THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

если вам нужны подробные сведения по этой теме, прочтите статью Четвёртый крестовый поход (развёрнутый обзор).

Читайте также материал Взятие Константинополя крестоносцами. Общая картина крестоносного движения дана в статье Крестовые походы — кратко

Четвёртый крестовый поход отличался от всех прочих тем, что, вопреки крестоносной идее, был направлен не на мусульман, а на христианскую (православную) Византию.

Хотя первоначальная его цель была иной. Папа Иннокентий III , вступивший на папский престол в 1198 г., считал освобождение св.

города Иерусалима своей обязанностью. Все государи, говорил он, суть вассалы Христа и должны помочь Ему вернуть Его владения. Он разослал во все католические страны своих легатов проповедовать новый, четвёртый крестовый поход; он потребовал, чтобы все духовные лица отдали сороковую часть своего имущества на снаряжение крестоносцев и чтобы в церквах были поставлены кружки для сбора пожертвований.

Государи были заняты своими войнами, и никто не взял креста.

Но один французский проповедник, Фулько Нейльиский, возбудил такой энтузиазм, что из его рук приняло крест, по преданию, до 200 тысяч человек. Он явился на турнир, устроенный графами Шампанским и Блуаским, и убедил их принять крест (1199).

Таким образом, на северо-востоке Франции образовалась армия для четвёртого крестового похода из сеньоров и рыцарей.

Для переезда крестоносцев в Святую землю им нужен был флот.

Шестеро из них отправились просить корабли у венецианского сената; в числе этих шести был и сир Жоффруа Виллардуэн , шампанский сеньор, который позже написал историю этого похода. Венецианский сенат согласился перевезти и кормить в течение года армию в 4 тысячи 500 рыцарей, 9 тысяч оруженосцев и 20 тысяч слуг (пехоты) и присоединить к экспедиции 50 галер. Крестоносцы обязывались уплатить 85 тысяч марок серебра (4 миллиона 200 тысяч франков); все, что было бы завоевано во время четвёртого крестового похода, должны были разделить между собой крестоносцы и венецианцы.

Крестоносцы выбрали своим вождем одного пьемонтского князя, маркиза Монферратского Бонифация, которого рыцари любили за его храбрость, поэты – за щедрость.

Венецианцами командовал их дож Дандоло, 90-летний старик.

Четвёртый крестовый поход. Карта

Участники четвёртого крестового похода хотели напасть на мусульман в Египте, но в интересах Венеции было направить экспедицию против Константинополя.

Крестоносцы собрались в Венеции. Так как они не могли уплатить всю сумму, то сенат предложил им взамен остальных денег (34 тысячи марок) послужить Венеции своим оружием. Вожди четвёртого крестового похода согласились, и венецианцы повели их осаждать город Зару на далматинском берегу, сильно вредивший их торговле на Адриатическом море (1202). Папа запретил им под страхом отлучения нападать на христианский город, но когда они взяли Зару (1203), он отлучил от церкви только венецианцев, а крестоносцев простил, не запретив им даже продолжать сношения с отлученными.

Взятие Зары участниками Четвертого крестового похода.

Картина Тинторетто, 1584

Между тем в столице Византии, Константинополе, произошла дворцовая революция. Император Исаак II Ангел был свергнут своим братом, Алексеем III, который велел выколоть ему глаза и держал его в заключении вместе с его сыном Алексеем. В 1201 г. последний бежал и обратился с просьбой о помощи сначала к папе, потом к германскому королю Филиппу, женатому, на его сестре; Филипп рекомендовал его предводителям четвёртого крестового похода.

Алексей прибыл в их лагерь под Зарой и обещал, если они помогут ему изгнать узурпатора, уплатить им 200 тысяч марок, доставить им 10 тысяч солдат и признать верховенство папы.

Союзник крестоносцев четвёртого похода, царевич Алексей (позже — император Алексей IV Ангел)

Дандоло воспользовался этим случаем, чтобы увлечь крестоносцев к Константинополю.

Это будет, говорил он, лишь началом крестового похода. Папа ограничился лишь указанием на то, что хотя греки и провинились перед Богом и церковью, – не дело паломников наказывать их.

Крестоносцы вышли на берег перед Константинополем. Войско Алексея III состояло исключительно из недисциплинированных наемников.

Константинополь защищали одни только варяги, привыкшие хорошо драться, и пизанские купцы, враги венецианцев. После 13-дневной осады Алексей III бежал.

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя.

Миниатюра к венецианской рукописи «Истории» Вильгардуэна, ок. 1330

Исаак II, освобожденный из темницы, был провозглашен императором вместе со своим сыном Алексеем IV. Но он не имел возможности исполнить ни одного из обещаний, данных им крестоносцам: ни заплатить 200 тысяч марок, ни принудить свое духовенство к подчинению папе. Греки возмутились и провозгласили нового императора под именем Алексея V.

Он потребовал, чтобы участники четвёртого крестового похода удалились в 8-дневный срок.

Осада Константинополя крестоносцами. Картина П. Лежёна, рубеж XVI-XVII веков

Крестоносцы снова осадили город (ноябрь 1203 г.). Наступила зима, и они терпели недостаток в съестных припасах; но они не могли уйти, потому что греки перебили бы их во время отступления. Эта вторая осада отличалась большой жестокостью.

Наконец крестоносцы, во время одного сражения под стенами овладели императорским знаменем и чудотворной иконой Божьей Матери. Несколько дней спустя Константинополь был взят штурмом (1204). Вопреки приказаниям вождей, воины четвёртого крестового похода разграбили и сожгли город.

В европейских областях православной Византии была основана просуществовавшая потом полвека католическая Латинская империя .

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов.

Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

План
Введение
1 Краткое описание
2 Подготовка к походу
3 Осада Задара (Зары)
4 Взятие Константинополя
5 Латинская империя
6 Результаты Четвёртого крестового похода

7.1 На русском языке
7.2 На английском языке

Введение

Четвёртый крестовый поход - крестовый поход в 1202-1204 годы. После смерти Тибо Шампанского, поход возглавил маркграф Бонифаций Монферрат.

Крестоносцы собрались на острове Лидо около Венеции.

Венецианцы (см. статью дож Энрико Дандоло) вместо Египта высадили крестоносцев у Константинополя. Константинополь пал.

Была создана Латинская империя.

Первым её императором избрали Балдуина Фландрского.

Бонифаций Монферрат стал королём Фессалоник. Венецианцы получили треть Константинополя. Византийцы создали Никейскую империю.

В объявленный папой Иннокентием III Четвертый Крестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы.

Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника и историка Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» - первой пространной хронике во французской литературе.

1. Краткое описание

По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венецию прибыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение.

Тогда венецианцы предложили французам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который был главным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план - использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину - был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела.

Смещённый с престола в результате заговоров и интриг, в которых Византия к тому времени уже основательно погрязла, он давно уже обивал пороги европейских властителей, пытаясь склонить их к походу на Константинополь, и раздавал обещания о щедром вознаграждении.

Поверили посулам и крестоносцы, думая, что смогут рассчитывать, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе - восстановленный император «передумал», а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию и вовсе растаяли.

Тогда крестоносцы обиделись. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору послание следующего содержания: «мы тебя из дерьма достали, в дерьме же и утопим».

Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий.

На месте Византийской была создана Латинская империя, на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский.

Просуществовавшая до 1261 г. империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы.

Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех, но до Святой земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды - он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под свое покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

Подготовка к походу

В 1198 году римским папой стал Иннокентий III. Новый Папа планировал воодушевить рыцарей на новый поход в Святую землю.

К этому времени крестоносцы уже делали несколько неудачных попыток отвоевать Иерусалим. Иннокентий III хотел стать во главе Крестового похода и тем самым восстановить авторитет Рима, который был подорван Германией.

Разослав легатов во все католические страны с требованием отдать сороковую часть имущества на новый поход, Папа начал сбор средств (в том же 1198).

Иннокентий III в своем послании о крестовом походе обещал всем рыцарям, которые будут участвовать в войне за Святую землю, освобождение от налоговой повинности, списание всех долгов, сохранность и неприкосновенность имущества.

Это послание привлекло огромное количество бедняков и должников, которые планировали поправить свое положение за счет похода.

Однако крупное рыцарство и короли не спешили участвовать в походе, так как многие были заняты локальными войнами. Для агитации Крестового похода на рыцарские турниры и собрания церковь посылала священников, которые убеждали воинов помочь освободить Святую землю.

Самым известным таким проповедником был Фулько Нёльи, который привлек к походу 200 000

воинов и собрал огромные денежные средства.

Осада Задара (Зары)

Предводители войска крестоносцев, собравшихся к лету 1200 г. во Франции, обратились к Венеции, располагавшей наилучшим военным и транспортным флотом, с просьбой перевезти их армию в Египет. В 1201 г. дож Венеции Энрико Дандоло подписал с послами крестоносцев договор, по которому Венеция присоединялась к участию в крестовом походе, и обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20000 пехотинцев при условии уплаты 85 тыс.

марок серебром. В июне 1202 г. корабли уже были готовы, но лишь треть «пилигримов» прибыла в Венецию. Другие отправились через Фландрию, Марсель, Апулию или задерживались в пути. Вожди похода, даже продав свои драгоценности и отдав наличные средства, смогли собрать лишь часть суммы, которую необходимо было внести целиком.

Блокированные на острове Лидо, воины Христовы нуждались во всем необходимом и начали роптать, поход был под угрозой срыва.

Тогда дож предложил предводителю похода монферратскому маркизу Бонифацию отсрочку при условии, что воины помогут Венеции овладеть далматинским портом Задаром (во времена IV крестового похода Задар был крупным горо-дом-портом и торговым центром на восточном побережье Адриа-тики, соперником Венеции), незадолго перед тем передавшимся под власть венгерского короля, тоже, кстати, взявшего крест. Несмотря на запрет папы поднимать оружие против христиан и на протест части знатных и рядовых «пилигримов», покинувших затем лагерь и вернувшихся на родину, князья уступили требованию Венеции и после ожесточенной двухнедельной осады, 24 ноября 1202 г.

Задар был взят штурмом и разграблен. К этому времени было уже слишком поздно предпринимать заморскую переправу, и экспедиция перезимовала в Задаре. Через три дня между франками и венецианцами разразилась настоящая война, повлекшая за собой много жертв. Лидерам похода с огромным трудом удалось прекратить этот конфликт. Папа Иннокентий III отлучил всех участников разграбления христианского Задара от Церкви, но вскоре по политическим мотивам сменил гнев на милость, фор-мально оставив в силе отлучение венецианцев - инициаторов ве-роломного захвата, и разрешив крестоносцам в дальнейшем пользоваться венецианским флотом для отправки своих отрядов на завоевание Константинополя.

История средних веков.

В 2 т. Т.1.: Учебник, под ред. С. П. Карпова, М., 2000

4. Взятие Константинополя

Организаторы Четвертого крестового похода, которых объединял и вдохновлял папа Иннокентий III, вначале приложили немало усилий, чтобы укрепить религиозный пыл крестоносцев, напомнить им об их исторической миссии освобождения Святой земли. Иннокентий III направил послание византийскому императору, побуждая его к участию в походе и одновременно напоминая о необходимости восстановления церковной унии, что практически означало прекращение самостоятельного существования греческой церкви.

Очевидно, что этот вопрос был главным для Иннокентия III, который вряд ли мог рассчитывать на участие византийского войска в крестовом походе, затеваемом римско-католической церковью. Император отверг предложения папы, отношения между ними стали крайне напряженными.

Неприязнь папы к Византии в немалой степени предопределила превращение византийской столицы в цель похода крестоносного воинства.

Во многом это также было следствием откровенно корыстных намерений предводителей крестоносцев, которые в погоне за добычей направились осенью 1202 г.

к принадлежавшему в то время Венгрии крупному торговому городу на восточном побережье Адриатического моря - Задару. Захватив и разорив его, крестоносцы, в частности, уплатили таким образом часть долга венецианцам, заинтересованным в установлении своего господства в этом важном районе.

Завоевание и разгром большого христианского города как бы стали подготовкой к дальнейшему изменению целей крестового похода. Поскольку не только папа римский, но и французские и немецкие феодалы в это время тайно вынашивали план направить крестоносцев против Византии. Задар стал своеобразной репетицией похода на Константинополь. Постепенно возникло и идеологическое обоснование такого похода.

В среде руководителей крестоносцев все настойчивее велись разговоры о том, что их неудачи объясняются действиями Византии. Византийцев обвиняли в том, что они не только не помогают воинам креста, но даже проводят враждебную политику по отношению к государствам крестоносцев, заключая направленные против них союзы с правителями турок-сельджуков Малой Азии.

Эти настроения подогревались венецианскими купцами, ибо Венеция была торговой соперницей Византии. Ко всему этому добавлялись воспоминания о резне латинян в Константинополе.

Большую роль сыграло и стремление крестоносцев к огромной добыче, которую сулил захват византийской столицы.

Результаты Четвёртого крестового похода

Вместо освождения Святой земли, крестовый поход привёл к разграблению Константинополя, фактическому уничтожению Византийской империи.

Она перестаёт быть самостоятельным государством на более чем 50 лет, распадаясь при этом на:

1. Латинскую империю

2. Никейскую империю

Эпирский деспотат

4. Трапезундскую империю

Часть бывших имперских земель в Малой Азии были захвачены сельджуками, на Балканах - Сербией, Болгарией и Венецией.

Этот поход обозначил глубокий кризис всего крестоносного движения

Пятый крестовый поход

Провозглашённый папой Иннокентием III в 1215 году на четвёртом Латеранском соборе, новый крестовый поход начался только в 1217 году, уже при новом главе католической церкви – Гонории III .

В Святую землю отправились значительные отряды крестоносцев, во главе которых встали король Венгрии Андраш II , герцог Австрии Леопольд VI и герцог Меранский Оттон I .

Военные действия шли вяло, и в 1218 году король Андраш вернулся домой.

Вскоре в Святую землю прибыли подкрепления под предводительством Георга Видского и графа Голландии Вильгельма I . Крестоносцы решили напасть на Египет, который был в то время главным центром мусульманского могущества в Передней Азии. Султан Аль-Камиль предлага л чрезвычайно выгодный мир: он соглашался на возвращение

Иерусалима христианам.

Первоначально, это предложение было отвергнуто, но неудачные боевые действия, связанные с затянувшейся осадой города Дамиетта и большими потерями, вынудили заключить мир в 1221 году, по которому крестоносцы получили свободное отступление, но обязались очистить Дамиетту и вообще Египет.

Шестой крестовый поход

Начав поход в 1228 году, Фридрих II Гогенштауфен восстановил укрепления Яффы и в феврале 1229 года заключил договор с египетским султаном Аль-Камилем.

Ему удалось заключить договор с мусульманами, по которому они отдали ему Иерусалим, так как не хотели сражаться с крестоносцами. Уже в марте он вступил в заветный город.

Но уже после отъезда Фридриха французские рыцари возмутились против его наместников.

В течение ближайших 15 лет Иерусалимское королевство сотрясали войны и грабежи, пока в 1244 году армия туркменских всадников, призванных султаном Эюбом из Хорезма, захватила Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы.

Седьмой крестовый поход

В 1244 году хорезмийцы, спасаясь от монгольского нашествия, стремились присоединиться к египетским мамлюкам, пригласившим их для совместного отражения угрозы.

По пути они захватили, разорили и разрушили Иерусалим

На призыв папы откликнулся лишь французский король Людовик IX , специально для этого подписавший мирное соглашение с английским королём (остальные короли как всегда были заняты междоусобицей). В 1245 году Людовик публично объявил о своём намерении возглавить очередной крестовый поход.

К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах.

В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход.

На пути в Египет они высадились на Кипре, где переждали зиму.

6 июня французы захватили Дамьетту. Богатый Египет представлялся Людовику хорошим плацдармом для наступления на Иерусалим. Но неожиданно разлившийся Нил лишил войско передвижения на 6 месяцев . За это время французские солдаты в значительной мере утратили боевой дух, предавшись грабежам и удовольствиям.

Брат короля, Роберт д’Артуа, погиб в сражении. Главные силы

французов во главе с королём вскоре были атакованы мамлюкским военачальником Бейбарсом. В этом сражении французы потерпели неудачу, однако вместо того, чтобы отступить к Дамьетте, Людовик IX принял решение осаждать Эль-Мансур.

Сопровождаясь голодом и болезнями, осада длилась до марта 1250 года, когда Людовик попытался отступить к Дамьетте. Однако он был настигнут мамлюками при Фарискуре: армия была разбита, а сам он попал в плен.

В мае того же года пленные французы с королём были отпущены за выкуп в 800 000 безантов (византийская золотая монета).

По условиям договора египтянам возвращалась Дамьетта.

Восьмой крестовый поход

Восьмой крестовый поход стал последней серьёзной попыткой европейцев вторгнуться в земли арабов. У европейской знати уже не было желания продавать своё имущество, чтобы отправляться в неведомые восточные земли. Впервые руководителю крестового похода пришлось полностью взять на себя расходы и платить жалованье рыцарям.

В 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел городами Дамаск и Халеб.

После смерти Кутуза султаном стал Бейбарс, обратившийся против Боэмунда Антиохийского: в 1265 году он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 году в его руки попала Антиохия, вот уже 170 лет бывшая оплотом христианства.

Между тем Людовик IX снова принял крест.

Его примеру последовали его сыновья (Филипп, Жан Тристан и Пьер), брат граф Альфонс де Пуатье, племянник граф Роберт д’Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибальдо Наваррский. Кроме того, обещание вступить в крестовый поход дали Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III - Эдуард и Эдмунд.

В июле 1270 года Людовик отплыл из Эг-Морта.

В Кальяри решено было начать поход с завоевания Туниса, находившегося под властью династии Хафсидов, что было бы выгодно для Карла Анжуйского но не для христианского дела в Святой земле. Будучи уже под Тунисом, среди христиан стал распространяться мор: сначала папский легат, а затем и сам король Людовик IX скончались в муках.

Вскоре с мусульманами был заключён мир, выгодный в первую очередь для Карла Анжуйского: тунис обязался платить дань королю Сицилии, христианским священникам позволялось селиться в нём и проводить проповеди в местных церквях.

На обратном пути крестоносцев ждала морская буря. Погибло четыре тысячи воинов, в том числе и брат короля. Филипп III Смелый отправился во Францию. На пути домой погибла и юная королева. Опечаленный монарх вёз на родину останки отца, брата и жены.

Принц Эдуард, сын английского короля Генриха III попытался продолжить поход. Он успешно продвигался вперёд, но вскоре пожелал

Четвертый Крестовый поход стал самым позорным в истории движения крестоносцев. Он вообще не достиг Палестины и закончился чудовищным разграблением Константинополя.

Подготовка Четвертого Крестового похода

8 января 1198 г. был избран новый папа Римский – Иннокентий III. Он был убежден в абсолютном приоритете своей власти над европейскими королями. Иннокентий III мечтал о возвращении Иерусалима христианам. Он считал, что ограниченные успехи прошлых Крестовых походов были вызваны следующими причинами:

  • в походах принимало участие множество “ненужных” людей, не принимающих участия в боевых действиях (обслуга, женщины и т. д.);
  • плохое финансирование;
  • неумелое командование.

Иннокентий III 15 августа 1198 г. призвал всех христиан к оружию. Он предпринял ряд мер, способствующих укреплению движения крестоносцев:

  • повысилось значение индульгенции (духовного вознаграждения, полного прощения всех грехов) для участников Крестового похода;
  • была создана новая система финансирования походов (налог в сороковую часть церковных доходов и десятипроцентный налог на доходы самого Папы Римского).

Иннокентий III не смог лично возглавить поход и назначил большое количество своих наблюдателей (папских легатов). Самым известным из них стал французский проповедник Фульк.

Рис. 1. Фреска Папа Иннокентий III.

Фульк утверждал, что своими проповедями увлек за собой двести тысяч человек. Даже если это и так, никакой роли они не сыграли. Простой народ был отстранен от участия в походе.

Папа Римский с самого начала хотел установить полный контроль церкви над Четвертым Крестовым походом. Вопреки его ожиданиям управление походом постепенно перешло к светским лидерам.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Таблица “Участники Четвертого Крестового похода”

Участник

Годы жизни

Заслуги

Граф Тибо III Шампанский

Активно участвовал и был лидером в подготовке Четвертого Крестового похода. Внезапная смерть Тибо чуть было не сорвала всю экспедицию.

Граф Людовик де Блуа

1171 (1172) – 1205

Один из главных организаторов похода. Участвовал во взятии Константинополя. Владел формальным титулом герцога Никеи. Погиб в битве при Адрианаполе.

Бонифаций Монферратский

С 1201 г. лидер Четвертого Крестового похода. Участник взятия Константинополя. в 1204 – 1207 гг. – правитель Фессалоникийского королевства. Был убит, попав в засаду к болгарам.

Дож Энрико Дандоло

Оказал значительную финансовую поддержку Четвертому Крестовому походу. Защищал интересы венецианских торговцев, что стало одной из причин взятия Константинополя.

Ход Четвертого Крестового похода

Крестоносцы решили отправиться в поход морем. Было заключено соглашение с Венецией о постройке большого флота. К середине 1202 г. в Венецию прибыло около 13 тыс. воинов (вместо планируемых 35 тыс.). Также не удалось собрать необходимой суммы денег. Финансовую поддержку оказал дож Энрико Дандоло в обмен на помощь в борьбе с противниками Венеции.

Рис. 2. Картина Г. Доре.

Крестоносцы взяли и разграбили г. Зара в Далмации. Поход изменил направление с Иерусалима на Константинополь. В ответ на эти события папа Римский отлучил участников от церкви. Император Алексей был свергнут. 12 апреля 1204 г. крестоносцы взяли город и подвергли его небывалому разграблению. Это стало концом Четвертого Крестового похода.

Рис. 3. Четвертый Крестовый поход на карте.

После захвата Константинополя папа Римский разочарованно дал Крестовому походу характеристику: “Позорная карикатура”.

Итоги Четвертого Крестового похода

“Позорный” поход привел к следующим результатам:

  • полный провал идеи “папского крестового похода”;
  • на Востоке была основана новая латинская империя – Романия;
  • в эти годы значительно усилились позиции Венеции.

Чем отличался Четвертый Крестовый поход от остальных? Практически с самого начала целью похода стало не завоевание Константинополя, а разгром конкурентов Венеции.

Что мы узнали?

Из статьи по истории (6 класс) мы узнали кратко о цели Четвертого Крестового похода. Тщательная подготовка к Четвертому крестовому походу не привела к ожидаемым результатам. Поход был подчинен целям венецианских торговцев. В итоге крестоносцы вместо Иерусалима взяли Константинополь.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 173.

ШТУРМ КОНСТАНТИНОПОЛЯ КРЕСТОНОСЦАМИ В 1204 г. ХУДОЖНИК Я. ТИНТОРЕТТО. 1580 г.

В том же году (1204) Константинополь, построенный Константином Великим и до сих пор бывший непобедимым городом, был осаждён и захвачен.

Когда-то именно император Константин, крещёный святым Сильвестром, передал Рим и всю Италию святому Петру и его преемникам, построил в Греции город, прежде именовавшийся Византием, назвав его своим именем, Константинополь, и определил его в качестве местопребывания римской власти и столицы всей Западной Европы. Последующие императоры также украсили его замечательными сооружениями, наполнили богатствами и разместили там мощи святых апостолов и другие святыни, привезённые ими из многих частей света.

И вот, теперь, когда этот город был захвачен, в нём обнаружили несметные, ни с чем не сравнимые, богатства, драгоценные камни, а также часть креста Господня, привезённую из Иерусалима святой Еленой (читать подробнее -) отделанную золотом и драгоценными камнями, весьма почитаемую там во все времена. Теперь присутствующие епископы разрезали его и вместе с другие драгоценными реликвиями разделили среди благороднейших людей, которые после своего возвращения на родину раздали его по церквям и монастырям.

Каким образом город был сначала завоёван, а затем вновь передан Алексею и его отцу, свергнутому с престола и заключённому в тюрьму его собственным братом, можно узнать из следующего письма, которое граф из Св. Павла отправил герцогу Брабантскому.


Письмо.

"Своему близкому другу Генриху, герцогу Лёвена, благородному мужу, Хуго, граф из Св. Павла, передаёт привет. Мне хотелось бы сообщить Вашему Высочеству о состоянии беднейшего воинства Иисуса Христа. Так знайте же, Ваша Светлость, что Алексей, сын Тирсака, бывшего императора Константинополя, ослеплённого своим братом из-за стремления захватить власть, пришел к нам в Корфу и, пав на колени, слёзно умолял всех нас, дабы мы отправились с ним в Константинополь и оказали ему помощь, чтобы он при нашем содействии смог свергнуть с трона своего дядю, совершившего такое злостное преступление против его отца, из властолюбия захватившего и незаконно присвоившего себе трон.

По этому поводу у нас возникли большие разногласия и ужасный шум, так как все кричали, что они хотят отправиться в Аккарон, а тех, кто одобрил поход на Константинополь, было чуть больше двадцати.

Среди них был некий маркграф, бывший граф Фландрии, граф Людевих и другие, имена которых здесь упоминать не будем. Они ясно представили всему войску, что поход на Иерусалим был бы для всех бесполезен и губителен, поскольку сами они неимущи и не запаслись продовольствием, а также никто из них не смог бы заплатить жалования рыцарям и денежного содержания вассалам, подтащить метательные орудия и подвезти другие военные приспособления.

В конце концов они с трудом нас успокоили, лишь при условии, что они пробудут в Константинополе никак не более одного месяца, разве, что останутся по своей собственной инициативе. Однако им возразили, что если намерение остаться на короткое время станет известно, то это будет нам невыгодно, так как греки станут меньше нас бояться, если заранее узнают о коротком сроке нашего пребывания. Все же они добились от нас, чтобы им была дана прочная гарантия того, что наша задержка продлится только один месяц.

Так и случилось. Затем молодой император обещал нам, что он выдаст всему нашему войску на целый год продовольствия и обеспечит десяти тысячам рыцарей содержание на один год в Святой Земле. Еще он пообещал в течение всей своей жизни за свой счет держать 500 рыцарей в Святой Земле и выплатить венецианскому герцогу сто тысяч марок серебром и столько же нашему войску.


Договорившись об этом, найдя общую выгоду, мы поднялись на корабли и, пройдя на них восемь дней, встали на якорь в заливе Буккеавие, откуда по расчетам до Константинополя было 100 часов пути, а путь туда проходит через узкий пролив с быстрым течением, называемый Рукав святого Георгия. Мы проплыли его и взяли курс к земле против Икония, прямо к заливу, отдалённому от Константинополя одним часом пути. Там мы изумились, очень удивляясь тому, что у находящегося с нами молодого императора, не было ни друзей, ни родственников и что к нему не прибыл ни один посланник, чтобы прояснить ему положение дел в Константинополе.

Однако император, находящийся в настоящее время у власти, быстро отправил своих посланников к венецианскому герцогу, маркграфу, графу Фландрии, графу Лудевиху и к нам. Поэтому мы организовали друг с другом общий совет и заявили, что вообще не будем говорить с посланниками императора, прежде чем он не оставит императорский трон, в противном случае мы не будем слушать ни его самого, ни его посланников.

Нам не хотелось, чтобы греки подкупили нас подарками или переубедили. Тем временем, армия императора на противоположном берегу была готова помешать нам переправиться и явно выказала желание с нами сражаться. Как только мы об этом узнали, то поспешили покаяться во всех своих грехах, полагаясь только на божественное милосердие. Затем мы построились в боевые порядки и вооружённые все, как один, сели на баржи и галеры; а всего средств, пригодных для переправы, было 200, не считая лодок и барок.

Когда мы, ведомые Богом, достигли того берега, все греки, собравшиеся чтобы помешать нашей переправе, по Божьей милости побежали от нас так быстро, что мы даже едва смогли настигнуть одного из них, раненого стрелой. Затем мы дошли до одной сильно укреплённой башни, называемой Галата, к которой была прикреплена очень толстая железная цепь, перекинутая через поперечную балку и тянущаяся через море, доходя до самых городских стен. Эта цепь ограждала залив, и к тому же суда и городские галеры с барками были связаны друг с другом, чтобы не дать нам войти. Кроме того, на упомянутой башне для ее обороны были размещены английские, пизанские, генуэзские и датские наёмники, которые когда им вздумается вылезали наружу и снова скрывались, обстреливая наших стрелами.


(вид с Галатской башни)

По поводу этой башни мы совещались с венецианским герцогом, очень умным и опытным человеком, и сказали ему, что ее нельзя взять никаким иным способом, а только с помощью подкопа и метательных орудий. Тот ответил нам, что подведёт к вышеупомянутой цепи свои корабли и установит на них метательные орудия вместе с различными осадными машинами, а нам надо будет с суши возвести леса, и тогда с Божьей и нашей помощью осаждённую со всех сторон башню легко можно будет взять.


(Галатская башня)

Во время этого обсуждения спрятавшиеся наёмники совершили стремительное нападение на наше воинство, обстреляв его стрелами. Однако они не смогли нанести нам никакого вреда, и, будучи быстро отбитыми, понесли гораздо больше потерь среди своих.

На третий день, после того, как мы поставили там свои палатки, неприятели, внезапно появившись из-за них и предприняли новую атаку на многих наших рыцарей и их пеших оруженосцев, зайдя на нас с тыла. Однако подошёл Петер Браилькульский со многими вооружёнными рыцарями и дружинниками и обрушился на них таким стремительным броском, что они не смогли не только устоять перед ним, но даже отступить под защиту башни. Некоторым из них перед натиском наших пришлось броситься в море, где они и утонули, другие были убиты, остальные попали в плен. Сразу же башня при чудесном божьем содействии без всяких осадных приспособлений была захвачена и цепь разорвана. Вскоре корабли отошли к городу, залив стал свободен для наших судов и его заполонило множество галер, барж и барок.


Построившись в боевой порядок, мы сами и наши корабли продвинулись вдоль берега до самого каменного моста, находящегося в часе пути от той башни. Этот мост был длинее малого парижского моста, но при этом настолько узок, что три рыцаря бок о бок едва могли пройти по нему, а вода была глубока и мы не могли бы переправиться в другом месте, не пройдя большой крюк. При этом, находясь далеко от своих кораблей, мы бы подверглись большой опасности и понесли бы потери.

Когда мы подошли к мосту, то по милосердию божьему переправились без всяких препятствий и, продвинувшись дальше, расположились лагерем между дворцом императора и дворцом Боэмунда, причём так сильно приблизились ко дворцу, называемому Плахерна, что наши стрелы долетали до дворца и попадали в его окна, а стрелы греков пролетали над нашим лагерем.

Затем мы вбили вокруг нашего лагеря толстые колья, окружив его оградой, и после этого соорудили осадные машины и метательные орудия перед стенами. Венецианский герцог, кроме того, на каждом корабле из парусных жердей сделал очень высокий мост, высотой около 100 футов; по этому мосту могли пройти шеренгой четыре рыцаря. Еще на каждой барже был установлен магнель (осадное орудие).


Во время этих приготовлений греки пешими и конными много раз стремительно нападали на нас, но ничего этим не достигли. Однажды большое число рыцарей, толпами вывалившееся из ворот, которые открылись правее и выше дворца, выступило вперёд и вынудило нас на битву, однако наши сильным и стремительным ударом смело отбросили их так, что многие из них, втаптывая друг друга в грязь, попадали на землю. Среди них вместе с многими другими был убит сын герцога Дурато, считавшийся у жителей Константинополя особенно храбрым.

Также на следующий день отряд рыцарей из города вырвался из ворот Влахерны на ту сторону, где мы собирались возводить осадные приспособления, однако с божьей помощью они были с позором решительно отброшены назад. При этом к нам в плен попал один знатный человек, советник императора, влиятельный и искусный в военном деле, как все жители Константинополя.

В среду был составлен план битвы и в соответствии с ним на следующий день было решено начать штурм города, а именно: герцог Венеции должен штурмовать с моря, а граф Фландрии, граф Людевих и с ними маркграф - с суши. Я же с М. Монморанси, маршалом Шампани и О. Сен-Шерон, должны были во время штурма охранять лагерь снаружи между валами и полем, что мы и выполнили.

После того, как построились отряды и определён план, герцог и его венецианцы с некоторыми из наших, которые будут вести битву со стороны моря, подвели корабли вплотную к стенам, поставили к стенам лестницы, решительным натиском вторглись в город, захватили тридцать башен, причём сами поразились такому количеству, и сожгли значительную часть города.

Наши также начали штурм с суши и подобным образом приставили к стенам лестницы и водрузили знамёна и флаги. Подкопщики, подрыв стену, повалили башню. Тогда император из-за пожара города и нашего натиска со всех сторон у каждых ворот, которые выводили на поле, выставил очень многочисленные отряды рыцарей, чтобы отовсюду напасть на нас, окружить и уничтожить.


ЗАВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ КРЕСТОНОСЦАМИ В 1204 г. ФРАНЦУЗСКАЯ МИНИАТЮРА. 1462 г.

С другой стороны мы тоже построили наши боевые порядки, граф Фландрии со своими людьми и я - со своими, оба наших отряда выстроились клином. Мы были настороже, ехали верхом в строгом порядке, примыкая вплотную друг к другу, в сторону противостоящей нам боевой шеренги, так близко приблизившись к неприятелю, что их лучники и метальщики попадали в нас, равно как и наши в них. Когда они увидели, что мы были отважны и непоколебимы, продвигаясь вперёд стройными и сплочёнными рядами, и не так-то легко нас можно было победить или остановить, они отступили сильно поразившись и испугавшись нас, так и не отважившись, слава Богу, сражаться с нами.

Знайте же, что наших во всех отрядах было не больше пятисот пеших и столько же конных рыцарей, а пеших дружинников у нас было не больше двух тысяч, большая часть которых находилась у наших осадных орудий, охраняя их. Увидев их бегущими, мы не стали их преследовать, опасаясь, как бы они путём коварства и засады не нанесли вреда нашему лагерю, нашим осадным орудиям и башням, уже захваченным венецианцами. Император поклялся, что когда он ночью вернётся в свой дворец, то на следующий день начнет с нами сражаться. Среди той ночи он тайно бежал оттуда.

В четверг как раз мы и должны были сражаться, как обещал император. Между тем, на следующее утро при божьей помощи город сдался нам. Это случилось, когда прошло восемь дней с начала осады. Тогда император Тирсак и императрица, его супруга, сестра венгерского короля, которые долго содержались в ужасной тюрьме и были заключены, выразили свою огромную благодарность с заявлением, что они благодаря божьей милости и нашей помощи были освобождены из тюрьмы, возвратили себе почёт власти, а мы теперь с их долго отсутствующим сыном на следующей день должны будем вступить в их дворец так, как будто бы он был наш.


Эжен Делакруа. Вход крестоносцев в Константинополь.1840г.

Мы так и сделали и с большим почётом пировали у них в дружеском расположении. Однако, я желал бы донести до Вашего сведения, что в деле Спасителя мы добились того, что Восточная церковь, центр которой раньше находился в Константинополе, теперь опять, как это было с давних пор, вместе с императором и всей его империей, связана с ее главой, римским Папой, и снова признается в качестве дочери римской церкви и впредь, как обычно, склонив голову, станет повиноваться ему в полном смирении. Также сам патриарх этой церкви, благоприятствовал и поддерживал это дело, впредь обратится к римскому престолу, дабы принять от высших церковных князей паллий своего звания и уже клятвенно поручился в этом вместе с императором.

Соблазнённые такими огромными и многочисленными преимуществами и связанные святой надежды на будущие блага, мы решили перезимовать в этом городе и уже велели сообщить об этом нашим братьям, ожидающим на той стороне моря нашего прибытия, дабы они, услышав радостное известие о наших успехах, участниками которых мы страстно желали бы видеть и их, будучи поддержанные святой надеждой ждали нас из Константинополя.

Знайте же, что мы обязуемся довести до конца рыцарскую битву перед Александрией против султана Вавилонии (так называли Египет). Если кто-то желает служить Богу, служить которому, значит властвовать, и снискать себе среди рыцарства славу выдающегося и знаменитого, он принимает крест, следует за Господом и приходит на его турнир, к которому его призывает сам Господь. Прощайте"

Информационная война против Православия началась много веков назад

Несмотря на отсутствие прессы и телевидения, активная фаза инфовойны началась сразу же после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году

Несмотря на множество трагических дат в мировой истории, один день – 13 апреля 1204 года - стоит особняком. Именно в тот день участники Четвертого Крестового похода штурмом взяли Константинополь, и последствия этого события во многом оказались роковыми для всего мира.

Более того, их последствия мир будет ощущать ещё долгое время, а может быть, и всегда. Как бы странно это ни звучало.
События 13 апреля 1204 года в Западной Европе, да и вообще в мире давно позабыты. Мало кто знает, что случилось в тот день, какие события предшествовали этой трагедии, и уж тем более никто не может представить масштаб её последствий. Хотя этот день, без преувеличения, изменил ход мировой истории.

Взятие крупнейшего христианского города мира крестоносной и – что совершенно не укладывается в рамках сознания – христианской армией шокировало всех. Начиная от римского Папы Иннокентия III и до мусульманского мира.

Крестоносцы, изначальной целью которых был Иерусалим и отвоевание Гроба Господня, вместо этого не просто взяли Константинополь, но разграбили и сожгли большую часть города, осквернили церкви, включая храм св. Софии, заставили население города бросить дома и имущество и бежать из города, спасая свои жизни.



Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году. Миниатюра. 15 в. Национальная библиотека, Париж

Если в годы расцвета в Константинополе проживало более полумиллиона жителей, то к 1261 году, когда византийцы выгнали латинских оккупантов и вернули себе столицу, в ней едва было 50 000 горожан.

Четвертый Крестовый поход нанес смертельную рану не только Византии, его последствия не раз аукнутся и самой Западной Европе. Ведь Византия перестала существовать как вековая преграда на пути исламской экспансии на Запад, и понадобилось всего полтораста лет, чтобы в Европе возникло первое мусульманское государство – Османская империя.

Фактически крестоносцы выступили на стороне мусульман, расчистив им путь на Запад, результатом которого стало порабощение и многовековое османское иго в Болгарии, Сербии, Греции. А завоевание в мае 1453 года Константинополя султаном Мехметом II было лишь финальным актом растянувшейся почти на 250 лет византийской трагедии.

Отголоски тех драматических событий не утихают до сих пор. И хотя в 2004 году римский папа Иоанн Павел II от имени католической церкви извинился за разграбление Константинополя и массовые убийства его жителей участниками Четвертого Крестового похода, это мало что меняет.

Православной столицы Византии – Константинополя - давно нет, а есть турецкий Стамбул. Христианской Восточной Римской империи нет, а есть мусульманская непредсказуемая Турция. И сколько ни извиняйся, прошлого не вернуть и преступление мирового масштаба преступлением от этого быть не перестанет.

Понятно, что подобное преступление надо было как-то оправдать и попытаться выставить в положительном виде всю ту крестоносную сволочь, кто грабил, насиловал и убивал своих братьев по вере в 1204 году. Поэтому, начиная с XIII века и по сей день, Византию старательно обливают помоями и мажут грязью, представляя мерзкой и косной недостраной, которой правили садисты, сумасшедшие, евнухи, патологические убийцы и интриганы.

Из чего делается вполне определенный вывод – эта недострана просто по определению не имела права на существование. Как это принято на Западе, во всех бедах империи… обвинена сама Византия. А единственный светлый момент в её истории, на фоне беспросветного мрака, это появление под станами Константинополя в 1203 году просвещенных европейских рыцарей, которые принесли жителям империи свет истиной веры взамен «дремучего» ортодоксального православия.


Якопо Тинторетто. Взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году

В общем-то, ничего нового в этом нет. Хорошо известный старый европейский шулерский трюк – обвинить жертву во всем том нехорошем, что с ней приключилось.

Этим трюком Запад пользуется регулярно, в связи с чем можно вспомнить и недавнюю нашу историю, когда Российскую империю, а потом и СССР также обвиняли в том, что это были недостраны, которые спасли бы просвещенные европейцы в 1812 и 1941 году, да вот незадача – всё закончилась совсем не так, как ожидали евроинтеграторы.

Но лучше дать слово паре профессиональных западных «экспертов» от истории: «О, эта Византийская империя! Всеобщий вердикт истории таков, что она представляет собой наиболее совершенную в своем основании культуру, принявшую со временем самую презренную из форм, которую когда-либо принимала цивилизация. Не было другой такой продолжительно существовавшей цивилизации, суть которой столь точно отражалась бы эпитетом «посредственная». История Византии – это монотонная цепь интриг священников, евнухов, женщин, череда заговоров и отравлений». (У. Леки, 1869).

Вторит ему и другой британский критикан Восточной Римской империи Э. Гиббон, считавшей Византию откровенно неполноценной, варварской страной с «избыточной» религиозностью, а византийцев – трусливой и подлой нацией. Ещё бы немного, и этот ученый муж договорился бы до теории расового превосходства, что чуть позже озвучил другой «просвещенный европеец» австрийского происхождения.

Не отстают от англичан и французские гиганты мысли – Вольтер и Монтескье. Первый обозвал Византию «ужасной и отвратительной», а второй пришел к глубокомысленному выводу, что «в Византии не было ничего, кроме тупого поклонения иконам».

Таким образом, мы видим вот какую картину маслом: Византия – это непонятное, заслуживающее исключительно презрения недоразумение, просуществовавшим больше 1000 лет. В этой стране было плохо всё: управление, правители, население и, конечно же, «неправильная» православная вера. При этом многие «эксперты» и «гиганты мысли» забывают, что именно свод византийских законов императора Юстиниана I (останки которого крестоносцы выкинули из саркофага в 1204 году, предварительно избавив от богато украшенного погребального савана), стал основой для создания современной юриспруденции в Западной Европе. В той же Англии и Франции.

Можно долго рассуждать о византийском образовании, науках, литературе, искусстве, выдающихся философах и пр. Но лучше всего византийских варваров охарактеризует одна маленькая деталь – именно недоразвитая, косная Византия научила Европу пользоваться вилкой, которая до неё предпочитала есть немытыми руками в элегантном европейско-первобытном стиле.

Удивляют – и это мягко сказано – европейские «мыслители» полным отсутствием толерантности, когда с высот своей просвещенности презрительно называют византийцев чуть ли не дикарями.

Как известно, население Византии всегда было многонациональным, но там никогда национальной проблемы не было. «Нет ни эллина, нет ни иудея» - этой заповеди апостола Павла в Византии придерживались всегда. И когда англо-французские гиганты мысли с необычайной легкостью оскорбляют византийцев, то оскорбляют сразу с десяток-другой народов. Начиная от греков и заканчивая славянами, армянами, сирийцами, грузинами и тд. Впрочем, похоже, что и в наши дни они их равными себе не считают.

Что касается православной веры и «тупого поклонения иконам», то тут даже комментировать ничего не стоит, потому что от оценок западных «экспертов» за версту несет дремучим идиотизмом. Они сознательно представляют Православие, как какую-то извращенную религию, от которой римская церковь вполне разумно дистанцировалась в 1054 году.

Но дело в том, что и после 1054 года, когда якобы произошел раскол христианской церкви, ещё очень долгое время никто не подозревал о том, что раскол случился. А вот когда он точно случился, так это после 1204 года, когда между восточными и западными христианами разверзлась непреодолимая до сих пор пропасть.

Причиной чему были зверства и грабежи крестоносцев в Константинополе, а не богословские споры римских и константинопольских священников. Да, у них были разногласия, но все же они всегда считали друг друга братьями по вере. Спасибо крестоносцам – теперь братья относятся друг к другу в лучшем случае с настороженностью.

Благодарить за это также стоит таких «экспертов», как Гиббон, говорящих про «избыточную» религиозность Византии. Судя по его негативному тону, это нечто нехорошее, заслуживающее осуждения и порицания. Видимо, в порыве борьбы с «избыточной» религиозностью византийцев крестоносцы вдохновенно грабили константинопольские церкви и монастыри в 1204 году, попутно насилуя монахинь и убивая священнослужителей.


Вступление крестоносцев в Константинополь 13 апреля 1204 года. Гравюра Г. Доре

«Они уничтожали святые образа и бросали святые реликвии мучеников в такие места, которые мне стыдно назвать, разбрасывая повсюду тела и проливая кровь Христову», - пишет византийский историк Никита Хониат о бесчинствах крестоносцев во взятом Константинополе.

«Что касается осквернения ими великого собора (церкви св. Софии – прим. автора), то они разрушили главный престол и поделили между собой все ценные предметы, находившиеся там. Обычная шлюха была усажена на патриарший трон, чтобы выкрикивать оттуда оскорбления в адрес Христа; и она пела непотребные песни и непристойно танцевала в священном месте».

Как мы видим, задолго до так называемого панк-молебна «Пусси Райот» другой великий православный храм – церковь св. Софии - так же пережил демонстрацию европейских «общечеловеческих ценностей» – непристойные танцы и непотребные песни. Почитав про «художества» европейского крестоносного сброда, становится понятным, откуда у многих явлений и событий современности растут ноги.

Стоит ли удивляться, что после таких выходок западных «братьев по вере» последний византийский адмирал Лука Нотарас произнес незадолго до гибели Византии в 1453 году знаменитую фразу: «Лучше турецкий тюрбан, чем папская тиара» ?

Так велика была ненависть византийцев к западным «братьям», что и через 250 лет после разграбления Константинополя вместо них они предпочитали видеть мусульман-турок. Тем не менее, западные «эксперты» продолжали и будут продолжать твердить одно и то же: косная, вероломная и духовно неразвитая Византия сполна заслужила всё то, что с ней произошло. Сама виновата и точка.

В этой связи стоит отметить западную позицию и по отношению к России как к крупнейшей православной стране в мире. Нам по наследству от духовной праматери Византии досталась и вся нелюбовь Запада. Как и Византия, Россия продолжает оставаться для Запада «неправильной» страной с непонятным и малосимпатичным народом и, разумеется, такой же непонятной религией.

За что нас бесконечно критикуют и пытаются учить жизни «просвещенные общечеловеки». Считающие, что они стоят на более высокой ступеньке цивилизационного развития и просто по определению обязаны открывать глаза на западные ценности русским недоразвитым православным варварам. Как когда-то они это пытались делать в отношении византийцев.

В этой связи нам очень важно не забывать уроки истории. Тем более такие уроки.

)» штурмом овладели византийской столицей . Ворвавшись в христианский Константинополь , они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии . Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Погибли и многие христиане-горожане.

Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим , а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе - Латинскую империю . Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не смогла достичь прежнего могущества.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    По первоначальной договорённости, венецианцы обязались доставить французских крестоносцев по морю к берегам Святой земли и обеспечить их оружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тысяч французских воинов в Венецию прибыло только 12 тысяч, которые из-за малочисленности не могли оплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложили, чтобы в качестве платы французы оказали им помощь в нападении на подвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации , который был главным соперником Венеции на Адриатике . Первоначальный план - использовать Египет в качестве плацдарма для нападения на Палестину - был на время отложен. Узнав о планах венецианцев, Папа запретил поход, однако экспедиция состоялась и стоила её участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202 года объединённая армия венецианцев и французов обрушилась на Задар и основательно его разграбила.

    После этого венецианцы предложили французам ещё раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с тем, чтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака II Ангела . Смещённый с престола и ослеплённый своим братом Алексеем , он сидел в Константинопольской тюрьме, в то время как его сын - тоже Алексей - обивал пороги европейских властителей, пытаясь склонить их к походу на Константинополь, и раздавал обещания о щедром вознаграждении. Поверили посулам и крестоносцы, думая, что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение для экспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет Папы, крестоносцы прибыли к стенам Константинополя, взяли город и вернули Исааку трон. Однако, вопрос о выплате обещанного вознаграждения повис в воздухе - восстановленный император «передумал», а после того, как в Константинополе произошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсацию и вовсе растаяли. Тогда крестоносцы обиделись. По свидетельствам участников похода, маркграф Бонифаций, стоя под стенами города, передал императору послание: «Мы тебя из дыры достали, в дыру же и засунем». Крестоносцы захватили Константинополь во второй раз, и теперь уже грабили его в течение трёх дней. Уничтожались величайшие культурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. На месте Византийской была создана Латинская империя , на трон которой был посажен граф Балдуин IX Фландрский .

    Просуществовавшая до 1261 года империя из всех византийских земель включала лишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальные уделы . Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взимать пошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и на островах Эгейского моря . Тем самым они выиграли от Крестового похода больше всех. До Святой земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды - он снял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под своё покровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей, но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империи способствовало углублению раскола.

    Подготовка к походу

    Позиция Папы

    Узнав, что крестоносцы направляются в Константинополь, Папа Иннокентий III пришел в ярость . Он отправил предводителям похода послание, в котором напоминал об их обете освободить Святую землю и прямо запрещал идти в столицу Византии. Они проигнорировали его, а в мае 1204 года отправили Иннокентию ответное письмо, в котором сообщали, что Константинополь захвачен, и предлагали Папе пересмотреть свою позицию и признать завоевание византийской столицы даром Божьим. Иннокентий получал также сообщения о зверствах и осквернение храмов во время грабежа города, но очевидно не придал им значения. Он признал свершившийся факт и благословил его, согласившись с тем, что Балдуин - законный император, а Морозини - законный патриарх .

    Латинская империя

    Более полувека древний город на босфорском мысу находился во власти крестоносцев. 16 мая 1204 года в храме св. Софии фландрский граф Балдуин был торжественно коронован в качестве первого императора новой империи, которую современники называли не Латинской, а Константинопольской империей, или Романией. Считая себя преемниками византийских императоров, её правители сохранили многое из этикета и церемониала дворцовой жизни. Но к грекам император относился с крайним пренебрежением.

    В новом государстве, территория которого на первых порах ограничивалась столицей, вскоре начались распри. Разноязыкое рыцарское воинство только во время захвата и грабежа города действовало согласованно. Теперь же прежнее единство было забыто. Дело едва не доходило до открытых столкновений между императором и некоторыми предводителями крестоносцев. К этому добавились конфликты с византийцами из-за дележа византийских земель. В результате латинским императорам пришлось менять тактику. Уже Генрих Геннегауский (1206-1216) стал искать опору в старой византийской знати. Почувствовали себя наконец здесь хозяевами и венецианцы. В их руки перешла значительная часть города - три квартала из восьми. Венецианцы имели в городе свой судебный аппарат. Они составляли половину совета императорской курии. Венецианцам досталась огромная часть добычи после ограбления города.

    Множество ценностей было вывезено в Венецию, a часть богатств стала фундаментом той огромной политической власти и торгового могущества, которые приобрела венецианская колония в Константинополе. Некоторые историки не без оснований пишут, что после катастрофы 1204 года образовались фактически две империи - Латинская и Венецианская. Действительно, в руки венецианцев перешла не только часть столицы, но и земли во Фракии и на побережье Пропонтиды . Территориальные приобретения венецианцев за пределами Константинополя были невелики в сравнении с их планами в начале Четвертого крестового похода, но это не помешало венецианским дожам впредь пышно именовать себя «властителями четверти и получетверти Византийской империи». Впрочем, господство венецианцев в торгово-экономической жизни Константинополя (они завладели, в частности, всеми важнейшими причалами на берегах Босфора и Золотого Рога) оказалось едва ли не более важным, чем территориальные приобретения. Обосновавшись в Константинополе как хозяева, венецианцы усилили своё торговое влияние на всей территории павшей Византийской империи.

    Столица Латинской империи в течение нескольких десятилетий была местом пребывания самых знатных феодалов. Константинопольские дворцы они предпочитали своим замкам в Европе. Знать империи быстро освоилась с византийской роскошью, переняла привычку к постоянным празднествам и весёлым застольям. Потребительский характер жизни Константинополя при латинянах стал ещё более ярко выраженным. Крестоносцы пришли в эти края с мечом и за полвека своего владычества так и не научились созидать. В середине XIII века Латинская империя пришла в полный упадок. Многие города и сёла, опустошённые и разграбленные во время захватнических походов латинян, так и не смогли оправиться. Население страдало не только от непосильных налогов и поборов, но и от гнёта чужеземцев, с презрением попиравших культуру и обычаи греков. Православное духовенство вело активную проповедь борьбы против поработителей.

    Результаты Четвёртого крестового похода

    Четвёртый крестовый поход, превратившийся из «пути ко Гробу Господню» в венецианское коммерческое предприятие, приведшее к разграблению Константинополя латинянами, обозначил глубокий кризис крестоносного движения. Итогом этого похода стал окончательный раскол западного и византийского христианства. Многие называют Четвёртый крестовый поход «проклятым», так как крестоносцы, клявшиеся вернуть Святую Землю в лоно христианства, превратились в бесчестных наёмников, охотившихся лишь за лёгкой наживой.

    Собственно Византия после этого похода перестала существовать как государство более чем на 50 лет; на месте бывшей империи были созданы

    • Savignac, David The Medieval Russian Account of the Fourth Crusade - A New Annotated Translation (неопр.) .

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама