THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама
Главная > Учебно-методическое пособие

8. АНАЛИЗ ОСОБЕЙ I-го ПОКОЛЕНИЯ ПО ГЕНОТИПУ И ФЕНОТИПУ

Последний этап решения задач – анализ полученных при скрещивании особей. Цель анализа зависит от вопроса задачи: 1) Каков генотип и фенотип ожидаемого потомства? 2) Какова вероятность появления носителя того или иного признака в потомстве? Чтобы ответит на первый вопрос необходимо правильно решить в буквенном выражении поставленную генетическую задачу и найти все возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства. Ответ на второй вопрос связан с расчетом вероятности проявления признака. Вероятность может быть рассчитана и в процентах. В этом случае общее число потомков принимают за 100% и рассчитывают процент особей, несущих анализируемый признак.

Анализ по генотипу

В большинстве случаев при анализе генотипов потомков необходимо определить количественные соотношения между различными генотипами и записать их. Сначала выписывают все варианты генотипов с различными сочетаниями доминантных и рецессивных генов, причем одинаковые варианты объединяют и суммируют. Пример 8.1. При моногибридном скрещивании подчеркивают количество гомозиготных доминантных, гомозиготных рецессивных и гетерозиготных организмов и записывают соотношение их.

Так, при скрещивании двух гетерозиготных организмов с генотипом Аа общее число вариантов генотипов потомков равно четырем (генотипы АА, Аа, Аа, аа). Из них одна часть особей будет гомозиготна по доминантному признаку, две – гетерозиготны, одна – гомозиготна по рецессивному гену). Анализ по генотипу должна быть записана как

1АА : 2Аа : 1аа

или проще

1 : 2 : 1

Такая запись соотношений генотипов Аа среди потомков наблюдается неоднородность по генотипу. Причем на одну особь с генотипом АА приходится две особи с генотипом Аа и одна с генотипом аа. Возникновение такой неоднородности называют расщеплением.

Анализ по фенотипу

После записи соотношения генотипов определяют фенотипическое проявление каждого из них. При анализе по фенотипу учитывают проявление доминантного признака. Если в генотипе присутствует доминантный ген, то организм с таким генотипом будет нести доминантный признак. Рецессивный признак проявится только тогда, когда организм гомозиготен по рецессивному гену. Учитывая все это, подсчитывают количество всех особей, имеющих тот или иной признак, и записывают численное соотношение их. Пример 8.2. При моногибридном скрещивании двух организмов с генотипом Аа. Запись генотипов потомков первого поколения выглядела как

1АА : 2Ав : 1аа.

Доминантный ген А полностью подавляет проявление рецессивного гена а. Поэтому фенотип особей, имеющих генотип АА и Аа, будет одинаков: эти особи будут нести доминантный признак. Соотношение особей с различными фенотипами будут иметь вид 3 : 1. Такая запись означает, что среди потомства наблюдается неоднородность по фенотипу и на три особи с доминантным признаком приходится одна особь с рецессивным признаком. Так как скрещивались однородные по фенотипу особи, то можно сказать, что в первом поколений произошло расщепление по фенотипу. При определении вероятности появления в потомстве особи с определенным фенотипом необходимо найти долю таких особей среди всех возможных. В рассматриваемом примере доля особей с доминантным признаком равна 3 (1АА и 2Аа). Рассчитанная в процентах вероятность составляет 75%. Рассмотрим как записывают соотношения генотипов и фенотипов и осуществляют расчет вероятности. Пример 8.3. Нормальная пигментация кожи доминирует над альбинизмом. Какова вероятность появления ребенка-альбиноса в семье гетерозиготных родителей? признак : ген норма : А альбинизм : а

Р Аа х Аа норма норма Гаметы А; а А; а F 1 АА; Аа; Аа; аа по генотипу 1АА : 2Аа : 1аа по фенотипу 3 норма : 1 альбинизм Р альбинизм = 1 = 1 или 25% 3+1 4

По записи решения видно, что потомство будет иметь 4 следующих генотипа: АА, Аа, Аа, аа. Анализ по генотипу показывает, что среди детей первого поколения один – гомозиготный доминантный (АА), два – гетерозиготных (Аа) и один – гомозиготный рецессивный. Цифровое соотношение генотипов будет иметь вид 1: 2:1 . Анализ по фенотипу показывает, что дети с генотипом АА и Аа будут иметь доминантный признак – нормальную пигментацию кожи. Числовое соотношение детей, имеющих нормальную пигментацию и альбинизм, будет 3:1. На долю детей с альбинизмом приходится ¼ часть всех гибридов. Это значит, что вероятность (р) появления детей-альбиносов равна ¼, или 25%.

Анализ гибридов, полученных при дигибридном скрещивании, аналогичен описанию для многогибридного скрещивания. Сначала также подписывают различные варианты генотипов и одинаковые варианты суммируют. Варианты генотипов при этом могут быть самые разнообразные: дигомозиготные доминантные, дигомозиготные рецессивные, дигетерозиготные, моногетерозиготные. После подсчета результаты записывают в виде численного соотношения также, как в случае моногибридного скрещивания. Пример 8.4. У человека нерыжий цвет волос доминирует над рыжим, а веснушки – над нормой. Гены, определяющие цвет волос и веснушчатость кожи, не сцеплены. Какой процент нерыжих веснушчатых детей можно ожидать в браке мужчины и женщины, гетерозиготных по обоим признакам? признак : ген нерыжий цвет : А рыжий цвет : а веснушчатость : В нормальная кожа : в Р АаВв х АаВв нерыжая нерыжий веснушчатая веснушчатый Гаметы АВ, Ав, аВ, ав АВ,Ав, аВ, ав Для определения генотипов особей первого поколения воспользуемся решеткой Пеннета, в которой по горизонтали запишем женские гаметы, по вертикали – мужские гаметы, а в клетках решетки – генотипы особей первого поколения. F 1

Анализ по генотипу здесь основан на подсчете и составлении числовых соотношений всех возможных вариантов генотипов особей, причем одинаковые генотипы их суммируют. В данном случае расщепление по генотипу будет иметь следующий вид:

1ААВВ: 2ААВв: 1ААвв: 2АаВВ: 4АаВв: 2Аавв: 1ааВВ: 2ааВв: 1аавв

При анализе по фенотипу выписывают возможные варианты генотипов потомков с различными сочетаниями признаков цвета шерсти с длиной шерсти. Затем для каждого сочетания признаков записывают соответствующие ему генотипы. Поэтому, определив фенотипическое проявление каждого из выше записанных генотипов, сгруппируем все их по принадлежности к какому-то определенному сочетанию признаков:

Генотипы

нерыжий, веснушчатый нерыжий, норма рыжий, веснушчатыйрыжий, норма

1ААВВ, 2ААВв, 2АаВВ, 4АаВв

1ААвв, 2Аавв 1ааВВ, 2ааВв1аавв

Доля нерыжих веснушчатых детей будет 9 или 56,25 %.

9. ОБЩИЕ ФОРМУЛЫ РАСЩЕПЛЕНИЯ

Если гены, отвечающие за проявление двух не альтернативных признаков, находятся в негомологичных хромосомах, то при мейозе они попадут в гаметы независимо друг от друга. Поэтому при скрещивании двух дигетерозигот расщепление по генотипу:

1ААВВ:2ААВв:1ААвв:2АаВВ:4АаВв:2Аавв:1ааВв:2ааВв:1аавв

Является результатом двух независимых расщеплений

1АА:2Аа:1аа и 1ВВ:2Вв:1вв

Математически его можно выразить в виде произведения:

(1АА:2Аа:1аа) и (1ВВ:2Вв:1вв)

(1: 2: 1) 2

Такая запись показывает, что среди особей с генотипом АА одна часть несет гены ВВ, две части гены Вв, одна часть – гены вв. Аналогичные соотношения особей по набору генов В будут для генотипов Аа и аа.

Если особи анализируются по нескольким признакам, то общая формула расщепления при скрещивании полностью гетерозиготных особей будет (1: 2: 1) n , где n – число пар альтернативных признаков. Максимальное значение n равно числу пар гомологичных хромосом.

Аналогично обстоит дело с расщеплением по фенотипу. В основе также лежит моногибридное расщепление 3 : 1. При скрещивании двух дигетерозиготных организмов для независимых расщепления 3 : 1 дают расщепление 9: 3: 3: 1. Общая формула расщепления по фенотипу будет (3 : 1). Зная формулы расщепления, можно не составлять решетку Пеннета. Пример 9.1. Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как аутосомные рецессивные признаки. Какова вероятность рождения ребенка с двумя аномалиями в семье, где оба родителя гетерозиготны по обеим парам генов.

Решение:

признак : ген без катаракты : А Р АаВв х АаВв катаракта : а здоровый здоровая без глухонемоты : В глухонемота : в F 1 аавв - ?

Ребенок с двумя аномалиями имеет генотип - аавв. Известно, что при скрещивании двух дигетерозигот среди особей первого поколения наблюдается расщепление по фенотипу. Формула расщепления выглядит как 9:3:3:1. Из этой формулы видно, что на долю дигомозиготного по рецессивным генам организма приходится 1 часть. Это значит, что вероятность появления ребенка с двумя аномалиями равна 1/16 или 6,25 %.

Можно подойти к решению задач на ди- и полигибридное скрещивание еще проще. Для этого необходимо знать лишь вероятности проявления тех или иных генотипов или фенотипов при различных вариантах моногибридного скрещивания. Так, при моногибридном скрещивании гетерозигот (Аа) вероятность появления потомства с генотипом АА равна ¼, с генотипом Аа – ½, с генотипом аа I/4 , а вероятность появления особей с признаками доминантного гена равна ¾, с признаком рецессивного гена – ¼. При скрещивании дигетерозигот (АаВв) вероятность появления особей с генотипом аа равна – ¼, с генотипом вв – тоже ¼. Чтобы найти вероятность совпадения двух независимых друг от друга явлений, нужно перемножить вероятности каждого из них между собой. Например, для определения вероятности появления особей с двумя рецессивными признаками (аавв) надо ¼ умножить на ¼, что даст в итоге 1/16. Пример 9.2. У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой – над леворукостью. Неаллельные гены расположены в негомологичных хромосомах. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность того, что их следующий ребенок будет голубоглазый и будет владеть преимущественно левой рукой. Краткая запись условия задачи будет иметь следующий вид: признак : ген карие глаза : А Р А В х ааВ голубые глаза : а кареглазая голубоглазый праворукость : В праворукая праворукий леворукость : в F 1 А вв ааВ кареглазый голубоглазый леворукий праворукий аавв - ?

Решение:

Прежде чем приступить к расчету вероятности рождения следующего ребенка с генотипом - аавв, необходимо определить генотипы их детей. Наличие в генотипе детей двух пар рецессивных генов (аа и вв) свидетельствует о том, что оба родителя несут гены а и в. Таким образом генотипы матери будет АаВв, отца – ааВв. Вероятность рождения следующего ребенка с определенным генотипом не зависит от того, какими признаками обладают уже родившиеся дети. Поэтому решение задачи сводится к определению вероятности рождения у этой пары голубоглазых левшей. Р АаВв х ааВв р (аа)=1/2 р(вв)=1/4 р(аавв)=1/2 х ¼=1/8

Вероятность появления генотипа аа при скрещивании особей с генотипами Аа и аа равна ½, вероятность появления генотипа вв при скрещивании Вв и Вв – ¼. Поэтому вероятность встречи этих двух генотипов в одном организме будет ½ х ¼ = 1/8.

Ответ : Вероятность рождения в семье ребенка с голубыми глазами, владеющим преимущественно левой рукой, равна 1/8. Пользоваться этим приемом следует только при полном овладении навыком обычного решения задач.

10. АНАЛИЗИРУЮЩЕЕ СКРЕЩИВАНИЕ

Особи, проявляющие доминантные признаки, могут быть как гомозиготными так и гетерозиготными, так как по фенотипу они не отличаются. Определить генотип таких организмов по фенотипу нельзя. В этих случаях производят анализирующее скрещивание и узнают генотип родительских особей по фенотипу потомства. При анализирующем скрещивании особь, генотип которой должен быть выяснен, скрещивается с гомозиготной рецессивной особью. Если от такого скрещивания все потомство будет единообразным, значит анализируемая особь гомозиготна. Если же у ½ потомства проявляется рецессивный признак, то анализируемая особь гетерозиготна по одной паре аллельных генов. Пример 10.1 . У собак жесткая шерсть – доминантный признак, мягкая – рецессивный. С кем нужно скрестить жесткошерстую собаку, чтобы выяснить ее генотип? признак : ген жесткая шерсть : А мягкая шерсть : а Если собака имеет жесткую шерсть, то по фенотипу невозможно определить генотип собаки. Она может быть как гомозиготной (АА), так и гетерозиготной (Аа). Для выяснения генотипа жесткошерстной собаки ее нужно скрестить с мягкошерстной особью (аа), т. е. произвести анализирующее скрещивание. Возможны 2 случая. 1. Р АА х аа 2. Р Аа х аа жесткая мягкая жесткая мягкая шерсть шерсть шерсть шерсть G А; а G А;а а F1 по генотипу Аа F1 по генотипу 1Аа: 1аа жесткая жесткая мягкая шерсть шерсть шерсть по фенотипу 100 % по фенотипу 50% : 50% В первом случае все потомство однородное; во втором случае у ½ потомства проявляется доминантный признак, а у ½ - рецессивный. Таким образом, по результату скрещивания можно судить о генотипе жесткошерстной собаки. Если в ее потомстве все особи будут иметь жесткую шерсть, значит она будет гомозиготна (АА), если в ее потомстве половина особей будет иметь мягкую шерсть, а половина – жесткую, значит она гетерозиготна (Аа).

11. НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ ПРИ НЕПОЛНОМ ДОМИНИРОВАНИИ

В разобранных выше случаях имеет место полное подавление одного гена другим (полное доминирование). В природе часто наблюдается неполное доминирование, когда доминантный ген не полностью подавляет действие аллельного гена у гетерозигот. Функционируют оба гена, и в результате у них появляется промежуточный признак, отличный от признаков особей, гомозиготных по любому из этих аллельных генов. Ген с неполным доминированием обозначается черточкой над символическим обозначением его – Ā. В таблице записи условий задачи вводится графа «генотип». И на протяжении всего времени, пока решается данная задача, всякий раз, записывая A, следует не забывать ставить эту черточку, демонстрируя тем самым относительную (неполную) доминантность этого гена. Над рецессивным геном (а) никаких черточек не ставится. Пример 11.1. У человека курчавые волосы определяются геном А. Гладкие волосы обусловливаются геном а. Ген А не полностью доминирует над геном а. Взаимодействие генов А и а дает волнистые волосы. Определить фенотипы детей F 1 в браке мужчины с курчавыми волосами и гладковолосой женщины. Признак : Ген : Генотип курчавые волосы: А : АА гладкие волосы : а : аа волнистые волосы : : Аа

Решение:

Р ĀĀ х аа курчавые гладкие Гаметы Ā а F 1 генотип Āа фенотип волнистые 100% В первом поколении потомства все дети единообразны, имеют волнистые волосы. Пример 11.2. У человека нормальный гемоглобин определяется геном А. Серповидноклеточная анемия обусловливается геном а. Ген А не полностью доминирует над геном а. Взаимодействие генов А и а дает серповидную форму части эритроцитов. В анализируемом браке половина детей имела частично серповидные эритроциты, а половина – серповидноклеточную анемию. Определить генотип и фенотип родителей. Признак : Ген : Генотип Нормальный гемоглобин : А : АА Серповидноклеточная анемия: а : аа Часть эритроцитов серповидной формы : : Аа

Решение:

Р Āа х аа часть эритроцитов анемия серповидные Гаметы Ā; а а F 1 генотип Āа; аа фенотип часть анемия эритроцитов серповидные 50% 50% Поскольку у 50% детей имеются гены А и а, то они должны присутствовать и у родителей. тогда генотипы родителей будут иметь вид: А и а. Если учесть, что другая половина детей имеет только рецессивные гены, то точки в генотипах родителей мы можем заполнить геном а, тогда родительские генотипы будут иметь вид: Аа и аа.

12. НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ, СЦЕПЛЕННЫХ С ПОЛОМ

В отличие от аутосом, половые хромосомы не являются гомологичными, и их нередко называют гетеросомами (от греч. «гетерос» - иной, другой). В Х - хромосоме известно большое число генов, контролирующих развитие соматических признаков, которые отсутствуют в У - хромосоме, и наоборот. Поэтому женский организм по признаку одинаковости их половых хромосом является гомогаметным, а по генному составу может быть гомо - или гетерозиготным. Мужской (44+ХУ) организм является гетерогаметным, т.к. формирует две разновидности гамет по признаку содержания половых хромосом и гемизиготным (греч. «геми» - половина), т.к. в У-хромосоме отсутствуют многие из генов соматических признаков, имеющиеся в Х - хромосоме. Поэтому рецессивные аллели сцепленных с Х - хромосомой признаков у мужчин, как правило, проявляются. При наличии гена в У-хромосоме, не имеющего аллельного аналога в Х-хромосоме, признак будет проявляться только у особей мужского пола.
  • Учебно-методический комплекс дисциплины «основы генетики» Специальности

    Учебно-методический комплекс

    Основные понятия и положения современной генетики. Геном человека. Взаимодействие генов. Норма реакции. Законы наследственности. Хромосомная теория наследственности.

  • Бюллетень новых поступлений 2008 год (7)

    Бюллетень

    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.

  • Последний этап решения задач – анализ полученных при скрещивании особей. Цель анализа зависит от вопроса задачи:

    1) Каков генотип и фенотип ожидаемого потомства?

    2) Какова вероятность появления носителя того или иного признака в потомстве?

    Чтобы ответит на первый вопрос необходимо правильно решить в буквенном выражении поставленную генетическую задачу и найти все возможные генотипы и фенотипы ожидаемого потомства.

    Ответ на второй вопрос связан с расчетом вероятности проявления признака. Вероятность может быть рассчитана и в процентах. В этом случае общее число потомков принимают за 100% и рассчитывают процент особей, несущих анализируемый признак.

    Анализ по генотипу

    В большинстве случаев при анализе генотипов потомков необходимо определить количественные соотношения между различными генотипами и записать их. Сначала выписывают все варианты генотипов с различными сочетаниями доминантных и рецессивных генов, причем одинаковые варианты объединяют и суммируют.

    Пример 8.1. При моногибридном скрещивании подчеркивают количество гомозиготных доминантных, гомозиготных рецессивных и гетерозиготных организмов и записывают соотношение их.

    Так, при скрещивании двух гетерозиготных организмов с генотипом Аа общее число вариантов генотипов потомков равно четырем (генотипы АА, Аа, Аа, аа). Из них одна часть особей будет гомозиготна по доминантному признаку, две – гетерозиготны, одна – гомозиготна по рецессивному гену). Анализ по генотипу должна быть записана как

    1АА : 2Аа : 1аа

    или проще

    1 : 2 : 1

    Такая запись соотношений генотипов Аа среди потомков наблюдается неоднородность по генотипу. Причем на одну особь с генотипом АА приходится две особи с генотипом Аа и одна с генотипом аа. Возникновение такой неоднородности называют расщеплением.

    Анализ по фенотипу

    После записи соотношения генотипов определяют фенотипическое проявление каждого из них. При анализе по фенотипу учитывают проявление доминантного признака. Если в генотипе присутствует доминантный ген, то организм с таким генотипом будет нести доминантный признак. Рецессивный признак проявится только тогда, когда организм гомозиготен по рецессивному гену. Учитывая все это, подсчитывают количество всех особей, имеющих тот или иной признак, и записывают численное соотношение их.

    Пример 8.2. При моногибридном скрещивании двух организмов с генотипом Аа. Запись генотипов потомков первого поколения выглядела как

    1АА : 2Ав : 1аа.

    Доминантный ген А полностью подавляет проявление рецессивного гена а. Поэтому фенотип особей, имеющих генотип АА и Аа, будет одинаков: эти особи будут нести доминантный признак.

    Соотношение особей с различными фенотипами будут иметь вид 3 : 1. Такая запись означает, что среди потомства наблюдается неоднородность по фенотипу и на три особи с доминантным признаком приходится одна особь с рецессивным признаком. Так как скрещивались однородные по фенотипу особи, то можно сказать, что в первом поколений произошло расщепление по фенотипу.

    При определении вероятности появления в потомстве особи с определенным фенотипом необходимо найти долю таких особей среди всех возможных. В рассматриваемом примере доля особей с доминантным признаком равна 3 (1АА и 2Аа). Рассчитанная в процентах вероятность составляет 75%.

    Рассмотрим как записывают соотношения генотипов и фенотипов и осуществляют расчет вероятности.

    Пример 8.3. Нормальная пигментация кожи доминирует над альбинизмом. Какова вероятность появления ребенка-альбиноса в семье гетерозиготных родителей?

    признак : ген

    норма : А

    альбинизм : а

    норма норма

    Гаметы А; а А; а F 1 АА; Аа; Аа; аа

    по генотипу 1АА : 2Аа: 1аа

    по фенотипу 3 норма : 1 альбинизм

    Р альбинизм = 1 = 1 или 25%

    По записи решения видно, что потомство будет иметь 4 следующих генотипа: АА, Аа, Аа, аа. Анализ по генотипу показывает, что среди детей первого поколения один – гомозиготный доминантный (АА), два – гетерозиготных (Аа) и один – гомозиготный рецессивный. Цифровое соотношение генотипов будет иметь вид 1: 2:1 . Анализ по фенотипу показывает, что дети с генотипом АА и Аа будут иметь доминантный признак – нормальную пигментацию кожи. Числовое соотношение детей, имеющих нормальную пигментацию и альбинизм, будет 3:1. На долю детей с альбинизмом приходится ¼ часть всех гибридов. Это значит, что вероятность (р) появления детей-альбиносов равна ¼, или 25%.

    Анализ гибридов, полученных при дигибридном скрещивании, аналогичен описанию для многогибридного скрещивания. Сначала также подписывают различные варианты генотипов и одинаковые варианты суммируют. Варианты генотипов при этом могут быть самые разнообразные: дигомозиготные доминантные, дигомозиготные рецессивные, дигетерозиготные, моногетерозиготные. После подсчета результаты записывают в виде численного соотношения также, как в случае моногибридного скрещивания.

    Пример 8.4. У человека нерыжий цвет волос доминирует над рыжим, а веснушки – над нормой. Гены, определяющие цвет волос и веснушчатость кожи, не сцеплены. Какой процент нерыжих веснушчатых детей можно ожидать в браке мужчины и женщины, гетерозиготных по обоим признакам?

    признак : ген

    нерыжий цвет : А

    рыжий цвет : а

    веснушчатость : В

    нормальная кожа : в

    Р АаВв х АаВв

    нерыжая нерыжий

    веснушчатая веснушчатый

    Гаметы АВ, Ав, аВ, ав АВ,Ав, аВ, ав

    Для определения генотипов особей первого поколения воспользуемся решеткой Пеннета, в которой по горизонтали запишем женские гаметы, по вертикали – мужские гаметы, а в клетках решетки – генотипы особей первого поколения.

    АВ Ав аВ ав
    АВ ААВВ ААВв АаВВ АаВв
    Ав ААВ в ААвв АаВв Аавв
    аВ АаВВ АаВв ааВВ ааВв
    ав АаВв Аавв ааВВ авав

    Анализ по генотипу здесь основан на подсчете и составлении числовых соотношений всех возможных вариантов генотипов особей, причем одинаковые генотипы их суммируют. В данном случае расщепление по генотипу будет иметь следующий вид:

    1ААВВ: 2ААВв: 1ААвв: 2АаВВ: 4АаВв: 2Аавв: 1ааВВ: 2ааВв: 1аавв

    При анализе по фенотипу выписывают возможные варианты генотипов потомков с различными сочетаниями признаков цвета шерсти с длиной шерсти. Затем для каждого сочетания признаков записывают соответствующие ему генотипы. Поэтому, определив фенотипическое проявление каждого из выше записанных генотипов, сгруппируем все их по принадлежности к какому-то определенному сочетанию признаков:

    Фенотип Генотипы Итого
    нерыжий, веснушчатый нерыжий, норма рыжий, веснушчатый рыжий, норма 1ААВВ, 2ААВв, 2АаВВ, 4АаВв 1ААвв, 2Аавв 1ааВВ, 2ааВв 1аавв

    Доля нерыжих веснушчатых детей будет 9 или 56,25 %.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Рецензенты к биол н доцент билалова г а.. к психол н доцент уразаева г и..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Общие рекомендации к решению генетических задач
    При решении задач студент должен свободно ориентироваться в основных генетических положениях, специальной терминологии и буквенной символике. Аллельные гаметы обозначаются одним и тем же б

    Запись генотипов родительских особей
    Генотипы родителей можно представить как в хромосомном, так и в генном варианте. При записи генотипа в хромосомном варианте две параллельные горизонтальные черточки символизирует гомологич

    Запись гамет родительских особей
    Моногибридное скрещивание Аллельные гены находятся в гомологичных хромосомах. При образовании гамет гомологичные хромосомы расходятся в разные гаметы. Аллельные гены, находящиеся в

    Образование гамет при дигибридном скрещивании
    В этом случае нужно помнить, что аллели двух разных генов могут находиться или в разных, или в одной паре гомологичных хромосом. Например, хромосомная запись образования гамет у организма

    Решетка пеннета
    Для того, чтобы было проще решать практически любую задачу по генетике, рекомендуется строить так называемую решетку Пеннета, получившую свое название от имени английского генетика Р.Пеннета, вперв

    Запись генотипов особей i-го поколения
    Особи в поколении F1 есть результат скрещивания двух родительских организмов: мужского и женского. Каждый из них может формировать определенное количество типов гамет. Каждая гамета одно

    Общие формулы расщепления
    Если гены, отвечающие за проявление двух не альтернативных признаков, находятся в негомологичных хромосомах, то при мейозе они попадут в гаметы независимо друг от друга. Поэтому при скрещивании дву

    Анализирующее скрещивание
    Особи, проявляющие доминантные признаки, могут быть как гомозиготными так и гетерозиготными, так как по фенотипу они не отличаются. Определить генотип таких организмов по фенотипу нельзя. В этих сл

    Наследование признаков при неполном доминировании
    В разобранных выше случаях имеет место полное подавление одного гена другим (полное доминирование). В природе часто наблюдается неполное доминирование, когда доминантный ген не полностью подавляет

    Наследование признаков, сцепленных с полом
    В отличие от аутосом, половые хромосомы не являются гомологичными, и их нередко называют гетеросомами (от греч. «гетерос» - иной, другой). В Х - хромосоме известно большое число генов, контролирующ

    Явление множественного аллелизма
    Довольно часто один и тот же ген имеет не две (доминантная и рецессивная) аллельные разновидности, а значительно больше: А, а1, а2, а3 и т.д. Возникают они в результате нескольких мутаций одного и

    Генетика популяций
    Генетика популяций рассматривает закономерности распределения доминантных и рецессивных аллелей и генотипов диплоидных организмов внутри популяций. Расчеты осуществляются в соответствии с законом Х

    Запись ответа задачи
    Наконец, заключительный этап процесса решения задачи – формулировка ответа, который должен быть предельно кратким, абсолютно точным, не допускающим разночтений. При этом необходимо помнить

    Кодирование наследственной информации
    Ген - это определенный участок ДНК, в последовательности азотистых оснований которого закодированы структуры некоторых клеточных продуктов - белков, т-РНК и р-РНК. Сама ДНК обладает способностью к

    Генетический код (триплет и РНК)
    Первая буква Вторая буква Третья буква У Ц А Г У Фен

    Задача № 27.
    Волосы человека бывают темные и светлые, курчавые и гладкие. Ген темного цвета доминантный, ген гладких волос рецессивный. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. 1. Каких детей можн

    Задача № 36.
    У человека близорукость (В) доминирует над нормальным зрением, а карие (А) глаза – над голубыми. а) Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зр

    Синдромы с аутосомно-доминантным типом наследования
    Аарского синдром.Краткая характеристика: глазные аномалии включают офтальмоплегию, страбизм, астигматизм, увеличенную роговицу, аномалии ушных раковин 76%. Тип наследования - аутос

    Синдромы с аутосомно-рецессивным типом наследования
    Акродерматит энтеропатический.Краткая характеристика: тяжелый стоматит, светобоязнь, изменения психики, по шизоидному типу. Тип наследования - аутосомно-рецессивный.

    Синдромы с х-сцепленным рецессивным типом наследования
    Гидроцефалия.Краткая характеристика: лицо маленькое, лоб нависает, нарушение координации, задержка умственного развития. Тип наследования - X - сцепленный рецессивный при стенозе с

    Синдромы с х-сцепленным доминантным типом наследования
    Дермальная гиполазия фокальная.Краткая характеристика: аномалии прикуса, смешанная глухота, характерна умственная отсталость. Тип наследования - X - сцепленный доминантный.

    Словарь генетических терминов
    X-ХРОМОСОМА - половая хромосома; в кариотипе женщины представлена дважды, в кариотипе мужчины имеется лишь одна Х-хромосома. Y-ХРОМОСОМА - половая хромосома, лишенная гомологичного партнер

    При моногибридном скрещивании изучается
    - один признак;
    - один ген;
    - одна пара альтернативных генов;
    - одна пара альтернативных признаков (все это одно и то же).

    Моногибридные расщепления

    1) Расщепления нет (все дети одинаковые) – скрещивали двух гомозигот АА х аа (первый закон Менделя).


    2) Расщепление 3:1 (75% / 25%) – скрещивали двух гетерозигот Аа х Аа (второй закон Менделя).


    3) Расщепление 1:2:1 (25% / 50% / 25%) – скрещивали двух гетерозигот Аа х Аа при .


    4) Расщепление 1:1 (50% / 50%) – скрещивали гетерозиготу и рецессивную гомозиготу Аа х аа (анализирующее скрещивание).

    Первый закон Менделя
    (закон единообразия, закон доминирования)

    При скрещивании чистых линий (гомозигот) все потомство получается одинаковое (единообразие первого поколения, расщепления нет).


    P AA x aa
    G (A) (a)
    F 1 Aa


    У всех потомков первого поколения (F 1) проявляется доминантный признак (желтый горох), а рецессивный признак (зеленый горох) находится в скрытом состоянии.

    Второй закон Менделя (закон расщепления)

    При самоопылении гибридов первого поколения (при скрещивании двух гетерозигот) в потомстве получается расщепление 3:1 (75% доминантного признака, 25% рецессивного признака).


    F 1 Aa x Aa
    G (A) (A)
    (a) (a)
    F 2 AA; 2Aa; aa

    Анализирующее скрещивание

    При скрещивании гетерозиготы Aa с рецессивной гомозиготой aa получается расщепление 1:1 (50% / 50%).


    P Aa x aa
    G (A) (a)
    (a)
    F 1 Aa; aa

    ВЕРОЯТНОСТЬ ГЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа
    1. Определите вероятность в процентах появления рецессивной гомозиготы в потомстве от скрещивания гетерозиготных растений при полном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

    Ответ


    ВЕРОЯТНОСТЬ ФЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х Аа
    1. Какова вероятность появления белых цыплят у кремовых гетерозиготных родителей (Аа)? Ответ запишите в виде процентов, знак % писать не надо.

    Ответ


    2. Какова процентная доля карликовых форм при самоопылении гетерозиготного высокорослого растения гороха (высокий стебель – А)? В ответе запишите только число процентов.

    Ответ


    3. Определите вероятность (%) получения потомков с доминантным проявлением признака в моногибридном скрещивании гетерозиготных гибридов между собой при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.

    Ответ


    4. Какова вероятность рождения у темноволосых родителей (Аа) детей со светлыми волосами (темный цвет доминирует над светлым)? Ответ запишите в виде только числа.

    Ответ


    5. У кур наличие гребня (С) доминирует над его отсутствием (с). При скрещивании гетерозиготных петуха и курицы, имеющих гребни, какой процент цыплят будет без гребня? В ответе укажите только число.

    Ответ


    6. Фенилкетонурия наследуется как рецессивный признак. Определите вероятность рождения здоровых детей у гетерозиготных по этому признаку родителей. Ответ запишите в %.

    Ответ


    7. Какова вероятность (в %) появления потомства с рецессивным признаком при самоопылении гетерозиготных растений? В ответе запишите только соответствующее число.

    Ответ


    ВЕРОЯТНОСТЬ ГЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х аа
    1. Какова вероятность (в %) рождения гомозиготного потомства при скрещивании гомозиготного и гетерозиготного организмов? В ответе запишите только целое число.

    Ответ


    ВЕРОЯТНОСТЬ ФЕНОТИПА ПРИ СКРЕЩИВАНИИ Аа х аа
    1. С какой вероятностью у потомков может проявиться патологический ген, если скрещивается организм, гетерозиготный по данному признаку (гены не сцеплены), с организмом, имеющим рецессивный генотип по данному признаку? Ответ запишите в виде числа (в %), показывающего искомую вероятность.

    Ответ


    2. Исследуемая особь имеет темный цвет волос и является гомозиготной по данному признаку. При проведении анализирующего скрещивания, какова вероятность рождения потомства со светлым цветом волос (А - темный цвет волос, а - светлый цвет волос)? В ответе укажите только число.

    Ответ


    3. Какова вероятность (%) получения коричневых щенков в моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготной чёрной собаки при полном доминировании признака? Ответ запишите в виде числа.

    Ответ


    4. Миоплегия (приступы паралича конечностей) передается по наследству как доминантный признак. Определите (в %) вероятность рождения детей с аномалиями в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией. В ответе запишите только соответствующее число.

    Ответ


    СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ Аа х Аа

    1. Какое соотношение генотипов получится при скрещивании двух гетерозигот при полном доминировании? Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке их убывания.

    Ответ


    2. Определите соотношение генотипов в потомстве при скрещивании Аа х Аа. В ответе запишите последовательность цифр в порядке уменьшения.

    Ответ


    3. Определите соотношение генотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке уменьшения.

    Ответ


    СООТНОШЕНИЕ ГЕНОТИПОВ Аа х аа
    1. Определите соотношение генотипов у потомков при скрещивании гетерозиготного и гомозиготного по рецессивному аллелю организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

    Ответ


    2. Определите соотношение генотипов при скрещивании гетерозиготного растения гороха с гладкими семенами и растения с морщинистыми семенами. Ответ запишите в виде цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов, расположенных в порядке уменьшения.

    Ответ


    СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ Аа х Аа
    1. Определите соотношение фенотипов у гибридов, полученных в результате скрещивания родительских форм с генотипами Аа х Аа. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных в порядке убывания.

    Ответ


    2. Определите соотношение фенотипов у потомства, образовавшегося при скрещивании двух гетерозиготных растений тыквы с желтыми плодами при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение фенотипов, в порядке их убывания.

    Ответ


    3. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

    Ответ


    СООТНОШЕНИЕ ФЕНОТИПОВ Аа х аа
    1. У морских свинок ген черной окраски доминирует над геном белой окраски. Определите соотношение фенотипов у потомков, полученных в результате скрещивания гетерозиготной самки и белого самца. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.

    Ответ


    2. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной особью, имеющей фенотипическое проявление рецессивного признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, расположенных по убыванию.

    Ответ


    КОЛИЧЕСТВО ФЕНОТИПОВ
    1. Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa x Aa в случае полного доминирования? В ответе укажите только число.

    Ответ


    2. Сколько фенотипов получится у потомства при анализирующем моногибридном скрещивании гетерозиготного организма? В ответе запишите только соответствующее число.

    Ответ


    3. Сколько разных фенотипов получится при скрещивании черной гетерозиготной самки и белого самца кролика? В ответе запишите только соответствующее число.

    Ответ


    СЛОЖНО
    Скрестили растения чистых линий томата с округлыми и грушевидными плодами (А – округлая форма плодов). Получившихся потомков в F1 скрестили между собой. Определите соотношение потомков по фенотипу во втором (F2) поколении при полном доминировании признака. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.

    Ответ


    От скрещивания чёрных кроликов в потомстве появились семь чёрных и два белых кролика. Какая вероятность получения белых кроликов от последующих скрещиваний этих же родителей? Ответ запишите в виде числа, показывающего вероятность получения белых кроликов в последующих поколениях в %.

    Ответ


    Определите соотношение фенотипов у гибридов второго поколения при моногибридном скрещивании (полное доминирование). В ответе запишите последовательность цифр, показывающую соотношение полученных фенотипов, в порядке убывания.

    Ответ


    Определите вероятность (в %) рождения ребенка со II группой крови, если родители имеют IV группу крови. В ответе запишите только соответствующее число.

    Ответ


    Установите соответствие между соотношение фенотипов и типом скрещивания, для которого оно характерно: 1) моногибридное, 2) дигибридное (гены не сцеплены)
    А) 1:2:1
    Б) 9:3:3:1
    В) 1:1:1:1
    Г) 3:1

    Ответ


    Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используются для описания результатов анализирующего скрещивания особи с генотипом Аа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) число потомков с рецессивным генотипом составляет 75%
    2) соотношение фенотипов составило 1: 1
    3) проявляется сцепление генов
    4) вторая родительская особь имеет генотип - аа
    5) среди потомков 50% имеют доминантный признак в фенотипе

    Ответ


    Приведенные ниже утверждения, кроме двух, используются для описания результатов скрещивания особей с генотипами Аа х Аа при полном доминировании. Определите эти два утверждения, выпадающие из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) 75% потомков имеют в фенотипе рецессивный признак
    2) соотношение фенотипов составило 3:1
    3) проявляется закон расщепления признаков
    4) расщепление по генотипу составило 1:2:1
    5) 25% потомков имеют доминантный признак в фенотипе

    Ответ


    Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания моногибридного скрещивания гетерозигот при полном доминировании. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) потомство является фенотипически однообразным
    2) наблюдается расщепление по генотипу 1: 2: 1
    3) родительские особи образуют по два типа гамет
    4) в потомстве 25% имеют гетерозиготный генотип
    5) в потомстве 75% имеют доминантный фенотип

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Определите генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании образовалось 50% растений с желтыми и 50% - с зелеными семенами (рецессивный признак)
    1) АА х аа
    2) Аа х Аа
    3) АА х Аа
    4) Аа х аа

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. При скрещивании мух дрозофил с длинными и короткими крыльями получено равное число длиннокрылых и короткокрылых потомков (длинные крылья В доминируют над короткими b). Каковы генотипы родителей
    1) bb х Bb
    2) BB x bb
    3) Bb x Bb
    4) BB x BB

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Каков генотип родителей, если при анализирующем скрещивании наблюдалось соотношение фенотипов 1:1?
    1) Аа и аа
    2) Аа и Аа
    3) АА и аа
    4) Аа и АА

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. От гибридов первого поколения во втором поколении рождается 1/4 особей с рецессивными признаками, что свидетельствует о проявлении закона
    1) сцепленного наследования
    2) расщепления
    3) независимого наследования
    4) промежуточного наследования

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Какое число фенотипов образуется в потомстве при скрещивании Aa x Aa в случае полного доминирования?
    1) 1
    2) 2
    3) 3
    4) 4

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. «При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей». Это формулировка
    1) закона расщепления
    2) гипотезы чистоты гамет
    3) правила доминирования
    4) закона независимого распределения генов

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. По закону расщепления соотношение фенотипов в F2 (при полном доминировании) равно
    1) 1:1
    2) 3:1
    3) 1:2:1
    4) 1:1:1:1

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Определите, какие генотипы могут иметь дети, если у гетерозиготной матери волнистые волосы, а у отца прямые (полное доминирование признака).
    1) BB, Bb, bb
    2) Bb, bb
    3) BB, Bb
    4) BB, bb

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. При самоопылении гетерозиготного растения гороха с желтой окраской семян расщепление по фенотипу составит
    1) 1:1
    2) 3:1
    3) 1:2:1
    4) 9:3:3:1

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. При моногибридном скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной в их потомстве происходит расщепление признаков по фенотипу в соотношении
    1) 3:1
    2) 9:3:3:1
    3) 1:1
    4) 1:2:1

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Если при скрещивании двух гомозиготных организмов во втором поколении у 1/4 потомства обнаружится рецессивный признак, значит проявился закон
    1) сцепленного наследования
    2) независимого наследования
    3) промежуточного характера наследования
    4) расщепления признаков

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Расщепление по фенотипу во втором поколении в отношении 3:1 характерно для скрещивания
    1) дигибридного
    2) анализирующего
    3) моногибридного
    4) полигибридного

    Ответ


    Рассмотрите схемы скрещиваний, представленных на рисунке, и определите соотношение фенотипов в F2. В ответе запишите последовательность цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке убывания.

    Ответ



    По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения у родителей 1 и 2 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.

    Ответ


    Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания анализирующего скрещивания. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) скрещивание проводится с рецессивными особями по всем генам
    2) наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9:3:3:1
    3) исследуются генотипы особей с доминантными признаками
    4) если исследуемая особь гетерозиготна, то наблюдается расщепление
    5) проявление признаков обусловлено несколькими генами

    Ответ

    © Д.В.Поздняков, 2009-2019

    Закон Харди–Вайнберга

    Мы будем рассматривать менделевские популяции :

    – особи диплоидны;
    – размножаются половым путем;

    численность популяции бесконечно большая; а также панмиктические популяции , где случайное свободное скрещивание особей протекает при отсутствии отбора.

    Рассмотрим в популяции один аутосомный ген, представленный двумя аллелями А и а .

    Введем обозначения:

    N – общее число особей популяции
    D – число доминантных гомозигот (АА )
    H – число гетерозигот (Аа )
    R – число рецессивных гомозигот (аa )

    Тогда: D + H + R = N.

    Так как особи диплоидны, то число всех аллелей по рассматриваемому гену будет 2N.

    Суммарное число аллелей А и а :

    А = 2D + Н;
    а = Н + 2R.

    Обозначим долю (или частоту) аллеля А через p, а аллеля а – через g, тогда:

    Поскольку ген может быть представлен аллелями А или а и никакими другими, то p + g = 1.

    Состояние популяционного равновесия математической формулой описали в 1908 г. независимо друг от друга математик Дж.Харди в Англии и врач В.Вайнберг в Германии (закон Харди–Вайнберга).

    Если p – частота гена A , а g – частота гена а , с помощью решетки Пеннета можно представить в обобщенном виде характер распределения аллелей в популяции:

    Соотношение генотипов в описанной популяции:

    p 2 АА : 2pgАа : g 2 аа.

    Закон Харди–Вайнберга в простейшем виде:

    p 2 АА + 2pgАа + g 2 аа = 1.

    Задача № 36

    Популяция содержит 400 особей, из них с генотипами АА – 20, Аа – 120 и аа – 260 особей. Определите частоты генов А и а .

    Дано:

    Решение:

    N = 400
    D = 20
    H = 120
    R = 260
    p – ?
    g – ?

    Ответ : частота гена А – 0,2; гена а – 0,8.

    Задача № 37

    У крупного рогатого скота породы шортгорн рыжая масть доминирует над белой. Гибриды от скрещивания рыжих и белых – чалой масти. В районе, специализирующемся на разведении шортгорнов, зарегистрировано 4169 рыжих животных, 3780 чалых и 756 белых. Определите частоту генов рыжей и белой окраски скота в данном раойне.

    Ответ : частота гена рыжей окраски – 0,7; белой – 0, 3.

    Задача № 38

    В выборке, состоящей из 84 000 растений ржи, 210 растений оказались альбиносами, т.к. у них рецессивные гены находятся в гомозиготном состоянии. Определите частоты аллелей А и а , а также частоту гетерозиготных растений.

    Ответ : частота генов А и а – 0,5.

    Задача № 40
    В популяции известны частоты аллелей p = 0,8 и g = 0,2. Определите частоты генотипов.

    Ответ : частота аллеля А – 0,45; аллеля а – 0,55.

    Задача № 42

    В стаде крупного рогатого скота 49% животных рыжей масти (рецессив) и 51% черной масти (доминанта). Сколько процентов гомо- и гетерозиготных животных в этом стаде?

    Ответ : в популяции 81% особей с генотипом АА , 18% с генотпом Аа и 1% с генотипом аа .

    Занимательные генетические задачи

    Задача № 44. «Сказка про драконов»

    У исследователя было 4 дракона: огнедышащая и неогнедышащая самки, огнедышащий и неогнедышащий самцы. Для определения способности к огнедышанию у этих драконов были проведены всевозможные скрещивания.

    1. Огнедышащие родители – все потомство огнедашащее.
    2. Неогнедышащие родители – все потомство неогнедышащее.
    3. Огнедышащий самец и неогнедышащая самка – в потомстве примерно поровну огнедышащих и неогнедышащих дракончиков.
    4. Неогнедышащий самец и огнедышащая самка – все потомство неогнедышащее.
    Считая, что признак определяется аутосомным геном, установите доминантный аллель и запишите генотипы родителей.

    Решение :

    По скрещиванию № 4 определяем: А – неогнедышащие, а – огнедышащащие; огнедышащие – ♀ аа и ♂ аа ; неогнедышащий самец – ♂ АА ;
    по скрещиванию № 3: неогнедышащая самка – ♀ Аа .

    Задача № 45. «Консультант фирмы «Коктейль».

    Представьте себе, что вы – консультант небольшой фирмы «Коктейль», что в буквальном переводе с английского означает «петушиный хвост». Фирма разводит экзотические породы петухов ради хвостовых перьев, которые охотно закупают владельцы шляпных магазинов во всем мире. Длина перьев определяется геном А (длинные) и а (короткие), цвет: В – черные, b – красные, ширина: С – широкие, с – узкие. Гены не сцеплены. На ферме много разных петухов и кур со всеми возможными генотипами, данные о которых занесены в компьютер. В будущем году ожидается повышенный спрос на шляпки с длинными черными узкими перьями. Какие скрещивания нужно провести, чтобы получить в потомстве максимальное количество птиц с модными перьями? Скрещивать пары с абсолютно одинаковыми генотипами и фенотипами не стоит.

    Решение:

    F 1: А *В *cc

    1. Р: ♀ ААВВсс × ♂ ааbbсс
    2. Р: ♀ ААВВсс × ♂ ААbbсс
    3. Р: ♀ ААbbсс × ♂ aaВВсс и т.д.

    Задача № 46. «Контрабандист».

    В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идет на экспорт, а деньги от его продажи составляют основу экономики страны. Особенно ценятся серебристые лисы. Они считаются национальным достоянием, и перевозить их через границу строжайше запрещено. Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню. Он знает азы генетики и предполагает, что серебристая окраска лис определяется двумя рецессивными аллелями гена окраски шерсти. Лисы с хотя бы одним доминантным аллелем – рыжие. Что нужно сделать, чтобы получить серебристых лис на родине контрабандиста, не нарушив законов Лисляндии?

    Решение :

    Провести анализирующее скрещивание и выяснить, какие рыжие лисы гетерозиготны по аллелям окраски, перевезти их через границу;
    на родине контрабандиста скрестить их друг с другом, и 1/4 потомков будет серебристой окраски.

    Задача № 47. «Расстроится ли свадьба принца Уно?»

    Единственный наследный принц Уно собирается вступить в брак с прекрасной принцессой Беатрис. Родители Уно узнали, что в роду Беатрис были случаи гемофилии. Братьев и сестер у Беатрис нет. У тети Беатрис растут два сына – здоровые крепыши. Дядя Беатрис целыми днями пропадает на охоте и чувствует себя прекрасно. Второй же дядя умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала глубокая царапина. Дяди, тетя и мама Беатрис – дети одних родителей. С какой вероятностью болезнь может передаться через Беатрис королевскому роду ее жениха?

    Решение :

    Построив предполагаемое генеалогическое древо, можно доказать, что ген гемофилии был в одной из X-хромосом бабушки Беатрис; мать Беатрис могла получить его с вероятностью 0,5; сама Беатрис – с вероятностью 0,25.

    Задача № 48. «Царские династии».

    Предположим, что у императора Александра I в Y-хромосоме была редкая мутация. Могла ли эта мутация быть у:

    а) Ивана Грозного;
    б) Петра I;
    в) Екатерины II;
    г) Николая II?

    Решение:

    Сразу же вычеркнем Екатерину II, ввиду ее принадлежности к женскому полу.

    Ивана Грозного вычеркнем тоже – он представитель рода Рюриковичей и к династии Романовых не принадлежал.

    Ответ : мутация могла быть у Николая II.

    Задача № 49. «Листая роман «Война и мир».

    Предположим, что в Х-хромосоме у князя Николая Андреевича Болконского была редкая мутация. Такая же мутация была и у Пьера Безухова. С какой вероятностью эта мутация могла быть у:

    а) Наташи Ростовой;
    б) сына Наташи Ростовой;
    в) сына Николая Ростова;
    г) автора «Войны и мира»?

    Ответ :

    Андрей Болконский не получил от отца Х-хромосому. Его жена не была родственницей ни Болконских, ни Безуховых. Следовательно, у сына князя Андрея мутации нет.
    Наташа Ростова вышла замуж за Пьера Безухова. Пьер передал X-хромосому своим дочерям, но не сыновьям. Следовательно, дочери Наташи Ростовой получили мутацию, а сыновья – нет.
    Сын Николая Ростова получил свою Х-хромосому от матери – дочери старого князя Болконского (из 2 хромосом княжны Марьи мутация была только в одной, следовательно, она передала Х-хромосому своему сыну с вероятностью 50%).
    Лев Николаевич: действие романа заканчивается за несколько лет до рождения Толстого, на страницах романа сам автор не появляется. Но отцом писателя был отставной офицер граф Николай Ильич Толстой, а мать – урожденная Волконская, т.е. родители писателя были прототипами Николая Ростова и его жены, урожденной Марии Болконской. Их будущий сын Лев получит мутацию с вероятностью 50%.

    Задача № 50. «Спор Бендера и Паниковского».

    Возник у Бендера с Паниковским спор: как наследуется окраска у волнистых попугайчиков? Бендер считает, что цвет попугайчиков определяется одним геном, имеющим 3 аллеля: С о – рецессивен по отношению к двум другим, С г и С ж кодоминантны, поэтому у попугайчиков с генотипом С о С о – белый цвет, С г С г и С г С о – голубой, С ж С ж и С ж С о – желтый и С г С ж – зеленый цвет. А Паниковский считает, что окраска формируется под действием двух взаимодействующих генов А и В . Поэтому попугайчики с генотипом А*В* – зеленые, А*bb – голубые, ааВ* –- желтые, ааbb – белые.

    Они составили 3 родословные:

    1. P: З × Б
    2. P: З × З
    3. P: З × Б

    F1: З, Б
    F1: Б
    F1: Г, Ж, Г, Г, Ж, Ж, Ж, Г, Ж

    Какие родословные могли быть составлены Бендером, какие – Паниковским?

    Ответ : родословные 1 и 2 могли быть составлены Паниковским, а родословная 3 – Бендером.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    1. Багоцкий С.В. «Крутые» задачи по генетике // Биология для школьников. 2005. № 4.
    2. Гуляев Г.В. Задачник по генетике. – М.: Колос, 1980.
    3. Жданов Н.В. Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций». – Киров: изд-во Пед. института, 1995.
    4. Задачи по генетике для поступающих в вузы. – Волгоград: Учитель, 1995.
    5. Кочергин Б.Н., Кочергина Н.А. Задачи по молекулярной биологии и генетике. – Минск: Народна асвета, 1982.
    6. Краткий сборник генетических задач. – Ижевск, 1993.
    7. Методическая разработка для учащихся биологического отделения ВЗМШ при МГУ «Законы Менделя». – М., 1981.
    8. Методические указания для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по общей генетике. – Пермь: изд-во Мед. института, 1986.
    9. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. – М.: Просвещение, 1981.
    10. Орлова Н.Н. Малый практикум по общей генетике (сборник задач). – М.: изд-во МГУ, 1985.
    11. Сборник задач по биологии (учебно-методическое посо-бие). – Киров, 1998.
    12. Соколовская Б.Х. Сто задач по молекулярной биологии и генетике. – Новосибирск: Наука, 1971.
    13. Фридман М.В. Задачи по генетике на школьной олимпиаде МГУ // Биология для школьников. 2003. № 2.
    14. Щеглов Н.И. Сборник задач и упражнений по генетике. – М.: Экоинвест, 1991.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама