THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В современном языке существует очень много различных терминов и понятий. Но разобраться со всеми, к сожалению, нельзя, ведь знать всё просто невозможно. Поэтому в данной статье будет рассказано, что такое солидарность и когда нужно и можно использовать данное слово.

Обозначение понятия

Стоит сказать, что данное понятие, с одной стороны, не имеет точного, одного обозначения, ведь рассматриваться оно может с социальной, политической, юридической и иных точек зрения. Если говорить в общем, лучше обратиться к первоисточнику и перевести данное слово с латинского языка, что будет означать «прочный». Однако только по данному обозначению сделать выводы довольно-таки трудно. Поэтому стоит рассмотреть этот термин с различных точек зрения.

Социальная солидарность

Разбираясь, что такое солидарность, в первую очередь лучше всего обратиться к понятию «социальная солидарность». В этом случае раскрыть сам термин будет гораздо проще и все станет предельно ясно. Что же это означает? Кратко говоря, это взаимозависимость людей. Основывается она на единстве определенных действий или же убеждений, это определенного вида взаимопомощь и поддержка. Также люди могут быть солидарны друг с другом, если перед ними стоит одна цель, к достижению которой они стремятся.

Политическая составляющая

Рассмотреть, что такое солидарность, можно и с политической точки зрения. Так, обозначение будет весьма схожим. Что же говорит нам в таком случае словарь политических терминов? Это согласованность людей в их действиях и мнениях, взаимопомощь и поддержка в средине одной социальной группы. Опять же, делается это чаще всего для достижения одних и тех же целей.

Трудовая солидарность

Итак, солидарность: значение слова можно также рассмотреть с трудовой точки зрения. Существует понятие конвейерной солидарности, когда все люди, стоящие вдоль одного станка, выполняют те функции, которые нужны для достижения результата в общем деле, тем самым помогая друг другу достичь желаемого конечного результата. Солидарными трудящиеся могут быть не только вдоль одного станка, но также и в одной рабочей группе, фирме или иной трудовой единице.

Мужская солидарность

Однако существуют и такие понятия, как женская или мужская солидарность. Значения слова в данном контексте будет несколько иным. Это скорее бытовая интерпретация слова. Имеется в виду поддержка представителей одного пола в том или ином случае, пусть даже путем обмана или какого-либо другого вида нечестности перед представителями противоположного пола. Так, муж может соврать, что провел вечер с другом, а не с любовницей. И это подтвердит тот же товарищ, хотя это и не будет правдой. Вот что называют мужской солидарностью. Однако ради правды стоит сказать, что сегодня это понятие несколько исковеркалось и может восприниматься в деформированном, неправильном его значении.

Солидарность по Дюркгейму

О том, что такое солидарность, говорил и великий философ и теоретик Эмиль Дюркгейм в своих работах, исследуя общество и понятие разделения труда. Так, согласно его мнению, сама по себе солидарность - это нечто моральное, что не поддается объяснению, наблюдению или измерению. Он говорил, что это наивысшее благо, огромная ценность, которая может признаваться всеми членами одного общества. По его мнению, существует два вида солидарности - механическая и органическая. Первый ее вид встречается в первобытных общинах, где особого разделения труда не существовало, а члены одной группы всегда исполняли приблизительно одинаковые функции. При этом все регулировалось религиозными, традиционными или коллективными взглядами. Второй тип - органическая солидарность - развивается уже в индустриальном обществе, когда каждый человек выполняет свои определенные функции, работая на благо всего общества в целом. При этом, по мнению философа, коллективное давление на такого человека существенно ослабевает.

1) Солидарность - взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность – это «естественный факт », связанный с жизнью в обществе: например, солидарность при конвейерной системе работы. Солидарность может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие. Тогда солидарность оказывается уже не столько социальным фактом, сколько моральной ценностью и действиями, основанными на единомыслии, общности интересов и совместной ответственности. Стремление к солидарным действиям является важным элементом повышения эффективности делового общения.

2) Солидарность - (фр. solidarite) - общность интересов, единое понимание осн. принципов мировоззрения, совместная ответственность. Это понятие приобрело в рус. философии особую значимость в связи с распространением в России идей социализма. Оно встречается уже у Герцена и петрашевцев, но одной из центральных категорий социальной философии оно стало у идеологов народничества с кон. 60-х гг. XIX в. В воззрениях Лаврова, М. А. Бакунина, Л. И. Мечникова, Кропоткина, Михайловского и др. деятелей народнического движения С. рассматривается как важнейший фактор развития человеческого об-ва, возрастание к-рого ведет к прогрессу и всеобщему благоденствию, а утрата - к взаимной борьбе за существование, нищете и эксплуатации. Бакунин, напр., понимая С. как согласование всех материальных и общественных интересов каждого с человеческими обязанностями каждого, рассматривает ее в теснейшей связи со свободой и характеризует последнюю как развитие и "очеловечение" С. Еще более широким было понимание С. у Лаврова, к-рый усматривал ее не только среди людей, но и в органическом мире в целом. Взаимная поддержка и С. обеспечивает, считал он, выживание вида в борьбе с др. видами и является фактором его прогрессивного развития. Человеческая С., возникнув как продолжение и развитие С. в органическом мире, стала разрушаться под влиянием индивидуализма и стремления к наживе. На передний план был выдвинут личный интерес, к-рый привел к всеобщей борьбе всех против всех. В этих условиях и возникли учения социализма, призванные вернуть об-во к началам С. как средству достижения всеобщего равенства и благоденствия. Общественная С., по Лаврову, может быть прочной лишь при устранении экономической конкуренции. В качестве нравственной задачи он выдвигал необходимость вырабатывать в себе и в других те "привычки С.", без к-рых осуществление лучшего общественного строя совершенно немыслимо. Михайловский понятие "С." тесно увязывал с понятием " кооперация ". С., считал он, может существовать только между людьми, равными по положению в об-ве, а такое равенство возможно лишь в условиях простой кооперации, где отсутствует разделение труда между отдельными членами, общая цель вызывает взаимопонимание и как следствие - С. интересов и взаимопомощь. Л. И. Мечников поместил понятие "С." в самый центр своей социологической концепции, рассматривая рост С. в об-ве как главную движущую силу исторического прогресса. Как и Лавров, он считал, что явления С. существуют уже в органическом мире. " Биология, писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т. е. факторами кооперации в природе" (Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 43). Причем если Бакунин тесно связывал С. со свободой человека, то Мечников рассматривал факты "принудительной С." и "вынужденной С", связывая их с уровнем развития кооперации. Степень же свободы, по Мечникову, показывает уровень С., являясь критерием прогресса. Согласно Мечникову, об-во в основном проходит те же ступени С., что и органический мир в целом. Подневольные союзы, держащиеся внешней принудительной силой, сменяются подчиненными союзами, возникающими вследствие разделения труда, к-рые, в свою очередь, должны уступить место свободным союзам, объединяющим индивидов в силу их "сознательного стремления к С". В работах Кропоткина термин "С." встречается реже, чем у др. идеологов народничества, и обычно заменяется термином "взаимная помощь", выражающим то же самое содержание. Все это свидетельствует о том, что понятие "С." является одним из наиболее характерных в народнической социологии и философии истории. Оригинальная трактовка С. дана Левицким в рамках его концепции "органического мировоззрения". Она связана с "метафизикой временного процесса ", где С. рассматривается как "фактор развития", получивший наивысшее развитие в христианстве, к-рое "является наиболее чистым выражением солидарности, переросшей семейные, феодальные, клановые, национальные и прочие рамки" (Основы органического мировоззрения. Франкфурт-на-Майне, 1948. С. 150).

3) Солидарность - (лат. solidus - прочный) - единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей. С. становится моральным требованием для того или иного класса, нации, их партийных организаций и союзов, когда возникает объективная необходимость в совместном выступлении во имя решения к.-л. исторических задач. Так, принцип С. был выдвинут идеологами фр. буржуазной революции в борьбе против европейской феодальной реакции. Можно особо выделить С. национальную, классовую, интернациональную, партийную. Требование национальной солидарности выдвигается на первый план в сознании народа, когда ведется борьба против иностранных поработителей (Патриотизм). В совр. условиях национальная С. отвечает объективным интересам национально-освободительного движения. Национальная С. нарушается, если буржуазия к.-л. страны выдвигает на первый план не национальные, а свои классовые интересы. Примером классовой солидарности могут служить совместные действия рабочего класса в борьбе с капиталом. Пролетарская С. проверяется и испытывается во время забастовок, стачек, вооруженных выступлений, в международной взаимопомощи трудящихся. Классовая С. трудящихся имеет, в сущности, интернациональный характер (Интернационализм). С победой социалистической революции классовая С. органически сливается с национальной С. трудящихся, т. к, их классовые и национальные интересы в данных условиях совпадают. В определенных обстоятельствах, когда задачи борьбы против крупного капитала могут быть решены только при условии создания общедемократического фронта, С. может укрепляться между трудящимися различных классов - между пролетариатом и крестьянством, неимущими слоями и мелкой буржуазией. Для революционной борьбы пролетариата огромное значение имеет не толь-ко классовая, но и партийная солидарность - единство действий внутри его авангарда, в рядах коммунистических и рабочих партий. Совместные действия членов коммунистических партий основываются на единстве их убеждений и обеспечиваются требованием партийной дисциплины. «После решения компетентных органов, - говорил В. И. Ленин, - мы все, члены партии, действуем как один человек » (т. 14, с. 128). Партийная С. предполагает единство действий не только внутри каждой коммунистической и рабочей партии, но и во взаимоотношениях между ними в международном масштабе при сохранении самостоятельности каждой отдельной партии.

4) Солидарность - - чувство взаимопринадлежности и практическое осуществление его.

Солидарность

взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность – это «естественный факт », связанный с жизнью в обществе: например, солидарность при конвейерной системе работы. Солидарность может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие. Тогда солидарность оказывается уже не столько социальным фактом, сколько моральной ценностью и действиями, основанными на единомыслии, общности интересов и совместной ответственности. Стремление к солидарным действиям является важным элементом повышения эффективности делового общения.

(фр. solidarite) - общность интересов, единое понимание осн. принципов мировоззрения, совместная ответственность. Это понятие приобрело в рус. философии особую значимость в связи с распространением в России идей социализма. Оно встречается уже у Герцена и петрашевцев, но одной из центральных категорий социальной философии оно стало у идеологов народничества с кон. 60-х гг. XIX в. В воззрениях Лаврова, М. А. Бакунина, Л. И. Мечникова, Кропоткина, Михайловского и др. деятелей народнического движения С. рассматривается как важнейший фактор развития человеческого об-ва, возрастание к-рого ведет к прогрессу и всеобщему благоденствию, а утрата - к взаимной борьбе за существование, нищете и эксплуатации. Бакунин, напр., понимая С. как согласование всех материальных и общественных интересов каждого с человеческими обязанностями каждого, рассматривает ее в теснейшей связи со свободой и характеризует последнюю как развитие и "очеловечение" С. Еще более широким было понимание С. у Лаврова, к-рый усматривал ее не только среди людей, но и в органическом мире в целом. Взаимная поддержка и С. обеспечивает, считал он, выживание вида в борьбе с др. видами и является фактором его прогрессивного развития. Человеческая С., возникнув как продолжение и развитие С. в органическом мире, стала разрушаться под влиянием индивидуализма и стремления к наживе. На передний план был выдвинут личный интерес, к-рый привел к всеобщей борьбе всех против всех. В этих условиях и возникли учения социализма, призванные вернуть об-во к началам С. как средству достижения всеобщего равенства и благоденствия. Общественная С., по Лаврову, может быть прочной лишь при устранении экономической конкуренции. В качестве нравственной задачи он выдвигал необходимость вырабатывать в себе и в других те "привычки С.", без к-рых осуществление лучшего общественного строя совершенно немыслимо. Михайловский понятие "С." тесно увязывал с понятием " кооперация ". С., считал он, может существовать только между людьми, равными по положению в об-ве, а такое равенство возможно лишь в условиях простой кооперации, где отсутствует разделение труда между отдельными членами, общая цель вызывает взаимопонимание и как следствие - С. интересов и взаимопомощь. Л. И. Мечников поместил понятие "С." в самый центр своей социологической концепции, рассматривая рост С. в об-ве как главную движущую силу исторического прогресса. Как и Лавров, он считал, что явления С. существуют уже в органическом мире. " Биология, писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т. е. факторами кооперации в природе" (Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 43). Причем если Бакунин тесно связывал С. со свободой человека, то Мечников рассматривал факты "принудительной С." и "вынужденной С", связывая их с уровнем развития кооперации. Степень же свободы, по Мечникову, показывает уровень С., являясь критерием прогресса. Согласно Мечникову, об-во в основном проходит те же ступени С., что и органический мир в целом. Подневольные союзы, держащиеся внешней принудительной силой, сменяются подчиненными союзами, возникающими вследствие разделения труда, к-рые, в свою очередь, должны уступить место свободным союзам, объединяющим индивидов в силу их "сознательного стремления к С". В работах Кропоткина термин "С." встречается реже, чем у др. идеологов народничества, и обычно заменяется термином "взаимная помощь", выражающим то же самое содержание. Все это свидетельствует о том, что понятие "С." является одним из наиболее характерных в народнической социологии и философии истории. Оригинальная трактовка С. дана Левицким в рамках его концепции "органического мировоззрения". Она связана с "метафизикой временного процесса ", где С. рассматривается как "фактор развития", получивший наивысшее развитие в христианстве, к-рое "является наиболее чистым выражением солидарности, переросшей семейные, феодальные, клановые, национальные и прочие рамки" (Основы органического мировоззрения. Франкфурт-на-Майне, 1948. С. 150).

(лат. solidus - прочный) - единство убеждений и действий, взаимная помощь и поддержка, основанные на общности интересов и необходимости осуществления общих целей. С. становится моральным требованием для того или иного класса, нации, их партийных организаций и союзов, когда возникает объективная необходимость в совместном выступлении во имя решения к.-л. исторических задач. Так, принцип С. был выдвинут идеологами фр. буржуазной революции в борьбе против европейской феодальной реакции. Можно особо выделить С. национальную, классовую, интернациональную, партийную. Требование национальной солидарности выдвигается на первый план в сознании народа, когда ведется борьба против иностранных поработителей (Патриотизм). В совр. условиях национальная С. отвечает объективным интересам национально-освободительного движения. Национальная С. нарушается, если буржуазия к.-л. страны выдвигает на первый план не национальные, а свои классовые интересы. Примером классовой солидарности могут служить совместные действия рабочего класса в борьбе с капиталом. Пролетарская С. проверяется и испытывается во время забастовок, стачек, вооруженных выступлений, в международной взаимопомощи трудящихся. Классовая С. трудящихся имеет, в сущности, интернациональный характер (Интернационализм). С победой социалистической революции классовая С. органически сливается с национальной С. трудящихся, т. к, их классовые и национальные интересы в данных условиях совпадают. В определенных обстоятельствах, когда задачи борьбы против крупного капитала могут быть решены только при условии создания общедемократического фронта, С. может укрепляться между трудящимися различных классов - между пролетариатом и крестьянством, неимущими слоями и мелкой буржуазией. Для революционной борьбы пролетариата огромное значение имеет не толь-ко классовая, но и партийная солидарность - единство действий внутри его авангарда, в рядах коммунистических и рабочих партий. Совместные действия членов коммунистических партий основываются на единстве их убеждений и обеспечиваются требованием партийной дисциплины. «После решения компетентных органов, - говорил В. И. Ленин, - мы все, члены партии, действуем как один человек » (т. 14, с. 128). Партийная С. предполагает единство действий не только внутри каждой коммунистической и рабочей партии, но и во взаимоотношениях между ними в международном масштабе при сохранении самостоятельности каждой отдельной партии.

взаимозависимость людей. В этом смысле солидарность – это «естественный факт», связанный с жизнью в обществе: например, солидарность при конвейерной системе работы. Солидарность может также представлять собой вид добродетели, чувство, побуждающее людей к взаимному сотрудничеству; именно при такой «активной» солидарности одни люди могут быть счастливы лишь при условии, что счастливы и другие, что один человек может чувствовать себя свободным лишь тогда, когда свободны другие. Тогда солидарность оказывается уже не столько социальным фактом, сколько моральной ценностью и действиями, основанными на единомыслии, общности интересов и совместной ответственности. Стремление к солидарным действиям является важным элементом повышения эффективности делового общения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

СОЛИДАРНОСТЬ

фр. solidarite) - общность интересов, единое понимание осн. принципов мировоззрения, совместная ответственность. Это понятие приобрело в рус. философии особую значимость в связи с распространением в России идей социализма. Оно встречается уже у Герцена и петрашевцев, но одной из центральных категорий социальной философии оно стало у идеологов народничества с кон. 60-х гг. XIX в. В воззрениях Лаврова, М. А. Бакунина, Л. И. Мечникова, Кропоткина, Михайловского и др. деятелей народнического движения С. рассматривается как важнейший фактор развития человеческого об-ва, возрастание к-рого ведет к прогрессу и всеобщему благоденствию, а утрата - к взаимной борьбе за существование, нищете и эксплуатации. Бакунин, напр., понимая С. как согласование всех материальных и общественных интересов каждого с человеческими обязанностями каждого, рассматривает ее в теснейшей связи со свободой и характеризует последнюю как развитие и "очеловечение" С. Еще более широким было понимание С. у Лаврова, к-рый усматривал ее не только среди людей, но и в органическом мире в целом. Взаимная поддержка и С. обеспечивает, считал он, выживание вида в борьбе с др. видами и является фактором его прогрессивного развития. Человеческая С., возникнув как продолжение и развитие С. в органическом мире, стала разрушаться под влиянием индивидуализма и стремления к наживе. На передний план был выдвинут личный интерес, к-рый привел к всеобщей борьбе всех против всех. В этих условиях и возникли учения социализма, призванные вернуть об-во к началам С. как средству достижения всеобщего равенства и благоденствия. Общественная С., по Лаврову, может быть прочной лишь при устранении экономической конкуренции. В качестве нравственной задачи он выдвигал необходимость вырабатывать в себе и в других те "привычки С.", без к-рых осуществление лучшего общественного строя совершенно немыслимо. Михайловский понятие "С." тесно увязывал с понятием "кооперация". С., считал он, может существовать только между людьми, равными по положению в об-ве, а такое равенство возможно лишь в условиях простой кооперации, где отсутствует разделение труда между отдельными членами, общая цель вызывает взаимопонимание и как следствие - С. интересов и взаимопомощь. Л. И. Мечников поместил понятие "С." в самый центр своей социологической концепции, рассматривая рост С. в об-ве как главную движущую силу исторического прогресса. Как и Лавров, он считал, что явления С. существуют уже в органическом мире. "Биология, писал он, - изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т. е. факторами кооперации в природе" (Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1924. С. 43). Причем если Бакунин тесно связывал С. со свободой человека, то Мечников рассматривал факты "принудительной С." и "вынужденной С", связывая их с уровнем развития кооперации. Степень же свободы, по Мечникову, показывает уровень С., являясь критерием прогресса. Согласно Мечникову, об-во в основном проходит те же ступени С., что и органический мир в целом. Подневольные союзы, держащиеся внешней принудительной силой, сменяются подчиненными союзами, возникающими вследствие разделения труда, к-рые, в свою очередь, должны уступить место свободным союзам, объединяющим индивидов в силу их "сознательного стремления к С". В работах Кропоткина термин "С." встречается реже, чем у др. идеологов народничества, и обычно заменяется термином "взаимная помощь", выражающим то же самое содержание. Все это свидетельствует о том, что понятие "С." является одним из наиболее характерных в народнической социологии и философии истории. Оригинальная трактовка С. дана Левицким в рамках его концепции "органического мировоззрения". Она связана с "метафизикой временного процесса", где С. рассматривается как "фактор развития", получивший наивысшее развитие в христианстве, к-рое "является наиболее чистым выражением солидарности, переросшей семейные, феодальные, клановые, национальные и прочие рамки" (Основы органического мировоззрения. Франкфурт-на-Майне, 1948. С. 150).

Чаще всего под солидарностью понимают некую стыдливую (например, когда жертвуют средства в пользу одной из гуманитарных организаций), а иногда и вынужденную (солидарный налог на состояние) разновидность щедрости.

Употребляя слово «солидарность» к месту и не к месту, наши политики и прекраснодушные мыслители совершенно выхолащивают его смысл. Наряду с терпимостью, она становится «политкорректной» добродетелью. Это не значит, что солидарность - это плохо. Это значит лишь, что пользоваться данным словом становится все труднее. Из понятия она превращается в лозунг. Из идеи - в идеал. Из инструмента - в заклинание.

Солидарность понемногу переходит в собственность митингов и газет. И это неправильно. Даже политкорректная путаница в словах политически опасна. Лучше вернуться к точному значению слова, тому, которое связано с его этимологией.

Происхождение слова «Солидарный»

«Солидарный» происходит от латинского solidus, что значит «твердый». Части твердого тела солидарны в том смысле, что ни на одну из них нельзя воздействовать, одновременно не воздействуя и на все остальные.

Пример «Солидарного»

Возьмем, например, бильярдный шар. Удар по одной какой-нибудь точке приводит в движение весь шар целиком. Другой пример - мотор. Две его детали жестко соединены (солидарны), если, приводя в движение одну, мы заставляем двигаться и вторую.

Солидарность не чувство и тем более не добродетель, а внутренняя связанность, взаимозависимость, причем объективная и лишенная какого бы то ни было нормативного оттенка. Овальный бильярдный шар, несомненно, менее удобен в игре, но это не мешает ему оставаться твердым телом. В римском праве есть выражение in solido, означающее «полностью, в полном составе». Должники солидарны, если каждый из них несет ответственность за возврат всей заимствованной суммы (если остальные окажутся неплатежеспособными). Само собой разумеется, такая солидарность представляет собой гарантию для кредитора и риск для каждого из заемщиков. То же самое происходит с супружеской парой, владеющей совместным имуществом: каждый из супругов может разориться, если второй наделает долгов. И тот факт, что он ничего не знал об этих долгах или даже высказывался против займов, ничего не меняет. Следовательно, супругов объединяет финансовая солидарность - они оба несут ответственность за все, что может случиться с каждым из них, за все, что совершит каждый из них.

Материалы по теме:

Легитимность

Слово «солидарность» имеет более широкий смысл , выходящий за рамки юридического толкования. Два индивидуума объективно солидарны, если происходящее с одним неизбежно затрагивает и второго (например, если у них одни интересы) или если предпринимаемое одним вовлекает в деятельность и второго. На этом основано профсоюзное движение, в рамках которого каждый защищает собственные интересы, одновременно защищая интересы остальных членов профсоюза. На этом же основана идея коллективного страхования (даже капиталистические страховые компании базируют свою деятельность на взаимной готовности разделить риск). При плохом управлении компанией в убытке окажутся все акционеры, но и при самом лучшем управлении каждый акционер вправе пользоваться взносами всех остальных. Если у одного из них угнали автомобиль, остальные совместными усилиями оплатят его стоимость - вернее, уже оплатили, вступив в компанию. В этом пункте особенно ясно видно различие между щедростью и солидарностью.

Различие между щедростью и солидарностью

Проявлять щедрость значит действовать в пользу человека, чьих интересов ты не разделяешь. Ты оказываешь ему добро, не получая взамен ничего, мало того, действуешь в ущерб себе, то есть служишь его интересам вопреки собственным. Допустим, вы подали десять франков нищему. У него стало на десять франков больше, у вас - на десять франков меньше. Это никакая не солидарность, это - щедрость. Стыдиться тут нечего, но и гордиться особенно нечем. В конце концов, ваши десять франков не помогут ему покончить с нищим образом жизни. А много ли найдется людей, щедрых настолько, чтобы пустить его к себе жить или оплатить ему жилье? Напротив, проявлять солидарность означает действовать в пользу человека, чьи интересы ты разделяешь. Защищая его интересы, ты защищаешь и свои; защищая свои, защищаешь и его интересы.

Материалы по теме:

Структура

Например, наемные рабочие или служащие устраивают забастовку, требуя увеличения заработной платы. Их требование распространяется на всех, но каждый из них знает, что борется он за себя. То же самое происходит, когда вы вступаете в профсоюз, подписываете страховой полис или платите налоги. Вы прекрасно знаете, что делаете это ради собственного же блага (хотя в отношении налогов необходима целая система контроля и санкций, которая должна помочь вам убедиться, что платить их действительно в ваших интересах). Это никакая не щедрость, это - солидарность. И здесь вам нечего стыдиться, но и гордиться опять-таки нечем. Ведь действуете вы исходя из эгоистических соображений.

Щедрость по сущности своей бескорыстна . Никакая солидарность не может быть бескорыстной. Проявлять щедрость значит отказаться, хотя бы частично, от соблюдения собственных интересов. Проявлять солидарность значит защищать свои интересы вместе с другими людьми. Щедрость освобождает, хотя бы частично, от эгоизма. Солидарность - это совместный и умный эгоизм (гораздо глупее жить по принципу «каждый за себя» или «мы против них»). Щедрость есть нечто противоположное эгоизму. Солидарность - это эффективная социализация эгоизма. Вот почему в нравственном отношении щедрость ценится гораздо выше. По той же самой причине в социальной, политической и экономической жизни солидарность гораздо важнее.

Материалы по теме:

Солидарность и щедрость вовсе не являются несовместимыми понятиями , но при этом остаются совершенно разными. Если бы людям в случае болезни приходилось рассчитывать исключительно на щедрость других людей, миллионы больных умерли бы без всякого лечения. Поэтому появилось такое простое (в смысле морали) изобретение, как медицинская страховка, - изобретение куда более скромное, чем щедрость, и гораздо более эффективное. Обладание медицинской страховкой не делает нас менее эгоистичными. Но она позволяет нам получать в случае болезни хорошее лечение. Ни один человек не делает страховых взносов, руководствуясь щедростью. Он делает это исходя из собственных интересов, даже если вынужден подчиняться правилам обязательного страхования. Но в солидарном обществе защита интересов каждого может быть эффективной только в условиях одновременной защиты интересов всех. Никто не платит налоги, руководствуясь щедростью. Более чем странно выглядел бы профсоюз, члены которого вносили бы взносы из соображений щедрости. Но и система социального страхования, в том числе медицинского, и профсоюзы, и фискальная система сделали для справедливости и защиты слабых гораздо больше, чем все мы, вместе взятые, в редкие моменты приступов нашей щедрости. При примате щедрости главенство принадлежит солидарности. Для отдельного индивидуума щедрость является нравственной добродетелью. Для группы индивидуумов солидарность является экономической, социальной и политической необходимостью. Субъективно первая ценится выше, но объективно она практически не имеет значения. Вторая в нравственном отношении не значит ничего, но объективно приносит гораздо больше пользы.Материалы

Начитанные люди, имеющие обширный словарный запас, очень часто придают окраску своей речи при помощи довольно нестандартных словоформ.

Если обратиться к переводу этого слова с латинского, то значение слова "солидарность" отражает единство мнений, готовность к взаимной ответственности за единогласное действие или решение.

То есть, к примеру, человек солидарный - это когда он согласен с другим человеком в каком-либо жизненном вопросе или обстоятельстве. Солидарность может существовать на принципиальном уровне, то есть базироваться на личных умозаключениях.

Другими словами, солидарный - это единодушный, принимающий чьи-либо мнения либо действия и активно сочувствующий им.

Синонимы слова «солидарность»

Для более четкого объяснения также можно обратиться к синонимам слова, тогда вы поймете, что значит солидарен:

  • согласие;
  • единогласие;
  • единство;
  • единодушие;
  • общность;
  • сплоченность.

Также можно рассмотреть значение слова "солидарность" на примере предметов и их взаимодействий.

К примеру, возьмем бильярдный шар. При попадании кием в одну его точку, происходит движение всего шара, то есть можно сказать, что все его другие участки оказались солидарными друг с другом и пришли в движение одновременно.

Или же рассмотрим двигатель машины. Две его составляющие жестко соединены (другими словами, солидарны между собой). Так как, если мы приводим в движение одну деталь, начинает двигаться и другая.

Из этого можно сделать вывод, что солидарность - это не чувство, а внутренняя связанность, сплоченность.

Солидарен: значение слова в юриспруденции

В юридической практике достаточно часто встречается понятие солидарности, только оно имеет более четкое определение и ряд условий.

Термин "солидарное обязательство" - это равноправие компетенций сторон в отношении общих прав и обязанностей к некоторому лицу.

Рассмотрим это на примере: есть группа совладельцев мелкого бизнеса (А, Б, В), которые преследуют общую цель в развитии своего бизнеса и получении в дальнейшем взаимовыгоды. Но на данный момент у них не хватает средств для развития, и они вынуждены обратится к кредитору (Я).

Кредитор дает необходимую сумму, оформляя документы на условиях солидарного обязательства одному из совладельцев (А). Благодаря этому у кредитора теперь есть право требовать выполнения своих условий от двух других заемщиков (Б, В). То есть теперь каждый совладелец солидарный - это значит равный в обязательствах - и несет одинаковую ответственность перед кредитором.

Существуют и другие два варианта:

  • Когда солидарны несколько кредиторов (Э, Ю, Я) на одного заемщика (А). В этом случае любой из кредиторов имеет право требовать у заемщика выполнения своих обязательств.
  • И еще один вариант, так называемая смешанная множественность, когда имеет место по несколько представителей обеих сторон.

Виды солидарности

Социальная солидарность

Когда группа людей преследует одну и ту же цель, оказывая друг другу поддержку и взаимопомощь.

Трудовая солидарность

Можно рассмотреть трудовую солидарность на примере работников конвейера. Люди, работающие на одном станке, осуществляют функции, необходимые для достижения общего желаемого результата.

Мужская и женская солидарность

Среди групп мужчин и женщин, находящихся в хороших отношениях, существует некоторая взаимосвязь, в этом случае может иметь место солидарность. Мужчина солидарный - это оказывающий поддержку одному или группе мужчин в том или ином вопросе. Чаще всего такая солидарность носит иронический и неправдивый характер, так как проявление поддержки в большей степени происходит в пользу ситуации, выгодной для группы людей данного пола.

Можно рассмотреть это на типичном примере двух друзей. Муж может соврать, что провел вечер с товарищем за просмотром футбольного матча, в то время как сам провел это время с любовницей. А его друг это подтвердит, хотя на самом деле это не является правдой.

Что такое солидарность: подводим итоги

Солидарность - это не чувство и не обязанность, это нечто такое, что не поддается объяснению, измерению и наблюдению. Солидарность порой возникает между людьми в самых неожиданных обстоятельствах. Она может проявляться практически во всех сферах жизни. Чаще всего она направлена во благо, и очень редко может нанести ущерб окружающим.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама