THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

1.2. Символизм

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) - художественное направление, появившееся во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. XIX в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

Символизм был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах - кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей. В соответствии с этим символизм занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Символизм не охватывал всего поэтического творчества в стране, но обозначил собой особый, характерный для своего времени этап литературной жизни. Движение символистов возникло как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу.

Символизм возник в России не изолированно от Запада. На русских символистов в известной мере влияла и французская поэзия, и английская, и немецкая, где символизм проявил себя в поэзии десятилетием раньше.

Однако они решительно отрицали свою принципиальную зависимость от западноевропейской литературы. Они искали свои корни в русской поэзии.

В первое время, в девяностые годы, стихи символистов, с их непривычными для публики словосочетаниями и образами, часто подвергались насмешкам и даже глумлению. К поэтам-символистам прилагали название декадентов, подразумевая под этим термином упаднические настроения безнадежности, чувство неприятия жизни, резко выраженный индивидуализм.

Но уже к первым годам двадцатого столетия символизм как литературное течение, как школа выделился со всей определенностью, во всех своих гранях. Его уже трудно было спутать с другими явлениями в искусстве, у него уже был свой поэтический строй, свои эстетика и поэтика, свое учение.

Символизм в литературе был движением романтиков, воодушевляемых философией идеализма.

Символисты заняли свое место в русском искусстве в эпоху, когда социальная действительность в России, да и во всей Европе была до чрезвычайности зыбкой, чреватой взрывами и катастрофами. Резкие классовые противоречия, вражда и столкновения держав, глубокий духовный кризис общества грозили небывалым потрясением. Это и русская революция 1905 года, и разразившаяся через девять лет мировая война, а затем две революции 1917 года в России.

Но на смену символизму пришло новое течение – акмеизм.

1.3. Акмеизм

Акмеизм (от греч. аkme – высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) – литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале 20 века в России.

Поэтическое слово имеет четкое очертание границ. Повышенная склонность к культурным ассоциациям, она вступила в перекличку с минувшими литературными эпохами. В поэзии Н.Гумилева звучал порой гимн «сильной личности». Акмеизм стремился преодолеть мистицизм символистов и искал опору в творчестве декадентов, обращаясь в первую очередь к наследию Анненского.

Как литературное направление акмеизм просуществовал недолго – около двух лет (1913–1914) В поэзии Н.Гумилева акмеизм реализуется в тяге к открытию новых миров, экзотическим образам и сюжетам. Путь поэта в лирике Гумилева – путь воина, конквистадора, первооткрывателя. Муза, вдохновляющая стихотворца – Муза Дальних Странствий. Обновление поэтической образности, уважение к «явлению как таковому» осуществлялось в творчестве Гумилева посредством путешествий к неведомым, но вполне реальным землям. Путешествия в стихах Н.Гумилева несли впечатления от конкретных экспедиций поэта в Африку и, в то же время, перекликались с символическими странствиями в «мирах иных». Заоблачным мирам символистов Гумилев противопоставил первооткрытые им для русской поэзии континенты.

Акмеизм объединил поэтов, различных по идейно-художественным установкам и литературным судьбам. В этом отношении акмеизм был, может быть, ещё более неоднородным, чем символизм. Общее, что объединяло акмеистов, – поиски выхода из кризиса символизма. Однако создать целостную мировоззренческую и эстетическую систему акмеисты не смогли, да и не ставили перед собой такой задачи. Более того, отталкиваясь от символизма, они подчёркивали глубокие внутренние связи акмеизма с символизмом.


Художественные образы в стихотворениях Н.Гумилева из сборника «Романтические цветы»

2.1. Героический тип, обобщенный образ героя

Мореплаватели, исторические лица, конквистадоры - это тот тип героя, который представлен в произведениях Гумилева.

В стихотворении «Сонет» речь идет не о каком-то конкретном герое (конквистадоре), а о героическом типе отважных мечтателей, упрямых и сильных, не боящихся испытаний. Он одинаково «весело» относится и к «радостным садам» и к «пропастям и безднам», его не пугает туман, которого он ждет, смеясь; его не страшит и смерть: со смертью он будет «биться до конца».

Отважный Помпей («Помпей у пиратов»), находясь на судне среди пиратов, ведет себя независимо и гордо, не боясь их расправы над собой. Его уверенность и мужественность противопоставлены трусости и раболепию пиратов. Пираты «с угрожающим видом» скрываются в трюме, но они охвачены «волнением» (хоть и опасным); говорят о казни Помпея с «затаенною злобою», но эта злоба - злоба «боязни», и казни они требуют «вполголоса»; они служат робами и уже несколько дней не смеют «бродить под шатрами» на корме. А Помпей, «окруженный стаей голубей», на корме «изукрашенной красным», лениво приподнявшись на лотке, вдыхая дорогие ароматы и посыпая «толченым рубином розоватые длинные ногти», приказывает им принести вина, и пираты, смущенно умолкнув, «несут раболепно и вино, и цветы, и гранаты».

Описание Помпея и пиратов изобилует выразительными реалистичными деталями и подробностями, и помогают ярко увидеть образы Помпея и пиратов.

В стихотворениях «Императору» и «Каракалла» лирический герой обращается к неизвестному для нас, но, скорее всего, властительному императору.

В стихотворении «Императору» герой изображается как «призрак какой-то передовой силы», «указавший законы судьбе», «император, во мраке могилы». Лирический герой же очень ярко противопоставлен императору: «бедный бродячий певец», «вечный раб». Император хочет, чтобы лирический герой восхвалял его, но лирический герой пытается сказать, что он не может это сделать, потому что «он не трибун, не сенатор». Его песни слушают только «бездомные звери да на высоких горах петухи» и все богатые двери для него заперты. Он не может понять, почему император на него «возглашает венец», если его голос слаб, «очи не горбки» и «старый хитон изодран и черен». Но в конце он соглашается на его миссию - восславлять императора, потому что он «вечный раб».

В стихотворении «Каракалла» описывается, что бы было с императором, «каким бы он стал властелином», если бы не его принципы, «если бы не был он самим собой». Император «с профилем орлиным», «с черной кучерявой бородой», он бы мог «раскинуть ратный стан, бросить пламя в храм Иерусалима, укротить бунтующих парфян». Лирический герой говорит, что:

Юлий Цезарь, Август и Помпей,-

Это тень, бледна и еле зрима,

Перед тихой тайною твоей.

Но, желая оставаться самим собой, он не хочет быть знаменитым правителем.

Обобщенный образ героя отличается ясностью, конкретностью позиций. Это уверенный в себе человек, не доверяющий чужим призывам, полагающийся на собственный разум, мужественно идущий к намеченной цели.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Символизм — первое литературно-художественное направление европейского модернизма, возникшее в конце ХIХ в. во Франции в связи с кризисом позитивистской художественной идеологии натурализма (развивался как противопоставление натуралистам и их философской базе - позитивизму). Основы эстетики символизма заложили Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. Символизм был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах — кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей (ср. абсолютный идеализм). В соответствии с этим символизм занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Здесь наиболее действенным орудием творчества оказывается поэтический символ, позволяющий прорваться сквозь пелену повседневности к трансцендентной Красоте. Наиболее общая доктрина символизма заключалась в том, что искусство является интуитивным постижением мирового единства через обнаружение символических аналогий между земным и трансцендентным мирами. Таким образом, философская идеология символизма — это всегда платонизм в широком смысле, двоемирие, а эстетическая идеология — панэстетизм (ср. «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда).

Теоретические корни символизма восходят к идеалистической философии Платона (идея двоемирия), А. Шопенгауэра (основа мира - иррациональная, бессознательная мировая воля) и Э. Гартмана (мир познается с помощью интуиции), к некоторым идеям Ницше, а также интуитивизма и философии жизни. Единственным критерием познания признавался внутренний духовный опыт.

А. Белый: два патриарха символического течения - Бодлер и Ницше.

Во многом символизм развивает и по-новому переосмысляет эстетические положения романтизма (идея двоемирия, внимание к внутреннему миру человека и, в частности, бессознательному).

Принципы символизма нашли отражение в творчестве Оскара Уайльда, Мориса Метерлинка, Райнера Марии Рильке, Поля Валери, Гуго Гофмансталя, Стефана Георге, Эмиля Верхарна, Уильяма Батлера Йейтса.

«Проклятые поэты» - так Верлен назвал ряд современных ему поэтов в одноименной книге (Париж, 1884): Тристана Корбьера, Артюра Рембо, Стефана Малларме и в том числе самого себя («бедный Лелиан»). Эти поэты отвергали общество и были отвергнуты обществом.

В живописи - Поль Гоген, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн, Сёра, Врубель.

Основы эстетики символизма сложились к концу 60-х - началу 70-х гг. 19 века в творчестве французских поэтов. Зачатки символизма находят еще в 40-х-50-х гг. в сборнике «архидекадента» Шарля Бодлера «Цветы зла» (1857). Поэтическим манифестом символизма называют стихотворение Шарля Бодлера «Соответствия». Теоретик русского символизма Эллис назвал это стихотворение «квинтэссенцией символизма, программой всего современного символизма». Также к поэтическим манифестам символизма относят стихотворение Поля Верлена «Искусство поэзии», сонет Артюра Рембо «Гласные» (написан в 1872 г., опубликован в 1883 г., затем в 1884 г. в книге Верлена «Проклятые поэты»), сонет Стефана Малларме «Живучий, девственный, не ведавший высот…» (иначе - «Лебедь», 1885).

Впервые сам термин «символизм» был употреблен французским поэтом Жаном Мореасом (1856-1910) в статье «Манифест символизма» («Символизм», 18 сентября 1886 г.) для обозначения новой тенденции в искусстве. Другим манифестом символизма считается «Трактат о Слове» Рене Гиля, который вышел в том же 1886 г. Самостоятельная школы символистов сложилась примерно к тому же времени. Она состояла в основном из последователей и почитателей Стефана Малларме. Сам же Стефан Малларме говорил, что ненавидит школы. Однако именно в доме Малларме проходили литературные «вторники», на которых обирались поэты, относящие себя к символистской школе. Задним числом они пытались извлечь положения своей школы из творчества Артюра Рембо и Поля Верлена.

Поэты, собиравшиеся на «литературных вторниках» у Малларме и впоследствии образовавшие символистскую школу: Рене Гиль, Гюстав Кан, Жюль Лафорг (1860-1887), Анри де Ренье, М. Баррес, Поль Клодель (1868-1955), Поль Валери (1871-1945), Андре Жид (1869-1951) - «Трактат о Нарциссе», посвященный Полю Верлену, где излагается теория символа.

Задача: выражать при помощи особо понятого символа сверхреальность, сверхчувство, мир идей и «делать» искусство при помощи символа.

Символ (от греч. symbolon - слово одного корня с глаголом «соединяю», «сталкиваю», «сшибаю») - это 1) условный знак - значение, наиболее близкое символизму как литературному направлению: символ как предмет или слово, условно выражающее суть явления; 2) пароль, сигнал («ключ к тайне тайн»). Многообразие трактовок символа. А.Ф. Лосев считает, что «всякий символ есть 1) живое отражение действительности, 2) он подвергается той или иной мыслительной обработке, 3) он становится острейшим орудием переделывания самой действительности». У символистов символ понимался прежде всего как «мистическое отражение потустороннего мира в каждом отдельном предмете и существе посюстороннего мира» (А.Ф. Лосев).

Существует как минимум два понимания термина «символ» (по М.Л. Гаспарову): 1) «светское» - простой риторический прием (Брюсов, Бальмонт); 2) «духовное» - символ как земной знак непредсказуемых небесных истин, связь с религиозной тематикой (Вяч. Иванов, Блок, Белый).

Идея двоемирия Платона («мир Идей - мир вещей», «там - здесь»). Мир Идей - абсолютный, иррациональный, непознаваемый. Мир вещей - хаотичный, реальный. Оба эти мира мистически связаны между собой. Знаком этого единства являются многочисленные соответствия и аналогии. Символ - это средство постижения и воспроизведения мирового единства.

Земной мир, по Платону, есть лишь искаженное отражение, призрак подлинного мира Идей. Задача искусства заключается в постижении ирреального мистического высшего мира, т.е. идеальной сущности мира. С одной стороны, внешний материальный мир - это только декорация, тень Идеи. С другой стороны, он представляет собой загадку, символ мира Идей. Художественное средство, орудие познания мира Идей - символ. Смысл символа всегда бесконечен и не может быть определен в конкретном понятии, он постигается только интуитивно. Смысл символа - это всегда другой символ, символ более конкретный (символический образ?), но который в своем смысловом значении так же бесконечен. Через интуитивное прозрение символического смысла осуществляется прорыв к постижению мирового единства, основанного на универсальном «соответствии». Малларме говорил о символе как о синтезе и считал символ живым воплощением синтеза.

Символ - это не аллегория и не миф, символ выявляет неясное. «Символ возникает тогда, когда образ дает нам возможность угадать идею, открыть ее так, как если бы она родилась внутри нас» (Малларме).

Символический образ - знак присутствия в слове непознаваемой разумом сущности - идеи. Поэтому основное содержание символа «неземное», и символ, таким образом, не может быть объяснен до конца - существует бесконечное множество конкретных (единичных) интерпретаций символа. Отражение в предметном символическом образе мистической Идеи наделяет его неисчерпаемой смысловой глубиной. С. Малларме: «Поэзия есть выражение посредством человеческой речи, сведенной к своему основополагающему ритму, таинственного смысла сущего: она дарует этим подлинность нашему пребыванию на земле и составляет единственную настоящую духовную работу».

Символ указывает на присутствие бессознательного. Символ представляет собой единство формы и содержания, соединяя в едином целом сознание и бессознательное. Он является конкретной репрезентацией (овеществлением) в формах пространства и времени архетипа.

Т.о., символ у символистов - это соединение, синтез в одном многозначном образе абстрактного мира Идей и мира реального, т.е. раскрытие, явление, выражение «высшей тайны» в материальном образе.

«Символ венчает целый ряд мысленных операций, который начинается с простого слова, проходит ступени образа и метафоры, включает в себя эмблему и аллегорию. Он самое совершенное, самое законченное воплощение Идеи. Современные поэты уже не раз пытались выразить ее посредством Символа и добивались успеха. Это высокое и требующее изрядного труда дерзание служит к их чести. <...> Быть может, они переоценивают свои возможности, но никому не возбраняется стремление ввысь...» - Анри де Ренье.

На основе иррациональных, мистических посылок была выстроена строгая рационалистическая система форм и образов (возможно сравнение с древней астрологией).

Общие черты символизма :

1. Эстетизм и панэстетизм , то есть восприятие мира в эстетических категориях «прекрасное - безобразное», а не в этических («хорошо - плохо»), как это было ранее в классическом искусстве. От Бодлера - эстетика безобразного и чувственного (напр., «Послеполуденный отдых фавна» С. Малларме). Эстетическая функция искусства у символистов (и далее в некоторых других нереалистических течениях) выше религиозно-этической, социальной, идеологической и других функций. Эстетическая идеология символизма - поиск высшей реальности, Красоты. Господство лирико-стихотворного начала, основывающееся на вере а) в близость внутренней жизни поэта к абсолютному и б) в надреальную или иррациональную силу поэтической речи;

2. Индивидуализм . Основной критерий познания - внутренний мир и духовный опыт поэта. Поэт выступает в роли «медиума», посредника между миром Идей и миром вещей. Поэт - пророк, ясновидец («теория ясновидения» Артюра Рембо). Обычный человек (и поэт в не меньшей мере) двойствен, расщеплен. Но внутренняя жизнь поэта наиболее близка к абсолютному миру Идей. Все тайные соответствия, знаки, аналогии поэт своей магической силой может обратить в многозначные символы. Только искусство может показать человеку «мир иной» - отсюда культ искусства и культ символа.

3. Интуитивизм . Искусство построено на интуитивном постижении мирового единства (Малларме) через символическое обнаружение «соответствий» и аналогий. Символ может только намекнуть на мир Идей - суггестивный принцип (принцип внушения, намека). Искусство («отражение отражений») не изображает, не выражает, а только намекает, воздействуя на все чувства человека с помощью ритма (музыкальности стиха). Например, сочетание слуховых, осязательных, вкусовых и других ассоциаций, которые возникают в нашем бессознательном при упоминании предмета. Одно ощущение вызывает и внушает другое. Малларме: «Назвать предмет - значит уничтожить 3/4 наслаждения стихотворением, которое создано для постепенного угадывания, внушить его - вот мечта. Совершенное применение тайны и есть символ: понемногу припомнить предмет, чтобы раскрыть состояние души, или, наоборот, выбрать предмет, и выявить в этом состояние души при помощи последовательных разгадок».

4. Музыкальность . Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства. Музыка - самое «чистое» из искусств, потому что она беспредметна. Поэзия должна не звукоподражать, а приблизиться к внутренней структуре музыки. Звук становится в символистской поэзии самодовлеющим, звучание слова зачастую важнее смысла - слово нужно освободить от предметного смысла. Интонационно-мелодическая структура стиха доводится до совершенства. С этим также связаны смелые эксперименты в области рифмы и ритма. Введение «освобожденного» или «свободного» стиха - верлибра (vers libre). Поль Верлен: «Музыки прежде всего…/ Музыки больше и всегда…/ Все прочее - литература».

1 марта 1894 г. в Оксфорде и 2 марта в Кембридже Стефан Малларме выступил с лекцией, которая была опубликована в 1895 г. - в русском переводе «Музыка и литература».

5. Мифологизм и мистицизм. С мифологией символизм роднит мифологическое, т.е. иррациональное мышление, построенное по законам изоморфизма. Символисты обращаются к древнему мифологическому и средневековому искусству в поисках аналогий и генеалогического родства. Именно в античной мифологии и Библии (ветхозаветной мифологии) символисты находят примеры использования всех основных символов. М.Л. Гаспаров - в Библии содержится запас символов для европейской культуры.

Символ + сюжет (контекст, предикат) = миф (Вяч.И. Иванов).

Ницше: миф - вечная вневременная сущность культуры.

Э. Кассирер - миф как символическая форма человеческой деятельности.

6. Синтетизм = символизм. Идея синтеза искусств. Концепция «соответствий», лежащая в основе символа, также отразилась в стремлении к универсальному синтезу всех форм человеческой деятельности, всей художественной культуры, различных видов искусства. В искусстве средством достижения такого единства и его результатом должен был стать некий единый художественный стиль.

Идея синтеза также может быть возведена к мистикам, в частности мистическому учению Э. Сведенборга.

Бодлер в «Соответствиях»: «Запах, цвет и звук между собой согласны…».

Рембо в «Гласных» - «цвет звука».

А. Скрябин - «симфоническая поэма» «Прометей» (1909-1910), где оркестр соединен со световой клавиатурой.

Язык символистской поэзии далек от обыденного языка, по преимуществу он книжный, немного архаичный, культово-ритуальный. Для него характерны изысканные тропы, далекие метафорические сближения (напр., у Малларме керосиновая лампа названа «стеклом, пылающим замахами и золотом») и сложные ассоциативные ходы. Это намеренно темный, герметичный, закодированный язык. слова зачастую отрываются от их первоначального смысла и далее - вообще от какого-нибудь смысла, тогда слово становится беспредметным и создает, навевает настроение. Синтаксис сложный (множество придаточных предложений, деепричастных оборотов, пропусков, перебивок, вставных оговорок, возвратных ходов).

Анри де Ренье

Мы плыли по морям отчаянья и гнева

Вдали от Вечного Цветения Земли,

И волосы твои, от прошлого вдали,

Шумели всходами единственного сева.

С тоской смотрели мы, как ширился и рос

За убегающей кормой разрыв зловещий,

И, плача, думали, что брошенные вещи

Пропахли памятью изгнаннических роз.

Но полудетский рай, разграбленный капризом,

Зарею первою вставал в тумане сизом

Из несчастливых чар и злобной тьмы ночной.

Таинственная нить наперекор надежде

Мне преградила путь, и для Тебя одной

Цветочною резьбой фонтан играл, как прежде («ИЛ» №3, 2001).

Стефан Малларме

Стефан Малларме (1842-1898) - умосозерцатель, именно он осмыслил и определил задачи современной ему поэзии. После смерти Поля Верлена признан «королем поэтов».

«Книга» Стефана Малларме - выражение чистой Концепции. Его цель, мечта - «Книга», над которой он работал в течение 30 лет. Тщательно, медленно и с изощренной обдуманностью и святой верой следовал намеченной цели: Книге («все в мире существует, дабы в конце концов воплотиться в прекрасной книге»). Книга так и не была написана. Эта Книга должна была стать последней разгадкой всех тайн, воплощением бесконечности. Она должна была выполнить дело духовного спасения вместо «устаревших» христианских путей и была бы подобна Библии. Из нее должно было быть изъято все земное, телесное, случайное, как история, так и личные обстоятельства, и воплощен бестелесный идеал - Абсолют, то «Ничто, которое и есть Истина» (иносказательно у Малларме - «Лазурь»). «Одержимость Лазурью» - напр., в стихотворении «Лебедь». В результате: такой чистотой и бесплотностью обладает молчание белого пустого листа бумаги.

Новый способ чтения - «одновременный» - в книге нет ни начала, ни конца, страницы могут меняться местами, в результате все время возникают новые сочетания смыслов. Смысл - в движении.

Поздний Малларме - один из самых темных лириков Франции. «Герметизм». Его стихи называют «ребусами». Изобретает головоломные способы ни к чему сколько-нибудь определенному слово не отсылать, а вкрадчиво навевать - подобно музыке и далее беспредметной живописи ту или иную смутную душевную настроенность. Он хочет создать чистый поэтический язык, который будет сакральным и доступным только посвященным. Доходит до упования на «девственную непорочность» книжных полей и пробелов между строками. В предсмертном сочинении - поэме «Броском игральных костей никогда не упразднить случая» («Удача никогда не упразднит случая», 1897) применяет «лестничный» рисунок строк и смену наборных шрифтов. Вся поэма представляет собой одну длинную фразу без знаков препинания. «Спектральный анализ идей»?

Драматическая поэма «Иродиада» (1867-1869).

Эклога (поэма) «Послеполуденный отдых фавна» (опубл. в 1876).

«Проза для Дез Эссента» (1885).

«Лебедь» (1885).

Сборники «Стихотворения» (1887), «Сих и проза» (1893).

«Стихотворение на случай» (1880-1898).

Статьи «Отклонения» («Отступления», 1897), филологические и исторические сочинения.

Могучий, девственный, в красе извивных линий,

Безумием крыла ужель не разорвет

Он озеро мечты, где скрыл узорный иней

Полетов скованных прозрачно-синий лед.

И Лебедь прежних дней, в порыве гордой муки,

Он знает, что ему не взвиться, не запеть:

Не создал в песне той страны, чтоб улететь,

Когда придет зима в сиянье белой скуки.

Он шеей отряхнет смертельное бессилье,

Которым вольного теперь неволит даль,

Но не позор земли, что приморозил крылья.

Он скован белизной земного одеянья

И стынет в гордых снах ненужного изгнанья,

Окутанный в надменную печаль.

Романтизм - художественное направление , которое образовалось в конце 18 века, как реакция на . Отличительными чертами романтизма является внимание к личным чертам человека, естественность и раскованность, в о тличие от классицизма, где всё было подчинено вековым традициям. Романтики отзывались о классицизме, как о скучном и безликом искусстве и поставили во главу нового жанра эмоциональность и воодушевление. Это более вольная живопись со свежим взглядом на всё искусство. Если раньше главенствующим в живописи были сдержанность и смирение, то теперь это мощные эмоциональные образы, призванные вызвать яркое впечатление.

Излюбленными темами для живописцев-романтиков были живописные горные , выразительные руины. Здесь очень часто присутствуют динамичность композиции, объем, большое пространство, богатый спектр света, светотень. Стоит сказать, что прерафаэлиты и неоготический стиль также относились к романтизму.

Салонное искусство

Салонное искусство - есть обозначение нарицательное, которое обозначает банальность исполнения, бессодержательность произведения или наоборот излишняя многозначительность. Салонным искусством также обозначают имитирование, копирование художественных ценностей, произведений мировых мастеров в коммерческих целях.

Салонное искусство, как термин и понятие, появилось в конце 19 века при поддержке жюри Парижского Салона и признанием верхушкой общества. По их мнению, наглядная внешняя привлекательность, незатейливая и понятная каждому эффектность должна быть главенствующей в искусстве. Простота и легковесность принимались многими людьми, в том числе и сильными мира сего, за художественную ценность. Со временем, когда люди постепенно просвещались и стали всё более лучше разбираться в искусстве, салонное искусство стало приобретать нехорошую окраску и стало означать невзыскательный вкус, даже скорее безвкусицу, зависимость от популярных течений и веяний моды.

Салонное искусство рассчитано на художественно неподготовленного зрителя и привлекает его зачастую антихудожественными ценностями, которые основываются лишь на вызубренных правилах искусства для консервативной публики. Плохой тон в искусстве обращается к широкой публике и агрессивно навязывает свою точку зрения; простое и понятное гораздо лучше усваивается людьми, чем настоящее, сложное и высокое.

Справочная служба города Костанай . Здесь вы найдёте всё, от бытовой техники до услуг по капитальному ремонту и многое другое.

Символизм в искусстве

Символизм - течение в искусстве, которое появилось во Франции в конце 19 века. Символисты выступали против реализма и пытались с помощью живописи и литературы воссоздавать мысли и состояние души. Зачастую символисты передают через свои произведения чувства потустороннего и необычного. Они часто обращаются к темам религии и мифов, смерти, смысла жизни и т.д.

Вопрос №31.Символизм рубежа XIX- XX веков.

Символизм -направление в литературе рубежа XIX-XX веков. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир-тень, символ мира идей и постижение этого высшего мира возможно лишь через интуицию, а не с помощью разума. Распространение этой концепции связано с разочарованием философского позитивизма, следовательно, символизм- это реакция на натурализм. Основы этого художественного метода закладываются в 60-е годы XIX века. Стихи символистов этого периода вносят бунтарский характер. В 70-е годы символизм сближается с декадансом - отстранение от ценностей расцвета жизни к ценностям жизненного упадка.

П. Верлен (1844-1896). Первое из его стихотворений «Смерть» было написано ещё в лицее. В дни Парижской Комунны Верлен знакомится с Рембо. С 1872-1881г. Верлену удалось опубликовать только один сборник стихов «Романсы без слов». Пейзаж окружающего мира - это символ пейзажа человеческой души. Его жизнь, алкоголь привели к трагическим событию в июле 1873 года в Брюсселе Верлен дважды выстрелил и серьёзно ранил Рембо. Несмотря на то что рана не была смертельной, суд приговорил Верлена к двум годам тюрьмы. В 80-е годы Верлену приходит настоящая слава- сборник «Далёкое и близкое»(1884г). Одним из центральных является стихотворение «Манифест». Главное требование Верлена к поэзии- она должна быть подобна музыке. Как музыка неопределённо и рационально устремлена к иному, идеальному миру, так и поэзия должна соответствовать этому требованию.

А.Рембо (1854-1891). 3 периода творчества:

1 период: «Спящий в ложбине», «Зло». Выступает как символист, у которого главный образ как бы просвечивается сквозь остальные образы. В «Спящий в ложбине» показывается уход из жизни жестокого мира, который является и оказывается истинной жизнью-слиянием с природой.

2 период: (Май-Декабрь 1871г.) характеризуется резким усилением трагического звучания его поэзии. «Пьяный корабль»-развёрнутая метафора поэта-корабля, оставленного без команды. Финал стихотворения полон глубокого разочарования.

3 период: (1872-1873) символистический сонет «Гласные»- стихотворение представляет поток свободных ассоциаций.

Вопрос №32. Неоромантизм в литературе рубежа XIX-XX веков.

Термин неоромантизм возникает в конце XIX века и связан с традициями романтизма. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности. Реакция на крайности натурализма и декадентства. Идеалом неоромантизма является сильная, яркая личность, они утверждали мечты и реальность, обыденного и возвышенного. Согласно взглядам неоромантиков все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной, реальной действительности, но под особым углом наблюдения - если смотреть сквозь призму иллюзии.

Неоромантизм неоднороден и в каждой стране свои особенности направления:

Немецкий и Австрийский неоромантизм сложились под влиянием творчества композитора Р. Вагнера.

Особенности немецкого неоромантизма:

1. Материализация мечты иногда противостоит обыденной действительности, а иногда сливается с ней.

2. Абстрагирование идеала от конкретного социального содержания.

3. Противопоставление образа художника обществу и обстоятельствам.

Английский неоромантизм представляет сложный феномен. «Чистых» неоромантиков в английской литературе не было. У Киплинга, Стивенсона и Конон Дойля наряду с реалистическими рассказами соседствуют романтические зарисовки.

В целом для европейского неоромантизма характерной является замена образа героической личности незаметным героем. Сюжет неоромантического произведения выставлен как напряжённая интрига в которую попадает герой. Произведения лишены конкретного социально-исторического сочетания, вместо них выступают природные стихии.

Вопрос №33. Эстетизм.

Течение в эстетической мысли и искусстве зарождается в 70-е годы и сформировывается в 90- годы. В XX века утратило свои позиции и слилось с модернизмом. Ярче всего проявляется в Англии в творчестве писателя О. Уальда(1854-1900). Родился в Дублине в семье известного врача. В 1881 году издаёт в Лондоне свои «стихотворения», близкие по духу к символизму. В 1882году совершает поездку в США и читает лекции по эстетике. В 80-е годя становится редактором журнала «Женский мир». В этот период складывается эстетическая концепция Уальда- суть её в парадоксальности утверждения первичности искусства. Из-за любви к Лорду Дугласу, которая стала причиной публичного скандала, оказываются, зачёркнуты блестящие перспективы писателя. Он был обвинён в безнравственности и с 1895-1897 пребывал в тюрьме. В 1900 году умер в Париже.

Первое значительное достижение-книга «Счастливый принц и другие сказки»(1888г). В этих сказках даётся прямое утверждение единства красоты и морали. Внешней красоте противостоит внутренняя красота, которая символизирует доброту, а доброта выражается в поступке, но последствия поступка могут быть разными. В «Счастливом принце» статую принца прониклась жалостью к нищим, и она отдаёт все свои драгоценные камни. В итоге городские власти отправляют изуродованную статую на переплавку, но всё это совершенно не важно, т.к доброта, как внутренняя красота, самоценна.

Высшим проявлением эстетизма является «Портрет Дориана Грея». Тему романа можно сформулировать, как искушение отождествить искусство и жизнь, это отождествление приводит к разрушению и искусства и жизни. Красота встречается и в жизни, подтверждением чему является красота Дориана Грея, немеркнущая красота исполненная Дорианом для получения жизненных удовольствий. В результате его внутренняя красота разрушается. Он перестаёт испытывать чувство любви и дружбы, он становится виновником самоубийства, влюблённой в него девушки, затем и убийцей художника своего портрета.

Вопрос № 34. Модернизм XX века.

Модернизм XX века - общее название разнородных направлений, объединённых своим противопоставлением реалистических и романтических моделей- это стремление разрушить традиционные консервативные формы искусства и создать новый художественный язык, чтобы отразить тотальную переоценку ценностей человека. Характер модернизма тесно связан с общекультурной ситуацией рубежа веков. Это время отмечено разрушением старых систем, переоценкой культурных ценностей, общим ощущением неустойчивости, нестабильности мира и страстным желанием найти первоосновы всего мироздания и человеческого существа. В основе философских взглядов лежит теория относительности Эйнштейна и идеи психологизма Фрейда.

Модернисты на протяжении XX века ищут первооснову, как в жизни, так и в искусстве. Здесь кроется глубокая причина противостояния модернизма и реализма:

1. Модернисты пытаются найти первоосновы, а реалисты стремятся создать целостную картину бытия.

2. У модернистов часть (первоэлемент) стал больше и важнее целого. В реализме напротив целое гораздо важнее любой части.

Вопрос №35. Авангардистские течения 1910-1920-х годов.

Слово авангарда означает впереди. С 1853года это слово стало употребляться для обозначения литературного движения. Оно покрывает лишь часть явлений, обозначаемых словом модернизм. В разных странах авангардизм приобрел различные формы выражения. В Швейцарии- дадаизм, в Германии- экспрессионализм, в Италии и в России- футуризм, во Франции- сюрреализм.

1. Дадаизм (деревянная лошадка) возник в Швейцарии. Основоположник: Тристан Тзара. Основы дадаизма в иррационализме, эпотаже, бессмысленном, случайном сочетании звуков, слов и предметов. За этими парадоксами моно усмотреть своеобразный, анархический протест против I Мировой войны. За всеми этими случайностями в звучании, подборе образов можно усмотреть ироническую пародийность отражения человеческой жизни на фоне войны. Идеи дадаизма привлекли многих писателей, которые в дальнейшем стали сюрреалистами, а дадаизм сходит на нет.

2. Сюрреализм- попытка найти первоэлементы искусства и детально их проанализировать. Сюрреализм- сверхреализм. Основоположник: Гейон полинер. На основе детального анализа элементов искусства сюрреалисты стремились создать особую художественную реальность, при этом используя принципы: детального рассмотрения элементов, соединённых в одной картине разнородных элементов, следование не логике, а подсознательным импульсам художника, поэтому главный приём- монтаж на основе далёких ассоциаций, в результате вместо системы образов появляется система символов, имеющая, в отличии от образов, неограниченное количество интерпретаций, т.е. это новый способ моделирования действительности, сюжетная линия исчезает.

3. Экспрессионализм- модернистское направление, характерное для немецкой литературы. Термин возник в 1906 году, от Французского экспрессион – выражение. Экспрессионалисты выступили против негативных сторон жизненного уклада, чтобы изменить действительность. Искусство должно по-новому истолковать её. Особую роль может сыграть поэзия и драматургия. Новое истолкование действительности в искусстве называется принципом активации искусства, этот принцип демонстрируется во всём, часто проявляется в позёрстве персонажей, резким отсутствием традиций, в эпотажном оформлении спектаклей.

Пример: включение в спектакли особо резкой музыки, чтобы вывести зрителя из себя.

В их произведениях много абстрактного и действительны не жизненные персонажи, а стереотипы: капиталистический, рабочий, крестьянский. Рассмотренные ситуации также обобщены.

Общие закономерности смены одного литературного направления другим. Литературные направления реалистического и нереалистического типа. Содержательные особенности романтизма. Романтизм как мировоззрение. Разочарование в результатах Великой французской революции, в буржуазном обществе. Противопоставленность идеям Просвещения. Культ эмоциональности, иррационализм. Принцип неопределенности, мерцания смысла. Идеализм, мистицизм. Двоемирие. Культ необычного, исключительного. Романтический герой. Основные ценности романтиков: Любовь, Природа,

Искусство. Основные принципы реализма: всестороннее, объективное изображение человека, социальный и психологический детерминизм, историзм, типичность героев, аналитичность. Художественные особенности романтизма и реализма.
Хронологические рамки романтизма и реализма. Появление реализма именно в русской литературе.

2. Немецкий романтизм.

Возникновение иенской школы немецкого романтизма. Теоретическое обоснование нового направления: братья Шлегели. Новалис – наиболее известный писатель иенской школы: его творчество – роман “Генрих фон Офтердинген” и др. – классический,

Эталонный романтизм. Менее значимые писатели иенской школы: Л. Тик – создатель жанра сказочной новеллы (“Белокурый Экберт”). Ф. Гельдерлин – классическая романтическая биография: безответная любовь, сумасшествие; усложненность поэзии. Гейдельбергская школа – интерес к фольклору. Поэзия К. Брентано. Сказки братьев Гримм. Писатели, не входящие ни в какие школы. Сказка А. Шамиссо “Чудесная история Петера Шлемеля” – человек, который продал тень. Сказка В. Гауфа “Холодное сердце” классическое разоблачение корыстолюбия и бесчувствия. Г. Клейст. Необычная биография: самоубийство. Лучшее произведение – трагедия “Пентесилея”. Сюжет и смысл. Власть над человеком животных, диких инстинктов. Проблема войны полов. Поэзия Л. Уланда. Генрих Гейне – лучший немецкий поэт ХIХ века. Тема любви. Лучшие стихотворения. Иронические и сатирические стихи.

3. Творчество Э. Т. А. Гофмана.

Основные особенности творчества: 1. Двоемирие – переплетение реального и идеального миров. 2. Филистеры и энтузиасты. 3. Прием мерцания смысла. Жанровая классификация произведений. Сказки. “Золотой горшок” – классический пример романтического двоемирия. “Щелкунчик и мышиный король”. Примеры мерцания смысла. Странная фигура советника Дроссельмейера. “Крошка Цахес”: уродливый карлик, вместивший все отрицательные человеческие качества, с помощью трех волшебных волосков автоматически присваивавший себе результаты таланта, мастерства других людей. Яркая картина несправедливого карьерного роста и успеха. Страшные мистические рассказы. Отличие мистики от фантастики. “Песочный человек” – классический пример мерцания смысла. Готический роман “Элексиры Сатаны”: одержимость главного героя монаха греховными страстями. Усложненность сюжета. Рассказ “Зловещий гость”: проблема управления одним человеком волей другого. Психологические рассказы. Описание иррациональности человеческой души. “Советник Креспель”: романтический выбор главной героини-певицы между пением и жизнью. “Мадемуазель де Скюдери”: серийного убийцу на преступления толкает страсть к красоте драгоценных камней. Роман “Житейские воззрения кота Мурра”: необычность композиции: параллелизм. Мемуары кота. Затянутость части о композиторе Крейслере.

4. Английский романтизм.

У. Блейк – непризнанный при жизни поэт-мыслитель. Основная идея – сложность, противоречивость жизни, равноправность добра и зла, радости и грусти. Сборники “Песни невинности” и “Песни опыта”. Озерная школа. Поэзия У. Вордсворта: воспевание простоты и нравственности деревенской жизни. С. Кольридж – основные особенности поэзии: мрачный мистицизм, таинственность. Поэмы “Сказание старого морехода” и “Кристабель”. Поэма “Кубла Хан”, написанная во сне. Баллады Р. Саути. П. Б. Шелли. Основные особенности поэзии. Наивный оптимизм, отсутствие ощущения глубинного трагизма жизни. Воспевание радости, красоты, любви. Музыкальность, легкость. Социальная проблематика в поэзии Шелли. Дж. Китс. Ранняя смерть. Красота жизни и искусства в поэзии Китса. Роман Ч. Мэтьюрина “Мельмот Скиталец”. Развитие жанра готического романа в эпоху романтизма. Бессмертие и всезнание ценой продажи души дьяволу. Вальтер Скотт – создатель исторического романа: он впервые правдиво воспроизвел повседневный быт прошлого. Две группы его романов: 1) шотландские – романы об истории Шотландии XVII – XVIII веков. Роман “Пуритане” – один из лучших, проблема насилия и гуманизма в нем; 2) романы о средних веках в других странах: Англии, Франции и др. “Айвенго” – самый известный роман В. Скотта. Англия ХII века: конфликт англосаксов и норманнских завоевателей. Классика приключенческого (авантюрного) романа. Признаки романтической авантюрности в историческом романе: идеализированный герой и героиня, отрицательный герой, авантюрный, неправдоподобный сюжет. Элементы реализма в романах В. Скотта. Влияние на “Капитанскую дочку” А. С. Пушкина.

5. Творчество Джорджа Байрона.

Черты характера. Наиболее значимые и яркие факты биографии поэта (в том числе скандальные): измена первой возлюбленной Мэри Чаворт, связь со сводной сестрой Августой Ли, брак с Аннабеллой Милбэнк, скандальный разрыв с ней, бойкот английского общества, отъезд из Англии, участие в подготовке восстания итальянцев против Австрии, участие в освободительной борьбе греков против турок. Мировоззрение: глобальный пессимизм и трагический героизм, проповедь безнадежной борьбы с непобедимым злом. Лирика – лучшая часть творчества. Основные темы: 1) трагическая любовь (основные циклы), благородство лирического героя; 2) выражение страдания, безнадежности, бессмысленности жизни; 3) воспевание героев, цикл о Наполеоне. Поэма “Паломничество Чайльд-Гарольда”. Чайльд-Гарольд – наиболее известное воплощение в европейской литературе разочарованного героя, его биографическая близость автору. Отсутствие развитого сюжета. Основное содержание поэмы – путевые впечатления. Роль образа автора в поэме больше, чем образа героя. Главное в ней – раскрытие богатого внутреннего мира самого Байрона. “Восточные поэмы”. Основные особенности. Противоречивый байронический герой, близкий автору. Тема обаяния зла. “Гяур”. Необычность негативной характеристики героя на протяжении большей части поэмы: с точки зрения его врагов, полных ненависти и страха. “Корсар”, “Лара”: краткая характеристика. Поэма “Шильонский узник”. Философская драма “Каин”. Субъективная интерпретация известного ветхозаветного сюжета. Оправдание Каина как первого интеллектуала-богоборца, первым решившегося самостоятельно мыслить. Справедливость и ошибочность претензий Каина к Богу. Смысл этой итоговой драмы является одновременно смыслом всего творчества Байрона: выражение трагедии жизни потомков Каина, бунтарей. Роман в стихах “Дон Жуан”. Оправдание свободной любви – одна из важнейших идей.

6. Французский романтизм.

Основные моменты бурной истории Франции 1789 – 1851 годов. Произведения о разочарованных героях: “Рене” Р. Шатобриана, “Оберман” Э. Сенанкура, “Адольф” Б. Констана. А. Виньи – поэт трагического героизма. Поэзия М. Деборд-Вальмор. А. Мюссе. Поэзия. Идея благотворности страдания. Роман “Исповедь сына века”. Противоречивость души главного героя: добро и зло (жестокость). Сходства с “Героем нашего времени”. Жорж Санд. Ярчайшие моменты биографии: связи с Мюссе и Шопеном. Идеи эмансипации. Борьба за свободу – ведущий мотив творчества. Увлечение утопическим социализмом. Наиболее знаменитые романы: “Индиана”, “Лелия”, “Консуэло”. Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Социально-авантюрные романы Эжена Сю.

7. Творчество Виктора Гюго.

Мировоззрение: гуманизм, оптимизм, вера в нравственный прогресс. Огромная роль литературы в развитии общества. Жизнь Гюго. Активная гражданская позиция. Семья и любовница. Смерть детей. Художественные достоинства и недостатки прозы Гюго: эффектность – основной принцип его романтической поэтики. Основные идеи прозы: защита отверженных, раскрытие сложности человеческой души, призыв видеть сквозь внешнее зло внутреннее, скрытое добро. Смысл повести “Последний день приговоренного к смерти”. Роман “Собор Парижской Богоматери”. Яркий захватывающий сюжет. Основные моменты сюжета, связанные с главными персонажами: Квазимодо и Эсмеральдой. Главная идея – проповедь милосердия. Показ иррациональности человеческой души через образ Клода Фролло. Слепая любовь Эсмеральды к Фебу. Самоотверженная любовь Квазимодо к Эсмеральде. “Отверженные” – лучший роман Гюго. “Человек, который смеется”. Основной сюжет. Образ развратной аристократки Джозианы, влюбившейся в урода. “Девяносто третий год”: воспевание романтического гуманизма, который с точки зрения разума и реальной жизни не только глуп, но и часто преступен.

8. Американский романтизм.

История возникновения США. Первая демократическая президентская республика. Новеллы В. Ирвинга. “Рип Ван Винкль”, “Легенда о Сонной лощине”. Приключенческие романы Ф. Купера об индейцах. Пенталогия о Кожаном Чулке. Популярность в России. Поэма Г. Лонгфелло “Песнь о Гайавате” по мотивам оригинальной индейской мифологии. Роман Н. Готорна “Алая буква”. Сюжет. Смысл – разоблачение жестокости, узости пуританской морали, лишающей человека права на счастье. Роман Г. Мелвилла “Моби Дик, или Белый Кит”. Трагически закончившаяся охота китобойного судна “Пекод”, ведомого сумасшедшим капитаном Ахавом, на злобного огромного белого кита – символ героической, трагической и бессмысленной борьбы человечества с непостижимым и враждебным природным хаосом. Основная идея – утверждение фатализма, неизбежного свершения трагической судьбы.

9. Творчество Эдгара По (1809-1849).

Наиболее яркие и значимые моменты биографии, в том числе и скандальная женитьба на двоюродной 13-летней сестре. Тяжелая жизнь определила характер творчества. Особенности творчества: 1) таинственность; 2) сочетание романтических и реалистических черт; 3) огромная роль художественной формы в лучших произведениях По. 1. Страшные мистические рассказы. Жизнь – страшный хаос, царство ужаса и смерти, мистическая обреченность. Мистические силы вмешиваются в жизнь человека. “Черный кот” – важнейший рассказ По, повлиявший на Достоевского: в нем раскрыта иррациональность человеческой души. “Маска Красной смерти”, “Лигейя”, “Морелла”, “Элеонора”. 2. Страшные психологические рассказы – описание странных, негативных, болезненных психических состояний человека. Краткая характеристика рассказов “Падение дома Ашеров”, “Колодец и маятник”, “Низвержение в Мальстрем”. 3. Детективные рассказы. Эдгар По – создатель жанра классического детектива. Определение жанра. “Похищенное письмо”, “Убийства на улице Морг”, “Золотой жук”. 4. Научно-фантастические и приключенческие рассказы. “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля” – о путешествии на Луну на воздушном шаре. “Повесть Крутых гор”. “Рукопись, найденная в бутылке”. 5. Шуточные рассказы. С неожиданным юмористическим финалом. “Преждевременное погребение”, “Очки”, “Система доктора Смоля и профессора Перро”. Поэзия По – одна из самых ярких страниц мировой поэзии. Основные особенности. Лучшие стихотворения По – “Ворон”, “Анабель Ли”.
Поэзия итальянского романтика Дж. Леопарди.

(No Ratings Yet)



  1. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) В современном литературоведении термины “направление” и “течение” могут трактоваться по-разному. Иногда они употребляются как синонимы (классицизм, сентиментализм, романтизм,...
  2. Произведения А. И. Куприна поражают читателя разнообразием тематики. Этот замечательный русский писатель делает героями своих книг актеров, фабрикантов, инженеров, офицеров, дворянскую аристократию и других своих современников. Знания о них он...
  3. Понятие романтизма (фр. romantisme) – художественное направление, которое возникло в конце XVIII ст. в Германии, Франции, Великобритании, Франции в начале XIX века, распространилось в Польшу, Российскую империю, Австрию впоследствии и...
  4. Литературные направления и течения Романтизм Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII – первой половины XIX века, получившее всемирное значение и распространение. В XVIII веке романтическим...
  5. Война есть убийство. И сколько бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н....
  6. С крушением двух мощных тоталитарных систем – фашизма и сталинизма жанр антиутопии врусской литературеполучает новое направление в творчестве Ю. Даниэля (“Говорит Москва”, 1961), В. Аксенова (“Остров Крым”, 1977-1979), В. Войновича...
  7. Сквозные темы Дуэль в русской литературе XIX века Что такое дуэль? Это поединок, во время которого противники защищают свою честь или вступаются за честь другого человека. Честь – нравственное достоинство...
  8. В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь,...
  9. Главное достоинство стихотворений Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Н. А. Некрасов План 1. Тютчев как поэт эпохи романтизма. 2. Природа и человек: их взаимоотношения. 3....
  10. В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно для раскрытия этой темы автором выбран такой исторический период в жизни нашей...
  11. Тема Великой Отечественной войны – необычная тема… Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца...
  12. Чем дальше от нас война, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – цену победы. Вспоминается первое сообщение об итогах войны: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет...
  13. Более чем полвека назад отгремели последние залпы второй мировой войны. Возвратились домой миллионы мужчин, изведавших все тяготы, которые когда-либо доставались на долю человека. И много миллионов военных и штатских не...
  14. Сороковые роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Д. Самойлов Одной из центральных тем в мировой литературе была и остается тема молодых на войне. Какая бы...
  15. Весь под ногами шар земной. Живу. Дышу. Пою. Но в памяти всегда со мной Погибшие в бою С. Щипачев Скромное величие русского человека… Что стоит за этой строкой? Наши славные...
  16. Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю. Бондарев, В. Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В. Богомолов...
  17. В годы Великой Отечественной войны писатель в качестве артиллериста прошел длинный путь от Сталинграда до Чехословакии. Среди книг Юрия Бондарева о войне “Горячий снег” занимает особое место, открывая новые подходы...
  18. Виктор Некрасов… Удивительна судьба этого человека, и многое в ней еще нам неизвестно. Виктор Платонович Некрасов родился в 1911 году, окончил архитектурный институт и актерскую студию, играл в нескольких театрах,...
  19. Какие бы ни были высокие наши устремления, война все равно оставалась для нас человеческой трагедией от своего первого и до последнего дня… К. Симонов Часто СЛЫШИМ: “В войне”, “о войне”,...
  20. Ранний романтизм достаточно четко проявился в таких работах Горького, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” , в революционных песнях. Герои этих рассказов сильные и мужественные, красивые и целеустремленные. Эти герои...
  21. Великая Отечественная война – это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года, а закончилась только через четыре года, через...
  22. Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали...
  23. Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты Великой Отечественной войны. Связь поколений. Что это значит для меня? Как я...
  24. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
  25. “Повести Белкина” являются одним из лучших образцов реалистической прозы XIX века. Построены они довольно необычно: небольшие картинки из жизни имеют своеобразные романтические сюжеты, которые можно назвать “вечными”. На самом деле,... Пора и горе, и ненастье, И зиму темную забыть, – Одно есть только в мире счастье – Весь божий свет душой любить! И. Бунин План 1. Поэзия в творчестве Бунина....
Романтизм и реализм в зарубежной литературе XIX века

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама