THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В России любят рассказывать сказки. Но сказки бывают разные: добрые, злые, смешные, грустные, приключенческие и т.д. Я не люблю злые сказки. Они пугают детей, создают у них образы страшных чудовищ, которые могут потом испортить им всю последующую жизнь.

Так вот, чтобы победить свой страх, надо рассмотреть чудовище поближе, изучить его, узнать его повадки, мысли и желания. А потом уже делать выводы об угрожаемой или мнимой опасности.

Одна из самых злобных сказок современной России: это Америка и все, что с ней связано. В частности американское школьное государственное образование. Как же это сказочное чудовище выглядит: уровень знаний у выпускников чуть ли не на уровне нашей начальной школы, изучается на уроках только то, что как-то касается Америки, поведение школьников на уроках отвратительное, а после уроков многие детки собираются в банды и убивают мирных жителей. Вот такая злобная сказка.

А теперь посмотрим – как на самом деле.
Рассказ очевидца.

Автор - Ариф Гезалов, его дочь – Алиса учится в государственной американской школе в штате Колорадо (дистрикт Боулдер).
Разговор об американской школе начался с обсуждения «обезьяньего процесса», происходящего в настоящее время в России.
http://community.livejournal.com/carians/70208.html?thread=1107008#t1107008

Ариф Гезалов:
Сразу уточняю: поскольку я не могу поручиться за всю Америку по всем пунктам, то хочу отметить, что мои наблюдения касаются в основном штата Колорадо (дистрикт Боулдер), где и учится моя дочь, и отчасти штата Калифорния (в районе Сан-Франциско - Силиконовой долины - Сан-Хосе), где у меня есть ряд знакомых, дети которых обучаются в тамошних школах, и где я жил некоторое время тому назад в течение нескольких месяцев.

Евгения Красина: Были ли у Вашей дочки проблемы с языковой адаптацией?

Ариф Гезалов: Когда мы только приехали в США, ни моя жена, ни дочь не знали английского языка вообще (жена изучала немецкий язык на уровне спецшколы, дочь тоже училась в немецкой школе, но к моменту переезда у нее еще не было никакого представления об иностранном (в том числе и об английском)языке. Меня очень волновал именно этот вопрос, но как оказалось, все значительно проще. В ряде муниципальных школ США работает программа ESL (English as a Second Language) специально для иммигрантов. Дочери было 10 лет, когда она приехала в США, и попала на пятый год обучения. Здесь действует система, при которой жители какого-то района имеют преимущественное право на зачисление к районную школу, всех остальных набирают по остаточному принципу, однако, поскольку ESL есть не во всех школах, поэтому, при выборе школы люди, заявляющие о таковой необходимости, получают право преимущественного выбора школы (Open Enrollment), наравне с жителями района, в котором расположена выбранная школа. Т.е. дети иммигрантов по большому счету, имеют преимущество в выборе школы, по сравнению с американцами. Программа весьма эффективная - уже через полгода, моя дочь могла сравнительно свободно изъясняться в магазинах и с одноклассниками, а уже через год она сама предпочла пойти в среднюю школу (пятый класс - это последний класс начальной школы, поэтому на следующий год нам нужно было перевеститсь в среднюю школу), в которой уже не было ESL, т.е. она посчитала, что сможет без него обойтись. И оказалась права - проблем с языком у нее не только не было, но она даже получала хорошие отметки на занятиях по английскому языку на общих основаниях.

Евгения Красина: Расскажите, пожалуйста, о структуре муниципальных школ в США.

Ариф Гезалов: Вкратце, здесь трехступенчатая структура - начальная школа (включающая "Киндергарден" - подготовительную группу детского сада) до пятого года обучения включительно. Средняя школа - с 6-го по 8-й и старшая школа - с 9-го по 12-й. Все школы разделены. Начальные школы обычно сравнительно маленькие (до 300 учеников), и они есть в каждом районе, средние - покрупнее 1000 - 1500 учеников, и их меньше. Самые крупные - старшие школы, в них учится до 5000 учеников и их всего несколько на весь город. Как я писал, каждый район города "приписан" своей школе, однако, это значит лишь то, что жители района имеют преимущественное право набора в "свою" школу, а остальные набираются по остаточному принципу. Есть, правда, исключения (уже отмеченная мною необходимость ESL или наличие школьного автобуса, если, предположим, маршрут следования автобуса из другой (не своей) школы пролегает удобнее для тебя, на этом основании можно получить преимущество "не в свою" школу). Школы соперничают между собой. Хотя обучение в них для родителей бесплатное, тем не менее, финансирование школы зависит от количества учеников и от ее уровня (популярности), поэтому школам выгодно привлекать к себе народ. Если школа популярна, на этом основании можно добиться от государства финансирования на ее расширение. Есть полу-специализированные школы, например, школы с углубленным изучением искусства.

Евгения Красина: Говорят, что в американских школах ученик может сам выбирать предмет обучения, так ли это?

Ариф Гезалов: Хочу сказать пару слов о школьной программе. Моя дочь сейчас учится в старшей школе (high school) в США. Школа обычная, муниципальная, так вот в ней работает именно такая система (часть предметов на выбор). Однако, никто не предлагает выбирать танцы вместо алгебры - танцы можно выбрать вместо лепки или рисования, к примеру, а вот основные предметы типа алгебры, выбираются другим способом. Выбор состоит там в "уровне погружения" в предмет. Каждому ученику доступны три уровня - уровень предыдущего класса, уровень текущего класса, и повышенный уровень - уровень следующего класса. Таким образом, если ты в девятом классе взял повышенную математику, ты будешь сидеть на уроках с ребятами из десятого (там вообще, как таковые классы весьма условны - есть "потоки", как у нас в ВУЗ"ах) Есть отличия и в программе обучения. Если в российских школах преподают всего понемногу в течение года (два часа в неделю физика, три - математика, час - биология и т.д.), то в США в течение года преподается только математика, и только "наука" (год - только биология, следующий год - только физика, потом - химия) и т.д. К концу обучения, ученик сравнивается в объеме знаний с его российским коллегой, но в процессе обучения они расходятся. Теперь еще о выборе. В начале года каждому ученику дают возможность выбора предметов - он должен выбрать один из нескольких основных предметов. Например, выбор между повышенной биологией, историей или повышенной математикой. Минимальный уровень ему так и так преподадут, но ты имеешь возможность что-то изучить глубже, чем остальные предметы. Помимо обязательного выбора есть еще выбор нескольких второстепенных предметов. Там важно набрать нужное количество часов. Это может быть какая-нибудь форма искусства (лепка, рисование, театр, музыка и т.д.), либо общественная работа (подготовка наглядных пособий и т.д., т.е. по сути это что-то вроде факультативов).

Евгения Красина: Как я понимаю, нагрузка школьника не ограничивается только уроками непосредственно в школе, есть еще определенный объем домашних заданий. В курсе ли Вы какой объем домашних заданий в западных странах, выше, ниже или примерно такой же, как у нас?

Ариф Гезалов : Могу сказать по опыту своей дочери - домашних заданий в школах США тоже хватает, причем их дают и на выходные (не знаю, как сейчас, но по себе помню, что нам редко задавали на воскресенье). В день она тратит в среднем часа три на домашние задания, причем достаточно высок процент разного рода докладов, рефератов, самостоятельного поиска материалов на какую-нибудь тему (ну, например, рассказать о здравоохранении в ЮАР или рассказать о каком-нибудь писателе, книги которого ты читал), по которой ей требуется подготовить доклад - все время чего-то ищет в Интернете, распечатывает, делает наглядные щиты с фотографиями т.д. т.п. примерно раза два в год у нее большой проект. Тему (в рамках какого-то предмета) обычно она выбирает сама, однако, есть определенные общие требования к проекту. Потом они защищают этот проект. В общем, скучать в местных школах особенно не дают...
Недавно вот делала наглядную модель атома натрия:) Накупила каких-то палочек, пенопластовых шариков, фольги и т.д. На мой взгляд, получилась весьма странная конструкция, но учителям вроде понравилось:)

Евгения Красина: Почему-то у нас в России создается мнение, что американские школы дают очень низкий уровень образования, на уроках у них полный бардак, и дети чуть ли не с трудом показывают на карте, где находится Европа. А как Вы оцениваете уровень образования в американских школах по сравнению с российскими?

Ариф Гезалов: Насчет уровня образования. Думаю, дело тут вот в чем - как я писал, последовательность обучения предметов в американской школе другая. В российской школе ученик, допустим, восьмого класса, изучает математику, физику, биологию, историю и т.д. , уделяя им по часу-два-три в неделю. В американской школе иначе. Ученик восьмого класса изучает математику, "науку" и "социальную науку". Математика - понятно, а вот "наука" - это для каждого класса свой предмет. Так, по-моему, в восьмом классе наука - это биология. И вот тут тот курс, что проходится в российских школах за два-три года проходится за один год. Но при этом, в восьмом классе нет привычной нам физики. Таким образом, американский школьник уже знает о законах Менделя, о ДНК, о клеточном строении, но понятия не имеет о законах Ньютона. Если сравнить в этот момент американского школьника и российского, то создастся впечатление, что российский школьник подготовлен лучше, т.к. он законы Ньютона уже прошел, а уровень их знаний по биологии никто не сравнивает. К окончанию школы объемы знаний их постепенно уравняются. Далее. Есть еще одна причина. В американских школах нагрузка на учеников неравномерна и повышается из года в год. В начальной школе дети проходят лишь обзорные курсы, и классе в третьем-четвертом-пятом нагрузка на них значительно меньше, чем на российского школьника. Зато в старших классах эта нагрузка возрастает многократно, становясь выше, чем в школах России.

Действительно, в американских школах упор делается именно на углубленное изучение истории, географии, политического устройства США (впрочем, где это не так), однако, знания о других странах даются, ученики пишут рефераты о разных странах, готовят доклады и т.д. Естественно, что моя дочь делала доклад по России, распечатывала фотографии, рассказывала о стране:) Показать на карте Европу они могут, впрочем с той же вероятностью, что и школьник российской школы:)

По поводу бардака. По сравнению с российскими школами, обстановка в классе действительно выглядит очень непривычно. Ученики спорят, устраивают обсуждения, даже играют, причем учитель занимается этим вместе со всеми. Дело даже доходит до того, что они иногда устраивают розыгрыши других учителей и классов. Т.е. принимаются меры для того, чтобы уменьшить формальную обстановку. Но бардака при этом нет (я, конечно, не рассматриваю сейчас школы в неблагополучных районах, где учителям приходится противостоять молодежным бандам, впрочем, я таких школ в нашей окрестности не видел и даже не слышал о таких и имею представление о них лишь по фильмам. Дисциплина в самой школе строгая - чтобы выйти из класса необходимо получить от учителя специальный билет, позволяющий передвигаться по школе. С посещением очень строго, при этом работает система как в наших ВУЗах - ненаписанная контрольная работа - это ноль баллов, независимо от причины отсутствия, и, чтобы получить приличную оценку в семестре, необходимо ее досдать. Есть еще ряд непривычных для российской школы черт, в частности, обычно отметки за какие-то работы известны лишь учителю и конкретному ученику, и не оглашаются на весь класс. Зато если ученик делает успехи, то об этом сообщается всем.
Да, вот что забыл сказать о посещении - если ребенок отсутствует в школе, то родителям уже на следующий день приходит распечатанный репорт по поводу отсутствия. Если пропущено больше определенного количества часов, то требуется предоставить справки от врача, причем "записка от родителей" тут не проходит. В позапрошлом году, наша дочь в сумме проболела "больше положенного" и нам пришло письмо о том, что в случае, если мы не сможем подтвердить пропуски, то на нас, как на родителей могут подать в суд. В итоге мы ходили разбираться с директором школы, демонстрировали справки. Помимо прочего, это, как я писал, не освобождает самого ученика от необходимости писать контрольные работы и сдавать проекты. Правда у них есть возможность договориться с учителем о замене задания. В конце полугодия две недели отводится под государственный экзамен. По результатам этого экзамена делается вывод об уровне школы (статистика по школам приводится в местной прессе), что влияет на ее популярность. Кроме того, результаты тестов приходят нам по почте. Так же по почте рассылаются оценки за четверть и результаты экзаменов.

Еще одно дополнение - в связи со спецификой обучения, о которой я писал, в конце четверти оценки выставляются лишь по пяти-шести дисциплинам, поэтому оценки в четверти выглядят довольно лаконично, по сравнению с их российскими аналогами. Это объясняется тем, что разнообразие предметов в году меньше, чем в российских школах. Еще одно отличие - это расписание уроков. Каждый день в неделе оно одинаковое (т.е., допустим, первый урок - язык, второй - физкультура, третий - математика и т.д. и так каждый день в течение всей четверти). Расписания делятся по потокам (их обычно обозначают цветами - "синий", "зеленый" и т.д.). Разные потоки пересекаются на разных предметах. При этом на одном предмете могут пересекаться потоки из разных годов обучения, и, наоборот, с некоторыми одноклассниками ребенок встречается лишь во время ланча. В старших классах есть свободные часы.

Евгения Красина: Каким предметам отдается предпочтение?

Ариф Гезалов: по поводу предметов. Очень серьезно преподается математика, причем если взять усиленный курс (то, о чем я писал в предыдущем сообщении), то в нем есть элементы высшей алгебры матанализа, Матричного анализа, теории множеств, теории вероятности и даже элементы дифференциального исчисления. Надо сказать, что процентов двадцать учеников берут повышенный курс. Стандартный курс тоже достаточно серьезен. Биология и химия, на мой взгляд, преподается слабее, чем в России. Физика - примерно также. Сильный курс английского языка. Он продолжается все время обучения. Большое внимание уделяется физкультуре - причем, что интересно, ученики периодически пишут рефераты по физкультуре. История, география и другие общественные науки в старшей школе тоже преподаются на уровне. В общем, свободного времени после уроков у учеников не так же и много.
Вот так, примерно...

Евгения Красина: Есть еще вопросы: а по каким учебникам все это преподается, есть какие-то стандартные для всех школ или преподаватель выбирает? И что еще, кроме учебников используется в качестве учебных материалов?
А из гуманитарных предметов что преподается?

Ариф Гезалов: Теперь по учебникам. Есть учебники, которые выпускаются специально для школ. Я не могу поручиться насчет того, являются ли они обязательными для всех школ штата (скоре всего - нет, т.е. школа вольна сама выбирать методический материал), но я видел одинаковые учебники в разных школах. Однако, очень много методического материала подготавливается учителем непосредственно к уроку. На уроке ученикам раздают отксеренные материалы, в которых излагается теория и одновременно приводится ряд задач, часть из которых ученики решают на уроке, а часть переходит в виде домашнего задания. По моим наблюдениям, примерно 30 процентов материала идут из учебников, процентов 60 из этих, подготовленных учителем распечаток, и процентов 10 - из устного изложения на уроке. Большая роль в обучении отводится самостоятельному поиску материалов (это касается в основном гуманитарных дисциплин и языка (language art)) Я не представляю себе, чтобы мы делали без Интернета, поскольку Алиса (моя дочь) все время что-то там ищет, распечатывает, компонует и т.д. В школе, конечно, тоже есть интернет, но, думаю, чтобы делать домашние задания она должна бы была оттуда просто не вылезать. Из гуманитарных предметов преподается уже упоминавшийся Language art, история, география, аналог обществоведения, прикладное искусство, в средней школе - музыка (оркестр - здесь в начальной и средней школе обучают игре на музыкальных инструментах, в старшей это становится факультативом. КАК они играют - это второй вопрос, но вот охвачены почти все - ходят в школу со скрипками, гитарами, виолончелями, трубами и т.д.), кроме этого есть уроки с элементами ОБЖ, гигиены, этики и т.д.

Евгения Красина: и, кстати, раз уж такая тема, что в школе с религией?

Ариф Гезалов : Религии в школе НЕТ НИ В КАКОМ ВИДЕ, даже в виде "пятиминуток молчания" или чего-то аналогичного. Впрочем, рядом со школой есть несколько церквей, так, что на большой перемене ученики могут туда пойти. Школа подчеркнуто светская. Я помню, на ознакомительном собрании, когда родителей будущих учеников водили по классам, учительница биологии твердо сказала, что в школе будет преподаваться эволюционная теория, и если кто-то с этим не согласен, то может преподавать свои религиозные знания дома или ходатайствовать о том, чтобы его ребенка освободили от этих занятий, и, как бы поставила на этом точку.

Евгения Красина: Есть еще легенда о специфическом школьном патриотизме, иногда до фанатства, это правда?

Ариф Гезалов: Школьный патриотизм. Какого-то особого фанатичного патриотизма я не заметил. Однако, определенные элементы патриотизма имеются (выплескиваются они обычно на спортивных метроприятиях). Это своя спортивная форма, эмблема школы, слоган, всякого рода "кричалки" и т.д. Однако, о драках на этой почве, я никогда ничего не слышал. Может быть у нас весьма тихое место, но у меня иногда создается впечатление, что дети растут в слишком тепличных условиях. Любые нарушения дисциплины пресекаются на корню. Выгнать из школы могут за расквашенный кому-нибудь нос (даже во внешкольное время!), за бутылку пива или сигарету с марихуаной. Конфликты между школьниками, конечно имеют место, но практически всегда в скрытом виде, до потасовок дело не доходит практически никогда. Не знаю, хорошо это или плохо, что мальчишки не дерутся на переменах, но это факт, причем думаю, дело не только в страхе вылететь из школы...

Еще одно наблюдение. Помню, когда первый раз пришел записывать ребенка в школу (тогда еще начальную) меня поразила наглядная агитация на стенах. Практически все постеры на стенах были на тему воспитания САМОУВАЖЕНИЯ. Тексты такого рода "Если ты не уважаешь себя, то тебя не будут уважать другие люди", "Без уважения к себе невозможно уважать других людей", "Ты можешь очень многое, важно лишь постараться этого и достичь" и т.д. и т.п.

Евгения Красина: Как в американской школе строятся отношения с родителями школьников?

Ариф Гезалов: Здесь нет родительских собраний в том виде, как мы это понимаем. Нет того, что меня жутко раздражало в российской школе, когда ты сидишь за партой, а учитель на глазах у всех выговаривает тебе за твоего ребенка, типа "Ваша Маша получает двойки, отвлекает других учеников от занятий, плохо ведет себя на переменах!". Всю информацию о школе, включая расписание занятий, событий (концертов, спортивных событий, вечеров отдыха), школьных новостей мы получаем по почте в виде брошюрки. В течение четверти есть приемные дни, когда можно назначить встречу с учителем (только родители, сам ученик и учитель), всегда можно поговорить с директором. Также нет унизительного выкачивания денег на разного рода "классные нужды", хотя пожертвования приветствуются, в том числе и в виде практической работы в школе. Это, конечно, не мытье окон, но, например, помощь в организации праздников, методического материала и т.д. Например, я однажды делал групповую фотографию для выпускного альбома - фотографировал детей, а потом сделал коллаж. Учебники - бесплатные, из библиотеки, методический материал - тоже. Правда есть возможность купить рекомендованную (но необязательную) литературу. Деньги берут на удостоверение ученика (в начале года), за замок на личном шкафчике, на обеды ("ланчи" - сперва сдается какая-то сумма, у каждого ученика есть своеобразный кредит, по которому ему отпускают еду в школьной столовой, и заранее сообщают, когда сумма подходит к концу) и еще на какую-то мелочь. Школьный автобус - бесплатно, правда, если на него опоздать, то добираться придется самому, поэтому у Алисы есть месячный проездной билет на автобус. В-общем это необременительно.

Евгения Красина: Вы говорили: Есть полу-специализированные школы, например, школы с углубленным изучением искусства.
А есть школы углубленного изучения математики, физики, биологии, как у нас бывает?

Ариф Гезалов: Не хочу врать - не знаю. В нашей округе я об этом не слышал (я имею в виду муниципальные, а не частные школы), но может где-нибудь и есть. Хотя, честно говоря, я не вижу в этом необходимости. После нашего с Вами разговора, я поговорил со своей дочерью, и она мне сказала, что у них в школе, "повышенных" уровней математики и физики не один, а два. Причем, по ее отзывам, эти уровни настолько сложные, что перекрывают часть университетской программы и ведут их университетские профессора (из Университета Колорадо - благо он у нас под боком). На мой вопрос, почему же она не взяла себе такой курс, она мне резонно заметила: "Ты хочешь, чтобы я вообще из-за учебников не вылезала?" :)

Евгения Красина: Ну вот… Конечно, нельзя по одному городу делать выводы обо всем школьном образовании американцев. Но, по крайней мере – этот пример заставляет задуматься о том, а не зря ли мы верим во множество злобных сказок, которыми нас пичкают взрослые дяди – политики? И, главное, зачем это им нужно?

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Школа - место, где формируется личность. Американцы знают это не понаслышке и формируют учебные программы так, чтобы каждый ученик смог раскрыть свои способности и достичь успеха в будущем.

Мы в сайт решили узнать, в чем же особенность школ в США и почему американские дети готовы покорять мир.

1. Свобода выбора

Американские дети учатся принимать решения и выбирать с самых ранних лет. В школах есть несколько обязательных предметов и ряд предметов на выбор в зависимости от интереса ученика.

В школах нет жестких классов или групп, ученики называются студентами и ходят на те курсы, которые развивают их наклонности и интересы. У каждого ученика может быть свой график занятий.

2. Оптимистичный взгляд в будущее

Ученики понимают, что их благосостояние во взрослой жизни зависит не от выбранной профессии или вида деятельности, а от успешности в этой области.

Необязательно быть юристом или банкиром. Можно стать автослесарем и делать работу на высшем уровне, ни в чем не нуждаясь.

3. Система кредитов

Школьникам нужно набрать 100 баллов для получения диплома высшей школы. За каждый курс в школе ученик получает баллы - кредит. Чтобы перейти в следующую школу, необходимо набрать минимальный кредит для этого уровня. И потом, чтобы учиться в классах подготовки к поступлению в колледж, у ученика должен быть «личный кредит».

Иногда ученики набирают настолько высокий кредит, что его хватает на хорошую скидку на высшее образование. Получается, и тут у детей есть 2 варианта: или достигать всего своим трудом и способностями, зарабатывая кредит, или платить за обучение в колледже деньгами родителей.

4. Постоянно новые лица

Каждый год меняется состав классов и учителя. Дети учатся адаптироваться к новому коллективу и комфортно себя чувствовать - считается, что это умение очень пригодится им во взрослой жизни.

5. Никаких вступительных экзаменов

В течение выпускного класса ученики пишут тестовые работы по предметам, а в конце года результаты направляются в колледжи и вузы. А после окончания школы ученик рассматривает приглашения на обучение от разных учебных заведений или сам направляет в них запросы.

6. Независимость

Американские дети воспринимают учителей не как вышестоящих, а, скорее, как сотоварищей в учебе. С ними надо сотрудничать, чтобы получить максимальные результаты.

С самого детства ученикам прививается самостоятельность. С 6 лет им разрешают оставаться на ночь в гостях, затем школьные организации поощряют путешествия на выходные и летние каникулы в лагере отдыха. С 16–17 лет многие подростки приобретают высший знак независимости - собственный автомобиль.

7. Воспитание активной позиции

18.01.2013 в 00:00, просмотров: 4440

Уважаемая редакция!

Моей дочке 12 лет. Учится она хорошо, очень старается. Так что беспокоиться вроде бы не о чем. Однако есть и обратная сторона медали. Вся жизнь дочери заполнена учебой. И чем старше она становится, тем больше времени у нее уходит на домашние задания. Ей некогда встречаться с друзьями, пойти на каток или в кино, просто погулять. Разве это нормально? Зачем в школе задают так много? Есть ли в этом смысл?

Уважаемая О.Л.!

Вы не одиноки в своих сетованиях. Многие родители жалуются, что их дети перегружены домашними заданиями. Впрочем, не только родители. За последнее время выходят одна за другой книги, авторы которых убеждены, что толку от того, что детям задают что-то на дом, немного.

Например, Сара Беннетт в книге с красноречивым названием «Дело против уроков на дом» уверяет, что нынешние педагоги изменили свое традиционное отношение к домашним работам и не ждут от них каких-то серьезных положительных результатов.

Аналогичного мнения придерживается Алфи Кон.

В его книге «Миф о домашних заданиях» приводится много достаточно убедительных статистических данных, призванных доказать, что нет прямой зависимости между увеличением объема домашних заданий и успеваемостью школьников.

«Народная мудрость» гласит: когда дети занимаются дома, это приучает их к самодисциплине, ответственности, вырабатывает навыки успешного усвоения материала. Кон спорит с этим. Он считает, что это иллюзия.

Сара Беннетт отмечает, что ей трудно убеждать родителей в том, что нет никакой нужды мучить детей, которые и без того устают в классе, дополнительной учебой дома. Многие мамы и папы продолжают придерживаться консервативных взглядов

Дора Тейтельбаум, мать двоих детей из Лос-Анджелеса, считает, что домашние задания для них - «это шанс на лучшее будущее», что это «неизбежное зло, которое, когда они подрастут, сделает их конкурентоспособными в современном мире».

Польза, по ее мнению, в том, что у учителя развязываются руки: на уроке он может посвящать больше времени объяснению нового материала, в то время как дома дети закрепляют знания по уже пройденным разделам.

Тамара Батлер из Чикаго, так же как наша читательница, письмо которой приведено в начале этой статьи, высказывает серьезные сомнения.

Она видит, как ее дочь, третьеклассница Маша, просиживает над уроками каждый вечер не менее двух часов. Девочка устает, нервничает, боится, что, если не успеет выполнить полностью все задания, то у нее будут неприятности. «Когда учительница хорошо справляется со своей работой, у нее не возникает необходимости перегружать детей домашними работами», - говорит Тамара.

По ее мнению, проблема в том, что излишне много задают тогда, когда педагог оторван от реальной жизни ребенка. Нужно не молчать, а поддерживать постоянный контакт между школой и семьей и не стесняться в открытую говорить о том, что детям зачастую не по силам то, что от них требуют.

Вот еще один достаточно типичный пример, который приводится на страницах журнала Parents.

12-летняя Рэйчел любит играть в соккер, делать бусы и проводить время с бабушкой и дедушкой. Однако на все эти радости не стало хватать времени, когда нынешней осенью она пошла в среднюю школу, и ей начали задавать на дом гораздо больше.

Теперь работа над домашними заданиями отнимает четыре часа, а не два, как прежде. «Она пока всего лишь ребенок, - сетует отец, Алекс Беннетт из Силверадо, Калифорния. - Из-за всего этого слезы, огорчения, семейные споры. Все расстроены».

Алекс решил действовать и примкнул к движению родителей и педагогов, которые борются против того, чтобы школьников перегружали домашними заданиями. Мол, их тем самым лишают детства, урезают часы сна и отдыха, сокращают время семейного общения.

«Группы родителей ходят по школам и призывают: «Опомнитесь. Мы хотим, чтобы у наших детей была нормальная жизнь», - рассказывает Кэтти Ваттеротт, преподаватель Университета Миссури, которая занимается изучением этой проблемы. Родительские рейды не проходят бесследно. В школах уступают, снижают объем домашних заданий. Например, в городе Дэнвилл, штат Калифорния, учащимся перестали задавать на уик-энды и праздники. В Пало-Альто деятели народного образования запретили загружать детей во время зимних каникул. В том городе, где учится Рейчел, в отчет на жалобы родителей местное руководство попросило учителей задавать меньше и вообще ничего не задавать на уик-энды.

Так чего же хотят противники домашних заданий? Полностью изъять их из обихода? Запретить? Сара Беннетт откровенно говорит, что приветствовала бы такой запрет. На первых порах она готова смириться с тем, что в каких-то отдельных случаях учитель может задавать понемножку для поддержки каких-то наиболее сложных тем.

Но в целом она не видит особого смысла в домашних работах. «Учителя не получают никакой подготовки для того, чтобы быть способными разрабатывать какие-то действительно эффективные и разумные задания, - пишет она в своей книге. - Я никогда не встречала в этой области ничего заслуживающего внимания, и я не думаю, что это вообще может быть».

К тому же работы оцениваются формально. Проверка делается выборочно. После того, как ребенок просидел целый вечер над учебниками и тетрадями, ему или ей обидно и непонятно, когда учитель кладет листки с выстраданной работой в потрфель, ничего не сказав.

Другой уже упоминавшийся автор Алфи Кон в принципе тоже за запрет, по крайней мере в начальной школе. Детям лучше проводить вечера в свободном общении с мамами и папами, и над головами у них не должен висеть дамоклов меч не сделанных уроков. Задания уместны лишь в каких-то исключительных случаях, когда они действительно необходимы и обостряют у школьников интерес к учебе.

Но вопрос - сколько нужно задавать на дом? - не такой простой, каким может показаться, и однозначный ответ на него найти нелегко. Споры о домашних заданиях идут в Америке уже не первое столетие. В 19 веке и в начале 20-го социологи и врачи выступали против домашних заданий, утверждая, что они делают детей слабыми, нервными и уязвимыми.

Эдвард Бок, редактор Ladies’ Home Journal, в опубликованной в 1900 году статье под красноречивым заголовком «Национальное преступление под носом у американских родителей» взывал: «Когда, наконец, родители раскроют глаза на это страшное зло? Что они слепы, как летучие мыши, если не видят, что скрывается за этим безумием вечерних занятий».

Калифорния оказалась в авангарде движения против домашних заданий. В 1901 году Легислатура штата приняла закон, согласно которому запрещалось задавать что-либо на дом детям до 15 лет, а для тех, кто старше, разрешалось не больше 20 вопросов в неделю.

Закон, правда, был отменен в 1917 году. Но с тех пор политика в стране по отношению к домашним заданиям неоднократно пересматривалась то в одну, то в другую сторону. Сторонники уроков на дом побеждали каждый раз, когда национальному самолюбию наносился удар и возникали сомнения по поводу качества образования в США.

Так было после запуска первого советского спутника в 1957 году. Так было в 1980-х годах, когда Япония сделала заметный рывок в области технического прогресса.

В последние годы страсти опять разгорелись. Викки Эйблз, режиссер документального фильма «Гонка в никуда», убеждена, что в самое ближайшее время должны быть приняты решительные меры по ликвидации уроков на дом. Она говорит: «Мы еще не били тревогу достаточно громко, чтобы выразить свою обеспокоенность по поводу здоровья и будущего наших детей».

Вместе с Сарой Беннетт и Алфи Коном Эйбл составила проект петиции под названием «Руководство по здоровой домашней работе». Авторы надеются, что петиция будет одобрена Национальной ассоциацией родителей и учителей (National Parent Teacher Association, или сокращенно - National PTA). Подробности можно найти на сайте www.change.org/healthyhomework.

Если у вас появляются какие-либо сомнения по поводу объема или содержания заданного, поделитесь ими с учителями и руководством школы.

Поощряйте детей делать заметки, если им что-то было неясно или возникли вопросы при выполнении заданий.

Помогите оборудовать дома подходящее место, где ваш ребенок мог бы спокойно делать уроки. Ограничьте внеклассную активность, чтобы у детей была возможность посвятить время домашним заданиям и семье.

Проследите, сколько времени ребенок просиживает у телевизора, компьютера и, если слишком много, примите меры.

Обсудите с сыном или дочерью, когда им лучше всего делать дома уроки. Постарайтесь так составить расписание, чтобы после того, как они справятся с заданиями, оставалось свободное время для отдыха.

Хвалите детей, когда они проявляют старательность. Если они просят помочь, задавайте им вопросы и приводите примеры вместого того, чтобы просто подсказать ответ или решить за них задачу.

Младшим детям нужно помогать больше. Если ребенок учится в начальной школе, проверьте у него выполненное задание от начала до конца.

Всегда спрашивайте учителей, какой политики придерживаются в школе по поводу домашних заданий. Ясное представление об этом позволит устранить многие недоразумения.

Сколько времени ребенок должен проводить за уроками, заданными на дом?

National Education Association (NTE), предлагают следующие нормы:

От детского сада до третьего класса в школе - не больше 20 минут в день.

От четвертого до шестого класса - от 20 до 40 минут в день

Как правило, школьнику, который решил поступить в колледж, нужно посвящать больше времени домашним занятиям, чем его однокласснику, который намерен сразу после окончания школы устроиться на работу.

Но, разумеется, такая формулировка звучит расплывчато. Более конкретно выглядит так называемое «Правило 10 минут». Оно означает, что с переходом в следующий класс время на домашние задания должно увеличиваться на 10 минут.

Если вы сравните с рекомендациями Министерства просвещения, то увидите, что «Правило 10 минут» с ними несколько расходятся. Но во многих школах любят это правило. Очевидно, из-за его простоты. То есть дошкольникам и первоклассникам нужно задавать уроки, с которыми они справятся за 10 минут, во втором классе - 20 минут, в третьем - 30 минут и т.д. А страшеклассникам из "хай скул" уже придется затрачивать до двух часов.

«Правило 10 минут» считает оптимальным такой авторитетный знаток проблемы домашних заданий, как профессор психологии Харрис Купер из Университета Дюка, который посвятил этой теме много лет и написал интересную книгу «The Battle over Homework: Common Ground for Administrators, Teachers, and Parents».

Дополнительную информацию вы можете получить в National PTA или в National Education Association.

Их сайты соответственно -

Вот еще несколько полезных адресов в Интернете:

www.kidsource.com

www.newsforparents.org

www.stophomework.com

Еще один из интересных моментов: как вообще проходит само обучение? В Украине, например, учебники выдают детям, и они их приносят домой, а потом каждый день носят в школу. А в США наоборот – дети держат учебники в школе и берут домой только те, по которым нужно сделать домашнее задание. Еще домой ученики берут рабочие тетради, которые, кстати, школа выдает бесплатно, в отличие от Украины, где все рабочие тетради надо покупать за свои деньги. Я имею в виду те тетради, где написаны задания, которые надо делать. То есть не обычные тетрадки, а прилагаемые к учебнику.

Если, допустим, по математике надо делать дома какие-то задания: примеры, задачи – дети делают их на листиках, сдают учителям, а те подшивают в папку. Таким образом дети не носят с собой тетради. А в школе непосредственно на занятиях учителя выдают тетради, и дети пишут в них.

Следующий момент: в Украине большой акцент делали на оформлении – от полей отступить две клеточки, после написания одного задания отступить три клеточки и писать второе. Учителя пристально обращали на это внимание и, если кто-то из учеников неправильно отступил на одну клеточку, все перечеркивали и т. д. Здесь учителям все равно, где ребенок пишет. Главное, чтобы он правильно написал саму работу.

Также многие думают, что если в Америке тестирование, то все ученики выбирают наугад варианты ответов из A, B, C, D и при этом ничего не знают. Я вам расскажу, как по математике делается домашнее задание. Тут действительно есть A, B, C, D, но чтобы ответить правильно на один из вариантов, необходимо письменно решить задачу или пример. Помимо этого, сперва пример нужно решить в уме и написать приблизительный ответ, то есть еще делается акцент на то, чтобы ребенок мог посчитать устно.

Мне очень понравился дневник, который выдается в американской школе, и он как записная книжка, туда не ставятся оценки, а ребенок записывает домашние задания и вносит свои заметки. Это мотивационный дневник, скажем так, в нем расписаны цели на каждую последующую неделю и то, как их ставить. Детей с детства приучают к самосовершенствованию, это очень интересно.

В американских школах больше акцент делается на практику, чем на теорию. Например, у учеников с детства есть лабораторные работы. В 5-м классе появляется программа Outdoor School, когда детей везут в лес на четыре дня, и там ученики живут в домиках, наблюдают за звездами, за растениями и т. д.

Думаю, многим будет очень интересно узнать, есть ли здесь какие-то внеклассные мероприятия. Именно при школе таковых нет, но они есть дополнительно, и всегда имеются соответствующие объявления о волейболе, баскетболе; рисовании, шахматном кружке. Естественно, такие мероприятия за дополнительную плату. Также проводятся различные мероприятия от района, города, частных мест – об этом я поведаю в каком-то другом видео.

Хочу рассказать о поведении детей, отличаются ли они здесь от украинских детей. Мне говорили, что дети здесь намного более дружелюбные. Например, иностранец пришел в класс, не знает нормально языка – над ним никто никогда не смеется, не издевается, не дает кличек, не дерется с ним и т. д. Я, конечно, не знаю, относится ли это ко всем или зависит от того, насколько хорошая школа, и насколько воспитанные в ней учатся дети, но в этой школе это так. Все ученики пытаются помогать и родители, кстати, тоже – они волонтерят, приходят в школу, занимаются с отстающими детьми – это интересный момент.

Переехать в США сложно, но есть категории людей, которым это доступно:

— Инвесторы. Достаточно вложить от 1 миллиона долларов и через 2 года все члены семьи получат статус постоянного жителя США (виза EB-5 ).

— Также можно открыть филиал существующей компании в Америке или же купить готовый бизнес в США (от $100 000). Это даст право на получение рабочей визы L-1, которую можно обменять на грин-карту.

— Известные спортсмены, музыканты, писатели и прочие экстраординарные люди могут переехать

Школьники лишены детства

Для стран конфуцианской культуры обретение знаний, учеба - это почти святое. И потому южнокорейские ученики в отличие от ребятишек других стран прекрасно знают, что такое обилие домашних заданий.

Если говорить прямо, то корейские школьники попросту лишены детства. Гонка в целях поступления в престижный университет, от чего во многом зависит будущее корейца, стартует примерно с девяти лет.

Если до этого времени еще можно увидеть корейских мальчишек и девчонок, которые беззаботно играют во дворах, то с указанного возраста все дружно исчезают с улиц и проводят время за партами.

Корейцы, конечно, жалуются на обилие домашних заданий для школьников, но требовать их отмены никому не приходит в голову. Даже наоборот: корейские дети добровольно учатся как бы в двух школах сразу. Утром и днем - обычная школа, а во второй половине дня - различные курсы, репетиторы по профильным предметам, по которым они планируют сдавать аналог российского ЕГЭ.

5 часов в среднем спят корейские школьники, готовясь к экзаменам

В старших классах из-за различных домашних заданий и курсов корейцы спят не более четырех-пяти часов в сутки, готовясь к экзаменам. И эта подготовка длится не несколько недель, а несколько лет. В принципе можно домашние задания и не делать, но тогда не видать хорошей оценки на ЕГЭ, что не позволит ученику получить "путевку в жизнь" в виде приема в престижный вуз.

Некоторое время назад власти попытались бороться за здоровье детей, изнуряющих себя бесконечной учебой. Среди мер - запрет на работу в Сеуле различных подготовительных курсов позже 22 часов. Но это привело к тому, что возрос спрос на частных репетиторов, работающих и в позднее время, а некоторые дети стали выезжать на дополнительную учебу за пределы столицы, где временного лимита не установлено.

Каникулы у корейских детей сегодня напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования

Каникулы у корейских детей тоже напоминают не реальный отдых, а скорее смену вида получения образования - активно посещаются частные курсы и дополнительные лекции, которых не счесть.

"Гонка за образованием" - это серьезное бремя для семейного бюджета, так как разные репетиторы и курсы обходятся довольно дорого. В результате воспитание ребенка становится дороже, что уже ведет к демографическим проблемам - сокращается рождаемость.

Все в Корее это понимают, жалуются, постоянно называют "одной из серьезнейших проблем общества", но с другой стороны, говорят: "А что делать?! Если нашего ребенка не заставим участвовать в этой гонке, то ему не видать достойного места в жизни".

Сегодня в Италии не существует нормативов, где были бы прописаны критерии, касающиеся объемов задаваемого школьникам домашнего задания.

Местные СМИ критикуют школу и утверждают, что все зависит от того или иного преподавателя. В итоге в каких-то школах задают настолько мало заданий, что дети успевают делать уроки во время перемены, а в других - учителя свирепствуют так, что детям приходится сидеть за домашними уроками чуть ли не до полуночи. Однако, по словам местных мам, на самом деле объем домашних заданий зависит напрямую от того, сколько времени ребенок проводит в школе.

В начальной школе родителям предоставляется право выбора - оставить ребенка на полдня или на весь день. К примеру, если занятия заканчиваются в 13.30, детей, как правило, загружают прилично в течение недели, а на выходные почти ничего не задают.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы и то, что им приходится учить уроки едва ли не до полуночи

А вот детям, которые остаются в школе до 16.20 и здесь же делают уроки, приходится корпеть над учебниками и тетрадками в субботу и воскресенье. Подобный диссонанс вызван, главным образом, тем, что в этих двух случаях сильно отличаются программы - нагрузка для тех детей, которые остаются в школе до часу дня, значительно выше, чем для тех, кто проводит в учебном заведении почти весь день и гипотетически имеет возможность делать домашнее задание дома с родителями.

Последние, кстати, в прошлом объявляли бойкот учителям, который, правда, так и не дал ожидаемых результатов.

Итальянских мам и пап раздражают домашние задания, которыми заваливают их чад на летние каникулы. Так, новый учебный год в Италии начался со скандала.

Некий Марино Пейретти написал и выложил в Сеть письмо, в котором подробно объяснил, почему его сын не сделал уроки за лето.

"Хочу донести до вашего сведения, что и в этом году мой сын не выполнил летнего домашнего задания. Мы многое сделали за это время: катались подолгу на велосипеде, ходили в поход, привели в порядок дом, занимались программированием. В вашем распоряжении есть целых девять месяцев, чтобы привить моему сыну знания и воспитать его, а у меня всего три месяца, чтобы научить его жить", - пишет Пейретти.

Дело приобрело довольно серьезный резонанс. Многие родители поддержали этот выпад не удовлетворенного школьной системой отца.

А вот некоторые обрушились на мужчину с критикой, осудив его за то, что он навсегда подорвал авторитет учителей в глазах своего сына. По их мнению, родителю не стоило доводить эту проблему до сведения общественности, а следовало бы вместо этого просто выразить недовольство напрямую преподавателям.

В бразильской системе школьного образования нет каких-либо четких рамок, указывающих на предельные объемы домашнего задания для школьников. Да и подходы к этому вопросу разнятся не только от штата к штату, но и в зависимости от того, платное ли учебное заведение или государственное. В последние годы в Бразилии все чаще говорят о необходимости реформирования школьного образования и вопрос с количеством часов, проводимых ребенком дома за выполнением заданий, приобретает все большую остроту.

Последние опросы общественного мнения в целом демонстрируют поддержку родителей и учителей самого принципа наличия домашнего задания для ребенка. Однако разногласия наступают в момент определения его объемов и часов, необходимых для выполнения. Так, например, в одном из частных колледжей Рио-де-Жанейро ученики старших классов получают максимум 90 заданий в неделю по разным предметам, на выполнение которых ежесуточно тратят от полутора до двух с половиной часов. "Моя старшая дочь легко приспособилась к такому графику и не испытывает особых сложностей. А вот с сыном возникли определенные сложности, ему не хочется выполнять "рутинные и скучные", как он говорит, задания. Поэтому мы в родительском комитете прорабатываем вопрос индивидуального подхода при формировании домашнего задания", - прокомментировала ситуацию Даниэла Рейс, мама двух учеников.

90 заданий в неделю по всем предметам максимум получают бразильские школьники

"Эта тема в школе на слуху. Мы стремимся найти лучшие варианты для учеников, но всегда будут семьи, жалующиеся на слишком большой объем занятий на дому, и те, кто не прочь его значительно увеличить. Школа должна исходить в первую очередь из вопросов целесообразности дополнительных нагрузок на учеников и конечного качества образования", - утверждает вице-президент другого частного колледжа Рита Роша.

В Бразилии в школах хотят оставить три обязательных предмета: английский, португальский и математику

"В среднем мы исходим из того, что один-два часа времени на выполнение уроков это вполне нормально", - считает педагог Луиш Албукерке. Впрочем, для бразильских школьников в скором времени вопрос с домашним заданием может решиться и по-другому. Пришедшие после импичмента Дилмы Роуссефф власти объявили о беспрецедентной реформе среднего образования. Основная идея грядущих изменений заключается в том, чтобы оставить только три обязательных предмета - португальский и английский языки, а также математику. В остальном школьникам предложат самостоятельно выбрать направления для углубления своих знаний, которые поделят на пять групп - языковедение, математические, гуманитарные, естественные науки и профессионально-техническое образование. По задумке, эти изменения повысят привлекательность получения базового образования.

В отличие от России новый учебный год в Греции начинается в десятых числах сентября. При этом в Элладе, где Церковь не отделена от государства, а православные составляют более 98 процентов населения, каждый день в греческих школах начинается с молитвы.

Обязательным является образование в начальной школе - 6 лет и гимназии - 3 года. После сдачи необходимых экзаменов открывается дорога в лицей, а затем и в университет.

Все высшие учебные заведения в стране являются государственными, а обучение в них бесплатное.

Занятия в классах начальной и средней школы продолжаются с утра и до часа дня. Есть возможность и остаться на продленку до 16.00.

При этом проблемы перегрузки детей домашними заданиями не существует. В целом греческая школьная образовательная программа значительно легче российской, отмечают опрошенные "РГ" специалисты в местной ассоциации учителей. Так, по данным статистики, в среднем греческий 15-летний подросток тратит на выполнение "домашки" 5,3 часа в неделю, тогда как его российский сверстник около 9,7 часа.

Правда, согласно широко распространенной местной практике, практически все школьники посещают дополнительные платные курсы, без которых, как здесь считается, очень сложно освоить школьную программу.

Надо сказать, что современная греческая школа в непростые для Эллады экономические времена сталкивается со многими проблемами.

Правительство постоянно пытается проводить весьма противоречивые, с точки зрения большинства родителей, реформы. Кроме того, по данным местных СМИ, в стране не хватает девяти тысяч учителей начальных классов и трех тысяч преподавателей в системе гимназий и лицеев.

В США дети начинают грызть "гранит науки" на вкус с четырех-пяти лет - именно в этом возрасте малышей принимают в детские сады, которые обычно являются подготовительными классами в школах. А с началом учебы приходят и домашние задания.

Примечательно, что долгое время в американской культуре к домашним заданиям относились как к обузе. Высшее образование в США являлось роскошью для немногих, а для остальных выполнение бытовых обязанностей по дому было важнее, поэтому и родители, и сами школы стремились минимизировать учебную нагрузку на дому. Вплоть до того, что в начале XX века власти штата Калифорния вообще запретили домашние задания для всех учащихся до восьмого класса, то есть примерно до 14 - 15 лет. А американские СМИ цитировали докторов: домашние задания наносят вред здоровью школьников.

Такое положение дел изменилось только в 50-е годы прошлого столетия. И, что более примечательно, одним из ключевых стимулов к тому стало соперничество с СССР в начинавшейся "холодной войне". Как отмечают авторы многих исследований на эту тему, мощный импульс движению за реформу образования и увеличение внеклассных заданий и домашней работы придал запуск в СССР первого искусственного спутника Земли в 1957 году. Американцы запаниковали: их учащиеся отстают от советских сверстников. "Появились новые программы в школах. Домашние задания до самой ночи. Классы для одаренных детей, - отмечается в репортаже телеканала CBS News на эту тему. - Выросло поколение, одержимое запусками ракет... Стремлением победить русских".

Объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран

"Холодная война" и научное соперничество c CCCР остались позади, а объем заданий для американских школьников продолжает неуклонно расти. Хотя пока остается умеренным по меркам развитых стран.

По данным исследования авторитетного Института Брукингса, более половины американских школьников в день тратят не более часа на выполнение домашних заданий. А около 25 процентов вообще не получают работы на дом. Больше двух часов в день дома занимается лишь каждый десятый школьник. Основной акцент на заданиях по английскому языку, математике и естествознанию.

При этом согласно анализу Национальной ассоциации образования, в основном нагрузка растет для самых маленьких школьников. А объем заданий для учащихся старших классов за последние пару десятков лет практически не изменился. Но, согласно исследованию университета Мичигана, если в 1981 году дети в возрасте от 6 до 9 лет проводили за домашней работой в среднем 44 минуты в неделю, то сейчас этот показатель превышает 2,5 часа.

И, несмотря на отдельные критические возгласы, сегодня подавляющее большинство педагогов и родителей поддерживают такой уровень нагрузки. По данным социологического опроса компании MetLife, лишь 15 процентов родителей предпочли бы сократить объем заданий на дом. Около 60 процентов считают, что задают в самый раз, а 25 процентов предпочли бы увеличить нагрузку. Исследование также отмечает, что количество "домашки" зависит от учителей. Менее опытные педагоги со стажем работы до пяти лет, как правило, задают больше.

Национальная ассоциация педагогов и родителей рекомендует увеличивать нагрузку поэтапно, в среднем на 10 минут в день с переходом в каждый новый класс.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама