THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
Александр Блок

Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: “Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха”.
В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск

Русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы
Кровавый отсвет в. лицах есть.

Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.
Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель

Одного из самых модных модернистских течений – символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистской доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая “тревоги своего времени”.
На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.

И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.

В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два “магических” слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях “Прекрасная Дама”, “Незнакомка”, “Нечаянная радость”. Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в “Незнакомке” перед нами один символический ряд: “шляпа с траурными перьями”, “перья страуса склоненные”, скрывающаяся “в туманном. окне”, за “темной вуалью”, “незнакомка”. В позднем стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе. ” образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.
Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: “твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: “и бросил в ночь заветное кольцо”, “синий плащ”, “летели дни, крутясь проклятым роем”. В стихотворении упоминается единственная деталь туалета – “синий плащ”. Его не просто надевает любимая – в него “она печалью завернулась”. Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. “. В сырую ночь ты из дому ушла”, – уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.

Закат в крови!
Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь.
(“На поле Куликовом”)

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока – не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от романсно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто “цыганщины”, а большого литературного стиля:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть
Как гитара, как бубен весны!
(“Ты – как отзвук забытого гимна. “)

Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:

Отложила молодица Зимнюю кудель.
Поглядеть, как веселится В улице апрель!
Раскрутился над рекою Красный сарафан,
Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман.
(Из цикла “Ненужная весна”)

Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме “Возмездие” целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь – без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. ” Или: “Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая. ”
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:

Вагоны шли привычной линией.
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
(“На железной дороге”)

Мастерски поэт использует цветовые метафоры: “желтые и синие1 (вагоны 1 и 2 классов), “зеленые” (вагоны 3 класса). Здесь “желтые и синие” олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
Блок справедливо считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: “Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир”.
Большая притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:

Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство – разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь – дитя добра и света,
Он весь – свободы торжество!

На данном уроке я ставила перед собой следующие задачи: помочь учащимся с тяжёлыми нарушениями речи за короткий промежуток времени (урок) узнать о плэте больше, чем даёт программа, заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, воздействовать на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературе в 10 классе

на тему: «А.А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принёс издалека…».

Своеобразие лирических интонаций Блока»

Цели урока:

Познакомить учащихся с ранним творчеством А. Блока, приобщая их к сложным духовным поискам литературы серебряного века;

Показать своеобразие лирики и особенности поэтики Блока;

Развивать чувство прекрасного, умение читать стихи, воспринимать, эмоционально на них откликаться и интерпретировать поэтическое произведение;

Совершенствовать навыки анализа поэтического текста;

Способствовать развитию художественного вкуса подростков;

Воспитывать интерес учащихся к лирике А.Блока.

Оборудование : презентация “Жизнь, творчество, личность А. Блока”.

Методические приёмы : лекция с элементами беседы, выразительное чтение стихотворения, его разбор.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение новой темы. Знакомство с биографией поэта

1. Вступительное слово учителя (Слайды № 1- 2)

Сегодня вас ждет встреча с одним из самых загадочных поэтов серебряного века А.А.Блоком.

Поэтом, который своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового - 20, таким образом соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство .

(Слайд № 3) Цели нашего урока :

(Слайд № 4) Словарь урока : Серебряный век русской поэзии. Символизм. Мистика

2. Детство и юность

(Слайд № 6) Отец поэта , Александр Львович Блок , обрусевший немец. Видный юрист, профессор Варшавского университета.

(Слайд № 7) Мать , Александра Андреевна Бекетова , дочь знаменитого профессора – ботаника Андрея Николаевича Бекетова, ректора Петербургского университета. Переводчица художественной литературы.

(Слайды № 8) Родители разошлись сразу после рождения мальчика, поэтому с отцом своим Блок встречался редко, но никогда не забывал. Мать после развода вернулась в дом своего отца.

(Слайды № 9 - 10) Детство и юность А. Блок проводит в доме деда Андрея Николаевича Бекетова и в подмосковном имении Бекетовых - Шахматове.

Замечательные люди окружали и маленького Сашу Блока.

(Слайд № 11) Его дед - знаменитый ученый, ботаник Андрей Николаевич Бекетов был для него другом его детских лет.

(Слайд № 12) Бабушка Елизавета Григорьевна Бекетова - дочь известного путешественника, исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она была переводчиком с нескольких языков

(Слайд № 13) Будущий поэт рос в обстановке всеобщей любви и заботы, но рос вдали от отца. Чувство безотцовщины в дальнейшем скажется на характере мальчика и на его мировосприятии. Саша был замкнут и необщителен. Печать семейной драмы ожила в глубинах его видения мира, и многие темы поздней лирики Блока навеяны неустроенностью , отсутствием твердой опоры в жизни .

(Слайд № 14) Мать Блока второй раз выходит замуж. Её супругом стал офицер лейб-гвардии Гренадерского полка Франц Феликсович Кублицкий-Пиоттух , человек добрый, мягкий. Александра Андреевна надеялась, что отчим сможет в какой-то мере заменить сыну отца. Но никакой душевной близости отчим и пасынок друг к другу не почувствовали.

(Слайд № 15) Блок рано начал писать, ещё в пятилетнем возрасте.

Ранние попытки писать обнаруживают только великую нежность Саши к матери , а также его пристрастие к кораблям и кошкам ».

(Слайд № 16) Стих

Жил-был маленький котенок,

И совсем еще ребенок.

Ну, и этот котя милый

Постоянно был унылый.

Почему? Никто не знал.

Котя это не сказал.

(из самых ранних стихов 1885 - 1886 гг.)

(Слайд № 17) В 1891 году будущий поэт поступает в петербургскую Введенскую гимназию . Со своими одноклассниками сходится трудно. Его постоянные увлечения гимназических лет - сценическое искусство, декламация и свой журнал “Вестник” , который Блок “издавал” с 1894 по 1897 год, выпустив 37 номеров.

3. Университет. Начало творческого пути .

(Слайд № 18) Окончив гимназию в 1898 году , Александр Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета, однако в 1901 г. перевёлся на филологический факультет (окончил в 1906 г.).

(Слайд № 19) Летом 1898 г.в Боблово (имении Менделеевых) Блок познакомился с Любовью Дмитриевной Менделеевой, дочерью великого химика Дмитрия Ивановича Менделеева.

Молодые люди полюбили друг друга.

(Слайд № 20) В это же время Блок увлекается философией древнегреческого мыслителя Платона , знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьёва , который писал о том, что близится преображение мира Красотой и сошествие на землю Вечной Женственности , Прекрасной Дамы.

В.Соловьёв стремился уверить, что Идеал может быть воплощён на земле.

Под влиянием философии В.Соловьёва Блок воспринимал свою любовь к Менделеевой как возвышенный "мистический роман".

СЛОВАРЬ. (Слайд № 21) Мистика – вера в сверхъестественное, таинственное. Мистика – нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

(Слайд № 22) Блок с живостью откликнулся на идею грандиозного преображения земли, связанную с ожиданием и появлением Вечной Женственности. Ожидание снисхождения Таинственной Девы выливается в убеждение, что Вечная Женственность сама должна подать и подаёт некие знаки. Таким мистическим знаком , посланным Вечной Женственностью, и одним из её ликов была признана Любовь Дмитриевна Менделеева . Она была земным воплощением Вечной Женственности, образом мистической красоты и нравственного совершенства.

(Слайд № 23) Период раннего творчества Блока - период душевных мучений, терзаний и мистики, в которых слились воедино:

  • ощущения наступающих перемен , которые несет новый 20 век;
  • неземное чувство любви , испытываемое к Л.Д. Менделеевой;
  • впечатления от идей философа и поэта Владимира Соловьева .

Юный Блок был охвачен мистическими настроениями.

Для мистика реальный мир - лишь покров, под которым скрыта загадка.

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами -

Только отблеск, только тени

От незримого очами...

В. Соловьёв

И, действительно, поэт обретает способность «двойного видения» мира: за планом реальности он видит, или угадывает другой мир. Об этом видении свидетельствует стихотворение, написанное 10 июня 1900г.

(Слайд № 24) На небе зарево. Глухая ночь мертва.

Толпятся вкруг меня лесных дерев громада,

Но явственно доносится молва

Далекого, неведомого града.

Ты различишь домов тяжелый ряд,

И башни, и зубцы бойниц его суровых,

И темные сады за камнями оград,

И стены гордые твердынь многовековых…

Вопрос:

В чем вы видите мистицизм стихотворения? (за деревьями поэт видит не леса, а древний город).

(Слайд № 25) С начала 1900 г . Александр Блок сближается с поэтами - символистами Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус в Петербурге, с Валерием Брюсовым и Андреем Белым в Москве.

В 1903 г . в журнале "Новый Путь", которым руководил Мережковский, состоялся поэтический дебют Блока. Был опубликован его цикл "Из посвящений ".

Свой поэтический путь Блок начал как символист.

СЛОВАРЬ: (Слайд № 26) Символизм - одно из крупнейших течений в искусстве, характеризующееся стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.

Главным средством изображения непознанной тайны мира становится символ.

Итак, на смену традиционной поэтике пришла нарочитая эскизность, отрывочность, невнятность .

(Слайд № 27) В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой

(Слайд № 28) Итогом начального периода творчества стала книга "Стихи о Прекрасной Даме» (1904 )

Книга Блока была полна света, радости, любви, ожидания чуда.

Некоторое представление о ней даст нам стихотворение «Ветер принёс издалёка…» (1901)

Мы приоткроем завесу тайны блоковской поэзии, своеобразия лирических интонаций Блока, кратко проанализировав это стихотворение.

(Слайды № 29) СТИХ

Ветер принес издалёка

Песни весенней намек,

Где–то светло и глубоко

Неба открылся клочок.

В этой бездонной лазури,

В сумерках близкой весны

Плакали зимние бури,

Реяли звездные сны.

Робко, темно и глубоко

Плакали струны мои.

Ветер принес издалёка

Звучные песни твои.

IV. Закрепление нового материала

  1. Анализ стихотворения «Ветер принёс издалёка…» (1901)

(Слайды № 30)

Что вы можете сказать о характере этого стихотворения?

(стихотворение очень напевное, мелодичное, музыкальное)

Чем создается его музыкальность? (автор использует ассонанс)

(Слайды № 31) Ассонанс - сочетание гласных звуков.

В этом стихотворении каждый звук как бы ведет свою партию: первые две строки – звуки «и», «о», «е» напоминают флейту, в двух следующих звуки «а» и «о» – гобой и так далее.

Таким образом, перед нами целый оркестр звуков, создающий звучащий символ этого стихотворения.

(Слайды № 30)

Попробуйте определить настроение стихотворения. (светлое, таинственное)

Какими образами создается это настроение? (настроение создается звуковыми и цветовыми образами: плакали бури; бездонной лазури

Какие слова указывают нам на таинственность происходящего? (издалека, намек, где-то, метафора: сумерки весны, олицетворения: ветер принес, плакали бури, плакали струны)

Какое значение в стихотворении имеют слова «весна», «весенний»? (эти слова употреблены в переносном значении и являются здесь символом пришествия, рождения чего-то нового чистого, ясного).

(Слайды № 32 - 33) - Давайте обратимся к учебнику (ЗАЧИТАТЬ стр. 53 ) 1 – читает учитель, 2 – читают дети

(Слайды № 30)

В чем особенности синтаксиса стихотворения? (автор использует повторы слов и предложений)

Какие композиционные особенности увидели? (кольцевая композиция: начинается и заканчивается одинаковыми конструкциями)

Как вы думаете, почему такая организация стихотворения, с какой целью автор использует все эти средства? (с помощью такой необычной организации стихотворения автор передает свои чувства, состояние души)

Так о чем же это стихотворение? (тему его определить очень сложно, нет конкретных образов и картин, потому что автор передает свое состояние предчувствия, ожидания прихода в свою жизнь чего-то нового и светлого. Передать это простыми словами очень сложно, поэтому автор и использует символы на различных уровнях

2. Вывод

Сделаем выводы

(Слайд № 34) Основными чертами символистской лирики Блока становятся

  • Музыкальность стиха (ассонанс );
  • Выразительный ритм;
  • Метафоричность языка;
  • Возвышенность тематики;
  • Многозначность;
  • Мистическая настроенность;
  • Недосказанность;
  • Расплывчатость образов
  • Символика образов и красок
  1. Заключительное слово учителя (Слайд № 35)

А. Блок своим творчеством завершил поэтические искания всего 19 века и открыл путь поэзии века нового - 20, таким образом соединив в своем творчестве русскую классику и новое искусство . В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи .

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии . Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности .

Лирический стиль Блока - не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание элементов самых различных стилей.

V. Итог урока (Слайд № 36)

- Наш рассказ о Блоке я хочу закончить стихотворением Владимира Лазарева, посвящённым Александру Блоку.

Звучи, звучи, живая речь В ноябрь туманный, в тёплый август,

Поэта Александра Блока. И в тяжкий, и в счастливый день.

Встреч разуму и свету встреч...И не отринуть, не отречь

В порыве мощном и глубоком. Строку от Родины и сроков.

Звучи же, вписываясь равно Звучи, звучи, живая речь

В мир городов и деревень, Поэта Александра Блока!

VI. Домашнее задание

1) Рассказ о жизни Блока на основе лекции и учебника.

2) Наизусть стихотворение из цикла “Стихи о Прекрасной Даме”.


О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить! Александр Блок

Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: "Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха".

В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы!

Бездумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в. лицах есть.

Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.

Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений - символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая "тревоги своего времени".

На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два "магических" слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях "Прекрасная Дама", "Незнакомка", "Нечаянная радость". Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.

Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в "Незнакомке" перед нами один символический ряд: "шляпа с траурными перьями", "перья страуса склоненные", скрывающаяся "в туманном... окне", за "темной вуалью", "незнакомка". В позднем стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе..." образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.

Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: "твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: "и бросил в ночь заветное кольцо", "синий плащ", "летели дни, крутясь проклятым роем". В стихотворении упоминается единственная деталь туалета - "синий плащ". Его не просто надевает любимая - в него "она печалью завернулась". Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. "... В сырую ночь ты из дому ушла", - уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.

Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.

Закат в крови!

Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь.

("На поле Куликовом")

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока - не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от роман-сно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто "цыганщины", а большого литературного стиля:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,

Непробудные, дикие сны,

И твоя одичалая прелесть

Как гитара, как бубен весны!

("Ты - как отзвук забытого гимна...")

Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:

Отложила молодица Зимнюю кудель...

Поглядеть, как веселится В улице апрель!

Раскрутился над рекою Красный сарафан,

Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман.

(Из цикла "Ненужная весна")

Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме "Возмездие" целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...” Или: “Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая...”

В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:

Вагоны шли привычной линией.

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

("На железной дороге")

Мастерски поэт использует цветовые метафоры: "желтые и синие1 (вагоны 1 и II классов), "зеленые" (вагоны , и «ё» [о] после мягких согласных звучат, как нежное соло флейты.

Где-то светло и глубоко
Неба открылся клочок

Звуки отвердевают; господствует «о», словно флейта сменяется более строгими, низкими звуками, напоминающими гобой.

В этой бездонной лазури,
В сумерках близкой весны,
Плакали зимни [и] бури…

И на фоне этого оркестра с новой силой возникает и все заглушает уже знакомое «е» [э] – «ё» [o]:

Реяли звездные сны.

Метафориченость и символизм поэзии Блока

Язык блоковской лирики метафоричен. Его поэтические образы наделены символическим смыслом. Обычные детали жизни приобретают в его произведениях второй, скрытый смысл: белое платье, весло («Мы встретились с тобой на закате…»); желтый закат («Унижение»). Слова в стихах Блока приобретают скрытый смысл и дополнительное значение благодаря способности вступать в непривычные для читателя сочетания: «пергаментные речи», «красный смех» («Сытые», «беззвездная тоска», «трепет жизни бедной» («Все это было, было, было…»)

Интересна символика красок в лирике Блока. «Белое» и «светлое» – чистое, гармоничное, совершенное, высокое (часто недостижимое); «черное», «лиловое» – катастрофическое, тревожное, гибельное; «красное», «пурпурное», «пунцовое» – цвета полнокровной жизни, страсти (манящие и горячие); «желтое» – цвет увядания, тления.

Вся поэзия Блока – это напряженный поиск гармонии, идеала в мире, где происходят «неслыханные перемены» и «невиданные мятежи». Однако при жизни поэта в его поэзии ценилась прежде всего «красивость».

Как вспоминал К.И. Чуковский: «Каждое его стихотворение было полно многократными эхами, перекличками внутренних звуков, внутренних рифм, полурифм, рифмоидов.

И кто же из нас не помнит того волнующего, переменяющего всю кровь впечатлении, когда после сплошного «а» в незабвенной строке:

Дыша духами и туманами, –

вдруг это «а» переходит в «е»:

И веют древними поверьями…

Что быть должно – то быть должно,
Так пела с детских лет
Шарманка в низкое окно,
И вот я стал поэт…
И все, как быть должно, пошло:
Любовь, стихи, тоска;
Все приняла в сове русло
Спокойная река.

Эти опущенные безвольные руки, этот монотонный, певучий, трагический голос поэта, который как бы не виноват в своем творчестве и чувствует себя жертвою своей собственной лирики, – таков был Александр Блок полвека назад, когда я впервые познакомился с ним».

Чуковский говорит, что в пору его молодости поэзия Блока опьяняла больше, чем вино. Так она действовала не только на современников Блока.

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама