THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создает весьма благоприятные условия для мобилизации положитель­ных возможностей умственно отсталых детей. Однако эти усло­вия не возникают автоматически. Эффективность работы по всестороннему развитию умственно отсталых детей всецело зависит от учителя, первостепенная задача которого – сделать уроки изобразительного искусства коррекционно - направленны­ми. При этом не следует забывать, что главная цель уроков заключается не в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные объекты, а в том, чтобы макси­мально использовать изобразительную деятельность в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отста­лого ребенка в целом.

Изобразительная деятельность требует от рисующего прояв­ления сложного комплекса различных умений. Чтобы нарисо­вать какой-либо предмет, его надо хорошо рассмотреть, опреде­лить форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве. Все, что следует передать в рисунке, должно быть не только правильно воспринято – нужны еще специальные умения, чтобы это воспринятое было передано в графической форме. Имеется в виду техническая сторона изобразительной деятельности, т. е. умение владеть рукой, подчинять движения руки контролю глаза, правильно пользоваться графическими материалами. Практика обучения показывает, что при хорошей организации и совершенной методике преподавания учащиеся вспомогательной школы вполне могут овладеть простейшими навыками изобразительной деятельности.

На уроках изобразительного искусства у учащихся совершен­ствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, вооб­ражение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.

Занятия изобразительной деятельностью способствуют бо­лее активному формированию наглядного мышления. Требова­ние передать в рисунке сходство с изображаемым предметом заставляет школьника подмечать в нем такие свойства и осо­бенности, которые, как правило, не становятся объектом вни­мания при пассивном наблюдении.

Следует особо подчеркнуть, что познание формы, цвета, величины, строения и других свойств объектов становится тем полнее и точнее, чем большее количество анализаторов участ­вует в этом процессе. Зрительные, осязательные, кинестетические ощущения и восприятия позволяют осуществлять контроль за направлением и качеством движений! Проводимые на уро­ках специальные упражнения должны быть направлены на вы­работку координированной деятельности этих анализаторов.


Умственно отсталые дети имеют значительные нарушения координации движений, недоразвитие мышц пальцев и кисти руки, что затрудняет овладение техникой письма. В связи с этим неизмеримо возрастает роль изобразительной деятельно­сти, поскольку в процессе занятий ею указанные недостатки сглаживаются. Многочисленные упражнения в значительной мере развивают глаз и руку ребенка, приучают пальцы руки к сознательным, точным и согласованным движениям, придают гибкость и твердость кисти руки. В результате создаются благо­приятные условия и для развития навыков письма, Следует подчеркнуть, что занятия по рисованию являются по существу первым звеном в системе подготовки детей к письму.

Под влиянием целенаправленного обучения изобразительной деятельности учащиеся значительно лучше производят сравне­ния, легче устанавливают сходство и различие предметов. По­знание свойств предметов, происходящее на уроках рисования действенным путем, постепенно закрепляется в сознании детей. Форма, цвет и величина начинают пониматься как признаки, которые присущи многим предметам.

Занятия по изобразительному искусству играют значитель­ную роль и в развитии эстетического восприятия учащихся. Умственно отсталые школьники в силу своего интеллекту­ального и эмоционального недоразвития первоначально воспри­нимают только элементарные проявления красоты. Под влия­нием коррекционно-воспитательной и общеобразовательной ра­боты, проводимой на уроках изобразительного искусства, а также на уроках по другим учебным предметам и во внеклас­сное время расширяется сфера их чувственного познания. На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Эстетические переживания способствуют обострению ощущений, в осо­бенности ощущений цвета, цветосочетаний, ритма.

Особое значение для развития эстетического восприятия у умственно отсталых детей имеет систематическая демонстрация на уроках изобразительного искусства доступных для их пони­мания художественных произведений (репродукций картин, скульптур, декоративно-прикладных изделий и т. п.), через эмо­циональное восприятие которых учащиеся вспомогательной шко­лы постепенно подводятся к доступной их сознанию эстетиче­ской оценке явлений окружающей действительности.

В процессе обучения изобразительной деятельности учащие­ся приобретают некоторые знания основ реалистического рисун­ка, навыки рисования с натуры и декоративного рисования. Умение рисовать помогает умственно отсталым школьникам лучше усваивать знания по другим учебным дисциплинам, так как углубляет и активизирует наблюдательность.

Рисование достаточно широко используется на уроках по другим учебным предметам. Детские рисунки облегчают учи­телю задачу обучения счету и письму. Воспроизводя в рисунке предметы и явления, учащиеся глубже познают окружающую действительность.

Взаимосвязь уроков изобразительного искусства с другими дисциплинами позволяет сделать практические работы учащих­ся более целенаправленными, осмысленными и интересными. В результате этого коррекционно-воспитательное и общеобразо­вательное значение учебных предметов значительно повышается.

Наконец, необходимо отметить, что уроки рисования помо­гают изучить некоторые индивидуальные особенности умствен­но отсталых школьников. Наиболее, отчетливо это прослежи­вается в том случае, если детям дается тема для рисования, предлагается говорить о том, что они рисуют. Знание индиви­дуальных особенностей учащихся позволяет учителю более пра­вильно строить учебную и коррекционно-воспитательную работу.

Получить оптимальные результаты в процессе занятий изо­бразительной деятельностью, значительно усилить эффектив­ность коррекционно-развивающего воздействия уроков изобра­зительного искусства на личность умственно отсталого ребенка в целом можно только при условии рационального использова­ния всех возможностей, заключенных в этом учебном предмете.

Вопросы и задания

1.Какие общие и специальные задачи решаются при обучению изобразительному искусству учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида?

2. Каково значение изобразительной деятельности в общей системе обучения данных учащихся?

3. Проведите сопоставительный анализ задач обучения в массовой школе и школе восьмого вида.

4. Почему занятия рисованием оказывает существенное влияние на развитие и коррекцию чувственного познания и мышления умственно отсталых школьников?

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

1. Пропедевтический урок.

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика. Урок изучения новых знаний: Малая продуктивность учащихся специальных школ 8-го вида при изучении нового материала требует таких коррекционных мер, как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объем их подачи (в начальных классах до 10 минут, в старших до 25 минут).

2. Урок изучения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.

5. Урок проверки и оценки знаний.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока практической работой в классе.

6.Коррекционный урок.

Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

6. Комбинированный урок.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Вот примерная структура комбинированного урока, план-конспект которого будет приведен ниже:

Организационный момент и подготовка к уроку;

Организация учебной деятельности;

Проверка домашнего задания;

Повторение ранее изученного материала;

Подготовка к восприятию нового материала;

Изучение новых знаний;

Коррекция в процессе получения новых знаний;

Закрепление нового материала;

Подведение итогов;

Объявление домашнего задания;

Вывод из урока.

7. Нетрадиционные уроки.

Декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, внеклассные занятия по изо
27. Структура урока рисования
Общая организационная структура урока рисования в специ­ альной школе может быть представлена в следующем виде:
I. Подготовительная часть
1. Организационный этап (общая организация детей, подго­ товка необходимых учебных принадлежностей).
2, Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоцио­ нальной заинтересованности, повышение мотивации изобрази­ тельной деятельности школьников).
II.Основная часть
1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по фор­ ме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
2. Определение последовательности выполнения рисунка (пла­ нирование деятельности).
3. Указания к началу"работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изо­ бразительной деятельности (осуществление фронтального, диф­ ференцированного и индивидуального руководства; повторное при­ влечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащих­ ся; дополнительный показ технических приемов рисования и т.п.).
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащих­ ся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения постав­ ленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и досто­ инствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
2. Задание на дом.
3. Организованное окончание урока. Рассмотрим структуру урока более подробно.
I. Подготовительная часть
Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее корот­ кая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги Шля пробы красок и т. п.
Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего посторон­ него, не имеющего отношения к уроку рисования.
На этом же этапе урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые предстоит рисовать, учащиеся располагают на специальных" столиках-под­ ставках или прикрепляют к доске на указанное учителем место. Небольшие по размерам Предметы, служащие объектами изобра­ жения, дежурные раздают непосредственно перед началом их рас­ сматривания и изучения.
Такую подготовительную работу ученики выполняют по оче­ реди под контролем учителя, который стремится ^к тому, чтобы их действия были овознаиными и целенаправленными. В том слу­ чае, если дежурный допускает к*акую-либо ошибку, учитель, об­ ращаясь к другим детям, просит объяснить ее причину и испра­ вить.
Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мо­ билизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к про­ цессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают со­ вершенно иначе, характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятель- нъш. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает суще­ ственное влияние на формирование графических навыков, поло­ жительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах работы.
Создание заинтересованности в начале урока достигается раз­ ными средствами. Прежде всего учитель рассказывает о содержа­ нии предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображе­ ния и его назначением. Учащиеся с помощью учителя определяют материал, из которого сделан предмет.
Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызыва­ ет необходимую активность и адекватное отношение к поставлен­ ным задачам.
II.Основная часть
Анализ объекта изображения (натуры или образца) или выяв­ ление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся. Следует особо отметить, что без помощи учителя большинство умственно отста­ лых детей (особенно в младших классах) не могут самостоятельно всесторонне изучить объект изображения. В связи с этим учитель организует определенным образом их деятельность и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и
изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, долж­ ны делать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.
Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:
а) организация восприятия предмета в целом (его общая ха­ рактеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эс­ тетическая оценка);
б) анализ предмета:
выделение основной, наиболее крупной части;
выделение остальных частей;
определение формы основной части;
определение формы остальных частей;
установление конструкции, строения предмета (расположе­
ние частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу);
выделение цвета каждой части;
в) повторное привлечение внимания учащихся к предмету в
целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный об­ раз предмета).
В зависимости от возраста учащихся и их графической подго­
товленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:
I период
подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;
поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);
практическое выполнение рисунка учениками;
отчет учащихся о порядке построения рисунка;
II период
совместное с учениками определение последовательности вы­
полнения рисунка; 130
показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;
повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся;
III период
выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схе­мы построения изображения.
Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно
предшествует практической работе учащихся. Учитель напоми­ нает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводит­ся работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по компо зиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, ка­кова их величина, что нарисовать на первом плане, что - на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие - крупнее.
Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бума­ ги, учитель использует образец, которому должны следовать уча­щиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом эта­ пе урока учитель также дает рекомендации по технике работы ка­рандашами и красками.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изоб­ разительной деятельности. После объяснения задания и соответ­ ствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к ри­ сованию. Однако процессом изобразительной деятельности школь­ ников руководит учитель~он постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объек­ том или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует дея­ тельность учащихся.
Учитывая степень выраженности дефекта, необходимо чаще напоминать детям о самых простых правилах рисования, напри­ мер о том, что во время рисования не надо сильно нажимать на карандаш.
III. З а к л ю ч и т е л ь н а я часть
Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый матери­ ал и происходит оценка результатов детского творчества.
При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех за­дач, которые были поставлены учителем в начале урока.
Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только Допущенные ошибки, но и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей созна­тельного отношения к выполнению заданий и умения преодоле­вать встречающиеся трудности.
Задание на дом. Учащиеся I-IV классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся V-VI классов. Учитель "подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.
Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисун­ ки, которые начали в классе, например, закончить раскраску орнамента или тематического рисунка (раскраска рисунка с на­ туры дома, без модели, не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование на заданную тему.
Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.

Декоративное рисование.

Орнамент (геометрический,растительный,зооморфный,антропоморфный,комбинированный)

Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов при помощи ряда условных предметов.

Стилизация происходит по средствам постепенного обобщения формы, превращение объемной формы в плоскостную, замена реального цвета на условный.

Роль декоративного рисования в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями.

Декоративное рисование считается самым простым видом в обучении рисованию. Предполагается выполнение узоров и орнаментов.

Достоинства декоративного рисования. Не требует высокого уровня развития графических навыков, не предполагает сложного анализа конструкции предмета. Технически доступно для умственно отсталым школьникам. Линии разной направленности. Умение воспроизводить полученный графический образ, умение регулировать нажим на карандаш.

Декоративное рисование может уточнить о геометрических формах. Геометрические формы рассматриваются как переход к усвоению форм предметов.

Декоративное рисование позволяет уточнить и расширить пространственные представления. Уточнить представления о цвете, учатся соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном, соблюдать ритмичность и симметрию окраски элементов.

Декоративное рисование предполагает последовательность составлении узоров по готовым образцам, из данных элементов, составление узоров по заданной схеме, самостоятельное составление узоров.

Урок рисования с натуры.

Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с натуры трудно переоценить. Во

время занятий осуществляется: формирование перцептивных действий, т.е. умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве; воспитание осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности; качественное улучшение зрительных представлений; развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование); коррекция пространственных представлений; развитие речи как регулятора деятельности и средства общения; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему; формирование положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Неумение в должной степени воспринимать объект изображения не позволяет учащимся корр.школы выполнить рисунок, который был бы достаточно сходен с натурой. В связи с этим одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах . Иначе говоря, их надо научить выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение. Непременным условием такой деятельности является осмысливание наглядно воспринимаемого объекта, которое не может осуществляться без активного анализирующего восприятия.

Чтобы организовать такое восприятие на уроках рисования, его необходимо направить на определенные свойства объекта. Анализирующее рассматривание предмета проходит несколько этапов. На каждом из них учащиеся знакомятся с одним из свойств

натуры. Последовательность этапов и конкретные цели определяет учитель. Итогом такой работы является -Целостное восприятие объекта.

1 Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где, применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета?» Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют и показывают части предмета, перечисляют их свойства. Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях.

Целенаправленные наблюдения, развитие аналитико-синтетической деятельности оказывают сильное воздействие на динамику графических образов. Для дальнейшей активизации учащихся, преодоления пассивности восприятия и совершенствования мыслительных операций в процессе рисования с натуры важно подбирать такие объекцы, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор.

Наряду с наблюдением и изучением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета.

Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок - очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования.

Каждый этап построения рисунка учащиеся должны понять и запомнить. Для этого они повторяют очередность выполнения действий. Речь помогает им лучше осмыслить порядок выполнения задания. Только после этого дети переходят непосредственно к

рисованию. При установлении очередности этапов работы необходимо соблюдать принцип перехода от общего к частному. Этот принцип имеет особое значение, поскольку учащиеся специальной школы нередко начинают изображение с деталей, забывая об общей форме предмета.

Во время работы над рисунком учитель привлекает внимание детей к объекту изображения, побуждает их к дополнительному рассматриванию натуры, задает контрольные вопросы: «Что же вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше?» Закончив рисунок, учащиеся рассказывают о том, как они над ним работали. Важно приучить школьников к тому, чтобы в словесном отчете они сообщали не только то, что они делали, но и как решали изобразительные задачи.

Следующий этап обучения детей планированию работы - совместное составление плана построения рисунка в процессе беседы с учителем. На этом этапе объем помощи учащимся может быть различным. Он зависит от общей подготовленности учащихся, от степени сложности натурной постановки, от целей и задач самого урока. Значительная роль в развитии у учащихся умения планировать свою деятельность принадлежит наглядным пособиям, и в первую очередь схематическим рисункам, на которых показаны основные этапы построения изображения. Пользуясь ими, дети под руководством учителя определяют порядок работы, рассказывают о нем и запоминают его. После этого дидактическое пособие убирается; в противном случае школьники будут рисовать, глядя на схему, а натуральный объект останется без внимания. Более того, умс т венно отсталые дети в ходе п р а к т и ч е с к ой де я те л ьности по-прежнему нуждаются в помощи. Однако эта помощь носит совсем иной характер, да и удельный вес ее значительно сокращается.

Требования к уроку изобразительного искусства

в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Изобразительное искусство как один из учебных предметов школы имеет немалое значение. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей. Изобразительное искусство в силу своей конкретности и наглядности оказывает большое влияние на учащихся коррекционной школы, дает возможность знакомить их с новыми явлениями в общественной жизни, природе, быту, обогащает представления.

    Общедидактические требования.

    Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения.

    Урок должен быть воспитывающим и развивающим.

    На каждом уроке должна вестись коррекционно-развивающая работа.

    На каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к учащимся.

    Урок должен быть оснащен:

    • техническими средствами обучения;

      дидактическим материалом.

    Весь материал должен соотноситься с уровнем развития ребенка, связываться с логикой урока.

    На уроке должны осуществляться инновационные процессы.

    На уроке должен строго соблюдаться охранительный режим.

    Специальные требования:

    Замедленность темпа обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов;

    Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика;

    Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;

    Максимальная опора на чувственный опыт ребенка, что обусловлено конкретностью мышления ребенка;

    Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика;

    Опора на более развитые способности ребенка;

    Осуществление дифференцированного руководства учебной деятельностью ребенка.

    Урок должен способствовать решению основных задач, стоящих перед школой:

    оказывать всестороннюю педагогическую поддержку ребенку с ОВЗ;

    способствовать социальной адаптации ребенка с ОВЗ.

    Виды уроков изобразительного искусства в СКОШ.

    Декоративное рисование;

    Рисование с натуры;

    Рисование на темы;

    Беседы по изобразительному искусству.

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Модели неболь ших размеров раздаются им на рабочие места.

Для активизации мыслительной деятельности учащихся целе сообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ.

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обсле дование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения. У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой ри сунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существен ное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. п. Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декора тивно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесооб разность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта. Задания по декоративному рисованию должны иметь определен ную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное состав ление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для ум ственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений. Рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уро ках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно распо ложенная в пространстве. Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится со ответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходи мо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последо вательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами. С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.

Беседы об изобразительном искусстве . В 1-4 классах на беседы выделяются 10-15 минут в начале или в конце урока. В 5-7 классах для бе сед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендует ся показывать не более трех-четырех произведений живописи, скуль птуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов де коративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления обучающихся средства художественной выразительности. Под влиянием обучения у учащихся постепенно углубляется понимание событий, изображенных на картине, а также вырабаты вается некоторая способность рассказывать о тех средствах, кото рыми художник передал эти события (характер персонажей, распо ложение предметов и действующих лиц, краски и т. п.). Этому учи тель учит детей: ставит вопросы, вместе с ними составляет план рассказа по картине, дает образец описания картины. Организуя беседы об искусстве, необходимо (если это возможно) проводить экскурсии в музеи, картинные галереи, в мастерские живо писцев и скульпторов, в места народных художественных промыслов.

Виды занятий должны быть тесно связаны и дополнять друг друга. Занятия должны проводится с учетом времени года, состояния погодных условий, событий в жизни общества, а также с учетом интересов учащихся.

    Этапы урока.

С учетом динамики работоспособности умственно отсталых учащихся рекомендуется применять следующие этапы организации деятельности на уроке:

    организационно- подготовительный;

    основной;

    заключительный .

Организационно-подготовительный этап обеспечивает быстрое включение детей в урок и предпосыл ки к продуктивной работе. У умственно отсталых детей создание предрабо чей обстановки затруднительно из-за трудностей в переключаемости и инертности нервных процессов. Слово учителя может и не влиять на уста новку для работы, поэтому словесное обращение следует дополнять двига тельными и сенсорными упражнениями, направленными на активизацию внима ния, восприятия мышления.

Второй момент организации урока заключается в воспитании навыков правильной организации своих действий на уроке. Этот этап не только обес печивает продуктивность обучения, но и приучает детей к организованнос ти в любой деятельности. Главный принцип педагогической организации урочной работы заключается в постоянном управлении действиями умствен но отсталых детей, вплоть до полной их самостоятельности. Это и обуче ние своевременно входить в класс, без шума сесть за парту, подготовить рабочее место и т.д. Учитель должен всему научить: как правильно сесть, как расположить на парте альбом, как работать с кистью и красками и т.д. Сначала осуществляет ся показ действия, по мере формирования этих навыков можно переходить к словесным инструкциям. В практике старших классов такая организация осуществляется созданием специальной ситуации для самостоятельной под готовки учащихся к учебной деятельности.

На основном этапе решаются главные задачи урока. Учитель подробно рас сказывает, чем дети будут заниматься и зачем это нужно. Надо высказать мнение, что дети справятся с поставленной задачей. Педагогу следует помнить, что в силу слабости аналитико-синтетической деятельности учащиеся коррекционной школы не в состоянии понять конструкцию объекта и усвоить порядок изображения. В связи с этим рисунок выполняется, как правило, без учета выдвинутых учителем требований. И хотя внешне деятельность развертывается вполне благоприятно и учащиеся активно работают над рисунком, их действия нельзя назвать целесообразными и заранее спланированными. Не вникая в сущность инструкции, более того, забывая о ней, нисколько не заботясь о конечном результате своей деятельности, учащиеся нередко подменяют и в значительной степени упрощают поставленную задачу. Они выполняют её постольку, поскольку вынуждены делать это, чтобы в какой-то мере удовлетворить требования учителя. Обычная краткая инструкция, понятная и доступная нормальным детям, оказывается малопонятной и недоступной умственно отсталым. Педагогический опыт свидетельствует о том, что наиболее правильное изображение учащиеся делают тогда, когда учитель использует показ всех этапов построения рисунка, сопровождая его подробным объяснениями и указаниями. Чтобы нарисовать какой-либо предмет, надо иметь о нем четкие представления. Такие представления можно сформировать путем специальной организации восприятия предмета. Необходимо использовать различного рода инструкции: а) устные объяснения, указания, рекомендации; б) демонстрация готовых рисунков, схем; в) выполнение учителем на доске зарисовок в ходе объяснения материала.

Заключительный этап состоит в орга низационном завершении урока. На этом этапе оцениваются успехи учеников, подводятся итоги рабо ты, приводятся в порядок рабочие места и создается установка на от дых.

В периоды спада работоспособнос ти (двадцать пятая минута), желательно проводить физкультурные минутки.

    Образовательные задачи:

    формировать представления …;

    знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;

    расширить…;

    систематизировать…;

    учить применять на практике…;

    учить пользоваться…;

    формировать (закреплять, совершенствовать) графические навыки, навыки рисования …

    Коррекционно-развивающие задачи:

    коррекция и развитие внимания (произвольного, непроизвольного, устойчивого, переключение внимания, увеличение объема внимания)…;

    коррекция и развитие связной устной речи…;

    коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

    коррекция и развитие зрительных восприятий…;

    коррекция и развитие тактильного восприятия…;

    коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

    коррекция и развитие мыслительной деятельности;

    коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;)

    Воспитательные задачи:

    воспитывать интерес к учебе, предмету;

    воспитывать самостоятельность;

    воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и вида урока.

    Методы обучения:

Уроки изобразительного искусства предполагают использование следующих общедидактических методов:

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    исследовательский.

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода , который включает в себя различные формы: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель наглядно и доходчиво преподносит информацию, которую дети осмысливают для дальнейшего применения.

Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод (многократное воспроизведение действия). Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем.

Для того чтобы достичь определенного уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся, необходим исследовательский метод обучения , направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление творчества. При этом нужно обеспечить доступность творческих заданий исходя из уровня психофизических возможностей учащихся с ОВЗ.

    Для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий :

    развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

    сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им;

    воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;

    последовательное усложнение изобразительной деятельности;

    отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

    использование ТСО

    активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей: введение в урок творческих, импровизированных и проблемных задач;

    применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

    смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года;

    сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учениками;

    введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования.

Гульсум Тажетдинова
«Осенний лес». Конспект урока по ИЗО в коррекционной школе

Цель : Закрепить умение детей передавать в рисунке основные признаки деревьев осенью .

Задачи :

1. Закрепить умение рисовать деревья; закрепить знание частей деревьев - ствол, ветки, крона; умение располагать рисунок на листе бумаги; передавать их характерную окраску в осенний период ; закреплять навык раскрашивания акварельными красками и кистью в определенной последовательности, уточнять и обогащать представления обучающихся об окружающей действительности- признаки осени , жизнь растений осенью .

2. Развивать зрительную память, пространственную ориентацию - в середине, слева, справа, передачи их образа; мышление при анализе различных видов деревьев; моторику рук; воображение путем переноса жизненного опыта в рисунок; связанную речь путем ответов на вопросы, обогащать словарный запас (части дерева) .

3. Воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы.

Оборудование : Картина Левитана И. И. «Золотая осень » ,иллюстрации с осенним пейзажем , образец, схемы, букет из осенних листьев , акварельные краски, кисти, ластики, альбомы.

Словарь : береза, елка, осень , золотая, крона, ствол, ветки, береста.

Ход урока:

I) Организационный момент :

Ребята, у меня в руках геометрические фигуры, назовите цвет и форму.

II. Введение в тему : 1. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь этот месяц, да?

Какое время года наступило? (Осень ) .

Правильно, осень !

Назовите осенние месяца ?

Как вы догадались? По каким признакам? Молодцы!

2. Дидактическая игра : «Собери картину»

Ребята,что вы видите на картине.

Приглашаю вас в осенний лес .

2. Игра «Осенний лес »

Закройте все глаза и представьте, что мы в лесу.

Что вы видите и слышите в лесу?

(ответы детей, игра на творческое воображение : птицы поют, лес шумит, пробежал заяц, белка прыгает с ветки на ветку).

Молодцы!

-Отгадайте загадку : Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, это…. (сова) .

Беседа по картине : -В лесу живёт мудрая и таинственная сова (показ картины, и она пропустит нас в лес, только если мы назовём ей 3 правила, которые необходимо соблюдать в лесу.

(показ таблицы : НЕ СОРИ! НЕ ГУБИ! НЕ ШУМИ).

Давайте все вместе прочитаем. (хоровое произношение) .

Что означает слово «НЕ СОРИ» ? (нельзя сорить в лесу, не должны оставлять за собой мусор) .

Что означает слово «НЕ ГУБИ» (в лесу ничего лишнего нет. Не рвите цветы, не ломайте ветки, не розаряйте муравейники и птичьи гнёзда).

Что означает слово «НЕ ШУМИ» (будете шуметь- распугаете птиц,

нельзя в лесу громко слушать музыку).

В лес мы приходим как гости. А как ведут себя в гостях (ответы детей)

III) Основная часть :

Ребята, сегодня у нас урок на тему «Осенний лес » и поговорим с вами о деревьях

1. Загадки о деревьях :

А сейчас послушайте загадки и отгадайте о чём говорится?

1. Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

2. Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоня)

3. Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Берёза)

А кто знает стихотворение про берёзу? Про листья?

2. Игра «С какого дерева листок»

3. Упражнение в классификации :

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Что здесь лишние? Почему?

4. Знакомство с картиной И. И. Левитана

1. Я принесла иллюстрацию, давайте рассмотрим (на доске висят картина И. И. Левитана «золотая осень » )

Один из самых известнейших пейзажистов – Исаак Ильич Левитан.

Рассмотрим одну из картин «Золотая осень » .

Что вы видите на картине?

Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды между невысоких берегов. Вдали открываются осенние леса . Перед нами расстилается земля, покрытая уже пожелтевшей травой. Слева вы видите деревья.

Какие деревья он нарисовал (берёзовая роща)

Какого цвета небо?

Какие краски использовал художник для изображения осеннего пейзажа ? (жёлтый,коричневый, зелёный, оранжевый,голубой) .

Какое настроение передаёт художник?

Мы можем сказать, что на картине осень показана ЯРКО и ПРАЗДНИЧНО.

2.- Ребята, посмотрите какой рисунок вы сегодня будете рисовать.

(Показываю образец детям)

Мы с вами нарисуем берёзу? Анализ объекта изображения (образца-) :

Что есть у берёзы (ствол, ветки, листья)

Какого цвета листья у березы.

На какую геометрическую фигуру похожа листья берёзы.

Чем покрыта ствол берёзы (показ бересты : раньше когда не было бумаги писали на бересте, плели обувь «лапти» ,корзины).

3. -Берёзу можно нарисовать цветными карандашами, сделать из цветной бумаги (обрывание, из пластилина (показ поделок) .

Сегодня, ребята мы нарисуем берёзу, в технике тампонирования, посмотрите, как она выполняется.

Показ действия учителя :

1. Располагаем лист вертикально, начинаем рисовать ствол березы не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. Рисуем восковым карандашом изогнутую линию, оставляя интервалы, чтобы в ствол «вставить» ветви.

2. В тех местах, где мы оставляли интервал, рисуем ветки, ветви у берёзы изогнутые.

3. Продолжаем дополнять ствол дерева веточками.

4. Продолжаем работу восковым карандашом – рисуем темные участки на коре ствола березы.

5 .Переходим к работе акварелью. Раскрашиваем фон вокруг дерева губкой синего цвета

6. Листья мы будем рисовать с помощью жесткой мочалки для мытья посуды. Смачиваем краску водой, обмакиваем мочалку в краску и с помощью метода тычка рисуем листву : жёлтого, оранжевого цвета.

4. Физкультминутка

Мы листики осенние , на веточке сидели,

Дунет ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю положил.

5. Самостоятельная работа детей.

(помощь затрудняющимся, индивидуальный подход, поощрение) .

IV. Анализ урока .

1. Выставка рисунков учащихся.

2. Анализ работ :

Смотрите, какие красивые, прекрасные, как настоящие, получились наши берёзки.

V.Рефлексия.

А сейчас, если у вас на уроке не было трудностей , поднимите красный листик, если у вас возникли трудности, поднимите желтый листик.

VI.Итог :

Какая тема была на нашем уроке ?

Какое время года на ваших рисунках?

Как называется техника рисования?

Вы все молодцы! Спасибо.

Публикации по теме:

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.

Конспект итогового логопедического занятия в коррекционной школе VIII вида «Путешествие в Мультляндию» Итоговое занятия по логопедии. "Путешествие в Мультляндию" (для учащихся 1-2 классов) Цель: в занимательной и игровой форме обобщить и.

Конспект урока чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы по изучению басни Задачи: - учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; - уточнить представления о жанровых особенностях басни;.

Тема урока: «Решение задач». Цель урока: работать над задачами на нахождение неизвестного слагаемого, учить проверять правильность решения.

Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида Тема: «Предлог».Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении. Задачи урока: 1. Образовательные:.

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Буква В. Слоги и слова с буквой В» Конспект урока письма в 1 классе СКОУ 8 вида Учитель – дефектолог Солосенкова В. В. Тема урока: «Буква «В». Слоги и слова с буквой «В»».

Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы «Весна - природа пробуждается» Тема урока: Весна – природа пробуждается (4 класс) Цель урока: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Библиотека изображений:


М.А. Овчинникова
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Елабуга, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Работа с детьми на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе VIII вида
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
У этих детей отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, иногда чересчур обидчивы. Их поведение лишено стойких мотивов.
В настоящее время преобладает количественный подход в оценке качеств человека. Наука относится к человеку, как к прибору, параметры которого можно измерить и, соответственно, определить его место среди других людей. В психологии возникло понятие норма и ее количественная оценка. Однако, понятие нормы очень условно и чаще всего означает большинство (или около 70%). Все остальное не норма, которая включает в себя и недостаточность и одаренность.

Одаренность - это не просто избыток над нормой, часто она сопровождается недостатком в других областях, а недостаточность (в частности интеллектуальная) может сопровождаться одаренностью в чем-либо другом. Для актуализации компенсаторных возможностей были предложены методы, направленные на выявление этих возможностей и организацию пространства для работы, а также на активизацию элементарных и высших психических функций в комплексе.
У умственно отсталых школьников наблюдается недоразвитие целенаправленности деятельности, что выражается прежде всего в нарушении ориентировки в задаче. При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя дети-олигофрены приступают к выполнению поставленной задачи без должной предварительной ориентировки в ней.
Это отчетливо обнаруживается у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида. Так, при выполнении практических действий с предметами по предложенному образцу они приступают обычно сразу к построению объекта, не анализируя предварительно образец, следовательно, появляется множество ошибок.
Рисунки детей до коррекции

Формирование графических навыков
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования графических навыков у учеников коррекционной школы VIII вида. При формировании графических навыков обнаруживаются следующие недостатки.
1. Недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения.
2. Неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.), недостаточная дифференцированность восприятия и представлений.
3. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности.
4. Грубое (у определенных групп) нарушение моторики, нескоординированность движений, параличи, парезы и др.
В результате этого графические навыки формируются на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников. У умственно отсталых затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др. В структуре речи умственно отсталых наблюдаются нарушения всех ее сторон: информационной, эмоционально-выразительной, регулятивной. Характерны бедный словарный запас, примитивность высказываний. Таким детям трудно действовать по словесной инструкции, они не могут согласовать речь и деятельность, прокомментировать происходящее.
Общие дидактические принципы
1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.
2. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь.
3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Важное значение для систематизации имеют уроки обобщающего повторения.
5. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное усвоение ЗУНов, использование этих знаний в жизни.
6. Принцип наглядности в обучении. Самый важный, с него начинается обучение. Использование игрушек, картинок, иллюстраций. Необходимо правильное соотношение наглядных и словесных методов.
7. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.
8. Принцип прочности в обучении. В школе 8 вида необходимо постоянное повторение. Повторение предусмотрено в самой программе школы 8 вида.
Специфические принципы обучения
1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи. Коррекционные задачи решаются и на уроках общеобразовательного цикла.
2. Принцип профессионального характера трудового обучения. Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.
3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе. Направленность всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения материала по труду.
4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.
Работа на уроках, мероприятиях

Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.
Наиболее целостным отображением действительности является восприятие. Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания у умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).
Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
Коррекция нарушений, свойственных умственно отсталым школьникам, осуществляется путем избирательного воздействия (по Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве.
Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путем тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.
В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.
В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.
Внеурочная деятельность по предмету
Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление.
В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
Работы детей

Наглядность
На уроках рисования часто используются игрушки, которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не только о том, что изображено, но и как изображено. Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов. Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след осознании детей.
Правильное использование наглядности в сочетании со словом обогащает представления детей, делает обучение более доступным, развивает мышление и наблюдательность, способствует углубленному и прочному усвоению учебного материала.
Один из создателей советской вспомогательной школы А. Н. Граборов, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, писал: «...Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования
Среди наглядных средств обучения важное место занимает педагогическое рисование - выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями.
Результаты деятельности. Грамоты детей.

Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся. адаптироваться им в социуме и начать полноценную самостоятельную жизнь.
Примечания
Астафьева О. П., Имашева Е. Г. Коррекционная психология.
Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1997.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст]. – М.: Просвещение, 2007.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст]. – М.: Академия, 2002. –207 с.
Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой– М.: Школа – ПРЕСС, 2004. – 416 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – 500 с.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама