THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Анализ стихотворения М. Цветаевой "Я тебя отвоюю... " (тропы, фигуры речи) и получил лучший ответ

Ответ от ЀАДОСТЬ[гуру]
В поэзии М. И. Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности. Она вся в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Всякое чувство Цветаева понимала только как активное действие. Недаром любовь у нее всегда «поединок роковой»: «Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, / У всех золотых знамен, у всех мечей..,» . Ее любовная лирика, как и вся поэзия, громогласна, неистова. Такие стихи резко противоречили всем традициям женской лирики. В выбранном мною стихотворении Цветаева открывает кредо своей жизни: бороться за все, что дорого, любимо, не опускать руки ни перед какой трудностью, препятствием. Мне кажется, ей хватало сил на это, потому что она ясно видела цель перед собой, твердо знала, что поступает правильно, принимает единственно верное решение и по-другому быть не может.
В стихотворении особенно ярко выражена обращенность поэта ко всему миру, восклицание, крик, резко нарушающие привычную гармонию, обусловленные предельно искренним проявлением обуревавших ее чувств. С одной стороны, лирика Цветаевой - это лирика одиночества, отстраненности от мира, но в то же время - это выражение бесконечной тоски по людям, по человеческому теплу. Противоречивость поэтического мира Цветаевой была и в том, что неприятие обыденной жизни влекло ее за грань повседневности, а восторженное прочувствование каждого мига человеческого существования заставляло страстно отдаваться жизненному горению.
Метафорические образы золотых знамен и мечей связаны с мотивом битвы лирической героини за свою любовь и с друзьями, и с врагами. Никакая война неспособна ее остановить. Во второй строфе подчеркивается то, что героиня уверенна в своей победе именно в земной жизни («Оттого что в земной ночи я вернее пса») . Однако она готова во имя любви вступить в спор даже с богом:
Отличительной чертой поэтических текстов Цветаевой является их построение на одном выделенном слове. Так, в стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес. » ключевое слово - «отвоюю» . Глагол употреблен в форме будущего времени, но опирается в своих аргументах на уверенность настоящего («Я тебя отвоюю...оттого что я на земле стою...) . Эллиптически построенное предложение -«Оттого что лес - моя колыбель, и могила - лес» - также содержит утвердительную интонацию, которая читается за пропущенными глаголами «есть» . Категоричность приказа: «замолчи! » - обнаруживает в героине властность характера, но тем трагичнее звучит: «О, проклятие! - у тебя остаешься - ты…» . Причем форма глагола «остаешься» отражает продолжительность действия во времени, то неизбежное, с чем героине придется смириться. Но смирение возможно только после «последнего спора» а пока женщина стоит хоть «одной ногой» на земле, пока не скрестит «на груди персты» , она будет бороться за свое счастье с любимым:
Тема смерти осмыслялась Цветаевой в традициях декадентской поэзии «серебряного века» , но мы чувствуем неуемную любовь, страсть к жизни у поэта. Это читается в резкости ритма, порывистости синтаксиса стихотворения, экспрессивности противопоставлений («Оттого что мир - твоя колыбель, и могила - мир!») .
Нас поражает книжная романтичность стихотворения, однако вместе с этим яркая афористичность выражения чувств и мыслей создает поразительное ощущение реальности происходящего. Перед нами не просто мечты лирической героини, а ее живая душа, полная переживаний Разговорные интонации текста сочетаются с высокой торжественной лексикой («Я закину ключи и псов прогоню с крыльца...» - «Два крыла твои, нацеленные в эфир...») . Такие контрасты лексических рядов передают многообразие внутреннего мира лирической героини, в душе которой сочетаются изысканный романтизм и напряженный драматизм человеческих чувств.
В стихотворении нашли воплощение самые примечательные черты цветаевской поэзии, активность и уверенность в том, что жить стоит, преодолевая любые преграды, а с другой стороны - чрезвычайная ранимость сердца лирической героини и т. д

Кто-то пишет о любви нежно, как ласкает по головке ребёнка, кто-то кладёт на бумагу любовные рифмы скромно, как первый поцелуй. В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес» Марина Цветаева кричит о любви. Её голос гремит набатом, предупреждая, что за любовь надо бороться.

Строки стихотворения похожи на последнее признание, когда нечего терять, они напоминают гул штормового океана, который накатывает вал за валом на песок пляжа. Вместе с тем у стихотворения чувствуется женская рука, просматривается подчерк великой поэтессы, способной больше сказать между строк, чем услышит ухо после первого прочтения.

К кому обращение,/h2>

К кому же обращается Цветаева в стихотворении? Это не кто иной, как Блок - герой многих строк поэтессы и её светлый образ. Не надо перекладывать поэтическое обращение в корзину любовной копилки - Цветаева и Блок были мало знакомы, но поэтессу влекло к великому символисту и классику русской поэзии. Это видно из строк:

Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой.

Клятва Цветаевой

Героиня клянётся быть вернее пса и петь, как не поёт никто другой. Никакие жертвы не страшны героине, она на всё готова для того, чтобы завоевать сердце героя стихотворения. Вызов брошен не только людям - перчатка духовной дуэли упала даже к ногам ангела:

Заглянув в Книгу Бытия ст. 32:24 - 33:11, мы увидим, что Иаков всю ночь боролся с ангелом, пытаясь добиться его благословения. Ангел мог вырваться из рук Иакова, но не делал этого, разве что вывихнул противнику бедро. В конце концов, вера была вознаграждена и Иаков благословлён.

Даже такому противнику Цветаева готова бросить вызов!

Любовь без меры

Любовь не знает чувства меры, она не может жить в рамках клетки - для неё нет неподъёмных гор и недоступных глубин.

Вместе с чувством любви и умением за неё бороться поэтесса чётко показывает разницу между своей героиней и героем. Сравните строки:

Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес

К чему это? Скорее всего, Цветаева, ещё не познавшая в должной мере признания, сравнивает себя с тёмным лесом, который мало кому интересен. Блог же - это мир, он давно признан и это признание заслужено.

Стихотворение учит нас показывать свою любовь и уметь за неё бороться с любым противником. Стихи показывают, что у настоящей любви нет препятствий, а предметом обожания может быть кто угодно, независимо от жизненных обстоятельств и расстояний.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого что лес — моя колыбель, и могила — лес,
Оттого что я на земле стою — лишь одной ногой,
Оттого что я тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,
У всех золотых знамен, у всех мечей,
Я ключи закину и псов прогоню с крыльца —
Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной,
Ты не будешь ничей жених, я — ничьей женой,
И в последнем споре возьму тебя — замолчи! —
У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты —
О проклятие! — у тебя остаешься — ты:
Два крыла твои, нацеленные в эфир, —
Оттого что мир — твоя колыбель, и могила — мир!

Предлагаю послушать песню на стихи "Я тебя отвоюю у всех земель..." в исполнении Ирины Аллегровой.

В поэзии М.И. Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности. Она вся в буре, в вихревом движении, в действии и поступке. Всякое чувство Цветаева понимала только как активное действие. Недаром любовь у нее всегда «поединок роковой»: «Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей, / У всех золотых знамен, у всех мечей…». Ее любовная лирика, как и вся поэзия, громогласна, неистова. Такие стихи резко противоречили всем традициям женской лирики. В выбранном мною стихотворении Цветаева открывает кредо своей жизни: бороться за все, что дорого, любимо, не опускать руки ни перед какой трудностью, препятствием. Мне кажется, ей хватало сил на это, потому что она ясно видела цель перед собой, твердо знала, что поступает правильно, принимает единственно верное решение и по-другому быть не может.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою – лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

В стихотворении особенно ярко выражена обращенность поэта ко всему миру, восклицание, крик, резко нарушающие привычную гармонию, обусловленные предельно искренним проявлением обуревавших ее чувств. С одной стороны, лирика Цветаевой – это лирика одиночества, отстраненности от мира, но в то же время – это выражение бесконечной тоски по людям, по человеческому теплу. Противоречивость поэтического мира Цветаевой была и в том, что неприятие обыденной жизни влекло ее за грань повседневности, а восторженное прочувствование каждого мига человеческого существования заставляло страстно отдаваться жизненному горению.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я закину ключи и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Метафорические образы золотых знамен и мечей связаны с мотивом битвы лирической героини за свою любовь и с друзьями, и с врагами. Никакая война неспособна ее остановить. Во второй строфе подчеркивается то, что героиня уверенна в своей победе именно в земной жизни («Оттого что в земной ночи я вернее пса»). Однако она готова во имя любви вступить в спор даже с богом:

И в последнем споре возьму тебя – замолчи! –

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Отличительной чертой поэтических текстов Цветаевой является их построение на одном выделенном слове. Так, в стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» ключевое слово – «отвоюю». Глагол употреблен в форме будущего времени, но опирается в своих аргументах на уверенность настоящего («Я тебя отвоюю … оттого что я на земле стою…). Эллиптически построенное предложение – «Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес» – также содержит утвердительную интонацию, которая читается за пропущенными глаголами «есть». Категоричность приказа: «замолчи!» – обнаруживает в героине властность характера, но тем трагичнее звучит: «О, проклятие! – у тебя остаешься – ты…». Причем форма глагола «остаешься» отражает продолжительность действия во времени, то неизбежное, с чем героине придется смириться. Но смирение возможно только после «последнего спора», а пока женщина стоит хоть «одной ногой» на земле, пока не скрестит «на груди персты», она будет бороться за свое счастье с любимым:

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой…

Тема смерти осмыслялась Цветаевой в традициях декадентской поэзии «серебряного века», но мы чувствуем неуемную любовь, страсть к жизни у поэта. Это читается в резкости ритма, порывистости синтаксиса стихотворения, экспрессивности противопоставлений («Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!»).

Нас поражает книжная романтичность стихотворения, однако вместе с этим яркая афористичность выражения чувств и мыслей создает поразительное ощущение реальности происходящего. Перед нами не просто мечты лирической героини, а ее живая душа, полная переживаний. Разговорные интонации текста сочетаются с высокой торжественной лексикой («Я закину ключи и псов прогоню с крыльца…» – «Два крыла твои, нацеленные в эфир…»). Такие контрасты лексических рядов передают многообразие внутреннего мира лирической героини, в душе которой сочетаются изысканный романтизм и напряженный драматизм человеческих чувств.

В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…» нашли воплощение самые примечательные черты цветаевской поэзии: активность и уверенность в том, что жить стоит, преодолевая любые преграды, а с другой стороны – чрезвычайная ранимость сердца лирической героини. Внутренняя энергия слова и образа стихотворения заставляют и наше сердце болеть, но это светлая боль, через которую приходит осознание смысла жизни, жизни в любви.

Марина Цветаева. Урок 3 .

Тема: «Люби без мер»…

«Люби без мер и

До конца люби»…

Образовательная цель: вспомнить основные средства художественной выразительности и их роль в стихотворном тексте.

Развивающая цель: развивать умение анализировать художественный текст в единстве формы и содержания.

Воспитательная цель: помочь учащимся увидеть духовное начало любви, ее всепоглощающую силу.

Ход урока.

Первый этап урока.

Сообщение учащегося о жизни и творчестве до эмиграции.

Второй этап урока. Анализ стихов, тема которых – любовь.

Слово учителя.

Сегодня мы пристально вглядимся, приникнем в мир поэта. Тема урока – любовь в лирике Марины Цветаевой. Всю лирику поэтессы можно назвать любовной: это любовь к родине, к родному городу – Москве, мужчине.

Чувство всегда рождает в душе Цветаевой душевную бурю, которую она пытается воплотить в слове. Это приводит к эмоциональной перенасыщенности стихов, что вызывает сложности у читателя (особенно у школьников). Вспоминаю себя – школьницу. Смысл стихов Марины Цветаевой был для меня за семью печатями, и только сейчас переживаю период влюбленности в ее творчество. Перед тобой такой всплеск чувств, изумительная их передача – равнодушным остаться просто нельзя.

Сегодня мы вместе попытаемся понять и прочувствовать то, чем живет героиня М. Цветаевой. И начнем со стихотворения «Попытка ревности».

Чтение стихотворения учителем.

Как живется вам с другою,-

Проще ведь? – Удар весла! –

Линией береговою

Скоро ль память отошла

Обо мне, плавучем острове

(По небу – не по водам)!

Души, души! – быть вам сестрами,

Не любовницами – вам!

Как живется вам с простою

Женщиною? Без божеств?

Государыню с престола

Свергши (с оного сошед),

Как живется вам – хлопочется –

Ежится? Встается – как?

С пошлиной бессмертной пошлости

Как справляетесь, бедняк?

«Судорог да перебоев –

Хватит! Дом себе найму».

Как живется вам с любою –

Избранному моему!

Свойственнее и съедобнее –

Снедь? Приестся – не пеняй…

Как живется вам с подобием –

Вам, поправшему Синай!

Как живется вам с чужою,

Здешнею? Ребром – люба?

Стыд Зевесовой вожжою

Не охлестывает лба?

Как живется вам - здоровится –

Можется? Поется – как?

С язвою бессмертной совести

Как справляетесь, бедняк?

Как живется вам с товаром

Рыночным? Оброк – крутой?

После мраморов Каррары

Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен

Бог – и начисто разбит!)

Как живется вам с сто-тысячной –

Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною

Сыты ли? К волшебствам остыв,

Как живется вам с земною

Женщиною, без шестых

Ну, за голову: счастливы?

Нет? В провале без глубин –

Как живется, милый? Тяжче ли,

Так же ли, как мне с другим?

Беседа.

а). Когда приходит ревность?

Когда уходит любовь.

б). На что обратим внимание, чем стихотворение особенно7

Нет начала; идут один за другим вопросы; много разорванных строк, особая звукозапись: с, стс, ств, р, ш, ж, жж, зд, з.

(Женщина захлебывается вопросами, чувствуется ее прерывистое дыхание, она боится не успеть все сказать, но в то же время преодолевает внутренние препятствия: стыдливость, гордость, любовь).

в). Какой предстают перед вами героиня и женщина, к которой она пытается ревновать? В чем главное отличие их друг от друга? Какой прием используется в стихотворении?

Антитеза (противопоставление)

Героиня Женщина

Государыня простая, любая

Мрамор Каррары гипсовая труха

Божество здешняя, сто-тысячная

Лилит товар рыночный, земная

г). Почему стихотворение названо «Попытка ревности», а не, скажем, «Ревность»? Какое чувство звучит в последних двух сточках?

Любовь, страдание, сожаление.

В этом стихотворении мы стали свидетелями того, как мужчина не сумел полюбить женщину «с шестым чувством». А как же любит сама женщина? Какова сила ее любви?

3. Анализ стихотворения «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес»…

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,

Оттого что лес – моя колыбель, и могила – лес,

Оттого что я на земле стою - лишь одной ногой,

Оттого что я о тебе спою – как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей,

У всех золотых знамен, у всех мечей,

Я закину ключи и псов прогоню с крыльца –

Оттого что в земной ночи я вернее пса.

Я тебя отвоюю у всех других – у той, одной,

Ты не будешь ничей жених, я – ничьей женой,

И в последнем споре возьму тебя – замолчи!-

У того, с которым Иаков стоял в ночи.

Но пока тебе не скрещу на груди персты,-

О, проклятье!- у тебя останешься - ты:

Два крыла твои, нацеленные в эфир,-

Оттого что мир – твоя колыбель, и могила – мир!

а). Есть ли что-то общее с только что осмысленным стихотворением?

Мотив соперничества, он заявлен в начале трех строф: «я тебя отвоюю»

б). Кто и что оказываются соперниками героини в любви?

Земля, небо (пространство), время, ночи (время), золотые знамена, мечи(мужские страсти), все женщины и одна, единственная, сам Бог – нет сомнений в победе.

в). Четвертая строфа начинается с противительного союза но. Что мешает героине осуществить свои намерения?

г). К каком итогу приходит лирическая героиня Цветаевой? Каким чувством наполнены последние стоки стихотворения?

д). К чему стремится героиня, сражаясь? К чему приведет осуществление ее желаний для героя?

4. Анализ стихотворения «Пригвождена к позорному столбу»

Пригвождена к позорному столбу,

Я все ж скажу, что я тебя люблю.

Что ни одна до самых недр – мать

Так на ребенка своего не взглянет.

Что за тебя, который делом занят,

Не умереть хочу, а умирать.

Ты не поймешь, - малы мои слова! –

Как мало мне позорного столба!

Что если б знамя мне доверил полк,

И вдруг бы ты предстал перед глазами –

С другим в руке – окаменев как столб,

Моя рука бы выпустила знамя…

И это честь последнюю поправ, -

Прениже ног твоих, прениже трав.

Твоей рукой к позорному столбу

Пригвождена – березкой на лугу.

Сей столб встает мне, и не рокот толп-

То голуби воркуют утром рано…

И, все уже отдав, сей черный столб

Я не отдам – за красный нимб Руана!

а). Как Цветаева убеждает читателя в силе своей любви?

б). Чтобы ответить на этот вопрос, подумайте, какие художественные средства (эпитеты метафоры, звукозапись…) и с какой целью использует Цветаева?

в). С какими человеческими чувствами вступает в конфликт любовь? С какой целью Цветаева выбирает именно эти сопоставления?

г). О каком «красном нимбе Руана» говорит героиня?

д). Можно ли утверждать, что героиня исполнена смирения и кротости?

е). Какое чувство героини можно назвать главным?

Вывод: любовь в поэзии Марина Цветаевой предстает как поединок роковой, потому что в душе живут одновременно два противоположных стремления – к единению – и к свободе.

И именно об этом стихи «Две песни» и «Как правая и левая рука»

И что тому костер остылый,

Кому разлука – ремесло!

Одной волною накатило,

Другой волною унесло.

Ужели в раболепном гневе

За милым поползу ползком –

Я, выношенная во чреве

Не материнском, а морском!

(«Две песни»)

Как правая и левая рука –

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

От правого – до левого крыла!

(«Как правая и левая рука»)

Мы верны себе, ничто не может удержать нас в состоянии постоянства, мы все время меняемся, неизменны в этой способности к изменениям.

Как эти стихи дополняют тему любви в поэзии Марины Цветаевой?

-для любви Цветаевой характерны безмерность и изменчивость.

Домашнее задание : любое понравившееся стихотворение о любви выучить наизусть; составить план к сочинению «Мир, созданный поэтом»; читать цикл «Стихи о Москве» (9 стихотворений).

«Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес,
Оттого, что лес - моя колыбель, и могила - лес,
Оттого, что я на земле стою лишь одной ногой,
Оттого, что я о тебе спою, как никто другой».

И действительно сложно представить другого артиста исполняющего эту песню, она будто создана для Ирины Аллегровой, однако на Фабрике звезд однажды ее исполнила Ирина Дубцова.




У того, с которым Иаков стоял в ночи».

Слова песни написаны на стихи Марины Цветаевой, а музыку написал композитор Игорь Крутой.

«Ира сама попросила написать музыку на эти стихи. Она перечитывала Цветаеву и она сама захотела спеть песню на эти стихи. А у меня к этому времени не такой большой был опыт для Аллегровой писать. Вот, вообще, писать на стихи Цветаевой это большая ответственность. Она далась на одном дыхании. Мне как раз волновал больше всего вопрос аранжировки, потому что в конце должна была быть ревность женщины, доведенная до, я не понимаю до каких высот, что она успокоится только когда мертвым его увидит. Такие образы и такие могла написать только Цветаева. Это должно было в аранжировке максимально быть подчеркнуто и, вот, с аранжировкой мы, я помню, много работали».

«Я тебя отвоюю» получилась столь проникновенной, что когда слышишь эту песню, по коже бегут мурашки. По словам Ирины Аллегровой такой эффект достигается от того, что все ее песни это истории из жизни.

«Я, вообще, свои песни называю маленькие истории из жизни. Меня всегда спрашивают, есть ли автобиографические? Я говорю, нет, это ваши истории».

«Я тебя отвоюю у всех времён, у всех ночей, У всех золотых знамён, у всех мечей. Я закину ключи и псов прогоню с крыльца Оттого, что в земной ночи я вернее пса».

Так же в 1994 году на композицию «Я тебя отвоюю» был снят клип и это видео уникально.

«Прежде чем снимать эту историю режиссер Тигран Кеосаян, он ходил в церковь, он получил на это добро. Да, потому что это, как бы кусочек истории, такой вот Библейской. Да, это было очень смело».

Режиссером этого клипа стал Тигран Кеосоян и в одном из интервью он признался, что это его лучшая работа.

«Я считаю, что это самое лучшее, что я снял за свою жизнь в этом жанре. Год я не снимал этот клип, хотя все технические нюансы были соблюдены. Не решался. Когда мне Игорь Крутой композитор дал прослушать черновую фонограмму, на конце первого куплета я уже знал, что я буду снимать. Для меня это знак. Я был полностью уверен, что я буду это снимать именно так. Осталось техническое дело, я расписал кадры. Я написал сценарий и отнес его, как армянскому священнику, потому что к апостольской церкви я принадлежу, крещен там и так же к православному священнику. А потом на съемках происходили какие-то странные вещи. Просто странные вещи. Мы снимали в карьере песчаном в Подмосковье в Люберцах. Солнечный удар, меня увезли просто на скорой помощи. Закончились съемки и вдруг, я говорю спасибо за смену, и хлынул дождь, вот, моментально. Я считаю что это Божье знамение».

«Я тебя отвоюю у всех других, у той одной,
Ты не будешь ничей жених, я ничьей женой.
И в последнем споре возьму тебя, замолчи,
У того, с которым Иаков стоял в ночи».

Всех кто видел этот клип на эту композицию, он не оставил равнодушными. Это была История песни «Я тебя отвоюю».

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама