THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

В предыдущих войнах с Турцией наша армия не раз переправлялась через Дунай, крупнейшую реку центральной Европы. Но к началу одиннадцатой по счету русско-турецкой войны в 1877 году ситуация серьезно изменилась.

Развитие науки и техники привело к появлению новых видов оружия. Отныне нарезные ружья и пушки становились куда более серьезным препятствием при форсировании большой реки, чем прежние гладкоствольные, стрелявшие на дальность, в 4–5 раз меньшую прежней. Теперь даже редкая цепь стрелков с нарезными ружьями, окопавшаяся на берегу, могла стать серьезным препятствием и нанести немалые потери даже прежде, чем переправляющиеся через реку войска достигнут противоположного берега.

Ситуация осложнялась тем, что Дунай был действительно великой рекой - низменный румынский берег, с которого предстояло переправляться русским войскам, от возвышенного болгарского отделяло около километра воды с быстрым течением.

Место переправы было избрано в районе деревни Зимница, на противоположном берегу от которой находился болгарский городок Систово. Именно здесь течение Дуная проходило свою самую южную географическую точку, и отсюда было ближе всего до Балканских гор - наши войска после стремительной переправы должны были так же быстро выйти к проходам в Балканских горах, чтобы как можно быстрее создать прямую угрозу вражеской столице, городу Константинополю (Стамбулу).

Первой форсировать Дунай предстояло 14-й пехотной дивизии под командованием генерал-майора Михаила Ивановича Драгомирова. Отряд Драгомирова, помимо 14-й дивизии, включал 4-ю стрелковую бригаду и несколько сотен казаков - всего около 18 тысяч бойцов.

Перед боем Драгомиров произнес перед своими солдатами речь, окончившуюся жесткими, но проникновенными словами: «Середины у нас нет и быть не может: мы должны все быть за Дунаем или в Дунае - поняли?».

Переправа через Дунай началась в час ночи 27 июня (15 июня по старому стилю) 1877 года. Количество заранее приготовленных понтонов не позволяло разом перебросить через реку весь отряд Драгомирова, поэтому он разбивался на семь рейсов. Понтоны двигали гребцы с веслами, они должны были проделать расстояние до противоположного берега примерно за час, включая время на погрузку. Еще час должен был уйти на обратный путь. Таким образом, вся переправа заняла 14 часов.

Успех операции зависел от того, сумеют ли войска, доставленные первым рейсом, закрепиться на плацдарме и удерживать его без поддержки в течение двух часов, пока не придут следующие понтоны. Первыми на вражеский берег Дуная переправились два батальона 53-го Волынского полка - лишь в самый последний момент турки их заметили и дали несколько выстрелов. Турецкий караул быстро переколола штыками группа русских солдат, которую возглавил командир одной из рот Александр Фок, бывший капитан жандармов, призванный в действующую армию по мобилизации.

Таким образом первой группе русских войск удалось закрепиться на берегу и отбить у турок небольшой «пятачок», простреливаемый насквозь с трех сторон. Вторая группа понтонов пересекала Дунай уже под очень плотным ружейным и артиллерийским обстрелом турок.

Начался рассвет, и темнота уже не могла прикрыть переправлявшихся. Один паром с горными орудиями и лошадьми был подбит турецким снарядом и пошел ко дну: погибли 3 офицера, 19 солдат, лошади и все пушки. Как вспоминал один из фельдфебелей 55-го Минского полка: «Положение наше было отчаянное, пулями до того забрасывало, что от брызг не видать было света Божьего…».

Две роты Минского полка погибли почти полностью - сильное течение Дуная снесло их прямо под крутой берег, где находились окопы турок. Остальные роты полка спас поручик Иван Моторный - его понтону удалось причалить к берегу в стороне от турецких позиций, и он с небольшой группой солдат бросился на кручу в почти смертельную атаку. С трудом взобравшись наверх, горстка русских воинов оттеснила врага от берега и удерживала этот участок, обеспечив безопасную высадку для своих товарищей.

Понтоны третьего рейса, на одном из которых находился сам генерал Драгомиров со своим штабом, переправились относительно благополучно. На плацдарме генералу со штабом пришлось все время находиться под огнем противника.

К 8 часам утра 27 июня 1877 года к месту переправы подошел русский пароход «Аннет», значительно ускоривший переброску войск через реку. По инициативе находившегося в штабе Драгомирова генерала Михаила Дмитриевича Скобелева, которому еще не раз предстояло прославиться в ту войну, русские солдаты применили ложное отступление и завлекли турок под фланговый удар.

К 11 часам утра на плацдарме уже накопилось достаточно русских войск для начала решительного наступления. Генерал-майор Драгомиров приказал 2-й бригаде 14-й дивизии под командованием генерала Михаила Фомича Петрушевского, а также 4-й стрелковой бригаде генерала Адама Игнатьевича Цвецинского начать атаку города Систово и господствующих высот возле него. Турки упорно сопротивлялись, но к трем часам дня наши солдаты ворвались в город.

Вопреки предсказаниям западных военных теоретиков, утверждавших, что за форсирование Дуная русским придется заплатить жизнями 25–30 тыс. человек, потери русской армии оказались значительно меньшими. При переправе с боем через крупнейшую реку Центральной Европы наши войска потеряли 323 человека убитыми и утонувшими, а также около 800 ранеными. Потери же отступивших турок только убитыми - 641 человек.

Операция по созданию за Дунаем стратегического плацдарма была с успехом выполнена. Всего через два дня здесь был построен наплавной мост, по которому через великую реку смогла переправиться вся русская армия, чтобы начать генеральное наступление против турок. Так день 27 июня 1877 года стал одной из исторических русских побед, доказавших, что нашей армии не страшны никакие преграды.


От Советского Информбюро

Войска 2-го УКРАИНСКОГО фронта прорвали сильно укреплённую оборону противника северо-восточнее БУДАПЕШТА, расширили прорыв до 120 километров по фронту и, продвинувшись в глубину до 60 километров, вышли к реке ДУНАЙ севернее БУДАПЕШТА.

Одновременно войска фронта южнее БУДАПЕШТА форсировали ДУНАЙ, прорвали оборону противника на западном берегу реки и соединились у озера ВЕЛЕНЦЕ с нашими войсками, наступающими вдоль западного берега ДУНАЯ на север.

В ходе наступательных боёв войска фронта овладели важными опорными пунктами обороны противника городами БАЛАШШАДЬЯРМАТ, НОГРАД, ВАЦ, АСОД, ЭРЧИ и заняли более 150 других населённых пунктов, в том числе крупные населённые пункты ДЬОНДЬОШПАТА, АПЧ, ЛЕРИНЦИ, ВЕРШЕГ, ИОББАДИ, ПАЛОТАШ, МАЧА, СИРАК, ВАНЬЯРЦ, АЧА, КИШНЕМЕДИ, ВАЦХАРТИАН, ТЕРЕНЬ, САНДА, БЕЧКЕ, ЧЕ-ВАР, КОШД, НАНДОР, РОМХАНЬ, РЕТШАГ. СЕНДЕХЕЛИ, СЮДЬ, ДИОШЙЕНЕ, СОКОЛЬЯ, ВЕРОЧЕ; РАКОЦИЛИГЕТ, СИГЕТСЕНТ-МИКЛОШ, ТЕКЕЛ, СИГЕТЧЕП, РАЦКЕ-ВЕ, ЛОРЕВ, РАЦКЕРЕСТУР, ИВАНЧА, ГЕБЕЛЬЯРАШИ и железнодорожные станции ИОББАДИ, АПЧ, АСОД, МАЧА, ПЮШПЕК-ХАТВАН, ГУТА, КЕВЕШД, НАНДОР, СЮДЬ, РОМХАНЬ, РЕТШАГ, ДИОШЙЕНЕ, НОГРАД, ВЕРОЧЕ, ДУНАХАРАСТИ, СИГЕТСЕНТ-МИКЛОШ, СИГЕТЧЕП, РАЦКЕВЕ, САЗХАЛОМБАТТА, ФЕРЕНЦ, АДОНИ-САБОЛЧ.

Между озёрами ВЕЛЕНЦЕ и БАЛАТОН наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки противника, продолжали вести наступательные бои, в ходе которых заняли населённые пункты ГАРДОНЬ, АГАРД, СЕРЕЧЕНЬ, ШЕРЕГЕЛЬЕШ, БЕЛЬШЕКАИ-ТОР, ПЕТЕЛЛЕ и железнодорожную станцию ДИНИЕШ.

На других участках фронта — поиски разведчиков и в ряде пунктов бои местного значения.

За 8 декабря наши войска подбили и уничтожили 63 немецких танка. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 46 самолётов противника.

Войска 2-го Украинского фронта перешли в наступление северо-восточнее венгерской столицы города Будапешта. Противник построил в этом районе глубоко эшелонированную оборону. Немцы отрыли траншеи полного профиля, соорудили многочисленные дзоты и оснастили их огневыми средствами. Путь к вражеским позициям преграждали широкие минные поля, а рубежи обороняли отборные немецкие пехотные и танковые части.

Наступление советских войск началось мощной артиллерийской подготовкой. Сотни орудий обрушили на немцев ураганный огонь. Вслед за огневым валом двинулась в атаку советская пехота. Наращивая удары, советские части на широком фронте прорвали оборону противника. Несмотря на дожди и непролазную грязь, каналы и речки, наши пехотинцы, артиллеристы и минометчики с боями продвигались вперед, отбрасывая и уничтожая врага. В образовавшийся прорыв двинулись наши танковые и кавалерийские части. Противник спешно перебросил в район прорыва резервные танковые и пехотные силы. Особенно ожесточенные бои произошли за город Вац - мощный опорный пункт обороны немцев, прикрывавший подступы к Будапешту с севера. Сломив упорное сопротивление врага, советские танкисты обошли город с севера и юга. Вскоре подоспели пехотные части. В результате стремительного натиска наши войска разгромили гарнизон противника и овладели городом Вац, расположенным на Дунае, в 25 километрах севернее венгерской столицы. Одновременно наши части, наступающие в северном направлении, вышли к границе Венгрии с Чехословакией и овладели венгерским городом Балашшадьярмат. Противник несет огромные потери. Поля сражений усеяны разбитым и брошенным вооружением и техникой немцев. По предварительным и неполным данным, захвачено свыше 5 тысяч пленных и много различных трофеев.

Южнее города Будапешт советские саперы ночью скрытно от противника навели переправу через реку Дунай. Застигнутые врасплох гитлеровцы подняли тревогу только тогда, когда несколько советских батальонов уже закрепились на западном берегу реки. Спешно подтянув танки и самоходные орудия, противник предпринял ряд контратак. Советские пехотинцы и артиллеристы отбили все контратаки немцев и обеспечили переправу наших основных сил через Дунай. Прорвав оборону противника и развивая успех, советские части, захватившие плацдарм, соединились с нашими войсками, наступающими вдоль западного берега Дуная на север. Немцы выбиты также с железнодорожной станции Сазхаломбатта, находящейся в 18 километрах южнее Будапешта.

Наши летчики в воздушных боях в течение дня сбили 37 немецких самолетов. Кроме того, огнем зенитной артиллерии сбито 5 самолетов противника.

В Венгрии между озёрами Веленце и Балатон наши войска продолжали наступление. Заняты крупные опорные пункты немцев Гардонь и Даниеш, расположенные на южном побережье озера Веленце. Уничтожено до 1.500 немецких и венгерских солдат и офицеров. Сожжено и подбито 28 танков и самоходных орудий и 10 бронетранспортеров. Захвачено у немцев 20 орудий, 46 пулеметов, 2 склада боеприпасов и другие трофеи.

В Восточной Пруссии группы пехоты противника на различных участках пытались вести разведку. Немецкие разведчики были вовремя замечены и рассеяны нашим боевым охранением. Четыре советских самолета-штурмовика, ведомые гвардии старшим лейтенантом Беловым, совершили налет на скопление пехоты и автотранспорта противника. Бомбами и пушечно-пулеметным огнем уничтожено 10 автомашин с боеприпасами и много гитлеровцев.

Успешная операция русских войск по форсированию Дуная в начале русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

В ходе Балканского кризиса 1875-1877 годов в Болгарии вспыхнуло восстание местного христианского населения, которое было жестоко подавлено турецким правительством. Эти и другие события на Балканском полуострове вынудили Россию вмешаться. 12 (24) апреля 1877 года император Александр II объявил войну Турции. Русские войска, по согласованию с румынским правительством, перешли границу Румынии и разместились в окрестностях Бухареста.

Река Дунай отделяла турецкие владения от территории Румынии и представляла серьезную водную преграду на пути русских войск, которую, очевидно, необходимо было брать с боем. Весной Дунай широко разливался и обыкновенно к маю возвращался в нормальное русло. Тогда ширина реки составляла примерно 1 км. То обстоятельство, что правый (болгарский) берег — горный и везде господствует над левым (румынским) берегом, представляло дополнительную трудность для переправы.

В отличие от предыдущих русско-турецких войн, русское командование планировало вести боевые действия вдалеке от Черного моря, а значит, переправа должна была осуществиться на среднем течении Дуная, между Виддином и Рущуком. Для переправы был намечен пункт в районе Систова, поскольку это была самая южная точка течения Дуная, и местность больше благоприятствовала операции.

Подготовка к операции началась даже раньше официального объявления войны. В конце октября 1876 года в Румынию была отправлена группа флотских офицеров для обследования берегов Дуная. К декабрю того же года был готов проект моста через реку, и началась заготовка материалов. Войска упражнялись в посадке на понтоны и выгрузке с них.

С открытием боевых действий выяснилось серьезное препятствие. Весной 1877 года шли сильные дожди, и Дунай долго не возвращался в свои берега. Только в июне операция стала возможной. Для переправы назначалась 14-я пехотная дивизия генерал-майора М.И. Драгомирова, усиленная 4-й стрелковой бригадой генерал-майора А.И. Цвецинского, 23-м Донским казачьим полком, двумя сотнями пластунов. Переправу должны были осуществить понтонные батальоны, а на весла назначались уральские казаки. Значительных сил турок в Систове и ближайших окрестностях не ожидалось, кроме того, русское командование сделало все, чтобы убедить турок, что переправа будет происходить против Никополя.

15 (27) июня, примерно в час ночи, началась переправа. Количества понтонов хватало для переправы примерно 2 ½ батальонов. Путь от одного берега до другого занимал около часа. Следовательно, все зависело от того, сумеет ли первый рейс удержать плацдарм в течение двух часов, пока не придет подкрепление. Первый рейс был замечен турками только в самый последний момент. Высадка прошла успешно, и солдаты заняли небольшой плацдарм, простреливаемый насквозь турецкими пулями.

Второй рейс переправлялся при сильном обстреле с турецкого берега. Затонул плот с людьми, лошадьми и горными орудиями. Несколько понтонов было расстреляно с берега, однако неприятеля удалось постепенно оттеснить от берега, и обеспечить более или менее безопасную переправу. С третьим рейсом переправился начальник отряда генерал М.И. Драгомиров. Ему удалось придать разрозненному до того бою осмысленность, и плацдарм стал расширяться. К 8 часам утра к месту переправы пришел русский пароход «Аннет», который позволил значительно ускорить переправу частей на правый берег. К 15 часам дня русские войска вошли в Систово.

Потери отряда составили около 1000 человек. Успешная операция принесла славу ее руководителю генералу М.И. Драгомирову и его 14-й пехотной дивизии, подкрепленную в боях за Шипку в августе-декабре 1877 года. К вечеру 19 июня был наведен мост через Дунай, и постепенно действующая армия перешла на правый берег. Тем самым началось освобождение Болгарии.

По плану Обручева военные действия на Балканах должны были начаться с форсирования Дуная.

Предварительная подготовка к форсированию Дуная началась сразу же после объявления войны. В основном она шла по двум направлениям: 1) обезвреживалась, по возможности уничтожалась турецкая Дунайская флотилия и 2) готовились средства для фор­сирования и последующей переправы.

Турки располагали на Дунае довольно сильной речной военной флотилией. Она насчитывала 20 военных паровых судов, 9 из ко­торых были броненосными, и имела на вооружении 77 орудий (табл. 3).

Наличие на Дунае турецкой флотилии серьезно угрожало фор­сированию реки русскими войсками. Предотвратить эту угрозу можно было активной борьбой с турецкими кораблями при помощи мелких судов, вооруженных минами, установкой на реке минных заграждений и сооружением береговых батарей.

Активная борьба началась с создания русской Дунайской реч­ной военной флотилии. Личный состав для нее был выделен Бал­тийским (отряд гвардейского экипажа на Среднем Дунае) и Чер­номорским (Черноморский флотский отряд на Нижнем Дунае) флотами; в числе выделенных в эти отряды моряков встречалось немало охотников. Суда для Дунайской флотилии были частично. Доставлены из Кронштадта и Николаева, частично приобретены в Венгрии, уступлены Румынией, взяты на Дунае. Наибольшее зна­чение во флотилии имели паровые минные катера; они преобладали и численно (табл. 3). В основном минные катера были взяты с су­дов Балтийского флота (носили даже названия тех кораблей, с которых были взяты). Лишь два катера («Мина» и «Шутка») были быстроходными, то есть развивали скорость в 14-16 узлов, прочие же трудом давали 6 узлов по течению и 2 узла - против; ни один из катеров не имел артиллерийского вооружения и брони .

Схема 12. Русские минные заграждения на Дунае в 1877 г.


Для атаки неприятельских судов минные катера имели на вооружении шестовые и буксирные шлюпочные мины; при атаке катера подхо­дили вплотную к неприятельскому судну и ударяли его шестовой миной или подводили под днище буксирную мину; такая минная атака требовала от экипажа катера большого мужества.

Кроме минных катеров, в состав Дунайской русской флотилии входили и другие паровые суда - всего 21 вымпел.

В качественном отношении суда русской речной флотилии не выдерживали никакого сравнения с судами турецкой флотилии (табл. 3).

Мины для минных заграждений к началу войны были сосредо­точены на складах в Бендерах; их было мало - всего 300 гальва­нических и 150 мин Герца. В Бендерах имелось также и 100 шлю­почных мин для катеров.

Для устройства береговых батарей использовались кадры и ору­дия десяти рот Киевской осадной артиллерии и один батальон Ни­колаевской. К началу июня в Дунайскую армию прибыло 128 осад­ных орудий калибра не менее 152 мм.

В общем же русские силы и средства, организованные для борьбы за господство на Дунае, были весьма скромны. Борьба могла быть успешной лишь при наличии достаточного времени для организации сил и средств, а также при доблести русских моряков и артиллеристов и пассивности турок. Обстоятельства сложились так, что все эти три условия оказались налицо.

25 апреля, на другой день после объявления войны, начальник инженеров Дунайской армии генерал Депп наметил места для че­тырех береговых батарей - трех у Браилова и одной у Рени и Бар-боша. Декоре после этого батареи на намеченных местах были поставлены. На первых порах они имели на вооружении полевую артиллерию, а с 8 мая - осадную. Под прикрытием этих батарей между 30 апреля и 3 мая были поставлены минные заграждения У Рени и Барбоша, а 9 мая - у Браилова. Между 15 и 17 мая был загражден южный выход из Мачинского рукава Дуная и, наконец, 9 июня было поставлено минное заграждение у Гуры Яломицы (табл. 2).

Таким образом, в начале июня русские не только преградили доступ турецким морским судам в Дунай с Черного моря, но и вос­претили им свободное плавание на Нижнем Дунае, от Рени до Гирсово. 11 мая одновременным попаданием снарядов 3-й и 4-й осад­ных русских батарей был взорван и потоплен турецкий броненос­ный корвет «Люфти Джелиль», вооруженный пятью крупнокалибер­ными орудиями. Из 218 человек экипажа спасся лишь один матрос, которого вместе с флагом броненосца забрали русские минные катера. В ночь с 25 на 26 мая русские минные катера взорвали ше­стовыми минами большой турецкий монитор «Сельфи».

Уничтожение двух наиболее крупных судов так деморализовало личный состав и командование Дунайской речной флотилии турок, что остальные ее суда - четыре броненосных и восемь деревян­ных - поспешно отошли под прикрытие крепостных пушек Рущука и Никополя.

Борьба за господство в среднем течении Дуная началась не­сколько позже - с выходом к Дунаю передовых частей русских войск. Первые береговые батареи на Среднем Дунае были соору­жены у Парапана и Фламунды (15 июня), у Корабии (21 июня), у Журжево (22 июня) и у Турну-Магурелли (26 июня). Наиболее сильными являлись батареи у Журжево (28 орудий) и у Турну-Ма­гурелли (33 орудия), так как первая была предназначена, кроме борьбы с турецкой флотилией, также для обстрела Рущука, а вто­рая - для обстрела Никополя.

Под прикрытием береговых батарей на Среднем Дунае стави­лись минные заграждения. Так, 24 июня они были поставлены у Корабии, в ночь с 26 на 27 июня - у Фламунды и у Парапана; по­следние, впрочем, довести до неприятельского берега в эту ночь не удалось.

В итоге двухмесячной борьбы с турецкой речной флотилией на Дунае русским удалось с ничтожными средствами удовлетвори­тельно обеспечить районы будущих переправ Дунайской армии как на Нижнем, так и на Среднем Дунае.

Значительно менее удалась русскому командованию предвари­тельная подготовка средств для форсирования Дуная и последую­щей переправы через него войск Дунайской армии.

Несмотря на то, что русская армия имела в прошлом богатый опыт переправы через Дунай - последние данные о переправах относились к 1854 году и в большинстве случаев полностью сохра­нили свое значение и для 1877 года, - русская Дунайская армия была совершенно недостаточно обеспечена переправочными сред­ствами. На Среднем Дунае форсирование и переправу решено было произвести на железных понтонах. Эти понтоны конструкции пол­ковника Томиловского являлись крупным достижением русской военно-инженерной мысли и превосходили иностранные, но в Ду­найской армии их было мало. В состав армии были введены всего четыре понтонных батальона (3, 4, 5 и 6-й) с 208 железными по­лупонтонами, которые давали всего 652 м моста. А. так как ширина Среднего Дуная в июне даже в узком месте достигала 800 м , то табельные средства всех понтонных батальонов не да­вали возможности навести даже одного моста. Далее, так как для Дунайской армии требовалось, даже на первых порах, два моста на Среднем Дунае и один на Нижнем, мостовое имущество для 2 1/2 мостов приходилось изыскивать на месте.

На Нижнем Дунае вопрос решался легко - в Галаце были быстро заготовлены плоты, необходимые для сооружения одного моста. На Среднем Дунае дело обстояло хуже. Там заготовку мо-стового имущества из местных средств начали с запозданием , да и то допустили при этом ряд просчетов. Ко времени переправы на Среднем Дунае мостовое имущество с большим трудом удалось изготовить, но оно не было однотипно и состояло из самых различ­ных средств и материалов.

Еще хуже обстояло дело на Среднем Дунае с подготовкой средств для высадки десанта в период форсирования реки. Штаб Дунайской армии рассчитывал вначале исключительно на желез­ные понтоны. Впоследствии, перед самым форсированием, было решено железные понтоны использовать лишь для первых рейсов десанта, а для последующих, по предложению Деппа, применить пароход «Аннету». Последующий ход событий целиком подтвердил правильность предложения Деппа. Во время переправы из строя вышло от обстрела и бури 25% железных понтонов; без помощи парохода и буксируемых им двух барж форсирование Дуная рус­ской армией значительно задержалось бы.

На Нижнем Дунае для форсирования реки были собраны мест­ные лодки, пароходы и заготовлены деревянные понтоны.

Ход и результаты подготовки форсирования Дуная весьма пока­зательны для экономической и технической отсталости русского царизма. Располагая значительным временем для подготовки к форсированию, русский царизм не смог все же обеспечить свою армию достаточными для форсирования средствами. Мин и желез­ных понтонов было недостаточно, подвозили их с запозданием. Дру­гих средств для перевозки десанта заблаговременно в достаточном количестве не заготовили; мосты были подготовлены к наводке за счет местных средств с запозданием.

Ночью 15 июня 1877 года понтоны с русскими солдатами отчалили от румынского берега Дуная. Первыми на болгарский берег переправлялись несколько рот 14-й пехотной дивизии. Началась операция по форсированию Дуная – первое крупное сражение Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Вспомним о том, как готовилась эта операция, как она проходила и чем закончилась.

В середине 1870-х годов Османская империя стояла на пороге краха. Многим тогда казалось, что восстания христиан в Боснии и Болгарии ознаменуют собой конец турецкого владычества на Балканах. Русское общество, сочувствовавшее балканским братьям по вере, переживало всплеск панславистских настроений. Когда в 1876 году маленькая Сербия объявила Турции войну, многие офицеры царской армии стали выходить в отставку и отправляться в Белград (славянские комитеты в обеих столицах собирали для них средства). Сербскую армию возглавил русский генерал Михаил Черняев, который, однако, не сумел организовать оборону, и в октябре 1876 года силы под его командованием были разгромлены. Пассивная роль России наносила всё больше вреда русской политике на Балканах и авторитету власти внутри страны. Понимая это, Александр II ультимативно потребовал от Турции заключить перемирие, а 2 ноября 1876 года началась частичная мобилизация русской армии. Война становилась неизбежной.

Подготовка к переправе

Традиционно русско-турецкие войны велись в низовьях Дуная и болотистой Добрудже. Операционная линия русских войск тяготела к Чёрному морю, поскольку морским путём было проще организовать снабжение войск. Однако к 1877 году Черноморский флот ещё не был восстановлен после Крымской войны 1853–1856 годов , и держаться моря не имело смысла. Поэтому перед новой русско-турецкой войной было принято решение перенести боевые действия вглубь Балкан. Этим достигалось несколько преимуществ. Русские войска избегали пребывания в Добрудже с её нездоровым климатом, недостатком качественной питьевой воды и преимущественно мусульманским населением. Главное же заключалось в том, что мощный четырёхугольник турецких крепостей Рущук-Силистрия-Варна-Шумла оставался в стороне от зоны действия русской армии.

Исходя из этих соображений, место для переправы надо было искать в среднем течении Дуная, где-нибудь между Видином и Рущуком. Генерал-лейтенант Николай Обручев, составлявший первоначальный план кампании, писал:

«… мы должны перейти Дунай, так сказать, мгновенно, затем разом очутиться за Балканами, а из укреплённых пунктов брать только то, что безусловно необходимо для ограждения нашего тыла».

План был составлен в духе молниеносной войны, а конечной целью являлся Константинополь. Обручев делал большой акцент на психологический фактор: русская армия, стремительно наступающая на турецкую столицу, должна была заставить султана Абдул-Хамида II выбирать между подписанием мира и гибелью своей империи. Автор плана считал, что главное – действовать быстро и решительно.

Однако Дунай не был рекой, которую легко перейти мгновенно. Низменный румынский берег от возвышенного болгарского отделяло около километра воды. С турецких застав как на ладони было видно, что происходит на противоположном берегу. В марте Дунай разливался, возвращаясь в своё обычное русло к маю. Дополнительные трудности наступавшим создавало довольно быстрое течение.

Война: русские солдаты покидают станцию для движения к Браилову. Картина неизвестного художника

12 апреля 1877 года император Александр II, прибыв к войскам в Кишинёв, торжественно объявил войну Турции. По согласованию с румынским правительством русская армия перешла границу с Румынией и двинулась к Бухаресту. Почти весь апрель шли дожди, так что военным поход запомнился, главным образом, постоянным чувством голода, сырости и дискомфорта от натёртых ног. Погода явно «воевала» за турок: из-за аномально большого количества осадков вода в Дунае спала только к началу июня, и оборонявшиеся получили дополнительный месяц на подготовку к боевым действиям.

Любопытно, что подготовка русских войск к переправе началась ещё до официального объявления войны. В конце октября 1876 года в Румынию были командированы два флотских офицера – Новосильский и Рогуля – с поручением обследовать берега Дуная на предмет перевозочных средств, приобретения пароходов и возможности ввода в Дунай круглых броненосцев-«поповок». Всю зиму 1876–1877 годов велась подготовка к переправе: закупались и свозились в Кишинёв минные катера, якоря, цепи и канаты; плелись сети против торпед. Весной понтонёры начали упражняться в наведении мостов и гребле на Днестре, кроме того, были высланы офицеры для рекогносцировок берегов Дуная.

Место переправы было избрано в районе деревни Зимница, на противоположном берегу от которой находился болгарский городок Систово, а рядом с ним в глубоком овраге протекал ручей Текир-Дере. Место впадения Текир-Дере в Дунай было удобным для высадки десанта и подъёма на кручи правого берега. Более важным преимуществом являлось то, что именно здесь течение Дуная проходило свою самую южную точку – именно отсюда было ближе всего до Балканских гор. Пока начальники войск и офицеры Генерального штаба скрытно осматривали этот район, русская артиллерия активно обстреливала крепость Никополь, чтобы убедить турок в том, что переправа будет происходить напротив крепости. Истинное место переправы было утверждено только 9 июня на совете в присутствии главнокомандующего Великого князя Николая Николаевича Старшего и генерал-майора Михаила Ивановича Драгомирова , которому поручалось командование операцией. 14-ю дивизию Драгомирова подвели к Зимнице накануне начала операции, скрыв её в оврагах и за домами, чтобы войска не были обнаружены с турецкого берега. Весь район Зимницы был оцеплен, принимались беспрецедентные меры предосторожности.

О планах турок и их численности известно мало. Судя по всему, они растянули свои силы в тонкую линию вдоль Дуная, не имея резерва, который помог бы отразить атаку русских. Непосредственно у места высадки, скорее всего, оказалось около 700 человек, а ещё 3500 турецких солдат находились в лагере недалеко от Систова. Отряд Драгомирова, помимо 14-й дивизии, включал 4-ю стрелковую бригаду генерал-майора Адама Игнатьевича Цвецинского и несколько сотен казаков – всего около 18 000 человек. В последний момент к отряду самовольно примкнули генерал-майор Михаил Дмитриевич Скобелев , изнывавший от скуки в штабе главнокомандующего, и юный Великий князь Николай Николаевич Младший, поступивший в распоряжение Драгомирова по приказу отца.


Карта переправы
Источник – imha.ru

Переправа

Перед боем Драгомиров произнёс проникновенную речь, окончившуюся словами: «Середины у нас нет и быть не может: мы должны все быть за Дунаем или в Дунае – поняли?» Солдаты ответили привычным «ура!», а их начальник прослезился – для него переправа через Дунай была ещё и личным испытанием. Будучи известным и довольно противоречивым теоретиком в области подготовки войск, в эти дни Драгомиров писал жене:

«Вот я и на Дунае. Чудная река, виды прелестные. Пишу почти накануне великого для меня дня, в котором должно оказаться, чего стою я и моя система образования и воспитания солдата, и стоим ли мы вообще оба, то-есть я и моя система, чего-нибудь. Когда будешь читать это письмо, вопрос уже будет решен в ту или другую сторону. Я здоров, как бык, люди в отряде подобрались хорошие, может, Бог наградит счастьем. До свиданья»

Участники переправы по-разному вспоминали свои ощущения. Командир роты А. Остапов писал, что у многих было перед боем весёлое настроение, а некоторые «принарядились щёголями» и даже надушились. Поручик И. Г. Моторный признавался: «Не знаю, как у кого, но у меня на сердце лежала стопудовая тяжесть. Оно по временам страшно ныло» . Глубокой ночью, стараясь соблюдать тишину, войска потянулись к берегу. Приказания отдавались шёпотом. Можно представить чувства бойцов 14-й дивизии, когда прямо перед погрузкой раздался оглушительный грохот. Это загремели колёса повозок, вёзших понтоны к реке. Через затоку Дуная был переброшен небольшой мостик, но доски к нему не прибили. Эти доски стали громыхать под колёсами так сильно, что русские солдаты удивлялись, почему турки не слышат их на другом берегу.


Грандиозная переправа 8-го корпуса под командованием Великого князя Николая Николаевича через Дунай (у Зимницы). Картина неизвестного художника
Источник – The Graphic, 1877

Примерно в час ночи 15 июня операция началась. Количество понтонов не позволяло разом перебросить через реку весь отряд, поэтому он разбивался на семь рейсов. Гребцы должны были проделать расстояние до противоположного берега примерно за час, включая время на погрузку. Ещё час должен был уйти на обратный путь. Успех операции зависел от того, сумеют ли войска, доставленные первым рейсом, закрепиться на плацдарме и удерживать его без поддержки в течение двух часов, пока не придут следующие понтоны.

Первые понтоны относительно благополучно доставили на правый берег Дуная два батальона 53-го Волынского полка – лишь в самый последний момент турки заметили русских и дали несколько выстрелов. На неприятеля бросился ротный командир Александр Фок с горсткой солдат – они перекололи турок около караулки. Во время предвоенной мобилизации многие офицеры 14-й пехотной дивизии были переведены в тыловые службы, и их пришлось заменять кем придётся. Из жандармов в дивизию пришёл капитан Фок, встретивший традиционное армейское недоверие к «голубым мундирам». Однако в бою этот человек доказал, что он не хуже остальных. Первым переправившимся удалось закрепиться на берегу и отбить у турок небольшой «пятачок», простреливаемый насквозь с трёх сторон. Овраг Текир-Дере порос густым кустарником, который ещё более ограничивал русским обзор и возможность сориентироваться в темноте. В суматохе ночного боя люди разбились на случайные группы под предводительством случайных начальников.

В этот момент сыграла свою роль предвоенная подготовка дивизии. Драгомиров воспитывал своих людей в духе инициативности, приучая действовать самостоятельно и не теряться даже в самых сложных обстоятельствах. В подразделениях заранее назначались люди, которые заменят командира в случае его ранения или гибели. Кроме того, солдатам постоянно напоминали о необходимости экономить патроны. Драгомиров повторял: «Хорошему солдату 30 патронов достанет на самое горячее дело» . Несмотря на натиск врага, волынцы стойко держали оборону и не терялись в трудной ситуации.

Вторая группа понтонов пересекала Дунай уже под очень плотным ружейным и артиллерийским обстрелом. Начинало светать, и темнота всё меньше служила прикрытием переправлявшимся. Один паром с горными орудиями и лошадьми был подбит снарядом и пошёл ко дну: утонули 3 офицера, 19 нижних чинов, 10 лошадей, а также орудия и зарядные ящики. «Положение наше было отчаянное, – вспоминал один из фельдфебелей 55-го Минского полка, – пулями до того забрасывало, что от брызг не видать было света Божьего. <…> В нашем понтоне воды уже столько набралось, что он начал кружиться, а тут ещё все вёсла всё перебило пулями, пришлось прикладами грести. Ротный командир приказал вычерпывать воду сапогами, а портянками законопачивать дыры, что мы сделали, и этим спасли себя от гибели. Когда понтон облегчился от воды и перестал кружиться, то мы воротились назад к берегу, на котором садились» .


Переправа из Зимницы к Систову. Понтон, поражённый артиллерийским снарядом. Картина неизвестного художника
Источник – The Graphic, 1877

Те, кто достигал противоположного берега, старались поскорее спрыгнуть с понтонов, оказываясь едва ли не по горло в воде. Но самая страшная судьба постигла несколько рот Минского полка. Гребцы, вернувшиеся после первого рейса, не захотели меняться, сославшись на то, что они не устали. Как показали дальнейшие события, это внешне мужественное решение стоило жизни многим людям. Взяв на борт новую «порцию» десанта, гребцы снова налегли на вёсла, но в середине пути стало видно, что они выбились из сил. Понтоны стало относить течением, и они пристали к берегу значительно левее расположения волынцев – прямо перед турецкими позициями. Турки расстреливали русских залпами с близкого расстояния, в результате чего две роты погибли почти полностью. После боя во многих трупах находили по нескольку десятков пуль.

Поручик Иван Моторный должен был разделить судьбу этих людей, но именно на его понтоне гребцы сменились. Благодаря этому понтон меньше сносило течением, и он пристал к берегу значительно дальше от турок. Моторный с небольшой группой солдат бросился на кручу, чтобы выручить минцев. С трудом взобравшись наверх, они оттеснили врага от берега и удерживали этот участок, обеспечив безопасную высадку для других. Интересно, что Драгомиров отмечал молодого поручика и перед войной, доверив ему командовать ротой в обход многих более опытных офицеров.


Переправа русской армии через Дунай у Зимницы 15 июня 1877 года. Художник – Н. Д. Дмитриев-Оренбургский
Источник – varvar.ru

Понтоны третьего рейса, на одном из которых находился сам Драгомиров со своим штабом, переправились относительно благополучно. Драгомиров, Скобелев и штабные офицеры взяли бой в свои руки и начали накапливать резерв у самого берега. Не имея конных ординарцев, командиры были вынуждены всё время находиться под огнём, так как управление войсками было сильно затруднено из-за пересечённой местности. Тем не менее, в действиях русских войск стало больше осмысленности, и плацдарм стал расширяться во все три стороны от оврага. К 8 часам к месту переправы подошёл русский пароход «Аннет», значительно ускоривший переброску войск через реку. Скобелев предложил Драгомирову применить следующую уловку:

«Михаил Иванович, я хорошо знаю этих азиатов – лишь только начнём отступать, они сейчас вообразят, что нас победили, поэтому давай соберём сюда за кусты ближайшую часть цепи, а остальным прикажи произвести фальшивое отступление вон до тех кустов, что в ста шагах позади нас, и когда турки бросятся за отступающими, мы ударим им во фланг»

Этот приём был успешно осуществлён. Позднее Драгомиров особенно отмечал помощь генерала Скобелева и личный пример, который тот подавал солдатам. Несмотря на это заступничество, после сражения Скобелев был посажен под арест, так как формально его участие в переправе было «самоволкой».

Первое время самый жаркий бой шёл слева от оврага. Однако, прочно закрепившись на болгарском берегу, Драгомиров посчитал необходимым перенести усилия на правый фланг, чтобы выполнить главную задачу: занять Систово и высоты вокруг города. Всё больше русских войск накапливалось на турецком берегу, и в 11 часов командующий операцией приказал 2-й бригаде 14-й дивизии под командованием генерала Михаила Фомича Петрушевского, а также 4-й стрелковой бригаде генерала Цвецинского начать наступление на Систово и Систовские высоты. Турки упорно сопротивлялись, но к трём часа дня русские всё же вошли в город.


Погребение русских солдат, погибших при переправе через Дунай 27 июня 1877 года. Картина неизвестного художника
Источник – The London Illustrated News, 1877

Итоги

На первые эшелоны наступавших – главным образом, Волынский и Минский полки – пришлась львиная доля потерь (636 из 748 убитых и раненых). После боя Систово буквально растаскивалось по кусочкам русскими солдатами и болгарским населением, причём мародёрство постепенно перешло в бесцельный вандализм. Русские солдаты ещё долго пребывали в возбуждённом состоянии – сказывалось пережитое. Как это часто бывает после упорного боя, в лагере несколько раз возникали ложные тревоги – солдатам продолжали мерещиться враги. Переполняли эмоции и самого Драгомирова. 20 июня он писал жене:

«Вот уже пятый день в Систове и до сих пор не могу успокоиться; по ночам скверно сплю, слёзы готовы литься каждую минуту. Государь был милостив, выше всякого выражения и всяких заслуг. Раза три или четыре принимались оба плакать, да и было от чего. Наши мальчики оказались пророками, у меня Георгий на шее».

Пока 14-я пехотная дивизия отдыхала после сражения, за дело взялись понтонёры. Течение и ветер задержали строительство переправы – лодки вырывало и уносило вниз по Дунаю. Тем не менее, к вечеру 19 июня понтонёры закончили строительство моста – теперь задача по переброске армии через Дунай была выполнена полностью. Хотя сам Систовский бой прошёл быстро и довольно успешно, много времени русские упустили в ходе подготовки операции и после её завершения. Действовать стремительно, как того требовал план, не получалось.

14-я пехотная дивизия выдержала тяжёлый бой в условиях ограниченной видимости. Ставка на широкое развитие инициативы младших офицеров, которую делал Драгомиров при подготовке части, полностью себя оправдала. В дальнейшем дивизия ещё более укрепила свою боевую репутацию, с честью пройдя тяжёлые бои за Шипкинский перевал .

Во второй половине июня бойцы 14-й дивизии приводили себя в порядок и отдыхали. 22 июня по мосту на правый берег Дуная перешёл передовой отряд, целью которого был быстрый бросок к Тырнову и далее за Балканы. Два других отряда расходились вправо и влево от основных сил для прикрытия флангов. Первоначальный успех вдохновил русских генералов, ожидавших лёгких лавров и не знавших о том, что 1 июля из Видина выступил сильный отряд Османа-паши. 7 июля передовые части Западного отряда столкнулись с силами Османа у Плевны. Начиналась плевненская эпопея…


Русские солдаты и офицеры, первыми ступившие на болгарскую землю. Каждый из них был награждён. Картина неизвестного художника
Источник – The London Illustrated News, 1877

Список источников и литературы:

  1. Газенкампф М. А. Мой дневник. 1877–1878 гг. СПб., 1908.
  2. Движение к Дунаю 8-го корпуса и переправа у Систова в 1877 году // Военный сборник. 1883. №3
  3. Драгомирова С. А. Радецкий, Скобелев, Драгомиров // Исторический вестник. 1915. Т. 140. №4 (апрель)
  4. Макшеев Ф. Хозяйственный быт 14-й пехотной дивизии в войну 1877–1878 гг. // Военный сборник. №2. 1901
  5. Моторный [И. Г.]. Переправа через Дунай 15-го июня 1877 г. 2-й стрелковой роты Минского полка // Военный сборник. 1883. №6
  6. Моторный И. Г. Виноват ли М. И. Драгомиров в наших поражениях // Разведчик. 1907. №873
  7. Остапов А. 14-я пехотная дивизия в войну 1877–1878 гг. (Из записок участника) // Военный сборник. 1881. №12
  8. РГВИА. Ф. 2344. Оп. 2. Д. 251
  9. Сборник материалов по Русско-Турецкой войне 1877–1878 гг. на Балканском полуострове. Вып. 10. 1902.
  10. Сборник материалов по Русско-Турецкой войне 1877–1878 гг. на Балканском полуострове. Вып. 23. 1899
  11. Соболев С. Русско-турецкая война в Болгарии 1877–1878. // Русская старина. 1887. Т.54
  12. Цуриков С. А. Воспоминания о войне 1877–1878 годов // Исторический вестник. 1901. Т.83
  13. Подготовка инженерных средств для переправы через Дунай в июне 1877 года. // Военный сборник. 1879. №11.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама