THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Предложения бывают простыми и сложными, а сложные, в свою очередь делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Сложносочиненные предложения состоят из равноправных частей, которые соединяются сочинительными союзами, о них мы говорили в прошлых уроках. Эти союзы могут менять порядок слов, а могут оставлять все как есть. В этом уроке мы поговорим о втором типе сложных предложений - о сложноподчиненных предложениях.

Особенности строения сложноподчиненных предложений

Итак, сложноподчиненные предложения - это сложные предложения, которые состоят из главного предложения и придаточного. Придаточное предложение зависит от главного и соединяется с ним при помощи подчинительных союзов. Помимо подчинительных союзов, для связи могут также использоваться относительные местоимения (с предлогами или без) и наречия. Некоторые сложноподчиненные предложения могут быть бессоюзными.

Существует несколько видов придаточных. Они придают предложению разные значения. Вот основные виды придаточных:
дополнительные придаточные с союзами dass (что), ob (ли) ;
— определительные придаточные с относительными местоимениями der (который),
die (которая), das (которое), die (которые) ;
— придаточные причины с союзами weil (потому что), da (так как) ;
— придаточные времени als (когда), während (в то время как) и т. д.;
— условные придаточные с союзами wenn (если), falls (в случае, если) ;
— придаточные уступки с союзами obwohl (несмотря на то, что) и др.;
— придаточные цели с союзом damit (чтобы) и некоторые др.

В придаточном предложении обычно используется особый порядок слов: подлежащее следует сразу за подчинительным союзом, а изменяемая часть сказуемого занимает финальную позицию в предложении. Например:
Ich wusste nicht, dass Deutschland so groß ist ! — Я не знал, что Германия такая большая.

Как видно из примера, подлежащим является слово «Deutschland», а изменяемой частью сказуемого - элемент «ist».

Придаточные предложения могут стоять как до главного предложения, так и после него:
Dass Deutschland ist so groß, wusste ich nicht!

Если придаточное предложение стоит перед главным, то в главном предложении изменяемая часть сказуемого стоит сразу после запятой, а затем следует подлежащее, т. е. в главном предложении используется обратный порядок слов - инверсия:

Wenn es dunkel wird, gehe ich schlafen. — Когда становится темно, я иду спать.

Разумеется, в сложноподчиненном предложении может быть два и более придаточных предложения разных типов. Обо всех типах придаточных мы расскажем вам в следующих уроках, а пока проверьте себя.

Задания к уроку

Упражнение 1. Ответьте на вопросы:

  1. Как называется сложное предложение, состоящее из независимых частей?
  2. Как называется зависимая часть сложноподчиненного предложения?
  3. В каких типах придаточных используются относительные местоимения?
  4. Где обычно стоит изменяемая часть глагола в придаточном предложении?
  5. Верно ли, что придаточное предложение должно стоять только после главного?

Ответ 1.

  1. Сложносочиненное
  2. Подчинительное
  3. В придаточных определительных
  4. В конце придаточного предложения
  5. Неверно. Придаточное может стоять и до, и после главного предложения.

Что такое немецкое придаточное предложение, вы можете понять, посмотрев на следующую схему с примером:




Как видите, придаточное предложение может стоять как до, так и после главного предложения.

В придаточном предложении сказуемое стоит на последнем месте . Если сказуемое составное, то спрягаемая часть стоит на самом последнем месте, а неизменяемая - перед ней. Отрицание «nicht» стоит перед сказуемым. Отделяемые приставки не отделяются. Подлежащее стоит сразу за союзом.

Порядок слов в придаточном немецком предложении вы можете увидеть на этой схеме:





Таким образом, очень важно запомнить, что сказуемое стоит в конце предаточного предложения. Сказуемым чаще всего является глагол. Неизменяемая и спрягаемая части появляется, когда, например, у нас есть модальный глагол. Ich kann kommen. kann - спрягаемая часть, kommen - неизменяемая часть.

Есть несколько типов придаточных предложений . Ниже мы приводим таблицу типов придаточных предложений, в которую включены вводные слова (союзы, местоимения),после которых идет вышеописанный порядок слов в придаточном предложении.

Основные типы придаточных предложений:

1) Причины:

Ich komme nicht, weil ich krank bin. Я не приду, потому что я болен/больна.

Ich mache das Fenster auf, da es mir zu heiß ist. Я открою окно, потому что мне слишком жарко.

2) Цели:

Ich lerne Deutsch, damit ich eine gute Arbeit finden kann. Я учу немецкий язык, чтобы я мог/ла найти хорошую работу.

Ich arbeite viel, damit meine Kinder alles haben. Я много работаю для того, чтобы мои дети имели все.

Если действующие лица в главном и придаточном предложениях совпадают, то можно использовать оборот с um... zu :

damit ich Deutsch lerne. Я приехал/а в Германию, чтобы учить немецкий язык.

Ich bin nach Deutschland gekommen, um Deutsch zu lernen. Я приехал/а в Германию, чтобы учить немецкий язык.

3) Условия:

Wenn es morgen nicht regnet, gehen wir in die Berge. Если завтра не будет дождя, мы пойдем в горы.

Falls Sie Kinder haben, bekommen Sie eine Ermäßigung. В случае, если у Вас есть дети, Вы получите скидку.

4) Времени:

Wenn du nach Hause kommst, ruf mich bitte an. Когда ты вернешься домой, позвони мне, пожалуйста.

Während ich arbeite, sind meine Kinder im Kindergarten. В то время, когда я работаю, мои дети находятся в детском саду.

Als ich acht war, habe ich das Schwimmen gelernt. Когда мне было восемь лет, я научился/научилась плавать.

Seitdem ich in Moskau wohne, habe ich immer einen guten Job. С тех пор, как я живу в Москве, у меня всегда есть хорошая работа.

Wir haben noch eine Stunde Zeit, bis die Gäste kommen. У нас есть еще час до того, как придут гости.

Sobald du fertig bist, fangen wir an. Как только ты будешь готов/а, мы начнем.

Bevor ich einkaufen gehe, schreibe ich mir immer eine Einkaufsliste. Прежде чем идти за покупками, я всегда пишу себе список покупок.

Nachdem ich die Prüfung bestanden habe, kann ich mich erholen. После того, как я сдал/а экзамен, я могу отдохнуть.

5) Места и направления:

Ich möchte wissen, wo wir sind. Я хотел/а бы знать, где мы находимся.

Ich weiß nicht, wohin dieser Weg führt. Я не знаю, куда ведет эта дорога.

6) Уступки:

Obwohl es regnet, gehe ich spazieren. Несмотря на то что идет дождь, я пойду на прогулку.

7) Сравнения:

Je mehr Geld ich verdiene, desto mehr Steuern muss ich bezahlen. Чем больше денег я зарабатываю, тем больше налогов я должен/должна платить.

Sie sprechen besser Deutsch, als wir erwartet haben. Вы говорите по-немецки лучше, чем мы ожидали.

8) Дополнительное придаточное предложение:

Man sagt, dass Benzin bald wieder teurer wird. Говорят, что бензин скоро опять подорожает.

Können Sie mir bitte sagen, wie dieses Gerät funktioniert? Вы можете мне сказать, как работает этот прибор?

Ich weiß noch nicht, ob ich morgen ins Schwimmbad gehe. Я еще не знаю, пойду ли я завтра в бассейн.

9) Определительное придаточное предложение:

Ich möchte einen Mann heiraten, der mich immer verstehen wird. Я хочу выйти замуж за мужчину, который меня всегда будет понимать.

Ich möchte eine Frau heiraten, die mich nie betrügen wird. Я хочу жениться на женщине, которая мне никогда не будет изменять.

Ich möchte ein Kind haben, das mich niemals enttäuschen wird. Я хочу иметь ребенка, который меня никогда не будет разочаровывать.

Ich möchte diesen Film sehen, von dem alle sprechen. Я бы хотел/а посмотреть это фильм, о котором все говорят.

А вот и те союзы, которые НЕ ВЛИЯЮТ на порядок слов вводимого ими предложения: und, aber, denn, oder, sondern

Порядок слов после этих союзов точно такой же, как и в главном предложении: спрягаемая часть сказуемого на втором месте.

Er antwortete sicher, denn er hatte sich auf die Prufung gut vorbereitet.
Он отвечал уверенно, так как хорошо подготовился к экзамену.

Ich habe keine Zeit, und ich gehe nicht zum Fußball.
У меня нет времени, и я не пойду на футбол.

Упражнение: Вставьте подходящие союзы

1) ...du willst, begleite ich dich nach Hause.

2) Ich muss viel arbeiten,... ich genug Geld habe.

3) ... ich krank bin, muss ich meine Arbeit erledigen.

4) Ich weiß nicht,... wir machen sollen.

5) ... du das nicht machst, rede ich nicht mehr mit dir.

6) Ich gehe nach Hause,... ich müde bin.

Немецкие ССП состоят из равноценных в грамматическом отношении простых предложений (ПП), количество которых может составлять два предложения и более. Связь предложений в ССП может быть союзной и бессоюзной. Союзы, участвующие в построении ССП, называются сочинительными. При отсутствии союзов или их заместителей – союзных слов, которые представляют собой местоименные наречия и наречия, отдельные предложения соединяются в сложные исключительно при помощи интонации.

Рассмотрим примеры ССП:

  • Unser Sohn spricht jetzt Deutsch wesentlich besser, denn er hat seine Sommerferien in Köln verbracht. – Наш сын теперь говорит по-немецки существенно лучше, потому что он провел свои летние каникулы в Кёльне (союз).
  • Peter hat jetzt sehr viel Arbeit, und wir alle helfen ihm dabei. – У Петера сейчас очень много работы, и мы все ему в этом помогаем (союз).
  • Mein Bruder ist zurzeit arbeitslos, aber es wird nicht lange dauern. – Мой брат в настоящее время безработный, но это продлится недолго (союз).
  • Kommt er in das Hotel mit einem Taxi oder muss jemand ihn abholen? – Он приедет в гостиницу на такси, или кому-то нужно его встретить и подвезти (союз)?

Говоря о сочинительных союзах, нужно отметить, что они вовсе не обязательно соединяют в единое целое простые предложения (ПП). Также они могут связывать однородные члены, например:

  • Habt ihr heute gebadet und euch gesonnt? – Вы сегодня купались и загорали (однородные сказуемые в рамках ПП)?
  • Willst du ein Gedicht oder ein Lied vortragen? – Ты хочешь прочитать стихотворение или исполнить песню (однородные дополнения в немецком ПП)?

Немецкие союзы могут быть двойными — парными. Такие союзы могут также соединять и однородные члены, и отдельные ПП, например:

  • Zu Hause hat er weder Fleisch noch Gemüse. – Дома у него нет ни мяса, ни овощей (однородные дополнения в рамках ПП).
  • Dort wird sie nicht nur lernen, sondern auch sich erholen. – Там она будет не только учиться, но и отдыхать (однородные сказуемые в рамках ПП).
  • Sowohl Peter, als auch andere Besucher haben meine Aussage falsch verstanden. – Как Петер, так и другие посетители неверно поняли мое высказывание (однородные подлежащие в рамках ПП).
  • Entweder er oder sein neuer Kollege muss diese Arbeit übernehmen. – Либо он, либо его новый коллега должен взять на себя эту работу (однородные подлежащие в рамках ПП).
  • Entweder steige ich gleich in diesen Bus ein, oder fährst du mich später mit deinem Auto hin. – Либо я прямо сейчас сажусь в этот автобус, либо ты позднее отвезешь меня туда на своей машине (союз связывает два ПП).
  • Bald versteht er alles, bald kapiert er nichts. – То он все понимает, то до него ничего не доходит (парный союз связывает два ПП).
  • Er hat teils aufmerksam zugehört, teils telefoniert. – Он временами внимательно слушал, а временами звонил по телефону (союз соединяет два однородных сказуемых).

Союзы представляют собой соединительные средства, не выступающие членами предложений. Это является их главным отличием от союзных слов. Союзные слова являются соответствующими членами предложений и оказывают влияние на порядок слов. Рассмотрим примеры ССП с союзными словами:

  • Klaus macht immer alle Hausaufgaben, darum lernt er gut. – Клаус всегда делает все домашние задания, поэтому он хорошо учится.
  • Das Wetter ist regnerisch, trotzdem spielen die Kinder gern im Hof. – Погода дождливая, но, несмотря на это, дети охотно играют во дворе.
  • Ihre Cousine kann gut stricken, außerdem näht sie traumhafte Kleider. – Ее кузина умеет хорошо вязать, а кроме того, она шьет сказочные платья.
  • Olga wollte noch einen Kuchen machen, jedoch war sie knapp mit der Zeit. – Ольга хотела испечь еще один пирог, однако у нее не хватало времени.
  • Dort hat er sich das Bein gebrochen, deshalb hockt er jetzt zu Hause. – Там он сломал себе ногу, поэтому он сейчас торчит дома.
  • Monika hat noch einen groben Fehler gemacht, deswegen schweigt sie jetzt. – Моника допустила еще одну грубую ошибку, поэтому она теперь молчит.
  • Mein Bruder ist ein Mechaniker, also ein Fachmann. – Мой брат – механик, то есть специалист.

Когда в предложении идут 2 (или более) главных предложений, такая схема называется сложносочинённое предложение. Эти главные предложения может разделять запятая или союз. Пример с союзом: "Das Auto faehrt und das Flugzeug fliegt" - Машина едет, а самолет летит. Пример с запятой: "Mein Bruder geht heute arbeiten, ich gehe derzeit zum Deutschkurs" - Мой брат идет сегодня работать, я тем временем иду на курсы немецкого.

Предложения строятся без каких-либо отклонений от обычной схемы построения предложения. По сути у нас два главных предложения, которые объедены в одно.

Сочинительные союзы:

Сложноподчиненные предложения:

Когда в предложении появляется придаточное предложение, схема называется сложноподчиненным предложением. Главный вопрос, который нас с вами должен волновать в этой теме, как строится придаточное предложение.

Для начала давайте определим, что такое придаточное предложение, а что главное. Очень просто, придаточное предложение уточняет главное предложение, в то время, как главное предложение высказывает главную мысль. Пример: Я поеду на машине, потому что погода на улице плохая. "Я поеду на машине" - главное предложение; "потому что погода плохая" - придаточное.

Еще придаточное предложение легко определить по союзу. Все придаточные предложения начинаются с подчинительного союза. В выше приведенном примере союзом было словосочетание "потому что".

Какие у нас бывают подчинительные союзы?

1) Основные союзы (dass - что (утвердительное), weil - потому что, da - так как, wenn - когда (утвердительное, в наст. или буд. времени)/если, als - когда (утвердительное, в прошедшем времени), obwohl - хотя, ...)

ВАЖНО: С основными союзами всегда идет подлежащее.

2) Вопросительные слова: сюда входят все вопросительные слова (wer - кто, was - что (вопросительное), wo - где, wie - как, ...)

3) Местоимения - союзы (der - который, die - которая, das - которое, dem - которому, den - которого, ...)

4) "um zu" - что бы (без использования подлежащего в придаточном предложении, в ином случае используется damit из группы основных союзов)

ВАЖНО: С союзом "um zu" подлежащее никогда не используется, а все глаголы ставятся в начальную форму (Infinitif). "um" ставится на место союза, а "zu" перед глаголом.

Схема построения придаточного предложения:

Союз => подлежащее (если есть) => второстепенные члены предложения в произвольном порядке => смысловой глагол => вспомогательный или модальный глагол (если есть).

Примеры:

Ich weis nicht, warum meine Eltern mich nicht abgeholt haben.

Mein Lehrer sagt, dass Peter der schlauste Schueler in unserer Klasse ist.

Das Auto, das in der Garage steht, war letzten Sonntag in der Schweiz.

Ich gehe in den Fitnessclub, um start und mutig zu sein.

ВАЖНО: Если главное предложение идет после придаточного, то в главном предложении сказуемое ставится на первое место, а подлежащее на второе!

Пример:

Wenn du heute zu uns kommst, fahren wir alle zusammen ins Schwimmbad.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Томский политехнический университет»

_____________________________________________________________________________________________________________

Л.Н. Антропянская

ВИДЫ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

Методические указания

Издательство
Томского политехнического университета

ББК Ш 143.24-923.2 873

УДК 803.0:801.561.7(075.8)

Антропянская Л.Н.

А 728 Виды сложных предложений в немецком языке: методические указания/ Л.Н. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008. – 16 с.

Данные методические указания предназначены для проведения практических занятий по грамматике у студентов 2-ого курса неязыковых факультетов c целью подготовки к экзаменам. Кроме того, они предназначены и для развития умений и навыков по составлению сложных предложений. В работе представлены разные виды сложных предложений , в том числе придаточных , данных для подробного их рассмотрения и сравнения с русскими эквивалентами . В указания вошли грамматические правила и таблицы, составленные в помощь студентам для овладения основами грамматики. Представленные материалы могут быть использованы не только на занятиях, но и в самостоятельной работе студентов .

УДК 803.0:801.561.7(075.8)

Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Качалов

© Томский политехнический университет, 2008

© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 200

8

Уважаемые второкурсники!

Данные методические указания предлагаются вам для того, чтобы вы повторили грамматические основы немецкого языка и умели разбираться в сложных предложениях различного рода, а также самостоятельно составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Обратите внимание на союзы, соединяющие различные виды этих предложений и на порядок слов в них. Методические указания помогут вам разобраться и подготовиться к сдаче семестровых экзаменов.

1.Сложные предложения

( die zusammengesetzte n S ä tze )

Сложные предложения подразделяются на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В данных методических указаниях рассмотрены как сложносочиненные предложения, так и сложноподчиненные предложения. Все они соединяются с помощью союзов разного рода. Даются и различные виды придаточных предложений.

a ). Сложносочиненные предложения

Die Satzreihe

1. Предложения в составе сложносочиненного предложения соединяются посредством сочинительных союзов или только интонационно:

Das Sprachstudium interessiert die Studenten, und alle lernen fleiβig.

Das Sprachstudium interessiert die Studenten, alle lernen fleiβig.

Обучение языку интересует студентов, (и) все учатся прлежно.

Сочинительные союзы und, aber, denn, sondern, oder не являются членами предложения и не влияют на порядок слов :

Der Lehrer kommt, und die Schűler stehen auf.

Учитель приходит, и ученики встают.

Die Studenten schrieben die Kontrollarbeit, aber sie hatten diese Arbeit nicht sehr gut geschrieben.

Студенты писали контрольную работу, но они написали эту работу не очень хорошо.

Kollege Below spricht nicht deutsch, aber sein Bruder beherrscht Deutsch.

Kollege Below spricht nicht deutsch, sein Bruder aber beherrscht Deutsch.

Коллега Белов не говорит по-немецки, но его брат владеет немецким языком.

Die Anwesenden hörten dem Referenten aufmerksam zu, denn er war ein glänzender Redner.

Присутствующие внимательно слушали докладчика, так как он был блестящий оратор

Wortfolge

1 2 3 Die letzte Stelle
Die Konjunktion Die Sub-jektgruppe (selten die Adverbialbe-stimmung oder das Objekt) Das Prädikat, sein konjugierter Teil Nebenglieder aus der Prädi-katgruppe Das Prädikat, sein nicht kon-jugierter Teil

1. Союз aber стоит или в начале предложения или после слова, к которому он непосредственно относится.

Предложение, вводимое союзом denn так как , потому что, содержит самостоятельное сообщение о причине того явления, о котором идет речь в предыдущем предложении. В разговорной речи этот союз менее употребителен, чем подчинительные союзы weil , da .

2. Союзы-наречия являются членами предложения и влияют на порядок слов:

Der Lehrer kommt, deshalb stehen die Schűler auf.

Учитель заходит, поэтому ученики встают.

Zuerst lesen wir den Text, dann erzählen wir ihn.

Сначала мы читаем текст, потом мы его рассказываем.

Wollen wir schneller gehen, sonst werden wir uns verspäten.

Пойдемте скорее, иначе мы опоздаем.

Wortfolge

1 2 3 4 Die letzte Stelle
Die Kon- Das Prädikat Die Neben- Das Prädikat,
junktional- Sein Subjekt- glieder aus der sein
adverbien konjugierter gruppe Prädikat- nichtkon-
Teil gruppe jugierter Teil

Союзы-наречия deshalb , darum поэтому вводят предложения, которые сообщают о следствии того явления, о котором идет речь в предыдущем предложении:

Учитель заходит, поэтому ученики встают. Сначала мы читаем текст, потом мы его рассказываем. Пойдемте скорее, иначе мы опоздаем.

Ich war krank, deshal b versäumte ich den Unterricht. Ich versäumte den Unterricht, denn ich war krank.

Я был болен, поэтому я пропустил занятия. Я пропустил занятия, так как я был болен.

Сложносочиненное предложение может иметь в своем составе сложноподчиненные предложения:

Zuerst sagte man, dass der Wettlauf am 20. April stattfinden wird, aber der Wettlauf wurde erst am 18. Mai veranstaltet.

Сначала сказали, что соревнование состоится 20 апреля, но соревнование организовали только 18 мая.

в). C ложноподчиненные предложения

Das Satzgef ű ge

· Сложноподчиненное предложение состоит из главного предложения и придаточных, вводимых подчинительными союзами или союзными словами: относительными местоимениями и наречиями.

· Порядок слов в главном предложении тот же, что в простом предложении, а именно: спрягаемая часть сказуемого стоит на втором месте в предложении, а неспрягаемая часть сказуемого – на последнем месте:

Ich habe den Unterricht versäumt, weil ich gestern krank war.

Я пропустил занятие, поскольк у болел вчера.

После предшествующего придаточного предложения спрягаемая часть сказуемого стоит в главном предложении непосредственно после запятой, так как придаточное предложение занимает первое место:

Da ich gestern krank war, habe ich den Unterricht versäumt.

Wortfolge

1 2 3 4 Die letzte Stelle
Der Neben- Das Prädi- Die Sub- Neben- Das Prädikat
satz kat, jektgruppe glieder aus Sein
sein konju- der Prädi- nichtkonju-
gierter Teil katgruppe gierter Teil

Сравните с русским языком:

Так как я вчера был болен, я пропустил занятия.

В русском языке сказуемое стоит после подлежащего.

В придаточном предложении особый порядок слов.

Сказуемое стоит в придаточном предложении в конце предложения , а именно:

спрягаемая часть сказуемого на последнем, неспрягаемая часть на предпоследнем месте в предложении. Подлежащее стоит в большинстве случаев непосредственно после союза, относительного местоимения, или наречия, таким образом образуется рамка из подлежащего и сказуемого:

Ich weiβ, dass der Professor morgen nach Moskau kommt.

Der Vorsitzende, den man voriges Jahr gewählt hat , arbeitet sehr gut.

Das Zimmer, wo wir gewöhnlich arbeiteten, war hell.

Ср. с русским языком: Я знаю, что профессор приезжает завтра в Москву.

В русском языке сказуемое стоит ближе к началу предложения.

Wortfolge

1 3 Die vorletzte Stelle Die letzte Stelle
Die Kon- Die Subjekt- Nebenglie- Das Prädi- Das Prädi-
junktion, gruppe der aus der kat, sein kat, sein
das Relativ- Prädikat- nichtkonju- konjugierter
Pronomen, Gruppe gierter Teil Teil
das Relativ-
Adverb

В придаточных предложениях с несколькими сказуемыми каждая группа сказуемого образует свою рамку.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама