THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

    Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку

    ХОД УРОКА

    I. Проверка знаний

    1. Закон Кулона (фронтальный опрос):

    а) Назовите учёного, который установил на опыте закон взаимодействия точечных электрических зарядов в вакууме. (Французский учёный Ш. Кулон в 1795 году ).

    б) Как назывался прибор, с помощью которого был экспериментально установлен закон Кулона? (Крутильный динамометр, или как он тогда назывался крутильные весы ).

    в) Сформулировать закон Кулона.

    г) Написать формулу закона Кулона.

    д) С каким законом из раздела «Механика» можно провести аналогию для закона Кулона? (С законом всемирного тяготения: ;).

    е) Указать границы применимости закона Кулона (а) заряды должны быть неподвижными, б) точечными ).

    II. Новая тема

    1. Электрическое поле:

    а) Ссылаясь на выполненное домашние экспериментальные задания, учитель подводит учащихся к понятию электрического поля (пространство вокруг заряженного тела ) и его обнаружению.

    Учащиеся вспоминают, что обнаружить электрическое поле можно с помощью магнитной стрелки из бумаги (или фольги).
    Тут же учитель показывает, что обнаружить электрическое поле можно также с помощью электрометра.
    Как вывод предыдущих наблюдений учащиеся подводятся к утверждению о том, что электрическое поле как любой вид материи - материально и существует независимо от нашего сознания. (По аналогии вспоминаем о гравитационном поле).

    2. Характеристики электрического поля

    а) Напряжённость.

    (Учащимся напоминается о том, что любой вид материи можно каким - то образом охарактеризовать.То же самое можно сделать и с электрическим полем).
    Одной из характеристик электрического поля является - напряжённость:

    Уточняется, что напряжённость электрического поля является силовой характеристикой электрического поля.

    б) Напряжённость единичного заряда. (Согласно закону Кулона):

    ; - напряжённость единичного заряда.

    в) Принцип суперпозиции (наложения) полей:

    3. Графическое представление электрических полей

    Силовые линии поля - линии напряжённости.
    Силовые линии поля начинаются на положительном (+) и заканчиваются на отрицательном (-) заряде или на?.
    С помощью силовых линий можно показать графическое представление электрических полей. Практически наглядное получение силовых линий поля можно показать с помощью электрофорной машины и электрических султанов.

    Поочерёдно, соединяя электрические султаны с электрофорной машиной, получаем наглядную демонстрацию графического представления электрических полей. Одновременно с опытом, с помощью кодоскопа на экран проецируется графическое представление поля.

    I. Поле одиночного заряда: (демонстрация)

    а) поле одиночного положительного заряда: (графическое представление)

    б) Поле одиночного отрицательного заряда:

    в) поле двух разноимённых зарядов(опыт)

    г) поле двух разноимённых зарядов (графическое представление)

    в) поле двух одноименных зарядов(опыт)

    г) поле двух одноимённых зарядов(графическое представление)

    Надо сказать, что в отличии от других векторных величин напряжённость, как векторная величина характеризуется не длиной вектора, а густотой нанесения линий напряжённости на единицу площади. (через кодоскоп -на экран или на доске показывается графическое изображение, демонстрирующее это)

    III. Работа по закреплению и контролю знаний

    Физический диктант:

    1. Закон сохранения электрического заряда (формула)

    2. Закон Кулона (формула)

    3. Вид материи, который осуществляет взаимодействие заряженных тел, находящихся на определённом расстоянии друг от друга (Электростатическое поле)
    4. Единица измерения заряда (1 Кл)
    5. Прибор для обнаружения электрического поля(Электрометр) .
    6. Формула напряжённости электрического поля (.
    7. Единица измерения напряжённости ().
    8. Каким прибором пользовался Ш. Кулон для исследования и вывода своего закона? (Крутильным динамометром или крутильными весами) .
    9. Силовая характеристика электрического поля(Напряжённость) .
    10. Показать графическое представление электрического поля одиночного положительного заряда.

    Ответы учащихся собрать.

    IV. На доске заготовлена, пока закрытая от учащихся, краткая запись задачи, которую необходимо решить.

    Задача: На заряд Кл в некоторой точке электрического поля действует сила 0,015Н. Определить напряжённость поля в этой точке.

    Дано: Решение:

    V .Подведение итогов урока

    V. Домашнее задание § 92-93

Просмотр содержимого документа
«Урок физики. Тема урока "Электрическое поле. Напряженность. Идея близкодействия." »

Урок физики. Тема: Электрическое поле.


Близкодействие и действие на расстоянии

Распространяется

с конечной

скоростью

Распространяется мгновенно

Взаимодействие через пустоту

Взаимодействие через поле


Электрическое поле

Идея: М. Фарадей (англ.)

Теория: Дж. Максвелл (англ.)

q 1

q 2

Близкодействие

t – время передачи электромагнитных взаимодействий

r – расстояние между зарядами

с – скорость распространения электромагнитных взаимодействий (300 000 км /c)

Электрическое поле:

- материально : существует независимо от нас и наших знаний о нём (радиоволны)

- создаётся зарядами

Главное свойство: действует на q с некоторой F


Напряжённость электрического поля

[E]= =

Напряжённость поля равна отношению силы, с которой поле действует на точечный заряд, к модулю этого заряда.

E T

- напряжённость поля точечного q 0


Принцип суперпозиции полей

E 2

E=E 1 +E 2 +E 3 + + En

E 1


Поле заряженного шара.

Внутри шара Е=0


+ + - + E= const однородн. эл. поле Силовые линии: не замкнуты; не пересекаются; начало на + q ; конец на –q ; непрерывны; гуще; где Е больше. 7" width="640"

Силовые линии (СЛ – линии напряжённости) электрического поля

СЛ - непрерывные линии, касательные к которым в каждой точке. Через которую они проходят, совпадают с Е .

E= const однородн. эл. поле

Силовые линии: не замкнуты; не пересекаются; начало на + q ; конец на –q ; непрерывны; гуще; где Е больше.

Тип урока: проблемно-развивающий

Цель урока: Создавать условия для:

  • формирование представлений об электрическом поле и его действии на тело; электрической силе и ее зависимости от расстояния между телами.
  • развития коммуникативной компетентности через умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • воспитания толерантности и сознательного отношения к учению.

Оборудование:

  • линейка деревянная,
  • стеклянная и эбонитовая палочка,
  • электростатические гильзы,
  • портреты Д. Максвелла, О. Кулона.

Технология урока: диалог.

Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, в парах.

Методы обучения: словесные, практические.

Ход урок

1. Организационный момент (1 мин.)

Опыт: ложится на спинку стула линейка так, чтобы была в равновесии. Берется эбонитовая заряженная палочка и поносится к линейке, не прикасаясь ее. Линейка выходит из состояния покоя.

2. Актуализация знаний.

  • Как вы можете объяснить результаты опыта?
  • Почему линейка движется?

При изучении механики мы узнали, что действия одного тела на другое происходит непосредственно при взаимодействии тел, а в данном опыте не наблюдаем контакта, но наблюдаем движение.

  • Как же объяснить в этом случае взаимодействие тел?

Записываем опорные слова на доске сила, взаимодействие.

  • Можно предположить о существовании вокруг заряженного тела пространство с особыми свойствами. Возникла проблема, которую нужно решить.

Запись на доске слева (знак?).

Обозначим цели нашего урока (учащиеся формулируют цель урока, а учитель конкретизирует). Для разрешения проблемы показывается опыт. К спокойно висящей гильзе приближается заряженное тело эбонитовая палочка, а затем стеклянная при этом меняется расстояние между гильзой и заряженным телом. Результаты опыта анализируют учащиеся.

Запись на доске:

  • Отталкивание.
  • Притяжение.
  • От чего зависит сила, с которой электрические тела взаимодействуют?

Запись на доске. От расстояния.

  • Как взаимодействуют? (учащиеся делают вывод: чем ближе расстояние между телами, тем сильнее силы взаимодействия и наоборот).

Посмотрев и проанализировав опыты мы изучили, как происходит взаимодействие заряженных тел, а посредством чего это взаимодействие происходит, мы пока еще не знаем.

Учитель: изучением взаимодействия заряженных тел занимались многие ученые, но особый вклад внесли М. Фарадей и Д.Максвелл, О. Кулон. В результате чего было установлено, что всякое заряженное тело окружено особым свойством материи, которое называется электрическим полем.

Так что же это за пространство с особыми свойствами, посредствам которого осуществляется взаимодействие между заряженными телами?

Запись на доске. Электрическое поле.

На доске появляется опорный конспект.

Работа с учебником, со справочной литературой (учащиеся дают определение электрического поля, особенности электрического поля).

3. Систематизация знаний.

Учитель: сегодня на уроке мы познакомились с особым видом материи, которая существует независимо от нас и наших знаний о нем. И это называется электрическим полем, которое существует вокруг заряженного тела и поле одного заряда действует на поле другого заряда с некоторой силой и эту силу называют электрической силой (работа с опорным конспектом).

Работа в группах, за одну минуту вы должны найти решение задачи, которое вам будет предложена.

  • К-1. Как, используя электрическое поле около заряженной палочки, заставить кусочек ваты парить в воздухе? Показать опыт и дать ему объяснение.
  • К-2. Показать действие электрического поля с помощью подручного материала и дать объяснение.
  • К-3. Во время проведения генеральной уборки в доме полированные поверхности, стекла, мы протираем сухой тряпкой из синтетической ткани, а окрашенные масляной краской - сырой? Почему мы по разному "относимся" к уборке?

А далее вам нужно оценить вашу работу на уроке. Предлагаются листки проверки знаний. Где вы должны ответить на вопросы. Затем вы дадите проверить ваши ответы товарищу по парте, где он уже выставит вам оценку.

4. Стадия рефлексии.

Лист для проверки знаний

8 класс

Тема: Объяснение электрических явлений. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на заряды.

Цели урока: вспомнить виды электризации, выяснить механизм электризации в каждом случае, выяснить, в чем различие между проводниками и непроводниками.

Задачи : Образовательные : закрепление уже имеющихся знаний о электрическом заряде; рассмотрение возможных механизмов электризации; объяснение свойства проводников и непроводников с точки зрения внутреннего строения; формирование умения объяснять процессы с точки зрения внутреннего строения вещества.

Воспитательные: формирование коммуникативных качеств, культуры общения; формирование интереса к изучаемому предмету; стимулирование любознательности, активности на уроке; развитие работоспособности.

Развивающие: развитие познавательного интереса; развитие интеллектуальных способностей; развитие умений выделять главное в изучаемом материале развитие умений обобщать изучаемые факты и понятия.

Тип урока: лекция с элементами беседы.

Планируемые универсальные учебные действия

Предметные:

Объяснять электрические явления;

Приводить примеры электризации в окружающем мире;

Наблюдать процессы электризации; анализировать результаты опытов по электризации.

Коммуникативные: развивать монологическую и диалогическую речь, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать со сверстниками.

Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы.

Познавательные: уметь анализировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, структурировать знания

Личностные : формирование представлений о возможностях познания мира

Оборудование и материалы: электрометры, электроскоп, султаны, электростатический маятник (проводящая гильза);

Мультимедийный видеопроектор, интерактивная доска; презентация, карточки для раздачи.

План урока:

  • Мотивация - актуализация урока–(5 мин.)
  • открытие новых знаний (15 мин.)
  • первичная проверка усвоения материала (5 мин.)
  • домашнее задание (2 мин.)
  • рефлексия (3 мин)
  • дополнительные задания (5мин)

Ход урока

Здравствуйте ребята. Меня зовут Миляуша М.. Я думаю, мы с Вами подружимся и плодотворно поработаем. Я Вам раздам карточки для самооценок. Попробуйте оценить свои ответы, по ходу урока. А сейчас давайте с хорошим настроением начнем урок физики.

  1. Мотивация - актуализация знаний.

Давайте посмотрим слайд 2. У мальчика и девочки волосы встали дыбом, струя воды искривилась, что же случилось?

Да сегодня мы попытаемся объяснить электрические явления, нарисовать электрическое поле, и его действие на заряды.

Тема нашего урока: «Объяснение электрических явлений. Напряженность электрического поля. Действие электрического поля на заряды»

Учитель: В повседневной жизни, с какими примерами электризации вы встречаетесь?

Ответы учащихся.

Учитель: В природе явлений, связанных с электризацией довольно много. Один из которых хорошо вам известная молния. Но бывают и редкие явления, которые завораживают, например огни святого Эльма на концах мачт кораблей, которые появляются за счет электризации окружающего воздуха во время шторма, молнии-спрайты в сильную грозу на высоте примерно от 50 до 130 километров (высота образования «обычных» молний - не более 16 километров), Молнии при извержении вулканов, полярное сияние.

Учитель: Давайте вспомним, что такое электризация?

Ученики: Сумма всех отрицательных зарядов в теле по абсолютному значению равна сумме всех положительных зарядов и тело в целом не имеет заряда. Оно электрически нейтрально.Это перераспределение зарядов, как мы видим на Земле постоянно происходит электризация некоторых слоев.

Учитель: Что мы изучали на прошлых уроках?

Ученики: На прошлых уроках мы рассмотрели наличие электрического поля у заряженных тел, также говорили о двух родах электрического заряда, о законе сохранения электрического заряда. О строении атома, электронах.

Учитель: Сегодня мы обобщим изученные ранее факты и понятия, а также рассмотрим различные электрические явления.

IV. Открытие новых знаний

После открытия электрона физики выяснили, что часть электронов может сравнительно легко отрываться от атома, превращая его в положительно или отрицательно заряженный ион. Каким же способом могут электризоваться тела? Рассмотрим эти способы.

1. Электризация трением (соприкосновением)

Демонстрация. Возьмем эбонитовую палочку и потрем о мех.

Вопрос: Сколько тел электризуются при трении?

Ответ: Электризуются всегда два тела.

Вопрос : Какие заряды приобретают тела при электризации трением?

Ответ : При электризации трением тела всегда приобретают разноименные заряды.

Учитель: В результате проведения многих опытов физики установили, что при электризации происходит не создание новых зарядов, а их перераспределение. Таким образом, выполняется закон сохранения заряда.

2. Электризация через влияние (Электростатическая индукция )

Демонстрация: Гильза притягивается к отрицательно заряженному эбониту

Вопрос: Как взаимодействуют нейтральное и отрицательно заряженное тело?
Ответ: Они притягиваются.

Вопрос: Почему же так происходит?

Ответ: Отрицательные заряды нейтрального тела смещаются в сторону противоположную той, с которой подносят отрицательно заряженное тело. Таким образом, со стороны отрицательно заряженного тела оказываются некомпенсированные положительные заряды, которые притягиваются к отрицательно заряженному телу.

Вопрос: Как взаимодействуют нейтральное и положительно заряженное тела?
Ответ: Притягиваются друг к другу.

Вопрос: После просмотра слайда ответьте, почему так происходит?
Ответ: Отрицательные заряды нейтрального тела смещаются в сторону, с которой поднесли положительно заряженное тело. С этой стороны образуется некомпенсированный отрицательный заряд, и тела притягиваются друг к другу.

Демонстрация . Проведем следующий опыт: возьмем эбонитовую палочку и зарядим её с помощью электризации трением. Поднесем палочку к шару электрометра, коснемся на некоторое время шара электрометра пальцем и уберем палочку, мы видим, что стрелка электрометра отклонилась.

Под действием электрического поля отрицательно заряженной палочки свободные электроны перераспределяются по поверхности металлической сферы

Электроны имеют отрицательный заряд, поэтому они отталкиваются от отрицательно заряженной эбонитовой палочки. В результате количество электронов станет избыточным на удаленной от палочки части сферы и недостаточным на ближней. Если коснуться сферы пальцем, то некоторое Демонстрация: Бумага притягивается к оргстеклу.

количество свободных электронов перейдут из сферы на тело исследователя

Вопрос. Бумага является диэлектриком, и в ней нет свободных электронов, а почему она притягивается к заряженной палочке?

Учитель: Вы еще по химии ознакомитесь с диполями. Диполь это молекула с разными зарядами на концах, например вода, где водород в силу меньшей электроотрицательности несет положительный заряд, а кислород отрицательный. В электрическом поле палочки диполи ориентируются, и диэлектрик притягивается к палочке.

Рассмотрим силовые линии электрического поля положительно и отрицательно заряженных частиц. Эти линии в физике 10 класса мы будем называть линии напряженности. Напряженность силовая характеристика электрического поля.

Демонстрация: Взаимодействие лепесточков заряженных султанов.

Напряженность электрического поля вокруг острых предметов больше, чем вокруг шарообразных или плоских поверхностей. Именно поэтому молния с большей вероятностью попадает в заостренный предмет, чем в находящийся рядом ровную поверхность. (слайд 32)

Электрическое поле определяется через действие на заряженную частицу или тело. Линии напряженности показывают в каком направлении электрическое поле действуют на положительный заряд. На отрицательный заряд действует в противоположном направлении.

ФИЗМИНУТКА. Встали, взяли ручки и покрутили в ладонях

(Почему не происходить электризация ручки?)

V. Закрепление изученного материала

Вопрос: Как изменится масса тела, если ему сообщить отрицательный заряд?
Ответ: Увеличится, так как тело приобретает избыточные электроны, а электроны обладают массой.

Вопрос: Какой процесс является общим ля любых типов электризации?
Ответ: Перераспределение зарядов.

Вопрос: Почему при заземлении почти весь заряд с тела уходит в землю?
Ответ: Чем больше тело, которому передают заряд, тем большая часть заряда на него перейдет. Земной шар очень велик по сравнению с телами, находящимися на нем.

Вопрос: Почему во время грозы не рекомендуется прятаться под одиноко стоящими деревьями?
Ответ: Чем меньше объем тела, тем больше концентрация заряда, молния с большей вероятностью ударит в тело с большей концентрацией заряда.

Вопрос: Почему стержень электроскопа делается из металла?
Ответ: Металлы являются проводниками.

Вопрос: Почему можно легко наэлектризовать эбонитовую палочку трением ее о кусок шерсти, но нельзя наэлектризовать железный стержень тем же способом?
Ответ: Эбонит – изолятор, заряды скапливаются на палочке и никуда не уходят. А железо – проводник, следовательно, появившиеся на железном стержне некомпенсированные заряды сразу же передаются другим телам, например – руке.

VI. Инструктаж домашнего задания

§ 31 изучить

Написать сообщение о пользе и вреде электризации

Сделать электроскоп в домашних условиях.

VII. Рефлексия

Давайте попробуем продолжить предложения

1. Мне было интересно…

2. Я понял, что…

3. Было полезно…

4. Я научился оценивать…

5. Мои коммуникативные навыки…

Карточки оставляем у преподавателя.

Спасибо за внимание и работу!
До свидания!

Дополнительные задания по слайду.


Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы концепций близкодействия и действия на расстоянии; с недостатками теорий, ввести понятие напряженности электрического поля, формировать умение изображать электрические поля графическим способом; пользоваться принципом суперпозиции для расчета полей системы заряженных тел.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом выполнения самостоятельной работы

Вариант -1

1. Можно ли создать или уничтожить электрический заряд? Почему? Поясните суть закона сохранения электрического заряда.

2. В воздухе расположены два тела, у которых равные отрицательные электрические заряды, тела отталкиваются друг от друга с силой 0,9 Н. Расстояние между зарядами 8 см. Вычислить массу избыточных электронов в каждом теле, а также их количество.

Решение. m = m0 N = 9,1·10-31·5·1012= 4,5·10-19 (кг); N = √Fr2/k e ; N= 5·1012 (электронов)

Вариант-2

1 Почему при трении разнородные тела электризуются, а однородные не электризуются?

2 Три проводящих шарика, привели в соприкосновение, на первом шарике заряд 1,8·10-8Кл, второй – имел заряд – 0,3·10-8 Кл, третий шарик не имел заряда. Как распределился заряд между шариками? С какой силой будут взаимодействовать в вакууме два из них на расстоянии 5см один от другого?

Решение. q1+q2+q3= 3q; q = (q1+q2+q3)/3q = 0,5·10-8(Кл)

F= k q2/r2; F= 9·10-5 (H)

Изучение нового материала

1. Обсуждение вопроса о передаче воздействия одного заряда на другой. Заслушиваются выступления «сторонников» теории близкодействия (поле распространяется со скоростью света) и теории действия на расстоянии (все взаимодействия распространяются мгновенно). Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией опытов по взаимодействию наэлектризованных тел. Учащиеся могут задавать вопросы сторонникам той или другой теории.

Учитель помогает учащимся делать правильные выводы, подводит учащихся к формированию понятия электрического поля.

2. Электрическое поле – Особая форма материи, существующая независимо от нас, наших знаний о нем.

3. Главное свойство электрического поля – действие на электрические заряды с некоторой силой.

Электростатическое поле Электростатическое поле неподвижных зарядов не меняется совершенно и неразрывно связано с зарядами, которые его образуют.
Напряженность электрического поля: E = F / Q Отношение силы, с которой электрическое поле действует на пробный положительный заряд, к значению этого заряда. Вектор Е ̄̄̄̄̄̄̄ совпадает с направлением силы, действующей на положительный заряд.
Напряженность электрического поля точечного заряда.

Е = Q0/4πξ0ξr2

Напряженность электрического поля точечного заряда в некоторой точке пространства прямо пропорциональна модулю заряда источника поля и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника поля до данной точки пространства.
Силовые линии электростатического поля Это линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с направлением напряженности поля в этой точке.
Принцип суперпозиции полей: Е = Е1+Е2+Е3+…
При наложении полей от нескольких точечных зарядов образуется электростатическое поле, напряженность которого в любой его точке равна геометрической сумме напряженностей от каждого из составляющих полей.
Демонстрация опыта: «Обоснование принципа суперпозиции полей» Подвесьте на капроновой нити «пробный заряд» (пенопластовую пластину). Воздействуйте на «пробный заряд» заряженным телом. Затем поднесите еще одно заряженное тело и наблюдайте за его воздействием на «пробный заряд». Удалите первое заряженное тело и наблюдайте за действием второго заряженного тела. Сделайте вывод.

Самостоятельная работа с книгой.

1. Прочитайте в учебнике определение силовых линий электрического поля.

2. Рассмотрите внимательно рисунки 181 – 184, где приведены примеры линий напряженности различных заряженных тел и систем тел.

3. Ответьте на вопросы.

А) Каким образом отображается на рисунках модуль вектора напряженности? По какому внешнему признаку можно отличить поле с интенсивным действием?

Б) Где начинаются и где заканчиваются линии напряженности электрического поля?

В) Существуют ли обрывы в линиях напряженности?

Г) Как расположены линии электрического поля относительно поверхности заряженного тела?

Д) В каком случае электрическое поле можно считать однородным?

Е) Сравните картину силовых линий точечного заряда и равномерно заряженного шара.

Ж) Выясните, с помощью какой формулы и в каких допустимых пределах можно рассчитать напряженность поля проводящего шара.

Подведем итоги урока

Домашнее задание: §92 – 94.

Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы концепций близкодействия и действия на расстоянии; с недостатками теорий, ввести понятие напряженности электрического поля, формировать умение изображать электрические поля графическим способом; пользоваться принципом суперпозиции для расчета полей системы заряженных тел.

Ход урока

Проверка домашнего задания методом выполнения самостоятельной работы

Вариант -1

1. Можно ли создать или уничтожить электрический заряд? Почему? Поясните суть закона сохранения электрического заряда.

2. В воздухе расположены два тела, у которых равные отрицательные электрические заряды, тела отталкиваются друг от друга с силой 0,9 Н. Расстояние между зарядами 8 см. Вычислить массу избыточных электронов в каждом теле, а также их количество.

Решение. m = m0 N = 9,1·10-31·5·1012= 4,5·10-19 (кг); N = √Fr2/k e ; N= 5·1012 (электронов)

Вариант-2

1 Почему при трении разнородные тела электризуются, а однородные не электризуются?

Три проводящих шарика, привели в соприкосновение, на первом шарике заряд 1,8·10-8Кл, второй – имел заряд – 0,3·10-8 Кл, третий шарик не имел заряда. Как распределился заряд между шариками? С какой силой будут взаимодействовать в вакууме два из них на расстоянии 5см один от другого?

Решение. q1+q2+q3= 3q; q = (q1+q2+q3)/3q = 0,5·10-8(Кл)

F= k q2/r2; F= 9·10-5 (H)

Изучение нового материала

1. Обсуждение вопроса о передаче воздействия одного заряда на другой. Заслушиваются выступления «сторонников» теории близкодействия (поле распространяется со скоростью света) и теории действия на расстоянии (все взаимодействия распространяются мгновенно). Выступления учащихся сопровождаются демонстрацией опытов по взаимодействию наэлектризованных тел. Учащиеся могут задавать вопросы сторонникам той или другой теории.

Учитель помогает учащимся делать правильные выводы, подводит учащихся к формированию понятия электрического поля.

2. Электрическое поле – особая форма материи, существующая независимо от нас, наших знаний о нем.

3. Главное свойство электрического поля – действие на электрические заряды с некоторой силой.

Электростатическое поле Электростатическое поле неподвижных зарядов не меняется совершенно и неразрывно связано с зарядами, которые его образуют.
Напряженность электрического поля: E = F / q Отношение силы, с которой электрическое поле действует на пробный положительный заряд, к значению этого заряда. Вектор Е ̄̄̄̄̄̄̄ совпадает с направлением силы, действующей на положительный заряд.
Напряженность электрического поля точечного заряда.

Е = q0/4πξ0ξr2

Напряженность электрического поля точечного заряда в некоторой точке пространства прямо пропорциональна модулю заряда источника поля и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника поля до данной точки пространства.
Силовые линии электростатического поля Это линии, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с направлением напряженности поля в этой точке.
Принцип суперпозиции полей: Е = Е1+Е2+Е3+…
При наложении полей от нескольких точечных зарядов образуется электростатическое поле, напряженность которого в любой его точке равна геометрической сумме напряженностей от каждого из составляющих полей.
Демонстрация опыта: «Обоснование принципа суперпозиции полей» Подвесьте на капроновой нити «пробный заряд» (пенопластовую пластину). Воздействуйте на «пробный заряд» заряженным телом. Затем поднесите еще одно заряженное тело и наблюдайте за его воздействием на «пробный заряд». Удалите первое заряженное тело и наблюдайте за действием второго заряженного тела. Сделайте вывод.

Самостоятельная работа с книгой.

1. Прочитайте в учебнике определение силовых линий электрического поля.

2. Рассмотрите внимательно рисунки 181 – 184, где приведены примеры линий напряженности различных заряженных тел и систем тел.

3. Ответьте на вопросы.

А) Каким образом отображается на рисунках модуль вектора напряженности? По какому внешнему признаку можно отличить поле с интенсивным действием?

Б) Где начинаются и где заканчиваются линии напряженности электрического поля?

В) Существуют ли обрывы в линиях напряженности?

Г) Как расположены линии электрического поля относительно поверхности заряженного тела?

Д) В каком случае электрическое поле можно считать однородным?

Е) Сравните картину силовых линий точечного заряда и равномерно заряженного шара.

Ж) Выясните, с помощью какой формулы и в каких допустимых пределах можно рассчитать напряженность поля проводящего шара.

Подведем итоги урока

Домашнее задание: §92 – 94.




  1. Цель урока: сформировать представления о потенциальности электростатического поля, установить независимость работы электростатических сил от формы траектории, ввести понятие потенциала, выяснить физический смысл разности потенциалов, вывести...
  2. Цель урока: проконтролировать знания и умения учащихся, приобретенные при изучении данной темы. Ход урока Организационный момент Вариант – 1 (уровень – 1) 1. Два точечных...
  3. Цель урока: на основе модели металлического проводника изучить явление электростатической индукции; выяснить поведение диэлектриков в электростатическом поле; ввести понятие диэлектрической проницаемости. Ход урока Проверка домашнего...
  4. Цель урока: сформировать представление об электромагнитной волне, как взаимодействии электрических и магнитных полей; сравнить электромагнитные волны с механическими волнами по ряду характеристик общих для двух...
  5. Цель урока: развивать навыки решения задач на использование понятий напряженности, потенциала, работы электрического поля по перемещению заряда; продолжить формировать умение мыслить, сравнивать, делать выводы, оформлять...
  6. Цель урока: сформировать у учащихся представление об электрическом и магнитном поле, как об едином целом – электромагнитном поле. Ход урока Проверка домашнего задания методом тестирования...
  7. Цель урока: вывести формулу связи между напряженностью электрического поля и разностью потенциалов, ввести понятие эквипотенциальных поверхностей, формировать умения применять полученные теоретические знания к решению качественных...
  8. Цель урока: выяснить уровень теоретических знаний учащихся

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама