) . Мы видим, как постепенно в войну втягивались десятки государств.

30 июля Николай II подписал указ о всеобщей мобилизации. Германия 1 августа 1914 г. объявила войну России затем Франции. После вторжения германских войск в Бельгию 4 августа в войну вступила Великобритания. Италия объявила о нейтралитете, 4 июля о нейтралитете заявили США. К Антанте примкнули: Япония, Италия, Румыния. Германия вовлекла в войну на свою сторону Турцию. Союзникам России было выгодно, что Турция начала военные действия на черном море и в октябре 1914 г. Россия объявила войну Турции. Впоследствии Болгария выступила на стороне Германии. Так началась Первая мировая война. А. Керенский писал: «Мировая война, которая вызревала в сердце Европы в течение нескольких лет, обрушилась на Россию подобно урагану. Ни одна великая держава в Европе так не нуждалась в мире, так не жаждала его, как Россия после войны с Японией»

Послушайте следующее стихотворение и ответьте на вопрос: Какие настроения преобладали в обществе после вступления России в войну?

Подвиг войны.

С. Городецкий.

Не первый вечер пели волны

В народном море, и стонал

Стихийный ветер, мощи полный,

И к небу гимн летел, как вал;

Опять на небе пламенела

Заря, невиданно ясна,

Когда из вражьего предела

Домчалась весть войны. Война!

Война! Война! Так вот какие

Отверзлись двери пред тобой,

Любвеобильная Россия,

Страна с Христовою судьбой!

Так приими ж венец терновый

И в ад убийственный сойди

В руке с мечом своим суровым,

С крестом, сияющим в груди!

Прости, несжатый, мирный колос!

Земля родимая, прости!

Зовет Россию в бой идти.

Не празден будет подвиг бранный,

В крови родится новый век,

И к пашне, славой осиянный,

Вернется русский человек…

Ход военных действий (по этапам)

А) планы сторон в начале каждого этапа

Б) основные сражения и события

В) военные и политические итоги этапа.

В истории Первой Мировой войны можно выделить следующие этапы:

1)кампания 1914 г (провал стратегии быстротечной войны; переход от маневренных к позиционным формам борьбы)

2)кампания 1915 г (срыв германского плана выхода России из войны; позиционная война)

3)кампания 1916 г (переход стратегической инициативы к странам Антанты)

4)кампания 1917 г (наступление Антанты; выход России из войны)

5)кампания 1918 г (общее наступление Антанты; капитуляция Германии)

(Слайд 8-16 ). Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России,Англии,Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена. Заслушивается сообщение о плане Шлиффена. Далее рассматриваются основные этапы войны.

1914 г на карте показывают основные направления военных действий. 1915 г по карте следим за ходом военных действий. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.

1916 г события 1916 г показываются на карте, показ сопровождается слайдами «Наступление немцев на Верден»

1917-18 гг.события показываются на карте

(Слайд 17-21 ). Герои и полководцы . Подготовленные учащиеся знакомят с воспоминаниями Д.И.Деникина и других участников войны. Заслуживаются сообщения учащихся о героях войны

(Слайд 22-24 )Итоги войны . Учащиеся делают выводы об итогах войны.

По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны: использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых; храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь; изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной; пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.

Закрепление.

Домашнее задание : параграф 1, творческое задание по выбору.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама