THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Рожден Аполлон Николаевич Майков в городе Москва, в семье потомственных дворян в 1821 году. Несколько предыдущих поколений этого рода плотно связанны с искусством, этот факт в конечном итоге повлиял на его мировоззрение и поспособствовал развитию творческих талантов. В 1834 году родители будущего поэта перебираются вместе с детьми в Санкт-Петербург. Именно там Аполлоном Майковым будет получено юридическое образование, которое поможет состояться ему в качестве государственного служащего.

Становление Майкова, как литератора, начинается в 1842 году. Тогда он выпускает свою первую книгу, на пособие от которой отправляется в путешествие по миру. Посетив несколько стран, возвращается в Петербург в 1844 году и принимается за написание кандидатской диссертации. Выбранная тема (древнеславянское право) в дальнейшем будет явственно прослеживаться в некоторых произведениях автора.

Послужной список

На протяжении жизни, Аполлон Николаевич активно строит карьеру. Хорошо зарекомендовав себя во время службы в министерстве финансов, в 1867 году назначается статским советником. Через девять лет его назначают на почетную должность старшего цензора. В 1897 году утверждается на место действующего председателя Центрального комитета иностранной цензуры.

Параллельно основной занятости является членом литературных сообществ, активно пишет для газет и журналов, и состоит в комиссии, занимающейся устройством народных чтений в Санкт-Петербурге.

Творчество

Ранним дебютом тринадцатилетнего Аполлона Николаевича было стихотворение «Орёл», которое опубликовали в 1835 году в «Библиотеке для чтения». Однако, первыми серьезными публикациями считаются «Картина» и «Сон», появившиеся через пять лет в «Одесском альманахе».

На протяжении творческого пути явственно прослеживается изменение политических настроений поэта. Либеральные взгляды в раннем творчестве позже сменяются на консервативные и панславистские. По этой причине, в 1860-х годах творчество автора подверглось серьезной критике. Революционным демократам пришлось не по душе такое изменение взглядов.

Основной темой творчества являются деревенские и природные мотивы, эпизоды из истории родной земли. Эти стихотворения включены в школьные учебники и хрестоматии. Некоторые из них позже были положены на музыку такими известными композиторами, как П.И.Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков.

Помимо написания стихотворений и поэм, был известен литературными переводами. Переводил ставшие известными произведения Гёте, Гейне, Мицкевич. Знал несколько языков, поэтому мог переводить с Греческого, Испанского, Сербского и так далее. В 1870 окончил перевод «Слова о полку Игореве», на эту работу у него ушло четыре года.

Женой Аполлона Николаевича стала Анна Ивановна Штеммер, родившая супругу троих сыновей и одну дочь. Умер поэт 20 марта 1897, после тяжелейшей простуды длиною в месяц. Похоронили его на кладбище Воскресенского новодевичьего монастыря.

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня н.с.) 1821 года в Москве в дворянской семье. Сын академика живописи Н.А. Майкова, брат В.Н. и Л.Н. Майковых.

Майков воспитывался в атмосфере, насыщенной интересом к искусству. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.

С 1834 года семья переселилась в Петербург, и дальнейшая судьба Майкова связана со столицей. В 1837-1841 гг. А.Н. Майков учился на юридическом факультете Петербургского университета. После окончания университета служил в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал он и в Дрездене, и в Праге.

В 1844 году Майков возвратился в Россию. С 1844 года – помощник библиотекаря при Румянцевском музее, с 1852 года и до конца жизни – цензор, затем председатель комитета иностранной цензуры. Неоднократно выезжал за границу, главным образом в Грецию и Италию.

Первые его стихи появились в рукописных сборниках «Подснежник» (1835-1838 гг. ) и «Лунные ночи» (1839 г .), выпускавшиеся в семье Майковых. Выступил в печати со стихом «Орел» («Библиотека для чтения», 1835 г ., Т. IX). В 1842 году издал сборник «Стихотворения», в которых проявился характерный для Майкова интерес к Древней Греции и Риму. Майков продолжал традиции антологичной поэзии К.Н. Батюшкова и Н.И. Гнедича. Ему свойственны ясность и пластичность образов, гуманистический идеал земной жизни.

В следующем сборнике «Очерки Рима» (1847 ) Майков сделал попытку на фоне древнего мира показать природу и бытовые сцены современной Италии. Идеализация древности сочетается с мыслями о потомках свободных народов, сочувствием к национально-освободительному движению во главе с Дж. Гарибальди (стих. «Palazzo»). В середине 40-х годов А. Майков сближается с Белинским и петрашевцами. Некоторые произведения этого периода, например поэмы «Две судьбы» (1845 ), «Машенька» (1846 ), «Барышне» (1846 ), написанные в духе натуральной школы, содержат гражданские мотивы.

Начиная с 50-х годов , А. Майков всё больше смыкается с консервативным лагерем. Патриотические чувства накануне Крымской войны отразились в поэме «Клермонтский собор» (1853 ) и в сборнике «1854» (1855 ). В 1858 году после поездки в Грецию появились циклы «Неаполитанский альбом» и «Новогреческие песни». Крестьянскую реформу А. Майков встретил восторженными стихами «Картинка», «Поля», «Нива». Противопоставляя себя революционно-демократическому лагерю, он стал сторонником «искусства для искусства», что вызвало резкую критику М.Е. Салтыкова-Щедрина, пародии Н.А. Добролюбова, поэтов «Искры», Козьмы Пруткова.

Аполлон Майков проявлял постоянный интерес к исторической тематике. Увлечение эпохой Древней Руси и славянским фольклором помогло ему создать один из лучших поэтических переводов «Слова о полку Игореве» (1866-1870 ). Подобно славянофилам, Майков противопоставлял новым буржуазным отношениям традиции русской старины и сильную русскую государственность. С сочувствием рисовал образы Александра Невского, Ивана IV, Петра I («Кто он?», 1868 ; «В Городце в 1263», 1875 ; «Стрелецкое сказание о царевне Софье Алексеевне», 1867 ; «У гроба Грозного», 1887 ).

А. Майкова привлекали драматические эпизоды мировой истории. В поэмах «Савонарола» (1851 ) и «Приговор» (1860 ) религиозному фанатизму и догматике противопоставлено гуманистическое мировосприятие. По мотивам истории Древнего Рима написаны драматические поэмы «Три смерти» (1851 , опублик. 1857 ), «Смерть Люция» (1863 ), «Два мира» (1871, 1881 , удостоена пушкинской премии в 1882 году ), тесно связанные между собой. Первая из них, рисующая деспотизм Нерона, давала богатый материал для параллелей с деспотичным режимом Николая I. В «Смерти Луция» язычеству противопоставляется христианство, завоевывающее новых сторонников. Та же антитеза и в лирической драме «Два мира».

Последний период (с 70-х годов ) отмечен спадом творческой активности А. Майкова, усилением религиозных настроений, пришедших на смену артистическому эпикуреизму. На первое место выступает религиозно-философская тематика, противопоставленная современности с ненавистным А. Майкову наступлением капитала (цикл стихов «Вечные вопросы», «Из Аполлодора Гностика»). К числу лучших творений Аполлона Майкова относится его пейзажная лирика («Весна! Выставляется первая рама», «Сенокос», «Под дождем», «Ласточки» и др.). В отличие от итальянских пейзажей, где поэт стремился к внешней декоративности, стихи, посвященные русской природе, отличаются задушевностью, акварельной тонкостью красок, напевностью, некоторой созерцательностью. Многие его стихи вдохновили композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, и др.). Аполлон Майков выступал с переводами из В. Гёте, Г. Гейне, А. Мицкевича, Г. Лонгфелло и др.

Биография

Аполлон Николаевич Майков (23 мая (4 июня) 1821, Москва - 8 (20) марта 1897, Санкт-Петербург) - русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН (1853).

Родился в 1821 году. В Москве. Сын дворянина Николая Аполлоновича Майкова, живописца и академика, и писательницы Евгении Петровны Майковой; старший брат литературного критика и публициста Валериана Майкова, прозаика и переводчика Владимира Майкова и историка литературы, библиографа и этнографа Леонида Майкова. Летом жил в имении бабушки в Подмосковье, вблизи нынешнего Солнечногорска, деревня Чепчиха.

В 1834 семья переехала в Петербург. Домашним учителем братьев Майковых был И. А. Гончаров. В 1837-1841 гг. учился на юридическом факультете Петербургского университета. Вначале увлекался живописью, но потом посвятил с

Получив за первую книгу пособие от Николая I на путешествие в Италию, уехал за границу в 1842 г. Повидав Италию, Францию, Саксонию и Австрийскую империю, Майков вернулся в Петербург в 1844 г. и начал работать помощником библиотекаря при Румянцевском музее.

В последние годы жизни был действительным статским советником. С 1882 года - председатель Комитета иностранной цензуры.

27 февраля 1897 года Майков вышел на улицу слишком легко одетым и заболел. Умер 20 марта 1897 года. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря.

Творчество

Первыми публикациями обычно считались стихотворения «Сон» и «Картина вечера», которые появились в «Одесском альманахе на 1840» (1839). Однако дебютом 13-летнего Майкова было стихотворение «Орёл», опубликованное в «Библиотеке для чтения» в 1835. Первая книга «Стихотворения Аполлона Майкова» вышла в 1842 в Петербурге. Писал поэмы («Две судьбы», 1845; «Княжна», 1878), драматические поэмы или лирические драмы («Три смерти», 1851; «Странник», 1867; Два мира, 1872), баллады («Емшан», 1875). Печатался в журналах: Отечественные записки, Библиотека для чтения. Либеральные настроения Майкова 40-х годов (поэмы «Две судьбы», 1845, «Машенька», 1846) сменились консервативными взглядами (стихотворение «Коляска», 1854), славянофильскими и панславистскими идеями (поэма «Клермонтский собор», 1853); в 60-е годы творчество Майкова подверглось резкой критике со стороны революционных демократов. Претерпела изменения и эстетическая позиция Майкова: кратковременное сближение с натуральной школой уступило место активной защите «чистого искусства».

В лирике Майкова часто встречаются образы русской деревни, природы, русской истории; также отражена его любовь к античному миру, который он изучал большую часть своей жизни. Созданные в 1854-1858 годах стихотворения Майкова о русской природе стали хрестоматийными: «Весна! Выставляется первая рама», «Летний дождь» (1856), «Сенокос», «Ласточка», «Нива» и другие. Многие стихотворения Майкова были положены на музыку Н. А. Римским-Корсаковым, П. И. Чайковским и др.

В течение четырёх лет переводил в поэтической форме «Слово о полку Игореве» (перевод окончен в 1870 г.). Также занимался переводами народного поэтического творчества Белоруссии, Греции, Сербии, Испании и других стран. Переводил произведения таких поэтов , как Гейне, Мицкевич, Гёте. Перевел IV-X главы «Апокалипсиса» (1868).

Помимо поэтических произведений, очерков и рецензий на книги, писал также прозу, не являющуюся значительной. После 1880 г. Майков практически не писал ничего нового, занимаясь правкой своих произведений для подготовки собрания сочинений.

Избранные издания и произведения

«Стихотворения Аполлона Майкова» (1842)
Поэма «Две судьбы» (1845)
Поэма «Машенька» (1846)
Поэма «Савонарола» (1851)
Поэма «Клермонтский собор» (1853)
Цикл стихов «В антологическом роде»
Цикл стихов «Века и народы» (1854-1888)
Цикл стихов «Вечные вопросы»
Цикл стихов «Неаполитанский альбом»
Цикл стихов «Новогреческие песни» (1858-1872)
Цикл стихов «Отзывы истории»
Цикл стихов «Очерки Рима»
Драма «Два мира» (1872)
Драма «Три смерти» (1851)
Драма «Смерть Люция» (1863)
Полное собрание сочинений (1893)


Краткая биография поэта, основные факты жизни и творчества:

АПОЛЛОН НИКОЛАЕВИЧ МАЙКОВ (1821-1897)

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая (4 июня по новому стилю) 1821 года в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Родоначальником Майковых был дьяк великого князя Василия Васильевича и царя Ивана Грозного Андрей Майк. Как предполагают многие исследователи и были уверены все Майковы, к их роду принадлежал русский святой и церковный писатель Нил Сорский (в миру Нил или Николай Майков). Однако документального подтверждения этого пока не найдено.

Отец будущего поэта, Николай Аполлонович (1796-1873), был человеком необычайно интересной судьбы. Юнцом Майков-отец «был отдан во второй кадетский корпус в то время, когда для дворянина считались приличными только две карьеры: или в военной, или в статской службе. Прямо со школьной скамьи, не успев кончить курса, он был, как многие тогда, выпущен в офицеры, лет 18 от роду, в действующую армию, в корпус Багратиона». В битве при Бородине Николай Аполлонович был ранен в ногу и отправлен на излечение в поместье в Ярославскую губернию. Там же от скуки юноша занялся рисованием, скопировав для начала картинку, висевшую над его кроватью. Копия удалась, и уже вернувшись на службу в гусарский полк, Майков продолжал предаваться новому увлечению. После окончания войны Майков, награжденный орденом Владимира, вышел в отставку в чине майора, женился и, с облегчением переложив все житейские заботы на плечи жены, занялся живописью. Братья Майковы были уже в подростковом возрасте, когда отец их стал известным художником, любимцем императора Николая I. По поручению государя Майков написал ряд образов для церквей Святой Троицы в Измайловском полку (доставивших ему в 1835 году звание академика), образа для малых иконостасов Исаакиевского собора, над исполнением которых художник трудился около 10 лет.

Мать братьев Майковых, Евгения Петровна, урожденная Гусятникова (1803-1880), происходила из старого купеческого рода. Женщина высокообразованная, она сотрудничала в литературных журналах, выступала как поэтесса и беллетристка.


У Майковых было четыре сына. Старшие, Валериан и Аполлон, и младшие, Владимир и Леонид.

Раннее детство Аполлона Николаевича прошло в имении отца сельце Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры и отчасти в имении бабушки сельце Чепчихе Клинского уезда Московской губернии.

Его постоянными товарищами были крестьянские дети. Здесь он на всю жизнь пристрастился к рыбной ловле, что в дальнейшем отразилось в его поэме «Рыбная ловля».


В 1834 году Майковы переселились в Петербург, и дальнейшая судьба поэта была связана со столицей.

Евгения Петровна была доброй и общительной дамой, всегда привечала молодых писателей, подкармливала малообеспеченных, каждый мог найти у нее поддержку и доброе слово. Впоследствии Майкову очень любил и уважал как добрейшего друга Федор Михайлович Достоевский.

В приветливом московском особнячке Майковых всегда собирались многочисленные гости - художники и писатели. В конце концов, сложился салон Майковых, но был он не великосветским, и в него не привлекали знаменитых литераторов. Здесь бывали преимущественно молодые, начинающие писатели, литераторы-полупрофессионалы, талантливые дилетанты, студенты, поклонявшиеся поэзии и искусству. Частым гостем салона стал в то время еще никому не известный Иван Александрович Гончаров (1812-1891).

Первоначальным образованием сыновей Майкова - Валериана и Аполлона - занимался на дому друга Николая Аполлоновича литератор Владимир Андреевич Солоницын. Историю словесности братьям преподавал И. А. Гончаров.

Образовавшийся в итоге «домашний кружок», в который входили также друзья дома В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров и другие, «выпускал» рукописный журнал «Подснежник» и альманах «Лунные ночи», куда включались первые поэтические пробы юного Майкова.

Когда Аполлону исполнилось шестнадцать лет, он и Валериан поступили в Петербургский университет. Аполлон занимался на юридическом факультете.

В университете молодой поэт активно занимался творчеством. На дар Майкова обратили внимание, в особенности профессор Петр Александрович Плетнев, многие годы затем опекавший поэта и знакомивший крупнейших литераторов, в частности В. А. Жуковского и Н. В. Гоголя, с его произведениями.

После окончания университета Аполлона Николаевича определили служить в Департаменте государственного казначейства, но вскоре, получив от Николая I пособие для путешествия за границу, он уехал в Италию, где занимался живописью и поэзией, а затем в Париж, где слушал лекции по искусству и литературе. Побывал Майков и в Дрездене, и в Праге. Особенно его заинтересовала Прага, поскольку к тому времени поэт уже проникся идеями славянофильства и панславизма. В частности, он встретился и много общался с Шафариком.

В 1844 году Майков возвратился в Россию, где восемь лет проработал помощником библиотекаря при Румянцевском музее.

Первый поэтический сборник Аполлона Николаевича «Стихотворения» вышел в 1842 году и получил высокую оценку В. Г. Белинского.

В эти годы Майков сблизился с Белинским и его окружением - И. С. Тургеневым и Н. А. Некрасовым. Особой страницей в его жизни стало кратковременное участие поэта в деятельности кружка Петрашевского. На этой почве Майков особенно подружился с Ф. М. Достоевским.

3 августа 1849 года, через три с половиной месяца после ареста всех активистов кружка петрашевцев, был арестован и Майков. Его допросили, пришли к выводу, что он в этом деле человек случайный, и в тот же вечер отпустили.

В 1852 году Майков женился на русской немке лютеранского вероисповедания Анне Ивановне Штеммер (1830-1911). Со временем у них родились четверо детей, но до совершеннолетия дожили только трое сыновей.

А в октябре 1852 года поэт вступил на службу в Петербургский комитет иностранной цензуры, где исполнял обязанности младшего цензора. При том что служба была сложной и трудной, поэт полюбил ее, особенно тогда, когда по его совету председателем комитета назначили его друга и великого русского поэта Ф. И. Тютчева, а в 1860 году секретарем там стал Я. П. Полонский. С 1875 года Майков сам возглавил комитет.

Мне ничего более не надо: я и умереть хочу, как и Тютчев, в дорогом моему сердцу комитете, - однажды признался Аполлон Николаевич. В этом ведомстве Майков проработал сорок пять лет, до самой смерти.

Как глава ученого комитета иностранной цензуры Майков состоял также членом ученого комитета Министерства народного просвещения. В 1853 году Академия наук избрала его членом-корреспондентом по отделению русского языка и словесности, а Киевский университет - почетным членом.

Крымская война 1853-1856 годов всколыхнула патриотические и монархические чувства Майкова. В самом начале 1855 года вышла его небольшая книжка стихов «1854-й год».

После Крымской войны Аполлон Николаевич сблизился с молодой редакцией «Москвитянина», поздними славянофилами и «государственниками». На почве славянофилов, но с твердой идеей государства, с признанием послепетровской истории Майков стал сторонником идей М. П. Погодина и М. Н. Каткова. При этом он создал ряд стихотворений о русской природе, которые заучивались наизусть «чуть ли не с первыми молитвами», ставшими хрестоматийными и цитатными: «Весна! Выставляется первая рама…», «Летний дождь», «Сенокос», «Ласточки» и другие.

Увлеченный эпохой Древней Руси и славянским фольклором, Майков создал лучший в истории мировой литературы перевод на современный русский язык эпоса «Слово о полку Игореве» (работа шла в период 1866-1870 годов).

По мотивам истории Древнего Рима поэт написал философско-лирическую драму «Два мира», удостоенную в 1882 году Академией наук Пушкинской премии.

В быту Майкову были присущи тонкий беззаботный юмор и доброта сердца. Он всю жизнь оставался искренним бессребренником.

27 февраля 1897 года Аполлон Николаевич Майков вышел на улицу слишком легко одетым, вскоре заболел и через полтора месяца 8 марта (20 по новому стилю) 1897 года умер.

* * *
Вы читали биографию (факты и годы жизни) в биографической статье, посвящённой жизни и творчеству великого поэта.
Спасибо за чтение. ............................................
Copyright: биографии жизни великих поэтов

Аполлон Майков (1821—1897)

Аполлон Николаевич Майков родился 23 мая 1821 г. в Москве. Детские годы поэта прошли в подмосковном селе Никольском, близ Троице-Сергиевой лавры. Отец, Николай Аполлонович Майков — художник, академик живописи, мать, Евгения Петровна — писательница. В доме Майковых час-тыми гостями были художники, литераторы, музыканты. Од-ним из домашних учителей Майкова был И. А. Гончаров. В 1837 г. Майков поступил на юридический факультет Петербургского университета, охотно и много занимался ис-торией Древней Греции и Рима, изучал латинский язык и римских поэтов. Писать стихи начал в пятнадцатилетнем возрасте. Молодой Майков мечтал о карьере живописца, но лестные отзывы Плетнева и Никитенко о его первых поэти-ческих опытах и слабое зрение побудили его посвятить себя литературе. В 1842 г. Майков отправился в заграничное пу-тешествие. Около года он провел в Италии, затем жил в Па-риже, где вместе с братом Валерианом слушал лекции в Сор-бонне и College de France. Результатом этой поездки стали опубликованные в 1847 г. «Очерки Рима» и кандидатская диссертация о древнеславянском праве. По возвращении в Петербург Майков служил в Министерстве финансов, затем библиотекарем Румянцевского музея до перенесения его в Москву, позже — председателем Комитета иностранной цен-зуры. Умер Аполлон Николаевич Майков в 1897 г.

Поэзия Майкова отличается ровным, созерцательным настроением, обдуманностью рисунка, она пластична и гармонически закончена. В ней ясно и точно, без полуте-ней и намеков проступают линии, формы и краски. Стих Майкова в лучших его произведениях отличается силой, вы-разительностью и сравнительно слабым лиризмом, эмоции автора как бы скрыты, стихи лишены психологической на-пряженности; последнее объясняется прежде всего тем, что поэт слишком тщательно отделывал свои произведения, иногда в ущерб первоначальному вдохновению. Печататься Майков начал в 1840 г. Навеянные античными образами, произведениями греческой и римской скульптуры, миром идеально прекрасных богов и богинь, его стихи несли свет-лое и оптимистическое начало с явно преобладающим эпи-курейским характером. Другая тема творчества поэта — рус-ско-византийские исторические предания. В начале его ли-тературной деятельности явственно звучат мотивы русской природы, часто навеянные любимым занятием Майкова — рыбалкой. В отличие от Тютчева или Фета Майков не ищет в природе многозначности символов, он создает конкрет-ные образы и картины, проявляя при этом недюжинную живописную зоркость и глубину чувств.

«Антологические» стихотворения Майкова сразу принес-ли ему известность. Ясностью и законченностью образов выделяются прежде всего «Сон», «Воспоминание», «Эхо и молчание», «Дитя мое, уж нет благословенных дней», «По-эзия», «Барельеф». Одну из своих «эпикурейских песен» Майков начинает редким для него лирическим порывом:

Мирта Киприды мне дай!

Что мне гирлянды цветные?

Однако во второй строфе он изящно переходит на свой обычный тон:

Мирта зеленой лозой

Старцу, венчавшись, отрадно

Пить под беседкой густой,

Крытой лозой виноградной.

Характерным для поэзии Майкова можно назвать сти-хотворение «После посещения Ватиканского музея». Впе-чатления, произведенные на него скульптурами этого музея, напоминают поэту сходные впечатления из раннего детства, заметно повлиявшие на характер его творчества:

Еще в младенчестве любил блуждать мой взгляд

По пыльным мраморам потемкинских палат.

Антики пыльные живыми мне казались;

И властвуя моим младенческим умом,

Они роднились с ним, как сказки умной няни,

В пластической красе мифических преданий...

Теперь, теперь я здесь, в отчизне светлой их,

Где боги меж людей, прияв их образ жили

И взору их свой лик бессмертный обнажили.

Как дальний пилигрим, среди святынь своих,

Средь статуй я стоял...

Мгновенное впечатление способно перенести поэта из со-временного бального зала в античный мир:

... Ах, вы всему виною

О розы Пестума, классические розы!..

(Розы. «Фаюпазии»)

В другом стихотворении — «Импровизация» — пластичес-кая поэзия Майкова удачно соприкасается с чуждой в об-щем-то ей областью музыкальных ощущений:

Но замиравшие опять яснеют звуки...

И в песни страстные вторгается струей

Один тоскливый звук, молящий, полный муки...

Растет он, все растет, и льется уж рекой...

Уж сладкий гимн любви в одном воспоминанье

Далеко трелится... но каменной стопой

Неумолимое идет, идет страданье

И каждый шаг его грохочет надо мной...

Один какой-то вопль в пустыне беспредельной

Звучит, зовет к себе... увы! надежды нет!..

Он ноет... и среди громов ему в ответ

Лишь жалобный напев пробился колыбельный.

Характерным выражением добродушного и невинного эпикурейства поэта стало стихотворение «Юношам»:

И напиться не сумели!

Чуть за стол — и охмелели!

Чем и как — вам все равно!

Мудрый пьет с самосознаньем,

И на свет, и обоняньем

Оценяет он вино.

Он, теряя тихо трезвость,

Мысли блеск дает и резвость,

Умиляется душой,

И владея страстью, гневом,

Старцам мил, приятен девам,

И — доволен сам собой.

Стоит отметить и два «Послания» Майкова. Первое — к Я. П. Полонскому — очень метко характеризует этого по-эта, второе — к П. А. Плетневу — отличается красотой мыс-ли и формы. Исторические стихотворения Майкова, про-никнутые истинно гуманистическим духом, снискали огром-ную популярность у современников («Клермонский собор», «Сованаролла», «На соборе на Констанцском», «Исповедь королевы», «Ешман»). Главным поэтическим трудом Май-кова стала философско-лирическая драма «Два мира» (1881). Впервые ее тема прозвучала в окончании стихотворения «Древний Рим» (1848).

В 1852 г. на эту же тему был написан драматический очерк «Три смерти», дополненный позднее «Смертью Люция» (1863). Наконец, через шесть лет после первого наброска появилась в окончательном виде драма «Два мира». Идея языческого Рима отчетливо понята и выражена поэтом:

Рим все собой объединил,

Как в человеке разум; миру

Законы дал и мир скрепил,

и в другом месте:

... От него пошли

Лучи во все концы земли,

И где прошли, там появилась

Торговля, тога, цирк и суд,

И вековечные бегут

В пустынях римские дороги.

Герой трагедии Майкова живет верою в Рим и с нею уми-рает, отстаивая и защищая ее от надвигающегося христи-анства. То, во что он верит, переживет все исторические катастрофы:

О, Рим гетер, шута и мима, —

Он мерзок, он падет!.. Но нет,

Ведь в том, что носит имя Рима,

Есть нечто высшее!.. Завет

Всего, что прожито веками!

В нем мысль вознесшая меня

И над людьми, и над богами!

В нем Прометеева огня

Неугасающее пламя!

Рим словно небо, крепко сводом

Облегший землю и народам,

Всем этим тысячам племен

Или отжившим, иль привычным

К разбоям лишь, разноязычным

Язык свой давший и закон!

Императорский Рим вдвойне понятен и дорог поэту как примыкающий к обоим мирам его поэзии — к миру прекрас-ной классической древности, с одной стороны, и к миру ви-зантийской государственности — с другой: и как изящный эпикуреец, и как русский чиновник-патриот Майков нахо-дит здесь родные для себя элементы. Однако идея нового Рима — Византии — не осознана поэтом с такой глубиной и ясностью, как идея первого Рима. Он любит византийско-русский строй жизни в его исторической действитель-ности и принимает на веру его идеальное достоинство, не замечая подчас его внутренних противоречий. Эта вера так сильна, что доводит Майкова до апофеоза Ивана Грозного, величие которого будто бы еще не понято и которого «день еще придет». Нельзя, конечно, заподозрить гуманного поэта в сочувствии злодеяниям Ивана IV, но они вовсе не препятствуют его прославлению, Майков готов даже считать их только за «шип подземной боярской клеветы и злобы ино-земной». В финале «Сованароллы», утверждая, что у фло-рентийского пророка всегда на устах был Христос, Майков не без основания спрашивает: «Христос! не понял ли Тебя?» С несравненно большим правом можно утверждать, что благочестивый учредитель опричнины «не понял Хри-ста»; но поэт на этот раз совершенно забывает, какого ве-роисповедания был его герой — иначе он согласился бы, что представитель христианского царства, не понимающий Христа, чуждый и враждебный Его духу, — явление во всяком случае аномальное, не заслуживающее апофеоза. Отсюда в «Двух мирах» более слабое изображение мира христианс-кого, чем мира языческого. Даже столь незаурядная личность, как апостол Павел, представлена недостаточно ярко и точ-но. Переданная в конце трагедии проповедь Павла цели-ком состоит из апокалипсических образов и «апологов», что мало соответствует действительному методу и стилю биб-лейского Павла. Кроме «Двух миров» из крупных произ-ведений Майкова заслуживают интереса также «Странник» (превосходно воспроизводящий понятия и язык некоторых русских сектантских течений), «Княжна», «Брингильда», а также стихотворное переложение «Слова о полку Игореве » (остающееся и доныне одним из лучших литературных его переводов).

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама