THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама


Сатель Эдуард Адамович – профессор Московского высшего технического училища имени Н.Э. Баумана, доктор технических наук.

Родился 20 августа 1885 года в городе Москва в семье служащего Сателя Адама Игнатьевича и учительницы французского языка Сатель Амалии Юльевны. Француз (в автобиографии указывал: отец – полуфранцуз, мама – француженка). В 1902 году окончил реальное училище при реформаторской церкви в Москве.

Учебу продолжил в на механическом отделении Императорского Московского Технического Училища (ныне - МГТУ им Н.Э.Баумана). В 1904–1908 годах включился в революционную деятельность, участвовал в организации подпольных типографий РСДРП в Москве.

Во время учебы, с 1908 года работал на Людиновском локомобильном заводе. Как конструктор, участвовал в работе по разработке, испытанию и отладке серии нового типа промышленных локомобилей – локомобилей перегретого пара. После окончания училища в 1911 году продолжал работать на Людиновском заводе в качестве конструктора и руководителя опытной станции.

В 1912 году за успехи в работе на Людиновском заводе был командирован за границу за счет средств Училища, для изучения конструкций, технологий и организации производства локомобилей и дизелей. Посетил ряд заводов Германии, Англии и Швейцарии. Владея английским, немецким и французским языками, имел возможность изучать передовую технику и организацию производства непосредственно на заводах и в лабораториях. В начале 1914 года, вернувшись из командировки, выступил на собрании Политехнического общества с докладом, в котором наметил пути технологического и организационного совершенствования и прогресса отечественного машиностроения, быстрейшего освоения новых достижений техники, а также пути самостоятельного развития машиностроения в России.

С января 1914 года работал на крупнейшем в то время Коломенском паровозостроительном заводе начальником производства дизелей, а затем начальником производства всего завода. В 1917 году как член Чрезвычайного Комиссариата участвовал в национализации этого завода, а в июле 1918 года был назначен его техническим директором.

В мае 1920 года был переведен в отдел металлов Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), где был назначен руководителем Бюро образцовых заводов, созданных по заданию Ленина, и заместителем председателя экономического бюро по переводу национализированных предприятий на хозяйственный расчет. Занимался технической и организационно-экономической перестройкой таких крупных заводов как «Электросталь», «Геодезия», «Инструментальный» и другие.

В мае 1923 года был назначен техническим директором Московского машиностроительного треста, объединявшего крупнейшие заводы московского региона. Под его руководством были освоены десятки новых для России конструкций и изделий: станки, инструменты, литейные машины, холодильные автоматы, гидронасосы, водяные турбины и т.д. По инициативе Сателя Э.А. и при его непосредственном руководстве коренным образом были реконструированы и реорганизованы такие заводы как «Красный пролетарий», «Фрезер», «Серп и молот», «Борец», «Компрессор», «Красная Пресня», завод подъемных машин и др.

С начала 1920-х включился в подготовку инженерно-технических кадров для молодо го отечественного машиностроения. В период с 1922 по 1930 годы преподавал курсы организации производства в Московском промышленно-экономическом институте (ныне Государственный университет управления), где им позже была создана кафедра "Организация машиностроительного производства". В 1925 году Сателю Э.А. было присвоено ученое звание профессора по специальности технология и организация машиностроения. В 1925-1927 годах работал профессором в институте им. Г.В.Плеханова по кафедре "Организация машиностроения". В 1928-1930 годах - первый проректор по учебной и научной части, заведующий кафедрой Промышленной академии им. Сталина.

Вел большую работу по технической организации нового советского машиностроения. Современники высоко ценили научные и организаторские способности инженера Сателя, называя специалистом по «запускам новых производств».

В мае 1931 года приказом наркома тяжелой промышленности С.Орджоникидзе Сатель Э.А. был направлен техническим директором на Сталинградский тракторный завод. Под его руководством впервые было освоено непрерывно-поточное производство тракторов. Была решена задача создания за рекордные сроки (считавшиеся иностранными специалистами нереальными) сельскохозяйственного и транспортного трактора СТЗ- НАТИ, полностью разработанного и произведенного без иностранной помощи. Это стало возможным благодаря созданной Сателем Э.А. широкой кооперации проектных, конструкторских, производственных, строительно- монтажных, технологических организаций и предприятий, работающих по единому скоординированному плану.

В течение 1933-1935 годах на заводе была успешно решена задача организации в короткие сроки наряду с гражданской продукцией массовое производство оборонной техники. Удалось наладить поточно-массовое производство специальной техники оборонного назначения на гусеничном ходу. За эту работу Сатель Э.А. был награжден орденом Ленина и в 1935 г. по рекомендации С.Орджоникидзе принят в члены ВКП (б) минуя кандидатский стаж. Не смотря на огромную занятость на заводе, Сатель Э.А. возглавлял в 1933–1935 г.г. созданную им кафедру технологии машиностроения и организации производства в Сталинградском механическом институте.

В 1935 году назначен техническим директором, а 1936 году – директором Новокраматорского машиностроительного завода (НКМЗ) в городе Краматорск ныне Донецкой области Украины, где организовал производство оборонной продукции.

В 1937 году отозван в Москву для организации кафедры «Специальная технология», готовящей специалистов в области производства стрелково-пушечного вооружения и боеприпасов. В 1938-1939 годах при его активном участии такая кафедра была создана в МВТУ имени Н.Э. Баумана. С 1940 по 1963 год заведовал кафедрой М-8 (ныне – СМ12), возглавив школу советских учёных и производственников, работающих в области качества обработки поверхности деталей и их эксплуатационных свойств, разработки технологических способов повышения надёжности и долговечности машин. Один из основоположников научной школы технологии машиностроения.

В январе 1936 года был назначен техническим директором, а потом директором строящегося Новокраматорского машиностроительного завода тяжелого машиностроения. Под его руководством впервые в СССР на заводе был создан стан непрерывного проката. На заводе было организовано спецуправление, через которое проходили оборонные заказы, началось строительство уникального термического цеха, ямные печи которого были предназначены для обработки длинномерных артиллерийских стволов и судовых валов длиной до 25 м.

В январе 1937 году был переведен на работу в Накромат вооружения СССР: вначале заместителем начальника 1-го Главного управления, а с 1939 года начальником этого же управления, Председателем технического совета и членом Коллегии наркомата вооружения. Работая на этих высоких постах в кругу «великих оборонщиков» (Устинов Д.Ф., Ванников Б.Л., Малышев В.А. и др.), Сатель Э.А. разрабатывал научно-технические и организационно-экономические основы создания высокоэффективных артиллерийских и стрелковых систем. В годы Великой Отечественной войны, как председатель технического комитета Наркомата вооружения СССР и член коллегии Наркомата, вёл большую работу по коренной реконструкции многих предприятий и переводу их на массовое и крупносерийное производства.

Работу в Наркомате вооружения Сатель Э.А. успешно сочетал с педагогической деятельностью. В 1939 году возглавил кафедру технологии производства машин на факультете специального машиностроения в родном училище, к тому времени - в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана, выпускающую инженерные кадры для Наркомата вооружения. В 1941 году защитил докторскую диссертацию, в основе которой лежали результаты его работы по учету особенностей технологии изготовления деталей при их конструировании.

Продолжая заведовать кафедрой в МММИ имени Н.Э. Баумана, Сатель Э.А. возглавлял кафедру организации производства в Московском инженерно-экономическом институте имени С.Орджоникидзе. С 1947 по 1950 годы работал в должности проректора по научной и учебной работе в вузе специального назначения – Академии промышленности вооружения, занимаясь постановкой учебного процесса и научных исследований.

Заведовал кафедрой в МВТУ имени Н.Э. Баумана до 1962 года, а затем работал профессором этой кафедры до конца жизни.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1965 года за выдающиеся заслуги в развитии машиностроения, подготовке инженерных и научных кадров и в связи с восьмидесятилетием со дня рождения Сателю Эдуарду Адамовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Работая в МВТУ имени Н.Э. Баумана, МИЭИ имени С.Орджоникидзе и Академии вооружения, был постоянно вовлечен в научно- общественную деятельность. С 1950 по 1968 год он возглавлял секцию экономики и организации производства в Московском доме ученых, был членом многочисленных экспертных советов, председателем комиссий и секций, имеющих непосредственное отношение к проблемам экономики и организации производства.

Жил в Москве. Умер в августе 1968 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Доктор технических наук. Профессор (1929).

Награждён 2 орденами Ленина (17.05.1932, 25.08.1965), орденами Кутузова 2-й степени (16.09.1945), Отечественной войны 1-й степени (18.11.1944), 3 орденами Трудового Красного Знамени (18.04.1942, 05.08.1944, 15.09.1961), орденом Красной Звезды (08.06.1939), медалями.

В память о выдающемся технологе и организаторе промышленности в 1974 г. на фасаде исторического здания Главного корпуса МВТУ им.Н.Э. Баумана была открыта мемориальная доска.

Основные труды:
- «Инструментальное дело» (1940);
- «Технология и технические ресурсы машиностроения» (1943);
- «Развитие технологии машиностроения и его научные задачи» (1947);
- «Технологичность конструкции» (1953);
- «Справочник машиностроителя» в 6 томах (1955);
- «Некоторые вопросы поверхностного упрочнения» (1955);
- «Чистота поверхности деталей машин» (1956);
- «Основы организации и планирования машиностроительных предприятий СССР» (1957);
- «Организация, планирование и экономика вспомогательных хозяйств машиностроительного завода» (1957);
- «Повышение долговечности деталей машин» (1959);
- «Основы технической подготовки производства и организация труда» (1959);
- «Организация, планирование и экономика основных цехов машиностроительных заводов» (1962);
- «Технологические способы повышения долговечности машин» (1964, 1969);
- «Проблемы развития технологии машиностроения» (1968)


Пока перед нами не откроются архивы бывшего наркомата и министерства тяжелого и транспортного машиностроения СССР, мы в точности не узнаем, почему первый директор НКМЗ Иван Тарасович Кирилкин уехал строить будущий Севмаш. Было это его собственное желание? Или на освоение архангельских болот 46-летнего «красного директора» толкала пресловутая воля партии?

Сейчас мы только можем утверждать: И.Т. Кирилкин очень любил НКМЗ и Краматорск, а в Краматорске его любили все – от мала до велика.

В 1934 году И.Т. Кирилкин писал: «Партия и правительство предоставили мне возможность посетить большинство стран с развитым машиностроением. Пришлось побывать на заводах Форда, Сулливана, Гудмана – в Америке, Круппа, Демага, Борзига, Манна, Шкода и других – в Европе.

Должен сказать без бахвальства: подобного Краматорскому заводу не встречал. По технической оснащенности, по масштабам производства Краматорский завод не имеет равного в мире.

Вспоминается в связи с этим такой факт. Герр Грисман – главный директор Крупповских заводов – с неохотой поехал в СССР для консультации производства на Краммашзаводе. Он представлял себе новый завод небольшим предприятием из 4-5 небольших цехов. Когда же он своими глазами увидел потрясающую картину технического совершенства, он, возбужденный и взволнованный, сказал: «Если мне было бы сейчас 25-30 лет, я принял бы советское подданство и согласился бы работать на этом заводе рядовым инженером».

29 мая 1936 года Г.К. Орджоникидзе подписал приказ, в котором говорилось: «В связи с назначением мною тов. Кирилкина И.Т. начальником строительства судостроительного завода в Архангельске, отмечаю особые заслуги тов. Кирилкина на посту строителя и директора Краматорского завода тяжелого машиностроения – самого крупного машиностроительного завода в нашей стране.

Тов. Кирилкин организовал строительство, монтаж и первоначальный период освоения Краматорского завода, оборудованного по последнему слову мировой техники. Краматорский завод уже освоил производство различного прокатного оборудования, подъемно-транспортных сооружений для металлургических заводов (Магнитки, Азовстали и т.д.), сложные подъемные шлюзовые краны для канала Волга-Москва, щиты для строительства метро. В настоящее время завод строит сложнейший слябинг и тонколистовой стан для Запорожстали.

За хорошее руководство строительством завода и энергичную работу по его освоению – объявляю благодарность тов. Кирилкину И.Т. и предлагаю учредить на Краматорском заводе им. Сталина мемориальную доску, на которую занести имя Кирилкина И.Т.»

Современники вспоминали, что к 1935 году Кирилкин сам сознавал, что его энергии хватает для руководства ударными стройками, но ему не хватает образования и знаний для того, чтобы руководить крупнейшим в Европе заводом самой высокоинтеллектуальной отрасли промышленности – машиностроения, и сбалансировать коллектив, собранный с бору по сосенке.

Завод лихорадило. И по воспоминаниям современников, технический директор НКМЗ И.М. Каменев, признавал: чтобы вытащить из трясины завод, руководителю его требуются: смелость, большой диапазон технических знаний, глубокий аналитический ум и твердая, опытная и безжалостная рука.

Увы, Кирилкин не обладал многими из обозначенных требований. Он был человеком штурма, мощного удара, рывка. А тут были нужны инженерность мышления, методичность, точность, железная технологическая дисциплина.

Каменев не мог возглавить завод по другой причине – опять же по воспоминаниям современников, он был прислан на НКМЗ для «перековки» как специалист, проходивший «по делу Промпартии» и осознавший свои идеологические ошибки.

Так появилась кандидатура Сателя, 50-летнего технического директора Сталинградского тракторного завода.

Гений артиллерии В.Г. Грабин вспоминал: «Эдуард Адамович Сатель был членом коллегии и председателем технического совета Наркомата вооружений. Ему подчинялись все опытно-конструкторские работы. Сатель был высококвалифицированным специалистом и опытным руководителем. Еще до революции он окончил Московское высшее техническое училище, имел большой опыт инженерной работы. Когда началось строительство Сталинградского тракторного завода, он был начальником стройки, а затем - главным инженером этого первенца советской индустрии. Одновременно читал лекции в Сталинградском индустриальном институте. Позже Серго Орджоникидзе направил Сателя главным инженером на строительство Ново-Краматорского завода, а затем забрал к себе в наркомат, где Эдуард Адамович успешно внедрял высокую культуру в технологию и организацию производства и добился высоких показателей».

Эдуард Адамович Сатель родился в 1885 году в Москве. В 1911 году окончил Московское высшее императорское училище.

С первых лет существования советского государства Э.А. Сатель ведет работу по технической организации нового советского машиностроения в ВСНХ и в Московском машиностроительном тресте, а также на передовых заводах того времени - Коломенском паровозостроительном и Людиновском.

Современники признавали выдающиеся научные (профессор с 1929 года) и организаторские способности инженера Сателя, называя специалистом по «запускам новых производств».

С особой силой его творческие способности и организаторский талант проявляются при пуске первого в СССР непрерывно-поточного производства тракторов на одном из важнейших объектов пятилетки – Сталинградском тракторном заводе, где он работал техническим директором.

Сатель принимает участие в создании в Сталинграде механического института и активно участвует в подготовке инженеров и научных работников. За успешную деятельность в развитии тракторного машиностроения и пуск первого в СССР массово-поточного производства профессор Э.А. Сатель был удостоен ордена Ленина.

В 1935 году Сатель был назначен техническим директором НКМЗ, взяв на себя все, относящееся к техническому развитию завода, подготовке и самому ходу производства. Уже в Краматорске Орджоникидзе отметил его большие заслуги перед советским государством в деле создания и развития отечественной автотракторной промышленности и премировал легковой автомашиной.

Сатель, крупный инженер старой школы, как вспоминали его современники, признавал, что на НКМЗ многое придется ломать, его коллективу необходимо привить четкость, деловитость, инженерный подход к решению производственных вопросов. Начал он с выяснения причин брака поковок…

В 1936-м доктор технических наук, профессор Э.А. Сатель стал директором НКМЗ. Он говорил тогда: «Современное машиностроение требует от нас, от рабочего до директора, определенных знаний и умений, без которых, конечно, немыслима деятельность предприятия. Но даже и наличие этих данных не решит успеха нашего дела, если мы сразу же не выработаем определенный стиль, в основу которого поставим одно единственное условие – деловитость.

Сегодня, когда перед нами необычайно остро встают вопросы быстрейшего освоения этого замечательного завода, любая расхлябанность – наш злейший враг».

Эдуард Адамович работал на НКМЗ недолго – в 1937 году он был отозван в Москву. Что было тому причиной? Арест и расстрел младшего брата Евгения, бывшего эсера, а в то время управляющего Госкинопрокатом? Или необходимость организации в Московском механико-машиностроительном институте (училище им. Баумана) кафедры «Специальная технология», которая готовила специалистов в области производства стрелково-пушечного вооружения и боеприпасов?

Скорее всего, второе, и это предположение подтверждает дальнейшая деятельность Эдуарда Адамовича.

Но сначала хотелось бы рассказать о другой стороне деятельности Сателя на НКМЗ. Эдуарда Адамовича прислали на НКМЗ для того, чтобы он наладил производство оборонной продукции – уникальные возможности предприятия изначально ориентировались на производство артиллерийских вооружений.

Сатель организовал оборонное производство. Внешние признаки изменения статуса НКМЗ заключались в том, что завод обнесли забором, а на проходных стала дежурить охрана.

На заводе было организовано спецуправление, через которое проходили оборонные заказы, началось строительство уникального термического цеха, ямные печи которого были предназначены для обработки длинномерных артиллерийских стволов и судовых валов длиной до 25 м.

В полном объеме мы не знаем номенклатуру этого засекреченного ведомства. Исследователь оборонной продукции НКМЗ С.В. Ромадин, например, выяснил, что на заводе с 1938 года выпускалась 203-мм гаубица Б-4 образца 1931 года. С.В. Ромадин предполагает, что на НКМЗ выпускались орудия всего «Большого триплекса», то есть кроме гаубицы Б-4, еще и 152-мм пушка и 280-мм мортира, которые имели единый лафет. Состоящая на вооружении артполков РГК Б-4 широко применялась для разрушения финских укреплений линии Маннергейма зимой 1939-1940 годов.

Также на НКМЗ, по исследованиям С.В. Ромадина, изготавливались полигонные установки МП-10, качающиеся части МК-1, броневое закрытие 406–мм 50-калиберного орудия Б-37 главного калибра линейных кораблей Проекта 23, осуществлялась их общая сборка, отладка и заводские испытания всей системы с опытным № 1 скрепленным стволом Б-37.

В 1937 году НКМЗ принял участие в постройке крейсеров проекта 26, к которым относились знаменитые военные суда «Киров» и «Ворошилов». Для реализации этого проекта на заводе были освоены технологии изготовления длинных пустотелых гребных валов, турбинных роторов, бронзовых гребных винтов (с припуском 2-3 мм вместо прежних 20-25 мм) и отливок стальных корпусов турбин высокого давления.

В 1938 году с завода «Баррикады» на НКМЗ было передано изготовление бронебойных (БРАБ-500, БРАБ-650, БРАБ-700, БРАБ-750, БРАБ-800, БРАБ-1000) и бетонобойных (БЕТАБ-450 ДС) авиабомб достаточно высокой эффективности. Они применялись в советско-финской зимней кампании и в годы Великой Отечественной войны.

Впоследствии Э.А. Сатель работал в наркомате вооружений СССР, где вел большую работу по коренной реконструкции многих предприятий и переводу их на массовое и крупносерийное производство. При его участии неизменно повышалась мощность заводов и улучшалось качество продукции.

Будучи работником наркомата и членом его коллегии, Эдуард Адамович одновременно был председателем технического совета наркомата. В этой должности он успешно руководил технической политикой в области конструирования.

За выдающиеся заслуги в области управления и развития обороноспособности СССР в годы Великой Отечественной войны Э.А. Сатель был удостоен второго ордена Ленина, ордена Кутузова II ст., Отечественной войны I ст., трех орденов Трудового Красного Знамени, ордена Красной Звезды.

С 1939 года Сатель преподавал и вел научную работу на артиллерийском факультете Московского механико-машиностроительного института (МВТУ) им. Н.Э. Баумана, возглавил школу советских ученых и производственников, работающих в области качества обработки поверхности деталей и их эксплуатационных свойств, технических способов повышения надежности и долговечности машин.

В 1965 году за выдающиеся достижения в развитии машиностроения, подготовку инженерных и научно-педагогических кадров ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

До последних дней жизни Эдуард Адамович поддерживал связь с НКМЗ, читал здесь лекции по технологии машиностроения, рецензировал работы заводских аспирантов.

Наверное, в этом заводе было что-то особое и для такого крупного специалиста, как Сатель…

Сатель Эдуард Адамович

(1885–1968) родился

теля Адама Игнатьевича и учительницы французского

языка Сатель Амалии Юльевны. В 1902 г. окончил

реальное училище в Москве и поступил на механиче-

ское отделение Императорского Московского Техни-

ческого Училища (ИМТУ – ныне МГТУ им. Н.Э. Баума-

на). В 1911 г. окончил ИМТУ.

С 1912 по 1913 г. был в командировке от ИМТУ в

Германии, Англии, Швейцарии. С 1914 по 1920 г.

работал заведующим производством и членом заво-

доуправления Коломенского паровозостроительного

завода в г. Коломне. С 1923 по 1930 г. – технический

директор Московского машиностроительного треста

в Москве. В 1925 г. ему было присвоено звание про-

фессора Государственным ученым советом. В 1925–

1930 гг. занимался разработкой технических проектов

реконструкции Московских машиностроительных заво-

дов: «Красный пролетарий», «Борец», «Котлоаппарат»,

«Климовский», «Мельнично-ткацкого оборудования» и

др. 1931–1935 гг. – технический директор тракторного

завода в Сталинграде. Впервые в СССР освоено мас-

сово-поточное производство колесных тракторов на

Сталинградском тракторном заводе силами советских

инженеров. С 1936 по 1937 г.– директор Новокрама-

торского завода им. И.В. Сталина в г. Краматорске.

С 1937 по 1939 г.– зам. начальника и главного инже-

нера 3-го Главного управления Наркомата оборонной

промышленности г. Москвы. С 1939 по1947 г. – пред-

седатель Техсовета, начальник Технического Управ-

ления и член коллегии Наркомата обороны СССР,

профессор, заведующий кафедрой технологии специ-

ального производства МВТУ им. Н.Э. Баумана.

В 1965 г. в связи с 80-летием и за выдающиеся за-

слуги в развитии советского машиностроения Эдуар-

ду Адамовичу Сателю было присвоено почетное зва-

ние Героя Социалистического Труда с вручением ему

ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Помимо

этого, он награжден двумя орденами Ленина, тремя

орденами Трудового Красного Знамени, орденом От-

ечественной войны I степени, орденом Кутузова II сте-

пени, орденом Красной Звезды и четырьмя медалями.

Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Федосов Евгений Александрович

шее техническое училище им. Н.Э. Баумана и заочно

аспирантуру.

Советский учёный в области процессов управления

авиационной техникой, Генеральный директор ФГУП

«ГосНИИАС», доктор технических наук, профессор

кафедры СМ-2, академик АН СССР.

В 1970–2006 гг. работал Генеральным директором

ФГУП «Государственный научно-исследовательский ин-

ститут авиационных систем» («ГосНИИАС»). Е.А. Федо-

сов внёс значительный вклад в разработку высокоточно-

го оружия с лазерным самонаведением, крылатых ракет

воздушного и морского базирования, систем управления

вооружением самолётов и вертолётов различных типов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР в

1983 г. за цикл работ по разработке систем управ-

ления вооружением самолётов Ту-95МС и Ту-160 Фе-

досову Евгению Александровичу присвоено звание

Героя Социалистического Труда с вручением ордена

Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Кафедра основана в 1940 г. по постановлению Совнаркома СССР для подготовки специалистов по артиллерийским системам (кафедра ПРА-Е). В 1947 г. по постановлению Правительства СССР она была реорганизована в кафедру производства ракетных и артиллерийских систем (кафедра М-8). С 1997 г. кафедра стала называться «Технологии ракетно-космического машиностроения» (кафедра СМ-12).

Основатель кафедры - Сатель Эдуард Адамович.

Заведующие кафедрой:

С 1940 по 1962 г. – Э.А. Сатель (1985–1968) – основатель кафедры, выдающийся организатор оборонной промышленности страны, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор.

С 1963 по 1976 г. – В.Г. Саксельцев (1906–1984) – заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Государственной премии, кавалер трех орденов, доктор технических наук, профессор.

С 1976 по 1985 г. – Г.А. Киселёв (1922–1985) – руководил Машиностроительным факультетом МВТУ им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, профессор.

С 1985 по1994 г. – В.С. Камалов (1932–1996) – заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор.

С 1994 по 1997 г. – А.В. Сгибнев (1932 года рождения), доктор технических наук, профессор.

С 1997 г. по 2016 г. кафедру возглавлял - В. А. Тарасов, доктор технических наук, профессор.

С 2016 г. и по настоящее время - А.Л. Галиновский, доктор технических наук, профессор.

Кафедра осуществляет подготовку по программе специалитета по специальности «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов», и по программе магистратуры по направлению подготовки «Ракетные комплексы и космонавтика».

Обучение двух групп студентов-специалистов ведется в г. Москве и г. Королев Московской области. Обучение группы магистров ведется в г. Москве.

Научно-педагогическая школа в области разработки и конверсионного использования технологий производства военной техники была создана Эдуардом Адамовичем Сателем.

Со времен Э.А. Сателя в основу подготовки высококвалифицированных специалистов положен принцип участия студентов в перспективных научных разработках кафедры. Студенты осваивают передовые технологии производства ракетно-космической техники мирового уровня:

  • знакомятся с достижениями в области автоматизации механической обработки и контроля на станках с ЧПУ (С.С. Корнеев, Ю.З. Болотин, А.Н. Мирсков);
  • изучают научные разработки кафедры в области физико-технических методов обработки высокопрочных и вязких материалов (В.В. Сабельников, Л.А. Галиновский, А.А. Барзов, В.А. Тарасов, В.Д. Баскаков);
  • по заказам промышленности вместе с преподавателями кафедры участвуют в разработке технологий сборки, контроля и испытания изделий космических аппаратов (С.В. Исаев, В.А. Тарасов, П.В. Круглов, А.С. Филимонов);
  • занимаются разработкой прогнозирования рациональных условий проведения технологических процессов и диагностики остаточного ресурса конструкций на базе применения метода акустической эмиссии (Л.А. Галиновский, М.И. Абашин);
  • в рамках СНТО им. Н.Е. Жуковского ведутся разработки в области производства силовых и тепло-изолирующих конструкций РКТ из композиционных материалов, а также исследуются нанотехнологии (М.А. Комков, Ю.В. Баданина, М.П. Тимофеев, В.А. Тарасов);
  • с помощью современных компьютерных CAD/CAM/CAE систем моделируются процессы, возникающие при производстве РКТ (В.И. Колпаков, В.А. Тарасов, В.Д. Баскаков);
  • закрепление знаний на практике осуществляется путем проведения: занятий в технологическом центре Дмитровского филиала Университета, практик на ведущих предприятиях отрасли: ФГУП ГК НПЦ им. М.В. Хруничева, ОАО РКК «Энергия», ФГУП «НПО Техномаш» и других стажировок на зарубежных предприятиях.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама