THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…» (А.С.Пушкин)

В 1802 - 1803 Карамзин издавал журнал "Вестник Европы", в котором преобладали литература и политика. В критических статьях Карамзина вырисовывалась новая эстетическая программа, что способствовало становлению русской литературы как национально-самобытной. Ключ самобытности русской культуры Карамзин видел в истории. Наиболее яркой иллюстрацией его взглядов стала повесть "Марфа Посадница". В своих политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль просвещения.

Стараясь воздействовать на царя Александра I, Карамзин передал ему свою "Записку о древней и новой России" (1811), вызвав его раздражение. В 1819 подал новую записку - "Мнение русского гражданина", вызвавшую еще большее неудовольствие царя. Однако Карамзин не отказался от веры в спасительность просвещенного самодержавия и позднее осудил восстание декабристов. Однако Карамзина-художника по-прежнему высоко ценили молодые писатели, даже не разделявшие его политических убеждений.

Н.М.Карамзин берется за гигантский труд - составить родную русскую историю. 31 октября 1803 года вышел указ Царя Александра I о назначении Н. М. Карамзина историографом с жалованием 2 тысячи рублей в год. Теперь на всю оставшуюся жизнь - историк! В 1804 он приступает к созданию "Истории государства Российского", над которой работал до конца дней, но не завершил.

Теперь - писать. Но для этого нужно собирать материал. Начались поиски. Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

Материалы собираются, но как взяться за текст, как написать такую книгу, которую прочтет и самый простой человек, но от которой и академик не поморщится? Как сделать, чтобы было интересно, художественно, и в то же время научно? И вот эти тома. Каждый делится на две части: в первой - подробный, написанный большим мастером, рассказ - это для простого читателя; во второй - обстоятельные примечания, ссылки на источники - это для историков.

Первые восемь томов "Истории Государства Российского" вышли все разом в 1818 году. Рассказывают, что, захлопнув восьмой, последний том, Федор Толстой по прозванию Американец воскликнул: "Оказывается, у меня есть Отечество!" И он был не один. Тысячи людей подумали, и главное, почувствовали вот это самое. Зачитывались "Историей" все - студенты, чиновники, дворяне, даже светские дамы. Читали в Москве и Петербурге, читали в провинции: далекий Иркутск один закупил 400 экземпляров. Ведь это так важно для всякого, знать, что оно у него есть, Отечество. Эту уверенность дал людям России Николай Михайлович Карамзин.

Н.М.Карамзин пишет брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам". Так о чем же писать? Подробно излагать славные страницы прошлого, а темные лишь перелистывать? Может быть, именно так должен поступать историк-патриот? Нет, решает Карамзин - патриотизм только не за счет искажения истории. Он ничего не добавляет, ничего не выдумывает, не превозносит победы и не преуменьшает поражения. Рабочий кабинет Н.М. Карамзина.

Он не хотел, чтобы его книга стала источником вредных мыслей. Он хотел говорить правду. Так уж получилось, что правда, им написанная, оказалась "вредной" для самодержавия. И вот 14 декабря 1825 года. Получив известие о восстании (для Карамзина это, конечно, мятеж), историк идет на улицу. Через несколько дней Карамзин о декабристах скажет так: "Заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века".

После восстания Карамзин смертельно заболевает - простудился 14 декабря. В глазах современников он был еще одной жертвой этого дня. Но умирает не только от простуды - рухнуло представление о мире, утеряна вера в будущее, а на престол взошел новый царь, очень далекий от идеального образа просвещенного монарха. Писать Карамзин больше не мог. Последнее, что успел сделать, - вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина. Николай Михайлович умер 22 мая 1826 года.

Карамзин писал свою «Историю» до конца жизни, но не смог её закончить. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе « Междоцарствие. г. 1611-1612», хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых. Разумеется, этот труд Карамзина можно считать его самым главным и влиятельным произведением, ведь История государства Российского является первой писаной историей нашей страны.

« Появление сей книги,- вспоминал Пушкин, - (как и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление... Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия казалась найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем другом не говорили». Пушкин признался, что и сам прочел «Историю» «с жадностью и вниманием».

Гоголь писал: «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное... Карамзин первым показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве... Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всём тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право. Какой урок нашему брату писателю!..»

Имя Николая Михайловича пользовалось широчайшей популярностью не только в прошлом веке, но и ныне. В чем притягательная сила ставшего бессмертным сочинения Карамзина? Почему только на протяжении второй четверти XIX столетия "История государства Российского" переиздавалась шесть раз? Читателя влечет к Карамзину магия слова, созданные им художественные портреты исторических личностей, сочетание писательского и исследовательского талантов. Дарованиями, свойственными Николаю Михайловичу, не обладали ни историки XVIII века, ни историки XIX столетия вплоть до Н.И. Костомарова и В.О. Ключевского. История Государства Российского оказывает огромное влияние на литературу и историю того времени, связывая их воедино.

История государства Российского крупнейшее для своего времени достижение русской и мировой исторической науки, первое монографическое описание русской истории с древнейших времен по начало XV в опирающееся на огромный круг исторических источников.

«История государства Российского», над которой Карамзин работал свыше двух десятилетий (1804-1826), вошла в русскую культуру и как выдающееся историческое исследование, содержащее ценнейшие сведения о прошлом Русской земли, и как замечательное художественное произведение. Чрезвычайная занимательность, живость повествования, яркость картин, рельефность образов в сочетании с обстоятельностью изложения и смелостью выводов и обобщений сделали «Историю» Карамзина настольной книгой современников и сохраняющим свое значение для потомков литературным памятником.

С тех пор прошло более чем полтора столетия. Нынешние историки знают о древней России куда больше, чем Карамзин, - сколько всего найдено: документы, археологические находки, берестяные грамоты, наконец. Но книга Карамзина - история-летопись - единственная в своем роде и больше такой не будет.


В наши дни, когда понятие «патриотизм» так востребовано в обществе, осознанное отношение к прошлому, что происходило много веков назад, очень важно для подрастающего поколения. Многие события истории ушли безвозвратно, но они оставили нам огромное историческое наследие, которое помогает им узнать много нового из истории возникновения нашего государства в 862 году. А так же познакомиться с героическими личностями, которые стояли у истоков возникновения государства у восточных славян, их борьбе за объединение восточных племен, первые походы киевских князей на Византию и создание первых законов государства Киевская Русь.

Данный урок является звеном мероприятий, посвященных 1150-летию образования государства на Руси.

Урок помогает формировать познавательный интерес и развивать познавательную активность обучающихся, а так же позволяет подросткам высказать свою точку зрения на исторические события далекого прошлого. Урок затрагивает такие общие образовательные предметы как история, литература, изобразительная деятельность, обществознание, правоведение, география. Новый материал урока опирается на знания, которые обучающиеся уже получили в основной школе.

Урок рассчитан на обучающихся среднего уровня обученности, умеющих критически размышлять и давать оценку событиям истории. На уроке найдется место и для обучающихся, которые обладают низким уровнем обученности, так как в ходе урока есть элементы не связанные с большим объемом знаний, умений, навыков.

Продолжительность урока составляет 1 час 20 минут (без перемены), что соответствует возрастному составу обучающихся НПО и СПО.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Ликино-Дулевский индустриальный техникум» по истории России на тему: «Создание государства на Руси» Преподаватель: Сахарова Л.Н. 201 3 год

Ценнейшим памят-ником, содержа-щим сведения о начале Древне-русского государст-ва, является лето-писный свод «По-вести временных лет».

Откуда пошла земля Русская, и кто в Киеве начал первый княжить, и откуда Русская земля стала, мы узнали из «Повести временных лет», составленной киевским монахом Нестором около 1113 г.

В «Повести временных лет» Нестор повест-вует о расселе-нии в древности западных и вос-точных славян в Европе.

В середине IX в. на территории будущей Северо-Западной Руси (Новгородская и Псковская земли) формируется межплеменное объединение, включающее словен, кривичей, чудь, мерю и, возможно, весь.

Это объединение принято называть «северной конфедерацией племен» или «северным союзом племен», и именно от него, если верить «Повести временных лет», исходила инициатива призвания правителя (Рюрика) «со стороны».

Рюрик, основатель Древнерусского государства Новгородский князь – 862-879 Династия – Рюриковичи Сын - Игорь

Первые князья дома Рюриковичей: Рюрик, Олег и Игорь.

Ведущим племенным союзом, ставшим во главе южнорусского предгосударственного объедине-ния, являлись поляне, представ-ленные в древнейшей летописи как более культурное племя по отношению к «некультурным» древлянам, радимичам, вятичам и северянам. В «Повести временных лет» Нестор повествует о том, как был создан город Киев. Княживший там князь Кий, по рассказу Нестора, приезжал в Константинополь в гости к императору Византии, который принял его с большими почестями. Возвращаясь из Константинополя, Кий построил город на берегу Дуная, предполагая обосноваться здесь надолго. Но местные жители враждебно отнеслись к нему, и Кий вернулся на берега Днепра.

Разложение первобытнообщинного строя у восточных славян происходило в то время, когда рабовладельческий строй уже изжил себя во всемирно-историческом масштабе. В процессе классообразования Русь пришла к феодализму, минуя рабовладельческую формацию.

В центре нового государственного обра-зования оказалось пле-мя полян. Древне-русское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия

В IX-Х вв. формируются антагонистические классы феодального общества. Повсеместно увеличивается количество дружинников, усиливается их дифференциация, идёт выделение из их среды знати - бояр и князей.

Игорь Рюрикович – Великий Князь Киевский. Годы жизни: около 878-945. Годы правления: 912-945. В Новгородской первой летописи при захвате Киева в 882 году Игорь выступает уже в роли взрослого правителя.

Княгиня Ольга Святая. Годы жизни: ?-969. Годы правления: 945-966. Великая княгиня Ольга, в крещении Елена. Святая Русской православной церкви, первая из пра-вителей Руси приняла христианство еще до Крещения Руси.

Святослав Игоревич. Годы жизни: 942-972. Годы правления: 966-972. Полководец, Великий князь киевский, князь новгородский. Сын князя Игоря Рюриковича и княгини Ольги.

С 964 г. Святослав начинает жестокую борьбу против Хазарского каганата. Он освобождает от власти хазар земли вятичей и подчиняет последних Киеву. Одерживает победы над волжскими булгарами, северокавказскими пле-менами ясов, касогов, кабардинцев, черкесов, адыгейцев; положил начало русскому Тьму-тараканскому княжеству. Весной 972 г., у днепровских порогов (на острове Хортица), Святослав попал в засаду и погиб вместе с дружиной в неравном бою с печенегами. По преданию, хан Куря сделал из черепа Святослава чашу и, в знак своей воинской доблести, пил только из нее.

Историю Киевской Руси, хронологические рамки IX - начало Х II в., можно разделить на три больших периода. 1. IX - середина X в. - время первых киевских князей. 2. Вторая половина X - первая половина XI в. - время Владимира и Ярослава Мудрого. 3. Период вторая половина XI - начало Х II в. - переход к территориально-политической раздробленности.


Слайд 2

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая: зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Правители, законодатели действуют по указаниям Истории, и смотрят на ее листы как мореплаватели на чертежи морей. Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с объективным явлением во всех веках; она питает нравственное чувство, утверждает наше благо и согласие общества» Н.М. Карамзин

Слайд 3

О том,как жили наши предки нам рассказывает самая знаменитая из русских летописей - «Повесть временных (то есть минувших) лет». Считается, что ее составил в начале XII века монах Киево-Печерского монастыря Нестор. "В монастырской келье узкой,В четырех глухих стенахО земле о древнерусскойБыль записывал монах.Он писал зимой и летом,Озаренный тусклым светом.Он писал из года в годПро великий наш народ."

Слайд 4

Русские далеко ни сразу сложились в единую нацию. Их предками были многочисленные славянские племена, жившие на территории Восточной Европы. Каждое племя называлось по-своему: поляне, древляне, волыняне, радимичи, северяне, вятичи, кривичи и др. Представь, что ты попал в то далекое время…

Слайд 5

Над высоким холмом, над рекой вьется узкий струйный дымок.На расчищенной поляне то здесь, то там стоят строения. Это жилища славян. Стены сложены из тонких стволов деревьев, которые связаны между собой гибкой корой с веток молодых липок и промазаны глиной, чтобы не было щелей. Рядом с жилищем находится сарай, загон для скота, хранения зерна и других припасов. Свет в дом едва просачивается сквозь небольшое оконца, прорубленные в стенах. Стекол тогда еще не было, и их в холод закрывали соломой либо досками.

Слайд 6

Темной лентой вьется река. Раннее утро, над рекой еще стелется туман, слышен плеск весел по воде и людской говор. Вдоль крутых берегов изрезанных оврагами, покрытых лесом плывут лодки. Вот старик осматривает рыболовные сети, развешивает их для просушки.

Слайд 7

Мужчины валят деревья, корчую пни, а женщины с ребятами собирают ветки и перебирают их, складываю какие для ремонта жилья, какие на дрова. Сухой хворост собирают в кучи и жгут. Только после этого можно пахать землю и сеять зерно.

Слайд 8

У женщин тоже было много работы. Они готовили пищу: варили кашу, мясо,рыбу, пекли хлеб. Для того чтобы испечь хлеб, надо было перетереть зерно в муку на ручной мельнице или истолочь в ступе.

Слайд 9

Но не только в мирном труде проходила жизнь славян, часто им приходилось воевать. Но эта самая воинственность, охраняя землю их, была причиной и большого зла для нее. Вы слышали уже, что, не имея государей, они почитали начальником своим того, кто более других отличался на войне, а так как они все были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много. Каждый из них хотел приказывать по‑своему; народ не знал, кого слушать, и оттого были у них беспрестанные споры и несогласия.

Слайд 10

Славяне также видели, что во время несогласий их все дела шли у них дурно, и они даже переставали побеждать своих неприятелей. Долго не знали они, что делать, наконец,придумали средство привести все в порядок

Слайд 11

…На берегах Балтийского моря, не очень далеко от отечества нашего, жил народ по имени варяги‑русь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов. Эти варяги‑русь считались народом умным: у них давно уже были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях, были и законы, по которым эти государи управляли, и оттого варяги жили счастливо. По наиболее распространенной легенде, варяги управляли северными славянскими племенами еще до образования Руси.

Слайд 12

В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси.

Слайд 13

Сказали руси чудь, словене, кривичи: «Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».

Слайд 14

Варяги‑русь были рады такой чести, и избрались три брата из князей их – Рюрик, Синеус и Трувор и окруженные многочисленной скандинавской дружиной, навсегда оставили отечество и поехали к славянам.

Слайд 15

Сел старший, Рюрик, в Новгороде, другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от варяго -русских князей славяне начнут называться русскими, а земля их Русью или Россией. Призвание варягов, Рюрик, Синеус, Трувор (862-879)

Слайд 16

С призвания князей начинается порядок в русском государстве. И было это, как говорится в летописи в 862 году.

Слайд 17

Появление Рюрика в качестве новгородского князя способствовало прекращению усобиц, укрепило власть в Новгороде и превращает Новгород в столицу своего княжества. Счастливо княжил Рюрик два года со своими братьями и единовластно княжил в Новгороде пятнадцать лет.

Слайд 18

Затем он объединяет славянские и финноязычные племена, проживающие на территории Ладожского, Онежского, Белого, Чудского озер в единое государство. Государство было славянским, а Рюрику удалось стать князем не в качестве завоевателя, а благодаря поддержке племенной знати новгородцев. Его считают легендарным родоначальником правящей династии на Руси.

Слайд 19

Есть стихи, написанные одним из лучших поэтов наших, Державиным во времена позднейшие, и в этих стихах есть изображение Рюрика. Но кто там белых волн туманом Покрыт по персям, по плечам, В стальном доспехе светит рдяном Подобно синя моря льдам? Кто, на копье склонясь главою, Событье слушает времен? – Не тот ли, древле что войною Потряс парижских твердость стен? Так, он пленяется певцами, Поющими его дела, Смотря, как блещет битв лучами Сквозь тьму времен его хвала. Так, он! – Се Рюрик торжествует В Валкале звук своих побед И перстом долу показует На росса что по нем идет. Г.Р.Державин

Слайд 20

Такова общепринятая версия начала русской истории. И отрадно, что в популярном проекте «Имя России» снова вспомнили о князе Рюрике, ведь для нас важны все имена в нашей истории, которая представляет собой славный путь из прошлого в будущее одного из величайших государств в мире.

Слайд 21

Ведь именно князь Рюрик стал основателем династии Рюриковичей (862–1592) – династии русских князей, а затем царей, правившей на Руси 730 лет, с конца IX по XVI век. Последним царем из рода Рюриковичей был царь Федор Иоаннович, умерший в 1598 году.


Николай Михайлович Карамзин был не только выдающимся писателем, но и историком. Из-под его пера вышла первая печатная История России – это было грандиозным событием, как в литературе, так и в области истории. Карамзину принадлежит самая краткая характеристика общественной жизни в России. Когда во время его путешествия в Европу русские эмигранты спросили Карамзина, что происходит на родине, писатель ответил одним словом: «Воруют».




Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.


Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов как неологизмов («благотворительность», «влюблённость», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё. Памятник букве «Ё» в сквере им. Н.М. Карамзина



«История государства Российского», над которой Карамзин работал свыше двух десятилетий (), вошла в русскую культуру и как выдающееся историческое исследование, содержащее ценнейшие сведения о прошлом Русской земли, и как замечательное художественное произведение. Чрезвычайная занимательность, живость повествования, яркость картин, рельефность образов в сочетании с обстоятельностью изложения и смелостью выводов и обобщений сделали «Историю» Карамзина настольной книгой современников и сохраняющим свое значение для потомков литературным памятником.




Имя Николая Михайловича пользовалось широчайшей популярностью не только в прошлом веке, но и ныне. В чем притягательная сила ставшего бессмертным сочинения Карамзина? Почему только на протяжении второй четверти XIX столетия "История государства Российского" переиздавалась шесть раз? Читателя влечет к Карамзину магия слова, созданные им художественные портреты исторических личностей, сочетание писательского и исследовательского талантов. Дарованиями, свойственными Николаю Михайловичу, не обладали ни историки XVIII века, ни историки XIX столетия вплоть до Н.И. Костомарова и В.О. Ключевского. История Государства Российского оказывает огромное влияние на литературу и историю того времени, связывая их воедино.


«Появление сей книги, вспоминал Пушкин, (как и быть надлежало) наделало много шуму и произвело сильное впечатление... Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия казалась найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем другом не говорили». Пушкин признался, что и сам прочел «Историю» «с жадностью и вниманием». Рабочий кабинет Н.М. Карамзина.


Гоголь писал: «Карамзин представляет, точно, явление необыкновенное... Карамзин первым показал, что писатель может быть у нас независим и почтен всеми равно, как именитейший гражданин в государстве... Никто, кроме Карамзина, не говорил так смело и благородно, не скрывая никаких своих мнений и мыслей, хотя они и не соответствовали во всем тогдашнему правительству, и слышишь невольно, что он один имел на то право. Какой урок нашему брату писателю!..»


Карамзин писал свою «Историю» до конца жизни, но не смог её закончить. Текст рукописи 12 тома обрывается на главе «Междоцарствие. г », хотя автор намеревался довести изложение до начала правления дома Романовых. Разумеется, этот труд Карамзина можно считать его самым главным и влиятельным произведением, ведь История государства Российского является первой писаной историей нашей страны.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама