THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Памятка организации работы по самообразованию

Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:

Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания учащихся;

Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 3-х (5-ти) лет.

Источники самообразования:

Издания периодической печати (газеты, журналы);

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

Ресурсы Интернет;

Видео, аудио информация на различных носителях;

Мероприятия по обмену опытом (семинары, конференции, мастер-классы);

Курсы повышения квалификации;

Стажировка, переподготовка и др.

Этапы работы педагога над темой самообразования

ЭТАПЫ

СРОКИ

Диагностический

1. Анализ затруднений

2. Постановка проблемы

3. Изучение литературы по проблеме

Прогностический

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов

Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта, системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов работы по теме самообразования.

3. Представление материалов.

Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение.

В ходе дальнейшей пед.деят-сти

Формы представления результатов по самообразованию:

Сценарии, исследования;

Доклады, выступления;

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядных материалов;

Разработка адаптированных методических рекомендаций по применению современных технологий (образовательных, информационных);

Проектирование и проведение открытых уроков;

Создание учебно-методических комплексов;

Обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Примерное содержание папки по самообразованию:

1. Титульный лист.

3. Перспективный план самообразовательной деятельности на 3-5 лет:

Изучение психолого-педагогической литературы;

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности;

Участие в системе методической работы учреждения образования;

Участие в системе методической работы района и области.

4. Анализ самообразовательной деятельности за прошлый учебный год.

5. Индивидуальный план самообразовательной деятельности на текущий год.

6. Материалы работы над индивидуальной методической темой.

Теоретическая часть (изучение литературы по теме, знакомство с практическим опытом работы по данной проблеме);

Практическая часть (разработка дидактических материалов для практического внедрения, конспекты уроков, внеклассных мероприятий).

7. Материалы работы над единой методической темой школы

8. Посещение уроков, внеклассных мероприятий у коллег.

Тип материала: Обобщение опыта

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.

В нашем центре практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения, района. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов.

Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.

Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

Адаптивный

Проблемно-поисковый

Инновационный

Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.

Углубление знаний по разным методикам.

Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.

Повышение общекультурного уровня педагога.

Технология самообразования

1.Общение с высококлассными педагогами.

2.Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.

3.Критический обзор периодической печати.

4.Индивидуальный план самообразования.

Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на разработку положения о работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.

Положение о работе педагогов над темами самообразования утверждается на педагогическом совете.

В нем определены общие положения:

Настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;

Работа педагогов над темами самообразования является обязательной.

Цель работы над темами самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Исходя из цели мы поставили перед собой следующие задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие в центре инновационных процессов.

Кроме того, положением определяется порядок работы над темой самообразования:

1.Выбор темы и сроков работы.

2.Составление индивидуального плана.

3.Отслеживание педагогом работы по теме.

4.Результаты работы и формы его представления.

5.Работа методиста по учету тем самообразования.

Остановимся подробнее на каждом пункте.

Тема самообразования формируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.

Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом объединении мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой.

Этапы

Сроки

I.Диагностический

Анализ затруднений.

Постановка проблемы.

Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II.Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

Формирование методического комплекса.

Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы по теме самообразования.

Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

А затем был выработан единый индивидуальный план самообразования.

Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем ставит цель и формулирует задачи самообразования, с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.

____

____

Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________

Специальность по диплому ____________________________________

Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________

Тема учреждения ____________________________________________

____

Когда начата работа над темой _________________________________

Когда предполагается закончить работу над темой ________________

Цель самообразования по теме _________________________________

Задачи самообразования ______________________________________

Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _____________________________________________________

Какой предполагается результат и форма его представления. ________

В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы:

Приложение №6

№ п/п

Название Система работы педагогов над темами самообразования

Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.
В нашем центре практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения, района. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов.
Первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование.
Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности
Адаптивный
Проблемно-поисковый
Инновационный
Цели самообразования педагога
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
Углубление знаний по разным методикам.
Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования
1.Общение с высококлассными педагогами.
2.Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
3.Критический обзор периодической печати.
4.Индивидуальный план самообразования.
Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. Решая проблему организации самообразования в учреждении, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Такая цель вывела нас на разработку положения о работе педагогов над темами самообразования. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Положение о работе педагогов над темами самообразования утверждается на педагогическом совете.
В нем определены
общие положения :
-настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;
-работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
Цель работы над темами самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели мы поставили перед собой следующие
задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие в центре инновационных процессов.

Кроме того, положением определяется порядок работы над темой самообразования:
1.Выбор темы и сроков работы.
2.Составление индивидуального плана.
3.Отслеживание педагогом работы по теме.
4.Результаты работы и формы его представления.
5.Работа методиста по учету тем самообразования.

Остановимся подробнее на каждом пункте.
1. Выбор темы и установление сроков работы.
Тема самообразования формируется, исходя из методической темы центра, затруднений педагогов, специфики их индивидуальных интересов.
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
2. Составления индивидуального плана.
Существуют разные варианты написания индивидуального плана самообразования. На методическом объединении мы познакомили педагогов с примерным планом работы над темой.


Примерный план работы педагога над темой

Этапы

Сроки

I.Диагностический

Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II.Прогностический

Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III. Практический

Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
Формирование методического комплекса.
Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
Корректировка работы.

II год; (III), (IV).

IV. Обобщающий

Подведение итогов.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов.

III год, (IV), (V).

V. Внедренческий

Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.


А затем был выработан единый индивидуальный план самообразования.
Каждый педагог имеет индивидуальный план работы над темой, в котором определена тема самообразовательной деятельности, затем ставит цель и формулирует задачи самообразования, с указанием сроков их выполнения. На этой основе составляется индивидуальный план.
Индивидуальный план самообразования
Должность __________________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО _______________________________________________________
Образование (когда и какое учебное заведение окончил) ___________
Специальность по диплому ____________________________________
Когда обучался на курсах повышения квалификации ______________
Тема учреждения ____________________________________________
Индивидуальная тема _________________________________________
Когда начата работа над темой _________________________________
Когда предполагается закончить работу над темой ________________
Цель самообразования по теме _________________________________
Задачи самообразования ______________________________________
Основные вопросы, намечаемые для изучения. Этапы проработки материала _____________________________________________________
Какой предполагается результат и форма его представления. ________
3. Отслеживание педагогом работы по теме.
В помощь педагогу для отслеживания работы над темой подготовлены следующие формы:
Приложение №6
Банк данных литературы по теме
«______________________________________________________»

№ п/п

Название

Издательство

Год
выпуска

























№ п/п

Мероприятие

Тема
мероприятия

Дата
проведения

















К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.
Ежегодно педагоги сдают отчеты по работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану


над темой самообразования

Должность ______________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО ___________________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Год работы над темой _____________________________________
Деятельность по реализации темы___________________________
(Изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале).
По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт.

Должность ______________________________________________
МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
ФИО ___________________________________________________
Тема учреждения _________________________________________
Индивидуальная тема _____________________________________
Срок и период работы над темой ____________________________
Цель самообразования по теме _____________________________
Задачи самообразования ___________________________________
Прошел обучение на курсах повышения квалификации _________
Изучена литература _______________________________________
Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других мероприятий_______________________________________
Наработанный материал ___________________________________
Форма представления материалов __________________________


Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- доклада,
- реферата,
- статьи в журнале,
- программы,
- дидактического материала,
- методического пособия,
- научно-методической разработки.
Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:
- выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;
- теоретический, методический и практический семинар;
- практикум;
- тренинг;
- мастер - класс;
- открытое занятие.
Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.


Методист центра ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.
Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно по их отчетам заполняет следующую таблицу.


п/п


ФИО
педагога

Должность


Тема
самообразования


Год работы над темой















Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.
Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения.
Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

Издательство

Год

Выпуска

Посещение методических мероприятий

№ п/п

Мероприятие

Тема

Мероприятия

Дата

Проведения

Что из услышанного вынес для себя

К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, форумы, курсы повышения квалификации и др.

Ежегодно педагоги сдают отчеты по работе над темой по самообразованию, согласно примерному плану

Примерный план отчета по работе

Над темой самообразования

За _________________ учебный год

Год работы над темой _____________________________________

Деятельность по реализации темы___________________________

(Изучил литературу; познакомился с опытом работы такого-то педагога; посетил открытые занятия, заседания МО, семинары; прошел обучение на курсах повышения квалификации; разработал программу, подготовил научно-методическую разработку, дидактический материал, методические пособия; выступил с сообщением, докладом, подготовил реферат, статьи в журнале).

По окончании работы над темой самообразования сдаётся итоговый отчёт.

Итоговый отчет по самообразованию

Должность ______________________________________________

МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»

ФИО ___________________________________________________

Тема учреждения _________________________________________

Индивидуальная тема _____________________________________

Срок и период работы над темой ____________________________

Цель самообразования по теме _____________________________

Задачи самообразования ___________________________________

Прошел обучение на курсах повышения квалификации _________

Изучена литература _______________________________________

Посещено открытых занятий, заседаний МО, РМО, семинаров и других мероприятий_______________________________________

Наработанный материал ___________________________________

Форма представления материалов __________________________

4. Результаты работы и формы его представления.

Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

Доклада,

Реферата,

Статьи в журнале,

Программы,

Дидактического материала,

Методического пособия,

Научно-методической разработки.

Кроме того, в процессе работы над темой самообразования и по ее завершению педагог представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

Выступления (отчет) на заседании МО, МС, педсовета;

Теоретический, методический и практический семинар;

Практикум;

Тренинг;

Мастер - класс;

Открытое занятие.

Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами.

5. Работа методиста по учету тем самообразования

Методист центра ведет учет тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь.

Для отслеживания работы педагогов над темой методист ежегодно по их отчетам заполняет следующую таблицу.

П/п

ФИО

Педагога

Должность

Тема

Самообразования

Год работы над темой

Деятельность по реализации темы

Введение графы "Год работы над темой" позволяет отследить, на каком этапе работы над темой находится педагог, и, если требуется, оказать соответствующую методическую помощь, определить виды деятельности в реализации темы в течение конкретного учебного года.

Изменения в таблицу вносятся ежегодно. Такая система работы позволяет выявить передовой педагогический опыт, обобщить его и выбрать формы распространения.

Наиболее значимый опыт работы педагога может быть рекомендован к распространению на различных уровнях.

В ходе данной работы мы еще раз убедились, что самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Вся наша работа должна быть организована так, чтобы самообразование стало потребностью для каждого педагога.


Работа по самообразованию как условие профессионального развития учителя

Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности. Мысль о том, что настоящий учитель и сам должен постоянно учиться, высказывали многие педагоги и мыслители. Широко известен афоризм древнеримского мыслителя Сенеки «Уча других, мы учимся сами». Основоположник российской научной педагогики К.Д. Ушинский писал: «Учитель учится всю жизнь. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»

Необходимость педагогического самообразования обусловлена теми изменениями, которые постоянно происходят в образовании: появляются новые методики обучения и воспитания, разрабатываются новые способы и средства педагогической деятельности, обновляются образовательные программы и учебники, вводятся новые нормативы, корректируется законодательство. Это отражает естественный процесс общественного развития, ведь образование является частью общества. Знания и умения, когда-то приобретённые педагогом, могут забываться и устаревать. Поэтому педагогу-профессионалу необходимо их обновлять и приобретать новые. Нельзя недооценивать ещё один аспект педагогического самообразования. Педагогу, который постоянно учится сам, занимается самообразованием, развивается как личность, гораздо легче понять другую развивающуюся личность – своего ученика: «поставить себя» на место ученика, понять его проблемы, предвидеть возможные затруднения, увидеть и оценить нестандартное решение, ободрить, обратившись к собственному опыту учения.

Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность (ориентация на формирование целостной картины), единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность (постоянный процесс развития) перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Среди наиболее часто используемых форм организации самообразования можно выделить следующие:

Курсовая подготовка в организациях повышения квалификации;
- получение второго высшего образования или второй специальности;
- дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы;
- сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей, обмен опытом в сети учителей-практиков;
- индивидуальная работа по самообразованию.

Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:

    Выбор направления и темы самообразования.

    Формулирование цели и задач самообразования.

    Определение круга источников информации.

    Выбор формы самообразования.

    Составление плана самообразования.

    Определение результата самообразования.

    Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Рассмотрим данные этапы.

1 этап – выбор направления и темы самообразования

Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:

    профессиональное (предмет преподавания);

    психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей;

    психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);

    методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);

    информационно-компьютерные технологии;

    здоровьесбережение;

    правовое;

    эстетическое;

    историческое;

    иностранные языки;

    политическое;

    интересы и хобби.

Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив школы. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса. В организации самообразования, как и в любой деятельности, ключевую роль играет концентрация на определённом направлении работы. Тема, выбираемая для самообразования, должна быть актуальной для самого педагога, для той образовательной организации, в которой он работает. В качестве темы самообразования можно выбрать:

Одну из задач работы образовательной организации на текущий год;

Аспект профессиональной деятельности, вызывающий у педагога затруднение (например, подавляющее большинство начинающих учителей испытывают затруднения в активизации учебно-познавательной деятельности детей на уроке, в организации закрепления нового материала);

Тему, связанную с развитием уже достигнутого положительного результата (например, для опытного педагога может быть актуальным приобретение теоретических знаний по уже имеющемуся опыту, для того чтобы обобщить свой успешный опыт и расширить сферу его применения).

Какой бы ни была тема самообразования, необходимо, чтобы осуществляемая по ней работа являлась продуктивной, полезной для профессионально-личностного развития педагога.

2 этап – формулировка цели и задач самообразования

Целями самообразования могут быть:

    повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;

    изучение и внедрение новых педагогических технологий;

    изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;

    совершенствование своих знаний в области педагогической психологии

При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.

Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.

Например, темой самообразования является «Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе». Цель самообразования формулируем следующим образом: «Изучение и внедрение ИКТ в ходе организации образовательного процесса в основной школе». Задачами самообразования в данном случае могут быть:

    изучить литературу и материалы сети Интернет об ИКТ в основной школе;

    пройти курсы повышения квалификации;

    посетить семинары и конференции по проблеме внедрения ИКТ в основной школе;

    принять участие в работе сообщества по ИКТ на портале «Сеть творческих учителей»;

    посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;

    провести самоанализ и самооценку собственных уроков;

    разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;

    апробировать данный комплект на практике.

3 этап – определение круга источников информации.

Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:

    телевидение;

    газеты, журналы;

    литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);

    материалы сети Интернет;

    видео, аудио информация на различных носителях;

    платные курсы;

    семинары и конференции;

    мастер-классы;

    мероприятия по обмену опытом;

    экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;

    курсы повышения квалификации;

    уроки коллег;

    путешествия;

4 этап – выбор формы самообразования

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

5 этап – составление плана самообразования

На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

    название темы;

    предполагаемый результат;

    этапы работы;

    сроки выполнения каждого этапа;

    действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

    способ демонстрации результата проделанной работы;

    форма отчета по проделанной работе.

Деятельность учителя в области самообразования может включать в себя:

    систематический просмотр определенных телепередач;

    чтение конкретных педагогических периодических изданий;

    чтение методической, педагогической и предметной литературы;

    обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;

    посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;

    участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;

    изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;

    изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;

    прохождение курсов повышения квалификации;

    проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;

    организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;

    посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

    общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.

6 этап – определение результата самообразования

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:

    повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

    разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

    разработка новых форм, методов и приемов обучения;

    доклады, выступления;

    разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

    разработка пакета тестового материала в электронном виде;

    разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;

    создание главы или страницы электронного учебника;

    разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

    создание комплектов педагогических разработок;

    разработка модели образовательного процесса;

    проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме);

7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчетных работ могут быть:

    обобщение опыта;

    сбор и анализ отчетной документации;

    презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.

По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для изменений;

Педагог обладает развитой способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов);

Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы.

Показатели эффективности педагогического самообразования - это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Используемая литература:

    Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.

    Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.

    Эверт Н.А. Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.

    Электронный педагогический словарь.

Самообразование как один из способов повышения профессионального мастерства педагогов

Цель консультация: Совершенствование навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Раскрыть сущность процесса самообразования, его необходимость в современных условиях.
  • оказание методической помощи педагогам в умении работать с учебной, справочной, научно-методической литературой, выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы.

Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных умений.

План консультации:

4. Рефлексия.

Литература:

Белая К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ. / Справочник старшего воспитателя. N 2, 2007. с.37.

Дошкольное воспитание N 2, 2008 с. 97

Короткина О. Как организовать работу по самообразованию. /Дошкольное воспитание. N 8, 2004, с. 36

Материалы интернт-сайтов по проблеме самообразования

Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…

К.И. Чуковский

1. Самообразование как один из путей повышения профессионального мастерства педагогов.

Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов. Важную роль при этом имеет систематическое, самостоятельное ознакомление воспитателей и других специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики, с передовой практикой работы других образовательных учреждений, в также изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Как вы понимание, что такое самообразование?

Разные источник дают следующие определения:

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность , управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. Ожигов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Самообразование педагога - это необходимое условие профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Педагог должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности своих коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Но это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование прежде всего должно стать неотъемлемой потребностью.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.

Изменения, происходящие в жизни общества формируют образ педагога как «несовременного человека».

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, что за воспитатель будет работать с их ребенком.

Общественное мнение . Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес . Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда вообще быть педагогом?

Источники самообразования.

В чем заключается суть процесса самообразования?

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

Телевидение

Газеты, журналы

Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Интернет

Видео, аудио информация на различных носителях

Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Мероприятия по обмену опытом

Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Курсы повышения квалификации

2. Организация работы по самообразованию.

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:

Не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность

Не могут правильно сформулировать тему самообразования

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

При работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

Не могут сформулировать цель и задачи работы

(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)

Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

  • выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.
  • определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность

При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняют-ся в правильном выборе

Формулируйте темы по схемам:

  • - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

ФормированиеСтановление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

и.т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях

В процессе изу-чения чего-либо

В процессе зна-комства с чем-либо

В игровой дея-тельности

и т.п.

Например:
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий »

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

Ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

Изучите современные взгляды на проблему

Используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;
  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;
  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;
  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.

Например:

Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

деятельности исследования

Частичный

предмет

Исследования

Изучить,

исследовать, проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать, экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и т.п.

Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства, возможности, целесообразность, приемы,

3. Результаты самообразования.

Что дает самообразование?

Самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнить и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Результат

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Каковыми могут быть результаты самообразования?

  • Повышение качества проводимой с детьми работы;
  • Разработка конспектов, программ, сценариев, пособий
  • Доклады, выступления
  • Разработка дидактических материалов, наглядности
  • Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям
  • Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
  • Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.

Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.

Уважаемые коллеги, желаю Вам удачи!

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА

НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема:_________________________________________________________

Дата начала работы над темой _____________________________________________

Предполагаемая дата окончания работы над темой ___________________________

ЦЕЛЬ: ___________________________________________________________________

Задачи: ____________________________________________________________________

Примерные задачи:

Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);

Разработать перспективный план работы с детьми;

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе центр активности (или мини-центр) «________________________________»;

Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «___________________________»; выступление на педагогическом совете по теме: «_____________________________________»;

Подготовить (принять участие) в семинаре «___________________________________________»;

Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «___________________________________________________________________»;

ЭТАПЫ

СРОКИ

ФОРМА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

2. Прогностический

1. Определение цели и задач

работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3. Прогнозирование результатов.

3. Практический

1. Внедрение передового педагогического опыта;

системы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.

4. Корректировка работы.

4. Обобщающий

1. Подведение итогов.

2. Оформление результатов

работы по теме.

3. Представление материалов.

5. Внедренческий

1. Использование опыта самим педагогом в процессе

дальнейшей работы.

2. Распространение опыта среди коллег.

Практические выходы, например:

  1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
  1. Подготовка (принятие участия, проведение) семинара.

Тема: «______________________________________________________________»;

  1. Проведение мастер-классов для педагогов.

Тема: «________________________________________________________»;

  1. в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть:

    1. Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
    2. Изучение учебной и научно-методической литературы;
    3. Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
    4. Изучение новых программ и педагогических технологий;
    5. Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
    6. Повышение общекультурного уровня.

    Алгоритм составления плана по самообразованию

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой.

    В плане указываются:

    • название темы
    • цели
    • задачи
    • предполагаемый результат
    • этапы работы
    • сроки выполнения каждого этапа
    • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
    • способ демонстрации результата проделанной работы
    • форма отчета по проделанной работе

    По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

    Алгоритм работы над темой самообразования

    • Подбор темы
    • Определение целей и задач
    • Дата начала работы над темой
    • Подбор видов деятельности в рамках работы над темой
    • Подбор источников самообразования
    • Результаты самообразования и их трансляция на уровне учреждения, районном, окружном, городском и региональном уровнях.

    Формы работы педагогов над темами самообразования:

    1. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

    2. Обзор в Интернете информации по теме.

    3. Посещение семинаров, конференций, занятий коллег.

    4. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

    5. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

    6. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

    7. Изучение информационно-компьютерных технологий.

    8. Общение с коллегами в ДО, городе и в сети Интернет.

    9. Участие в конкурсах в сети Интернет.

    10. Помещение своих разработок на сайтах в сети Интернет.

    Формы представления результатов самообразования

    • Доклад лекция.
    • Защита исследовательской работы
    • Показ новых форм, методов, средств в процессе обучения и воспитания
    • Брошюра,
    • Листовка,
    • Буклет
    • Открытое занятие
    • Проведение семинара, консультации, мастер-класса
    • Обучения коллег новым методикам, средствам, способам, методам воспитания и обучения детей.
    • Практикум (тренинг) и т.д.
    • Тематические родительские собрания

    Подготовила: Корнеева Наталья Михайловна, учитель английского языка МКОУ «Начальная общеобразовательная школа №17»

    «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить!»

    Сократ

    1. Условия возникновения и становления опыта

    Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека на различных этапах его жизненного пути.

    Современная концепция непрерывного педагогического образования в России сориентирована на:

    Развивающиеся потребности личности, общества, государства;

    Расширение пространства образования современных педагогов;

    Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетентности.

    Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

    Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, можно прийти к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование.

    2. Актуальность

    Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами.

    На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

    Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, можно их структурировать и применить в работе с педагогами.

    Инновационные направления методической работы

    · маркетинговое: изучение спроса педагогов

    · информационное: создание единой информационной, организационной, методической учебно-воспитательной среды в ОУ;

    · научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу ОУ

    · психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

    · управленческое: повышение компетентности педколлектива

    Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. Поэтому самообразование каждого педагога должно стать его потребностью.

    3. Теоретическое обоснование

    По словам К.Ю. Белой, канд. пед. наук, самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен не только владеть методикой воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.. Учитель начальных классов должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его воспитанников, перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

    Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия педагога.

    Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

    · Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения

    · Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом

    · Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности

    · Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики

    · Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни

    · Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

    4.Организация самообразования

    При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.

    Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

    Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью.

    Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

    Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности

    Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п)

    Тематикой самообразования может являтся:

    Одна из годовых задач ОУ;

    Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

    Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;

    Педагог в течении учебного года углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

    Самообразование не сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов, а становится стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.

    5. Источники самообразования

    В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

    Телевидение

    Газеты, журналы

    Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

    Интернет

    Видео, аудио информация на различных носителях

    Платные курсы

    Семинары и конференции

    Мастер-классы

    Мероприятия по обмену опытом

    Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

    Курсы повышения квалификации

    Путешествия

    В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

    6. Результат самообразования

    Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

    Повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)

    Разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования

    Разработка новых форм, методов и приемов обучения

    Доклады, выступления

    Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

    Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

    Создание комплектов педагогических разработок

    Проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)

    Продуктивность процесса самообразования:

    Самообразование педагога будет продуктивным, если:

    В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

    Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

    Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

    Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

    Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

    Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

    Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также стало необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

    Разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства способны вывести на уровень активного саморазвития Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса. Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов - внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации педагога.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама