THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Внешнее строение 10 20 30 40 50 Внутреннее строение Эти забавные животные Домашние животные Загадки о животных 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50 10 20 30 40 50

Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? Почему?

Каковы различия в расположении ног у пресмыкающихся и млекопитающих?

Какое строение имеет кожа млекопитающих животных?

Кот в мешке У него длинное туловище и короткие ноги. Хвост длинный, голова небольшая, уши короткие, округлые. Поселяется по самым глухим рекам с заросшими берегами.

Какие особенности во внешнем строении имеют органы слуха и зрения млекопитающих?

Сколько шейных позвонков у мыши, слона, жирафа?

Кот в мешке

Каковы различия зубов у грызунов и хищников?

Что такое плацента? Какую роль она выполняет?

Какова роль слюны в жизни млекопитающих?

Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки

«Куна» - древнерусская монета, почему она получила такое название?

В какой стране кошки находятся на государственной службе? Почему?

Кот в мешке

У каких стадных животных вожаками бывают самки?

Существуют ли в наше время дикие, полудикие и одичавшие лошади?

Что называется руном? Шерстный покров овцы, состриженный сплошным пластом

Чем одомашненный северный олень отличается от дикого?

Почему собаку волнуют громкие звуки и резкие запахи?

Кот в мешке Какие русские фамилии произошли от названий млекопитающих животных?

Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь

Два-ста ухаста, Два-ста рогаста, Четыре-ста ходаста, Один пыхтун, Один вертун.

В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца

Рыдна роет. Скидна скачет, Турман едет - съест тебя

Предварительный просмотр:

Своя игра по теме "Млекопитающие"

Цель

обобщение знаний по теме «Млекопитающие»

Ход игры

Игра рассчитана на 45 минут, из них 5 минут на знакомство с игрой, 5 минут на подведение итогов, 35 минут на игру.

На доске расположены разделы:

1. Внешнее строение млекопитающих.

2. Внутреннее строение млекопитающих.

3. Эти забавные животные.

4. Домашние животные.

5. Загадки о млекопитающих.

В каждом разделе 5 вопросов за которые можно получить от 10 до 50 баллов, чем выше балл тем сложнее вопрос.

Среди вопросов попадается «Кот в мешке» - т.е. вопрос не из данного раздела.

Класс делится на 3 группы. Каждая группа по порядку выбирает вопрос из любого раздела, если на вопрос нет ответа, то на него может ответить другая команда.

Правила игры

1. Если команда не ответила на вопрос, то его может перехватить другая команда.

2. Если команда ответила на вопрос неправильно, ход переходит к другой команде.

В конце игры подводятся итоги.

Раздел 1. Внешнее строение млекопитающих.

10 - Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? Почему?

20 - Каковы различия в расположении ног у пресмыкающихся и млекопитающих?

30 - Какое строение имеет кожа млекопитающих животных?

40 - Кот в мешке.

У него длинное туловище и короткие ноги. Хвост длинный, голова небольшая, уши короткие, округлые. Поселяется по самым глухим рекам с заросшими берегами. (Выдра)

50 - Какие особенности во внешнем строении имеют органы слуха и зрения млекопитающих?

Раздел 2. Внутреннее строение млекопитающих

10 - Сколько шейных позвонков у мыши, слона, жирафа?

20 - Кот в мешке.

Редкий вид на территории Ленинградской области. Довольно крупные размеры. Уши короткие и широкие, закругленные, с кожными складками. Окраска спины палево-рыжая или коричнево-бурая, брюхо более светлое. Крылья длинные и узкие. (Рыжая вечерница)

30 - Каковы различия зубов у грызунов и хищников?

40 - Что такое плацента? Какую роль она выполняет?

50 - Какова роль слюны в жизни млекопитающих?

Раздел 3. Эти забавные животные

10 – Красные лапки, длинная шея, щиплет за пятки, беги без оглядки. (гусь)

20 – «Куна» - древнерусская монета, почему она получила такое название? (От куницы. Одна куна равняется 100 липам)

30 – В какой стране кошки находятся на государственной службе? Почему? Страна эта - Великобритания, в столице которой, городе Лондоне, есть всемирно известный крупнейший национальный музей, созданный парламентским актом в 1753 году, - Британский музей. Это один из лучших музеев мира, в нем сосредоточены богатейшие и уникальные коллекции по истории, археологии, этнографии, искусству, естественным наукам и т. д., имеющие мировое значение. Кроме того, Британский музей владеет одной из лучших библиотек мира. Так вот, чтобы мыши не портили коллекций музея и не чувствовали себя в нем вольготно, в его штат официально зачислена «кошачья рота» в составе шести кошек. На их содержание государство отпускает из бюджета 50 фунтов стерлингов в год на каждую кошку. Однако кормят их не каждый день, чтобы они не забывали о своей основной служебной обязанности - ловить мышей. Чтобы кошек никто не трогал и все посетители знали, что кошки - «служащие музея», им положена униформа - на шее каждой из кошек повязан пышный желтый бант.

40 – Кот в мешке.

Жизнь этого тихого зверька тесно связана с водой заросших озер, тихих речек и заводей. Он устраивает норы с подводными входами у крутых берегов, а низменных и заросшимх местах - хатки. Шкура зверька своеобразный «баллон» который может вмещать 200 см воздуха. Что это за зверек? Какую роль “баллон” играет в его жизни? (Ондатра)

50 – У каких стадных животных вожаками бывают самки? (Жирафы, северные олени, зебры)

Раздел 4. Домашние животные

10 - Существуют ли в наше время дикие, полудикие и одичавшие лошади?

Вольные табуны лошадей и пони встречаются в разных частях света. В Северной Америке помимо мустангов живут два вида островных пони, один на продуваемом ветрами острове Сейбл у побережья Новой Шотландии, другой на острове Ассатиг, недалеко от границы штатов Мэриленд и Виргиния.

В Европе полудикое существование ведут на юге Франции лошади камаргу, в подобных условиях живут некоторые породы пони в горах и болотах Британии, то же относится к некоторым породам лошадей на территории бывшего СССР.

Небольшой табун диких азиатских лошадей (Equus przevalskii Poliakoff) был обнаружен в предгорьях Тянь-Шаня на краю пустыни Гоби русским исследователем полковником Н. М. Пржевальским только в 1881 году. До тех пор считалось, что они вымерли в результате неограниченной охоты монгольских племен, использовавших ее мясо

20 - Что называется руном?

Шерстный покров овцы, состриженный сплошным пластом

30 - Чем одомашненный северный олень отличается от дикого? Одомашненные олени очень похожи на диких, но по размерам обычно меньше их.

40 - Почему собаку волнуют громкие звуки и резкие запахи?

50 - Кот в мешке

Какие русские фамилии произошли от названий млекопитающих животных? Такие фамилии происходили от названий домашних животных (Баране́нко, Буга́й, Жеребе́ць, Котов, Собаче́нко, Кабано;´в, Воро́нич, Цапо́к; диких зверей (Бо́брик, Ежо́ва, За́йченко, Куни́цкий, Медведю́к, Су́слов, За́яц;

Раздел 5. Загадки о млекопитающих животных

10 -

Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

Какое животное нашло отражение в загадке? К какому отряду оно относится? (Осел)

20 -

Два-ста ухаста,

Два-ста рогаста,

Четыре-ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

Какое животное нашло отражение в загадке? К какому отряду оно относится? (Корова)

30 -

В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца.

Какой зверек нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни? (Крот)

40 -

Вот хрустнули сухие ветки

Ночные бдения зверей:

Охотятся хорьки и белки

На зазевавшихся мышей.

(А. Пружанский.)

Какую ошибку допустил поэт?

50 -

Рыдна роет.

Скидна скачет,

Турман едет - съест тебя.

Какие животные нашли отражение в загадке? К какому отряду они относятся? (Свинья, заяц, волк)


« Обобщающий урок по теме: «Класс Млекопитающие»

(7 класс)

(игровая технология)

Предмет: Биология.

Тема урока: Класс Млекопитающие.

Тип урока : обобщающий.

Вид урока : урок-игра.

Цель урока: обобщение, систематизация и закрепление знаний по теме « Класс Млекопитающие».

Задачи:

Закрепить и систематизировать знания о млекопитающих.

Развить интерес и познавательную деятельность учащихся.

Воспитывать бережное отношение к животным. Воспитывать чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

-предметные: знание представителей класса млекопитающих

-метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками, в группе, слушать и слышать собеседника.

-личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы.

Оборудование и материалы : компьютер, экран, проектор .

ХОД УРОКА

1. Организационный этап .

Приветствие;

Проверка наличия ученических принадлежностей.

2. Мотивационно - ориентировочный этап .

1. Какие темы мы изучили? Что мы уже знаем о животных?

2. Формулирование темы и цели урока

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

    Операционно-исполнительский этап.

Учитель: Проводить наш урок мы будем в форме игры в КВН. Класс будет поделен на 3 команды игроков и жюри. Каждая играющая команда предварительно получила домашнее задание: дать название команде, выбрать ее капитана и девиз, нарисовать эмблемы. Скорее же познакомимся с нашими игроками. Итак, первая команда, ваш выход!

Вторая команда, представьтесь, пожалуйста!

Представление команд.

Учитель: Для вас я приготовила ряд заданий. Выполнение каждого задания будет поощряться баллами.

    «Разминка» (за каждый правильный ответ – 1 балл):

Командам поочередно задаются вопросы:

1. Они в лесу без топоров, строят избу без углов (муравьи)

2. Они трижды родятся, прежде чем стать взрослыми (бабочки, жуки)

3. Этот лесной житель сушит себе грибы на деревьях (белка)

4. Этот зверь спит всю зиму вниз головой (летучая мышь)

5. Эти животные вылезают из кожи вон (змеи)

6. У этих птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй? (пингвин)

7. Что носят короли и моллюски? (мантию)

8. Какие птицы опыляют растения? (колибри)

9. Птица, питающаяся осами (ястреб)

2. Наглядность (1 балл за каждое правильное соотнесения животного к его отряду): подписать как можно больше названий изображенных на рисунке животных и отнести их к отрядам млекопитающих за 5 минут (мах 34 балла). (Животные изображаются на слайдах презентации)

3. Убери лишнее животное ( 1 балл за 1 правильный ответ )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Я иду и ты идешь. Я иду и ты идешь – раз, два, три. (Шагаем на месте) Я пою и ты поешь – раз, два, три. (Хлопаем в ладоши) Мы идем и мы поем – раз, два, три. (Прыжки на месте) Очень дружно мы живем – раз, два, три. (Шагаем на месте)

4. Загадки (1 балл за 1 правильный ответ):

1) “Любит лазить на лианы, есть грейпфруты и бананы, Смешит малышей улыбкой до ушей” (Обезьяна. Приматы).

2) “Чудо-юдо великан на спине везёт фонтан” (кит).

Что собой представляет его фонтан? (Кит дышит атмосферным воздухом. Акт его дыхания происходит после выныривания из воды, через каждые 10-15 минут. Выдыхаемые водяные пары и брызги воды с поверхности моря образуют над ним фонтан).

3) “В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца” (Крот, Насекомоядные).

4) “Всю жизнь свою хожу в тельняшке, Но без сапог и без фуражки” (Зебра. Непарнокопытные).

5) “Это что за зверь лесной, встал, как столбик под сосной и стоит среди травы – уши больше головы?” (Заяц, Зайцеобразные).

6) “По лесным дорожкам ходит – бродит кошка. У этой дикой кисочки на ушах две кисточки” (Рысь. Хищные. Кошачьи).

5. Найди ошибки (1 балл за 1 правильный ответ): перед вами карточки с признаками класса Млекопитающие. Там есть некоторые ошибки. За каждую найденную ошибку команда получает 1балл.

1. Холоднокровные позвоночные.

2. Тело покрыто волосяным покровом.

3. Живорождение, вскармливание детенышей молоком.

4. Неполное разделение артериальной и венозной крови.

5. Простое поведение.

6. Наличие диафрагмы.

7. Четырехкамерное сердце, один круг кровообращения.

6. Расшифруйте ребусы (см. приложение)

Жюри оформляет результаты этапов в таблицу.

Команда

1.

2.

3.

Презентация

команды
(5 баллов)

Разминка
(3 балла)

Наглядность
(5 баллов)

Убери лишнее животное (3 балла)

Загадки
(6 баллов)

Найди ошибку
(1 балл)

Ребусы

Итого

    Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель: Наша игра подходит к концу. Пока жюри подводит итоги, давайте попытаемся ответить на вопрос.

Каким животным поставлены памятники?”

(В Риме – ослу-труженику, в Париже – сенбернару, спасшему в Альпах 41 человека; в Берго Сан-Лоренцо (Италия) псу Верному, в течение 14 лет ходившему на остановку встречать хозяина, погибшего на войне; в Санкт-Петербурге – собаке, служащей науке).

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание (записано на доске): подготовить кроссворды по теме «Класс Млекопитающие». Не менее 15 вопросов.

Рефлексия:

Сегодня урок легкий или трудный ,

интересный или скучный

полезный или ненужный.

Я ученик старательный или ленивый ,

внимательный или невнимательный

урок усвоил или не усвоил.

Спасибо за урок!

Конспект урока на тему

Конспект урока на тему
«Класс Млекопитающие, или Звери».
Цель урока образовательная: Знакомство с внешним строением и признаками
класса Млекопитающих.
Цель урока воспитательная: расширение знаний о классе млекопитающих
Цель урока развивающая: развитие представления о многообразии животного
мира.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход урока
1.
2.
3.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Объяснение новой темы
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами совершим путешествие по океану знаний в страну,
которой нет на карте, но с некоторыми жителями этой страны вы хорошо
знакомы, а об остальных вам предстоит узнать. Что это за страна вы должны
догадаться, ответив на следующий вопрос.
Внимание! Таинственная незнакомка. У меня в руках описание одного
очень интересного существа. Ваша задача – догадаться, о ком идет речь. Не
торопитесь с выводами! Все версии – после прослушивания.
Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого­
то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, легкие и
пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе
могут использоваться для пересадки человеку.
Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со
своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала.
Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, ее
можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой
уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента.
Животные, о которых пойдет речь, различают цвета.

Как и люди, они любят чистоту. Им нравится отыскивать грибы, и они не
боятся укусов змей.
Ученые относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их
представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко
находила наркотики.
Итак, кто же она?
Вот этот симпатичный поросенок (учитель достает игрушку) будет
талисманом сегодняшнего урока. Но почему вдруг сегодня я заговорила об
этом существе?
Все правильно, новая тема. «Класс Млекопитающие, или Звери».
При изучении этой темы закладывается фундамент изучения биологии в 8­
м классе, и значит, вы должны быть очень внимательны и прилежны.
­ Так, в какую страну мы совершим путешествие?
+ В страну Млекопитающих, или Зверей.

Вокруг, насколько хватит глаз,


Млекопитающие, или Звери, с давних времен интересовали людей.
Знаменитый шведский ученый К. Линней в своей «Системе природы»
(1758г.)перечислил только 86 видов млекопитающих; сегодня науке известно
около 4500 видов этих животных.
Сегодня первый урок по теме, и цель его – самое общее знакомство с
классом млекопитающих.
Для первого знакомства из более 4500 видов я выбрала всего 4 зверя.
Выбрала не случайно, а с определенным умыслом.
Ваша задача – его разгадать.
­ Один из самых лучших землероев. Очень интересна шерсть этого
животного: она очень короткая, густая, разглаживается в любую сторону и
меняется до 4 раз в год.
+ Крот.
­ Великолепно ориентируется в абсолютной темноте благодаря уникальной
системе эхолокации. Они – великолепные летуны, способные перелетать на
расстояние до 1000 км.
+ Летучая мышь.
­ Кто на задних лапках скачет,
В теплой сумке сына прячет?
Кто, вставая в полный рост,

Опирается на хвост?
+ Кенгуру.
­ Голова животного заканчивается знаменитым «клювом», напоминающим
утиный. Клюв покрыт кожей, богатой нервами и особыми рецепторами,
чувствительными к слабым электрическим импульсам. Такие импульсы
возникают при движении водных беспозвоночных, которыми он питается.
+ Утконос.
Сделайте, пожалуйста, вывод.
Что я хотела вам показать?
+ Разнообразие сред обитания, они заселяют все жизненные среды: воздушно­
наземную, водную и почвенно­грунтовую.
Общая характеристика класса Млекопитающие, или Звери.
1. Знаю я млекопитающих
И приятных, и пугающих,
Симпатичных и ужасных,
Безобидных и опасных,
Хищных, травоядных,
Грязных и опрятных,
Лохматых, голокожих
И на людей похожих.
2. Мышки и собачки,
Коровы и слоны,
Крошки и зверюшки
Большой величины.
У них есть много общего –
Они живородящие,
Все они выкармливают
Деток молоком.
3. Вокруг, насколько хватит глаз,
Венец творенья – высший класс,
Созданья процветающие – млекопитающие.
4.У млекопитающих очень тонкий нюх,
Развиты прекрасно зрение и слух.
5. У млекопитающих, всех без исключения,
Есть волосяной покров
И склонность к облысению.

6. Очень большое дело – температура тела
Выжить зверьку помогает,
Его изнутри согревает
В холодной воде, на горячем песке,
На льдине, в болоте и даже в земле.
7. Там покров волосяной, шелковистый и густой,
А у меня бесцветный, редкий, незаметный.
Самые обычные млекопитающие, которых мы знаем с детства, ­ наземные
животные, бегающие на 4 ногах(мыши, кошки, собаки, лошади.) Но разве
утиная мордочка утконоса или полет летучей мыши не напоминает птиц?
Разве водные звери (дельфины и киты) своим обликом и быстрым плаванием
не напоминают рыб? Чешуйчатый покров ящеров­ панголинов, панцирь
броненосцев, иглы ехидны, ежа, дикобраза ­ это тоже примеры
разнообразного и удивительного облика млекопитающих.
Чем же объясняется многообразие зверей? По­ видимому, тем, что их
предки в течение многих миллионов лет приспосабливались к различным
условиям жизни; в результате до наших дней дожили только наиболее
приспособленные из них.
Млекопитающие отличаются и по их величине. Самый маленький зверек­
землеройка­ малютка массой 2 г, а самое крупное животное из всех когда
либо живших и живущих на Земле ­ синий кит массой 150 т. Синий кит
тяжелее землеройки­ малютки в 65 миллионов раз.
Разнообразны у зверей повадки и образ жизни. Например, у ехидны и
утконоса детеныши вылупляются из яиц, у кенгуру и других сумчатых они
рождаются недоразвитыми, а у зайцев и мышей новорожденные беспомощные,
слабые, слепые. В то же время у многих зверей(хоботные, непарнокопытные)
детеныши в скором времени после рождения могут стоять, ходить, даже
следовать за матерью.
Известно много млекопитающих, бодрствующих весь год, но есть много и
таких, которые полгода проводят в спячке.
Что же объединяет в одну систематическую группу столь разных
животных?
Дайте общую характеристику млекопитающих.

Вывод: Млекопитающие ­это живородящие животные, вскармливающие
своих детенышей молоком, тело большинства из них покрыто волосяным
покровом, очень хорошо развитая нервная система, челюсти с зубами,
способность к регуляции температуры тела. Млекопитающие – самая
высокоорганизованная группа позвоночных
2. Игра «Биологический тир».
55 баллов – отлично. (5).
54 – 50 – меткий стрелок (4).
49 – 40 – хороший стрелок. (3).
Менее 40 – мазила. (2).
Номер вопроса обозначает сумму набранных баллов, если вы на него ответите
верно.
1. Сколько кругов кровообращения у млекопитающих? (1 балл).
2. Сколько камер в сердце у млекопитающих? (2 балла).
3. У млекопитающих замкнутая кровеносная система. Какая кровеносная
система называется замкнутой? (3 балла и т. д.)
4. В каких условиях живут млекопитающие?
5. Какие органы чувств у млекопитающих достигли значительного развития?
6. Млекопитающие теплокровные животные. Какие животные называются
теплокровными?
7. Чем питались предковые формы млекопитающих?
8. Что обеспечивает лучшую сохранность молодняка в разнообразной
обстановке?
9. Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника у млекопитающих?
10. Верно ли утверждение: «Забота о потомстве приводит к сокращению
рождаемости у животных». Докажите свою точку зрения.
Разверну –ка я Красную книгу,
(Очень «толстая» книга причем)
И, вглядевшись, даемся мы диву­
Сколько жизней у нас за плечом.
Насекомые, птицы и рыбы,
Теплокровные –не перечесть.
А ведь этих существ мы могли бы
Сохранить и от смерти сберечь.

И не зря на Земле есть наука
О защите природной среды.
Экология –важная штука
Без нее бы мы не смогли…
Изучаем мы жизнь организмов,
Приспособленность их к среде,
А еще человеческий фактор,
Как угрозу всему на Земле.
Я надеюсь, что чудо случится­
Человечество скоро поймет,
Вымирание живых организмов
И его тоже к смерти ведет.
Мы не можем дышать углеродом
Выхлопных труб машин
И пить загрязненную воду­
Добывая с различных глубин.
И системы природных сообществ
Невозвратно разрушены,
Изменяется климат планеты­
Вот к чему мы сегодня пришли.
Изучая эту науку,
Мы находим решенья проблем,
Чтобы дети знать не могли,
Что такое загрязненье Земли!
Я очень рада, что мы с вами удачно вернулись из путешествия.
Мы внимательно взглянули на жизнь Млекопитающих, или Зверей и
увидели там немало интересного, чего не заметит равнодушный человек, не
любящий природу.
И не нужно уезжать в далекие страны, чтобы посмотреть на диковинки.
Вокруг нас живут очень интересные животные.
Внимательно изучайте природу, присматривайтесь ко всему – и вы
сумеете открыть немало различных тайн природы.
Домашнее задание: прочитать параграф 51 задание в тетради.

Обобщающий урок-игра по теме: "Класс млекопитающие"

Цели:

обобщить и углубить знания учащихся о млекопитающих;

развить интерес и познавательную активность учащихся.

Оборудование:

задания для конкурсов: “Кто лишний”, “распредели животных по отрядам”, “Филворд”, “Шифровки”, “Зоошутка”, “Аукцион”, “Черты характера”;

альбомные листы и цветные карандаши;

“Чёрный ящик”;

бочонок и фишки с номерами от 1 до 15;

секундомер.

Условия игры: в игре принимают участие 3 команды (по рядам парт) , каждый конкурс оценивается в определённое количество баллов. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

“РАЗМИНКА”

Условия: команды получают листочки, и каждый член команды по очереди пишет на листе по одной особенности внешнего или внутреннего строения млекопитающих.

Оценка = количеству правильных ответов.

“КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ”

Условия: первые члены команды начинают рисовать любое млекопитающее животное, затем по команде передают следующему участнику – он продолжает рисовать и т. д. до последнего члена команды.

Оценка: 5 баллов.

“КТО ЛИШНИЙ?”

Задание: определить, кто лишний среди животных и аргументировать свой ответ.

Оценка: 2 балла. Задание для 1 команды:

Собака, рысь, коза, корова, лошадь

(рысь – дикое животное) Задание для 2 команды:

Антилопа, зебра, верблюд, баран, лось

(верблюд – не имеет рогов)

Задание для 3 команды:

Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена

(белый медведь – обитатель другой природной зоны)

“ЗВЕРИНЫЕ ФАМИЛИИ”

Задание: за 2 минуты написать наибольшее количество реально существующих фамилий, произошедших от названий млекопитающих животных.

Оценка: 1 балл за каждую фамилию.

“РАСПРЕДЕЛИ ЖИВОТНЫХ ПО ОТРЯДАМ”

Задание: распределить животных по отрядам.

Оценка: 1 балл за каждого представителя. Отряды:

А) Первозвери:

Б) Сумчатые:

В) Насекомоядные:

Г) Грызуны:

Д) Зайцеобразные:

Е) Рукокрылые:

Ж) Хищные:

З) Китообразные:

И) Ластоногие:

К) Парнокопытные:

Л) Непарнокопытные

М) Приматы: Представители:

1-серая крыса; 2-волк; 3-коала; 4-домовая мышь; 5-вампир; 6-бурый медведь;

7-кенгуру; 8-кулан; 9-кашалот; 10-норка;

11-косатка; 12-павиан; 13-макак;14-морж; 15-ласка; 16-зебра; 17-носорог; 18-лось; 19-лиса; 20-ушан; 21-бегемот; 22-ехидна;

23-опоссум; 24-ёж; 25-суслик;

26-морской котик; 27-выхухоль;

28-сумчатая мышь; 29-осёл; 30-архар;

31-дельфин-белобочка;32-кролик;

33-зубр; 34-пищуха; 35-шиншилла;

36-белка; 37-бурундук; 38-утконос.

Ответы:

А) 22; 38.

Б) 3; 7; 23; 28.

В) 24; 27.

Г) 1; 4; 25; 35; 36; 37.

Д) 32; 34.

Е) 5; 20.

Ж) 2; 6; 10; 15; 19.

З) 9; 11; 31.

И) 14; 26.

К) 18; 21; 30; 33.

Л) 8; 16; 17; 29.

М) 12; 13.

“ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ”

Условия: команды по очереди вытаскивают жетоны с номерами из “бочонка” и отвечают на вопросы под этими номерами. Если команда даёт неверный ответ, другие команды могут дать свой вариант ответа, и, если он правильный, заработать дополнительные баллы.

Оценка: 2 балла за каждый ответ.

1. Какие млекопитающие запасают жир? С какими особенностями их жизни это связано?

(впадающие в зимнюю спячку; долгое время обходящиеся без пищи и воды – верблюды; водные – повышение плавучести, защита от переохлаждения)

2. Какие млекопитающие имеют киль и почему? (летучие мыши – для прикрепления летательных мышц; у крота – для крепления мощных грудных мышц)

3. Почему кит, попавший на сушу, через несколько часов погибает? (от перегревания)

4. Почему у верблюда жир сосредоточен в горбах, а не распределён равномерно по всему телу, как у китов? (иначе тело бы перегревалось)

5. Какое значение имеет линька для зайца-беляка?

(зимний покров гуще и теплее и даёт маскировочную окраску)

6. Кошки больше заботятся о чистоте своего тела, чем собаки: умываются, старательно вылизывают шерсть. Чем это можно объяснить?

(запах выдаёт их, когда они караулят добычу)

7. Зоологи всегда мечтали иметь в зоопарках экзотических животных, в частности всем известного коалу. Однако перевезти, а тем более содержать его в неволе оказалось невозможно. Почему? (коала питается листьями эвкалипта, а он не везде растёт)

8. Около ста лет назад в Австралию было завезено 5 кроликов. Прошли годы – и их миллионное потомство стало приносить колоссальный урон полям. Объясните причины такого отрицательного результата акклиматизации животных.

(в Австралии не было регуляторов численности кроликов-хищников)

9. Многие животные метят свою территорию, например, у оленя на морде находятся пахучие железы. Какое значение это имеет для животных?

(борьба за территорию, распределение пространства)

10. Некоторые летучие мыши зимуют в пещерах, скапливаясь там в больших количествах. Какое значение это имеет для них? (они таким образом согревают друг друга)

11. Часто в детских мультфильмах и сказках зайца называют косым. За что его так прозвали?

(за способность при беге всегда уклоняться в сторону)

12. Ёж и крот относятся к одному отряду насекомоядных. Но ёж впадает в зимнюю спячку, а крот нет. Чем объясняются различия в жизнедеятельности этих млекопитающих?

(крот питается подземными насекомыми, а ёж наземными)

13. Почему у зайцев детёныши рождаются покрытые мехом и зрячие, а у кроликов – голые и слепые? (у кроликов детёныши рождаются в глубокой норе и защищены от врагов)

14. Слон может выкорчёвывать деревья диаметром 25-30 см. , вспахивать землю.

Каким орудием он пользуется? Каковы его особенности? (бивни и хобот)

15. Мехом этого зверька оторочена шапка Мономаха – один из символов самодержавия в России. (соболь)

“АУКЦИОН”

Задание: каждая команда получает открытку с изображением животного, команды противников с помощью наводящих вопросов должны отгадать, какое животное изображено на открытке. Баллы получает та команда, которая даст правильный ответ.

Оценка: 5 баллов.

“ЧЁРНЫЙ ЯЩИК”

Условия: команды прослушивают задание, и отвечает команда, первая поднявшая руку при прочтении задания. Если ответ неверный, другие команды могут ответить.

Оценка: 5 баллов.

Это животное нам хорошо знакомо и очень похоже на нас. Хотя для кого-то сравнение с ним может показаться оскорбительным. Сердце, лёгкие и пищеварительная система его так похожи на человеческие, что в перспективе могут использоваться для пересадки человеку.

Сердечные клапаны применяются уже сегодня. Эти животные, общаясь со своими собратьями, издают 23 звуковых сигнала. Удивительно строение их кожи. Она обладает способностью загорать, её можно использовать как перевязочный материал при ожогах. Под этой уникальной повязкой быстрее образуется собственная кожа пациента. Животные, о которых пойдёт речь, различают цвета. Как и люди, они любят чистоту и обожают пиво. Им нравится отыскивать грибы, и они не боятся укусов змей.

Учёные относят их к числу самых умных животных. Более того, одной их представительнице было присвоено офицерское звание, так как она легко находила наркотики.

Какое животное в “чёрном ящике”?

(свинья - можно использовать мягкую игрушку или рисунок)

“ШИФРОВКИ”

Задание: команды получают по 4 шифровки, которые за 4 минуты должны расшифровать.

Оценка: 2 балла за каждую шифровку. Шифровки для 1 команды:

НАТУНОГРАГ (орангутанг)

КТУШНИЧА (тушканчик)

ТМУНГАС (мангуст)

ГЕБЕТОМ (бегемот) Шифровки для 2 команды:

ФЬНИЛДЕ (дельфин)

ЮРБЛЕВ (верблюд)

КСЛСУИ (суслик)

АОРНТАД (ондатра)

Шифровки для 3 команды:

НАТАОЛИП (антилопа)

ЛЬАГЕЗ (газель)

ДАЕЛОПР (леопард)

РБЕЗА (зебра)

“ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ”

Условия: команды по очереди задают другим командам по 3 вопроса; если отвечающая команда даёт неверный ответ, балл получает команда, задававшая вопрос.

“ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА”

Задание: в одной старинной книге, посвящённой животным, предлагалась интересная характеристика зверей. Всем известно, что у каждого животного есть свои отличительные черты, которые его очень ярко характеризуют.

Из предложенных названий животных и характеристик нужно подобрать пары.

Оценка: 2 балла за каждую правильно подобранную пару. Задание для 1 команды:

СОБАКА – верность

ОВЦА – глупость

ЛЕВ – могущество

СЛОН – добродушие

ЛОШАДЬ – трудолюбие Задание для 2 команды:

ЛИСА – хитрость

ВОЛК – кровожадность

КРЫСА – злость

СВИНЬЯ – нечистоплотность

ОБЕЗЬЯНА – нахальство

Задание для 3 команды:

МЕДВЕДЬ – косолапость

ЗАЯЦ – трусость

КРОТ – скрытность

ОСЁЛ – упрямство

ОЛЕНЬ – быстрота

“ГОНКА ЗА ЛИДЕРОМ”

Условия: за 3 минуты каждая команда должна ответить на максимально возможное количество вопросов.

Оценка: 1 балл за каждый ответ.

Вопросы для 1 команды:

1. Как называется наука, изучающая млекопитающих (териология)

2. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

(нет, они обламываются и остаются в теле жертвы)

3. Плутовка вороватая, пред всеми виноватая, но уходит от беды с целой головой, заметает все следы золотой метлой. (лиса)

4. Кто на себе лес носит? (олень)

5. Самое быстро бегающее животное. (гепард)

6. Зверь, который вьёт гнездо на траве или в кустах. (мышь-малютка)

7. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

8. Зачем зебре такая яркая полосатая шкура? (для маскировки)

9. Какой зверь самый крупный? (кит)

10. Почему ближайших родственников зайцев-пищух называют сеноставками?

(они делают запасы сена на зиму)

11. Почему у зайца очень тонкая шкура?

(чтобы легче было вырываться из когтей и зубов хищника)

12. Как называется напиток, получаемый из кобыльего молока? (кумыс)

13. Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (осёл)

14. Кто собирает яблоки спиной? Зачем?

15. Бежали два зайца – один на гору, другой – под гору. Какому зайцу было легче бежать? Почему? (на гору бежать легче, так как задние ноги длиннее)

16. Почему кошка ходит бесшумно? (когти втягивает в подушки)

17. Что такое отара? (стадо овец)

18. Умеют ли плавать верблюды? (нет)

19. Эта симпатичная собака первой побывала в космосе. Как её звали? (Лайка)

20. Это животное сулит англичанину и французу удачу, а у русских встретиться с ним – плохая примета. Кто это? (чёрная кошка)

Вопросы для 2 команды:

1. Как называется собачье “общежитие”? (псарня)

2. Верблюд хранит в горбах запас воды? (нет, жира)

3. Зимой голоден, а летом сыт. (волк)

4. Почему весной не бьют пушных зверей? (линька; размножение)

5. След какого зверя похож на человеческий? (медведя)

6. Самое быстро плавающее морское животное (дельфин)

7. Какой страшный зверь ест малину? (медведь)

8. Зачем китам усы? (роль сита при питании)

9. Какой зверь самый колючий? (дикобраз)

10. Для чего млекопитающим нужны вибриссы? (для осязания)

11. Все ли млекопитающие животные покрыты шерстью? (нет)

12. Видоизменением каких желез являются молочные? (потовых)

13. Два – ста ухаста, два – ста рогаста, четыре - ста ходаста, один пыхтун, один вертун. Кто это? (корова)

14. Почему говорят: “спит, как сурок”? (сурки спят очень крепко)

15. Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет. Почему?

(волки окружают добычу, а лисы и рыси подкрадываются к ней)

16. Какой орган чувств развит у кошки? (слух)

17. Что такое курдюк? (запас жира под хвостом овцы)

18. Как определить возраст лошади? (по зубам)

19. У коровы – отёл, у кошки – окот, а у свиньи? (опорос)

20. Именно эти животные были любимыми и у пророка Магомета, и у кардинала Ришелье. Кто они? (кошки)

Вопросы для 3 команды:

1. Какой кот постоянно носит очки? (Базилио)

2. Одинокие волки воют на луну? (нет, волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай, что территория занята)

3. Какие млекопитающие ядовиты? (утконос, ехидна)

4. Что делают зимой ёж и медведь? (спят)

5. Почему собака, когда ей жарко, язык высовывает, а лошадь нет?

(у собаки на языке потовые железы, а у лошади на теле)

6. Кто сильнее: тигр или лев? (тигр)

7. У какого млекопитающего самый длинный язык? (у муравьеда)

8. Кит – рыба или зверь? (морской зверь)

9. Почему у летучих мышей такие большие ушные раковины?

(чтобы улавливать эхо ультразвуковых волн)

10. Могут ли млекопитающие откладывать яйца? (да, первозвери)

11. Почему белые медведи, когда охотятся на тюленей, прикрывают лапой нос?

(чтобы быть незаметными, нос чёрный хорошо заметен на белом теле и среди снега)

12. Почему добычу пушных зверей производят зимой? (мех гуще)

13. Рында роет, Скирда скачет, Турман едет – съест тебя. (свинья, заяц, волк)

14. Каковы различия сумок кенгуру и коалы?

15. Верна ли поговорка: “труслив, как заяц”? (заяц не труслив, а осторожен)

16. Почему кошка часто умывается? (запах её может выдать при охоте)

17. Что такое руно? (состриженная с овцы шерсть)

18. Где у верблюда мозоли? (на груди, на коленях и пяточных суставах)

19. Это государство является не только лидером в современном футболе, но и самой “лошадиной страной мира”. Как называется она? (Бразилия)

20. У волков – стая, у коров – стая, а у львов? (прайд)

Подведение итогов урока и выставление оценок.


THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама