THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Екатерина Додонова

Бизнес-тренер, блогер, инструктор по развитию памяти и скорочтению. Учредитель образовательного проекта iq230

1. Поймите

Очень часто люди пытаются просто зазубривать незнакомые слова и фразы, даже не понимая их значения. Возможно, этого хватит на несколько дней, скажем, для сдачи экзамена. Если, конечно, лектор не попросит объяснить, что вы понимаете под абляцией и какие же признаки у тех самых хромосомных аберраций из первого билета.

Мозг отлично запоминает слова, связанные ассоциативно. Непонятные буквенные сочетания он же отбрасывает, словно мусор, не желая тратить на них время.

По этой причине большинство людей с трудом учат . Странно звучащее слово не вызывает в памяти родных и понятных сердцу картинок.

Поэтому для лучшего запоминания необходимо сначала разобрать и понять все новые термины. Постарайтесь прочувствовать слово и связать его в воображении со знакомыми понятиями.

2. Придумайте ассоциацию

Наличие фантазии - один из мощнейших инструментов для запоминания информации. значительно облегчают процесс заучивания важных докладов, презентаций, текстов, в том числе на иностранных языках за счёт искусственных ассоциаций.

Возьмём слово «понедельник». Какие кадры бегут на вашем внутреннем экране? Это может быть утро, жуткие пробки на дороге, мысль, пульсирующая в голове, день в календаре, страничка дневника из детства или гудящий муравейник офиса. А что видите вы?

Чтобы ассоциативные связи получились крепкими и долговечными, можно использовать правило пяти пальцев. К каждому пальцу привязывается своя ассоциация, наполненная тем или иным содержанием.

Пальцы Ассоциация
Большой «Изюм». Оригинальная, вздорная, абсурдная
Указательный «Эмоции». Используйте только позитив
Средний «Про себя любимого». Смело связывайте объект запоминания с собой
Безымянный «Ощущения». Подключите органы чувств: зрение, слух, запах, вкус, тактильные ощущения
Мизинец «В движении». Заставьте ваш объект двигаться. Мозг быстрее запоминает информацию в динамике

Таким образом, необходимая информация отпечатается в вашей памяти сразу на всех уровнях чувств, что позволит ещё долго пользоваться ей.

3. Обманите магическое число 7 ± 2

Известный американский учёный-психолог Джордж Миллер установил, что кратковременная человеческая память не может запомнить и повторить более 7 ± 2 элементов. Режим постоянных информационных перегрузок уменьшает это число до 5 ± 2.

Тем не менее существует простой способ обмана законов кратковременной памяти: применение метода историй, который предполагает логическое связывание в одну цепочку разрозненных объектов запоминания. У вас может получится смешная, невероятная и совершенно невозможная в реальной жизни история. Главное, что с помощью неё вы сможете запомнить более 15 элементов единовременно.

По замыслу режиссёра в следующей сцене вы должны плавать в бассейне, до краёв наполненном манной кашей. Да, только представьте себе это безумие в ярких красках. Почувствуйте кожей, как манная крупа прилипает к вашей коже. Как тяжело плыть в этой тёплой жиже, хотя каша и не слишком густая. Как в воздухе пахнет молоком, сливочным маслом и детством.

4. Повторяйте правильно

Наш мозг можно программировать - это научный факт. Для необходимо её осознание и ежедневная работа в выбранном направлении. Поэтому, если вы твёрдо решили, что вам крайне важно выучить английский за полгода, то мозг уже настроился на интенсивное запоминание. Но помимо регулярного обучения важно и регулярное повторение пройденного материала.

Используйте определённые временные интервалы для наилучшего запоминания: повторите материал сразу после обучения, затем через 15–20 минут, через 6–8 часов (лучше перед сном) и последний раз - через неделю.

5. Настройтесь

Пожалуй, нет ничего хуже, когда человек думает о себе в негативных тонах: «Я никогда с этим не справлюсь», «Для меня невозможно это запомнить», «У меня не получится выучить такой сложный доклад». Используйте только позитивные утверждения, программируя свой мозг на работу и результат.

Настройтесь правильно, скажите себе: «Я вспоминаю!», «У меня хорошая память. Я вспомню», «Я запомню и легко перескажу своими словами через два часа». Настраивайте себя сами. Ресурсное состояние мозга - зона вашей ответственности.

Зная пять секретов памяти, можно без труда научиться запоминать действительно сложные и разносторонние материалы. Кроме того, существует множество интересных и естественных для человека способов тренировки памяти и закрепления необходимых объектов запоминания, о которых Екатерина Додонова также детально рассказывает в своей книге .

Приятного чтения и отличной вам памяти!

запомнить

запомню, запомнишь, сов. и несов., кого-что.

    несов. (сов. нет), только с отриц.; прош. не употр. Помнить (разг.). Такого дождливого лета старожилы не запомнят.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

запомнить

что кому. То же, что припомнить (в 1 знач.).

обиду. Берегись, он тебе это запомнит. * Старожилы не запомнят (разг.) - о чем-н. редком, необычном, чего никогда не бывало. Таких морозов старожилы не запомнят.

несов. запоминать, -аю, -аешь. Запоминающее устройство (устройство, осуществляющее запись, хранение и выдачу информации; спец.).

сущ. запоминание, -я, ср. .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Примеры употребления слова запомнить в литературе.

Можно догадываться, почему киевское предание запомнило одних дулебов из времен аварского нашествия.

На всю жизнь Аглая запомнила то темное, морозное и туманное утро, гранитный пьедестал и фигуру, укутанную в белое полотно и опутанную шпагатом.

Бегелоп слушал зайца Агути и пытался запомнить его слова, чтобы потом сказать их Корзели.

Запомни : дракон - это разновидность человека, адаптированная к агрессивным условиям внешней среды.

И еще Адепт надеялся, что наблюдательная Леди запомнила хоть некоторые танцевальные па так, как сделал он.

Запомни , паренек,-- снисходительно сказал Адидас, почесывая загривок,-- правила соревнований запрещают только допинг.

Даже если он почистит свою память и память искнов, останется администраторша, запомнившая мою физиономию, а также то, что я нахожусь в розыске.

Вы один адресок в Дунино запомните , одна моя бабенка там живет, переночевать пустит, скажете -- я послал.

Замеси на опилках, чтоб клеем покрыть, И акриды добавь по норме Но запомни одно: придержи свою прыть - Сохрани симметричную форму.

Агриппинилла страшно оскорбилась женитьбой Бабы на альбиноске, справедливо приняв все насмешки на свой счет, но я твердо сказал, немало ее тем удивив: -- До тех пор, пока я жив, Баба будет жить -- запомни это.

В теоретической механике он был не силен и потому из всех предложенных объяснений запомнил лишь одно, самое безумное, связанное с анизотропией пространства.

Он составил программу времяпрепровождения до поездки, на целую неделю, запомнив вдоль и поперек анонсы во всех газетах.

Вся жизнь твоя, минувшая как сон: два голоса, звучавших в унисон, деревьев развевающихся шум, прекрасными страданьями твой ум наполненный, как зернами гранат, впоследствии прекрасный аргонавт, впоследствии ты царствуешь в умах, запомни , что ты царствуешь впотьмах, однако же все время на виду, запомни , что жена твоя в аду.

Со вниманием слушали вещего старца аргонавты, стараясь запомнить все, что сказал он им.

Он запомнил нервный постук ее каблуков, когда вчера они вместе проходили через залу Аретузы, чтобы полакомиться икрой.

ЗАПОМНИТЬ, -ню, -нишь; сов. 1. кого-что. Сохранить в памяти. 3. стихи. 3. своего попутчика. 2. что кому. То же, что припомнить (в 1 знач.). 3. обиду. Берегись, он тебе это запомнит. * Старожилы не запомнят (разг.) - о чем-н. редком, необычном, чего никогда не бывало. Таких морозов старожилы не запомнят. II несов. запоминать, -аю, -аешь. Запоминающее устройство (устройство, осуществляющее запись, хранение и выдачу информации; спец.). II сущ. запоминание, -я, ср. .

ЗАПОМНИТЬ - книги

…писи. Миллионы людей в мире жалуются, что не могут запомнить людей, с которыми знакомятся. Забыли имя своего знакомого? Не страшно! Книга «Суперпамять: лучшие способы запомнить » поможет вам больше ник…

…ном обучении так же важно, как запомнить цифры и научиться простым арифметическим действиям. Известные методисты, учителя-практики О.В.Узорова и Е.А.Нефедова разработали пособие с упражнениями и задан…

С помощью этой книги вы сможете легче и надёжнее запомнить любое число, используя уже известное вам число. Если какого-то числа нет в книге, разбейте запоминаемое число на отдельные числа.

«Мне запомнился один разговор. Ничего в нем особенного – я таких разговоров наслушалась сотни. Но тогда мне вдруг пришло в голову, что постороннему человеку ни за что не догадаться бы, в чем дело…»

ЗАПОМНИТЬ - слова близкие по значению

  • ЗАПОМНИТЬСЯ , -нюсь, -нишься; сов. Сохраниться в памяти. Это лицо мне хорошо запомнилось. II несов. запоминаться, -аюсь, -аешься.
  • НАВСЕГДА , нареч. На все время, на всю жизнь. Расстались н. Н. запомнить.
  • ДОСТОПАМЯТНЫЙ , -ая, -ое; -тен, -тна (книжн.). Замечательный, достойный памяти; хорошо запомнившийся. Д. случай. II сущ достопамятность, -и,...
  • ПРИСНОПАМЯТНЫЙ , -ая, -ое; -тен, -тка (устар. и ирон.). Незабываемый, чем-н. надолго запомнившийся. Приснопамятные времена. ...
  • ЦАРАПИНА , -ы, ж. 1. Полоска, нацарапанная чем-н. острым. Ц. на стекле. Ц. в душе, на сердце (перен.: надолго запомнившаяся обида). ...
  • ЗАУЧИТЬ , -учу, -учишь; -ученный; сов. 1. что. Твердо выучить, запомнить. 3. правило. 3. наизусть. Заученный жест (много раз...
  • УСВОИТЬ , -ою, -оишь; -оенный; сое., что. 1. Сделать свойственным, привычным для себя. У. новый обычай. У. себе привычку. 2....
  • ЗАМЕТИТЬ , -ечу, -етишь; -еченный; сов. 1. кого-что и с союзом "что". Увидеть, обнаружить. 3. парус на горизонте. 3., что...
Сергей Степанов
Источник: Элитный персонал

Известный американский психолог Уильям Джеймс отмечал, что одной из наиболее ценных способностей нашего ума является способность забы-вать ненужное. Известно, что среди литературных геро-ев невероятными

Известный американский психолог Уильям Джеймс отмечал, что одной из наиболее ценных способностей нашего ума является способность забы-вать ненужное.

Известно, что среди литературных геро-ев невероятными возможностями памяти отличался Шерлок Холмс. Но это каса-лось лишь мельчайших подробностей его ремесла. При этом Холмс демонстриро-вал поразительное невежество, напри-мер, в вопросах естествознания. Как од-нажды выяснилось, ему был неизвестен тот факт, что Земля - круглая. Поражен-ный Ватсон воскликнул: «Но теперь, когда я рассказал вам об этом, вы, надеюсь, за-помните этот факт?» «Напротив, - отве-тил Холмс. - Я постараюсь его как можно скорее забыть, чтобы не засорять голову ненужными сведениями. Ведь это не име-ет никакого отношения к области моих ин-тересов».

Вероятно, не надо сетовать на то, что мы не можем с легкостью припомнить имена всех людей, с которыми в жизни встречались, и содержание всех книг, которые прочитали. Методом целенаправленной тренировки памяти можно было бы эту способность у себя развить. Но ради чего?

Пытаясь уподобиться обладателям ис-ключительных способностей, не рискуем ли мы впасть в крайность - разучиться от-личать ценное от бесполезного? Ведь то, что мы находим действительно важным, мы помним достаточно хорошо.

Замечено, что человек запоминает от силы треть услышанного, примерно поло-вину увиденного и все сто процентов того, что он делает. Например, изучая работу компьютера, можно несколько раз прочи-тать инструкцию, но затрудниться ее вос-произвести. Но хотя бы один раз выпол-нив последовательность процедур «свои-ми руками», забыть ее уже практически невозможно. Поэтому, когда требуется сохранить в памяти какую-то информа-цию, желательно включить ее в структуру своей деятельности, использовать какие-то способы оперирования ею.

Думаю, не стоит верить ловким манипуляторам, ко-торые обещают с помощью «психологи-ческих» методов за две недели «зака-чать» в вашу голову Большой англо-русский словарь. Чтобы по-настоящему заго-ворить по-английски, надо именно гово-рить. Требуются годы упражнений, чтобы разрозненные слова отложились в памяти в виде легко воспроизводимой языковой системы. А если у кого-то это получается совсем уж плохо, то, скорее всего, не по- тому, что память плохая. Просто ее систе-ма «фильтров», «сортировки» в силу не-ких индивидуальных причин не настрои-лась на сохранение именно этой инфор-мации. И это уже не проблема памяти, а проблема личности.

Сергей СТЕПАНОВ, психолог

Тест "Хорошая ли у вас память?" Чтобы получить ответ на этот вопрос, восполь-зуйтесь следующим тестом. Вы должны в течение 1 минуты прочесть 25 слов, потом закрыть текст и в течение 5 минут записать в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить.

Сено, тротуар, ключ, столетие, самолет, фильм, поезд, аромат, картина, Карпаты, месяц, Гима-лаи, певец, неподвижность, радио, календарь, трава, мужчина, перевал, женщина, автомобиль, абстракция, сердце, вертолет, букет.

После выполнения задания подсчитайте число написанных слов (проверьте, нет ли ошибок) и оцените каждое слово в один балл. Теперь по сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести.

6 баллов и меньше. Ваша память (в первую оче-редь зрительная) не в лучшем состоянии. Но это вовсе не безнадежно - займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти. Помогает счет в уме, запоминание текстов. Употребляйте витамины. При случае посоветуйтесь с психоло-гом насчет индивидуальных методов трениров-ки памяти.

7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиваться, а это все-гда мешает запоминанию.

13-17 баллов. Результаты ваши вполне прилич-ны, и вы можете рассчитывать, что в большин-стве случаев память вас не подведет.

18-21 балл. Отличный результат, который дока-зывает, что у вас незаурядная память. Вы може-те заставить себя сосредоточиться, следова-тельно, обладаете достаточной волей. За свою память не беспокойтесь.

Свыше 22 баллов. У вас прекрасная (если не ска-зать-феноменальная) память!

Что значит: "запомнить иностранное слово"?

Что значит: "запомнить иностранное слово"?

Запомнить иностранное слово - это, значит, знать его значение (т.е. иметь образ), произношение и графическое изображение.

Как правило, сложности возникают в запоминании связи произношения слова с его значением. Этот этап является самым сложным, т.к. не опирается на логическую память.

Здесь нечего сравнивать! Ведь логически мы можем сравнить написание слова и его звучание (2 этап), логически можем запомнить правописание слов (сравнив слова между собой), логически мы можем сравнить произношение русского слова и произношение иностранного слова, можем, в конце концов, сгруппировать слова по различным признакам.

Но!! ! Образ слова с его звучанием мы сравнить не можем. Это относится к разным системам! Значит, нужен другой способ мышления, логика здесь бессильна. Какой? Образное, ассоциативное мышление.

Вопрос о том, почему дети хорошо запоминают как родной, так и иностранные языки до сих пор не решен единогласно. Единственное, что объединяет психологов, - это признание нелогического мышления детей. Только в 3-х летнем возрасте мы можем сказать, что "солнышко прячется за тучку, потому что сильно устало". В школе за подобное утверждение нам, пожалуй, поставят два балла.

В институте, мы, используя набор подобных фраз применительно к социальной и политической жизни нашего общества, сойдем за отсталого, а на предприятии или в учреждении - за неблагонадежного. Мы начинаем мыслить штампами, избитыми фразами и стереотипами. Из нас целенаправленно изгоняют "злой дух" нелогического мышления. И вот после всего этого мы пробуем изучать иностранный язык, и поражаемся, почему наша "захламленная "работает хуже, чем в детстве.

Представьте себе 2-х летнего ребенка, которому "надо запомнить" впервые услышанное слово родного языка, например, "карандаш" и аналогичное слово из иностранного языка, допустим "абдрапапупа" (в действительности это слово придумано компьтером).

Для ребенка совершенно все равно, какое из них запомнить. Он готов запечатлеть в своей памяти даже сразу оба слова, так как запоминание происходит в результате образования условной связи между этими новыми словами и старыми, которые ребенок уже усвоил: карандаш-бумага, карандаш-стол и т.д., абдрапапупа - бумага, абдрапапупа - стол и т.п.

Эти две связи не конкурируют, так как имеют одинаковый возраст, а,следовательно, и силу: они не стирают друг друга. При этом отсутствует рациональное объяснение этих связей. Ребенок не стремится образовать логическую цепочку между старым и новым, он просто ставит их рядом.

Теперь вернемся из детства и попробуем запомнить список иностранных слов. Это мы делаем обычно двумя способами:

1) При первом способе мы начинаем сознательно или несознательно объяснять себе, что "абдрапапупа - это то, чем рисуют на бумаге", пытаясь таким способом образовать рациональную связь "абдрапапупа - бумага". Но чем заканчиваюся такие попытки в большинстве случаев?

Если мы не обладаем уникальной природной памятью, то происходит самое обычное забывание. При этом мы работаем с КПД - паровоза - 20%. Дело в том, что новая связь "абдрапапупа - бумага", которую мы пытаемся образовать, легко вытесняется старой, а значит, и более сильной связью в родном языке "карандаш - бумага". Вот какую услугу нам оказывает наше "взрослое, серьезное" логическое мышление.

2) Если же мы пытаемся механически заучить (зубрежка) перевод, т.е. насильно заставляя свою память образовать связь "абдрапапупа - карандаш" (учим по списку как в школе), то из-за ограниченного объема нашей кратковременной памяти, которая может хранить от 5 до 9 единиц информации (по другим данным от 2 до 26 ЕИ) нас вновь ожидает провал.

Что же происходит при этом? А происходит быстрое насыщение КП, что ведет к прекращению процесса запоминания, утомлению и отвращению к иностранному языку. Кроме этого, вытесняющее действие по-прежнему оказывают старые связи.

Таким образом, классические способы запоминания скорее приведут к появлению негативного отношения к языкам, чем к овладению ими.

Теперь после детального описания двух тупиковых ситуаций наша задача беспредельно упрощается. Нам остается только найти в запутанном лабиринте всевозможных способов запоминания метод, который бы отличался отсутствием привычной логики.

Для начала вспомним, как мы запоминаем иностранное слово?

Произносим вслух и пишем много раз, при этом устанавливается прочная связь между обозначением слова на письме и его звучанием, а перевод как-то сам запоминается.

Другие просто зубрят, произнося много раз иностранное слово и его русский перевод до тех пор, пока голова не заболит. Третьи пишут длинные списки и заучивают все списками. При таком запоминании мы помним зрительно, где написано иностранное слово, и даже как написано, но вспомнить перевод не можем...

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама