THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Пауль Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №41"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности развития учебных навыков у детей дошкольного возраста"
Дата публикации: 16.12.2017
Раздел: дошкольное образование

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

деятельность

привлекать

приносить

удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные

интересы,

выражающие

осознанное

направленность

личности,

стимулируют

психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к

деятельности

мобилизуются

внутренние

учитывать

организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом

деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти

качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-

дошкольника.

необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание.

Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные

интереса

восхищения

формальными,

обучение

способствовать

развитию

пытливого

творческого.

обучению возникает и развивается при следующих условиях:

возможность

самостоятельного

открытия

ребенком

решения проблемных задач;

разнообразие

деятельности

(однообразный

материал

усвоения быстро вызывают у детей скуку);

Понимание необходимости и важности учебного материала;

Связь нового материала с усвоенным ранее;

Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком

легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

Яркость и эмоциональность учебного материала;

Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей

воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается

на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре

учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой

овладевают

научно - теоретическими

понятиями,

способами

выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия.

Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная

деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок

может получать и вне ее - в игре, труде.

Учебная деятельность детей развивается на основе осознанного определения ими

действий

предпосылкой

является

овладение

дошкольниками

способами

действий,

способамы, которые

обеспечивают решение практических или познавательных заданий..

Учебная деятельность является одним из видов познавательной деятельности ребенка

Умение работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. Если дети

точно выполняют инструкции педагога, они воспринимаются от него образ действий для

решения конкретно-практической задачи, а для решения группы определенных задач

нужно сначала усвоить общий способ действий.

Важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельный

поиск способов выполнения практических и познавательных задач. Дети дошкольного

возраста

выделяют

практический

результат

действия,

усваивают.

практических

сознание

переориентируется с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники

начинают осмысливать свои действия и их результаты, т.е. осознавать способ, благодаря

которому получают новые знания. Такое осознание стимулирует формирование у них

познавательных

действий,

соответственно,

формирование

Дети пытаются использовать усвоенный способ познавательных действий в

условиях.

подобные,

тождественные

производят

определенные обобщения, на основании которых переносять содержимое образа в новые

Обучение,

направленное

формирование

способов

конкретно-

практических задач, вырабатывает у детей умение рационально анализировать условия

новой задачи, самостоятельно находить способы его решенй. Еще одной предпосылкой

успешной учебной деятельности дошкольников является овладение контролем способа

выполнения своих действий. Учебная деятельность, происходящяя на основе образца

действий, без сопоставления выполнения ребенком действия с образцом (без контроля),

лишается

основного

компонента.

свидетельствуют

результаты

психолого-

педагогических

исследований,

подготовку

деятельности

начинать

формирования умений контролировать и оценивать свои действия. Такие действия у детей

дошкольного возраста формируются стихийно. Дети, воспринимая и анализируя оценки,

которыми

взрослые

характеризуют

критерии,

сравнивают

старания и результаты этих стараний, начинают правильно контролировать свои действия,

оценивать свои знания и умения. У них формируются навыки самоконтроля и самооценки

в выполнении учебных задач, появление которых является первым этапом овладения

учебной деятельностью.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип контроля,

связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы

действий.

Основным

условием

развития

является

специальные

обучения

приемам сравнения полученных результатов с заданным способом действий.

основными

предпосылками

деятельности

дошкольников

являются:

наличие в них устойчивых познавательных интересов; овладение общими способами

действий;

самостоятельное

нахождение

способов

выполнения

практических

познавательных задач; контроль способа выполнения собственных действий. Основные

компоненты

деятельности:

принятие

осуществления, соблюдения их, контроль, самоконтроль и самопроверка, личностный

(мотивационный)

компонент;

побуждающие

дошкольников

овладеть

деятельностью (познавательные интересы)

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

В дошкольных учреждениях подготовка детей к учебной деятельности осуществляется

занятиях.

Основным

условием

развития

предпосылок

деятельности

является

специально

организованное

обучения

соответствующие ему методы и формы.

Поэтому объектом усвоения в дошкольном

учреждении должны быть не только знания и умения, но и способы и средства их

получения.

Усвоение детьми способов действий, направленных на познания предметов

окружающей действительности, зависит от предложенных педагогом путей.

познавательные

ставятся

изолированно

практических,

отдельно предлагаются практические задачи. Возможно также сочетание практических и

познавательных задач.

дошкольного

возраста,

показывают

исследования,

воспринимают

поданные им непосредственно задачи на усвоение общего способа действий (научиться

Обосновывая

необходимость

освоения

способов

действий,

раскрывая их смысл, нужно познавательные задачи сочетать с практическими. Дети легче

выделяют

осознают

являются

условием

достижения

понятных

практических целей. С усвоением новых способов действий можно приблизить эти задачи

так, чтобы способ действия был и средством достижения практической цели.

основе у детей возникает интерес к познанию неизвестного, решения не связанны е с

практическими целями, заданием.

Эффективнее усваиваются общие способы действий в проблемно-практических или

проблемно-игровых ситуациях, в которых практические (игровые) задачи выступает как

мыслительные,

перспективноые.

проблемно-практической

ситуации

предлагают

невозможно

усвоения

соответствующих

способов действий. После этого детям подробно объясняют и раскрывают все операции

способа, который они должны усвоить и применить при решении однотипных задач.

Существенные связи и отношения реальных объектов могут быть отражены в период

дошкольного детства в форме представлений.

Способ их поиска часто приобретает

символическую, знаковую форму. В связи с этим особенную роль играют наглядные

модели, схемы, отражающие существенные связи и отношения предметов и используются

как средства обобщенного познания действительности.

Поэтому выполнение детьми

особых действий, которые моделируют в предметной или знаковой форме некоторые

отношения

реальных

объектов,

важнейших

полноценного усвоения ими обобщенных знаний.

опосредованного

изучения

объектов

является

моделирование,

помогает

отношение

равенства

неравенства.

В дошкольном учреждении эти отношения моделируются с помощью

разнообразных предметов: кружочков, квадратиков, фишек и т.д. Поскольку моделью

отношений дети обычно овладевают без подготовки, то они, как правило, воспринимают

ее не как модель, а как совокупность предметов.

Учитывая это, воспитатель должен

подвести

пониманию

моделирует,

деятельность.

Важно, например, помочь ребенку понять, что совокупность зеленых и

желтых кружочков выражает отношение реальных предметов по величине. В дошкольном

учреждении детей специально учат, что через кружочки и фишки можно моделировать

равенство или неравенство любых объектов. Во время учебы построения модели общий

восприниматься

усвоения

предметной

деятельностью,

деятельность

моделированию

будет иметься

проблемно-игровой или проблемно-практической ситуациях.

Постепенно дошкольники начинают понимать, что предметы-заменители моделируют

отношения

неравенства

равенства

группами

каких-либо

реальных

предметов. После этого можно переходить к установке этих отношений.

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Развитие детей в процессе обучения зависит от их обучаемости и психологической

готовности

обучению.

развивается

самостоятельность,

разнообразная

познавательная деятельность.

Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком

знаний, умений и навыков в процессе обучения.

Основные

компоненты

обучаемости

обобщенность,

гибкость,

устойчивость

самостоятельность мыслительной деятельности, осознанность мышления (соотношение

практической

словесно-логической

особенности

мыслительная

деятельность детей, обусловливает темп их развития в процессе обучения.

В результате

использования

педагогически

психологически

мотивированно й

методики,

основанной

детского

творчества,

свободного

способов

действий, возникает явление не-обучаемости.

Овладение

дошкольниками

деятельностью

происходит

постепенно,

основании чего различают три уровня по степени развития этой деятельности (табл.)

Признаками первого уровня являются производительность и

целеустремленность всех

процессов познавательной деятельности, активное, заинтересованное отношение к учебе,

способность к контролю своих действий, оценка их результатов. На основе усвоенных

навыков дети могут решать доступные им практические и мыслительные задачи. Второй

уровень характеризуют неустойчивые признаки овладения детьми учебной деятельностью.

Признаки

третьего

свидетельствуют о

формирования

деятельности.

Уровни развития учебной деятельности у детей дошкольного возраста

1 Слушают указания

2Руководствуются ими

с л у ч а е

непонимания

4Правильно

о ц е н и в а ю т

р а б о т у

п р а в и л ь н о

оценивают свою работу

Достигают

результатов

указания,

придерживаются их в работе

2Самоконтроль

неустойчивый,

осуществляется

других детей

3 Во время работы склонны к

подражанию другим детям

4 Результаты условные

указания,

будто не слышат

р у ко в од с т ву ю т с я

услышанными

указаниями

Нечувствительные

4 Результаты не достигают

Эти показатели безотносительные в возрастных параметров, они отражают развитие

процесса обучения и познавательной деятельности.

Формирование готовности к обучению также преодолевает несколько этапов, каждый из

характеризуется

усложнением

познавательного

повышением

требований к умственной деятельности детей, развитием их самостоятельности.

На начальном этапе находятся дети младшего дошкольного возраста, их умственная

деятельность еще не вполне осознана, ибо знание, умения и навыки они усваивают, однако

у них еще не сформирована потребность учиться.

Дети среднего дошкольного возраста готовы к усвоению знаний, их уже можно учить на

занятиях,

познавательные

непосредственно связана с общением, условиями их жизни и игровой деятельности. В

возрасте

обучение

обслуживает

практические

потребности

предпосылки для перехода на более высокий этап умственной деятельности.

У детей старшего дошкольного возраста заметен существенный прогресс в учебной

деятельности, способности к умственным и волевым усилиям. Об этом свидетельствуют

вопросы, которые они ставят, интерес к поиску связей и отношений между предметами и

явлениями.

Интеллектуальные

дошкольников

проявляются

безразличии

простым играм и игрушкам, в интересе к приобретению знаний и умений на перспективу,

повышении любознательности, требовательности к себе и к другим.

Учебная деятельность

старших дошкольников часто выделяется из других ее видов.

начинают

целенаправленно

усваивать

определенные

приобретают способность решать разнообразные и познавательные задачи. Это умение

является

важнейшим

критерием

успешности

деятельности

дошкольников

может сформироваться до завершения дошкольного детства.

В целом полноценное развитие учебной деятельности дошкольников обеспечивает их

психологическую готовность к школе и обучение в ней.

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

процессе

совместной

деятельности,

взаимодействия

обмениваются

познавательной,

оценочной

информацией

(мыслями,

чувствами,

впечатлениями),

позволяет

согласованно

планировать,

реализовывать,

контролировать, корректировать свои действия, удовлетворять личностную потребность

друг в друге. В этом заключается суть общения - многопланового процесса, одного из

видов деятельности ребенка, благодаря которому он познает мир и себя в нем, приобретает

социальный опыт, развивается и утверждается как личность.

Характерной особенностью общения является раскрытие субъективного мира одного

человека

деятельность

чрезвычайно

значение

ребенка, который начинает открывать для себя сложный и

разнообразный мир, ему

приходится искать ответы на многие вопросы, преодолевать различные проблемы, для

чего не хватает личных возможностей, что побуждает его все время апеллировать к

взрослым и ровесникам.

Особенности общения ребенка со взрослыми

Мотивы общения ребенка обусловлены его основными потребностями, прежде всего

потребностями в новых впечатлениях (познавательные), активной деятельности (деловые),

признании и поддержке (личностные)

Познавательные мотивы общения порожденные потребностью в новых впечатлениях,

что побуждает его обращаться с вопросами к взрослым.

Деловые мотивы общения возникают в процессе удовлетворения потребности ребенка в

активной деятельности, в результате осознания необходимости помощи взрослых.

Личностные мотивы составляют суть общения ребенка и взрослого.

В отличие от

познавательных и деловых, которые играют служебную роль и опосредствуют достижения

ребенком

отдаленных,

конечных

личностные

окончательно

удовлетворяются

взрослыми

является

решающих факторов ее.

Он не может жить и развиваться вне практичным и речевым

общением со взрослым.

Первые его специфически человеческие предметные действия

возникают в совместных действиях с взрослым.

В общении взрослый поддерживает и поощряет познавательную инициативу детей,

способствует

эмоциональному

привлечению

исследованию

окружающего

Положительный

взаимоотношений

взрослыми

повышает

окружающему миру, разнообразит приемы его обследования, активность и настойчивость

в решении задач.

психическое

развитие.

значимых

взрослых

человеком

дошкольника

является мама. С ней он чаще общается, делится впечатлениями, ее лучше слушается.

Свои капризы как своеобразный способ установления контактов с взрослыми дети чаще

адресуют

бабушкам.

Следующим

значимости

является

воспитатель

дошкольного

учреждения

общается

исследований, 52% воспитанников дошкольных учреждений предпочитают

общение с

мамой, 13% - с воспитателем, 10% -с отцом.

Общение со взрослыми является одним из основных факторов психического развития

ребенка, поскольку обеспечивает привлечение его к общественно-историческому опыту

человечества. Организация достаточного по количеству и адекватного по содержанию

общения является важным условием правильного воспитания детей в любом возрастном

Ребенок собирается стать первоклассником. Событие это у большинства родителей вызывает не только (а иногда не столько) радостные эмоции, но и заставляет волноваться: как все у ребенка будет складываться? Легко ли он войдет в школьную жизнь? Как же помочь ребенку с наименьшими проблемами вступить в новый для него этап жизни, что может сделать каждый из вас уже сейчас?

Важнейшей целью начального обучения является формирование учебной деятельности. Учебная деятельность - это сознательная деятельность по усвоению знаний, умений и навыков, по овладению основами наук. Она складывается постепенно, формирование ее происходит на протяжении всего периода обучения в начальной школе. В то же время созданию предпосылок для формирования учебной деятельности надо уделять внимание уже в старшем дошкольном возрасте. Создание предпосылок для формирования учебной деятельности предусматривает:

Достаточно высокий уровень произвольности;
умение планировать и контролировать собственные действия;
высокий уровень активности и инициативности;
самостоятельность в работе;
умение оценивать правильность выполнения собственной работы. Как видите, задачи непростые. Как же успешно их решить?

Остановимся на важнейших для успешного обучения качествах ребенка - его активности и самостоятельности .

В формировании активности и самостоятельности, как это ни покажется странным на первый взгляд, ведущую роль играет характер ваших отношений с ребенком. Для того чтобы сформировать у дошкольника умение самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос, важно положительно оценивать любой, даже не верный, но самостоятельно найденный ответ, решение какой-то проблемы. Необходимо хвалить ребенка за саму попытку действовать самостоятельно. Если работа сделана неправильно или ответ не верен, вы можете по¬том вместе это исправить. Если же каждый раз, пытаясь вы¬полнить какую-то работу самостоятельно и не добившись нужного результата, ребенок будет слышать упреки, то в конце концов он перестанет проявлять инициативу, будет ждать вашей помощи, перестанет надеяться на свои силы, что при¬ведет к снижению его самооценки. Дайте ребенку поспорить, доказывая свою точку зрения, свой взгляд на выполнение какой-то работы. Даже если он не прав, всячески поощряйте такие споры, умело руководите ими, учите ребенка отстаивать свое мнение и вместе приходите к правильному решению.

Напротив, беспокойство должна вызывать низкая активность, безынициативность ребенка. У таких детей в будущем довольно часто и быстро снижается интерес к учебе, нарушаются контакты с одноклассниками. Главная задача родителей таких детей - приветствовать любое проявление инициативы с их стороны, чаще поощрять, хвалить, снизить уровень своей опеки, возложить на ребенка несложные, но постоянные обязанности по дому и поощрять его за их выполнение.

Следующая необходимая предпосылка учебной деятельности - умение планировать свои действия . Наиболее удобны для этого различные виды конструирования, лепка, аппликация, работа с конструктором (особенно любят современные дети маленькие наборы «Лего»). Обсудите с ребенком предстоящую работу, узнайте порядок его действий, внесите поправки в его план, посоветовавшись с ним, спросив его мнение. То же касается и выполнения ребенком каких-то ваших поручений по хозяйству. Учите его: прежде чем делать работу, надо обдумать, как ты ее будешь делать, с чего лучше начать.

Важно учить в этом возрасте и самоконтролю, самооценке : проверять свою работу, сравнивать ее с образцом, оценивать, видеть недочеты, находить ошибки и исправлять их. Это очень трудно! Без вашей поддержки, вашей терпеливой помощи дошкольнику с этим не справиться, ведь в этом возрасте ребенок не всегда способен адекватно оценить результаты своей деятельности (чаще всего эта оценка бывает завышена).

Чаще обращайтесь за советами к воспитателям своих детей. Не стесняйтесь и не забывайте спрашивать, интересоваться у них, как ребенок ведет себя на занятиях, успевает ли вместе со всеми выполнить задание, проявляет ли активность, с желанием ли занимается, насколько самостоятелен (часто ли воспитателю приходится оказывать ему помощь), как относится к похвале или порицанию. Мнение воспитателей очень важно, ведь они наблюдают вашего ребенка в течение всего дня. Не обижайтесь, если отзывы о работе ребенка на занятиях не всегда будут положительными, а попробуйте вместе разобраться в причинах, узнайте, какое объяснение дает этому воспитатель, прислушайтесь к мнению специалиста. А затем уже дома постарайтесь строить свою работу с ребенком, свое общение с ним таким образом, чтобы помочь ему преодолеть все затруднения.

Например, воспитатели отмечают, что ребёнок работает медленно, не успевает за всеми детьми, ему требуется затратить больше времени, чем сверстникам, но работа всегда бывает выполнена аккуратно, правильно. Как поступать в этом случае? У всех людей очень разный темп работы, и об этом надо постоянно помнить. Если такого ребенка торопить - результат будет прямо противоположный, и кроме того, вы можете сформировать у него состояние постоянной тревожности, неуверенности в своих силах. Не забыв похвалить ребенка за хорошую работу, отметьте, что вам хотелось бы, чтобы он работал немного быстрее, посоветуйте, что для этого может сделать ребенок, где он теряет время. В следующий раз попробуйте поставить перед ребенком часы, предложите поиграть в игру «Обгони минутку», сделайте одну и ту же операцию несколько раз, каждый раз замечая затраченное время, радуйтесь вместе с ребенком, если время сокращается. Отмечайте любые, даже малейшие успехи - это вселит в ребенка уверенность в своих силах. Хвалите его каждый раз, когда ему удается выполнить какую-то работу по дому не толь¬ко хорошо, но и быстро. Таким образом, обращая специальное внимание на эту проблему, постепенно вы приучите ребенка работать быстрее.

Чтобы проблем при поступлении в школу было меньше, учите дошкольника правильно организовывать свое рабочее место . У каждого ребенка есть в квартире или доме свой уголок: это столик, за которым он работает, либо место, где находятся его игрушки, книги. Приучайте его содержать эти места в порядке, самостоятельно убирать игрушки после игры, заправлять свою кровать (не думайте, что он мал для этой работы, - в детском саду он прекрасно с этим справляется), развешивать свою одежду, расставлять на полке свои книги, после работы закрывать и убирать на место пластилин, альбом, краски, выливать воду, вытирать стол. Не секрет, что некоторые из вас периодически или регулярно выполняют эту работу за своего ребенка: для экономии времени, из соображений аккуратности («Ребенок все равно не сделает так, как я») и просто из-за того, что так заведено («Ребенок никогда не делает этого»). Но привычка не придет сама собой, а значит, скорее всего, в будущем вам трудно будет добиться, чтобы ваш первоклассник сам собирая портфель, убирал тетради в папку, а ручку - в пенал. Отсутствие привычки организовывать и убирать рабочее место неизменно скажется на учебном процессе.

Тесно связана с предыдущей и следующая задача - формирование умения доводить начатое дело до конца . Речь идет в первую очередь о тех видах работы, которые требуют от ребенка умственного или физического усилия, не очень интересны ребенку, но важны, например, с точки зрения его подготовки к школе. К таким видам работы можно отнести выполнение штриховки или графический диктант. Не нагружайте ребенка непосильным объемом работы, обсудите с ним этот вопрос: пусть сегодня он заштрихует только одну фигуру, но аккуратно и до конца, а завтра уже попробует заштриховать две фигуры. Излишне говорить, что надо учить ребенка доводить до конца и другую, более привлекательную работу.

Следует задуматься и тем родителям, чьи дети не сразу слышат обращенные к ним слова, кому приходится повторять свои просьбы по нескольку раз, прежде чем они будут услышаны и выполнены. Не отступайте от своих слов («Легче самой сделать, быстрее получится»), добивайтесь своего. По¬пробуйте однажды поступить в ответ на его просьбу так же, спросите потом, понравилось ли ему такое отношение, постарайтесь объяснить, что вам тоже бывает неприятно его поведение. Постепенно учите ребенка слышать и выполнять ваши требования, просьбы с первого раза. Умение слушать и слышать , действовать по инструкции взрослого - необходимые условия успешного обучения в школе.

Формируя и закрепляя у ребенка до поступления в школу вышеназванные умения и навыки, вы тем самым облегчите, сделаете наиболее успешным и безболезненным процесс вступления его в школьную жизнь.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМОКОНТРОЛЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Приведу некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

Игра «Сделай так же». Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Ребенку предлагается собрать такую же пирамидку.
Можно предложить сложить из геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

Квадрат из треугольников по заданному образцу;
елочку из треугольников;
узор из разных геометрических фигур;
композицию из разных геометрических фигур.

Можно разложить геометрические фигуры в заданном порядке.
Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома ребенку, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец) - нужно собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, взрослый дает ребенку кар¬точку с нарисованными незакрашенными кружочками и предлагает их закрасить, ориентируясь на образец: 5 - красный, 4 - синий, 3 - желтый, 2 - коричневый, 1 - черный.

Игра «Сохрани слово в секрете». Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василек, книга и т.д. Основная задача этого упражнения - научить ребенка длительное время в процессе работы руководствоваться заданным правилом, «удерживать» его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано, - подойдет любое.

Варианты правил:
1. Нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р].
2. Нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука.
3. Нельзя повторять названия животных. 4. Нельзя повторять имена девочек.
5. Нельзя повторять слова, состоящие из двух слогов и т. д. Когда ребенок станет хорошо и постоянно «удерживать» правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил, например:
1. Нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком.
2. Нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

Игра «Можешь ли ты делать два дела сразу?» (для читающих дошкольников). Как ты думаешь, можно ли одновременно читать и
про себя, и вслух? Еще как можно! Убедись сам. Читай рассказ про себя, но каждое второе слово произноси громко.

Правила чтения можно менять:
1. Произносить вслух каждое третье слово.
2. Произносить вслух последнее слово в предложении.
3. Произносить вслух все имена собственные.
4. Произносить вслух все слова, начинающиеся, например, на звук [к].

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

Игра «Следи за своей речью» (аналог русской народной словесной игры «В барыню»). Ведущий говорит: «Барыня купила туалет. В туалете сто рублей, что хотите, то купите, „да" и „нет" не говорите, черное и белое не покупайте». И начинает задавать «каверзные» вопросы, пытаясь вынудить отвечающего говорить запрещенные слова, например:

Вы хотите купить черное платье?
- Я хочу купить зеленое платье.
- А разве зеленое вам к лицу?
- Мне просто нравится зеленый бархат.
- Это будет бальное платье?
- Бальное.
- Ваше зеленое платье должно быть длинным?
- Да. (Ой!)

Проигрыш: надо было сказать, например, «разумеется».
Это игра, с одной стороны, вырабатывает умение задавать психологически сложные, «градом сыплющиеся» вопросы, а с другой - развивает внимание у отвечающего на вопросы. Можно просто договориться, какие слова или части речи нельзя говорить, и после этого задавать самые разные вопросы. Вопросов должно быть много - это откровенная проверка внимания.

Например:
Вы сегодня завтракали?
Ваша прическа вам нравится?
Вы сегодня не опоздали на занятия?
Вы левша?
Вы любите кино?

Игра «Что изменилось?» Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. «Кто первый желает проверить свою наблюдательность - пожалуйста, просим к столу!» Игроку предлагают в течение 30 секунд (считают до тридцати) ознакомиться с расположением предметов; потом он поворачивается спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова дается 30 секунд на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим игрока: «Что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены

Не думайте, что ответить на этот вопрос всегда будет легко! Ответы оцениваются в очках. За каждый правильно указанный предмет играющему засчитывается выигрыш в 1 очко, но зато и за каждую ошибку 1 очко снимается из числа выигранных. Ошибкой считается, когда назван предмет, который не перекладывался на другое место.

Перемешаем свою «коллекцию», разложив предметы в другом порядке, и позовем к столу другого игрока. Так один за другим пройдут испытание все участники команды.

Условия игры для всех должны быть одинаковые: если для первого игрока меняли местами четыре предмета, то и для остальных перекладывают столько же. В этом случае лучший результат - 4 выигранных очка. Всех, кто пройдет испытание с таким результатом, будем считать победителями в игре.

Игра-упражнение «Что изменилось?» Игра для тренировки наблюдательности. Играть лучше всего с несколькими детьми. Все становятся в одну шеренгу. Взрослый вызывает одного ребенка и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. На это даются 1-2 минуты. После этого малыш отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в свои костюмы или прически: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, рас¬плести косичку и т.д., а также поменяться друг с другом местами. Затем водящий должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить.

Игра-упражнение «Найди отличие» Все ребята любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где изображены, например, два жирафа (два гнома, два котенка, две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть ребенок постарается обнаружить различия. Можно также подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

Игра-упражнение «Топ-хлоп» . Игра на развитие внимания, памяти. Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если неправильное - топают. Например: «Летом всегда идет снег», «Картошку едят сырой», «Ворона - перелетная птица». Чем старше дети, тем сложнее должны быть фразы-понятия.

Упражнения на распределение внимания направлены на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

1. Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания - 1 минута. Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

2.Задание похоже на предыдущее. В течение минуты нужно одновременно рисовать двумя руками: левой - кружки, правой - треугольники. В конце подсчитывается количество нарисованных треугольников и кружков. При этом треугольники с «округленными» вершинами не считаются, так же как и круги с «углами». Задача ребенка - нарисовать как можно больше «правильных» треугольников и кругов.

3.Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров, запись слов и прослушивание отрывка стихотворения и т. д. Важно сформировать у ребенка такое качество, как помехоустойчивость.

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника .

Учебная деятельность – первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Учебная деятельность не вытекает непосредственно из разнообразных детских игр и не является игрой, а формируется под непосредственным педагогическим воздействием.

Практика показывает, что детей в дошкольном возрасте необходимо обучать для того чтобы они могли овладеть сведениями и навыками важными для их правильного развития на данной ступени и подготовиться к школе.

Учебная деятельность требует особой психологической установки ребенка. Больше чем все другие виды деятельности она основана на развитие у ребенка познавательного отношения к действительности.

Говоря об обучении, как особом средстве влияния на детей, мы связываем результаты его воспитательного влияния не только с определенными знаниями и умениями, которые могут приобрести дети, но и с усвоением способа их приобретения; не только с тем, что у ребенка при этом лучше будет развито внимание, восприятие, память, но с тем, что все эти отдельные психические качества дадут более обобщенное выражение определенного типа деятельности (учебной).

Структура учебной деятельности.

Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Ф.Элькониным, В.В.Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру специфическое строение, а именно

Учебную задачу

Учебные действия

Контроль

Центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнять на занятии. Учебная задача – это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, которым поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета.

Учебные действия с помощью которых решаются учебные задачи состоят из многих различных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально – с помощью каких либо предметов, либо материализовано – с использованием изображений, их знаковых заменителей.

Становление элементов учебной деятельности.

Условия, необходимые для развития учебной деятельности дошкольника.

Формирование учебной деятельности, даже при грамотно построенном обучении – длительный процесс. В дошкольном возрасте закладывается предпосылки учебной деятельности, формируется отдельные её элементы.

В младшем дошкольном возрасте на занятиях необходимо формировать у детей способность к постановке цели собственной деятельности (на этапе 2-3 лет), учить освоению различных способов деятельности (на этапе от 3-4 лет). После 4 лет деятельность приобретает четкую направленность на конечный результат. Педагог приучает детей слушать объяснения, выполнять задание, не мешая друг другу; поддерживает интерес к содержанию занятий, поощряет старание, активность. Все это весьма существенно для дальнейшего развития учебной деятельности.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется такие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом;

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов;

Умение планировать деятельность, ориентируясь на её результат.

Деятельность педагога направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, умений, навыков. Здесь важны предварительная подготовка занятия (планирование, обеспечение материально-предметного оснащения, создание благоприятной эмоциональной обстановки)

Способность действовать по образцу является первым шагом к формированию учебной деятельности дошкольников, осваиваемым до того, как дети научатся слушать и выполнять инструкцию. В первый период важно наглядно показать детям предлагаемый им путь, а также и удачно выполненные работы. Для этого процесс обучения дополняется или анализом детских работ, который проводит воспитатель или, что еще лучше и действеннее для детей, наглядным сравнением выполненной каждым ребенком работы с образцом. На отдельном столе помещается образец и детям предлагается около него поместить те работы, где сделано «также».

Развитие способности действовать по образцу тесно связано с умением оценивать свою работу и работу других детей. Усова отмечает, что дети очень вдумчиво и с большим интересом сравнивают свою работу с образцом и почти никогда не ошибаются в её оценке, часто подмечая даже малозаметные расхождения.

Формирование умения слушать и выполнять инструкции. Учебная деятельность формируется путем активной работы, а не механического запоминания и воспроизведения. Этому помогает постановка перед детьми умственных задач, решение которых и направляет их на овладение знаний, умений.

Важным этапом в развитии учебной деятельности являются возникновение у ребенка самоконтроля, т.е. способности сравнивать свои действия и слова с тем, чему его обучают.

Ахременкова И. З. учитель-дефектолог

Ребенок начинает контролировать себя, свою работу, руководствуясь данным ему пояснением и показом. Такой самоконтроль является основой для развития у детей внимательности к самому процессу работы. Часто можно наблюдать, что прежде чем начать рисовать, строить ребенок делает паузу и уже затем приступает к делу. Самоконтроль вызывает существенные изменения в способе действия детей, в их психике. Теперь дети не только слушают указания, но и слышат, руководствуясь ими в своей работе. Способность слушать у детей связана с чисто внешней организованностью, обусловленной правильно поставленной воспитательной работой в детском саду. Способность слышать глубже захватывает личность ребенка и связана с реакциями взрослого – ребенок задает вопросы, просит что-то пересказать и т.д.

Важным структурным элементом формирования учебной деятельности дошкольников является обучение их работать в коллективе.

Учебная деятельность дошкольников имеет следующие особенности:

*она формируется в процессе игровой деятельности;

*имеет структуру, состоящую из элементов: способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу. так и работу других детей; положительное эмоциональное отношение к интеллектуальной деятельности; привычные способы самоконтроля и самооценки этой деятельности; умение работать в коллективе.

Все элементы учебной деятельности, сформированные в детском саду будут востребованы школой: в решении проблемных задач, самостоятельном усвоении материала, в выполнении предметных, внешнеречевых, умственных действий; в самостоятельной оценке своих результатов.

формирование отдельных элементовучебной деятельности в детском саду должно проводиться систематически и целенаправленно;

— дети должны научиться действовать по предложенному образцу на занятиях рисования, лепки;

— в детском саду ребенок должен научиться работать по инструкции, проявлять самостоятельность;

— детей надо научить слышать и понимать обращенные к ним слова и требования взрослого, поощрять самостоятельность, внимательность, сосредоточенность в работе, что ведет к формированию самоконтроля;

— дошкольники, привыкшие играть в коллективе сверстников, должны научиться координировать свои действия с товарищами, прислушиваться к советам, помогать друг другу;

— важно привить детям стремление к познанию нового, интерес к учению, к школе.

Все это является непременным условием личностной готовности ребенка к школьному обучению.

которые ютй.

Ействий

Ли.. .есоеа условия

й..яяя.ихироия..еив.

Льамдействий.

Ое. . . че.

Динные.свои.. . е,м.

Эееиеыеительныеые.их..

Уюуюу. ен. й

Обучаемость.

мамкамгим

Может св

Еговзрослым

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

Разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

Понимание необходимости и важности учебного материала;

Связь нового материала с усвоенным ранее;

Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

Яркость и эмоциональность учебного материала;

Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

которые ютй.

Ействий

Ли.. .есоеа условия

й..яяя.ихироия..еив.

Льамдействий.

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

Ое. . . че.

Динные.свои.. . е,м.

Эееиеыеительныеые.их..

Уюуюу. ен. й

Лируются ю. . . ых тов.абудет и

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Обучаемость.

мамкамгим

Может св

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

Еговзрослым

енимеет....воспита. е сойс емс отцом

Особенности развития учебной деятельности детей дошкольного возраста.

Учебная деятельность должна привлекать детей, приносить им радость и удовольствие. Поэтому с раннего детства следует воспитывать у них познавательные интересы, выражающие осознанное направленность личности, стимулируют психические процессы и функции, активизируют способности. На основе интереса к деятельности у ребенка мобилизуются внутренние силы, важно учитывать при организации учебной деятельно ости дошкольников не оправдано опираться в этом деле только на чувство долга, ответственность, дисциплинированность. Конечно, и эти качества необходимо учитывать, заботясь о формировании волевых качест у ребенка-дошкольника. Важно также помнить, что у детей еще очень слабо развиты необходимые для обучения произвольное внимание и произвольное запоминание. Низким является уровень его трудоспособности.

Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, а такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого. Интерес к обучению возникает и развивается при следующих условиях:

Возможность самостоятельного поиска и открытия ребенком новых знаний, решения проблемных задач;

Разнообразие учебной деятельности (однообразный материал и методы его усвоения быстро вызывают у детей скуку);

Понимание необходимости и важности учебного материала;

Связь нового материала с усвоенным ранее;

Посильность усвоения, познавательная сложность нового материала (слишком легкий и слишком тяжелый материал не вызывает познавательного интереса);

Яркость и эмоциональность учебного материала;

Положительное оценивание успехов детей, стимулирует их активность.

Итак, воспитание положительных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.

В видении предпосылок учебной деятельности современная психология опирается на выдвинутые Д. Элькониным и В. Давыдовым положения о содержании и структуре учебной деятельности. Согласно им учебной является деятельность, во время которой дети овладевают научно-теоретическими понятиями, общими способами выполнения практических заданий, содержание которых воплощают эти понятия. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов есть основной учебной. Учебная деятельность не тождественна усвоению, поскольку знания, умения и навыки ребенок может получать и вне ее - в игре, труде.

которые ютй.

Ействий

Ли.. .есоеа условия

й..яяя.ихироия..еив.

Льамдействий.

Условия развития учебной деятельности детей дошкольного возраста

Ое. . . че.

Динные.свои.. . е,м.

Эееиеыеительныеые.их..

Уюуюу. ен. й

Лируются ю. . . ых тов.абудет и

Основные уровни развития и готовность дошкольника к обучению

Обучаемость.

мамкамгим

Может св

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками

Еговзрослым

енимеет....воспита. е сойс емс отцом

Каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста.

Практические навыки - автоматизированные действия человека, основанные на навыках, приобретенных на личном опыте (ходить, говорить, писать и другие). Без практических навыков, которые приобретаются преимущественно в процессе подражания взрослым, невозможна полноценная жизнь и адаптация ребенка к социальным условиям. Именно поэтому очень важно, чтобы родители не просто рассказывали ребенку как правильно делать то или это, но и показывали все на собственном примере.

Отметим, что каждому возрасту присуще развитие определенных практических навыков, и не нужно заставлять ребенка что-то делать раньше времени. Какие навыки нужно формировать в дошкольном возрасте? Какие качества необходимо привить уже с малых лет? Как помочь ребенку легко адаптироваться в современном социуме? В этой статье вы найдете ответы на все эти вопросы и узнаете, как нужно формировать практические навыки у детей дошкольного возраста .

Итак, какие же практические навыки нужно формировать у дошкольников?

Коммуникативные навыки

Общение - главное инструмент, формирующий личность и способствующий ее реализации в социуме. Умение общаться в различных ситуациях, понимать собеседника и демонстрировать гибкость поведения - вот те задачи, которые стоят перед детьми этого возраста.

Активными помощниками детей дошкольного возраста при формировании коммуникативных навыков выступают родители и воспитатели.

Пути развития коммуникативных способностей:

  • Стимулировать здоровый интерес к окружающим собеседникам (детям и взрослым).
  • Находить решение конфликтных ситуаций.
  • Справляться с негативными эмоциями при неудачном общении.
  • Отыскивать возможности постоянного контакта с детским коллективом.

Одной из ведущей деятельности этого возраста является игра. В ней дети обучаются общению и подчиняются общим правилам игры. В таких забавах корректирующая роль отводится воспитателю. Под его руководством дети учатся планировать и обговаривать свои действия, приходить к общим результатам.


Трудовые навыки

Образование трудового навыка в дошкольном возрасте способствует становлению человека в обществе. Начинается оно с семейных отношений и трудовых поручений. Самообслуживание и бытовые задания формируют самостоятельность у детей . Ребенок должен сначала научиться выполнять какой-то элемент работы, а потом и весь процесс целиком. При этом задания должны соответствовать возрасту ребенка.

Если малыш не хочет трудиться - не принуждайте. Личным примером покажите ему всю значимость трудовой деятельности. Не наказывайте трудом, иначе ребенок будет ассоциировать его с чем-то плохим. Пусть разрешение трудиться и будет той самой долгожданной наградой.

Развитие трудового навыка имеет место и в детском коллективе. Здесь формируются физические и волевые усилия. В детской группе воспитатель помогает сформировать следующую деятельность:

  • организация работы;
  • сбор всего необходимого для труда;
  • уборка рабочего места по окончанию занятий;
  • очистка инструментов и распределение их по местам.

В группах постарше все этапы работы делятся между участниками трудовой деятельности. Умение договариваться, распределение ролей, оказание помощи, согласование совместной деятельности, советы и замечания - вот те основные навыки, которые формируют трудовую личность.

Культурно-гигиенические навыки

К таким навыкам относится повседневная деятельность, формирующая основу жизни. Большая роль в этом отводится подражанию деятельности родителей. Культурно-гигиенические навыки начинаются с элементарных вещей:

  • гигиена рук после прогулки и перед едой;
  • водные процедуры и чистка зубов утром и вечером;
  • полоскание рта после приема пищи;
  • опрятность одежды;
  • порядок среди игрушек в комнате;
  • культура приема пищи.

Научить ребенка совершать все эти элементарные действия самостоятельно - задача каждой семьи. Таким образом формируется: настойчивость, организованность, выдержка, самостоятельность, дисциплинированность.


Двигательные навыки

Формирование двигательных навыков осуществляется последовательно: знание, как выполнять движение, переходит в умение и впоследствии - в навык. Для решения задачи развития двигательных навыков целесообразно применение игры или подражания.

Этапы формирования:

  • Выполнения упражнений с помощью воспитателя.
  • Самостоятельное осуществление задач при помощи специальных предметов (мячей, гимнастических палок, лестниц и другое.)
  • Зрительная ориентация.

Физические качества (ловкость, сила, умение, гибкость, выносливость) являются составляющими понятия двигательных навыков.

Социально-бытовые навыки

На каждом этапе роста ребенка происходит формирование социально-бытовых навыков :

  • Новорожденный - улыбка, смех, мимика, жесты, звукоподражание.
  • Малыш (2 года) - понимание слов «не надо» и «надо», выполнение элементарных поручений взрослых.
  • Ребенок (3 года) - общение согласно ситуации, помощь взрослым, стремление к позитивной оценке.
  • Младший дошкольник (4-5 лет) - партнерские отношения со сверстниками, познавательное общение со взрослыми, развитие самооценки, гибкость поведения.
  • Старшие дошкольники (6 лет) - совершение сложных бытовых обязанностей и мелких социальных поручений.

Совместные прогулки, подготовка к праздникам, бытовые задания - все это включает детей в активную семейную и социальную жизнь. Задача взрослых объяснить такие понятия, как вежливость, добро, понимание близких, забота.


Графомоторные навыки

Готовность ребенка к школе определяется степенью развития мелкой моторики. Она стимулирует развитие связанности речи, внимания, памяти и логического рассуждения.

Формирование навыка графомоторики начинается с младенчества. Массаж пальчиков осуществляется для детей до года. Стихотворные тексты с упражнениями применимы для малышей 1-3 лет. Умение застегивать пуговицы, мелкие кнопки, замки и завязывать шнурки способствует развитию моторики пальцев в младшем дошкольном возрасте. Координация движения и развитие мелкой моторики с помощью обучения элементам письма осуществляется в возрасте 6 лет и является подготовкой к школе.

Этапы формирования:

  • 1-2 года – удержание двух предметов в одной руке, листание книги, собирание пирамидки;
  • 2-3 года – нанизывание предметов, игра с глиной и песком, открывание ящиков и крышек, рисование пальцами;
  • 3-5 лет – складывание бумаги, рисование мелками, шнурование ботинок, лепка пластилином;
  • 5-6 лет – усовершенствование мелкой моторики.

Зрительное восприятие и координация, а также графическая активность способствуют формированию навыка письма.

Творческие навыки

Развитию креативности мышления и индивидуальности подхода к решению различных ситуаций способствуют творческие навыки. Они персональные для каждого ребенка. При проявлении первых признаков необходимо создать благоприятные условия для их развития.

Существует немало развивающих методик:

Игры. Они должны учитывать возрастные особенности ребенка и осуществлять полезные функции (конструктор, мозаика).

Окружающий мир. Сюда входят рассказы о растениях и животных, ответы на вопросы малыша, описание окружающих вещей на улице и в доме, пояснение элементарных процессов.

Лепка. Начинать можно с простейших задач: шариков, палочек и колечек, постепенно переходя на более сложные элементы.

Рисование. Изучайте вместе форму и цвет, используйте самые разнообразные материалы (краски, карандаши, фломастеры и т.д.).

Музыка. Колыбельные на ночь, детские песенки и классическая музыка помогут развитию образного мышления и памяти.

Стимулом для развития творческого навыка является личный пример и регулярная похвала родителей.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама