THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

5 016

Цикл сказаний о народе, некогда жившем на Северном и Северо-Западном Кавказе, и составляет эпос о нартах. Сюжетные линии отдельных сказаний часто переплетаются между собой, а иногда и обрываются. Нарты считали, что вокруг них обитают всевозможные сказочные существа: великаны, гномики, жители подводного царства и драконы.

Основными действующими персонажами всех легенд являются героические и храбрые люди, нарты. Нартский эпос можно рассматривать и с точки зрения понимания культуры мегалитов, а также их предполагаемого времени возникновения. Несомненно, когда-то существовал народ, разработавший замечательную технологию обработки камня. И конечно же, он не мог бесследно исчезнуть, должно было что-то и остаться в памяти потомков в виде мифов, сказок или просто упоминаний.

Нельзя с полной уверенностью ответить на вопрос, кем являлись нарты. В сюжетных линиях сказаний легко провести параллели как с русскими и грузинскими сказками, так и с греческой мифологией.
Существуют целые научные труды по анализу божеств и небожителей доказывающие, некоторую связь нартского эпоса со скифами, а также с индоарийской и древнеиранской мифологией.

В чем же лежит причина данных расхождений во мнениях? Вероятно, все дело в том, что население, живущее на Северном и Северо-западном Кавказе, имеет разное происхождение. К примеру, абхазский и адыгейский языки родственны с древним хаттским языком, а осетины ведут свои истоки от аланов. Значит, подтверждается факт, что носителями и хранителями нартского эпоса являлись народы разные и по историко-географическому пути, и по языковому развитию.

Доказательством служит и то, что сказания, охватывающие широкий спектр человеческой жизни и имеющие множество перекрещивающихся и совершенно обособленных сюжетов, обладают общими чертами, например, везде фигурирует слово «нарт» (нярт), а также имя одной из главных или даже центральной женской фигуры Сатанай (Сатана, Сатаней, Шатана) и др. Это говорит о том, что большинство сюжетов имеют северокавказское происхождение.

Конечно же, не обошлось здесь и без заимствований, копирования сюжетов и сюжетных отражений. Но ни один эпический источник без этого не может существовать. Здесь отражаются смены вероисповеданий, которые естественным образом привносят свои сюжеты и героев.

Как же связаны мегалиты с Нартским Эпосом? Все очень просто: адыгейские народности верили, что строительство дольменов — это заслуга неких карликов — исп (спу).
Легенда гласит, что Кавказ некогда населяло племя невысоких человечков — карликов. Они жили на неприступных вершинах гор и хребтов и занимались скотоводством. Любимым средством передвижения у них были зайцы, на которых испы ездили верхом. С тех пор и существует поверье, что ноги этих длинноухих животных до сих пор спутаны человечками, поэтому они не могут бегать, как другие звери.
Испы отличались острым умом и невероятной силой, развивали ремесла и искусно работали с металлами. Главными качествами представителей этого народца являлись их независимость и свободолюбие.

По соседству с ними, но в долинах и ущельях, жили злые великаны — иныжи, которые не отличались особым умом и занимали более низкую ступень развития. Их тело покрывала длинная и густая шерсть. Жили великаны в пещерах.
Этих-то злобных монстров и поработили храбрые и сильные испы и заставили работать на себя. Иныжи занимались постройкой домов, в которых карлики жили и которые мы сейчас называем дольменами.

Возможно, испы просуществовали бы и до сегодняшних дней, но произошло какая-то катастрофа вселенского значения, и оба народа исчезли с лица земли. Немногие уцелевшие человечки переселились глубоко под землю и редко выходили на ее поверхность. Лишь иногда нарты по ночам могли встретить их предводителя — маленького старичка с длинной седой бородой, гордо разъезжающего по хребтам на петухе.

Если в Адыгее, по мнению местного населения, испы занимались строительством исключительно дольменов, то в Абхазии верят, что небольшие домики, впрочем давно исчезнувшие, и ацангуары — тоже дело их рук.
Ацангуары — это уцелевшие до наших времен изгороди из камней на вершинах хребтов. Ограждения строились самой различной формы и иногда подразделялись на несколько частей, примыкающих друг к другу.

Наиболее часто ацангуары встречаются на территории от уровня Туапсе до Абхазии.
Конечно же, существует и сказание, повествующее о радостях и горестях ацанов, или цаний, — тех же карликов, но упоминающихся в абхазском нартском эпосе. Согласно ей, ацангуары — это не только оставшиеся участки изгородей, за которыми ацаны держали скот, но и остатки их жилищ и крепостей. Исследователи утверждают, что их строительство было закончено приблизительно полторы тысячи лет до нашей эры, однако здесь существуют некоторые разногласия в отношении точной датировки, поскольку к остаткам древних изгородей, как правило, постоянно присоединялись новые и новые, а также трудно разделить развалины старых кошей и современные пристройки к ним, которые многократно использовались и реконструировались на протяжении долгих веков.

Удивительную и трудоемкую работу по сбору обрывков, частей и преданий нартского эпоса проделал абхазский исследователь и краевед Ш. Д. Инал-Апой, он также составил стройный миф о карликах — ацанах.

Когда-то давным-давно существовал карликовый народец. Было это либо одновременно с нартами, либо немного раньше. Жили ацаны в домиках и огораживали свои территории каменными стенами. Они отличались свободолюбивым характером и силой и никого не признавали над собой, и бога в том числе. Ацаны стояли на довольно высокой ступени развития — всему научились сами и кое в чем помогли нартам. Тогда возгордились человечки и стали они всячески ругать и дразнить бога. А тот не знал, что с ними делать. И вот подослал бог к ацанам своего сына (племянника), чтобы тот выведал слабые места непокорного народца. Карлики вырастили и воспитали мальчика, а бог узнал секрет их неуязвимости.

В результате произошла вселенская катастрофа и все ацаны погибли либо от великого пожара, либо от наводнения, либо от резкого похолодания. Немногие человечки спаслись и поселились где-то под землей. Они до сих пор стремятся выбраться наружу, однако все их попытки оканчиваются провалом.
Еще в результате исследований выяснилось, что у нартов был свой народный герой, мать которого принадлежала народу ацанов.

Следует отметить и существование в нартском эпосе сказания, очень сильно напоминающего греческий миф о титане Прометее и Геракле, его освободителе. Однако это и неудивительно, поскольку всевозможные варианты этой легенды присутствуют практически у всех кавказских народов.

В нартском эпосе вместо Прометея фигурирует старейшина нартов Насрен-Жаче (у абхазов — Абрскил), который вступает в борьбу с небожителями. За дерзость бог приковал его цепями к горе. А спас его и принес нартам огонь другой герой — Петерез (Батраз). Согласно некоторым версиям этой легенды, освободителем и является сын карликов и нартов.

Грузинский народный герой-богоборец Амирани успешно исполняет роль Прометея, прикованного цепями к скале, в грузинском эпосе. А это великолепная подсказка для определения точной датировки, поскольку следы образа героя можно увидеть в археологических находках (Триалетский кубок, Казбекский клад, пояс из Мцхеты), относящихся к III тысячелетию до нашей эры. Значит, кавказские мегалиты были созданы не ранее этого тысячелетия, так как, согласно сказаниям, маленький народец жил до и, частично, одновременно с нартами.

Куда исчезли нарты и каким образом это произошло? На этот счет существует два мнения. Одни считают, что нарты ушли добровольно, другие — что их исчезновение произошло в результате грандиозной катастрофы и есть ни что иное как кара божья.
В одном из адыгейских преданий причиной исчезновения нартов является маленький неприметный человечек (пецый). Из-за него нарты решили покинуть свой край, и земля досталась адыгам. Но перед тем, как уйти, нарты попросили бога Тха сделать что-нибудь, что напоминало бы людям о них. Бог исполнил их просьбу, создав такую культуру, как кукуруза.

Кем же был этот неприметный человечек? В его роли выступал современный человек. Он сильно отличался от нартов и не был сверхгероем. Это свидетельствует о том, что если испы-ацаны и существовали, то они практически не отличались от современных людей.
Становится понятным, что эпические произведения, в которых упоминаются карлики (создатели мегалитов), распространены в местностях, где расположены мегалиты — в Адыгее (Черкессии) и Абхазии. Интересен другой факт, а именно то, что в нартском эпосе о дольменах вообще не упоминается, за исключением адыгейского сказания об испах, которое, кстати, немного выделяется некоторыми моментами.

Строительство дольменов никоим образом не связано со способами погребения, упоминаемыми в эпосе. В литературе, дошедшей до наших дней, ничего не говорится и о том, что искусство обработки камня и выбор скальной породы использовались для каких-то определенных нужд. Нельзя сказать, что для культовых ритуалов и мест для игр предназначено такое сооружение, как Псынако-1.

Однако проведенное исследование показало, что в свое время дольмены были довольно посещаемы. Это доказывает и тот факт, что их каменные пробки, притертые очень точно к отверстию, были сильно истерты, как если бы ими часто пользовались. Пробку подкурганного дольмена с галереей (Псынако-1) поддерживал камень, без него она просто вывалилась бы из отверстия. Подземный проход к дольмену обладает постоянным сечением, которое составляет примерно 0,5 м в диаметре. Для того, чтобы проникнуть в подземный дольмен, необходимо было проползти около 10 м по галерее (дромосу). Последний факт позволяет предположить, что дольмены применялись в качестве сооружения для проведения различных обрядов.

Абсолютно уверенно можно сказать одно: древняя цивилизация, которая послужила основой к началу накопления серии легенд о нартах, никоим образом не связана с дольменами. Изучение отдельных событий и известных имен доказывает, что в формировании эпоса немаловажное значение имела кавказская культура. Она существовала до окончательного разграничения языков и оказала немалое влияние на развитие кавказских народностей. Археологические находки, связанные с сюжетом Амирани (Грузия), Абрсхила (Абхазия), Амира (Дагестан) или Насрена (Адыгея), указывают, что дольмены были построены уже в III тысячелетии до нашей эры. Более поздние даты их построения не имеют достаточных обоснований и их можно опровергнуть.

Предлагаем немного пофантазировать. Если хорошенько разобраться, за исключением сведений из абхазской легенды о происхождении Цвицва, нарты никак не связаны с карликами на протяжении всех их многочисленных приключений. Некоторые отдельные сказки о столкновениях с подземными гномами как-то не стыкуются с карликами — жителями вершин и хребтов. Даже в самой легенде о Цвицве ацаны никак не охарактеризованы: они ни плохие, ни хорошие, ни помощники, ни враги, ни повелители, ни подчиненные. То есть они не несут космическо-природную нагрузку подобно сказочным существам, которые обязательно заключают в себе определенную нравственную идею. Понятно, что указанный момент сильно разнит персонажей легенды как с другими существами кавказского эпоса — иныжами (айныжами), дэвами, подводными донбеттырами, небожителями и драконами, так и с карликами-гномами северного эпоса, существующими под землей.

От народов другой местности это сказание не могло прийти, поскольку оно повествует о конкретном типе построек — дольменах и ацангуарах. Получается, что здесь можно сказать об элементах информации о реально существующем когда-то народе мегалитостроителей.
Нелишним будет еще раз вспомнить основные моменты мифа, при этом несколько отвлекаясь от деталей.

Когда-то жили низкорослые люди, в том числе и на вершинах хребтов. Они имели больше возможностей или сумели разработать новую технологию, что было недоступно рассказчикам-нартам. Эти люди ни с кем не вели войн, создавали мегалитические сооружения. Резкое изменение климата привело к их исчезновению. В легенде присутствует и мотив независимости от бога, который в целом присущ абхазско-адыгско-абазинской версии нартского эпоса. Во многих сериях практически нет упоминаний о боге.

Независимость от бога особенно характерна для версий нартского эпоса в районах расположения дольменных построек. Для того, чтобы стало более понятно, можно напомнить, что в отличие, к примеру, от греческой мифологии герои нартов мегалитического региона не ждут от богов помощи и поддержки. Они обращаются с ними, как с равными. Это говорит о том, что либо этот вариант был достаточно древним, либо на него оказала влияние другая нация, культура, обладающая несколько другим способом видения и мышления.

В свое время на Черноморском побережье существовало достаточно колоний, чтобы эпос попал под влияние эллинов, а также имели место христианство, ислам. Несомненно, это нашло свое отражение в эпосе, но в меньшей степени, чем в других местах.
Можно вспомнить и о том, что существует некоторая особенность в технике строительства некоторых дольменов, которая и позволяет говорить о другой логике мегалитостроителей вообще.

Каким образом сейчас стали бы возводить модульный дом, к примеру, из каменных кирпичей, блоков? Должно быть, сначала постарались выровнять все поверхности модулей-блоков, а только потом приступили к сбору конструкции.
Но среди дольменов есть такие каменные блоки, которые притерты по криволинейной поверхности сразу по нескольким граням. То есть глыбы подгонялись уже при сборке и сразу в нескольких местах. И возражения о том, что таким образом выполнять работу неудобно, будут неубедительны. Мегалитостроители считали иначе, несмотря на то, что уровень технологии позволял им делать прямые поверхности.
Стоит сказать, что подгонка огромных каменных глыб по криволинейной поверхности сразу в нескольких плоскостях встречается во всех мегалитических регионах мира, включая Мексику и Южную Америку.

Отголоски другой культуры с отличным мышлением, которое, скорее всего, затрагивало не только технику строительства, естественно, вызвали некоторые противоречия и в отношениях к богам у нартов или у тех, кто пересказывал эти истории. Со временем некоторые детали стерлись, события забылись, и осталась только логика действий. Вот почему рассказчик причислил такой народ к богоборцам. Однако, за достоверность подобного никто не поручится, поскольку возможно, что все это отзвуки далеких и грозных событий.

Итак, что представляет из себя сам этот народ мегалитостроителей? Размеры дольменов очень малы, тогда для каких же целей они строились? Это остается загадкой. Скорее всего так и появились истории о маленьких неказистых человечках.
Остался еще один неясный момент, а именно исчезновение мегалитостроителей. В то время произошло несколько природных катастроф.

Первой из этих катастроф является извержение вулкана Санторин на Крите. В результате с лица земли была стерта высокоразвитая культура острова в середине II тысячелетия до нашей эры. Тогда можно предположить, что основную роль сыграли вторичные эффекты, к примеру сильное задымление атмосферы, которое могло вызвать временное похолодание, причем практически во всех уголках земного шара.

Вторая катастрофа — прорыв Мраморного моря. Давным-давно Черное море являлось пресным озером, уровень которого был ниже на 150-200 метров, чем сейчас. Азовского моря не существовало, а Кубань и Дон впадали в озеро, по-видимому, одной рекой. Различные исследования, проводимые учеными, показали дату времени, когда произошла катастрофа. Это 5600 год до нашей эры.

Скорее всего, что нынешнее дно Черного моря когда-то являлось колыбелью современной цивилизации. Это подтверждает и тот факт, что целых дольменов вблизи берега моря нет, а если такие и находятся, то они, как правило, либо очень велики (Джугба, Волконка), либо подкурганные или заключенные в толос (Архипо-Осиповка, Новороссийск).

Вполне возможно, что здесь сказалось разрушительное действие воды, а также погодных катаклизмов, вызванных сравнительно быстрым увеличением площади морской (озерной) поверхности. Дарданеллы не могли бы разрушиться сами по себе, скорее всего здесь было еще что-то, наверное, землетрясение.

Нельзя сказать с полной уверенностью о том, какая именно катастрофа — первая или вторая — оказала влияние на ход событий. В любом случае можно быть уверенным, что катастрофа была и нашла отражение в эпосе. В течение веков какие-либо детали могли забыться, однако человеческое воображение услужливо рисовало новые. Таким образом, за довольно долгое время существования мифа информация, скорее всего, претерпевала некоторые изменения.

Согласно абхазской легенде, уровень моря был выше, чем сейчас. Тогда, если принимать миф буквально, время жизни мегалитостроителей необходимо отодвинуть еще дальше, в ледниковый период — VII тысячелетие до нашей эры. Тогда понятно и действие природных катастроф: образовывались новые реки, озера, менялся прогиб земной коры. Могут возникнуть некоторые сомнения, ведь несколько тысячелетий не просуществовал практически ни один миф. Самое долгое существование устного сказания не превышает 2000 лет.

Почему же сказания так мало существуют? Здесь имеют место некоторые факторы, а именно:
— перемещение народа на другие территории;
— попадание народа в зависимость от более сильной культуры и, как следствие, ассимиляция;
— полное уничтожение нации.
По прошествии веков выяснилось, что невозможно полностью вытеснить, а тем более подчинить, какой-либо кавказский народ просто невозможно. Каждая долина является естественной крепостью, а кавказские народы прирожденные воины.

А поскольку все кавказское побережье (от Геленджика и до Абхазии) состоит из глубоких долин, хребты которых уходят в море, то можно сказать, что здесь есть все предпосылки для того, чтобы эпос просуществовал очень долго и отразил в себе все сведения о событиях, происходящих на протяжении многих столетий.

Дольмены - это сооруженные из крупных каменных блоков строения, предположительно, культового характера. Сегодня на Кавказе их сохранилось около 3000. Появились в конце III-II тысячелетий до н.э.

Загадки дольменов

Если спросить местных жителей о дольменах, они непременно расскажут легенду о карликах, которые когда-то поселились в этих местах. Народец был настолько крохотным, что для верховой езды использовал зайцев. Рядом с ними, как водится в сказках, жили великаны. Они-то и построили для своих слабосильных соседей каменные жилища, чтобы те могли укрываться во время непогоды.

Люди, склонные к эзотерическому объяснению непознанного, считают, что дольмены установили жители внеземных цивилизаций и наделили их магической силой, способной пробудить в человеке необычные способности, подарить ему любовь или восстановить здоровье.

Ученые выдвигают лишь гипотезы. На сегодняшний день есть две версии о предназначении дольменов. Они могли быть как культовыми сооружениями племени или отделившегося рода, так и погребальными. При проведении раскопок во многих из них находили захоронения людей, живших в разные исторические эпохи, а рядом с ними и различные предметы, которые могли пригодиться усопшим в мире ином: от каменных скребков и черепков посуды из серой глины до средневекового оружия. Хотя более поздние захоронения, естественно, были вторичными.

На Западном Кавказе обнаружено и описано 2300 дольменов, большая их часть находится в районе Геленджика, Новороссийска и Шапсугской. Совершенно целых и не сильно разрушенных среди них около 150. Но даже такое количество артефактов не проливает свет на историю их создания. Точно известно только время их возведения, которое удалось определить на основании радиоуглеродного анализа органических остатков, извлеченных из камер дольменов. Было установлено, что западно-кавказские дольмены строились с 3500 по 1400 год до н. э.

Древние строители возводили дольмены из блоков кварцевого песчаника. В среднем вес сооружения составляет от 15 до 30 тонн. Это означает, что на территории Западного Кавказа должны были быть каменоломни, но даже малейших следов их существования по сей день не обнаружено. Если их не было поблизости, то каким образом огромные каменные глыбы доставлялись к месту постройки при отсутствии дорог, пригодных для перевозки тяжелых грузов? И главный вопрос: как древние архитекторы рассчитывали параметры плит, места соединений которых не имеют прямолинейной поверхности, а все плиты четко прилегают друг к другу за счет специально устроенных пазов? Места стыков настолько плотные, что между плитами невозможно просунуть и лезвие ножа. Удивительным кажется и то, что даже самые ранние постройки представляют собой не примитивные, а сложные сооружения. Примером идеальной работы инженерной мысли могут служить дольмены на горе Нэксис и на реке Жанэ под Геленджиком.

Фото: Корытообразный дольмен

Современному человеку столь четкая подгонка деталей конструкции оказалась не под силу. При реконструкции дольменов составить многотонные плиты без погрешностей пока не удавалось. А в 2007 году в Сафари-парке Геленджика решили собрать дольмен из плит разрушенных построек, обработку и подгонку которых решено было осуществлять при помощи сверхточных электроинструментов. Однако и в этот раз строители бронзового века оказались выше на голову - между плитами вновь собранного дольмена остались зазоры в несколько сантиметров.

Так кто же были эти люди, владеющие столь совершенной технологией строительного дела? По предположению археолога Владимира Марковина, большую часть жизни посвятившего изучению кавказских дольменов, они жили в глинобитных лачугах, не знали железа, гончарного круга, землю обрабатывали мотыгами. И тем не менее, именно они создали сооружения, которые и сейчас поражают воображение совершенством конструкций.

Какими бывают дольмены

Плиточные дольмены обычно включают в себя четыре стены, крышку и пол, состоящий из одной большой или нескольких более мелких (пяточных) плит. Камера прямоугольная или трапециевидная. В плитах имеются пазы, за счет которых все плиты плотно соединены. Передняя плита, обрамленная выступами боковых и нависающим козырьком, образует портал.

Составные дольмены частично или полностью собраны из отдельных небольших блоков. Они имеют сложное геометрическое соединение. Форма камеры разнообразна: прямоугольная, трапециевидная, подковообразная, круглая и многогранная.

Корытообразные дольмены высекались в толще камня, а затем сверху накрывались плитой.

Дольмены-монолиты целиком вытесаны из одной глыбы камня или в скале. Встречаются очень редко.

Фото: Составной дольмен

Дольменная группа Усть-Сахрай

До основания в 1862 году поселка Усть-Сахрай на его территории было расположено дольменное поле. В настоящее время застройкой домов уничтожена его основная центральная часть. Первое упоминание об Усть-Сахрайских дольменах оставил Евгений Фелицын. Владимир Марковин, опираясь на заметки Фелицына, также упоминает Усть-Сахрай, но исследовать местные мегалиты ему не пришлось.

Исследование дольменной группы Усть-Сахрай осуществлено объединенной археологической экспедицией АРИГИ и АГПИ (ДГУ) в 1991-1994 годах под руководством Нурбия Газизовича Ловпаче.

От большого дольменного поля километровой протяженности в между реками Дах и Сахрай остались две группы западного и восточного края поселка. На Букреевой поляне, перед западной окраиной Усть-Сахрая, имеются около полусотни курганных насыпей. Под десятью из них рассмотрены и исследованы портальные и беспортальные дольмены, двухкамерные гробницы, каменный ящик, погребальные площадки с кромлехом и менгиром. За восточным краем поселка, между околицей и современным кладбищем, осталось 5 видимых мегалитических сооружений, три из которых частично исследованы.

Характерной особенностью Усть-Сахрайских дольменов является их хронологическая многослойность и конструктивно-типологическое разнообразие. Датируются мегалиты Усть-Сахрая второй половиной IV тысячелетия до н.э. - первой половиной III тысячелетия до н. э.

Дегуакская поляна находится в бассейне реки Белой (Шхагуаще). Свое название получила от ручья Дегуак, протекающего в северной части поляны. Она представляет собой обширную котловину, ограниченную с севера и востока руслом реки, дальним хребтом и облесенными склонами горы Гут. С юга поляна вклинивается в ущелье горы Писаной, а с запада постепенно сливается со склонами гор Сибир и Скала. Дегуакская поляна известна довольно большой группой дольменов. Их здесь более 200. Они занимают грядообразные и курганные поднятия из гравия и речной гальки. Датируются мегалиты Дегуакско-Даховской поляны IV-II тысячелетиями до н.э. Местные дольмены высечены из плит песчаников и песчанистых известняков и ракушечников.

При исследовании Марковиным группы дольменов Дегуакско-Даховской поляны были обнаружены фрагменты черноглиняных и сероглиняных сосудов с орнаментом, костяные изделия, сердоликовые бусы, бронзовые предметы.

Менгиры Дегуакско-Даховского дольменного некрополя просты и приземисты. Самый большой менгир высотой 2,5 м завершается антропоморфной личиной.

Кожжохская дольменная группа

Кожжохская дольменная группа открыта Фелицыным и описана в 1904 году. Она расположена на правой террасе правого берега реки Белая (Шхагуаще), между притоками Малый и Средний Хаджох, на северной окраине поселка Каменномостский.

В Кожжохской дольменной группе насчитывается 27 насыпей, из них 16 - с развалинами дольменов. Мегалиты этой группы датируются IV-III тыс. до н.э. При исследовании были обнаружены сероглиняные и черноглиняные сосуды, фрагменты лепных горшков и плоскодонных мисок, бронзовые наконечники стрел, бронзовая булавка, кремневые отщепы, кости животных.

В журнале раскопок дольменов Кожжохской группы Фелицын описал дольмен № 20, находящийся на высоком кургане. Дольмены этого типа редко встречаются на Западном Кавказе и в настоящее время в Адыгее не сохранились.

Материалы

Время чтения 4:23

В мире существует около 9 000 дольменов. Эти уникальные древние сооружения разбросаны по всему миру: Испания, Франция, Англия, есть они в Португалии, Индии, на Мальте, Корсике, Сицилии, Сардинии, в Северной Корее, Болгарии и других местах. Предполагают, что известный Стоундхэндж также относится к дольменам. Этим каменным сооружениям приписывают магическую силу - считается, что при общении с ними человек получает сакральные знания и открывает в себе необычные способности.

Дольмены - это каменные сооружения, мегалиты. Название «дольмен» произошло от соединения двух слов бретонского языка, «toal» - «стол» и «men» - «камень», что в дословно переводится как «каменный стол». Существует также и другая трактовка слова «дольмен», - «меняющий долю». Возраст кавказских дольменов - примерно 4-6 тысячелетий. Предположительно в 4-2 тысячелетиях до н.э. существовала неведомая цивилизация, от которой до нас дошли эти мегалитические сооружения.

Дольмены Кавказа располагаются на прибрежной полосе, которая тянется от Новороссийска до Абхазии на 400 км. По ширине эта полоса уходит в горы на 75 км, почти до Майкопа. Дольмены стоят обычно группами и занимают удобные и довольно ровные площадки по водораздельным возвышенностям, на плоских вершинах отрогов гор. Стоят они по бассейнам рек, обращенные порталом в открытое пространство - в основном на юг, восток, или в промежуточном направлении - между югом и востоком.

В середине ХХ века для изучения дольменов была создана специальная группа ученых-археологов под руководством Л.И. Лаврова (под эгидой Института антропологии и этнографии РАН). К 1960 году им был составлен каталог из1139 дольменов Северного Кавказа. Во второй половине ХХ века большую работу по систематизации дольменов проделала группа ученых под руководством В.И. Морковина, ученика и последователя Л.И. Лаврова. В своей монографии "Дольмены Западного Кавказа", В.И. Марковин определил распространение дольменов по региону Кавказа, подробно их исследовал и описал на основании изучения архивных материалов и результатов экспедиций 2308 дольменов.

Сочинский ученый В.М.Кондряков, много лет посвятил изучению и систематизации дольменов. Он наложил схему расположения дольменов на геологическую карту местности, и оказалось, что все дольмены расположены над линией разлома земной коры. Именно на этих линиях возникает и накапливается колоссальная сила напряженности. Это по сути дела аномальные зоны с различными потоками выбросов энергии.

Л.И.Лавровым была предложена классификация дольменов которой пользуются до сих пор.

  1. Плиточный - строился из 6 многотонных плит - одна фундамент или пяточный камень, две боковые плиты, портальная плита, задняя плита и плита перекрытия (по данным В.И. Марковина 92% всех дольменов именно плиточные.).
  2. Составной - составлен из нескольких крупных блоков.
  3. Полумонолитный или корытообразный дольмен - выдалбливался целиком в скальной глыбе и перекрывался сверху плитой.
  4. Монолитный - полностью высекался в скале через отверстие.

Отверстия дольменов закрывались каменными пробками - втулками фаллической формы весом до 150 кг. Сейчас такие пробки хранятся в музеях Краснодарского края.

Относительно дольменов существует множество теорий как научных, так и альтернативных. Зачастую они противоречат друг другу и не раскрывают загадочного происхождения этих древних сооружений. Существуют мнения, что дольмены это космические порталы, места захоронений древней знати, метеостанции, древние обсерватории, пункты телепортации и даже оружие.

Гипотеза, выдвинутая археологами, о том, что каменные сооружения являются погребальными захоронениями местной знати, самими же археологами и была опровергнута. В некоторых из них действительно были обнаружены захоронения, но выяснилось, что все они гораздо старше самих дольменов.

Многочисленные исследования показали, что Дольмены так же как пирамиды Египта и Стоунхендж и другие мегалиты Англии генерируют высокочастотные колебания и электромагнитные волны. Их активность возрастает на восходе и закате солнца, а также усиливается в переломные дни года - весенние и осенние равноденствия. В чем же причина данных явлений в мегалитах? Дело в том, что дольмены строились из кварцевого песчаника. Кристаллы кварца обладают свойством прямого и обратного пьезоэффекта. Кварц работает в огромном диапазоне частот, создавая акустические и электрические волны.

Самовозбуждение кристаллов кварца в мегалитах происходит за счет постоянного распространения на Земле акустических волн и электрических разрядов. Они образуются от деформации земной коры, вызванной в результате тектонической деятельности, землетрясений, извержений вулканов и приливно-отливных влияний Солнца, Луны и других планет. Следует учитывать, что дольмены строились на разломах в земной коре а в этих местах наблюдаются сильные энергетические потоки. Кристаллы кварца возбуждаются по всему объему массивной плиты дольмена, генерируя очень высокие частоты.

Сама камера дольмена является резонатором.Благодаря параллельным плитам в дольмене создается стоячая волна, как в камертоне. Если камертон поднести к источнику хаотического шума, он начинает звучать, генерируя определенную частоту. Так и камера дольмена усиливает подземные колебания. Внутри такой камеры создаются колебания, излучаемые через отверстие, или образуется плазмоидное тело.

Вполне возможно, что дольмены, связанные колебаниями между собой, образуют единую систему и воздействуют на природу, погоду и жизненные биологические процессы.

Очень интересный и единственный в своём роде - дольмен, найден в кургане на берегу реки Псынако в Туапсинском районе, возле посёлка Анастасиевка. Место, где он стоит, использовалось для ритуальных действий ещё в третьем тысячелетии до нашей эры и было святилищем. К дольмену подходит каменный коридор, перегороженный в нескольких местах крупными плитами. Учёные предполагают, что в нём заложена имитация небесного свода. Здесь изучались закономерности солнцестояния и велись наблюдения за луной. Это своего рода древняя обсерватория. В мире есть ещё четыре подобные мегалитические постройки. Одна в Ирландии, другая в Дании, третья в Португалии и четвёртая в Испании. Все дольменные постройки объединяет одно: они обращены фасадом к солнечной или светлой стороне. Это свидетельствует о том, что дольменостроители поклонялись Солнцу.

Часто мегалитические сооружения располагаются в центре кругов и спиралей, выполненных, как правило из правильно расставленных по окружности менгиров или выложенных камней. Встречаются комплексы как с одним, так и несколькими кольцами вокруг мегалита. Некоторые специалисты видят в этом кольцевом окружении некие ориентиры, расположенные по окружности, с помощью которых удобно заниматься астрономическими наблюдениями, находясь в центре мегалита. Отдельные исследователи видят в кругах некие волновые генераторы, усиливающие и передающие энергию от мегалита. Некоторые исследователи придают этому факту некую мистическую и ритуальную окраску.

На горе Нексис вблизи Геленджика расположены два дольмена, знаменитых благодаря своим уникальным конструкциям и хорошо доступных для посещения туристами. Особый колорит придает открытая поверхность горного склона с редкими низкими деревьями и альпийского вида лугами. Благодаря этому не только живописно смотрятся сами дольмены, не заслоненные зарослями деревьев, но и создаются прекрасные условия для наблюдения незабываемых видов окружающей местности. Один из дольменов имеет плиточную конструкцию с уникальной стыковкой массивных плит и необычными, сложными и кране редко встречающимися конструкциями зон стыковок плит. В народе этот дольмен назвали «Солнечный». Действительно, поверхность передней плиты покрыта желтоватым налетом какой-то микрорастительности. Поэтому под лучами солнца, особенно летом, на фотографиях дольмен получается желтоватого цвета. Существует поверье, что этот дольмен является носителем Солнечной энергии и способен восстанавливать жизненные силы человека. Сила дольмена «Солнечный» активизирует духовную энергию и высвобождает творческий внутренний потенциал, способствует омоложению организма, замедляет процессы старения, наполняет юношеской энергией душу человека.

Сколько бы противоречивых легенд не ходило вокруг дольменов, тот факт, что они обладают огромной энергетикой, отмечают многие побывавшие рядом с ними. Говорят, что у многих, кто находился рядом с ними, возникало головокружение, слабость или, наоборот, вдруг появлялась энергия и легкость. Сейчас организовывается множество семинаров и экскурсий на Дольмены Кавказа. Людям обещают необыкновенный мистический опыт и исполнение самых сокровенных желаний. Многие туристы едут на Дольмены самостоятельно, они расставляют палатки в горах, некоторые из них даже спят внутри каменных исполинов.

Важно помнить, что вторгаться на дольмены без разрешения, залезать внутрь и тем более жить в них не стоит. К местам силы необходимо относиться с уважением.

А.С.
Главный специалист по историко-культурному наследию ФГБУ «Сочинский национальный парк» Марков Д.Н.

Сокращённая версия.

Исследование и изучение мегалитов Кавказа имеет многолетнюю историю. Наиболее описанным научными работами видом мегалитов являются Западного Кавказа. Безусловно, что наличие погребальных камер и находившегося в них погребального инвентаря упрощает процесс датировки многих дольменных памятников эпохи бронзы. Гораздо сложнее обстоит ситуация с другими типами мегалитических сооружений – менгирами, кромлехами и подобными им сооружениями. Тем не менее, факт их наличия очевиден и по совокупности материала позволяет определять приблизительные временные рамки их возникновения. Общей чертой мегалитических сооружений является бесспорная привязка их к местам сакрального поклонения. Тем не менее, нам известны и другие типы мегалитов в Европе. Это сейды. Среди доисторических памятников северной Европы (менгиров, петроглифов и лабиринтов) сейды остаются наименее известными и изученными.

За последние несколько лет работниками Сочинского национального парка были обнаружены мегалиты аналогичные мегалитам северной Европы. Если одна из гипотез происхождения сейдов как последствия таяния ледника хоть как-то могла объяснить их возникновение в северных регионах, то на южных склонах Кавказа она неуместна. В урочище Волчьи ворота и на хребте горы в Лазаревском районе города Сочи обнаружены два типа сейдов. Сразу хотелось бы указать, что камни, из которых образованы сейды состоят из местного песчаника, но имеют разную геологическую морфологию и фактор их случайного природного образования крайне сомнителен.

На хребте горы Виноградной расположен сейд, представляющий собою глыбу весом более десяти тон и расположенную на плоском многотонном камне (Рис.1.1). Сейд расположен на водоразделе хребта и является наивысшей точкой на данном участке горы. Что немало важно, вблизи него имеется крупные камни с лунками искусственного происхождения (луночные камни). Ниже него в сотне метров и далее расположены группы известных дольменов Виноградного ущелья примыкающего к долине реки Цусквадж – одного из самых насыщенных дольменами участков Большого Сочи. Немало подобного рода сейдов зафиксировано и описано в Карелии (Рис.1.2).

Рис.1.1 Сейд на горе Виноградная

Рис.1.2 Карельский сейд

Интересны сейды из урочища Волчьи ворота, которое также является участком большой концентрации дольменов. Сейд №1 в урочище Волчьи ворота (Рис.2.1) — валун эллипсовидной формы весом около трёх тонн, который находится на четырёх небольших камнях-опорах. Вся конструкция в свою очередь покоится на выступающей прямоугольной глыбе, возвышающейся над поверхностью земли более одного метра. Аналогичные конструкции отмечены в Карелии на архипелаге Кузова (Рис.2.2).

Рис.2.1 Сейд №1 в урочище Волчьи ворота

Рис.2.2 Каменные сложения на Кузовах

Сейд №2 в урочище Волчьи ворота (Рис.3.1) — глыба пирамидальной формы весом также более трёх тонн, который подпирается крупными камнями отличной от него геологической морфологии. Основой является скальный выступ песчаника. Своей тыльной частью сейд также упирается в скальный выступ, что обеспечило его сохранность и устойчивость. По внешнему виду похож на культовый камень, на горе Воттоваара в Карелии (Рис.3.2), где крупный валун покоится на трёх небольших камнях, те же, в свою очередь, лежат на другом крупном валуне.

Рис.3.1 Сейд №2 в урочище Волчьи ворота

Рис.3.2 Сейд на горе Воттоваара

Таким образом, сопоставляя характеристики сейдов Сочи и Карелии, можно отметить их очевидную схожесть. Однако, упоминая карельские сейды, необходимо отметить следующее: «несмотря на то, что их этнографические исследования были начаты ещё в 19 веке, количество научных трудов посвящённых теме сейдов можно перечислить по пальцам одной руки. Сейд представляет собой большой (иногда очень большой) валун, поставленный на маленькие камни-подставки, сверху большого валуна иногда положен один или несколько меньших камней, сложенных пирамидкой. В европейской части русского Севера насчитываются тысячи сейдов – ареал их распространения от северных берегов Ладожского и Онежского озёр до Баренцева моря и соответствует ареалу проживания саамов в исторически обозримое время. Сотни сейдов есть в центральной и северной Норвегии, есть они в горах Швеции и тайге Финляндии» .

Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия Республики Карелия на основании мнения большинства специалистов делает вывод, «что средневековые каменные сооружения в Беломорье – дело рук оседлого, занимающегося морским промыслом населения, т.е. поморов. Не исключается заимствование поморами традиций строительства каменных сооружений у более раннего охотничье-рыболовного населения этой территории Карелии». По данным республиканского центра известно три основных места скопления сейдов и «все они включены в списки объектов культурного наследия Карелии в качестве комплексов древних саамских святилищ, для чего предварительно были произведены обследования этих памятников специалистами-археологами и подготовлены соответствующие заключения» .

Сейды как вещественное выражение древнейших верований саамов распространены были в равной мере, как среди саамов России, так и зарубежных. Сейд обычно являлся объектом почитания всего селения и, по-видимому, был связан с почитанием предков-родоначальников .

Таким образом, исследования этнографов и археологов подтверждают, что сейды северных широт являются культовыми местами – местами поклонения предкам и духам.

Сравнив северные и сочинские сейды можно сделать однозначные выводы, что и те, и другие расположены в культовых местах, но в отличие от Карелии, никаких археологических раскопок возле сочинских мегалитов не проводилось, что могло бы подтвердить их неоспоримое рукотворное происхождение. Малочисленность подобного рода конструкций на Кавказе легко объясняется высокой сейсмичностью нашего региона в отличие от Кольского полуострова.

Следует отметить, что некоторая часть сейдов конструктивно аналогичны простейшим дольменам Европы. И не исключено, что сейды по своей сути и могут являться предшественниками идеи дольменов.

Безусловно, что временной период создания сейдов Карелии отличается от периода создания дольменов Кавказа, но социальная организация племён строивших дольмены и средневековых саамов мало чем отличается.

Очевидным фактом рукотворности сочинских сейдов является сейд с обработанным основанием, обнаруженный сочинским краеведом Владимиром Владимировичем Снытко (Рис.4)

В горах Кавказа, где-то между городами Геленджик, Туапсе, Новороссийск и Сочи, есть сотни мегалитических памятников, которые здесь называют дольменами. Возраст всех этих мегалитических дольменов датируется примерно 10 000 - 25 000 годами, а для чего они были предназначены, сегодня спорят и российские, и западные археологи.

Единой точки зрения по поводу дольменов на Кавказе нет — некоторые археологи считают, что возраст этих мегалитических сооружений на самом деле составляет от 4000 до 6000 лет. Во всем мире известны тысячи доисторических мегалитических памятников, однако те, которые находятся на территории бывшего Советского Союза (в том числе, на Кавказе) мало известны на Западе.

Дольмены в основном расположены на Западном Кавказе (в России и Абхазии) по обе стороны горного хребта, на территории примерно 12 000 квадратных километров. Кавказские дольмены представляют собой уникальный тип доисторической архитектуры - строения, созданные из идеально пригнанных циклопических каменных блоков. К примеру, встречаются камни в форме быквы «Г», которые использовались на на углах дольменов, или же камни в форме идеального круга.

Хотя подобные «осколки древней эпохи» вообще неизвестны в Западной Европе, эти русские мегалиты не менее значимы для науки, чем мегалиты, обнаруженные в Европе - и с точки зрения возраста, и с точки зрения качества архитектуры. А самым потрясающим является то, их происхождение до сих пор неизвестно. Ученые отмечают, что несмотря на разнообразие кавказских каменных сооружений, они демонстрируют потрясающее сходство с мегалитами из разных частей Европы и Азии (Пиренейский полуостров, Франция, Великобритания, Ирландия, Голландия, Германия, Дания, Швеция, Израиль и Индия).

Был выдвинут ряд гипотез, чтобы объяснить подобное сходство, как и догадки о цели строительства мегалитов, но пока всё это остаётся тайной. На данный момент на Западном Кавказе известно о приблизительно 3000 таких мегалитических памятниках, но постоянно продолжают находить новые мегалиты. При этом, к сожалению, многие из кавказских монолитов находятся в крайне запущенном состоянии и будут полностью утрачены, если их не защитить от вандалов и естественного разрушения.

Большинство из мегалитов, дольменов и каменных лабиринтов, которые находят в горах Кавказа (но при этом они мало изучены), выглядят, как прямоугольные конструкции из каменных плит или вырезаны в скалах с круглыми отверстиями в качестве входа внутрь. Тем не менее, не все дольмены выглядят подобным образом. На самом деле, здесь можно встретить очень разнообразные примеры архитектуры: многоэтажные каменные строения, квадратные, трапециевидные, прямоугольные и круглые.

Что примечательно, во всех подобных строениях на фасадной части есть отверстие, ведущее внутрь. Чаще всего оно круглое, но изредка находят и квадратные. Также часто в дольменах находят каменные «пробки», которым закрывали входное отверстие. Иногда такие каменные пробки имеют фаллическую форму. Внутри дольмена чаще всего находится круглая площадка, на которую падал свет через круглое отверстие. Ученые считают, что на таких площадках, возможно, проводили какие-то ритуалы. Такая площадка была обнесена большими каменными стенами, иногда более метра высотой.

Именно в этой области археологи нашли керамику бронзового и железного века, которая помогла датировать эти захоронения, а также человеческие останки, бронзовые орудия труда и украшения из серебра, золота и полудрагоценных камней. Обычно репертуар украшений подобных могил не особо разнообразен. Чаще всего встречаются вырезанные на каменных блоках вертикальные и горизонтальные зигзаги, треугольники и концентрические круги.

Одним из самых интересных мегалитических комплексов является группа из трех дольменов, которая расположена на холме над рекой Жане на побережье Черного моря в Краснодарском крае недалеко от российского Геленджика. В этой области, пожалуй, самая большая концентрация всех типов мегалитических объектов, включая поселения и дольмены.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама