THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Активное развитие железнодорожного сообщения в Российской Империи началось через семь лет после того, как первый магистральный поезд начал регулярно курсировать в Европе по маршруту Ливерпуль Манчестер. Напомним, что самый первый пассажирский поезд в мире отправился в путь 15 сентября 1830 года, и именно эту дату можно назвать отправной точкой в развитии всемирной сети железных дорог. В этой статье мы хотим подробнее осветить такой важный для России исторический момент, как зарождение железнодорожного сообщения, буквально за несколько десятков лет прочно связавшего огромные пространства страны в единое целое. Итак, когда и кем был создан первый поезд в России, с какой скоростью он перемещался, между какими населенными пунктами были проложены первые железнодорожные пути?

Кто же сконструировал первый российский поезд?

Слава создания первого поезда в России принадлежит талантливым инженерам-изобретателям, отцу и сыну, Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу Черепановым, которые, несмотря на то, что они были крепостными людьми, занимали ведущие должности на заводах Нижнего Тагила. Именно Черепановы, переняв опыт английских коллег (в 1833 году Мирон Ефимович был командирован в Англию для ознакомления с устройством железных дорог), в 1834 году создали паровоз и запустили в эксплуатацию на металлургическом комбинате Нижнего Тагила первый в России поезд с локомотивной тягой. Через год Черепановыми был сконструирован более мощный паровоз, также под их руководством была проложена чугунная железная дорога, соединяющая фабрику и медный рудник.

1834 год считается официальной датой создания первого российского поезда, однако следует отметить, что данное изобретение изначально не получило признания в широких кругах в связи с тем, что топливом для паровых котлов служила дорогая древесина угольная промышленность на тот момент была практически не развита. Так что паровоз в первом российском поезде был вскоре заменен конной тягой.

Первые российские железные дороги

В 1837 году состоялось торжественное открытие первого железнодорожного пути общественного значения, соединяющего Санкт-Петербург и Царское Село (позднее дорога была продлена до Павловска). В 1836 году ж/д дорога была опробована по ней пустили поезд с конной тягой. 30 октября 1837 года по Царскосельской железной дороге начал курсировать первый пассажирский поезд, локомотив и вагоны для которого экспортировали из Англии и Бельгии. Первый российский поезд доехал из Санкт-Петербурга в Царское село за 35 минут, и обратно за 27 минут, то есть его средняя скорость составила 50 км/час. Интересен тот факт, что полностью на паровую тягу поезда, курсирующие по Царскосельской железной дороге, перешли только в апреле 1838 года, до этого же времени паровозы использовались только в выходные дни, а по будням поезд приводился в движение посредством конной тяги.

Первые пассажирские поезда в России имели в своем составе вагоны четырех классов: закрытые вагоны первого и второго классов, открытые вагоны с крышей и без нее третьего и четвертого классов соответственно.

Царскосельский железнодорожный путь также приобрел и печальную славу: именно на этой ж/д дороге случилась первая катастрофа. Поскольку железные дороги того времени были однопутными, на них были обустроены специальные разъезды для поездов. Однажды невнимательный машинист (по показаниям свидетелей нетрезвый) проскочил разъезд, на котором должен был остановиться и пропустить встречный поезд. В результате лобового столкновения двух поездов погибли десятки пассажиров.

Скорость первых российских поездов

Изначальная средняя скорость российских пассажирских поездов составляла всего 32 км/час, грузовых локомотивов 16 км/час. Уже к середине 60-х годов XIX века российские поезда перемещались со скоростью 43-45 км/час. Конечно, сейчас, когда российские скоростные поезда, такие как Аллегро и , легко развивают скорость 250 км в час, нам кажется что первые поезда перемещались черепашьим темпом. Но, поверьте, для тех времен 30-40 км/час поразительная быстрота.

Кто есть кто в мире открытий и изобретений Ситников Виталий Павлович

Кто изобрел поезд?

Кто изобрел поезд?

В глубокой древности, во времена античности, человек изобрел рельсы. Уже в Ассирии и Вавилоне 4000 лет назад существовали телеги с двумя или четырьмя колесами, которые ездили по рельсам. Но они могли передвигаться лишь в одном направлении. Для того чтобы такая тележка могла свернуть направо или налево, следовало переложить рельсы.

Только спустя 1500 лет, в начале новой эры, появился новый тип рельсов. Это были длинные отшлифованные стволы деревьев, укрепленные на расположенных перпендикулярно шпалах. Они использовались для перемещения особо тяжелых грузов. Уже в XVI веке были изобретены вагонетки для шахт, двигавшиеся по рельсовому пути.

Англичанин Ричард Тревитик был первым, кто догадался приспособить паровую машину для движения по рельсам. Это произошло в 1804 году.

Машина была названа локомотивом и могла тащить за собой 5 вагонов с 70 пассажирами и перевозить 5 тонн угля. Такой поезд ходил по чугунным рельсам, изготавливавшимся на фабрике в Уэльсе.

Вначале рельсы были деревянными. Потом их стали изготавливать из железа и чугуна. Это увеличивало срок службы рельсов и обеспечивало безопасность пассажиров.

Конечно, первый локомотив был еще очень несовершенным в техническом отношении. Его скорость достигала всего 8 километров в час (4,9 миль в час). Но в 1816 году Дж. Стефенсон создал более совершенный локомотив.

В 1825 году первая железнодорожная линия соединила Дарлингтон со Стоктоном. По ней осуществлялась перевозка угля. В 1830 году была построена линия между Манчестером и Ливерпулем, которая предназначалась для перевозки грузов и пассажиров.

Созданный Стефенсоном локомотив «Ракета» достиг на этой линии скорости в 47 километров (29 миль) в час!

В XIX веке Англия начала интенсивно развивать железнодорожный транспорт. Уже в 1833 году весь добываемый в стране уголь перевозился железнодорожным транспортом. Спустя 2 года в Англии было 720 железнодорожных линий, оснащенных паровозами. Заметим, что в Европе первая линия соединила Брюссель и Малин в 1835 году. Первый голландский поезд соединил Амстердам с Гарлемом в 1839 году.

С тех пор железнодорожный транспорт интенсивно развивался и сейчас занимает ведущее место в мире. По железной дороге перевозится в несколько раз больше грузов, чем всеми остальными видами транспорта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих чудес техники автора Мусский Сергей Анатольевич

Высокоскоростной поезд TGV В последнее время во многих странах мира наблюдается ренессанс развития железнодорожного транспорта. Связан он с резким повышением скоростей пассажирских перевозок. В результате повышения скоростей движения и сокращения времени поездки

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Поезд или автобус? Если есть выбор – поезд или автобус, то стоит предпочесть первое. Поезд более комфортабельный и безопасный вид транспорта, чем автобус или автомобиль. Особенно заметна разница в бедных странах Азии и Африки. Даже в тех случаях, когда внутренность

Из книги Отдых без посредников автора Романовская Диана

Поезд Голубой вагон бежит качается… Есть в этом свой шарм…Вы сидите, поезд едет, и за окном, как на экране телевизора, проплывают леса, поля, дороги. Проносятся опоры мостов, дома, одинокие пешеходы. Мелькают придорожные столбы. Пейзажи сменяют друг друга под ритмичный

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

автора Коллектив авторов

Бункер-поезд Бункер-поезд – погрузочно-транспортный агрегат для погрузки, разгрузки и перемещения горной массы. В состав бункера-поезда входят узкоколейные секции с высокими бортами, соединенные шарнирно друг с другом. Эти секции имеют вид сплошного бункера-желоба, по

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Восстановительный поезд Восстановительный поезд – железнодорожный поезд, предназначается для восстановления железнодорожного пути, контактной электросети железной дороги, при стихийных бедствиях, при столкновении подвижных составов, для ликвидации последствий

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Грузовой поезд Грузовой поезд – поезд, состоящий из грузовых железнодорожных вагонов. Грузовой вагон имеет основные элементы: кузов, ходовую часть, тяговые приборы, тормоза. Ходовые части – это колесные пары, буксы рессорного подвешивания, объединяющие рамы и балки. С

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Грузопассажирский поезд Грузопассажирский поезд – железнодорожный состав, в который одновременно включены как пассажирские, так и грузовые вагоны, но для перевозки определенных грузов – почты, багажа, контейнеров и др. Как правило, грузовые вагоны составляют 1/3

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Пассажирский поезд Пассажирский поезд – поезд, состоящий из пассажирских вагонов. Пассажирский вагон состоит из кузова, ходовых частей, тяговых приборов, тормозных устройств. Ходовые части – колесные пары обеспечивают безопасность движения, плавность хода. Тормозные

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Поезд-снегоочиститель Путевая машина, предназначенная для очистки от снега железнодорожных путей. Снегоочиститель – это специальный вагон с размещенными на нем снегоочистительными устройствами, механизмами управления, двигателем, осветительным оборудованием.

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Поезд-снегоуборщик Путевая машина, предназначенная для уборки снега со станционных путей и стрелочных переводов, его транспортировки и разгрузки. Модификации различны: или это отдельный вагон (полувагон) с расположенными в нем устройствами для уборки, погрузки,

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Пожарный поезд Пожарный поезд – железнодорожный состав, применяется для тушения пожаров на объектах железной дороги и поблизости полосы отвода не менее 24 м.В России пожарные поезда состоят на вооружении частей пожарной охраны, созданной в 1934 г. В составе пожарного

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Рефрижераторный поезд Рефрижераторный поезд – грузовой состав, используется для перевозки по железной дороге скоропортящихся пищевых продуктов. В составе от 18-20 грузовых вагонов, грузоподъемность каждого до 42 т; и также вагон для отдыха сопровождающей бригады, вагон

Из книги Большая энциклопедия техники автора Коллектив авторов

Хозяйственный поезд Хозяйственный поезд – грузовой поезд, имеющий различное назначение. Обслуживание железнодорожного пути – он доставляет на перегоны железной дороги строительные материалы, питьевую воду, путевой балласт, вывозит снег со станций и стрелочных

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

История изобретения паровоза имеет много спорных моментов. Известно, что первые попытки создания паровых самоходных машин представляли собой тележку на деревянной раме. В движение ее приводили простейший паровой котел и двигатель с вертикальными цилиндрами, благодаря которым и вращались колеса. Несмотря на то, что автором первых машин считается Жозеф Кюньо, поставить свое изобретение на рельсы ему не пришлось.

Ричард Тревитик

Первым, кто изобрел паровоз, стал Ричард Тревитик, инженер из Англии, который в 1801 году сначала продумал конструкцию новых паровых котлов – легких и практичных, а затем запатентовал первый в мире паровоз «Puffing Devil». Отличительной особенностью данной модели были хорошие технические характеристики, но и ее производство было прекращено из-за нехватки стали, из которой приходилось делать рельсы, потому что чугунные рельсы попросту не справлялись с огромным весом транспортного средства и прогибались.


Спустя 7 лет Тревитик разработал более совершенную конструкцию машины, способную двигаться со скоростью до 30 км/ч. Название «Catch Me Who Can» было дано этой модели не случайно: в Лондоне устраивались целые соревнования в скорости машины с лошадьми.


Последователи Тревитика

Первые паровозы в мире были тяжелыми, и не всегда могли перемещаться по слишком гладким рельсам. Поэтому изобретатели после Тревитика стремились придумать различные средства, которые улучшили бы сцепление колес с рельсами. Так, в 1811 году Уильямом Бартоном был построена новая паровая машина уже с тремя парами колес. Инновацией его подхода стали зубцы, которыми оснащали средние колеса. Они были нужны для сцепления с зубьями рейки, проложенной вдоль путей. Конечно, средство двигалось по рельсам гладко, но создавало такой шум, что от него пришлось отказаться, а зубцы заменить рычагами на шарнирах. Однако такое решение тоже не прижилось.

Еще один вариант паровоза был создан механиком Форстером и кузнецом Хэкуортом – их машина получила название «Пыхтящий Билли», что объяснялось громким шумом при выпуске пара. Конструкция получилось удачной, так как большую часть элементов воссоздали по аналогии с первой моделью Тревитика.


В 1813 году был построен паровоз «Блюхер», который придумал Джордж Стефенсон. Правда, ему пришлось потрудиться, чтобы его транспортное средство стало совершенным, и совершенство оно обрело только к 1816 году, когда был выпущен третий вариант, способный везти поезда весом до 50 тонн, развивая скорость 10 км/ч.

Черепановы

В то время как в мире уже начинали ездить паровозы, в России перемещение людей между городами осуществлялось на конных дилижансах. Историю паровозостроения в нашей стране начали Ефим и Мирон Черепановы – создатели первого российского паровоза. Уже в 1830 году они начали работать над своей машиной. «Пароходный дилижанец» — именно так называли свое творение Черепановы — был готов в 1834 году. «Железное чудо», пугающее окружающих, двигалось по чугунным рельсам, было рассчитано на перевозку руды, развивало скорость до 15 км/ч.

Черепановы стали первыми, кто создал паровоз в России, но их машина не оказалась востребована, а большинство моделей приобреталось за рубежом. К 1880 году количество паровых агрегатов в нашей стране значительно увеличилось, хотя их производство занимало только треть рынка. Но считается, что именно наши инженеры смогли разрушить монополию Англии на их производство. Эра паровозов длилась до 50-х годов XX века, а созданные транспортные средства эксплуатировались еще в 70-е годы. Сегодня увидеть первые паровозы можно разве только в музеях.

Такие сложные виды техники, как электропоезда, не появляются вдруг. Их история - это история развития транспортных технологий от первых ключевых изобретений, таких как изобретение колеса или железной дороги, до применения электричества и электродвигателей.

Ниже представлен краткий обзор ключевых событий и изобретений, которые в итоге привели к созданию электропоездов в нашем современном понимании.

Модель первого колеса в музее истории Ирана.
Источник: Wikipedia.

  • 2600 г. до н. э. – Изобретение колеса. Первое упоминание о колесницах в Месопотамских источниках (Штандарт из Ура).
  • 6 век до н.э. – Построена первая гужевая дорога Диолкос через Коринфский перешеек.
  • 312 г. до н.э. – Построена одна из самых ранних мощеных дорог - Аппиева дорога между Римом и Капуей, которая положила начало строительству сети таких дорог по всей Римской империи.
  • Пейтингерова таблица - одна из самых известных карт 5 века н.э. Длина оригинала карты - 6,75 м, а ширина - 0,34 м. На ней изображены дороги Римской империи, общая длина которых составляла около 200 тыс. км, а также отмечены города, моря, реки, леса и горы. На карте представлена вся Римская империя, Ближний Восток и Индия, отмечены Ганг, Шри-Ланка и Китай.
    Источник: Wikipedia.

  • 200 г. до н.э. – Изобретение фонаря в Китае.
  • 1 век н.э. – Прототип паровой турбины описан в Героном Александрийским в трактате "Пневматика".
  • 1500 г. – Леонардо да Винчи описал современный подшипник качения.
  • 1662 г. – Блез Паскаль предложил общественный омнибус на конной тяге, который курсировал по установленному маршруту в соответствии с графиком и системой тарификации проезда.
  • 1663 г. – Отто фон Герике изобрел один из первых электростатических генераторов, производящих электричество трением - шар из серы, натираемый руками. В 1672 году обнаружил, что заряженный шар потрескивает и светится в темноте (первым наблюдал электролюминесценцию). Кроме того, им было обнаружено свойство электрического отталкивания однополярно заряженных предметов.
  • Первые опыты с электричеством. Гравюра 1670 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1672 г. – Первые опыты Фердинанда Фербиста с паровым приводом для повозок.
  • 1680 г. – Изобретен паровой котел - так называемый котёл Папина, сконструированный и изготовленный французским физиком и инженером Д. Папином.
  • 1705 г. – Поршневой паровой двигатель Томаса Ньюкомена.
  • 1740 г. – Жак де Вокансон представил его тележку с приводом от часового механизма.
  • 1745 г. – Эвальд Юрген фон Клейст и Питер ван Мушенбрук изобрели электрический конденсатор - Лейденскую банку.
  • 1762 г. – Российский инженер Иван Иванович Ползунов изобретает двухцилиндровую паровую машину, а в 1765 г. универсальную паровую машину.
  • 1769 г. – Николя Жозеф Кюньо представил первый полноразмерный паровой автомобиль.
  • 1784 г. – Уильям Мурдок построил работающую модель парового экипажа в Англии.
  • 1800 г. – Алессандро Вольта изобрел вольтов столб (первый гальванический элемент).
  • 1801 г. – Ричард Тревитик запустил полноразмерный паровой дорожный локомотив в Англии.
  • 1803 г. – Ричард Тревитик построил 10-местный экипаж для Лондона (London Steam Carriage).
  • 1804 г. – Ричард Тревитик построил прототип паровоза.
  • Поезд-аттракцион Ричарда Тревитика. Рисунок 1804 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1814 г. – Джорж Стефенсон построил первый железнодорожный паровоз, пригодный для практического использования.
  • 1821 г. – Майкл Фарадей опубликовал научную работу о вращениях тока вокруг магнита и магнита вокруг тока, теоретически обосновавшую электродвигатель.
  • 1825 г. – В Англии запущена в эксплуатацию первая железная дорога с паровозом "Ракета" Джоржа Стефенсона.
  • 1830 г. – В России сделаны первые попытки использовать паровую машину на транспорте. Механик Е. А. Черепанов, с сыновьями Мироном и Аммосом, испытал «паровой дилижанс» на рельсовых путях Нижнетагильской железной дороги. Линия была запущена в эксплуатацию в 1834 г.
  • Модель паровоза Черепановых, представленный в музее ИрГУПСа.
    Фото: Олег Назаров, 2005 г.

  • 1836 г. – 15 апреля обнародован указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги.
  • 1837 г. – 30 октября открыта первая железная дорога общественного пользования в Российской империи - Царскосельская железная дорога: Санкт-Петербург - Царское Село длиной 23 км (21 верста 294 сажени).
  • 1838 г. – В России впервые применен для целей тяги электрический двигатель, разработанный Б.С. Якоби. Двигатель был установлен на лодке, перевозившей людей по реке Неве.
  • 1846 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных паровозов.
  • 1850 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных вагонов.
  • 1851 г. – 1 ноября первый пассажирский поезд (6 вагонов трёх классов) проследовал по Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой за 21 час 45 минут.
  • 1854 г. – В России введён первый график движения поездов на Петербург-Московской железной дороге.
  • Поезд Петербург - Москва, 1854 г.
    Источник: Wikipedia.

  • 1859 г. – Гастон Планте представил свинцово-кислотный аккумулятор.
  • 1862 г. – В России построены первые железнодорожные тоннели на Петербурго-Варшавской железной дороге.
  • 1864 г. – В России появилась первая «Кукушка» - этим именем петербургские дачники окрестили нештатный поезд местного сообщения, пущенный на линии Петергоф-Ораниенбаум.
  • 1865 г. – В России создана вагонная тележка с двойным рессорным подвешиванием конструкции К.И. Рехневского.
  • 1868 г. – Джорж Вестингауз изобрел прямодействующий воздушный тормоз для железнодорожных поездов.
  • 1871 г. – В России введены единые для железнодорожной сети «Правила движения» и «Правила охранения, содержания и ремонта».
  • 1871 г. – 30 декабря отправился первый скорый поезд Петербург-Москва с вагонами первого и второго классов, время в пути - 15 часов 45 минут.
  • 1872 г. – В Москве начала действовать первая линия конки от Брестского (Белорусского) вокзала до здания Городской Думы (Исторический музей), приуроченная к открытию Политехнической выставки.
  • 1872 г. – Фирма «Вестингауз» начала выпускать тормоза для подвижного состава с автоматическим управлением.
  • Автоматический пневматический тормоз Вестингауза, 1872 г.

    С момента открытия в России первой железной дороги стремление к увеличению скоростей движения поездов и, следовательно, сокращению времени поездки являлось приоритетной задачей инженерного корпуса страны.

    1 сентября 1853 г. из Санкт-Петербурга в Москву отправилсяпервый скоростной поезд. Он находился в пути 12 часов, из которых 1 ч. 20 мин. приходилось на стоянки.

    Первые опыты по созданию скоростных моделей локомотивов в Советском Союзе начинаются в тридцатые годы ХХ века. В 1934 г. на Коломенском заводе были выполнены эскизные проекты скоростных паровозов - типа 2-3-1 с колосниковой решеткой площадью 5 кв.м и типов 1-3-2 и 2-3-2 с колосниковой решеткой площадью 6,5 кв.м. Было изготовлено 2 опытных паровоза. Опытные поездки новых локомотивов проходили на линии Москва - Ленинград. 24 апреля 1938 г. при следовании одиночного паровоза была достигнута скорость в 160 км/ч, а 29 июня на участке Лихославль-Калинин один из паровозов с поездом в 14 осей (4 вагона) развил скорость в 170 км/ч.

    Планировалась постройка еще 10 локомотивов этого типа для Октябрьской железной дороги, но война помешала это осуществить.

    В 1937 году Ворошиловградский завод выпустил паровоз ИС20-16 ("Иосиф Сталин") с кожухом-обтекателем. При испытаниях данный паровоз развил скорость в 155 км/ч.

    Скоростной паровоз № 6998 спроектирован на Ворошиловградском заводе под руководством инженера Д.В.Львова. Его изготовление было завершено в апреле 1938 г. Диаметр колес составлял 2200 мм, а конструкционная скорость - 180 км/ч.

    Официально начало развития скоростного движения на железных дорогах нашей страны относится к 1957 году, когда приказом Министерства путей сообщения от 29 мая 1957 г. "О подготовке линии Москва-Ленинград к движению пассажирских поездов с повышенными скоростями" была разработана программа действий и определены организационно-технические мероприятия, обеспечивающие решение поставленной задачи.

    В 1957 г. тепловоз ТЭ7-001 на участке Клин-Решетниково-Завидово с поездом весом 1010 т развивал максимальную скорость 129 км/ч, на перегоне Покровка-Клин, имеющим уклон 5‰, наибольшая скорость составила 134 км/ч. С поездами весом 800-900 т тепловоз развивал скорость 140 км/ч.

    Тепловозы ТЭ7 обслуживали пассажирские поезда на линии Москва-Ленинград до 1963 года, причем с 1960 года они водили "Дневные экспрессы", проходя путь от Москвы до Ленинграда за 6 ч. 20 мин.

    Возможности повышения скоростей движения неразрывно связаны с готовностью к этому инфраструктуры. На первом этапе наиболее узким местом, тормозившим рост скоростей, были станции. Скорости движения по стрелочным переводам станций допускались лишь до 100 км/ч. Для преодоления этих ограничений было закрыто 18 малодеятельных станций и снято с главных путей других раздельных пунктов более 100 редко используемых стрелочных переводов. В 1960 г. путь был полностью уложен на щебеночное основание с рельсами типа Р50, удлинены кривые и уложены прямые вставки между кривыми, произведено усиление искусственных сооружений, закрыт ряд переездов. В период освоения повышенных скоростей до 120 км/ч стрелочное хозяйство линии подверглось значительной реконструкции. Стали использоваться стрелочные переводы, имеющие вкладышно-накладочное корневое крепление и более мощные крестовины. После проведенных испытаний скорость движения по таким переводам по прямому направлению была доведена до 120 км/ч.

    С 1961 г. началось использование усиленных стрелочных переводов типа Р65 . По таким стрелкам поезда стали проходить со скоростью до 140 км/ч.

    В 1963 г. началась опытная укладка специализированных скоростных стрелочных переводов. Эксплуатация таких переводов доказала, что они обеспечивают движение поездов со скоростями до 160 км/ч.

    Электровозы серии ЧС2 эксплуатировались на линии Москва - Ленинград, обслуживая скоростные поезда и развивая скорость до 160 км/ч. В 1965 году были проведены опытные поездки, при которых электровоз серии ЧС2 с составом проходил путь от Ленинграда до Москвы за 4 ч. 59 мин.

    12 июня 1963 года состоялась опытная поездка "сверхскоростного" экспресса "Аврора" , который прошел путь за 5 ч. 27 мин. Совершенствовались системы электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи, благодаря чему в 1965 году время нахождения в пути экспресса "Аврора" было уменьшено до 4 ч. 59 мин., а маршрутная скорость увеличена до 130,4 км/ч.

    За период 1961-1965 гг. на всем протяжении были уложены длинномерные рельсы типа Р-65 на железобетонные шпалы. Более 250 стрелочных переводов заменены скоростными, в 2 раза сокращено количество переездов, и все они оборудованы автоматическими шлагбаумами с автоматической переездной сигнализацией, вдоль линии установлены ограждения, препятствующие выходу домашних животных и лесных обитателей на линию. Была установлена целесообразность сужения колеи на 4-6 мм - до 1520 мм, что обеспечивало большую стабильность путевой решетки, увеличивало срок службы шпал. На всем протяжении был смонтирован второй контактный провод, произведена регулировка контактной подвески.

    В 1970 году для проведения исследований взаимодействия экипажа и пути Конструкторским бюро авиационной техники А.С. Яковлева, Калининским вагоностроительным заводом и ВНИИВом был разработан и изготовлен опытный скоростной вагон-лаборатория с авиационным реактивным двигателем. На головной вагон электропоезда ЭР22 были установлены два турбореактивных двигателя АИ-25 и аэродинамические обтекатели. Динамические испытания двухвагонного поезда массой 60 т состоялись в 1972 году на Приднепровской дороге. В процессе опытных поездок была достигнута максимальная скорость 249 км/ч.

    "Русская тройка"

    Проект нового вагона РТ200 был выполнен Калининским вагоностроительным заводом. В 1972 году были построены опытные вагоны. Всего было изготовлено восемь вагонов и вагон-буфет, которые вместе с вагоном-электростанцией образовывали десятивагонный состав.

    В Чехословакии были заказаны локомотивы на скорость 200 км/ч - ЧС200.

    Испытания "Русской Тройки" проводились на линии Ленинград - Москва, большей частью на участке Ленинград - Чудово, где были осуществлены успешные динамические испытания поезда на скорости 210 км/ч с электровозами ЧС2М, ЧС2Т и позже ЧС200. 26 июня 1976 года "Русская Тройка", ведомая электровозом ЧС200, проследовала участок Любань - Чудово со скоростью 220 км/ч.

    Испытания первого вагона РТ200 проводились в течение июня - августа 1973 года. Поезд № 5003 состоял из электровоза ЧС2М, двух цельнометаллических вагонов прикрытия и вагона РТ200 между ними.

    18 сентября 1973 года "Русская Тройка" совершила первый пробный рейс из Ленинграда в Москву. В первый регулярный рейс с пассажирами "Русская Тройка" отправилась 8 июля 1975 года. Поезд шел по графику "Авроры" с прибытием в Москву в 18:43. Регулярные рейсы РТ200 совершал до 1980 года.

    1 марта 1984 года первый регулярный рейс совершил ЭР200 . С 1984 года и до февраля 2009 года он курсировал между Петербургом и Москвой с максимальной скоростью 200 км/ч.

    В 1993 году на участке Санкт-Петербург-Москва Октябрьской магистрали тепловозом ТЭП80 была достигнута рекордная скорость для тепловозов - 271 км/ч.

    Однако суперскоростной тепловоз ТЭП80 оказался совершенно не востребованным на практике. Если в годы создания предыдущей модели, ТЭП75, еще существовал полигон, где требовались пассажирские тепловозы мощностью 6000 л.с., то ко времени постройки ТЭП80 все линии, где этот тепловоз мог найти применение, уже были электрифицированы. Кроме того, из-за распада СССР наладить серийный выпуск этого тепловоза не успели (Коломенским заводом было выпущено всего два тепловоза ТЭП80).Но он до сих пор держит пальму первенства по скорости среди тепловозов и все еще является самым быстрым в мире.

    В 1995 году Коллегией Министерства путей сообщения Российской федерации было принято решение о комплексной реконструкции магистрали Санкт-Петербург - Москва для организации скоростного движения.

    В 1996-2000 гг. была проведена грандиозная реконструкция магистрали Петербург-Москва, а фактически построена по современным технологиям новая железная дорога. Благодаря реконструкции составы уже сейчас могут достигать скоростей 200-250 км/ч.

    Опробовано применение отечественной разрядно-импульсной технологии "лечения" земляного полотна, разработана и изготовлена из отечественных деталей контактная сеть КС-200, при модернизации устройств СЦБ и связи применен новый тип автоблокировки с тональными рельсовыми цепями.

    "Невский Экспресс"

    В 2001 году в регулярную эксплуатацию поступил первый состав поезда "Невский Экспресс". Вагоны, рассчитанные на скорость 200 км/ч, созданы на том же заводе, что и "Русская Тройка", хотя и не являются логическим ее продолжением.

    К осени 2001 года на главном ходу дороги появился первый отечественный высокоскоростной состав "Сокол-250" (скорость до 250 км/ч.).

    В ходе комплексной реконструкции магистрали Санкт-Петербург-Москва построено уникальное депо по обслуживанию скоростных электропоездов на станции Металлострой. Его территория - 44,3 га.

    "Сапсан"

    С 2009 года на линиях широкой (1520 мм) колеи ж.д. России эксплуатируются новые поезда "Сапсан" технологии Siemens. Составность поезда - 4 моторных и 6 прицепных вагонов, число тележек - 20, из них 8 моторных. Питание от сети 3 кВ постоянного и 25 кВ, 50 Гц переменного тока. Номинальная мощность - 8800 кВт, максимальная скорость - 250 км/ч. Число мест для сидения - 600.

    За последние 40 лет спрос на высокоскоростные железнодорожные сообщения значительно вырос. Высокоскоростные поезда, с точки зрения потребителей, превосходят другие виды транспорта по длительности поездок, уровню комфорта и безопасности, щадящему воздействию на окружающую среду. Эти преимущества в ближайшем будущем усилятся, благодаря росту протяженности линий, пригодных для движения с высокой скоростью.

    THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама