THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

«Районная научно-практическая конференция.»

Руководитель: ,

первой квалификационной категории МОУ-СОШ №4.

Учитель начальных классов

г. Асино – 2010 г.

1. Введение._______________________________________________________3

2.Что такое загадка?________________________________________________4

3.Когда и в связи с чем появились загадки? (история)___________________5

4. Какие виды загадок существует?___________________________________6

5.Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?________________________ 11

6. Результаты исследования.___________________________________________________12

7. Заключение.__________________________________________________ 14

8. Список литературы.___________________________________________ 15

9. Приложение __________________________________________________16

Введение.

Актуальность. Если спросить любого человека, любит ли он отгадывать загадки, то можно не сомневаться, что любой ответит «да». Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки Именно поэтому нами выбрана эта тема.

Цель работы : исследование происхождения загадок и их видов.

Гипотеза: предполагаем, что загадки сочиняли люди для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Задачи:

· познакомиться с историей возникновения загадок.;

· рассмотреть, какие виды загадок бываю.;

· проанкетировать учащихся;

· проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию;

· на основе собранного материала изготовить книжки-малышки «загадки» для учащихся мл. школьного возраста..

Научная новизна исследования: в рамках данного учреждения подобное исследование проводится впервые.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятиях в младших классах.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования, СМИ.

2. Анкетирование.

3. Обработка и анализ данных.

Исследование учащихся: всё-всё о загадках.

Проблемный вопрос

Кто придумал загадки и для чего они нужны?

Гипотеза

Я думаю, что загадки придумали простые люди, для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Вопросы, волнующие меня

1. Что такое загадка?

2. Когда и в связи с чем появились загадки? (история)

3. Какие виды загадок существует?

4. Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?

1. Определения загадок очень много. Мы приведем несколько определений.

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Избушка нова, а жильца нет.
Жилец появится, изба развалится.

На уроках литературного чтения мы познакомились с загадками, учились их отгадывать и даже попробовали придумать свои загадки. Оказалось это не так и легко.

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать" , которое означало "думать" , "размышлять" .

Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.

В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”.

Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.

Например, медведя называли коровой, а на их языке – “шикуша”, коня – домохвостый”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.

Древний человек наделил природу умением чувствовать и влиять на судьбу человека, и поэтому верил, что при помощи загадочной речи можно обмануть животных или растения, отвести от себя беду. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей").Также, по мнению ученых, в древности загадки являлись средством обучения молодежи "тайным" словам. Много столетий назад люди использовали загадки и просто для общения, если не хотели, чтобы окружающие знали, о чем идет речь. В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле. в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу. пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная. условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива . Наряду с прочими. для юношей устраивались испытания в его мудрости.

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идем клетки кладем.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:

"Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Пришли гости - и под лавку

Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.
Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.

В ходе исследования мы выяснили, что загадки бывают разные: прямые, математические и логические, прикольные и с подвохом, загадки-ребусы и исторические. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки, делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.

А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время?
(Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки).

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Конечно, загадка может быть более сложной, например:
Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это?
Ответ: (Твое отражение).

Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных:
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).

Народные загадки очень красивы и образны:
У батюшки жеребец - всему миру не сдержать,
У матушки коробья - всему миру не поднять,
У братца кушак - всему миру не скатать.
Ответ: (Ветер, земля, дорога).


Славяне всегда любили свою природу, и русские пейзажи часто вдохновляли сказителей, в том числе, и на создание загадок о природе.

Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.

Ответ: (Орехи.).

Обратите внимание на точность формулировок: не другой фрукт или овощ, потому что «покатилось» - значит, небольшое и легко катящееся, твердое (мягкое если покатится – скорее всего размажется). Не вишня , потому что «из куста». Да еще и акцент: не «во рту», а «в зубах», так как орехи нужно грызть. Поначалу кажется, что под эту формулировку подходит очень многое, но на самом деле – только орехи. Наглядный пример того, как народное творчество оттачивается годами, и в результате – емкий и самодостаточный текст.

Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это...
(ветер) *
Ответ в этой загадке записан задом наперед; есть и другие удобные способы записи ответа, особенно в электронном виде – белым шрифтом (как в остальных случаях в этой статье), в виде дополнительных гиперссылок, вверх ногами, на последней странице сборника и т. п.

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это…
(Слон) *

Слон, как и многие другие животные, фигурирует в загадках очень часто. Хотя, конечно, в русских народных загадках его можно найти только ближе к современности, когда русские увидели слонов в цирках.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это...
Мишка Белка *

Примеры обманок:
У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось?
Ответ: (Девять, потому что сдохла одна).

В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: (2 рубля и 1 рубль. Одна конечно не рубль, но другая – точно рубль).

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово "неверно”).

Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Что все живущие на Земле люди делают одновременно?
Ответ: (Становятся старше).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т. к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком

Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с. искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).

5.Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”. Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой .

Примеры логических загадок:
А) На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:
- первым будет Саша, Аня будет последней,
- вторым будет Саша, Дима будет третий,
- второй будет Аня, Дима будет четвертый.
Оказалось, в каждом предложении одно – истинно, другое – ложно. Какое место занял каждый ученик?
Ответ: (Саша – 1, Вика – 4, Аня – 2, Дима – 3).

Б) Какой учебный предмет – география, физика, математика, история – должен быть внесен в расписание при выполнении следующих условий:
- если выносится география, то и физика;
- если не выносится история, то и не выносится физика;
- неверно: если выносится математика, то и история.
Ответ: (Математика).

В) Алеша, Боря, Гриша нашли в земле сосуд. Алеша предположил, что это греческий сосуд 5 века, Боря, что сосуд финский 3 века, Гриша – не греческий 4 века. Каждый мальчик прав только в одном случае. Каков же сосуд?
Ответ: (Финский 5 века).

Г) Один из троих студентов участвовал в соревнованиях.
Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров не участвовал. Если Сидоров не участвовал, то Иванов не участвовал. Кто участвовал?
Ответ: (Петров).

Логическая загадка для дошкольников (которую взрослые отгадывают далеко не всегда):
Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3,
Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ?
Ответ – (2, т. к. «Иа» – две буквы).

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота , просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

Что такое – сидит на дереве, черное и каркает? На букву Ш.
Ответ: (Ворона. Почему на Ш? Потому что шлангом прикинулась).

Висит на стенке, зеленое, длинное, и стреляет
Ответ: (Полотенце. Почему стреляет? Чтобы труднее отгадать было)..

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

"Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"

знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

Результаты исследования.

Мы провели анкетирование в 1Б, 1Г, 2В и 2Г классах и получили следующие результаты.

1. любите ли вы загадывать загадки?

Вывод: большинство детей любят загадывать загадки.

2. знаете ли вы загадки?

Вывод: все дети знают загадки.

3. Можете ли вы сейчас загадать 1-2 загадки?

Загадали – 100%

Вывод: все дети загадали по одной - две загадки.

4. кто придумывает загадки?

Писатели – 50%

Простые люди – 50%

Вывод: половина детей уверены, что загадки придумывает народ, а другая половина считает, что загадки сочиняют писатели.

5. зачем придумывают загадки?

Она развивает сообразительность - 23%

Это зарядка для ума – 46%

Веселое времяпровождение – 31%

Вывод: почти половина детей считают, что загадка это зарядка для ума, 31% - считают, что это веселое время провождения и лишь 23% считают, что это развитие сообразительности.

Проанализировав работу, мы можем сделать следующие выводы:

1. загадки любят все.

2. загадка –это не только веселое времяпровождение, но и зарядка для ума, развитие воображения, сообразительности, смекалки.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена и не опровергнута.

Вывод

Работая над данным проектом, мы узнали, что загадки возникли в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки. В настоящее время многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные, так как многие не помнят или просто не знают, что у этих загадок есть автор. И хотя большинство загадок возникло давно, многие из них воспринимаются как современные.

Каждая новая эпоха не только рождает новые загадки, но и теряет их. Кто же сейчас придумывает загадки? Изучая детские журналы и странички в интернете, мы пришли к выводу, что их сочиняют как писатели, так и простые люди, то есть народ. Популярность загадок объясняется тем, что они позволяют нам испытать себя, а также просто развлекают нас.

На основе собранного материала изготовили книжки-малышки «загадки» для учащихся младших школьного возраста (см приложение №1)

Литература:

1.. Митрофанова В. В Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978, с.14.

2.Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19.

3. там же, с.16.

4. Садовников русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с.15.

5. там же, с.15.

6. там же, с.10.

7. там же, с. 15.

Я очень люблю загадки. Ведь они помогают развивать ум, смекалку, остроумие. Поэтому мне стало интересно: как и когда появились загадки, для чего, какими они бывают, кто их придумывает. На эти вопросы мне помогли ответить родители, учителя, книги.

Что такое загадка?

Загадка – это иносказательные(содержащие скрытый смысл) изображения предметов или явлений, которые предлагается отгадать.

Бывают загадки-иносказания:

Колобок, колобок,

Зашнурованный бок,

Убегает от ног.

МЯЧ загадки-описания:

Шапочка серенькая,

Жилеточка нетканая,

Кафтанчик рябенький,

А ходит босиком.

Загадки- вопросы:

Что на сковороду наливают,

Да вчетверо сгибают?

БЛИН и даже загадки- задачи:

Шёл охотник.

Увидел на дереве трёх ворон.

Выстрелил. Одну убил.

Сколько осталось?

Кто придумывает загадки?

Народные загадки появились очень давно. Они относятся к устному народному творчеству. Часто используются в народных сказках.

Как с древних времён в народе проверяли ум и смекалку человека? Конечно же загадывали ему загадку!

Во многих русских сказках самыми мудрыми людьми оказывались те, кто легко и быстро разгадывал загадки. И за это им воздавалось сполна: девица умело справилась со всеми загадками царя – и царь женился на ней. А солдат, отгадавший труднейшую загадку, получил кучу денег в награду. Тот же, кто не разгадал загадки, в лучшем случае оказывался в дураках.

Русские народные загадки очень интересны. Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное. Поэтому такие загадки – образцы фольклорного искусства слова.

Косой бес

Поскакал в лес. – ЗАЯЦ

Катится бочка

Нет на ней ни сучочка – ЯЙЦО

Маленький мужичок

Оказывается, их писали и пишут очень известные писатели и поэты. Такие как Корней Чуковский, Михаил Шварц, Генрих Сапгир, Сергей Михалков и многие, многие другие.

Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная!

К. Чуковский

Летом небо

Очень гладко,

Как спортивная

Площадка.

Футбольный мяч.

Где была ты?

Тут и там.

Где летала?

По цветам.

Что домой ты принесла?

Мёд,- ответила ПЧЕЛА

Г. Сапгир

Когда появились первые загадки?

Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно – не известно. Однако первые упоминания о них относятся к началу семнадцатого века. Точно одно. Что загадка появилась не раньше самого предмета, о котором говорится в этой загадке.

Например, загадка о проруби:

В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено

Относится к восемнадцатому веку. Именно тогда стекло стали много использовать.

А загадка о радио –

Не человек, а разговаривает- возникла в двадцатом веке, когда появилось радио радио.

Почему возникли загадки?

Считается, что в древности люди часто пользовались иносказательной тайной речью. Она нужна была военным, священникам и простому народу. С помощью загадок древние обучали молодёжь иносказательной речи. Умение разгадывать загадки было, по мнению древних, необходимостью. Лишь знающий загадки был сильным и мудрым человеком. Эти знания приносили человеку счастье.

О чём загадывают загадки?

За много веков народ придумал множество загадок обо всём на свете. Тут и загадки о явлениях природы, о растениях, о животных, о самих людях и их жизни.

Всех кормлю с охотою,

А сама безротая.

Не мышь, не птица

В лесу резвится,

На дереве живёт

И орешки грызёт.

Маленький, удаленький

Сквозь землю прошёл

Красну шапочку нашёл.

Есть ли загадки в других странах?

Конечно, есть!

Каждый народ имеет свои загадки. Многие из них переведены на русский язык и понятны нам. Часто в загадках говорится о знакомых всем людям предметах(солнце, звёзды и пр.), а иногда загадку трудно отгадать, так как отгадкой становится предмет, знакомый определённому народу.

Якутские загадки:

Серебряная чаша

Посреди моря лежит

Без колёс, а двигается.

Эвенкийские загадки:

Старушка встанет –

До неба достанет.

ДЫМ ОТ КОСТРА

Кипит котёл в тайге.

МУРАВЕЙНИК

Карельские загадки:

Кипит в лесу котёл

Без дров – головешек,

Без поваров – поваришек,

Без кашеварок – стряпушек.

МУРАВЕЙНИК

Не кушает, а пухленькая,

Не умыта, а чистенькая.

Алтайские загадки:

На вершине золотого дерева

Золотая кукушка крылья распустила.

КЕДР И ШИШИКИ.

Страшный хан живёт в горах,

На людей наводит страх.

Загадки народов Северного Кавказа:

В тёмный ров страшный барс залез.

САБЛЯ В НОЖНАХ

Никто не кормил, а толстой стала.

Загадки народов Южного Урала:

Плащ не больше чаши, а весь народ греет.

Под горбатым мостом

Четыре горбика.

НОГИ ВЕРБЛЮДА

Зачем нужны загадки?

Загадки интересны, познавательны, они развивают логику, речь, мышление и фантазию. Поэтому взрослые так любят загадывать загадки детям, а дети любят их отгадывать.

Долго ли будут существовать загадки?

Загадки будут жить вечно. Только одни загадки уходят, но на их место приходят другие. Так происходит потому, что многие предметы быта, события уходят из нашей жизни и мы не можем отгадать их, не понимаем их смысл. Но новое время приносит с собой новые современные загадки. Некоторые из них основываются на старинных загадках.

Летит птица крылата:

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьёт.

В древности отгадкой была СТРЕЛА.

А теперь мы скажем, что это ПУЛЯ. И по-своему будем правы.

Можно ли сочинять загадки самим?

Я решила проверить – можно ли самим сочинять загадки? Я постаралась и вот что у меня вышло:

Белый, ароматный

Очень, очень сладкий

Красная одёжка

Чёрная застёжка

Все «Коровкой»

Называют и на

Небо отправляют.

Там её детки кушают конфетки

Божья коровка

Очень вкусная подружка

Ароматная ПЕТРУШКА

Открываю белый короб

Там всегда продуктов ворох.

Все полезны и нужны

Ну, конечно, ХОЛОДИЛЬНИК

Эти штучки любят детки

Только это не конфетки.

Мы сосали их и сами,

А теперь большими стали

И давно их не видали

СОСКА, БУТЫЛКИ С СОСОКОЙ

Кто ночью работает,

А днём отдыхает?

Итак, узнав многое из истории загадок, я полюбила их ещё больше. Теперь для меня загадки не только смешные и забавные вопросы. Но, прежде всего, это исторические литературные памятники русского фольклора и прекрасные миниатюрные произведения известных авторов. Я узнала, что загадки есть у каждого народа, что пришли они к нам из древности и что они продолжают жить и обновляться, появляются новые уже авторские загадки. Я попробовала и сама сочинила несколько забавных загадок и мне это понравилось.

Закончить свою работу я хотела бы стихотворением Владимира Даля – известного собирателя фольклора, писателя, автора толкового словаря и великого знатока русского языка.

«Загадка»

Как по мосту, по мосточку

Шла девица-семилетка,

За девицей –молодец:

Стой, девица – семилетка,

Загадаю три загадки,

Ты изволь же отгадать их:

А что растёт без кореньев?

А что цветёт без алого цвету?

А что шумит без буйного ветру?

Растёт камень без кореньев,

Цветёт сосна без алого цвету,

Шумит вода без буйного ветру.


Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра , рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа.

Загадка – это жанр народного творчества , в котором нашли свое отражение быт и нравы русского народа , окружавшая его природа. Это самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слов .


Происхождение названия жанра

Как вы думаете, как давно появилось это слово - «загадка»?

Слово « загадка » - древнего происхождения.

Как вы думаете от какого слов произошло слово «загадка»?

В древнерусском языке слово « гадать » означало « думать », « размышлять ». Отсюда и произошло слово « загадка ». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.


Происхождение загадок

Предположите, когда появились загадки и для чего?

Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года .

Почему, по вашему мнению, именно в это время – зимой?

В пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова , так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год , засыпала природа, прекращалось сокодвижение, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться , отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок .


Происхождение загадок

Появление на свет первых загадок ученые связывают с возникновением явления в жизни древних – с иносказательной тайной речью.

Люди древнейших эпох были уверены, что иносказательной речью можно не только обмануть животных или растения, которые якобы способны понимать человеческий язык, но и воздействовать на природу.

Также на ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире старшего поколения младшим .


Происхождение загадок

Как вы думаете, для чего в старину нужно было уметь отгадывать загадки?

Знание загадок и умение их разгадывать было, по мнению древних, просто жизненной необходимостью . Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, герой становится богатым или даже царем благодаря загадкам. Приведите примеры.


Какими бывают загадки

Перечисления различных признаков предмета или явления.

Он и сочен, и душист, а снаружи золотист.

Много долек в нем, друзья, будем кушать все и я.

(Апельсин)

Растет у окошка в глиняной плошке

Зеленый ежик без головы и без ножек .

(Кактус)

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч.

(Арбуз)


Краткая характеристика предмета или явления.

Голубая простыня весь свет одевает.

(Небо)

В поле сережки на одной ножке.

(Овес)

Один костер весь мир согревает.

(Солнце)

Между веток новый дом, нету двери в доме том.

Только круглое окошко – не пролезет даже кошка.

(Скворечник)


В загадку включено отрицательное сравнение .

Не зверь, не птица, а нос, как синица .

(Комар)

Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха.

(Орех)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит.

(Река)


Описании предмета использована метафоры .

На пяти проводах отдыхает стая птах.

(Ноты)

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился и отдельно поселился.

(Варежка)

На четыре ноги надевали сапоги.

Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

(Колеса)


Описание не самого предмета или явления, а буквенного (слогового) состава слова , его обозначающего.

  • Шарады – слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно . По этим описаниям нужно разгадать целое слово.

Корень мой находится в цене;

В очерке найди приставку мне;

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(О-цен-к-а)

В списке вы мой обнаружите корень;

Суффикс – в собрании встретите вскоре;

В слове рассказ вы приставку найдете;

В целом – по мне на уроки пойдете.

(Рас-пис-ание)


  • Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово.

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю.

(Чайка - Гайка)

С «Г» - он будет частью слова,

С «И» - немного схож с пластом,

С «Н» - не конь и не корова,

Хоть с ногами и хвостом.

(слоГ – слоЙ - слоН)


  • Анаграммы – это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот – ток) или при перестановке слогов и букв (сосна – насос).

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Найдешь загаданное слово в названье «жителя морского».

А как прочтешь наоборот – под парусами он плывет.

(Краб – барк )


  • Логогрифы – слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза – роза).

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем.

(Уха – муха)

Кто части мотоцикла знает,

тот слово это разгадает.

А если букву «Д» прибавит,

На сцене можно будет ставить.

(Рама – драма)


«Загадки – складки». Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму .

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит…

(Дождик)

На дворе в кадушке заквакали подружки,

Потом прыг из ушата…Кто же это?..

(Лягушата)

Лесной барабанщик, длинноухий трусишка,

Обожает морковку... Кто это?..

(Зайчишка)


Домашнее задание.

ДЕЛИМСЯ ЖРЕБИЕМ НА КОМАНДЫ!

«4 деревеньки»

Дома подготовить командам:

  • Название деревни и девиз (связанное с фольклором)
  • « Форма » одежды (платки, шапки ушанки и т.д.).
  • Принести карандаши или фломастеры.

На доп.оценку . Творческое задание: сочинить свои загадки любого вида.

Создадим свою книгу загадок!

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? Виды загадок, существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Видео: Виды огнетушителей: сравнение, производство, применение

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Видео: Поплавки на удочку. Виды, форма, оснастка, особенности, применение

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.

Видео: Машины и транспорт в загадках/загадки для детей

Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Факт существования такого жанра, как загадка, был известен еще в глубокой древности. Не потерял он своей актуальности и в современной жизни людей. Чем же так привлекательна эта форма народной и авторской поэзии? Почему жанр так активно развивается? существующие сегодня, необычайно разнообразны.

Что такое загадка

Существует несколько определений этого понятия. Смысл многих из них сводится к тому, что в загадке дается описание какого-то предмета или явления действительности в иносказательной форме. Кроме того, очень часто в тексте содержится вопрос, ответ на который и становится отгадкой.

Учитывая то, что виды загадок имеют большое разнообразие, допустимы вариации в определении понятия. Общим можно назвать указание на то, что текст всегда продуман и четко сформулирован.

Аллегория и метафора

Виды загадок, содержащие метафору или аллегорию в тексте, считаются самыми древними. В них предметы быта, явления, происходящие в жизни уподобляются действиям самого человека. Например:

  • Накормишь - живет, напоишь - умрет. Огонь.

Наиболее сложный тип загадок содержит особую характеристику явления или предмета, о котором идет речь. В их описании используются слова, редко употребляющиеся вместе с загаданным названием предмета. Примером могут послужить загадки:

  • Белые овечки бегают по свечке. Верба.
  • Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, а рама зеленая. Пруд.

Из истории известно, что в народе ценили не только тех, кто мог разгадывать загадки. На особом счету находились люди, умевшие говорить загадками. Среди своих сородичей они носили звание мудрецов, обладающих необыкновенной ясностью ума, смекалкой, выдумкой. Порой им приписывались сверхъестественные способности.

Звуковой образ в тексте

Отдельные виды загадок имеют в своей основе не смысловой образ, а звуковой. Чтобы найти ответ, необходимо вслушаться в каждое слово текста. Определенное сочетание звуков в них наталкивает на слово-отгадку.

Здесь также необходимо проявить смекалку, сообразительность. Эрудиция человека тоже важна при отгадывании подобных загадок:

  • Цап-царапки: подбирай охапки! Грабли.

Нужно учесть, существуют старинные загадки подобного вида, а также созданные литераторами совсем недавно. Замечено, что для современного человека наиболее трудны в разгадывании произведения, появившиеся несколько веков назад. И это вполне объяснимо. Поиск слова-отгадки заставляет человека лучше узнать быт своих предков, историю того или иного народа.

Использование малого жанра в работе с детьми

Все виды загадок для детей принято подразделять на определенные темы. Это облегчает работу педагога или родителей на этапе подготовки к занятию. Тематические группы могут быть следующими:

  • азбука, буквы, алфавит;
  • быт человека;
  • времяисчисление, времена года;
  • музыкальная грамота и инструменты;
  • сад и огород;
  • современные и старинные средства передвижения;
  • учебные принадлежности;
  • явления природы.

Это лишь небольшой перечень тем, которые можно изучать с детьми посредством использования загадок. Они удачно вписываются в любой школьный предмет, а также праздник, конкурс, экскурсию. Загадки оживляют учебный процесс, делая его более ярким и запоминающимся.

Очень важна роль загадок в развитии кругозора малышей, их речи, любознательности, наблюдательности. При помощи этого жанра можно устраивать ежедневные тренировки памяти и внимания ребенка. Учитывая то обстоятельство, что дети очень любят загадки, такие занятия не будут казаться назойливыми и скучными.

THE BELL

Есть те, кто прочитали эту новость раньше вас.
Подпишитесь, чтобы получать статьи свежими.
Email
Имя
Фамилия
Как вы хотите читать The Bell
Без спама