THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа №12

с углубленным изучением отдельных предметов»

Исследовательская работа

«ЗНАЧЕНИЕ ЦВЕТА»

Васильева Вера

Классный руководитель

Корнеева Валентина Александровна

Балашиха – 2013 г.

Смотри, как схожи

Душевный мир и радуги убранство.

Та радуга и жизнь – одно и тоже!

И. Гёте

Введение

Актуальность: человека окружает многоцветие. Но каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдает предпочтение определенному цвету. Почему?

Цели исследования: выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.

Гипотеза исследования: выбор определенного любимого цвета влияет на характер и поведение людей.

Задачи: собрать и изучить материалы из различных источников о значении цвета; определить, что в человеке влияет на выбор того или иного цвета; рассказать об этом своим одноклассникам и друзьям.

Глава 1. Опрос учеников о выборе любимого цвета

Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент. Цвет, которому мы отдаем предпочтение, многое может рассказать о нашем характере и эмоциональном складе. Я попробую выяснить, что же на самом деле может рассказать любимый цвет моих одноклассников о них. Таблица показывает количественное соотношение к выбранному цвету:

Глава 2. Значение каждого отдельного цвета, выбранного учеником. Влияние выбора цвета на характер и поведение личности

Из различных источников я узнала значение цветов.

Красный

Красный – это:

Лидерство, - созидание

Упорство, - динамичность,

Борьба за свои права, - настойчивость.

Красный цвет означает могущество, волю к победе, желание жить полной жизнью, стремление к новым впечатлениям. Человек, приверженец красного цвета, всегда добивается того, чего хочет. Он всегда в движении. Любит быть первым, но не всегда может им быть. Человек смелый, волевой, властный, вспыльчивый и общительный, бесстрашный, уверенный, не боится следовать за своей мечтой и одновременно чувствительный человек.

В нашем классе красный цвет любят Николаева Софья, Матвеев Дмитрий и Бабан Роман.

Бордовый

Бордовый (красно-коричневый) от красного взял силу воли, а от коричневого – склонность к глубоким размышлениям.

Его проблема – способность зацикливаться на давно прошедших неприятных событиях.

Бордовый цвет в любимый выбрали Тарунина Софья и Мороз Оксана.

Розовый

Розовый – это:

Дружелюбие, - зрелость,

Женственность, - легкомысленность.

Розовый – это цвет жизни, всего живого. Он говорит о необходимости любить и быть добрее.

Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. Такой человек добрый и заботливый, любящий. Красивый, чувствительный и очень щедрый.

В нашем классе розовый цвет любит Воробьева Екатерина .

Жёлтый

Жёлтый – это:

Ловкость, - уверенность в себе,

Сообразительность, - свобода,

Радость жизни, - справедливость,

Терпимость, - радость,

Честность, - веселье.

Чистый жёлтый – самый яркий цвет. Подобно солнцу, светлый и сияющий. Выбор жёлтого цвета означает: желание свободы, открытость, подвижность, независимость от реальности, общительность, стремление к снятию напряжения.

Такие люди любят, чтобы ими восхищались, у них высокая самооценка, уверенность в себе, деятельность. Им нравятся далекие путешествия. Когда такой человек любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей.

Жёлтый цвет нравится Поповой Анастасии.

Золотистый

Золотистый – это цвет славы, неизбежной победы.

Золотистый – символ всепрощения и способности преодолевать препятствия. Не приносит себя в жертву и не принимает жертв, остается самим собой.

Оптимист. Умный и успешный человек, получающий наслаждение от предметов роскоши в жизни. Счастлив и наслаждается жизнью. Другие люди восхищаются им и ценят его позитивное мировоззрение.

Золотистый цвет выбирают в любимый Сапрыкин Кирилл, Калыбаев Данила, Скрипкина Елена, Сиротов Дмитрий, Пестов Леонид.

Синий

Синий – это:

Организованность, - идеализм,

Непреклонность, - сила духа.

Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, серьезность, строгость.

Люди, предпочитающие этот цвет, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают, их преданность людям может доходить до рабства.

Из моих одноклассников синий цвет выбрал Злобин Александр и Соколов Владислав.

Голубой

Голубой – это цвет беспечности, он успокаивает, излучает надежность, цвет мечтаний и грез, цвет мира и согласия.

Искренний и внимательный, такой человек старается найти тихое место, соответствующее его настроению, чтобы, например, почитать книжку. Для него очень важно побыть одному для восстановления сил. Честный и правдивый – он отличный друг. У него мирная душа.

Голубой цвет выбрали в любимый Лазько Татьяна, Швыркова Марина, Васильева Вера, Горшкова Кира, Губа Дарья, Каньшина Ангелина .

Чёрный

Черный – это абсолютное отрицание, безоговорочное «нет».

Предпочитает свое мнение и свой образ жизни, способен терпеть лишения, умеет ограничивать собственные притязания, готов к компромиссам.

Серьезный и таинственный, очень глубокий, задумчивый и погруженный в себя человек с проницательной душой.

Работает, чтобы сразу же решить возникающие проблемные вопросы. У него душа искателя.

Черный цвет выбрали в любимый Шевченко Алексей и Саньков Денис .

Вывод

Исследование любимых цветов моих одноклассников помогло лучше узнать их характер, настроение, понять их поведение в той или иной ситуации. Если мы будем знать друг о друге больше, это сплотит наш классный коллектив. Любимый цвет меняется с течением времени, в дальнейшем я хотела бы повторить исследования и увидеть, что, как и почему поменяется в характере моих одноклассников.

Интернет-ресурсы:

    Энциклопедия.

    Сайты в интернете:

www.osytactor.org/color.htm

www. colorzone/ru/pages_o_cvete psyho.html

www.yugzone.eu/psy/ colors.htm

Проект на тему: Магия цвета.

Работу выполнили:

Учащиеся 3 класса МОУ СОШ х.Бурковский

Гонегер К., Крыщенко Л.

Руководитель работы: педагог-психолог Чернова Л.А.,

учитель начальных классов

Генералова Н.Н.

«В отблесках цвета наша жизнь» В.Гете.

Выбор и актуальность проекта

Работа по изучению этой проблемы неслучайна. Оказывается, ещё в древности люди верили, что цвет обладает магической силой. С тех пор ученые провели многочисленные исследования, которые подтвердили тот факт, что цвет оказывает воздействие на поведение, настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека. В проекте мы постараемся объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях.

Цель: установить влияние цвета на поведение и настроение учащихся.

    Задачи: рассмотреть теоретическую основу вопроса.

    Выявить приоритетный цвет у людей разного возраста (1-4 классов и учителей начальных классов).

Гипотеза

цвет оказывает влияние на поведение и настроение людей.

Методы исследования : наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Объект исследования: цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на поведение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.

Продукт : изготовление буклета

Проектные действия:

1. Подготовительный этап.

На уроках окружающего мира мы проходили темы: Что нас окружает? Какие бывают цвета? Дети принимали активное участие на уроках, что позволило выявить сферу интересов у детей.

Был проведен классный час «Что нас окружает? Дети рассказывали о своих любимых цветах. Кто-то рассказывал о наблюдениях в природе с изменением цвета.

В результате был проведен «Мозговой штурм», была выбрана тема «Магия цвета».

Предполагаемые результаты: узнать, что означает каждый цвет. Узнать какую пользу приносит цвет, какие легенды складывали о цветах.

Представьте, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо белым! Какая унылая получается картина!

Что такое цвет?

Один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. С.И.Ожегов. Цвет – это единственное, что можно воспринимать только через зрение.

Первой научной систематизацией и выразительному их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, жёлтый, зеленый, синий, красный и черный.

Цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы скучной и неинтересной.

Поэтому для своего проекта я выбрала тему «Магия цвета»

2. Основной этап – цикл практических дел.

1.На родительском собрании привлечь родителей к проекту (поиск материалов в сети интернет) совместно с учащимися.

2.Составление анкет для учащихся

3.Анкетирование среди учащихся 1-4 классов с целью выявления знаний по теме проекта, учителей начальной школы

4.Обработка анкет, создание диаграмм

Психология цвета Значение цвета

Белый цвет

    цвет невинности и чистоты;

    у славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов;

    белоснежное свадебное платье означает невинность;

    люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.

Желтый цвет

    цвет счастья, мудрости и фантазии;

    создаёт хорошее настроение;

    люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового, обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.

Зеленый цвет

    цвет надежды, естественности и свежести.

    успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную".

    любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств.

Красный цвет

    цвет жизни, радости, силы и здоровья;

    символизирует опасность, цвет агрессивности и страсти;

    люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров.

Черный цвет

    цвет тайны, печали, зла и смерти.

    почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть.

    одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.

Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.

Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу - было проведено анкетирование среди 1-4 классов и учителей начальной школы. Результаты такие:

Мы выдвинули гипотезу, что цвет оказывает влияние на поведение и настроение людей. Весь день мы решили провести в одежде с элементами красного цвета. Сначала у нас у всех улучшилось настроение, повысилась активность. Но уже к 4 уроку, у некоторых ребят появилась головная боль, покраснели глаза, стало жарко. Некоторые проявляли элементы возбужденности и агрессии.

Можно сделать вывод: Эксперимент, проведённый в классе, показал, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса.

Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает.

Коричнево – желтый (медовый) объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Это цвет трудолюбия и строгости.

Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.

Лучше использовать желто-зеленые тона, но в небольших количествах. Они стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда.

3. Заключительный этап.

Составление буклета «Польза разного цвета».

Знакомство с информацией по теме проекта способствовало не только расширению кругозора учащихся, но главное формированию нравственной культуры.

Поставленные цели и задачи на данном этапе в целом выполнены. Получен полезный опыт по работе над проектом.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №27

Исследовательская работа

«Магия цвета»

Выполнила:

Ученица 3В класса

Моргунова Милана

Руководитель:

Лопарева Елена Алексеевна

Сургут, 2012.

Здравствуйте, уважаемые учителя. Здравствуйте, ребята!

Слайд №1

Представьте, что все цвета исчезли из окружающего мира, и мы видим его только серо белым! Какая унылая получается картина!

Цвет – это единственное, что можно воспринимать только через зрение.

Первой научной систематизацией и выразительному их названию мы обязаны Леонардо да Винчи (1452-1519). Он выделил шесть простых основных цветов: белый, жёлтый, зеленый, синий, красный и черный.

Цвет – это дар самой природы. Без него жизнь была бы скучной и неинтересной.

Поэтому для своего проекта я выбрала тему «Магия цвета»

Слайд №2

Цель : изучение особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение людей.

Задачи исследования:


  • изучить теоретическую основу вопроса.

  • изучить приоритетный цвет у людей разного возраста (1, 3 классов и учителей начальных классов).
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анализ различных источников, анкетирование.

Объект исследования : цветовая гамма.

Предмет исследования: влияние цвета на поведение учащихся, влияние возрастных особенностей на предпочтение определённого цвета.

Слайд№3

Выбор и актуальность проекта


  • Поскольку цвет влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет?

  • В проекте я постараюсь объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях.

Слайд№4

Гипотезы исследования:


  • каждый возрастной уровень имеет предпочтение
определённого цвета;

Слайд№5

Что такое цвет?

Если заглянуть в словарь С.И.Ожегова, то это -

Один из видов красочного радужного свечения – от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков.

Слайд№6

Попытаемся разобраться в психологии цвета.

Я уже говорила, что известный художник Леонардо да Винчи выделил шесть простых основных цветов: белый, жёлтый, зеленый, синий, красный и черный. О каждом по порядку.

Слайд№7

Белый цвет


  • цвет невинности и чистоты;

  • у славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов;

  • белоснежное свадебное платье означает невинность;

  • люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.

Слайд №8

Желтый цвет


  • цвет счастья, мудрости и фантазии;

  • создаёт хорошее настроение;

  • люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового, обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.

Слайд №9

Зеленый цвет


  • цвет надежды, естественности и свежести.

  • успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную".

  • любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств.

Слайд №10

Синий цвет


  • цвет означает интуицию, идеализм, стабильность.

  • успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет.

  • люди, отдающие предпочтение синим тонам - обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности.

Слайд №11

Красный цвет


  • цвет жизни, радости, силы и здоровья;

  • символизирует опасность, цвет агрессивности и страсти;

  • люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров.

Слайд №12

Черный цвет


  • цвет тайны, печали, зла и смерти.

  • почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть.

  • одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.

Каждый человек рождается с внутренним ощущением цвета, и на протяжении всей жизни имеет эмоциональную реакцию на тот или иной цвет, поэтому мы все знаем, что нам нравиться и что – нет

Слайд №13

Каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета.

Чтобы доказать или опровергнуть данную гипотезу - было проведено анкетирование среди первых, третьих классов и учителей начальной школы.

Вопрос: какой цвет вам нравится?

Слайд№14


  • Учащиеся первых классов (опрошено 40 чел.) предпочитают красные и сине - голубые цвета. (Диаграмму вы видите на слайде)
Красный, синий цвета говорят об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо.

  • Учащиеся третьих классов (опрошено 40 чел) предпочитают красные и чёрные цвета.
Красный и чёрный цвета говорят о драматичности и импульсивности возраста. (Диаграмму вы тоже можете увидеть на слайде)

Слайд №15

Педагоги начальной школы (опрошено 13 чел.) предпочитают сине- голубые цвета.

Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения, преданы тому, что делают.

Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.

Слайд №16

При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает.

Коричнево – желтый (медовый) объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Это цвет трудолюбия и строгости.

Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.

^ Лучше использовать желто-зеленые тона , но в небольших количествах. Они стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда.

Слайд №17

Выводы:


  • каждый цвет имеет свою символику и свои психологические особенности;

  • цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса;
Мои гипотезы относительно того, что

  • каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета;
И

  • цвет оказывает влияние на поведении людей.
ПОДТВЕРДИЛИСЬ!

Слайд №18

Литература которую я использовала.

Слайд №19

Спасибо за внимание!

Тема: Загадочный мир цвета.

«Аннотация».

Мир, в котором мы живем, чрезвычайно богат красками. Но почему мы видим маки красными, а колокольчики голубыми, ромашки белыми с желтым, а деревья и траву зелеными? Ведь все они освещены одним и тем же белым солнечным дневным светом. А что такое свет? Чтобы найти ответы на все эти вопросы я выполнила целый комплекс различных оптических экспериментов. Изучила особенности таких явлений, как дисперсия, дифракция, интерференция. Рассмотрела теорию цветного зрения, провела опыты по смешиванию цветов, поняла, как цветовые схемы используются в технологии воспроизведения изображения (цветное телевидение, цветная печать). В итоге я пришла к выводу, что вопрос о восприятии света и цвета человеком далеко не прост. Основная сложность состоит в том, что, помимо чисто физического преобразования световых сигналов в формировании ощущения цвета большую роль играет нервная система человека.Цвет - это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения, аэффекты, вызываемые действием цветного света, различны для людей. Используя, анкетирование и проведя, исследования дыхания, давления, частоты пульса и реакции зрачка на свет я доказала, что между психофизическими характеристиками цвета и психофизиологической организацией человека существует зависимость. Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. И это широко используется в нашей жизни: реклама товара, агитация, пропаганда, дизайн одежды, интерьера, цветотерапия и прочие. Ощущение цвета - субъективная характеристика света, зависящая от свойств зрения. Объективной же характеристикой является спектральный состав света. Я изучила кривую видности и определила спектральные границы чувствительности человеческого глаза. Глаз человека обладает удивительной способностью к адаптации-приспособлению к различным световым потокам. Днем глаз наиболее чувствителен к центральной, желтой части спектра, ночью максимум чувствительности смещается в сине-зеленую область. Чтобы убедиться в справедливости данных фактов я провела несколько занимательных опытов. С каждым столетием цвет все больше и больше несет для нас информации, показывая свое огромного влияния. Как прав был Френсис Бэкон, сказав «Цвет - это жизнь».

Тема: Загадочный мир цвета.

«План исследований».

«Дороги мне клейкие, распускающиеся весной листочки, дорого голубое небо», - говорил Иван Карамазов, один из самых мрачных героев, порожденных гением Достоевского. Солнечный свет всегда был и остается для человека символом вечной юности, всего лучшего, что может быть в жизни. Чувствуется взволнованная радость человека, живущего под Солнцем: «Пусть всегда будет Солнце, пусть всегда будет небо». Темное царство, царство мрака - это не просто отсутствие света, а символ всего тяжелого, гнетущего душу человека. Поклонение Солнцу - древнейший и прекраснейший культ человечества. Это сказочный бог Кон-Тики перуанцев, это божество древних египтян - Ра. На самой заре своего существования люди смогли понять, что Солнце - не божество, а раскаленный шар, но благоговейное отношение к нему останется у человечества навсегда. Даже физик, привыкший иметь дело с точной регистрацией явлений, испытывает такое чувство, будто он совершает кощунство, говоря, что свет Солнца - это электромагнитные волны определенной длины и ничего больше. На шкале электромагнитных волн видимый свет занимает крохотную полоску, зажатую между ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами. (3) А, ведь в жизни человека свет играет исключительно важную роль. 80% информации о мире человек получает через глаза, воспринимая свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (6) Цвет - одно из очевидных свойств света. Наш глаз способен различить до 300 оттенков.(14) Не многие живые существа могут похвастаться такими способностями. Но для того чтобы использовать весь потенциал нашего цветного зрения, нужно знать, как оно работает, и понимать свойства света. Учет вышеизложенных фактов определил тему моей работы: «Загадочный мир цвета». Цель работы : рассмотреть объективный и субъективный аспекты механизма цветного зрения, доказать, что цвет эмоционально воздействует на человека, вызывая определенные физиологические реакции. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по данной теме.
2. Исследовать явления дисперсии, дифракции, интерференции.

3. Изучить и составить хронологию работ И. Ньютона по оптике.

4. Исследовать цветовые предпочтения учащихся.

5. Исследовать психофизиологические особенности человека в зависимости от цвета.
6. Определить спектральные границы чувствительности человеческого глаза.
7. Проанализировать полученный результат эксперимента.

8. Создать фотогалерею и презентацию.

Гипотеза: Формирование цветового ощущения - сложный процесс. Психофизиологические особенности человека зависят от цвета.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: свет от естественных и искусственных источников.

Мир, в котором мы живем, чрезвычайно богат красками. Но почему мы видим маки красными, а колокольчики голубыми, ромашки белыми с желтым, а деревья и траву зелеными? Ведь все они освещены одним и тем же белым солнечным дневным светом. Что такое цвет? И почему он вызывают у людей чувство восхищения, удивления, любопытства? В своей работе я попыталась найти ответы на данные вопросы.

Формирование цветового ощущения - сложный процесс. Исследуя природу цветов, я выполнила целый комплекс различных оптических экспериментов. Изучила особенности таких явлений как дисперсия, дифракция, интерференция. Создала фотогалерею своих исследований.

Я составила хронологию работ И. Ньютона по оптике, так как именно этот ученый пришел к новой теории цветов. Она вызвала бурную полемику, потому что никак не вписывалась в представления эпохи. Многие современники Ньютона пытались объяснить образование спектра в рамках старых теорий, основываясь на гипотезе, что окраска выходящего из призмы света связана с разными углами падения лучей на её поверхность. Результаты экспериментов проверялись более 50 лет, но в итоге весь научный мир согласился с выводами английского ученого. (2)

Вопрос о восприятии света и цвета человеком далеко не прост. Основная сложность состоит в том, что, помимо чисто физического преобразования световых сигналов в формировании ощущения цвета большую роль играет нервная система человека. Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека. Мной было проведено исследование цветовых предпочтений учащихся обоего пола в возрасте от 11 до 17 лет.

Я исследовала влияние цвета на дыхание, давление и частоту пульса, доказав тем самым, что цвет эмоционально воздействует на человека и вызывает определенные физиологические реакции.

Кроме всего сказанного, тема «Загадочный мир цвета» заинтересовала меня, ещё и своей красотой. Законы оптики вывели ученые, а писатели, поэты, художники, ювелиры показали красоту света в своих творениях. Поэтому я решила сделать фотографии различных световых явлений. В процессе работы я поняла, что научное познание природы и её поэтическое восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и притом мощный стимул к дальнейшему исследованию.

Таким образом, в процессе работы я использовала следующиеметоды исследования:
1. Работа с научной литературой.
2. Проведение констатирующего эксперимента, с целью выяснения физических свойств и особенностей света.

3. Анкетирование, с целью выявления цветовых предпочтений учащихся.

4. Проведение эксперимента, с целью исследования влияние цвета на дыхание, давление и частоту пульса человека.

5. Анализ полученных результатов и соотнесение его с гипотезой.

Я изучила много литературы во время работы над статьей. Так, например, в пособии Гершензона Е.М. «Курс общей физики» можно найти ответы на многие вопросы. Что такое свет? Дисперсия, интерференция, дифракция? Проследить эволюцию взглядов на природу света. Узнать особенности образование цветов. Эти же вопросы рассмотрены в учебниках Мякишева Г.Я., Пинского А.А., Касьянова В.А., в книге Кл. Э. Суорц «Необыкновенная физика обыкновенных явлений».

Интересно пособие для учителей и учеников Горева Леонида Александровича «Занимательные опыты по физике» и книга Перельмана «Занимательная физика». Авторы предлагают провести различные опыты, в которых проявятся свойства и особенности света.

В журнале «Квант» я прочитала интересную статью Буздина А.И., Кротова С.С. «Что и как мы видим». В ней рассмотрены объективные и субъективные аспекты механизма зрения.

В процессе работы я пришла к простому выводу: с каждым столетием цвет все больше и больше несет для нас информации, черпая свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит социальный опыт человека.

Тема: Загадочный мир цвета.

«Научная статья (описание работы)».

В обыденной речи слово "свет" мы используем в самых разных значениях: «свет мой, солнышко, скажи…», «ученье - свет, а неученее - тьма...». В физике термин "свет" имеет гораздо более определенное значение. Первые представления древних ученых о том, что такое свет, были весьма наивны. Существовало несколько точек зрения. Одни считали, что из глаз выходят особые тонкие щупальца и зрительные впечатления возникают при ощупывании ими предметов. Эта точка зрения имела большое число последователей, среди которых был Эвклид и Птолемей. Другие, наоборот, считали, что лучи испускаются светящимся телом и, достигая человеческого глаза, несут на себе отпечаток светящегося предмета. Такой точки зрения придерживались Лукреций, Демокрит.(6) Однако позже, уже в средние века, такое представление о природе света теряет свое значение. Все меньше становится ученых, следующих этим взглядам. В 17 веке почти одновременно возникли и начали развиваться две совершенно разные теории о том, что такое свет и какова его природа. Одна из этих теорий связана с именем Ньютона, а другая - с именем Гюйгенса. Ньютон придерживался так называемой корпускулярной теории света, согласно которой свет - это поток частиц, идущих от источника во все стороны. Согласно же представлениям Гюйгенса, свет - это поток волн, распространяющихся в особой, гипотетической среде - эфире, заполняющем все пространство и проникающем внутрь всех тел. Обе теории длительное время существовали параллельно. Ни одна из них не могла одержать решающей победы.

Такое неопределенное положение относительно природы света сохранялось до начала 19 века, когда были открыты явления дифракции и интерференция света. Эти явления присуще исключительно волновому движению. Поэтому казалось, что волновая теория одержала окончательную и полную победу. Такая уверенность особенно окрепла, когда Максвелл показал, что свет есть частный случай электромагнитных волн. Однако в начале 19 века представления о природе света начали коренным образом изменяться. Неожиданно выяснилось, что отвергнутая корпускулярная теория все же имеет отношение к действительности.

При излучении и поглощении свет ведет себя подобно потоку частиц. Были обнаружены квантовые свойства света. Возникла необычная ситуация: явления интерференции и дифракции по-прежнему можно объяснить, считая свет волной, а явления излучения и поглощения - считая свет потоком частиц. Эти два, казалось бы, несовместимых друг с другом представления о природе света в 30-х годах 20 века удалось непротиворечивым образом объединить в новой выдающейся физической теории - квантовой электродинамике. (13)

Одно из очевидных свойств света - это цвет. Очевидное, но непонятное. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить. Какое физическое свойство света создает столь прекрасные ощущения? Теорий было много, но только Исаак Ньютон провел систематические исследования и получил ответ на этот вопрос. (2) (Таблица №1 «Хронология работ Ньютона по оптике»). (Приложение № 1). Он доказал ложность представлений о возникновении цветов из смешения темноты и белого цвета, «никакого цвета не возникает из белизны и черноты, смешанных вместе, кроме промежуточных темных», «свет состоит из всех цветов».

Так, же как и Ньютон, исследуя природу цветов, я выполнила целый комплекс различных оптических экспериментов. Пропуская свет через стеклянную призму, обнаружила, что он имеет сложный состав. Свет состоит из излучений различной преломляемости и различного цвета. Степень преломляемости и цвет излучения связаны взаимно однозначно. Зависимость показателя преломления света от его цвета Ньютон назвал дисперсией. Дисперсия присуща всем средам, кроме абсолютного вакуума. Явление дисперсии - это первый шаг к пониманию природы цвета. Основательно понять дисперсию смогли лишь после того, как была выяснена зависимость цвета от частоты колебаний или длины световой волны.(1) (Таблица №2 «Интервалы длин волн и частот и соответствующие им цвета видимой части спектра») (Приложение № 2)

Спектральное разложение белого света на составляющие монохроматические цвета можно осуществить и за счет интерференции. Многие видели интерференционную картину, когда в детстве развлекались пусканием мыльных пузырей или наблюдали за радужным переливом цветов тонкой пленки керосина на поверхности воды. Именно интерференция света делает мыльный пузырь столь достойным восхищения. Солнечные лучи преломляются и переливаются разными цветами радуги в зависимости от длины световых волн, угла преломления и толщины стенок пузыря. Узор в виде концентрических кругов часто виден в прижатых друг к другу тонких пластинках. Классическая демонстрация этого явления была описана Ньютоном и носит название колец Ньютона. Хотя Ньютон и изучал это явление, но не приписывал его к проявлениям волнового движения.(11) В 1802 году английский ученый Томас Юнг первым пришел к гениальной мысли о возможности объяснения цветов тонких пленок сложением двух волн, одна из которых отражается от наружной поверхности пленки, а вторая - от внутренней. Явление наложения двух световых пучков, при котором в одних местах волны друг друга усиливают, а в других — гасят или ослабляют, называют интерференцией света. Интерферируют только когерентные волны, волны одинаковой частоты, разность фаз которых в любой точке остается постоянной во времени.

Другой пример интерференции волн дает дифракция. Долгоиграющие пластинки, компакт диски, перья птиц часто отбрасывают цветные блики. Дифракция света в узком смысле - явление огибания светом препятствий и попадание света в область геометрической тени; в широком смысле - всякое отклонение при распространении света от законов геометрической оптики.(11)

Вернемся к опыту по разложению света с помощью трехгранной призмы. Выделяя излучения одного какого-либо цвета из спектра и вторично пропуская их через призму, я нашла, что они больше не расщепляются в спектр, так как являются простыми, или однородными по составу. Ньютон подвергал однородные излучения всевозможным преобразованиям: преломлению, фокусированию, отражению от различно окрашенных поверхностей. Он показал, что данное однородное излучение не может изменить своего первоначального цвета, каким бы преобразованиям оно не подвергалось. Ученый в своей книге «Оптика, или Трактат об отражении, преломлении и цветах света» описывает несколько способов осуществления синтеза (обратный спектральному разложению процесс) белого света из его монохроматических составляющих. В частности он использовал прибор, изготовленный на манер гребня. Если держать гребень перед глазом так, чтобы его зубцы закрывали весь спектр, а потом быстро перемещать вдоль спектра (скорость я подбирала), то цветная полоска на экране кажется белой.(10) Таким образом, зная, что белый свет имеет сложный состав, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе.

У Ньютона мы впервые находим деление науки о цвете на две части: объективную — физическую и субъективную, связанную с чувственным восприятием. Ньютон пишет "Подобно тому, как колебательные движения воздуха, действуя на ухо, вызывают ощущение звука, действие света на глаз производит ощущение цвета". Ньютон дал правильное объяснение цветам естественных тел. Его объяснение можно привести дословно. "Эти цвета происходят оттого, что некоторые естественные тела отражают одни сорта лучей, другие тела — иные сорта обильнее, чем остальные. Сурик отражает наиболее обильно наименее преломляемые лучи, создающие красный цвет, и поэтому кажется красным. Фиалки отражают обильнее всего наиболее преломляемые лучи, благодаря чему имеют этот цвет; так же и другие тела. Всякое тело отражает лучи своего собственного цвета более обильно, чем остальные, и благодаря избытку и главенству их в отраженном свете обладает своей окраской".(7) Вообще же человеческий глаз способен различать в спектре солнечного света до 300 различных цветовых оттенков.(14)

Ньютону принадлежат первые опыты по оптическому смешению цветов, а также по классификации и количественному их выражению. Он считал, что существует семь основных цветов, смешением которых можно получить все существующие в природе цвета. Это красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый - цвета спектра солнечного света. Ньютон впервые ввел цветовой график , получивший название цветового круга. Цветовой круг, представляет собой окружность, вдоль которой располагаются цветовые тона от красного до пурпурного. Чтобы найти правильную цветовою схему, необходимо использовать любые два цвета друг напротив друга, любые три цвета на равном расстоянии при формировании треугольника или любой из четырех цветов, образующих прямоугольник (две пары цвета друг напротив друга). Цветовые схемы остаются правильными независимо от угла поворота и используются в технологии воспроизведения изображения. На основе цветового графика и графического сложения цветов логически напрашивается вывод, что любой цвет может быть получен смешением всего трех цветов. Я это проверила. Действительно, желтый и оранжевый есть сочетание зеленого и красного, голубой — зеленого и синего. Тоже касается всех остальных цветовых тонов, которые могут быть получены комбинацией красного, зеленого и синего, что и используется, например, в цветном телевидение и при цветной печати.

Хотелось бы отметить тот факт, что благодаря цвету можно оценить поверхностную температуру таких удаленных объектов как звезды. Горячие звезды выглядят бело-голубыми (короткие длины волн), холодные - красными (длинные волны). Спектральная классификация звезд содержит и другие цвета.(15)

И в завершение - еще один цветной сюжет из области физики, но элементарных частиц. Экзотические крупицы материи - кварки приобрели «окраску». Они бывают трех цветов - красного, синего и зеленого. Обычный протон, состоящий из трех «цветных» кварков будет «белым», то есть «бесцветным». Таким образом, современная физическая наука способна с уверенностью говорить о цвете даже таких объектов, как кварки и звезды.(14)

Потребовалось более ста лет после смерти Ньютона, чтобы этот основной закон цветоведения был окончательно установлен и нашел свое объяснение в предположении о трехцветной природе зрении.

Согласно теории цветного зрения, высказанного впервые в 1736 году М.В. Ломоносовым, глаз человека обладает светочувствительными элементами, воспринимающие цвета трех видов. Светочувствительная сетчатая оболочка глаза (ретина) имеет два вида рецепторов. Цвет в глазе воспринимается рецепторами - колбочками, расположенных в сетчатке глаза. Особенно много колбочек на противоположном от зрачка стороне глаза. Колбочки чувствительны к красному, синему и зеленому цветам, остальные получаются смешиванием этих цветов. Кроме колбочек, в сетчатке имеются более чувствительные к свету рецепторы-палочки, которые, однако, не способны различать цвета. Обычно при восприятии цвета раздражаются все три или два вида нервных окончаний (колбочек), и тогда глаз воспринимает сложный цвет. Глаз ощущает белый цвет, когда все виды нервных окончаний раздражаются одновременно и в одинаковой степени. Серый цвет ощущается глазом при одновременном раздражении нервных окончаний, но меньшей силы; черный цвет получается при отсутствии раздражения. Преобладающее раздражение какого-либо одного рецептора вызывает восприятие соответствующего цветного тона.(7) Глаз человека обладает различной чувствительностью к разным участкам спектра. В таблице №3 (Приложение №3) приводятся характеристики спектральной чувствительности глаза человека при дневном освещении.

Я поставила задачу: определить спектральные границы чувствительности человеческого глаза. В процессе ее решения использовала прибор для определения длины световой волны. С помощью дифракционной решетки получила спектры. Для определения границ я вычислила длину волны, соответствующую красной границе воспринимаемого глазом спектра и длину волны фиолетового края. В эксперименте участвовали три человека, с разными дефектами зрения. Получила следующие результаты.

Таким образом, спектральные границы чувствительности глаза соответствуют табличным данным (Таблица №2) (Приложение №2).

Глаз человека обладает удивительной способностью к адаптации-приспособлению к различным световым потокам, мощность которых изменяется на двенадцать порядков - от 10 до 10 Вт. Некоторые данные о чувствительности глаза человека к белому свету можно найти в таблице №4. (Приложение №4) (12) При увеличении яркости зрачок сужается и снижается чувствительность колбочек и палочек. Наилучшим для глаза является поперечник зрачка, равный 2-3мм. При таком размере зрачка некоторые люди могу различать два объекта, видимые под углом несколько угловых минут.

Днем глаз наиболее чувствителен к центральной, желтой части спектра, ночью максимум чувствительности смещается в сине-зеленую область. Выражение «ночью все кошки серы» связано с физиологией зрения, снижением чувствительности глаза при плохой освещенности и смещением максимума чувствительности. (5) Привыкший к темноте глаз - самый чувствительный в природе световой прибор, он способен воспринимать световую энергию (при длине волны 500нм), равную энергии нескольких фотонов.(12)

Чтобы убедиться в справедливости данных фактов я провела ряд интересных опытов. Взяла отрезок разноцветной материи, спиртовку и поваренную соль. Фитиль спиртовки посыпала солью и зажгла, электрический свет выключила. Отрезок разноцветной ткани оказался серым, а пламя спиртовой лампы было желтым. Как видим в этом опыте, цвет тела зависит от состава падающего света и от отражательных свойств тела. При освещении желтым светом наблюдается серый цвет материи, так как освещенность слабая.(4)

Поставила перед одной из свечей рюмку с подкрашенной красной краской водой. К удивлению, тень фигурки, отбрасываемая этой свечой, оказалась зеленовато-голубой. Секрет кроется в особенностях зрения. Если глаз утомлен рассматриванием какого-нибудь цвета, то он становится особенно восприимчивым к цвету дополнительному (дополнительными называются цвета, которые при сложении дают белый цвет). Для красного цвета дополнительным является зеленовато-голубой цвет. Если воду подкрасить фиолетовыми чернилами, тень станет желто-зеленой.

Если посмотреть через красное стекло на надпись сделанную красным по белому, то можно увидеть только красный фон. Красные буквы сливаются с красным фоном. Глядя через то же стекло на надпись, сделанную голубым по белому, то можно отчетливо увидеть черные буквы на красном фоне. Красное стекло не пропускает голубых лучей, а только красные. На этом свойстве цветных стекол основано действие анаглифов - картин, напечатанных особым способом и дающих тот же эффект, что и стереоскопические фотографии. (9)

В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции». Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь - отношения эмоции и цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Вы наверняка по себе заметили, что цвет может вызывать приятные и неприятные чувства. Это свойство цвета и позволяет психологам определить эмоциональный склад характера человека. Психофизические характеристики цвета и параметры эмоций указаны в таблице №5 (Приложение №5) Мной было проведено исследование цветовых предпочтений учащихся обоего пола в возрасте от 11 до 17 лет. Усредненный ранговый ряд их цветовых выборов имел следующий вид:

1. Красный;

2. Черный;

3. Желтый.

Молодые люди, в большинстве предпочитают красный цвет. Чем старше люди, тем больше им нравятся приглушенные цветовые тона.

Известно, что есть мужчины и женщины, которые в силу своего поведения и образа жизни очень рано утрачивают свежесть и непринужденность и производят впечатление стариков. В цветовом тесте они отклоняют активные цвета, красный и желтый, и выбирают серый, коричневый, темно - зеленый. Эти приглушенные тона, которые обычно предпочитают пожилые люди, выбираются биологически молодыми людьми и в тех случаях, когда их жизненная сила снижена разочарованиями, невротическими нарушениями или изнурительной болезнью. Если спросить пожилых людей, выбирающих в качестве любимых цветов красный и желтый, насколько старыми они себя чувствуют в действительности, то можно услышать: "Конечно, физически за молодыми я не угонюсь, но чувствую себя как 35 - летний".

Взаимосвязь эмоций и цвета является закономерной, обусловленной, с одной стороны, психофизическими характеристиками цвета, а с другой — психофизиологической организацией человека. Из этого следует, что определенные формы отношения к цвету у человека несут информацию об его темпераменте, характере и личности. На вопрос имеет ли цвет значение в вашей жизни:77% учащихся ответили да, имеет;23% - нет, не имеет.

Французский врач Ферро исследовал взаимосвязь производительности труда и цвета. Он установил, что при работе, рассчитанной на короткий срок, производительность труда увеличивается при красном свете, а синем - снижается. При длительной работе повышению производительности труда способствует зеленый свет, а фиолетовый снижают ее. Эти исследования относятся, прежде всего, к физическому труду, к мышечной работе, но их результаты обязательно следует учитывать и при умственном труде.(7)
Цвет - это определенная длина волны, но эффекты, вызываемые действием цветного света, различны для людей, что подтверждается опытом. Я исследовала влияние цвета на дыхание, давление и частоту пульса. В эксперименте участвовали ученики 5-го, 11-х классов и учителя школы. В течение 5 минут испытуемые смотрели на оранжево - красный цвет. Для измерения давления и пульса я использовала электронный тонометр. Произошло то, что я ожидала: после рассматривания оранжево - красного цвета вегетативные функции повысились. На темно - синий цвет нервная система учеников и учителей реагировала обратным образом - наступало успокоение: пульс становился спокойнее, давление в крови снижалось, а дыхание замедлялось. То, что произошло с учениками, случается со всеми людьми во всем мире. "Язык" цветов интернационален.

Клинические наблюдения цветового воздействия на человека, позволяют дать цветам следующие психофизические и психофизиологические характеристики:

1. Красный — согревающий, энергичный, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и ряда кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.

2. Желтый — тонизирующий, бодрящий, стимулирующий деятельность ЦНС, оказывает лечебное воздействие при заболеваниях пищеварительного тракта, печени, почек, ревматизме.

3. Зеленый — уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры, успокаивает, снимает напряжение, облегчает невралгии и мигрени, используется при лечении астмы, ларингита.

4. Синий — замедляет сердечную активность, действует седативно, успокаивающее действие может перейти в тормозящее, депрессию. Синие лучи применяют при лечении воспалительных заболеваний глаз, ветрянке, скарлатине. (7)

Школы исцеления с помощью цвета существовали еще в Древнем Египте, где в древних храмах Гелиополиса сила цвета использовалась как в культовых целях, так и для исцеления. Храмы строились по отношению к солнцу таким образом, чтобы солнечный свет, попадая внутрь, распадался на семь цветов радужного спектра.

С каждым столетием цвет все больше и больше несет для нас информации, и теперь есть такое понятие как «цвет культуры», цвет политических движений и обществ. Действительно, люди могут не только воспринимать цвета, но и вызывать их в своем воображении. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации. Я предложила своим одноклассникам несколько вопросов. Некоторые ответы мне показались интересными. Красный цвет вызывает ассоциации: страх, жару, опасность, скорость, любовь. Зеленый: неприязнь, безразличие, спокойствие. Желтый: радость, восторг, улыбку, солнце. Проведя анализ анкеты, я пришла к простому выводу: цвет черпает свою значимость из реальной действительности, и его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит социальный опыт человека. Например, между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель - привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром.

Например, контрастные цвета (желтый - черный) особенно подходят для маркировки опасных участков на предприятии. Низкие помещения могут стать "выше", если окрасить потолки в светло - зеленый или светло - голубой цвет.

Таким образом, цвет эмоционально воздействует на человека, вызывает определенные физиологические реакции. В подтверждение огромного влияния силы цвета можно привести слова известного специалиста по технической эстетике Жака Вено: «Цвет способен на все: он может родить свет, успокоение или возбуждение. Он может создать гармонию или вызвать потрясение: от него можно ждать чудес, но он может вызвать и катастрофу».(7)

Библиография.

1. Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. - М.: Просвещение, 2010.- 399с.

2. Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч.2. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.- 432с.

3. Григорьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. /Книга В.И. Григорьев, Г.Я. Мякишев - М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы 1983, 416с.

4. Горев Л.А. Занимательные опыты по физике./Книга для учителя Л.А. Горев - М.: Просвещение, 1985.-175с.

5. Пинский А.А Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Пинский - М.: Просвещение, 1999.- 432с.

6. Пинский А.А Физика. Астрономия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А.А. Пинский - М.: Просвещение, 1996.- 303с.

7. Интернет-ресурсы.

8. Гершензон Е.М., Малов Н.Н., Мансуров А.Н. «Курс общей физики»/ учебное пособие для студентов - М. «Просвещение»,1981,-240с.

9. Перельман Занимательная физика. Книга для учащихся/ Перельман - М. Просвещение, 1985.- 272с.

10. Журнал Физика в школе №1 1989г. Внеклассная работа по оптике. И.В. Попов, Ю.М. Мамонтова с.128-133

11. Кл. Э. Суорц Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Том 2./Книга Суорц Кл.Э. - М. Наука, 1987.-384с.

12. А.С. Енохович Справочник по физике и технике/Учебное пособие для учащихся Енохович А.С. - М. Просвещение,1989,-224с.

13. Касьянов В.А Физика. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/В.А. Касьянов - М.: Просвещение, 2009.- 366с.

14. Журнал «Квант» Буздин А.И., Кротов С.С. «Что и как мы видим». 1988 № 3. - 34-37с.

15. Д. Моше Астрономия: книга для учащихся/ Моше Д. - М. Просвещение,1985,-255с.

Глоссарий.

Адаптация зрения - удивительная приспосабливаемость зрения человека к восприятию окружающих предметов при изменении освещенности в больших пределах.

Волна -изменяющееся со временем пространственное чередование максимумов и минимумов любой физической величины

Диоптрия - единица измерения оптической силы линзы.

Дисперсия света - явление зависимости скорости света в веществе от частоты света.

Дифракция - явление нарушения целостности фронта волны, вызванное резкими неоднородностями среды.

Интерференция света - сложение световых волн, при котором обычно наблюдается характерное пространственное распределение интенсивности света (интерференционная картина) в виде чередующихся светлых и тёмных полос вследствие нарушения принципа сложения интенсивностей

Источник света -любое тело, излучающее свет.

Линза - прозрачное тело, ограниченное двумя сферическими поверхностями.

Нормаль - это перпендикуляр, восстановленный к поверхности в точке, в которой луч отражается от поверхности.

Полутень - это та область, в которую попадает свет от части источника света.

Преломление - изменение направления распространения волны при прохождении из однородной среды в другую.

Свет - электромагнитное излучение, испускаемое нагретым или находящимся в возбужденном состоянии веществом, воспринимаемое человеческим глазом. Под светом понимают не только видимый свет, но и примыкающие к нему широкие области спектра.

Световой луч - это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Спектр - последовательность монохроматических излучений, каждому из которых соответствует определенная длина волны электромагнитного колебания.

Тень - это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Угол падения - это угол между нормалью и падающим лучом.

Угол преломления - угол между преломленным лучом и нормалью к границе раздела сред.

Угол отражения - угол между нормалью и отраженным лучом.

Цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

Приложение № 1.

Таблица №1. «Хронология работ Ньютона по оптике».

Перечень работ

Годы

Начато изучение явления дисперсии света.

Открыты явления дисперсии хроматической аберрации, построена корпускулярная теория света.

Сконструирован первый зеркальный телескоп -рефлектор.

Написана книга «Лекции по оптике».

Создан второй телескоп - рефлектор.

Доложена «Новая теория света и цвета».

Вышла в свет книга ученого «Оптика».

Приложение № 2.

Таблица №2. «Интервалы длин волн и частот и соответствующие им цвета видимой

части спектра».

Приложение №3.

Таблице №3 Чувствительность глаза человека к световым волнам различной длины.

Длина волны, нм

Чувствительность глаза

Длина волны, нм

Чувствительность глаза

Приложение №4.

Таблице №4 «Чувствительность глаза человека к белому свету».

Приложение №5.

Таблице №5. «Психофизические характеристики цвета».

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ПСИХОЛОГИИ «МАГИЯ ЦВЕТА» ВЫПОЛНИЛИ: УЧЕНИЦЫ 5 «А» КЛАССА ГАПОНЕНКО КРИСТИНА, СУРОВЦЕВА ОЛЕСЯ. РУКОВОДИТЕЛЬ: МИТЮШКИНА Е. В. , ПЕДАГОГПСИХОЛОГ 2015 ГОД

Изучить теоретическую основу вопроса. Выявить, как влияет цветовая гама на психику человека. Проанализировать на основе цветовой гаммы психологический настрой школьников с 1 –й по 5 й класс «МОАУ СОШ № 17» .

Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анкетирование. Объект исследования: цветовая гамма. Предмет исследования: влияние цвета на поведение обучающихся.

ВЫБОР И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Мы – люди живём на красивой планете Земля, нас окружает мир, наполненный разными красками, благодаря которым мы восхищаемся красотами и дарованиями нашей планеты. Наверное, нам было бы скучно жить в мире, где нет цвета, всё было бы бесцветно и однотонно. Нас заинтересовал вопрос, насколько человек зависим от цвета, как он влияет на него?

Мы предполагаем, что влияние цвета на психику человека достаточно велико, потому что, живя в цветном мире, зависим от его раски и даже не подозреваем о том, что наши эмоции, настроения также во многом зависят от цвета. Цветом можно играть, варьировать создавать невозможные образы, он может, как успокаивать, лечить, так и раздражать, вызывать чувство агрессии.

ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «ЦВЕТОВАЯ ГАММА» Цветовая гамма – это гармоничное сочетание цветов. Существует огромное множество различных оттенков, а варианты их комбинаций превышает доступные пониманию цифры. Даже целой нации за 100 лет не перебрать все возможные варианты. Цветовая гамма встречается во всех творениях природы (окружающий мир), человека (интерьер, дизайн, одежда) Существуют простые и сложные цветовые гаммы. Сложность цветовой гаммы зависит от количества входящих в нее цветов.

К СЛОЖНЫМ ГАММАМ ОТНОСЯТСЯ: 4. ЧЕТЫРЕХЦВЕТНАЯ ГАММА 5. ПЯТИЦВЕТНАЯ ГАММА 6. ШЕСТИЦВЕТНАЯ ГАММА 7. И БОЛЕЕ

Не осознавая для себя, мы постоянно работаем над цветовыми гаммами, когда идём в школу, на праздник, на работу, выбираем место отдыха и т. д. .

ЦВЕТОВАЯ ГАММА, КАК ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ. Цвет, это малоизученное явление, ведь при помощи различных комбинаций цвета, можно вводить людей в заблуждение. Такое явление называется оптическим воздействием. Вот на пример:

ГЛЯДЯ НА СЛЕДУЮЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, СМОТРИТЕ НА ЧЁРНУЮ ТОЧКУ. ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ЦВЕТНЫЕ ПЯТНА ДОЛЖНЫ УЙТИ.

ВИДИТЕ ЛИ ВЫ СЕРЫЕ ДИАГОНАЛЬНЫЕ ПОЛОСЫ? Если Вы некоторое время будете смотреть на центральн ую точку, то полосы исчезнут.

ИЛЛЮЗИЯ «ТОННЕЛЬ» . ЭТО РАБОТА ЯПОНСКОГО ХУДОЖНИКА КАЙЛЯ НАУ (KAIANAO) НА БАЗЕ ИЗВЕСТНОЙ РАБОТЫ МАСТЕРА ОПТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ АКИОШИ КИТАОКА. НЕПОДВИЖНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ, ПРИ ВЗГЛЯДЕ НА КОТОРОЕ СОЗДАЕТСЯ АБСОЛЮТНО РЕАЛЬНОЕ ОЩУЩЕНИЕ ПОЛЕТА ПО ТУННЕЛЮ.

ЕСЛИ РОЗОВЫЕ КРУГИ БУДУТ ПО ОЧЕРЕДИ ИСЧЕЗАТЬ, А ВЫ БУДИТЕ НЕ ОТРЫВАЯСЬ СМОТРЕТЬ В ЦЕНТР, ТО В СКОРЕЕ ПОЯВИТСЯ БЕГАЮЩИЙ ЗЕЛЁНЫЙ КРУЖОК.

ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ИМЕЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: Цвета Возбуждающие Успокаивающие Угнетающие Красный + Оранжевый + Желтый + Зеленый + Голубой + Фиолетовый + Темно-серый + Черный +

ПРЕДСТАВЛЯЮ ВЛИЯНИЕ ЦВЕТА НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА В ТАБЛИЦЕ: ЧЕМ ВЫШЕ ВВЕРХ, ТЕМ БОЛЕЕ ВЕСЕЛОЕ ОЩУЩЕНИЕ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВЛЕВО, ТЕМ БОЛЬШЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ И ТЕМ ТЕПЛЕЕ ЦВЕТ. ЧЕМ БОЛЬШЕ ВПРАВО, ТЕМ БОЛЬШЕ ДЕПРЕССИЯ И ТЕМ ХОЛОДНЕЕ ЦВЕТ. жёлтый жёлто- оранжевый красный пурпурный Красно лиловый - оранжевый жёлто- зелёный фиолетовый Синий зелёный Синезелёный Голубой

ОКРУЖАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕКА ЦВЕТ ОКАЗЫВАЕТ НА НЕГО ВЛИЯНИЕ, ВОТ НА ПРИМЕР: исследование специалистов доказало, что при температуре воздуха +15 -17 С, находясь в комнате с яркими желтыми или оранжевыми стенами, здоровый человек в рубашке с коротким рукавом не ощущает холода, но при этой же температуре он мерзнет в помещении с серо-голубыми стенами.

если человек раздражён или чем-то опечален, ему ни в коем случае нельзя долго находится в помещении серого, коричневого или фиолетового оттенка, так как состояние человека ухудшится. яркие сочные оттенки красного цвета должны быть в окружении человека только некоторое время, так как злоупотребление данным цветом ведёт к повышенной тревожности, импульсивности.

ЦВЕТ В МЕДИЦИНЕ Опираясь на характеристики цветовой гаммы, учитывая влияние цвета на человека, учёные медики (ещё в далёком 17 веке) предложили использовать цвет в медицинской практике, что и практикуется в наши дни:

КРАСНЫЙ: Влияние красного цвета. Красный – это цвет, влияющий на психику возбуждающе. Это цвет огня, цвет жизни, цвет любви и страсти, он несет в себе сильную энергию, ободряя человека и заставляя его активно действовать.

ОРАНЖЕВЫЙ Влияние оранжевого цвета. Оранжевый цвет – имеет положительное влияние на психику человека, вызывая радость и веселье. Кроме того оранжевый цвет можно использовать для лечения болезней (болезнь сосудов мозга, сердца и других внутренних органов)

Влияние желтого цвета. Желтый – этот цвет весьма положительно влияет на нервную систему человека (укрепляет ее), стимулирует функции желудка (улучшает пищеварение), хорошо помогает при заболеваниях почек, мочевого пузыря и печени. Желтый цвет является символом солнца в зените, хорошо влияет сообразительность.

ЗЕЛЕНЫЙ Влияние зеленого цвета. Зеленый цвет имеет положительное влияние на здоровье человека, помогая при бронхитах, глазных болезнях, нарушениях обмена веществ, сахарном диабете, воспалении суставов. . Энергетика зеленого цвета снимает напряжение, успокаивает психику, уравновешивает и приносит удовлетворение.

ГОЛУБОЙ Влияние голубого цвета. Голубой – это прохладный цвет бесконечности и покоя, как голубое небо, положительное влияние на горло – миндалины и гланды.

СИНИЙ Влияние синего цвета. Синий – охлаждающий успокаивающий цвет, положительно влияет на здоровье. Помогает снизить температуру. Синий цвет приносит человеку сдержанность и покой, успокаивая психику.

ФИОЛЕТОВЫЙ Фиолетовый цвет положительно влияет на человека, занимающегося духовной практикой. Фиолетовый цвет имеет положительное влияние на здоровье – он стимулирует циркуляцию лимфы и хорошо действует на селезенку.

Таким образом, понимая, как влияет тот или иной цвет на нашу психику, мы можем улучшить свое настроение, самочувствие и здоровье в целом.

Анкетирование проводилось среди учащихся с 1 -й по 5 -й класс, в нём приняло участие 211 человек. Анкетирование состояло из 4 -х вопросов: - 1 -й вопрос «Назовите любимый цвет» , ответ на данный вопрос показывает пик психологического спокойствия. - 2 -й вопрос «Назовите цвет радости» , ответ на данный вопрос показывает пик психологического состояния, при котором человек, ощущает себя счастливым. - 3 -й вопрос «Назовите цвет печали» , ответ на данный вопрос показывает пик психологического состояния, при котором человек, ощущает себя несчастным. - 4 -й вопрос «Назовите не любимый цвет» , ответ на данный вопрос показывает пик психологического стресса.

ВЫВОДЫ: Делая вывод по анкетированию можно отметить, что из 211 школьников, основная масса ребят (на 1 -й вопрос выбрали синий цвет), это спокойные, уравновешенные ребята, которые не выискивают у себя проблемы, а живут ровной жизнью, которая их устраивает. (На 2 -й вопрос выбрали жёлтый цвет) Они получают заряд положительных эмоций, когда проявляют себя в творчестве, когда участвуют в коллективном деле, когда имеют возможность проявить себя. (На 3 -й вопрос выбрали чёрный цвет) Они ощущают себя несчастными, когда на них не обращают внимания, когда их не замечают, не удивляются их талантам и способностям. (На 4 вопрос выбрали коричневый цвет) Самое страшное для них оказаться на втором плане.

Если рассматривать вторую половину коллектива, то также можно отметить, что это ребята очень энергичные, эмоциональные, сначала сделают, а потом подумают (выбрали красный цвет). Счастливые моменты (выбрали синий цвет) для них – это редкие минуты спокойствия, которые изредка у них встречаются, благодаря их темпераменту. Несчастными они могут себя ощутить (выбрали серый цвет), когда их воспринимают не серьёзно, когда к ним не прислушиваются и считают их мнение, не требующим внимания. Стресс для них (выбрали чёрный цвет) оказаться вдруг не нужными, всеми забытыми.

Рассматривая остальных ребят, которые попали в третью группу, отмечаю, что эти ребята комфортно ощущают себя, когда их ни кто не трогает и не замечает (Выбрали чёрный цвет). Их счастье и счастливые моменты в том, что бы жить без различных эмоциональных стрессов. Становятся очень несчастными (выбрали фиолетовый цвет), когда перенапрягаются, как в физическом, так и в моральном смысле. Стрессом для них может быть (выбрали розовый цвет) повышенное к ним внимание, стремление их переубедить или заставить поучаствовать в коллективном деле.

ОБЩИЙ ВЫВОД: Работая над своей темой, мы убедились, что люди, это какое-то яркое отображение, что каждого из нас (наш внутренний мир), можно нарисовать в определённой цветовой гамме, можно увидеть минусы и плюсы своего характера и, следовательно, можно постараться их изменить. А начать изменения нужно будет с того, что поменять цветовую гамму (сменить цвет гардероба или сделать ремонт в квартире и т. д.) Изучая влияние цвета на психику человека, мы доказали, что цвет действительно влияет на нас, более того, мы не в силах это влияние искоренить. Мы можем только корректировать себя, свой характер, свой темперамент, но всё равно всё это будет отражаться в цветовой гамме.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама