THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали ее, как считает большинство исследователей, арией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .

Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой . Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея...» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.

Здесь уместно вспомнить слова Н.П.Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .

В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.

В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Ее собственно Одигитрией, т. е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:

«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному... Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных...» (тропари 7-й песни канона) .

В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для ее будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец . Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .

Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Ее чревом.

«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вой». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом » . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.

В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Ее покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены... ограждала город, облекала его» .

Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.

Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля.

Еще одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле. Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее. Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).

Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П.Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (X1V-XV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в XIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный еще в древности с греческого оригинала» .

Бытование Одигитрии Смоленской и множества ее списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.

С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства); это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.

Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»). Богоматерь с Младенцем Христом (Ил. 5) представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .

Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее. Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).

С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии. Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.

Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре . Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А.Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .

Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева . Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы).

Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова . Ее уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .

Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.

В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе...»

Протоиерей Николай Погребняк


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 7-8, 2013 г.

Смоленская икона Божией Матери известна как одна из ранних христианских святынь, написанная при жизни Богородицы. Авторство приписывают евангелисту Луке. Таково предание. Икона первоначально находилась в Иерусалиме, откуда и попала в Константинополь, где зарождалось христианство.

Любопытно происхождение названия иконы – с ним связано первое чудо, которое явила Богородица людям. Было это в 842 году. По преданию, явилась Богоматерь двум незрячим людям, велела придти на поклон иконе Божией Матери, которая находилась во Влахернском храме. Слепцы наставление исполнили и обрели зрение. А икону назвали “Одигитрия” (“Путеводительница”)

В начале 12 века христианская святыня оказалась волею судеб у Владимира Мономаха, который в 1101 году пожертвовал ее Смоленской Соборной церкви в честь Успения Богородицы. Тогда и стала “Одигитрия” путеводной звездой для простого люда земли древней, ее защитников.

Смоленская икона Божией Матери. Фреска. Дионисий, 1482 г
(Изображение с сайта vladimirskaya-ikona.prihod.ru)

Какие только войны не сотрясали землю Смоленскую! Во времена бесчинств орды хана Батыя, в 1238 году явила Богородица первое чудо жителям земли Смоленской, когда татары напали на Смоленскую землю. Остановилось войско хана Батыя лагерем в 25 верстах от города, в деревне Долгомостье. Жители же собрались в соборе и обратились с молитвой к Заступнице Небесной. И было видение пономарю церковному – найти воина Меркурия, которого избрала Богоматерь для спасения древнего града.

Идти надлежало Меркурию в стан врага и убить богатыря иноземного. Сказала тогда Богородица воину: «Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди навстречу врагу тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».

Без страха пошел Меркурий на врага, ведомый Одигитрией, чей величавый лик появился над полем брани, наводя ужас на врага. Самоотверженный воин Меркурий перебил множество татар, но и сам принял смерть – спящему победителю отрубили голову. По преданию, похоронен мужественный воин в стенах древнего собора Смоленска. Славный воин был причислен к лику святых и получил имя Меркурия Смоленского.

В 14 веке Смоленск попал под власть литовских князей, и святой образ Божией матери был перевезен в Москву. Столетие спустя, вернулся он в Смоленск после освобождения города, по просьбе смолян. В Москве златоглавой остались копии иконы, одна – в Благовещенском соборе, другая – в Новодевичьем монастыре, который и был основан в память возвращения Смоленска России. Тогда же определи и день празднования чудотворного образа – 28 июля (10 августа по новому стилю) 1525 года. День освобождения русского города от иноземного владычества. Звучат в этот день торжественные песнопения Матушке-Заступнице, совершается Крестный ход вокруг храма на Соборном холме, откуда хорошо просматривается весь город.

Позже с “Одигитрии” был воспроизведен точный список, который воспринял всю силу древней иконы.

Историки свидетельствуют, что именно этот список отправился с русскими войсками, когда в 1812 году они оставляли Смоленск французам. Образ Божией Матери оберегал русские войска от неприятеля. Известно, что в канун Бородинского сражения Смоленскую “Одигитрию” носили по лагерю, дабы укрепить силу духа русских воинов. А накануне Бородинской битвы икону Смоленской “Одигитрии” вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери носили вокруг кремлевских стен в Москве. Матерь Божия через свои образы даровала победу русским войскам.

После победы наших войск над французами Смоленская “Одигитрия” и ее более поздний список возвратились в Успенский собор. И долгое время обе иконы не покидали Смоленск, даруя благодать его жителям.

Известно, что к началу прошлого столетия в Свято-Успенском соборе находились две иконы Божией матери. Древний образ был очень темный, породу дерева иконы из-за старости невозможно было определить. На обратной стороне иконы изображено распятие Господа и надпись «Василевс еставрофи» – «Царь распят».

Такой была икона до своего таинственного исчезновения, накануне оккупации города немцами 6 августа 1941 года. После освобождения Смоленска в 1943 году смоляне первый раз вошли в собор на богослужение и не обнаружили икону Заступницы Небесной, которая всегда находилась на 25-метровых хорах. С тех пор нет никаких упоминаний и рассказов о древней иконе, только предположения: может быть, спрятали ее местные жители где-то на территории храма перед оккупацией. И придет время – явит еще чудо древняя икона Смоленской Божией Матери. Надеются христиане на ее чудесное возвращение!

После тщательных поисков в 1943 году нашли прихожане в соборе, в груде мусора большую Надвратную икону-список Смоленской Божией Матери “Одигитрии”, датируемую 16 веком. Автором списка, как предполагают, является иконописец Постник Ростовец.

С той поры список не покидал Смоленск. Сегодня он находится на месте древней чудотворной иконы, в главном престоле. Славится Успенский собор тем, что в нем освящены два престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрии”.

Икона Смоленской Божией Матери “Одигитрия”. XIX в
(Изображение с сайта livejournal.com)

Еще один список Смоленской иконы, датируемый 15 веком, находится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Список конца 16 века сохранился в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Более поздний список Смоленской иконы Божией Матери помещен над захоронением Михаила Кутузова в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

В Смоленске к главной святыне Успенского собора православные поднимаются по высокой чугунной лестнице, чтобы поклониться чудесному исцеляющему образу. Доподлинно известно, что в 18 веке получил исцеление псаломщик со скрюченными руками. Во сне явилась ему Божия Матерь, и исцелился больной, что засвидетельствовали врачи.

Среди православных христиан икона Божией Матери Смоленская “Одигитрия” чтится как символ мира и здравия. К Богоматери обращались с просьбой защитить от войн и эпидемий. Особо чтится эта икона семейными людьми – дарует Божия Матерь любовь и укрепление семьи.

Молятся Богородице путешественники и странники, чтобы защитил их светлый образ Богоматери в чужих краях.

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой - держит свиток, реже - книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-ая половина XIII в. Национальня галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа - пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец - это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно Церковному Преданию первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон - «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня - икона Богоматери - стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь - путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» - сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-ая четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII – начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из Смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике» гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце - Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.




Смоленская икона Божией Матери, именуемая “Одигитрия”, что значит “Путеводительница”, по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая – “мера в меру” – в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где “со многими слезами” москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 – каменная.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, – 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.
Шуйская-Смоленская чудотворная икона Божией Матери

Святая икона Божией Матери Одигитрии – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь.

Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней:
“Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!”

Чудотворная икона Божьей Матери-Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. 1912. Начало ХХ века. Российская империя. Сергей Михайлович Прокудин-Горский. Цветные фото Российской Империи.


Всем предстательствуеши, Благая,
прибегающим с верою в державный Твой покров…

Стихира на стиховне


Самая известная из икон Божией Матери, именуемых Одигитрией (Путеводительницей), - Смоленская - это и одна из древнейших святынь Русской Православной Церкви: первый список её появился на Руси уже в середине XI в. Византийский император Константин IX Мономах благословил иконой Богородицы Одигитрии свою дочь, когда она стала супругой киевского князя Всеволода Ярославича. Большинство описаний Смоленской иконы называет принцессу Анной , но здесь произошло смешение исторических реалий: князь Всеволод был женат на дочери Константина Мономаха, но звали её, как считает большинство исследователей, Марией либо Анастасией. Анной звали другую византийскую принцессу - супругу равноапостольного князя Владимира, она была дочерью византийского императора Константина, но не Мономаха, а Багрянородного .

Предание церковное говорит, что первая икона Божией Матери, получившая позднее наименование Одигитрия, или Путеводительница, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой. Хотя ни одна из икон, написанных апостолом, до нашего времени не дошла, но те списки, которые по времени создания восходят к раннехристианским временам, позволяют говорить о том, что уже тогда была крепка вера в заступничество Пресвятой Девы. «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе, Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых» (здесь и далее приводятся цитаты из службы Одигитрии Смоленской, 28 июля) . По этой вере подавалась благодатная помощь от списков с древних икон Божией Матери, и, прославленные многими чудотворениями, они в Церкви равно почитались с иконами первоначальными, написанными апостолом. Слова богородична по полиелеи: «Пречистая Твоя икона, Богородице Дево, врачевство всего мира духовное, к нейже прибегаем, Тебе покланяющеся, почитаем и лобызаем ю, исцелений благодать почерпающее от нея…» нельзя отнести к конкретному образу - это молитвенное обращение к любой иконе Богородицы.

Здесь уместно вспомнить слова Н. П. Кондакова о том, что благочестивый обычай старины позволял считать список оригиналом, если оригинал находился далеко или бывал утрачен .

В нашей заметке пойдет речь о том, как на основе древнего иконографического типа Одигитрии произросло целое древо различных икон Богородицы, оставивших свой след в истории Церкви.

В каноне Пресвятой Богородице Одигитрии Смоленской, написанном в середине IX в. монахом Игнатием - служителем Софии Константинопольской, впоследствии митрополитом Никейским , почти нет упоминаний о тех благодатных видах помощи, которые послужили основанием для наименования Её собственно Одигитрией, т.е. Путеводительницей. Вот немногие примеры:

«Радуйся, Богородице Одигитрие, всех и всегда наставляющи верных шествовати ко всякому пути спасительному… Радуйся, кораблем, Одигитрие, нуждно плавающим, избавляющи верных…» (тропари 7-й песни канона) .

В литературе можно встретить такое толкование названия иконы Одигитрия - Путеводительница: оно закрепилось за ней якобы из-за того, что эта святыня сопровождала царевну Анну в нелегком путешествии из Константинополя в Чернигов . Но поскольку название иконы встречается за столетия до Крещения Руси, правильнее предположить, что император выбрал для своей дочери из немалого количества Константинопольских святынь именно ту, которая была бы Путеводительницей ко спасению и для нее, и для её будущего потомства. Не только Путеводительницей, но той постоянной во всем Хранительницей, о которой вдохновенно говорит в Акафисте преподобный Роман Сладкопевец. Вошедшие в Акафист эпитеты Богоматери - не только удачные богословски осмысленные поэтические образы, навеянные ветхозаветными пророчествами. Нередко они имели и вполне определенное происхождение, связанное с чудесным заступлением Богоматери .

Как иконографический тип Одигитрия является одной из самых распространенных икон. Существует множество изводов этого типа, общими чертами которых являются следующие: Богомладенец Христос свободно сидит на левой руке Пресвятой Богородицы, лики их не соприкасаются. В левой руке Христа свиток, правая сложена в именословном благословении. Изображение Богоматери обычно поясное, Её правая рука поднята к Сыну в жесте моления (адорации). И Богоматерь, и Христос изображены почти фронтально. Н.П. Кондаков считал, что иконографический тип Одигитрии сложился в Палестине или в Египте ранее VI в., а затем распространился по всему православному Востоку .

Одно из объяснений происхождения названия Одигитрия связано с местом пребывания чтимого образа Богородицы - Влахернским монастырем Одегон, или Одигон (ʹΟδηγοʹς - проводник, поводырь), стоявшим на берегу Мраморного моря. В монастыре был чудотворный источник, исцелявший слепоту. Возможно, с этим обстоятельством связано и название монастыря: слепых приводили сюда поводыри. Храм, и, вероятно, монастырь, был основан св. благоверной императрицей Пульхерией (+ 453), которая поместила здесь чтимый образ Богоматери, по преданию, написанный евангелистом Лукой. Икона вместе с другими реликвиями была принесена в начале V в. из Иерусалима императрицей Евдоксией. Возможно, наименование иконе («Проводница ко всякому благу») было дано св. Пульхерией, которая установила в Константинополе еженедельные крестные ходы с образом Одигитрии, собиравшие множество людей. По свидетельствам паломников, икона Одигитрии была квадратной формы и имела две рукояти для несения её на крестных ходах. Икона была украшена серебряной ризой с большим количеством драгоценных камней. В паломнических описаниях есть интересное наблюдение: церковнослужитель, носивший икону, передвигался необычным образом: словно не он нес икону, а она вела его за собой; существовало целое братство служителей иконы Одигитрии.

Здесь хочется сделать небольшое отступление: в запаснике Третьяковской галереи хранится Иверская икона Божией Матери, происходящая из Иверской часовни на Красной площади, - запасная, которую выносили во время крестных ходов, возили для совершения молебнов и исцеления страждущих. Медные рукояти для перенесения этой иконы, видимо, были сделаны по тому же принципу, что и у древней Одигитрии Влахернской. Иверская икона является одной из разновидностей Одигитрии.

Участие древней Влахернской Путеводительницы в разного рода процессиях, крестных ходах и общенародных молениях в годину стихийных бедствий или вражеских нашествий находит множество свидетельств в византийских хрониках. «Повесть о храме Богородицы, именуемом Одигон» рассказывает об истории Одигитрии, а также о многих чудесных исцелениях, которые произошли от нее. Каждую неделю во вторник икону в сопровождении большой процессии, с молебным пением проносили по городу «из квартала в квартал», тем самым освящая площади и улицы столицы .

Обратим внимание на тропарь, в котором об иконе Одигитрии говорится как о хранительнице града, где она пребывала: «Радуйся, Одигитрие, радуйся: Тобою нерушим наш град сохраняется…» (песнь 4-я). Что это за город? Без сомнения, Константинополь - город, о котором в Слове на Положение Ризы Пресвятой Богородицы (VII в., приписывается Феодору Синкеллу) говорится: «Сей царственный и богохранимый град, который должно называть „Градом Богородицы“, украшен многими божественными храмами, в которых часто восхваляется всечистое имя Девы Богоматери, и оно считается стеной и забралом спасения» . Но не только Константинополь, но и любой христианский город, где находились чтимые святыни Божией Матери, защищала Она Своим покровом. Таким городом после принесения в него чтимого образа Одигитрии стал Смоленск, а затем и Москва.

Одно из ранних засвидетельствованных чудес заступничества Одигитрии за Смоленск произошло при нашествии татар в 1238 г. Повесть о Меркурии Смоленском начала XVI в., использовавшаяся в качестве синаксарного чтения под 28 июля, озаглавлена «Воспоминание великого чудеси, бывшее от иконы Заступницы нашея Пречистыя Богородицы Смоленския». Список XVII в., хранящийся в ГИМе, рассказывает о том, что во время молитвы в смоленском Печерском монастыре Богоматерь явилась Меркурию. Дева Мария восседала на престоле с Младенцем, сидящим пред Её чревом.

«Вшед богомудрый во святую церковь и виде Пречистую Богородицу, на злате престоле седящу, Христа в недрех имущу, обстоиму ангельскими вои». Богородица пророчески извещает св. Меркурия, что тело его будет положено в Успенском соборе Смоленска: «И прииди во свой град, и тамо приимеши кончину, и положено будет твое тело в Моей церкви». В завершающем эпизоде Повести рассказывается, как Смоленский архиепископ видит Богоматерь, выходящую из Успенского собора в сопровождении двух архангелов: «Се же видит ясно в велицей светлости, аки в солнечной зари исшедши из церкви Пречистая Богородица со архистратиги Господни Михаилом и Гавриилом» . Заметим, что видение удивительно перекликается с одним из древних образов Богоматери - кипрской Пангии Ангелоктиссы.

В Константинополе местом средоточия святынь, связанных с Пречистой Девой Марией, была Влахернская церковь, по своим размерам и количеству клира уступавшая лишь Софийском собору. Здесь пребывали все чтимые иконы Божией Матери, очевидно, и те самые ранние, что были написаны апостолом Лукой. Здесь находилась и Риза Богоматери, о которой святитель Фотий в связи с нападением на город русских в 860 году писал: «Когда мы воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего, к Её покрову прибегали как к стене нерушимой, то эта пречистая Риза кругом обтекала стены… ограждала город, облекала его» .

Из чудотворных икон Богородицы, находившихся во Влахернской церкви, император мог выбрать в благословение для своей дочери любую - вероятно, был выбран один из чтимых списков древней Одигитрии. Кроме Одигитрии во Влахернской церкви находились иконы Умиление, Оранта, Знамение; как и Одигитрия, списки с древних чудотворных святынь также попали на Русь. Все эти иконы имели наименование «Влахернских» - не как особый иконографический тип, а по месту их пребывания.

Но на Руси наименование Влахернской лишь закрепилось за одной - Одигитрией, подаренной в 1654 г. царю Алексею Михайловичу; празднование ей совершается 7/20 июля. Ещё одна чтимая копия Одигитрии Влахернской, попавшая на Русь через шесть веков после Одигитрии Смоленской, по-видимому, является в настоящее время самой древней (VII в.!) иконой Пресвятой Богородицы на русской земле.

Эта рельефная икона, сделанная из воскомастики, хранится в Государственной Третьяковской галерее (о ней см.: МЕВ 2006, № 9–10). Но лепная икона из воскомастики - техника весьма редкая, таких икон известны считаные единицы, в то время как чудотворных списков Влахернской Одигитрии - немало. «Милости и щедрот неисчерпаемое море», как говорится об этой иконе в стихире на стиховне, не есть преувеличение (Ил. 1).

Наша первая икона Смоленская Одигитрия являлась весьма точным списком Одигитрии Влахернской. Н.П. Кондаков в этой связи пишет: «Поразительное сходство древнейших резных образков Одигитрии (ХIV-ХV вв.) именно с типом нашей Смоленской иконы заставляет нас видеть именно в ней точный список с византийской Одигитрии, заменившей в ХIII в., после латинского завоевания, древнейшую икону, которая, может быть, тогда погибла. Смоленская икона Божией Матери представляет второй тип погрудной иконы Одигитрии и дает, несомненно, список, выполненный ещё в древности с греческого оригинала» .

Бытование Одигитрии Смоленской и множества её списков на Руси - предмет отдельного обстоятельного исследования. Обратим внимание на те древнейшие памятники, которые являются редкими списками Влахернской Одигитрии или генетически связаны с этой первоначальной святыней. Приведем несколько наиболее известных икон Божией Матери Одигитрии, с оговоркой, что все эти изображения восходят к древнейшему иконографическому типу Одигитрии, но имеют некоторые особенности.

С иконографическим типом Одигитрии связана энкаустическая икона второй половины VI в. из собрания Ханенко (Киевский музей западного и восточного искусства);

это - одна из немногих дошедших до нас икон доиконоборческого времени.

Другая древнейшая икона Богородицы (первой половины VII в.), которую можно отнести к типу Одигитрии, - мозаичная, находится на Кипре в апсиде церкви Пангии Ангелоктиссы («Честнейшей херувим и славнейшей без сравнения серафим»).

Богоматерь с Младенцем Христом представлена в рост между архангелами Михаилом и Гавриилом. Архангелы - в развевающихся одеждах, они изображены широко и энергично шагающими. Сама Богоматерь - также в движении, которое подчеркивает расходящийся книзу плащ .

Из дошедших до нашего времени русских икон Богоматери Одигитрии следует отметить псковскую икону конца XIII в., находящуюся в Третьяковской галерее.

Иконам Одигитрии подобного вида в литературе усвоено наименование Перивлепта («Преславная», «Прекрасная»).

С псковской иконой интересно сопоставить близкую ей по времени Кипрскую икону Одигитрии (XIII в.), из церкви св. Луки в Никосии.

Исследователи видят в ней следы влияния западной живописи эпохи Возрождения.

Находящаяся в ГТГ икона Богоматери Одигитрии, датируемая 1397 г., принадлежала преподобному Кириллу Белозерскому и находилась в его келье в московском Старом Симоновом монастыре).

Основав новую обитель, преподобный Кирилл поставил эту, почитавшуюся чудотворной, икону в местном ряду Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. После закрытия монастыря с иконы был удален оклад, и вся она оказалась покрытой расходящимися трещинами и следами от гвоздей «экспроприированного» оклада. В ходе реставрации (реставратор Е.А. Погребняк) было заделано более четырехсот дырочек от гвоздей. Это также Богоматерь Перивлепта .

Две замечательные иконы Одигитрии середины XV века находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Икона Одигитрии из Македонии, напоминающая более древние образцы, имеет ряд особенностей, относящихся к поствизантийскому периоду (сглаженная манера письма, «письмо светом», создающее впечатление точеной округлости формы). Другая икона - из Успенского собора города Дмитрова.

Её уникальность заключается в особенностях изображения одеяний, не встречающихся в русской иконописи XV-XVI вв.: это широкие рукава хитона Богомладенца, необычная драпировка Его гиматия с петлеобразной складкой у колен; мафорий Богоматери приспущен на лоб .

Конечно, не только «светом и цветом», не только техникой письма отличаются представленные в нашем кратком обзоре иконы Путеводительницы. За каждым образом - молитвы многих поколений православных христиан, молитвы услышанные, те молитвы, о которых в стихире по 50-м псалме говорится, что Богородица их полезными сотворяет.

В иконографии Божией Матери Одигитрии, на протяжении столетий сохранившей черты того Первообраза, который запечатлен был святым апостолом Лукой, можно видеть тот живой отклик на благодатную помощь Пресвятой Девы, который очень точно отражает и гимнография праздника Одигитрии: «Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе…»

Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
Древнерусское искусство Х - начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
Иконы XIII - XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева. М., 2007.
Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 1–2. Пг., 1914–1915.
Кондаков Н.П. Русская икона. Т. III. Часть 1. Прага, 1931.
Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1–2. М., 1986.
Минея июль. Ч. 3. М., 2002.
Орловский И.И. Достопамятности Смоленска. Смоленск, 1906.
Райс Д.Т. Искусство Византии. М., 2002.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., 2007.
Соколова И.М. Влахернская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. Т. IX. М., 2005.
Сокровища Кипра. Каталог выставки. М., 1970.
Филарет (Гумилевский), архиепископ Черниговский. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. СПб., 1902.
Этингоф О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII века в России. М., 2005.
Этингоф О.Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI–XIII веков. М., 2000.


Обзор памятников иконографии. Образ Божией Матери "Одигитрия"
Автор: Епископ Николай Погребняк
Из краткого обзора некоторых памятников иконописи видно, насколько разнообразна была иконография Богоматери - Путеводительницы и Хранительницы Святой Руси. Живая молитвенная связь православного народа с Царицей Небесной Одигитрией выразилась не только в почитании древнего образа, но и в появлении многочисленных новых иконографических композиций, в основу которых был положен образ, вошедший в историю как Одигитрия Смоленская



Автор: епископ Балашихинский Николай
Способность путешествовать является одним из определяющих и универсальных свойств человеческого бытия. Задача нашей заметки - показать, какое отражение нашли паломничества - т.е. путешествия в святые места - в памятниках иконографии.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама