THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Конспект занятия

по внеурочной деятельности

«Культура добрососедства»

Тема: КТО ТАКИЕ «КРЫМЧАНЕ». МОИ СОСЕДИ.

Цель: познакомить детей с народонаселением Крыма; расширить знания о культуре народов, проживающих в Крыму; воспитывать любовь к Отечеству, чувство солидарности, уважения к людям разных национальностей.

Оборудование: иллюстрация с изображением хоровода; изображения людей разных национальностей, иллюстрации с лицами девушек пяти национальностей, с изображением храмов трёх религий.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Упражнение «Смешное приветствие»

2. Актуализация опорных знаний.

Крым сегодня - это благословенная земля Крымского полуострова, омываемого Чёрным и Азовским морями. На севере его простирается равнина, на юге - Крымские горы с ожерельем у прибрежной полосы приморских городов-курортов: Ялта, Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, Алушта, Феодоссия, Евпатория и морских портов - Керчь, Севастополь.

Крым - чудесный край. Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.

Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.

Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились приметы почти всех климатических зон нашей планеты, растения субтропических широт и севера…

На Ангарском перевале катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…

На Южном берегу Крыма витает специфический запах магнолий, а в горах только-только распустились фиалки…

Так причудливо сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…

3. Познавательная беседа.

Сегодня мы поговорим о людях разных национальностей, которые проживают на территории Крыма. Сейчас Крымский полуостров очень многонационален. На данный момент в здесь проживает более 120 национальностей. Поразительно, но они не только умещаются на таком маленьком полуострове, но и уживаются между собой.

Издавна в Крыму жили люди, относящиеся к самым разным этническим народностям и группам: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, и , хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы , и турки, и , и .

Что такое национальность?(принадлежность к этнической общности)

А какие национальности знаете вы? (ответы детей)

Хоровод.

Греки, русские, армяне,

Крымчаки и караимы-

Есть у нас другое имя:

Нас зовут ещё «крымчане».

Украинцы и евреи,

Немцы, крымские татары,

Ассирийцы и болгары,

Становитесь в круг скорее!

Хайторма, гопак и фрейлахс,

Сырба, барыня, сиртаки-

Словно лютики и маки,

Так поляна загорелась.

Не в саду, не в огороде –

Мы в семье, в своём народе.

Дай мне руку, мой ровесник,

Станем рядом в хороводе!

Вы прослушали стихотворение, а теперь, скажите о каких национальностях говорилось в нём?

А теперь я буду показывать иллюстрации, а вы будете говорить представители, каких национальностей изображены. (ответы детей)

Сейчас я расскажу вам немного о народах. Проживающих в Крыму. И первой остановкой в нашем путешествии будут Русские.

I Остановка «Русские».

Никто не может назвать точную дату появления первого русича на территории Крыма. После присоединения Крыма к России здесь поселяется много русских: это и уволенные солдаты, осевшие в Тавриде купцы, крестьяне. В период правления Екатерины II было время, когда Крым обезлюдил. Некоторых солдат из Екатеринославского полка переселили с их семьями в Крым. Появились первые солдатские деревни в Симферопольским и Феодосийском уездах. Существуют они и сейчас – Зуя, Курцы, Изюмовка.

Современное село Мазанка было основано отставными солдатами. До сих пор существует предание о том, как женили первых двадцать солдат – отставников. Чтобы никому не было обидно, управитель приказал женихам оставить свои фуражки у дороги, куда привезли невест. Чью фуражку девушка выбрала- тот и в мужья достался. Так и сыграли вместо 20 одну большую свадьбу.

II Остановка «Крымские татары».

Крымские татары как народ сформировались на территории Крыма. Крымско-татарский язык является одним из ответвлений тюркских языков. Кроме того в нём встречаются слова греческого, арабского и византийского происхождения. Жилища в старину представляли собой прямоугольные строения с плоскими крышами, сложенными из нетесаного камня. Обязательно имелись террасы. В быту использовалась посуда из меди и бронзы. Древней столицей крымских татар являлся Старый Крым (Солхат), а со времён Крымского ханства – Бахчисарай. Основные занятия – виноградарство, табаководство, садоводство, рыболовство, животноводство.

4. Игра «Определи национальность» Даны иллюстрации, необходимо определить к какой национальности принадлежит человек, изображённый на ней.

III Остановка «Армяне».

Первые связи армян с Крымом известен со времён царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. В XI веке в Крым эмигрировали армяне на постоянное место проживания. Трудолюбивые армяне быстро наладили дружбу со всеми соседями, поэтому их число быстро разрасталось.

Существует армянская Пасха. Снега в Крыму всегда было мало, поэтому в масленицу катались не на санях, как было принято у русских, а на лошадях, верблюдах и ослах. На площади города строились торговые ряды и балаганы. Плясали и пели ряженые в масках и костюмах. По городу на носилках носили «Палну» - бога весны. До утра танцевали. Веселились, угощались блинами, различными сладостями и напитками.

Армяне всегда славились умением работать с кожей, умели находить воду, родники. Каждый родник облекался в каменное платье и превращался в памятник.

5. Игра . На доске вы видите иллюстрации с девушками, необходимо сказать каких национальностей они.(русская, немка. украинка, крымская татарка)

Вы знаете, что такое «религия»? изображены три храма- к каким религиям они относятся?

IV Остановка «Болгары».

Болгары получили в Крыму по 50 десятин земли на каждого члена семьи. Первые колонии болгар появились в Балта – Чокране, под Симферополем, в Старом Крыму, в Евпатории.

Дом прочно построен из кирпича или глины с хворостом. Внутри и снаружи чисто выбелено. На 1 марта в честь прихода весны, болгары дарили друг другу Мартинички – символ плодородия и семейного благополучия. (200 видов)

V Остановка «Греки».

Греки называли свою родину Элладой, которая находилась на территории современной Греции. Пройдут века и эллины (древние греки) поплывут к берегам Крыма и всем сердцем они полюбят его и будут считать его своей второй матерью. Они здесь построят свои города- полисы: Пантикапей, Феодосию, Херсонес, Тиритану.

В годы Первой мировой войны греки переселятся в Крым. Их называли новогреками. Симферопольцам известен фонтан в нижней части городского парка культуры. Греки называли его Ай – Неро (святая вода).

VI Остановка «Крымчаки и ассирийцы».

На территории Крыма проживают крымчаки и ассирийцы. Крымчаки ранее селились в Кафе, на Мангуп – Кале, в Старом Крыму, Бахчисарае. Их основное занятие – садоводство, ремёсла, торговля, огородничество. Издавна шили прекрасную обувь, славились как мастера – шапочники.

Строили одноэтажные дома из камня с окнами, выходящими во двор.

6. Выводы: Как вы сегодня услышали и увидели, в Крыму проживают люди разных национальностей. И те, о которых я рассказала – это лишь небольшая часть от общего количества. Все мы проживаем в Крыму и поэтому должны знать культуру, традиции и обычаи других народов, проявлять уважение и понимание к другим народам.

7. Рефлексия. Упражнение «Спасибо за прекрасный день!»

Слайд 2

Когда-то давным-давно жил акробат, который работал на бамбуковом шесте. Установив шест, он обратился к своей ученице, девочке, с такими словами:

– Подойди, дорогая, стань мне на плечи и вскарабкайся по шесту.

– Да, учитель, – ответила она и сделала так, как он велел.

И акробат сказал:

– Теперь, дорогая, оберегай меня хорошенько, и я буду оберегать тебя. Так, наблюдая друг за другом, оберегая друг друга, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста.

Но ученица ответила:

– Не так, учитель! Вы будете оберегать себя, и я тоже буду оберегать себя. Так, оберегая себя и заботясь о других, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста!

Вопросы к классу:

В чем смысл притчи?

Как бы вы ее назвали?

Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Слайд 3

Цели и задачи:

Понимать:

  • значение общения с соседями для жизни человека;
  • противоречивость влияния соседей на процесс социализации подростка.
  • термины и понятия «соседи», «уровень приблизительного знакомства», «уровень поверхностного знакомства», «уровень контактного знакомства», «уровень глубокого знакомства», «квартальное знакомство», «домовое знакомство»;
  • положительные и отрицательные стороны общения с соседями.
  • характеризовать особенности отношений с соседями;
  • описывать и анализировать различные уровни знакомства;
  • выявлять отличия соседства в городе и в деревне;
  • высказывать суждения на обществоведческие темы;
  • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
  • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки:

  • задуматься над проблемой толерантного отношения к людям;
  • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
  • Слайд 4

    План

    1. Кто такие соседи? Отношения с соседями.

    2. Уровни знакомства.

    3. Особенности соседских отношений в современном городе.

    Слайд 5

    Введение в новый материал

    В повседневной жизни мы часто с вами сталкиваемся с теми, кто живет рядом с нами, и подчас не задумываемся о том, кто они, наши соседи, какую роль они играют в нашей жизни. Пока нам радостно и все складывается хорошо, мы часто не обращаем на них внимания. Но вот пришла беда. Вашему близкому человеку стало плохо, вы не можете оставить его, или, возможно, вы растерялись и не знаете, что делать.

    Кто приходит к нам на помощь в таких ситуациях? Сейчас речь пойдет о соседях.

    Слайд 6

    Кто такие соседи? Отношения с соседями

    • Кого мы подразумеваем под понятием «соседи»?

    Соседи– это люди, проживающие на одной лестничной площадке, в одном подъезде или в одном доме.

    • Поднимите руки те из вас, кто очень хорошо знаком со своими соседями?
    • Как вы думаете, от чего зависит степень знакомства среди соседей?

    Скажите, можно ли ожидать того, что все люди в доме будут ровно относиться друг к другу? Свое мнение обоснуйте.

    Слайд 7

    Творческое задание:

    Разбившись на творческие группы, придумайте ситуации, характеризующие взаимоотношения:

    а) пожилых людей и подростков, проживающих в одном подъезде;

    б) двух соседок, которые любят позлословить на чужой счет;

    в) соседей, у которых много общих интересов;

    Ситуации следует проанализировать и представить результаты своей деятельности.

    Слайд 8

    Задание:

    Как вы думаете, какие факторыопределяют уровень отношений между соседями?

    Почему в одних случаях люди прекрасно уживаются друг с другом, а в других – не могут решать цивилизованно возникшие между ними проблемы?

    Слайд 9

    Факторы, определяющие уровень отношений между соседями

    • Архитектура дома
    • Характер человека
    • Личностные особенности
    • Социальное положение
    • Благополучие в семье
    • Длительность проживания
  • Слайд 10

    Проблемное задание

    Недавно по телевизору во время передачи «В зале суда» судья разбирал исковое заявление, поступившее от женщины, проживающей в коммунальной квартире. Она обвиняла своего соседа в том, что тот разводит в своей квартире экзотических животных (питона, ядовитых и неядовитых змей, мышей, тараканов и др.), в результате чего произошел несчастный случай. Питон задушил крохотную собачку на глазах у ее шестилетнего сына. Кроме того, она рассказала о том, что к ним в дом перестали ходить их друзья после того, как ее сосед «пошутил» и засунул в карман их друга маленькую змею, которую они обнаружили уже у себя дома. Соседка требовала, чтобы хозяин экзотических животных убрал их из квартиры, где проживают люди, и возместил ей материальный и моральный ущерб. Сосед своей вины не признавал, утверждая, что произошел несчастный случай, так как хозяйка собаки сама не усмотрела за своей любимицей.

    • Разберите характер взаимоотношений, которые сложились в коммунальной квартире.
    • Чем, по-вашему, можно объяснить сложность во взаимоотношениях соседей?
    • Какое решение должен принять судья?
  • Слайд 11

    2. Уровни знакомства

    Ученые считают, что существует несколько уровней отношений с соседями. Давайте познакомимся с ними. Для изучения ознакомьтесь с материалом учебника.

    Групповое задание

    Класс разбивается на творческие группы. Каждая группа получает следующее задание: внимательно изучить и проанализировать (показать положительные и отрицательные моменты) тот или иной уровень знакомства и отношений с соседями. Свою работу представить наглядно.

    • Первая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень приблизительного знакомства.
    • Вторая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень поверхностного знакомства.
    • Третья группа.Внимательно изучите и проанализируйте уровень контактного знакомства.
    • Четвертая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень глубокого знакомства.
    • Пятая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень внедомового знакомства.
  • Слайд 12

    Заполните таблицу

  • Слайд 13

    Задание:

    Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

    Как вы думаете, какой уровень знакомства, с вашей точки зрения, будет самым распространенным в нашей сегодняшней жизни?

    Слайд 14

    Творческое задание

    Напишите правила:

    Как хорошо жить с соседями

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    Слайд 15

    4. Особенности соседских отношений в современном городе

    Итак, мы должны проанализировать особенности двух типов отношений:

    • отношения между жителями города;
    • отношения между жителями деревни.

    Групповое творческое задание:

    • Одна часть класса будет выполнять роль городских жителей.
    • Вторая – играть роль сельских жителей.

    Вы должны будете обсудить вопрос об особенностях ваших взаимоотношений и представить результаты своего исследования наглядно.

    Слайд 16

    Городские жители

    • Недоверчивость, скрытность
    • Безразличие
    • Некоторая агрессивность
    • Страх
    • Мой дом – моя крепость
    • Равнодушие к чужому мнению
    • Малая доля сплетен
  • Слайд 17

    Сельские жители

    • Открытость
    • Сострадание
    • Дружелюбие
    • Село – дружная семья
    • Опора на общественное мнение
    • Большая доля сплетен
  • Слайд 18

    Подведение итогов

    • Какие вопросы мы сегодня разбирали?
    • Объясните смысл понятий: приблизительное знакомство, поверхностное знакомство, близкое знакомство, соседи, внедомовое знакомство.
    • Чем отличается соседство в городе и в деревне?
    • А чем оно похоже?
    • Нужно ли в современных городах поддерживать дружеские отношения с соседями?
  • Слайд 19

    Домашнее задание:

    Выучить § 29 и выполнить разноуровневые задания:

    • 1 вариант: ответьте на вопрос, оказывают ли на вас влияние соседи? Какое? Ответ аргументируйте.
    • 2 вариант: опишите своих соседей по дому. К какому виду знакомств их можно отнести?
    • 3 вариант: составьте учебный проект «Идеальный сосед».
  • ​Классный час "Мы - крымчане!"

    Крылатые слова: "Плохих народов не бывает - плохими или хорошими бывают поступки людей"

    "Память сердца…" (выражение из стихотворения К. Н.Батюшкова (1787-1855 гг) "Мой гений" (1816г)

    О, память сердца! Ты сильный

    Рассудка памяти печальной…

    Цель классного часа:

    Формировать историческое мышление

    Прививать интерес к изучению истории родного края

    Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гражданственности на основе демократических ценностей

    Обучать культуре речи, умению выступать перед аудиторией

    Этапы классного часа:

    Учитель :

    Сегодня мы проводим классный час на тему "Мы - крымчане". Вначале определим значение понятий, которые записаны на доске (метод микрофона)

    (Учитель в ходе ответов учеников комментирует, поощряет, дополняет их ответы.)

    Ведущий 1.

    Разные народы на Крымском полуострове сменяли друг друга: киммерийцы, скифы, сарматы, греки, византийцы и т. д. В настоящее время на Крымском полуострове проживает 125 различных народов и национальностей.

    Ведущий 2 .

    Пребывание человека в Крыму начинается с незапамятных времен, о чем свидетельствует многочисленные археологические находки, позволяющие утверждать, что люди живут на полуострове несколько десятков тысяч лет.

    Ведущий 1 .

    Одним из первых народов, которые населяли полуостров, были тавры. В ходе многочисленных раскопок обнаружены их древние святилища и "погребальные ящики". В 1в. до н. э. тавры сливаются со скифским этносом. В 7-8 вв. до н. э. в степях Северного Причерноморья властвовали кочевые племена киммерийцев.

    Ведущий 2 .

    В 6 в. до н. э. древние греки основали на побережье свои поселения и города. Каждый полис стремился к независимости, возводил крепостные стены, чеканил свою монету и объединялся с другими только под давлением силы или при условии общей военной угрозы.

    Ведущий 1.

    С 4 в. до н. э. начинается расцвет Скифского государства. Скифы основали свою столицу - прекрасный город с храмами, мавзолеем, дворцами, обнесенный мощной крепостной стеной, этот город ученые условно назвали Неаполь Скифский, что значит - "новый город Скифский", он находился на Петровских скалах близ нынешней столицы - г. Симферополя.

    Ведущий 2.

    После присоединения Крыма к России 1783 г. его земли стали интенсивно заселяться русскими, болгарами, чехами, немцами.

    Чтец 1. Каких последов в этой почве нет

    Для археолога и нумизмата -

    От римских блях и эллинских монет

    До пуговицы русского солдата

    Чтец 2. Мешались обычаи, боги, жены,

    Народ вливался в народ.

    Кто победивший, кто побежденный,

    Никто уж не разберет.

    Учитель

    А знаете ли вы, что такое национальность? (Национальность - это принадлежность к нации или народу)

    Совсем неважно какой расы и национальности ты и твой друг. Восхвалять свою национальность также смешно, как гордиться тем, что ты родился во вторник или четверг. Национальность не может быть чей-то заслугой, только невежественный люди обращают внимание на цвет кожи или разрез глаз, то есть на то, что не определяет ни характер человека, ни его нравственные качества. Опасайся тех, кто сеет вражду между людьми, а тем более между народами. Из-за национальной ненависти начинались многие войны.

    Запомни: "ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ - ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ПОСТУПКИ ЛЮДЕЙ". Главное - не то, какая национальность у тебя или твоего товарища. Главное, что все мы - люди. Мы - крымчане!

    Ведущий 1 .

    На нашем прекрасном полуострове проживало и проживает в настоящее время много различных национальностей. Все живут в мире и согласии на "богом данной" земле. Ученые считают Крым уникальным потому, что в одном и том же месте, в один и тот же период времени находились и караимская кенаса, и еврейская синагога, и мусульманская мечеть, и православных храм. Не только народы уживались друг с другом, но и религии "уважали" друг друга.

    Ведущий 2 .

    Да и может ли кто утверждать, что он чистокровный русский или украинец, болгарин или грек? Ведь "смешанных" браков не перечесть, об этом говорят судьбы наших пращуров. Они настолько переплелись, перемешались и породнились, что трудно представить себе "чистую" национальность того или иного горожанина.

    Учитель

    А что вы знаете о своем национальном "генеалогическом древе"?

    (Учащиеся представляют примеры генеалогического древа своей семьи)

    Ведущий 1.

    Мы должны признать, что все мы немножко итальянцы, немного греки, немного русские, немного татары, а в общем - прекрасный крымский народ, готовый жить в дружбе и согласии со всеми народами. Например, феодосийцам дорога память о легендарном герое крымских легенд Алиме.

    ("Крымском Робин-Гуде").

    Ведущий 2.

    Весь мир знает великого мариниста И. К.Айвазовского, армянина по национальности. Этот человек очень много сделал для города - благодаря ему была построена железная дорога. Он подарил городу воду. Стамболи был караимом. Разведчик Владимир Бастынец бел белорусом. Крымский партизан Костя Гейдрих был евреем. Командиром партизанского отряда в годы Великой отечественной войны был Андреевич Македонский - грек по национальности.

    Учитель

    Сейчас мы рассмотрим презентацию "Символика Крыма".

    Что означает разные цвета на флаге Крыма?

    Ведущий 1.

    Гимном Автономной Республики Крым является музыкальное произведение композитора Караманова А. С. на слова Голубевой О. В. (звучит гимн АР Крым)

    Учитель подводит итоги классного часа, выделяя учащихся, которые приняли участие в подготовке презентаций и благодарит за помощь ведущих

    Итоговое мероприятие по внеурочной деятельности "Культура добрососедства" 1 класс на тему "Наш Крым"

    Просмотр содержимого документа
    «Конспект»

    Культура добрососедства 1 класс

    Итоговое мероприятие

    "Посмотри – как хорош край, в котором ты живёшь"

    Цель:
    формировать представления о родном крае, развивать познавательный интерес, наблюдательность;
    прививать любовь к родному краю, его природе, уважение к народам его населяющим;
    воспитывать патриотические и эстетические чувства.
    Оформление и оборудование:
    карта Крыма;
    иллюстрации: картины Айвазовского; Никитского ботанического сада;
    пейзажи Крыма;
    фотографии городов Крыма;
    костюмы: украинский, татарский, русский;
    детские рисунки родного края;
    проектор, экран, компьютер

    Ход мероприятия

      я ведущая.
      – Мы живём в удивительно красивом уголке нашей страны под названием Крым.

    К рым – это полуостров, который омывается Черным и Азовским морями. Первое название полуострова было Таврика, закрепившееся за ним с античных времен, полученное от имени племен тавров, населявших южную часть Крыма. Изначально Таврикой древние греки называли Южный берег Крыма, а в период раннего средневековья, с VI века до XV века это название использовалось для всего полуострова.

    По одной из версий, Тавр происходит от древнегреческого слова «тавр» - бык. Вполне возможно, что «тавр» очень созвучен с этим греческим словом. Позже, появилась легенда о греческом боге Дионисе, который, при помощи быков, вспахал крымскую землю, и именно благодаря этим быкам тавры получили своё имя. Существует также мнение, что греки называли Таврикой местность где присутствовали горы.

    Необходимо добавить, что в разные эпохи в исторических документах и на географических картах фигурировали и такие названия полуострова как Киммерия, Скифия, Сарматия, Хазария, Татария. Понятно, что эти названия связаны с народами, в разное время проживавшими на полуострове. Но это всё в прошлом, а сейчас наш полуостров именуется Крымским , а проживаем мы в Республике Крым , которая является частью Российской Федерации. Этот её статус утвержден в 2014 году.

    Теперь вы уже имеете небольшое представление о происхождении названия полуострова.

    Клип «Сказочный Крым» на песню Л.Ефановой.

    2-я ведущая.
    – Мы приглашаем вас, ребята, отправится в путешествие по Крыму. По дороге узнаем много нового и интересного о Крыме.

    1. Мой край родной, моя земля, привольные просторы,
    Есть реки, степи и поля, моря, леса и горы.

    Тебе все шлют хвалу, привет, тебе сердца все рады
    Родней тебя на свете нет, мой Крым, моя отрада!

    2. Живи, наш Крым, свободный и могучий!
    Цвети наш Крым, прекрасный и седой!
    Пусть вольный ветер разгоняет тучи,
    Пусть небеса сверкают синевой.

    3. Ты стал как отчий дом для всех народов.
    За бурные прошедшие года,
    Ты – символ единенья и свободы,
    Так будь же нам оплотом на века!

    4. Здесь горы Крымские пронзают в небе тучи.
    Морские волны бьются о причал.
    Цвети, наш Крым, свободный и могучий,
    Хочу, чтоб ты ещё прекрасней стал!

      я ведущая.
      – Мы начинаем наше путешествие и направляемся на восток Крыма в город Керчь.

    На берегу красивого пролива

    Расположился славный город Керчь

    Древнейший город, статный и красивый,

    Историю сумевший уберечь.

      я ведущая.
      – Итак, отправляемся в город Феодосию.

    Ученик

    Море Чёрное шумит,
    Край наш морем знаменит.
    Славен солнцем южным
    И народом дружным.

    Ученик 4-А класса
    – это город-порт, город-курорт. В городе много замечательных мест. Интересны музей Александра Грина и картинная галерея Айвазовского. Художник Айвазовский очень любил рисовать море. На его картинах оно спокойное и бурное, ласковое и грозное, но всегда прекрасное.

    Ученик
    Кто твердит упрямо в споре
    Будто мрачно наше море?
    Ты его окинешь взором –
    Удивит оно простором.
    А разгладится слегка –
    Отражает облака.
    Море нежно-голубое,
    Море дышит, как живое.

    На волнах уставших чаек
    Море ласково качает.
    Всё богатство светлых вод
    Щедро людям отдаёт.
    И вбирая солнца жар,
    Сберегает звёздный дар.
    Море, мы навек с тобою
    Крепко связаны судьбой.

    2-я ведущая.
    – А какие моря омывают Крым? (Чёрное море, Азовское море).
    -
    А почему море называется Черным? Какова история происхождения его названия?

    В древности оно называлось Понтическим морем. Греки называли его Понтом Аксинским.- Морем Негостеприимным, позднее, стали называть его Понтом Эвксинским - морем Гостеприимным. Называли его и по имени народов, населивших его берега - морем Таврическим, Скифским, Сурожским, Греческим, Русским. Закрепилось же за морем название Черное. По поводу названия моря Черным существует несколько версий. По одной из них море так названо в результате своей штормливости - а штормы здесь бывают жестокие до 8 баллов. Во время такого шторма цвет воды вдали от берега приобретает черный цвет, а разрушительная сила волн полностью оправдывает его название. По другой теории море так названо потому, что металлические предметы, опущенные на большую глубину, а затем поднятые на поверхность приобретают чёрный цвет, например, якоря, якорные цепи.

      я ведущая.

    – Наше путешествие продолжается. Мы отправляемся в город Издревле Судак назывался Сурож. Еще Судак знаменит Генуэзской крепостью. Вдали виднеются горы. Как они называются? (Крымские горы)

    – Я предлагаю вам полюбоваться чудесными пейзажами. (дети рассматривают иллюстрации). В долинах у гор выращиваю виноград. Под Судаком очень благоприятные условия для виноградников.

    Ученик 4-А класса

    Город Судак был основан в 212 году. Он назывался Сугдея, Сурож, Солдайя, Судак. Тогда это был самый богатый и знаменитый город на Чёрном море. Через него проходили главные торговые пути.

    1-я ведущая.

    Ялта, Ялта … тихий город лета.

    Где-то здесь мой отчий дом.

    Я родился в Ялте, и про это

    Говориться в паспорте моём.

      я ведущая.

    – Мы приближаемся к красавице-Ялте, нашему родному городу. Что вы знаете о Ялте?

    Ученик 4-А класса

    – – чудо Крыма. Расположена Ялта на берегу моря, на высоких холмах. Горы защищают Ялту от холодных ветров; морской и лесной воздух полезны для здоровья людей. Поэтому Ялта – всемирно-известный курорт. На востоке мы видим Медведь-гору.

    Ученица.
    Смотри и впрямь гора-медведь.
    Застывшая лавина.
    Не может встать, ходить, сидеть,
    Урчать и есть малину.
    Лежит себе из века в век
    У моря косолапый.
    От всех ветров закрыл Артек
    Своей огромной лапой.

    1-я ведущая.

    – Ребята, в Ялте много замечательных мест, одно из них – Никитский ботанический сад. Он был создан в 1812 году Христофором Стевеном. В нём представлены растения всех континентов планеты – около семи тысяч видов, разновидностей и сортов. В Никитском ботаническом саду находится роща пробкового дуба, деревья в нём имеют возраст 175 лет. А вот тисс ягодный. Его возраст 500 лет. В Никитском саду собраны коллекции канн, хризантем и роз. Долго можно гулять по парку, любуясь его красотой, но нам пора в путь.

    2-я ведущая.
    – Мы прощаемся с Ялтой. Направляемся в Севастополь .

    Ученик

    Легендарный Севастополь,

    Неприступный для врагов.

    Севастополь, Севастополь,

    Гордость русских моряков.


    Ученица.
    Севастополь в переводе с греческого – высокий, священный город. Это город боевой славы. Не раз он отражал натиск врага. Жестокие бои шли в Севастополе во время Великой отечественной войны. От города остались скалы, море и солнце. Но город поднялся из пепла и руин и стал ещё более молодым и величавым. В Севастополе находится Черноморский флот России.

      я ведущая.
      – Мы направляемся в Евпаторию . Одна девочка написала стихи о своём городе.

    Ученица.
    На крымской земле
    Возле самого моря
    Стоит на песочке моя Евпатория.
    И пусть этот город совсем небольшой,
    Его я люблю всей душой.

    1-я ведущая.
    – – известная детская здравница. А почему её так называют? Кто из вас отдыхал в санаториях Евпатории?

    2-я ведущая
    – А теперь мы продолжаем путешествие по живописным дорогам Крыма в город Бахчисарай .

    Ученик.

    Каким ты был, гроза Востока,

    Бахчисарай, Дворец в садах,

    Могучих ханов и пророка

    Дом, резиденция в горах.

    Ученица 4-А класса
    Бахчисарай – это бывшая столица Крымского ханства. Расположен в живописном месте в 15-20 км от моря. Самый известный памятник города бывший ханский дворец. Он был резиденцией ханов Гиреев. В честь дворца назван город: Бахчи – сад, сарай – дворец.

    Девочка в татарском национальном костюме читает стихотворение на татарском языке. Стихи Черкез Али Алметова, перевод С.Лукьянова.

    Ученица
    Къырым меним анамдыр
    Къырым меним бабамдыр
    Къырым деген бу ульке
    Манъа догьмуш Ватандыр.
    Мен анамны пек севен,
    Бабмны да пек севен, ватанымны бильсенъиз,
    Жданымдан да пек севен.

    Ученица
    Моя матушка – мой Крым.
    И мои батюшка – мой Крым.
    И на сердце Крым похож
    Очертанием своим.
    Я люблю своих родных
    Я души не чаю в них.
    Я люблю тебя, мой Крым –
    Счастье прадедов моих.

    2-я ведущая.
    – Мы направляемся в столицу Крыма. Как называется этот город? (Симферополь)

    В древности этот город носил название Неаполис.

    Ученица
    Раскинулся в предгорьях Симферополь

    На берегах журчащего Салгира.

    Твои холмы хранят ещё Акрополь

    Столица Таврии и крымская Пальмира.

      я ведущая.
      – В столице работает правительство Крыма.

    Рассмотрите герб и флаг Республики Крым

    Флаг Крыма поднимается
    Под гимн в родной стране.
    Три цвета развиваются
    На древке в вышине.

    Синей тонкой ленточкой
    Как моря полоса,
    Как юбочка у девочки
    Как мамины глаза.

    Под нею нежным облаком
    Чистейший белый цвет.
    Весну напоминает мне,
    Подснежников букет.

    А ниже – будто солнышко,
    Раскрасив небеса,
    Зарёю загорается
    На флаге полоса

    Флаг Крыма поднимается
    К небесной синеве,
    И солнце улыбается
    Над ним тебе и мне.

    2-я ведущая.
    – Гимн Крыма (дети слушают стоя)

    ВИКТОРИНА «Города Крыма»

      Величав он, как Акрополь ,

    Славный флагман ……. .

      Капитаны и врачи –

    Гордость доблестной ….

      Жизнь прекрасна, потому что

    Есть уютная …

      Как в сверкающем бриллианте,

    Отдохнёшь у моря в ……

      Море, пляжи, санатории

    Ждут детишек в …..

      Сад цветущий, словно рай,

    Царь долин - ….

    1-я ведущая.
    – Люди каких национальностей проживают в Крыму?
    (ответы детей)
    Ведущие

    Греки, русские, армяне,
    Крымчаки и караимы
    Есть у нас другое имя,
    Нас зовут ещё крымчане.
    Украинцы и евреи,
    Немцы, крымские татары,
    Ассирийцы и болгары,
    Выходите в круг скорее.
    Хайтарма, гопак и фрейлакс,
    Сырба, барыня, сиртаки,
    Словно лютики и маки,
    Так поляна разгорелась.
    Не в саду, не в огороде
    Мы в семье, в своём народе.
    Дай мне руку, мой товарищ,
    Станем вместе в хороводе.

    Все ученики встают в Хоровод и исполняют танцы народов Крыма.

      я ведущая.
      – Вот мы и дома. Все мы, ребята живём в Крыму. Как же можно нас назвать? (крымчане).

    Послушайте песню о нашем Крыме в исполнении нашей землячки С.Ротару.

    1-я ведущая.
    – Благодарим участников и гостей. Наше путешествие закончилось.

    Просмотр содержимого презентации
    «Народы Крыма»

    Народы Крыма

    Выполнил: Дмитрий родионов


    • Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 500 тысяч человек. Это довольно много, его плотность превышает средние показатели, например, для республик Прибалтики в 1,5 - 2 раза. Но если учесть, что в августе на полуострове находятся одновременно до 2 миллионов приезжих, то есть население в целом удваивается и в отдельных районах побережья достигает плотности самых обжитых районов Японии - свыше 1 тысячи человек на квадратный километр.
    • Сейчас в населении основную часть составляют русские, затем украинцы, крымские татары (их число и доля в населении быстро растут), значительна доля белорусов, евреев, армян, греков, немцев, болгар, цыган, поляков, чехов, итальянцев. Малочисленны, но по-прежнему заметны в культуре малые народы Крыма - караимы и крымчаки.


    Тавры

    Таврами греки-эллины называли племена, населявшие горно-предгорную часть полуострова и все южное побережье. Самоназвание их неизвестно, возможно тавры - потомки древнего коренного населения полуострова. Самые древние памятники их материальной культуры на полуострове датируются примерно X в. до н. э., хотя их культура прослеживается и раньше. Найдены остатки нескольких укрепленных поселений, святилищ, а также могильников, так называемых «таврских ящиков». Занимались скотоводством, земледелием, охотой, изредка промышляли морским пиратством. С началом новой эры началось постепенное слияние тавров со скифами, в результате чего появился новый этноним - «тавроскифы».



    Киммерийцы

    собирательное наименование воинственных кочевых племен, населявших в Х-УП вв. до н. э. Северное Причерноморье и равнинную часть Таврики. Об этом народе есть упоминания во многих древних источниках. Памятников их материальной культуры на полуострове очень мало. В VII в. до н. э. киммерийцы, оттесненные скифами, покинули Северное Причерноморье. Однако память о них долго сохранялась в географических названиях (Боспор Киммерийский, Киммерик и др.)



    Древние греки (эллины)

    Древнегреческие колонисты появились в Крыму в VI в. до н. э. Постепенно заселяя побережье, основали целый ряд городов и поселений (Пантикапей, Феодосия, Херсонес, Керкинитида и др.). Позднее греческие города объединились в Херсонесское государство и боспорское царство. Греки основывали поселения, чеканили монету, занимались ремеслами, земледелием, виноделием, рыболовством, вели торговлю с другими народами. На протяжении длительного времени оказывали огромное культурное и политическое влияние на все народы, жившие в Крыму. В первых веках новой эры греческие государства утрачивают политическую самостоятельность, становятся зависимыми от Понтийского царства, Римской империи, а затем - Византии. Греческое население постепенно сливается с другими крымскими этносами, передав им язык и культуру.



    Гунны

    В течение IV - V вв. в Крым неоднократно вторгались полчища гуннов. Среди них были разные племена - тюркские, угорские, болгарские. Под их ударами пало Боспорское царство, а местные жители укрывались от их набегов в предгорно-горной части полуострова. После распада союза гуннских племен в 453 г. часть гуннов осела в степном Крыму и Керченском полуострове. Какое-то время они были угрозой жителям горной Таврики, но затем быстро растворились в среде местного, более культурного населения.



    Армяне

    переселяются в Крым в XI-XIII вв., спасаясь от набегов турок-сельджуков и арабов. Сначала армяне сосредоточились в юго-восточном Крыму (Солхат, Кафа, Карасубазар), а затем и в других городах. Занимались торговлей и различными ремеслами. К XVIII в. Значительная часть армян отрекается, но христианской веры (православие монофизического толка) не теряет, вплоть до переселения из Крыиа в 1778 г. Часть крымских армян вернулась впоследствии в Крым.

    После присоединения Крыма к России сюда переселяются многие армяне из стран Европы. В конце Х1Х-начале XX века часть армян, спасаясь от турецкого геноцида в Армении, также переселяется в Крым. В 1944 г. крымские армяне были депортированы с полуострова. В настоящее время происходит их частичное возвращение в Крым.



    Караимы (караи)

    народность тюркского происхождения, возможно, потомки хазар. Впрочем, и по сей день их происхождение - предмет острых научных споров. Это малочисленный тюркоязычный народ, сформировавшийся на основе обособленной в религиозном отношении секты, исповедовавшей иудаизм в особой форме - караимизма. В отличие от ортодоксальных иудаистов, они не признавали Талмуд и хранили верность Торе (Библии). Караимские общины начали появляться в Крыму после X в., а к XVIII в. их уже было большинство (75%) в иудейском населении Крыма.



    Русские, украинцы

    На протяжении ХУ1-ХУИ вв. отношения между славянами и татарами складывались непросто. Крымские татары периодически совершали набеги на окраинные земли Польши, России и Украины, захватывая невольников и добычу. В свою очередь запорожские казаки, а затем и русские войска совершали военные походы на территорию Крымского ханства.

    В 1783 г. Крым был завоеван и присоединен к России. Началось активное заселение полуострова русскими и украинцами, которые к концу XIX в. стали здесь преобладающим населением и продолжают им оставаться.



    Греки и болгары

    с подвластных Турции земель, под угрозой репрессий, при поддержке Российского государства переселяются в Крым в конце XVIII - начале XX века. Болгары расселяются в основном в сельской местности юго-восточного Крыма, а греки (их принято называть новогреки) - в приморских городах и селениях. В 1944 г. они были депортированы из Крыма. В настоящее время часть из них вернулась в Крым а многие эмигрировали в Грецию и Болгарию.



    Евреи

    Древние евреи в Крыму появляются ещё с начала нашей эры быстро адаптируясь в среде местного населения. Их численность здесь значительно увеличивается в V-IХ вв., когда они подвергаются гонениям в Византии. Проживали в городах, занимаясь ремеслом и торговлей,

    К XVIII в. часть из них сильно отюречивается, став основой для крымчаков - тюркоязычного этноса, исповедующего иудаизм. После присоединения Крыма к России евреи всегда составляли значительную долю населения полуострова (она составляла до 8% к началу XX в.), поскольку Крым входил в так называемую «черту оседлости», где евреям разрешалось селиться.



    Крымчаки

    тюркоязычная малочисленная народность, сформировавшаяся к XVIII в. из потомков евреев, переселившихся в Крым в разное время и из разных мест и основательно отюреченных, а также тюрок, принявших иудаизм. Исповедовали иудейскую религию талмудического толка, что и послужило их объединению в единый народ. Немногочисленные представители этого народа проживают в Крыму и сегодня.



    Немцы

    После присоединения Крыма к России в начале XIX в. немецкие переселенцы, пользуясь значительными льготами, стали расселяться, в основном, в степном Крыму и на Керченском полуострове. Занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Почти до самой Великой Отечественной войны жили в отдельных немецких селах и хуторах. К началу XX в. немцы составляли до 6% населения полуострова. Их потомки депортированы из Крыма в 1941 г. В настоящее время лишь немногие из крымских немцев вернулись в Крым. Большинство эмигрировало в Германию.



    Крымские татары

    В степном Крыму, Причерноморье и Присивашье кочевали ногайцы, которые имели, в основном, тюркские (кипчакские) и монгольские корни. В XVI в. они приняли подданство крымского хана, а позднее влились в крымскотатарский этнос. Их стали называть «степные татары».

    После присоединения Крыма к России начинается процесс эмиграции крымских татар в Турцию и другие страны. В результате нескольких волн эмиграции численность крымскотатарского населения значительно сократилась и к концу XIX е. она составляла 27% населения Крыма.

    В 1944 г крымскотатарский народ был депортирован из Крыма. В депортации произошло невольное смешение разных субэтнических групп, которые до этого почти не смешивались между собой.

    В настоящее время большая часть крымских татар вернулась в Крым, происходит окончательное формирование крымскотатарского этноса.

























  • THE BELL

    Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
    Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
    Email
    Имя
    Фамилия
    Как вы хотите читать The Bell
    Без спама