Заказать написание уникльной работы
">Московский государственный университет
">культуры и искусств
">Театрально-режиссёрский факультет
">Кафедра режиссуры театрализованных представлений
">Реферат по предмету «Режиссура»
">Тема: Древний Рим Триумфы
"> Выполнил студент
"> Коноплёв М. Ю.
"> 3 курса з/о ТРФ
"> группа 10304
"> РТП и П
">Москва, 2011
">Древний Рим
">Триумфы
">Триумфальные факты были опубликованы около 12 г. до н. э. Они содержали список триумфов от основания Рима до правления Августа. Как исторический феномен, это такое явление, которое покрывает практически всю Римскую историю это 12-го веков.
">Согласно легенде первым триумфатором стал Ромулл легендарный первый царь основатель Рима (753 716 гг. до н.э.). Последний Триумф прошёл в 403 году до н.э., когда империя трещала по швам, это было начало конца, времена Императора Ганори и полководца Стили Хона. Ромул брат Рема первый отпраздновал триумф над городом Цинир, в который не въехал на колеснице, а шёл рядом. Два брата были рождённые от жрицы весталки Реи Сильвии и Бога Марса вскормлены волчицей, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. После того как Амулий заточил их в корзину и бросил в Тибр (река на Апеннинском полуострове, третья по протяжённости среди рек Италии), а корзину прибило к берегу. Впоследствии все эти животные стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем выросли, они вернулись в Альба-Лонгу где и узнали тайну своего происхождения. Они убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора.
"> Триумф зародился в царском Риме плавно перешёл в эпоху республики её расцвета до имперской эпохи и пережил сам Рим как Империю. Триумфы праздновали Византийские Императоры. Если обратить внимание на наши парады, это как отголоски триумфов. Как, например 1944 году вели пленных как триумф гражданской войны.
">Так же существовали « ">Эллинистические ">» Триумфы это "> Царские свои триумфы. "> Триумфы вообще описывали Греческие писатели, они лучше владели пером.
">Аспекты триумфа выделяется в первую очередь как религиозное действо, благодарность Богу войны за победу и вообще как языческим богам. Есть версия, что Римляне заимствовали это шествие как ">Триумф у Этрусков ">, древние племена, населявшие в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Этруски были очень развитой страной, культура, живопись, грамота и т.д.
">Римляне на протяжении всех веков были очень воинственным народом. Воевали практически постоянно. Почему Император Август хвастался, тем, что до него храм "> Януса "> только два раза был закрыт в течение веков, ">это означало - войны нет ">, а в его время трижды. Война это нарушение баланса, серьёзное потрясение для народа. Когда Римляне-воины возвращались домой в крови, их надо было отмыть очистить от пролитой крови, чтоб Боги их простили. Этот обряд делался для того, чтобы Боги не гневались, иначе община могла пострадать. Что бы восстановить этот баланс, отношение людей с Богами и была придумана процедура торжество Триумфа. Нужно было принести очищительные жертвы Богам, и вот само жертвоприношение происходило в конце шествия. В частности прохождение под Триумфальной аркой. На сегодняшний день существует около 280-ти арок, на всем пространстве бывшей Римской Империей. Настоящий триумф мог проходить только в Риме, потому, что в кульминации Триумфа было жертвоприношение, в храме Юпитера-Капитолийского, а он только в Риме, а победные торжества могли проходить и в провинции. Хотя Антоний с Клеопатрой это сделали, но в Риме этого Триумфа не признали, хотя это было богатое, пышное действо как бы ">квази-триумф ">.
">Сам факт прохождение под аркой или то, что символизировало её как бы три копья стоящие в поле, это символизировало ритуальное очищение от пролитой крови. Есть поверие, что померий это священная черта на территории города, где войнам нельзя было появляться.
">В то время строительство городов сопровождалось различными обрядами. С начало вырыли яму, куда сложили полезные для человека плоды и хлебные злаки. Затем каждый бросил в яму горсть земли, принесённую из тех мест, откуда он родом. Это символизировало единство будущих граждан города. Затем Ромул запряг в плуг быка и корову и пропахал глубокую борозду, где и должна была вырасти городская стена. В тех местах, где он приподнимал плуг, в борозде образовались разрывы и как бы намечались будущие ворота. После совершения обряда стена считалась священной. Одним из первых в городе было построено неприкосновенное убежище для беглецов, посвящённое ">Богу Ализу ">. В этом убежище находили приют и защиту беглые рабы, должники. Рим принимал изгнанников и пришельцев. Их прошлым никто не интересовался.
">Триумфатор "> это личность, человек который одерживает победы ради государства. Этот День (Триумф), даровался этому человеку почувствовать себя подобному Юпитера. Юпитер как мы знаем в древней мифологии ">бог "> неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини ">Юноны ">. Соответствует греческому ">Зевсу ">. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния ">иды ">.
">Храм "> Юпитера Капиталийского стоял на ">Капитолии ">, где Юпитер вместе с Юноной и ">Минервой "> входил в тройку главнейших римских божеств.
">Было очень почётным дарование одному человеку этот титул Триумфатора « ">Примус-интерпарус ">»-первому среди равных, выдающемуся полководцу победивший в сражении. подписанным сенатом и как бы народом, римляне как бы выработали эту практику примирение личных интересов с общественными.
">И после этого сложить свою власть и никогда после этого о ней не заикаться. Возможно, Триумфатор облачался в костюм Юпитера подражая ему, пурпурный плащ со звёздочками, золотой венок, в общем это покрыто мраком неизвестности.
">Только Триумфатору Помпею даровалось привилегия появляться в костюме на людях. Но требовалось особого постановления.
">Как известно, ">Помпей Римский полководец ">, политический и государственный деятель. Практически в конце своих побед и жизни в гражданской войне победил Цезаря, но потом сам был разбит Цезарем при Фарсаде и убит в Египте, где искал убежище:
">1-й Триумф Помпей отпраздновал в 81-году над африканским царём Ярбы;
">2-й Триумф над испанскими племенами в 71-м году;
">3-й в 61-м году над Пиратами и Метридаторами и отпраздновал самый роскошный Триумф в истории Римской Империи.
">Право на триумф изначально имели цари, и одеяние у них было как бы Юпитера, ">красный плащ цвет крови красный цвет это цвет Юпитера ">. Одежда царя это одежда юпитера. ">Пурпурная туника "> (Туника-полмата так называемая) украшенная золотыми пальмовыми листьями по краям. Так же ">Тога пикта "> украшенная золотыми звёздами с верху и к ">этому лавровый венок на голову ">. Но Римляне постоянно видоизменяли эту практику, нельзя сказать, что это был всегда.
">Когда Триумфатор ехал на колеснице, так же он мог и сидеть в кресле обитом слоновыми костями на колёсиках и ещё помимо лаврового венка у него на голове, араб его слуга, над его головой держал золотой венок. И только заслуженные Триумфаторы как Помпей и Цезарь имели право носить на голове золотой венок в других торжественных ситуациях, а то и постоянно. Цезарь, который стал пожизненным Диктатором, он мог себе позволить практически всё.
">Существовало много разных триумфов как больших так и малых которые называли «овациями». Существовали приписки, у Римских аристократов было право масок. При похоронах правило масок показывало предков, родственников и для триумфаторов это был соблазн, что показывало престиж семьи, актёры, облачённые в костюмах, масках триумфаторов, консулов, цезарей, они шли и это играло на престиж семьи.
">После царей право на триумф имели высшие ">магистратуры ">, ">полмагистратуры ">, ">консулы ">, ">проконсулы ">, "> преторы ">, ">пропреторы "> которые командовали армией и одержали победу. Считалось, что не менее 5000тыс. врагов должно было убито в крупном сражение. Затем сенат решал давать ему это право Триумфа или нет.
">Право на триумф, имел полководец, который располагал высшей военной властью, командовал сам, а не под чьим-то началом. Средства выделял для этого сенат. Привезённое с собой и награбленное в победе, триумфаторы по хорошему должны были сдавать всё в казну, правда полководец, кое-что давал и своим солдатам, хотя солдаты и сами могли награбить себе в походе. Ещё есть версия, что солдаты, были против, чтобы полководцу давали титул Триумфатора, если они его недолюбливали т.к. он не делился с ними.
">Пример: Консул Эмилий Павел Луций одержал победу в 168г. до н.э., с Македонией, шикарная была победа, разгромлена Македония. Эмилю Павлу был присуждён Триумф, а солдаты были против, потому что они своего полководца не долюбливали, потому что не хотел с ними делится. Консул думал, что по честному нужно сдать в ">РИРАРИУМ-КАЗНУ ">. Он ввёл как бы полный уставняк. Умер он в полной нищете, совершенно бедным человеком. Хотя захватил фантастическую добычу в войне с Макидонией.
">Эмилей Павел Луций, Римский военачальник 172 году до н.э. Был избран консулом и получил триумф за победу над племенем Лигогов, чтобы завершить 3-ю Македонскую войну. Римляне вторично избрали его консулом и вручили ему командование и 22 июня 168 года до н.э. Эмилий одержал блестящую победу над Македонией, Царём Персеем, что решило исход войны. Эмилий вернулся в Рим и отпраздновал свой 2-й Триумф, один из пышных триумфов во 2-м веке до н.э.. Он праздновался три дня. Два дня несли только трофеи и то не все сокровища, произведение искусств, сотни повозок, кувшины с серебром и золотом. После этой победы Римские граждане 200 лет не платили налоги.
">И когда полководец возвращался с победой, то для него как бы готовилось испытание на Марсовом поле, где решалась как бы судьба, судьба героя который победил со своим войском давать ему Триумф или нет. И тут же он мог стать сразу же после решения сената равный среди равных если не получит триумф. Сенат собирался там же на Марсовом поле на возвышенности в храме "> Беллоны "> это ">храм Богине войны ">. И обсуждался вопрос давать ему триумф или нет. Соискатель делал доклад и в лучшем виде предоставлял им свои достижения. Конечно, здесь они могли и преврать. Войско, тоже вместе со своим командиром ожидало. Они не имели права, войти в город вооружёнными не очистившись после пролитой крови. Конечно, были и такие случаи, что врагов брали врасплох, они тут же сдавались и соответственно нет битвы нет поражений и здесь не могла идти речь о триумфе. Воины как бы должны были помогать своему военачальнику, если он был им по душе. Голосовали за него, как бы проводилась агитация в народном собрании для того что бы ему был предоставлен триумф. Если принималось положение присудить ему этот триумф, назначался день, день вступление в город. Победитель ожидал это шествие в специальном помещение, публично-городское здание, где и сидели секретари. Хотя был случай, когда Ситеке и его коллеги дали триумф над сдавшимися врагами, им скорее всего помогли хорошие знакомые влиятельные люди.
">День триумфа.
">Триумфатор должен был получить награду и удовольствие, по сути примерять на себя роль Юпитера когда ему красили лицо якобы, может это греки т.е. греческие писатели соврали, пиром они владели хорошо, но не всё знали о римлянах. Может на них влияли « ">Эллинистические триумфы» это были кажется в Греции.
">Далее надо было пройти через Марсово поле, через Триумфальную арку(ворота) и весь город, обязательно без оружия, очистившись в руках с пальмовыми ветвями в парадной одежде, распевая песни. Двигались по городу, где и стояли граждане в венках украшены цветами, гирляндами цветов, вдоль этих улиц за ранее занимали места, в окнах тоже. Маршрут был рассчитан так, чтобы пройти самые людные места. Обязательно пройти через Цирк Фламиния, построен по приказу ">Гая Флами́ния и был назван в его честь. Это "> древнеримский политик и полководец, консул, через ">Большой цирк "> (лат. " xml:lang="la-Latn" lang="la-Latn">Circus Maximus ">. циркус Максимус) самый обширный ;vertical-align:super"> "> ипподром в Древнем Риме. Располагался в долине между Авентином и Палатином. В соревнованиях на ипподроме могло одновременно принимать участие двенадцать колесниц. Миновать театры и выйти на форум и там самая торжественная часть, ">Виа-Сакра "> или как священная дорога. За храмам Сотурна подъём на Капитолий (священная гора), перед ней отделялись пленники, не всех пленников казнили, те которые самые знатные, отводили вправо, где была тюрьма(карцер) и придавали смерти. Одни из выдающихся пленников Югурта с которым долго боролись, потом знаменитый Верцен Гиторик. Дальше Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице поднимался на Капитолий в одной руке был жезл, в другой пальмовая ветвь, там и приносил жертву Юпитеру. Для этой цели в начале гнали быков с вызолоченными рогами. После этого он снимал с себя роскошную одежду как называли её ">Тунико Пальмата "> (">Туни́ка "> одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер, тога-пикта украшенную золотыми звёздами (">То́га "> верхняя одежда граждан мужского пола в Древнем Риме кусок белой шерстяной ткани эллипсовидной формы, драпировавшийся вокруг тела. Лицам, не имевшим статуса граждан, не позволялось носить тогу, ">позолоченную обувь, лавровый венок "> ">, жезл (скипетр) с орлом царский жезл из слоновой кости "> и потом после этого он становился простым из народа обычным гражданином устраивал при и не один, для своих, сенаторов, коллег, народа, соратников, воинов. В зависимости на сколько мог себе позволить Триумфатор, тысячи столов в городе для всего римского народа. Особенно это могли себе позволить Помпей и Цезарь огромные и роскошные Триумфы у Помпея 4-и и Цезаря 5-ть Триумфов. И как было известно, что полководец на поле сражения уже провозглашался Императором - носитель империи. Это уже была как бы заявка на триумф и если сенат подтверждал заявку значит он мог праздновать Триумф.
">Хотелось вспомнить про Триумфальные арки. Арка Тита одно-пролётная 71-й год, поле того как Тит захватил Иерусалим, шли евреи которые в последствии строили Колизей. Но эту арку уже окончательно построили спустя 10лет (нынешнюю). Из чего изначально была она сделана неизвестно. Может до этого они были деревянными как Триумфальная арка Ухтомского, нынешняя арка «Красные ворота» через которую короновали в 1742 г. Елизавету Петровну. Т.е. арки строили в честь Императоров, арки были разные, четырех, трёх, двух, одно-пролётные и обязательно вверху стояли ">статуи "> или ">квадриги ">.
">Римляне были суеверны и чтобы избежать сглаза, воинам позволяли насмехаться над полководцем, петь про него оскорбительные песни, слагать частушки и припоминали все неурядицы в походе.
">Порядок процессии. Колонна делилась на три части:
">а) "> в начале, обязательно шли музыканты трубачи, флейтисты, жертвенные животные до ста быков, а может и больше с вызолоченными рогами, звучали скорей всего торжественные марши, военные пени. Возможно это были различные шумы т. к. играли, топы пели песни шум был грандиозным все кричали ">ЭВУЭ-ТРИУМФЫ ">, скорей всего слово триумф от этого и произошёл «эй триумф». Сам император должен был заколоть хотя бы одного быка.
">б) "> (в Эллинистическое время было больше трофеев), потом несли трофеи захваченные в бою, комплекты вооружения, затем картины, бронза, произведение искусств, изображение городов в миниатюре. Это могли быль ленты с надписями, транспаранты, натяжки, макеты всё что могло дать понять о завоевание города, который захватили. Конечно, без вранья, тоже не обходилось дело, как это наверно произошло с Юлием Цезарем, что как бы он 1млн. покорил себе, 1млн. убил и 1млн. взял в плен.
">в) "> и после трофеев шли пленные, чем больше почётных пленных, тем лучше, несколько десятков начальников. Как, например, в Триумфе Эмиле Павла, шёл сам царь Македонии Персей, весь в чёрной одежде, рядом с ним шли трое детей два мальчика и одна девочка и что интересно зрители умилились, пролили слёзы умиления, проникли состраданием, дети даже и не понимали, что происходит. Кстати не обязательно, что всех пленных казнили, их отпускали, сажали, хотя для пленных которых провели в триумфе это было большим позором, особенно как для Персея, хотя Персею предлагали решить этот вопрос, убив себя но он так и не решился или как знаменитую Пальмерскую царицу ">Зенобия Септимия - "> вторая жена царя Пальмиры Одената II, потом дожила свои дни на вилле которую подарил ей император.
">г) "> После пленных шествовал сам Триумфатор, стоя на колеснице запряжённую четвёркой белых коней с красным лицом т.е. полное уподобление Юпитеру.
">Как писали, что Помпей яко бы хотел проехать под аркой на слонах.
">Если взять восстание Спартака, Крас разбил его и он рассчитывал на триумф. Но триумф не давали с недостойным противником хотя воины Спартака были достойными но со стороны политики это были обычные рабы-гладиаторы и Красу (">Марк Лициний Красс "> древнеримский полководец и политический деятель, триумвир, один из богатейших людей своего времени) предложили «Овации» . Триумфатор шёл пешком либо на коне, только Красу разрешили сесть и на ">коня "> и вместо ">миртвого "> венка (">Мирт "> род южных вечнозелёных древесных растений с белыми пушистыми цветками, содержащими эфирное масло, также миртом раньше называли венок из цветов и листьев такого дерева или его ветвь символ тишины, мира и наслаждения) одеть лавровый. В Овациях в жертву приносили не быка, а всего лишь одну овцу и это было скромное шествие. За все время было только всего лишь 23 овации, а триумфов было на порядок больше.
">Было три вида Триумфов:
">Большой Триумф;
">Триумф на Альбанской горе "> самая высокая точка её, вершина Монте Каво, на ней был сооружён храм Юпитеру. В этой святыне латиняне отмечали свои торжества, а римские консулы и иногда праздновались триумфы;
">Овации - "> представляла собой уменьшенную форму триумфа в Древнем Риме. Овации присуждались при победе над врагом, но не в случае войны, объявленной на уровне государства, а в случае менее значительных врагов (рабы, пираты), или когда конфликт был разрешен с небольшой кровью или небольшой опасностью для армии.
">Генерал, празднующий овацию, не въезжал в город на колесницах, запряженных двумя белыми лошадями, как в случае триумфа, а обычно шел в тоге магистрата с пурпурными полосами. При триумфе генералы надевали полностью пурпурную тогу, украшенную золотой вышивкой.
">Награжденный генерал также надевал венок из мирта (посвященный Венере), тогда как при триумфе надевали лавровый венок. Римские сенаторы не шли впереди генерала, солдаты также не участвовали в процессии.
">И ещё был очень редкий это морской триумф это разновидность большого Триумфа. Но проходил он на суше. Римляне не очень активно воевали на море. Заключалось в том, что после процессии, после пира Триумфатора, сопровождали флейтист и факельщик эту почесть предоставили полководцу Гайду Уилли.
">После 19-го года до н.э. республиканский триумф приказал долго жить т.к. уже всё принадлежало монарху т.е. императору который стал монархом и после этого триумфаторов было всё меньше и меньше. В основном это были триумфы одного человека и Монарх по особым случаям пооширял своих полководцев, даровал им «Урономенто-Триумфале» т.е. Триумфальные украшения. По особым случаям могли появляться в пурпурной туге с венком.
">Понятие «Триумф» как бы состоит из трех частей: Народ;
"> Император и Триумфатор.
Заказать написание уникльной работы
Картинка 20 из презентации «Рабство в Древнем Риме» к урокам истории на тему «Римская республика»
Размеры: 634 х 340 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока истории, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Рабство в Древнем Риме.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2046 КБ.
Скачать презентациюРимская республика
«Древний Рим МХК» - На купол и стены приходится ровно по половине высоты всего здания, которая равна диаметру основания. Интерьер Пантеона. Пантеон. Материалы к уроку МХК в 10 классе. Древний Рим. Амфитеатр Флавиев (Колизей – Colosseum) Реконструкция. Около 125г. Раскопанный в начале XVIII века мраморный постамент Колонны Траяна оказался ниже уровня застройки на три метра.
«Древнейший Рим урок» - Что такое «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»? 6.Император, давший имя кодексу законов. Новых законов. Чиновники. Общность культуры. Всех законов Др.Рима. Какое государственное устройство можно назвать демократическим? 2.Общественные здания для мытья. ? Впервые… Развитие хозяйства. Императора. Выберите правильный ответ.
«Римская республика» - Плебеи. Основные вехи истории Рима. 3. Право вето. Третья:149-146 гг. до н.э. Обострение противоречий в Риме. Основание Рима-. Рабы. 1. Покорение центральной Италии- 4 век до н.э. Покорение греческих колоний на юге Италии- 3 в. до н.э. 4.
«Культура Рима» - Колизей- величественный амфитеатр, где проходили гладиаторские бои. Триумфальные арки- архитектурные сооружения, воздвигавшиеся в честь военных побед. Подобрать музыкальное сопровождение. Рассказать о культурном памятнике или о выдающемся деятеле эпохи. Термы- бани, которые играли значительную роль в жизни римлян.
«Рабство в Риме» - Продавали работорговцы. Пленники. В центре Рима. Дети рабынь. О ком идёт речь: Изучение новой темы. Сколько было войн Рима с Карфагеном? О чем говорят даты. Продавали пираты. А.Царь горной страны Эпир считавшийся лучшим полководцем своего времени. Рабы за долги. 1.С какими целями вёл войны Рим во II в.до н.э.?
«Римское право» - Продавец и покупатель приглашали пять свидетелей и весодержателя. Манципация производилась следующим образом. По одному известному выражению, римляне «трижды покоряли мир». Уголовно- правовые постановления Законов XII таблиц отличаются крайней суровостью. Развитие. Значение. Отсюда «манус». Что дало Римское право миру:
Всего в теме 17 презентаций
Арка Константина – это самая большая из сохранившихся римских триумфальных арок. Она дошла до нас практически в первоначальном состоянии за исключением металлических частей, в частности, четырёхметровой квадриги на вершине. История арки, а также деяния императора Константина в Риме и за его пределами продолжают вызывать споры по сей день.
Кроме арок, вдоль или вблизи пути триумфального шествия в честь победы строили храмы, святилища, гражданские здания.
Для того чтобы понять, с какой целью римляне строили триумфальные арки, нужно понять, что представляла собой триумфальная процессия.
Северный фасад арки
Триумфальные процессии в Риме
Триумф был ритуальной церемониальной процессией, которой сенат награждал римских военачальников. Это была традиция, которая сформировалась в IV веке до н.э. для демонстрации силы и прославления императора.
Первоначально триумф представлял собой процессию, несущую сломанное оружие побеждённого противника. Согласно римскому историку Луцию Аннею Флору (ок. 70 – 140 г.), до победы Мания Курия Дентата над царём Эпира Пирром в 275 году до н.э. триумфальные шествия были не столь зрелищными: «до того времени, единственной добычей, которую можно было увидеть, был скот волциниан, стада сабинян, повозки галлов и сломанное оружие самнитов» (Флор, 1.13.26). После победы над Пирром в триумфальных процессиях можно было увидеть «молосцев, салоникийцев, македонян, бруттиев, апулийцев и луканов… статуи из золота и очаровательные тарентийские расписные панели» (Флор, 1.13.27). Чем больше Рим завоёвывал земель, тем больше денег, металлов, драгоценностей, оружия, статуй, картин, редких деревьев, животных и пленников его генералы («триумфаторы») привозили в город.
Согласно историку Титу Ливию, для римлянина не существовало награды почётнее триумфа. Для того чтобы военачальника наградили триумфом, он должен был соответствовать всем критериям :
— занимать определённую должность (диктатора, консула, проконсула, претора или пропретора);
— разбить иностранного противника равного статуса, убив не менее 5000 человек (восставшие рабы, например, не считались «равным противником»);
— быть провозглашённым своими солдатами императором;
— вернуть армию домой (т.е. завершить войну до конца);
— получить от сената одобрение на проведение триумфального шествия.
Из-за высоких требований, триумф был очень редкой и престижной наградой . До Пунических войн (264 – 146 гг. до н.э.) в год редко проходило больше одного триумфа. Во время расширения империи триумфы проводились чаще, например, с 200 по 170 г. до н.э. прошло 35 триумфальных шествий.
Приблизительный путь триумфальной процессии в Риме
Триумфатору позволялось распределять захваченную добычу между государством, армией, генералами и собой по своему усмотрению. Из своей доли каждый полководец в первую очередь часть захваченного жертвовал Юпитеру Оптиму Максиму, поскольку, отправляющийся на войну, обычно обещал ему это в обмен на поддержку. Далее из своей же части добычи триумфатор мог организовать специальные игры.
Ритуальная природа триумфальной процессии предполагала, что порядок шествия в ней был строго определён (по крайней мере, в Республиканский период). Во главе каждой процессии ехали сенаторы и другие высокопоставленные римляне, далее шли музыканты, потом везли добычу, вели животных, предназначенных для принесения в жертву на алтаре Юпитера Оптима Максима. Пленников вели перед армией, которую возглавлял триумфатор . Если в войне был захвачен кто-либо из семьи правителя покорённого народа, то его вели прямо перед триумфатором, ехавшим на квадриге. Позади него стоял раб, который должен был держать над его головой лавровый венок и в течение всего шествия шептать «respice post te! Hominem te memento!» («смотри назад! Помни, что ты человек!»).
Триумфальные процессии никогда не шли по одному и тому же пути , поскольку, во-первых, город постоянно перестраивался, а во-вторых, каждый военачальник посещал алтари и храмы, связанные с историей своей семьи.
Южный фасад арки
История арки и вопросы
После того, как Константин завершил гражданскую войну и со своей армией отправился в Рим, римский Сенат распорядился начать строить в честь него триумфальную арку. Как на ней и написано, она была посвящена одновременно десятилетию императорского правления Константина и его победе над правившим тогда императором Максенцием в битве у Мульвийского моста , которая произошла 28 312 года. Официальное открытие этой триумфальной арки состоялось 25 315 года. В этом же году в Риме состоялись Деценналии – спортивные игры, которые проводили в честь богов один раз в десять лет правления императора.
Арка насчитывает 25,7 метра в ширину, 21 метр в высоту и 7,4 метра в глубину. Она была построена из использованного проконессийского мрамора (современный турецкий остров Мармара).
Поскольку арка состоит из деталей разных периодов , история её строительства вызывает множество споров. Многие учёные считают, что это была триумфальная арка Адриана, которую частично перестроили при Константине.
Другие придерживаются мнения, что арку построили, или, по крайней мере, начали строить, при Максенции (306 – 312). Этот император отличался тем, что, в отличие от своих предшественников, сконцентрировал внимание не на охране границ, а на восстановлении города, за что даже заслужил эпитет «conservator urbis suae» («хранитель своего города»). Константина же, помимо всего прочего, воспринимали как человека, который сверг одного из самых больших благодетелей Рима, из-за чего ему пришлось издать указ о «проклятии памяти» («damnatio memoriae») Максенция, и стереть его имя со всех памятников. Поэтому существует вероятность того, что изначально это была триумфальная арка не Константина, а побеждённого им Максенция.
В Средние века арка Константина была превращена в укрепление для одной из богатых римских семей (такая же участь постигла, например, и ). Первые реставрационные работы прошли здесь в XVIII веке, а последние археологические раскопки – в конце 1990-х. Во время летней Олимпиады 1960 года арка Константина служила финишной чертой в соревнованиях по бегу.
Вид на арку Константина со второго уровня Колизея
Выбор места для арки Константина
Триумфальные арки в Риме стояли обычно вдоль пути триумфальной процессии. Перед архитекторами Константина стояла непростая задача : им нужно было поставить арку в том месте, где дорога (названная в наше время «Триумфальная дорога») заходила на площадь Флавия, и при этом из-за асимметрии им нужно было выбирать между ориентацией арки по дороге или по площади. Сложности добавляло то, что на пересечении уже стоял фонтан Мета Суданс, который не имел отношения к военным победам и своим видом мог разрушить символическое наполнение будущей арки. Архитекторы нашли необычайно изящное решение всех этих топографических проблем. Они выбрали место не на самой дороге, а несколько к северу, из-за чего арка оказывалась на площади. Благодаря этому они избавились от необходимости размещать центральный пролёт арки над дорогой и сдвинули его на два метра к востоку. Это не было сильно заметно современникам, но из-за такого сдвига архитекторы смогли добиться того, что высокий конус фонтана Мета Суданс практически полностью скрывался за второй опорой арки. Кроме того, благодаря этому сдвигу через центральный пролёт стала видна гигантская бронзовая статуя бога Солнца («Колосс», по которому и получил второе название театр Флавия), которая находилась от неё в 108 метрах. Создание ассоциации между богом Солнца («Непобедимым солнцем» или Sol Invictus) и императором было необходимо в период гражданских войн и усиления восточных провинций.
Арка Константина и круглое основание фонтана Мета Суданс
Описание арки
Северный фасад (со стороны Колизея)
Северный фасад арки посвящён мирной деятельности императора Константина.
На широкой верхней части арки над каждой колонной стоит по скульптуре дака , создание которых относится к периоду правления императора Траяна (98 – 117). Даки стоят на квадратных пьедесталах из серого каристийского мрамора с греческого острова Эвбея.
Над центральной частью расположена надпись , идентичная с обоих фасадов. Она гласит:
IMP · CAES · FL · CONSTANTINO · MAXIMO
P · F · AVGUSTO · S · P · Q · R
QVOD · INSTINCTV · DIVINITATIS · MENTIS
MAGNITVDINE · CVM · EXERCITV · SVO
· TAM · DE · TYRANNO · QVAM · DE · OMNI · EIVS
FACTIONE · VNO · TEMPORE · IVSTIS
REMPVBLICAM · VLTVS · EST · ARMIS
ARCVM · TRIVMPHIS · INSIGNEM · DICAVIT
«Императору Цезарю Флавию Константину, великому, добродетельному и благословенному Августу: за то, что он, вдохновлённый высшей силой и своим великим умом, своей армией и силой оружия освободил государство от тирана и от всех его последователей, Сенат и народ Рима посвятил ему эту триумфальную арку».
Надпись на южной стороне арки
Первоначально эта надпись была сделана бронзовыми буквами , но к настоящему времени сохранились лишь хорошо читаемые лакуны.
Наибольшее количество споров в этой надписи вызывает выражение «INSTINCTV · DIVINITATIS», т.е. «вдохновлённый высшей силой /божеством». Его принято считать символом начала смены религиозных предпочтений императора Константина. Раннехристианские писатели Лактанций и Евсевий Кесарийский ссылались на историю о том, что перед битвой у Мульвийского моста 28 октября 312 года христианский бог послал Константину знак в виде большого креста на небе (оригинального креста, который позже стал частью лабарума). С этого же года император начал поддерживать христиан, хотя вплоть до 324 года в официальных документах (в т.ч. на монетах) значился только бог Солнце. Размытой формулировкой «вдохновлённый высшей силой» автор надписи на арке, вероятно, хотел угодить и язычникам и христианам. Как и было принято, побеждённый противник не называется, а именуется просто «тираном», подчёркивая правомерность его убийства.
По сторонам от надписи
, над малыми арками, находится по паре рельефных панелей
из каррарского мрамора, которые были сняты с неизвестного строения, возведённого в честь победы Марка Аврелия над маркоманами и сарматами, благодаря чему он был награждён триумфом в 176 году. На панелях изображено (слева направо):
— император, возвращающийся в Рим после военной кампании;
— император, выезжающий из города, которого приветствует персонификация улицы Фламиния;
— император, раздающий деньги народу (здесь затёрта фигура Коммода, сына Марка Аврелия, которого наказали «проклятием памяти»);
— император, допрашивающий германского пленника.
Две панели слева и два дака
Две панели справа
Пары круг лых рельефов из белого каррарского мрамора диаметром около 2 метров, расположенные над каждой из двух боковых арок, датируют временем правления императора Адриана (117 – 138), поскольку они сделаны в стиле начала – середины второго века и в одной из сцен на заднем плане стоит близкий друг императора Адриана Антиной. Тем не менее, их идентификация представляет проблему, потому что некоторые из них не закончены.
На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений (слева направо):
— охотна на кабана;
— принесение жертвы Аполлону;
— охота на льва;
— принесение жертвы Геркулесу
Голова императора Адриана была переделана на всех медальонах: в сценах охоты на Константина, а в сценах жертвоприношений – на Лициния или Констанция I. Пространство вокруг круглых рельефов было отделано порфиром , однако эта отделка сохранилась лишь вокруг правой пары медальонов на этой стороне.
Медальоны слева, надпись VOTIS X и панель с обращением Константина к римлянам с ростры
Два медальона с порфирным обрамлением справа, надпись VOTIS XX и панель, на которой Константин раздаёт деньги римлянам
Выше круглых рельефов на этой стороне арки написано «VOTIS X » (слева) и «VOTIS XX » (справа). Эти надписи можно перевести как «священная клятва на 10 годовщину» и «священная клятва на 20 годовщину». Они относятся к 10 годовщине правления Константина, которое он праздновал в Риме летом 315 года (согласно другой версии, он уехал из Рима в начале 313 года и вернулся только в 326 году).
Ниже круглых рельефов как на длинных, так и на коротких сторонах, находятся длинные узкие «исторические» панели , созданные при Константине. Они иллюстрируют его военную компанию против императора Максенция, в которой он одержал победу и за которую ему и был дарован триумф. На западной короткой панели изображено отбытие войска из Милана («профекцио»). История продолжается на южном фасаде, где изображена осада Вероны («обсидио») слева и битва у Мульвийского моста («прелиум», справа), в которой армия Константина разгромила противника и загнала его в Тибр. На панели на восточном узком фасаде армия Константина входит в Рим («ингрессус»), но не в форме триумфальной процессии, поскольку Константин, вероятно, не хотел демонстрировать свой триумф. На северном фасаде, смотрящем в сторону города, изображены его действия после того, как он стал единоличным правителем: он обращается к римлянам на форуме с ростры, за которой видны арки Септимия Севера и Тиберия («орацио», слева), и раздаёт им деньги («либералитас», справа).
С каждой длинной сторон на арке Константина находится по четыре коринфских колонны с каннелюрами на высоких основаниях. Семь колонн высечены из нумидийского жёлтого мрамора, а восьмая – из белого мрамора, поскольку оригинальная колонна была перевезена в Латеранскую базилику (позже и там она была заменена на колонну из жёлто-фиолетового фригийского мрамора). Основания всех колонн украшены рельефами, сходными с рельефами арки Септимия Севера и разрушенной Новой арки Диоклетиана. На передней части изображена богиня победы Виктория, которая или делает надпись на щите или держит пальмовые ветви, а на боковых сторонах сделаны рельефы в виде пленных варваров либо пленных варваров и римских солдат. Вероятно, подобные украшения являлись стандартными для триумфальных арок своего времени. Основания колонн были сделаны во время правления императора Константина.
Основания (плинты) колонн на северной стороне арки
Крайний плинт справа на северной стороне
В пазухах сводов центральной арки с обеих сторон сделаны горельефы в виде Викторий, держащих трофеи. В пазухах сводов боковых арок находятся горельефы в виде речных богов. Все они, как и основания колонн, датируются эпохой Константина.
Виктории в пазухах сводов центральной арки на северной стороне
Речные боги над аркой слева
Речные боги над правой аркой
Южный фасад (со стороны форума)
Южный фасад арки посвящён военной деятельности императора Константина.
На верхних рельефах
— пленённый вражеский военачальник, которого привели к императору;
— пленник, которого привели к императору;
— император произносит речь перед армией;
— император собирается принести в жертву свинью, овцу и быка
Даки и две панели слева
Даки и панели справа
Ниже в круглых медальонах
над боковыми арками изображено (слева направо):
— отправление на охоту;
— принесение жертвы Сильвану;
— охота на медведя;
— принесение жертвы Диане
На этих медальонах голова Адриана была переделана на Лициния или Констанция I в сценах охоты и на Константина в сценах жертвоприношений.
Медальоны слева, надпись SIC X и панель с изображением осады Вероны
Два медальона справа, надпись SIC XX и рельефная панель с изображением битвы у Мульвийского моста
Выше медальонов на этой стороне арки написано «SIC X » (слева) и «SIC XX » (справа), т.е. «как на 10, так и на 20 годовщину». Как и на противоположной стороне, эти надписи сделаны в честь десятой годовщины правления Константина.
Плинт в центре
Крайний левый плинт на южной стороне (Виктория в центре, пленники справа)
Виктории в пазухах свода центральной арки с южной стороны
Речные боги над левой аркой с южной стороны
Речные боги в пазухах свода над правой аркой на южной стороне
Короткие стороны
На верхней части коротких сторон, а также внутри центральной арки, встроены высокие (3 м) панели с изображением сцен войны Траяна с даками. Изначально они составляли большой фриз из пентелийского мрамора, который находился или на форуме Траяна или на бараках императорской конной стражи, стоявших на холме Целий. Эти панели также относятся к 98 – 117 годам.
Верхняя панель на западной стороне
Верхняя панель на восточной стороне
Ниже на коротких сторонах арки находится по медальону с рельефами, изображающими восходящее солнце (восточная сторона) и луну (западная сторона). Оба в виде женщин на колесницах. Они, в отличие от медальонов на длинных сторонах, были сделаны при Константине. Их присутствие на арке является символом вечности столицы Рима и связывает его правление с бесконечным процветанием.
Медальон с луной и панель с изображением отбытия войска Константина из Милана
Персонификация солнца и панель с изображением того, как армия Константина входит в Рим (восточная сторона)
Внутренняя часть арки Константина
Внутри центральной арки находятся две панели с изображением войны Траяна (переделанного в Константина) с даками. На одной он изображён на коне сражающим врагов, а на другой – стоящим в ожидании коронования Викторией в присутствии персонифицированных Чести и Добродетели.
Над каждой из панелей центральной арки сделана надпись
, подчёркивающая, что Константин воевал не ради захвата чего-либо, а ради освобождения Рима от тирана:
«LIBERATORI VRBIS» («освободитель города»)
«FUNDATORI QVIETIS» («основатель мира»)
Панель внутри центральной арки с Траяном (Константином) на коне и надписью «освободитель города»
Внутри боковых арок в каждой из сторон вырезано по два бюста (всего 8), деградировавших до такой степени, что их нельзя идентифицировать.
Бюсты в боковой арке
Бюсты в боковой арке
Пояснение к описанию
Арка Константина является важным примером разрушения классического греческого скульптурного канона , который произошёл в Риме в IV веке. На арке очень хорошо виден контраст между панелями, сделанными при Траяне, Адриане и Марке Аврелии и панелями времени правления Константина. Например, на медальонах эпохи Адриана сцены охоты сделаны так, что создаётся ощущение свободного пространства, в котором люди могут идти, куда им захочется, тогда как на панелях эпохи Константина люди стоят очень плотно друг к другу, их жесты не скоординированы, а позы нелогичны. Кроме того, у этих фигур диспропорционально большие головы, короткие ноги, одинаковые причёски-шапки и угловатые накидки. Их ранг показан не с помощью композиции, а очень грубо – путём изменения размера всего тела.
Почему произошла деградация как стиля, так и исполнения?
Этот вопрос породил длительную дискуссию, которая не завершилась единым выводом. Возможные причины:
— разрушение процесса передачи мастерства из-за политического и экономического кризиса третье го века;
— усиление влияния восточных и других доклассических региональных стилей с окраин империи (маловероятно);
— усиление влияния простого «народного» или «италийского» стиля, существовавшего параллельно с высоким греческим стилем для нужд небогатых римлян;
— сознательное отторжение классического стиля.
Почему были использованы детали других памятников ?
— помещение рельефов с деяниями Константина рядом с рельефами императоров «золотого» второго века символически приравнивало его к ним;
— арка строилась всего три года, и, возможно, у мастеров не было времени, чтобы с нуля создать необходимое количество рельефов;
— скульпторы эпохи Константина считали, что они не способны превзойти своих предшественников;
— у римлянам IV века недоставало мастерства, чтобы сделать работу, достойную императора.
Вероятно, в той или иной степени все эти причины вместе привели к тому, что в арке Константина были использованы старые скульптурные панели.
Вид на северный фасад арки с Колизея
Достопримечательности поблизости: Колизей, форум, Палатинский холм, Золотой дом Нерона, Лудус Магнус
Полезная информация о триумфальной арке Константина в Риме
Где находится:
Между Колизеем и форумом
Как добраться:
Станция метро Колизей (Colosseo) на линии В (синей)
Остановка туристического автобуса Colosseo
Оригинал взят у mayak_parnasa в Фестиваль "Времена и эпохи. РИМ" - Триумф.
В прошедшие выходные в парке Коломенское
проходил фестиваль "Времена и эпохи"
посвященной реконструкции событий античности. Сегодня мы хотим вам рассказать о самом запоминающемся событии всей истории Древнего Рима - встрече Триумфатора. Все гости могли в прошедшее воскресенье поприсутствовать и принять участие в чествовании триумфатора и его легионов.
Далее мы постараемся рассказать об этом знаменательном событии.
Зрители собрались на трибунах, где началась подготовка к редкому и торжественному событию - триумфу.
Весталки.
Триумф (лат. triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца.
Первыми на песок арены вступили спасители Рима - гуси. В древние времена именно эти птицы своим криком сумели разбутить стражу и предовратить штурм Капитолия врагами.
Проход гусей по арене, под рукоплескания зрителей.
Одина из прекрасных птиц сумела вырваться из загона и при попытки загнать ее обратно эта гордая птица сумела взлететь и покинуть арену под одобрительный гул толпы.
Свободолюбивый гусь.
Следующими на арене появились флагоносцы и танцовщицы.
И вот зазвучали фанфары.
Фанфара (итал. fanfara, фр. fanfare) — натуральный медный духовой музыкальный инструмент, используется в основном для подачи сигналов, представляет собой удлинённую трубу с узкой мензурой, обычно без вентилей. Также фанфара — музыкальная фраза торжественного или воинственного характера, подаваемая с помощью этого инструмента.
Под звуки фанфар появились ликторы, несущие фасции олицетворяющие власть.
Ликтор с фасцией.
Ликтор (лат. lictor) — особый вид госслужащих; упоминаются в истории со времени правления в Риме этрусских царей (VII век до н. э.). Первоначально ликторы были исполнителями распоряжений магистратов cum imperio. Впоследствии осуществляли только парадные и охранные функции при них, заключавшиеся в сопровождении высших магистратов и наблюдении, чтобы тем оказывали надлежащие почести. Были вооружены фасциями.
Фа́сции (лат. fasces) (иначе фаски, фасцы, также ликторские пучки) — атрибут власти царей, в эпоху римской республики — высших магистратов. Перетянутые красным шнуром либо связанные ремнями пучки вязовых или берёзовых прутьев. Первоначально символизировали право магистрата добиваться исполнения своих решений силой. Вне пределов города в фасции втыкался топор (часто секира), символизировавшие право магистрата казнить и миловать подданных (внутри городов высшей инстанцией для смертных приговоров был народ). Право ношения фасций закреплялось за ликторами. Впоследствии, в геральдике, ликторские фасции стали символизировать государственное и национальное единство, также воспринимаются как символ защиты государственности. В такой трактовке они используются в наше время множеством государств и организаций.
Благоухание разового масла наполнило воздух, а лепестки роз покрыли песок арены.
Пришло время вступления под возгласы "Io triumphe" самого виновника торжества.
Триумфатор.
Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, который сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.
Империй (лат. imperium, от лат. глагола imperare — командовать) в Древнем Риме — публично-правовое понятие, характеризующее высшую исполнительную власть в римской общине. Империй применялся в военной сфере (militiae) и гражданской (domi). Тот, кому давался империй, мог действовать от имени государства во всех областях общественной жизни.
Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
Триумфатор и государственный раб.
Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (говорил memento mori), и ему не следует слишком гордиться.
За триумфатором следовали повозки с трофеями и добычей. В древнейшую эпоху, пока Рим вёл войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть её составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамёна, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоёванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах.
Военная добыча.
Таблички с захваченными городами и странами.
Диковинный зверь, леопард.
Враг Рима - вождь варваров.
Знатные пленники.
Знатные пленники.
За трофеями и рабами на арену вступили победоносные легионы Рима, несущие власть Сената и Народа на всю Ойкумену.
Снова вниманием зрителей завладели прекрасные танцовщицы. А в это время жрицы Весты готовили триумфальную арку из цветов, проходя под которой войска очищались. Перед проходом арки войны разоружались и входили в город уже мирными жителями. Но во времена профессиональной армии, легионеры снова брали оружие для защиты интересов Империи.
Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).
Триумфатор совершает жертовоприношение Юпитеру.
Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа — права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (лат. ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов.
Вот и прошел этот триумф. Как все яркое и торжественное, он так же недолговечен, как и все в этом мире. Триумф закончился, но праздник еще будет длится.
Вот так прошли выходные у нас, мы сумели погрузится в римскую историю, посмотреть на триумфатора, увидеть сражения легионов. В очередной раз клуб "Ратоборцы" подарил Москве замечательный праздник, надеямся что эта традиция не прервется.
ТРИУМФ (Triumphus). Слово « триумф» , вероятно, происходит от возгласа « triumphe » (связанного с θρίαμβος ), издаваемого солдатами и народом во время шествия (Varro, L . L . VI. 68, встречается также в песнопении арвальских братьев), но, возможно является ранней транслитерацией самого слова θρίαμβος (см. также Wordsworth, Fragments and Specimens of Early Latin , с. 394).
Первоначально триумф, несомненно, был просто возвращением победоносной армии во главе с полководцем, первым мероприятием которого, естественно, было принесение жертвы верховному богу города. Заметной особенностью этого вступления в город была демонстрация пленных и добычи. В этом и состоит суть триумфа. (Varro, l . c . : « Triumphare appellatum quod cum imperatore milites redeuntes clamitant per urbem in Capitolium eunti Io triumphe » . Ранний триумф такого рода описан у Liv. III. 29, 4.) Он происходил после каждой успешной кампании, как нечто само собой разумеющееся. После того, как была разработана церемония и вследствие этого возросла важность триумфа, естественно, возникла тенденция, совпавшая с ослаблением власти, ограничивать его проведение только случаями исключительных успехов, и постепенно возник комплекс правил, обусловливающих и ограничивающих получение того, что стало желанной милостью. Прежде всего, стало необходимым согласие сената.
Триумф имел два аспекта: религиозный и военный.
1. Перед тем, как полководец отправлялся из Рима на театр военных действий, его последним мероприятием было посещение Капитолия, где он (если был магистратом) получал ауспиции, без которых война не могла быть начата должным образом, и всякий раз приносил обеты за успех в войне (Liv. XLV. 39, &c.; Caes. B . C . I. 6; Plin. Pan . 5). Если кампания была успешной и ему предоставлялся триумф, то он принимал форму шествия на Капитолий, где следовало исполнить обеты и совершить жертвоприношение Юпитеру. Этот религиозный характер триумфа подчеркивал тот факт, что полководец в процессии являлся в образе бога. Его одежда была такой же, как у бога, и принадлежала храму, откуда по такому случаю доставлялась. (Поэтому о ней говорят как о exuviae Jovis : Suet. Aug . 94; ср. Juv. X. 38; Liv. X. 7, 10. Гордиан первым владел этой одеждой как собственной: Vita Gord . 4; ср. Vita Alex . Sev . 40.) Богу принадлежали также золотая корона (Tertull. de Coron . 13) и скипетр с орлом; тело полководца (по крайней мере, в ранние времена) раскрашивалось красной краской, как статуя в храме (Plin. H . N . XXXIII. § 111); а белые колесничные кони, которых использовали императоры, а ранее Камилл, напоминали белых коней Юпитера и Солнца (Liv. V. 23, 5, и v . inf .). О важности такой идентификации жреца (каковым в этом случае являлся триумфатор) с божеством см. S ACERDOS .
2. Триумф также являлся военным мероприятием, последним из совершаемых полководцем в ходе командования; поэтому важно было, чтобы при его совершении полководец обладал всей полнотой военного империя; это было неотъемлемо присуще должностям высших магистратов (консул, претор, диктатор). Если эти магистраты получали триумф, находясь в должности, то уже обладали необходимым качеством (хотя в городе оно обычно приостанавливалось) и, таким образом, в этом случае имели возможность (с предварительного разрешения сената) осуществлять военный империй внутри города. (О проблемах, связанных с потерей ауспиций в определенных случаях см. Mommsen, Staatsrecht , I. 124, прим. 5.) До тех пор, пока командование армией обычно осуществлял один из высших магистратов в течение срока своей должности, право на триумф принадлежало исключительно этому классу (в исключительном случае, например, в случае Кв. Публилия Филона, консула 327 г. до н. э., когда командование продлевалось сверх обычного срока, право не утрачивалось: Liv. VIII. 26, 7); поэтому, когда во время второй Пунической войны возникла необходимость назначать командиров, не занимавших при этом одну из ординарных высших магистратур, в таких случаях в триумфе отказывали (напр., П. Сципион в 206 г. до н. э., Liv. XXVIII. 38, 4; Л. Манлий Ацидин в 199 г. до н. э., Liv. XXXII. 7, 4; Гн. Корнелий Блазион в 196 г. до н. э., Liv. XXXIII. 27; и Л. Лентул в 200 г. до н. э., Liv. XXXI. 20, 3, « exemplum a majoribus non accepisse ut qui neque dictator neque consul neque praetor res gessisset triumpharet » . Это правило сформулировано также в Plut. Pomp . 14, ὑπάτῳ ἢ στρατηγῷ μόνῳ [θρίαμβον] δίδωσιν ὁ νόμοσ ). Позднее, когда возник обычай (в конце концов легализованный Суллой), согласно которому командование армией в провинции принималось только после истечение годичного срока должности в Риме, было признано необходимым смягчить правило, по той практической причине, что, если никто из ординарных магистратов не имел шансов одержать победу, то и ни один триумф не мог быть предоставлен. Соответственно, триумфы, отпразднованные в поздней Республике, - это обычно триумфы проконсулов и пропреторов. Тот факт, что эти лица уже занимали одну из высших магистратур в городе, несомненно, облегчил изменение старого правила; однако даже если это и было не так (как в исключительном случае Помпея в 81 и 71 гг.), в триумфе не отказывали. В случае проконсулов и пропреторов империй предоставлялся (путем prorogatio ) строго для командования только в провинции; чтобы облегчить триумф, Сулла легализовал обычай считать империй действующим до тех пор, пока полководец не достигнет города (Cic. ad Fam . I. 9, 25: ср. Liv. XXXIV. 10; Mommsen, Staatsrecht , I. 619, прим. 1 и 2). Однако это расширение могло быть полезным только до померия, а для того, чтобы сохранить действующий империй внутри города в день триумфа, требовался специальный закон (privilegium , принимаемый народом ex auctoritate senatus , Liv. XXVI. 21, ср. XLV. 35). До его принятия полководец оставался за стенами, ибо если бы он вступил в город, то непрерывность его империя была бы утрачена и он стал бы privatus , не имеющим права на триумф. (Поэтому Лукулл оставался за городскими стенами три года: Cic. Acad . pr . II. 1, 3: ср. случай Цицерона в 50 г. до н. э., ad Att . VII. 10.)
После важной победы войска провозглашали своего полководца императором (частый, но не универсальный первый шаг к триумфу: Mommsen, Staatsr . I. 123); Он принимал fasces laureati (Cic. pro Lig . 3, 7, ad Att . VII. 10) и направлял сенату litterae laureatae (Liv. V. 28, 13; Plin. H . N . XV. § 40; Zon. VII. 21; ср. Tac. Agr . 18), т. е., донесение, объявляющее о победе. Если эти сведения оказывались удовлетворительными, с.895 сенат объявлял общественные молебствия , которые столь часто являлись предвестниками триумфа, что Катон считает нужным напомнить Цицерону о том, что это не обязательно так (Cic. ad Fam . XV. 5, 2). После возвращения полководца с армией в окрестности Рима следующим этапом было получение согласия сената; но оно могло быть дано только при выполнении определенных условий.
1. До конца церемонии триумфатор должен был обладать высшей властью магистрата, т. е. империем консула, претора, диктатора, проконсула и пропретора, и этот империй должен был быть получен правильным конституционным путем (таким образом, для трибунов с консульской властью исключалась возможность триумфа; с триумвирами было иначе, Mommsen, Staatsr . I. 126 c). Этот момент уже обсуждался, но остается упомянуть несколько исключений и вытекающих следствий. Когда промагистрата избирали консулом во время командования, его триумф происходил в день вступления в должность (например, Марий в 104 г. до н. э.: Mommsen, Staatsr . I. 124, прим. 4). Империй вне Рима был неограничен, поэтому в одно время и на одной территории его могло осуществлять только одно лицо; если полководцев было двое, то мог быть дан лишь один триумф; поэтому он предоставлялся либо полководцу более высокого ранга (например, диктатору, а не консулу; консулу, а не претору: Liv. II. 31, IV. 29, 4; Ep . XIX), либо, в случае двух консулов, - тому из них, чья очередь была владеть империем и ауспициями в день битвы (например, битва при Метавре: Liv. XXVIII. 9, 10). Поэтому на триумф не мог притязать командир, одержавший победу на территории, где действовал чужой империй (Liv. l . c . Битва при Метавре состоялась в провинции М. Ливия: ср. Liv. X. 37, XXXIV. 10). Исключения из этих правил появляются после Первой Пунической войны, и малый триумф (ovatio ) обычно предоставлялся в том случае, если в более значительных почестях было отказано. В соответствии с этим же принципом тот, кто командовал alienis auspiciis , т. е., как представитель отсутствующего полководца или подчиненный присутствующего, не имел права на триумф (Dio Cass. XLIII. 42). Цезарь нарушил это правило в конце жизни в отношении своих легатов (Dio Cass. l . c . , Кв. Фабий Максим и Кв. Педий: ср. Mommsen, Staatsrecht , I. 127, прим. 3). Этому примеру следовали в правление триумвирата (например, П. Вентидий, легат Антония: Dio Cass. XLVIII. 41, 5). Наконец, несмотря на правило, сформулированное Цицероном (de Leg . Agr . II. 12, 30) о необходимости куриатского закона для военного империя, в конце республики имеется пример триумфа, полученного человеком, которому империй никогда не был вручен таким образом (Cic. ad Att . IV. 16, 12; C . I . L . I. с. 460, XXVII).
2. Победа должна быть одержана в справедливой борьбе против врагов государства (justis hostilibusque bellis , Cic. pro Deiot . 5, 13), а не в гражданской войне и не в восстании рабов (Val. Max. II. 8, 7; Dio Cass. XLIII. 42; Florus, II. 10, 9; Lucan. I. 12; Gell. V. 6, 21; Plut. Caes . 56). Поэтому не было триумфов после взятия Капуи в 211 г. до н. э., или Фрегелл в 125 г. до н. э., хотя первый город не имел полного гражданства, а второй был всего лишь латинской колонией (причина, указанная в Val. Max. l . c . , будто Капуя принадлежала Риму, а триумф предоставлялся только pro aucto imperio , неверна: Mommsen, Staatsr . I. с. 129, прим. 3). Триумфы Цезаря после Тапса и Мунды и Октавиана - после Акция не нарушали этого правила, ибо в каждом случае победа была представлена как одержанная над иноземцами; хотя, с другой стороны, Цезарь не праздновал триумфа за Фарсал. Такое отношение встречается еще у Септимия Севера (Herodian, III. 9, 1).
3. Победа должна быть одержана в ходе крупного сражения (Gell. V. 6, 21); и, согласно Валерию Максиму (II. 8, 1), закон устанавливал, что врагу должен быть нанесен урон не менее, чем в 5000 человек в одной битве. (Плебисцит 62 г. до н. э. обязал полководца подтверждать свои сведения под присягой и установил штрафы за фальсификацию). Это правило явно было установлено недавно, и даже после этого известно много примеров предоставления триумфов за общие результаты (в случае П. Корнелия и М. Бебия, Liv. XL. 38, не было войны. Ср. VIII. 26, 7; XXXVII. 46; Cic. in Pis . 26, 62).
4. Война должна была быть доведена до завершения (debellatum ), чтобы армию можно было отозвать (deportatio exercitus ); присутствие победоносных солдат было существенной частью церемонии (Liv. XXVI. 21; XXXI. 49). Поэтому первоначально передача армии преемнику на театре военных действий лишала права на триумф. Позднее, когда обстоятельства потребовали присутствия постоянных армий на большом расстоянии от Италии, условие о deportatio было отменено, в случае, если война была доведена до завершения (Liv. XXXIX. 29, 4).
Решительные победы в широкомасштабной или продолжительной войне могли вознаграждаться триумфом, т. е., они рассматривались как завершение отдельных войн: например, в войне с Ганнибалом - битва при Метавре и взятие Тарента. Притязания на триумф после завоевания Сицилии и Испании в той же войне были отклонены по иным причинам (ср. Tac. Ann . I. 55; II. 41).
Учитывая, что высший магистрат имел абсолютное право использовать неограниченный империй внутри города в день своего триумфа, существование набора правил подразумевает признание некоего авторитета, отличного от самого полководца, который должен принимать решения об их применимости. Собственно говоря, мы видим, что с древнейших времен это право признавалось за сенатом (Liv. II. 47, 10; III. 29, 4; 63, 9: ср. Polyb. VI. 13; Sen. de Ben . V. 15), что его решения всегда рассматривались как окончательные (например, Liv. X. 36, 19; Dionys. IX. 26) и лишь в исключительных случаях отменялись апелляцией к народу (Liv. III. 63, 8; VII. 17, 9; Zon. VIII. 20) или силой (случаи Л. Постумия Мегелла, Liv. X. 37; и Аппия Клавдия, Cic. pro Cael . 14, 34; Suet. Tib . 2). Не известно ни одного случая, где сначала не обратились бы к сенату. Несомненно, тем пунктом, где данный орган давал почувствовать свою власть, было постановление сената, без которого не могли выделяться государственные средства для расходов на триумф (Polyb. VI. 15, 8; Liv. XXXIII. 23, 8: ср. Dio Cass. LXXIV. 2). В случае промагистратов, чей империй был основан на prorogatio , за согласием сената следовало privilegium , разрешающее с.896 сохранение империя внутри города для триумфа (см. выше). Вероятно, из-за смешения с этим иногда говорится, что согласие сената должно быть утверждено народом: например, Suet. Fr . VIII. ed. Roth. См. Willems, Le Sénat de la République Romaine , vol. II. с. 672, прим. 2. Но раннее упоминание участия народа в Liv. IV. 20, в 437 г. до н. э. (ср. Dionys. III. 59), возможно, указывает на то, что в ранние времена дело обстояло иначе. Для этих обсуждений сенат собирался вне городских стен, обычно в храме Беллоны (Liv. XXVI. 21, XXXVI. 39) или Аполлона (Liv. XXXIX. 4), чтобы полководец имел возможность лично отстаивать свои притязания. После того, как Август возвел храм Марса Мстителя на своем форуме, по крайней мере последнее заседание проводилось там (Suet. Aug . 29).
Когда наступал назначенный день, весь народ высыпал из домов в праздничной одежде; некоторые становились на ступенях государственных зданий, а другие поднимались на подмостки, воздвигнутые, чтобы дать обзор зрелища. Все храмы были распахнуты, цветочные гирлянды украшали каждый храм и статую, на каждом алтаре курился фимиам. (Plut. Aem . Paul . 32; Ov. Trist . IV. 2, 4). Тем временем, полководец, прибывший ночью на Марсово поле (Joseph. B . J . VII. 5, 4), обращался к своим солдатам на contio и объявлял о наградах, которые будут распределены между офицерами и солдатами (Liv. X. 30, 46; XXX. 45, 3; XXXIII. 23, &c.; Plin. H . N . XXXVII. § 16; Dio Cass. XLIII. 21).
Затем процессия выстраивалась на Марсовом поле, где ее встречал сенат и магистраты (Josephus, l . c .). Обычно соблюдался следующий порядок, но, естественно, в определенных обстоятельствах могли быть отклонения (хороший пример таковых - триумф Аврелиана, описанный в Vita Aurel . 33).
1. Магистраты и сенат (Dio Cass. LI. 21, 9).
2. Трубачи (tubicines : Plut. Aem . Paul . 33; Appian, Pun . 66).
3. Осязаемые плоды победы, включая захваченное оружие, предметы материальной или художественной ценности, изображения завоеванных стран, городов, рек и т. д. в виде картин, моделей и аллегорических фигур (Liv. XXVI. 21, 7; Cic. Phil . VIII. 6, 18;. Tac. Ann . II. 41; Plin. H . N . V. § 5. На одном из внутренних рельефов арки Тита все носильщики этих предметов увенчаны лавровыми венками), а также таблицы, на которых написаны названия покоренных народов и стран. Вместе с этим выставлялись золотые венки, подаренные полководцу городами завоеванной провинции (Liv. XXVI. 21, XXXIV. 52; Plut. Aem . Paul . 34. В ранние времена они были сделаны из лавра: Gell. V. 6, 7).
4. Белый бык, предназначенный для жертвоприношения, с позолоченными рогами, украшенный vittae и serta , которого сопровождают жрецы со своими принадлежностями и за которым следуют камиллы, несущие в руках патеры и прочие священные сосуды и инструменты (Plut. Aem . Paul . 33).
5. Важнейшие пленники в цепях (напр., Персей, Югурта, Верцингеторикс, Зенобия. Умершую Клеопатру представляло изображение: Dio Cass. LI. 21, 8).
6. Ликторы полководца в красных туниках, с фасциями, украшенными лавром (Appian, Pun . 66. Вероятно, фасции были без топоров; так на рельефе арки Тита. См., однако, Mommsen, Staatsr . I. 129; L ICTOR с. 66 a).
7. Кифаристы (citharistae ) или ludiones , танцующие и поющие, как бы торжествуя над побежденным врагом (Appian, l . c . : ср. Dionys. VII. 72).
Триумфальная колесница: с рельефа. (Montfaucon, Ant . Exp . IV. pl. CV).
Об использовании белых коней см. выше. После Камилла (Liv. V. 23; Dio Cass. LII. 13; Plut. Cam . 7), не известно ни одного полководца, решившегося их использовать, до Цезаря (Dio Cass. XLIII. 14, 3), но его примеру, по-видимому, постоянно следовали императоры (Suet. Nero , 25; Plin. Pan . 22. Поэты августовской эпохи упоминают это как обычную деталь: Ovid, A . A . I. 214; Propert. V. 1, 32). Как колесница, так и кони были украшены лавром (Suet. Aug . 94; Ov. Ex Pont . II. 1, 58; Flor. I. 5, 6; Zon. VII. 8). В III в., если триумф праздновался над парфянами (triumphus Persicus ), колесницу везли четыре слона (Vita Alex . Sev . 57, 4; Gord . Tert . 27, 9; и ср. монету Диоклетиана и Максимиана, описанную в Cohen, Médailles Impériales , VI. с. 479, 3). Помпей безуспешно пытался получить разрешение на это во время африканского триумфа (Plut. Pomp . 14: ср. Marquardt, Staatsverwaltung , II. с. 586, прим. 7). Перед колесницей сжигали ладан (Appian, Pun . 66). Платье полководца (см. выше о его общем характере) состояло из украшенной цветочным узором туники (tunica palmata ) и шитой золотом мантии (toga picta ), то и другое - пурпурного цвета (Plut. Aem . Paul . 34; Liv. X. 7, 9). В правой руке он держал лавровую ветвь (Plut. Aem . Paul . 32; Plin. H . N . XV. § 137), а в левой - скипетр из слоновой кости, увенчанный орлом (Dionys. III. 61, V. 47; Val. Max. IV. 4, 5; Juv., X. 43). В древние времена его тело, видимо, раскрашивали красной краской (Plin. H . N . XXXIII. § 111, и см. выше). На голове у него был лавровый венок (Plin. H . N . XV. § 137). Позади него стоял государственный раб, державший у него над головой тяжелую золотую корону Юпитера в форме дубового венка (Juv. X. 39; Plin. H . N . XXXIII. § 11, XXXVIII. § 7; Zon. VII. 21; Tertull. de Cor . 13). Чтобы эта кульминация человеческих и почти божественных почестей не имела таких дурных с.897 последствий, как гордость, invidia , и сглаз, полководец надевал амулет (fascinus ) или прикреплял его к колеснице, вместе с маленьким колокольчиком и плетью (Plin. H . N . XXVIII. § 39; Zon. VII. 21; Macrob. Sat . I. 6, 9); а раб, ехавший позади него, шептал ему на ухо: « Respice post te, hominem te memento» (Tertull. Apol . 33, подтверждено в Arrian, Diss . Epict . III. 24, 85, и Plin. H . N . l . c . : ср. Juv. X. 41). Вряд ли можно предположить, что раб присутствовал при триумфе императора. На памятниках почти всегда позади императора изображена Победа, держащая у него над головой лавровый венок. Видимо, триумфатору принадлежало также государственное кресло (sella ), ибо оно упоминается в связи с другими триумфальными отличиями (Liv. X. 7, 9; Dio Cass. XLIV. 6; Suet. Jul . 76; Mommsen, Staatsr . I. с. 423). Несовершеннолетние дети триумфатора (и мальчики, и девочки) ехали вместе с ним в колеснице или верхом (Liv. XLV. 40, 8; Val. Max. V. 7, 1; 10, 2; Tac. Ann . II. 41; Vita M . Ant . Phil . 12, 10; Cic. pro Mur . 5, 11; Suet. Tib . 6). Его взрослые сыновья ехали верхом позади (Liv. XLV. 40, 4), после аппариторов (Appian, Pun . 66), вместе с его легатами и трибунами (Cic. in Pis . 25, 60; Appian, Mithr . 117). Затем иногда шли римские граждане, которых он спас от рабства своей победой, в образе вольноотпущенников (Liv. XXX. 45, 5; XXXIII. 23, 6; XXXIV. 52, 12). Процессию завершала вся масса пехоты в походном порядке, с украшенными лавром копьями (Plin. H . N . XV. § 133), кричащая « Ио, триумф!» (Varro, L . L . V. 7; Hor. Od . IV. 2, 49; Tibull. II. 6, 121) и поющая песни, как с похвалами, так и с грубейшими непристойностями в адрес полководца (Liv. IV. 20; 53, 11, &c.; Suet. Jul . 49, 51; Mart. I. 5, 3; прочие ссылки приведены в Marquardt, Staatsverw . II. с. 588, прим. 2. См. также Munro, Criticisms and Elucidations of Catullus , с. 90).
Процессия вступала в город через Триумфальные ворота . Здесь приносились жертвы определенным божествам (Joseph. B . J . VII. 5, 4). Затем процессия проходила через цирк Фламиния и через, или, по крайней мере мимо, театров в этом же районе, вмещавших толпы зрителей (Plut. Lucull . 37, Joseph. B . J . l . c .), и, вероятно, вступала непосредственно в город через Карментальские ворота, так как мы знаем, что она пересекала Велабр (очевидно, Этрусскую улицу) и Бычий рынок (Suet. Jul . 37; Cic. Verr . I. 59, 154). Далее процессия огибала Палатинский холм через Большой цирк (Cic. l . c . ; Plut. Aem . Paul . 32) и по улице между Палатином и Целием, достигая в конце Священной дороги, которая вела шествие на форум (Hor. Od . IV. 2, 35; Epod . 7, 8). Маршрут, вероятно, пролегал по южной стороне форума (Jordan, Capitol , Forum , und Sacra Via , Berlin, 1881). В конце Священной дороги начинался Капитолийский спуск, и когда полководец приближался к нему, главных пленников вели в сторону, в расположенную рядом тюрьму, и там казнили (Cic. Verr . V. 30, 77; Liv. XXVI. 13; Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22. Первоначально им отрубали голову топором, позднее - удушали: ср. Liv. XXVI. 13, 15 с Trebell. Poll. Trig . Tyr . 22, 8, и см. Mommsen, Staatsr . I. 129). Сохранение жизни подобным пленникам было возможно лишь как исключение. Самый ранний случай - это Персей, помилованный Эмилием Павлом (Plut. 37), примеру которого последовал Помпей (Appian, Mithr . 117), Тиберий в паннонском триумфе в 12 г. н. э. (Ov. ex Pont . II. 1, 45) и Аврелиан в отношении Зенобии (Trebell. Poll. Trig . Tyr . 30, 27). Жертвоприношение в храме не могло начаться прежде, чем состоится казнь (Joseph. B . J . VII. 5, 6).
Затем полководец поднимался на Капитолий (Александр Север шел пешком, Vita , 57, 4). Когда он достигал храма, на колени бога возлагали лавровую ветвь и венки с фасций (Sen. Consol . ad Helv . 10; Plin. H . N . XV. § 40; Plin. Pan . 8; Sil. Ital. XV. 118; Stat. Silv . IV. 1, 41; Pacatus, Paneg . in Theod . 9, 5), а позднее - пальмовую ветвь (ср. Marquardt, Staatsverw . II. с. 589, прим. 2). Затем совершалось жертвоприношение. Insignia triumphi , т. е., наиболее значительная добыча (напр., возвращенные знамена Красса, Dio Cass. LIV. 83, и, несомненно, - Вара, Tac. Ann . II. 41), впоследствии помещались в храм Марса Мстителя (Suet. Aug . 29). Наконец, полководец с сенатом угощались на общественном пиру в храме (Liv. XLV. 39). Существовал обычай приглашать консулов на этот пир, а затем направлять им письмо с просьбой не приходить, - несомненно, для того, чтобы триумфатор был наиболее выдающимся лицом среди собравшихся (Plut. Quaest . Rom . 80; Val. Max. II. 8, 6). Такое же угощение устраивалось для солдат и для граждан в храме Геркулеса (Plut. Lucull . 37; Athen. V. с. 221 f).
Все эти процедуры, в общем, завершались в течение одного дня, но когда количество добычи было очень велико, а войска - очень многочисленны, для представления требовалось более длительное время. Так, македонский триумф Фламиния продолжался три дня подряд (Liv. XXXIX. 52; ср. Plut. Aem . Paul . 32).
Почести триумфатора в этот день не заканчивались. На общественных зрелищах он появлялся в лавровом венке (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), а в исключительных случаях - в vestis triumphalis (напр., Л. Эмилий Павел и Помпей; Auctor, de Vir . ill . 56; Vell. II. 40). Существовал обычай предоставлять ему место для дома за государственный счет; такие особняки назывались triumphales domus (Plin. H . N . XXXVI. § 112). Его имя вносилось в Триумфальные фасты (C . I . L . I. с. 453); ему позволено было украсить вход в свой дом трофеями (Plin. H . N . XXXV. § 7; Cic. Phil . II. 28; Liv. X. 7, 9), а статуя в лавровом венке, стоящая в триумфальной повозке, выставленная в вестибуле, передавала его славу потомству (Juv. VIII. 3). Наконец, после смерти его прах мог быть похоронен внутри городских стен (Plut. Quaest . Rom . 79; Mommsen, Staatsr . I. с. 426, прим. 1).
Триумф на Альбанской горе (triumphus in Monte Albano) представлял собой процессию в храм Юпитера Латиария на Альбанской горе. Он проводился jure с.898 consularis imperii (Liv. XXXIII. 23, 3), sine publica auctoritate (Liv. XLII. 21, 7), но к нему прибегали лишь в случае, когда сенат отказывал в обычном триумфе, и он считался почестью более низкого разряда (Liv. XXXIII. 23). Хотя он фиксировался в Триумфальных фастах, но не был равнозначен триумфу в городе, ибо когда Марцеллу в 211 г. до н. э. отказали в большом триумфе, но дали позволение на малый (ovatio ), он все же отпраздновал триумф на Альбанской горе накануне овации (Liv. XXVI. 21, 6). Первый пример такого триумфа подал Г. Папирий Мазон в 231 г. до н. э. (Plin. H . N . XV. § 126; Val. Max. III. 6, 5), и его примеру последовали многие другие (Liv. XXVI. 21, 6; XXXIII. 23, 3; XLII. 21, 7; XLV. 38; - Plut. Marc . 22).
Морской триумф (triumphus Navalis) . - Самый ранний из известных был отпразднован Г. Дуилием за морскую победу над карфагенянами в 260 г. до н. э. (Liv. Ep . XVII; Flor. I. 8, 10; Plin. H . N . XXXIV. § 20). Другие примеры - это М. Эмилий Павел в 254 г. до н. э. (Liv. XLII. 20, 1), Г. Лутаций Катул в 241 г. до н. э. (Val. Max. II. 8, 2), Кв. Фабий Лабеон в 189 г. до н. э. (Liv. XXXVII. 60, 6), Гн. Октавий в 167 г. до н. э. (Liv. XLV. 42, 2); и см. Триумфальные фасты к 497, 498, 513, 526 гг. О специфических особенностях ничего не известно. Г. Дуилий и М. Эмилий Павел воздвигли ростральные колонны в память о своих победах (Liv. XLII. 20, 1).
Лагерный триумф (triumphus Castrensis) . - Процессия солдат через лагерь в честь подчиненного главнокомандующему офицера, который совершил блестящий подвиг (Liv. VII. 36).
В эпоху империи, когда монарх стал единственным обладателем империя, а все командиры были лишь легатами, действующими под его ауспициями, вышеуказанное условие насчет обладания империем строго соблюдалось, и прецеденту, созданному Цезарем в пользу его легатов, следовал только Август в начале своего правления (Dio Cass. LIV. 12; Suet. Aug . 38). Даже среди обладателей подчиненного проконсульского империя триумф стал редким и затем предоставлялся лишь в том случае, если они были членами императорской семьи (Dio Cass. LIV. 24 указывает 14 г. до н. э. как дату изменения, когда Агриппа отказался от триумфа, как он поступил и в 19 г. до н. э., Dio Cass. LIV. 11). Триумфы были отпразднованы Тиберием (7 г. до н. э., Vell. II. 97, Dio Cass. LV. 6; и 12 г. н. э., Vell. II. 121, Suet. Tib . 20), Германиком (26 г. н. э.