THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Александр Блок - любимый поэт серебряного века

План

1.Биография и творческий путь поэта

2.Мои любимые произведения Блока

3.Мое впечатление о Блоке и его творчестве

Мой любимый поэт серебряного века - Александр Александрович Блок. Талантливый человек с непростой судьбой, переломленной войной, революцией и болезнью, прожил всего 40 лет. Он прославился как публицист, критик, драматург, но наиболее весомый след оставило богатое собрание стихов. Поэт умел завораживать словами, окутывая прозаичное и обыденное мистицизмом, погружая в таинственные глубины образов и фантазий.

Поэт родился в 1880 году в Санкт-Петербурге, в интеллигентной семье. Александр получил достойное образование, проучившись сначала в Введенской гимназии, а потом в Петербургском университете, сначала на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете.

Годы студенчества сводят его с друзьями и будущими коллегами. Творческие способности Александра проявились очень рано: в 5 лет он написал первое стихотворение, а с 10 начал вести публицистическую деятельность в журналах. В 1904 году выходит первый изданный сборник «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный любимой жене Любови Менделеевой, чувства к которой Блок пронесет через всю жизнь, сквозь трудности и временные охлаждения, свойственные его мятежной душе.

В дальнейшем Александр продолжает развиваться на поэтическом поприще, путешествует по Европе, заводит новые знакомства. Данные впечатления продуктивно сказываются на его карьере. Новое дыхание ему дает Октябрьская Революция. Черпая вдохновение в народном бунте, Блок занимается журналистской деятельностью и пишет знаменитую поэму «Двенадцать», едкую, метафоричную и гениальную.

Финал жизненного пути поэта трагичен: Советская власть, которой он был всецело предан, не щадила его. В 1921 году сердечная болезнь обрывает жизнь еще молодого мужчины. До последнего часа рядом с ним остается его Прекрасная Дама, бессменная муза Любовь Менделеева.

Нельзя не отметить восхитительную «Незнакомку», одно из самых узнаваемых произведений поэта. Погрязший в жизненной суматохе Александр искал утешения и нашел его в образе дамы под вуалью. Не может не растрогать патриотическая поэма «на поле Куликовом», где поэт с большим трепетом выражает преданность своей многострадальной родине.

Стихотворение «Демон» (Иди, иди за мной — покорной…) покоряет пугающей красотой, к которой, тем не менее, очень хочется прикоснуться. Автор завлекает и удерживает читателя великолепным слогом столь же мастерски, сколь лирический и опасный герой - несчастную девушку.

Александр был человеком непростым, противоречивым, поддающимся страстям. Личностные особенности и талант, подаренный ему свыше, позволили представить заурядные проблемы и эмоции, знакомые каждому человеку, в новом, необычном свете. Поэзия Блока очень непроста: метафоры и символы заставляют размышлять над тем, что именно имеется в виду, но в этом и заключается ее ценность и очарование.

Написать нам

Русский поэт Серебряного века Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге, в семье профессора философии и права.

Воспитанием мальчика занимался дедушка, знаменитый ботаник А. Н. Бекетов.

В возрасте 5 лет Блок начинает писать стихи.

После гимназии в 1898 году Александр Блок поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но позднее перевёлся на историко-филологический факультет, который окончил в 1906 году по славяно-русскому отделению.

В этот период он сблизился с символистами Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Валерием Брюсовым и Андреем Белым. Свой первый цикл стихов «Из посвящений» поэт выпустил ещё в студенческую пору в журнале «Новый путь».

В это же время вышла его первая книга стихотворений «Стихи о прекрасной даме», посвящённая Любови Дмитриевне - дочери известного химика Менделеева, на которой Блок женился в 1903 году.

Вторая книга стихотворений выходит в период 1904-1908 годов, посвященная переживаниям и мыслям поэта на тему революционных событий, произошедших в стране и очень повлиявших на Блока.

Тема России и переживания о судьбе народа находят отражение в его творчестве – в сборниках «Родина», «На поле Куликовом», «Земля в снегу», в поэмах «Скифы», «Возмездие».

Летом 1917 года Блок начал работу над рукописью, которую он рассматривал как часть будущего отчёта работы данной комиссии, эти материалы вышли в виде книжки в 1921 году под названием «Последние дни Императорской власти».

Октябрьскую революцию 1917 года Блок принял восторженно и сразу занял активную гражданскую позицию.

Новая власть широко использовала имя поэта, в 1918-1920 годах Блока назначали и выбирали на различные должности в комитетах и комиссиях.

Но он не оставлял и литературного творчества.


В январе 1918 года вышли его поэмы «Двенадцать» и «Скифы», а затем ряд стихов, лирические фрагменты «Ни сны, ни явь» и «Исповедь язычника», фельетоны «Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати».

Но материальное положение поэта вынуждало его искать не только литературный заработок, но и государственную службу.

С 1918 года он сотрудничал с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919-го перешёл в Большой драматический театр и одновременно был членом редколлегии издательства «Всемирная литература», в 1920 году стал председателем петроградского отделения Союза поэтов.

В феврале 1921 года на вечере памяти Александра Пушкина в Доме литераторов Блок выступил со своей знаменитой речью «О назначении поэта».

Всё возрастающий объём работы подорвал силы поэта - у него возникли серьёзная сердечно-сосудистая болезнь и астма.



Весной 1921 года Блок просил о выездной визе в Финляндию для лечения, но Политбюро ЦК РКП(б), на заседании которого рассматривался этот вопрос, отказало ему.

7 августа 1921 года поэт Александр Александрович Блок скончался в Петрограде, где и был похоронен на Смоленском кладбище. В 1944 году прах поэта был перезахоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

В 1980 году в доме на улице Декабристов, где в последние годы жил и умер поэт, был открыт музей-квартира Александра Блока.

Понравилось?! Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал РАТНИК на Яндекс.Дзен


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

  • 2
  • 2
  • 3. Творческий дебют 3
  • 4
  • 6
  • 7
  • Список использованной литературы 10

1. Вехи творчества поэта «серебряного века»

БЛОК Александр Александрович, русский поэт, родился 16 (28) ноября 1880, в Санкт-Петербурге.

Поэтическую деятельность начинал в духе символизма («Стихи о Прекрасной Даме», 1904), ощущение кризиса которого провозгласил в драме «Балаганчик» (1906).

Лирика Блока, по своей «стихийности» близкая музыке, формировалась под воздействием романса. Через углубление социальных тенденций (цикл «Город», 1904-1908), осмысление «страшного мира» (одноименный цикл 1908-1916), осознание трагедии современного человека (пьеса «Роза и крест», 1912-1913) пришел к идее неизбежности «возмездия» (одноименный цикл 1907-1913; цикл «Ямбы», 1907-1914; поэма «Возмездие», 1910-1921). Главные темы поэзии нашли разрешение в цикле «Родина» (1907-1916).

Октябрьскую революцию пытался осмыслить в поэме «Двенадцать» (1918), публицистике. Переосмысление революционных событий и судьбы России сопровождалось глубоким творческим кризисом и депрессией.

2. Семья. Детство и образование

Отец, Александр Львович Блок, -- юрист, профессор права Варшавского университета, мать, Александра Андреевна, урожденная Бекетова (во втором браке Кублицкая-Пиоттух) -- переводчица, дочь ректора петербургского университета А. Н. Бекетова и переводчицы Е. Н. Бекетовой.

Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений -- ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад-Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem (1898-1900) и в сборник «За гранью прошлых дней» (1920), а также цикл «Через двенадцать лет» (1909-14). После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1898 на юридический факультет петербургского университета, однако в 1901 перешел на историко-филологический факультет (окончил в 1906 по славяно-русскому отделению). Среди профессоров, у которых учился Блок, -- Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, И. А. Шляпкин, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.

3. Творческий дебют

Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с 1900-01. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности -- учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета.

В марте 1902 произошло знакомство с З. Н. Гиппиус и Д. С. Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» (1903, № 3) состоялся творческий дебют Блока -- поэта и критика.

В январе 1903 вступает в переписку, в 1904 лично знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно-художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан блоковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (название предложено В. Я. Брюсовым) в 3-й книге альманаха «Северные цветы».

В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме» (1904, на титульном листе -- 1905). Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.).

4. Участие в литературном процессе 1905-09 гг

«Стихи о Прекрасной Даме» выявили трагическую неосуществимость «соловьевской» жизненной гармонии (мотивы «кощунственных» сомнений в собственной «призванности» и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»), поставив поэта перед необходимостью поиска иных, более непосредственных взаимоотношений с миром. Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции 1905-07, обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества).

Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка-раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах («Вопросы жизни», «Весы», «Перевал», «Золотое Руно»), альманахах, газетах («Слово», «Речь», «Час» и др.), выступает не только как поэт, но и как драматург и литературный критик (с 1907 ведет критический отдел в «Золотом Руне»), неожиданно для собратьев по символизму обнаруживая интерес и близость к традициям демократической литературы.

Все более многообразными становятся контакты в литературно-театральной среде: Блок посещает «Кружок молодых», объединявший литераторов, близких к «новому искусству» (В. В. Гиппиус, С. М. Городецкий, Е. П. Иванов, Л. Д. Семенов, А. А. Кондратьев и др.). С 1905 посещает «среды» на «башне» Вяч. И. Иванова, с 1906 -- «субботы» в театре В. Ф. Комиссаржевской, где В. Э. Мейерхольд поставил его первую пьесу «Балаганчик» (1906). Актриса этого театра Н. Н. Волохова становится предметом его бурного увлечения, ей посвящены книга стихов «Снежная Маска» (1907), цикл «Фаина» (1906-08); ее черты -- «высокая красавица» в «упругих черных шелках» с «сияющими глазами» -- определяют облик «стихийных» героинь в лирике этого периода, в «Сказке о той, которая не поймет ее» (1907), в пьесах «Незнакомка», «Король на площади» (обе 1906), «Песня Судьбы» (1908). Выходят сборники стихов («Нечаянная радость», 1907; «Земля в снегу», 1908), пьес («Лирические драмы», 1908).

Блок публикует критические статьи, выступает с докладами в Санкт-Петербургском религиозно-философском обществе («Россия и интеллигенция», 1908, «Стихия и культура»,1909). Проблема «народа и интеллигенции», ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом» (1908), соединяют образы родины и любимой (Жены, Невесты), сообщая патриотическим мотивам особую интимную интонацию. Полемика вокруг статей о России и интеллигенции, в целом отрицательная их оценка в критике и публицистике, все большее осознание самим Блоком, что прямое обращение к широкой демократической аудитории не состоялось, приводит его в 1909 к постепенному разочарованию в результатах публицистической деятельности.

5. Кризис символизма и творчество 1910-17

Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной и летом 1909. На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, «обожгло» его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» (1909) и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства» (1909-20), но и в докладе «О современном состоянии русского символизма» (апрель 1910). Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость «духовной диеты», «мужественного ученичества» и «самоуглубления».

Получение наследства после смерти отца в конце 1909 надолго освободило Блока от забот о литературном заработке и сделало возможным сосредоточение на немногих крупных художественных замыслах. Отстранившись от активной публицистической деятельности и от участия в жизни литературно-театральной богемы, он с 1910 начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не была завершена).

В 1912-13 пишет пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений (т. 1-3, 1911-12). С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в 1918-21. В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том. Каждое последующее издание включает в себя все значительное, что создавалось между редакциями: цикл «Кармен» (1914), посвященный певице Л. А. Андреевой-Дельмас, поэму «Соловьиный сад» (1915), стихи из сборников «Ямбы» (1919), «Седое утро» (1920).

С осени 1914 Блок работает над изданием «Стихотворения Аполлона Григорьева» (1916) в качестве составителя, автора вступительной статьи и комментатора. 7 июля 1916 был призван в армию, служил табельщиком 13-й инженерно-строительной дружины Земского и Городского союзов под Пинском. После Февральской революции 1917 Блок возвращается в Петроград и входит в состав Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства в качестве редактора стенографических отчетов. Материалы следствия были им обобщены в книге «Последние дни императорской власти» (1921, вышла посмертно).

6. Философия культуры и поэтическое творчество в 1917-21

После Октябрьской революции Блок недвусмысленно заявляет о своей позиции, ответив на анкету «Может ли интеллигенция работать с большевиками» -- «Может и обязана», напечатав в январе 1918 в левоэсеровской газете «Знамя труда» цикл статей «Россия и интеллигенция», открывавшийся статьей «Интеллигенция и революция», а через месяц -- поэму «Двенадцать» и стихотворение «Скифы». Позиция Блока вызвала резкую отповедь со стороны З. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Ф. Сологуба, Вяч. Иванова, Г. И. Чулкова, В. Пяста, А. А. Ахматовой, М. М. Пришвина, Ю. И. Айхенвальда, И. Г. Эренбурга и др. Большевистская критика, сочувственно отзываясь о его «слиянии с народом», с заметной настороженностью говорила о чуждости поэмы большевистским представлениям о революции (Л. Д. Троцкий, А. В. Луначарский, В. М. Фриче). Наибольшие недоумения вызвала фигура Христа в финале поэмы «Двенадцать». Однако современная Блоку критика не заметила ритмического параллелизма и переклички мотивов с пушкинскими «Бесами» и не оценила роли национального мифа о бесовстве для понимания смысла поэмы.

После «Двенадцати» и «Скифов» Блок пишет шуточные стихи «на случай», готовит последнюю редакцию «лирической трилогии», однако новых оригинальных стихов не создает вплоть до 1921. В то же время с 1918 наступает новый подъем в прозаическом творчестве. Поэт делает культурфилософские доклады на заседаниях Вольфилы -- Вольной философской ассоциации («Крушение гуманизма» -- 1919, «Владимир Соловьев и наши дни» -- 1920), в Школе журнализма («Катилина» -- 1918), пишет лирические фрагменты («Ни сны, ни явь», «Исповедь язычника»), фельетоны («Русские денди», «Сограждане», «Ответ на вопрос о красной печати»).

Огромное число написанного связано со служебной деятельностью Блока: после революции он впервые в жизни был вынужден искать не только литературный заработок, но и государственную службу.

В сентябре 1917 становится членом Театрально-литературной комиссии, с начала 1918 сотрудничает с Театральным отделом Наркомпроса, в апреле 1919 переходит в Большой Драматический театр. Одновременно становится членом редколлегии издательства «Всемирная литература» под руководством М. Горького, с 1920 -- председателем Петроградского отделения Союза поэтов.

Первоначально участие Блока в культурно-просветительских учреждениях мотивировалось убеждениями о долге интеллигенции перед народом. Однако острое несоответствие между представлениями поэта об «очищающей революционной стихии» и кровавой повседневностью наступающего тоталитарного бюрократического режима приводило к все большему разочарованию в происходящем и заставляло поэта вновь искать духовную опору. В его статьях и дневниковых записях появляется мотив катакомбного существования культуры. Мысли Блока о неуничтожимости истинной культуры и о «тайной свободе» художника, противостоящей попыткам «новой черни» на нее посягнуть, были высказаны в речи «О назначении поэта» на вечере памяти А. С. Пушкина и в стихотворении «Пушкинскому Дому» (февраль 1921), ставших его художественным и человеческим завещанием.

В апреле 1921 нарастающая депрессия переходит в психическое расстройство, сопровождающееся болезнью сердца. 7 августа Блок скончался. В некрологах и посмертных воспоминаниях постоянно повторялись его слова из посвященной Пушкину речи об «отсутствии воздуха», убивающем поэтов.

Список использованной литературы

1. Аникеев А. П. Русские поэты серебряного века. -М.: Мысль, 2003

2. Магомедова Д. М. Блок Александр Александрович. -М.: Просвещение, 1981

3. Русская литература. Энциклопедия для детей. -М.: Аванта +, 2004

Подобные документы

    Александр Блок - русский поэт Серебряного века; биография: детство, семья и родственники, истоки творчества; университетские годы. Блок и революция; знакомство с символистами, увлечение театром, публикации; служба в действующей армии; крушение идеалов.

    презентация , добавлен 30.09.2012

    А. Блок - классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России. Биография: семья и родственники, революционные годы, творческий дебют поэта. Образ родины, любимой в творчестве Блока; разочарование в результатах революции; депрессия.

    презентация , добавлен 09.05.2013

    Детство, юность и творчество Александра Блока. Циклы стихов, отражающие вспыхнувшее чувство Блока к актрисе Н.Н. Волоховой. "Ante lucem" как преддверие будущего нелегкого пути поэта, его отношение к жизни, приятие ее и осознание высокой миссии поэта.

    презентация , добавлен 15.02.2011

    Александр Александрович Блок как крупнейший русский поэт Серебряного века. Магистральные пути русской поэзии XX века. Прочная связь творчества Блока с национальной культурой. Образ нового единения России. Роман в стихах - "Стихи о Прекрасной Даме".

    эссе , добавлен 23.04.2009

    Исследование происхождения, детских годов и юности поэта Александра Блока. Описания его женитьбы, любовных увлечений, окружения, трудовой и творческой деятельности, ареста. Характеристика влияния февральской и октябрьской революции на творчество поэта.

    презентация , добавлен 13.02.2012

    Специфика зарубежного и русского символизма. Отличие символа от художественного образа. Русские символисты-литераторы. Проблема теургического творчества. Поэзия "Серебряного века". Символистские тенденции в литературном творчестве Блока и Верлена.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2015

    Биография русского поэта-символиста Серебряного века Константина Дмитриевича Бальмонта: происхождение, детство, образование и творчество. Мировоззрение и переводческая деятельность поэта. Общеславянский мир и русская революция в произведениях Бальмонта.

    презентация , добавлен 20.12.2015

    Сведения о семье А.А. Блока, формирование его поэтической индивидуальности. Сюжетные мотивы стихотворений великого русского поэта. Отображение художественной концепции символизма в книгах "Стихи о Прекрасной Даме", "Снежная маска", "Роза и крест".

    презентация , добавлен 12.01.2012

    Биография Игоря Северянина сквозь призму его творчества. Начало творческого пути поэта, формирование взглядов. Характеристика произведений, особенности монографической и любовной лирики поэта. Роль и значение творчества Северянина для русской литературы.

    презентация , добавлен 06.04.2011

    Ознакомление с творчеством поэтов Серебряного века как ярких представителей эпохи символизма. Контекстуальный анализ образов царей и нищих в русской литературе (в поэзии Серебряного века в частности) на примере произведений А. Блока, А. Ахматовой и др.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Какой предстаёт Россия в лирике А.А.Блока? Блок называл своё творчество процессом «вочеловечения». Три этапа этого процесса отразились в стихотворениях поэта, в его поэтической трилогии. Первым было поклонение идеалу - «Прекрасной Даме». Вторым - жизненное разочарование. Россия предстаёт в лирике Блока с совершенной новой, неожиданной стороны. Переживания лирического героя носят очень личный, интимный характер. Россия - это сама жизнь, она неотделима от сердца поэта: «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?» Это вопрос риторический, ответ ясен: вместе. Тема России - центральная в творчестве А.А.Блока. Разные обличья, в которых она предстаёт в лирике поэта, отражают её противоречивость, её драматическую историю, её неизменную притягательность.

3 слайд

Описание слайда:

Родина первоначально осознавалась Блоком в несколько мистическом плане: Дремлю - и за дремотой тайна, И в тайне почевает Русь, Она и в снах необычайна, Её одежды не коснусь... Но уже в 1908 году он пишет стихотворение «Россия» без малейшего налёта мистики: …Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слёзы первые любви!..

4 слайд

Описание слайда:

Прекрасная Дама в лирике А.А.Блока. Предчувствую Тебя. Года проходят мимо Всё в облике одном предчувствую Тебя. Судьба Александра Блока полна крайностей, порой даже неожиданных. В ней есть жажда жизни и уныние, бешеные искания истины и разочарования, любовь и страдания. С 18-ти лет Блок серьезно готовит себя в актёры. Он выступает в трагических ролях: Ромео, Гамлета, Чацкого, Скупого рыцаря.. Этот трагизм был для Блока привлекателен. В этом обществе он знакомится с Любовью Дмитриевной Менделеевой и увлекается ею. Театральные подмостки, сооруженные в деревенском сарае, продлеваются в жизнь, отношения с Менделеевой становятся продолжением театрального действа. Возникший ранее в творчестве Блока образ Неземной подруги, Царицы, под воздействием впечатления, произведенного на поэта Любовью Дмитриевной, оформляется и художественно закрепляется в эти годы как образ Прекрасной Дамы. Произошло открытие новой большой темы, не только определившее во многом характер дальнейшего поэтического творчества Блока. Прекрасная Дама - не только символ идеального единства и гармонии, она владеет тайной жизненного равновесия, скрытой от живущих на Земле.

5 слайд

Описание слайда:

Любовь-обряд служения чему - то высшему... Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему - то высшему; девушка, к которой обращены его любовные переживания, преображается в «Прекрасную Даму», воплощающую в себе «живую душу мира»: Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. Любовное переживание зашифровывается как своеобразный мистический акт: Я, отрок, зажигаю свечи, …Покорный ласковому взгляду, Огонь кадильный берегу. Любуясь тайной красоты Она без мыслей и без речи И за церковную ограду На том смеётся берегу... Бросаю белые цветы...

6 слайд

Описание слайда:

Образ Прекрасной Дамы создавался на основе реальных земных впечатлений. Это был путь, условно говоря, от «земного» к «неземному». Именно этот факт сыграл решающую роль в творческой эволюции Блока, потому что давал возможность выйти из мистики и отвлеченности. Ведь первопричиной всех дальнейших перевоп- лощений оказывалась именно сфера реальной жизни, подлинных отношений и чувств. Образ Прекрасной Дамы проходит сложный путь видоизменений: земной облик Л.Д.Менделеевой вызывает в памяти ассоциации с героиней юношеских стихов, чей образ, в свою очередь, вырастает в образ Прекрасной Дамы, но уже в сочетании с представлением о живом человеке. Замкнутый внутри своего Я, лирический герой Блока жаждет освобождения, света, воли, весны и эту свою жажду сопрягает с обликом «возлюбленной», «царицы», которой суждено открыть ему путь «из мрака к свету»: …О, верь! Я жизнь тебе отдам, Когда бесчастному поэту Откроешь двери в новый храм, Укажешь путь из мрака к свету!..

7 слайд

Описание слайда:

Стихи о Прекрасной Даме отчетливо выявили трагическую неосуществимость жизненной гармонии. У Блока появляются мотивы «кощунственных» сомнений не только в собственной призванности, но и в самой возлюбленной, способной «изменить облик»: …Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Самый известный поэт Серебряного века Александр Александрович Блок

Почему я выбрала именно этого поэта?

Среди поэтов Серебряного века многие получили известность и славу. Но из всех них мне больше запомнился Александр Александрович Блок. Я выбрала его по нескольким причинам.

Во-первых, в его стихах присутствуют таинственные и не каждому понятные образы, которые и заинтересовали меня. Чего только стоят стихотворения «Незнакомка» и «Плачет ребёнок…». Во-вторых, как и многие его соотечественники, он не остался равнодушным к периоду революции, что тоже нельзя не отметить. В-третьих, меня тронуло то чувство, с которым Блок пишет о Родине. Называя свою страну нищей, он все равно признает, что милей России не найти ему лучшей родины.

Творчеством Блока восхищались многие поэты. И, думаю, они восхищались не зря.

Яркие моменты творчества в жизни Блока.

Блок творил на рубеже двух миров. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

За двадцать лет, что отделяют первые серьёзные стихи Блока от «Двенадцати» и «Скифов», содержание его поэзии и сама его творческая манера претерпели глубокие изменения. Отрешенный от реальной жизни, казалось бы, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания, каким Блок начал свой литературный путь, вырос в истинно великого национального поэта, творчество которого овеяно историческими, социальными, житейскими бурями его грозного, переломного, революционного времени.

Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может показаться, что перед нами два разных поэта. Вот, к примеру, характерные для юного Блока стихи, говорящие о переживаниях уединенной души и похожие на торжественные молитвы с затемненным смыслом:

“ Я их хранил в пределе Иоанна,

Недвижный страж, - хранил огонь лампад.

И вот-Она, и к Ней-моя Осанна-

Венец трудов-превыше всех наград…”

А вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал он тринадцать лет спустя, размышляя о судьбах матери-родины:

“ Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней”.

Разительные перемены, происшедшие в творчестве Блока, были продиктованы самой жизнью, самим ходом исторической действительности, определившей направление жизненного и литературного пути поэта. Путь этот был сложным и трудным, исполненным многих и резких противоречий, но прямым и неуклонным. Сам Блок очень верно и точно сказал, что это был «путь среди революций».

В юношеской лирике Блока («Стихи о Прекрасной Даме») всё овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда. Всё в этой лирике робко и темно, зыбко и туманно, подчас неуловимо: только намек весенней песни, только клочок светлого неба, какие-то отблески, какие-то клики.… И всё это-знаки нездешних надежд на вселенское непостижное чудо, на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее «спасти мир» и возродить человечество к новой, идеально-совершенной жизни:

“Вхожу я в тёмные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад…”

Эта тема ожидания и предчувствия каких-то чудесных перемен господствовала в юношеской лирике Блока. Поэт уже тогда чувствовал неясную тревогу, ловил её «знаки», уже и тогда замечал, что вокруг него растёт «буря жизни», но ещё страшился этой бури и пытался укрыться от неё в идеальный мир своей мечты и фантазии, где нет ни слёз, ни мук, ни крови, а только музыка, розы, лазурь, улыбки, сказки и сны.

Даже свои «земные», вполне реальные переживания и впечатления юный Блок пытался перетолковать в духе мистической веры, как нечто «сверхреальное». Впрочем, живое чувство истинного поэта подчас сопротивлялось этому и упрямо прорастало сквозь зыбкую оболочку условного, мифологизированного мира, в котором он пребывал. Конкретно-чувственное, эмоциональное, непосредственное ощущение жизни всё более властно проникало в лирику Блока.

Подъём освободительного движения в России не прошел бесследно и для Блока. В обстановке революционных событий 1904-1905 годов прежнее равнодушие его к общественно-политической жизни сменилось жадным интересом к широко развернувшейся народной борьбе за свободу. Революционные события отразились в целом ряде произведений Блока. На его стихах о городе лежат багровые отсветы, символизирующие всё сильнее овладевающую им тревогу. Багрово-красный цвет, которым, в представлении поэта, окрашен внешне нарядный, а внутри подгнивший мир «сытых», воспринимается как символ революции.

Революция 1905 года была глубоко пережита Блоком и сыграла громадную, можно сказать, решающую роль в его жизни и судьбе. Она вывела поэта из состояния уединения и созерцательности, в котором он долго пребывал, показала ему лицо быстро меняющейся жизни, пробудила в нём чувство кровной связи с народом и сознание общественной ответственности за своё писательское дело.

На смену мистическим видениям в таинственных храмах приходят реальные, неприкрашенные картины человеческого горя:

“Мы встретились с тобою в храме

И жили в радостном саду,

Но вот зловонными дворцами

Пошли к проклятью и труду.

Мы миновали все ворота

И в каждом видели окне,

Как тяжело лежит работа

На каждой согнутой спине…”

Внимание Блока всё больше привлекают «новые люди», поднимающиеся на арену истории «из тьмы погребов», - люди-труженики, творцы завтрашнего дня. В поэте просыпается чувство общественной активности. Сам он ищет гражданской отваги, и гневно обличает тех, кто остается слеп и глух к запросам жизни:

“Я вижу: ваши девы слепы,

У юношей безогнен взор,

Назад! Во мглу! В глухие склепы!

Вам нужен бич, а не топор”!

Блок не щадит и самого себя-за то, что ему не хватает отваги, за то, что, искренне скорбя о нищих и бедных, он и хочет и не смеет «убить»:

“ Отомстить малодушным, кто жил без огня,

Кто так унижал мой народ и меня!

Кто запер свободных и сильных в тюрьму,

Кто долго не верил огню моему.

Кто хочет за деньги лишить меня дня,

Собачью покорность купить у меня…”

Обращение поэта к теме родины, её исторического пути, её грядущей судьбы было связано для него с переживанием подъёма и поражения первой русской революции. В июле 1905 года было написано прекрасное стихотворение «Осенняя воля», в котором уже зазвучал основной тон всей патриотической лирики Блока:

“Приюти ты в далях необъятных,

Как и жить и плакать без тебя”! -

Восклицал он, обращаясь к России. Он говорил о родине с бесконечной любовью, с проникновенной нежностью, со щемящей болью и светлой надеждой.

Широкая, многоцветная, полная жизни и движения картина родной земли слагается в стихах Блока. Необъятные русские дали, бесконечные дороги, полноводные реки, серые избы, костры на лугах, буйные вьюги и метелицы, кровавые закаты, пламенные хороводы и лихие гармоники, фабричные трубы и гудки, заводы и города.… Такова блоковская Россия.(1,5-19)

Критика произведений другими поэтами.

МЛ. Волошин: «Поэма “Двенадцать” является одним из прекрасных художественных претворений революционной действительности. Не изменяя ни самому себе, ни своим приёмам, ни формам, Блок написал глубоко реальную и - что удивительно - лирически-объективную вещь. Говорят, что Блок - большевик, что он дружен с большевистскими заправилами, но не думаю, чтобы он мог быть большевиком по программе, по существу, потому что какое дело такому поэту, как Блок, до остервенелой борьбы двух таких далёких ему человеческих классов...».(3,1)

В.В. Маяковский: «Творчество Александра Блока - целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого.

Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на всю современную поэзию. Блок честно и восторженно подошёл к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять её тяжёлые реальнейшие, грубейшие образы. В своей знаменитой, переведённой на многие языки поэме “Двенадцать” Блок надорвался».(3,1)

Е.Г. Эткинд: «Сквозь контрастность просвечивает призрачность незнакомки. Это не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе.

Это стихотворение - о прозе и поэзии, о противоположности и единстве враждебных и трагически родственных друг другу стихий, о преображающей силе поэтической фантазии, в каком-то высокодуховном смысле близкой преображающему влиянию вина, - но, хотя поэт и кончает стихотворение словами: “Ты, право, пьяное чудовище. / Я знаю: истина в вине”, его опьянение, его “вино” иное, чем то, которым дурманят себя “пьяницы с глазами кроликов”.(5,1) Сила этого поэтического, то есть иносказательного, вина в том, что оно сквозь мёртвую прозу пошлости позволяет видеть поэтическую сущность мира - мира единого, целостного».(3,1)

Иванов-Разумник: «...Снежная буря революции начинается с первых же строк поэмы. И с первых же строк её чёрное небо и белый снег - как бы символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.
“Чёрный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек...”(4,1)

Чёрный вечер, Белый снег.
Вся поэма в этом. И на этом фоне, сквозь белую снежную пелену поэт рисует чёрными чёткими штрихами картину “революционного Петербурга” конца 1917 года.
И вот на этом фоне, под нависшим чёрным небом, под падающим белым снегом - “идут двенадцать человек”... О, поэт нисколько не “поэтизирует” их! Напротив. “В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз!”»(3,1)

Г.В. Иванов: «…В “Стихах о России” - почти всё совершенно. Как же, спросят нас, ведь это не сплошь новые стихи? Куда же делись промахи и срывы, которые были в ранних стихах Блока? Да, и более всего безукоризненное мастерство поэта сказалось именно в плане книги. Выбор стихов сделан так, что мы иначе и не решаемся определить его как “провидение вкуса”.

В книге двадцать три стихотворения, и почти каждое - новый этап лирического познания России. От первых смутных и горьких откровений до заключительных строк:

“И опять мы к тебе, Россия,
Добрели из чужой земли”.(2,1)

Каким нам запомнился Блок?

А.А. Блок был поистине одним из самых известных поэтов Серебряного века. Интеллигентный, мудрый, душевный, таинственный, революционный и вместе с тем романтичный и нежный, он остался в памяти у миллионов, а, возможно, и большего числа людей. Его произведения могут перенести читателя и на широкие просторы русской земли, и в период революции, и даже погрузить в таинственную и загадочную атмосферу. Работая над своим докладом, я выяснила кое-что новое о Блоке. Раньше я даже подумать не могла, что такой поэт как Блок мог жить в своем придуманном мире мечтаний и фантазий. По сути это была лишь иллюзия, которой он долго и упорно жил. И все же бурные события того времени, перемены в обществе заставили «повзрослеть» поэта и дали толчок новому, совершенно другому этапу его творчества.

Важно ли молодым людям нашего времени читать произведения Блока? Я уверена, что да. Ведь читая его стихотворения, каждый сможет найти для себя какие-то заветные строки, будь то влюбленный юноша или юный мыслитель, узнать события из нашей истории, да и просто расширить свой кругозор. Хотелось бы, чтобы люди не забывали о творчестве великого поэта, а современная молодежь проявляла больше интереса к его произведениям.

Список литературы.

1.Александр Александрович Блок Стихотворения и поэмы: Учеб. пособие для старшего школьного возраста/А. Столова, Н. Ветлугина, Л. Моргунова и др. - М.: Издательство «Литература артистикэ», 1978-183с.

2. http://er3ed.qrz.ru/blok-rodina.htm

3. http://lit-helper.com/p_Tvorchestvo_A_A__Bloka_v_kritike_i_literaturovedenii

4. http://stihi-rus.ru/1/Blok/34.htm

5. http://www.loveparadise.ru/poem-111.html

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама