THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Приставок в русском языке много.
Одни пишутся всегда одинаково, делать ошибки в их написании особенно обидно.
Некоторые приставки пишутся строго по правилу: пойми, как действовать, и не ошибёшься.
А есть такие, которые требуют постоянного внимания, например приставки пре- и при- .
Узнай, как писать русские приставки.

Раньше задания на правописание приставок включали и слова с другими орфограммами:

— И и Ы в корне после приставок на согласный
— Ъ и Ь.
Но сейчас формулировка задания изменена. В задании 9 будут только слова, в которых пропущены буквы в приставках.

Какие приставки пишутся всегда одинаково?

1. Приставки в- , об- , от- , над- , под- , у- , о- , вы- , на- , за- , до- , по- , пере- : войти - внести - вбежать - встать

Нет проблем! Пиши их всегда одинаково!

Многие приставки пишутся всегда одинаково, например: в бежать , в стать . Слышишь разные звуки в начале этих слов? Звуки [в] и [ф] - это разные произношения одной приставки в- . Почему произношение может быть разным? Это зависит от последующего звука. Работает закон оглушения звонких перед глухими. Итак, произносить эти приставки мы можем по-разному, в зависимости от фонетической позиции в слове, но пишем их всегда одинаково.

Запомни:

Запомнить эти приставки поможет список примеров:

Над пись, под пись и у вёртка ,
о кончание, от вёртка,
вы ход, в ход и на падение,
и до ход, и об ъедение,
а еще за ход, по ход
и под земный пере ход.

В русских словах также встречаются заимствованные иноязычные приставки:

дез- , контр- , транс- , пост- , суб- , супер- , пан- .

Пиши их всегда одинаково.

2. Приставка с-: сдача

Существует только приставка с- .

Ошибочные написания этой маленькой приставки настолько распространены, что пришлось выделить особое правило. Дело еще и в том, что многие путают приставку с- с приставками, оканчивающимися на буквы с или з . О них речь пойдёт ниже.

Пиши приставку с- всегда одинаково: и перед гласными, и перед любыми согласными: с дача , с делать , с мыть .

Перед парными звонкими согласными приставка с- произносится как [з]: c делать , с дать .

Какие приставки пишутся неодинаково?

1. Приставки, оканчивающиеся на буквы з и с : беспомощный - бездомный

Внимание на границу приставки и корня!

Приставки:раз- // рас- , из- //ис- , без- // бес- , воз- // вос- , вз- // вс- , низ- // нис- , через- // черес- , чрез - // чрес - если корень слова

  • начинается на гласный или звонкий согласный, пиши с буквой з : без домный,
  • если корень начинается на глухой согласный, - с буквой с : бес помощный.

2. Приставки пра-//про : правнук - прогульщик

Думай о значении:

Если выражены значения:

  • «давность, история, древность, отдаленность времен, явлений, отношений, лиц», пиши пра- : пра дед ,пра славянский язык ,
  • любые другие - пиши приставку про- : про стоять (долго), про смотреть (быстро, бегло), про писать (назначить лечение), про российская политика и т. д.

3. Приставки раз- (рас-)//ро´ з- (ро´ с) : расписать - ро´ спись

Внимание на ударение:

В приставках раз- , рас- //роз- , рос-

  • без ударения пиши а : рас ска´ з ,
  • под ударением - о : ро´ с казни .

4. Приставки пре-//при- : премилый , преграда - прийти , привязать , прикрыть , придорожный

Думай о значении:

Пиши пре- , если передаются значения:

  • «очень» - пре милый , пре старый ,
  • «пере» - пре града .

Пиши при- , если передаются значения:

  • «приближение» - при йти , при ехать ,
  • «присоединение» - при шить , при вязать ,
  • «чуть-чуть» - при крыть , при открыть ,
  • «около, близко» - при брежный , при дорожный

Внимание:

Многие слова не входят в перечисленные группы: при выкать, при сутствовать, при слушаться и другие. Их написание старайся запомнить.

Не путай:

В ряде слов пре и при входят в состав корня: причин а, привет , приказ ывать, преврат ить, презир ать, препятств ие и другие. Такие написания старайся запомнить.

Внимание:

Не путай слова с приставками со сложносокращёнными словами: пед институт , полит издат , спорт инвентарь . Никакого отношения к этому правилу они не имеют.




Задание 9 ЕГЭ 2018 по русскому языку.

Теория

Для успешного выполнения задания 9 необходимо знать перечень правил:

·Правописание приставок

·Правописание на стыке морфем (приставки и корня, двух приставок)

·Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ- и ПОЛУ-

Алгоритм выполнения:

2)Выделить приставки

3)Вспомнить правила и применить их (лучше работать по принципу «от простых правил к сложным»).

·Приставки, оканчивающиеся на –з, -с;

·Ы, И,Ъ на стыке морфем;

·Пол-, полу-;

·Неизменяемые приставки;

·ПРЕ, ПРИ

Таким образом, то, что вы можете проверить при помощи правил, лучше делать в первую очередь. А приставки ПРЕ и ПРИ лучше всего оставить на «десерт».

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК(ПРАВИЛА)

Все приставки делятся на

Неизменяемые
(нужно запомнить)
О-: окликнул, остановка
У-: убежал, уехал
ДО-: добраться,
ПО-: поверье, подворье, порезать
ПРО-: проварить, пробел, проделка
ПРА-:В особом значении:прабабушка, праязык
НА-: нападение
ЗА-: задаваться
НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть
ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить
ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть
ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть
В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться
ВЫ -: вышагивать
ПРЕД- (ПРЕДО-): председатель
ПЕРЕ-: перегной
С- (СО-): сдвинуть
ПОЗА-: позапрошлый

ИСКЛЮЧЕНИЯ И СЛОЖНОСТИ

1) Сочетание НЕ+С следует отличать от изменяемой приставки НИЗ(НИС). Приставка С не чередуется!!!

Нужно запомнить слова: здесь, здание, здоровье, ни зги не видно(в этих словах з- входит в состав корня).

2) Обратите внимание на слова:

Рас чёт, рас чётливость (перед корнем –чёт- пишем С)

Исключение: бессчётный

Расс читывать, расс читать (перед корнем –чит- пишем СС)

3) Запомнить: разевать, разинуть, разор, разорить

4) Приставки РАЗ(рас) и РОЗ(рос) зависят от ударения. Без ударения пишем А, под ударением О.

Исключение: розыск, розыскной.

5)Важно определить не только приставку, но и корень. Иногда корень начинается на з или с, тогда с приставками на -з, -с будут образовываться сдвоенные согласные.

Например: бессмысленный, беззаботный и т.д.

Исключение: Рассориться – пишем две с, потому что три одинаковые согласные в русском языке не пишутся подряд.

6)Существует группа омонимов, в которых написание зависит от лексического значения

ПРИ ПРЕ
при бывать
(приезжать)
пре бывать
(находиться)
при зреть,
беспри зорник

(приютить,
позаботиться)
пре зреть
(пренебречь)
при творить
(закрыть)
пре творить
(воплотить)
при клонить
(наклонить)
пре клонить,
(выразить
уважение,
вызывающий
уважение)
при дать
добавить,
осмыслить
пре дать
пре даться

(выдать
погрузиться)
при ходящий
являющийся
пре ходящий
временный
при терпеться
привыкнуть
пре терпеть
пережить
при емник радио пре емник ученик
при ставить
поставить
пре ставиться
умереть
при вратник
сторож
пре вратности
неприятности
при ложить
положить вплотную
непре ложный
(незыблемый,
нерушимый)
при дел
(пристройка
в церкви)
пре дел
(граница)

!!! Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение

Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами.

7) Значение некоторых приставок затемнено, или приставка срослась с корнем, или приставка не существует в русском языке (иноязычные слова).

ПРИ- ПРЕ-
Приоритет, привилегия прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить Прерогатива, преамбула препятствия, препоны, прерия, презент, препятствие, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат,преодолеть

Правописание сложных существительных с корнями ПОЛ-, ПОЛУ-.

Панисламизм, субинспектор, трансиордания, контригра.

6) После числительных двух-, трех-, четырех-.
Двухигольный, трехимпульный.

1) После приставок, оканчивающихся на согласную перед Е, Ё, Ю, Я.
Подъем, разъезд.

2) После числительных двух- трех-, четырех-, перед Е, Ё, Ю, Я.
Трехъярусный.

31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".

10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,


ВАРИАНТ 9 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1) Садово-парковая архитектура – одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. (2)В современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей, для создания мест отдыха и общения с природой. (3)<...> архитектор, стремясь создать впечатление естественности «первозданной» природы, может изменить существующий ландшафт или, напротив, сформировать совершенно новый пейзаж.


1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) Садово-парковая архитектура – важный элемент в жизни человека, поскольку в современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии.

2) Архитектор, создавая сады и парки, может немного изменить существующий ландшафт или, наоборот, сформировать совершенно новый пейзаж.

3) В современных городах сады и парки – необходимый элемент жилой среды, но архитектор сам выбирает, как он будет формировать тот или иной сад или парк.

4) Садово-парковая архитектура – важный элемент в жизни современного человека, служащий поддержанию городской экологии и здоровья его обитателей, – предполагает возможное изменение архитектором существующего ландшафта или создание совершенно нового пейзажа.

5) Садово-парковая архитектура, предполагающая возможное изменение архитектором существующего ландшафта, является важным элементом в жизни современного человека и служит для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Поскольку Однако Так как Даже Поэтому

Ответ:_______________________________________

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению, в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЛАСТЬ , -и, мн. -и, -ей, ж.

1) Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2) Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3) чего или какая . Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4) чего или какая . Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5) перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.). – В области чего, предлог с род. п. – в чём-н., в сфере чего-н. Специалист в области математики. Работать в области народного образования.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

нажИвший дОсуха шарфЫ закУпорить ободрИть

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Мне вспомнился город моего детства и те самые знаменитые ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

Долгое время держалось у Анюты то самое ПРАЗДНИЧНОЕ настроение, которое помогало ей с лёгкостью решать даже самые трудные проблемы.

ВИНОВНЫЙ взгляд моего собеседника говорил о том, что этот человек искренне раскаивался.

После разговора с Натали Андрея охватило одновременно чувство любви и ненависти, и это ДВОЙСТВЕННОЕ чувство не покидало его до вечера.

Это был человек с ГОРДЕЛИВОЙ осанкой, исполненный уверенности в своих достоинствах.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

СОТРЁТ с доски дорогим ШАМПУНЕМ

в ТРЁХСТАХ метрах пара САПОГОВ КРАСИВЕЕ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Сдав экзамен на степень бакалавра, у него закружилась голова от неожиданного успеха.

Б) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

В) Многие, кто бывал в Переяславле, знает, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

Г) Справа от штурвала находился компас с покрытым потрескавшейся и частью соскочившей эмалью кругом указателя, испещрённых многочисленными делениями.

Д) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл и начал заниматься архивами деда».

Ответ:

А

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

разр..слась сув..ренитет пол..жить заг..релась распол..гаться

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

п..дорожник, нен..глядный и..брать, бе..заботно

пр..мета, пр..увеличивать вы..грать, от..мённое (прилагательное)

пр..стройка, пр..градить

Ответ:_______________________________________

10. И.

марл..вый милост. .вый ослаб..вать ландыш..вый чувствит..льный

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

застел..шь увлека..мый верт..шь вымуч..нный заслуж..нный

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ДАЛЕКО от речки расположились уютные и комфортабельные санатории и турбазы.

Старцеву на протяжении нескольких месяцев (НЕ)(С)КЕМ было поговорить об этом.

Селезнёв (НЕ)ОБИДЕЛСЯ на слова, сказанные в кулуарах.

Заносчивость вовсе (НЕ)ПРОЧНЫЙ материал: трещит при первом испытании.

Если человек (НЕ)ЛЮБИТ свой город, он равнодушен и к своей стране.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Вначале мы ТО(ЖЕ) не понимали друг друга, а (В)ПОСЛЕДСТВИИ очень подружились.

Ночью развели огромный костёр (НА)ВЕРХУ горы, а я попытался всем объяснить, (ЗА)ЧЕМ это нужно было сделать.

Он сделал над собой усилие, ЧТО(БЫ) заснуть, но во сне представилось ТО(ЖЕ) самое мёртвое пространство с грядами серых туч.

Отец, (В)СИЛУ своего высокого положения, прежде ездил только на машине с персональным шофёром, (ОТ)ЧЕГО долго не мог разобраться, как войти в метро и где заплатить за проезд.

(ПО)ТОМУ, что говорил дядя, не было понятно, СДЕРЖАЛ(ЛИ) он слово.

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН .

На всех полках, краше(1)ых белой краской, были развеша(2)ы пучки сушё(3)ой малины – великолепного потого(4)ого средства.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Вечерами Тарас Семёнович читал вслух какую-нибудь книгу либо рассказывал сказку.

2) Перед глазами ходил океан и колыхался и гремел.

3) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

4) В дни праздников на городской площади устраивали если не спортивные парады то театрализованные представления.

5) Многое пережил перечувствовал поэт.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания

Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Я поливал саженец, ухаживал за ним и часто представлял его остроиглой бояркой, запорошенной цветами, овитой листвой: конечно (1) боярка высокой не бывает, до неба ей не достать, однако (2) выше сеновала (3) пожалуй (4) вымахает.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед нами простиралось необозримое (1) жёлтое поле (2) край которого (3) вдалеке замыкался синим лесом.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как только приезжие разложили в комнатах свои вещи (1) они немедленно решили осмотреть город (2) но (3) так как экскурсионные автобусы отправлялись только через два часа (4) все решили идти пешком.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю: (2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь». (4)Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (6)Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:

Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.

(9)С половины третьего! – железным голосом ответила она.

(10)Часы показывали два.

(11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!

(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:

Выйдите отсюда!

(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала.

(16)«Вы правы, – пишет она дальше, –- сравнивая травму, нанесённую криком, с ударом ножа. (17)Но такой удар можно нанести и без крика. (18)Нормальным голосом». Ко врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную. И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом. Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом. В одной семье произошёл такой случай. (23)Дочка, ученица пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжёлое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная. (24)Сказала:

В эту школу я больше не пойду.

(25)Ничего объяснять она не стала. (26)Видно было только: потрясена безмерно.

(27)Лучше умереть, чем в эту школу.

(28)Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. (29)И только спустя годы она рассказала, в чём было дело. (30)На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

С таким сердцем жить нельзя!

(31)Вот так и сказала. (32)Подруги засыпали девочку вопросами. (33)Она молча оделась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. (35)Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать. (36)Она верила старшим и думала, что живёт последние недели.

(37)Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.

(38)Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих и размышлений по их поводу накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно – слово!». (39)Не предлагал ничего особенного и чрезвычайного, просто советовал обращаться со словом обдуманно. (40)Применять, например, давно выработанные и общепринятые формулы вежливости и отказаться от таких оборотов, как: «Не видишь что ли?!», «Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опасность действительно угодить в человека, который плохо видит или плохо слышит. (41)Я напоминал другие слова, приветливые, вежливые, благожелательные. (42)И заканчивал передачу так: «Будьте осторожны со словом; грубое – обоюдоостро и часто мстит за себя!»

(43)На меня обрушилась лавина откликов. (44)Большинство откликнувшихся на моё выступление соглашались: со словом надо обращаться осторожно.

(45)Однако нашлись люди, кого сама постановка этой проблемы привела в раздражение. (46)Они утверждают: без грубости не обойтись и обходиться без неё не надо! (47)Под грубостью они понимают и крайнюю её форму – нецензурную брань. (48)Без неё-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле. (49)Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.

(50)Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. (51)Сила - в спокойном достоинстве. (52)3аставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (53)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (54)Это значит отказываться от самого себя! (55)От собственной личности! (56)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (57)Спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?».

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) - прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Раны бывают не только физические, но и душевные, часто возникающие, от того что человек необдуманно обращается со словом.

2) Разговаривая с человеком, нужно обращаться со словом обдуманно, применять давно выработанные и общепринятые формулы вежливости.

3) Без грубости не обойтись в современном обществе, ведь крик и брань свидетельство силы и убедительности.

4) Настоящий человек, уважающий себя и окружающих, никогда не опустится до уровня хама, стремясь сохранить собственную личность.

5) Вежливый человек всегда внутренне сильный.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 2-4 представлено повествование.

2) В предложении 19 содержится вывод из содержания предложений 1-18.

3) В предложениях 32-33 представлено повествование.

4) Предложения 50-57 содержат рассуждение.

5) В предложениях 45-47 представлено описание.

Ответ:_______________________________________

22. Определите слово, использованное в тексте в переносном значении. Выпишите это слово.

железный (предложение 9) бледная (предложение 23)

школьный (предложение 30) домашний (предложение 49)

вопросы (предложение 57)

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 10-17 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и форм слова. Напишите номер итого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Приёмы - (А)__________(«рана» в предложениях 20-21), (Б) __________ (предложения 54-55) помогают читателю осознать убедительность доводов автора, полемический пафос текста в целом. Тропы: (В) __________(«величественная дама» в предложении 5), (Г) __________(предложение 43) свидетельствуют об эмоциональном отношении автора текста к происходящим событиям».

Список терминов:

1) вопросно-ответная форма изложения

2) метафора

3) однородные члены

4) профессиональная лексика

5) литота

6) лексический повтор

7) парцелляция

8) эпитет

9) контекстные антонимы

Ответ:

А

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ

ВАРИАНТ 9 ЕГЭ-2015

к заданиям части 1

задания

тожевпоследствии или > последствиитоже

ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКСТЕ

ЧАСТИ 2

Примерный круг проблем

  1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква . Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..старелый, пр..дел (желаний)

и..подтишка, ра..жалобить

о..гадать, по..бить

об..скать, дез..нфекция

н..лево, д..гадываться

Нед..верчивый, пр…бабушка

Под..тожить, не..скусный

Пр..воз, пр…думать

Бе..ценный, и..мерить

В..ются, видеос..ёмка

бе..челюстной, и..пуг

пр..творить (в жизнь) , пр…морский

без..нициативный, до..грать

и..кажённый, бе..жалостный

и..брать, не..гибаемый

меж..языковой, об..ём

и..коверкать, бе..жизненный

пр..лестная, пр..митивный

без..дейный, супер..гра

пр..рекание, пр..ближённый

пр..образовать, пр..способиться

на..пись, пре..лог

ра..ползаться, и..дательство

под..грать, пост..ндустриальный

бе..дарно, бе..пристрастный

пр..увеличивать, пр..лепить

бе..думный, ра..шифровать

о..далённый, на..треснутый

из..мать, дез..нформация

пр..встать, пр..дирки

пр..амурский, пр..толстый

под..грать, из..мать

ни..вернуться, ни..послать

о..дача, пре..теча

р..звлечение, п..догреть

по..кладка, о..бойный

пр..колотить, пр..восходный

на..граться, из..мать

бар..ерный, с..язвить

и..пуг, не..терпимый

пр…поведник, ..тдал

в..ходить, в..бираться

пр..вычка, пр..возмочь

раз..скивать, сверх..нтересный

от..явленный, в..ются

пр…вратить, пр…ступить к занятиям

ра…чёт, ра…плескать

интер…ер, кинос..емка

без…мянный, дез..нформация

пр..способленный, пр..мудрый

2 вариант

1. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

нед..чёты, з..рождаться

пр..вращение, пр..стиж

ра..хаживать, и..вержение

про..нформировать, небез..звестный

пр..забавный, пр..годный

на..стройка, о..гадка

пр..искусный, пр..града

и..бежать, ни..падающий

об..грать, за..скивающий

не..правданный, р..зместить

3. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..брать, н..илучший

пр..обретенье, пр..рост

в..лелеять, ра..спросить

дез..нформация, раз..скать

пред..стория, пост..мпрессионизм

4. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..подтишка, не..говорчивый

пр..градить, пр..страстный

под..зрение, нез..бвенный

без..сходный, по..грать

чре..мерный, и..ход

5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

под..язычный, в..юнок

ра..хваленный, ра..бить

пр..падать (к земле), пр..ломить

небез..звестный, контр..гра

з..умный, с..мнение

6. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..мета, пр..стол

с..емка, об..ем

под..грать, меж..нститутский

бе..пошлинный, ра..веселый

пр..следователь, пр..внести

7. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..престанно, бе..вкусный

пр..зрительный, пр..готовить

п..рисовать, под..йти

с..грать, за..нтриговать

ди..пропорция, ра..грести

8. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..чудливый, пр..следовать

бе..конечный, в..ходы

расп..ложенный, пр..бабушка

небез..нтересный, пед..нститут

пр..образ, пр..родитель

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..стол, пр..клонный

бе..крайний, бе..граничный

под..тожить, об..скать

не..хватный, н..дстроить

с..ронизировать, по..сковый

10. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

небез…звестный, пред…нфарктный

п…дать, от…звать

ра…мечтался, бе..предел

пр…нять товар, пр…небрегать опасностью

грузопод...ёмность, из…явить


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Тесты для тренировки

Тест 1

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Делать, и...бежать

пр...даное, пр...большущий

п...дпись, пр...матерь

по...солнечник, о...ключить

Тест 2

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр...винтить, пр...быть

ра...положиться, бе...деятельный

пр...дъявитель, пр...дорожный

ра...сказ, бе...дарь

н...печь, ...тдать

Тест 3

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе...ропотно, бе...причинно

и...давать, ...дача

Тест 4

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

Ра...шевелиться, ра...бушеваться

пр...дъявитель, пр...дъюбилейный

бе...ропотно, бе...причинно

по...ыграть, пос...импрессионизм

бе...вольный, ...жать

Тест 5

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

По...ложить, о...служить

о...ыскать, по...ытожить

Круга, ...смотреть

во...славить, во...делать

Правописание приставок, правописание на стыке приставки и корня

Вариант № 3

1. В словах какого ряда на месте пропуска пишется буква Е?

1) Пр…градить, пр…зидент, пр…стойный

2) пр...имущество, пр...скорбие, пр...рвать

3) пр...одолеть, пр…словутый, пр...украсить

4) пр...стиж, пр...тендент, пр...пятствие

2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)сверх...мпульсивный, без...сходный, об...ндеветь

2)суб...ективный, п...едестал, транс...европейский

3)ни...ходящий, ...былись, и...подлобья

4)пр...подаватель, пр...тязания, пр...имущества

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)ра...чёт, бе...молвный, и...чёркать

2)пр...держаться месяц, об…бщить, пр...дедушка

3)из…сканный, контр...гра, пред...юньский

4)непр...ступный,пр...вивка, прирожденный

1)пед…нститут, меж...здательский, без...нтересный

2)во...ход, и...печь, бе...дарный

3)пр...клонный, пр...вратности, пр…валировать

4)п…янящий, с...ёмка, раз...ехаться

5. В словах какого ряда на месте пропусков пишется одна и та же буква?

1)бе...предметный, ра...бег, ...бить

2)пр...вратный, пр...вратник, пр...образовать

3)без…дейность, из...мать, пред...стория

4)о...дать, по...толкнуть, по...править

1) бе...радостный, и...жаленный, не…говорчивый

2) пр…обрёл, пр…мечание, пр…дирчивый

3) пр…подаватель, не...писуемый, р...зыграть

4) кар...ера, фел...етон, с...экономить

Вариант №4

1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) пр...спустить, пр...стыдить, не пр...дать значения

2) пр...возносить, пр...смыкаться, пр...смиреть

3) пр...врать, преодолеть, пр...сытиться

4) пр…чмокивать, пр...вилегия, пр...подать

2. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) с...ехать, без...ядерный, батал...он

2) пр...ют, пр...ятель, пр...поднести

3) ра...молоть, во...двигнуть, и...мельчить

4) вз...скание, под...тожить, спорт...нвентарь

3. В каком ряду во всех словах пишется буква 3?

1) Ра…брасывать, ...жатый, ра...жать

2) и...бавитъ, ра...двинуть, разукрасить

3) ни...вергнуть, ра...сказать, ...брасывать

4) ...бавить, ни...водить, бе...жалостный

4. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

1) Пр…возмочь, пр...дание, пр...творщица

2) и...пещренный, расторгать, ни...ходящий

3) бе...душный, не...груженный,ра...грести

4) от…менный, с...мпровизировать,контр...гра

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр...чудливый, пр…оритет, пр...щемить

2) сверх...дейный, пред...дущий, небез…нтересный

3) бе...божник, не...держанный, и...ходящий

4) с...митировать,за...ндеветь, без...нвентарный

6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) бе...фокусный, ра…писка, и...мельчённый

2) пр…норовился, пр...проводил, пр...ставил

3) сверх...естественно, с...едобный, без...ядерный

4) пр...стирается, п...дправить, зан...веска

Задание на правописание приставок

Пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града

Бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

О..далённый, на..треснутый, на..пиленный

Из..мать, дез..нформация, от..граться

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

В …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный

Пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление

Спорт...нвентарь, контр...гра, без…звестный

В...южный, с...ёмка, от…явленный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Пр…одолевать, пр…лежание, пр...беречь

С…митировать, без…мянный, с…грать

Нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник

Об…ективный, под...ем, интер…ер

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Грузопод...ёмность, из…явить, в...юга

Переи…дание, во…главил, ра…четливый

Пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться

Чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

И…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать

На пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание

Кинос..емка, раз..яренный, суб…ективный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Вз…мать налоги, без…нерционный, раз…скать

Из…бличить, от…гнать, пр…дедушка

Пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму

В …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Пр...игрыватель, нед…ступный, пр…родина

Под…емник, пред…экзаменационный, об…емный

Пр…бежище, пр…ступник, пр…образились

Во…препятствовать, бе…трепетный, бе… чувственный

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Под…скать, небез…звестный, меж…нститутский

Пред…ставить, пр…дедушка, п…строить

Пр…вратить, пр…ступить к занятиям, пр…образить

Ра…четливый, бе…перспективный, ему не…добровать

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Ад…ютант, об…ективный, в…ющийся

Без…мянный, без…сходное, супер…гра

Непр…метный, воспр…имчивый, пр…обрести

Бе…покойство, …дешние жители, …добная булка

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

Распр…дажа, нед…стижимый, пр…бабушка

Меж…нститутский, без…мянный, из…скать

Пр…рвать заседание, пр…ступить закон, пр…образиться

Во…главить, во…никнуть, бе…чувственный


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама